Внеклассное занятие по русскому языку «Великий могучий русский язык».
КВН в 6-м классе
Цели:
- способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка;
Сформировать отношения к русскому языку как общенациональной ценности,
Способствовать реализации воспитательных возможностей предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной культуре;
Способствовать сплочению классного коллектива, умению слушать других;
Задачи:
Вспомнить и применить на практике ранее изученный материал;
Познакомить с богатством русского языка;
Способствовать воспитанию уважения к соперникам;
Сформировать умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
Вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка.
Организационный момент.
1. Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитанов.
2. Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят учителя русского языка.
3. Учащиеся заучивают стихи.
4. Соответственно оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки).
Ход игры
Ведущий. В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 6 класса.
Девиз нашей игры: «Выучить русский язык!»
«Перед вами громада – русский язык.
Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В.Гоголь)
Представление команд
Капитан 1 команды
Вас приветствует команда «Веселых и находчивых»
Наш девиз: «Будем активно мыслить!»
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Чудесный праздник – КВН
Чтоб этот праздник – КВН
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым!
Капитан 2 команды
Вас приветствует команда «Любознательных»
Наш девиз: «Пусть ум победит силу!»
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
И соревнуясь нынче с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней.
Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
1 конкурс : Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки.
Капитану 1 команды
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «Ц»)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
Капитану 2 команды
Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце)
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
2 конкурс : Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.
Ведущий игры: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете русский фольклор.
Мудростью русского народа названы пословицы и поговорки – неистощимый кладезь народной смекалки и ума – они по сей день живут в нашей речи настолько прочно, что мы и не замечаем, как используем их. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. А еще загадки, скороговорки, сказки и многое другое, что объединено под названием фольклор.
Что такое пословицы и поговорки?
Для чего, по-вашему, нужны пословицы и поговорки?
пословицы и поговорки.
3 конкурс : Конкурс знатоков поговорок.
1 команде
1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).
2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).
3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).
2 команде
1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).
2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).
3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).
4 конкурс: “Закончи пословицу” Сейчас вам будет предложено лишь начало пословицы, ваша задача вспомнить и закончить пословицу, а затем прочитаем, что получилось.
1 команде
1. Поменьше говори … побольше делай.
2. Без труда…не вынешь рыбку из пруда.
3. За двумя зайцами погонишься…не одного не поймаешь.
4. Не имей сто рублей - … имей сто друзей.
5. Слово не воробей, … вылетит - не поймаешь.
6. Не все то золото,… что блестит.
2 команде
7. Береги честь… смолоду, а платье с нова.
8. Жизнь прожить - …не поле перейти.
9. Сколько волка не корми - …он все в лес смотрит.
10. С миру по нитке - … голому рубаха.
11. Терпенье и труд … все перетрут.
12. Мал золотник,… да дорог.
Учитель: С древних времен люди ценили мудрую речь. Умение разгадывать загадки считалось признаком мудрости. Любили загадки и в Древней Руси. Так герой знаменитой «Повести о Петре и Февронии», созданной более 500 лет назад, должен был разгадать загадки, заданные простой крестьянской девушкой, чтобы спастись от страшной болезни. Давайте попробуем разгадать загадки, составленные русским народом.
5 конкурс Загадки
Команды загадывают загадки друг другу
1 команда
1. Ни вода, ни суша, ни на лодке не проплывешь, ни пешком не пройдешь. (болото)
2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
3. Что было завтра и будет вчера? (сегодня)
2 команда
4. Без ног - бежит, не догонишь, без крыльев – летит, не поймаешь. (время)
5. Кверху дном – полная, книзу дном - пустая. (шапка)
6. Не видно и не слышно ее, стоит заговорить о ней – и она исчезнет. (тишина)
6 конкурс: Конкурс телефонистов.
Учитель: Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?
Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.
1 команде: Жутко жуку жить на суку.
2 команде: На дворе трава. не траве дрова.
7 конкурс : В поисках фразеологизмов.
