Дополнительное образование: выбираем курсы и репетиторов. Программа кружка (дополнительное образование)

Показаны публикации 1-10 из 65 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира , полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная игра, т.е. в него играют все. Волейбол счастливо вобрал в себя все лучшие качества спортивной игры : и простоту и зрелищность, и доступность,...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»

Публикация «Программа кружка художественно-эстетической направленности для...» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до...


Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины по мотивам народного искусства используя технику рельефной лепки; 2. Продолжать учить детей пользоваться стекой, удаляя лишнюю глину;...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С.Я.Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело». В.Г.Белинский. Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»


Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной организации и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и...

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль 1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1.Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение ветки ели с шишками, прорисовывать контуры простым карандашом. Закрепить навык раскрашивания изображения полусухой жесткой кистью. Итог...

Программа кружка "Декоративное рукоделие"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность Программа «рукоделие» направлена на трудовое и эстетическое воспитание подростков, обучение различным видам рукоделия, учитывает интересы и возрастные особенности учащихся, способствует развитию творческого самовыражения через создание индивидуальных изделий. Развивать творческие способности учащихся, готовить их к современной взрослой жизни воспитывать трудолюбие, формировать эстетический вкус, чувство гармонии, способствует гарантии социализации личности в обществе, знакомит с народными традициями, обычаями.

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только красивыми, но и удобными для пользования. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, дерево, трава, салома.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления полезных, нужных и красивых вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду .

Занятия рукоделием имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические навыки и умения в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Это программа является реализацией педагогических идей формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и умения. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов :

    Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

    Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

    Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Занятия в кружке «рукоделие» позволяют существенно влиять на эстетическое и трудовое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся . Работа с пластилином, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы , а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, доводить начатое дело до конца, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда . Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности .

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоротивно-приклодного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность

Цели кружковой работы

- всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

Создание условий для самореализации ученика в творчестве;

Формирование практических трудовых навыков;

- развитие индивидуальных творческих способностей.

- развитие образного мышления и воображения

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач

Обучающие:

Освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно- прикладного творчества;

Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

Обучение приемам и технологии изготовления композиций;

Изучение свойств различных материалов;

Обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.

Развивающие:

Развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

Развитие образного воображения и мышления;

Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

Воспитательные:

Прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.

Воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;

Изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;

Развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

Уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;

Развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;

Формирование аккуратности в работе и трудолюбия;

Развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.


В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложные декоративно-прикладные техники и участвовать в различных конкурсах и выставках.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различныеформы занятий :
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-9 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Занятия проводятся 4 часа в неделю, что составляет 144 час а в год. Занятия проводятся в группе по 15 человек. Срок реализации программы 1 год.

Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 2 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

    оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

    называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

    проговаривать последовательность действий на занятии, учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов ;

    учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки наглядный материал;

    выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

    учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности все группы в целом на занятии.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

Коммуникативные УУД:

    донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ учащихся:

в группе,

в школе,

3. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

4 . Участие в городских конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

4 . Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества .

Основные формы и методы организации учебного процесса

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1. Познавательное занятие

Передача информации.

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения.

Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

упражнения

3. Самостоятельная деятельность детей

Поиск решения проблемы самостоятельно

Упражнения

4. Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах

5. Игровая форма

Создание ситуации занимательности

Короткая игра, игра-оболочка

6. Конкурсы

Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности

Игра

7. Выставки

Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства

экспозиция

8. Занятие – соревнования

Закрепление умений, знаний, навыков

Игра

9. Занятие – деловая (ролевая) игра

Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность

Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.

10. Занятие - лекция

Формирование мотивации, установка на активное восприятие

11. Занятие - зачет

Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда

Индивидуальное или групповое занятие, собеседование, экзамен

12. Интегрированное занятие

Развитие интереса учащихся к предмету

Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет

13. Модульное занятие

Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция

Самостоятельная деятельность

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

В результате обучения дети должны знать :

    Виды декоративно-прикладного творчества;

    Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

    Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

    Правила организации рабочего места;

    Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

    Правильно организовать свое рабочее место;

    Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

    Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

    Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

    Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее

Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Коли-

чество

часов

Теорити-

ческих

Практи-

ческих

Вводное занятие

Работа с бумагой и картоном

Техника оригами

Работа с бросовым материалом

Работа с пластилином

Работа с яичной скорлупой

Работа с цветными нитками

Работа со скорлупк амии

Работа с соленым тестом

Работа с тканью и мехом

Итоговое занятие.

