80 е в ссср школа. Реформы образования в советский период

Школы в СССР очень сильно отличались от современных. И была у советской школы одна особенность. Общая для всей страны школьная форма. Самое интересное, что форма тех времен до сих пор популярна у выпускниц — школьное платье с белым фартуком, как правило, белые гольфы и обязательные белые банты. В обычные же дни девочки ходили в школу в тёмных передниках. У мальчиков, на рукавах пиджаков имелись эмблема, на которой была изображена открытая книга и солнце. В то время все были или октябрятами, или пионерами или комсомольцами, и обязательно носили на лацкане пиджака или платье соответствующий значок. В 1-м классе всех школьников принимали в октябрята. В 3-м — в пионеры. Причем в первую очередь отличников, а во вторую и даже третью — тех, у кого хромала успеваемость или дисциплина. В комсомол принимали в 7-м классе.

В 80- х каждое более или менее крупное предприятие имело собственный пионерлагерь, куда и отправляло детей своих сотрудников. Подавляющее большинство советских детей, хотя бы раз побывало в загородном пионерском лагере. Кроме этого во всех городах, как правило, при школах, создавались «городские» лагеря с дневным пребыванием детей. Каждый загородный пионерский лагерь функционировал в три смены, примерно по три недели каждая. Все дети в пионерлагере разбивались по возрастному признаку по отрядам. Самым старшим был 1-й отряд. Затем 2-й, 3-й и т.д. В пионерских лагерях работали различные детские самодеятельные коллективы по интересам, проводилась военно-спортивная игра «Зарница». В течение смены в лагере проводились различные игры, походы, конкурсы...В конце каждой летней смены организовывали «Прощальный костер».

Выбор продукции в продовольственных и промтоварных магазинах, в 80-е годы, был далек от поражающего своим разнообразием. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время, в 1985 году, на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Разумеется, советские праздники не стали безалкогольными. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку.

В советском ассортименте имелся явный дефицит продуктов, которые можно было просто вытащить из холодильника и съесть — колбас, сыров, паштетов, не говоря уж о какой-нибудь икре или ветчине. Даже шпроты были деликатесом, который давали в наборах к празднику. И только в Москве, выстояв длинную очередь, можно было купить сосисок, колбасы или ветчины и несколько дней не переживать насчет чая с бутербродами... В провинциальных городах их было практически не достать. И это, притом, что во многих городах на полную мощь функционировали мясокомбинаты!

Из Москвы привозили хорошие шоколадные конфеты — "Белочка", "Мишка косолапый", "Красная Шапочка". Привозили растворимый кофе, апельсины, лимоны и даже бананы. Москва казалась сказочным местом, где живут необыкновенные люди. Также в Москву ездили за одеждой и обувью. В Москве покупали все, от гречки до детских колготок, т.к. все это было дефицитом в средней полосе.

В гастрономах того времени было несколько отделов. Каждый отдел продавал свои группы продукции. Хуже было, если в отделе продавался весовой товар. Сначала нужно было выстояв очередь взвесить товар, затем очередь к кассе, получить чек, и снова в очередь в отдел. Были еще универсамы самообслуживания — наподобие сегодняшних. Там товары оплачивались на кассе при выходе из зала. За молоком в то время ходил каждый школьник. Из-за скудности ассортимента продуктов в тогдашних магазинах, молоко и молочные продукты занимали достаточно значимое место в рационе советского человека. На молоке варили каши. С молоком варили вермишель и рожки. Молочные продукты в СССР были расфасованы в стеклянную тару, которую мыли и сдавали в специальных пунктах приема стеклотары. Как правило, они были прямо при магазинах. Этикеток на бутылках не было. Этикетка была на крышке. Молочные бутылки закрывались крышечками из мягкой фольги разного цвета. На крышечке писали название продукта, дату изготовления, а также стоимость.

Сметану продавали на разлив из больших металлических бидонов. Масло было нескольких видов — сливочное и бутербродное. Развесное масло стоило 3 рубля 40 копеек за килограмм, а пачка сливочного масла — 72 копейки. Молоко в Советском Союзе делалось из молока! В сметане была сметана, в кефире — кефир, а в масле — масло. В обеденный перерыв, в каждый гастроном, как правило, привозили свежее молоко, хлеб и некоторые другие продукты. Поэтому открывшийся после обеденного перерыва магазин зачастую позволял купить все, указанное родителями. А ещё можно было купить мороженое!

Культовым молочным продуктом в СССР было сгущенное молоко. Любимое лакомство детей. Сгущённое молоко, выпускавшееся в СССР, фасовалось в жестяные консервные банки с бело-сине-голубыми этикетками. Его пили прямо из банки, пробив две дырки консервным ножом. Его добавляли в кофе. Его варили прямо в закрытой банке, чтобы съесть варёным или использовать для торта. Во времена продовольственного дефицита конца СССР сгущённое молоко, наряду с тушёнкой, входило в праздничные продуктовые наборы, распределяемые по талонам и спискам в отдельных организациях, а также некоторым категориям граждан, имеющим по закону льготы (участники и инвалиды Великой Отечественной войны и др.).

