Самые знаменитые люди нашей губернии. Социально-экономическое развитие Ивановского края в XVII столетии

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - субъ-ект Российской Фе-де-ра-ции.

Рас-по-ло-же-на в цен-тре Ев-ропейской час-ти Рос-сии. Вхо-дит в Центральный фе-де-раль-ный ок-руг. Площадь 21,4 тыс. км2. Население 1087,9 тысяч человек (2007 год; 1288 тысяч человек в 1959 году; 1297 тысяч человек в 1989 году). Административный центр - город Ива-но-во . Административно-территораиальное де-ле-ние: 21 рай-он, 17 го-ро-дов, 14 по-сёл-ков городского ти-па.

Ис-то-ри-че-ский очерк

Древ-ней-шие ар-хео-ло-гические па-мят-ни-ки на тер-ри-то-рии современной Ивановской области от-но-сят-ся к ме-зо-ли-ту (бу-тов-ская куль-ту-ра) и да-ти-ру-ют-ся около VII-го тысячелетия до н. э., но на-ли-чие па-лео-ли-тических па-мят-ни-ков на со-сед-них тер-ри-то-ри-ях по-зво-ля-ет пред-по-ла-гать бо-лее ран-нее по-яв-ле-ние лю-дей и здесь. В не-оли-те на ос-но-ве этих тра-ди-ций воз-ник-ла верх-не-волж-ская куль-ту-ра, ко-то-рую сме-ни-ли лья-лов-ская куль-ту-ра и ба-лах-нин-ская куль-ту-ра, позд-нее - во-ло-сов-ская куль-ту-ра. В брон-зо-вом ве-ке здесь рас-про-стра-ня-ют-ся при-шлые фать-я-нов-ская куль-ту-ра, за-тем - аба-шев-ская куль-ту-ра. На ос-но-ве во-ло-сов-ских, аба-шев-ских и фать-я-нов-ских тра-ди-ций фор-ми-ру-ют-ся т. н. фать-я-но-ид-ные древ-но-сти (тер-ри-то-рия Ивановской области вхо-дит в аре-ал чир-ков-ской куль-ту-ры). В середине II-го тысячелетия до н. э. сю-да про-ни-ка-ют но-си-те-ли позд-ня-ков-ской куль-ту-ры. В ре-зуль-та-те син-те-за ме-ст-ных и при-шлых тра-ди-ций в кон-це брон-зо-во-го ве-ка скла-ды-ва-ет-ся тек-стиль-ной ке-ра-ми-ки куль-ту-ра, раз-ви-тие ко-то-рой про-дол-жи-лось в на-ча-ле ран-не-го же-лез-но-го ве-ка. На её ос-но-ве к середине I-го тыcячелетия до н. э. в Верх-нем По-вол-жье, ку-да вхо-дит Ивановская область, сло-жил-ся один из ва-ри-антов дья-ков-ской куль-ту-ры. С про-дол-же-ни-ем этих тра-ди-ций свя-зы-ва-ют фор-ми-ро-ва-ние ме-ри и му-ро-мы, па-мят-ни-ки ко-то-рых на тер-ри-то-рии Ивановской области от-но-сят-ся ко второй половине I-го - началу II-го тысячелетия н. э.

С середины X века на тер-ри-то-рии Ивановской области по-яв-ля-ют-ся сла-вя-не. Их наи-бо-лее ран-ние па-мят-ни-ки из-вест-ны на юго-за-па-де Ивановской области и, ве-ро-ят-но, свя-за-ны с Суз-даль-ским ополь-ем. За-се-ле-ние Верх-не-го По-вол-жья в основном шло из Нов-го-род-ской зем-ли, в рай-оне Ки-неш-мы про-сле-же-но влия-ние сла-вя-ни-зи-ро-ван-ных фин-но-уг-ров из бас-сей-на реки Клязь-ма, на уча-сток Юрь-е-вец - Пу-чеж но-вое на-се-ле-ние при-шло, ве-ро-ят-но, по Вол-ге от Го-род-ца-Ра-ди-ло-ва. К XII-XIII векам ме-ст-ное на-се-ле-ние бы-ло сла-вя-ни-зи-ро-ва-но и его куль-ту-ра ста-ла ча-стью древ-не-рус-ской. Современные тер-ри-то-рия Ивановской области яв-ля-лась ок-раи-ной Вла-ди-мир-ско-го ве-ли-ко-го кня-же-ст-ва, на ру-бе-же XII-XIII веков здесь воз-ник-ли древ-ней-шие го-ро-да - Плёс и Юрь-е-вец. В XIV-XV веках По-вол-жье во-шло в со-став Мо-с-ков-ско-го ве-ли-ко-го кня-же-ст-ва, в этот пе-ри-од воз-ник-ли пер-вые мо-на-сты-ри - Ма-ка-ри-ев-Ре-шем-ский, Ни-ко-ло-Шар-том-ский и др. В XV-XVI веках тер-ри-то-рия под-вер-га-лась ка-зан-ских ха-нов на-бе-гам. В 1410 году великим князем мо-с-ков-ским Ва-си-ли-ем I Дмит-рие-ви-чем во-зоб-нов-ле-на кре-пость Плёс, вос-ста-нов-лен Юрь-е-вец. К 1429 году от-но-сит-ся пер-вое упо-ми-на-ние о го-ро-дах Лух и Ки-неш-ма, к 1539 году - о Шуе. Во вре-мя прав-ле-ния Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Гроз-но-го тер-ри-то-рия Ивановской области во-шла в оп-рич-ни-ну. В XVI веке зем-ля-ми здесь вла-де-ли кня-зья Шуй-ские, Бель-ские, Ме-зец-кие, Ба-ря-тин-ские, в XVII веке - кня-зья Чер-кас-ские, По-жар-ские, Го-ли-цы-ны, дво-ря-не Пуш-ки-ны (пред-кам А. С. Пуш-ки-на при-над-ле-жа-ло село Леж-нё-во).