Итого

144

12

132

Содержание программы

1 год обучения

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основано на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Вводное занятие (1 час).

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с природным материалом (14 час).

Создание поделок из природного материала, работа с ракушками дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям. При работе с ракушками и природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Работа с бумагой и картоном (11 час).

Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Техника оригами (20 час).

Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус; оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.); развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.

Работа с бросовым материалом (12 час).

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки - фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга - прекрасный материал для изготовления всяких поделок - полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.

Работа с пластилином (14 час).

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

Работа с яичной скорлупой (8 час).

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск. В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов. При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Работа с цветными нитками (16 час).

Знакомство с нитками (швейные, штопальные, для вышивания, толстые, тонкие) их применением. Обучение приемам плетения из ниток. Обращение внимания детей на рациональное и экономное расходование материалов, цветовое сочетание деталей, аккуратность. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток). Обучение приемам плетения из ниток. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Работа с соленым тестом (12 час).

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.

В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

Как приготовить соленое тесто

Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей).

Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст. ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Работа с тканью и мехом (26 час).

Работа с тканями в учебно-воспитательном процессе имеет
важное значение, так как способствует раннему выявлению творческих
наклонностей, способностей детей. Она интересна детям и доставляют им огромное наслаждение; является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики, что влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Знакомство с различными видами ткани. Шитье мягкой игрушки. Изготовление игрушек-сувениров.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

часы

Примечание

Вводное занятие

План работы кружка. Знакомство с техникой безопасности.

Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Беседа «Рукоделие в вашей семье»

1

Работа с природным материалом

14

Экскурсия в лес для сбора природного материала. Показ различных видов сушки и хранения природного материала.

Розы из кленовых листьев.

Аппликация «Осенний букет»

Мишка косолапый и хитрая лиса из шишек и семян растений

Елка из шишек

Коллективная

работа

Панно «Парусник»

Лесное царство(коллективная работа)

Работа с бумагой и картоном

11

Знакомство с различными видами бумаги и картона и их обработки.

Мой щенок. Обрывная аппликация.

Парусник. Обрывная аппликация.

Аппликация «Петушок и курочка»

Техника Оригами.

20

Треугольный модуль оригами. Изготовление модулей.

Коллективная

работа

Бабочка. Оригами.

Сказочные образы в технике оригами. Снегурочка.

Коллективная

работа

Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз.

Работа с бросовым материалом

12

Изготовление игрушек к Новому году.

Сумка из фантиков.

Конструирование дома для сказочных героев.

Коллективная

работа

Фигурки из спичечных коробков

Работа с пластилином

14

Знакомство с материалом. Знакомство с различными техниками лепки.

Рельефное изображение знаков зодиака. Коллективная работа.

Панно «На даче»

Коллективная

работа

Пластилиновый ёжик.

Пластилиновая аппликация на стекле по замыслу учащихся.

Работа с ракушками, песком

8

Баночка «Морская »

Рамка для фотографии « Застывшее море »

Аппликация «Дел ьфины»

«Тортилла»

Работа с цветными нитками

16

Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические

Кукла из ниток.«Мартинички »

Кукла из ниток. «Ос ьминог»

Игрушка из помпонов «Цыплёнок»

Игрушка из помпонов «Колобок»

Аппликация из нитяной крошки .Панно «В деревне»

Коллективная

работа

Работа со скорлупками

6

«Божья коровка».Аппликация

«Цветочные узоры».Панно

Коллективная

работа

«Золотая рыбка».Аппликация.

Композиция по сказке П.Бажова «Серебряное копытце».

Коллективная

работа

Работа с соленым тестом

12

Знакомство с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

Игрушка-сувенир «Змеиная королева»

Игрушка-сувенир «Крокодил»

Игрушка-сувенир «Гиппопотам»

Работа по замыслу учеников.

