Сущность и признаки эскалации конфликта. Эскалация (Escalation) - это

Эскалация конфликта – это нарастание противоборства между сторонами. Модели, типы, фазы и тактика поведения при этом может различаться.

Избежать конфликтных ситуаций невозможно. Проблема их развития не раз была затронута профессиональными психологами и специалистами в этой области. Ими зачастую используется понятие «эскалация». Что это, тип и модели, как развивается и к чему приводит – об этом можно узнать, внимательно изучив статью.

Что это такое

Эскалация конфликта – это развитие конфликтной ситуации, прогрессирующей с течением времени. Понятие используется для определения нарастающего противоборства сторон, результатом которого может стать их негативное воздействие друг на друга.

Под эскалацией конфликтной ситуации понимается её часть, начинающаяся с момента столкновения интересов и завершающееся ослаблением борьбы, её окончанием.

Модели и типы эскалации конфликта

Спиральная эскалация характеризуется такими признаками:

  • значительно сокращается когнитивная сфера в поведении или работе, в процессе наблюдается переход к примитивной форме отображения;
  • вытесняется адекватное восприятие вследствие насаждения «вражеского» образа;
  • признаки включают переход от аргументации к выпадам;
  • использование насилия;
  • потеря изначального предмета конфликта. Он замещается стремлением победить в конфликтной ситуации, «опустить» врага.

Образ врага представляет собой представление о противоборствующей стороне. Он искажает черты о нем, начинает складываться во время латентного этапа конфликтной ситуации. Образ снабжается исключительно отрицательными оценками.

В случае, если угроза с его стороны отсутствует, то образ может иметь опосредованный характер. Некоторые специалисты сравнивают его с нечеткой и размытой фотографией, на которой присутствует бледное изображение.

Модели эскалации конфликта:

  1. «Нападение – защита» — одна из сторон начинает предъявлять требования, вторая от них отказывается и выступает за сохранение своих интересов, как принципа. Невыполнение одной из сторон выдвинутых требований настраивает на выдвижение повторных запросов, более жестких по характеру. Ужесточение начинает сопровождаться нерациональным поведением, что способствует проявлению гнева, отчаяния и злости.
  2. «Нападение – нападение» — типичная конфликтная ситуация, проявляющаяся в поочередном усилении агрессивного поведения сторон. Пример: в ответ на определенное требование выдвигается более жесткий запрос. Обе стороны попадают «в пленение» негативным эмоциям, от которых не могут избавиться. При этом даже безобидные предложения другой стороны отвергаются, как недопустимые, неприемлемые. Обоими участниками руководит желание «наказать» врага за его мысли и поступки.

Этапы и фазы развития

Эскалация конфликта проходит следующие фазы развития:

  1. «Усиление» — интересы сторон начинают сталкиваться все чаще и заметно сильнее, становится заметным напряжение между оппонентами, которое можно снять беседой. Этап характеризуется отсутствием партий или отдельных лагерей, стороны готовы сотрудничать, и это стремление превышает желание конкуренции.
  2. «Полемика» . Существенные характеристики: противоречия начинают выражаться в дебатах, к столкновению взглядов приводят разные точки зрения. Обе стороны полагают, что используют рациональные подтверждения, однако начинает наблюдаться словесное насилие. Вокруг сторон образуются группы, состав которых зачастую изменяется.
  3. Третий этап конфликта наступает, если во время периода полемики проблема не была решена. Его признаки: переход к доказательству своей правоты на практике, через дело, боязнь ошибиться, преобладание пессимистических ожиданий.
  4. «Имидж» — в конфликт включаются стереотипы, распространяются неверные слухи, создание образа врага, вербование сторонников, раздражение сторон.
  5. «Потеря лица» . Особенности этапа: утрачивается целостность в плане морального мышления, переживания, не только образ врага, но и образ «Я» становится искаженным, не соответствует действительности. Другие черты пятого этапа: к отвергнутому человеку развивается чувство отвращения, отвергнутые, в свою очередь, теряют восприимчивость, стараются самоизолироваться, «потеряться».
  6. «Стратегия угроз» — характеризуется тем, что сторонники принимают различные действия, направленные на показание решительности, создание действий вынужденного характера, теряется инициатива, время, необходимое для принятия решения, значительно сокращается, постепенно нарастает паническое состояние, стороны руководствуются чужими советами, все меньше действуют самостоятельно. На данном этапе конфликт становится прямым столкновением, он уже несет в себе угрозу.
  7. «Ограниченные удары» — в психологии считается, что на этом этапе при принятии решений не воспринимаются моральные качества человека, нанесенный вред воспринимается в качестве некоторого «выигрыша» для своей стороны.
  8. «Разгром» — наименование восьмой фазы. Она обладает такими чертами: стремление разрушить систему врага, тотальное уничтожение другой стороны в физическом, материальном, социальном, духовном планах.
  9. «Вместе в пропасть» — стороны не видят обратной дороги, начинается тотальная конфронтация, главное для стороны – уничтожение врага. На этом этапе наблюдается характерный признак – готовность ценой собственного падения причинять вред врагу.