Купить хороший наряд было сложно, поэтому заранее искали приличную ткань и шли в ателье или к знакомой портнихе. Если мужчине в рамках подготовки к празднику достаточно было сменить домашние тренировки на рубашку, и, может быть, в знак особого расположения побриться, то женщине было гораздо сложнее. И ей оставалось лишь полагаться на собственную изобретательность и умелые руки. В ход шли: хна, перекись водорода, бигуди. «Ленинградская» тушь смешивалась с мукой и наносилась на ресницы. При помощи различных бытовых красителей капроновые колготки телесного цвета красились в черный цвет. Верхом ароматного шика были духи «Клима», нижним пределом — духи «Быть может». Мужчине полагалось тоже пахнуть, но выбор был еще меньше: «Саша», «Русский лес», «Тройной».

Косметики в СССР было очень мало, а если и была, то ее не покупали, а «доставали». Тушь для ресниц выпускалась в прессованном виде, перед использованием ее необходимо было развести водой. Однако вода находилась под рукой не всегда, поэтому советские модницы попросту плевали в коробочку с тушью. Самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. У женщин 80-х была практика использования косметической продукции «не по назначению». Многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду. Ровный тон лица обеспечивал легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода». Вместо бесцветной помады обычно использовался вазелин, вместо крема для рук — глицерин, который почти всегда можно было купить в аптеке.

Предметом особого вожделения были Румяна "Este Lauder" из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. Если спросить дам, чья молодость пришлась на эти годы, они вспомнят духи "Climat" и аромат-легенду "Magie Noire" от Lancôme, а также "Opium" от YSL и "Fidji" от Guy Laroche. О знаменитых "Chanel №5" советские женщины в большинстве своем знали только понаслышке, и очень мизерное количество дам пользовалось ими в реальной жизни.

Традиционными блюдами в праздничные дни были салаты Оливье, Селедка под шубой, Мимоза, жарили домашние котлеты, делали бутерброды со шпротами, варили холодец, запекали курицу, доставали домашние маринады. Одним из важнейших блюд на праздничном столе был торт, который купить было весьма проблематично. Чаще всего пекли домашний «Наполеон». Напитки не отличались особым разнообразием: "Советское шампанское", водка "Столичная", лимонад "Буратино", морс и компот. В конце 80-х на столах стали появляться пепси-кола и фанта. Праздничный стол готовили всегда основательно, даже если гостей не ждали, а празднование проходило в семейном кругу!

На Новый год в каждом доме устанавливали ёлку. На ёлке расправляли гирлянду из разноцветных огоньков и развешивали ёлочные игрушки — стеклянные блестящие шары разных расцветок, спутники, сосульки, медведи и зайчики из картона, покрытые лаком и блёстками, снежинки, бусы и хлопушки. Внизу, под ёлкой на предварительно выложенную марлю или вату устанавливался дед Мороз из папье-маше! На макушку ёлки надевалась звезда.

Выбор подарков к праздникам был очень ограничен. За неимением нормальных подарков, идя в гости, несли с собой деликатесы, какие удавалось достать, банки с консервированными экзотическими фруктами, черную или красную икру, шоколадные конфеты. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. Детские новогодние подарки, родители приносили с работы. Профком стабильно обеспечивал родителей детскими подарками — по одному на каждого ребёнка до 14 лет. На праздничные вечеринки закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого.

Практически каждый Новый год, по телевидению показывали фильмы: «Обыкновенное чудо» и «Чародеи». Главный новогодний фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Многие знали уже эти фильмы наизусть, но, тем не менее, с удовольствием пересматривали. В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку. А под утро, после «Голубого огонька», единственный раз в году по ТВ показывали «Мелодии и Ритмы зарубежной эстрады»! Boney M, Абба, Smokie, Africe Simone.…

В 80-е годы не было развлечений, кроме как кинотеатр, бар или танцы. Бары и кафе в ночное время не работали. В кинотеатрах крутили советские или индийские фильмы. Главным же занятием для молодых людей, помимо того, чтобы пить портвейн в подъезде, хорошо учиться и вступать в комсомол, были танцы, и называли их дискотекой. Музыка на дискотеках была собрана из всего, что доходило до нас «Оттуда» вперемешку с лучшим, что было у нас. Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучали: Форум, Мираж, КарМэн, Ласковый Май, На-На и исполнитель, пародирующий западных музыкальных исполнителей, Сергей Минаев. Помимо танцевальных коллективов популярностью пользовались группы «Воскресенье» и «Машина времени». Всё чаще были слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: Modern Talking, Мадонна, Майкл Джексон, Scorpions и другие.