Работа с тканью и мехом

26

Знакомство с тканями растительного происхождения (хлопчатобумажные, льняные), шелковыми и шерстяными тканями; нитками (Швейные, штопальные, для вышивания, толстые, тонкие) их применением.

Изготовление игрушек-сувениров.

Шитье мягкой игрушки. Мягкая игрушка «Медвежонок»

Шитье мягкой игрушки. Мягкая игрушка «Зайчонок »

Апплика ция «Цветы в вазе »

Аппликация «Морской пейзаж»

4

51

Беседа об истории лоскутной техники.

1

52

Шитьё коврика из лоскутков различной ткани.

4

Итоговое занятие.

2

53

Проведение итогового контроля. Выставка работ, защита проекта.

2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила :

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов; детей.

    деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;

    необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы :

    воспитывающего характера труда;

    научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);

    связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);

    систематичности и последовательности;

    доступности и посильности;

    сознательности и активности;

    наглядности;

    прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

    обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;

    получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

    обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы , но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;

    обретение трудовых умений и навыков без принуждения ;

    занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения:– в ходе учебной игры, в ходе проведения выставок, в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству. Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для дет

СХЕМА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

действия

операции

В процессе обучения тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.

Знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.

Формы организации учебной деятельности:

    индивидуальная;

    индивидуально-групповая;

    групповая (или в парах);

    фронтальная;

    экскурсия;

    конкурс;

    выставка.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения :

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    проблемный;

    частично поисковый или эвристический;

    исследовательский.

Педагогические приемы:

    Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

    Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

    Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

    Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

    Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т. п.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготовлена самими педагогам

- индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.

- таблицы-памятки, классификационные схемы, технологические карты

- альбомы с образцами, фотографиями, сколками и схемами.

Критерии и формы оценки качества знаний:

В отделе декоративно – прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности:

I уровень- репродуктивный,

II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога,

III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога,

IV уровень – творческий.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на III и IV уровни обученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Условия реализации образовательной программы

1. Методическая работа. Для обучающихся в кабинете оформлены:

Уголок воспитанника.

Стенды со схематическими рисунками.

Образцы практических работ.

Журналы и книги.

Ведется папка накопления материалов.

2. Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия. Кружок проводится в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

2. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.

3. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000

4. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.

5. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.

6. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.

7. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.

8. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.

9. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990

10.В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

11.Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

12. Д.Люцкевич. Роспись по стеклу. -М.: «Эксмо», 2008г.

13. Ю. Марьина. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

14. Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ сост. А.Г. Лазарева –М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004

15. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.

16. Чувашское узорное ткачество: Книга-альбом / В.А. Минеева. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. - 182 с.

1. Пояснительная записка

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Новизна данной программы в том, что онанаправлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками "пластилинография" и "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
  • Развивать умения создавать композиции
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
  • Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

  • Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
  • Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. П огружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

Занятия проводятся:

С подгруппой детей (12 - 15 человек);

1 раз в неделю (вторник);

В группе;

Длительность занятий 30 минут.

Формы занятий:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • занятие – путешествие;
  • совместная деятельность детей и родителей;
  • коллективные занятия.

Методы и приемы: игровой,беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.

Условия для занятий в кружке «Волшебная мастерская ».

1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)

2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.

3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.

4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.

5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети знают:

Правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;

Технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;

Определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";

О свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);

О культуре некоторых стран (Япония, Китай);

Правила композиционного построения изображений.

Дети умеют:

Работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;

Правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;

Использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);

Использовать схемы при изготовлении поделок;

Подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);

Выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

Творчески подходить к выполнению задания;

Видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы :

1. Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.

2. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.

3. Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.

4. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.

Полную версию работы можно .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Зернограда

СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

заместитель директора приказом

по ВР от «___»_______ 20___г.№__

Директор гимназии

А.М.Савченко г. Зернограда

__________________

Н.И.Мокрушина

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кружок

« Оформитель»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-13 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД

Руководитель: учитель

изобразительного искусства

высшей квалификационной

Орлова О.Ф.