Тактика поведения

Эскалация конфликта предусматривает использование сторонами следующих тактик поведения:

  1. Захват и последующее удержание объекта конфликтной ситуации. Такая тактика используется, когда предмет конфликта материален.
  2. Насилие . При таком поведении используются следующие приемы: телесные повреждение, нанесение вреда имущественным ценностям, причинение боли.
  3. Психологическое насилие : стремление задеть чувства другой стороны (самолюбие, гордость).
  4. Коалиция . Эта тактика предусматривает усиление собственного ранга в ситуации путем присоединения к своей группе большего количества участников: руководителей, друзей и т.д..
  5. Давление . Поведение строится на требованиях и приказах, сопровождающихся угрозами. В эту категорию относится шантаж, предъявление ультиматумов.
  6. Дружелюбие . Такое поведение предусматривает корректное обращение, готовность решить сложившуюся ситуацию, извиниться.
  7. Сделка . Тактика строится на взаимных извинениях и обещаниях. Механизмы такого поведения позволяют разрешить конфликтную ситуацию.

Лестница (эскалация) конфликта может принести как неблагоприятные, так и положительные последствия. Каждое из них будет оказывать воздействие на дальнейшее развитие оппонентов и их «лагерей».

Видео: Эскалация конфликта: что это

Австрийский экономист и конфликтолог Фридрих Глазл в своей книге «Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта» предлагает модель эскалации конфликта. Чем находки исследователя могут быть полезны менеджерам?

Свой подход к конфликтам автор назвал «социально-экологическим» (social ecology). Он считает, что если анализ конфликта проводится не в соответствии с социально-экологическим подходом, то, как следствие, практически неизбежны ошибки при интервенции в уже возникший конфликт.

Модель Глазла позволяет:

  • распознать скрытый конфликт, назвать вещи своими именами (понять, остается ли общение в рамках дискуссии как поиска наилучшего решения);
  • определить стадию конфликта, а значит, понять, насколько далеко зашло противостояние сторон, насколько сложно его разрешить;
  • оценить динамику (разрастается конфликт или угасает);
  • осознать собственный вклад в протекание конфликта (поступив таким-то образом, я помогу уладить конфликт или только усилю противостояние сторон?).

Ф. Глазл вывел девять стадий эскалации конфликта:

  1. Ожесточение.
  2. Дебаты и полемика.
  3. От слов к делу.
  4. Ложные образы и коалиции.
  5. «Потеря лица».
  6. Стратегия угроз.
  7. Ограниченные разрушающие удары.
  8. Разгром.
  9. «Вместе в пропасть».

Рассмотрим эти стадии подробнее.

Стадия 1. Ожесточение

Конфликт первого уровня возникает, когда различия во мнениях или фрустрация в отношениях не поддается попыткам примирения. Проблема сохраняется и ведет к раздражению. Повторные попытки преодолеть разногласия проваливаются, натуральный процесс обмена мнениями блокируется. Стороны постоянно видят, что в какой-то области они не двигаются вперед. Интересы и мнения кристаллизуются в виде зафиксированных точек зрения. Эти точки зрения не совместимы. Вокруг них формируются группы поддержки. Границы между группами становятся все более заметными. Каждая группа рассматривает поступающую информацию через собственный фильтр восприятия, принимая одно и отбрасывая другое. По мере столкновений, участницы групп начинают разочаровываться в попытках диалога и подозревать, что противная сторона в нем не заинтересована и, возможно, даже руководствуется какими-то низменными убеждениями. Однако пока все еще пытаются быть честными и относиться друг к другу по-человечески.

Переход ко второй стадии происходит, когда одна или обе стороны утрачивают веру в возможность решения проблемы в честной дискуссии. Аргументы отвергаются в пользу манипулятивных трюков.

