Саморазвитие и самосовершенствование. Материалы к педсовету "самообразовательная деятельность учащихся как шаг к самосовершенствованию личности"

Если вы об этом задумались, значит первый шаг к самосовершенствованию уже сделан. Не стоит торопиться и сразу пробовать все кардинально изменить в желаемом направлении, важно остановиться и хорошо поразмыслить, что именно менять и как это будет происходить. Попробуйте посмотреть на себя, свою жизнь со стороны, причем беспристрастно. Следует понять, что в ней не так: здоровье, работа, трудности в семье, материальная составляющая или может еще что-то.

Задумайтесь о своих целях, желаниях, о том, чего вы хотите достичь. Сравните свои ресурсы для этого: слабые и сильные стороны характера, свои знания, навыки и умения.

Определитесь, что для вас значит изменение в той или иной сфере, как после этого изменится ваша жизнь, представьте себе это как можно более красочно, подробно, тем самым вы увеличите свою мотивировку на самосовершенствование.

В достижение целей самосовершенствования вам помогут: дневник, составление списков и целей. В дневник вы будете записывать все свои совершенные шаги на пути к достижению желаемого, особенно подробно описывайте свои успехи. Это даст вам положительный заряд на дальнейшие свершения.

Используя различные списки, вы учитесь планировать сою жизнь. Списки могут быть различные: списки покупок в магазине, список дел надень, месяц, год и так далее.

Важно помнить, что цели, должны быть реально вами достижимы, так как если цели не достижимы, соответственно вы их не достигните и порывы к дальнейшим свершениям постепенно сойдут на нет, а достигая реальные цели, вы пробуждаете в себе желание идти дальше к решению новых задач.

Видео по теме

«Корочка» будет существенным аргументом при трудоустройстве, но как только получите должность или добьетесь большего заработка, с вас начнут спрашивать как со специалиста, и здесь вы можете проявить полную несостоятельность. Поэтому при получении второго образования надо заставиться себя впитывать полезную информацию.

Инструкция

Чаще будьте рядом с теми, кто стремится к самосовершенствованию. Ориентируйтесь на них и старайтесь им соответствовать.

Не опускайте руки, если что-то не получается. Не списывайте, а думайте своей головой. Пусть даже ошибетесь - преподаватель поправит и объяснит, что в предложенном вами решении было не так, зато в следующий раз подобной промашки не будет.

Подумайте и составьте распорядок дня, после чего выберете в нем пункты, которые можно заменить учебой. Вместо созерцания проплывающих мимо домов и машин по пути на работу лучше заглянуть в учебник. Если же с самоорганизацией большие проблемы, попросите кого-то из близких напоминать вам о необходимости учебы.

Начните пользоваться конспектами. Прочитав или выслушав очередную порцию информации, делайте краткие пометки в тетради или записной книжке. Зрительная информация усваивается головным мозгом лучше, чем звуковая.

Если предстоит сдавать серьезный зачет, не стоит зацикливаться на одном предмете. Переключитесь на другую тему, например, вместо математики возьмитесь на час за историю. Такой подход позволит немного расслабиться, а мозг, уставший от монотонной работы, в это время разложит все по полочкам. Когда вернетесь к материалам, необходимым для сдачи зачета, все станет намного легче и понятней.

Видео по теме

Самосовершенствование человека заложено на уровне подсознания. Любой процесс, любое явление во Вселенной должны постоянно улучшаться. Таков закон эволюции, которому подчиняется человеческая цивилизация.

Сейчас нередко можно услышать разговоры о том, что надо самосовершенствоваться, становиться лучше как физически, так и духовно. Предлагается большое количество практик, которые помогут в саморазвитии. При этом процесс самосовершенствования разными людьми понимается по-своему. Для кого-то это улучшение строения тела, другие обращают внимание на интеллект, третьи – на духовную сферу.

В любом случае, человек стремится к самосовершенствованию, потому что это позволит всегда быть в тонусе, соответствовать веянию времени. Самосовершенствование предполагает постоянное обучение, работу над собой. Уже это само продлевает активную жизнь. Как только человек останавливается в своем развитии, он начинает деградировать. На «старых дрожжах» далеко не продвинуться. Можно быстро отстать от современной жизни, оказавшись за ее бортом.

Если говорить о духовном саморазвитии, то это больше напоминает поиск точки опоры для внутреннего мира человека. Данный процесс помогает абстрагироваться от существующей реальности, меньше подвергать психику стрессам.

Физическое самосовершенствование

В современном мире большой толчок в физическом совершенствовании дал Арнольд Шварценеггер. Ему удалось убедить миллионы людей в том, что построение своего тела – это процесс, который в конечном итоге приведет к успеху.

Физическому самосовершенствованию уделялось большое внимание в древней Руси. Считалось, что только совершенное тело может быть сосудом, в котором поселится совершенная душа.

Духовное самосовершенствование

На данный момент стало модным совершенствоваться духовно. Люди принялись читать классику, изучать философию, погружаться в вопросы религии. Для некоторых это переросло в смысл жизни.

Например, часть людей постоянно , медитируя, отказываясь от вареной и животной пищи, некоторых благ цивилизации. Для них окружающий мир становится полем битвы, в ходе которой необходимо постоянно поднимать свой уровень духовности.

Интеллектуальное самосовершенствование

Изучение иностранных языков, различных наук, музыки позволяет повысить интеллектуальный уровень. Для некоторых интеллектуальный рост позволяет впоследствии найти хорошую работу, так как часть организаций особое внимание обращает именно на уровень интеллекта кандидата.

Чтобы процесс самосовершенствования был гармоничным, нужно улучшать все свои качества. На уровне подсознания каждый человек понимает, что последующее поколение должно быть лучше предыдущего. Наверняка это выступает неосознанным стимулом для того, чтобы постоянно улучшаться.

Иногда я устаю от постоянного стремления стать лучше и от осознания того, насколько бесконечны возможности самосовершенствования как для меня, так и для других. Я размышляю о том, насколько продуманно мы могли бы обустроить свою жизнь. Например, мы могли бы посадить огород и готовить из выращенных овощей чудесную полезную пищу, а из отходов - делать компост в специальном комбайне, которого у нас, впрочем, еще нет. Затем мы могли бы выключить - или еще лучше выкинуть - телевизор и читать друг другу отрывки из классики, сидя на резных деревянных стульях.

