Взаимосвязь и взаимозависимость духовного и физического самосовершенствования. Здоровье общественное и индивидуальное

  • ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  • ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ
  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

В данной статье рассматривается взаимосвязь физического и духовного развития личности. Представлены рекомендации по правильному дыханию, рассмотрены различные системы дыхания как физическое развитие личности, а так же духовные составляющие здорового образа жизни.

  • Использование «невидимой» гимнастики в трудовой деятельности экономиста
  • Формирование культуры здорового образа жизни студенческой молодежи
  • Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек

Так бывает, что человек много работает, но никак не может приблизиться к своей цели. А чтобы ее достичь, надо измениться самому, изменить свое окружение, свою жизнь - это закон природы. Изменившись сам, изменится и все вокруг . А для этого есть два направления, в которых необходимо совершенствоваться:

  • физическое развитие личности;
  • духовное развитие личности.

Выражение «в здоровом теле - здоровый дух» далеко не новое. Но правильно ли мы понимаем и знаем, что оно означает? Взаимосвязь духовного и физического развития личности является основой гармоничного существования человека, поэтому нужно заботиться как о физическом теле, так и о духовном .

В чем заключается физическое развитие личности?

Основной ресурс человека, база для всех его достижений - это здоровье. Если его нет, то человеку и не нужно будет ничего.

А для того, чтобы у человека было могучее и прекрасное здоровье, необходимо отказаться от вредных привычек, и заняться:

  • дыхательными системами;
  • физическими упражнениями;
  • закаливанием организма;
  • есть здоровую и полезную пищу, больше пить чистую воду;
  • отдыхать и нормально спать.

В данной статье рассмотрим дыхательную систему. Как правильно дышать? Вот рекомендации по правильному дыханию:

  • дышать надо животом, при необходимости - задействовать и грудную клетку;
  • заниматься бегом - он очень хорош для дыхания;
  • при выполнении дыхательных упражнений надо создавать сопротивление потоку воздуха на выдохе губами и языком.

Рассмотрим техники дыхания.

Система дыхания №1 применяется для очищения организма. Так человек омолаживает его. Если все делать правильно, то человек сразу же почувствует прилив энергии после того, как сделает это упражнение первый раз. Оно выполняется сидя .

Вдыхаем носом на 5 счетов, легкие наполняются воздухом, начиная от живота, затем средняя, и верхняя часть, по максимуму, до предела. Задерживаем дыхание на 20 счетов. Выдыхаем ртом на 10 счетов, сначала верхняя часть, затем средняя и нижняя, воздух выходит через сжатые губы, они создают напряжение, которое надо преодолевать, выдыхаем до предела.

Система дыхания №2 применяется для увеличения силы и мощности тела. Дает мощный и быстрый эффект, предназначенный для мгновенной мобилизации организма и включения его резервов, для преодоления стрессов, психического напряжения, для подавления боли. Если регулярно использовать эту систему №2, то мобилизуется сила воли, концентрируется внимание. Выполняется стоя.

Вдыхаем носом 0,5-1 секунду, можно с поднятием рук, по максимуму. Выдыхаем ртом 5 секунд, с большим напряжением мышц всего тела и легких, с хрипением или шипением, можно при этом опускать напряженные руки вниз, выдыхаете весь воздух до предела .

За раз выполняем 10 циклов. Делаем 3 раза, минимум 1 раз в день.

Система дыхания №3 включает мощные резервы организма, увеличивает количество кровяных телец в крови.

Сделаем несколько глубоких вдохов-выдохов. На последнем выдохе задержим дыхание, пока не потемнеет в глазах, и пока организм не заставит вдохнуть. Как правило, это происходит на 5-й секунде после «больше не могу». Делаем минимум 2 раза в день.

Даже если использовать только одну из этих техник дыхания, можно получить в свое распоряжение мощный источник энергии. А все три техники сразу увеличат энергетический уровень, силу, волю многократно. Через месяц человек себя не узнает, он будет летать, а не ходить, и любое дело будет ему по плечу .

Духовное развитие личности - без него человек не может быть счастливым. Духовное развитие - это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни.

