Образ дубины народной войны. «Дубина народной войны

Дубина народной войны

Дубина народной войны
Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) Л. Н, Толстого (1828-1910): «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не шутка... бросил шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею... Фехто-
вальщик, требовавший борьбы по всем правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские... Несмотря на все жалобы французов о неисполнении правил... дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Иносказательно: о больших возможностях народной войны.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Дубина народной войны" в других словарях:

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

    Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кириченко. Иван Фёдорович Кириченко … Википедия

    Основная статья: Новомосковск (Тульская область) Герб Новомосковска История Новомосковска берёт своё начало с посёлка Бобрики (1765 1930), который в начале 1930 х годов всего за несколько лет стал крупным промышленным городом, столицей… … Википедия

    ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. - Освободительная война России против наполеоновской агрессии. В июне 1812 года полумиллионная армия Наполеона, возглавляемая императором Франции, стремившимся к мировому господству, перешла русскую границу. План Наполеона состоял в том, чтобы… …

    Войска: сухопутные войска Род войск: автобронетанковые войска … Википедия

    ВОЙНА И МИР - Роман эпопея Л.Н. Толстого*. Роман «Война и мир» был написан в 1863– 1869 гг. в период жизни писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант… … Лингвострановедческий словарь

    Крылатые слова - устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… … Педагогическое речеведение

    УССР, Украина, расположена на Ю. З. Европ. части СССР, на Ю. омывается Черным м. и Азовским м. Граничит на З. с СРР, ВНР, ЧССР и ПНР, на С. с БССР, на С. В. и В. с РСФСР, на Ю. З. с Молд. ССР. Образована 12 (25) дек. 1917. В дек. 1922 вместе с др … Советская историческая энциклопедия

    - … Википедия

Книги

  • , Дюков Александр Решидеович. Организация партизанского движения в годы Великой Отечественной войны - по-прежнему одна из наименее изученных страниц нашей истории. До сих пор историки спорят: почему централизованная…
  • Народная война. Партизаны против карателей , Дюков, Александр Решидеович. Организация партизанского движения в годы Великой Отечественной войны - по-прежнему одна из наименее изученных страниц нашей истории. До сих пор историки спорят: почему централизованная…

«Представьте себе, - писал Толстой, - двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства… вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, - поняв, что дело это не шутка… бросил шпагу и взяв первую попавшуюся дубину, начал ворчать ею. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, был француз, его противник, бросивший шпану и поднявший дубину, был русский… Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.» Именно с помощью «дубины народной войны» Лев Николаевич раскрывает основной замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в томе IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

В те годы патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но даже В.Г. Белинский писал: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». Л.Н. Толстой противопоставляет истинный патриотизм такому показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа («Лучше ещё набор… а то вернется к нам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства).

Во время пребывания армии в Тарутине стало шириться в партизанское движение, начавшееся до вступления Кутузова на пост главнокомандующего. Очень точно и образно сказало о партизанском движении и народном характере войны 1812 года Л.Н. Толстой, впервые употребив выражение «дубина народной войны» в первой главе третьей части четвертого тома романа «Война и мир».

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и «Партизанами».

Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ - истинная сила истории. Он раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Толстой неоднозначно относится не только к народной войне, но и к партизанской. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех слоев в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала. Поэтому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага. толстой ростов роман война

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войны 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность русской души. Сам писатель говорит: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в роман Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 55» города Рязани

Доклад по литературе по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема. «Дубина народной войны»

Рязань 2014

«Представьте себе, - писал Толстой, - двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства… вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, - поняв, что дело это не шутка… бросил шпагу и взяв первую попавшуюся дубину, начал ворчать ею. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, был француз, его противник, бросивший шпану и поднявший дубину, был русский… Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.» Именно с помощью «дубины народной войны» Лев Николаевич раскрывает основной замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в томе IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

В те годы патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но даже В.Г. Белинский писал: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». Л.Н. Толстой противопоставляет истинный патриотизм такому показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа («Лучше ещё набор… а то вернется к нам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства).

Во время пребывания армии в Тарутине стало шириться в партизанское движение, начавшееся до вступления Кутузова на пост главнокомандующего. Очень точно и образно сказало о партизанском движении и народном характере войны 1812 года Л.Н. Толстой, впервые употребив выражение «дубина народной войны» в первой главе третьей части четвертого тома романа «Война и мир».

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и «Партизанами».

Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ - истинная сила истории. Он раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Толстой неоднозначно относится не только к народной войне, но и к партизанской. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех слоев в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала. Поэтому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага. толстой ростов роман война

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войны 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность русской души. Сам писатель говорит: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в роман Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Определение основных особенностей психологического стиля Л.Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев постоянном движении, развитии. Рассмотрение "диалектики души" как ведущего приема воссоздания душевной жизни героев в романе "Война и мир".

    реферат , добавлен 23.03.2010

    Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею "Тихий Дон". Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Он сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в "Тихом Доне". В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.

