От экологии природы - к экологии души. Классный час (4 класс) на тему: Классный час "Экология души

Доклад

«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ -

К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Природа - матушка моя.

/Воронцова И./

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа - матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

Н а пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства - голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных -провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА

На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

В се мы - и дети, и взрослые - дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как - то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких - на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

Ч еловек - творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.

Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. ЧЕЛОВЕК , который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть ИСТОЧНИКОМ - ПИТАЮЩИМ ДУШУ .

Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что если работа на уроке с книгой - воспитание любви к книге, упражнение о дереве - воспитание любви к природе. Два-три предложения о добром мальчике из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» - и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.

Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа...?

Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» - ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему - «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.

И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель - человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания.

Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:

Оторванность от жизни;

Неумение применять на практике природоведческие знания.

К тому же я, и большинство сельских учителей начальных классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное представление об экологии в данной местности. Для них экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие-то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие на них. Всем от природы что-то нужно. Но только сама она, выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира - главное общение с природой, т. е. через туристско-краеведческую деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма холодной водой, через формирование сознания.

Н епосредственные контакты с окружающим миром вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Мать - Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни

У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда

«Не станет он искать побед,

А ждать великое начало

Его всё чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ»

М.Н. Рыльке

/перевод В. Пастернака./

Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.

Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК - не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше он становится разрушителем всего и вся.

Х очется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»

В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир - духовный.

Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас - была всегда.

Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери - Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести - будет ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому , и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.

Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка светлого. А сколько таких искорок у меня в классе. Ведь дети - это нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к солнечному свету.

Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:

  1. Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?
  2. Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?
  3. Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
  4. Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи - чувства?
  5. Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?

И каждый день! И завтра, и вчера…

Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы живые люли, он - человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.

…Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде - от бездуховности своей.»

В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку - человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

Человек, познай самого себя!

Сократ

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Нас учат бережно относиться к окружающей среде, призывают поддерживать чистоту, порядок и уважать природу. Редко нас учат тому, что мы можем загрязнять окружающее пространство не только отходами, но и своими мыслями, чувствами, словами? Часто мы проявляем необоснованную агрессию и этим постепенно разрушаем пространство семьи, наша критика негативно сказывается на нашем рабочем пространстве, от наших резких слов и отрицательных эмоций страдают наши друзья, родственники, коллеги. В результате, мы разрушаем себя и общество вокруг нас.

Экологию души, развитие духовности несут нам нравственные постулаты Шакарима, Слова назидания Абая. Мы обязательно должны о них помнить, так как они несут свет в наши души, прививают моральные ценности, учат бороться не только за экологию природы, но и за экологию человеческой души. Развитие экологии души предполагает самопознание человека. А самопознание – это самый трудный, но и самый почетный труд людей на земле. Познавая себя, человек познает весь мир.

Еще мудрец Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. Так, часто в других людях нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, которые в себе самом кажутся приемлемыми и простительными. И только немного отойдя и посмотрев на себя со стороны, можно увидеть недопустимость тех или иных свойств своего характера или поведения.

В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н. Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.

Стремление объединять людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости получает последовательное воплощение в стратегии национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. А благодаря Первой леди молодое поколение нашей страны на уроках самопознания учится:

Понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни;

Свободно выражать свои мысли и чувства;

Строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде;

Отстаивать свои принципы и убеждения;

Вести поиск решения разных вопросов, находить нестандартные решения в стандартных ситуациях;

Осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

Распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

Принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции, и т.д.

В разделах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с 8 по 11 классы ключевым словом является «Человек». Так, первый раздел имеет название «Быть человеком», второй – «Человек и общество», третий – «Мир и человек», четвертый раздел – «Мир человечества». Это связано с тем, что для каждого из нас очень важно понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание – это ключ к преображению современного общества.

О своевременности появления данного предмета в образовательных учреждениях страны можно судить по отношению учащихся к предмету. Они также как и взрослые понимают, что «наш образовательный мир и общество в целом стали страдать от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.А. Аманошвили). И дети с радостью приветствовали новый предмет в школе. Отвечая на вопрос «Что дает тебе предмет «Самопознание»? они пишут: «С первого урока меня заинтересовал этот предмет. Я с нетерпением ждал следующего занятия. На этом уроке ты можешь быть самим собой, и каждый тебя поймет. После уроков самопознания мне стало легко находить общий язык с людьми и легко заводить друзей, я стал более открытым для всех» (Зыков Евгений, 6 «Б» класс), «Мы слушаем музыку и пение птиц, от всего сердца передаем пожелания близким. Я стал больше и с удовольствием помогать друзьям, родителям, пожилым людям» (Успанов Мадияр, 7 «Б» класс), «Я люблю «Самопознание» за то, что на этом уроке я могу свободно выразить свои чувства. Мы изучаем на уроке все, что нас окружает в жизни, что мы видим, чувствуем, понимаем. Благодаря этому предмету наш класс стал дружнее, а я сам стал добрее. На уроках самопознания я очень люблю разговаривать с учителем и общаться с друзьями» (Понамарев Валерий, 7 «А» класс), «Благодаря самопознанию я стала намного лучше, чем была до этого» (Цыбань Татьяна, 6 «Б» класс), «Мне нравится предмет «Самопознание» потому, что он учит жизни, любви к людям и миру. Я очень рад, что появился такой предмет» (Александров Виктор, 7 «А» класс). Можно ли сомневаться после таких слов в необходимости данного предмета? Думаю, что нет.

Помните слова Абая? «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние… Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С. 75) . По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. И Сара Алпысовна Назарбаева правильно считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства, так как не каждая семья может дать уроки нравственности и духовности, говорить языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, я считаю, что экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно. А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему счастливым.

Круглый стол

«От экологии пространства - к экологии души»

Дата : 7.11.2014 г.

Место проведения : актовый зал.

Участники : студенты 3 и 4 курса, преподаватели.

  1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий

Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на «круглом столе» «От экологии пространства - к экологии души».

На круглом столе мы всегда рассматриваем самые наболевшие, самые актуальные вопросы. Для того чтобы их освещение и обсуждение было содержательным и конструктивным, вспомним законы «круглого стола»:

1. Если пришёл – не молчи!

