Профилактика наркозависимости в подростковой и молодежной среде. Эффективные меры профилактики наркозависимости

МАНТУРОВСКИЙ РАЙОН КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

преподаватель-организатор ОБЖ: Курлова Ирина Ивановна

Актуальность темы. .

Объектом исследования являются подростки в возрасте 13 - 18 лет.

Предмет настоящей работы

Цель работы .

Что участие в проекте даст его участникам

В рамках работы над проектом обучающиеся могут принять активное участие:

В акциях по пропаганде ЗОЖ, «Сообщи, где торгуют смертью!»;

В Днях здоровьях;

В проведении Интернет-урока «Имею право знать!»;

В проведении анкетных опросов, бесед, наблюдений ;

В самостоятельном изучении дополнительного материала, донесение его до других обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Результаты проекта:

- выявление влияния вредных привычек на здоровье детей;

Изучение обучающимися дополнительного материалов в СМИ, Интернет-ресурсах, в научной литературе;

Проведение анкет, опросов, исследований, п росветительской работы по пропаганде ЗОЖ;

Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам;

Расширение знаний обучающихся о негативном воздействии вредных привычек на здоровье человека.

База исследования: МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»

«ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

1. Введение – стр. 3

2. Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики наркомании среди подростков – стр. 7

3. 1.1. Наркомания – одна из социальных проблем современного общества

4. 1.2. Основные виды и направления работы по профилактике наркомании – стр. 9

5. Выводы по главе 1 – стр. 12

6. Глава 2. Особенности и тенденции развития наркомании в России – стр. 13

7. 2.1. Обобщение опыта социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ.

8. 2.2 Проведение мониторинга отношения к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ. Формы и средства профилактической антинаркотической работы с подростками в школе – стр. 14

9. Результаты диагностики - 17

10. Заключение – стр. 22

11. Литература – стр. 23

Введение

Ничто нельзя взять у природы искусственно…

с помощью опиума или вина. То, что называют у нас наркотическими веществами, не есть вдохновение, а искусственное возбуждение и раздражение.

Ралф Эмерсон

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье духовное и физическое. Оно является делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов или болезней. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье - это состояние полного социального и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Такое благополучие достигается правильным воспитанием, которое ведёт человека к нравственному образу жизни, включающему и заботу о своём здоровье. Правильный образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации.

Наркомания и алкоголизм несовместимы с здоровым образом жизни. Эти пороки порождают множество социальных проблем .

За последние сто лет наркомания перешла в разряд общесоциальных и даже национальных проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества.

Почвой подпитывающей наркоманию, становятся, низкий уровень жизни значительной части населения, безработица, преступность, падение нравов, безысходность. Вхождение в рыночную систему экономики вызвало резкое перераспределение национального богатства, увеличило степень дифференциации населения по уровню доходов, породило огромные массы людей, живущих за чертой бедности, а также группы населения, не сумевшего найти место в новой экономике. Все это создало почву для всплеска преступности и такой ее разновидности, как наркобизнес и распространение наркомании.

Особую опасность представляет то, что наркобизнес относится к одному из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Объемы ввоза и распространения наркотиков в России составляют миллиарды американских долларов ежегодно. В деятельность по ввозу и распространению наркотических веществ вовлечены не только «наркобароны», оборот которых измеряется сотнями тысяч долларов, но и миллионы простых граждан, в том числе молодежь.

В России проблема употребления наркотиков подростками на сегодня приобрела ужасающие размеры. Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых, обратившихся за медицинской помощью. Подрастающее поколение и наркотики сегодня все чаще используются вместе. Исследованием аспектов проблемы наркомании несовершеннолетних занимаются ученые различных специальностей - медики, педагоги, психологи, социологи. Актуальной теме посвящаются многочисленные передачи радио и телевидения, статьи газет и журналов. И все же. Несмотря на предпринимаемые усилия, оказывается невозможным остановить рост употребления наркотиков, использование одурманивающих веществ, все шире распространяющихся в молодежной среде.

Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту употребления наркотиков с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Именно школы и места массового развлечения молодых людей являются основными местами распространения наркотических и психотропных веществ.

Наркомания и торговля наркотическими веществами представляют, в наше время достигли, масштабов эпидемии. Их распространение идет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этими страшными явлениями. Как сберечь человеческое в человеке? Как в нашей неправедной жизни спасти наших детей? Эта проблема волнует сегодня многих людей, и они используют все средства, чтобы предупредить подростков, уберечь их от шага, который уведёт их в пропасть. Ухудшение условий жизни и распад системы привычных морально-этических ценностей самым отрицательным образом сказываются на состоянии нравственности в обществе. Поэтому немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании.

В последние годы работа по профилактике подростковой наркомании сильно активизировалась, ликвидируется дефицит знаний у обучающихся о последствиях наркозависимости.

Так как интересы наркомана сосредотачиваются только на добыче и употреблении наркотиков, в кругу его общения находятся, в основном, антисоциальные личности. Наркоман с опытом не имеет работы, друзей, семьи. Для общества он совершенно бесполезен и только доставляет проблемы. Поэтому общество не только ради своего комфорта, но и в гуманных целях стремится уменьшить рост наркомании и вернуть к полноценной жизни людей, зависимых от наркотиков.

И самым доступным и современным способом для этого является профилактика наркомании и токсикомании в школах. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий. Дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении, как наркомания. Они в состоянии четко понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия их употребления. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появления наркомании. От качества профилактической работы зависит жизнь потенциальных наркоманов, членов их семей и общества вообще. Поэтому профилактика наркомании у подростков не должна проводиться халатно и «ради галочки».

Педагогическая профилактика наркомании, токсикомании должна носить опережающий характер. То есть приоритетным в её структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения несовершеннолетнего к одурманивающими веществами. Все выше изложенное позволило сформулировать:

Актуальность темы. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами стоит очень остро и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. С данной проблемой должно бороться не только общество, а каждый человек должен осознавать для себя большой вред наркомании и стараться бороться с нею .

Объектом исследования являются подростки в возрасте 13-18 лет.

Предмет настоящей работы – пропаганда ЗОЖ, процесс профилактики наркомании.

Цель работы – изучить теоретические основы проблемы профилактики наркомании среди подростков, их отношение к наркотикам и причины употребления наркотических вещества, а также представить разработанные методы формирования ЗОЖ и антинаркотического мировоззрения детей и подростков в рамках воспитательного процесса в МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа».

З адачи:

    Изучение нормативно - правовых и методических материалов по вопросам воспитания и профилактики наркомании;

    Сбор и анализ статистических данных по тематике работы;

    Разработка программ и мероприятий по формированию антинаркотического мировоззрения молодежи в рамках воспитательного процесса.

    проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

    изучить причины, факторы и тенденции роста подростковой наркомании;

    изучить направления социальной работы по профилактике наркомании;

    обобщить опыт решения подростковой наркомании в регионах РФ;

    разработать и провести анкету;

    проанализировать результаты исследования и разработать рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками в школе;

    анализ, обобщение результатов, выводы.

В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, метод анкетного опроса, беседа, наблюдение.

Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики наркомании среди подростков

    1. Наркомания - одна из социальных проблем современного общества

Наркотики известны с глубокой древности. Начало их применения, вероятно, совпадает с возникновением человеческого рода. Во всех обществах существует обычай принимать активные вещества, способные изменять психическое состояние человека. С давних времен их проглатывали, жевали, вдыхали, а в последнее время еще и вводят шприцем. Средства, вызывающие чувство особого подъема и нарушения сознания использовались для проведения социальных, религиозных обрядов или мистических ритуалов.

Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине.

Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.

Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от психического дискомфорта. Ради того, чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все. Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником и даже убийцей.

В обычном понимании наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние.

Такое состояние могут вызвать истинные наркотики – опий, морфий, героин. Одурманивание этими веществами и считается собственно наркоманией.

Психотропные вещества (psycho – душа, tropes – направление), лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества).

Психостимулирующие вещества (psycho – душа, stimular – погонять, возбуждать), лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (кофеин).

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Наркотики – это такое вещество или смесь веществ, которые коренным образом отличаются от всех веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и прием которых влечет за собой изменение функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы».

Приобщение несовершеннолетних и молодежи к наркомании идет высокими темпами и характеризуется опасной тенденцией. По данным социологических исследований средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14 лет у мальчиков и до 14,6 лет у девочек.

Самое страшное то, что прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией. Кажется, будто у сегодняшних подростков не употреблять наркотики считается неприличным и не современным. Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек. От продажи наркотиков мафия получает невероятно высокую прибыль. На доходы от этого грязного бизнеса открываются тысячи магазинов, ресторанов, кафе, рынков, на которых «отмываются» деньги, полученные преступным путем.

Наркомания – болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни дееспособных граждан. Именно в этом ее угроза для будущего страны.

Существует несколько факторов, влияющих на формирование наркотической зависимости:

1) социальные факторы:

Неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

Влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток;

Неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;

Легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние;

2) индивидуально-психологические факторы:

Попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

Стремление соответствовать обычаям значимой для них группы сверстников;

Аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неуступчивость характера);

Протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов);

Самодеструктивное поведение;

Любопытство;

Подчинение давлению и угрозам.

Из всего этого мы выделяем три наиболее распространенных фактора, приводящих к употреблению наркотиков:

    за компанию;

    от скуки (из любопытства);

    уйти от реальности и проблем.

С нашей точки зрения существуют только две основные причины употребления наркотиков: семья и сверстники.

Существуют понятия «семейный дефицит» и «социальный голод», когда ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения к алкоголю и наркотикам в период взросления. Семья, к сожалению, во многом утратила свою роль в этом процессе. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна, не имеет морального права устраниться от решения столь важной проблемы. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.

Семейное воспитание – дело не простое. Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Родителям важно понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды.

Очень часто родители чрезмерно опекают своего ребенка. Гиперопека заставляет ребенка «спасаться» от родителей «на улице», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты со своими родителями.

Поэтому необходимо воспитывать волевые качества характера, просвещать подростков в области правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творчеству, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры – всё это помогает развить потребность в здоровом образе жизни.

1.2. Основные виды и направления работы по профилактике наркомании

Профилактика вредных привычек, антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда – это не только сообщение негативных последствий, запугивающих подростков, это ещё и грамотно выстроенный весь воспитательный процесс, который даёт возможность подростку совершенствовать себя, свою личность.

Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 -3 процентов заболевших.

На государственном уровне проблема наркомании разрабатывается в основном в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации просвещения населения с точки зрения юридической ответственности и медицинского аспекта заболеваний.

Большую роль могут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. Только в последнее время власть и средства массовой информации стали использовать ролики, посвященные антинаркотической пропаганде.

Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Существующая система наркотической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания.

Профилактика наркомании в общем виде представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ.

Профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, интегрирующий следующие области знаний: медицину, педагогику, психологию, социологию, информационные технологии.

Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа. Школа должна всемерно способствовать формированию педагогической культуры родителей, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. В ней накоплен опыт человеческий опыт воспитания детей в семье.

Для большинства детей школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу.

Учителя, психологи, социальные педагоги могут играть в профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель – сформировать психологический иммунитет, т.е. вызвать у подростка отрицательное отношение к наркотикам.

Педагогическая профилактика предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддитивное поведение, т. е зависимость), отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива.

Целью педагогической профилактики является создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению.

Наркомания, как и алкоголизм – это не личное дело отдельно взятого человека. Из-за приёма наркотиков у зависимых людей очень высокий риск заболевания СПИДом, венерическими болезнями, гепатитами, и не меньшая возможность их распространения.

Для обеспечения активной работы по профилактике алкоголизма и наркомании, оказания посильной лечебно-реабилитационной помощи больным требуется соответствующая законодательная база. Ведь, в первую очередь, необходима административная ответственность за употребление наркотиков и возможность обследования подозреваемых в наркомании лиц. Первичная профилактика наркомании и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, должны иметь широкую основу.

Виды профилактики наркомании

В терминологии Всемирной организации здравоохранения различают первичную, вторичную и третичную профилактику:

    в задачу первичной профилактики входит предупреждение об употреблении наркотиков. Она должна производиться по четырем направлениям, предполагающим широкую воспитательную работу, санитарно-гигиеническое воспитание общественные меры борьбы и административно-законодательные меры;

    вторичная профилактика включает активное лечение лиц, у которых выявлено пристрастие к наркотическим средствам. Также сюда относятся мероприятия, поддерживающие терапию и предотвращающие рецидивы;

    задача третичной профилактики состоит в социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией.

При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной – 30-40%, при третичной – 3-5% (21).

Решение проблемы профилактики наркомании среди подростков имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение. Мы выделяем следующие направления профилактики:

    педагогическая;

    социальная;

    медицинская;

    правовая;

    антинаркотическая пропаганда;

    формирование антинаркотического мировоззрения.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за своё собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на Земле, это жизненный успех и личное счастье.

Создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика. Для изучения того, как на практике реализуются данные направления профилактической работы с подростками, рассмотрим обобщение опыта решения проблемы в регионах РФ в параграфе 2.1.

Выводы

Изучение научной литературы по проблеме исследования позволило нам сформулировать следующие выводы:

1) наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. В обычном понимании наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению наркотических веществ, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние;

3) факторы, влияющие на формирование наркотической зависимости: социальные, индивидуально-психологические;

4) существуют две основные причины употребления наркотиков: семья и сверстники. Как проблемы в семье, так и пример сверстников создают почву для обращения ребенка к наркотикам;

5) профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании;

6) согласно классификации ВОЗ, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную;

7) основными направлениями профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности являются: формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни;

8) одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с обучающимися является информационно-просветительская работа с родителями;

9) демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением смертности, заболеваемости, вызвала уменьшение доли детей и подростков в структуре населения.

10) в первую очередь, профилактика, должна базироваться на целостной информационной стратегии, которая будет ориентировать молодежь на сохранение своего здоровья и работоспособности как основных и обязательных факторов личного благополучия.