Время проведения:

Суббота – 14.00

г.Зерноград

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования образовательной области «Искусство» направлен на достижение главной воспитательной цели: «воспитание художественной культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание произведений изобразительного искусства и воплощать его в собственной художественной деятельности». Но собственная художественная деятельность, то есть детское творчество, должно опираться на познавательный интерес, развитием которого и обязан заниматься учитель.

Образовательная программа кружка «Оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа :

    Закон российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

    Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».

    Конвенция ООН о правах ребенка.

    Устав гимназии.

    Инструкции по технике безопасности.

Программа кружка «Оформитель» по содержательной, тематической направле-нности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной, по форме организации – студийной, групповой, по времени реализации – годичной.

Программа «Оформитель» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспече-ние дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а так же на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

Комбинация различных подходов к структурированию содержания дополнительного образования может обеспечить разнообразие вариантов образовательного процесса, его учебных планов и программ в русле современных образов, тенденций, с учетом региональных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей:

    Обучающимся, обучающимся по данной образовательной программе, гарантируется полное образование, соответствующее государственному стандарту.

    Возможностью обучаться по данной образовательной программе могут воспользоваться все желающие дети по соглашению с родителями.

В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности обучающихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего их системностью. Программа кружка «Оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой вгимназии, программа курса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

    Обучение обучающихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления. Создание условий для проявления образовательных и творческих потребностей и интересов детей.

    Развивать стремление к углублению знаний.

    Формировать интерес к художественно-эстетической деятельности.

    Развитие образного мышления и творческой активности обучающихся.

    Формировать чувство коллективизма.

    Расширение образовательного пространства за счет включения в образовательный процесс новых форм взаимодействия основного и дополнительного внутри образовательной программы и взаимодействие с другими образовательными программами (развивающее обучение, региональный компонент).

7. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность, самостоятельность).

8.Создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях.

9.Развивать активную деятельность.

10.Развивать аккуратность, опрятность.

Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.

1. Многообразия.

    разнообразие форм и содержания дополнительного образования;

    разнообразие видов деятельности, доступных обучающимся образовательного пространства;

    разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:

1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса, построенная на добровольном выборе видов деятельности.

Кружковые занятия предназначены для учащихся 5-6-ых классов.

Формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы проверки.

Работа с обучающимися в кружке проводится 1раз в неделю:

суббота – 14.00

Формы занятий:

    беседы;

    практические занятия;

    создание проектов;

    индивидуальные и групповые занятия;

    коллективная работа;

    экскурсии.

В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны знать:

    понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.

    овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, техника изонить, шрифт) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;

    стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

    и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;

должны уметь:

    умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

    видеть, анализировать и передавать красоту окружающей среды;

    воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли;

    составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

    пользоваться интуицией в поисках цветовой гармонии, симметрии, ассимметрии, ритма в решении работы;

    навыки работы с бумагой (бумажная пластика);

    навыки в оформительской деятельности;

    первичные навыки работы пером и тушью;

    оформление работ.

Ожидаемые результаты

Календарно-тематический план.

Раздел

Тема занятий

К. ч. всего

По плану

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

06.09

13.09

Вводное занятие

1. Рабочее место. 2. Разновидности декоративно-оформительских работ. 3. Материалы, инструменты, приспособления. 4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

20.09

27.09

04.10

Оформительская деятельность

1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя». 2. «Наш край Донской – крупиночка России…» (Региональный компонент).

11.10

18.10

25.10

15.11

22.11

Иллюстрация

1. Правила, приемы и средства композиции. 2. Сказочная тема в ИЗО. 3. Иллюстрации к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

29.11

06.12

13.12

1. Открытки. 2. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество». 3. Бумажные ангелочки. 4. Рождественские елочные игрушки.

20.12

27.12

Шрифт.

1. Краткий очерк истории развития шрифта. 2. Виды шрифта. 3. Классификация шрифтов: а) рекламные шрифты; б) стилизованные под письменность; в) рубленные шрифты.

Полиграфический дизайн.

1. Многообразие видов. 2. От визитки до книги. 3. Соединение текста и изо бражения. 4. Шрифтовая композиция текста: а) Обложка книги. б) Титульный лист. в) Буквица. г) Концовка.

