Сколько стоит образование в бразилии. Государственное образование в Бразилии: низкое качество, неравенство и стагнация

Расстановка ударений: БРАЗИ`ЛИЯ

БРАЗИЛИЯ (Brasil), Соединённые Штаты Бразилии,- государство в Южной Америке. Федеративная республика. Площадь - 8,5 млн. км 2 . Население -70,5 млн. чел. (1961). Столица - г. Бразилия. Гос. язык - португальский.

Просвещение. Первые школы на территории Б. возникли в период колонизации её португальцами (в 1-й пол. 16 в.). Школы создавались миссионерами, гл. обр. иезуитами. В 1759 иезуиты были изгнаны из страны, школы их закрыты. После перенесения в Б. в 1808 португальского королевского двора (в связи с вторжением в Португалию наполеоновских войск) были открыты морская и военная школы, медицинские и с.-х. курсы, типография, музей, ботанич. сад, публичная б-ка. Но после провозглашения независимости Б. (1822) развитие образования шло чрезвычайно медленно из-за экономич. отсталости страны. В 1827 был издан закон об организации гос. нач. школ, однако этот закон не выполнялся даже в городах. В 1834 был принят т. н. дополнительный акт к конституции, по к-рому организация управление нач. образованием в стране передавались провинциям (в паст, время штатам); среднее и высшее образование ставилось под контроль федерального правительства (такое управление системой нар. Образования сохраняется до сих пор). В 1842 в страну вернулись иезуиты, влияние церкви на просвещение усилилось. После отмены рабства (1888) и провозглашения республики (1889) начался нек-рый подъём нар. образования. Параллельно государственной получила развитие система частных школ, содержавшихся в основном религиозными организациями. Конституция 1891 объявила гос. школу светской, но фактически влияние клерикалов на школу не уменьшалось. Уровень грамотности населения был очень низок. В год провозглашения республики св. 85% взрослого населения Б. было неграмотным; по данным переписи 1920, неграмотным оставалось 75% населения. В период реакционной диктатуры Варгаса (1937 - 45) усилилось влияние церкви на школу, сократилась сеть гос. нач. школ. Конституцией 1946 было провозглашено обязательное бесплатное нач. обучение. Однако значительный процент детей школьного возраста школу не посещает. В 1950 среди населения старше 15 лет 51,6%было неграмотным. Количество неграмотных в нек-рых отсталых штатах достигает 80%.

После 1-й мировой войны в Б. распространились идеи нового воспитания. Новое воспитание, провозглашавшее в качестве одного из своих основных лозунгов воспитание гражданина, завоевало популярность среди браз. педагогов, поскольку оно явилось противоположностью иезуитского воспитания, ставившего целью воспитание верующего. В 1924 сторонники нового воспитания объединились в Бразильскую ассоциацию просвещения. Примерно в это же время получило нек-рое развитие ср. образование, расширилась сеть нач. школ. В 30-е годы, в связи с усилением амер. влияния в экономике и политике, в области педагогики широко распространились идеи Дж. Дьюи. С сер. 50-х гг. стал популярен лозунг "воспитание для развития", т. е. осуществление такого воспитания и образования, к-рое соответствовало бы нуждам развития страны. В этих целях намечено увеличение срока нач. обучения с 4 до 6 лет, делается акцент на развитие проф.-технич. образования, ставится задача улучшения подготовки студентов вузов по технич. и естественнонаучным дисциплинам. Успехи сов. науки и техники вызвали интерес браз. педагогов к сов. методам обучения и воспитания. Созданы частные курсы по изучению рус. яз., рус. яз. рекомендован к изучению в ун-тах.