Глава 2. Особенности и тенденции развития наркомании в России

2.1 Обобщение опыта социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ.

Наркомания в России «молодеет» - 84% наркоманов признаются, что впервые попробовали наркотики в возрасте менее 15 лет. Нижний предел возраста наркомана - 13 лет. Многие родители узнают о наркотической зависимости ребенка спустя 2 года после первого приема наркотика.

По данным социологических исследований - 12,4% опрошенных школьников в различных регионах России имеют опыт употребления наркотических веществ более одного раза. Одна треть (33,9%) опрошенных школьников первый раз попробовали наркотики в возрасте от 16 до 18 лет, в том числе четвертая часть - в возрасте до 13 лет. Основной мотивацией является любопытство (66,1%) - желание испытать новые неизведанные ощущения в жизни.

В России наблюдаются следующие особенности и тенденции развития наркомании:

доступность наркотических веществ и рост рынка наркотиков;

высокий темп наркотизации, особенно среди подростков и детей;

заметное расширение ассортимента наркотических веществ;

нарастание распространения кокаина, героина и синтетических наркотиков;

развитие полинаркомании (употребления всего подряд и в огромных количествах);

снижение страха перед наркоманией;

изменение принадлежности наркоманов к определенной среде (не только к неблагополучным семьям);

феминизация наркомании (увеличение количества девушек-наркоманок);

В России количество употребляющих наркотики достигло 8,5 млн. человек из них 660 тысяч человек официально признаны наркозависимыми. Ежегодно 86 тысяч россиян или 235 человек ежедневно подсаживаются на наркотики. В порочный круг наркотизации каждым наркоманом втягиваются 10-17 человек.

Общее число зарегистрированных лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков и ПАВ в Курской области, за 2013 год возросло на 3,6 % (2012г. – 4 144 чел.) и составило 4 296 человек.

2.2 Проведение мониторинга отношения к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ. Формы и средства профилактической антинаркотической работы с подростками в школе.

В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.

Профилактика наркомании - неотъемлемая часть просвещения молодёжи. Для этого в школах проводятся лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы. Такая профилактическая работа среди подростков дает хорошие результаты, и она ведётся постоянно в широких масштабах.

Прежде всего, педагогическая профилактика должна носить конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку или подростку успешную социальную адаптацию.

Информация по профилактике наркомании соответствует следующим требованиям:

Должна быть позитивной и не иметь оттенка безысходности;

Негативная информация должна освещать трагические последствия употребления алкоголя и наркотиков;

В СМИ не должны демонстрироваться сцены употребления наркотиков и алкоголя;

Любая публикация должна иметь вывод в виде понятной информации и рекомендациям по профилактике употребления алкоголя и наркотиков;

Каждая публикация должна иметь мотивационное воздействие на адресную аудиторию;

Общая воспитательная работа с детьми.

На сегодня наркомания в России является нерешенной проблемой. Не найдены методы ее искоренения и даже приостановки. Основная цель воспитательной работы заключается в формировании у подростков антинаркогенных установок и регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. Это направление реализовывается через введение в программу работы образовательных, досуговых учреждений специальных курсов антинаркогенной подготовки, организацию различных тематических мероприятий (акций, шоу, дискуссий, заседаний клубов старшеклассников).

Коррекционная работа с детьми группы риска .

Работа предполагает помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации. Это направление реализуется за счет работы социального педагога школы и школьного психолога. Эти службы ведут контроль над посещаемостью, свободным временем провождения детей «группы риска», реализуют психолого-педагогическую диагностику, проводят индивидуальные консультации для обучающихся и родителей, психолого-педагогический контроль, организуют коррекционные тренинги, мастерские и т.п.

Подготовка специалистов к ведению профилактической работы .

Осуществляется за счет введения в программу работы педагогических институтов и университетов специальных курсов антинаркогенной подготовки, а также организацию методических семинаров для педагогов-практиков, психологов, социологов.

Работа с родителями .

Выделяют общую и специальную работу с родителями. Общая работа осуществляется за счет организации работы родительского лектория в школе, привлечения родителей к процессу антинаркогенной пропаганды и формированию здорового образа жизни среди обучающихся. Специальная работа ориентирована на родителей подростков группы риска.

Существуют разнообразные формы и методы организации педагогической профилактики, которая позволяет строить воспитательную работу с учетом специфических особенностей подростков и детей. Вот некоторые из них:

* Лекция и мини-лекция. Лекция целесообразна при работе со старшими подростками, а мини-лекции для детей и младших подростков.

* Опросы обучающихся (анкетирование Приложение 3, 6). Начальным этап при организации антинаркотической работы.

* Ролевые игры. Проигрывание с детьми вариантов отказа от провоцирующих предложений, которые формируют у них определенное поведение.

* «Круглый стол», заседание клуба старшеклассников. Используются при работе с подростками и старшими школьниками.

* Классные тематические часы.

* Внеклассные мероприятия (суд, час общения, дискуссия).

Выбор информационного, просветительского и воспитательного материала, а также форм и методов его изложения зависят от школьного психолога, работающего с подростками, от социальных педагогов, которые непосредственно занимаются малообеспеченными и неблагополучными семьями, трудными подростками и их родителями. Важную роль в профилактике наркомании в школе играют рядовые педагоги, которые видят детей каждый день и лучше знакомы с их семьями. Классные руководители проводят тематические классные часы, которые включены в план школьной программы курса ОБЖ по профилактике наркомании и вредных привычек среди подростков . Также в комплексе мер по профилактике наркомании организовано телефонное консультирование.

Три телефонные службы, работающие в одной системе, смогут стать своеобразным информационным мостом для населения и помогут отслеживать координаты наркопунктов. Это следующие службы:

1. «Горячая линия».

Ее цель – информировать население по вопросам алкоголизма и наркомании, а также давать сведения о лечебных и реабилитационных учреждениях. Группа межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркоконтроля:

36 – 15 – 34.

2. Круглосуточный «Телефон поддержки» для наркозависимых. На телефоне работают специалисты по химической зависимости.

3. «Телефон доверия». От телефона поддержки отличается тем, что на вопросы отвечают и дают рекомендации профессиональные психологи. Вы можете позвонить о фактах сбыта, изготовлении наркотиков, или других преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, обращайтесь по круглосуточному телефону доверия управления наркоконтроля по Курской области: 56 – 11 – 00.

4. ОГУЗ «Областная наркологическая больница»

Комитет здравоохранения Курской области: 54 – 72 – 91.

Таким образом, проблема наркотизации в подростковой среде не остается без внимания. Огромное количество сил, времени, материальных средств и других ресурсов вложено в проекты, посвященные этой цели. Каждый проект решает проблему своим способами, затрагивает различные стороны вопроса и пытается найти оптимальное решение задачи.

В образовательных учреждениях профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, педагогов, школьных психологов, медиков, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов. В школе разработана программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками среди обучающихся на 2010-2014 годы», которая была опубликована в сборнике работ победителей областного конкурса на разработку макетов, символов, атрибутики программы и рекламной продукции, пропагандирующей ЗОЖ, организовано молодежное представительство «Твой выбор!»

