Организация профилактической работы классного руководителя. Анализ работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди школьников

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и контроль за наполняемостью дневников положительными оценками с моей стороны и информирование родителей и воспитателей класса позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками. В нашем классе учащиеся в субботу после уроков собирают дневники на проверку и всегда не хватало дневника Расиля, мне приходилось искать его в сумке. Перейдя в наш класс, мальчик не желал заполнять дневник и каждую неделю приходилось делать ему замечание, велась беседа с родителями, ребята помогали ему в оформлении и заполнении и только к концу четверти мальчик самостоятельно стал заполнять дневник и подавать на проверку.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Так, по примеру с Самариной В. в прошлом учебном году и Самигуловым Р. в текущем. И в том и в другом случае совместно с воспитателями класса было решено контролировать учащихся и будить их по утрам. На сегодняшний день в 7.30 мы делаем контрольный звонок Расилю, чтобы проверить его местонахождение, т.к. Вера посещает школу уже без опозданий.
Я ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, еженедельный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Я принимала меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска», но, к сожалению, учащихся нашего класса не вовлечены ни в одну спортивную секцию по состоянию здоровья. Лишь один ученик из класса, это Самарина В. нашла дело по душе в хоровом и танцевальном коллективе. Остальные учащиеся вовлечены в классном кружке «Умелые руки», который организуют воспитатели. Участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

Наши мальчики Садртдинов И. и Николаев А. очень любят лыжный вид спорта. В прошлом году они ежедневно брали лыжи и делали пробежки вокруг школы. При посещении Ильнара на дому, было замечено его увлечение таким видом спорта как футбол.

Несколько раз в неделю ребят кормлю обедом, во время которого контролирую, чтобы они полноценно питались, т.к. у них в привычке – «сухомятка». Если Субботина Д., Самарина В. не ели суп, нужно отметить, тот факт, что после многократных бесед, проведенных на классных и воспитательных часах, примеров приведенных мной из жизни и постоянного контроля со стороны взрослых, ситуация стала исправляться. В пропаганде здорового образа жизни посвящены классные часы на темы:

    «Движение – это жизнь»

    «Умеем ли мы быть здоровыми?»

    «Спортивная энциклопедия»

    «Мы за здоровый образ жизни»

    «Красота тела и физическая культура»

Просмотр презентаций на переменах и проведение различных бесед о спорте. Ребята очень любят слушать примеры из жизни педагога и поддержать беседу из личного опыта. Активно в беседе проявляют себя такие ученики как, Бойкова Т., Андреев Н., Субботина Д., Гизятуллина Р..

5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений . В их организации участвуют не только классные руководители, воспитатели, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия:

    участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» неделя правовых знаний.

    совместно с педагогом-психологом проводилось анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам»

    месячник по военно-патриотическому воспитанию

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Моя роль заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. К сожалению своего мнения, учащиеся не имеют, слабые учащиеся поддерживают мнения сильных.

В течение 2013–2015учебные года проведены классные часы по следующим темам:

    «Права и обязанности гражданина»

    «Я – ребенок! Я – гражданин!»

    Жизненный подвиг М. Джалиля.

    Автомобиль, дорога, пешеход.

    Ответственность несовершеннолетних

    Знать правила дорожного движения – большое достижение

    Я и мои поступки

    Месть или прощение?

    «Основной закон России»

    «Нетерпимость и нарушение порядка»

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Так была проведена беседа с семьей Кашкаровых, Ватрановых.

Я, как классный руководитель совместно с воспитателями знакомимся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводим беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляем акты обследования жилищных условий, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
В течение всего учебного года мы стараемся посетить всех учащихся класса, особенно проблемных: Кашкаров А., Субботина Д., Николаев А., опекаемые: Бойкова Т., Самарина В.

Важными направлениями в этой работе являются:

    установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

    разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д.;

    формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком.

Каждую субботу мною ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся диалоги, беседы и консультации по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей, индивидуальные беседы:

    «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь»

    «Почему ребенок не хочет учиться»;

    родительские собрания:

    «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания»,

    «Права и обязанности ребёнка в школе и семье».