Однако всего этого не произойдет. Дело не в том, что эти замыслы невыполнимы - они просто не самые важные. Хотя время от времени они претендуют на то, чтобы быть главными (кроме, пожалуй, мечты о резных стульях). Тяга к самосовершенствованию, как правило, присуща американцам и вызывает у других одновременно и восхищение, и улыбку. Как бы то ни было, концепция постоянного саморазвития - отличная идея сама по себе. Но что, если она переходит пределы разумного?

«Сейчас люди все чаще ищут, ищут, ищут и никогда не находят. Это становится своего рода зависимостью, - говорит Кристен Меллер, создатель сайта Selfhelpjunkie.com . - Дело не в том, что стремление к самосовершенствованию - это плохо, вовсе нет. Человек должен всегда стремиться превзойти свои достижения, но чаще всего, даже достигнув желаемого, мы не испытываем удовлетворения, что порождает постоянное недовольство».

«Мы выросли с мыслью о том, что можем все, - говорит Холи Шварц Темпл, профессор права и соавтор книги Good Enough Is the New Perfect. - Но это не значит, что мы должны делать все по максимуму». Холи Темпл и ее соавтор журналист Бекки Гиллеспи в своем исследовании представляют данные по тысяче женщин в возрасте 30–40 лет, имеющих детей. Они выяснили, что этих женщин в целом можно разделить на две категории: «всегда недостаточно» или «вполне достаточно».

По словам Темпл, женщины-всегда-недостаточно чувствовали обязанность всегда быть лучшими во всем. Они чаще остальных соглашались с выражением «мне нужно быть суперзвездой даже под страхом смерти». Те же, кто относился к группе «вполне достаточно», вовсе не стремились быть на голову выше всех - им было достаточно просто хорошо выполнять свою работу. Однако самое важное - это то, как эти женщины описывали себя и свою жизнь.

**[Гедонистическая адаптация](http://en.wikipedia.org/wiki/Hedonic_treadmill)** - это психологический феномен того, что люди быстро привыкают к переменам, по-особенному хорошим или по-особенному плохим, чтобы поддерживать свой стабильный психологический уровень.

«Женщины-всегда-недостаточно чаще всего говорили, что их семейная жизнь крайне неудачна или даже обречена на провал, - говорит Темпл. - В группе «вполне достаточно» женщины считали себя более счастливыми в браке. Причем в карьере они достигали не меньших успехов».

Во всем этом нет ничего нового. Вы не можете объять необъятное. Лучшее - враг хорошего. Но проблема борьбы между застоем и стрессом, когда нужно решить тонуть в рутине или вертеться как белка в колесе, актуальна как никогда именно сегодня, в условиях экономического спада, при котором кажется, что даже самая усердная работа не приносит должной отдачи.

«В нашей культуре так много разных установок на успех, и мы стараемся им всем соответствовать, - говорит Бекки Гиллеспи. - Нужна немалая смелость, чтобы определить, чего конкретно мы хотим достичь. Совершенно естественно, что люди всегда стремятся к чему-то большему, и то, что они хотят придать особый смысл тому, что случается с ними, но мы не можем все время жить с мыслью «однажды я добьюсь всего». Это иллюзия, что когда-то наша жизнь будет окончательно определенной».

Постоянный поиск приводит человека к ощущению, что он все время ждет, когда же можно будет начать жить, вместо того, чтобы просто жить. Или он все время чувствует, что не соответствует требованиям, поскольку путь самосовершенствования редко бывает легким и прямым, и, помимо этого, он, конечно, у каждого свой. Искать новые пути самосовершенствования - это уже давно не оригинально. Первое издание «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги вышло еще в 1936 году. Годом ранее была запущена первая программа из 12 ступеней для Общества анонимных алкоголиков.

Тяга к самосовершенствованию и вера в то, что мы можем достичь успеха, лишь усердно работая и следуя выбранному курсу, приводит не только к личным, но и политическим последствиям. Давид Брукс в своей колонке в New York Times в 2003 году написал, что американцы искренне верят: грандиозные возможности уже виднеются на горизонте - вместе с новой работой или каким-то новым достижением. На самом деле мы не бедные - мы просто на пути к богатству.

«Мысль о том, что каждый может когда-то занять начальственную должность - одна из причин того, что американцы меньше остальных готовы протестовать против неравенства в доходах, - говорит Даниэль Летвин, профессор истории в Университете Пенсильвании. - Очевидно, что на протяжении всей национальной истории в американцах боролись два качества - одобрение богатства и даже восхищение им (люди верят в идею постоянных перемен и равных возможностей) и возмущение, когда неравенство в богатстве и власти становится слишком большим, и у обычных людей нет особых перспектив, независимо от их усердия».

В реальности множество людей понимают, что уже не хотят стремиться к тем целям, какие они всегда перед собой ставили. Конечно, я надеюсь, что однажды выращу прекрасные помидоры и цуккини и приготовлю чудесную еду из всего этого собственноручно выращенного великолепия. Это не утопическая мечта. Но за приготовление компоста я пока браться не буду и оставлю на месте телевизор. В конце концов, как мы убедились, нет смысла самосовершенствоваться слишком усердно.

Страница 24 из 29

Сущность и содержание самовоспитания

Самовоспитание ? осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицатель-ных личностных качеств.

В пословицах и поговорках разных стран мира нередко высказывается мысль о том, что человека в себе ты воспитываешь прежде всего сам. Народная педагогика стремится дать детям идеал героя, которому следует подражать, старается побудить их вырабатывать у себя положительные качества.

Прогрессивные педагогические деятели прошлого призывали бережно относиться к ребенку, уделяли много внимания его внутреннему миру. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен,
Н.Г. Чернышевский, говоря о формировании человека, подчеркивали «важность самовоспитания и самосовершенствования». История развития педагогической науки свидетельствует о том, как усиливалось внимание ученых к внутреннему миру ребенка, без знания которого не может быть полноценного и эффективного воспитания. Воспитание невозможно и без участия в нем самого ребенка.

Сегодня не только в педагогической литературе, но и в самых разнообразных общественно-политических изданиях, в периодической печати все чаще стали встречаться слова: самостоя-тельность, творческая самодеятельность, самообразование, самовоспитание, самодисциплина граждан, самосознание, самовыражение, самоконтроль, самокритичность и т.д. И дело вовсе не в том, что в русском языке огромное количество слов, начинающихся с корня «сам», а в том, что самовоспитанию и самосовершенствованию долгое время не уделяли должного внимания.

