Экология ума и души. Методическая разработка заседания философского стола "экология души"

Все мы, кто чаще, кто реже говорим об экологии. Говорим так часто, что совсем забыли значение этого слова. Напомним: "Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем". Это материальная сторона вопроса. Но есть ещё и более тонка, духовная. Что такое"экология души"? А это взаимоотношение души с миром. И не абстрактной души, а конкретной, моей, вашей, родительской, детской.

Об экологии природы говорят много и часто, об экологии души даже не подозревают, а между тем, проблема-то серьёзная. Ещё в девяностых годах, я писала, по поэме Андрея Вознесенскго "Ров" работу "Экология души человека".

Но тогда весь вопрос вертеля вокруг одной поэмы и проблемы гробокопателей, теперь же, мы ставим его иначе. Как вопрос уважения не только к памяти о героях и жертвах войны, а об уважении в целом. И не только к памяти, но и к людям, миру, в котором мы живём.А проблема разрослась и в ширь и в глубь. Гробокопательство, ради наживы, перешло в алчную погоню за деньгами. Погоню жесткую и беспощадную, заставляющую людей забыть о душе. Не только о чужой, но и о своей.

Продажа икон, орденов, частной собственности, продажа органов, человеческих тел - всё это звенья одной цепи.

"Связь распалась времен?

Психиатра - в зал!

Как предотвратить бездуховный процесс,

что условно я «алчью» назвал?"

Написал А.

Вознесенский в 1986 году, а ведь точно вчера, только беда с экологией души стала больше. Больше стало бездуховности, лжи, оби, жажды денег. Деньги... Готовность всё продать сменилась мошенничеством и кредитами, воровством, но осталась алчью Вознесенского.

"Окружающая среда страшна,

экология духа - страшней."

Синтетические продукты, заменители вкуса, фрукты и овощи, выращенные на нитратах, удобрения, убивающие землю и тотальная бездуховность. Гоголя и Достоевского читают в кратком изложении, с мониторов льётся безграмотная речь "учителей жизни", родители умирают, зарабатывая детям денег на квартиры, при чём умирают часто одинокие и забытые теме, в кого вкладывали душу. Когда-то, до революции, Россия была высоко духовной страной. После ВОВ, духовность, врое бы начала рости. С бездуховностью боролись. А теперь борются с коррупцией, взятками, воровством, обрезая ростки Алчи но старательно не трогая корни.

Трудно бороться с разрушением всемирной души. Но победи саморазрушение в душе своей. Отнесись ко всему вокруг, как к самому себе. Вспомни, что все мы связаны невидимыми духовными нитями, взывающими к нашему сознанию. Вспомни и прояви хоть немного добра к ближнему. не только к человеку, но и к котёнку, цветку, ребёнку, кусту сирени.... С этого начинается экологиядуха каждого из нас.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Доклад

«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ -

К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Природа - матушка моя.

/Воронцова И./

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа - матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

Н а пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства - голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных -провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА

На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

В се мы - и дети, и взрослые - дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как - то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких - на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

Ч еловек - творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.

Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. ЧЕЛОВЕК , который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть ИСТОЧНИКОМ - ПИТАЮЩИМ ДУШУ .

Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что если работа на уроке с книгой - воспитание любви к книге, упражнение о дереве - воспитание любви к природе. Два-три предложения о добром мальчике из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» - и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.

Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа...?

Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» - ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему - «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.

И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель - человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания.

Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:

Оторванность от жизни;

Неумение применять на практике природоведческие знания.

К тому же я, и большинство сельских учителей начальных классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное представление об экологии в данной местности. Для них экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие-то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие на них. Всем от природы что-то нужно. Но только сама она, выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира - главное общение с природой, т. е. через туристско-краеведческую деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма холодной водой, через формирование сознания.

Н епосредственные контакты с окружающим миром вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Мать - Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни

У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда

«Не станет он искать побед,

А ждать великое начало

Его всё чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ»

М.Н. Рыльке

/перевод В. Пастернака./

Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.

Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК - не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше он становится разрушителем всего и вся.

Х очется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»

В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир - духовный.

Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас - была всегда.

Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери - Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести - будет ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому , и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.

Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка светлого. А сколько таких искорок у меня в классе. Ведь дети - это нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к солнечному свету.

Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:

  1. Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?
  2. Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?
  3. Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
  4. Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи - чувства?
  5. Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?

И каждый день! И завтра, и вчера…

Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы живые люли, он - человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.

…Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде - от бездуховности своей.»

В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку - человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

Что мы имеем в виду, когда говорим «экология планеты»? Буквально, слово «экология» означает «наука о доме», но другими словами под этим термином мы толкуем степень загрязненности или чистоты планеты. Точно такая экология существует и в нашей душе. А что же она собой представляет?
У каждого человека есть душа, которую можно сравнить с мерцающим огоньком, что горит внутри уличного фонаря. Она полна таинств и загадок. Душа - это сердцевина жизни, которую вдохнул Бог в сосуд физического тела. Она от рождения дана всем чистая, еще не запятнаная жизненной грязью, то есть любого рода страстями. И только в процессе ее развития человек определяет свою шкалу ценностей. Кто он такой? Зачем появился на свет? Которая ему отведена роль в этом огромном мировом оркестре жизни? Человек сам расставляет приоритеты в своем душевном мире. Экология души непосредственно определяется степенью доброжелательности мыслей, когда человек не таит обиды, потому что умеет прощать. Это способность личности быть невосприимчивым к окружающей грязи. Огромное количество земных соблазнов тянут человека вниз, и если он не проявит силу характера, не будет оказывать сопротивление, то вскоре уровень загрязнения экологии его души будет критическим. Современное общество живет в мире эмоций и, как правило, отрицательных. Споры, вспыльчивость, раздражительность, ссоры и обиды, постоянные претензии друг к другу, злость - все это просто постигло нас большой волной цунами, с которой многие люди не справляются. Они тратят время своей бесценной жизни на просмотр бессмысленных фильмов, проводят огромное количество времени в интернете, вместо книг читают желтую прессу, заменяя понятие «искусство» на «развлечения». Конечно, не все люди находят в чтении глубинный смысл, погружаясь в вымышленный мир человеческих фантазий. Но можно придумать множество альтернативных средств снизить уровень загрязненности собственной души. Например, общаться с интересными людьми, путешествовать, посвящать хотя бы часть того времени, что обычно тратит на просмотр сериала, помощи нуждающимся. Но если вы задумались над чистотой своей души и не хотите допустить обострения экологической обстановки, то развивайтесь духовно. Избавляйтесь от неправильных понятий о жизни, от иллюзий. Следите за своими мыслями, которые вскоре станут словами. Контролируйте свои действия, истребляет плохие привычки. Когда вы проигрываете, постарайтесь извлечь из этого урок, а то и пользу. Уважайте себя, уважайте других, отвечайте за все свои поступки. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу. Когда понимаете, что сделали ошибку, постарайтесь не замять ее, а быстро исправить. Духовные люди способны привлечь к себе настоящую любовь, постоянно жертвуют собой для других, умеют владеть своими чувствами.

Чистота души зависит от самого человека. Я думаю, что это и бережное отношение к жизненным ресурсам: телу (питание, уход за собой) и окружающим, потому что мы неотъемлемая часть мира. И когда человек достигает внутреннего равновесия и гармонии, благодаря постоянному нравственному, моральному, культурному воспитанию себя, то сознание его видоизменяется. Он смотрит на мир уже не узко направлено, и мысли его не замкнуты на себе и удовлетворении личностных интересов. У такого человека возникает желание и стремление улучшать уже не только себя, но нести в окружающий мир позитивные изменения. Мышление такого человека широкомасштабное. Его беспокоит царство природы, своими действиями он пытается оказывать благотворное влияние на меньшее царство природы. Личность осознает себя частью своей нации, включенность своей культуры в мировое сообщество и уже с этой высоты он думает о здоровье всей планеты в целом, прилагая для этого усилия, доступные его возможностям
И если читая мои размышления на тему экологии души вы задумались над собственным уровнем загрязнения, то советую начать хотя бы с мелочей, чтобы потом не искоренять последствия аварийного состояния.

Муниципальное образовательное учреждение «Прудищинская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс

«Экология языка»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе с использованием электронных образовательных ресурсов на экологическую тему.

