Влияние советской идеологии на литературу. Советская литература

Кто не жил в Советской стране, тот не знает, что практически на протяжении многих лет людям указывалось что носить, что говорить, что читать, что смотреть, и даже что думать…

Молодые люди нынешнего времени даже не представляют себе, как сложно было жить в рамках идеологии государства. Сейчас- то всё, практически всё можно. Никто не запретит лазать в Сети и искать нужную или не нужную информацию. Никто не станет упрекать насчёт неформальной одежды или же ненормативной лексики, потому что она уже вошла в норму. Но тогда в период с 30-х годов по конец 80-х, говорить или читать чтото иное строго воспрещалось. Практиковалось теория доносительства. Как только кто-то услышал или увидел, или узнал нечто крамольное – доносилось немедленно в и виде анонимного доноса в НКВД, а потом и в КГБ. Дошло до того, что писались доносы просто из-за того, что не выключили свет в общей коммунальной уборной.

В строгих цензурных рукавицах держалась вся печатная продукция. Разрешалось печатать агитки, репортажи с производственных мест, о колхозах и совхозах. Но всё это должно было быть строго в радужных тонах и никак не должна быть критикуема власть. Но вот что интересно, при всём при этом в СССР снимались шикарные фильмы, которые вошли в мировую золотую коллекцию: «Война и мир» С. Бондарчука, «Летят журавли» М. Колотозова, «Гамлет» и «Король Лир» Г. Козинцева. Это время комедий Гайдая и Рязанова. Это время театров, которые шли наперекор цензуре – Таганки и Ленкома. Оба театра пострадали за свои спектакли – они выпускали их, а комиссия цензоров закрывала. Спектакль «Борис Годунов» в Театре на Таганке не просуществовал и года – закрыли, потому что там были не слабые намёки на тогдашнюю политику страны. И это при том, что автором был Пушкин. В «Ленкоме» долгое время под запретом была легендарная «Юнона и Авось» и только потому что во время спектакля звучали церковные песнопения, а на сцене появлялся Андреевский флаг.

Были правильные писатели и были писатели-диссиденты. Как потом доказало время именно правильные писатели чаще всего сходили с дистанции. А вот писатели-диссиденты порой доживали до старости, но не все. Например, правильный Фадеев покончил жизнь самоубийством. Или же неправильный Солженицын дожил до глубокой старости, и ушёл из жизни, вернувшись в Россию из эмиграции. Но при этом правильный детский поэт Михалков дожил до 100 лет, считая, что его совесть чиста. Кто знает, так ли это…

Идеология распространялась на живопись, на детскую литературу, на эстраду. В общем, на всё, что может привлечь любого человека. Плохо это было или нет – достаточно посмотреть на нынешнюю молодежь – почему-то хочется назад.

История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень Киселев Александр Федотович

§ 15. СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

«Долой неграмотность!» С победой большевиков российская культура была поставлена под жесткий партийный контроль. Свобода творчества объявлялась «буржуазным пережитком». Все граждане советского общества должны были под руководством партии участвовать в строительстве социализма.

Государство управляло образованием, наукой и культурой. Формально этой сферой ведал Народный комиссариат просвещения во главе с А. В. Луначарским. Однако ключевые вопросы управления культурой и наукой решались в Политбюро ЦК партии большевиков.

Революция нанесла российской культуре и науке огромный ущерб. Страну покинули выдающиеся писатели и художники, артисты и музыканты: И. А. Бунин, А. И. Куприн, И. Е. Репин, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов и др. Эмигрировали или были высланы ученые и инженеры. И. И. Сикорский, эмигрировавший в США, стал пионером вертолетостроения, В. К. Зворыкин – изобретателем телевидения, П. А. Сорокин принес славу американской социологической науке, историки С. П. Мельгунов, А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков, философы С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин и многие другие талантливые люди были вынуждены реализовывать свои дарования вдали от родины. Эмиграция дала толчок возникновению центров российской культуры за рубежом – в Европе, Азии, Америке.

Большевики считали, что социализм должны строить «новые люди», свободные от буржуазных предрассудков. Образование и воспитание молодежи в духе коммунистической доктрины стали выдвигаться на первый план. Тем более что в дореволюционной России 4 / 5 населения были неграмотными.

Лозунг «Долой неграмотность!» стал одним из главных для правящей партии. Организовывались курсы по ликвидации безграмотности (ликбезы). На них учились читать и писать миллионы людей. За первые три года советской власти грамотой овладели более 7 млн человек. Однако вывод о том, что безграмотность населения навсегда канула в прошлое, был сделан лишь в конце 1930-х гг.

Одновременно «строилась» и новая советская школа. Значительную роль в организации работы комиссариата просвещения играла супруга Ленина Н. К. Крупская. В 1918 г. была принята декларация «О единой трудовой школе»: школа объявлялась общедоступной, единой и трудовой на всех ступенях образования. Обязательное начальное образование было введено в 1930 г.

На развитие образования огромное влияние оказала индустриализация, которая требовала квалифицированных рабочих и специалистов. С середины 1920-х гг. заработали школы фабрично-заводского ученичества, давших рабочему классу многомиллионное пополнение. Размах промышленных преобразований остро поставил проблему подготовки инженерных кадров. В вузах открывались рабочие факультеты (рабфаки), которые должны были подготовить выходцев из рабочих и крестьян к учебе в институтах. Так решалась задача формирования новой, советской интеллигенции.

Плакат. Художник А. Радаков

На курсах по ликвидации безграмотности

Вскоре доля рабочих и крестьян среди студентов высших учебных заведений достигла 65 %. Многие из них упорно осваивали знания, становились квалифицированными специалистами. За счет усилий первых поколений советской интеллигенции обновлялась страна.

Индустриальная модернизация потребовала от власти большего внимания к развитию науки. Причем оно было различным по отношению к общественным и естественным наукам. Первые подверглись жесткой «перековке» на началах марксизма, который был объявлен единственно верным учением. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, а позднее И. В. Сталин буквально канонизировались, и их труды были объявлены единственной методологической базой развития гуманитарных наук, ключом, открывающим тайны мироздания.