Сколько лет вам было в 80-ых? 10? 15? 20? Помните ли вы атмосферу общей доброжелательности и взаимоуважения царящую в советские времена. Внутреннее спокойствие, осознание жизненных целей и способов их достижения. Уверенность во всём на десятки лет вперед. Возможность занять достойное место в жизни. Помните ли вы как в мае все выходили на демонстрации. Все выходили на улицы с шариками и флажками, поздравляли друг друга и кричали "УРА!". А детей сажали на плечи. Резиночки во дворе.... Сбор металлолома и макулатуры в школе.... Субботники.... Подписку на журналы «Веселые картинки», «Пионер», «Крокодил», «Наука и жизнь».... Помните ли школьные «танцевальные вечера», дискотеки в пионерских лагерях, в домах культуры? Песни, которые бережно переписывали с кассеты на кассету и заслушивали «до дыр». Песни, которые ходили слушать друг к другу в гости…

Вообще, музыка в СССР считалась чем-то необязательным для повседневной жизни гражданина, этаким своего рода допустимым излишком (кроме, разумеется, песен, исполняемых хором — на пионерской линейке, в воинском строю и т.п.). А посему устройства для воспроизведения и записи музыки трактовались скорее как вещь, более близкая к предметам роскоши, нежели повседневного обихода. В большинстве домов стояли проигрыватели для пластинок. Музыкальные записи в СССР продавались на грампластинках фирмы «Мелодия». Выпускались также пластинки со сказками для детей. Целые поколения выросли в СССР на сказках, записанных на пластинках. «Достать» же пластинки с записями популярных эстрадных исполнителей в то время было достаточно сложно.

В восьмидесятые у большинства жителей СССР появились магнитофоны. На особо модные, вроде "Веги" и "Радиотехники" были очереди. Катушечная плёнка отечественного производства и кассеты тоже лежали везде. Стоили магнитофоны крайне недешево. К середине 80-х в СССР научились выпускать довольно неплохие бобинные магнитофоны. Они нечасто ломались и выдавали не самый плохой звук. Однако, кому ж в те годы хотелось бобинный магнитофон? Они были громоздкие, нетранспортабельные, даже сам процесс заправки пленки требовал определенной сноровки. Но главное, бобины к тому времени уже стремительно вытеснялись кассетами. Вскоре, в молодёжной и подростковой среде бобинный магнитофон считался безнадежным архаизмом.

Советские магнитофоны, доступные большинству, как и советские кассеты были просто ужасны. Пленка в советских кассетах была под стать магнитофону. Она могла обеспечить только очень скромное качество записи, а при попытке часто перезаписывать - быстро выходила из строя. Но зато магнитофонам эта пленка очень нравилась! Они с большим удовольствием зажевывали ее при любом удобном случае. Этот случай был прозорливо предусмотрен производителями кассет, а потому на их корпусе зачастую отсутствовали винтики.

Верхом желания любителей музыки, конечно, были японские магнитофоны — Sharp, Sony, Panasonic. Они горделиво стояли на полках комиссионок, красуясь умопомрачительными ценниками. Импортные товары (в незначительном количестве попадавшие на рынок СССР) воспринимались населением как «престижные» и качественные. Дешёвый, в том числе «китайский», импорт тогда фактически отсутствовал. Магнитофонные записи перезаписывались с кассеты на кассету и поэтому особенно ценились двухкассетные магнитофоны.

В магазинах, наряду с советскими продавались и импортные кассеты, причём самых разных марок. Стоили они все совершенно одинаково — девять рублей за 90-минутную кассету. Импортные кассеты назывались звучными именами производителей — Basf, Denon, Sony, Toshiba, TDK, Agfa. Шедевр отечественного производителя был наречен без малейшего проблеска фантазии - МК, что означало не что иное, как магнитофонная кассета.

Для отдельных категорий потребителей (так называемой «номенклатуры» — партийных, советских и хозяйственных чиновников) были введены привилегии в снабжении, в том числе дефицитными товарами (столы заказов, «200-я секция ГУМа», магазин спецобслуживания на Кутузовском просп. и пр.). Персональные пенсионеры (привилегированная категория пенсионеров), в зависимости от категории их персональной пенсии, постоянно или к праздникам получали «продуктовые заказы», и могли покупать в закрытых распределителях недоступные для остального населения товары. Существовал целый ряд параллельных систем торговли (распределения товаров) с привилегированным снабжением и ограниченным доступом: например, ветераны ВОВ и приравненные к ним; доктора наук, членкоры и академики.

В ГУМе были закрытые секции для высокопоставленных чиновников и других привилегированных категорий номенклатуры, партийных деятелей, генералитета. Валютные магазины «Берёзка», торговали дефицитными товарами за «чеки» (сертификаты), на которые нужно было обменивать имеющуюся на руках иностранную валюту. Надо отметить, что качество товаров в этих магазинах было отменное: дрянь не продавали. Помимо продуктово-ширпотребного ассортимента, в этой сети существовали и другие "отделы" — в которых можно было приобрести и мебель, и технику, и меха, и даже автомобили. В 1988 году было опубликовано постановление Совмина СССР о том, что с 1 июля прекращается хождение чеков Внешпосылторга и магазины "Березка" закрываются навсегда. У "Березок" выстроились чудовищные очереди, с прилавков лихорадочно сметалось буквально все! Владельцы чеков пытались любыми способами избавится от них до даты объявленного закрытия. Граждане СССР получили право легально владеть иностранной валютой и, соответственно, тратить её лишь в 1991 году.