Осе-нью 1608 года, в хо-де Ре-чи По-спо-ли-той ин-тер-вен-ции на-ча-ла XVII века, от-ря-ды по-ля-ков и «ту-шин-цев» - сто-рон-ни-ков Лже-дмит-рия II - за-хва-ти-ли Гав-ри-лов-скую сло-бо-ду (ны-не город Гав-ри-лов По-сад), город Плёс, село Ива-но-во. В феврале 1609 года от-ря-ды, сфор-ми-ро-ван-ные в Ки-неш-ме под ру-ко-во-дством ме-ст-но-го вое-во-ды Ф. А. Бо-бо-ры-ки-на, на-нес-ли по-ля-кам и «ту-шин-цам» по-ра-же-ние под селом Ду-ни-ло-во. В мае то-го же го-да Ки-неш-ма бы-ла ра-зо-ре-на от-ря-дом А. И. Ли-сов-ско-го.

В конце 1611 года в селе Муг-рее-во-Ни-коль-ское (ны-не Юж-ский район Ивановской области), ро-до-вую вот-чи-ну князя Д. М. По-жар-ско-го, при-бы-ли по-слан-цы из Ниж-не-го Нов-го-ро-да, в т. ч. К. Ми-нин, здесь бы-ло дос-тиг-ну-то со-гла-ше-ние о том, что По-жар-ский воз-гла-вит Вто-рое опол-че-ние 1611-1612 годов. Вес-ной 1612 года жи-те-ли Юрь-ев-ца и Ки-неш-мы при-сое-ди-ни-лись к опол-че-нию, а так-же ока-за-ли ему по-мощь день-га-ми.

Не-пло-до-ро-дие зе-мель вы-ну-ж-да-ло кре-сть-ян за-ни-мать-ся различными ре-мёс-ла-ми - куз-неч-ным, гон-чар-ным, ко-же-вен-ным и ов-чин-но-шуб-ным про-мыс-лом. Раз-ви-ва-лась так-же тор-гов-ля. Основными транс-порт-ны-ми ар-те-рия-ми ре-гио-на яв-ля-лись ре-ки Вол-га, Те-за, Нерль, Лух, Уводь, по ко-то-рым в XVII веке осу-ще-ст-в-лял-ся «стру-го-вой ход». До середины XIX века од-ним из главных пор-тов был город Плёс на реке Вол-га. Че-рез Гав-ри-лов-скую сло-бо-ду, село Леж-нё-во, го-ро-да Шую и Лух про-хо-ди-ла од-на из важ-ных су-хо-пут-ных до-рог Рос-сии - Стро-мын-ский тор-го-вый тракт. По-сле рас-ко-ла в РПЦ в По-вол-жье воз-ник-ли мно-го-численные по-се-ле-ния ста-ро-об-ряд-цев.

В со-от-вет-ст-вии с гу-берн-ской ре-фор-мой 1708 года Шуй-ский и Лух-ский уез-ды во-шли в со-став Мо-с-ков-ской гу-бер-нии, Ки-не-шем-ский уезд - в со-став Ар-хан-ге-ло-го-род-ской губернии. С начала XVIII века раз-ви-ва-лось тек-стиль-ное про-изводство, основным сырь-ём для ко-то-ро-го слу-жил вы-ра-щи-вае-мый в крае лён. Пер-вая тек-стиль-ная ма-ну-фак-ту-ра воз-ник-ла в селе Кох-ма около 1720 года и при-над-ле-жа-ла голландскому про-мыш-лен-ни-ку Я. Та-ме-су. Тек-стиль-ные ма-ну-фак-ту-ры бы-ли от-кры-ты так-же куп-ца-ми Гряз-но-вы-ми и Та-ла-но-вы-ми в Ки-неш-ме, Хол-ще-ви-ко-вы-ми, Но-со-вы-ми, Ши-ло-вы-ми, Кор-ни-ло-вы-ми в Шуе, Ка-рет-ни-ко-вы-ми в селе Тей-ко-во. На них про-из-во-ди-лись льня-ные тка-ни (в т. ч. для об-мун-ди-ро-ва-ния ар-мии) и па-ру-си-на для фло-та.

С 1778 года северная и восточная час-ти современной Ивановской области вхо-ди-ли в со-став Ко-ст-ром-ской гу-бер-нии, южная и западная час-ти - Вла-ди-мир-ской гу-бер-нии. В первой тре-ти XIX века в ме-ст-ной тек-стиль-ной промышленности стал ис-поль-зо-вать-ся американский хло-пок. Зна-чительная часть промышленного по-тен-циа-ла со-сре-до-то-чи-ва-лась в сё-лах (Бо-няч-ки, Ви-чу-га, На-во-ло-ки, Род-ни-ки, Те-зи-но, Тей-ко-во, Се-ре-да, Южа), рас-по-ло-жен-ных близ круп-ных фаб-рик, на ко-то-рых тру-ди-лись кре-сть-я-не.

Во второй половине XIX века бы-ли по-строе-ны Шуй-ско-Ива-нов-ская железная дорога, а так-же ли-нии Алек-сан-д-ров - Ива-но-во-Воз-не-сенск (1872-1896 годы), Не-рех-та - Се-ре-да (1898 год), Юрь-ев-Поль-ский - Тей-ко-во (1899 год) и др.