Ученые-гуманитарии чаще, чем естественники, подвергались репрессиям. Науки об обществе буквально вбивались в прокрустово ложе марксистско-ленинской идеологии, отступление от которой беспощадно каралось. В 1937 – 1938 гг. по приговору Военной коллегии были расстреляны видные экономисты Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Л. Н. Юровский.

Репрессии не могли остановить развитие науки. В России продолжали работать В. И. Вернадский (геология и геохимия), Н. И. Лузин, Н. И. Егоров (математика), Н. Е. Жуковский (самолетостроение), П. Л. Капица и А. Ф. Иоффе (физика) и др.

В. И. Вернадский

Идеологическое давление и репрессии не обошли стороной и тех ученых, которые работали в области естественных наук, но в целом государство поддерживало научные разработки, особенно те, которые служили укреплению обороноспособности страны. Так, еще в годы Гражданской войны под руководством Н. Е. Жуковского в Москве был открыт аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), заработала радиолаборатория М. А. Бонч-Бруевича в Нижнем Новгороде. На государственные средства были созданы оптический и физико-технический институты во главе с корифеями науки – физиками Д. С. Рождественским и А. Ф. Иоффе. Академик А. Н. Бах руководил институтом биохимии, В. И. Вернадский – радиевым институтом, а институт физиологии возглавлял нобелевский лауреат И. П. Павлов. Широкомасштабные фундаментальные исследования велись в Академии наук СССР, ставшей одной из авторитетнейших научных организаций в мире. В состав Академии наук СССР входили отраслевые научные институты разного профиля, внесшие существенный вклад в развитие отечественной и мировой науки.

В дальнейшем выдающуюся роль в развитии советской науки сыграли заявившие о своих дарованиях в 1920-е и 1930-е гг. ученые: физики П. Л. Капица и Л. Д. Ландау, математики А. Н. Колмогоров и П. С. Александров, химик Н. Н. Семенов, полярные исследователи И. Д. Папанин и О. Ю. Шмидт, конструктор космических аппаратов С. П. Королев, авиаконструкторы А. Н. Туполев и А. С. Яковлев и многие другие.

Утверждение социалистического реализма. Коммунистическая партия ставила под контроль литературу и искусство. Так, уже в 1922 г. были созданы органы цензуры (Главлит), призванные осуществлять контроль за «идеологической выдержанностью» публикуемых произведений.

В первое послереволюционное десятилетие в искусстве соперничали различные стили, направления, течения, что стимулировало творческие поиски и начинания. Обновился реализм, основной темой которого становится жизнь рабочих, крестьян, советской интеллигенции.

Во время работы I съезда советских писателей. Москва. 1934 г.

На левых позициях стоял «Пролеткульт». Он призывал отказаться от прежней, дворянской и буржуазной, культуры, выбросить ее за борт революционного корабля и писать пролетарскую культуру с чистого листа.

В литературе, наряду с писателями, сформировавшимися до революции (А. А. Ахматовой, А. М. Горьким, О. Э. Мандельштамом, В. В. Маяковским, С. А. Есениным), появились новые имена: Л.М. Леонов, Э. Г. Багрицкий, А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков и др. Они обогатили палитру литературных талантов.

В живописи 1920-х гг. сохранялось разнообразие стилей. В это время творили А. Е. Архипов, П. Д. Корин, Б. М. Кустодиев, А. В. Лентулов, А. А. Рылов. Свежестью и новаторством веяло от картин авангардистов – В. В. Кандинского, К. С. Малевича, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова и др. Черты новой жизни отражали в своих картинах А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Н. Самохвалов.

Однако к середине 1930-х гг. разнообразие стилей в литературе и искусстве уходит в прошлое. Единственно «верным» объявляется социалистический реализм, который правящая партия считала своим идеологическим оружием. Несмотря на цензурный пресс, к жизни пробивались талантливые произведения. Образцом новой литературы стал пользовавшийся популярностью у читателей роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь», в котором героика революционного времени дышала бескорыстием и силой духа.

Выдающимся произведением стал роман М. А. Шолохова «Тихий Дон», посвященный лихой судьбе донского казачества, наполненный исключительной силой авторской мысли и глубиной изображения революционных событий, характеров и судеб людей, попавших в жернова революции.

Премьера фильма С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». 1926 г.

В искусстве стал преобладать монументализм с его помпезностью и наигранным оптимизмом. Живописцы создавали портреты «вождей» и передовиков производства, архитекторы возводили громадные здания в псевдоклассическом стиле. Одновременно уничтожались памятники культуры. Например, в Москве взорвали храм Христа Спасителя, на месте которого должен был появиться грандиозный Дворец советов. Проект осуществить не сумели и на месте храма позже построили открытый бассейн.

Громко заявило о себе советское кино. Картины режиссеров С. А. Герасимова и братьев Васильевых, Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга, В. И. Пудовкина и С. М. Эйзенштейна составили классику советского киноискусства, а актеров Л. П. Орлову, Л. О. Утесова, Н. К. Черкасова и др. любила вся страна.

Исключительной популярностью долгие годы пользовался фильм «Чапаев», посвященный легендарному комдиву Гражданской войны.

На фильмах, снятых в 1930-х гг., выросло не одно поколение советских людей. Действительность в них часто изображалась приукрашенной, нарочито счастливой и беззаботной, но истосковавшиеся по нормальной жизни люди хотели увидеть ее хотя бы на экране.

Судьба деятелей искусства была разной. Горько, что репрессии не миновали многих одаренных подлинным талантом людей. В тюрьмах и лагерях оказались О. Э. Мандельштам, Н. А. Клюев, Б. А. Пильняк и др. Не имели возможности опубликовать все свои произведения А. А. Ахматова, М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак, А. П. Платонов. Другие, подчинившись идеологическому диктату, пережили внутреннюю драму людей, вынужденных к приспособленчеству. Однако, несмотря на все трудности, писатели, художники, композиторы, архитекторы сумели создать ряд выдающихся произведений, не потерявших своего значения до наших дней.