Отрадно отметить, что родители на классных родительских собраниях активно принимают участие в дискуссии по поводу воспитания своего ребенка.

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Работая в классе с учащимися, имеющих нарушения в поведении, приходится подбирать методы коррекции.

Одним из методов воспитания общественного поведения у детей с нарушением интеллекта является

    Метод поручений .

Предлагаемые ученикам поручения должны соответствовать их физическим, физиологическим, психологическим и другим возможностям. Учащимся надо давать такие поручения, выполнение которых вызывает у них положительные эмоции. Задача учителя состоит не только в правильном выборе поручения, но и в организации конкретной помощи выполняющим его детям. Например, когда «приручали» Дашу, я приглашала к себе в кабинет и просила найти необходимые картинки для своих уроков или приготовить кабинет к уроку. Ей это очень нравилось, т.к. она чувствовала себя кому то нужной. Это вошло в привычку и на сегодняшний день после каждого урока она заходит и спрашивает: «Чем помочь?». Во всяком случае, это лучше, чем беготня по школе.

    Метод поощрения и наказания.

Поощрение - это такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков поведения учащегося (или коллектива)

Воспитательная ценность поощрений очень высока. Они повышают чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоинства, самооценку личности, способствуют формированию положительных отношений между воспитателями и учащимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.

Наказание - такое воздействие на личность отдельного ученика или на коллектив в целом, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся следовать определенным требованиям, принятым в коллективе. Психологический смысл наказания состоит в том, что оно должно вызвать у учащихся чувство стыда и вины.

Строгая индивидуализация наказаний в коррекционной школе означает учет особенностей структуры дефекта, нервной системы, уровня интеллектуального развития и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

1. Наказания, связанные с выражением морального порицания, общественного обсуждения :

а) устное замечание, выговор, сделанное наедине;

б) устное замечание, выговор, сделанное публично;

в) публичное обсуждение (классное собрание, педсовет, родительский комитет и пр.).

2. Наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей. Например: намусорил - убери, сломал - почини, нагрубил - извинись, подвел - исправь, помоги и пр.

Для того чтобы наказание имело воспитательный смысл, каждому педагогу и воспитателю необходимо помнить, что оно должно выполнять роль наставления, а не возмездия за проступок.

9. Формирование умений, навыков, привычек дисциплинированного поведения и вежливого обращения с окружающими :

Привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение активно выступать против нарушителей правил (опаздывающих или пропускающих занятия по неуважительной причине); привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам; (Самарина В., Самигулов Р.)

Привычка здороваться не только с сотрудниками школы (учителями, воспитателями и др.), но всеми ее посетителями (в коррекционной школе добиться этого бывает гораздо труднее, чем в школе массовой). (Самигулов Р.)

Умение оказывать помощь товарищам, испытывающим затруднения при выполнении заданий, поручений; (Субботина Д., Бйкова Т., Гизятуллина Р.)

Привычка внимательно слушать объяснение учителя, воспитателя я других старших товарищей;

Умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания (особенно при обсуждении отметок) и т.д.

Во главе с классным руководителем воспитатели проводят диагностику уровня воспитанности обучающихся и мониторинг уровня школьной мотивации (2 раза в год по полугодиям). На основе данных показателей мной проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывается план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).

Организация работы классного руководителя

по профилактике преступлений и правонарушений учащимися

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед собой следующие задачи:

Создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

Оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

Сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

Оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

И реализует их с помощью методов и форм:

    беседа;

    наблюдение;

    тестирование;

    анкетирование;

    анализ;

    консультирование;

    индивидуальная работа;

    групповая работа;

    диагностика.

В классном коллективе классные руководители создают условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

    гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

    демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;

    разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

    возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с родителями;

г) правовой всеобуч;

д) организация каникул;

е) работа с трудными детьми.

В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют акты посещения.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися. Классный руководитель должен осуществлять строжайший контроль за подготовкой учащихся к учебным занятиям: учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. Уроки других учителей у учащихся своего класса также должны посещаться классным руководителем с проведением последующего обсуждения (анализа) поведения, работы на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.

3. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация досуговой деятельности учащихся должна подлежать строгому учёту. Учёт можно вести по направлениям (здоровый образ жизни, патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое и др.), причём делать акцент на то, чтобы с ребёнком проводилась разносторонняя работа (это, во-первых) и, во-вторых, уделять больше внимания проведению мероприятий по тому направлению (тем направлениям), по которым качества у учащегося сформированы (развиты) в слабой мере.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в ежемесячных Днях здоровья.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие следующие классные часы, проведенные с сентября по декабрь месяцы:

Курить – здоровью вредить”;

Мифы об алкоголе”

Школьнику о вреде никотина”

Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

Жизнь без наркотиков”

Мы против наркотиков”

«Дорога, транспорт и я»

«Наркомания – социальное зло»

«ВИЧ можно избежать»

«Наркомания и ее последствия для человека»

«Что со мной происходит?»

5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Декады профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2014 – 2015 учебного года (с сентября по декабрь) классные руководители провели классные часы:

Что такое хорошо и что такое плохо”

Правила поведения в общественных местах”

Мы и улица, наши интересы”

Конвенция ООН о правах ребенка”

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

Права и обязанности школьника”;

«Почему подросток совершает преступление”

Поговорим об ответственности”

Преступления и его последствия”

Как научится быть ответственным за свои поступки”

Административная и уголовная ответственность”

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

    установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

    разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

    формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

    формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классными руководителями должна вестись большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении рейдов «Семья».

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы . Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные руководители в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.

Решение (после прочтения всех докладов и после проведения практикума по теме педсовета!):

Классным руководителям совершенствовать работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить работу по выявлению раннего неблагополучия семей, осуществлять работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение).


Формирование ответственного отношения к учебе является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Веду ежедневный контроль успеваемости и посещаемости, информирую родителей, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Подробнее остановлюсь на организации досуга , внеклассной работе. Это одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка , активному полезному отдыху, формированию законопослушного поведения.
Стараюсь привлекать как можно больше ребят своего класса к участию в предметных олимпиадах (шк.и районная олимпиада по географии и другим предметам), поощрять их за участие. В этом учебном году победителями и призерами в ройонных олимпиадах стало 8 обучающихся 7а класса. Привлекаю к участию в дистанционных конкурсах (Пермский географический чемпионат, «Олимпус»), к исследовательской деятельности.

В прошлом учебном году ребята приняли участие в конкурсе « История твоей семьи в истории Тверской земли» в рамках программы «Корнями дерево сильно» . Журавлева Н. победила в муниципальном этапе конкурса и участвовала в региональном этапе в г. Бежецке.

Стараюсь вызвать у ребят интерес к краеведческой работе, к изучению природы, истории и культуры родного края. Учащиеся моего класса в текущем учебном году приняли участие в областной викторине по географическому и историческому краеведению, совместив поездку с экскурсией по городу Твери. В данный момент мы участвуем в областной Интернет-игре «Достопримечательности Тверской губернии».

Принимая участие в районных и областных фотоконкурсах («Мое увлечение», «Зеркало природы», «Времена года» и др.) учимся видеть красоту окружающего мира.

Будучи начальником летнего оздоровительного спортивно-краеведческого лагеря «Пламя» на базе школы, активно вовлекаю ребят своего класса в работу лагеря, тем самым организуя их занятость в каникулярное время. В этом году 6 человек из моего класса будут посещать лагерь. Большой интерес в последние годы вызвали проекты «Забытые храмы Краснохолмского района», акция «Дорогами памяти», «На родину героев», экологическая акция «Чистый стадион» и др. Вовлечение ребят в поисково-экскурсионную деятельность способствует воспитанию гражданского сознания, патриотизма, любви к своей малой родине, а также положительно сказывается на формировании чувства товарищества , дружбы, ответственности за судьбу своей Родины, развивает познавательные интересы и кругозор, отвлекает от бессмысленного времяпрепровождения, отдых становится содержательным, заполнен полезной деятельностью.

