Дети во время революции 1917. Кто расскажет детям о революции и советском прошлом

Цель:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детям о революции 1917г.

Цель: познакомить детей с событиями Октября 1917г.

7 ноября… День, который десятки лет подряд наши бабушки и дедушки, мамы и папы, – отмечали как большой праздник. Военный парад и демонстрация, флажки и шарики, праздничные столы со вкусными блюдами. Сейчас другое время, другие герои. Не вспоминают о Ленине. Может, это и хорошо, что дети ничего не знают? Но ведь замалчивание – та же ложь. А что если рассказать им правдивую сказку про этот день?

Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!

И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца.

Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо. Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.

И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России.

Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами. Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне-декабристы, потом разночинцы-народовольцы, которые даже пытались убить царя.

А потом, больше ста лет назад, появилось много разных революционеров – и такие, что создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье угнетенных народов, или – крестьян всей страны. Революционеров было мало, часто их ссылали в Сибирь, на каторгу, или в тюрьму, или вешали.

Покушение на царя.

Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше. «Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат, студент Володя Ульянов.

Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой, но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться. Ради партии и победы революции можно было грабить банки, убивать жандармов и предателей, и многое другое. Светлое будущее после победы революции эта партия называла коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами, или большевиками. Многие ее вожди до революции жили за границей, многие отбывали срок в ссылке.

Владимир Ульянов (Ленин) в октябре 1917 года

Владимира Ульянова, который стал главой этой партии, товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин.

Вроде бы хорошее намерение – сделать так, чтобы все жили одинаково хорошо, не было ни богатых, ни бедных, все дети учились и выбирали себе специальность – по способностям и по желанию?

Но, к сожалению, все получилось иначе.

Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго (до 18 го года). Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.

Матросы революции

По всей стране открыто принимали решения Советы – народное самоуправление. Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах, с оружием в руках. Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Ради того, чтобы своими руками построить коммунизм себе или своим детям, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных.

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали. Злодейский поступок.

Потом началась гражданская война: не захотели молодые дворяне и военные отдавать свою страну в руки безграмотных разбойников – стали драться за нее. То есть граждане одной страны начали убивать друг друга – поэтому такая война и называется гражданская, а еще ее называют братоубийственная. Потому что иногда члены одной семьи, братья оказывались по разные стороны баррикад и должны были стрелять друг в друга. В войне за убеждения погибло очень много людей.

После двух войн – Первой мировой и гражданской – страна оказалась разорена. Нищета, разруха, голод. И тут большевики начали так называемое «раскулачивание помещиков». Они приходили во дворы к крестьянам, у которых были какие-то запасы, называли таких крестьян «кулаками» – и отбирали все. Зерно, лошадей, коров, овощи… Потом приходили еще раз и отнимали то, что осталось, находили все спрятанное – и целые семьи погибали от голода. Надо сказать, что очень часто все, что было в таких «богатых» крестьянских семьях, было нажито честным трудом. Если люди были трудолюбивые, хозяйственные, здоровые – они строили крепкий дом, обрабатывали землю, заводили домашнюю живность и жили неплохо.

В российской империи накануне революции жило более 160 миллионов человек, 8 человек из 10 были крестьянами, а значит – были самой бесправной, голодной, забитой и неграмотной частью страны.

Октябрьская революция была надеждой этих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, власть коммунистов, пообещала им это – и обманула.


Когда читать книги и смотреть фильмы надоест, можно продолжить учить историю, например, через картины. Это правда классный способ! Художнику Александру Лабасу было 17 лет, когда произошла революция 1917 года. И поэтому его работы, которые можно увидеть на выставке в ИРРИ до 10 декабря, это почти «фоторепортаж» с места событий.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Художник Александр Лабас родился в 1900 году и застал много важных событий прошлого столетия. Первые путешествия на самолётах и дирижаблях, две мировые войны, освоение космоса. Но если выбирать событие, которое повлияло на художника больше остальных, то это, конечно, Октябрьская революция.

«Мне было 17 лет. Я часто возвращался к теме Октября и Гражданской войны. Это время я удивительно чувствую. Его образы меня преследуют», - писал Александр Лабас в своих дневниках. На основе воспоминаний своей юности художник создал сложную для себя серию работ «Октябрь»: «Я поклялся себе, что буду всё-всё смотреть и потом обо всём напишу! Везде пролезу. Пусть хоть смерть! Ничего не пропустить! Вот она перед глазами делается новая история!».