Дошкольные учреждения, являющиеся нач. звеном системы нар. образования Б., делятся на материнские школы для детей от 3 до 5 лет и детские сады - от 5 до 7 лет. В 1957 их насчитывалось ок. 3,2 тыс. (св. 166,8 тыс. детей). Нач. школы - в основном государственные, состоят из двух циклов - 4 и 1 год. Последний цикл называется дополнительным курсом. Большинство школ - 4-летние. В нач. школах всех штатов преподаются: родной яз., арифметика, элементы географии Б., элементы истории Б., естествознание, рисование, ручной труд, физкультура. В 1961 работало ок. 100 тыс. нач. школ (ок. 7 835 тыс. уч-ся). Ср. школы - 7-летние; они делятся на две самостоятельные ступени - 4-летние гимназии и 3-летние коллегии. В коллегиях имеются классич. и реальное отделения. В гимназиях преподаются: португальский, лат., франц., англ. яз., математика, общая история, общая география, история Б., география Б., естествознание, рисование, ручной труд, пение. Уч-ся классич. отделений коллегий изучают португальский, лат., франц. или англ. яз., испан. яз., математику, физику, химию, биологию, общую историю, общую географию, историю Б., географию Б., философию. На реальном отделении преподаются те же дисциплины, за исключением лат. яз., и несколько больше внимания уделяется изучению естественных наук (на классич.- философии). Кроме того, в уч. план реального отделения входит рисование. В 1961 работало св. 4 тыс. ср. школ (960489 уч-ся); ок. 70% уч-ся получает образование в частных школах. Проф. школы: 2-летние ремесленные школы, в к-рые принимаются окончившие 4 класса нач. школы; 6- и 7-летние коммерческие, промышленные, с.-х. школы, состоящие из двух циклов - 4 и 2 или 3 года. В эти школы принимаются окончившие 5-летнюю нач. школу. В 1961 в 1953 проф. школах было ок. 247,2 тыс. уч-ся. Учителей нач. школы готовят 7-летние (состоят из двух циклов - 4 и 3 года) нормальные школы на базе 5-летней нач. школы. В 1961 в 1319 пед. уч. заведениях было св. 100 тыс. уч-ся. Учителями ср. школ большей частью работают лица, окончившие философский ф-т ун-та. Более половины вузов -частные. Крупнейшие ун-ты: Бразильский в Рио-де-Жанейро (осн. 1920, св. 8,2 тыс. студентов в 1961), ун-т в Сан-Паулу (основанный 1934, св. 9 тыс. студентов). В 1961 в вузах было ок. 100 тыс. студентов.

Н.-и. работу по педагогике, помимо Браз. ассоциации просвещения, ведут Браз. центр научно-пед. исследований, Нац. бюро просвещения, Браз. ин-т образования, науки и культуры и др.

Система образования Бразилии включает в себя несколько традиционных ступеней: дошкольное образование, начальную (I уровень) и среднюю (II уровень) школы, университетское образование и послеуниверситетскую подготовку.
Начальное образование находится в ведении муниципалитетов, среднее - штатов, бесплатное высшее - государства. Но есть в Бразилии и довольно много частных учебных заведений.
Образование обязательно для граждан от 7 до 14 лет.

В Бразилии ведется постоянный контроль за качеством обучения на всех уровнях системы образования.

Контролирующие органы:
- Координационная система по совершенствованию кадров высшего образования (CAPES)
- Федеральный совет по образованию, задачей которого является "авторизация и официальное признание" частных вузов.
- Оценка учебных программ последипломного уровня раз в два года проводится специальными комиссиями
- Национальный совет научно-технического развития.

В настоящее время система высшего образования Бразилии включает 973 учебных заведений, включая 93 университета.

Автономия университетов по законодательству страны гарантируется, но ограничивается она теми денежными ресурсами, которые им выделяет государство. По данным организации сотрудничества и экономического развития в 1995 году правительство направило на нужды образования 5% государственных расходов - наивысший показатель среди латиноамериканских стран, принимавших участие в исследовании (Аргентина, Чили, Уругвай, Парагвай и Мексика). Данный уровень сопоставим с объемом средств, выделяемым на образование в США, Швейцарии, Франции, Германии, Канаде и Австралии.

Первый этап высшего образования - graduacao . Мы можем назвать это «первым высшим образованием». Второй этап высшего образования - pos-graduacao , ведущий к «продвинутой» научной квалификации (mestrado и doutorado).
Есть особая ступень образования - высшие краткосрочные курсы . Их в Бразилии организуют с целью демократизировать доступ к высшему образованию, придав ему более массовый характер. В первую очередь, они адресованы именно выпускникам средних школ для быстрой профессиональной подготовки к различным видам деятельности, связанным с производством и сферой услуг. Такие курсы не обладают правом выдачи дипломов своим выпускникам, но выдаются сертификаты.

В настоящее время частные вузы составляют 78,5% от всего числа вузов и в них сейчас обучается 62,2% студентов Бразилии. Из-за большого спроса на высшее образование и нехватки свободных мест на факультетах и в университетах Бразилии (как в государственных, так и частных), для поступления требуется сдать вступительный экзамен. По окончании обучения студенты могут получить диплом бакалавра или лиценциата, если они пройдут годичный курс по подготовке преподавателей.

В число крупнейших вузов Бразилии можно включить университет в Сан-Паулу, основанный в 1934 году, где молодые люди получают юридическое, медицинское, философское, литературное, фармацевтическое, зоотехническое, экономическое, архитектурное и педагогическое образование.
Наиболее престижным и старейшим вузом страны считается университет в Рио-де-Жанейро, основанный в 1920 году. В университете имеется более широкий выбор специальностей, чем в других учебных заведениях.

Еще один из крупнейших университетов Бразилии - Федеральный университет Минас-Жерайс в Белу-Оризонти, основанный в 1927 году. Там студенты проходят обучение на факультете экономических наук, юридическом, философском, изобразительных искусств, музыкальном, литературном. Университет объединяет ряд учебных и научно-исследовательских институтов. Католический университет в Кампинасе основан в 1941 году. Он имеет 16 факультетов и институтов.