Были в СССР и "спекулянты" (фарцовщики). «Фарца» — синоним слову «спекуляция» (купля-продажа с целью наживы), а «фарцовщики» — соотвественно, спекулянты, которые скупали «фирменный» (заграничный) товар подешевле, чтобы потом продать его подороже. Ремеслом «фарцовки» занимались различные слои населения СССР: моряки загранплавания и стюардессы, военнослужащие зарубежных контингентов СА и студенты, таксисты и проститутки, спортсмены и артисты, партийные чиновники и простые советские инженеры. В общем, все, у кого была хоть малейшая возможность приобрести дефицитный импортный товар для последующей перепродажи. Но самые большие деньги были в обороте у «валютчиков» (валютных фарцовщиков). Особое внимание «валютчики» уделяли именно сети магазинов «Березка». Для некоторых «валютчиков» игры с государством заканчивались печально.

Фарцовщики делились на профессионалов, которые занимались этим бизнесом постоянно (числясь где-нибудь каким-нибудь сторожем), и любителей, изредка продававших случайно доставшиеся им заграничные вещи, которые «толкали» (продавали) в кругу знакомых или сдавали в «комки» (комиссионные магазины). А советские граждане, желающие носить иностранную вещь и готовые за это платить втридорога, находились всегда.

Через Военторг осуществлялась отдельная система снабжения для военнослужащих и их семей. Были и так называемые «Салоны для новобрачных» — на приобретение в них товаров соответствующего ассортимента (кольца, платья и костюмы и т.п.) выдавались талоны, по справке из ЗАГСа. Иногда, молодые люди регистрировались в ЗАГСе как новобрачные, только с целью покупки дефицитных товаров. Но к концу 80-х годов эти салоны стали заполняться ширпотребом и перестали оправдывать своё предназначение в связи с отсутствием в них дефицитных товаров. На промышленных предприятиях в то время также существовала система снабжения рабочих дефицитными товарами — «продуктовые пайки».

Работники советской торговли, в силу своей профессии, получали привилегированный доступ к дефицитным товарам. Дефицитный товар припрятывался для «нужных людей», или под видом облагодетельствования продавался втридорога. Появился целый набор терминов для подобной торговли: «торговля с чёрного хода», «из-под прилавка», «из-под полы», «по блату». Перепродажа же дефицитных товаров по свободным ценам в СССР квалифицировалась, как уголовное преступление («спекуляция»).

Для приобретения дефицитного товара, который зачастую выкладывали на прилавок внезапно, как говорили — «выбросили», необходимо было отстоять очередь, а то и несколько очередей за каждым видом товара отдельно. Многие люди на подобный случай всегда носили с собой специальную сетку-авоську («на авось»), так как целлофановых пакетов в продаже в продуктовых магазинах не было и сами эти пакеты были дефицитным товаром. Люди изобретали множество способов, дабы избежать многодневных изнуряющих стояний в очередях, которые к тому же не гарантировали покупки товара. В магазин, например, можно было прорваться с помощью грубой физической силы.

Места в очереди продавались (цена зависела от того, насколько близко к голове очереди находилось место, насколько дефицитен был товар) — имелась даже поговорка «Если хорошо постоять в очереди, то можно и не работать», можно было и нанять «стояльщика», который отстаивал бы очередь за вас. На товары длительного пользования также «записывались в очередь». Существовали определённые дни записи и, чтобы попасть в список, люди вставали в очередь с вечера, посменно с родственниками выстаивая ночь, чтобы с утра к началу записи оказаться как можно ближе к началу списка. Причем запись была непонятного свойства: помимо отметки в магазине нужно ещё было в определённые дни приходить отмечаться у непонятных инициативных людей, чтобы не быть вычеркнутым из списка. Чтобы не забыть трёх-четырёхзначный номер во время переклички, его записывали ручкой на ладони.

В наше время Советский Союз либо боготворят, либо люто ненавидят, а споры о том, где жилось лучше — в СССР, или в нынешней России, не утихают до сих пор. В СССР были свои преимущества в виде бесплатного жилья, образования и здравоохранения, очень низких цен на еду, лекарства и транспорт.

Стипендия студента в 1983 году была 40-55 рублей. Повышенная стипендия — 75 рублей, действительно большая, на пять рублей больше зарплаты уборщицы или техника. Минимальная зарплата составляла 70 рублей. Зарплату, как правило, выдавали 2 раза в месяц: аванс и получка. Аванс чаще 20 числа каждого месяца, это была фиксированная сумма. А под расчёт выдавали то, что останется после вычета аванса. Зарплаты учителей и врачей в СССР были невысоки. Медсестры получали 70 рублей, старшая медсестра 90. Врач 115-120 рублей, им разрешали работать на полторы, две «ставки». На оборонном предприятии, на так называемых «секретных» объектах, зарплату 140 рублей могли дать молодому специалисту сразу после института.