Плакат.

1. Виды плакатов. 2. Афиша. 3. Пригласительный билет. 4. Эмблема.

Орнамент.

1. Краткие исторические сведения. 2. Виды орнамента. 3. Построение орнамента.

1. Стилизация природных форм. 2. Работа с природным материалом. 3. Декоративно - оформи-тельская работа в гимназии.

Итого:

35ч.

Краткое содержание учебных тем.

Раздел

Теоретическое описание

Практическое

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

Вводное занятие

Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Очень важно правильное положение ученика при работе, т.к. неправильная посадка приводит к сутулости, искривлению позвоночника, близорукости.

Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

Оформительская деятельность

Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Участие в оформлении выставки ко Дню учителя.

Иллюстрация

Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. Изучение свойств цвета. Образы положительных героев в сказках.

Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

Художественное конструирование

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцвет-ных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок. 2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков. 3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа.

Шрифт.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Графика букв. модификация шрифта.

Задания: 1. Создание композиции из произвольного количества букв. 2. Создание композиции из линии строкового текста. 3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв. 4. Изобразить выбранное вами слово так, чтобы каждая буква несла на себе смысловую нагрузку всего слова. 5. Изобразить слово так, чтобы только одна буква была опредмечена.

Полиграфический дизайн.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста.

1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги». 2. Практическая работа «Я художник оформи-тель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул. буквица. концовка).

Плакат.

Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Специфика художе-ственного языка плаката. Связь художественного образа с цветом. Стилевое единство графики шрифта и декора в приглашении.

1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др. 2. Разработка эскиза приглашения. 3. Разработка эмблемы школы, класса.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента. Растите льные, зооморфные элементы орнамента. работа по замыслу.

1. Зарисовка мотивов. 2.Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов. 3. Проектирование объектов с изображением орнамента.

Природа, ребе –нок, творчество и дизайн.

Традиции организации и оформления праздничной среды. заготовка листьев. цветов. камней. лоскутков и другого бросового материала. Раскрыть задачи по составлению композиций из бросового материала. Чтение энциклопедического материала по теме дизайн.

Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования осуществляется за счет разработки методических пособий, программ, указаний, рекомендаций, подготовленных руководителем, мастерами-специалистами.

Учитель демонстрирует использование и результативность современных образовательных технологий в процессе преподавания предмета, так и в процессе воспитания. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Методы и формы работы

Методы и формы (беседы, викторины, интеллектуальные игры, тесты), по каждой теме способствуют сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков.

Используются:

    выставки;

    конкурсы;

    экскурсии;

    экскурсии с элементами практических занятий;

    просмотр видеофильмов, мультимедийных дисков;

    встречи-беседы с народными умельцами,

    практические занятия (индивидуальная работа учащегося),

    коллективная изобразительная работа над единым замыслом (фронтальная, комплексная, коллективно – производственная формы).

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения. Каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные темы, задания. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.

Для того, чтобы занятия дали нужный результат, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование с беседой, помогать детям организовать рабочие места, чётко ставить цели и задачи перед учениками, нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно, проводить сравнительный анализ работ профессионального и народного искусства.

Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознать саму логику их следования. поэтому важным методом обучения художественной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций. Например, в результате изучения шрифтов у школьников формируется эстетическое восприятие и оценка вещей и явлений. Благодаря смысловому содержанию формируется сознательное отношение к проблемам сегодняшнего дня. Шрифт играет важную роль в процессе популяризации культурных ценностей. Он обладает способностью формирования сознания, воспитания понимания и осмысления эстетической информации. Удачно скомпонованный плакат, со вкусом оформлена изящная упаковка играют более эффективную роль в формировании визуальной культуры, чем целая серия научно – популярных лекций. Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, разнообразие форм деятельности, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

Значительно оживить занятие, придать ему характер творческого соревнования можно с помощью введения игровых ситуаций. Например: игра-головоломка по теме «Искусство». В основе игры – головоломки – занимательное задание, в которой умственная нагрузка замаскирована занимательным внешним сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Подсказка – справа слово – сюжетная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. Цели:

    закрепление полученных раннее теоретических знаний;

    развитие фантазии, мышления, зрительно-образной памяти;

    формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.