Стадия 2. Дебаты и полемика

Чтобы защитить свою точку зрения, стороны начинают уделять все больше внимания тому, как они выглядят - насколько успешными, сильными и умными (и ни в коем случае не неуверенными, некомпетентными или податливыми). Главное в споре не рациональные, содержательные доводы, а приобретение тактического преимущества над соперницей. В ход идут квази-рациональные аргументы:

  • пререкания о причинах проблемы, с целью избежать чувства вины;
  • преувеличение значения и последствий позиции противника, попытки выставить ее абсурдной;
  • предположения о связи основной темы спора с другими проблемами, желательно более существенными, ценностными;
  • ссылки на авторитеты и традиции, с целью придать своей точки зрения большую легитимность;
  • попытки представить альтернативы как "черное и белое", чтобы склонить противницу к "разумному компромиссу"

На самом деле, борьба уже ведется за то, чтобы вывести противника из эмоционального баланса, чтобы отойти от аргументов к эмоциям и вопросам доминирования. Стороны уже не могут быть уверенны, что слова значат то, что значат, а вынуждены искать скрытые послания. В отношения подмешивается толика недоверия. Каждый небольшой выигрыш заставляет противную сторону искать способ его компенсировать. Все очень боятся показаться слабыми, и хотя еще пытаются общаться на равных, время от времени теряют контроль над собой. А исправить ситуацию они пытаются, улучшая свой имидж как людей справедливых и сильных духом.

Переход к третьей стадии возникает в тот момент, когда базовое право каждой стороны быть услышанной, подвергается сомнению. Когда одна из сторон решает, что дальнейшие беседы бесполезны и переходит от слов к делу, не спрашивая мнения оппонента, конфликт переходит на стадию 3.

Стадия 3. От слов к делу

На 3й стадии стороны больше не верят в то, что словами можно помочь делу и переходят к действиям. В этот момент очень сильно ощущение, будто оппонентка загнала вас в тупик, а контакт с ней очень слаб. Вашей задачей становится сменить взаимозависимость на одностороннюю зависимость, найти способ заблокировать оппонентку, доминировать над ней.

Внутри сторон усиливается давление, заставляющее людей вести себя конформно, подчиняться общему мнению и общей трактовке событий. Образы и оценки упрощаются, перспективы и проблемы противной стороны все меньше принимаются в расчет, так как из-за недоверия обратная связь от нее практически невозможна, разве что в виде таких же стереотипных карикатур и оценок. В итоге фантазии на тему возможных мотивов и тайных стратегий развиваются без критической проверки.

У сторон появляется ощущение, что они стали пленницами внешних обстоятельств, которые они не могут контролировать, и потому они склонны отрицать свою ответственность за ход событий. Их действия якобы являются лишь необходимой реакцией на происходящее.

Переходом к стадии 4 является скрытая атака на социальную репутацию, позицию, отношения противника с третьеими лицами.

Стадия 4. Имидж и коалиции

На стадии 4 конфликт уже касается не конкретной темы, а победы или поражения, и главное в нем защитить свою репутацию.

У сторон сформировался четкий стереотипный образ врага, на который практически не влияет новая информация. Стороны приписывают коллективные черты всем участникам противоположной коалиции. И, конечно, стороны не признают правоты своего образа у других. Заметный признак этой стадии - сторонам очень тяжело назвать положительные черты противника, когда их об этом просит примиритель. "Эти люди не меняются", - обычно думают они друг о друге.

Делаются попытки найти дыры в социальных нормах, позволяющие причинить противнику вред. Нормам следуют формально, используя все шансы избежать ответственности за враждебные действия. Типичное поведение на этой стадии "отрицаемые попытки наказать". Противника провоцируют, оскорбляют и критикуют, но формально все держатся на грани норм этикета. Используется ирония, скепсис, язык тела, а обвинения в дурных намерениях бурно отрицаются. И поскольку открыто обсудить инцидент вторая сторана не может, она прибегает к аналогичным действиям. Скрытый характер атаки пока предупреждает публичную потерю лица.

На этой стадии стороны активно вербуют посторонних. Они планируют и проводят действия, улучшающие их имидж, сознательно стараются сделать свой спор публичным, чтобы набрать союзников.

Атаки нацелены на идентичность, отношения, поведение, позицию противника, а не касаются причины конфликта. Причины уже являются не точками зрения, а неизменными частями личности сторон, непререкаемыми ценностями.