В этот пе-ри-од круп-ней-ши-ми пред-при-ятия-ми яв-ля-лись фаб-ри-ки Ка-рет-ни-ко-вых (Шуй-ский уезд), Дер-бе-нё-вых (Ков-ров-ский и Шуй-ский уез-ды), Кра-силь-щи-ко-вых (село Род-ни-ки Юрь-е-вец-ко-го уезда), Ко-но-ва-ло-вых (поселок Бо-няч-ки и село Ка-мен-ка Ки-не-шем-ско-го уезда). Многие тек-стиль-ные пред-при-ятия бы-ли ак-цио-ни-ро-ва-ны. Товарищество ма-ну-фак-тур А. Ка-рет-ни-ко-вой с сы-новь-я-ми (ос-но-ва-но в 1877 году) вла-де-ло сит-це-на-бив-ной (от-кры-та в 1787 году), бу-ма-го-пря-диль-ной (начало 1800-х годов) фаб-ри-ка-ми в Шуй-ском уезде, близ села Тей-ко-во; Товарищество ма-ну-фак-ту-ры брать-ев Г. и А. Гор-бу-но-вых (1882 год) - ма-ну-фак-ту-рой по об-ра-бот-ке пря-жи (1826 год), ткац-кой (1869 год) и пря-диль-ной (1892 год) фаб-ри-ка-ми близ села Се-ре-да в Не-рехт-ском уезде (ны-не Фур-ма-нов-ская пря-диль-но-ткац-кая фаб-ри-ка № 2). Товарищество ма-ну-фак-тур Н. Т. Дер-бе-нё-ва сы-но-вья (уч-реж-де-но в 1887 году) вла-де-ло сит-це-на-бив-ной (1837 год), от-бель-ной (1892 год), ткац-кой (1893 год) и пря-диль-ной (1897 год) фаб-ри-ка-ми, рас-по-ло-жен-ны-ми в Ков-ров-ском и Шуй-ском уез-дах. Товариществу ма-ну-фак-тур А. Кра-силь-щи-ко-вой с сы-новь-я-ми (ос-но-ва-но в 1894 году) при-над-ле-жал тек-стиль-ный ком-плекс пол-но-го цик-ла: кра-силь-но-от-бель-ная (1820 год), ткац-кая (1860-е годы), пря-диль-ная (1898 год) фаб-ри-ки, в 1918 году на их ос-но-ве об-ра-зо-ва-на Род-ни-ков-ская ма-ну-фак-ту-ра «Боль-ше-вик» (с 1928 года Род-ни-ков-ский ме-лан-же-вый ком-би-нат «Боль-ше-вик»; ны-не пред-при-ятие при-над-ле-жит ком-па-нии «Род-ни-ки-Тек-стиль»). Наи-бо-лее круп-ным бы-ло Товарищество ма-ну-фак-тур Ива-на Ко-но-ва-ло-ва с сы-ном (ус-тав ут-верж-дён в 1898 году), вла-дев-шее ком-плек-сом пред-при-ятий в фаб-рич-ных поселках Бо-няч-ки и селе Ка-мен-ка, в 1913 году его основной ка-пи-тал со-став-лял около 7 млн. рублей.

В 1914 году на пред-при-яти-ях края на-счи-ты-ва-лось 154,9 тыс. ра-бо-чих, в т. ч. 151,3 тыс. человек - в тек-стиль-ной от-рас-ли. Ин-ду-ст-рию от-ли-ча-ла вы-со-кая кон-цен-тра-ция про-изводства [на фаб-ри-ке Кра-силь-щи-ко-вых в Род-ни-ках ра-бо-та-ли 8,2 тыс. человек, на фаб-ри-ке Сквор-цо-вых в Се-ре-де - 6,5 тыс. человек, на фаб-ри-ке Ка-рет-нико-вых в Тей-ко-ве (ос-но-ва-на в 1787 году) - 6 тыс. человек].

По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года в основных промышленных цен-трах бы-ли соз-да-ны Со-ве-ты, во гла-ве ко-то-рых стоя-ли боль-ше-ви-ки. В кон-це октября 1917 года власть пе-ре-шла к ним мир-ным пу-тём, т. к. мень-ше-ви-ки, эсе-ры и др. пар-тии влия-ни-ем сре-ди на-се-ле-ния не поль-зо-ва-лись. 20.06.1918 года соз-да-на Ива-но-во-Воз-не-сен-ская гу-бер-ния. В пе-ри-од Гражданской вой-ны 1917-1922 годов её тер-ри-то-рия не бы-ла за-тро-ну-та мас-штаб-ны-ми во-енными столк-но-ве-ния-ми, дей-ст-во-ва-ли от-ря-ды «зе-лё-ных» - кре-сть-ян, не-до-воль-ных советской вла-стью. Промышленность гу-бер-нии в 1918-1920 годах пре-кра-ти-ла ра-бо-ту, т. к. не по-сту-па-ло основное сы-рьё - хло-пок из Средней Азии, отре-занной от РСФСР. Фаб-рич-ные сё-ла бы-ли пре-об-ра-зо-ва-ны в го-ро-да: Се-ре-да, Тей-ко-во и Род-ни-ки (1918 год), Ви-чу-га, Южа и Кох-ма (1925 год) и др. По-лу-чи-ли раз-ви-тие народные про-мыс-лы: в 1934 году в поселке Хо-луй на-ча-ла ра-бо-тать ар-тель ху-дож-ни-ков-ми-ниа-тю-ри-стов, чем бы-ло по-ло-же-но на-ча-ло искусству хо-луй-ской ми-ниа-тю-ры.

В 1929 году тер-ри-то-рия Ива-но-во-Воз-не-сен-ской губернии в со-от-вет-ст-вии с но-вым рай-они-ро-ва-ни-ем СССР бы-ла вклю-че-на в со-став об-ра-зо-ван-ной Ива-нов-ской про-мыш-лен-ной об-лас-ти. 11.03.1936 года на её тер-ри-то-рии об-ра-зо-ва-на са-мо-сто-ятельная Ива-нов-ская область (вклю-ча-ла 3 уез-да Вла-ди-мир-ской губернии и 7 уез-дов Ко-ст-ром-ской губернии). Де-ли-лась на 19 рай-онов.

В го-ды ин-ду-ст-риа-ли-за-ции многие пред-при-ятия ре-кон-ст-руи-ро-ва-ны, сре-ди них - Юж-ская хлоп-ча-то-бу-маж-ная фаб-ри-ка (1850-е годы, ны-не при-над-ле-жит ком-па-нии «Юж-ская пря-диль-но-ткац-кая фаб-ри-ка»); Но-вая Ива-но-во-Воз-не-сен-ская ма-ну-фак-ту-ра (ос-но-ва-на в 1840 году как фаб-ри-ка З. Л. Ко-куш-ки-на, в 1950-1990-х годах но-си-ла имя Н. А. Жи-де-лё-ва).