Другой объективной предпосылкой саморазвития является биологическая природа человека, его генотип, программа его созревания. Недаром И.П. Павлов назвал человека великолепной, совершенной, саморегулирующейся системой. Современная наука полностью подтвердила это определение.

Чем же все это объяснить?

Внутренний мир ребенка? результат взаимодействия его психики с окружающим миром, поэтому изменение этого внутреннего мира порождается двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики. Вот почему воспитание только в том случае может влиять на развитие ребенка, когда оно соответствует потребностям его развития, опирается на его внутренний мир. Нельзя забывать, что уровень достигнутого развития сам становится ведущим фактором последующего развития ребенка.

Поэтому воспитание есть процесс научно организованного педагогического воздействия на психику ребенка с целью формирования качеств, необходимых обществу и самой личности, процесс побуждения к самосовершенствованию, процесс управления саморазвитием. Если образно выразить суть педагогического воздействия, то можно сказать так: судьба всякого воспитательного влияния зависит не столько от потенциалов станции назначения (т.е. от силы общественного мнения детского коллектива, влияния семьи и т.д.), сколько от потенциалов станции отправления (т.е. от уровня развития ребенка, его отношения к воспитательным явлениям, от того, что и как он воспринимает, перерабатывает и т.д.) Вот почему со всей остротой встает вопрос о сущности развития ребенка, о механизмах изменения его внутреннего мира, о возможностях воспитания и самовоспитания, об их взаимодействии.

Саморазвитие в психике ребенка обнаруживается в разнообразных явлениях, к которым можно отнести: рост и созревание, саморегуляцию организма и психики, доминанту, динамический стереотип, внутренние противоречия в психическом развитии и т.д.

Первоначально саморазвитие определяется действием наследственности и первичных материальных потребностей. В дальнейшем источниками саморазвития становятся противоречия внутреннего мира ребенка, порожденные взаимодействием наследственности и достигнутым уровнем развития психики, потребностями и возможностями их удовлетворения, желаниями, стремлениями и действительными силами, реальными способностями ребенка. Постепенно сфера биологических, физиологических противоречий все более перемещается в духовную жизнь ребенка, действие наследственности в развитии замещается достигнутым уровнем развития психики.

Развитие ? это стихийный и осознанный, управляемый и самоуправляемый процесс, в результате которого совершенствуются силы и способности человека, обеспечивающие ему высокую активность в окружающем мире.

Воспитание ? это процесс внешнего управления развитием личности, в том числе, создания условий для саморазвития наследственных данных, это побуждение к самовоспитанию и управление им.

Ребенок активно участвует в своем собственном развитии. Но формы этого участия различны. Существуют различные формы саморазвития и самосовершенствования личности: ориентация на личность, ориентация на коллектив, слепое подражание (копирование), осознанное подражание (следование примеру), бессознательное приспособление, осознанное приспособление (выполнение требований, режим, следование традициям, упражнения, тренировки) и самовоспитание. Как назвать все эти формы саморазвития и самосовершенствования личности, поскольку все они в жизни ребенка существуют во взаимосвязи, во взаимодействии, проявляются на разных уровнях в различных сочетаниях? Термин «самосовершенствование» означает осознанное саморазвитие, а между тем, в это понятие следует включить и бессознательное саморазвитие. Поэтому мы условно называем приспособление, подражание, самовоспитание и т.д. участием личности в собственном развитии.

Между различными формами саморазвития и самосовершенствования личности не существует строгих границ. Ориентация на взрослого может перерасти в приспособление или подражание, а последние при определенных условиях переходят в самовоспитание. Переход от одной формы самосовершенствования к другой зависит, в первую очередь, от тех общих компонентов, которые есть и в приспособлении, и в подражании, и в самовоспитании, и в ориентации на личность или коллектив.

Первым общим компонентом, который существует во всех видах самосовершенствования, но на разных уровнях, является ориентировочная деятельность. Ориентировочная деятельность является господствующей при ориентации на взрослого и коллектив, она в значительной мере определяет характер подражания, приспособления. Диалектика развития ориентировочной деятельности в различных формах саморазвития и самосовершенствования ребенка обусловлена возрастанием воли и сознания в регулировании поведения. Если у новорожденных ориентировочная деятельность сводилась к проявлению безусловных рефлексов, то уже к году важное место занимают условные рефлексы. Чем старше возраст, тем важнее в ориентировочной деятельности функции сознания и приобретенных привычек, навыков поведения.

Вторым общим компонентом, который проявляется во всех формах саморазвития и самосовершенствования личности, является самоуправление поведением. Ребенок проходит путь от существа с некоординированными, стихийными движениями до личности со своей волей, направленностью, программой жизни. На этом пути множество этапов: овладение элементарными движениями, период «Я сам», последовательное становление самостоятельности во всех новых видах деятельности, формирование самообладания, самодисциплины, самоуправление поведением с помощью воли, развитие целеустремленности, как синтеза воли и убеждений. Самовоспитание по своему существу, есть волевой процесс. Самовоспитание требует определенной самостоятельности, активизирующих сторон воли (активности, настойчивости, самоприказа) и сдерживающих сторон воли (выдержки, самообладания, самодисциплины, самозакрепощения, самоотказа). Все это крайне важно для самоуправления поведением, поскольку важно то усиливать действия, то их сдерживать, то управлять своими силами и способностями, то регулировать их.

Третьим общим компонентом всех форм саморазвития и самосовершенствования личности является проявление потребности в развитии. Биологической основой этой потребности является созревание, а психологической? достигнутый уровень развития психики.

Программа созревания, заложенная в наследственности, побуждает ребенка к движению, к действию, к применению своих сил и развитию своих способностей. Постепенно созревание превращается в потребность развития не только в биологическом, но и психическом плане.

В процессе воспитания и своей деятельности в окружающем мире ребенок удовлетворяет потребность в развитии вначале стихийно, неосознанно. Но всякое проявление жизни у человека в конце концов приобретает социальный и осознанный характер. И тогда саморазвитие, как объективное явление, превращается в развитие личности, как процесс, управляемый другими людьми и самой личностью. Вот почему движущими силами самовоспитания являются одновременно и объективные, и субъективные факторы.