«Экология природы- экология души»

Стаж педагогической работы-14 лет.

Тема по самообразованию – «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

Адрес образовательного учреждения: Тульская обл.,Веневский район, с.Прудищи, ул.Школьная,д.1.

Интегрированный урок в 11 классе

«Экология природы-экология души»

Цели:

Образовательная: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Развивающая:

Развить элементы интегративного мышления учащихся с помощью умения работать с литературными источниками в процессе групповой деятельности;

Развить организационные компетенции: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

Развить у участников группы навыки сотрудничества, презентационные, оценочные умения и навыки;

Развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.

Воспитательная: воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование:

ноутбуки,

проектор,

тексты художественных произведений: В. Распутин “Прощание с Матерой”, В. Астафьев “Царь-рыба”, Ч. Айтматов “Плаха”,

презентация,

раздаточный материал.

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма занятия: групповая.

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивационное начало.

Актуализация знаний.

Работа в группах.

Выступление групп.

Обсуждение.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию.

На экран выведены эпиграфы (Приложение1,слайд 2)

« Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды».

Р.Рождественский.

« Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо».

М.Пришвин.

Мотивационное начало

Слово учителя: Сегодня у нас интегрированное занятие, на котором мы попытаемся совместить знания из области экологии и литературы. И начать это занятие мы предлагаем с просмотра фильма (Демонстрация фильма – Приложение 2).

Наше занятие мы назвали « Экология природы-экология души».

Как, по-вашему, о чем пойдет разговор? Что мы должны узнать? Как вы понимаете, что такое «экология природы» и «экология души»? Как бы вы сформулировали цель нашего занятия?

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).

(На экран проецируется цель занятия.) (слайд 3)

Актуализация знаний

Учитель: За всюисторию своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

Итак, в центре сегодняшнего урока - проблема взаимоотношений человека и земли, человека и природы.

Писателям, поэтам, журналистам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль.

Стихии (земля, вода, воздух, огонь) всегда занимали видное место в художественном познании человеком самого себя. От «Слова о полку Игореве» до современной «деревенской прозы» наша литература связывала жизнь русского человека с жизнью природы, земли. Тема « Человек и природа, человек и земля» занимала основное место в литературе 19 века: природа воспринималась русскими писателями не только как пейзаж, формирующий эстетический вкус, - с ней связывались нравственные начала, формирующие личность человека.

Писатели 20 века раскрывают эту традиционную для русской литературы тему по-новому: сфера отношений человека с землей, с природой включается в общий философский вопрос о правде и неправде, любви и ненависти, жизни и смерти.

Нравственный критерий героев Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Валентина Распутина, и др. во многом связан с жизнью природы и определяется отношением к ней. Почему? Да потому что назрела необходимость разобраться в причинах экологических катастроф. Как писал Фёдор Абрамов: « раньше мы решали два уравнения - что такое хорошо и что такое плохо? Теперь появилось третье уравнение: что такое ничего? Вот перед какой реальностью мы встали».

Именно такая категорическая постановка вопроса и двигает дело мертвой точки, как в жизни, так и в литературе. У поэта Максимилиана Волошина есть строки, тревожащие душу, но заставляющие задуматься каждого над тем, в какую бездонную пропасть мы можем скатиться, и что будет ждать нас на дне её, если мы срочно не примем меры для спасения нашей земли с ее прекрасной природой, следовательно, и для своего спасения!

Машина научила человека

Пристойно мыслить, здраво рассуждать.

Она ему наглядно доказала,

Что духа нет, а есть лишь вещество,

Что человек такая же машина,

Что звездный космос только механизм

Для производства времени, что мысль

Простой продукт пищеваренья мозга,

Что бытие определяет дух,

Что гений - вырожденье, что культура

Увеличение числа потребностей,

Что идеал -

Благополучие и сытость,

Что есть единый мировой желудок

И нет иных богов, кроме него.

Да, планета в опасности! В опасности потому, что, стремясь к прогрессу, мы не задумываемся, какими путями мы идем к нему. Поэтому назрела необходимость задуматься над вопросом: в чем наша ошибка? Что мы делаем не так на пути к прогрессу? Как это отразится на нас с вами?