В 1944 году часть тер-ри-то-рии Ивановской области (с го-ро-да-ми Алек-сан-д-ров, Вла-ди-мир, Вяз-ни-ки, Го-ро-хо-вец, Гусь-Хру-сталь-ный, Ка-ра-ба-но-во, Ков-ров, Коль-чу-ги-но, Стру-ни-но, Су-до-гда, Суз-даль, Юрь-ев-Поль-ский) пе-ре-да-на во вновь об-ра-зо-ван-ную Вла-ди-мир-скую об-ласть.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Культурно-духовное развитие ивановского края 14-16 века. Первые монастыри В 14-15 веках в ивановском крае основаны монашеские обители:Святоезерская пустынь (г. Южа)Основан митрополитом Киприаном (болгарин по национальности)Макарий Решемский монастырь (п. Решма)1425 г- основан Николо-Шартомский монастырь Заслуги митрополита Киприана Он ввёл единый устав богослужения;По указанию Киприана составлен летописный свод важнейших событий, происходящих на Руси в то время Иван Дмитриевич Пожарский Во время Смуты его отец- Дмитрий Пожарский дал обет построить в случае освобождения края от польских интервентов около Холуя монастырь. По каким- то причинам сам сделать этого не смог, а вот И.Д. Пожарский основал там Николо-Борковскую пустынь Святые люди края. Тихон Лухский (мирское- Тимофей) прибыл в Москву вместе с князем Бельским, спасаясь от католиков. Путешествовал по монастырям нашего края, но ни в одном из них не остался. Наконец. Поселился вблизи села Копытово (рядом с Лухом),основал здесь мужской монастырь. Икона Шуйской Смоленской Богоматери. В 1654-1655г.г в Шуе свирепствовала эпидемия, уносившая жизнь тысяч людей.Местный иконописецГерасим Тихонов написал икону. После её внесения в храм эпидемия прекратилась. Позже эта икона творила ещё сотни чудес. Икона спасала людей до начала 20 века, а затем была утрачена. Реформы Никона. В середине 17 века патриарх Никон ввёл реформу церкви, переписав заново Новый завет.С нововведениями в религию многие были не согласны. Противников реформы Никона называли старообрядцы. Старообрядчество широко распространено в ивановском крае.В Кинешме это Капитон Колесников, около Юрьевца- протопоп Аввакум.Они призывали людей не ходить в церковь, не читать новых божественных книг, были противниками царя. Памятники архитектуры Храмы Владимира и Суздаля построены до нашествия Батыя(13 в)Никольский собор и Казанская церковь в Введенье Шуйского района.(17 в)Воскресенская церковь в Лухе(17 в)Успенская деревянная церковь в Иванове(17 в)


Приложенные файлы

Добрый день! Огромное спасибо за сообщение! Ссылка, которую Вы дали на статью "Пока живу, буду помнить" - это мои родные, моя тетя и бабушка Вера (родная сестра моей бабушки Анны. отрывок из письма которой в статье тоже есть). Из этой статьи выясняется, что как таковой деревни не существует уже давно, может быть деревня Ярумино, которая сейчас в яндексе - другая деревня? Скорее всего, на карте 1941 года и есть та самая деревня Ярунино, точнее, ее остатки. Еще по документам допросных листов НКВД (моей прабабушки) уточню, что ее семья жила именно недалеко от Кохмы. Вроде бы все сходится. Еще помню, что много было Шуваевых в той деревне по рассказам бабушки, и все друг другу приходились родственниками. След других Шуваевых, наверно, теперь не найдешь. Огромное спасибо за информацию и ссылки!!!

Нажмите, чтобы раскрыть...

Елена, не возражаете, если выложу полный текст статьи?

Пока живу, буду помнить...
Эхо ГУЛАГа
Фамилия Галины Ивановны Шуваевой известна читателям нашей районной газеты - несколько лет она работала в штате редакции. Нередко для своих публикаций выбирала тему политических репрессий, рассказывала о судьбах пострадавших. А о своей собственной молчала. Хотя история ее семьи тоже имеет свои трагические корни. Дело в том, что Галина Ивановна родилась 3 мая 1946 года в КазЛАГе.
Дома у нее собран значительный архив из документов, фотографий того страшного времени. Для чего?
- Я считаю,- сказала Галина Ивановна, - мои дети, будущие внуки и правнуки должны знать свои корни, историю своего рода. Для меня подошел уже тот возраст, когда я должна подумать о духовном - оставить детям память, рассказать правду о прошлом. Вот соберусь с силами и засяду за рукопись.
Мне Галина Ивановна предложила прочесть прошение ее младшей тети Давыдовой Анны Федоровны, написанное в 1968 году, и направленное в областную прокуратуру г.Иваново. В нем просьба о пере- Смотре судимости матери и двух сестер, осужденных по ст.58-10, ст.58-11. На мой взгляд, оно заслуживает интереса своим изложением, поскольку на многое проливает свет. Вот оно.
«Прошу пересмотреть судимость моих родственников, осужденных Особым Совещанием при НКВД по ст, 58-10, ст.58- 11.
Мать, Шуваева Мария Петровна, 1880 года рождения, арестована в 1937 году, осенью, в г. Кохме Ивановской области, осуждена в феврале 1938 года сроком на 5 лет.
Старшая сестра, Шуваева Вера Федоровна 1911 года рождения арестована осенью 1937 года в г.Кохме, осуждена в феврале 1938 года сроком на 5 лет.
Средняя сестра, Шуваева Елена Федоровна, 1915 года рождения, арестована в 1936 году в г.Кохме, осуждена сроком на 3 года.
Мать моя из крестьян. Отец ее рано умер, и семье пришлось работать на богатых людей. Затем ее насильно выдали замуж за моего отца. В памяти встает мое детство в деревне Ярунино Кохомского района Ивановской области. Отец, Шуваев Федор Михайлович, очень строгий, верующий человек, тоже неграмотный. Мы боялись его, даже взгляда. Нас из дома на улицу гулять не пускал, в доме ни смеха, ни улыбки. Ко всей своей религиозности, он был еще очень больным. Отравился - газами еще на германской войне, дышал, как будто сто мехов сразу.
Отец воспитывал нас в богобоязни. Без молитвы мы не вставали и не ложились, не садились за стол. Он заставлял нас читать священные книги, молиться, петь божественные стихи, особенно меня, так как голос был хороший. Средняя сестра, Елена, переписывала молитвы, так как писала лучше. Когда отца не было дома, мать отпускала меня на улицу к ребятишкам, но наказывала: «Как увидишь в конце деревни отца, пулей домой».
Семилетнее образование, а затем и десять классов я закончила благодаря своей матери, которая ослушалась отца и отдала меня учиться в город. Отец же говорил: «Мы и неученые проживем».Мама на своих плечах носила продавать молоко от своей коровенки за 10 километров на базар, чтобы оплатить мне квартиру и купить какие-нибудь обутки.
Старшие сестры смогли закончить только начальную школу, хотя им тоже хотелось учиться. Я становилась взрослее и все чаще неповиновалась отцу. Тринадцати лет я потихоньку убегала на улицу и, когда отец обнаруживал это, попадало мне и матери- .Он хотел отгородить меня от «нечестивого» мира. В коллективизацию отец мой в колхоз не пошел, так как работать совершенно не мог, а старшие сестры уже работали на производстве в Кохме. Помню, пришел он с деревенской сходки и сказал: «Какой из меня работник...» Отец действительно еле двигался по дому. Он решил переехать в город и там полечиться. Сдали в колхоз амбар, овин, сарай, лошадь. Дом перевезли в Кохму, это было, кажется, в 1935 году. Приезжали к отцу «братья по духу», как они себя называли: сестры Шитовы, И.Корчагин и другие. Они были грамотными, читали Библию, отец их слушал и заставлял слушать нас. Эти люди в большинстве случаев нигде не работали, а только вели наставления о Боге. В г.Кохме сестры работали на фабрике, постепенно втягивались в общественную жизнь. Я поступила учиться в ФЗУ, вступила в комсомол. Мать об этом знала, отец, конечно, нет. Его положили в больницу и сделали операцию. Состояние его ухудшилось, и в 1936 году он умер. При его кончине была средняя сестра Елена, которую он попросил сообщить о похоронах И.Корчагину. Она выполнила последнюю просьбу отца, дала телеграмму, за что ее и осудили.
Похороны были с божественными стихами. Я шла за гробом и думала: с похоронами отца будет похоронена вся эта религиозность нашей семьи.
Ночью к нам пришли и арестовали оставшихся ночевать, в том числе взяли И.Корчагина. Когда узнали, что Елена давала ему телеграмму, пришли и за ней.
Осенью 1937-го арестовали мою мать и старшую сестру. Я в свои 17 лет осталась одна.