На базе потребности в развитии формируется потребность в самосовершенствовании. Отсюда и возникают цели самовоспитания, мотивы работы над собой, стремление избавиться от недостатков, следовать хорошему примеру и т.д. Как видим, переход от природных, объективных факторов самовоспитания к субъективным сложен, длителен, но реален.

Точно так же изменяется характер саморегуляции при связях организма и среды. Известно, что наличие определенной среды? главное условие развития организма. Взаимодействие среды и организма порождает динамический стереотип, т.е. устойчивую, хотя и постоянно изменяющуюся систему внутренней саморегуляции. Вначале ребенок автоматически регулирует обмен веществ в организме с помощью наследственных безусловных рефлексов. Затем, по мере расширения связей с окружающей средой, саморегуляция чисто физиологическая перерастает в саморегуляцию психическую. И на этом уровне уже недостаточно одной только биологической саморегуляции.

Одной внутренней саморегуляции на всех уровнях (биологическом и психическом) недостаточно для благоприятного положения в социальной среде; возникает, с одной стороны, необходимость в дополнительной рефляции жизнедеятельности человека извне (требования общества и коллектива к личности, влияние воспитания и т.д.), а с другой? изменение самой социальной среды в масштабе общества объединенными усилиями людей (саморегуляция общества). Общественная и индивидуальная саморегуляция неразделимы.

Человек не только изменяется под воздействием внешних условий, он сам эти условия изменяет. Поэтому саморегуляция? это не только изменение внутреннего мира в соответствии с изменениями внешнего мира. Это также изменение самого объективного мира усилиями развивающейся личности. Изменение себя и обстоятельств в едином процессе? вот сущность марксистской концепции развития личности.

Таким образом, здесь объективные факторы саморазвития постепенно переходят в субъективные, подконтрольные воле и сознанию человека.

Попытаемся определить основные термины, с которыми имеет дело теория самовоспитания.

Саморазвитие ? это объективный процесс становления личности под влиянием программы созревания, биологического развития и независимых от личности факторов внешнего мира? среды биологической и социальной.

Развитие - это процесс, включающий саморазвитие, и, кроме того, это изменение физическое, психическое и социальное, совершающееся под воздействием воспитания и самовоспитания.

Цели самовоспитания ? это те внутренние устремления личности, которые побуждают ее постоянно совершенствовать свои силы и способности.

Когда цели жизни, отражающие стремления воспитанника в самовоспитании, соединяются с волей, формируется движущая сила самовоспитания? целеустремленность. Соединение идеала с целеустремленностью и дает общественную направленность личности? главный внутренний источник мотивов поведения, мотивов самовоспитания.

Мотивы самовоспитания - осознанные причины, интересы, стремления, установки, потребности, которые заставляют личность работать над собой. Цель и есть главный мотив самовоспитания. Неслучайно наличие целеустремленности отмечается всеми учеными как решающее условие успешного самовоспитания.

После того, как человек начал работать над собой, вступают в действие стимулы самовоспитания. Они бывают внешними (требования общества, коллектива, педагога, условия соревнования, характер деятельности, профессии и т.д.) и внутренними (требовательность к себе, самокритичность, желание утвердиться в собственных глазах и др.). Стимулы и мотивы связаны между собой, часто переходят друг в друга.

Центр управления самовоспитанием? это самосознание. Идеал? высшее и сложнейшее образование самосознания, которое объединяет представление о целях жизни, прекрасном и других людях и себе, критерии нравственного поведения, жизненный опыт и связь своего «Я» с жизнью других людей. При самовоспитании идеал является сжатой программой и главным внутренним стимулом самосовершенствования, он управляет всей деятельностью самосознания, корректируя проявление самокритичности, требовательности к себе, самоанализа и т.д.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности

Самосовершенствование – это сознательная работа по личностному росту и развитию. Процесс самосовершенствования заключается в формировании определенных качеств, навыков и свойств личности в индивидуальных интересах и целях. Т.е. под данным процессом понимается развитие некоторых способностей, которые способствуют субъективной успешности и освоению новых социальных ролей.

Главным в процессах самосовершенствования является ориентирование не на внутренних ощущениях, а на современных тенденциях, требованиях жизни и социума. Самосовершенствование человека может проходить в различных направлениях, например, развитие в нравственном, духовном или профессиональном направлении.

Самосовершенствование личности

Самосовершенствование человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую, люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале.

Можно выделить 6 основных этапов самосовершенствования. На первом этапе определяется цель самосовершенствования. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции, саморазвитии.

С чего начать самосовершенствование? Существует несколько общих рекомендаций, на которых базируется успешное развитие и самосовершенствование.

Для того чтобы иметь возможность записать или сохранить идеи, приходящие в голову, следует всегда иметь при себе блокнот, планшет, диктофон или другое приспособление, направленное на сохранение информации. Следует выбрать для себя наиболее подходящую и актуальную тему и настроить мозг генерировать идеи относительно выбранной темы. Обязательно записывайте всё, что бы ни пришло вам на ум по данному поводу. Ваши мысли могут дать вам четкое представление того, что нужно сделать для улучшения качества своей жизни. Вследствие чего ваши намерения станут более серьёзными и действенными. Когда вы ощутите, что тема, с которой вы работаете, уже исчерпала себя, следует переходить к другой.

Следующим непреложным правилом на пути к самосовершенствованию и жизненному успеху является принцип «здесь и сейчас». Он заключается в совершении необходимых действий для искоренения привычки жить красивыми иллюзиями и мечтами.

Еще одна немаловажная рекомендация заключается в искусстве достигать большего небольшими шажками. Для достижения желаемого результата следует выполнять определённую часть от общей нагрузки каждый день. Данный прием легче рассматривать на примере занятий спортом. Вы хотите иметь красивую фигуру, поэтому для получения желаемого результата вам нужно каждый день совершать определённые упражнения. Только при таком условии появится ощутимый результат.

Самосовершенствование довольно трудно представить без освоения навыков планирования. Поэтому нужно разбить свой день на несколько блоков, например, утро, обед, вечер и т.д. При помощи данного приёма можно без труда отследить, сколько времени требуется на выполнение той или иной поставленной задачи.