2. Каждый имеет право на собственную точку зрения.

3. Умей слушать собеседника.

4. Говори лаконично, кратко, по делу.

5. Хочешь спросить – подними руку.

В качестве эпиграфа я хочу предложить коротенькое, но очень глубокое стихотворение Алексея Решетова «Возьми немного света моего…». Послушайте, пожалуйста, внимательно… Прочувствуйте!

Мы в детстве были много откровенней.

Что у тебя на завтрак? - Ничего.

А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего…

Года прошли, и мы иными стали,

Теперь никто не спросит никого:

Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

«От экологии пространства - к экологии души». Данная мысль выводит нас на размышления о вечных проблемах соотношения мира, природы и человека. Экология мира начинается с экологии души.

Человек - не только тело, но - прежде всего, - сознание, душа.

Душа человека.… У одних она с горошину, а у других - всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом - жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, с деформированной душой.

Для существования и сохранения души, нужно нечто большее, чем просто чистый воздух и чистая вода.

Что же нужно? Это мы с вами обсудим за «круглым столом» для того, чтобы дойти до сути, до истины, выбрать с нашей точки зрения правильное решение, довести его в последующем до школьников и других студентов.

По крайней мере, вы выскажете своё мнение относительно экологии души в российском обществе, представите свою позицию.

Попробуем ответить на вопросы: что же влияет на экологию внутреннего мира? Какова роль современного учителя? А самое главное, у каждого будет возможность понять: готов ли я жить со светом в душе и делиться этим светом.

II. Выступления участников. Обсуждение проблемы.

Ведущий

Прежде чем мы будем говорить об экологии души, предлагаю рассмотреть это понятие как философский термин. Инициативная группа студентов подготовила интересный материал. Слово Бродовинской Ольге.

Студент

Понятие «экология души» широко употребляется в публицистической, экологической, психологической, педагогической, философской литературе в качестве метафоры.

Метафора позволяет по-новому взглянуть на изучаемое явление. Это глубоко философский термин, поскольку философская рефлексия проникает вглубь метафоры, вскрывая различные пласты человеческой духовности.
Понятие «экология души» актуально в свете перемен, через которые проходит российское сообщество, вступив на путь инновационного развития. С движением по этой траектории Россия связывает воплощение в реальность социального бытия новых гуманитарных парадигм и целеполаганий. Потребность в них выстрадана необходимостью по-новому задать меру и смысл человеческому существованию, скорректировать систему ценностных ориентаций человека в современных условиях, разработать механизмы содействия человеку в поисках идентичности.

Понятие «экология души» аккумулирует в себе уникальный космос значений и смысловых нагрузок, свернутых в единое целое, с тем, чтобы развернуть их уже в какой-то иной конкретности, иной ипостаси во внутреннем мире субъекта восприятия.

Феномен «экология души» может быть рассмотрен как некая целостность, выражающая стержневые конструкты внутреннего мира человека, реализующиеся во всей полноте только в процессе восприятия конкретного события конкретным человеком в конкретно исторических условиях его бытия.
Нравственная составляющая субъекта определяется его активностью и должна быть устремлена к улучшению жизни социума. Каждый человек должен нести ответственность за себя, свое ближайшее окружение, за мир в целом.

Ведущий:

Спасибо. «Экология души в современном мире» - это очень интересный многогранный вопрос. Какой смысл вкладываете вы, уважаемые участники «круглого стола», в понятие «экология души»?

Студент

Я считаю, экология души – это наука, предметом которой является охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Студент

Я называю экологией души уважение к своим истинным желаниям и чувствам, чувствам других людей и всему живому. И самое главное – человек должен осознавать, для чего ему заботиться о себе, о других людях, о природе. Для чего жизнь вообще?

Студент

С моей точки зрения, экология души человека во многом обусловлена его чувствами, его радостями, его внутренним светом в соотношении с окружающим миром: родителями и семьей, природой и друзьями, наставниками (учителями, воспитателями) и другими людьми, культурой, обществом, Вселенной.

Студент

Готовясь к сегодняшней встрече, я посмотрела в Интернете высказывания учёных. Меня заинтересовала позиция Николая Николаевича Дроздова. Вы знаете о том, что он профессор МГУ, доктор биологических наук, автор и ведущий телепередач «В мире животных», «В мире людей». Он обращается к проблемам духовности. Я выписала несколько тезисов, которые хотела бы здесь озвучить.

«Живём-то мы всё равно душой, двигаемся и делаем, но только под руководством души, всех нервных центров.

Ни одно, даже самое простое физическое действие – скажем, застилание улиц асфальтом, не может производиться без душевного контроля. Если это делать без души, асфальт развалится, и всё будет плохо. Только если с душой человек делает - это человек.

Результат будет видеть, душа участвовала в этом или нет. Любые технологии - это тоже часть душевной культуры человека. Если человек не соблюдает известную ему технологию, не знает или не хочет её знать, значит, он работает без души.

Добромыслие, доброречие и доброделание. Такие кажущиеся чуть-чуть корявыми слова, но они не корявые они просто более старинные – добромыслие, доброречие и доброделание . И в мыслях, и в речи делать только добрые дела. Только так. Тогда мы максимально приблизимся к хорошей экологии нашей собственной души и будем влиять на экологию душ окружающих именно также».

По-моему, лучше сказать невозможно.

Ведущий

И правильно Николай Николаевич Дроздов призывает: начни с себя по этому принципу добромыслия, доброговорение, добродеяния. Может быть, следование ему, сделает каждого из нас человеком. «Нам бы про душу не забыть, нам бы добрее быть».

Студент

А я хочу напомнить слова нашего замечательного святого Серафима Соровского.

Вся Россия к нему тянулась, ходили за сотни вёрст без самолёта, без автобуса, приходили только чтобы очиститься, потому что знали, что он очищает людей. Шли бандиты, грабители бывшие, но желающие раскаяться. Вот они приходят, а он сидит. К нему подходит человек. Кто он такой? Если помните, кто, читал его жизнеописание, он говорил: «Здравствуй, радость моя»! Говорил он, улыбаясь любому бандиту, падшей женщине, воришке какому-нибудь. И человек сам понимал: сейчас очистится душа и я больше такого уже делать не буду.