Матрос, 1930 (Государственная Третьяковская галерея)

Февральская революция продлилась чуть больше недели. Но эти восемь дней сильно изменили ход русской истории и подготовили почву для Октябрьской революции. Российская империя была ослаблена Первой мировой войной: все силы страны были направлены на поддержание армии, которая терпела одно поражение за другим. Зимой 1917 года в крупных городах начались перебои с хлебом: пекарням не хватало топлива, чтобы его испечь. У булочных выстроились длинные очереди-«хвосты» желающих запастись хлебом заранее. Люди, проводившие дни напролёт в «хвостах», принялись громить витрины магазинов. В Петрограде беспорядки переросли в настоящие хлебные бунты, к которым стали присоединяться бастующие рабочие.

Мирная демонстрация против войны, запланированная на 23 февраля, вышла из-под контроля - среди лозунгов «Хлеба!» и «Долой войну» появляется лозунг «Долой царя»

К 27 февраля весь Петроград оказывается захвачен беспорядками, в которых принимают участие и солдаты, ожидающие в городе пересылки на фронт. Начинается вооруженное восстание.

Император Николай II в это время находится в Могилёве, где располагалась ставка Верховного главнокомандующего - другими словами, штаб-квартира российских войск во время войны. Он посылает в город телеграмму с требованием остановить демонстрантов и спешно выдвигается в Петроград. К этому времени все железные дороги были перекрыты бастующими, и император направляется в Псков. Тем временем в Петрограде к восстанию присоединяются правительственные войска, второй Балтийский флотский экипаж, а также матросы крейсера «Аврора». Этот боевой корабль принимал участие в Русско-японской войне (1905) и в Первой мировой (1914-1918), а в 1916 году был отправлен на ремонт. В феврале 1917 экипаж «Авроры» перешёл на сторону восставших, одним из которых вполне мог быть герой этого портрета Александра Лабаса. 28 февраля была взята Петропавловская крепость - один из важнейших объектов города. Происходит переворот - страну теперь возглавляет Государственная дума, принявшая сторону восставших, а ещё Петроградский совет, созданный рабочими и солдатами. Находясь в безвыходной ситуации, 2 марта Николай II отрекается от престола в пользу брата Михаила, который на следующий день делает то же самое. Так всего за несколько дней в России была свергнута династия Романовых, правившая более 300 лет.

В противогазе. Из серии «На манёврах». Эскиз, 1931 (Государственный Русский музей)

Одной из главных причин революционных событий стала Первая мировая война. Она отнимала у России огромное количество сил и ресурсов, но самым разрушительным последствием затяжных сражений стали колоссальные человеческие жертвы. На этой войне впервые было использовано химическое оружие: в сражении у бельгийского города Ипра в 1915 году немецкая армия в наступлении на войска Англии и Франции применила ядовитый хлор. От газа пострадало более 15 тысяч солдат, 5 тысяч скончались. После этой трагедии неотъемлемой деталью экипировки союзных войск становится противогаз. Такими же противогазами снабжались и русские солдаты, которые ждали переправки на фронт. Но несмотря на принятые меры, число жертв продолжало расти. Александр Лабас вспоминал:

«Хорошо помню предреволюционное время. Война чувствовалась везде. Мы жили у Белорусского вокзала, и я видел, как привозили с фронта тяжело раненых солдат, видел отравленных газами. Раненых было так много, что госпиталь занимал целый шестиэтажный дом».

Невыгодность войны была очевидна всем, но только не Государственной думе. Созданное на её основе Временное правительство, а точнее, министр иностранных дел Павел Милюков, в апреле 1917 выпускает ноту о «войне до победного конца», в которой он уверяет союзников России в полном соблюдении обязательств и в намерении продолжать войну. Это выступление было встречено недовольством со стороны людей и демонстрациями, которые привели к кризису Временного правительства и отставке Милюкова.

Приезд Ленина в Петроград. Эскиз, 1930 (Государственная Третьяковская галерея)

Во время кризиса Временного правительства в Россию возвращается Владимир Ленин. Когда в стране прогремела Февральская революция, лидер большевиков находился в эмиграции в швейцарском Цюрихе. Большевики выступали за прекращение войны - из-за этого их партия считалась нелегальной, а, значит, никто из партии большевиков не входил во Временное правительство. 3 апреля 1917 года Ленин прибывает в Петроград - на Финляндском вокзале соратники устраивают ему торжественную встречу, после которой он приветствует толпу, которая собралась перед зданием вокзала, используя в качестве сцены броневой автомобиль «Остин». Или нет?

Несмотря на воспоминания очевидцев, многие историки считают, что это выступление - вымысел. Политическая программа Ленина, или так называемые «апрельские тезисы», были объявлены им через некоторое время после приезда, да и версий того самого броневика крайне много, чтобы привести его как вещественное доказательство. Но после того, как эту сцену воспроизвёл режиссёр Сергей Эйзенштейн в своем фильме «Октябрь», легенда стала историческим фактом. Фигура Ленина на броневике стала одним из самых воспроизводимых образов в искусстве - не остался в стороне и Александр Лабас. Он не был в Петрограде в то время, но видел фильм Эйзенштейна, по которому и была воспроизведена эта картина. Заметьте, что Ленин, в отличие от других фигур на полотнах Лабаса, здесь тщательно прописан и узнаваем. Такими были каноны «ленианы» (произведений искусства, в которых главным героем был Владимир Ленин) - у художников был единый стандарт изображения вождя революции. Всего Лабас написал два варианта с Лениным на броневике (оба - 1930, Государственная Третьяковская галерея и Национальная галерея Грузии, Тбилиси).