В преддверии нового учебного года «Известия» изучили системы образования в Европе, США и Азии, сравнив их по ряду параметров - от длительности обучения до предметов, которые входят в программу.

Где летние каникулы длятся не больше 10 дней, зачем учеников в Италии заставляют менять школы и чем отличается престижное британское образование - в специальном материале к 1 сентября.

Европа

Фото: Global Look Press/ZB/Patrick Pleul

Возраст

В большинстве случаев дети здесь идут в школу раньше, чем в России: европейским первоклашкам обычно по шесть лет. В Италии родители могут сами решать, когда отправить ребенка в школу - учителя по закону обязаны принимать даже пятилетних.

График занятий

Школьники в Европе учатся дольше, чем в России: иногда они остаются в школе по восемь часов. Однако это время включает в себя часовой перерыв на обед, прогулки на улице, экскурсии, игры, занятия спортом. Кроме того, им не дают на дом объемных заданий.

Предметы

Чаще всего более сложные предметы - например, математика или родной язык - ставятся в расписании на первую половину дня, особенно в младших классах. Стандартный набор - математика, языки, точные науки, история и обществознание - присутствует везде, однако акценты расставляются по-разному. Например, в Италии считается, что литература - слишком сложный предмет для 13–14-летних учеников, поэтому в программе ей отведено совсем немного часов.

Начало года

В большинстве стран Европы учебный год начинается в начале осени, а точная дата может меняться в зависимости от особенностей региона - в жаркой местности, например, ученикам могут дать лишнюю неделю отдыха осенью, чтобы они наверстали ее зимой.

Фото: Global Look Press/Matarazzo/Fotogramma/Ropi

Система оценок

По всей Европе система оценок отличается, но везде шкала насчитывает больше российских пяти баллов. Во Франции работу учеников оценивают по 20-балльной системе. В Италии - по 10-балльной, когда речь идет о каждом отдельном предмете. На выпускных экзаменах вводится 100-балльная система, причем ученику также начисляются баллы за дополнительную активность: спортивные успехи, выступления на конкурсах. Поэтому отличник, активно занимавшийся спортом или другими внеклассовыми занятиями, может в итоге получить отметку 110 баллов. Ближе всего к российской системе Германия - там ученик может получить от 1 до 6 баллов.

Справка Известий

В большинстве европейских стран школьники учатся 13 лет, при этом обязательное образование рассчитано на 10 лет - дальше следует колледж или целенаправленная подготовка к поступлению в университет.

Так, например, работает система в Италии или Франции: в начальную школу дети идут в раннем возрасте - в пять или шесть лет. Затем следует средняя школа, причем чаще всего переход сопровождается сменой класса. В Италии это вообще обязательное условие - начальные школы там никак не связаны со средними, и дети, отучившись в младших классах, меняют учебное заведение. Считается, что таким образом они учатся лучше адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам.

После окончания средней школы в Италии и Франции желающие могут поступить в лицей, но с этого момента обучение становится платным. Выбор лицея - творческого, гуманитарного, естественно-научного или с акцентом на профессиональное образование - зависит от планов ученика на будущее. В Италии определятся с планами на будущее подростку приходится в 14–15 лет.

В Германии школьное образование длится столько же, сколько во Франции и Италии, но разделение здесь происходит даже раньше. После окончания начальной школы менее расположенные к учебе дети направляются на пятилетнее обучение - после этого они могут получить профессиональные специальности, не требующие высокой квалификации. Более способные ученики проходят шестилетний курс в реальной гимназии, после которого могут дополнительно закончить 11-й и 12-й классы гимназии. 13-й класс считается очень сложным и нужен лишь тем, кто планирует поступать в университет.

Великобритания

Возраст

Британские дети начинают учиться в пять лет, однако это подготовительная школа, где основное внимание уделяется играм и социализации. В самой начальной школе (primary school) в программе появляются основные предметы. Упор в это время делается на проектную работу, чтобы помочь детям сдружиться.

График занятий

Время, которое ученик проводит в школе, может меняться в зависимости от учебного заведения - это также зависит от того, учится ли он в пансионе или в обычной школе, а также является ли она частной (что в Великобритании очень распространено) или государственной. Уроки начинаются в 8:30 или 9 часов, предусмотрен часовой перерыв на обед. А после занятий в большинстве случаев детей ждут внеклассные занятия - например, спорт или работа над совместными проектами.

Начало учебного года

Обычно ученики идут в школу в начале осени, но дата может варьироваться в зависимости от учебного заведения - иногда, например, уроки начинаются еще до 1 сентября. Делится школьный год на три семестра - летом школьники отдыхают шесть недель, зимой и весной - по 2–3 недели.

Предметы

Основные предметы - математика, естествознание, спорт, язык, - появляются в программе еще в начальной школе. В качестве второго языка в Великобритании чаще всего выбирают французский. Ближе к старшим классам ученики получают возможность выбрать часть предметов в зависимости от своих планов на будущее и таким образом составить себе индивидуальное расписание - в результате состав класса часто меняется от занятия к занятию.