И вот с такой радостью надо каждому раскрывать свою душу, стараться каждый день говорить, думать, делать только доброе, тогда общество сможет решить проблемы экологии души.

Ведущий

Мы знаем примеры героизма, самопожертвования, милосердия и в наше время.

А главное, маленькие дети понимают, какой должна быть душа.

У маленького ребёнка спросили: «Что такое душа?».

«Ну, это внутренность наша, она живая» - отвечает девочка.

«Хороший человек какой?».

«Он весёлый, улыбчивый, вежливый, добрый. Люди должны быть добрыми».

Так понимают и описывают душу человека маленькие дети. А как вы, студенты колледжа, можете описать человека, у которого воспитана экология внутреннего мира?

Студент

Если составить обобщенный портрет нравственно здорового человека, то мы увидим творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания является слово "гармония". Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Студент

Замечательно, что проводится такой «круглый стол» про экологию души и то, что здесь много неравнодушных людей.

Нравственность должна пронизывать и определять все стороны жизни человека. Ещё Конфуций учил о том, что нравственность лежит в основе всей цивилизации и служит условием существования общества.

Безнравственный человек, не может быть мудрым.

Безнравственный человек жалок и несчастен. Он никогда не может обрести покоя. Каждый фрагмент его разболтанной души постоянно чего-то желает. Но как только какое-нибудь желание исполняется, то другая часть души начинает испытывать подлинное мучение и повергается в беспросветное уныние. И чем большего достигает безнравственный человек, тем меньше радости он испытывает, поскольку подлинная радость – это явление духовного порядка.

Для этого нужны верные критерии и ориентиры. Без нравственных ориентиров общественная жизнь принимает невероятно уродливые формы, о которых людям, живущим в современной России нет нужды рассказывать.

Ведущий

- Конечно, нужна система ценностей, нужен идеал, пример. Что же определяет норму человеческой жизни? Какие ценности?

Студент

- В современном мире, в российском мире особенно, восторжествовала прагматичная позиция о системе ценностей . В этой системе ценностей духовность упоминается, но она очень не высоко по своему рейтингу среди прочих ценностей.

Каждый человек в отдельности хочет прожить свою жизнь не в выполнении долга, а хочет прожить свою жизнь по возможности с удовольствием.

Чтобы усовершенствовать свою душу, надо слегка потеснить прагматичные ценности, которые сейчас восторжествовали. В этом залог выживания человечества.

И если мир не найдет в себе сил отказаться от «ценностей» общества потребления, то нам придется готовиться к серьезным бедствиям, в том числе и экологическим.

Как в России, так и на Западе о нравственном подходе ко всем проблемам человечества говорят давно. Ещё А. Н. Уайтхед писал в тридцатых годах ХХ века о необходимости поиска мировоззрения, способного спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

Ведущий

Что же должно занимать первенство в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему? Обоснуйте свой вывод.

Студент

Если главенствует материальное - оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа: все дозволено. Ни преград, ни запретов - беспредел.
Если же на первом месте духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни и незапятнанностью перед ней. Тогда все совершаемое человеком не может быть во вред другому человеку или любому живому. Здесь срабатывает табу, нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли в жизни человеческой заповеди, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, сохраняющие её и человека как высшую ценность.

Ведущий

Хочется добавить не менее главное строками Б.Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство -

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Долг и честь, совесть, благородство и достоинство. Давайте уточним смысл каждого слова.

Каково значение слова долг ?

Студент

Долг - это обязательство

Долг - внутренне принимаемое (добровольное ) обязательство .

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами. Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг , нравственный долг ) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Другие виды долга: гражданский долг , патриотический долг , воинский долг .

Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит .

По Канту, долг - это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг - это стремление человека к счастью.

Ведущий

- Слово инициативной группе.

Студент

На Руси всегда эти свойства являлись показателем благонравия: «Честь имею!» - заявлял человек (воин, гражданин Отечества), готовый выполнить свой долг достойно. Честь (по словарю) - это достойные уважения и гордости моральные качества человека. Очевидно, поэтому А. С. Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» сосредоточивает внимание читателя на мысли: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Слово совесть в словаре раскрывается как чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

В педагогическом плане хотелось бы особо подчеркнуть одно свойство совести, которое побуждает анализировать и поступки других и свои собственные. В совести отражается активность сознания, его
анализирующее начало, рефлексия, что и необходимо настойчиво развивать, чтобы оно вошло в привычку. Совесть - это голос сознания.

Разумность и сознание в жизни и деятельности позволяют отличить, где он человек, а где нечто другое.

Очень важно совершать все действия, поступки, строить свои отношения с родными, сверстниками, учителями, с природой, обществом, Отечеством, осознавая, что ты поступаешь по совести.

Студент

Благоро́дство - это совокупность личностных качеств человека. В основном связано с понятием человека о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».

Благородство - высокая нравственность , самоотверженность и честность .

Благоро́дный посту́пок – это поступок безукоризненно честный, самоотверженно великодушный.

Достоинство - это морально-нравственная категория .

Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого человека .

В гражданском праве достоинство - одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ), которые принадлежат человеку от рождения.

Достоинство – это уважение и самоуважение человеческой личности .

Ведущий

Это основа человеческого бытия. Почему от экологии души зависит будущее человечества?

Студент

В центре всего человек, и только от него, его души и разума, от того, какие нормы и принципы он изберет для себя, зависит все то, что ожидает нас в будущем.
Только от души человека зависит, способны ли мы найти гармонию с природой, изменить свой образ поведения в окружающей среде, вести здоровый образ жизни, вернуться к истинным человеческим ценностям, нравственному поведению, любви и совести, к заботе о ближнем.
Наше общество должно преобразиться в общество разумной достаточности, мир личностей, способных к самоограничению, преисполненных чувства долга, ответственности перед другими людьми, своим будущим и будущим своих детей. В мире, и в каждом человеке должна восторжествовать вечная истина нравственного закона, сопряжённого с вечной идеей долга. Человечество уже пришло к необходимости принять новый закон существования, полярно противоположный общепринятому ныне закону потребления закон самоограничения.
Без духовного развития человека, без нравственных принципов, по которым он существует в этом мире невозможна нормальная экологическая среда, которая нас окружает. Поэтому всё, что мы сегодня видим, это есть некая проекция нашего внутреннего мира.