После ареста средней сестры меня вызвали в Иваново. Начальник МГБ Новиков стучал по столу и кричал: «Ты комсомолка и не пришла, не сказала, что у вас в семье идет агитация против власти» и т.д. Поздно ночью меня отпустили.
По дороге в лагерь мать заболела, ее положили в больницу в Сызрани. Там, видимо, заменили лагерь на ссылку в г.Джамбул, так как признали у нее рак желудка. В 1938 году, летом, я приехала жить к матери. И здесь начались мои новые мучения с устройством на работу. Неправду говорить я не умела. Говорила, что у меня сюда выслана мама по статье 58. Услышав такое, на работу меня не брали под разными предлогами. В отчаяньи я не знала, что делать, воровать не умела, умирать рано.
Написала письмо на имя секретаря ЦК комсомола Косарева. Ответ был быстрый на Джамбульский горком комсомола: «Немедленно трудоустроить и доложить». Все зашевелились и устроили меня работать в центральную сберкассу. Одновременно я училась в вечерней десятилетке.
Через некоторое время по радио сообщили, что Косарев враг народа, его расстреляли. Я снова замкнулась в себе, было что-то непонятное.
Однажды в разговоре с мамой о ее аресте она мне сказала, что ей предложили отречься от Бога, тогда ее отпустят. Но сделать этого она еще не могла. Мать моя умерла в 1941 году от рака желудка.
Началась война. Вся наша оставшаяся семья в какой-то мере участвовала в разгроме врага. Я отдала самое дорогое - жизнь мужа, который погиб на фронте, а я осталась с маленьким сыном на руках.
У средней сестры Елены муж не выходил с завода - ремонтировал паровозы. Елена вязала носки, варежки для фронта. Старшая сестра Вера выращивала скот в степях Караганды.
Не могу умолчать о своем муже. В то тяжелое время, когда жены отказывались от мужей, дети от отцов, мой муж не упрекнул меня ни единым словом, хотя с его стороны не было судимых, а у меня целых трое. Он очень много имел из-за меня неприятностей, поскольку был работником горкома партии. И при очередном моем увольнении успокаивал: «Ничёго, проживем.» Жаль, что он не дожил до светлых дней.
Но были и другие. Когда старшая сестра Вера приехала после войны ко мне, при устройстве на работу ей отвечали: «У вас «волчий» паспорт, на работу не возьмем». Пришлось помогать, иначе она с маленьким ребенком на руках умерла бы с голоду.
Я пишу о себе, хотя меня не арестовывали. Но из-за арестов моих близких и мне пришлось перенести презрение, унижения и оскорбления.
Недавно я узнала, что И.Корчагин реабилитирован, а мы все еще виновны.
Очень и очень хочется, чтобы подобного никогда не повторилось, чтобы наши дети, внуки, правнуки никогда не пережили такого времени. Благодарю тех людей, которые вслух говорили о произволе тех времен. Это укрепляет веру в идеи Октября, и мы верим, что справедливость восторжествует.
Давыдова Анна Федоровна. г.Красноярск-28.»
Далее речь пойдет о судьбе старшей из сестер Шуваевых - Вере Федоровне, 1911 года рождения, осужденной в феврале 1938 года сроком на 5 лет. О том, что знает из уст матери и что помнит сама, рассказывает дочь Веры Федоровны - Галина Ивановна Шуваева.
- После тюрьмы маму увезли в южный Казахстан и определили в КазЛАГ. Ей было 27 лет. Осужденные жили в огромных бараках, подчинялись единому режиму, работа - ночной сон - снова работа. Мама пасла овец в степи. Заработала там массу болезней, в том числе бруцеллез. Но ей повезло: в лагере среди заключенных были замечательные врачи, которые сумели поставить ее на ноги. Потом с матерью Случилась другая беда- однажды упала с лошади и сломала позвоночник. Ее снова выходили, но травма впоследствии дала себя знать, сделав ее инвалидом.
Мама рассказывала, что среди ссыльных была очень большая взаимовыручка. Люди делились друг с другом последним - иначе голодная смерть. Женщины, работавшие на отарах, когда резали баранов, старались припрятать требуху, переправляли ее на кухню, чтобы подкормить ослабевших. Даже охранники на эти вольности закрывали глаза и в случае опасности (неожиданная проверка) предупреждали. Но не дай Бог кому-то попасться - шкуру или копыта обнаружат - все, конец. Отправят на каменоломни или на стройку, а там - гибель. На скудной пайке хлеба и баланде люди долго не выдерживали-умирали.
Особенно тяжелой жизнь в лагере была для интеллигентных людей, неприспособленных к физическому труду. Они не могли адаптироваться в тех жутких условиях и быстро погибали. Одна ссыльная актриса, не умевшая носового платка выстирать, умерла через два месяца. Ученый, находясь в стадии истощения, наелся в степи дикого лука и отравился. А моя мама-крестьянка выжила. С такими же, как сама, из припрятанной овечьей шерсти тайком вязали себе носки, варежки, шапочки, чтобы не мерзнуть. Так же, крадучись, варили мясные похлебки. И выжили.