Преподавателями ОБЖ был проведен опрос среди обучающихся 8-11 классов, направленный на изучение отношения подростков к наркомании, наркотическим веществам, а также к людям, принимающим наркотики.

Результаты ответов обучающих на поставленные вопросы во время анкетирования.

Анализ проведённого анкетирования среди обучающихся

1) Возраст: 13 – 18 лет

2) Участвовало в анкетировании: 74 человека

3) Ваш пол: мужской – 38; женский – 36.

4) Место учёбы: МОУ «КСОШ».

5) Наиболее интересующие предметы: физическая культура, ОБЖ, история, химия, математика, обществознание, биология, физика, география, русский язык и литература.

6) Какие чувства, переживания Вы испытываете в связи посещением школы?

а) мне нравится общение со сверстниками, некоторыми учителями – 39

б) нравятся некоторые предметы – 16

в) учение вызывает у меня некоторые трудности – 16

г) учебная деятельность доставляет мне много неприятностей – 3.

7) Участвуете ли Вы в своей школе:

а) в спортивных мероприятиях – 20 б) в творческой деятельности – 19

в) в школьных, классных мероприятиях – 29 г) не участвую – 6.

8) Являетесь ли Вы участником (цей) какого-либо кружка, МК, общественной организации?

а) да – 68: МК «Шанс» - 20; Воскресная школа – 6; Спортивные секции – 20; Танцевальная школа -12; кружки при школе: «Вокальный» - 5; «Компьютерщик» -2; «Туристско-краеведческий» - 3. б) нет – 6.

9) Вы считаете, что у Вас много свободного времени?

а) да – 9 б) нет – 65.

10) Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?

а) заниматься в каких либо кружках – 10 (см. № 8); посещать факультатив по обществознанию – 3; по биологии – 2; по химии – 1.

б) гулять на улице с друзьями - 26 в) играть в компьютере – 20

г) проводить время дома – 12.

11) Если Ваше мнение не совпадает по какому-либо вопросу с мнением друзей, что для Вас важно:

а) мнение друзей – 24 б) Ваше мнение – 35 г) свой вариант – 18 – найти компромисс .

12) Считаете ли Вы возможным отстаивать свои интересы с применением физической силы? а) да – 17 б) нет – 26 в) иногда – 31.

13) Как Вы относитесь к тем людям, которые курят?

а) положительно – 22 б) отрицательно – 40 г) мне всё равно – 12.

14) Как Вы относитесь к людям, которые часто употребляют алкогольные напитки?

а) положительно – 10 б) отрицательно – 46 г) мне всё равно – 18.

15) От кого Вы впервые узнали о наркотических веществах?

а) от друзей – 8 б) от родителей – 16

в) от учителей – 23 г) другой вариант: по ТВ, СМИ – 27.

16) Знаете ли Вы людей, которые употребляют наркотики?

а) да – 27 б) нет – 47.

17) Что, по Вашему мнению, чувствует ребёнок, родители которого употребляют алкоголь?

а) он чувствует обиду, разочарование – 70 б) свой вариант: отсутствие заботы – 4.

18) Если у Вас возникают личные проблемы, к кому Вы обычно обращаетесь за помощью:

а) к родителям – 19 б) к друзьям – 20 в) к учителям – 7

г) родственникам – 3 д) рассчитываете только на себя – 24

19) Считаете ли Вы, что у Вас есть своя личная жизнь?

а) да – 33 б) нет – 20 в) затрудняюсь ответить – 21.

20) Знают ли что-нибудь родители о Вашей личной жизни?

а) ничего – 13 б) очень мало – 18

в) многое, но не всё – 27 г) знают всё- 16.

21) Что Вы больше всего цените в своей жизни?

а) семью – 51 б) друзей – 7 в) любовь – 1

г) здоровье – 10 д) учёбу – 5 е) деньги – 0

Выводы: Изучение опыта профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни, а также решения проблемы подростковой наркомании в России и проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:

Результаты анкетирования говорят о том, что распространение вредных привычек затрагивает наше подрастающее поколение:

1) пропаганда здорового образа жизни и профилактика наркомании среди подростков – эта работа всех тех, кто связан с воспитанием детей: педагогов, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе;

2) почти все подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет, 8% - на занятие спортом, 4% - чтение книг. Посещение кружков, секций занимает у подростков 30% свободного времени;

3) причинами, по которым молодые люди начинают употреблять наркотики, по мнению опрошенных, являются: любопытство, пример сверстников, уход от проблем и мода;

4) наше исследование показывает, что ни кто из опрошенных, ни разу в жизни не пробовал наркотики, но среди них есть те, кто знает людей, которые их пробовали. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет;

Вывод: Возраст начала приобщения молодежи к наркотическим веществам в 2008 г был 21 год, а к 2014 году снизился до 13 лет.

Заключение

Вопросы пропаганды здорового образа жизни и борьбы с наркоманией выходят сегодня на первый план. Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует профилактика наркомании. Первая доза предлагается, как правило, бесплатно, а потом, когда возникнет зависимость, нужны уже будут деньги. Наркоманы добывают деньги на следующие дозы любыми способами: воровством, распространением наркотиков, проституцией. Сегодня борьба с наркоманией - это крайне важная задача.

Из проанализированной литературы, мы выяснили, что такое наркомания, её причины, факторы и тенденции роста. Такие авторы как Аменд А. Ф., Дюндик Н. Н., Курек Н. С, Лапко А. Н., Медведева Е. В., Чернышова В. Н. выделяют социальные и индивидуально-психологические факторы, влияющие на формирование наркотической зависимости. Основными причинами, приводящими к употреблению наркотиков, становятся любопытство и скука, компания сверстников, уход от реальности и проблем.

Мы изучили направления социальной работы по профилактике наркомании в подростковой среде. Основными являются: педагогическая, социальная, медицинская, правовая профилактика, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика.

Способы борьбы с наркоманией различны. Основные - социальный, медицинский и информационный. Социальный способ борьбы нацелен на устранение социально-экономических, бытовых, социально-психологических причин. Медицинский способ борьбы помогает пациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркомания требует длительного лечения. Борьба с наркоманией на личностном уровне - сложный и длительный процесс, требующий совместных колоссальных усилий.

Почти во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций, направленные на профилактику наркозависимости и проведение мероприятий, касающихся молодежи.

Итак, наркомания – тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль подростков к правонарушениям. Наркомания – это социальная, а не только медицинская проблема. Необходимо уделять первостепенное внимание профилактике. Важную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна и тогда главной целью каждого подростка станет ориентир на здоровый образ жизни.

Список используемой литературы

1. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.-

2. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.- http :// ru . wikipedia . org / wiki /Наркомания

3. Герасименко Н.Ф. Россия без будущего? Наркомания и алкоголизм угрожают генофонду нации. М., 1999.

4. Колесников A . M . Наркомания в России: состояние, тенденции, пути. Ростов-на-Дону, 2000.

5. Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ [Электронный ресурс]:

6. Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы.-М.:ВАКО, 2009

7. Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001.- 220с.

8. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. - 2001. - №9. - С. 15 - 18

9. Медведева Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. – Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. – С.134-136.

10. Наркомания и общество [Электронный ресурс]:

11. Общественность в профилактике наркомании [Электронный ресурс]: .

12. Профилактика наркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]:

13. Шипицына Л. М. и Казакова Е. И Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. СПб.1999

14. Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах».

15. Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. - 2007. - №6.- С.4-11.

Употребление наркотических веществ - проблема современного общества. Её развитие идет семимильными шагами. Профилактика наркомании и токсикомании являются факторами борьбы за здоровье населения. Первоочередная задача предупредить возникновение зависимости и уберечь детей от ужасного будущего.

Профилактика среди подростков


Уровень качества профилактических действий среди молодежи связан непосредственно с жизнью наркоманов и их родственников. Таким образом, предупредительные меры против приема токсических веществ в подростковом возрасте должны осуществляться на уровне и не ради галочки в отчетности.

Профилактика употребления наркотиков среди несовершеннолетних достаточно трудна.

Детям рекомендуется посещать специальные лечебные центры, где экскурсии проводит местный специалист, чтобы подросток воочию увидел наркоманов и сделал сравнение для себя, как из красивого молодого человека пациент клиники превратился в «развалину».

Такая практика хоть и вызывает большое количество споров, показывает высокий уровень эффективности. При посещении подобных медицинских учреждений участие квалифицированного психолога обязательно.

Давно известно, что занятие подростка в спортивной секции или в кружке в школе по интересам относится к эффективным способам не стать наркоманом в будущем. Ребенок занят увлекательным делом, и у него просто нет времени пробовать наркотики.

Профилактика в семье


Практика психологов показывает, что больше всего необходимой воспитательной информации человек получает в семье. Только мама с папой знают, как нужно воздействовать на чадо, чтобы он никогда даже не думал об употреблении наркотиков.

В процессе воспитания они проводят разговоры с ребенком, показывая изображения или видеозаписи в качестве наглядного дополнения. В нормальной семье есть свод негласных правил, складывается система ценностей, возникает отвращение к аморальному образу жизни (характеристики такого существования).

В основе лежит возникновение доверительного отношения с ребенком в семейной среде, только в этом случае беседы будут восприниматься последним адекватно, и он поступит именно так, как настоятельно советуют родители.

Мероприятия по профилактике наркомании


Выделяют следующие действия по профилактическим средствам любой наркотической зависимости:

  • Уроки ознакомительного характера

Проще всего заниматься детьми, общаясь с ними по теме наркотической зависимости. В планах многих школ и образовательных учреждений содержатся особые лекции, которые раскрывают проблематику.

Учителя и воспитатели для школьников и студентов освещают всю необходимую для их возраста информацию. Чаще дети знакомятся с последствиями наркотической зависимости. Стойко вбивается в юные умы, что наркотики – это зло.

  • Выдача печатного материала

Во многих заведениях (вокзалы, библиотечные залы, школьный класс) расположены стенды, которые передают краткий минимум практической информации о наркомании. Обычно в них указываются телефонные номера и адреса компаний, которые оказывают всю необходимую помощь людям, столкнувшимся с наркозависимостью.

  • Реклама социального характера

По телевизору или радиопередачам в целях противодействия пагубной привычки распространяются видео, которые указывают на вредное влияние наркотиков на жизнь и здоровье людей.

  • Работа правоохранительных органов

Важную роль играют в профилактике на международном уровне правоохранительные органы, которые осуществляют противодействие трафику наркотиков через государственные границы стран. Законом установлен перечень веществ, оборот которых ограничен или вовсе запрещен. На территории государств работает большое количество спецслужб, занятых борьбой с торговлей наркотиков и их распространением.

  • Государственный запрет

Существует огромное количество международного уровня директив и законов, которые регулируют оборот наркотических веществ и устанавливают соответствующую ответственность за нарушения.

Почти в каждом государстве есть правовые нормы, касающиеся наркотических веществ. Наказание и его неотвратимость являются способом предостеречь заниматься распространением наркотиков.

  • Работа государственных программ

Наличие государственных компаний и общественных движений, основным принципом работы которых является предупреждение возникновения пагубной привычки, хорошее оружие в решении проблемы. Такие организации осуществляют комплексные мероприятия.

Виды профилактики наркомании


Выделяют следующие типы предупредительных мер:

  1. Общая

Такой вариант профилактических мероприятий охватывает подрастающее поколение. Ее цель – уменьшить или ликвидировать воздействие факторов риска, скрывающихся в обществе. Тяжелая политическая ситуации, нестабильная экономика, невозможность устроиться в будущем – причины, приводящие к необратимым личностным изменениям, в их числе входят и образование зависимости.

  1. Выборочная

Тип профилактических действий, который затрагивает социальные группы, относящиеся к рисковым:

  • подростки из антисоциальных семей;
  • трудные дети с поведенческими отклонениями;
  • молодые семьи, которые испытывают в жизни проблемы разного толка.
  1. Симптоматическая

Аудитория симптоматической профилактики находится на другом уровне участия в проблематике темы наркотиков. Выделяют группу людей, которые с разной степенью периодичности принимают психоактивные вещества, но медики не относят их к группе наркозависимых. Такой человек приобрел поведенческое отклонение.

Всемирная организация здравоохранения отмечает еще три типа профилактики:

  1. Первичная

Ее смысл заключается в предотвращении употребления. У молодых людей и детей при наличии необходимой информации формируется негатив к приему наркотических препаратов.

  1. Вторичная

Направлена на обнаружение лиц, которые уже пробовали наркотики, также сюда входит и медикаментозное лечение.

  1. Третичная

Профилактика представляет собой меры, включающие восстановление уровня здоровья бывшего наркомана, устройство на работу. На этом этапе важна поддержка родных.

Профилактика после реабилитации


Задачей реабилитационных мероприятий является недопущение рецидива у лиц, которые успешно прошли терапию. Просто снять наркозависимость организма от наркотиков – это только полдела. Человек опять срывается. На устранение причин возникновения зависимости и работает реабилитация.

В группу профилактики после реабилитации относят:

  • Посещать мероприятия, которые направлены на помощь бывшим наркоманам;
  • В самостоятельном порядке продолжать занятия, назначенные врачом;
  • Не посещать прежних друзей-наркоманов, быть больше в обществе тех пациентов, которые победили зависимость;
  • Вести дневник, в который подробно записывать эмоциональное состояние и чувства;
  • Начать бороться с проблемами и сложностями, не перекидывая ответственность на родственников и друзей.

Заключение


Предупреждение наркомании часть задачи по ликвидации наркотической зависимости в обществе. Работа каждого гражданина, некоммерческих объединений, государственных организаций, а также воспитательные меры родителей в семье должны привести, в конечном счете, к полному уничтожению наркомании, как явления.

Нужно начинать профилактику в юном возрасте, поэтому работа педагогов и учителей важна и не теряет актуальности.