Переходом к стадии 5 являются действия, приводящие к публичной потере лица одной или обеими стороными. Если чье-то достоинство многократно и целенаправленно подвергается унижению, особенно на публике, конфликт скатывается на 5 стадию.

Стадия 5. Потеря лица

Переход на 5 стадию драматичен. Под лицом тут понимается статус, который человек имеет в глазах окружающих. Он воспринимается порядочным гражданином и имеет лицо, которое обеспечивает его правом на справедливое обращение и уважение. "Лицо" поддерживается всеми членами группы тем. Тайные сплетни и отдельные личные мнения не могут уронить "лицо", атака совершается публично. Стороны конфликта как бы внезапно проникают за маску противника и обнаруживают, что он аморален, безумен или преступен. Это ощущается как внезапный инсайт, осознание "истинного" облика. Конфликт теперь интерпретерируется полностью по-новолму - вторая сторона несомненно с самого начала следовала аморальной стратегии. Все их "конструктивные" шаги были притворством. Больше нет двойственности, все предельно ясно.

Теперь речь уже не о том, что одна сторона получше, а другая похуже, а о том, что мы - ангелы, представляющее светлые силы, а они - демоны, собрание всего отвратительного на свете. Противник не просто раздражает, он воплощение моральной низости. Характерный признак - телесная реакция на врага типа "от них тошнит".

Усилия, которые требуются от сторон, чтобы они могли вернуть хотя бы минимальное доверие на этой стадии, гигантские. Например, стороны должна принести публичные извинения за прошлые высказывания. Но стороны боятся, что такие даже уступки будут признаком слабости и им остается только унижать друг друга.

Потеря лица часто изолирует стороны от третьих лиц, что еще сильнее сокращает возможность обратной связи. Переход на стадию 6 начинается, когда страны приступают к озвучиванию ультиматумов и стратегических угроз.

Стадия 6. Стратегии угроз

Поскольку других способов уже не видно, стороны начинают прибегать к угрозам причинения вреда. Угрозы отличаются от "отрицаемых попыток наказания", те были лишь выходом фрустрации, а угрозы активно используются, чтобы принудить оппонента пойти на попятный.

Внутри этой стадии выделяют три этапа:
- Стороны начинают угрожать другу другу, чтобы показать, что они не отступят. Так они привлекают к себе внимание, демонстрируют свою независимость и пытаются принудить оппонента согласиться с их требованием под угрозой наказания.
- Угрозы становятся конкретнее и уверенннее, стороны заявляют, что намерены сдержать свои слова, в итоге, они ставят на кон свою репутацию.
- Угроза приобретает форму ультиматума, от оппонента требуют дать ответ в форме "или-или".

Одним из последствий является утрата контроля сторон над динамикой конфликта. Собственными действиями они создают давление действовать быстро и радикально.

Представление сторон о ситуации в корне расходится с реальностью. Угрожающая стоорна замечает только свои потребности и рассматривает угрозы как необходимый инструмент, чтобы защитить себя от насилия. Противная сторона делает тоже самое, в итоге обе чувствуют себя в опасности, растет страх и ярость.

Вмешаться в конфликт становится очень сложно, обе стороны чувствуют, что время не ждет. Каждая сторона к тому же требует, чтобы ее требования были выполнены строго в той форме, в какой она их предъявляет - это попытка восстановить контроль над хаотичной ситуацией.

Люди склонны паниковать на этой стадии. Все действия, которые могут привести к мощному эффекту, кажутся им привлекательными. На этой стадии люди часто обращаются в СМИ со своими жалобами.

Угроза может быть эффективной, только если ты реально можешь ее исполнить. Поэтому стороны стараются убедить своих сторонников и наблюдателей, что они серьезны. Например, они могут публично поклясться выполнить угрозу или перейти к мелким актам агрессии. Тем самым стороны связывают себя по рукам в области поиска альтернативных решений.

Серьезный риск на стадии 6 состоит в том, что стресс, бесконтрольная агрессия и запутанность конфликта приводит в распаду внутри самих сторон на маленькие, самостоятельно действующие группировки. Теперь даже если главные участники обяжут себя остановить, разрешить конфликт, это может не сработать, так как остальные его продолжат.

Переход на стадию 7 наступает, когда стороны активно ищут способ уменьшить потенциал противника.

