А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

Философская лирика А.С. Пушкина в основном имеет форму лирических признаний, причем общечеловеческого, широкого смысла. Например, таким является стихотворение "Воспоминание".

Лирический герой - человек с чуткой совестью. Он мысленно оглядывает свою прошедшую жизнь. И ужасается. Но при этом он не вызывает к себе какого-то резкого осуждения. Скорее, он достоин сочувствия. Он сам себя судит. И никто не в силах его осудить сильнее и больше, чем он сам. Это вызывает уважение к нему и заставляет увидеть в нем не только грешника, но и сильную личность.

Пушкинские поэтические признания благодаря их искренности и глубине имеют не только личный, но и общечеловеческий характер.

Общечеловеческому звучанию стихотворения "Воспоминание" в значительной степени способствует его лексический строй. В тексте много слов книжных, имеющих торжественную окраску: вместо "человек" употреблено "смертный"; вместо "угрызений совести" - "змея сердечных угрызений".

В стихотворении "Элегия" (1830 г.) все представляется поразительно живым. Глубокие и сильные мысли неотделимы от чувственных порывов. Поэт понимает, что для него прошлое исполнено печали. Нет иллюзий и относительно будущего. Но итоговые строки отражают героическое усилие духа, великой души, умеющей любить и ценить в жизни не наслаждения, ее сложности.

Перед Вами сочинение-рассуждение на тему философская лирика А.С. Пушкина.

Текст сочинения.

За свою жизнь великий поэт А. С. Пушкин написал огромное количество великолепных произведений. Поэт страстно воспевает свободу и призывает народ стремиться к ней и бороться за нее. Свое назначение он также связывает с этим:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Во многих других стихотворениях Пушкин открывает тему «поэта и поэзии» , задумываясь о назначении лирических певцов и их творчества. Но неверно считать, что ни в одном из свободолюбивых стихотворений или стихотворений на тему «поэт и поэзия» не скрыта какая-либо философская тема. Например, стихотворение «Пророк» (1826 г.) с одной стороны, открывает тему о назначении поэта и его творчества: «…и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей» , с другой — это глубочайшее философское произведение. Пушкин пытался запечатлеть тот духовный опыт, который подводит нас к тайнам бытия. В этих стихотворениях поэт пытается решить определенный ряд проблем: проблемы жизни и смерти, которые тесно соприкасаются с темой бесов и искушения.

Не менее важна тема бунта, поэтического побега и, наконец, прозрения. Естественно, Пушкин не мог не затронуть проблему прозрения,истинного видения жизни.

Проблему бесов и искушения Пушкин открывает в стихотворении «Монах» (1813 г.). Бес в этом произведении представляется как несерьезный образ, даже немного шутливый.

Уже более глубокий образ беса мы можем увидеть в стихотворении «Демон» (1823 г.). Здесь Пушкин перечеркивает практически весь смысл жизни, отрицая вдохновение, любовь и свободу:

…Он вдохновенье презирал,

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел.

Поэту явился «злобный гений», и теперь жизнь не представляет дня него ничего важного. Он уже не верует в мир и сомневается во всех высших ценностях. Можно сказать, что здесь наступает разочарование в жизни, но в 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Ангел», которое является ответом на ранее написанное стихотворение «Демон». В нем видно, что Демон у Пушкина противоречивый герой,олицетворяющий борьбу добра и зла. Лишь стоит Демону увидеть светлого ангела, как:

Прости, — он рек, — тебя я видел,

И ты недаром мне сиял:

Не все я в небе ненавидел,

Не все я в мире презирал.

Позднее Пушкин пишет очень странное стихотворение «Бесы”. Когда читаешь его, создается впечатление, что бесы вокруг тебя, они не дают тебе покоя. Можно сказать, что они олицетворяют собой все существующие в мире пороки.

Бесы в нашем понимании всегда что-то темное, страшное и таинственное, их следует бояться. Но в этом стихотворении Пушкин нашел в себе силы бороться с пороками, вернее, искушения уже не привлекают его, и, потому поэт с какой-то жалостью и грустью относится к бесам:

…Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине;

Визгом жалостным и воем

Надрывая сердце мне…

Пушкин глубоко задумывается о теме смерти. В 1828 году он пишет одно из самых страшных стихотворений на эту тему — «Предчувствие»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? — горестно восклицает поэт.