У подростковой наркомании особый статус. В отличие от наркотической зависимости у взрослых, это заболевание у подростков развивается по «упрощенной схеме» и приводит к гораздо более губительным последствиям. Так, даже 1-2 приема наркотиков могут вызвать тяжелую степень зависимости, а личностная деградация и необратимые изменения в организме ребенка могут навсегда вычеркнуть его, пусть не из жизни вообще, но из жизни общества - с очень высокой вероятностью.

Особенности и отличительные черты подростковой наркомании

Разъяснение последствий наркомании

Беседы с родителями и педагогами на тему вреда наркомании не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Такая наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.

Установка на здоровый образ жизни

Негативные примеры наркомании должны быть «уравновешены» другими, позитивными примерами здорового образа жизни . В ребенке следует формировать отношение к ЗОЖ, как к единственно правильной модели (смотрите статью: "Формирование здорового образа жизни "). Для этого крайне важно, чтобы сами родители и педагоги соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, которые они опровергают собственным примером.

Реалистичность примеров

Принято считать, что детская психика слишком ранима для того, чтобы ее обременять реалиями наркотической зависимости. Но это не так: в большинстве случаев вовлечение в наркоманию происходит только потому, что ребенок не осознает последствий зависимости, и для него это - не больше, чем страшная сказка, которой пугают малышей. Покажите подростку истинное лицо наркомании. Это может быть приглашение в школу нарколога, который выступит перед всем классом и продемонстрирует фото- и видеоматериалы, демонстрирующие уродующее действие наркотиков на физическое и психическое состояние человека. Также можно показать учебные или документальные фильмы, описывающие действие наркотических веществ на головной мозг, сердце, репродуктивные органы. Для подростков, которые уже состоят в романтических отношениях с кем-либо, будет полезно узнать о том, каким горем оборачивается зависимость отца или матери для их детей (врожденные пороки и уродства, тяжелые заболевания, умственная отсталость и пр.).

Исключение сомнительных контактов

Поведение подростка во много подчиняется законам, принятым в коллективе. Поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями - серьезный фактор риска. Но при устранении таких контактов следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями - это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие, которое увлечет его сильнее, чем времяпровождение с приятелями. Это может быть какой-либо вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.

Доверительные отношения с родителями

Чем сложнее отношения ребенка с родителями, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» - глоток пива или таблетку экстази - спрогнозировать невозможно.

Задача родителей - сформировать максимально доверительные отношения с ребенком. Это позволит ему при необходимости обратиться за помощью к отцу и матери - людям, для которых его здоровье и благополучие по-настоящему важно.

Но самое главное - помните: профилактика подростковой наркомании должна начинаться задолго до вступления ребенка в этот сложный возрастной период. Потому что наркотическая зависимость способна создать почву для своего появления намного раньше, чем вы будете готовы.


Диагностика и лечение наркомании у подростков

Наркотическая зависимость определяется на основании беседы с подростком и его близкими, а также после проведения ряда токсикологических тестов.

Осмотр предусматривает изучение кожи ребенка на локтевых сгибах и внутренней поверхности бедер (наиболее частые участки инъекций), и слизистой оболочки полости носа (которая часто страдает при вдыхании наркотиков).

Учитывая то, что внешние признаки, подтверждающие наркоманию, могут отсутствовать при непродолжительном употреблении наркотиков, наибольшую диагностическую ценность имеют анализы крови на присутствие токсических веществ и антитела к ним, а также исследование волос, которое позволяет создать «временную шкалу» приема наркотиков.

Терапевтическая тактика определяется индивидуально, с учетом особенностей вещества, вызвавшего зависимость, длительности его употребления, стадии наркомании, развившихся физических и психических нарушений и пр.

Ребенка, диагностированного III-IV стадией наркомании, следует лечить длительное время в условиях стационара или специализированного реабилитационного центра. В этих учреждениях подросток проходит курс индивидуальной и групповой психотерапии, в ходе которой формируется негативное отношение к наркотикам, и нездоровым привычкам в целом.

Для получения устойчивых результатов лечения крайне важно прекратить контакты ребенка с друзьями и приятелями, которые также вовлечены в наркоманию или каким-либо образом имеют к ней отношение.

Эффективность лечения и дальнейшие прогнозы зависят от совокупности обстоятельств, среди которых продолжительность течения наркомании у ребенка, насколько зависимость отразилась на его психическом и физическом здоровье, станут ли члены семьи поддержкой подростку на пути выздоровления и других факторов.

Больно об этом говорить, но наркомания среди молодежи в наше время приобрела колоссальные масштабы. Причем распространяется она намного быстрее, чем общество успевает предпринимать какие-либо меры по борьбе с этим страшным явлением. В связи с этим профилактика наркомании имеет первостепенное значение, ведь любую проблему легче предупредить, чем пытаться избавиться от её последствий.

Правила осуществления профилактики наркомании

Проведение любых профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наркомании среди детей и молодежи, необходимо осуществлять, следуя определенным правилам.

1.Излагаемая информация не должна носить откровенно негативный оттенок.

2.Лекции, статьи, документальные фильмы, телевизионные передачи должны по возможности больше раскрывать страшные последствия употребления наркотиков.

3.Показывать сцены употребления наркотиков (любого вида) в средствах массовой информации запрещено.

4. Любая публикация должна заканчиваться логичным, понятным выводом и иметь рекомендации по профилактике наркомании .

5. Любая информация должна носить мотивационный характер, направленный на молодежную аудиторию.

6. Любые информационные материалы должны быть подготовлены только профильными специалистами — врачами-наркологами, психологами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов.

7.Вся информация по профилактике наркомании должна быть одобрена сотрудниками специального экспертного совета.

Помимо этого, в комплексе масштабных профилактических мероприятий должна проводиться круглосуточная телефонная консультация, цель которой — обеспечить взаимосвязь с населением для отслеживания точек расположения наркопунктов, а также оказания помощи наркозависимым и членам их семей.

Во-первых, «горячая линия». Эта телефонная служба призвана информировать всех заинтересованных людей по вопросам наркомании и предоставлять информацию о лечебных и реабилитационных наркологических учреждениях. Во-вторых, анонимный телефон поддержки наркозависимых. В этой службе работают наркологи, способные оказать помощь людям с химической зависимостью. В-третьих, «телефон доверия». Цель этой службы — профессиональная психологическая помощь населению.

Виды профилактики

В настоящее время профилактика наркомании проводится тремя основными методами. Это первичные, вторичные и третичные профилактические мероприятия. Задачи профилактики первичной — предупреждение возникновения наркозависимости. На этом этапе работа ведется по четырем направлениям:

— целенаправленная масштабная воспитательная работа среди подростков и молодежи;

— санитарно-гигиеническое воспитание;

— приобщение общественности к борьбе с распространением наркотиков;

— принятие административно-законодательных мер против наркомании.

В задачи вторичной профилактики входит раннее выявление наркозависимых ли, их лечение и проведение поддерживающей лечебной терапии, направленной на предупреждение рецидивов употребления психоактивных химических веществ.

Наконец, профилактика наркомании третичная — это специальная программа для наркозависимых, состоящая из медицинской и социально-трудовой реабилитации.