Организация путешествий и экскурсий играют важную роль в профилактике правонарушений. Приобщение детей к культурному, природному наследию сказывается положительно на их воспитании, формирует положительную мотивацию. Со своими ребятами мы побывали во многих местах , увидели много достопримечательностей, знакомились с многими интересными людьми.

Вышний Волочок – край художников, Кашин, санаторий «Кашин», Калязин, Углич – город на Золотом кольце России, Молоково и его окрестности. Устюжна Вологодская область – город на Русском Севере, с. Даниловское –усадьба Батюшковых, д. Божонка – места, где совершилась Ситская битва (1238), снова В. Волочок.

В Краснохолмском районе посетили Николаевский Антониев монастырь, совершили экскурсии к 7 православным храмам, в карьер д. Могочи, побывали на родине Русина Н.П. в д. Поповское и в других местах.

Все это помогает развитию положительных интересов, обогащает духовно и эмоционально, помогает удовлетворить потребность ребят в общении , организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Всячеки стараюсь поддерживать своих ребят в их стремлении заниматься физкультурой, спортом, к участию в различных соревнованиях школьного и других уровней. Объясняю им необходимость занятий в спортивных секциях. Провожу беседы и кл. часы о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков, по экологической тематике («Здоровое питание», «Курить-здоровью вредить», «Мифы об алкоголе», «Человек и природа», «Мое увлечение», «Путь к звездам» и др.) Командные соревнования, КВНы, разнообразные конкурсы в которых ребята участвуют и как непосредственные участники и как болельщики способствуют негативному отношению к вредным привычкам, воспитанию чувств стремления к успеху, взаимопомощи и взаимоподдержки.

К программе формирования здорового образа жизни , профилактике вредных привычек привлекаются также специалисты (медсестра школы Мараева Е.Н., психиатр ЦРБ Грибова – частые гости у ребят).

Организация досуговой деятельности учит детей, как правильно провести свободное время без употребления алкоголя, табака. Интересно проходят у нас классные развлекательные мероприятия. Например:

поздравления с днем рождения, где именинникам вручаем подарки и открытки, изготовленные своими руками,

классные «огоньки», где каждый может себя проявить в различных конкурсах, ролях и т.д.,

новогодние праздники,

выезд на озеро,

пионерские дела,

проводим экскурсии в пожарную часть.
Такие мероприятия способствуют сплочению коллектива, учат детей с пользой для себя организовать досуг , а также получить некоторые навыки здорового образа жизни.

В рамках правового воспитания проводятся классные часы с участием работников правоохранительных органов (ГИБДД, прокуратуры), частый гость Коровина Т.М. – секретарь КДН администрации района. Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия

Работа с родителями ведется в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, при посещении семей. На родительских собраниях касаемся тем: «Возрастные особенности школьников», «Развитие интересов подростка», «Участие родителей в организации досуга детей» и др.

Как классный руководитель знакомлюсь с жилищно-материальными условиями обучающихся , взаимоотношениями в семье, знакомлю родителей с успехами ребенка и возникающими проблемами. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка.

Существуют некоторые трудности в работе с родителями. Не все родители заботятся серьезно о духовно-нравственном воспитании ребенка, видя свою роль в том, чтобы накормить и одеть, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. В некоторых семьях ослаблен контроль за свободным временем, за поведением ребенка, отсутствует должное взаимопонимание и доверие. Родители не всегда глубоко вникают в проблемы учебной деятельности.

В своей работе по профилактике правонарушений в классе не обходится без трудностей. В моем классе дети очень эмоциональны, подвижны, все еще присутствует агрессия в поведении и недостаток толерантности. Увлекшись игрой или выяснением отношений могут перейти границы дозволенного. Могут попасть под дурное влияние друзей. Не всегда бывают ответственны за порученное дело.

Особое внимание уделяю индивидуальной работе с обучающимися, стоящими на учете в КДН. Таких в классе 2 чел. Постоянно контролирую их посещаемость и успеваемость. Стараюсь быть в курсе их занятий во внеурочное время (кружки, секции и т. д), поддерживаю контакт с родителями. Привлекаю этих ребят к участию в классных и школьных мероприятиях.