Ведущий. А теперь от пословиц, поговорок, загадок и скороговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. В русском языке много оборотов, где употребляются слова рука и голова, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?
1 команде – слово рука
2 команде – слово голова
8 конкурс : Конкурс чтецов (1 член команды готовится к выразительному чтению стихотворения).
Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах.
9 конкурс : Прочитайте высказывание.
Задание: прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.
Плакат 1 команде | Плакат 2 команде | |||||||||||||||
(Любите наш могучий язык!) | (Хорошо знай грамматику) |
Учитель . И в завершении проведем маленькую викторину. Командам предлагается ответить на вопросы. Кто быстрее и больше даст правильных ответов.
1.Сколько букв в русском языке?
2. Кто создал первую азбуку?
3. Кто создал “Толковый словарь живого великорусского языка”?
4. Сколько частей речи в русском языке?
5. Какое значение имеет слово “язык”?
6. Сколько падежей в русском языке?
Подведение итогов.
Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.
Учитель: Наше занятие заканчивается. Мы только заглянули с вами в тот интереснейший мир под названием «Русский язык». На уроках русского языка и литературы, а также самостоятельно вы будете постигать секреты нашего языка. Любите и охраняйте его, ведь язык – это наша великая культура.
Язык наш славен и велик!
Храни родную речь!
Язык любви сердца целит,
Тебе его беречь
Пойграли, а теперь на доске висит схема гласных и согласных звуков, надо быстро и без ошибок поставить все буквы на свой места:
ЗВУКИ (ДЫБЫСТАР)
СОГЛАСНЫЕ (ДАУЫССЫЗ)
ГЛАСНЫЕ (ДАУЫСТЫ)
Задание командам. У вас на партах лежат бумаги с картинками, а внизу задание вместо точек написать пропущенные буквы:
ЧА.....НИК, ВОРО.....ЕЙ, ЛИНЕ.....КА, УТ....А, Ш.....РЫ, ПАР.....ТА, ДЕВОЧ....А, МАЛЬ....ИК, БАБУ.....КА, ДЕДУШ....А.
Выполнение физминутки
У меня спина прямая
У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)
Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)
(Ф)Творческая работа
Упражнение «Соедини линиями»
Цель: закрепление программного материала по русскому языку.
Таблица вставляется в файл и по нему ученик фломастером проводит линии, согласно предложенному заданию. Задание можно усложнять по усмотрению учителя.
БЕГЕМОТ ЕЖИК
ПЕНАЛ КТО?
УТКА
КОРОВА ЧТО?
КАПУСТА
КНИГА
СЛОНИХА
Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;
Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;
Игра « Найди букву», например:
т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д
Игра « Путаница»
Рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо)
А теперь пойграем в игру «Потопаем-похлопаем». Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет- потопайте ногами:
- Сначала приходит лето, а затем осень
Учебный год в школе начинается летом
Снег тает весной
Если сегодня понедельник, то завтра среда
В алфавите 33 буквы
Летом идет снег
- А теперь отвечаем на вопросы командам по очередности
Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на тридцать три буквы? (Азбука)
Вспомните греческое слово-отгадку:
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом не – молчат,
Нам загадки говорят, (Алфавит)
- Кто быстрее всех ответит на эти вопросы:
- Сколько в русском языке гласных звуков?(6)
- Сколько в русском языке гласных букв? (10)
- Сколько в русском языке согласных звуков? (36)
- Сколько в русском языке согласных букв? (21)
- Какие буквы не обозначают звук? (ь, ъ)
- Задание командам. Игра « Переводчик» У вас на партах лежат бумаги со школьными предметами, проговаривает слова, учащиеся повторяют.
парта-парталар- стол-стөлдер- доска- тақта- стул – орындық- шкаф – шкаф-
(И. Ф) Прослушай и продолжи
Это класс
Что есть в классе?
В классе есть................
ИГРА «Школьные принадлежности»
1. Это - Ваня. Помоги ему собраться в школу. Обведи предметы, которые ему необходимы. Соотнеси картинку и надпись.