«На выставке „Москва–Париж“ была моя картина „Ленин в 1917 году“, созданная в 1930 году по ранним эскизам. Она 51 год простояла у меня в мастерской, я её никуда не давал, так как она написана совсем в другом плане, чем было принято в определённые годы».

Под арку на штурм. Эскиз, 1932 (коллекция Александра Балашова)

В целом, возвращение Ленина пришлось на очень удачный для большевиков период. Нота Милюкова о продолжении войны вызвала разрыв между Советами и Временным правительством. Нарастали волнения в городе - теперь на плакатах демонстрантов «Долой самодержавие!» сменилось на «Долой Временное правительство!». В разгар войны в отставку уходит министр иностранных дел Павел Милюков, а также военный и морской министр Александр Гучков. Члены Временного правительства и Советов объединяются, чтобы выйти из кризиса, но безуспешно. В июле проходит первая вооружённая демонстрация большевиков, к которой присоединились матросы, солдаты и рабочие. «Июльские дни» приводят к очередному кризису Временного правительства - теперь его возглавляет Александр Керенский, на тот момент военный и морской министр. В правительстве опять нет большевиков, и они начинают планировать вооружённое восстание.

Сентябрь 1917 запомнился сразу двумя событиями - мятежом Верховного главнокомандующего Лавра Корнилова, потребовавшего передать ему власть, и очередным развалом Временного правительства. В Советах преимущество за большевиками. Они создают Военно-революционный комитет формально для защиты от войск Корнилова, но на самом деле для организации переворота.

25 октября начинается штурм Зимнего дворца, в котором заседает Временное правительство. Эти события изобразил Александр Лабас в работе «Под арку на штурм». Мы видим происходящее со стороны арки Генерального Штаба - с этой точки обзора Дворцовая площадь напоминает сцену театра, декорациями которого становится Зимний дворец. Присмотритесь к горизонту: художник изобразил ключевого участника Октябрьской революции - знаменитый крейсер «Аврора». Из пушек этого корабля был произведён холостой выстрел, который послужил сигналом для начала штурма Дворца, что привело к победе большевиков.

Наш переулок утром, 1929 (Государственная Третьяковская галерея)

Революция захватывает и Москву. Весь город оказывается поделённым между противостоящими силами. Революция застала Александра Лабаса семнадцатилетним студентом Строгановского училища - дом в Стрелецком переулке, в котором художник жил вместе со своими родителями, улицы Сретенка и Мясницкая были оккупированы большевиками.

«Наш район был у большевиков, а Арбат у белых. У меня там жили родственники, и я хотел пройти к ним, хотя это уже было опасно. Зато я мог всё увидеть», - вспоминал Лабас

В ту осень этот привычный и даже обыденный пейзаж казался художнику особенно красивым:

«И это напряжённое состояние, поразившее меня тогда, тишина в переулке, красивая осень и предчувствие гигантских событий стояли у меня перед глазами, когда я в 1929 году писал картину „Наш переулок утром“. Осень, загорелся рыжий клен, нависло большое дерево, а вдали туман, сквозь него видны дома, большие каменные и деревянные, видны фигуры бегущих людей, слышны отголоски перестрелки».

У стен Кремля. Из серии «Октябрь», 1959 (коллекция Ольги Бескиной-Лабас)

Главный эпизод Октябрьского восстания в Москве - взятие рабочими и солдатами Никольской башни Кремля - выполнен Лабасом с подробностью раскадровок к фильму. Здесь очень интересно показана работа художника с самыми разными техниками, причем все они напоминают процесс создания картины от наброска до законченной работы в цвете. 28 октября Кремль взяли отряды юнкеров, расстреляв 300 солдат, перешедших на сторону большевиков. Большевики начали артиллерийский обстрел Кремля. Снаряды повредили колокольню Ивана Великого и Спасскую башню, Успенский и Благовещенский соборы, были разрушены Никольские ворота. 2 ноября юнкера объявили о капитуляции - революция в Москве победила.

Мой брат в 1931 году (коллекция Ольги Бескиной-Лабас)

Революция переросла в Гражданскую войну. После рассказов брата Абрама, вернувшегося с поля боя с простреленным пальцем, Александр Лабас не может остаться в стороне от событий гражданской войны. В 1919 году он идёт добровольцем на фронт. Его судьбу решил Давид Штеренберг - художник-авангардист, руководивший отделом ИЗО Наркомпроса РСФСР. Он устроил молодого живописца при Политуправлении 3-й армии Восточного фронта, чем, возможно, спас его от гибели.