Постарайтесь общаться с людьми, вдохновляющими вас на свершения и подвиги. А вот от общения с индивидами, в сравнении с которыми вы и так много чего достигли, лучше отграничиться.

Для отличного самочувствия и превосходного внешнего вида необходимо довольно хорошо разбираться в следующих направлениях: здоровая пища, физические нагрузки, грамотная психическая саморегуляция.

Саморазвитие и самосовершенствование

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование – это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к , они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело – это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание – вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Пути самосовершенствования личности

Начинать самосовершенствование следует со сна. Спать нужно меньше. Ведь для полноценного отдыха человеку нужно всего около 8 часов ежедневного сна. Поэтому приучите себя вставать на 1 час раньше привычного времени. Так у вас появится больше свободного времени для реализации задумок и планов.

Старайтесь в первую очередь выполнять более важные дела. Каждый день вечером проводите анализ рациональности расходуемого времени и энергии. Сделайте своим лозунгом фразу – если ты управляешь временем, следовательно, ты управляешь жизнью. По телефону нужно общаться с энтузиазмом и уверенно. Обязательно проявляйте уважение к собеседнику.

Следует всегда помнить о цели, а не о конечном итоге. Делайте работу не ради признания, а ради удовольствия.

Больше смейтесь, особенно по утрам. Поднимайте улыбкой свое настроение, заряжайте бодростью организм.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что основными составляющими процессов самосовершенствования и саморазвития являются: мечта, систематичность и дисциплина, цель и достижение, разум, сила счастья, вдохновение, отзывчивость, физическое состояние организма и душа. Именно развитие личности и ее самосовершенствование являются основными задачами для реализации себя в жизни и мире.

Способы самосовершенствования

Постоянное самосовершенствование – это стопроцентный результат жизненного процветания и успеха.

Способов самосовершенствования существую множество. Одним из самых популярных и нужных считается изучение иностранных языков. Это не только полезно, но и довольно интересно. Знание языков открывает широкие перспективы для путешествий в далекие страны, чтения книг в оригинале, карьерного роста и др. Язык можно изучать самостоятельно или при помощи различных обучающих тренингов, курсов, или с помощью преподавателя. Для закрепления иностранного языка следует много читать. Это не только повысит уровень владения иностранной речью, но и пополнит кругозор, разовьет фантазию, поспособствует более грамотному изложению мыслей. Читать нужно не только иностранную литературу, но и отечественные книги по самосовершенствованию.

Если есть возможность, то не пренебрегайте поездками в разные страны и города. Данный вид самосовершенствования является, наверное, одним из самых приятных. Путешествия помогут вам не только отдохнуть от обыденности и работы, но и узнать много нового о культуре, религии, народностях стран. А это способствует всестороннему развитию. Поэтому старайтесь радовать себя поездкой хотя бы раз в году.

Занимайтесь своим воспитанием. Создавайте для себя список важных дел и составляйте график их выполнения. Старайтесь вставать ежедневно в одно и то же время. На выходных не следует позволять себе спать более восьми часов. Ведь для извлечения максимума, очень важна организованность и собранность.

Если вы склонны к лени, то нужно постепенно избавляться от этого вредного недуга. Запретите себе часами лежать на диване, бесконечно играть в компьютерные игры или смотреть развлекательные передачи по телевизору. Все хорошо в меру. Лучше потратьте время на просмотр теленовостей или на их чтение в интернете. Составьте свой личный график таким образом, чтобы у вас оставалось свободное время только вечером и всего пару часов перед сном. Спорт – это дорога к самосовершенствованию. Физические упражнения делают индивида счастливее. Однако они не обязательно должны быть активного характера, например, бег. Вполне достаточно будет заниматься регулярно йогой или пилатесом.

Направляйте свои силы на совершенствование своего характера. Важнейшим компонентом саморазвития являются мечты. Поэтому не забывайте мечтать. Ведь они способствуют более яркому представлению своей цели.

Если вы решили заняться самосовершенствованием, но не знаете с чего начать, то пойдите на какие-нибудь курсы, например, по кулинарии или психологии. Помните, что новый день нам дается не просто так. Природой заложена в человека необходимость и самосовершенствования. Узнавая каждый день что-нибудь новое, или овладевая новыми умениями, вы будете всегда ощущать себя счастливым, а унынию и скуки места в жизни не останется.

Программа самосовершенствования

Программа самосовершенствования базируется на нескольких основных принципах. Первым принципом является образование. Оттачивайте свои навыки в том, что у вас получается хорошо. Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо. Такие навыки очень важно улучшать. Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к получению знаний в данной области.

Следующим принципом является никогда не прекращать учиться. Можно быть уверенным, что в совершенстве владеете каким-нибудь, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается также как и человечество. Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути. Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом. Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.

Проявляйте заботу о себе, которая заключается в физической активности, правильном рационе, крепком и полноценном сне, а также в сбалансированности умственного, физического и духовного развития. Все перечисленное будет способствовать налаживанию абсолютно всех аспектов жизни. Однако не стоит забывать и об отдыхе. Ведь даже супергероям иногда нужен отдых.

Поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Внесите в свою жизнь каплю разнообразия – определите цель, которая будет выходить за границы ваших привычных интересов.

Необходимо контролировать свои эмоции для изучения своего сознания. Каждый раз, когда ощущаете какую-либо эмоцию, нужно отдавать себе отчет, что она является следствием ваших мыслей. Поэтому необходимо выяснить, что стало причиной возникших эмоций. Такой самоанализ способствует осознанию качеств личности и свойств характера, о которых ранее вы могли и не подозревать. Когда вы информированы о собственных непроизвольных эмоциональных проявлениях, вы можете трансформировать свое восприятие обстоятельств и улучшить реакции на них, всего лишь поменяв мысли о них.

Старайтесь избегать негативно настроенного окружения. Помните, что вы можете неосознанно перенимать качества индивидов, с которыми часто проводите много времени. Поэтому отдавайте предпочтение общению с людьми, которые будут вдохновлять вас, вызывать улыбку и бросать вызовы.

Ключом к самосознанию является осмысление личностного бытия и ясности мышления посредством ведения записей в дневнике. Он нужен для записей различных идей, интересных мыслей, а не только ради сухой констатации событий, которые происходят ежедневно с вами.

Помните, что самосовершенствование должно происходить в различных направлениях. Так, например, физическое самосовершенствование неразрывно связано с личностным ростом и самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование — это работа над собственным телом, его силой, красотой, закаленностью, стойкостью и здоровьем.