От качества профилактических мероприятий зависит не только здоровье и жизнь потенциальных наркозависимых, но и качество жизни членов их семей, а также общества в целом. Выполнять подобную работу «для галочки», особенно если речь идет о просвещении детей и подростков, — преступно. должна быть всесторонней, развернутой, масштабной. Более того, она должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, чтобы стать неким сдерживающим фактором и изначально свести к минимуму желание подростка попробовать наркотик.

Наркомания давно стала эпидемией, которая беспощадно «косит» тысячи людей ежегодно. На борьбу с ней выделяются огромные средства, но и это не дает желаемого результата. Люди продолжают искать спасение и острые ощущения в наркотиках, и, сами того не замечая, становятся их заложниками, рабами. Смысл жизни наркомана состоит в том, чтобы принять вовремя дозу, а окружающий мир – семья, друзья, работа – не имеет никакого значения. Для всего этого просто не остается места в жизни, напрочь поглощенной наркотическим дурманом.

Наркотическая зависимость – это состояние человека, при котором все его мысли сосредоточены лишь на том, где и как достать очередную дозу наркотика. Невыносимая боль будет пронизывать тело и душу наркомана, если он вовремя не обеспечит себя жизненно необходимым допингом. Под страхом прочувствовать все «прелести» состояния во время ломки наркозависимый готов на все, даже на противозаконные действия. Ни о какой морали и речи быть не может. Для наркомана важнее всего своя личная выгода и удовлетворение главной и единственной цели – потребление наркотика.

Желание снова в полной мере ощутить состояние эйфории заставляет наркомана начать новую жизнь, правда, намного мрачнее, примитивнее и короче, чем предыдущая. Общество в своем большинстве не принимает и даже призирает такие личности, но, тем не менее, стремится направить их на путь истинный и вернуть к нормальной жизни любого, кто устал зависеть от «кайфа» и не может справиться с этим самостоятельно.

Наиболее доступным и широко практикующим методом профилактики наркомании, изобретенных обществом для сокращения количества наркозависимых, является пропаганда здорового образа жизни в школах и знакомство юных умов с жестокими реалиями наркоманской жизни. Выбор этой возрастной категории не случаен, потому что именно подростки более остальных способны поддаваться пагубному влиянию в силу своей наивности, любознательности и своего протеста против общественных устоев.

При правильном подходе есть шанс оградить юношей и девушек от неправильного, а может и рокового, выбора в своей жизни путем преподнесения реальной информации о свойствах наркотических веществ и последствиях их употребления.

Профилактические приемы

Профилактические меры по борьбе с наркоманией – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития такого общественного явления, как наркомания, а также сокращение числа вовлекаемых в процесс употребления наркотических веществ людей.

Профилактические приемы наиболее эффективны среди юношей и молодежи, поскольку именно эти категории общества составляют условную группу риска. Кроме того, когда, как ни в подростковом возрасте, проводить информационную работу по опасности употребления наркотиков? В связи с этим, к разработке профилактических приемов привлечены и педагоги, и психологи, и социальные работники, задачей которых является снабжение школьников и студентов правильно преподнесенной информацией по вопросам наркомании и сопутствующих ей рисках. Повышению эффективности такой методики способствует активная реклама, печатные публикации и СМИ, освещающие весь спектр обсуждаемых проблем.

Создание профилактических мер довольно трудоемкий и тщательно продуманный процесс, результаты которого напрямую зависят от качества подобранной информации и правильности способа ее изложения. Одна неверная формулировка и безразличность ответственного за ее проведение лица способна свести на нет массу усилий огромного числа людей, разрабатывавших ту или иную методику.

Информация, предложенная для знакомства подростков с губительными свойствами наркотиков, должна отвечать нескольким основным принципам:

Для быстрого и надежного избавления от алкоголизма наши читатели советуют Препарат "Алкобарьер" . Это натуральное средство, которое блокирует тягу к спиртному, вызывая стойкое отвращение к алкоголю. Кроме того, Алкобарьер запускает восстановительные процессы в органах, которые начал разрушать спирт. Средство не имеет противопоказаний, эффективность и безопасность препарата доказана клиническими исследованиями в НИИ Наркологии.

  • иметь положительный посыл без налета мрачности и безысходности;
  • предлагать логичный и понятный вывод из всего изложенного;
  • содержать факты трагических последствий употребления наркотических веществ;
  • быть ориентированной на отдельно взятую целевую аудиторию и излагаться в понятной именно для данной аудитории форме;
  • подбор доводимых до сведения фактов должен производиться исключительно специалистами в этой области (наркологами, психологами, социальными работниками, представителями правоохранительных органов и т.д.);
  • выбранная для работы информация должна проходить пристальный анализ специальной экспертной комиссии.

Не последнюю роль в формировании нужного результата выполняемой с подростками работы играют СМИ, которые, в свою очередь, обязаны воздерживаться от демонстрирования сцен потребления наркотиков и алкоголя, а также заниматься пропагандой здорового образа жизни.

Наряду с пропагандистской работой существует и служба анонимной помощи наркозависимым, включающая «горячие линии» и «телефоны доверия». Создание подобных служб – вполне логичный и даже необходимый шаг, поскольку наркозависимые в силу своего страха быть осужденными обществом за свое пагубное пристрастие, боятся обращаться за квалифицированной помощью в случае возникновения у них различного рода проблем. Кроме того, несмотря на наличие «дурных» привычек, любой человек имеет право получить необходимую помощь и поддержку. Это основные принципы жизни гуманного общества.

На сегодняшний день алкоголизм и наркомания перестали быть личным делом каждого, поскольку последствия данных явлений имеют пагубное влияние на все общество: рост преступности, распространение серьезных заболеваний, в том числе венерических, пренебрежение моральными устоями, падение нравственности, распущенность и т.п. Сюда же можно причислить снижение уровня образованности населения, поскольку молодежь, увлеченная употреблением наркотиков, в последнюю очередь будет думать и своем образовании, личностном росте и самореализации.

Прекрасным подспорьем в борьбе с наркоманией и алкоголизмом была бы соответствующая законодательная база, которая предусматривала строгое наказание всем без исключения за распространение, сбыт и пропаганду употребления наркотических веществ.

Субъекты и объекты профилактики

Из общих понятий известно, что субъектами чего-либо являются те, кто осуществляет те или иные меры и манипуляции, а объектами – те, в отношении которых эти манипуляции предпринимаются. Другими словами, объектами профилактики наркомании являются лица, потенциально подверженные вовлечению в употребление наркотиков, а также лица, страдающие наркотической зависимостью или находящиеся на реабилитации.

Количество субъектов в данном вопросе куда более разнообразное, поскольку профилактика проводится большим количеством государственных и негосударственных структур, среди которых значатся:

  • ведомственные антинаркотические комиссии;
  • служба по контролю за оборотом наркотиков;
  • органы внутренних дел;
  • органы системы образования;
  • органы системы здравоохранения;
  • органы по проведению молодежной политики;
  • органы по проведению социальной политики;
  • кризисные службы (в т.ч. негосударственные);
  • специализированные общественные организации.

Как ни удивительно, но при таком количестве субъектов профилактики наркомании, численность ее объектов, к большому сожалению, не снижается, а, наоборот, с каждым годом только растет.