На войне Лабас был одним из художников, которые делали агитационные плакаты и расписывали поезда

Брат живописца построил военную карьеру - он был заместителем начальника штаба Киевского Военного Округа. Однако после окончания войны режим большевиков становится строже. Начинаются репрессии и расправы над революционерами, которые затронули и брата художника. В 1937 году Абрам Лабас был расстрелян по обвинению в военном заговоре. Художник так и не успел создать его живописный портрет. Это одна из немногих работ Лабаса, на которых человек в военной форме изображён подробно и узнаваемо. По прошествии лет для художника обе стороны Революции стали одинаково виновными в разрушительных погромах и убийствах, ведь в любой войне люди перестают быть людьми.

Увидеть все эти работы и лично устроить ребёнку экскурсию по 1917 году можно в Институте русского реалистического искусства, где проходит выставка художника Александра Лабаса . В экспозицию вошло около 50 графических и живописных работ из собрания Третьяковской галереи, Пушкинского музея и Лабас-фонда, а ещё архивные фотографии из собрания МАММ 1917–1923 годов.

Выставка Александра Лабаса в ИРРИ продлится до 10 декабря, а посетить её можно с 11.00 до 20.00.

Российская империя , как известно, была самой лучшей страной в мире, где счастливые гимназисты сияли румянцем, отправляясь по утрам учиться, молиться и мечтать отдать жизнь за царя. Конечно, были и небольшие проблемы (связанные с влиянием извне или со смутьянами, которых всегда хватает), например, тотальная безграмотность остального народа. Но в 1908 году, как рассказывают нынче "белые патриоты", царское правительство приняло программу всеобщего обучения для детей России - получить образование могли все независимо от пола, национальности и сословия! Программу задумывалось реализовать через 20 лет, тех самых "спокойных лет", которые просил некогда Столыпин, после чего мы бы "не узнали страну".

И если бы, говорят нам почитатели царской эпохи, кровавые большевики не разрушили процветающую и добрейшую к детям империю, то время всеобщего и обязательного образования пришло бы раньше - в 1928 году, а не как в СССР, в 1934-м, когда была достигнута всеобщая грамотность.

Возможно, кто-то и верит в эти сказки о прекрасном царстве, но сегодня, когда в России отмечают столетие Октябрьской революции , ради разнообразия обратимся к фактам.

В 1908 году не была принята никакая программа о всеобщем образовании. Это был лишь законопроект, который комиссия по народному образованию рассматривала еще два года, и после блужданий документа по столам в Думе, в Государственном совете, после бесплодных обсуждений среди чиновников прекрасная мечта стала той самой мифологической папочкой, которая для устойчивости служит подпоркой к шкафу в одном из высоких кабинетов. В 1912 году законопроект был отклонен Госсоветом .

Склонные к идеализации царского прошлого граждане, между тем, с высоких кафедр продолжают утверждать, что возможность получить образование и сделать карьеру для бедного крестьянина или батрака еще в царствование Александра III была очень высока, а то, что народ оставался темным и нищим - его собственный выбор, да еще и следствие греховности. Ну, а в царствование последнего императора возможностей стало еще больше. Особенно с теоретическим всеобщим образованием, о котором шла речь выше. Ораторы, если и упоминают в скобочках, что закон этот принят не был, то всегда забывают уточнить, какого рода это образование должно было быть, а мы упомянем - речь у Столыпина шла не о среднем, а о всеобщем начальном образовании .

Разрабатывая программу, чиновники брали за основу церковно-приходские школы и их предметный перечень.

"В дореволюционной начальной школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение, начальные сведения из истории церкви и Российского государства, а также всегда - ремесла и рукоделия". (Рустем Вахитов, "Революция, которая спасла Россию").

Именно эти предметы и требовались для перехода огромной аграрной страны на новый технологический уровень вслед за другими государствами, уже перешагнувшими через промышленную революцию, именно Закон Божий и четыре действия арифметики должны были обеспечить процветающей николаевской России "большой рывок" и полномасштабную индустриализацию, правда, только через 20 лет. Если бы эти 20 лет были "спокойными". А спокойными они бы не были и, наверное, не могли быть - все шло к переделу мира и даже к мировой войне.