    сочинение , добавлен 20.01.2003

    Первая мировая война глазами современников. Позиция автора к теме войны и мира в романе "На западном фронте без перемен". Тема любви и мира в сюжетной линии романа. Авторское отношение к изображаемым событиям, средства передачи авторского отношения.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    сочинение , добавлен 15.04.2010

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    Изучение сущности понятия "Гомеровский вопрос". Выявление границ вымысла и достоверности в поэме "Илиада". Характеристика последнего года Троянской войны по Гомеру. Оценка причин, характера и результатов войны между греками и троянцами по данным Гомера.

Шедевр русской литературы, грандиозный роман-эпопея, в котором писатель раскрыл одну из основных тем — тему войны. В своем произведении писатель показал период, когда наша страна вынужденна была защищаться, ведь на ее свободу нацелилась французская армия во главе с . Для России Отечественная война стала народной, когда не только солдаты защищали свою Родину, не только армия и военнокомандующие воевали с врагом. Это война, когда весь русский народ поднялся против французов, вся дубина народной войны показала свою силу, разгромив неприятеля.

Дубина народной войны: смысл метафоры

В чем же смысл толстовской метафоры дубина народной войны и почему партизанская война названа таковой? В своем произведении писатель показал сплоченность людей, движимых одной целью — победить врага. Все герои разные, у каждого своя судьба, но сложная жизненная ситуация воссоединила весь русский народ, который стал устрашающей машиной народного ополчения. И пусть главным оружием всех государств была всегда армия с ее солдатами и полководцами, но все же самой страшной всегда и везде считалась именно партизанская война. Она, как та дубина народной войны поднялась, чтобы вселить врагам страх. Народ, ведомый единой идеей, шел до победного конца, жертвуя всем и даже своей жизнью, лишь бы будущее нации было светлым и свободным.

Дубина народной войны поднялась грозной силой…

В романе мы видим, как на службу идут простые люди и дворяне, как купцы жертвуют немалые деньги на армию. Многие сжигали свое добро, чтобы оно не досталось французам, покидали дома, сжигая все. Видим, как крестьяне, обычные мужики пополняли отряды партизан, становясь мощной силой, объединенной благородной целью. Люди самостоятельно выступают в борьбе против врага, подняв свое оружие — дубину, которая разгромила наполеоновскую армию. Партизаны громили французов по частям, при этом в отрядах собирались самые разные люди, что горели ненавистью к оккупантам. Это и Тихон Щербатый, и Денисов, и Петя Ростов, и Каратаев, и Тимохин, и старостиха Василиса и многие другие. Именно так пишет Толстой о дубине народной войны в отрывке своего произведения: дубина народной войны поднялась грозной силой… гвоздила французов до тех пор пока не погибло все нашествие. Перед этой грозной силой бессильно любое полководческое искусство, что и было в очередной раз доказано нашими патриотами. Небольшими отрядами партизан, которые не оставили французам ни малейшего шанса на спасение.

Дубина народной войны
Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) Л. Н, Толстого (1828-1910): «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не шутка... бросил шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею... Фехто-
вальщик, требовавший борьбы по всем правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские... Несмотря на все жалобы французов о неисполнении правил... дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Иносказательно: о больших возможностях народной войны.

  • - литейный и пушечный мастер XVII столетия. Его работы пищали: 6-фунтовая "Волк" и 50-фунтовая "Троил" находятся в Москве, подле Оружейной палаты, на Кремлевской площади...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Образовано от дуб с помощью суффикса. Сначала значение этого существительного – только "толстая палка из дуба"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - кто Глупый, непонятливый; дурак, болван. Имеется в виду, что лицо - человек с очень ограниченными умственными способностями, абсолютно неспособный осмыслить простейшую ситуацию, тупой. Говорится с пренебрежением...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - Грубо-прост. Бран. Тупица, дурак, болван. Миша хлопнул себя по лбу, будто комара пришиб, - он же и собирался сеть ставить, да, увидев меня, про всё забыл, дубина этакая, безголовая...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - ; мн. дуби/ны, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДУБИ́НА, -ы. 1. жен. Толстая тяжёлая палка. 2. муж. и жен., перен. Тупой, глупый человек. | ласк. дубинушка, -и, жен. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ДУБИ́НА, дубины, муж. и жен. 1. жен. Толстая деревянная палка. Ударить дубиной по голове. 2. муж. || жен. Мало восприимчивый, тупой человек. С таким дубиной и разговаривать не хочется. Дубина стоеросовая...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - дуби́на I ж. Толстая тяжёлая палка. II м. и ж. 1. разг.-сниж. Бестолковый, тупой человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - дуб"...

    Русский орфографический словарь

  • - тупой, упрямый человек Дубоватый - глупый, тупой Ср. Dumm wie ein Stock. Ср. Bagas - глупец. Ср. Ut bagas constitisti - глуп как палка. См. бревно...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - тупой, упрямый человѣкъ. Дубоватый - глупый, тупой. Ср. Dumm wie ein Stock. Ср. Bagas глупецъ. Ср. Ut bagas constitisti - глупъ какъ палка. См. Бревно!...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Дубина двадцатого века. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Bytic, 1991– 2000. Дубина стоеросовая. Прост. Бран. О крайне глупом, несообразительном человеке. ФСРЯ, 146; БМС 1998, 170; БТС, 1271; ЗС 1996, 246; Мокиенко 1990, 106, 112; Арбатский, 105...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ДУБИНА, -ы, м. и ж., ДУБИНКА, -и, ж. Милиционер, постовой...