Новая идеология. Гонения на церковь, которую партия рассматривала как конкурента в борьбе за мировоззрение людей, оборачивались закрытием, разрушением и грабежом монастырей и церквей. Известно страшное по своему цинизму письмо Ленина членам Политбюро, в котором он отмечал, что покончить с сопротивлением «черносотенного духовенства» можно именно «сейчас, когда царит повсеместный голод», и единственный способ для этого – расстрелять как можно больше представителей церкви.

Проект Дворца советов. Архитектор Б. Иофан

Особенно жестокой была позиция властей в отношении православия. Один из соратников Дзержинского, чекист Рогов, записал в своем дневнике: «Одного не пойму: красная столица и церковный звон. Почему мракобесы на свободе? На мой характер: попов расстрелять, церкви под клуб – и крышка религии». В 1928 г. Сталин, начиная коллективизацию, жаловался в одном из своих интервью на «реакционное духовенство», отравляющее души масс. «Единственное, о чем надо пожалеть, – сказал он, – что духовенство не было с корнем ликвидировано».

«Жалоба» «великого пролетарского вождя» была услышана. В 1932 г. была объявлена «безбожная пятилетка». К 1936 г. в Советском Союзе планировалось закрыть последнюю церковь. Страдала не только православная церковь. Репрессии стали уделом всех конфессий – ислама, буддизма и др.

Общество нуждалось в новой идеологии. Партии было необходимо дать идеологически обоснованное с позиций марксизма-ленинизма объяснение причин победы социализма в одной стране. На свет появился знаменитый труд «История ВКП(б). Краткий курс» (1938), созданный при участии Сталина.

Значение «Краткого курса», как крупнейшего идеологического памятника советской эпохи, который переиздавался за 1938 – 1953 гг. 301 раз тиражом 43 млн экземпляров на 67 языках народов мира, далеко выходило за рамки его целевого назначения. Книга должна была дать советским людям новое историческое знание, единственно верное и достойное изучения в советском обществе.

В 1920 – 1930-х гг. произошли большие демографические изменения. В январе 1937 г. была проведена Всесоюзная перепись населения страны. Ее итоги оказались удручающими. В 1934 г. на XVII съезде партии Сталин сказал, что в СССР живет 168 млн человек. На 6 января 1937 г., согласно переписи, численность населения составила всего 162 003 225 человек. По сравнению с предыдущей Всесоюзной переписью 1926 г. численность населения увеличилась на 15 млн человек, т. е. в среднем рост составлял 1 % в год, что превышало в то время естественный прирост населения во Франции (0,11 %), Англии (0,36 %), Германии (0,58 %), США (0,66 %). Однако итоги переписи не устраивали советское руководство, и организация переписи была признана неудовлетворительной, а ее материалы – дефектными, занижавшими численность населения страны.

В 1939 г. была проведена новая перепись. Ее краткие итоги были опубликованы в «Правде». Согласно этим данным, численность населения СССР составляла 170 500 тыс. человек. Более подробные итоги переписи 1939 г. не подводились из-за начавшейся вскоре войны. Сохранившиеся в архивах материалы были исследованы в наше время. Ученые установили, что перепись зафиксировала численность населения в СССР в 167 305 749 человек.

С началом перестройки в отечественной литературе при характеристике советского общества акцент делался на насилие и террор, а вся советская эпоха представлялась как черный «провал» в истории, преступный по своему характеру. При этом забывали, что это была сложная эпоха становления нового общества, при котором изменение образа жизни десятков миллионов людей нельзя отнести к преступному.

Парад на Красной площади. Кадр из фильма 1930-х гг.

Прислушаемся к мнению человека – одного из деятелей той эпохи, осужденного при Сталине и реабилитированного при Хрущеве: «Но это был грандиозный опыт по преодолению трудностей, по организации больших масс людей в целое. Сколько людей приобрело рабочие профессии! Многие стали высококвалифицированными мастерами. Сколько инженеров и техников! А ликвидация безграмотности многих тысяч людей! И уроки, уроки, уроки. Знаете, как нам все это пригодилось в войну? Не будь такого опыта, мы, может быть, не выиграли бы войну. Какое руководство без такого опыта рискнуло бы эвакуировать завод, имеющий военное значение, прямо в безлюдную степь! И через несколько дней завод стал давать продукцию, важную для фронта! Буквально через несколько дней! Что же – все это не в счет?! Игнорировать это несправедливо по отношению к людям той эпохи и исторически ложно».

Вопросы и задания

1. Как формировалась советская система образования? Какие особенности ее отличали? 2. Каковы были противоречия в развитии советской науки в 1920 – 1930-е гг.? 3. Пользуясь дополнительной литературой, подготовьте сообщение об организации Союза советских писателей. 4. На примере плакатов и произведений живописи расскажите о советском изобразительном искусстве 1920 – 1930-х гг. 5. Проанализируйте какой-либо из известных вам фильмов 1930-х гг. Расскажите о поставившем его режиссере. Какие характерные черты советского искусства нашли отражение в этом фильме? 6. Как государство боролось с религиозной идеологией? Какие идеи пришли ей на смену?

Работаем с документом

«Теперь вот еще о чем – в каждом письме твоем ты обязательно спрашиваешь: когда же я приеду в Советы. Посмотри в книгу «Переписка Чехова и Книппер», вот какие выноски ты найдешь там: «Шаляпин Федор Иванович (родился в 1873 г.). Знаменитый певец, имел звание народного артиста республики, но был лишен его за то, что, находясь за границей, солидаризировался с белоэмигрантами». «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». А ты говоришь – приезжай. Зачем? Ведь я весьма «солидаризировался» в свое время с Горьким и Лениным, но царь не лишал меня звания солиста. За что мне дают звание – за таланты или карачки. Целую. До свидания. Ф. Ш.».

1. Как вы полагаете, почему великий певец не хотел возвращаться на родину?

2. Кто из известных вам деятелей отечественной культуры разделил судьбу Ф. И. Шаляпина?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Советская идеология и культура были схожи со словами небезызвестного автора:

«В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!»
С. Михалков

Идеология пронизывала многие советские фильмы, мультфильмы, литературу… На произведениях С. Михалкова выросло не одно поколение детей в СССР, он - наше культурное достояние, наряду с плеядой талантливейших мастеров Страны Советов. Великолепные борцы за построение коммунизма: Владимир Маяковский, Максим Горький, Николай Островский, Александр Серафимович, Константин Симонов, Александр Фадеев, Константин Федин, Дмитрий Фурманов - цех литераторов, основоположники Соцреализма в литературе - были «молотом борьбы» за торжество праведных идей коммунизма. Они были истинными солдатами идеологии СССР в литературе.

«Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой …ясно видимы все грязные преступления капитализма, и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора». М. Горький

Советский кинематограф обрел свой расцвет в период так называемой «оттепели» связанной с XX съездом КПСС 1956 года. «Коммунист» — художественный фильм, снятый в 1957 году режиссёром Юлием Райзманом - один из лучших фильмов советского кинематографа. Этот фильм сделал исполнителя главной роли, актера Евгения Урбанского, настоящей звездой кинематографа. Молодой коммунист, простой человек. Готовый пожертвовать своей жизнью, ради народного блага - яркий пример удачного сочетания официальной идеологии в советском кино и настоящего актерского мастерства, создавшего сильный, романтичный образ - пример для подражания простого советского человека. Истинным шедевром - воспевающим гений, силу духа, патриотизм, но не советский - древнерусский, стал фильм Андрея Тарковского - «Андрей Рублев»1967год, который пролежал на полках 20 лет и стал известен широкому зрителю лишь в 1987году. Этот фильм из разряда мировых шедевров киноискусства. Фильм-поэма «Сибириада» поначалу был типичным госзаказом. В 1974 году Андрею Михалкову-Кончаловскому было предложено снять фильм о жизни нефтяников, к очередному съезду КПСС. Но получился истинный шедевр, «поэма» о противостоянии добра и зла, силы и слабости, хотя тема нефтяников также достойно раскрыта в угоду советской идеологии в кино. Фильм не известен широкому зрителю, хотя на Каннском кинофестивале1979 года был удостоен высоких наград. И Тарковский и Кончаловский - в итоге оттачивали свой талант за границей. Никита Михалков - снявший ни один шедевр, сумел гениально воплотить идею верности советскому идеологическому монстру и создать изящные, неповторимые по своей тонкости картины «Свой среди чужих, чужой среди своих»(1974), и «Раба любви»(1976).
Идеология в советских мультфильмах учила детишек все тем же принципам коммунистической морали и нравственности, но на доступном им языке. Беззащитный Чебурашка и смелый Крокодил Гена - вечно находятся в идейных противоречиях со Старухой Шапокляк - персонажем, напоминающим недобитую, или несъеденную тифозной вшей во времена гражданской войны, институтку из Смольного.
Мальчиш - Кибальчиш(1958год), преданный Мальчишом - Плохишом. Но зато: «Летят самолеты - привет Мальчишу, идут пионеры - салют Мальчишу!» Домик Тыковки, увы, не спасен Чиполлино(1955год) и его отважными друзьями-овощами и фруктами. Детей приучали к мысли, что справедливость восторжествует, по-любому, и злой буржуин и кровожадный Синьор Помидор будут повержены. Режиссер этих фильмов Александра Снежко-Блоцкая видимо очень любила советских детей, и была грамотно идеологически подкована. Иначе ей бы не доверили воспитание будущих строителей коммунизма.

Виктория Мальцева

После окончания войны политическое руководство СССР приступило к активному «подкручиванию» идеологических гаек. На заседании Политбюро 13 апреля 1946 г., проходившем под председательствованием Сталина, было принято решение о необходимости устранения недостатков в идеологической работе. После этого основная масса руководителей обкомов и крайкомов партии была обвинена в непрофессионализме и политической неграмотности, а ряд республиканских ЦК, прежде всего Украины, - в потворстве буржуазному национализму.

Одной из главных задач политического руководства провозглашалось укрепление партийного влияния в различных областях идеологии. Начало кампании, которая была развернута в 1946 г. против автономии культурной жизни, связано с именем А.А. Жданова. Он был рупором идей Сталина и одним из наиболее доверенных лиц вождя, его правой рукой в деле руководства партией.

В начале августа Сталин обрушил ворох обвинений на известных литераторов А.А. Ахматову и М.М. Зощенко. Нужный тон был задан и 14 августа 1946 г. появилось постановление ЦК ВКП(б), подвергшее разгромной критике журналы «Звезда» и «Ленинград». В опубликованном документе отмечалось, что «Ленинградский горком ВКП(б) проглядел крупнейшие ошибки журналов, устранился от руководства ими».

Жданов не был инициатором постановления от 14 августа, поскольку от этого страдал, прежде всего, его политический авторитет. Однако, когда постановление оказалось все же принято, он переметнулся на позиции грубого шельмования литераторов, философов, композиторов, театральных деятелей. Несмотря на то, что Зощенко еще в 1939 г. за литературные заслуги был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1946 г. он оказался исключен из Союза писателей. Его участь разделила и Ахматова.

Вслед за постановлением от 14 августа последовали другие: «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа), «О кинофильме «Большая жизнь» (4 сентября). Объектами нападок стали именно те области культуры, которые в послевоенное время были наиболее доступны широким народным массам. Разгромной критике подверглась вторая серия картины С. Эйзенштейна «Иван Грозный».

Некоторое время спустя был нанесен удар по представителям музыкальной культуры. 10 февраля 1948 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке». Неоправданной критике подверглись Шостакович, Прокофьев, Мурадели и другие композиторы. Им инкриминировался отрыв от народа. Они квалифицировались как носители буржуазной идеологии, поборники субъективизма, крайнего индивидуализма, отсталого, затхлого консерватизма.

С 1947 года борьба с «низкопоклонством» перед Западом стала одним из главных идеологических направлений. Этим термином обозначалось преклонение и самоуничижение перед западной культурой. Тема превосходства всего советского или русского получает приоритет над всем иностранным. Космополитизм и формализм были объявлены двумя сторонами одного и того же низкопоклонства перед Западом. Кампания по искоренению космополитизма распространилась не только на гуманитарные и общественные науки. Естественные дисциплины тоже попали под разделение на «социалистические» и «буржуазные».