Мы должны понять и увидеть, кто мы есть, в чем наша роль, какими мы хотим видеть себя и нашу страну через годы.

Ведущий

Римский философ Марк Аврелий утверждал: «Неизбежно будет несчастлив тот, кто не следит за движениями своей собственной души». Поэтому так важно нам работать над собой.

Я хочу добавить о том, как важно состояние души человека. О том, как оно отражается на здоровье, на всех сферах жизни - на семье, на работе, на карьере, на досуге. Да, от «плохих» мыслей портится не только настроение, но и здоровье.

Результаты исследований показали: для долгожителей характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. Задумайтесь, а у вас преобладают такие качества или противоположные.

От экологии человеческой души, по сути, зависит, будущее человечества.

Почему люди об этом забывают?

Что можно нам сделать? Как исправить сложившуюся ситуацию? При каких условиях развитие детей и молодежи в современном информационном пространстве будет наиболее культурным, высоконравственным.

Студенты

Каждый человек, по своим возможностям, должен наводить порядок. Не ждать действий от государства, а начать с самого малого - с себя. Кто-то подобрал чужой окурок и бросил рядом в урну, а ребенок увидел и запомнил, что нужно делать именно так. Как говорит восточная мудрость: «Бесполезно воспитывать детей, все равно они будут похожи на Вас!» Кто-то очистил несколько метров пляжа и забрал мусор с собой. А дети видели и начали подражать. Ведь они как губка – все впитывают и плохое, и хорошее. Взрослые не замечают, как дети их копируют, держа сигарету как они. Выпивают первый стакан пива или вина - как взрослые. И они начинают друг перед другом показывать кто сильнее. Кто выпьет больше пива одним глотком, выругается матом и тут же разобьет пустую бутылку… Ведь на мой век хватит, а там…

Это тема морали. Давайте вспомним, какими были наши предки – трудолюбивый и чистоплотный народ, как воспитывали своих детей – наших дедов и бабушек. Это было не так уж и давно. А ведь жизнь была на много тяжелее, чем сейчас и семьи были огромные, а еще нужно было ухаживать за стариками. Даже крысы не бросают инвалидов и малышей, переносят во время опасности, кормят и ухаживают за ними. Но мы - современные люди, образованные и высокомерные, оставляем детей, бросаем стариков, не обращаем внимания на инвалидов. Где уж нам увидеть, что происходит у нас перед ногами, что происходит с нашим домом – с планетой Земля! Мы настолько заняты собой, что просто у нас нет времени обращать на это внимание?

Ведущий

- Спасибо Вам за такую точку зрения. Слово Лобкарёвой Екатерине.

Студент

Поэзия лечит больные души своим живительным словом. Строчки, идущие от сердца, находят отклики у других людей, вдохновляют на добрые порывы, а иногда происходит прозрение и отказ от того, что казалось притягательным. Готовясь к «круглому столу», я встретила стихи Нины Уманской, созвучные нашей теме.

Экология души
Есть экология земли, мы за нее в ответе.
Страдаем сами мы, страдают наши дети.
Есть экология души. Ждать от кого ответа?
Страдает все вокруг. Страдает вся планета.

Очистим экологию души,
И экология Земли сама воспрянет.
Ведь каждая безнравственная мысль
Последствием своим планету ранит.

Очистим душу, смоем с мыслей грязь,
И вся Земля очистится от сора.
Природа благодарно возродясь,
Моря очистит, реки и озера.

Чтоб люди перестали умирать,
От каждого нужна такая малость:
Любить, ценить, прощать, не осуждать,
Чтоб на планете нашей жизнь осталась.

Ведущий

Спасибо. А теперь нам необходимо перевести обсуждение именно в плоскость педагогических знаний и профессиональной деятельности.

Какова роль учителя? Что мы должны сделать для экологии души? Как же можно прикоснуться к душе ребёнка, чтобы она встрепенулась и пробудилась? Надо чётко обозначить ориентиры для своей профессиональной подготовки и дальнейшей деятельности.

Студент

Я думаю, что сейчас ответственность школы за духовное воспитание подрастающего поколения

возрастает многократно. Главная задача: научить учащихся жить в гармонии с окружающей средой, в гармонии с окружающими людьми, в гармонии с самим с собой.

В основе воспитания должен лежать нравственный пример учителя, его доброе слово. Учитель просто обязан делиться светом, ведь где к человеку прикасается луч прекрасного, там отступают разрушение и разложение.

Необходимо в процессе воспитания затронуть душу и чувства ребенка; заставить видеть в обычных явлениях удивительное; научить удивляться и переживать, выражать свои чувства и мысли образно, логично и обоснованно, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Я два месяца работала в школе и убедилась в том, что большинство учителей это понимают и именно в этом видят смысл воспитания.

Меня заинтересовала воспитательная программа «Экология души», разработанная Ольгой Анатольевной Воробьёвой, учителем русского языка и литературы.

«Каждый человек - неповторимая личность, индивидуальность, со своим характером, психическим складом, душой. Он просто не знает себя, пределов собственных возможностей. Наверное, поэтому говорят, что "чужая душа - потемки", что в нее не заглянешь. Помочь ребенку найти себя, раскрыть свои таланты и способности, а вместе с ними и душу, сделать её открытой, красивой и щедрой - главная задача данной программы».

Полагаю, что воспитательную программу «Экология души» мы можем в дальнейшем взять за основу.

Ведущий

Душевная открытость Кристины, её обаяние, чувство ответственности, готовность делиться светом своей души – это важнейшая предпосылка педагогического мастерства.

Современный педагог обязан воспитывать экологию внутреннего мира ребенка.

Наша задача - пробуждать во внутренних силах человека искреннюю готовность проявлять добро и дарить радость, быть воистину человечным, наполняться светом и в глазах, и в душе, и в мыслях.

Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия

Ведущий

– Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

В жизни человеку предоставлено все, чтобы быть счастливым, человеку дана свобода выбора.

Ответственность за правильность выбора целиком ложится на плечи молодого человека: от его внутренней готовности к работе, прежде всего над самим собой зависит дальнейшая его жизнь.

У вас есть возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения. Какая здесь может быть альтернатива сказанному? Что вы обнаружили или поняли в себе? Ответим себе на вопрос: готов ли я жить со светом в душе и дарить свет ближнему своему?

Кто желает об этом сказать?

Студенты

Участвуя в работе круглого стола, я почувствовала, как рождается радость приобретения новых знаний о мире и о себе, о своей сопричастности с огромным миром, о своих достижениях в познании, о своей возможности жить со светом в душе.

Ведущий

Сегодняшнее обсуждение показало ещё раз, насколько актуальна тема нашего «круглого стола» «От экологии пространства – к экологии души» и насколько по-своему каждый из нас понимает эту экологию души в современном мире. Наша задача объединить всё в единое целое и главное не потерять драгоценную нить и идею всего того, что было сказано.

Итак, на основании всего вышеизложенного можно выделить ряд направлений деятельности, обеспечивающей экологию души:

Осмысление двойственных полей всего сущего и свобода выбора человеком своего жизнеустройства, своего жизненного пути;

Своевременное и целенаправленное развитие, приобщение к различным видам полезной деятельности: к чтению книг, к целенаправленному познанию, к увлеченным занятиям спортом, искусством, физическим трудом;

Освоение нравственных законов жизни.

Разумно выбирайте то светлое и доброе, что будет вести вас дорогой счастья. Удачи вам во всех ваших делах и начинаниях.

Благодарю всех, кто принял активное участие в дискуссии.


Выполнила учитель географии, биологии: Иксанова Гузаль Минуллаевна

МБОУ «СОШ №3» г. Альметьевск, Республика Татарстан

Классный час на тему: «Экология души!»

(занятие с учащимися 7-8 класса)

Цель:

    П оказать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Задачи:

    Формировать и закрепить нравственное отношение к окружающей среде у подростков.

    Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение, положительные эмоций и чувства, связанные с заданной проблемой.

    В оспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер (фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения, памятка экологического календаря.

На доске тема: «От экологии природы к экологии души». (спрятана)

Эпиграфы:

“Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)

“Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)

“Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)

«Для того чтобы жить - человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок...» (Г.Х. Андерсен)

Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы: Совместные, групповые.

Ход занятия.

    Организационный этап.

Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

II. Постановка проблемы, темы и цели занятия.

Учащийся.“Я – ПЛАНЕТА”. Когда произносишь эти слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить...

Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.

Учащийся. “Живая душа природы” . “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым...” – так или примерно так сказал однажды Маленький принц.

Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.

Я предлагаю вам посмотреть слайды презентации и попробовать пропустить его через свою душу. (демонстрация слайдов) - Опишите свои чувства после просмотра. (ответы учащихся)

Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические проблемы)

Предложите варианты темы занятия. (ответы учащихся)

Все ваши варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали ваши варианты с моим? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? (ответы учащихся)

Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)

III. Актуализация знаний учащихся.

Кл.руководитель - Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)

Сообщение учащегося:

Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить. Всякая наука оказывает людям огромную помощь но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Экология – молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой - усугубляют экологические проблемы.

За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.

Кл.руководитель - Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.

(Один учащийся читает стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания» )


О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Назовите проблему. (ответы учащихся)

IV. Работа по группам.

Карточка № 1.

    Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.

    Что человек всегда видит и чего никогда достать не может?

    Есть на свете конь – всему миру не сдержать.

    И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.

1.Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?

а) мешает дышать живым организмам;
б) препятствует испарению;
в) уменьшает поток энергии океана.

Карточка № 2.

    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.

    Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается.

    Не зверь, не птица, а в избу просится.

    Лежит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар варит без огня, баран ест безо рта.

2. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопление полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?

а) невозможно;
б) есть надежда;
в) абсолютно невозможно.

Карточка № 3.

    Иди, иди, а конца не найдешь.

    Сито вито кругловато, кто ни взглянет, тот заплачет.

    Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать.

    Что в руках не удержать?

3.Когда же день именин у Земли?

Карточка № 4.

    Двое стоячих, да двое лежачих, два разбойника, разорителя.

    Что выше леса, краше света, без огня горит?

    Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

    Кругом вода, а с питьем беда.

4. Почему так уязвимо озеро Байкал и его экосистема?

а) очень капризное и своенравное;
б) очень чистое и соленое;
в) очень древнее и глубокое.

Карточка № 5.

    Сито вито, решетом покрыто.

    Мету, мету – не вымету, несу, несу, – не вынесу, пора придет – сам уйдет.

    Горя не знает, а слезы проливает.

    На всех садится, никого не боится.

5. Сколько “дырок” в озоновом слое могут проделать космические ракеты?

а) очень немного;
б) не могут;
в) очень даже могут

(Каждая группа озвучивает свои ответы, если у других групп есть дополнения или противоречия, то идет совместное обсуждение).

Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель . Сегодня мы узнали много об экологии. К сожалению, многие не знают этих законов природы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа подготовит обращение к учёным.

Третья группа обратится к фермерам и крестьянам.

Четвертая группа напишет морякам и рыбакам.

Пятая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

- А теперь общий вопрос для всех:

Что нас ждет в ближайшем будущем по “большому счету”?

а) ничего хорошего;
б) светлое будущее;
в) никакого будущего.

(ответ учащихся)

Кл.руководитель - Правильно! Ответ (а). Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

- (сообщение учащегося)

    70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

    Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

    Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

    Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

Кл. руководитель - “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (ответы учащихся).

Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: "как аукнется, так и откликнется", - так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»

VI. Итоговый этап.

- А теперь вернитесь к эпиграфам нашего занятия и скажите согласны ли вы с этими высказываниями, подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся)

- Вот и я говорю вам ребята: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»

Список литературы:

    Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.

    Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.

    http://jmkn.ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija.html

    http://www.rogdestvenskij.ru/

За последние четыре десятилетия мир достиг большего технического прогресса, чем за всю известную нам историю человечества в прошлом. Ученые открыли множество законов, управляющих природой. И чем больше они узнают о тайнах природы, тем больше восхищаются совершенством вселенной. Теперь уже многие заявляют, что вселенная не могла возникнуть случайно, но должна была быть воплощением замысла Высшей Силы.

В природе существует совершенное равновесие. Наш мир, окружающая среда и сама природа образуют живую взаимозависимую систему. Если наша точка зрения верна, то мы не увидим в этой системе ни границ, ни двойственности. Тогда и сама жизнь видится как единое целое. Это живая, сознательная сущность, созданная руками Творца и оживленная дыханием Его жизни.

Совершенному равновесию природы, поддерживающему жизнь на нашей планете в течение миллионов лет, угрожают те же самые технические достижения, которые преобразили современный мир. Средства массовой информации ежедневно сообщают о новых угрозах окружающей среде. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, земля, дающая нам пищу, все больше и больше загрязняются. Сама атмосфера, защищающая Землю, находится в опасности. Забота об экологии не связана с какой-то одной страной, или частью света. Эта проблема глобальна.

Забота об экологии стала одной из основных проблем мира. Исследовав этимологию слова «экология», мы обнаружим, что оно происходит от греческого слова «oikos», что означает «дом» или «местожительство», и слова «ology», что означает «изучение чего-либо». Таким образом, слово «экология» первоначально означало «изучение нашего дома или местожительства». Сегодня, когда мы размышляем об изучении нашего местожительства, мысль невольно устремляется к Земле и Матери природе. Изучение вышеупомянутого может быть разделено на четыре части: понимание циклов природы, осознание последствий загрязнения, изучение методов восстановления первозданной красоты природы и внедрение в практику методов сохранения ее чистоты. Иными словами — это следующие четыре раздела: циклы природы, загрязнение, восстановление и сохранение природы.

Существует еще одно значение слова «экология». Святые и мистики говорят о нашем доме или месте жительства, имея в виду физическое тело, созданное самим Творцом. В этом доме живет душа. Священные писания говорят о том, что человек обязан поддерживать и сохранять чистоту и великолепие души и места ее обитания. К сожалению, мы в значительной степени игнорируем духовную сторону и жертвуем ее чистотой ради этого преходящего мира.

Мне хотелось бы рассмотреть «экологию души». Изучение как внешней, так и внутренней экологии состоит из тех же четырех разделов. Существуют фундаментальные законы и циклы, которые имеют отношение как к природе, так и к духу. Можно увидеть, как загрязнение влияет на нас внутренне, и какой эффект оно оказывает на окружающий мир. Мы можем научиться восстанавливать первоначальную красоту природы и собственной души. Мы можем также ввести в практику методы сохранения своей духовной чистоты.

Все формы жизни образуют единую гармоничную мозаику. В основе существования лежат фундаментальные законы и циклы. Примером совершенной взаимосвязи является жизненный цикл природы. Испаряясь, вода превращается в водяные пары. Все нечистоты и минералы в процессе превращения выпадают в осадок. Водяные пары образуют облака, которые разносятся ветром в разных направлениях. Встречаясь с прохладными воздушными массами, вода конденсируется в водяные капли, выпадающие на землю в виде дождя или снега и питающие жизнь. С незапамятных времен этот цикл поддерживал жизнь на Земле, перенося влагу из богатых водой океанов на землю, для того, чтобы люди и животные имели в достатке питьевую воду, а растения могли расти.

Несмотря на все наши достижения, мы пока не создали технологии, аналогичной способу, которым зеленые растения превращают солнечный свет, углекислый газ и воду в пищу и кислород. Благодаря этому простому процессу, Земля получает свежий запас кислорода, необходимого для всех форм жизни, а также неистощимый запас продуктов питания.

В природе все совершенно. Даже смерть способствует возникновению жизни. Когда растения и животные умирают, их разложившиеся останки превращаются в удобрения для сельскохозяйственных культур. Через миллионы лет разложившиеся вещества превращаются в каменный уголь, используемый для производства электроэнергии. Экологическая система, созданная Богом на Земле, настолько уникальна, что наша планета стала единственно обитаемой в нашей солнечной системе.

Наряду с прочими природными циклами, такими как водный, растительный, цикл каменного топлива, существует и цикл души. Путешествие началось с сотворения вселенных и продолжается до сих пор.

Священные писания рассказывают, что вначале Бог был совершенно один. Он был Океаном Всеблаженного Сознания. Затем из одного Он решил стать множеством. Эта мысль вызвала вибрацию, в результате которой возникло два принципа: Свет и Звук. Различные священные писания называют Свет и Звук по-разному. Слово, или Наам, и является выраженной Силой Бога. Именно Ею были созданы различные планы существования: чисто духовный Сач Кханд, духовно-материальные области надпричинного плана, причинный и астральный планы, а также материальный мир на физическом плане. Та же Божественная Сила создала людей и все другие формы жизни, и Ею же обеспечивается симметрия и гармония существования вселенной, так как именно Она удерживает планеты на орбитах и звезды в небесах.

Душа — искра созидательного принципа, живительная сила внутри нас. До тех пор, пока душа обитает в теле, тело живет. Лишь только душа оставляет тело, человек умирает. Создавая вселенные, Бог отделил от Себя души, чтобы населить миры. С этого и начался процесс трансмиграции. С незапамятных времен душа обитает на различных планах творения, переходя из одной формы жизни в другую. Как только существование в одной форме жизни заканчивается, душа переходит в другую. Душа трансмигрирует подобно растению, умирающему зимой, чтобы снова ожить весной. С окончанием одной жизни душа начинает новую, в новой форме. Душа, будучи искрой бессмертного Творца, никогда не умирает. Она лишь переходит из одной жизни в другую.