Многие из нас родились в эпоху существования мощного государства — Советского Союза. Некоторые раньше, некоторые позже. Это время можно вспоминать по-разному — положительно, нейтрально или отрицательно. Но, бесспорным остаются следующие факты. В 80-х годах на три рубля можно было прожить неделю. Масло сливочное стоило 62 копейки за 200 граммов, хлеб 16 копеек. Самая дорогая колбаса 3 рубля с копейками. Билет на тролейбус, автобус, трамвай — 5 коп. На один рубль можно было купить полноценный обед в столовой (борщ, гуляш с картофельным пюре, стакан сметаны, компот, ватрушка); 33 стакана лимонада с сиропом; 100 коробков спичек; 5 стаканчиков «Пломбира» или 10 — молочного мороженого; 5 литров разливного молока. И, что самое главное, цены не росли с каждым днём, а были стабильными! Вот отсюда, вероятно, и ностальгия по тем временам у большинства населения. Уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне — великая вещь!

Говорят, что Советский человек — это утопия, что его не было, нет, и, быть не может. Но ведь есть наши воспоминания о советском времени. О простых советских людях. О том, что окружало простых советских людей…. А вообще, в последние годы многим стало казаться, что раньше было больше надежд, больше ожиданий чего-то светлого и чудесного. Как-то теплее люди друг к другу относились. То ли мы старше стали, то ли время изменилось…

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В 70-90-Е ГОДЫ XX В.

План:

8.1.Советское образование в70-80-е годы.

8.2.Проблема гуманизации образования.

8.3.Российская педагогика 90-х годов.

Те успехи советской школы, на которые обратил внимание Запад в конце 50-х годов, были успехами школы тоталитарного индустриального общества, максимально соответствующими его внутренней сущности. Советскому образованию удалось уйти от многих проблем и противоречий, над которыми билась Западная цивилизация в попытке преодолеть тенденцию унификации человека, превращения его в функцию огромной социальной машины. Тип личности, порожденный советской индустриальной цивилизацией, оказался совершенно бесперспективным для постиндустриального западного общества; столь же бесперспективной оказалась и система воспроизводства этого типа личности, включающая в себя образовательные институты. Несмотря на все попытки преодолеть излишний формализм в образовании, приблизить советскую школу к жизни, привнести в ее содержание и формы элементы "школы труда", ситуация до конца 80-х годов оставалась в своей основе неизменной.

Регресс советского образования в 70-80-е гг. подтверждают данные ЮНЕСКО о показателях коэффициента интеллектуализации молодежи (КИМ): с третьего (1953- 1954) и второго (1964) места СССР в середине 80-х годов по этому показателю переместился на место в пятом десятке (уровень КИМ в СССР - 17%, США и Канаде - 57-60%). Эти данные, с одной стороны, подтверждают эффективность "школы-учебы" в условиях индустриального общества, с другой - свидетельствуют об ее неэффективности в условиях НТР, развития информационных технологий и других факторов, которые объективно ведут к формированию постиндустриального общества и, как следствие, к резкому возрастанию субъективного начала во всех сферах социальной жизни.

Крушение тоталитарного коммунистического режима и порожденного им общественного строя в нашей стране совпало с глубочайшим кризисом советского образования и крайне заидеологизированной педагогической науки. Попытки создать рыночную экономику, правовое государство, гражданское общество свидетельствуют о том, что в России вновь возрождаются прозападные идеалы. Это касается и педагоги­ческого поиска, который преимущественно движется в русле западных подходов.

2.Проблема гуманизации образования

В условиях краха коммунистических перспектив развития мировой цивилизации на смену идеалам классовой борьбы пришли общечеловеческие гуманистические ценности. Именно в этом контексте происходит обсуждение дальнейших перспектив развития человечества, средств их реализации. На первый план выдвигается проблема гуманизации образования, которая во многом определяет ведущую тенденцию развития педагогических традиций Западной цивилизации конца XX века и становится все более значимой для восточных обществ.

Проблема гуманизации образования особенно остро встала перед отечественной педагогикой во второй половине 80-х годов, хотя, несмотря на 70-летний идеологический прессинг, господство "школы учебы" с вкрапленными в нее элементами "школы труда", изгнание из педагогики ребенка, стремление сформировать преданного режиму исполнителя, идеи гуманизации жили и развивались в советской педагогике. Официальная наука относилась к ним крайне настороженно и даже враждебно, пытаясь уложить их в прокрустово ложе классовой идеологии. Так, Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), которого обвиняли в "абстрактном гуманизме", в том, что он "ввел туманное понятие, именуемое человечностью", писал (1967): "Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека... Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности".