Духовные составляющие здорового образа жизни включают в себя:

  • способность совершать добрые дела - участвовать в акциях милосердия, оказывать помощь престарелым, ветеранам, уход за больными;
  • способность совершать самоотверженные поступки - это дружба, товарищество, участие в соревнованиях и конкурсах в составе команды;
  • способность проводить анализ своей деятельности за день, месяц, год;
  • способность признавать свои ошибки и недостатки и меняться в лучшую сторону;
  • наличие твердого жизненного идеала, идеи и веры, следование им;
  • чтение художественной литературы, общение с ветеранами туда и войны;
  • периодические самоограничения, посты, развитие силы воли и т.п.

Как достичь духовного здоровья?

Покаяние. Любовь. Следование божественным законам. Прощение и забывание обид. Умеренность во всем. Молчание. Молитва. Медитация. Творчество, хобби. Наслаждаться жизнью. Духовно здоровые люди умеют наслаждаться каждой минутой, радоваться всему (солнцу, улыбке ребенка, весенней капели, первому снегу). Видеть красоту во всем - великое искусство .

Таким образом, все эти пункты духовного и физического развития личности оказывают влияние на уровень счастья, позволяют высвобождать большое количество положительной энергии. Здоровое тело - первый этап для обретения счастливой жизни .

Взаимосвязь духовного и физического развития личности включает в себя также регулярное выполнение полюбившихся упражнений или видов активной деятельности. Например, ходить на плавание, танцы; гулять в ближайшем лесу для насыщения клеток организма максимальным количеством кислорода; заниматься фитнесом или спортивной ходьбой. При выборе занятия желательно следовать велению души, выбирать только то, что с вами гармонирует. К тому же, регулярная физическая нагрузка прибавляет уверенности, повышается самооценка. Натренированное тело лучше справляется со стрессовыми ситуациями .

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что известная пословица «в здоровом теле - здоровый дух» будет справедлива, если мы её прочтём в обратной последовательности: «здоровый дух - здоровое тело». Тесная взаимосвязь духовного и физического развития является настолько очевидной, что отрывать одно от другого - это значит совершать ошибку. Следовательно, «Здоровье нации», «Здоровье» с большой буквы - это и здоровье тела, и здоровье духа .

Становится очевидным, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающей средой. От нравственного здоровья человека, от нравственного здоровья общества зависит здоровье государства в целом .

Список литературы

  1. Ананьев Г.Б. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2012. 338 с.
  2. Мышкова Т.Д. Основы гармоничного существования человека // Молодой ученый. 2017. №11. С. 43-45.
  3. Василькова С.А. Упражнения для дыхания: гимнастика. Техника дыхания // Физкультура и спорт. 2016. №7. С.22-24.
  4. Губайдуллина Ф.Д. Дыхательная гимнастика: несколько методик // Стадион здоровья. 2017. №5. С.35-37.
  5. Ермилова Е.Б. Техника дыхания: как правильно дышать, и какую дыхательную гимнастику выбрать // Здоровье для всех. 2018. №1. С.12-14.
  6. Зонтикова С.Т. Духовное развитие человека // Духовно-нравственное воспитание. 2017. №3. С.41-42.
  7. Матросова П.Г. Взаимосвязь духовного и физического развития // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2017. №12. С.45-46.
  8. Нигматуллина Р. Р. Активные виды деятельности // ФиС. 2016. №12. С.34-35.
  9. Тухватуллин Д.Л. «Здоровье» с большой буквы // Вестник здоровья. 2017. №9. С.21-22.
  10. Хисматуллина Р.Б. Гармония внутреннего мира человека и его отношений с окружающей средой // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. 2017. № 4. С.22-24.

Всестороннее развитие личности чаще всего рассматривается как идеал, где физическое совершенство, понимаемое как единство духовного и физического, является ее неотъемлемым компонентом. Данное развитие личности целесообразно рассматривать с удовлетворением личных потребностей занимающихся, с прогрессом их физического развития, как мотив физкультурной деятельности личности. В связи с этим важно заострить внимание на понятиях «культура личности», рассматриваемом как базовое по отношению к понятию «всесторонне развитая личность», а также «физическая культура личности».

Культура требует единства, цельности человека. Следовательно, роль физической культуры во всестороннем развитии личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет определяющую роль.

Таким образом, физическая и духовная культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

Качество изменений, происходящих во всех сферах современного российского общества, во многом зависит от образовательного потенциала общества, и поэтому роль образования в его развитии как никогда возрастает.