Важно отметить еще один момент. Начальное образование не было ступенькой к среднему, как мы все к этому привыкли. Даже закончив начальную школу, к среднему образованию подступиться было невозможно. Среднее образование давала гимназия, а гимназическое обучение было доступно только привилегированному сословию: гимназистами становились дети дворян, чиновников и богачей. Вот тут мы возвращаемся к образу прекрасного и сильного царя Александра III, при котором якобы, по словам восхищенных "бело-патриотов", социальные лифты носились со скоростью света туда и обратно. Именно Александр запретил доступ детям простолюдинов в гимназии - речь идет о циркуляре министра просвещения Делянова от 1887 года, получившего в народе название "указ о кухаркиных детях" . Естественно, все дело в деньгах - отсеивались те ученики, чьи родители заведомо не могли бы понести всех тягот платного обучения, покупки формы и так далее.

Среднее образование в царской России было не для всех, еще и платное, о всеобщем начальном только задумывались. Что же с высшим? Вот гимназисты уже могли думать о поступлении в университеты. Среднее техническое образование давали реальные училища, выпускникам позволялось поступать в технические и торговые вузы, но не в университеты. В 1913 году, накануне войны, в России было 276 реальных училищ, где проходили обучение 17 тыс. человек, при этом детей школьного возраста насчитывалось около 45 млн человек. А ведь через год страна встанет перед внешней угрозой и будет испытывать нужду в квалифицированных рабочих больше, чем в философах и литераторах. Новый век делал запрос на инженеров, техников, строителей индустриализации. Система образования в царской России, при всем желании, без смены уклада, которая произошла в 1917 году, не могла бы обеспечить промышленный рывок ни за 20, ни за 200 лет.

Да, царское правительство не скупилось на финансирование образования: строились школы и создавались вузы, но система никак не менялась и не улучшала жизнь 80% населения страны. Да и тот самый "бурный рост" ассигнований на образование длился совсем небольшой период. Затем, как мы знаем, началась война, и государственные средства пошли на другие заботы.

Сегодня нам говорят - промышленность развивалась бурными темпами, не менее бурными, чем строительство и развитие школ для детей. Тем не менее, именно в царской России был огромный процент детей, задействованных в промышленности напрямую.

Чем же занимались 80% детей, если не учились?

Детский труд очень выгоден и оттого в капиталистической системе, нацеленной на получение как можно большей прибыли, был чрезвычайно распространен. Платить этой категории граждан можно было существенно меньше. Конечно, ситуация в остальном мире мало отличалась.

Вот данные от американского бюро труда 1904 года, средний заработок чернорабочего в пересчете на рубли в месяц равнялся:

  • в Соединенных Штатах - 71 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
  • в Англии - 41 руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);
  • в Германии - 31 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
  • во Франции - 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);
  • в России - от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).

А труд малолетних и женщин ценился еще ниже, согласно таблице исследователя Дементьева, в Московской губернии мужчины получали 14,16 руб., женщины - 10,35 руб., подростки - 7,27 руб., а малолетние дети - 5 руб. и 8 коп.

В России, согласно данным из открытых источников, в металлообработке на каждую тысячу рабочих приходилось 11 детей 12-15-ти лет обоего пола, в обработке питательных веществ - 14, в обработке бумаги - 58, минеральных веществ - 63, на фруктовых, виноградных, водочных заводах - 40, на табачных фабриках - 69, спичечных - 141. Также детский труд использовался в обработке дерева, животных продуктов, химических и волокнистых веществ, на нефтеперерабатывающих, винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных и водочных заводах.

Но не надо думать, что царя совсем не беспокоил детский труд и положение ребенка в промышленной системе, на шахтах и вредных производствах их не было, а, например, на стеклянных фабриках детей разрешалось ставить на ночную работу только в течение 6-ти часов - очень гуманное решение.

Как известно, большая часть промышленности в Российской империи принадлежала иностранцам, которым приходилось идти навстречу и корректировать суровые законы в отношении детей в пользу получения прибыли. Историки отмечают, что, да, государство было вынуждено ограничивать права несовершеннолетних.

Были попытки законодательно урегулировать хотя бы условия труда - запретить работу детям, не достигшим 12 лет, ограничить для детей работу 8 часами, но промышленники не спешили воплощать слабые попытки государства стать гуманным - ведь это вопрос дохода. И если инспекции в больших городах хоть немного улучшали жизнь ребенка, то в глубинке эксплуатация продолжалась вплоть до 1917 года, пока не был принят кодекс о труде, впервые в мире гарантировавший 8-часовой рабочий день ДЛЯ ВСЕХ и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет .

Только после революции 1917 года и другие страны были вынуждены озаботиться правами рабочих и подумать о запрете детского труда.

"Котя, котя, продай дитя"

Детский труд использовали не только иностранные промышленники на фабриках и заводах. Купцы свозили в Петербург с окраин детей бедняков и крестьян, как "живой товар", который пользовался большой популярностью - наравне с дровами, дичью и сеном.

Торговля детьми, скупка и доставка дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали "извозчиками". Скупщики платили родителям 2-5 руб. и забирали их 10-летнее чадо в лучшую жизнь, если, конечно, чадо не успевало умереть с другими детьми во время нелегко путешествия.