В 1988 г. в СССР в центре и на местах был разработан ряд концепций общего среднего образования; проблема гуманизации школы занимала в них одно из центральных мест. Однако, пожалуй, наиболее адекватно она была разработана ВНИКом "Школа". В концепции подчеркивалось, что главным пороком современной отечественной школы является ее обезличенность. На всех уровнях педагогического процесса утеряно главное - человек. Ученик стал объектом воспитания, превратился из цели в средство деятельности школы, обучение потеряло для него смысл. Учитель, лишенный возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы их достижения, также оказался отчужденным от учебно-воспитательного процесса. И учитель, и ученик превратились в разнокалиберные "винтики" образовательной машины.

Концепция указывала на единственно возможный путь преодоления этого отчуждения - гуманизацию школы. "Гуманизация, - говорилось в ней, - это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Это - совпадение максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов - в детстве, отрочестве, юности. Это - преодоление нынешней безвозрастности образования, учет психофизиологической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Это - органическое соединение коллективистского и личностного начал, делающее общественно значимым, дающее ему сознание того, что "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.

Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: «На уроках мы учились...». Не верю:)
Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут мало кому было под силу. Поэтому мы занимали свои руки и разум этим…
Игры в тетради 1. Самой распространённой и любимой тетрадной игрой всех времён был и остаётся «Морской бой»:

Упражняла логику, предвидение и стратегическое мышление. Помните шёпот по классу: «Е-пять… мимо. Бэ-семь… ранил....»? :)
2. Еще одна добрая, детская, интеллектуальная игра «Виселица»:

Один из игроков загадывает слово - пишет на бумаге первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных букв. Рисуется виселица с петлёй. Второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если такая буква есть в слове, то первый игрок пишет её над соответствующими этой букве чертами - столько раз, сколько она встречается в слове. Если такой буквы нет, то к виселице добавляется круг в петле, изображающий голову. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице. Если туловище в виселице нарисовано полностью, то отгадывающий игрок проигрывает, считается повешенным. Если игроку удаётся угадать слово, он выигрывает и может загадывать слово.
Скольких же мы повесили…
3. Отличная стратегическая игра «Точки»:


Игра для двух человек - для тебя и соседа по парте. Задача - окружить точками своего цвета точки противника. Соперники по очереди ставят точки на пересечении линий листа в клетку, каждый своим цветом. При создании непрерывной (по вертикали, горизонтали, диагонали) замкнутой линии образуется область. Если внутри неё есть точки противника (при этом могут быть пункты, не занятые чьими-либо точками), то это считается областью окружения, в которую далее запрещено ставить точку любому из игроков. Если точек соперника нет, то область свободная и в неё можно ставить точки.

4. «Балда».

В центре поля пишется какое-нибудь слово из пяти букв, обычно БАЛДА, и игроки по очереди приписывают в соседних клетках буквы. Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы. У кого количество букв всех придуманных слов будет больше в итоге, тот и победил.
5. Классика жанра - «Крестики-нолики»:

Если урок сильно скучный и длинный, то есть вариант другой:

У меня все обложки тетради, промокашки и черновики были исписаны «крестиками-ноликами»:)

А вы помните промокашки? Такие классные, мягкие, приятные на ощупь. Я всегда любил рисовать на них всякую фигню.
6. Но самой увлекательной игрой на двоих были «Танчики»! Это был наш World of Tanks!


Из середины тетради вырывался двойной лист и рисовались танчики на каждой половине поля боя. Во время своего хода игрок рисовал ручкой на конце дула своего танка жирную точку, складывал лист по сгибу, и с обратной стороны рисовал такую же точку на том месте, где было видно след от «выстрела». В итоге на поле противника оставался чернильный отпечаток точки. Если он попадал на танк противника, то тот считался убитым.
Танки можно было подрисовывать по ходу игры.
7. Когда твой сосед по парте болел, то в одиночестве можно было занять себя рисованием «косичек» на полях тетради:

«Косички» могли быть двойными, тройными, четверными и т.д. Обычно этим баловались в старших классах, когда родители уже не заглядывали в тетради и их не сдавали на проверку…
8. Рисование полей в тетради.

Когда «жертва доски» в начале урока уже выбрана и отвечает, можно занять себя рисованием полей в тетради. Тетради без полей были примерно равны невыстиранным носкам и непричёсанной голове. 4 клетки от края, красная ручка… шшииииир… следующий лист…
9. Когда поля уже все отчерчены, косички нарисованы, игры сыграны, то в ход можно пустить классную офицерскую линейку:

Это был наш Paint Brush.
Разнообразные комбинации значков, их пересечения, штриховки, закраски и т.д. Огромное поле для фантазий!
10. Монетки на пирожки и обеды тоже могли пойти в ход.


Особенно крутые отпечатки получались от торца карандаша KOH-I-NOOR - у него была там такая желтая лакировка.
11. Тетрадь была не только нашим неисчерпаемым источником вдохновения, но и полезным кладезем информации:
Кто учил «Клятву пионеров» по тетради?

А Гимн Советского Союза?

А таблицу умножения и метрическую систему мер?