Система оценок

Оценки в Великобритании ставятся по 100-балльной шкале. При этом существует специальная классификация, которая позволяет соотнести полученное количество баллов с уровнем ученика. К отечественной пятерке приравниваются оценки от 70 баллов и выше, к четверке с плюсом - от 60 до 69, к четверке - от 50 до 59 бвллов, к тройке - от 40 до 49, к двойке с плюсом - 30–39 баллов, а всё, что ниже 30, - абсолютный неуд.

Справка Известий

Из-за престижности своего образования Англия стоит особняком в ряду европейских стран, хотя основные принципы здесь очень похожи на общеевропейские. Обучение делится на три этапа: начальную и среднюю школы, а также на самые сложные, предуниверситетские, годы.

Большое внимание, особенно в начальной школе, где дети остаются до 11–12 лет, уделяется социализации учеников и занятиям спортом.

В Великобритании больше, чем в других странах, распространены пансионы, в которых школьники учатся и живут в течение всей недели. Кроме того, в стране популярно раздельное обучение мальчиков и девочек - предполагается, что таким образом удается достичь большего равенства: детям приходится выполнять все обязанности, а не делить их по гендерному признаку, а в классах не возникает сложностей из-за того, что девочки в этом возрасте часто более усидчивы и восприимчивы к знаниям, чем мальчики.

США

Фото: Global Look Press/ZUMA/Alex Garcia

Возраст

Учиться американцы начинают с шести лет, но в начальных классах набор предметов ограничен - дети учатся писать, читать, изучают арифметику. Чаще всего учащихся в классах распределяют по уровню знаний - основываясь на результатах тестов, которые они сдают в самом начале.

График занятий

В школе ученики находятся по семь часов - в среднем уроки длятся с 08:30 до 15:30. Весь учебный год рассчитан на 180 дней и делится не на четверти, а на семестры. Остальные 185 дней приходятся на выходные и каникулы - единой системы тут не существует, они определяются отдельно в каждом штате и каждой школе.

Начало учебного года

Как и в Европе, учебный год в США начинается в конце августа/начале сентября, а точная дата может меняться от штата к штату.

Предметы

Как и в Великобритании, американские школьники могут сами составлять себе программу, выбирая предметы, соответствующие их дальнейшим целям, способностям или интересам: в младшей средней школе обычно это не более пяти предметов, в старших классах можно выбрать себе уже большую часть предметов для изучения самостоятельно. В число обязательных для всех входят математика, естественные науки, английский язык и аналог отечественного обществознания. За каждый предмет положено определенное количество «кредитов» - ученик должен сам составить программу таким образом, чтобы в конце семестра в сумме у него набралось необходимое количество этих баллов.

Система оценок

Оценки выставляются в буквах, всего их пять - A, B, C, D, E. Однако рассчитываются они все равно по 100-балльной системе. Так, А - аналог нашей пятерки, - выставляется за 93 балла и больше, а меньше 63 баллов - это уже E, самая низкая из возможных оценок. При этом школьные оценки в США не сообщаются никому, кроме ученика и его родителей.

Фото: Global Look Press/ZUMA/Sandy Huffaker

Справка Известий

Американские дети идут в школу с шести лет и учатся примерно до 17: школьная система включает в себя 12 классов. К школе детей начинают готовить в старших группах детского сада или в подготовительной школе, куда они приходят в возрасте пяти лет.

Обучение в младшей школе рассчитано на 6–7 лет, в зависимости от учебного заведения, после чего дети переходят в среднюю школу, где остаются до девятого класса. Средние школы могут быть многопрофильным, академическими или профессиональными. За этим следует так называемая старшая средняя школа - 10–12-й классы, однако учатся в них в первую очередь те, кто после учебы хотел бы поступить в университет.

Формально школьное образование является государственным, однако власти отдельных штатов могут вносить в общую систему свои правки - поэтому от штата к штату жизнь школьников может отличаться.

Азия

Фото: Global Look Press/DanitaDelimont.com

Возраст

Учиться японцы и китайцы начинают в шесть лет, не считая детского сада и подготовительных групп, программы которых намного более насыщенны, чем в Европе.

График занятий

В Китае учеба в школе начинается в 8–9 часов утра, однако предполагается, что к этому времени школьник уже посвятил минимум час самостоятельным занятиям. Заканчиваются уроки около 4, после чего еще несколько часов ребенок проводит на дополнительных занятиях и, если хватит сил, вечером посвящает какое-то время самостоятельной учебе. Расписание выходных не сильно отличается от будней.

В Японии график у детей примерно такой же - занятия длятся с 8 утра до 6 вечера, при этом, как и в Европе, в середине дня их ждет часовой перерыв. Вечером дети отправляются к репетиторам или занимаются дома самостоятельно. А каникулы используют как шанс подтянуть знания по отдельным предметам.