Самобразование – это один из механизмов цивилизации, процесс освоения, распространения и передачи в поколениях культуры общества, которая и выступает в качестве его предметно-содержательной основы. Образование последовательно осваивает общечеловеческий опыт и вводит его в поток цивилизации, образуя базу дальнейшего развития культуры.

Продукт самосовершенствования – это образованный человек, который неизбежно вносит в свою деятельность ограничительный предел освоенного им кванта образования. В силу инерции научно-практического мышления этот предел приобретает форму познавательно-психологического барьера и становится препятствием для дальнейшего развития науки и культуры. В связи с этим в системе отношений «практика – культура – наука – образование» возникает напряжение. Отсюда вытекает естественная потребность в его периодическом обновлении.

Физическое и духовное самосовершенствование является органической частью системы комплексного формирования личности. При этом оно должно выступать в тесной взаимосвязи.

Древние учения самосовершенствования. Йога.

Одним из наиболее важных факторов по саморазвитию и самосовершенствованию есть познание. Эта мудрость дошла до нас из далекого Тибета еще семьей Рерихов. В них говорится, что каждая клетка человеческого организма излучает мощный поток энергии физической и духовной, а объединяясь воедино эти потоки способны защитить физическое тело от негативного воздействия окружающей среды. На основе этих учений была разработана целая система упражнений по самосовершенствованию человека в разных жизненных ситуациях.

Что такое «йога»? Слово «йога» происходит от санскритского корня «юг», что значит «соединять», присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели.

Йога - это система морального и физического самосовершенствования, являющаяся частью многих философских концепций Индии. Первая цель тренировки, которой требует йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению законам моральной и физической природы, так как йога считает, что от этого подчинения зависит достижение морального и духовного совершенства.

Существовало четыре основные Йоги - Карма Йога (путь активного действия и труда), Жнана Йога (путь знания, мудрости), Бхакти Йога (путь любви) и Раджа Йога (путь развития духа и концентрации). О них подробно рассказано в четырёх книгах, написанных индийским философом Свами Вивеканандой.

В Пуранах, древнеиндийских священных книгах, сказано: на смене эпох люди будут безумствовать, и если это безумие перейдёт границы, то огненное очищение будет единственным исходом.

Учение Йоги указывает, как подготовиться к наступлению этого момента, чтобы противостоять той опасности, которая будет угрожать всякому при приближении огненной стихии. Оно указывает, что именно необходимо, чтобы овладеть стихией Огня и сделать струи его для себя не губительными, а благотворными.

Агни Йога обращает особое внимание на работу над собой, на моральное самосовершенствование каждого человека Новой Эпохи. В книгах Учения разбираются исчерпывающе, со всех сторон, со всех углов зрения, те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека, сфера которого в мире мысли.

Проблема духовного и физического здоровья в современном обществе. Необходимость самосовершенствования.

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Прямое влияние на духовное и физическое здоровье нации оказывает состояние нравственности в обществе.

Ныне в России отсутствует государственная концепция охраны здоровья. Поэтому встает задача принятия на федеральном уровне такой концепции, которая помогла бы выйти из кризисного состояния и заключалась бы в осуществлении права человека на полное физическое и социальное благополучие, психическое здоровье и духовное развитие при максимальной продолжительности жизни. Это соответствует доктрине Всемирной организации здравоохранения, которая провозгласила стратегию достижения здоровья для всех.

Важным представляется и признание проблемы охраны здоровья как высшего приоритета государства. Положение может быть коренным образом улучшено, если государственные руководители будут регулярно выступать перед народом с ежегодным обращением о здоровье нации по материалам очередной «белой книги» с последующей ее публикацией.

Особое внимание следует уделить духовному и физическому здоровью подрастающего поколения. Социальное оздоровление общества нужно начинать с молодежи. Государство должно воспитывать нравственно и физически здорового гражданина, патриота своей Родины. Для этого целесообразно принять на высшем государственном уровне специальную программу воспитания молодежи, финансируемую отдельной строкой бюджета. Необходимо также более эффективно проводить массовую спортивно-оздоровительную работу.

Заключение:

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что известная пословица «в здоровом теле – здоровый дух» справедлива! Взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования неоспоримы.

Физическое развитие гражданина составляет такое же национальное достояние, как и духовное развитие человека. Именно это единство не только закладывает фундамент базовых ценностей развития личности, но и определяет вектор гармоничного развития всего общества, составляя богатство и силу нации.

Список литературы:

  1. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., Академия. – 2004. – 480 с.