Поделки
Тетрадь научила нас не только правописанию и математике, но и основам оригами:
12. Первый раз BMW я видел именно в таком виде:

13. Таких лебедей мы делали всем классом после прочтения рассказа про девочку из Хиросимы и бумажных журавликов:


14. Мы были судостроителями…


15. И умели строить самолеты:

16. Мы любили оружие. И оно было такое:

17. Или такое:

18. Или такое:

С водой, на перемене, с пролёта лестницы, на идущих на обед пятиклассников было прекрасно…
19. Или на уроке, внезапно, сделать взмах вот этим:


20. Из тетради можно было сделать ворону-говорушку:

И раскрасить её фломастерами:

21. Девочки делали рубашки из цветных обложек старых тетрадей

22. Из новых тетрадей - «гадалки» и «секретницы»:

В каждую складку вкладывался фантик от конфеты или жвачки, вырезки из журналов и открыток. Страницы расписывались узорами и нумеровались. На перемене девочки подходили к мальчикам и просили назвать число наугад. По названному числу открывалась нужная страница, складка открывалась, читалось написанное там предсказание или отдавался фантик, если он там был. Между собой девочки играли в «угадайку», меняясь таким образом содержимым «гадалок».
23. Еще одно тетрадное увлечение девочек - «Анкеты»:



Это было их святыней и прелестью. Можно было на перемене стыбрить у девочки её анкету и побегать вдоволь от неё по рекреации… Это было круче, чем дёрнуть за косичку:)
Я до сих пор помню фразу из анкеты сестры: «Один год это - 365 дней, 8760 часов, 525 600 минут...». В общем, всякая девчачья фигня:)
24. Если ничего делать не хотелось, или получил пару на уроке, то остаток его можно было провести за увлекательнейшим занятием -сверлением стёрки карандашом:

Многие мои стёрки имели большие сквозные отверстия и запросто надевались на карандаш… Нет, я не был двоечником:) За все 10 лет школы у меня за четверть было всего 3 или 4 «тройки». :) Просто мне нравилось сверлить стёрки и грызть колпачки ручек - я их «съедал» до основания…
25. А еще я просто обожал царапать ногтем обложки тетрадей…

На ней такие классные дискретные следы остались, кайф… Это как лопать пупырчатые пакетики.
26. А еще на уроке можно было складывать разные плохие слова из счётных палочек, что вызывало приглушённое хихиканье соседей по партам:)

27. На переменах было множество игр. Почти все они были спортивные - харкание пшеном из стержней, догонялки, жмурки, травля девочек, драки, футбол чьим-то портфелем, «собачки» с дневником очкарика и т.д. Но были среди игр и спокойные.
«Чик», к примеру:



Нужно было ударить одной монетой по стопке других так, чтобы максимальное количество из них перевернулись. Допустим, если монеты клали «решкой» вверх, то игрок мог забрать себе те монеты, которые после его удара «биткой» переворачивались «орлом» вверх. За эту игру учителя гоняли. Она считалась азартной и на деньги. Вообще, это так и было…
28. Позже монеты обесценились и сменились другой валютой - вкладышами:

Принцип игры тот же - после хлопка ладони по стопке вкладышей, игрок мог забрать те, которые повернулись картинкой вверх. Собственно, поэтому у всех в коллекциях были весьма потрёпанные вкладыши - последствия многочисленных игр.
29. Ну, про «Камень, ножницы, бумагу» говорить особо нечего.

Игра на уроке зачастую приводила к удалению обоих игроков из класса. И лбы были красные после неё… :)
30. В футбол в школе можно было играть не только мячом, банкой и портфелем. Мы иногда играли в настольный футбол - пенопластовым шариком.

Делали (рисовали карандашом) на плоском столе ворота, центр поля и хлопками ладони гоняли лёгкий шарик туда-сюда. Было весело. Игра точно не для урока - слишком эмоциональная:) Кстати, очень хорошо подходит для пляжа летом.
31. «Камушки».

Вариантов игры было несколько. Выбрасывали на пол камушки, пальцем загоняли каждый из них между двух других, подбрасывали вверх и ловили тыльной стороной ладони и т.д. Уверен, каждый расскажет о своих правилах.
Это всё, что я смог вспомнить. И это точно не полный список. Делитесь воспоминаниями, рассказывайте, чем занимались на уроках (кроме учёбы) и переменах. :) Именно в плане «тихих» игр.

Современные школьники - везунчики. Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам… И, сравнивая с современными атрибутами школы, вспоминаем их сейчас с улыбкой.

Дневник и промокашка.

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР. Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.

Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка - это дорого и стильно, а каллиграфия - это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, - промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе - промокашка.

Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.

У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Школьная форма

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики - то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хендмейда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки - не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю - это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене - всего 8 копеек.

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Старшеклассники щеголяли с портфелями - черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в казаков-разбойников. А они ничего, жили и служили целый год.

Чехословацкие карандаши

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае, раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Подставка для книг

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика - если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Логарифмическая линейка

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих ботаников в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.

С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!

Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. «Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций», - уверена женщина.

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься «правильного» грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Просто игрушка

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

У каждого из нас свои воспоминания о том времени - светлые и не очень. А что вы помните из школьного детства?