Начало учебного года

В Японии учебный год начинается в апреле и связан с началом нового цикла в природе. В Китае он привязан к общемировой системе - ученики идут в школу 1 сентября. Делится учеба на полугодия - второе начинается 1 марта, а летние каникулы часто длятся не больше 10 дней.

Фото: Global Look Press/ZUMA/Zhao Yuguo

Предметы

Большая часть времени в школе тратится на родной язык и математику, затем следуют общепринятые предметы - история, естественные науки, обществознание. В обязательном порядке изучается иностранный язык, чаще всего - английский.

В Японии при этом школьники изучают не только современный японский, но также древний и средневековый. В качестве бонуса в большинстве школ есть хорошие спортивные площадки и кабинеты музыки, оборудованные самыми разными современными инструментами.

Система оценок

В Японии, как и в США, оценки выставляются буквами - всего пять букв, от A до E, - каждая буква соответствует определенному результату по 100-балльной системе. В Китае также действует алфавитная система оценок.

Однако высшей точкой напряжения и самой главной оценкой для китайских и японских школьников становятся результаты на выпускных экзаменах и вступительных экзаменах в вузы. Всекитайские вступительные экзамены гаокао, например, длятся в течение трех дней и являются настоящим испытанием на прочность. С не меньшим напряжением финальные экзамены связаны и для японцев - их результаты публикуются на специальных табло, перед которыми собираются абитуриенты.

Справка Известий

На Востоке, и в первую очередь в Китае и Японии, школьная система отличается от европейской и американской своей требовательностью к ученикам. Если на Западе акцент делается на социальной адаптации детей, их индивидуальном развитии и занятиях спортом, то в Японии, например, арифметике детей начинают учить еще в детском саду.

Там же они учатся самоуправлению, когда четырехлетних малышей по очереди назначают старшими дежурными по группе.

И в Китае, и в Японии время каникул у детей крайне ограниченно, а большую часть свободного времени даже в учебные дни они тратят на самостоятельные занятия, походы к репетиторам и в специальные внешкольные учебные группы. То же самое относится и к коротким каникулам, во время которых они используют свободное время, чтобы выполнить побольше дополнительных заданий и еще подтянуть свой уровень знаний.

Как и в других странах, школьное образование здесь разбито на три этапа: начальный, средний и выпускной, всего оно состоит из 12 классов, а обязательными являются девять. Причем за обучение в 10–12-м классах родителям приходится платить.

Латинская Америка

Фото: Global Look Press/ZB/Peter Zimmermann

Возраст

Первичное образование в Аргентине обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 12 лет. Схожая система действует на Кубе, где каждый ребенок от 6 до 11 лет обязан пройти базовый школьный курс. В Бразилии начальное образование длится 8 лет, а в Аргентине и на Кубе - 6 лет без учета дошкольных занятий. Что касается среднего образования, то на Кубе оно делится на базовое среднее продолжительностью 4 года и полное среднее, которое длится 2 года. При этом в Бразилии среднее образование можно получить за 3 года, а в Аргентине - за 5–6 лет. В Мексике дети поступают в первый класс в возрасте 6 лет. Спустя 6 лет они переходят в неполную среднюю школу. Проучившись еще два года, учащиеся решают, продолжить обучение или пойти работать.

График занятий

В аргентинских школах действует обычная пятидневка. В начальной школе занятия обычно начинаются в 8:30, а в средних классах первый урок может начинаться на час раньше, в 7:30. Утреннее обучение длится там, как правило, до 13:00, а вечернее - с 13:00 до 17:00. С разницей от получаса до часа начинается учеба и в большинстве других стран Латинской Америки. Учебный год длится там в среднем от 180 до 190 учебных дней.

Начало учебного года

Поскольку зима в Латинской Америке начинается в то время, когда в России - лето, то и старт учебного года приходится у них на другие месяцы. Например, бразильцы, аргентинцы и костариканцы выходят на учебу в первую неделю февраля. А в Чили и Уругвае ученики отправляются в школу в марте. Исключение составляет Мексика. Там учебный год начинается в сентябре и длится до 30 июня с каникулами в декабре и апреле.

Предметы

Образование на Кубе состоит из нескольких ступеней. С первой по пятую дети изучают математику, информатику, природоведение, получают художественное воспитание и посещают уроки физкультуры. На шестой ступени добавляется еще несколько предметов: английский язык, история Кубы, землеведение Кубы и трудовое воспитание. Стоит также отметить, что раньше на Кубе в одном классе училось от 30 до 45 человек, но после модернизации системы образования количество учеников в одной группе уменьшилось до 15 человек.

В Аргентине же, например, популярны двуязычные школы. Там учебный день состоит из двух смен, при этом вторая смена проходит на иностранном языке. В обычных же школах Аргентины второй язык начинают изучать с четвертого класса. Помимо английского, дети могут также выбрать французский и итальянский языки. Особое внимание уделяется музыкально-театральному образованию. Ученики вправе выбрать направление в обучении, одно из которых посвящено искусству. Среди наиболее популярных кружков - гимнастика, хор и танцы.