Над решением этих проблем предстоит еще много работать.


1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в осеннем кроссе.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия:

  1. Мероприятия в рамках декады «SOS»;
  2. Неделя безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;
  3. Акция «Я выбираю спорт как альтернативу».
  4. Проведены классные часы по следующим темам:

1 - 4-й классы

“Курить – здоровью вредить”;
5, 6-й класс

“Мифы об алкоголе”

“Школьнику о вреде никотина”

7-й, 8-й, 9-й класс

“Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

10-й класс

“Жизнь без наркотиков”

11-й класс
“Мы против наркотиков”

5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений . В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия:

  1. участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» (сентябрь);
  2. неделя правовых знаний. Встречи с работниками ОДН Оленегорского ОВД (ноябрь);
  3. участие в областной межведомственной декаде «SOS» «Оставайся на линии жизни». Анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам» (декабрь);
  4. месячник по военно-патриотическому воспитанию (февраль);

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.
В течение 2011–2012 (сентябрь – март) учебного года классные руководители провели классные часы:

1 - 4-й классы

“Что такое хорошо и что такое плохо”
“Правила поведения в общественных местах”

5, 6-й класс
“Мы и улица, наши интересы”\

“Конвенция ООН о правах ребенка”

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

7-й, 8-й, 9-й класс
“Права и обязанности школьника”;
Почему подросток совершает преступление”
“Поговорим об ответственности”

10-й класс

“Преступления и его последствия”
“Как научится быть ответственным за свои поступки”

11-й класс
“Административная и уголовная ответственность”;

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:

  1. установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
  2. разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
  3. формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
  4. формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье»; совместные мероприятия с детьми и родителями (ведение летописи класса, достижений класса, портфолио ученика, участие в совместных воспитательных мероприятиях, помощь в организации экскурсий. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении вечерних рейдов представителей родительского комитета и учителей по гарнизону.

Совместно с представителями Комитета образования и отдела попечительства, администрацией школы, родителями школы проведено расширенное заседание круглого стола по теме «Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся» (февраль).


7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные руководители Лось М.В., Вымятниной П.Н. в работе с обучающимися Котомцевым А. Дроздовым Д. тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

10. Методическая работа.

  1. Педагогический совет по проблеме «Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся»
  2. На заседаниях МО классных руководителей рассматривались следующие вопросы:
  1. «Компетенции педагога на этапе информатизации образования» (один из вопросов «Перспективы воспитательной работы школы. Анализ и корректировка плана работы по профилактики правонарушений, выстраивание е единой системы координационной работы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся», (сентябрь).
  1. «Портфолио ученика как оценка его деятельности. Требования к структуре ведения портфолио» (анализ диагностики уровня воспитанности обучающихся, формы и методы работы со школьным портфолио, обобщение опыта по теме самообразования «Семья в системе социального воспитания», профилактика вредных привычек среди молодёжи и подростков), ноябрь
  1. «Работа классного руководителя по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся» (январь)

Все эти мероприятия направлены на повышение методического уровня классного воспитателя в работе по профилактики правонарушений.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся (2 раза в год по полугодиям). На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).


Справка
«О состоянии работы классных руководителей

по профилактике употребления ПАВ»
В соответствии с планом работы школы на 2012-2013 учебный год, на основании приказа №281 от 30.11.2012г. заместителем директора по воспитательной работе Никоноровой М.В. осуществлен контроль состояния работы классных руководителей по профилактике употребления ПАВ».

Цель контроля: состояние работы классных руководителей с участниками образовательного процесса по профилактике употребления ПАВ.

Вид контроля: тематический.

Форма контроля: персональный.

Метод контроля: изучение планов воспитательной работы, собеседования с обучающимися, классными руководителями, анкетирование кл. руководителей.
В ходе изучения данного вопроса было установлено следующее:

В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года в школе осуществляется комплекс мер по реализации государственной программы профилактики употребления психоактивных веществ. При составлении школьного плана совместной работы по профилактике правонарушений учтены основные направления Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. Во всех планах воспитательной работы с классами предусмотрены мероприятия по профилактике употребления обучающимися ПАВ.