Самые успешные бизнесмены – это не только выпускники престижных экономических или юридических факультетов, но и спортсмены, выпускники кафедр физического воспитания. Грамотная работа над собственным телом является трудом над совершенствованием своей личности.

К сожалению, многие люди в ежедневной погоне за материальным благополучием забывают о том, что духовное самосовершенствование играет очень важную роль для личностного роста и развития. Духовное самосовершенствование направлено на осознание правильного выбора направления жизненных принципов и целей.

Нравственное самосовершенствование заключается в адаптации к жизни, в гибкости при сохранении собственного внутреннего стержня. Первые понятия о нравственности закладываются еще в раннем детстве родителями, а затем педагогами. Однако этих знаний во взрослой жизни является недостаточно. Ведь жизнь часто подкидывает множество неожиданных сюрпризов. С целью нравственного самосовершенствования следует пытаться оценивать себя беспристрастно в разных жизненных ситуациях, читать серьезную литературу, заниматься самопознанием, посещать тренинги.

Профессиональное самосовершенствование

Темпы современного прогрессивного развития несут за собой напряженность, трансформации и модернизации абсолютно во всех областях жизнедеятельности человека. Вследствие таких перемен особую актуальность и остроту приобретает проблема самосовершенствования во всех областях. Это связано с тем, что знания, которые были получены ранее, довольно быстро изживают себя. Ведь время всегда диктует свое. Еще в прошлом столетии профессиональные умения абсолютного большинства специалистов не менялись, так как темп жизни был более размеренным, поэтому и темпы трансформаций также отвечали ему. Индивиды практически не стремились к профессиональному росту и самосовершенствованию, так как жизнь этого не требовала.

Сегодня с использованием новейших научных достижений и технологий время требует подготовки высококвалифицированных и профессиональных специалистов, свободно владеющих знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работы в выбранной сфере. Они должны быть конкурентоспособными специалистами, а не просто компетентными работниками. Настоящее время требует от каждого работающего индивида мобильности, творческой тяги и способности к использованию на практике ежедневно растущего потока информации. Этого невозможно добиться без самостоятельного настойчивого систематического профессионального самосовершенствования. Нынешние специалисты стремятся взять от жизни максимум за минимальные сроки. Поэтому такие сроки следует использовать более грамотно и с умом.

Скорость продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит сегодня от того, насколько специалист способен обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство, а не столько от его усилий.

Поэтому в последние годы получили широкую востребованность различные корпоративные тренинги, которые направлены и на личностный рост, и на профессиональное совершенствование. Сегодня довольно часто люди старшего поколения, которым еще работать и работать, становятся практически непригодными для профессиональной реализации в социуме вследствие затрудненности адаптации к постоянно меняющимся условиям, освоения новых умения и взаимодействия с современным миром.

Тренинги профессионального самосовершенствования направлены на то, чтобы помочь желающим справиться именно с этой задачей. Заинтересованные в процветании компании работодатели включают в планы обязательное обучение сотрудников при помощи тренингов, повышение их квалификации. Они понимают, что это является важнейшим условием грамотного планирования людских ресурсов.
Профессиональное самосовершенствование – это одно из направлений становления и развития личности в процессе ее жизненного пути.

Самосовершенствование педагога

Постоянное самосовершенствование педагога является сознательным целенаправленным процессом повышения уровня профессиональной компетентности и формирования важных качеств соответственно внешним социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и персональной программой развития.

Процессы самосовершенствования педагогов осуществляются во взаимосвязанных формах. К таким формам относят самовоспитание и самообразование, которые должны взаимно дополнять друг друга и оказывать влияние на характер работы личности над самой собой. Однако вместе с тем они считаются двумя относительно самостоятельными процессами.

Самовоспитание – это сознательный труд педагога по систематическому формированию у себя позитивных и ликвидации негативных качеств личности и свойств характера. Он происходит в трёх направлениях. Первое направление – это приспособление к требованиям педагогической профессиональной деятельности своих индивидуально-личностных особенностей. Вторым направлением является систематическое повышение компетентности в профессии. Третьим – непрерывное формирование социальных, нравственных и других качеств личности.

Профессиональное самообразование заключается в целенаправленной познавательной деятельности педагога по овладению специальными и методологическими знаниями, общечеловеческим опытом, профессиональными навыками, необходимыми для улучшения педагогического процесса.

Приобретение знаний посредством самостоятельных занятий и является самообразованием, т.е. самостоятельным обучением. Самообразование – это один из главных аспектов на пути к самоопределению и самосовершенствованию личности, так как только посредством вхождения в культуру она создает такой идеальный образ своего «Я», который является своеобразным ориентиром в ее движении к лучшему себе.

К основным направлениям самосовершенствования педагогов относят:

— систематическое пополнение профессиональных знаний;

— совершенствование профессионального мастерства;

— расширение кругозора;

— нравственное совершенствование;

— физическое совершенствование;

— умение эффективно планировать рабочий день.

Стремление к самосовершенствованию

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности. Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию – составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды. Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения. Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.

предмет и задачи психологии

основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражение объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач: 1) изучать качественные (структурные) особенности психических процессов и явлений, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение; 2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (причинная зависимость) психики, объективными условиями жизни и деятельности людей; 3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; 4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализацией процесса труда в различных видах деятельности людей.

Предметом психологии являются: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов реального мира. Психика разнообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. всё то, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в поступках, действиях, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек, с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.

Поведение – это внешнее проявление психической деятельности, поступки и деятельность человека.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Методы исследования в современной психологии

1. наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие и осмысление, проявление индивидуальных и групповых особенностей психики. Наблюдение как метод включает следующие процедуры: а) определение целей и задач; б) выбор объекта, предмета и ситуаций; в) определение вида наблюдения (включенное и невключённое);г) выбор способа регистраций данных; д) обработка и интерпретация полученных данных

2. беседа – это непосредственное общение исследователя с испытуемыми в целях изучения их психич. особенностей.

Беседа как научный метод включает процедуры: а) определение целей и задач; б) продумывание вопросов; в) выбор способа регистрации данных; г) определение ситуаций для беседы; д) проведение беседы; е) анализ результатов.