Внимательно прочтите вот это четверостишие (слайд 5), найдите в нем ключевые слова (земля, люди, прости, груз совести, обидели).

Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое «нравственность»? (ответы учащихся)

Толковый словарь Ожегова дает такое толкование понятию «нравственность» (слайд 6).

Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках.

Ведь именно в литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Мы с вами познакомились с произведениями, где поднимаются проблемы экологии и нравственности. Вспомните и назовите эти произведения. (Сообщения подготовленных учащихся)

1 учащийся.

Валентин Распутин. «Прощание с Матерой».

Валентин Распутин - из тех немногих прозаиков семидесятых годов, кто вызывает уважение, как у широкой публики, так и у литературной критики, независимо от политической ориентации.

Изобразительная сила его первых сочинений была так сильна, что и по сей день ставит Распутина в число классиков русской литерату­ры XX века.

У Валентина Распутина больше, чем у других писателей, выражена отчетливая учительная интонация, осознание миссии писателя как воспи­тателя и духовного руководителя народа, что, возможно, и делает его прозу невостребованной.

Хотя литературная премия Александра Солженицына за 2000 год, присужденная Валентину Распутину с формулировкой – « за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с русской приро­дой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении новых начал» - подтвердила его высокий писательский статус.

«Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене­нии жизни, как прежде, а об ее спасении» - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы - и защита Байкала, и борьба против поворо­та северных рек, и протест против ликвидации «неперспективных дере­вень».

Но наибольшую степень воздействия на общественное сознание оказа­ла повесть «Прощание с Матерой», которая перевела стрелки часов со­ветской литературы и стала знаменатель­ным литературным событием не только семидесятых годов, но и всей русс­кой литературы советского периода.

В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре.

Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что «край света», конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе, что идет «не своим ходом», а словно бы кто-то ее тащит и тащит.

Санитарная очистка кладбища перед затоплением, по сути, обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как при­шельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил.

Смешалось необходимое и кощунственное.

В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери - такова диалектика истории. Нужно только, чтобы потери не перевесили приобретения. Прощаться надо, без него нет движения, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой все то ценное, что выработали поколения людей до нас.

В повести Распутина встает проблема «чистоты перевода» общегосударственных целей во благо каждого человека, и, напротив, интересов конкретных людей - в интересы государства.

«Недоброкачественность» этого перевода - главная нравственная проблема повести.

Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза­ющей в водах времени.

И не случайно так высоко берет Дарья в своих вопросах - вопрошани­ях, обсуждая едва ли не все нынешнее человеческое жизнеустройство, пы­таясь постичь тайны земного существования человека. Уже одно это вво­дит частный случай с Матерой в контекст нашего исторического времени с его экологическими проблемами, беспокойством о дальнейших путях циви­лизации, о приобретениях и потерях современного человека.

Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, «Прощание с Матерой» представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская де­ревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира.

«И - органичнейшие черты его творчества: во всем написанном Рас­путин существует как бы не сам по себе, а в безраздельном слитии: с русской природой и с русским языком. Природа у него - не цепь картин, не материал для метафор, - писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть ее. Он - не описывает природу, а говорит ее голосом... Дра­гоценное качество, особенно для нас, все более теряющих живительную связь с природой», - сказал А.И.Солженицын при вручении премии Валентину Распутину 4 мая 2000г.

2 учащийся .

Роман «Буранный полустанок»(другое название «И дольше века длится день…») - одна из вершин творчества Чингиза Айтматова. Значимость и актуальность этого произведения могут быть по-новому оценены сейчас, в водовороте новых событий.

Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из них несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе - манкурте становится эмоцио­нальным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность.

Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его проц­ветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют вос­торженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен.

Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.

Без деклараций и громких слов проводит Айтматов идею взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы: стоит вспомнить потрясающую сцену запуска ракет-роботов, когда человека, верблюда и собаку охваты­вает единое чувство смятения и ужаса - живого перед неживым.

Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и живот­ных. Одухотворенными «по-толстовски» и «по-толстовс­ки» реалистично живут в романе не только люди, но и растения и живот­ные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун-белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он поч­ти очеловечен.