Оформление зала: пословицы, изречения известных поэтов – классиков о русском языке, эпиграф к мероприятию: «Каждый русский должен знать и любить свой язык» - К. Паустовский.
«Всем, кто хочет добиться успеха
в изучении языка, нужно научиться
открывать его тайны» - М Ломоносов.
Ведущий:
Тем, кто русский язык любит без сомнения,
Кто отдаст языку всё своё стремление,
Путь открыт в нашей игре, покажите знания.
Справедливое жюри, оцените старания!
- Ребята, русский язык настолько красив и богат и вы в самом начале его изучения. Вам предстоит многому научиться, вы узнаете неведомое для вас сейчас, откроете все тайны нашего родного русского языка.
Красив язык мой русский
И в радости и в грусти
Он каждый раз со мной.
Красив язык мой русский,
Как Родина родной!
- Сегодня в конкурсе «Тайны нашего языка» участвуют две команды: «Знатоки» и «Умники». Сейчас вас ждут испытания, пройдя, которые мы сможем вас назвать или умниками или знатоками русского языка. Готовы? А ваши болельщики будут за вас болеть и помогать своими ответами, когда потребуется их помощь. Оценивать вашу работу будет компетентное жюри (представить членов жюри).Ведущий:
- Я буду задавать вопросы, а участники по очереди из каждой команды давать ответ, другая команда молчит. И только, если не справилась команда соперников - вы отвечаете. Если и вы не знаете правильного ответа, тогда отвечают ваши болельщики и отдают балл той команде, за которую болеют.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
Какой знак препинания чаще всего ставится в конце предложения? (Точка)
Как обозначается звук на письме? Каким значком? (Буквой)
Назовите слово из двух слогов?
Какие две буквы не обозначают звука?Ведущий:
- Я буду называть четыре слова, а вы говорите, какое слово лишнее и почему. Вопросы будут задаваться каждой команде.
Ель, дуб, лес, липа (а может и «липа», смотря по какому признаку).
Котёнок, медведь, лиса, ёж.
Мак, гусь, коза, сон (кол-во слогов)
Гриб, сова, бегемот, очки (начало слова).
Дуб, рыба, морковь, огонь. (Одуш. –неодуш.)
Огурец, рыбалка, Оля, сено. (Имя собственное).Ведущий выдает командам карточки с заданием: расшифруйте слова, поставив буквы в слове в нужном порядке:
цзяа хпуте
4132 51432
(Во время проведения этого конкурса, идёт работа со зрителями).Сценка – шутка
- Ну почему ты, Петька, учительницу не слушаешь? Сколько раз Ирина Александровна говорила: «Пиши разборчиво!» А ты, как курица, царапаешь! Что ты в слове «коврижка» написал – А или О?
- О
- Вот видишь, теперь из-за твоего почерка у меня ещё одна ошибка будет!Ведущий:
- Как вы понимаете слова этой пословицы "Хорошая речь слаще меда"? (Приятно говорить с человеком, который правильно говорит, не употребляет в речи нецензурные слова, не повторяет одни и те же слова).
К словам подберите слова, противоположные по смыслу:
холодно – жарко
темно –
низко –
грустно –
друг -
Подберите близкие по смыслу слова:
ласковый – добрый
храбрый –
умный –
быстрый –
друг –Ведущий:
Сейчас вы получаете слово ТРАНСПОРТ. Составьте из букв этого слова как можно больше других слов коротких. Только слова должны существовать по-настоящему, а не быть выдуманными. Пока вы работаете, мы будем играть с болельщиками, которые принесут вам дополнительные баллы.
(Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).Ведущий:
Сейчас вы получите листы с текстами. Но будьте внимательны! Там много ошибок. Исправьте их. Побеждает та команда, которая не только быстрее, но и точнее, внимательнее увидит все ошибки и их исправит. Готовы?