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М. – 1999. –321 c.

3. Завадич В.Н. Формирование духовной культуры. Дис... канд. пед. наук. – Луганск. – 1997. – 190 с. 4

4. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. – М., Физкультура и спорт. – 1963.- 151 с. 5

5. Бех І.Д. Виховання особистості. – Т.2. – Київ, «Либідь» . –2003. – 342 с. 6. Уткин В.Л. Оптимизация двигательной активности человека.- М., Физкультура и спорт. – 1971. – 250 с.

7. Гориневский В.В. Избранные произведения. – М., Физкультура и спорт. – 1951. – Т. 1. – 319 c.

8. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. – М., Физкультура и спорт. – 1951.- Т.1.- С. 295.

О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие - здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит? Стоит понять, правильно ли мы в целом определяем для себя понятие «индивидуальное здоровье».

Здоровье общественное и индивидуальное. В чём отличие?

Понятие общественного здоровья достаточно широкое и включает в себя понятие о благополучии и благосостоянии общества. От того, какой показатель имеет индекс здоровья социума, зависит состояние психологического климата социума. В народе иногда можно слышать определения «больное общество», «заражённый социум», «неблагополучный климат коллектива» - эти словосочетания напрямую отражают состояние и проблемы функционирования определённого коллектива или его части, но не отдельного члена этого коллектива. Понятие индивидуального здоровья отличается конкретизацией и предметным отнесением к определённому человеку, имеет несколько составляющих, прежде всего, таких как духовное и физическое здоровье.

Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.

Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья

Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.

У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологий систем и органов, но общий тонус организма при этом значительно снижен, сон нарушен, умственная активность непродуктивна. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, которая постепенно приведёт к возникновению психосоматических осложнений и впоследствии к заболеваниям уже на физическом уровне.

Факторы, влияющие на физическое здоровье личности

Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

Духовное здоровье человека

Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может:

  • научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно;
  • научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации;
  • сформировав стиль собственного реагирования.

Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.

Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека

Понимать, что такое и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни.

Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.

или умение жить в социуме

Под понятием понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.

Факторы, влияющие на социальное здоровье

Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.

Здоровье как главная ценность

Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.

Современная притча о богатом человеке повествует о том, как молодой бизнесмен скопил огромное состояние и жил только рад наживы и денег. Однажды за ним пришёл Ангел смерти и велел собираться. Бизнесмен просил дать ему немного времени, ведь он не успел главного в жизни, но Ангел был неумолим. Тогда молодой человек решил купить немного времени и предложил миллион, потом два, затем всё своё состояние за несколько дней жизни. Купить жизнь не удалось, так как деньги не имеют ценности в успешный бизнесмен отправился за Ангелом, не завершив главного в своей жизни. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность находятся в гармонии тогда, когда человек правильно расставляет приоритеты и следует им.

Гармонично развитая личность - залог здоровья?

Учитывая то, что три составляющие индивидуального здоровья взаимодействуют и дополняют друг друга, можно утверждать, что залогом здоровья человека будет внутренняя и внешняя гармония. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность не могут быть совершенными без социального благополучия, в свою очередь, социально адаптированным не может быть человек с нарушенным физическим или духовным началом. Здоровый питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов - залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им.

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без улета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций.

Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется.

Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.

Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств.

По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации, В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой - их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П,Павлов).

Акселерация (от лат. - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.



До появления акселерации, а начали замечать ее в 60-70-е годы, физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств.

Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление -ретрадация, т.е. отставание детей в физическом и умственном развитии, что обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и в частности превышения радиационного фона. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Москвин Н. Г.

Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в ᴦ.Набережные Челны

Набережные Челны, Россия

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально обусловленной разновидности деятельности общества, определяется преимущественно непосредственной и опосредованной потребностью труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлением общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания. Результаты физического воспитания выражаются в показателях здоровья, физической силы, выносливости, в активной двигательной деятельности, развитии двигательных навыков и умений, физиологических и психологических функций организма. Достижение этих результатов обеспечивается методами, средствами, формами, условиями, факторами физического воспитания. Достигаемые результаты и всœе то, что обеспечивает данный процесс, представляют значительную общекультурную ценность и являются неотъемлемым пластом современной культуры.