В эти годы существенный ущерб был нанесен биологии. С новой силой продолжились преследования генетиков, начатые еще до войны. «Школа» академика Т. Лысенко, уничтожая своих оппонентов и имея при этом официальную поддержку, тем не менее, не смогла получить сколько-нибудь существенных результатов. Лысенко, используя атмосферу нетерпимости и национализма, стал одним из главных гонителей классической генетики, виновником разгрома советской биологии и гибели многих отечественных ученых.

Целью, проводимой в послевоенный период «акции устрашения» интеллигенции, стало стремление руководителей страны показать на примере наиболее талантливых, что середнякам «высовываться» просто не стоит. Любое отступление от официальных установок будет немедленно пресекаться. Для тех, чье творчество отвечало официальным установкам, и приносило пользу советскому народу, существовали Сталинские премии (введенные постановлением СНК 20 декабря 1939 г. в ознаменование 60-летия вождя). Ими награждались за выдающиеся достижения в области науки, изобретательства, литературы и искусства, за коренные усовершенствования методов производственной работы. Лауреатам присуждались не только дипломы и знаки (1-, 2- и 3-й степеней), но и крупные денежные премии.

«Оттепель», коснувшаяся в эпоху Хрущева всех сторон жизни советского общества, была санкционирована властями и существовала в определенных рамках. Тем не менее, партийное руководство, предприняло ряд шагов, направленных на отмену отдельных решений, второй половины 1940-х гг. и касавшихся отечественной культуры. Так, 28 мая 1958 г. ЦК КПСС утвердил постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»». В документе отмечалось, что талантливые композиторы Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и другие были огульно названы представителями «антинародного формалистического направления».

Одновременно с исправлением ошибок прошлых лет в это время развернулась настоящая кампания травли известного писателя Б.Л. Пастернака. В 1958 году за роман «Доктор Живаго», признанный в стране «антисоветским», ему была присвоена Нобелевская премия в области литературы. Писатель оказался в сложной ситуации, но предпочел остаться в СССР. В мае 1960 г. он умер от рака легких. «Дело Пастернака» показало, таким образом, пределы десталинизации. От интеллигенции требовалось приспособиться к существующим порядкам и служить им. Те, кто не смог «перестроиться», в конечном итоге были вынуждены покинуть страну. Эта участь не обошла стороной будущего Нобелевского лауреата поэта И. Бродского, который начал писать стихи в 1958 г., но вскоре попал в немилость за свои независимые взгляды на искусство и эмигрировал.

Несмотря на жесткие рамки, в которых авторам было позволено творить, в начале 60-х годов в стране были опубликованы яркие произведения, вызвавшие уже тогда неоднозначную оценку. Среди них - рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Решение о публикации рассказа, повествующего о жизни заключенных, было принято на заседании Президиума ЦК КПСС в октябре 1962 г. под личным давлением Хрущева.

В конце 1950-х годов в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. В 1960 году поэт А. Гинзбург выступит основателем первого «самиздатовского» журнала под названием «Синтаксис», в котором начнет печатать ранее запрещенные произведения Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадуллиной, В. Некрасова. За агитацию, направленную на подрыв советской системы, Гинзбург будет приговорен к тюремному заключению.

«Культурная революция» Хрущева имела, таким образом, несколько граней: от публикации произведений бывших заключенных и назначения министром культуры казавшейся весьма либеральной Е.А. Фурцевой (оставалась министром культуры с 1960 по 1974 г.) до погромных выступлений на встречах с деятелями литературы и искусства самого Первого секретаря ЦК. Непродуманными и резкими заявлениями Хрущев лишь отталкивал от себя значительную часть общества и лишал себя того кредита доверия, который был им получен на XX съезде партии.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что обусловило новый виток репрессий в послевоенный период?
  • 2. Каковы главные причины начала «холодной войны»?
  • 3. Обоснуйте историческое значение XX съезда КПСС.
  • 4. Назовите главные научно-технические достижения СССР в 1950-е - первой половине 1960-х гг.?
  • 5. 5. Каковы основные причины отставки со своего поста Н.С. Хрущева?

Литература

  • 1. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 2000.
  • 2. Костырченко Г. В. Сталин против «космополитов»: Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М., 2009.
  • 3. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964. 2-е изд. М., 2010.
  • 4. Пыжиков А. В. Хрущевская «оттепель». М., 2002.
  • 5. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве: 1953 - начало 1980-х гг. М., 2009.

Без государственной идеологии в обществе нет единства народа и общей цели движения к высшим смыслам. Такое общество обречено на деградацию и вымирание.

Давайте вспомним, что помогло советскому народу на протяжении того исторического периода, когда существовал СССР, последовательно добиться очень масштабных свершений: полностью преодолеть безграмотность населения, на месте распавшейся империи с разрушенной экономикой в кратчайшие по историческим меркам сроки построить новое сильное государство без классового неравенства, одержать победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, совершить «сталинское экономическое чудо» после столь разрушительной войны отстроить заново города, заводы, восстановить и развить промышленность.

Государство, возникшее на месте Российской империи, сумело очень высоко поднять уровень образования и медицины. В Советском Союзе национальные природные богатства стали народным достоянием, а культурное наследие страны было открыто для всех. Величие советских свершений, оцениваемое нами после крушения СССР, подталкивает нас к поискам ответа на вопрос: как именно все эти результаты достигались?

Немалую роль сыграло то, какая именно идеология стала государственной в нашей стране в тот исторический период. Идеальной целью, к которой призывало стремиться советское государство, был коммунизм.

Приближение к цели означало, что изменения к лучшему появлялись во всех сферах жизни не отдельных людей и не отдельных категорий граждан, а всего народа. И к этому двигались все вместе, всей страной.

В то невероятно тяжелое для народа и страны время после революции 1917 года, когда еще повсюду свирепствовали голод и разруха, как провозвестники светлого будущего возникли коммунистические субботники. Именно они стали зримым примером того, что построение коммунистического общества - не пустые слова. Примером того, что оно уже строится. Превозмогая усталость и недоедание, трудящиеся сознательно работали на субботниках безвозмездно и сверхурочно, проделывая огромную работу.

В. И. Ленин в своих статьях указывал на громадное историческое значение этих субботников, так как они демонстрировали «сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни».