Луна освещяла лисную чящю. в трове трищяли кузнечики. Для зелёного барщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы. (13 ошибок)
- А болельщики готовы? Давайте поотгадываем загадки! (загадки можно подобрать в соответствии с уровнем подготовки обучающихся-болельщиков).Ведущий:
Молодцы! Вы раскрыли тайны нашего языка! Пока жюри подводит итоги, давайте послушаем стихотворение Бальмонта о русском языке.
Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нём раздолье.
В нём клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.
Берёзовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Далее идёт объявление команды-победительницы, награждение участников.
Конспект внеклассного занятия по русскому языку «Турнир знатоков русского языка», 3-4 класс
Учитель . Мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир — это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды — «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки. Первый конкурс называется «Вопрос — ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество баллов, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.
Конкурс 1. «Вопрос — ответ»
1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)
2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)
3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)
4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)
5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)
6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)
7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)
8. Как называется общая часть родственных слов? {Корень.)
Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»
От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильно записанное слово дает команде 1 балл.
1. Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)
2. Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)
3. Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки.)
4. Не вода и не суша —
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото.)
5. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Ботинки.)
6. Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Вагон.)
7. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
8. Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет —
Последний листик отпадет. (Календарь.)
9. Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит — кричит,
Сядет — молчит;
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)
10. На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь... (Огонь и костер.)
11. Я землю копала —
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата.)
12. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
13. Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры.)
14. Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина.)
Конкурс 3. Ребусы
Учитель поочередно показывает картинки с ребусами командам. Через 30 с команда должна назвать зашифрованное слово. Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.
Конкурс 4. «Собери пословицу»
Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда — 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается балл.
(«На сердитых воду возят».)
(«Упустишь минутку — потеряешь час».)
Конкурс 5. «Капитаны, вперед!»
Из букв слова «орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто составил больше слов, тот и победил, принеся команде 2 балла.
Второй капитан получает 1 балл.
Примерные варианты слов: граф, форма, грамм, горы, рог, маг, Фома, Рома, гром, рама, гамма, фара, мама и т. п.
Подведение итогов
Награждение победителей.
Ольга Петровна Глущенко
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе «Зов джунглей»
МКОУ Криничанская СОШ
(Внеклассное занятие по русскому языку )
Учитель : Глущенко Ольга Петровна
«Зов джунглей »
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе . (3- 4 классы)
Цель мероприятия : расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету,
воспитывать любовь к русскому языку ,
развивать внимание, речь, мышление, память, логику.
Оборудование : нагрудные различительные знаки животных;
картинка берёзы (с другой стороны пальма) и сосны (с обратной стороны лиана) ; таблички разделов русского языка ;
карточки с заданиями, бананы и кости.
Презентация «Звуки животных»
Ход занятия:
Стихи детей о значении русского языка в жизни человека .
I ученик. Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
II ученик. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
III ученик. Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
Ведущий. Что у нас тут приклонилось?
Берёза в пальму превратилась! (Переворачивает картинку.)
Сосна в лиану в тот же час, (Переворачивает картинку) .
И позвали в джунгли нас !
Есть крокодил тут, как ни странно,
Есть кенгуру, есть обезьяна,
Других зверей немало тут,
В общем, джунгли нас зовут .
(Деление на команды : дети отгадывают загадки; кто отгадал, тот и становится этим «животным» )
Хищники :
В гости что-то зачастил
К нам зелёный. (крокодил)
Веселится, как ребёнок,
Царь зверей, задорный. (львёнок)
В джунглях , братцы, знает толк Злой, голодный серый. (волк)
Где-то прячется в лесах
Очень хитрая. (лиса)
Готов для интеллектуальных игр
Суровый, справедливый. (тигр)
Ей не скажешь : «Кошка, брысь!» ,
Потому что это. (рысь)
Пришёл в гости, стал реветь
Невоздержанный. (медведь)
Травоядные :
Сюда из джунглей поутру ,
Прискакала. (кенгуру)
Такая красивая, без изъяна,
Шаловливая и весёлая. (обезьяна)
Перенёс огромный шкаф
Замечательный. (жираф)
К нам пришёл сегодня он -
Большой и сильный, добрый (слон)
В пустыне любит тяжкий труд
Наш выносливый. (верблюд)
Кто всегда в тельняшке ходит?