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

В этом стихотворении Пушкин говорит, что смысл жизни уже потерян; смерть его не страшит, она даже представляется для него единственным выходом:

Бурной жизнью утомленный,

Равнодушно бури жду:

Может быть, еще спасенный

Снова пристань я найду…

В 1835 году в Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…», в котором признает, что все в жизни невечно и он стареет. Но существует молодое поколение, которое продолжит дело отцов. Это и есть то светлое, к чему так страстно тянулась его душа. Поэт снова задумывается о смерти, но теперь он воспринимает ее уже как должное, это не способ ухода от действительности, смерть — это естественный этап жизни.

Далее к Пушкину приходит успокоение, противоречия в его душе усмиряются. И, подводя итог своему творчеству, он пишет стихотворение «Памятник», где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Александр Сергеевич Пушкин - один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.

Пушкин, как, в общем, и любой человек, не раз задумывался над вечными вопросами бытия. Он пытался узнать, в чем же смысл жизни, назначение поэта и поэзии, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т. д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому так много рассуждений на философские темы присутствует в его творениях.

Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.

Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.

Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.

Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:

Смертный, век твой приведенье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия - в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.

Переломная полоса в жизни Пушкина - 1820-е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.

Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, Отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений.

Минутной младости минутные друзья.

Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения -океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.

За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.

Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг...» противопоставляются два памятника: духовный и материальный. Поэт выступает против так называемого кумира времени. В поединке с ним Пушкин использует самое опасное оружие - поэтическое слово. И если вспомнить, как восхищаются поэтом по сей день, можно смело говорить о том, что он выиграл эту битву.

Поэзия для Пушкина - не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.

В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.

Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.

Александр Сергеевич Пушкин - один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.

Пушкин, как, в общем, и любой человек, не раз задумывался над вечными вопросами бытия. Он пытался узнать, в чем же смысл жизни, назначение поэта и поэзии, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т. д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому так много рассуждений на философские темы присутствует в его творениях.

Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.

Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.

Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.

Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:

Смертный, век твой приведенье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия - в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.

Переломная полоса в жизни Пушкина - 1820-е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.

Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, Отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений.

Минутной младости минутные друзья.

Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения -океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.

За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.

Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг...» противопоставляются два памятника: духовный и материальный. Поэт выступает против так называемого кумира времени. В поединке с ним Пушкин использует самое опасное оружие - поэтическое слово. И если вспомнить, как восхищаются поэтом по сей день, можно смело говорить о том, что он выиграл эту битву.

Поэзия для Пушкина - не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.

В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.

Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.

Главная | О нас | Обратная связь

Философская лирика Пушкина

«Безверие» (1817), «Демон» (1823), «Если жизнь тебя обма­нет. » (1825), «Вакхическая песня» (1825), «Ангел» (1826), «Воспоминание» (1828), «Дар напрасный, дар случайный. » (1828), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. ») (1830), «Бе­сы» (1830), «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. » (1834), «Вновь я посетил. » (1835), «Когда за городом, задумчив, я брожу. » (1836).

В гармоничном, многомерном художественном мире пуш­кинской лирики важное место занимают размышления о глубин­ных закономерностях бытия, о смысле жизни человека, о смер­ти и бессмертии. Эти философские проблемы пронизывают практически все произведения поэта; свобода, любовь, дружба, история, искусство понимаются в пушкинских стихах как выс­шие философские ценности. Вместе с тем многие пушкинские стихотворения обращены непосредственно к философским во­просам, и всегда вопросы эти ставятся поэтом глубоко и просто. Пушкин избегает чересчур «холодного» отвлеченного философ­ствования, не создает поэтических «иллюстраций» готовых фило­софских систем. В его стихах, в живых поэтических образах рож­дается самобытная художественная философия; пушкинский ли­рический герой размышляет, не теряя из виду живых образов ре­альности.