В истории остались фольклорные памятники этих "бизнес-проектов" (очень походивших на работорговлю на американском юге начала 19 века, только вместо негров - дети), такие как игра "Котя, котя, продай дитя".

Извозчик "продавал" детей лавочникам или мастерам, новый хозяин мог распоряжаться ребенком по своему усмотрению - взамен обеспечивая кровом и кое-какой едой. Стоит отметить, что детей "продавали" не от хорошей жизни, ведь лишние руки в хозяйстве нужны, а тут подрос помощник - и его отдавать? Дело в том, что дома ребенок, скорее всего, был обречен на голодную смерть. И даже при таких условиях множество детей бежали от хозяев, рассказывали о побоях, насилии, голоде - пешком они возвращались домой оборванными или оставались беспризорниками, затем оказывались "на дне" столичной жизни. Некоторым везло больше - и они могли вернуться в родную деревню в новых галошах и модном шарфе, это считалось успехом. Тем не менее, этот "социальный лифт" государством никак не регулировался.

Октябрь

"Вот у нас монархисты рассказывают, какая Россия была образованная страна. Но у меня только один-единственный вопрос - а большевики совсем идиоты, что ли? Зачем они вообще создавали систему ликбеза? У них других задач не было, что ли? Вот сидят, думают - дай-ка мы придумаем себе какую-нибудь проблему! О! Давай будем грамотных обучать грамоте! Ну, как это понимать? Действительно, молодое поколение подданных Российской империи было более-менее грамотно, кто успел пройти через систему церковно-приходских и отчасти земских школ. Но этих земских школ было, как островков в океане", - комментирует преобразования революции историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын в беседе с корреспондентом.

Принципы будущей системы образования были сформулированы еще в 1903 году в программе РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое. 9 ноября 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению.

В октябре 1918 власти утвердили положение о бесплатном, совместном обучении детей школьного возраста. Через год подписали декрет об образовании, и теперь все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. Система образования проходила различные этапы, как и само государство - рассказывает историк Андрей Фурсов :

"После экспериментов 20-х годов, в которых были попытки отрицания русской классической системы (в начале 20-х годов были запрещены как буржуазные дисциплины: греческий, латынь, логика, история), но в середине 30-х годов все это было восстановлено так же, как и появилось понятие "советский патриотизм". И 7 ноября перестал быть праздником мировой революции, а стал днем Великой Октябрьской социалистической революции. Так вот, советская система развила то, что было заложено в русской классической системе образования. И то, что советское образование, каким оно было в 1970-ые, в 1980-ые годы, было лучшим - это признано во всем мире. Советская система была лучшей - теперь норвежцы и японцы ее копируют" .

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Теперь школа отделялась от церкви, а церковь — от государства, запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа, также запрещались физические наказания детей, и все национальности получили право обучения на родном языке. Более того, большевики озадачились созданием общественного дошкольного воспитания. Это была культурная революция. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100%. Страна получила бесплатное среднее образование и вполне доступное высшее. Профессия учителя уважалась. Школа не предоставляла услугу за деньги, а воспитывала детей, уделяя время и морально-этическим сторонам развития молодого человека.

Качественное высшее техническое образование сделало возможным невозможное - преодоление промышленной пропасти между СССР и странами развитого капитализма. Новый подход к образованию можно назвать успешным, стоит только вспомнить число всемирно известных советских ученых и изобретателей.

"Да, был так называемый "философский пароход" - уехал ряд ученых, философов, архитекторов, художников, но это был мизер по сравнению с масштабами нашей страны. По сути, была создана великая культурная цивилизация заново - с нуля практически. Разумеется, опираясь, на колоссальные достижения наших предков: Пушкин, Тургенев, Некрасов и другие классики, писатели и художники, которые отражали верно душу народа, - говорит доктор исторических наук Вячеслав Тетекин в беседе с . - Но техническая сторона была создана заново. Колоссальное развитие получило именно техническое образование, прежде всего - не то абстрактное гуманитарное образование, которое считалось эталоном. Мы создали такое оружие, которое превосходило оружие, создававшееся всей объединенной Европой. Почему это было возможно? Потому что в этот кратчайший срок были созданы новые технические кадры. Образованию уделялось огромное внимание, вкладывались колоссальные средства. Образование было государственным приоритетом. Очень быстро развивалась фундаментальная наука, Академия наук СССР была мощнейшим учреждением, и никто, как сейчас, не претендовал на то, что чиновники будут "рулить" тем, чем занимается Академия наук".

Помимо технического образования, в советской системе стоит отметить и такие приятные бонусы, как высокая стипендия, развитое дошкольное и внеклассное образование, бесплатные ясли и детские сады, дворцы пионеров и дома творчества на бесплатной основе, музыкальные школы, спортивное образование и лагеря детского отдыха - в СССР шутили, что если и есть какая-то диктатура в стране, то это диктатура детства.