Когда я родилась, мама уже работала ветсанитаром и была на поселении. Ей предлагали остаться в качестве вольнонаемной, но она отказалась, рвалась домой. Уехала из КазЛАГа, когда мне исполнился один месяц, не зарегистрировав там мое рождение, чтобы в свидетельстве о рождении не было лагерной отметки.
Поездом мама добиралась до Джамбула, где находились сестры. По дороге какая-то «сердобольная» тетка посоветовала ей кинуть младенца. «Зачем он тебе? Одной легче будет...» Но мама не кинула.
В Джамбуле жили у средней сестры - Елены. Но зятю свояченица с «Довеском» пришлась не ко двору, выгнал. Два месяца мама ходила по городу и просила милостыню. Питалась опавшими абрикосами, камнем разбивала косточки и ела зерна. Меня купала в арыке.
На работу ее нигде не брали, поскольку вместо паспорта - «волчий билет» - справка из лагеря. Чтобы спасти меня от голодной смерти, мама сдала меня в Дом ребенка. Сама каждый день приходила туда. Сядет на крыльцо и сидит. Ей скажут: «Уходи. Чего сидишь?»
- Мне некуда идти...
Заведующая Домом ребенка сжалилась и взяла маму на работу санитаркой. Так она с июня 1947 по сентябрь 1948-го и находилась со мной. Но душа рвалась домой, в Кохму. Меня на руки - и туда. В Кохме та же история. На работу не берут - враг народа. Но потом все-таки сумела куда-то устроиться, меня определили в круглосуточный детский сад.
Но моя мать не подозревала, какая беда ее подстерегает. Дело в том, что существовала практика: всех, кто вернулся из тюрем и лагерей, высылали в Сибирь. И вот под предлогом, что она разгласила государственную тайну, рассказав кому-то о жизни в КазЛАГе, ее арестовали и в «телячьем» вагоне увезли в Сибирь. Так она попала в Шилинку Сухобузимского района, где было определено место поселения.
А я тем временем находилась в г.Кохме. Работницы детского сада на выходные забирали меня к себе домой. Правда, за содержание государство им платило. Целых полтора года.
Все это время мама слала письма в суд, прокуратуру, требовала вернуть дочь. И представьте, меня к ней привезли. Документ об этом даже сохранился.(Галина Ивановна показала потертый от времени лист с печатью)
«Справка
Дана Шуваевой Вере Федоровне в том, что она действительно проживает и работает в совхозе ХОЗО УМВД по Красноярскому краю в должности ветсанитара. 25 июня 1950 года привезена к ней ее дочь Шуваева Галина, в возрасте 4-х лет. Директор с-за ХОЗО УМВД КК
(Рожковский)»

В Шилинку мама попала со вторым этапом. А ссыльные первого там уже обжились. И вновь прибывших встречали всей деревней - несли еду, одежду. Мать вначале жила в бараке. Но многие, стараясь устроить личную жизнь, строили себе землянки. Я это немного помню. Потом мама купила крохотную избенку, она до сих пор в Шилинке стоит (см. на снимке) Шилинка была уникальной деревней. Там жили политссыльные, и те, кто на фронте попадал в плен - всем им грозило вечное поселение, ведь никто не знал, что наступит 1954 год и придет освобождение. В неволе они создавали новые семьи, рожали детей - жизнь-то продолжалась- .Два инженера-москвича ухитрились собрать радиоприемник и по ночам слушали новости из центра, их освободили в 1953-м. Одним из первых уехал профессор-биолог из Ленинграда Маковейский. За ним приехала жена. Несмотря на то, что она формально отказалась от мужа - врага народа, но тайком пересылала ему посылки, смогла сохранить квартиру, детей.
Среди сосланных был режиссер московского театра (фамилию забыла). Так он создал самодеятельный театр из ссыльных, на спектакли сбегалась не только Шилинка, но и приезжали из соседних деревень. В Шилинке режиссера и схоронили. Как-то пошел на покос, и с ним случился сердечный приступ. Упал на муравейник, его, бедного, муравьи объели. На могилу к нему приезжала его жена из Москвы.
В Шилинке был замечательный сад, а в нем- малина, смородина, виктория, яблони. Помню, когда шел сбор виктории, в край грядки заползешь - через полметра уже объелся.
А выращивалось все это под руководством Платона Ивановича Углова, бригадира по растениеводству. Человек был замечательный, сам из крестьян. Никогда никого не «закладывал». Мы, дети, с удовольствием помогали взрослым на прополке овощей, сборе ягод, за это Платон Иванович привозил нам в поле вкусные обеды.
Было в совхозе свое тепличное хозяйство, выращивались ранние огурцы, помидоры, лук. Конечно, это шло к столу начальства, но и мы не голодали.
Виктор Иванович Алпацкий после института тоже начинал работать со ссыльными - был агрономом; управляющим. Люди шли к нему и с бедой, и с радостью, знали, что всегда поймет. А когда возникали производственные трудности, Виктор Иванович обращался к людям по местному радио с просьбой побыстрее выкопать картошку или зерно убрать, и они откликались с радостью.
В 1955 году мама снова попыталась вернуться на родину, в Кохму.Но ни в родном городе, ни в Иваново на работу ее не брали. Пришлось вернуться в Шилинку. Там она была среди себе подобных- не надо было стесняться, бояться.
Побывали мы в тот раз и в деревне Ярунино, где когда-то стоял дом деда. Сошли с поезда, а на месте домов -ямы, заросшие крапивой. Два дома уцелели. Из одного вышла старуха, сказала, что часть домов перевезли в город, другие сгорели в войну.
У меня перед глазами страшная картина. Мать останавливается перед каждой ямой и воет, как волчица. Ведь каждая яма была домом, где жила семья, и все в деревне были родней. Она подходила к одной одичавшей яблоньке, к другой, причитала, вспоминая тех, кто их посадил...
Чем больше живу, тем больше осознаю ужас того, что с нами сделали. И до конца дней помнить буду.»
Л. ДУБАКОВА
Сельская жизнь (Сухобузимское) 28 октября 2000 года