Центральным вопросом философской лирики Пушкина стал вопрос о вере, ее значении для человеческой души, о том, сколь тягостно и страшно безверие. Эта тема появляется еще в лицее: к выпускному экзамену 1817 года Пушкиным было написано стихотворение «Безверие» - философская ода-размышление о том, чем являются безверие и истинная вера для человека. Страх смерти, ощущение вечного одиночества, беспокойство души - неизбежная плата гордого рассудка за утрату веры. Размышляя, поэт хочет понять истоки этого тягостного состояния души, и видит их в охлажденности сердца («ум ищет божества, а сердце не находит»). Исследование этой разочарованности, а главное -

путей, которыми ее можно преодолеть, и станет главным пред­метом пушкинских размышлений.

Истоки и причины жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают юношу в пору его вступления в жизнь, с особым драматизмом анализируются в стихотворении «Демон» (1823). Его появление исследователи связывают с глубоким душев­ным кризисом, который испытывал поэт в начале 1820-х годов. Находящийся в ссылке (пусть и среди пышной южной природы, окруженный друзьями), он чувствует себя бессильным решать собственную судьбу. Разочарование усиливалось из-за общественных потрясений в Европе, в частности провала в 1823 году ис­панской революции, вступления в свободолюбивую Испанию французских войск. И вот на пороге жизненного пути пушкин­ский лирический герой ощущает, как его душа, словно порабо­щенная некоей посторонней злой силой, утрачивает свои лучшие чувства. Стихотворение начинается умиротворенным описанием времени, когда человеку «. новы // Все впечатленья бытия -// И взоры дев, и шум дубровы», «Свобода, слава и любовь», искус­ство - все это волнует молодого поэта. Но это счастье недолго­вечно; оно разрушается по воле Демона (он назван в стихотворе­нии «злобным гением»), который, казалось бы, открывает моло­дому человеку истину - но на самом деле сеет в его душе сомне­ния и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожества все­го окружающего:

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Интересно, что «злобный гений» здесь не только не страшен внешне, но наоборот, искушает героя своим обликом. «Его улыб­ка, чудный взгляд» не дают оторваться - но все его действия мертвят и отравляют душу. В стихотворении нет однозначного ответа на вопрос, чем становятся для человека «печальные» встречи с Демоном - открытием истины или искушением ло­жью о мире. Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту («он звал прекрасное мечтою»), искусство, вдохновение, любовь, свободу. В поэтичес­ком мире Пушкина эти ценности слишком значимы, чтобы их отрицание могло осознаваться как конечная истина, которую от­крывает для себя человек, находящийся на пороге жизни.

Тема Демона, внесенная этим пушкинским стихотворением в русскую поэзию, получит дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока. Но если для поэтов, шедших следом, Демон отождествит­ся с их лирическим «я», то для Пушкина он остается посторонней и злойсилой, душа человека не сливается с ним - оттого и рождается гнетущая тоска, которая томит пушкинского героя. Сам поэт осознает эту тоску как неизбежную болезнь своего по­коления. Свидетельством этого стала небольшая заметка о стихо­творении «Демон», как бы комментарий самого автора к тексту: «В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, до­ступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нем сомнение, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, унич­тожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки ду­ши». «Сомнение» уходит, но и «лучшие надежды» уходят вместе с ним, оставляя человеку лишь вечную тоску, мечту возвратить утраченную душевную цельность, которую давала вера.

Настроения тоски, ощущение бессмысленности бытия, соб­ственной ненужности в мире будут томить лирического героя по-тга и в дальнейшем, периодически возвращаясь в стихи. Наибо­лее трагически-безысходным окажется здесь стихотворение «Дар напрасный, дар случайный. », датированное самим поэтом днем своего рождения, 26 мая 1828 года. Это указание даты преврати­ло поэтическую исповедь в своеобразную попытку подвести итог определенному этапу собственной жизни. Она, эта жизнь, кажет­ся «напрасной», «случайной», осужденной на вечную «казнь». Пушкинский герой бросает упрек самому Создателю, «воззвав­шему» его «из ничтожества». Он даровал поэту мятущуюся душу, поселил в его сердце вечную тоску по идеалу - но идеал недо­стижим, и вечное беспокойное стремление к нему кажется про­клятием, измученный сомнениями в своих силах человек траги­чески осознает свою слабость и ненужность, бессмысленность существования:

Цели нет передо мною,

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Человеческая слабость может подстерегать и самых сильных; неверие в себя рождается здесь из сомнения в высшем божест­венном начале, которое одно может по-настоящему защитить свое создание - человека. Не случайно исследователь «духовной биографии» поэта, открывающейся в его стихах, B.C. Непомня­щий назвал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный. » своего рода «антипророком»: в стихотворении «Пророк» слабый земной человек получил высшее указание - «Исполнись волею Моей»; следование по этому пути - единственная цель, которая придаст жизни высшее значение, не пустит в душу страх, подоб­ный страху заблудившегося путника в стихотворении Болдинской осени 1830 года «Бесы». Фольклорный, сказочный колорит в нем все же не дает преодолеть ощущение мистической таинст­венности жизни, из глубин которой выступают бесы - олицетво­рение зла и вместе с тем - страдающие существа. В бесах все. спутано и смутно («пень иль волк» предстает перед глазами че­ловека; то ли дикое веселье, то ли отчаяние звучит в страшной песне бесов - «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»). Они связаны с первозданным хаосом, который всегда грозит вновь возвратиться и смести, подобно снежному вихрю, покой и гармонию божественного устройства мироздания. Потому-то та­ким гнетущим аккордом заканчивается стихотворение: «Мчатся бесы рой за роем // В беспредельной вышине, // Визгом жалоб­ным и воем // Надрывая сердце мне».

И вот, в самые трагические моменты жизни, человек в лири­ке Пушкина ищет пути, которые помогли бы вновь возвратить душевную бодрость, вернуть веру и в Бога, и в свои силы, в ос­мысленность бытия, в красоту, бессмертие человеческой души и чувств, которые живут в ней, прежде всего любви и поэтическо­го вдохновения. Большинство философских стихотворений поэта пронизаны именно светлым началом, верой в то, что мрачные силы хаоса, душевной смуты и безверия отступят перед духовно мужественным человеком. Об этом стихотворение «Вакхическая песня» (1825). Не просто дружеская пирушка изображается в сти­хотворении - это пир близких по духу людей, окруженных со всех сторон тьмой ночи - страшной, таинственной, враждебной всему живому. Но свободный смелый разум, мужество перед ли­цом опасности, искусство («да здравствуют музы. ») разгонят эту мглу, возвратят человеку солнце: «Как эта лампада бледнеет// Пред ясным восходом зари, // Так ложная мудрость мерцает и тлеет // Пред солнцем бессмертным ума. // Да здравствует солн­це, да скроется тьма!» - этим светлым аккордом завершается стихотворение.

Важной философской истиной становится для Пушкина мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям. Вина, которая может тяготить душу, понимается поэтом не только как нечто ужасное, мучительное, но вместе с тем и благое начало: она - знак пробужде­ния совести, пробуждения души, начало покаяния, после кото­рого человек обретает возможность успокоения, обретает новые жизненные силы.

Таким настроением проникнуты стихотворения 1830 года «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. ») и «Воспоминание». Форма обоих стихотворений - лирический монолог-исповедь, в котором происходит полное самораскрытие человека, страдани­ем очищается его душа. Время размышлений лирического героя глубоко символично. Это ночь, когда человеческая душа особен­но остро ощущает свое одиночество посреди погруженного во мрак и тишину мира. «Часами томительного бденья» («Воспоми­нание») называет поэт это страшное время подведения итогов собственной жизни. Воспоминание является, подобно судье с су­ровым приговором («Воспоминание безмолвно предо мной // Свой длинный развивает свиток. »). Покаяние требует всех ду­шевных сил человека, оно нелегко, муки совести подобны физи­ческим мучениям, и, может быть, даже страшнее их - ведь они не прекратятся до тех пор, пока человек не преодолеет собствен­ное заблуждение, не искупит страданием совершенного греха. В стихотворении это выражено полной глубокого символическо­го смысла метафорой:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змее сердечной угрызенья.

Привычное выражение «угрызения совести» словно возвращает­ся здесь к своему исконному смыслу: как страшное существо, грызет совесть человека, «отвращение», «жалобы», «слезы» томят его - и все же пушкинский лирический герой находит в себе си­лы «не смывать» печальных строк, помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддерживали его на жизненной дороге.