3. тест – в переводе на русский «задача». Метод «тест» построен на оценке стандартизированного задания. Тесты широко используются в процессе обучения, в проведении профессионального отбора. С помощью теста можно определить способности, темперамент, мышление, воображение.

4. анкетирование – это опрос по заранее разработанному и оформленному в виде анкеты вопроснику. С помощью анкетирования изучаются общественное мнение по какому-либо вопросу, традиции, настроение, круг интересов. Разработка анкеты включает ряд этапов: а) определение цели и задач; б) формирование вопросов; в) составление 1-го варианта анкеты; г) пилотаж анкеты; д) использование анкеты.

Правила формулировки вопросов анкеты: а) чёткость и ясность; б) лаконичность; в) конкретность; г) отсутствие спец. терминов; д) уравновешенность вариантов «за» и «против»; е) исключение внушающих моментов в содержании вопроса.

5. эксперимент – это намеренное создание ситуаций, требующих тех или иных свойств индивидуальной или групповой психики Эксперимент может проводиться в лабораторных и естественных условиях. Он может быть констатирующим или формирующим. В ходе эксперимента могут быть использованы тренажеры, различные приспособления, позволяющие получить необходимую информацию.

6. биографический метод – это способ изучения психики человека на основе анализа жизненного пути человека. С помощью этого метода можно получить информацию об особенности мотивации, характера, мышления.

Отечественная психологическая мысль в XX веке.

Значительный вклад в развитие психологии XX в. Внесли наши учёные Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н. Леонтьев (1903-1979), А. Р. Лурия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902-1988). Л. С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребёнка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Восприятие

Восприятие – это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия: 1) простое и сложное; 2) восприятие пространства; 3) восприятие времени; 4) восприятие движения; 5) преднамеренное и непреднамеренное;

Особенности восприятия: 1)апперцепция – это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов; 2) константность – это свойство означает способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, размеру, цвету; 3) иллюзии – обманчивое восприятие.

Некоторое способы активизации восприятия: а) вовлечение в процесс восприятия нескольких анализаторных систем; б) активизация мотивов в создание установки по восприятию; в) обучение человека правилам и нормам восприятия;

г) приобретение опыта восприятия предметов и явлений.

78% знаний мы приобретаем через зрение. 13% через слух, и 3% через обоняние, вкус, осязание. В памяти мы сохраняем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 70% что увидено и услышано одновременно. Спустя 3 часа мы забываем 30% услышанного и 28% увиденного, а через 3 дня 90% информации забываем.

Ощущение.

Ощущение – это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Виды ощущений: слуховые, вкусовые, зрительные, осязательные, обонятельные, болевые, органические, двигательные, вибрационные, температурные.

Свойства ощущений: 1) качество; 2) сила; 3) длительность; 4) взаимодействие; 5) адаптация; 6) последовательные образы; 7) контраст

Представление.

Представления – это образы, ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.

Классификация представлений: 1. по ведущему органу бывают: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, температурные; 2. по степени новизны бывают: представления воображения и представления памяти;

3. по степени обобщения бывают единичные и общие; 4. по содержанию бывают: физические, географические, политические, технические, педагогические.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.

Виды внимания : непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;

произвольное – сознательное сосредоточение на получении определённой информации, требующее волевых усилий;

послепроизвольное – основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Свойства внимания : устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте; переключение – намеренно осознанный перенос внимания с одного объекты на другой; распределение – возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; объём – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Память

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. Виды памяти : 1) по длительности бывает : кратковременная (представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд); оперативная (вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности); долговременная (способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока).

2) по особенности запоминания бывает: двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словестно-логическая.

Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Выделяют различные виды амнезии: ретроградную, антероградную и прогрессивную.

При ретроградной амнезии страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания на те события, которые имели место в далёком прошлом.

При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная, и долговременная память, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до её полной потери.

Память теснейшим образом связана не только с физическим состоянием человека, но и его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Мышление

Мышление – это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений предметов и явлений. Показателями творческого мышления являются: объективная сложность решаемых задач, новизна применяемых способов решения задач, оригинальность использованных средств, высокое качество продуктов деятельности.

Формы мышления : понятие (форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов) и умозаключение (форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод).

Методы мышления: индукция (логический вывод в процессе мышления от частного к общему) и дедукция (логический вывод в процессе мышления от общего к частному).

Виды мышления : практическое, теоретическое, наглядное действие, образное, творческое, стереотипное, ограниченное.

Мыслительные операции

1. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению.

2 . Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

3. Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Воображение

Воображение – это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.

Виды воображения : произвольное, непроизвольное, техническое, воссоздающее, творческое.

Некоторые приёмы воображения: 1) комбинирование признаков; 2) при уменьшении и увеличении признаков или свойств предметов; 3) типизация.

Некоторые способы развития воображения : 1) решение типичных и нетипичных задач; 2) использование традиционных и нетрадиционных способов их решения; 3) употребление новых средств деятельности; 4) актуализация мотивации творчества; 5) приобретение опыта творческой деятельности; 6) подкрепление процессов и продуктов творческой деятельности.

Речь: её функции и виды.

Речь – это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности. Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.

Виды речи: внутренняя, внешняя, устная, письменная, геологическая, монологическая.

Функции речи: обозначения, сообщения, выражения, воздействия.

Виды общения: светское, деловое, интимно-личное. Пути развития речи: тренинг, овладение и расширение словарного запаса, самоконтроль и самооценка.

Эмоционально-чувственная сфера личности

Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.

Классификация эмоций и чувств: 1) по влиянию на деятельность человека бывают стенические и астенические (тормозящие деятельность); 2) по сложности и содержанию бывают высшие сложные и низкие простые; 3) по форме протекания бывают настроение, аффекты, страсть.

Высшие чувства: патриотические, нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Высшие проявления эмоций и чувств : в мимике, в пантомимике (в движении), в речи.

Высшие чувства человека развиваются в процессе совместной деятельности с другими людьми.

Воля и её характеристика.

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизировать силы на преодоление трудностей.

Волевые качества человека : 1) целеустремлённость (способность человека осуществлять свои жизненные цели);

2) самообладание (умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах); 3) самостоятельность (проявляется в способности совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умений и навыков); 4) смелость (проявляется в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в стремлении отстаивать свою жизненную позицию); 5) дисциплинированность (означает осознанное подчинение своего поведения определённым нормам и требованиям).