Тем не менее, проводимая профилактическая работа все-таки имеет место быть и работать, хотя и не настолько эффективно, как того хотелось бы. Без существования субъектов, занимающихся поиском новых методом и способов борьбы с наркоманией, статистика могла бы быть куда более устрашающей. Поэтому отрицать их необходимость не имеет никакого смысла.

Посмотрев лишь на перечень структур и организаций, чьи действия направлены на искоренение проблемы зависимости, можно уже сделать вывод о том, насколько серьезен вопрос борьбы с наркоманией и каковы масштабы данной эпидемии на сегодняшний день.

Подростки – это категория населения в возрасте от двенадцати до семнадцати лет, в основной своей массе вовлеченная в образовательный процесс, проводимый в школах и ВУЗах. В обществе принято считать подростковый возраст самым опасным и сложным в плане своей непредсказуемости, спровоцированной происходящими процессами становления личности, которые, в свою очередь, сопровождаются физическими, физиологическими и умственными изменениями. Поэтому вполне закономерно, что профилактика наркомании в большей мере направлена именно на юношескую часть населения той или иной страны.

В далекие времена Советского Союза, особенно в 30-е годы ХХ века, наркомания как явление напрочь отсутствовала в обществе, при этом никакие специальные мероприятия не проводились. Объясняется это определенной изолированностью от других стран так называемым «железным занавесом». Встретить наркомана на улице было практически невозможно, потому что все «сомнительные» личности попадали под репрессии. Таким образом, их влияние на здоровые умы ограничивалось до минимума и жестоко осуждалось обществом в целом. Тотальный контроль над людьми давал свои результаты в сфере искоренения распутного образа жизни.

Наиболее распространенным видом наркотика был морфий (зависимых от него людей называли морфинистами). Зачастую морфинистами становились поневоле, поскольку данный препарат широко использовался в медицинских целях как угнетающее нервную систему и притупляющее боль средство. Особенно большое количество наркозависимых было среди пациентов психиатрических лечебниц, получающих морфий по рецепту врачей.

Нередкими были случаи «заражения» наркоманией членами семей больного, имеющего доступ к препарату, вызывающему сильную зависимость.

Единственным достаточно сомнительным профилактическим приемом того времени можно считать предупреждение о побочных свойствах морфия. Но, как известно, это не останавливало страдающего человека от его употребления.

Ситуация с наркоманией была настолько не угрожающая, что в Уголовном Кодексе Советского Союза даже не была предусмотрена статья и соответствующее наказание за распространение и производство наркотиков. Но, тем временем, в южных регионах страны благополучно «цвели» маковые поля, продукты переработки которых настолько широко использовались в качестве лекарственных средств, что в 70-е годы контролировать рост числа наркозависимых не представлялось уже возможным.

Традиционная политика замалчивания того времени сыграла злую шутку и уже 80-е годы стали расцветом наркоманской культуры. Кроме классического морфия, в обиход начали поступать такие препараты, как опий и эфидрин, употребляемые внутривенно. Среди молодежи той эпохи даже стало «круто» иметь следы от инъекций и судорожно почесывать и сжимать руки. Это повлекло за собой большой спрос на наркотические вещества и, следовательно, стремительное увеличение предложения на рынке. Причем стоимость наркотиков была копеечная.

Когда на дворе замаячили 90-е годы, то наркомания достигла своего апогея, в особенности, среди подростков. Смертность от передозировок в то время была на пределе. Со временем, показатели снизились, но наркозависимость уже успела получить статус эпидемии.

В наше время статистика утверждает об уменьшении количества наркоманов по сравнению с ситуацией 20-25-летней давности, но это не потому что интерес к наркотикам упал, а потому что количество летальных исходов сделало это число меньшим. Несмотря на это, цифры устрашающие: только в Украине зарегистрировано около 300 тыс. наркоманов, стоящих на учете в наркодиспансерах, но это всего лишь часть. Реальное число зависимых в десятки раз больше и точно неизвестно никому.

Такой исторический экскурс заставляет задуматься, насколько глобальной на данный момент является проблема наркомании среди подростков. Профилактика становится не то что нужной или рекомендательной, а просто неотъемлемой частью школьного воспитания и образования в целом. Лекционные занятия с демонстрацией документальных видеоматериалов и художественных фильмов, а также ведение психологических бесед «на равных», бесспорно, может стать тем самым сдерживающим фактором, способным снизить рост числа наркоманов среди подростков и помочь избежать неверного выбора.

Суть профилактики, ее виды

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) вплотную занимается проблемой наркомании, в связи с чем выделила несколько видов ее профилактики:

  • первичная (отвечает за предупреждение употребления наркотиков);
  • вторичная (работа с лицами, употребляющими наркотические вещества: их выявление, лечение, наблюдение, контроль над возникновением рецидивов);
  • третичная (направлена на социально-трудовую терапию и медицинскую реабилитацию наркозависимых).

Непосредственно профилактика наркомании, как она понимается и трактуется обществом, заключена, согласно классификации ВОЗ, в ее первичном виде. Данная форма включает в себя такие формы воздействия, как:

  • воспитательная работа среди молодежи;
  • санитарно-гигиеническое воспитание общества;
  • общественная борьба с потреблением и распространением наркотиков;
  • административно-законодательные меры.

Важным аспектом проведения профилактической работы среди подростков является возможность определения потенциально склонных к наркомании личностей. Как правило, в такую группу входят ребята и девушки с нестабильной психикой, сложным бунтарским и истеричным характером, эмоционально неустойчивые, с чувством пренебрежения к социальным нормам и моральным устоям, склонные к депрессивным состояниям. Неприятие и непонимание обществом таких личностей ведет к их отстраненности и, как следствие, поиском успокоения в наркотиках.

Зачастую, подростки, как и все люди в целом, организуются в группы «по интересам» со схожим мировоззрением, устоями, пониманием происходящего, принципами и поведением. Таким образом, выявить наркозависимого возможно по кругу его общения.

Что касается санитарно-гигиенического аспекта предупреждения наркомании, то здесь не существует единого мнения: одни специалисты считают, что нужно проводить медицинскую пропаганду в учебных учреждениях на протяжении всего учебного года, другие голосуют за введение в учебную программу отдельно курса профилактики наркомании.

Профилактика также подразумевает обучение преподавательского состава выявлению различных видов наркотического опьянения и формированию у учащихся резко негативного восприятия зависимости. Проведение просветительской работы с реальными медицинскими и социальными примерами последствий наркомании (летальные исходы, болезни, деградация личности и т.п.).

Несмотря на большой объем проводимых работ и наличие огромной теоретической базы, профилактические меры по-прежнему не дают значительных результатов. На данный момент так и не определены биохимические механизмы формирования наркотической зависимости, поэтому психология, наркология и социология до сих пор не изобрели едино правильный и эффективный метод профилактики различного рода зависимостей. Дальнейшее изучение проблемы поможет дать ответ на вопрос, как искоренить наркоманию среди подростков и спасти общество от бессмысленного вымирания и самоуничтожения.