В гости (зебра) к нам приходит.
К нам пришёл, разинув рот,
Большой, огромный. (бегемот)
Ведущий. Сегодня мы с вами отправляемся в джунгли ! Но это необычные джунгли , джунгли русского языка . Мы побываем в непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим, как они живут, а заодно повторим русский язык и узнаем его разделы.
Итак, джунгли зовут !
Ведущий. Первый раздел русского языка - фонетика (вывешивается табличка) . Это наука о звуках - фонемах. В русском языке 42 фонемы : 6 гласных и 36 согласных.
Мы оказались с вами в джунглях , ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки. Какой-то зверь со свистом убегает, Его другой зверь с криком догоняет. Кто кого тут победит? Смекалистый и будет впереди!
1. Конкурс «Подражатели»
Команды по очереди называют звуки, которые произносят животные.
В русском языке такие слова называют «звукоподражательными» . Например, кар-кар, гав-гав и т. д.
Ведущий. Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии. Может быть, вам это удастся, когда вырастете, а пока.
Слышны звуки тут и там. Кто-то рыщет по кустам. Тот поёт, а тот кричит, В джунглях зверь . Он голосит! Задание - написать, кто как поёт.
Голубь -. (воркует) Собака -(лает) Филин -(ухает)
Лягушка -. (квакает) Глухарь -. (токует) Коза -. (блеет)
Утка -. (крякает) Свинья -. (хрюкает) Гусь -. (гогочет) Конь -. (ржёт) Лиса -. (тявкает) Медведь -. (рычит)
Ведущий. Очень тесно с фонетикой связана графика- второй раздел нашего языка (вывешивается табличка) . Это наука о буквах русского языка . Букв в нашем алфавите 33 : 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков .
Ох, какой у нас изъян!
В джунглях зверь попал в капкан.
Как могло это случиться?
Надо бы из буквенного капкана освободиться!
1. Конкурс «Капкан» Ребусы про животных.
2. Конкурс «Один прыжок»
Ведущий. Мы продолжаем путешествие по джунглям . В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся разгадать загадки тропиков.
Ах, какая незадача!
В джунглях зверь сидит и плачет,
В слове ищет букву он.
А терзаний - миллион!
Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» . Вам надо изменить в слове всего одну подчёркнутую букву, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.
корж -. (морж) дом -. (сом) палка -. (галка) лук -. (жук) булка -. (белка) сам -. (сом) коса -. (коза)
майка -. (зайка) лес - (лев) крыша -. (крыса) клон -. (слон) баран -. (варан) кит -. (кот) маки -. (раки)
Ведущий. Третий раздел-русского языка-лексика (вывешивается табличка) . Это все слова, которые есть в русском языке . «Толковый словарь» Сергея Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка » Владимира Даля около 50 тысяч слов. Согласно исследованиям учёных, мы знаем и употребляем в речи только несколько тысяч слов. Как много слов нам еще предстоит узнать, запомнить и начать употреблять в своей речи.
1. Конкурс : «Джунгли ли это ?»
Ведущий. А правда ли, что мы с вами попали в джунгли ? Что такое джунг-ли ? Это непроходимый лес в Африке, в Индии, в Америке. Что и кого мы можем тут встретить?
Ох, и трудная работа.
На рассказ пошла охота.
Как бы нам не прогадать,
Все ошибки разгадать! Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.
Джунгли - это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут и плодоносят только зимой (круглый год) . Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как она достигает в высоту 10 метров. Здесь же растёт трава - банан, карликовая берёзка и саксаул. В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян, соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами-северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.
2. Конкурс «Звери как люди»
Ведущий. Знакомимся ближе с обитателями джунглей . Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным : надутый как индюк, упрямый как баран и т. д.
Индюк надутый всем знаком,
Но дружат с ним, едва ли,
Не важничай, чтоб индюком.