Тягость «смутного похмелья» жизни, ее «безумных лет» то­мит поэта, но у него хватает мужества принять эти страдания, пе­режить их и возродиться вновь. Таков духовно-философский смысл финала стихотворения «Элегия»: лирический герой при­нимает жизнь, несмотря на все ее испытания, «меж горестей, забот и треволненья» бытия он в силах обрести новые «наслажде­нья» души: «Порой опять гармонией упьюсь, // Над вымыслом слезами обольюсь, // И, может быть, на мой закат печальный // Блеснет любовь улыбкою прощальной».

Ощущение счастья, полноты жизни среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека, все же достижимо. В зре­лой лирике Пушкина, в 1830-е годы, желанное счастье осознает­ся как возможность покоя, внутренней и внешней независимости, возможности спокойного свободного творчества, неразрыв­ной связи с гармоничным миром природы, в котором нет отчая­ния и смерти, все происходит глубоко закономерно, все возвра­щается, совершив предопределенный круг жизни, к своему исто­ку, и сама смерть становится началом рождения. Так, в стихотво­рении «Пора, мой друг, пора. » (1834) осознание того, что «ле­тят за днями дни, и каждый день уносит // Частичку бытия. », не терзает души мудрого поэта. Он открыл для себя важную ис­тину - «На свете счастья нет - но есть покой и воля. »; нет «счастья» - то есть полного удовлетворения всех желаний мяту­щейся души, но есть возможность преодолеть сами эти метания, сосредоточиться на самом главном - на самом себе, собствен­ном внутреннем «я», самых близких окружающих людях - род­ной семье, друзьях, и в них обрести смысл бытия. «Побег // В обитель дальную трудов и чистых нег» - и есть новый идеал поэта, идеал Дома в высшем, философском значении того слова, Дома, в котором можно укрыться от светской суеты и опаснос­тей, таящихся в глубинах бытия.

Размышление о таком «доме души» определяет философский смысл стихотворения «Осень». Оно навеяно уходящей в глубину веков поэтической традицией, источник которой - стихи рим­ского поэта Горация, также восхваляющие покой сельского уеди­нения, возможность быть самим собой вдали от светского шума и суеты. Прямо указано в стихотворении на связь с державин-ским посланием «Евгению. Жизнь Званская» 1. из которого Пуш­кин заимствует эпиграф - строку «Чего в мой дремлющий тог­да не входит ум. ». Эта перекличка с Державиным помогает по­эту связать изображение мирного сельского уединения с мыслью

О благотворности подобной жизни для истинного поэта - толь­ко в мирном сельском уголке рождается вдохновение (мотив этот появляется у Пушкина в двух последних строфах стихотворения: «И забываю мир - и в сладкой тишине // Я сладко усыплен мо­
им воображеньем. »).

Однако стихотворение имеет и более сложный философский смысл. В нем словно выстраивается «пушкинский космос» - картина цельного, завершенного мироздания, всей жизни приро­ды и человека. Осень как время перехода, завершения старого и определения новых путей отвечает самым глубинным струнам души пушкинского героя («Теперь моя пора. », «Унылая пора! очей очарованье!», «И с каждой осенью я расцветаю вновь. », «Желания кипят - я снова счастлив, молод. »). Это не просто автобиографическое свидетельство (Пушкин действительно на­зывал осень «любимое мое время», именно осень всегда бывала особенно плодотворной для творчества поэта); в стихотворении осень - время слияния всех начал бытия, время, в котором слов­но рядом уныние и красота, жизнь и смерть (не случайно срав­нивает ее поэт с «чахоточной девой» - олицетворением красоты и одновременно умирания, в котором нет, однако, ужаса - ведь ничто не исчезает до конца в этом мире). Таким настроением проникнут у Пушкина осенний пейзаж:

Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистые покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