В значительной мере интерес формируется под влиянием различных эстетических, художественных впечатлений. Поэтому важной задачей педагога остается консультирование ребенка, содействие в ознакомлении с творчеством работ худож-ников, в посещении театров, художественных выставок, в организации экскурсий, способствующих расширению кругозора.

Необходимо всячески поощрять активность учащихся, их участие в различных конкурсах, выставках.

График текущего контроля

Раздел

Форма занятий

Изобразительный материал. Наглядность

Техническое оснащение занятий

Форма подведение итогов

Набор детей в кружок

Беседа.

Вводное занятие.

Лекция, беседа

Иллюстрации, простой карандаш, бумага, краски.

Магнитофон

Оформительс-кая деят-ность

Беседа. Практическая Индивидуальна, коллективная (фронтальная) работа, диалоги об искусстве Донского края.

Живописные материалы по выбору учащихся. Методические рисунки.

Мультимедийная презента-ция «Мой край Донской

ЭкскурсияВыставка.

Иллюстрация

Индивидуальна, коллективная (фронтальная, комплексная)

Художествен. рисунки и иллюстрации, детские работы, материалы по выбору уч-ся.

Магнитофон

Мультимедийная презента-ция «Жанры ИЗО»

Конкурс, викторина. тест.

Художественное констуиро-вание

Индивидуальна, коллективная

Аппликация, коллаж, бумаго-пластика, клей, ножницы, бумаг

Просмотр видеофильма

Выставка

Шрифт

Индивидуальна, коллективная (фронтальная)

Простой каран-даш, бумага, черная тушь, ге-левая ручка.

Мультимедийная презента-ция «Шрифт»

Графический проект. тест.

Полиграфический дизайн

Графические материалы по выбору учащихся.

Мультимедийная презента-ция

Выставка

Плакат

Индивидуальна, коллективная

Графический карандаш, перо, кисть, тушь.

Магнитофон

Конкурс

Орнамент

Индивидуальна, коллективная

Живописные материалы по выбору учащихся.

Просмотр видеофильма «Народное творчество»

Выставка, встреча-беседа с народными умельцами, тест.

Природа. ребенок, творчество и дизайн

Индивидуальна, коллективная (коллективно-производственная).

Природный материал,различные виды бумаги

Магнитофон Мультимед. технология обучения (Энциклопед).

Доклад, интеллектуальная игра

Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому учащиеся принимают участие в выставках кабинета ИЗО, в школьных, районных и областных конкурсах.

Ожидаемые результаты

    Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

    Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.

    Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой. Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом

Результативность: высокий познавательный эффект занятий. Дети используют полученные знания на других уроках: истории, литературе, музыке. Коммуникативные способности детей значительно повысились, формируется эстетический вкус.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета. Из дидактического обеспечения необходимо наличие разноуровневых заданий, индивидуальных карточек, тестов, кроссвордов и др.

Условия выполнения программы.

Для занятий по программе «Оформитель» необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастеры, тушь, перья, гуашевые и акварельные краски, ауди-, видеозаписи, репродукции работ художников, иллюстрации, инвентарь, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Оформитель».

Педагог, создавая условия для реализации творческого потенциала ребенка, использует новые формы отношений совместно с ребенком, выстраивая путь его развития в образовательном пространстве и в выбранной образовательной области.

В результате такой деятельности появились:

    творческие работы (выставки);

    участие в конкурсах, олимпиадах;

Участие в учебно-исследовательских конференциях

Таким образом, деятельность, выбранная самим ребенком , даже начатая в традиционных формах, порождает творчество самих детей, повышает мотивацию к освоению новых предметных областей, созданию собственных проектов, которые могут активно влиять на окружающую жизнь. В течение года возможны изменения в планировании в зависимости от различных обстоятельств: объявления конкурсов, помощь кружкам, участие в предметной неделе школы, творческого вдохновения, увлечения найденной нестандартной идеей.

Литература для учителя .

    Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2008

    Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2009

    А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2007.

    Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.

    Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

    В.П.Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирование/ Ярославль: Академия Развития:: Академия Холдинг, 2001.

    С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2007 год.

    Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

    А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2007

10. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2010 год.

11. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007

Литература для обучающихся .

1. И.Д. Агеева. «Занимательные материалы по изобразительному искусству». М.: Творческий центр, 2006год.

2. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

3. С.С. Константинова «Техники изобразительного искусства», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год.

4. Н.К. Костерин «Учебное рисование» М.: Просвещение2004 год.

5. Т.М. Логунова Рабочая тетрадь по основам дизайна «Первые уроки дизайна», М.: «Мозаика – Синтез», 2004 год.

6. Н.М.Сокольникова «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции» 5 – 8 кл. Обнинск, «Титул», 2002 год.

Детей - это система обучения и творческого развития, выходящая за пределы государственного стандарта. Она осуществляется на базе специализированных организаций. Учреждения дополнительного образования детей реализуют программы в зоне личного и творческого интереса учащихся, чем способствуют формированию не только основ профессионального становления личности, но и возможности раскрыть свои таланты и способности в качестве социально ориентированной деятельности, цель которой - приносить пользу обществу.

Кружковая деятельность - форма свободного творчества в том смысле, что ребенок ее выбирает добровольно. Она строго соответствует той системе обучения, которую представляет программа кружка дополнительного образования, определяющая объем, содержание и формы образовательной услуги для детей. Наличие программы является обязательным условием для организации работы кружка.

Структура программы кружка дополнительного образования

При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школедолжен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:

  • Назначение . Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
  • Цель и задачи программы. Определяют направленность и этапы реализации обучения.
  • Содержание . Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
  • Критерии оценки. Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
  • Тематическое планирование. Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.

Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.

Программы развития по направлениям деятельности

Интересы детей, способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:

  • Художественного.
  • Технического.
  • Естественнонаучного.
  • Спортивного.
  • Музыкального.
  • Социально-педагогического.

При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей.

Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.

Где реализуются программы дополнительного образования?

Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.

Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.

Назначение

Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.

Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:

  • область интересов, в которой она реализуется;
  • возраст детей;
  • обучающие циклы;
  • продолжительность обучения;
  • задачи, которые она решает.

Предоставление таких услуг происходит на базе учреждения дополнительного образования детей, в форме творческих объединений, секций для разных возрастов.

Назначение программы определяет содержание обучения. Вводная часть программы ограничивает объем, направленность, уровень предоставления дополнительных образовательных услуг. В ней раскрывается социальная направленность обучения. Указывается важность образовательного компонента для возрождения этнических, культурно-исторических традиций для местной социокультурной среды. Важно определить также и воспитательные цели, которые решаются в процессе реализации программы.

Цель и задачи программы

Программа - это последовательная совокупность мероприятий по достижению развивающей цели.

Цель. Соответствует запросу человека, направленному на то, что он хочет получить. Цель программы дополнительного образования - предоставить тот уровень знаний и навыков в интересующей человека сфере, чтобы удовлетворить его запрос.

Задачи. Любая программа дополнительного образования формирует три группы задач:

  • Знания о сфере предметного интереса.
  • Умения применить знания на практике.
  • Навыки использования знаний в предметной области.

Методика. Отвечает на вопрос о том, как достичь поставленной цели, и прямо подводит к плану ее достижения в почасовой разбивке на темы и занятия для поэтапного решения задач.

Краткое содержание программы дополнительного образования

Важность ее состоит в том, что она гарантирует обучающемуся объем и количество знаний, которые он запрашивает, или те, которые предложены в кружке для посещения детей. Программы обучения бывают одно- и многоуровневые, они обязательно должны учитывать психофизиологические возрастные особенности детей, на которых рассчитаны. Поэтому содержание разбивается на блоки либо циклы обучения, каждый этап которого должен привести к решению отдельной образовательной задачи и формированию определенных навыков у ребенка, освоившего этот блок знаний.

Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.

Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий - основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.

Критерии оценки усвоения программы

В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.

В качестве критериев выступают:

1. Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.

2. Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат - изготовление поделки.

Дополнительное образование детей в кружках - это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).

Тематическое планирование работы кружков

Дополнительное образование детей всегда выступает как система знаний и практики. Поэтому важным элементом является тематическое планирование занятий, которое составляет часть программы дополнительного образования.