    Словарь русского арго

  • - 1. дуби́на, дуби́ны, дуби́ны, дуби́н, дуби́не, дуби́нам, дуби́ну, дуби́н, дуби́ной, дуби́ною, дуби́нами, дуби́не, дуби́нах 2...

    Формы слова

  • - См. дерево, палка.....

    Словарь синонимов

"Дубина народной войны" в книгах

«Дубина Щербаков…»

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«Дубина Щербаков…» Дубина Щербаков - Подлец из дураков, Орясина Степанов - Мерзавец из болванов. 1954 г. 15 декабря.

Из книги История московской войны автора Мархоцкий Николай

Начало народной войны против интервентов в 1609 г

автора Гречена Евсей

Глава одиннадцатая Дубина народной войны Переходя к этой теме, приходится констатировать, что слишком уж много басен нам понарассказывали про так называемую «дубину народной войны». На самом же деле изрядное количество жителей Российской империи в 1812 году ничего ни про

Глава II. Шведское вторжение в пределы России. Битва под Лесной. Начало народной войны против шведов

Из книги Северная война и шведское нашествие на Россию автора Тарле Евгений Викторович

Глава II. Шведское вторжение в пределы России. Битва под Лесной. Начало народной войны против

ОПРИЧНАЯ ДУБИНА

автора

ОПРИЧНАЯ ДУБИНА Осенью 1567 г. в соответствии с решением собора был объявлен новый поход на Ливонию. Когда войска были стянуты в район Орши, царь, собственной персоной выступивший в поход, спешно вернулся в Москву, куда его призывали более важные дела, чем война с Литвой или

Опричная дубина

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

Опричная дубина 1 Новое известие о России времен Ивана Грозного, с.

Л. Е. Кизя, кандидат исторических наук В. И. Клоков, Герой Советского Союза УКРАИНА В ПЛАМЕНИ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги Советские партизаны автора Кизя Лука Егорович

Л. Е. Кизя, кандидат исторических наук В. И. Клоков, Герой Советского Союза УКРАИНА В ПЛАМЕНИ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ Героическая история Украины знает немало примеров самоотверженной борьбы ее сынов и дочерей за свободу и независимость своей Родины. Но никогда еще украинский

Дубина народной войны поднялась

Из книги За нами Москва автора Белов Павел Алексеевич

Глава II ПРЕСТУПНЫЕ ЦЕЛИ ФАШИЗМА. НАЧАЛО НАРОДНОЙ ВОЙНЫ В ТЫЛУ ВРАГА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

Глава II ПРЕСТУПНЫЕ ЦЕЛИ ФАШИЗМА. НАЧАЛО НАРОДНОЙ ВОЙНЫ В ТЫЛУ ВРАГА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Свои захватнические замыслы в отношении России, а затем Советского Союза германский империализм вынашивал задолго до второй мировой войны. Начало их практическому осуществлению

Дубина народной войны

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Дубина народной войны Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) Л. Н. Толстого (1828-1910): «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не шутка...

В. М. Агарков, участник Великой Отечественной войны, ветеран Вооруженных Сил СССР МОЯ СУДЬБА В СУДЬБЕ НАРОДНОЙ Записки танкиста

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

В. М. Агарков, участник Великой Отечественной войны, ветеран Вооруженных Сил СССР МОЯ СУДЬБА В СУДЬБЕ НАРОДНОЙ Записки танкиста За перо я берусь уже на закате жизни. На вопрос о том, сколько жить осталось, не ответит даже лесная всеведка - кукушка. Но главное ведь не в том,

Глава 7 Мифы о так называемой «дубине народной войны»

Из книги 1812. Всё было не так! автора Суданов Георгий

Глава 7 Мифы о так называемой «дубине народной войны» Малая война, партизанская война, народная война… С сожалением приходится констатировать, что слишком много мифов у нас придумано и о так называемой «дубине народной войны».Например, уже много раз цитированный нами

От выступления 1-й армии из лагеря под Дриссой до объявления войны народной

Из книги Описание Отечественной войны в 1812 году автора Михайловский-Данилевский Александр Иванович

От выступления 1-й армии из лагеря под Дриссой до объявления войны

Глава одиннадцатая Дубина народной войны

Из книги Война 1812 года в рублях, предательствах, скандалах автора Гречена Евсей

Глава одиннадцатая Дубина народной войны Переходя к этой теме, приходится констатировать, что слишком уж много басен нам понарассказывали про так называемую «дубину народной войны». На самом же деле изрядное количество жителей Российской империи в 1812 году ничего ни про

XVIII Монархия как верховенство нравственного идеала. - Значение религии и христианства. - Независимость монархии от народной воли. - Подчинение монархии народной вере

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

XVIII Монархия как верховенство нравственного идеала. - Значение религии и христианства. - Независимость монархии от народной воли. - Подчинение монархии народной вере Итак, для того, чтобы единоличная власть могла получить значение Верховной, то есть чтобы могла