Развитие воли, волевые действия.

Развитие воли : самопознание и самооценка волевых качеств, постановка перед собой соответствующих целей и задач, овладение средствами и способами их реализации, осуществление деятельности самовоспитания, оценка результатов, накопление волевого действия.

Виды волевых действий : длительные и кратковременные, совершенные по собственной инициативе, совершенные по заданию других, простые и сложные. Простые волевые действия включают в себя два звена: постановку цели и её исполнение. Структура сложного волевого действия включает три звена: осознание и постановку цели, планирование действий по достижению цели, исполнение действий.

Психические образования: знания, навыки, умения.

Психические образования это знания, навыки, умения, приобретённые человеком в процессе жизнедеятельности.

Знания – это совокупность усвоенных сведений, понятий о предметах и явлениях действительности.

Навык – это приобретённые способности осуществлять сравнительно несложные действия с высокими количественными и качественными показателями и бессущественного контроля сознания почти полностью и автоматически.

Умения – это комплексные психические образования, формирующиеся для выполнения сложных действий, способность человека применять усвоенные знания и навыки в новых условиях.

Классификация умений: интеллектуальные, практические, технические.

Человек как индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличное от других существ. Это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (самоконтроль, логика, мышление).

Индивид – это отдельный человек, носитель индивидуально-своеобразных, физических, психических и социальных черт единицы общества.

Индивидуальность – это особенное и непохожее на других личность, в полноте её духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, темперамента, способности. Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидуальные черты, такое их сочетание, которое отличает их от других людей.

Темперамент и его характеристика

Темперамент – это врождённые, биологически обусловленные динамические характеристики протекания психических процессов и поведения человека. В зависимости от соотношения свойств нервной системы академик Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) безудержный – сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя типу темперамента холерика; 2) живой – сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту сангвиника; 3) инертный – сильный, малоподвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту флегматика; 4) «слабый» - слабый, малоподвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту меланхолика.

Пути влияния на темперамент : формирование волевых и эмоциональных качеств характера, умение владеть собой; целесообразное комплектование рабочих групп на основе психологической совместимости; в общении учитывать особенности реакций, лиц с различным типом темперамента и адекватно реагировать на них.

Характер

Характер – это свойство личности, определяющее систему её отношений к окружающим условиям, к деятельности, к другим людям.

Виды характера: 1) по силе: сильные и слабые; 2) по устойчивости: устойчивые и неустойчивые; 3) по отношению к соц. Явлениям: убеждённые и беспринципные; 4) по отношению к деятельности: трудолюбивый и бездеятельный; 5) по отношению к людям: общительный и замкнутый; 6) по отношению к себе: эгоист и альтруист.

Сила характера заключается в интенсивности проявления той или иной черты свойства характера. Устойчивость характера человека состоит в постоянстве проявления его свойств и качеств. Развитие характера : 1. самооценка черт характера; 2. определение целей и задач развития характера; 3. овладение способами и решениями; 4. планирование и определение действий; 5. тренинг.

Способности: виды и характеристика.

Способности – это психическое свойство, которое дает возможность человеку успешно овладевать и эффективно осуществлять деятельность.

Виды способности: 1) общие – возможности развития психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности; 2) специальные – это возможности к развитию отдельных психических процессов и свойств личности для конкретного вида деятельности; 3) частные – это возможности отдельных органов и психических процессов человека к качественному развитию.

Уровни развития способностей: одарённость, талант, гениальность.

Показатели способностей: лёгкость овладения деятельностью, быстрота овладения действиями, высокий результат деятельности, безошибочность действий, постепенное повышение продуктивности деятельности, уравновешенность деятельностью.

Развитие способностей: психодиагностика и профессиональный психологический отбор; вовлечение человека в деятельность; побуждение к самостоятельному поиску способов решения задач; подкрепление процесса и продукта деятельности человека; содействие человеку в развитии тех качеств, от которых зависит проявление его способностей.

Понятие общения. Основные стороны общения

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

интерактивная сторона общения – Это взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т. е. Совокупность связей и взаимовлияний людей.

перцептивная сторона общения – Это восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Малые группы.

Малая группа – это общность людей, объединённых совместной деятельностью, которая регулярно и непосредственно взаимодействует друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определённую систему ценностей и норм.

Признаки малой группы : наличие конкретного взаимодействия, относительная длительность пребывания, определённость социальных ролей, наличие эмоциональной связи, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей и мотивов.

Типы малых групп: 1) трудовые, боевые, учебные, творческие; 2) контактные и дисконтактные; 3) диффузные ассоциации, корпорации, коллективы; 4) постоянные и временные.

Предмет и задачи педагогики.

Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании (См. закон «Об образовании»). Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос-человек). Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Забегая несколько вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Задачи педагогики : 1) научное обоснование, развитие систем образования с содержанием учений и воспитаний; 2) исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса; 3) выявление закономерностей и формулирование принципов процесса воспитания и обучения людей; 4) разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления; 5) разработка содержания методики самообразования и самовоспитания людей; 6) исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства; 7) разработка методических проблем педагогики, методом его исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Социализация – это неизбежно переживаемый каждым человеком разносторонний и многоэтапный процесс изменения и равития своих физических и психических качеств под воздействием окружающей социальной среды.

Образование – это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определённой системы знаний, навыков и умений, а, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.

Обучение – это двуединый процесс преподавания и учения, имеющий совей задачей планомерную и систематическую передачу и усвоение знаний в тесной связи с формированием умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитание – вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека.

Методы обучения

Система основных методов обучения: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ или демонстрация, метод упражнения (игра), самостоятельная работа.

Принципы и методы воспитания

Принципы воспитания – это основные руководящие положения, соблюдение которых необходимо воспитателю для эффективного влияния воспитателя на воспитуемого.

Система принципов : 1) индивидуальный и дифференцируемый подход к воспитанию; 2) воспитание в группе и через коллектив; 3) воспитание в процессе деятельности; 4) сочетание высокой требовательности к воспитанникам и уважением их личного достоинства и заботы о них; 5) опора на положительное в личности и в группе; 6) единство, согласованность, преемственность воспитания.

Методы воспитания – это способы воздействия на воспитуемого.

Система методов воспитания: убеждение, поощрение, пример, принуждение, упражнение.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.