Отделяя от Себя души, Всевышний предусмотрел и путь, по которому те смогли бы к Нему вернуться. Возвращение возможно через поток Наама, или Слова. Однако План творения предопределяет, что душа не помнит своего прежнего существования до тех пор, пока не достигнет определенной ступени духовной эволюции. Если бы мы помнили каждое предыдущее рождение, то жизнь была бы слишком усложнена воспоминаниями о прежних связях, и было бы трудно функционировать в рамках отношений, существующих сейчас. Мы искали бы родителей, супругов и детей, с которыми были связаны в прошлых жизнях. Поэтому, когда душа входит в новую форму, она прикрыта облаком забвения. Забыта ею и собственная сущность, то, что душа — это капля Божья. Переходя от рождения к рождению, душа, не ведая о своем истинном происхождении, отождествляет себя с умом и телом. Вместо того, чтобы искать путь назад к своему Источнику, она тянется к мирским соблазнам.

Знание о нашей истинной сущности скрыто в сокровенной глубине души. Подобно алмазам или нефтяным пластам, лежащим глубоко под землей, наша величайшая ценность, душа, похоронена под слоями ума, материи и иллюзии. Мы должны освободить ее в течение этой жизни и использовать свой величайший потенциал.

Загрязнение


Загрязнение — это еще один из аспектов внутренней и внешней экологии. Подобно воздуху и воде, душа обладает внутренней красотой. Она тождественна Богу. Один из святых сказал: «Бог — это любовь, и наша душа, являющая собой ту же сущность, что и Бог, — это тоже любовь. Поэтому путь назад к Богу тоже лежит через любовь».

Миллионы лет на Земле был свежий воздух и чистая вода. Однако наша эксплуатация планеты привела к истощению природных ресурсов. Мы загрязнили воздух, воду и почву, разрушаем озоновый слой Земли, уничтожаем флору и фауну. Подобным же образом наша ненасытная потребность потворствовать своим чувствам оскверняет естественную чистоту души.

Многие считают, что мозг — это место, где находится интеллект. Однако мозг — лишь инструмент, подобный сложному компьютеру, через который душа общается с внешним миром и получает из него впечатления. Оператором, управляющим телом и умом, является душа. Именно она должна бы контролировать как ум, так и тело, однако, в действительности, сейчас все наоборот. Сейчас ум контролирует душу, бьющуюся в сетях впечатлений окружающего мира.

То, что мы видим и слышим, обоняем и осязаем, все впечатления окружающего мира отвлекают наше внимание, являющееся внешним выражением души. Как результат, внимание отвлечено вовне через девять дверей окружающего мира: два глаза, два уха, две ноздри, рот и два нижних органа. Ум, любитель удовольствий, увлек наше внимание в физический мир, и мы забыли свою истинную сущность.

Мы проводим жизнь в чувственных мирских удовольствиях, считая, что целью ее является накопление материальных благ, богатства, собственности, связей, создание себе имени и известности, а также обретение власти. Однако мы забываем, что ни одно из перечисленных благ не сопровождает нас, когда мы умираем. Они нереальны, как мираж в пустыне. Мы покидаем мир точно так же, как и приходим в него, как души, чуждые всего материального.

Многие осознают это слишком поздно. Мирские желания и чувственные удовольствия оседают на чистую душу, как пыль. Приходя в этот мир несчетное количество раз, душа настолько загрязняется впечатлениями от него, что становится совершенно неузнаваемой. Однако, некоторые счастливые души пробуждаются. Они осознают духовное значение жизни. Врожденное стремление к бессмертию ведет их к раскрытию тайны жизни и смерти. Если возникают вопросы: «Кто мы такие? Зачем мы здесь? Куда мы идем?» — значит искра духовности уже зажглась, и мы не сможем успокоиться, пока не найдем ответа. Искренняя мольба исходит из самых глубин нашего существа, и мы молим Всевышнего прийти к нам на помощь.

Возрождение былого великолепия души

Еще одним аспектом рассматриваемого нами предмета является восстановление красоты души. Экологи, работающие над тем, чтобы очистить загрязненные воздух и воду, и освобождающие животных, попавших в нефтяные капканы — это истинные герои нашего времени в борьбе с загрязнением окружающей среды. Но в нашем мире существуют и экологи души. Они имеют полное представление о первозданной красоте души и загрязнителях, покрывающих ее слоями грязи. Они ищут тех, кто пытается найти истину, но попал в ловушку мирских желаний, и стараются их освободить.

Эти Божественные экологи чаще известны как святые и мистики, пророки и духовные учителя, приходившие к нам испокон веков. Сами они чисты и свободны от всего, что загрязняет душу, и способны освободить других. Они освободили собственные души от ограничений физического тела и вознеслись к Творцу в чистом Божественном потоке.

Святые и мистики слышат мольбы душ, стремящихся к свободе. Они могут показать нам нашу истинную сущность. Они учат нас проводить самоанализ, чтобы отделить собственное «я» или душу от наслоений ума, материи и иллюзии, ее покрывающих, и делают это с помощью медитации.

Сохранение естественной красоты души
Очередной аспект внутренней и внешней экологии — это сохранение естественной красоты души. Получив прямой контакт с внутренним Светом и Звуком, мы понимаем, что мы не тело, а душа. Понимаем мы также и то, что внутри нас существует Высшая Реальность. С этого начинается путешествие в нашу Истинную Обитель.

Духовные адепты учат нас тем практикам, которые помогут нам очиститься от вековой грязи. Существуют два фактора, ускоряющие этот процесс: очищающая Вода Наама и этичная жизнь.
Овладев методом медитации и получив контакт с Божественным Светом и Звуком, необходимо каждый день заниматься внутренними упражнениями. Необходимо выделить время для общения со Светом и Звуком внутри. Чем больше мы слушаем, как звучит внутренний Свет, тем больше Он очищает душу, смывая с нее впечатления окружающего мира.

Вторым фактором, помогающим нам на пути духовного прогресса, учителя считают этичную жизнь. Для того, чтобы достичь прогресса во внутреннем духовном путешествии, нам необходимо преодолеть в себе гнев, чувственные влечения, жадность, привязанность и эго. Это и есть пять загрязнителей, оскверняющих душу. Они отвлекают наше внимание на окружающий мир. Проанализировав эти пять отрицательных качеств, мы увидим, что они обусловлены стремлением к преходящим мирским удовольствиям. Например, мы сердимся, если что-то мешает нам достичь желаемого. Чувственные влечения вызваны стремлением к чувственному удовольствию. Причиной жадности является неутолимое желание приобретения собственности, богатства, власти, имени и славы. Добившись своего, мы привязываемся к приобретенному и забываем о духовных ценностях и своей духовной природе. Основой эго является гордость преходящими достижениями: богатством, мирскими знаниями и властью.