Кроме того, приковывает внимание литературная программа латиноамериканских стран. Произведения, которые в России изучают в высших учебных заведениях, в Колумбии входят в обязательную школьную программу. Там нельзя поступить в университет, не прочитав «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса, «Игру в классики» Хулио Кортасара, поэзию Пабло Неруды, «Скромного героя» Марио Варгасы Льосы и другие произведения мастеров «магического реализма».

Фото: Global Look Press/imagebroker.com/Egon Bömsch

Система оценок

Оценки ставятся по 10-балльной шкале. В конце каждого триместра ученики получают балл, который рассчитывается по результатам промежуточных тестов. Проходной оценкой считается 7. Но даже если ученик не сдаст все предметы, он может продолжить обучение. Тем не менее справку об окончании средней школы он не получит до тех пор, пока не закроет задолженности.

В некоторых школах действует 5-балльная шкала оценок. Такие учреждения встречаются в Колумбии. Согласно местной системе выставления баллов, 0 до 2,9 - неудовлетворительный результат, от 3,0 до 3,4 - приемлемый, от 3,5 до 3,9 - хороший, от 4,0 до 5,0 - отличный.

Справка Известий

В последние десятилетия уровень образования в Латинской Америке резко вырос. На общем фоне особенно выделяется Куба. Еще в середине 1950-х годов около 1 млн детей вообще не учились в школах. Сейчас же Куба тратит на гособразование, по некоторым данным, 10% бюджета, опережая по этому показателю и США, и Великобританию.

Тем не менее пальма первенства по качеству высшего образования принадлежит Бразилии. Согласно рейтингу лучших вузов Латинской Америки, первое место занимает Университет Сан-Паулу, а на второй строчке располагается Государственный университет Кампинаса, который тоже находится в Бразилии. Тройку лидеров замыкает Католический университет Чили.

При этом направленность обучения, в зависимости от стран, сильно различается. В Бразилии около 60% вузов гуманитарные. При этом в Аргентине растет интерес абитуриентов к атомной энергетике, хотя ведущей сферой науки там продолжает оставаться медицина.

К тому же большинство вузов Латинской Америки предоставляют бесплатное обучение. Исключение составляет разве что Чили: там государство оплачивает лишь начальное образование, при этом стоимость обучения в чилийских вузах по величине уступает лишь США.

«Муниципальное образование» - Контрольный и иные органы муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Конкурс на замещение должности главы местной администрации. Глава муниципального образования (продолжение). Ключевые слова. Муниципальная служба как комплексный институт муниципального права.

«Учебники образование» - Разрезной материал используется для счета, конструирования и моделирования. Английский язык. 3 кл.; 3. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Английский язык. 2 кл.; 2. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Образовательная система «Перспектива» http://prosv.ru/umk/perspektiva/. Музыка Усачева В.О., Школяр Л.В.

«Система образования» - 4. Порядок включения квалификаций в состав национальной рамки или описания места квалификации в рамке понятны и не требуют дополнительных пояснений. 5. Национальные системы контроля качества образования и подготовки соотносятся с с национальной рамкой квалификаций и соответствующими принципами и нормами Европейской (как указано в приложении 3 Рекомендаций). 6. Процесс соотнесения рамок должен включать соглашение, принятое компетентными органами по контролю качества. 7. В процессе соотнесения рамок должны участвовать международные эксперты.

«Развитие системы образования» - Доля учителей победителей ПНПО. В среднем по району. Совет руо. Результаты мониторинговых обследований во 2-3-х, 5-6-7-х классах (средний балл по русскому и математике). Лучшие учителя ПК. Дошкольное образование. Инновационное развитие системы образования – основа повышения эффективности образования личности.

«Развитие образования» - Школы-лидеры по качеству услуги: Детские общественные организации. Субвенции. Студенты. Направление: «кампус». Губаха. Кудымкар. Результативность олимпиад. Начальная школа. Усиление конкурентной среды м/д учреждениями. Стратегия развития образования и новые задачи на 2010-2011 учебный год. Иуп. Получают информацию, формируют группы, проводят обучение.

«Проект Образование» - Новый финансово-экономический механизм. Расширение общественного участия в управлении образованием. Ожидаемые результаты первого года реализации проекта. Комплексный проект модернизации образования в Республике Карелия. Современная модель образования. Модернизация системы повышения квалификации. Организационное обеспечение реализации регионального комплексного проекта (ОРУ).