В данном направлении классные руководители используют социальные, педагогические и психологические технологии профилактики употребления ПАВ: в рамках реализации программы воспитания культуры здорового образа жизни проводятся классные часы, пропагандирующие здоровые привычки (все классы), соблюдение режима дня (1-2 классы), увлечения спортом (4б), показывающие последствия курения и употребления алкогольных напитков (5а, 5б, 6а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8б, 9а, 9б), правильное и здоровое питание (2б).

Классные руководители используют разнообразные формы для проведения классных часов: час-беседа, час-размышление (все классы), лекция (все классы), час-диспут (5а, 7а), презентация проекта (5а, 6а, 6б, 8а), практическое занятие (2а, 2б, 3а, 5а,6а, 6б, 7а, 9а).

Классными руководителями проводятся индивидуальные беседы о негативном воздействии ПАВ на детский организм: 6а (с Кононовым С.), 6б (с Рейсбихом Д.), 7а (с Фалевым Д., Дедухом М., Веретенкиным П.), 7б (с Шаяхматовым С.), 8б (с Нащекиной А., Матанцевым А.), 8а (с Осипенко Г., Зайцевым М., Косолаповым В.), 9а (с Селезневым А), 9б (с Аносовым Е., Горбуновой А., Козловой В.).

Приглашались для профилактических бесед обучающиеся с родителями: Логунова А. (3б), Синяков К (3б), Кононов С. (6а), Хорина Е. (7б), Столярова Е. (8а), Осипенко Г. (8а), Козлов В. (6б), Мелков К. (6б), Рейсбих Д. (6б).

В течение года ученики принимают участие в школьных (все классы) и городских (1а, 2б, 3б, 5а, 6б, 7а, 8а) спортивных соревнованиях, 39% записаны в спортивные секции и кружки.

На классных родительских собраниях рассматривались вопросы:

Режим дня школьника (1а, 1б, 4б);

Профилактика употребления ПАВ (5а, 6б, 9а, 9б);

Питание ребенка (2б).

На беседы и занятия приглашаются специалисты здравоохранения: 5а, 6а, 6б, 7а;

1. Классным руководителям 7-9 классов приглашать врачей-специалистов для проведения профилактических бесед и лекций.

2. В марте провести опрос обучающихся «Я и мое здоровье» с целью выявления отношения детей к своему здоровью (Отв. классные руководители).

3. В рамках месячника пропаганды ЗОЖ провести анонимное анкетирование детей с целью выявления фактов употребления ПАВ обучающимися школы (Отв. Гоммершмидт Н.О.).
Справку составила зам. директора по ВР

Никонорова М.В.

Справка
«О состоянии планирования

воспитательной работы в классах»
В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2012-2013 учебный год, на основании приказа № 218 от 18.09.2012г. с 20.09.12г. по 30.09.12г. проводился контроль состояния планов воспитательной работы в классах.

Цель проверки: соответствие планов воспитательной работы целевым установкам школы.

Проанализированы планы воспитательной работы каждого классного руководителя. В результате проверки выявлено:


  1. Несвоевременно подготовили планы воспитательной работы классные руководители 5а (Кононова З.Г.), 7б (Кривцова Е.В.), 8а (Осипенко Е.И.).

  2. Все классные руководители составили социальный паспорт класса, систематизировали сведения о семьях обучающихся. Наиболее глубокий анализ в 1а (Галковская И.Г.), 3а (Вышатицкая Н.Б.), 4б (Лаврова Н.Г.), 5б (Гуренович Г.В.).

  3. Качественные, подробные характеристики класса и анализ состояния дел на начало года просматривается в планах классных руководителей 2б (Жук О.М.), 3а (Вышатицкая Н.Б.). 3б (Ларионова Е.В.), 4б (Лаврова Н.Г.), 5а (Кононова З.Г.), 5б (Гуренович Г.В.), 6а (Жураковская Л.М.). Неполная, обобщенная характеристика класса в 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.). В 9б классе (Павлова Л.И.) не соблюден официально-деловой стиль характеристики класса. У Молчан Н.В. (6б), Кривцовой Е.В. (7б) характеристика класса отсутствует.