В соответствии с обучающим циклом в ней представляется разбивка на почасовую сетку занятий. Комплекс занятий, в процессе реализации которых приобретаются знания и отрабатываются навыки, определяется количеством часов обучения.

Отработка необходимого для приобретения навыка, предусмотренного программой, количества часов приводит к определенному качеству знаний и решению очередной образовательной задачи программой. Таким образом завершается цикл обучения, по которому строится дополнительное образование детей.

Например, если обучение ребенка происходит в кружке рисования, то блок «Техника работы с карандашом» может предусматривать четыре часа практических занятий по изучению и применению этого способа рисования и должен иметь результат - умение ребенка правильно рисовать карандашом.

Дополнительное образование в школе. Кружки

Для творческого и познавательного развития детей, получения ими базовых знаний в узконаправленной области необходимо создать профессиональную среду. Кружок дополнительного образования в школе служит интересам обучающихся детей. Часто он выполняет функцию что важно для работающих родителей, поскольку ребенок в течение дня находится под социальным патронажем педагогов.

Назначение программ дополнительного образования в школах следующее:

  • Дают углубленные знания по отдельным предметам. Например, программа литературного кружка, помимо углубленного знания предмета, дает возможность создавать собственные произведения, публиковать их в школьных изданиях. В кружке юного химика целью программы становится подготовка для участия в олимпиадах и творческих конкурсах.
  • Предоставляют возможность творческого развития школьников. Для многих детей оно служит формой самореализации. Целью программ кружков творческой направленности также выступает предоставление детям возможности участия в фестивалях, спектаклях, концертах разного уровня для проявления своих талантов и получения профессиональных основ деятельности.
  • Предоставляют знания в сфере профессий и ремесел. Кружки прикладного значения в школах дают представления о профессиональных знаниях, умениях и навыках. Они определяются характера. Например, кружок авиамоделирования, конструирования, кройки и шитья, вязания. В этой сфере реализации возможностей детей им предлагается выполнить изделие собственными руками, продемонстрировать его на выставках. В процессе производства изделий обучающийся получает начальные знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшем в качестве практического жизненного навыка либо в

Важную социальную функцию выполняет дополнительное образование в школе. Кружкигуманитарного и художественного циклов имеют большие ресурсы для раскрытия способностей одаренных учащихся.Они формируют состав предметов углубленного изучения, который создает устойчивый профессиональный интерес обучающегося. Это в дальнейшем может явиться основанием для выбора профессии.

Образовательное учреждение дополнительного образования, например музыкальная либо художественная школа, дает такой уровень профессиональной подготовки выпускникам, который гарантирует успешное прохождение творческих вступительных испытаний в высшее учебное заведение.

Программы в ДОУ

В детских садах программы кружков дополнительного образования создаются с учетом возрастной психологии. Они имеют структуру, отвечающую возрастным возможностям детей и с учетом игровой деятельности как ведущей формы познания для этого возраста.

Кружок дополнительного образования в детском саду организует обучение детей изобразительнойдеятельности, танцам, музыке, иным формам творческой деятельности. Дети при этом лучше усваивают знания об окружающем их мире, что и предусматривает программа.

  • Программа дополнительного образования Цель - знакомство с классическими и фольклором в игровой форме театрализованной постановки.
  • Программа кружка ИЗО-деятельности. Блоки обучения по изобразительной деятельности строятся с учетом сезона. Ребенок должен соотносить познания с явлениями окружающего мира. Программа кружка дополнительного образования по ИЗОв детском саду предусматривает овладение специальными техниками рисования - пальчиковой, тычковой, которая нравится детям этого возраста.
  • Программа кружка семейного творческого развития. Учить детей совместно с родителями - значит не упустить очень важный в педагогике этап, не помешать ребенку реализовать свою самобытность. В этом случае программа кружка дополнительного образования в детском саду предусматривает следующие социальные аспекты:
  • обучение родителей грамотному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей ребенка;
  • обучение родителей познаниям в области дошкольной педагогики.

Тем самым в процессе совместного обучения достигаются не только образовательные задачи. Решаются более масштабные проблемы: гармонизация семейных отношений и формирование культуры воспитания детей.