Критики писали, что по силе изображения Каранар может быть пос­тавлен в ряд с толстовским Холстомером или бунинским Чангом.

Роман «Плаха» утверждался в современной литературе в атмосфере полемических страстей, вызвал широкую волну читательских и критических отзывов.

В «Плахе» поднята не просто сама по себе проблема наркомании, алкоголизма, писателя, прежде всего, волнует внутреннее, духовное состоя­ние человека, проблема будущего молодого поколения, его нравственной основы. В «Плахе» Айтматов первый объективно и даже с симпатией написал о верующем молодом советском человеке.

Ничто высокое, человечное не дается просто так, за все надо платить - порой, очень дорогой ценой. В жизни все больше становится гонцов - за анашой, за деньгами, за карьерой, славой, властью. За человеческими жизнями. И существует ли такая молитва, которая сможет остановить эту гонку? И кто ее сложит в мире, где волки - лучшие из людей?

Историю семейства волков критики всегда рассматривали как экологическую составляющую романа.

В «Плахе» образ волков трактуется нетрадиционно. Это не антипод человека, внушающий страх, а естественное и необходимое звено в вечной круговороте жизни и смерти. Охотиться на живых существ волкам предназ­начено природой, но они не жестоки. Так откуда вражда? В чем роковая ошибка? И так ли неотвратим ход событий? Ответы на эти вопросы следует искать сфере человеческих отношений, нравственно-философской, социаль­ной линиях романа.

«Плаха» - это новое знание, выработанное для того, чтобы помочь современному человечеству понять прежде всего себя, дать себе отчет в своих плюсах и минусах. Самое главное - осознать грозящую опасность не только и не столь­ко от ядерной катастрофы, сколько от самой духовной деградации человечества. Жизнь с духовным потенциалом, близким к нулю, страшнее мистического конца света.

Проблема единства природы и человечества воплощена в «Плахе» сильно и выразительно.

До сих пор мы считали основой нашей деятельности заботу об улуч­шении человеческого существования. И постепенно привыкли увязывать все содержание понятия «гуманность» с лозунгом: «Все для человека и все во имя человека». Этот лозунг привел к линии «господства человека над природой», и мир ополчился на человека - своими ливнями и засуха­ми, градобитиями и вулканами, неурожаями и пожарами. Человек, уже бес­сильный перед миром и перед самим собой, бросился на своего сородича.

Трагедия Бостона - это не только трагедия его семьи. На этом при­мере Айтматов высказывает более глубокую мысль: зло, совершенное здесь и сейчас, может обернуться трагедией совсем в другом месте, необ­думанное вмешательство в жизнь природы не сегодня, так завтра обернет­ся тупиком для всего человечества.

Поэтому забота обо всем окружающем - веление времени, все, созданное природой, имеет право на жизнь. Са­мо улучшение человеческого бытия усматривается Айтматовым в рациональ­ном отношении к природе, в самоотчете человека перед самими собой и людьми. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю вселен­ную. Он сам - бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы.

Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и, может быть, следующая очередь - его самого.

3 ученик.

Сергей Залыгин. «После бури». «Экологический роман».

«Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не наста­нет момент потерять природу - после этого терять уже будет нечего... Литература долгое время была антропоцентрична, но теперь часто возни­кает необходимость в том, чтобы она становилась все более и более при­родной»- писал Сергей Залыгин, ветеран российской словесности, главный редактор «Нового мира» времен перестройки.

Сергей Залыгин - один из немногих писателей старшего поколения, сумевших соединить литературное слово с практическим делом. Он был среди активных противников поворота северных рек, бил тревогу по по­воду строительства ГЭС на равнинных реках, критиковал мероприятия по мелиорации, проектировки Нижне-Обнинской ГЭС, строительства ленинградской дамбы, гибели Арала...

Еще в первом своем романе «Тропы Алтая » писатель размышлял о вза­имообусловленности жизни людей и бытия природы.

Центральный герой романа Залыгина 80-х г.г. «После бури» Петр Васильевич Корнилов по своим убеждениям - натурфилософ. Его заветная мечта - открыть идею, равно притягательную и равно обязательную для всей человеческой цивилизации.