В Бразилии и сеть общественных не государственных яслей и детских садов // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Дошкольное воспитание в Бразилии и сеть общественных не государственных яслей и детских садов

Бразилия, по сравнению со странами Европы, очень молодая страна. С того дня, когда на обитаемую индейцами землю приплыли на своих Каравеллах португальские покровители, прошло всего чуть больше 500 лет. В течении долгого времени наша страна была колонией Португалии и только 7 сентября 1822 года завоевала свою независимость. Поэтому история нашего общественного дошкольного воспитания как часть образовательной системы тоже очень коротка, так как практически до 1888 года наш государственный режим держался на порабощении местного населения (индейцев) и использовании негров из Африки для рабской работы на плантациях кофе и в обслуживании семей, принадлежащих к элите.

Сегодня население нашей страны состоит из выходцев различных стран, национальностей, культур. Здесь есть в определенных регионах колонии разных народностей, которые вынуждены были уехать из своих стран по разным причинам. Ещё существуют племена индейцев, но их с каждым годом все меньше и меньше, хотя именно они являются теми, кто здесь жил до колонизации.

Если говорить о самом начале нашего воспитательного процесса, то необходимо сказать несколько слов об иезуитском воспитании, которое было направлено особенно на местное население, в частности, на индейцев, то есть речь идёт об их катехизации или «цивилизации» представителями католистической церкви. Специфической мишенью «воспитательной деятельности иезуитов» из Португалии были дети и подростки, которых увозили из своих племен в населенные португальцами пункты, где их догматизировали и потом возвращали в племена для того, чтобы они воспроизводили «воспитательную деятельность» иезуитов в своих племенах. Важно отметить, что у каждого индейского народа своя культура и свой язык , а Воспитание и обучение иезуитов проводилось на португальском языке, поэтому, когда эти дети и подростки возвращались домой, то встречали огромный лингвистический барьер, так как умели говорить только на португальском.

Из-за этого и по другим разным причинам многие не уживались больше в своём племени, и племена тоже больше их не признавали как своих. Таким образом, дети, которые стали подростками, и подростки, которые стали взрослыми, возвращались в города, где их тоже не принимали как своих. Так начинается история беспризорных и бедных детей в Бразилии, и к ним потом присоединяются так называемые «сироты земли» – это дети, рожденные женщинами, которые имели отношения с белыми, неграми и индейцами. Обычно женщины бросали на произвол судьбы своих новорожденных детей и это происходило по разным причинам. Одна из них, например, это вера индейцев в то, что настоящее родство идет по линии отца и так как отец, в большинстве случаев, не был из племени, ребенок не признавался. А дети, рожденные от португальцев, например, обычно считались внебрачными, особенно те, которые рождались у негритянок (BAZILIO, 1998).

Эта ситуация приводит к появлению так называемых Casas de Muchachos, где, под предлогом заботы и воспитания уже огромного количества беспризорных детей и подростков, проводилась работа катехизации по католической вере. Важно отметить, что в то время, в середине и конце XVI века, в Бразилии государство и церковь представляли одну и ту же идеологию – «сохранение абсолютизма и силы Царя, который, в странах с монархическими режимами, считался представителем Бога среди людей» (BAZILIO, 1998, с. 21). Главной особенностью нашей истории заботы о воспитания детей в Бразилии является «сбор» детей и подростков в учреждения под администрацией католической церкви. Вместе с государственными органами устанавливались различные формы «сбора» брошенных детей, чтобы убрать их с виду, с улиц. Конечно, это касается только детей из бедного слоя населения, так как дети богатых семей главным образом воспитывались в домашних условиях или в учебных заведениях, предназначенных только для этого слоя.

В течении долгого времени эта политика «воспитания» бедных детей – «сбора» в определенных учреждениях, а также изъятие их из своих бедных семей – будет существовать в Бразилии как способ решения проблемы, сначала бедности, а потом детской преступности. И во главе этих «государственных организаций», практически до недавнего времени, будет стоять католическая церковь, которая ещё имеет огромную сеть «образовательных и учебных» учреждений, от яслей до университетов. Но так как целью этого текста не является углубления этой тематики, которая несомненно очень интересна по различным дополнительным деталям и которую невозможно обойти для обсуждения дошкольного воспитания в Бразилии, нами делается большой скачок в истории для обсуждения темы, поставленной в заголовок.

Важно отметить, что в Бразилии трудно говорить о каком-то единственном и определенном понятии детства. По нашей истории видно, что у нас разнообразие детства из-за специфичных социальных, культурных, политических аспектов.

Сеть общественных не государственных яслей и детских садов начала образоваться в Бразилии в начале 70-ых годов ХХ века и её организация тесно связана с процессом индустриализации страны и включением женщин в процесс производства. Конечно, имеются ввиду женщины бедных слоев населения, которые шли на работу на фабрики и заводы и им было не с кем оставить своих детей. Дети высших слоев населения посещали частные платные детские сады. В то время, особенно в больших городах поблизости мест работы этих семей начались появляться населенные районы, где рабочие построили свои дома, без электричества, без канализации и удовлетворительных санитарных условий. Это были места, где жили бедные слои населения. В разных городах этот процесс проходил по-разному, причем в некоторых местах они до сих пор находятся в районах, где очень дорог квадратный метр, а в некоторых, в соответствии с правилами городского порядка, их просто переселили в построенные за городом специальные районы.