Что касается беспризорников после Гражданской войны и детей, оставшихся без родителей после Великой Отечественной, то система детских домов кардинально отличалась от нынешней, позволяя выходцам этих социальных учреждений находить свое, зачастую высокое, место в обществе, создавать семьи, получать образование, иметь равные возможности, о чем сейчас приходится только мечтать.

Развитие республик

"Октябрь 1917-го - событие эпохальное, и перечислить в двух словах все, чего не случилось бы, если бы не эта революция, трудно. Конечно, никого из нас сегодняшних не было бы. И дело не в том, что папы с мамами, дедушки с бабушками не встретились бы - сам современный облик во многом сформирован именно революцией и возникшим после революции советским государством. Я говорю здесь и об образовании, естественно, и о совершенно другом социальном общественном укладе, - говорит в беседе с журналист, соавтор проекта о современном образовании "Последний звонок" Константин Семин . - Всем есть за что благодарить Октябрь. До революции в национальных республиках империи (в Туркестане, Узбекистане, Кыргызстане) уровень грамотности не доходил до 2%. Некоторые народы - в том числе коренные народы России, как мы называем их сегодня - не обладали даже собственной письменностью. Сегодня - это равноправные граждане нашей страны".

Действительно, одним из важнейших отличий СССР от империи было именно развитие национальных республик, равномерное распространение образования.

"СССР - это государство, которое достигло высот практически во всех сферах жизни. Тут, безусловно, наука, образование, культурная революция. Большой толчок в развитии получили национальные республики. В пику тому, как действовали те же Британская Империя либо США в формате политики колониализма и неоколониализма, Советский Союз вместо того, чтобы выкачивать деньги из своих окраин, наоборот, отправлял значительные средства для того, чтобы наши национальные республики развивались" , - напоминает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк .

Что дала революция 1917 года России? Именно образование, которое стало доступно для всех после смены уклада, обеспечило стране возможность "большого рывка", индустриализации, Победы в Великой Отечественной войне, возможность впервые отправиться в космос, оно обеспечило нас, сегодня живущих, защитой в виде "атомного зонтика".

"Что такое атомная бомба? Это продукт колоссального напряжения фундаментально-прикладной науки, это создание сотен производственных предприятий, которые бы обеспечили в кооперации создание этого высокотехнологичного оружия, - говорит эксперт Вячеслав Тетекин. - За этим стояло не просто создание атомной бомбы, это было бы упрощение, за этим стояло создание мощнейшей фундаментальной науки, которой фактически, особенно в инженерном плане, до 1917 года у нас не существовало. И промышленности у нас до 1917 года такой не было. Ни авиационной, ни автомобильной".

В современной России, как мы видим, происходит распад советской системы всеобщего образования, появляются элитарные школы, высшие учебные заведения все больше переходят на коммерческую основу, доступность образования падает так же стремительно, как и качество.

"О том, какой мощной была система образования в СССР , свидетельствует очень простой факт - вот уже 25 лет наши неистовые ревнители на деньги МВФ пытаются эту систему сломать. Они, действительно, в значительной степени ее подпортили, введя ЕГЭ, болонскую систему, но до конца они ее не доломали, потому что фундамент слишком прочен. Наше образование - и школьное, и высшее - это одно из величайших достижений советской системы", - резюмирует историк Андрей Фурсов.

В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя-щенных Первой мировой войне и рево-лю-ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль-ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го-да — и в муж-ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево-люции.

Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче-ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.

В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя-щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.

Демонстрации, митинги и очереди

Образы революции

«Московская война»

Демонстрации, митинги
и очереди

Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!». Рисунок подписан фамилией Яцкевич. Февраль 1917 года
Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года Государственный исторический музей

«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»

Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»


Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года Государственный исторический музей

На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).

«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»


Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»


Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» — «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» — «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»


Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).

«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»

Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади собрались тысячи мо-скви-чей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12-15 ав-гу-ста 1917 года под председательством в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ — черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат железнодорожников станции Сортиро-вочная с надписью: «Да здравствует демокра-тическая республика!»


Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год Государственный исторический музей

Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.

Образы революции

Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год Государственный исторический музей

«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики — это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»

А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год Государственный исторический музей

На рисунке изображен большевик, идущий на предвы-борный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо-рах в Учредительное собрание.

Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год Государственный исторический музей

«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»

Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год Государственный исторический музей

Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик — крохотный и одет в дорогую шубу; больше-вик — огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.

Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год Государственный исторический музей

«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»

Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год Государственный исторический музей

«Московская война»


Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».

«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»

«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»


Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.

«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»

«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»

«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»


Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»

«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»

Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо-ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.

С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие пла-каты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.