В рассматриваемый период СССР преодолел еще один важный рубеж в развитии народного образования - было введено всеобщее среднее образование молодежи. В 1975 г. 86% молодежи, вступающей в жизнь, имела полное среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование. Это явилось громадным социальным и культурным завоеванием. Но в этой сфере оставалось еще много нерешенных проблем, связанных с низким качеством подготовки в школе и ПТУ, падением прести­жа среднего образования и др.

В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию ост­ро встала проблема оптимального соотношения между различ­ными формами обучения. Средняя общеобразовательная школа по-прежнему сохраняла ведущую роль. Но возросло значение профессионально-технических училищ и техникумов, так как они непосредственно готовили молодежь для работы в народном хо­зяйстве. Произошло перераспределение учащихся в пользу ПТУ и техникумов.

В средней школе на первый план выдвинулись вопросы про­фессиональной ориентации учащихся, подготовки молодежи к труду. Эти вопросы стояли и раньше, но с переходом ко всеоб­щему среднему образованию они превратились в серьезные на­роднохозяйственные и социальные проблемы. Традиционно шко­ла ориентировала своих выпускников на продолжение образова­ния в вузе. Школьная реформа 1958 г. с ее неудачной попыткой профессионализации школы не смогла изменить этой ориента­ции. С начала 70-х годов, когда выпуски средней школы стали увеличиваться по мере введения десятилетнего всеобуча, основ­ная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 г. менее одной четверти от общего количества выпускников сред­ней школы поступили в вузы.

Трудности профессиональной ориентации выпускников сред­них школ были связаны с тем, что во многих отраслях промыш­ленности, сельском хозяйстве и строительстве была велика доля тяжелого физического труда, неквалифицированных монотонных операций. Противоречие между завышенными социальными ожиданиями и реальностью оказалось серьезным психологичес­ким испытанием для молодежи. Пассивность, апатия части моло­дежи нарастали постепенно и не сразу были осознаны обществом как тревожные симптомы. Более острой казалась тогда проблема кадров для народного хозяйства.

В 70-е годы было принято несколько постановлений, направ­ленных на улучшение подготовки молодежи к труду в сфере материального производства. Широко создавались учебно-произ­водственные комбинаты для трудового обучения и профессио­нальной ориентации старшеклассников. Развивалась система профессионально-технического образования.

Были пересмотрены школьные программы. Курс начальной школы сократился до трех лет, и с 1971 г. систематическое изу­чение основ наук началось не с 5-го класса, как раньше, а с 4-го. Попытка включить в программы изучение новейших достижений науки и техники, увеличить объем материала сделала школьные программы более сложными и громоздкими. В условиях научно-технической революции, когда объем информации стал расти чрезвычайно быстро и в то же время ускорилось "старение" зна­ний, вопрос о содержании школьного образования приобрел осо­бую остроту. Возникла необходимость менять не только содер­жание, но и методы обучения. Это относилось ко всем формам обучения, но прежде всего к средней школе, так как именно шко­ла должна была формировать прочные, устойчивые знания по основам наук, ту базу, на которой возможно дальнейшее обуче­ние.

Традиционно школа требовала от учащихся усвоения опреде­ленной суммы фактов. Настало время, когда необходимо было менять ориентацию, прививать школьникам умение самостоя­тельно пополнять знания и потребность в самообразовании, на­учить их самостоятельно мыслить. Такая перестройка школьного образования была связана с изменением программ, учебников, методов обучения, подготовки учительских кадров.

Учителя-новаторы вели поиски в этом направлении. Опыт В.Ф.Шаталова, Е.И.Ильина, Ш.А.Амонашвили и других педаго­гов показал путь решения многих проблем, назревших в школе (падение интереса к учебе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе). Но система управления на­родным образованием не способствовала распространению новых методов. Оценка деятельности учебных заведений по формаль­ным показателям создавала видимость благополучия и не отра­жала реальных трудностей. Проблемы народного образования в 70-х - начале 80-х годов постепенно накапливались.

В 1983 г. была выдвинута задача реформы школы, разработан проект перестройки школы, который после всенародного обсуж­дения стал Законом в апреле 1984 г. Предусматривалось в тече­ние десятилетия дополнить всеобщее среднее образование моло­дежи ее всеобщим профессиональным образованием.

В системе высшего образования большое внимание уделялось развитию университетов. К 1985 г. их число достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях были созда­ны крупные центры высшего образования. Однако молодые уни­верситеты, созданные, как правило, на базе педагогических вузов, были намного слабее старых.

В качестве меры регулирования социального состава студен­чества в 1969 г. возродились рабфаки. Теперь они назывались подготовительными отделениями и в отличие от рабфаков 20-х годов не принимали абитуриентов без среднего образования. 20% мест на первых курсах вузов отводилось для выпускников подготовительных отделений, которые сдавали только выпускные экзамены и освобождались от вступительного конкурса.

Слабо использовался научный потенциал вузов. В вузах было сосредоточено свыше 35% научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполня­лись ими не более 10% научных исследований.