Тебя не называли.
Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова , сравнивающие людей с животными.
Трусливый, как ….
Голодный, как ….
Преданный, как….
Грязный, как ….
Зубастый, как….
Трудолюбивый, как ….
Тихий, как …
(Ответы : заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, муравей, мышь.)
Ведущий. Как называются такие слова в русском языке ? (Зоонимы.)
Задание болельщикам :
Хитрый, как. (лиса) ;
хищный, как. (акула) ;
беспечный, как. (стрекоза) ;
болтливый, как. (сорока) ;
вольный, как. (птица) ;
выносливый, как. (лошадь) ;
мудрый, как. (ворон) ;
холодный, как. (лягушка) ;
верный, как. (лебедь) ;
гримасничающий, как. (обезьяна) ;
пёстрый, как. (павлин) ;
колючий, как. (ёж) ;
тощий, как. (глиста) ;
толстощёкий, как. (хомяк) ;
косолапый, как. (медведь) ;
желторотый, как. (цыплёнок) ;
быстрый, как. (олень, лань) ;
прилипчивый, как. (пиявка)
Ведущий. Мы переходим к следующему, четвёртому, разделу русского языка - морфологии (вывешивается табличка) . Этот раздел изучает части речи : существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т. д.
1. Конкурс «Заросли лиан»
Ведущий. В джунглях , знает и профан,
Всюду заросли лиан.
Так что с духом соберись,
Сквозь лианы проберись!
Много лиан в джунглях , и в джунглях русского языка их тоже хватает . На первый взгляд, вроде одинаковые по звучанию и написанию слова, но если к ним внимательней присмотреться, они разные. Такие слова в русском языке называют омонимами . Это разные части речи.
Однажды кот подкрался к попугаю :
«Сейчас тебя я, братец, попугаю!»
Медведь в лесу, не зная правил.
Однажды мотоциклом правил.
На полях, не скошенных косой.
Всё утро дождик шёл косой,
Весной небо голубей.
И развёл я голубей.
Иди домой.
Но сначала коридор домой !
Бабка Дарья холст чернила.
Внучка пролила чернила.
Деревенский сторожил
Сад колхозный сторожил.
Стою на нашем берегу.
Покой границы берегу.
Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут-
Дрова сегодня зря лисицы жгут.
Ведущий. Мы переходим к последнему, пятому, разделу русского языка - орфографии (вывешивается табличка) . Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка . Орфография изучает правописание слов в нашем языке .
1. Конкурс «Узнай по описанию»
Ведущий. Зверюшка хитрая сидит,
Ничего не говорит.
Но мы себя ещё покажем,
На листке её укажем.
По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях .
Задание первой команде :
Сколько чудес в природе! Одно из таких - самая маленькая птичка на земле и самая красивая Её перышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать : и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.
Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать : она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный ой клюв в нос или глаз противника, если враг подберётся к гнезду.
Ответ : колибри.
Задание второй команде :
Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём эти животные держат в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то они его углубляют. В воде они подстерегают свою добычу : птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство. Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. Малыши рождаются длиной 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, его тело достигает в длину 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.
Ответ : крокодил.
2. Конкурс «Чудесное превращение»
Ведущий. Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях : мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем другой.
Что случилось? Что случилось?
Коза вдруг в волка превратилась!
Разве может это быть?
Да, если букву заменить.
И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём смены одной буквы на другую.
К О 3 А - какое-либо положение - низ пальто - тысяча солдат - В О Л К
Ответ : коза - поза; поза - пола; пола - полк; полк- волк.
Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие по джунглям . Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка !
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Литература :
1. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей ЧУДО ВСЮД"-Мир животных и растений» . Ярославль : «Академия развит* Академия Холдинг» , 2001.
2. Семёнова Е. Е. «Занимательная грамматика» . М.: «Сг. г-ГА» , 1995.
3. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. «Внеклассные мероприятия . 2 класс» . М.: «ВАКО» , 2005.
Н. Н. Маслакова г. Тюмень