Не классовую, ибо классы заведомо раз­личны, не религиозную, ибо у каждой религии свои боги, не политическую, ибо политика уж точно разделяет и обособляет людей, а универсальную, соборную, превыше наций, сословий, групп. А это, по мысли Корнилова, может быть только одно: «Ну, конечно, природа! Только ее и нельзя исключить из своего сознания, все остальное можно!».

«Тропы Алтая» еще не отделились от романтического кокона. Тут все дышит надеждой на обретение общего языка, на согласие между людьми и лесами, водами, землей.

«После бури», особенно в своей экологической части - это призыв спохватиться, опомниться, вплоть до грозных эсхатологических проро­честв.

«Экологический роман» (Новый мир.- 1993.-№12) помечен знаком беды, разочарованием и усталостью, уже не предчувствием, а сознанием катастрофы.

Потому что между прежними произведениями и «Экологическим рома­ном» случился Чернобыль. Это не просто чрезвычайное происшествие, не частный случай современности, это «сама современность, это чернобыль­ская действительность экономики, нравственности, государственности, общественной жизни, не говоря уже об экологии». Колокол судьбы, пос­леднее предупреждение расплата и возмездие.

Чернобыль в «Экологическом романе» не только глобальная траге­дия, но и символ нашей вины перед праматерью- природой, слепоты ума, завороженного фетишами технического прогресса.

Базовый конфликт романа кажется простым, знакомым, многократно проговоренным и в литературе, и в публицистике, и с высоких политичес­ких и общественных трибун. Человек то борется с природой, будто с вра­гом, то смотрит на природу как на свою неотъемлемую собственность, бездумно уничтожая самую основу своего физического и духовного су­ществования.

И опаснее всего оказывается государство: собственник безличный, ограниченный буквально и единственно своими государственными граница­ми.

«Экологический роман» подчеркнуто исповедален, главный герой, гидролог Голубев - второе «я» автора.

Еще работая на гидрометеостанции в Салехарде, Голубев столкнулся с процессом, а впоследствии и с останками так называемой Пятьсот пер­вой стройки - грандиозное сталинское строительство заполярной железной дороги на случай войны с Америкой - безумный маниловский проект: тундра не держала рельсов, не говоря уже о поездах.

Железнодорожная колея вдоль Полярного круга - концентрированное выражение абсурдности многих технических начинаний человека.

Со смертью вождя зачах и его искусственный замысел. Но от несостоявшегося проекта остались не только бараки - остался принцип. Главное - инициировать, начать, не забивая себе голову предсказаниями последствий. Принцип, который и « без Сталина был жив-живехонек, в от­ношении людей к природе - прежде всего».

Голубев, а вместе с ним и Залыгин, представительствуют в романе от лица науки, но той науки, которая не забывает об инстинкте самосохра­нения человека и человечества, которая стремится не к дроблению и рас­пылению знаний о мире, а к их слиянию, синтезу, к целостности восприя­тия сущего.

«Антиприродное начало» потому страшно, что творит ложную действительность. Оно образует вокруг себя мир, точнее - антимир мнимых, искаженных величин. Оно вырабатывает и свою систему ценностей, и свою идеологию, и свои правила игры. И тогда реки перестают быть природой, они становятся постановлениями, решениями, программными разработками, протоколами и докладами. Здесь, в этом опрокинутом мире, командовали не природные законы существования, а политические установки. Наркотик такого мира - гигантомания. Если стройка, - то века. Если плотина, то высотная. Если энтузиазм, то бьющий через край. Если планы, то истори­ческие.

Олицетворением этого опрокинутого мира в романе выступает моно­польная система, замкнутая наподобие всесильного концерна, обозначен­ного в романе под названием «Киловатт- час», действующая во имя собс­твенных интересов, сама перед собой отчитывающаяся и самой же себе отпускающая грехи.

Она - внеэкологична, разорительна, разрушительна, абсурдна.

Когда-то Александр Солженицын писал в рассказе «Утенок»: «И в чем тут держится душа? Не весит нисколько, глазки черные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет... А мы - мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь если все дружно возьмемся - за двадцать минут целый мир перепашем. Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным мо­гуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка...»

В «Экологическом романе» показаны ужасающие масштабы растраты «немонтируемой природы».