Коммунизм - писал Ленин в своей работе «Великий почин», - начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом…»

Говоря о переходе к новому общественному строю, Владимир Ленин неоднократно подчеркивал, что социализму для победы над капитализмом необходимо убедительно доказать свои преимущества в экономической сфере. А для этого важно создание промышленного производства, превосходящего все капиталистические образцы по уровню своей организации, и достижение более высоких показателей по объему выпускаемой продукции.

«Коммунизм, - писал Ленин, - есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику рабочих… Производительность труда - это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя».

Идея построения социализма и коммунизма как высшая цель, для которой создавался СССР, сопровождала советского человека, начиная с рождения. По замыслу тех, кто создавал Советский Союз, стремлением построить благое справедливое общество должны быть пронизаны трудовая и общественная деятельность, учёба, свободное от работы время, отдых, развлечения, семейные отношения. Укоренению этой идеологии в массовом сознании должны были служить выпускаемые по госзаказу книги, художественные кинофильмы, театральные постановки, концерты, телепередачи, музейные экскурсии, выставки.

Основополагающими понятиями, лежащими в основе официальной государственной идеологии, были: свобода, равенство, братство, справедливость, единство. И народ поддерживал политический курс, основанный на приведенных выше принципах. Граждане были едины с правительством, декларирующим верность принципам, ставшим фундаментом, основой советского проекта. Поэтому правительство пользовалось полным доверием и поддержкой.
Главный постулат, в соответствии с которым были сформулированы основные принципы идеологии СССР, - «Моральный кодекс строителя коммунизма», утвержденный XXII съездом КПСС в 1961 году.

Данный свод положений коммунистической морали - это нравственный закон для всех, правила жизни, которые помогают человеку стать высоконравственной, культурной, образованной, творческой личностью в обществе, быть примером другим, а также трудиться и работать на благо и процветание своей страны:

1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат.

7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Руководствуясь этими принципами, мы сможем и сейчас воспитать достойным образом подрастающие поколения, укрепить дух народа, способствовать его сплочению. Без опоры на эти принципы не удастся справиться с коррупцией и устранить огромное классовое расслоение. Политический курс, который предлагается правительством, должен быть четким и понятным для всего населения страны: кто МЫ, К ЧЕМУ движемся и к ЧЕМУ должны прийти.

Некий штамп, довольно распространённый во время существования СССР, который характеризовал как жизнь каждого человека так и всю жизнь людей на территории этой большой страны. Советский образ жизни мог касаться различных моментов жизни, конечно он согласовывался с социалистической системой, влиял на бытовые условия, экономические, культурные, поведенческие привычки. Советский образ жизни был пропитан коллективизмом в отличие от американского индивидуализма. Советский образ жизни был, возможно, создан в противовес Американскому образу жизни и даже Американской мечте с Протестанткой трудовой этикой. Советский образ жизни прославлял дружбу между народами, сплочённость, нравственность, стойкость перед трудностями, любовь к партии, своей родине, приверженность делу коммунизма и тому подобное.

Фраза Советский образ жизни часто могла использоваться для тех, кто был замечен в любви к западу, особенно к США, например не согласовывался с Советским образом жизни многие западные эстрадные коллективы, кинофильмы, которые могли критиковать социализм или СССР. Советский образ жизни стоит на одной лестнице с Советской идеологией, это официальная идеология СССР, правда уже после смерти Сталина и признанием Советскими лидерами, что коммунистический строй не может экономически обогнать капиталистический, Советская идеология пошла ко дну, по крайней мере ее перестали так популяризировать.

Неотъемлемой частью Советского образа жизни были различные товары, которые были доступны для покупки советскими гражданами. По сравнению с Американской мечтой то, что предлагал Советский образ жизни было очень мизерным. В СССР даже был создан потребительский рейтинг товаров, так называемый Потребительский идеал в СССР: «Квартира, дача, машина» или — «дачка, тачка и собачка».

Если Вы помните в застойные времена не у каждой семьи был холодильник, телевизор, магнитофон, не говоря уже про автомобиль и дачу, две последних вещи были один на миллион в прямом смысле слова. Посмотрите на старые фотографии Ваших городов, которые красуются пустынными, но широки проспектами, по которым ездят троллейбусы и грузовики с надписью хлеб или молоко.

Все мы помним такие бытовые клише как хрусталь, импортная стенка, полное собрание сочинений, радиола, вершиной шика был телевизор, позже даже цветного изображения.

Идеология в СССР

Автомобиль и дача были доступны только партийным чиновникам за выслугу лет. Обратите внимание, что в отличие от Американской мечты, на которую нужно было усердно трудиться в СССР доступ к высшим благам Советский образ жизни нужно было служить, такие простые работяги и инженеры не могли себе позволить автомобиль, а потом руководство СССР удивлялось, почему СССР не может догнать и перегнать запад, хотя в первое время после конца Второй мировой войны темпы роста экономки СССР даже опережали темпы протестантского запада. Первое время в СССР автомобили в частное пользование вообще не продавались, а потом являлись средством откачки денег у народа, на автомобиль простому рабочему нужно было работать несколько десятилетий.

В Берлине сегодня имеется музей ГДР, в котором представлена вся жизнь Восточной Германии при Советах, иностранцы или западногерманские туристы с любопытством посещают этот музей, однако он совершенно не популярен среди туристов из России, которые очень стыдятся своего советского прошлого и не хотят лишний раз на этот ужас смотреть, тогда как западный мир с удивлением пытается разгадать предназначение многих хозяйственных предметов, например, кипятильника.

Во многом единственное, что вынесли люди после распада СССР - это квартиры, которые выдавались в СССР как известно бесплатно, квартира или дом в западном мире называется пределом Американской мечты, в этом смысле граждане России или Украины после бесплатной приватизации свой квартиры могли считаться добившимися Американской мечты в России или на Украине.