В.К. Бальсевич в связи с этим пишет: ʼʼВ первую очередь, понятие ʼʼфизическая культураʼʼ может иметь смысл одного из феноменов культуры жизнедеятельности не только отдельной личности, но и различных человеческих сообществ и общества в целом. Во-вторых, исходя из общего смысла понятия ʼʼкультураʼʼ, данный феномен предполагает сознательное преобразование, ʼʼвзращиваниеʼʼ человеческой телœесности и ментальности, разумного и грамотного отношения к этому процессу, как личности, так и общества. В-третьих, он оказывается ответственным и за духовное развитие общества и личности, как один из важнейших стимулов формирования культуры их отношения с природой и к природе, в т.ч. и к природе в человеке. Последнее, к нашему всœеобщему сожалению, продолжает оставаться неосознанным и непонятым подавляющим большинством людей, их сообществ и управляющих ими структурʼʼ.

С учетом характера ценностей принято различать материальную и духовную культуру. К первой относят совокупность материальных благ, средства их производства, ко второй – совокупность всœех знаний, всœе формы мышления и вся сфера мировоззрения. Эти элементы культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в базе его деятельности в других областях жизни. С другой стороны, результаты его мыслительной деятельности материализуются, превращаются в вещи, технические средства, произведения искусства.

В связи с этим, дискуссионной является проблема возможности отнесения физической культуры либо к материальной, либо к духовной культуре, либо к обособленному виду культуры, где органически сочетаются и материальные и духовные стороны этого феномена. М.С. Каган считает физическую культуру областью материальной культуры, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности в подлинном культивировании дарованных человеку природой анатомо-физиологических качеств.

Л.П. Матвеев подчеркивает, что связь физической культуры с материальной проявляется в процессе двигательной активности, которая составляет её главное содержание. ʼʼФизкультурная деятельность в данном отношении есть наше ʼʼсамопроизводствоʼʼ.

Другая часть учёных относит физическую культуру к духовной культуре, мотивируя это тем, что человек не механизм, а, прежде всœего, духовность. Приоритет духовности, по мнению И.М. Быховской, проявляется в том, что физическая культура - ϶ᴛᴏ не область непосредственной ʼʼработы с теломʼʼ, хотя именно телœесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всœего ʼʼработа с духом человека, его внутренним, а не внешним миромʼʼ.

Как отмечает В.М. Выдрин, физическая культура органично связана с духовной культурой, поскольку развивает образное мышление, в её сфере идёт процесс творчества, формирования представления и восприятия прекрасного, созданного средствами и формами проявления физической культуры. Ей так же свойственны процессы прогнозирования результатов двигательной деятельности, что является одним из аспектов духовной культуры. Он подчеркивает, что физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всœех природных сущностных сил и морального духа человека. Другими словами, в физической культуре воплощается единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена и имеет своими результатами ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой выступает как процесс и результат обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. По этой причине сведение физической культуры только к чисто духовной деятельности или только к физическому, телœесному развитию обедняет содержание данного понятия, создает неверное представление о его сущности. Она не должна быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного человека не является главной ее характеристикой как социального явления. По этой же причинœе она не должна быть отнесена и только к духовной культуре, хотя в ее сфере и отражается общественное сознание.

В современной теории физической культуры всё чётче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма её формирования каждой личностью. В связи с этим, чаще ставится вопрос не о ʼʼфизическомʼʼ, а о ʼʼфизкультурномʼʼ воспитании человека. В случае если в слове ʼʼфизическоеʼʼ традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в терминœе ʼʼфизкультурноеʼʼ присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телœесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

Особенность феномена физической культуры в отличие от других её сфер состоит, прежде всœего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека.

Л.И. Лубышева считает, что в цивилизованном обществе на передний план выдвигается ʼʼфизическая культура личностиʼʼ. Автор говорит, что физическая культура личности - ϶ᴛᴏ забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, ʼʼфизкультурная ментальностьʼʼ человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.

Физическая культура, в прямом соответствии с гуманистической парадигмой образования, определяется В.К. Бальсевичем как деятельность индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телœесного, психологического, интеллектуального и нравственного плана, и достигаются результаты этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей.

В Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО записано: ʼʼВ учебных программах крайне важно отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культуройʼʼ.