Апофеозом такого покорения и использования природы стала радиоактивная после Чернобыля река Припять, чьи берега, обремененные обиль­ной, гипертрофированной жизнью, напоминают рай, то есть загробный мир.

Голубев уже ощущает грядущую остановку, заболачивание времени. Грандиозные проекты преобразования природы рассматриваются всеми не как реальные дела, а только как «начинания», главное - начать, что будет дальше, не очень важно. И среди людей уже возникают психологи­ческие типажи - заготовки для будущих «новых русских». Родной сын Го­лубева Алексей, уже представляет собой образец «частичного» человека: «Я когда-то, лет двадцать тому назад, один час шестнадцать минут ду­мал и пришел к выводу: все плохое и все самое трудное - не мой воп­рос, не моего ума дело. Вот и экология - да разве она моего ума?».

Этот нарождающийся тип человека мыслит принципиально только в пределах собственной досягаемости и живет с ощущением, что мира за горизонтом не существует.

Роман Залыгина лишен утешительных иллюзий. Он проникнут если и не безверием в че­ловека, то сильным скептицизмом по отношению к нему. К его здравому смыслу, к его способности обуздать свои аппетиты потребителя, осознать себя частью природы, которую он губит.

Открытый финал, открытые вопросы: что же дальше? на что надеять­ся? кто спасет и Россию, и русскую природу?

Спасения, повторим вслед за Распутиным, «негде больше искать, как в человеке. Это ненадежное место, но другого и вовсе нет».

Работа в группах

Сейчас вам предстоит работать с текстами некоторых из этих произведений (Приложение 4).

(Учащиеся обсуждают тексты в группах).

Выступление групп

(Учащиеся выступают с результатами своей работы).

Обсуждение

Мы прослушали выступления групп, давайте подведем итоги.

Что объединяет все эти произведения?

Кто является источником названных вами проблем?

Между кем или чем возникают конфликты?

Кто из героев является носителем нравственности в повести «Прощание с Матерой»?

(Ответы учащихся)

Учитель:

Человек – это царь природы.

С самых древних ещё веков

Покорил он леса, и воды,

И мышей, и могучих львов.

Любая жизнь ценна, прекрасна, дети.

И, наблюдая, думаем подчас,

Что на большой и голубой планете

Не можем мы без них,

Или они без нас?

Ответьте, пожалуйста, на вопросы (слайд 9)

(ответы учащихся)

Учитель: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (варианты ответов учащихся).

Рефлексия

Учитель: Заканчивая наше занятие, мы предлагаем вам ответить на вопросы: (слайд 10)

Что мы сегодня узнали? Поняли?

Что сегодня на занятии было наиболее сложным? Самым лёгким?

Что получилось? Не получилось?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось?

Какой этап занятия для вас был наиболее интересным?

Что изменилось в ваших представлениях в результате сегодняшнего занятия? И т.д.

Учитель: Закончить хотелось бы просмотром еще одного фильма, который покажет всем нам, что мы можем потерять, если будем вести себя на планете Земля как пришельцы. (Приложение 3)

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Земля подарила тебя миру, и ты подари Земле мир», основываясь на произведениях художественной литературы и других фоновых знаниях. (слайд 11)

Список использованной литературы и средств Интернет.

    Айтматов Ч. Белый пароход: Повесть. И дольше века длится день

(Буранный полустанок). Роман.- М.: Худож. лит., 1988

    Айтматов Ч. Плаха.- М.:Известия, 1990

    Астафьев В. Царь-рыба.- М.:Современник, 1984

    Залыгин С. После бури.- М.: Худож.лит, 1988

    Залыгин С. Экологический роман \\ Нов.мир.- 1993.-№12

    Распутин В. Повести.- М.:Просвещение, 1990

    Агеев А. Распутин новый и старый // Знамя.- 1999.-№6

    Чубинский В. И снова о "Плахе" // Нева.-1987.-№8

    Славникова О. Старый русский: поздняя проза Сергея Залыгина// Нов. мир.- 1998.-№12

    Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000.

    http://www. ru.wikipedia.org/

12. http://school-collection.edu.ru

Светлана Стукалова
Статья «Экология природы как экология души человека»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 47»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья на тему :

«Экология природы , как экология души человека »

Подготовила :

музыкальный руководитель

Стукалова С. А.