Планировка и качество советской недвижимости относительно поганое, особенно если стандартная застройка хрущёвского периода. Многие россияне до сих пор не могут обновить дизайн советской эпохи, конечно первым делом может появиться новый телевизор, музыкальный центр, старый сломавшийся холодильник будет заменен на новый, не обойтись и без новой стиральной машины, большие расходы на смену старых окон, благо у нас это не запрещается, градоначальники не так строго следят за сохранением исторического облика фасадов. Люди современные и продвинутые могут жить в совершенно западном интерьере, набирает популярность стиль лофт, когда большие пространства и голые кирпичные стены имитируют жилое обустройство производственных или чердачных помещений. В прошлое уходит понимание, что на стенах могут быть только обои, многим нравится перепланировка со сносом стен, когда гостиная объединяется с кухней, студио не значит эконом жилье, это большие пространства, которые намекают на бизнес класс жилища и повышают цены, россияне наконец-то со стен начинают снимать, ковры, которые также в застойные времена считались вершиной обустройства дома, их еще покупали как вложение денежных средств. Кстати цены на советское жилье в Москве очень высокие, здесь можно сравнивать со стоимостью аналогичной недвижимости в каком-то Париже или Нью-Йорке.

В СССР придумали свои праздники, они отвечали полностью конъектуре советского стиля жизни, кончено главным праздником был Новый Год, который заменил народу традиционное Рождество, широко праздновался День Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, 8 марта, День Конституции, День рождения Ленина.

Мода, одежда и стиль в СССР

Если посмотреть на старые фотографии, то участь советского человека в отношении моды не была такой уже провальной по сравнению с американцами, да конечно у советского человека мог быть только один свитер, куртка, пара сапог, костюм, тогда как у западного человека таких вещей могло быть с десяток, причем это обычный человек, а не модник там какой-то, вряд ли это положение дел изменилось в современной России или Украине. В СССР никогда не было такого переизбытка товаров, постоянный дефицит всего, что-то хорошее можно было достать через комиссионки и березки.

После революции 1917 года были упразднены символы капитализма, никто не осмелился бы на улицу выйти в традиционном котелке, его заменила кепка Ленина. Женский стиль очень сильно изменился, причем в лучшую сторону с современной точки зрения, это одобрили бы модницы из Скандинавии, женщины стали выглядеть по-деловому, особенно в 60 годах пришла мода брючные костюмы и такое подобное.

С 1970 годов началось влияние Америки, в СССР стали популярны джинсы, импортный вариант днем согнем не сыщешь, появились даже местные хиппи, но они казались совсем уж безобидными. В этот период одежда стала на удивление пестрой, если в 1960 годах люди были одеты поголовно в черные или серые пальто, то в 70 стал популярен красный, жёлтый, зеленый, синий и оранжевый цвет, особенно в женской моде, мужчины начали носить светло-серые краски. В это же время появилась мода на мужские и женские брюки клёш, узкие брюки с широкими штанинами. 1990 годы отлились модой на варёные джинсы «варёнки» и лосины.

Назад в раздел

Реферат на тему:

Марксизм-ленинизм

План:

    Введение
  • 1Возникновение и применение термина
  • 2Отличительные черты
  • 3Соотношение с другими учениями и доктринами
  • 4Официальная идеология СССР
  • Примечания
    Литература

    Введение

    Маркси́зм-ленини́зм - учение, представляющее собой марксизм (учение К. Маркса и Ф. Энгельса) в его развитии В. И. Лениным.

    Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму, включая революционное свержение капитализма, о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества .

    1. Возникновение и применение термина

    В Советском Союзе термин «марксизм-ленинизм» вошёл в оборот как название учения, с одной стороны, сохраняющего преемственность по отношению к теории классиков марксизма, а с другой стороны - развивающей таковую в силу революционной практики большевиков и опыта построения социалистического государства и его последующего экономического развития. Как разновидность идеологии, лежал в основе программ правящих партий других социалистических стран, а в капиталистических и развивающихся - программ многих партий международного рабочего движения. Советско-китайский раскол повлёк за собой раскол в международном рабочем (коммунистическом) движении, изначально связанный с тем, что обе стороны заявляли о своей приверженности марксизму-ленинизму, взаимно обвиняя друг друга в отступлении от такового.

    В дальнейшем, несмотря на известную эволюцию взглядов в самой КНР, некоторые партии, организации и движения т. н. маоистского толка как на Западе, так и на Востоке, продолжают ссылаться в своих программных документах на «марксизм-ленинизм», толкование которого в каждом конкретном случае требует самостоятельного изучения.

    2. Отличительные черты

    • Учение о решающей роли революционной партии («сознательного меньшинства») в социальных преобразованиях. Акцент на решающем значении субъективного фактора в революции. Критика «стихийности» и «самотёка», а также теория обратного влияния «надстройки» на «базис».
    • Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.
    • Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот.
    • Трактовка современного развития капитализма как империализма.

    3. Соотношение с другими учениями и доктринами

    3.1. Сталинизм

    3.2. Маоизм

    После XX Съезда и нарастания противоречий между СССР и КНР, сторонники Мао Цзэдуна в международном коммунистическом движении объявляют себя носителями традиций марксизма-ленинизма в противовес обуржуазившейся партийной бюрократии КПСС. Обосновывая предложенные Мао Цзэдуном теоретические тезисы (как то: критика партийной бюрократии («огонь по штабам») и ставка на аморфные группы революционной молодежи (хунвэйбины); осознание партизанской войны как единственной революционной практики в условиях колониального и полуколониального государства; акцент на идее культурной революции), маоисты объявляют их творческим развитием марксизма-ленинизма в форме марксизма-ленинизма-маоизма. Среди левых на Западе распространено именно такое понимание марксизма-ленинизма.

    4. Официальная идеология СССР

    Марксизм-ленинизм был закреплён официальной идеологией Советского Союза конституцией 1977 года. До этого в конституции СССР 1936 года была формально закреплена роль руководствовавшейся идеологией марксизма-ленинизма КПСС как доминирующей партии.

    Тома полных собраний сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина) стояли на почётном месте во всех советских библиотеках (одно время рядом с ними были также собрания сочинений Сталина). Существовала также официально одобренная интерпретация трудов классиков, которая менялась с ходом времени.

    Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма. Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов; любые попытки усомниться в базовых положениях марксизма-ленинизма сурово пресекались.

    Дополнением к трудам основоположников были решения и постановления съездов и пленумов КПСС; эти документы также подлежали обязательному изучению в учебных заведениях СССР.

    Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире; при этом СССР и другие социалистические страны должны были служить исходной базой для распространения коммунизма на другие страны (на Западе это называли «экспортом революции»). СССР также претендовал на роль руководителя всего мирового коммунистического движения, что создало основу для конфликта с Югославией и позже с Китаем.

    Примечания

  1. Ср. : Митин М. Б. Марксизм-ленинизм.// Большая советская энциклопедия, 3-е изд. - М.:Сов.энциклопедия, 1974. т.15 — slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00045/73200.htm
  2. Сталин. Отчётный доклад XVII съезду партии, 1934: «Победа революции никогда не приходит сама. Её надо подготовить и завоевать. А подготовить и завоевать её может только сильная пролетарская революционная партия.»
  3. Сталин. О диалектическом и историческом материализме, 1938: «Стихийный процесс развития уступает место сознательной деятельности людей»
  4. Сталин. Об основах ленинизма, 1924:"Фронт капитала прорвется там, где цепь империализма слабее, ибо пролетарская революция есть результат разрыва цепи мирового империалистического фронта в наиболее слабом её месте, причем может оказаться, что страна, начавшая революцию, страна, прорвавшая фронт капитала, является менее развитой в капиталистическом отношении"
  5. Статья 6. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.» - Конституция СССР 1977 года).
  6. статья 126 КСССР 1936 года - «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных»

Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин

Утверждение культа личности Сталина. Идеология и политика сталинизма. Массовые политические репрессии.

Культ личности Сталина - возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола

К. л. Сталина возник в полном противоречии с природой социализма, сов.

Советская идеология. «Народность, идейность, конкретность»

строя, с природойКоммунистической партии.

Сталини́зм - тоталитарная политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из форм тоталитаризма.

Идеология

  • Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм — это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти;
  • Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталинув создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство;
  • Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологиисталинизмаполагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать.

Политика сталинизма

Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права.

По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти.

Образование

СССР: идеология и культура (1945-1953 гг.)

Союз Советских Социалистических Республик — СССР — это аббревиатуру знают не только в России и странах СНГ, но и во всем мире. Это государство, которое просуществовало всего 69 лет, однако о его военной мощи, величии, выдающихся ученых помнят и по сей день. А имя первого и единственного Генералиссимуса Советского Союза до сих пор наводит ужас на каждого. Что же это за государство?

Какова идеология СССР? Почему сегодня не существует такой страны? Каковы особенности ее культуры, выдающиеся общественные деятели, ученые, артисты? Много и других вопросов возникает, если вспомнить историю этой страны. Однако объектами данной статьи являются идеология и культура СССР.

В результате октябрьской революции 1917 года на территории России (тогда она называлась Российской Империей) началась Гражданская война, свержение Временного правительства… Эту историю знают все. Декабрь 1922 года (30.12) ознаменовался объединением Российской, Украинской, Белорусской и Закавказской Республик, в результате чего образовалось одно большое государство, по занимаемой площади земель несравнимое ни с одной другой страной мира. В декабре 1991 года (а именно 26 декабря) СССР перестал существовать. Интересным вопросом этого удивительного государства является идеология. СССР был государством, в котором официально не провозглашали никакую идеологию государственной, однако негласно был общепринят марксизм-ленинизм (коммунизм).

Марксизм-ленинизм

Начать стоит с определения коммунизма. Теоретически возможный общественный и экономический строй, который был бы основан на равенстве (т. е. не только перед законом равенство, но и социальное), общественной собственности на средства производства (т. е. ни у кого нет своего бизнеса, своих предприятий частных и т. п.) называется коммунизмом. В практическом смысле такого государства, в котором был бы такой строй, не существовало никогда. Однако идеология СССР называлась на Западе именно коммунизмом. Марксизм-ленинизм — это не только идеология, это учение о построении коммунистического общества посредством борьбы за уничтожение капиталистического строя.

Видео по теме

Первые десятилетия в культурной жизни СССР

Эти времена ознаменованы многими изменениями в культурном аспекте государства. В первую очередь начались преобразования в области просвещения — были созданы комиссия по просвещению и комиссия по контролю за культурой (государственные органы), отделы народного образования. Посредством совещаний наркомов просвещения республик осуществлялся контроль за этой сферой. Возникло такое понятие, как культурная революция. Это политические действия правительства Советского союза, направленные на создание истинно социалистической (исконно народной) культуры, искоренение безграмотности населения, создание новой и универсальной системы образования, обязательное обучение на родных языках народов России (для достижения всеобщего обучения), обеспечение условий для научного развития и искусства.

Идеология и культура СССР в 1945-1953 годы (послевоенный период) подверглись ужесточению влияния власти. Именно в этот период возникло такое пугающее понятие, как железный занавес — стремление правительства оградить свою страну, свой народ от влияния других государств.

Это явление касалось не только культурного развития в стране, но и всех остальных областей в жизни государства. В первую очередь был нанесен удар по литературе. Многие писатели и поэты подверглись жесткой критике. Среди них и Анна Ахматова, и Михаил Зощенко, и Александр Фадеев, и Самуил Маршак, и многие другие. Театр и кино не стали исключением в плане изоляции от влияния западных государств: активно критиковались не только фильмы, но и сами режиссеры. Театральный репертуар претерпевал просто жесточайшую критику в свой адрес, вплоть до удаления постановок иностранных (а значит, капиталистических) авторов. Под пресс идеологии СССР в 1945-1953 годах попала и музыка. Особое негодование вызвали работы Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Вано Мурадели, которые были созданы к юбилею Октябрьской революции. Критике подвергались и другие композиторы, среди которых Дмитрий Шостакович и Николай Мясковский.

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)

Самым кровавым диктатором Советского Союза общепризнан Иосиф Виссарионович Сталин. Когда власть была в его руках, проводились массовые репрессии, политические расследования, создавались расстрельные списки, были преследования за неугодные правительству политические взгляды и тому подобные страшные вещи. Идеология СССР напрямую зависела именно от этой весьма противоречивой личности. Его вклад в жизнь государства, с одной стороны, просто ужасающий, однако именно в период сталинизма Советский Союз стал победителем во Второй мировой войне, а также получил звание одной из сверхдержав.