Для того, чтобы избавиться от этих пяти отрицательных качеств, необходимо ежедневно анализировать свои мысли, слова и поступки. Это даст реалистическую картину того, что именно оскверняет душу. После этого можно принять решение не совершать подобных ошибок в будущем.
Святые придают большое значение этичной жизни и считают ее основной ступенью на пути духовного развития. Сант Кирпал Сингх Джи обычно говорил, что стать человеком в истинном смысле слова трудно, однако, достигнув этого, относительно легко найти Бога. Необходимо ни что иное, как полная трансформация жизни.

Для того, чтобы наша планета, с ее взаимозависимыми экологическими системами смогла уцелеть, нам следует научиться жить в гармонии со всем мирозданием. Для меня экология означает следующее: если мы загрязняем свой мир, то это показывает, что нам ни до кого нет дела. Если бы мы заботились о своей семье или о своем соседе, то не стали бы загрязнять окружающую среду и усложнять жизнь другим людям. Проблема экологии могла бы быть решена в целом, если бы мы, люди, осознали, что каждое существо, живущее на Земле, есть воплощенная душа. Если только мы поймем, что душа, подобная нашей, живет в каждом существе, растение это или животное, и что все души имеют один Источник — Сверхдушу или Бога, тогда мы будем видеть Божественный Свет в каждом живом существе, любить его и заботиться о нем. Что же такое любовь в действительности? Любовь — это подлинная забота о ком-то. Любовь — это не только физическое влечение. Настоящая Божественная любовь, любовь в истинном смысле слова, предполагает заботу о тех, кого мы любим. И если мы действительно о ком-то заботимся, то мы не захотим усложнять его жизнь. Если все мы в этом мире начнем думать об окружающих, как о братьях и сестрах, имеющих то же Божественное происхождение, что и мы, мы не станем делать ничего такого, что могло бы повредить другим людям. Мы постараемся прожить жизнь так, чтобы не загрязнить окружающую среду, в которой живут другие люди. Соединившись с Божественным Светом и Звуком, мы начинаем видеть этот Свет во всех существах, мы начинаем верить в братство людей и в происхождение всего от Бога. По достижении этого состояния изменится вся наша жизнь, что, в свою очередь, отразится на нашем обществе, стране и поможет миру в целом.

Таким образом, необходимо развить в себе уважение к окружающей среде, не игнорируя прав даже мельчайших насекомых. Экологи сознательно не хотят что-либо менять в окружающей природе, ибо это нарушит баланс природы. Аналогично, достигнув определенной степени духовного развития, мы начинаем жить очень чутко. Мы стараемся не ранить чувств других, обращаясь с теми, кто входит с нами в контакт, любовно и мягко. Развивая в себе положительные качества и продолжая медитировать на Святом Слове, мы обнаружим, что все наши недостатки и прочая грязь, покрывавшая душу, отпадет, и она засияет первозданной чистотой.

Убежденные экологи считают своим долгом работать ради сохранения окружающей среды. Они хотят сделать все возможное для того, чтобы жить в гармонии с природой. Те, кто познают себя и приходят к Богу, тоже приобретают чувство ответственности. Само по себе духовное развитие не является самоцелью. Развивается глубокая любовь ко всему творению. Начинаешь видеть Божественную руку за каждой былинкой. Уважение и любовь к жизни проявляются в бескорыстном служении.

Те, кто познает Бога, не оставляют этот мир, чтобы провести жизнь в уединении и медитации, так как у них развивается врожденное желание служить своим собратьям и всей жизни. Такая точка зрения может оказаться сюрпризом для многих людей, живущих на Западе и считающих, что духовность — это отрицание жизни и предназначена лишь для отшельников и монахов. Сант Даршан Сингх называл такой подход негативным мистицизмом. Именно он впервые употребил выражение «позитивный мистицизм». Смысл науки заключается в том, что в то время, как мы работаем над своим духовным развитием, мы продолжаем выполнять обязанности по отношению к семье, обществу, стране и миру, и стараемся делать это наилучшим образом. Мы честно зарабатываем себе на жизнь, чтобы обеспечить себя и семью, а также помочь нуждающимся. Наша религия остается той же, к которой мы принадлежим по рождению, однако, живем мы в соответствии с ее истинной целью — познать себя и прийти к Богу. Мы заботимся о своих семьях и стараемся сделать все, чтобы дети получили самое лучшее образование. Мы стремимся достичь максимума в обоих мирах и преуспеть во всех своих начинаниях. Однако, живя и работая в этом мире, мы постоянно помним о своей духовной цели.

Так давайте же посвятим свое время духовным упражнениям, чтобы восстановить врожденную, данную нам Богом, красоту. Добившись этого, мы обретем особое, неповторимое излучение, которое почувствует каждый, кто войдет с нами в контакт. Мы будем орошать любовью каждое живое существо и всю нашу планету.

Восстановив экологическое здоровье собственной души, мы будем очищать и возрождать все творение. И тогда этот мир вернется к Божественному состоянию блаженства и экстаза, ради которого мы и были созданы.

Позвольте мне закончить отрывком из поэмы «Мольба души», написанной Сант Даршаном Сингхом:

Мы только капли одного фонтана Божественной красы,

Мы только волки Реки Любви Великой.

Мы разные цвети в Саду Творца.

Мы собрались в одной Долине Света.

Мы, на Земле живущие, принадлежим к одной семье,

Ведь Бог один, и все мы Его дети.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Подумайте, какова Ваша точка зрения на экологию. Постарайтесь внести в свою ежедневную жизнь нечто такое, что поможет развитию экологии.
Подумайте об экологии души. Что именно загрязняет душу? Составьте план действий с учетом этой главы, который даст Вам возможность избавиться от загрязнителей.

Сант Раджиндер