Стадия 7. Ограниченные разрушающие удары

На стадии 6 взаимные угрозы подкосили чувство безопасности сторон. Теперь они ждут друг от друга очень опасных действий. Противник теперь абсолютный враг, не имеющий никаких человеческих качеств. Никакое уважение к личности не мешает наносить ему удары, это лишь объяект, стоящий на пути. В речах появляются слова "уничтожение", "истребление".

Атаки направлены на то, чтобы подорвать способность противника к атакам, это предупредительные удары по его финансовым ресурсам, юридическому статусу или возможности контроля. Они вызывают ответные санкции, порой еще более деструктивные. Обмен ударами вызывает временное ощущение могущества, контроля, таким образом появляются вторичные выгоды приводящие к пущей эскалации. Потери противника считаются выгодами для себя, даже если реально они не приносят никакой пользы. Стороны уже и сами готовы пострадать, если противник пострадает от этого еще больше.

Цель пока что - нейтрализация сил врага. Коммуникации отсутствуют. На стадии шесть стороны хотя бы выясняли, как противник отреагировал на ультиматум, теперь они даже не интересуются, получил ли он сообщение. Этические нормы отброшены. Раньше стороны искали дыры в нормах, обходили их, теперь они им только мешают, ведь это война и нормальные правила не применимы.

Стороны также понимают, что победа невозможно, ситуация луз-луз. Главная цель - выжить с меньшими потерями.
Переход на стадию 8 происходит, когда атака направляется не на ресурсы противника, а в самое его сердце.

Стадия 8. Разгром

Атаки усиливаются, они направлены на разрушение систем жизнеобспечения, базиса власти врага. Его групу стараются разробить и лишить его возможности принимать решения. В группе удары наносятся по лидерам, переговорщикам, представителям, в надежде, что без них остатки группы сами развалятся под грузом внутренних противоречий.

Поэтому внутри групп усиливается стресс и внутреннее давление, они сами дробятся на фракции, воюющие друг с другом, что еще ухудшает контроль.

Единственный сдерживающий фактор - собственное выживание. Переход на стадию 9 возникает, когда и он отбрасывается.

Стадия 9. Вместе в бездну

На финальной стадии враги отбрасывают в сторону инстинкт самосохрпанения. Банкротство, тюремное заключение, физический вред - ничто уже не страшно. Мосты сожжены. Это война на уничтожение, в которой нет невинных жертв, нейтральных сторон. Единственная цель - падая, убедиться, что враг летит в пропасть вместе с тобой.

Эскалация конфликта по Ф. Глазлу

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Эскалация, т. е. развитие, - важнейшая стадия динамики кон­фликта, возникающая в его открытый период. Эскалация возни­кает после инцидента, если он не был разрешен мирными спосо­бами. Завершение эскалации предполагает ослабление накала борьбы и переход к стадии завершения. Для этой стадии характер­ны прогрессирующее развитие конфликта, обострение противо­борства, когда действия оппонентов, направленные на причине­ние вреда друг другу, имеют высокую степень активности.

Эскалация конфликта имеет свои признаки.

1. Сужение когнитивной сферы, когда отражение реальности
осуществляется более примитивными способами.

2. Формирование образа врага, который негативно влияет на
адекватное восприятие оппонента, вытесняя его. Образ врага фор­
мируется на основе преобладания негативных оценок оппонен­
та, которые могут складываться еще в предконфликтном периоде.
Образ врага может быть как реальным, так и мнимым, т. е. искусст­
венно придуманным с определенными целями, например с целью
укрепления группового единства. Создание образа врага - одно
из эффективных средств борьбы.

3. Рост эмоционального напряжения, которое может возни­
кать как реакция на различные ситуации или действия врага: уг­
роза причинения ущерба, снижение управляемости и норматив­
ности поведения оппонента, отсутствие возможности реализовать
собственные цели и интересы в необходимом, желаемом объеме
и за желаемое время, явное сопротивление оппонента, отказ
идти на компромисс и т. п.

4. Смена аргументов на конкретные претензии.

5. Формирование иерархии нарушаемых и защищаемых ин­
тересов, их поляризация, когда начинается процесс углубления

1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 288.


противоречий: интересы оппонентов все больше начинают стал-киваться_и про ТИВО р ечить Д ру Г другу и поэтому разводятся на разные полюсь!. Наданнои стадии (в отличие от предконфликт-ной стадии и стадии инцидента) осуществление интересов одной стороны возможно только за счет игнорирования интересов дру­гой стороны.