  4. Цели и задачи воспитательной работы классов на 2012-013 учебный год соответствуют школьным. В 4а (Орлова Т.А.), 9а (Тутова Г.Н.) не определены цели и задачи воспитательной работы на год. В 3б классе (Ларионова Е.В.) некоторые задачи сформулированы некорректно. В 8б (Арутюнян И.В.) некоторые задачи воспитательной работы не соответствуют уровню развития классного коллектива.

  5. Классными руководителями 1а (Галковская И.Г.), 1б (Чубарова Ю.Л.) и 4б (Лаврова Н.Г.) разработаны подробные планы диагностических исследований обучающихся, подготовлены методики изучения классного коллектива и личности обучающихся.

  6. В 5б классе (Гуренович Г.В.) разработана программа воспитательной работы, в которой есть ссылки на недействующие нормативные акты.

  7. Все классные руководители запланировали различные формы взаимодействия с родителями, но наиболее подробно разработаны направления работы в 1а (Галковская И.Г.), 3б (Лаврова Н.Г.).

  8. Не определен родительский актив в 9а (Тутова Г.Н.), 6б (Молчан Н.В.).

  9. Во всех планах просматривается проведение тематических классных часов, бесед, экскурсий по ОБЖ, ЗОЖ, патриотическому, нравственному, правовому, экологическому воспитанию, запланировано участие в общешкольных мероприятиях, акциях, месячниках. Во 2б (Жук О.М.) некоторые запланированные мероприятия не соответствуют возрасту детей. В 3б (Ларионова Е.В.) в плане воспитательной работы не учтены общешкольные мероприятия, не запланированы классные часы и беседы по правовому воспитанию и профориентации. В 4б (Лаврова Н.Г.) не запланированы мероприятия по профориентации. В 5б (Гуренович Г.В.) формулировки классных часов не соответствуют возрасту детей. В 6б (Молчан Н.В.) неверно сформулированы некоторые формы работы. В 7а классе (Степанова М.Ю.) не запланированы классные часы экологической направленности. В 9б (Павлова Л.И.) не прописаны мероприятия по правовому воспитанию обучающихся.

  10. В 1а (Галковская И.Г.), 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), 6б (Молчан Н.В.), 9б (Павлова Л.И.) классные руководители разработали план работы и с одаренными детьми, и с «трудными». Не разработан план работы с детьми «группы риска» в 7а (Степанова М.Ю.), 8б (Арутюнян И.В.), 6а (Жураковская Л.М.), 9а (Тутова Г.Н.), хотя в классе есть дети данной категории.

  1. Отметить качественное планирование воспитательной работы в 1а (галковская И.Г.), 4б (Лаврова Н.Г.).

  2. Дополнить характеристику классов 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), написать характеристику в 6б (Молчан Н.В.), в 7б (Кривцова Е.В.).

  3. Конкретизировать цели и задачи воспитательной работы в 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), 9б (Павлова Л.И.).

  4. В программе воспитательной работы 5б (Гуренович Г.В.) внести изменения, ссылаясь на действующие нормативные документы.

  5. Разработать план работы с детьми «группы риска» в 7а (Степанова М.Ю.), 8б (Арутюнян И.В.), 6а (Жураковская Л.М.), 9а (Тутова Г.Н.),

  6. Жук О.М., Ларионовой Е.В., Лавровой Н.Г., Гуренович Г.В., Молчан Н.В., Степановой М.Ю., Павловой Л.И. внести коррективы в планирование классных часов и мероприятий.

  7. Провести работу по выбору родительского актива в 9а (Тутова Г.Н.), 6б (Молчан Н.В.).

  8. Все классным руководителям заполнить тетрадь инструктажа обучающихся по ТБ.

Справку составила

зам. директора по ВР Никонорова М.В.