Есть одна планета

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нет!

(Я. Аким)

Читая стихотворение нашего соотечественника детского поэта Якова Акима «Наша планета» невольно переносишься в далёкое детство, где попадаешь в волшебный сад с бабочками и ландышами, босиком по зелёной траве бежишь к речке и наблюдаешь, как с травинки на травинку перелетают стрекозы, как тёплым летним деньком собираешь землянику в лесу. «Берегите свою планету» - просит нас автор, но в детстве мало кто задумывается, что её может не стать , что природа , как и человек , может испытывать боль, страх, огорчение. По истечению многих лет человек приходит к осознанию того, что хочет изменить мир вокруг себя – начни с самого себя! Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда мы поймем, что мы дети нашей Планеты, и принося вред природе , люди наносят вред себе и своим детям, только тогда появиться любовь на Земле ко всему живому, и человеческая душа будет на высоте. Но к этому нужно идти, иногда всю человеческую жизнь . Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах, насколько прекрасен и удивителен наш мир.

С самого раннего детства взрослые стараются научить детей основным понятиям и природным явлениям , и фактам : как правильно вести себя вне дома, как «общаться» с животными и заботиться о природе . В детском саду и школе воспитание происходит посредством :

- литературы : «Кто не любит природу , тот не любит человека » (Ф. Достоевский, «Охранять природу – значит охранять родину» (М. Пришвин, «Для того, чтобы жить – человеку нужно солнце , свобода и маленький цветок.» (Г. Х. Андерсен, «Никогда не поздно посадить деревце : пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения» (К. Паустовский.) ;

- музыки : «Весенняя песня» (Ф. Мендельсон, концерт «Весна» из цикла «Времена года» (А. Вивальди, «Утро» (Э. Григ, «Песня жаворонка» из «Детского альбома» (П. Чайковский, «Жаворонок» (М. Глинка, «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года» (П. Чайковский) ;

- кинематографа : «Паровозик из Ромашкова» , «Мальчик и Земля» , «Улыбка природы » , «Будь здоров зелёный лес» , «Почти невыдуманная история» , «Книга джунглей» , «Против природы » , «Самый близкий друг» .

Данные произведения помогают нам прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу окружающий нас мир – мир природы и животных .

Уже в детском саду для детей вводится такое понятие, как понятие – экология , рассказывают о животных, знакомят с растениями. Для подростков это понятие связано с защитой нашей планеты от загрязнения, борьбой за чистоту воздуха и воды.

Гармония. баланс. целостность. согласованность. как часто в современном мире мы сталкиваемся с этими понятиями и неосознанно относим их к здоровой счастливой жизни человека . А ведь с древних времен человек стремился к духовности и нравственности и жил по законам природы . Не зря говорят, что гармония души связана с гармонией природы . Мир не стоит на месте, постоянно развивается, но мы забываем о простых законах нашей природы . Чётко передает фраза Бернард Шоу : «Мы научились летать в небе как птицы, мы научились плавать в океане как рыбы, теперь осталось жить на Земле, как человек »

Загрязнение заводами, выхлопы автомобилей, опасные выбросы, химикаты, все это последствия деятельности человека и это же всё неблагоприятно действует на экологию нашей планеты . Чтобы защитить и сберечь нашу природу нужно развивать в ребенке от рождения и до понятия, как правильно относиться к окружающему вокруг себя. К сожалению, проходит очень много времени для того, чтобы душа человека выросла и поняла , что жить на чистой планете, значит прожить долгую и здоровую жизнь.

Мы, взрослые ответственны за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы детский сад, школа, детская литература, музыка пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Мы должны помочь детям найти правильный путь к современной жизни, развивать чувство ответственности за свое здоровье и благополучие.

Именно сейчас нельзя забывать о том, что когда человек передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость, накопленную веками, этим он изменяет душу ребёнка, ведь душа будет расти вместе с ребенком, а щедрая, добрая, ласковая душа не допустит разрушение нашей планеты. Мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания природы .

«Поведение человека в природе – это зеркало его души »

(К. Зелинский) .