Женское движение принимало большое участие в организации общественных не государственных яслей и садов и к нему подключились другие социальные и народные движения. Благодаря этому в бедных районах разных городов Бразилии, иногда при поддержке религиозных течений, появились заведения для детей бедных слоев населения и поблизости от места их жительства. Важно отметить, что они начали организовываться и работать без всякой поддержки со стороны государства и тем самым ставят целью своей работы Воспитание и обучение детей, хотя их относят к области филантропии, то есть к области социальной помощи.

В некоторых регионах различных городов эти учреждения появляются внутри уже существующих проектов для бедных слоев населения, но в других местах это изолированные инициативы. Со временем многие организуются в социальные движения с общей целью – Движение Борьба за Ясли, Центр Общественных не Государственных Яслей и Детских Садов городов Байшада Флуминенсе (в штате Рио-де-Жанейро) и Артикуляция Общественных не Государственных Яслей Сан Гонсало (тоже в штате Рио-де-Жанейро), и их главное требование – это финансовая поддержка их работы государством. Это требование связано с тем, что практически все работники в общественных не государственных яслях и детских садах – это добровольцы без всякой профессиональной педагогической подготовки.

Только в конце 70-х и начале 80-х годов ХХ века, под лозунгом демократизации страны и с обещанием народного участия в этом процессе, после почти 30 лет военной диктатуры, государственные органы начинают заключать договоры с этими учреждениями для финансовой поддержки их работы. Но эти денежные ресурсы находятся в бюджете области в ведомстве социальной помощи, а не образования и таким образом эти учреждения долгое время будут считаться как филантропические, такие, которые не занимаются воспитанием, а только уходом. Из-за этого до сих пор на них направлена критика тех, кто не знает или не хочет признать их роль в воспитании детей бедных слоев населения в Бразилии.

Необходимо отметить, что в течении последнего десятилетия прошлого века в Бразилии были приняты разные законы, направленные на регуляцию и организацию образования страны. В Законе о Директивах Национального Образования (1996 года) в первый раз говорится, что ясли и детские сады являются начальной ступенью начального общего образования и тем самым предъявляется требование ко всем работникам этих учреждений – наличие среднего или высшего педагогического образования. Нетрудно представить, как этот Закон использовался для того, чтобы оправдать отказы на заключение договоров о финансовой поддержке со стороны государства общественным государственным яслям и детским садам, так как Закон гласит об обязательном педагогическом образовании всех, кто работает с детьми в яслях и садах, а у большинства работников-добровольцев не было даже начального образования, причём некоторые даже не умели писать и читать. Они работали из-за чувства солидарности, а также потому, что у многих собственные дети посещали эти учреждения. И именно этот характер солидарности среди населения в районах, где появились общественные не государственные ясли и сады поставил их на ноги, дал им жизнь и не дает государству и правительствам уничтожить эту работу.

Одновременно, этот же вышеуказанный Закон подтвердил статью Конституции Бразилии о праве детей на дошкольное Воспитание . И так как сеть государственных яслей и детских садов была и ещё остается очень маленькой, общественные не государственные учреждения просто необходимы, тем более, что сейчас, в связи со значительным урезанием бюджета Министерства Образования на 9,2 миллиона реалов (а 37% этой суммы должно было идти на расширение сети общественных государственных яслей и детских садов), объявленное в 2015 году, встает вопрос: куда пойдут эти дети и дети будущих поколений этих населённых пунктов, если общественные не государственные учреждения закроются?

Изучая историю одного из этих учреждений в городе Сан Гонсало (в штате Рио-де-Жанейро) становится ясным, какую огромную роль оно сыграло в воспитании целых поколений детей. И эта роль только растет. Сегодня ещё возможно пронаблюдать, как в разных районах города Сан Гонсало, особенно, где есть хоть одно детское общественное не государственное дошкольное учреждение, нет ни одного государственного дошкольного учебного заведения. Причем, вопрос об их закрытии стоит как цель в Национальном Плане по Образованию Бразилии, принятый в 2014 году. Этот план ставит целью запретить государственное финансирование общественных не государственных дошкольных учреждений, но вместе с этим не гарантируется, чтобы детям, воспитывающимся в них, было обеспечено их право на развитие в государственных яслях и детских садах.

Литература

  1. BAZÍLIO, Luiz Cavalieri; SÁ EARP, Maria de Lourdes; NORONHA, Patrícia Anido. Infância tutelada e educação: história, política e legislação. Rio de Janeiro: Ravil Recursos Audio Visuais Ltda, 1998.
  2. BRASIL. Senado Federal. Lei de Diretrizes e Bases da Educação Nacional: nº 9394/96. Brasília: 1996.