Туристы предпочитают приезжать в Ивановскую область ради богатых художественных традиций. Большой популярностью пользуется школа иконописи и лаковые миниатюры древних поселений Холуй и Палех. Кроме того, в Шуе множество красивейших церквей, древних монастырей и исторических памятников, особенно памятников садово-парковой скульптуры. Также исторических памятников много в городе Юрьевец, основанном владимирским князем Георгием, в 1225 году. А основной город области Иваново все еще считается текстильным центром страны, поэтому его окрестили городом Невест. Примечательно, что Ивановская область является экологически благоприятным регионом в стране. Все .

История Ивановской области

Официальной точкой отсчета истории Ивановской области является 1561 год. Согласно легенде, название региона связано с именем Ивана Грозного. Хотя официально днем рождения области записан день 20 июня 1918 года. Именно этой датой ознаменовалось подписание постановления о появлении Иваново-Вознесенской губернии. Древняя история Ивановской области привлекает к себе множество путешественников и туристов.

Кроме того, исторические документы указывают на то, что деревня Ивань впервые упоминается в 13 веке. Древнейшим городом Ивановской области является Юрьевец, он относится к 1225 году. А также ряд городов уже существовали в период домонгольской эпохи, об этом свидетельствуют археологические раскопки.

С древних времен Ивановский край славился как центр переработки льна и ткачества России. Примечательно, что в начале 19 века города Иваново, Кинешма и Шуя, а также их окрестные деревни и села были признаны текстильным краем, который занимался производством хлопчатобумажной продукции. Некоторые предпочитали сравнивать этот регион с Англией. Любопытно, что аналогом Манчестера являлся город Иваново, а Ливерпуля - город Шуя. Сегодня специфика краев не потеряла своей актуальности.

Ивановская область: города

Культурным, промышленным и административным центром области стал город Иваново, который находится на живописной территории Волжского бассейна, его удаленность от столицы составляет 319 километров. Город Иваново состоит из четырех районов, его общая площадь составляет 105 квадратных километров, и здесь проживает свыше четырехсот тысяч человек. Первое упоминание об этом городе относится к 1609 году.

В юго-западной части Ивановской области находится город Гаврилов Посад. С древних времен этот город отличается выгодным местоположением, у него плодородные земли. Согласно истории, Гаврилов Посад находился в центре Древней Руси. Кроме того, по нему протекала река Нерль, которая когда-то состояла в составе Великого Волжского пути.

Другим старинным городом является Кинешма, где в былые времена проживали малочисленные населения, его территория была затеряна в болотах и лесах. У города очень богатая история, древнее население поклонялось языческим богам. Пятисотлетнюю историю имеет город Кохма, его древнее происхождение доказывается названием. Имя города осталось еще со времен финно-угорских племен, проживавших на территории Верхней Волги.

Санатории Ивановской области

Местные санатории построены в самых благоприятных зонах, рядом с озерами, реками, прудами, сосновыми борами, что благоприятно воздействует на здоровье отдыхающих туристов. Кроме того, стоит отметить особые климатические факторы и чистый лесной воздух. Санатории хорошо оснащены и прекрасно обставлены, поэтому они больше напоминают лечебно-оздоровительные курорты, нежели стандартные лечебницы.

Лечение в Ивановских санаториях является идеальным предложением для тех, кто хочет вылечить заболевания дыхательных путей, пищеварительных органов и системы кровообращения. Множество плюсов дает возможность быстро и качественно поправить обмен веществ и нервную систему, а также вылечиться от некоторых серьезных заболеваний. Особенностью санаториев являются источники минеральных вод. Такой элемент позволяет избавиться от проблем с пищеварительной системой. Заболевания кожи можно лечить с помощью торфяных целебных грязей, которые также оказывают эффект омоложения.

Ивановский муниципальный район расположен в центральной части Ивановской области.

Значительная часть территории района имеет важное рекреационное значение, в частности это зеленая зона санатория «Зеленый городок», березовая роща и Высоковское озеро детского санаторно- оздоровительного лагеря «Березовая роща», территория бывшего Дома творчества композиторов.

Ивановский муниципальный район с центром в г. Иваново формировался, развивался, переживал беды и подъемы вместе со своим административным центром - г. Иваново, известным не только красочными ситцами, но и живописными окрестностями, лесами, полями, землями, которыми кормятся местные жители с незапамятных времен. Изучение истории края, включая археологические изыскания вблизи деревень Микшино, Старово, Ломы убедительно доказывают, что человек здесь жил в глубокой древности. В последующий период земледелие развивалось вдоль речных долин, остальное население занималось охотой, рыбной ловлей, бортничеством. О татаро-монгольском периоде напоминают названия сел и деревень Ярлыково, Тарбаево, Беркино, Бибирево.

После изгнания татаро-монгол идет массовая христианизация края, о чем также напо-минают названия селений: Богородское, Церковново, Поповское и др.

На протяжении многих столетий территория современного Ивановского района входила в состав Шуйского и Суздальского уездов. В 1708 году территория современного Ивановского района вошла в состав Московской губернии, а в 1778 году в состав учрежденной императрицей Екатериной II Владимирской губернии. С этого времени и до июня 1918 года территория современного Ивановского района входила в состав указанной губернии. Эта страница в истории нашла свое отражение в официальных символах Ивановского района - его гербе и флаге. Поле герба и цвет флага - червленые (красные) аналогичный цвет имел герб Владимирской губернии.