В Санкт-Петербурге, на Болотной улице, 13 стоит деревянный дом, похожий на сказочный терем. Это Детский музейный центр исторического воспитания, отдел Государственного музея политической истории России. Небольшой деревянный особняк словно чудом уцелел среди многоэтажной застройки. Произошло это чудо потому, что именно здесь в октябре 1917 года большевики приняли решение о вооруженном восстании. На чердаке музея создана интерактивная экспозиция, пространство игры и тайны – «Страна Гайдарика».

Первоначально сотрудники музея планировали создать тайный детский штаб, который описан А. Гайдаром в книге «Тимур и его команда». Однако, приступив к реализации проекта, перешли от конкретных литературных образов к более общей идее – показать мир советских детей 1930-х годов. Сотрудники музея предлагают посетителям «Страны «Гайдарики» отправиться в эпоху довоенного детства. Музейное пространство продумано до мельчайших деталей, его можно назвать цельным произведением искусства. И действие в нем разворачивается по законам театральной постановки.

Тимур и его команда.jpg

«Прелюдия» начинается на узенькой лестнице, ведущей на чердак. Здесь задают тон наклеенные на стены страницы газет и журналов того времени: «Ленинских искр», «Правды», «Пионерской правды», «Чижа» и «Ежа». В них отражена хроника героических подвигов авиаторов и полярников. Но создатели экспозиции не обходят молчанием и другую сторону советской истории: громкие процессы против «врагов народа». Об этом – яростные газетные передовицы, многополосные стенограммы судебных заседаний.

В первом акте музейного спектакля представлены мечты детей тридцатых годов. Современным мальчишкам и девчонкам предлагается выполнить различные задания и получить шифры, помогающие открыть ящички с фрагментами пазла. Когда все задания будут выполнены и пазл будет собран, дети смогут открыть тайник Тимура и прочесть послания героев гайдаровских книг.

История беспрецедентного перелета Чкалова через Арктику, совершенного в 1937 году, обыгрывается в «штурманском штабе» – это первый игровой модуль. С помощью предложенной организаторами таблицы расчетов необходимо сопоставить расход топлива и дальность полета, проложив на карте маршрут между Москвой и Ванкувером. Образ чердака «поддерживается» множеством предметов той поры. Это керосиновые лампы, счеты, кожаный летный шлем, грампластинка «Испания будет свободной». Последняя обозначает второй игровой модуль. Здесь необходимо помочь раненым на Гражданской войне в Испании: сделать перевязку по образцу, который изображен на плакате. Группа детей делится на две команды.Одни исполняют роль пострадавших, а другая команда выполняет роль спасателей.

Яркий образ инсталляции – кабина самолета, также созданная в на чердаке. Сюжет таков: самолет, который поднялся с борта ледокола, должен приземлиться на льдину, чтобы спасти папанинцев. Командиру экипажа, радисту и бортмеханику необходимо расшифровать радиограмму, вычислить направление ветра, снять показания с топливомера, чтобы определиться с возможной посадкой.

Задания.jpg

Еще одно задание для участников квеста – «ликвидация» аварии в тракторном цеху Кировского завода. Детям требуется восстановить электроснабжение, последовательно соединив цепь и подключив «генератор». Второй акт «спектакля», участниками которого становятся ребята, разыгрывается в «Архиве детства». Авторы проекта записали аудиоинтервью с людьми, детство которых пришлось на 1930-1940-е годы. Получились неформальные воспоминания. Каждый ребенок выбирает себе «собеседника», слушает его рассказ, рассматривает его фотографию. Все дети 1930-х с радостью вспоминают свои юные годы, хотя в рассказах проступают и трагические черты эпохи. Донара Васильева была воспитанницей детского дома, который размещался в доме на Болотной: в 1938 году ее мама скончалась от туберкулеза. На глазах у Маргариты Рудзит арестовали отца, и дети во дворе перестали с ней разговаривать.

Отца Люции Барташевич в 1937 году расстреляли. Десять лет она провела в ссылке в Кустанае. Поражает тот факт, что она смогла сберечь две своих игрушки и передала их в дар музею. Детские фотографии и «говорящие вещи» помещены в ящички старых шкафов. Слушая старческие голоса в наушниках и всматриваясь в детские лица на фотографиях, дети испытывают ощущение непосредственного общения с героями экспозиции. После этого дети делятся впечатлениями об услышанном друг с другом.

Третий акт действа переносит участников в башенку – свободное, пронизанное светом пространство. Оно приносит облегчение после тесного помещения «архива», который наполнен множеством непростых историй. Соединив детали пазла, дети получают заветные ключики от тайников, которые содержат послания героев книг Гайдара. «... Ты находишься под нашей охраной и защитой», – эти слова гайдаровского Тимура словно принадлежат сонму ангелов-хранителей детей – тех, которые жили здесь во времена детского дома, тех, которые которые приходят в музей сейчас...