В стихотворении перед взором человека проходит весь кру­говорот времен года; не только осень, но и весна, лето и зима встают за строками поэта. В результате круг времени словно за­мыкается: как все возвращается в вечном круговороте природы, так и человек находит в себе силы увидеть в неизбежной старо­сти и смерти начало новой жизни. Этот мотив определяет фило­софский смысл стихотворения «Вновь я посетил. » - посещение уголка, где ты бывал в далекие годы юности (стихотворение свя­зано с посещением Михайловского и словно отсылает мысль чи­тателя к юношеской элегии Пушкина «Деревня»), рождает не только сожаление об утраченных годах, протекшей молодости («Уж десять лет прошло с тех пор - и много // Переменилось в жизни для меня, // И сам, покорный общему закону, // Переме­нился я. »). Эти изменения естественны и неизбежны, кроме то­го, только кажется, будто они необратимы и прошлое не вернется никогда. Оно воскрешается воспоминанием («Но здесь опять // Минувшее меня объемлет живо. »), воскрешается благодаря тес­ной связи человека с такими понятиями, как род, семья.

Семья - вот то средство, где, оставаясь жить в новых поко­лениях, человек найдет продолжение себя. Здесь рассказано о двух «семьях»: «семье» сосен и человеческой семье из трех поко­лений. В стихотворении герой вспоминает «владения дедовские» и мечтает о том, чтобы его внук тоже о нем вспомнил. Сама эта -мысль снимает трагизм размышлений о том времени, когда са­мого человека уже не будет. Обычная человеческая судьба - се­мья, дети - имеет великий смысл, потому что помогает преодо­леть временную офаниченность нашего земного существования, преодолеть саму смерть. Наоборот, судьба «холостяка» (одна со­сна, стоящая поодаль от «зеленой семьи» сосен) печальна.

В трагичном 1836 году Пушкин, похоронив мать, задумался и о своем месте на кладбище - он купил его рядом с могилой матери недалеко от Михайловского, у стен Святогорского мона­стыря. Петербургское кладбище не подходило ему: оно было, по его представлениям, продолжением неправедной столичной жиз­ни. В стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу. » (1836) говорится о том, что «решетки, столбики, нарядные гроб­ницы» публичного кладбища пробуждают лишь злое уныние, по­тому что ложь и обман, чины и самолюбие господствуют и здесь, среди мертвых.

Совсем другое дело - «кладбище родовое» с «неукрашенны­ми могилами» предков, которые названы «важными гробами» совсем не по чинам и наградам тех, кто погребен в них:

Стоит широко дуб над важными гробами,

Колеблясь и шумя.

Простота и покой, молитва и природа властвуют здесь. И в этом - обретение вечной истины.

Просты и глубоки пушкинские мысли о жизни и смерти. Причастность вечной жизни природы, отрицание миражей и ис­кушений - в этом подлинность жизни человека и возможность преодоления кратковременности его существования.

Контрольные вопросы и задания

1. Как вы понимаете, что такое философская проблемати­ка? Перечислите основные философские проблемы, кото­рые ставятся в художественной литературе.

2. Каково значение мотивов веры и безверия, очарования и разочарования, радости и тоски в стихотворении «Демон»? Как они связаны с процессом познания бытия?

3. Перечитайте стихотворение «Бесы». Каково содержатель­ное значение метафорического образа бесов? Как в стихотворе­нии изображается вьюга, какова ее звуковая характеристика? Сколько раз в стихотворении повторяется начальное четверости­
шие, почему? Можно ли сказать, что образы дороги, путника, ямщика, коней тоже метафорические? Что они могут обозначать? В стихотворении трижды встречается образ колокольчика. Как он меняется и каково его содержательное значение? Каковы основные идеи стихотворения?

3. Перечитайте стихотворение «Вновь я посетил. ». Каково значение мотивов прошлого, настоящего, будущего, памяти, жизни и смерти? Что символизируют образы сосен, рощи? В чем Пушкин видит возможность преодоления смерти?

4. Перечитайте стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу. ». Какие композиционные части можно выделить в стихо­творении? Каким описывается городское «публичное кладбище»? Чем оно так отталкивает поэта? Как описывается «родовое кладби­ще»? Какие общечеловеческие ценности Пушкин связывает с ним? В каких символических образах выражен идейный смысл стихотворения? Почему стихотворение заканчивается многоточием?