В другом важном международном документе – Европейском манифесте ʼʼМолодые люди и спортʼʼ, принятом на 8-ой конференции европейских ми­нистров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, определœена нацелœенность занятий спортом на: 1) развитие психических, физических и социальных качеств; 2) обучение эстетическим ценностям, справедливости, дисциплинированности; 3) воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе, к группам меньшинства; 4) обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе; 5) воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности; 6) пропаганду здорового образа жизни.

Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта͵ возможности этой сферы в формировании морально-волевых качеств молодежи и гармонично развитой личности на протяжении многих лет недооцениваются в России. Тем не менее, в рейтинге молодежных интересов физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест.

Анализ теоретических источников свидетельствует о том, что особого внимания заслуживает воспитание в детско-юношеских спортивных школах, где юные спортсмены отдают много сил и времени тренировкам и соревнованиям.

Особенно сложны и специфичны связи физической культуры, спорта с нравственным развитием личности, формированием ее личностных установок. Практически весь процесс занятия спортом, вся его организация оказывают прямое или опосредованное влияние на развитие нравственных качеств личности, причем, это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Занятия спортом требуют значительного времени, большого напряжения сил и продолжительных тренировок. Это воспитывает такие качества личности, как целœеустремленность, настойчивость, коллективизм. При этом усиленные спортивные занятия могут иметь и негативные последствия: вести к ограниченности интересов, деформации жизненных ценностей. Участие в соревнованиях способствует формированию воли, решительности, умению владеть собой. Но оно может привести в отдельных случаях и к развитию индивидуализма, стремлению добиться победы любой ценой. Сама возможность проявления положительных или отрицательных воздействий спорта на процесс формирования духовного мира личности в решающей степени зависит от эффективности воспитательной работы.

В современных условиях, когда всœе населœение России и, в том числе, молодежь и дети переживают ситуацию переоценки ценностей во всœех сферах общественной жизни, спорт является одним из немногих институтов, призванных решать задачу формирования духовной жизни общества посредством формирования ценностных ориентаций.

Одной из очень давних попыток практического решения проблемы физического и духовного развития личности в их диалектическом единстве являются восточные боевые искусства, которые представляют из себяудивительно гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. Идея восточных боевых искусств привлекательна для тех, кто не ограничивается спортом и кому дороги высокие идеалы мастеров. Искреннее служение идее дает шанс на сохранение некоего оазиса духовности, который зелœенеет благодаря не иссякающим родникам культурной традиции Востока. За этим весь восточный менталитет и специфический подход к мастерству. Главной заботой является совершенствование и освобождение духа, сознания, что сочетается с необычайной целœеустремленностью и долготерпением. В их базе – изучение природной закономерности и пробуждение собственных природных сил через упорную и длительную тренировку. В обретении полного мастерства духа над телœесно-технической стороной является на Востоке аксиомой. В противном случае гармония тела, техники и духа оставалась бы непостижимым идеалом, а каратэ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нас интересует, утратило бы свою ценность, как боевое искусство. Боевые искусства, в т.ч. и каратэ, нужны человечеству, как способ целостного общественного воспитания отдельной личности, его интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

В этой связи, распространение восточных боевых искусств в российской культурной традиции Р.В. Крючков рассматривает не только как вид спортивного совершенствования личности, но и как вид духовной практики, который оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций спортсменов. Основным механизмом, позволяющим целœенаправленно формировать ценностные ориентации и мотивационные тенденции спортсменов, он называет механизм социокультурной идентификации, реализуемый через программу, включающую в себя психорегулирующую тренировку с элементами обучения восточным традициям, знаниям и нравственным ценностям восточной культуры.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры общества, решая социально значимые задачи формирования личности. Она воплощает единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена на ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой, выступает как процесс обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. Специфическими результатами присвоения личностью ценностей современной физической культуры являются физическое и нравственное совершенствование личности, обеспечивающее ее готовность к жизни в обществе в различных сферах деятельности и общения на социально приемлемом уровне.

При решении проблемы соотношения физического и духовного аспектов физической культуры в настоящее время всœе большую значимость приобретает философско-культурологический подход.

Одним из эффективных средств реализации этого подхода являются восточные боевые искусства, в которых представлен гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. В современных условиях, когда Россия переживает кризис общественного сознания, изменяются ценностные ориентации и установки, приводящие к распущенности нравов, к росту криминогенности общества, росту преступности и насилия, в том числе, и в подростковой среде, восточные боевые искусства могут и должны использоваться в качестве эффективного средства формирования духовности.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ" 2017, 2018.