6. Демонстр ация СИ лы и угроза ее применения, целями кото­
рой являются Устрашение противника, формирование у него чув­
ства неуверенности, снижение его активности, внесение дезор­
ганизации. Демонстрация силы чаще всего приводит к нарастанию
эмоционального напряжения, вражды, ненависти к противнику,
а также активизации действий противоположной стороны.

7. Непосред ственнО е применение насилия как последнего «ар­
гумента», что является маркером того, что развитие конфликта до­
стигло своей вершины. Насилие может распространяться на со­
вершенно различные сферы человеческой деятельности (эконо­
мическую, политическую, бытовую и др.) и уровни организации
социальной системы (индивид, группа, общность, общество).


8. Потеря Первоначального предмета разногласия, перераста­
ние противоборства из-за определенного объекта в более гло­
бальное, когда первоначальный объект перестает играть столь зна­
чительную роль, как в начале конфликта. Конфликт приобретает
независимость О т тех причин, которые его вызвали.

9. Расширение границ конфликта, когда противоречия ста­
новятся более глубокими, появляются новые точки столкновения,
расширяются территория, пространственно-временные границы
конфликта.

10. Увеличение числа участников конфликта, в связи с чем мо­
жет произойти преобразование межличностного конфликта в меж­
групповой и т. п. Это естественным образом может привести
к изменению Характера, структуры конфликта и, следовательно,
к изменениям в его прогнозах.

Эскалация конфликта имеет свои этапы, которые соотносятся с онтогенезом психики человека, но в обратную сторону, так как обострение конфликта ведет к регрессу сознательной части пси­хики. В эскалации конфликта имеется пять этапов.

На первом и втором этапах происходит рост значимости и важ­ности собственных желаний и устремлений, а также присутству­ет страх потер ять основания для совместного решения возник­шей проблемы. Сигналом к дальнейшему развитию конфликта для одной из сторон служат те меры, которые другая сторона предпринимает с целью изменить позицию противника.

Гретый эта п является собственно началом эскалации. Дис­куссии, которые использовались в качестве средства воздействия на предыдущих этапах, заменяются на конкретные действия. Это­му этапу свойственна парадоксальность ожиданий: обе стороны считают, что смогут изменить позицию оппонента с помощью сво-

Ей твердости. Ведущим становится упрощенный подход к реаль­ности, так как его легче удержать эмоционально. Действитель­ные проблемы конфликта перестают быть важными и значимы­ми, а на первое место выходит интерес к личности противника которая теперь стоит в центре внимания.

Четвертый этап характеризуется еще большим регрессом в функционировании психики. Оппонент не принимает во вни­мание мысли, чувства и положение другого лица - своего про­тивника. Начинает преобладать поляризация взглядов, мнений, деление на «мы» и «они», «плохое - хорошее», «черное - белое»" соответственно отвержению, отрицанию подвергается все, что не является «своим».

На пятом этапе абсолютизируются негативная оценка оппо­нента и позитивная оценка себя. В качестве оправдательных ме­ханизмов своих действий используются священные и высокие идеалы и ценности, убеждения, высшие моральные обязательства. Насилие становится обезличенным, а образ врага приобретает жес­ткость, обесценивается, отрицается наличие у него каких-либо человеческих чувств и позитивных качеств и намерений. То есть происходит глубокий регресс восприятия. При этом внутри груп­пы единомышленников царит согласие и их поведение не отли­чается неадекватностью.

Эскалация конфликта (от лат. scala - лестница) - прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта - часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Признаки эскалации конфликта:

1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности;

2) вытеснение образом врага адекватного восприятия другого. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками, Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. В ходе эскалации конфликта образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют:

· недоверие - все, что исходит от врага, либо плохо, либо преследует нечестные цели;

· возложение вины на врага - враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем;

· негативное ожидание - все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вред;

· отождествление со злом;

· представление «нулевой суммы» - все, что выгодно врагу, вредит нам;

· деиндивидуализация - всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом;

· отказ в сочувствии - мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно.

Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций, ожидание деструктивных действий другой стороны, негативные стереотипы и установки, длительность конфликта;

3) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба, снижение управляемости противоположной стороной, невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время, сопротивление оппонента;

4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружакощие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его склонность к аргументации. Человек придаёт значительную личностную окраску плодам своего интеллекта, и критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попыли защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план;


5) рост иерархического ранта нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Белее интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т.е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводатся на противоположные полюса. Если в предонфликтной ситуации они могли сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны;

6) применение насилия - отличительный признак эскалации конфликта Агрессия связана с внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки), возмещением ущерба Физическое насилие и агрессия провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «я»;

7) потеря первоначального предмета разногласий - это процесс, когда противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого, изначальный предмет конфликта уже не играет основной роли;

8) расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения, расширяются временные и пространственные границы конфликта;

9) ув е ли ч аткяе числа участников В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субьектоя путём привлечения все большего количества участников Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп ме н яют характер конфликта, рас­ширяя набор применяемых в нём средств.

Деэскалация конфликта - это снижение напряжённости, затухание конфликта, переход к мирному процессу.

Мертвая точка конфликта - это процесс остановки конфликта на определённой стадии без изменения ситуации в положительную или отрицательную сторону.

Проблема конфликтных ситуаций, так или иначе, затрагивает большое количество людей. Она не раз была затронута различными специалистами и психологами. Однако, полностью избежать таких столкновений невозможно. Психологи в связи с этим очень часто говорят об эскалации конфликта, ее моделях и типах, характеристике, способах ее развития и к чему она приводит.

Значение понятия

В первую очередь, нужно определиться с понятийным аппаратом и дать определение, что значит «эскалация» Это понятие используется в разных сферах: менеджменте, юриспруденции, бизнес-технологиях. Оно возникло в деловом общении со значением «наращивать, восходить». Понятие используется в разрешении таких ситуаций, которые связаны со спорами, инцидентами и организационными проблемами. Также эскалация является одним из основных инструментов , который применяют в процессе управления всевозможными рисками.

Эскалирование представляет собой рост противоборства между его сторонами. При этом типы, тактики, модели и фазы могут быть различными. Под эскалацией понимается также развитие спора и обострение противоборства, которое прогрессируе т во времени, при этом следующие разрушающие действия оппонентов друг на друга сильнее чем предыдущие по интенсивности. Эскалация - это та часть которая начинается с инцидента , а заканчивается ослаблением борьбы , то есть переходит к окончанию столкновения.

Признаки эскалации

Эскалация конфликта имеет определенные свойства. Существенными характеристиками эскалации конфликта являются:

Модели эскалации конфликта

«Нападение - нападение». Это такая конфликтная ситуация, которая проявляется в постоянном повышении агрессии сторон. Например, ответом на какие-либо запросы может выступить более жесткое требование. В этом случае обе стороны уже не могут избавиться от негативных эмоций, а самые безобидные предложения другого считаются неприемлемыми и сразу отвергаются. Оба участника конфликта руководствуются жаждой отомстить своему оппоненту за его поступки и мысли.

«Нападение - защита». При этой модели конфликта один из участников предъявляет какие-либо требования, а второй от них отказывается, выступая за сохранение своих принципов и интересов. Если одна из сторон не выполняет запросы другой, то это настраивает человека на то, чтобы выдвинуть новые и более жесткие требования. Данная тактика предполагает переход к нерациональному поведению и вызывает проявление злости, отчаяния и гнева.

Спиральная эскалация

Спиральная модель эскалации конфликта характеризуется результатом разнообразных действий и противодействий, которые образуют замкнутый круг. Данному виду эскалации характерны следующие признаки:

Те наступательные тактики, которые используются первой стороной, вызывают похожее поведение другой стороны.

Ступени развития конфликта

Развитие конфликта напоминает спуск по лестнице, при каждом шаге вниз по ступеньке сознание и трезвость рассудка снижается. Х. Броделем выделяется 3 фазы развития конфликтных ситуаций и 9 этапов их развития. Все они различаются психологическими состояниями двух сторон.

От надежды к страху:

  • Дискуссия и аргументация
  • Споры и доведение выяснения отношений до крайности
  • Время действовать, а не говорить. Является порогом страха

От страха к потере облика:В каждом противостоянии наступает такой момент, когда конфликтующие стороны исчерпывают свои ресурсы, спор постепенно прекращает эскалировать. Зачастую после этого пиковая точка спора пересекается и совершается деэскалация конфликта. Она представляет собой затухание противостояния, понижение напряженности между людьми. Постепенная деэскалация помогает сузить границы тех территорий, которые попадают под зону разногласия.