Ивановский район как самостоятельная административно территориальная единица начал свое существование в качестве Иваново - Вознесенского уезда, который был образован постановлением Президиума ВЦИК от 13 января 1921 года в составе ряда волостей Шуйского, Середского, Тейковского уездов, города Иваново – Вознесенска и частично территории села Кохма. В последующие годы район неоднократно изменялся территориально, пока в 1929 году не была организована Ивановская промышленная область. 10 июня 1929 года по постановлению Президиума ВЦИК «О составе округов и районов Ивановской промышленной области» в состав Шуйского округа вошел и Ивановский район, объединивший 37 сельсоветов. Эта дата и считается днем рождения района.

Успешно развивалась крупная, как в то время ее называли цензовая промышленность Велика была роль и мелких производителей, в 1929 году район плавился своими хлебопекарнями, бараночными заведениями.

Производством кирпича активно занимались жители Беляниц, Иванцева, Бякова и Говядова. В районе работало 53 кузнеца, 112 портных!, 13 жителей района занимались сапожным промыслом, были специалисты по производству рогож, корзин, славились своим талантом шорники и гончары.

И все же большинство населения района работало в сельском хозяйстве. Главными производителями в это время были частные крестьянские хозяйства. В 1929 году менее 15% сельских хозяйств Ивановского района были охвачены коллективизацией.

Во время Великой Отечественной войны многие жители района стали бойцами Ивановского добровольческого полка народного ополчения имени Д.А. Фурманова. В 1942 году он влился в 49-ю Ивановскую стрелковую дивизию. Двоим участникам Вов, жителям Ивановского района Швецову И.И. (д. Ясюниха) и Куклеву Р.П. (д. Десятское) посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Самым старым, сохранившимся до наших дней храмом является храм, возведенный в первой половине XVI века в с. Ярлыкове в честь иконы Смоленской Божьей Матери, который наряду с церковью в честь святых мучеников Флора и Лавра входит в ансамбль памятников истории и архитектуры Ивановской области. К охраняемым памятникам относятся также: Бывшая Никольская церковь 1755 г. в с. Ново-Талицы; Ильинская церковь нач. XIX в. с. Бибирево; Церковь Иоанна Богослова 1829 г. – с. Панеево.

К архитектурным и культурным памятникам относятся старинные усадьбы, владельцы которых были не только богатыми и образованными людьми, но и людьми передовых взглядов. Их заботами были открыты первые школы, возведены каменные церкви, усадебные постройки. (Усадьба Кречетникова – XVII в. с. Богородское)

Род Кречетниковых происходил из Новгорода, многие его представители упоминались еще в XI веке. В конце восемнадцатого столетия Кречетниковы выстроили в с. Богородском в окружении двух садов с оранжереями великолепный двухэтажный каменный дом – прекрасный образец русского классицизма с настенной лепкой, барельефами и каменную Успенскую церковь с тремя престолами и колокольней. По предположению отдельных краеведов проект дома принадлежал талантливому зодчему Д. И. Жилярди.

К архитектурным и культурным памятникам относятся старинные усадьбы, владельцы которых были не только богатыми и образованными людьми, но и людьми передовых взглядов. Их заботами были открыты первые школы, возведены каменные церкви, усадебные постройки

На территории района находится заповедный уголок Ивановской земли - Дом творчества композиторов «Иваново», одно из любимых мест творчества и отдыха композиторов и музыковедов России. В разное время здесь подолгу жили и работали кроме Д.Д. Шостаковича и С.С. Прокофьева Н. Мясковский, Д. Шостакович, Р. Глиэр, А. Хачатурян, В. Мурадели, Н. Чемберджи, Н. Раков и многие другие композиторы и музыковеды. В Ивановском Доме творчества было написано много музыки. Здесь всегда была хорошая творческая атмосфера, что не мешало нам много гулять, ходить за грибами, играть в волейбол, устраивать импровизационные спектакли, разыгрывать шарады и т. п.

18 мая 1995 года в с. Ново-Талицы был открыт музей семьи Цветаевых. Дом-музей воссоздан на месте старого дома священника В. В. Цветаева с сохранением его первозданного вида. Воссоздан в память о замечательных людях, ставших гордостью российской науки и культуры. Это родовое гнездо, давшее стране профессора-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора истории Дмитрия Владимировича Цветаева, гениального поэта Марину

Ивановну Цветаеву, писателя Анастасию Ивановну Цветаеву, родовое гнездо, откуда идут корни древней и славной фамилии Цветаевых.

Экспозиция музея дает представление о трех поколениях семьи. Здесь органично сплетены жизнь и быт священника и дворянской среды, учителя-словесника и крупного ученого-исследователя, гениального поэта и творческая лаборатория талантливого человека. Здесь как в жизни: радость и сложные семейные отношения и заботы, а главное — великий труд на благо России. Экспонаты, в большинстве своем, мемориальные. Старинная мебель, предметы быта, иконы, картины, личные вещи - у каждого своя история. Фонд мемориальных предметов - более тысячи единиц хранения.

В этом же селе возрождается и другое родовое гнездо - усадьба адмирала Молчанова, в котором в настоящее время разместился Комплексный центр социального обслуживания населения и центр помощи семье и детям Ивановского района.

Усадьба располагалась напротив Талицкого погоста, на крутом берегу реки Вергузы. Во внешнем облике и в планировке он сохранил черты усадебной архитектуры русского классицизма XVIII века. Когда-то таких домов было много по всем уездам центральной России, теперь их почти не осталось. Поместье не относится к прославленным дворянским усадьбам. Это типичное дворянское гнездо первой половины XVIII века, которое просуществовало до 1917 года.

Никифор Иванович и его брат Василий Иванович жили в усадьбе сельца Талицы. Усадьба была благоустроена, перед домом разбит красивый липовый парк, сзади дома вырыт пруд. Посажены аллеи из хвойных деревцев (сосен и елей). Исходили аллеи от одного места: сзади дома шла аллея, заканчивалась она огромным земляным бугром в виде холма. Наверху холма воздвигнута огромная фигура гриба из железа. Это место старожилы называли "грибом" или "грибком".

Вот от этого "грибка" ровными рядами в виде лучей расходились 12 аллей. Возле "грибка" проходили празднества, гуляния молодежи из всего Талицкого прихода. Гуляния продолжались вплоть до 1930-х годов.