Что значит образ жизни человека. Понятие образа жизни

) , обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Различаются формационный О. ж. (феодальный, буржуазный, социалистический) и социально-историч. О. ж. (индивида, социальной группы, общества на определ. этапе развития, напр. О. ж. совр. сов. общества) . В свою очередь тот и разделяются на частные О. ж. по различным критериям (напр., городской и сельский и т. п.) .

В условиях социализма к категории О. ж. используется для повышения науч. обоснованности социально-экономич. планирования, управления социальными процессами путём комплексного подхода к его объектам. С этой целью О. ж. условно расчленяется на блоки показателей трудовой, культурно-бытовой и обществ.-политич. деятельности (включая показатели брака и семьи, образования, нац. отношений и др. ) , сопряжённые с показателями условий жизни - материального благосостояния людей, социального обеспечения и здравоохранения, охраны окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную (базовую) модель О. ж., края затем преобразуется в поисковую и нормативную прогностич. модели (см. Прогнозирование) , на основе сопоставления которых вырабатываются соответствующие рекомендации.

Бурж. О. ж. отличается индивидуализмом, отсутствием подлинного демократизма, негуманным отношением к человеку, социальным пессимизмом, попиранием человеч. достоинства, аптагонистич. противоречиями между интересами личности и общества, шовинизмом и национализмом, культом наживы, насилия.

Для социалистич. О. ж., в буржуазному, характерны , подлинный демократизм и , социальный , чувства человеч. достоинства, обществ. долга, товарищеской взаимопомощи, и патриотизм, уважение к труду и трудящемуся человеку, социальное равноправие, бережное к культуре, к духовным ценностям, высокая , непримиримость к недостаткам, социальная , основанная на развитии чувства ответственности каждого за дела своего коллектива и общества в целом.

Для совр. сов. общества характерно преобладание черт социалистич. О. ж., наличие некоторых пережитков О. ж., свойственного прежним этапам историч. развития общества, с которыми ведётся , а также ростков будущего коммунистич. О. ж., которые всемерно развиваются в процессе коммунистич. строительства

Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Щербицкий В. В., XXV съезд КПСС о совершенствовании социалистич.. О. ж. и формировании нового человека, М., 1977 ; Толстых В. И., О. ж.: Понятие , реальность, проблемы, М., 1975 ; Социалистич. О. ж. и совр. идеологич. борьба, М., 1976 ; Капустин Е. И., Социалистич. О. ж. Зкономич. , М., 1976 ; Проблемы социалистич. О. ж., М., 1977 ; Струков Э. В., Социалистич. О. ж., М., 1977 ; Социалистич. О. ж. и вопросы идеологич. работы, М., 1977 ; Бутенко А. П., Социалистич. О. ж.: Проблемы и суждения, М., 1978 ; Сдобнов С. И., Социалистич. О. ж.: Экономич. аспект, М., 1978 ; Касьяненко В. И., Роль КПСС в формировании Социалистич. О. ж., М., 1979 ; Ануфриев?. ?., Социалистич. О. ж. (Методологич. и методич. вопросы) , М., 1980 ; Социалистич. О. ж., М., 1980 ; Социальные показатели О. ж. сов. общества, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ - человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, “образ жизни” дает типологическую, “портретную” характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т. д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей. В зависимости от того, какие условия или параметры человеческого бытия выступают в качестве основных факторов и признаков, различают “кочевой” и “оседлый”, “городской” и “сельский”, “традиционный” и “индустриальный”, “аристократический” и “буржуазный” и т. д. жизни. Иногда это понятие использовалось для формационной и цивилизационной характеристики типа жизни и поведения (“советский” или “американский”, “западный” или “восточный”, “социалистический” или “капиталистический” образ жизни), что может быть оспорено. Образ жизни личности в определенной степени зависит и от психологических особенностей самого человека (характера, темперамента, индивидуального склада мышления и пр.) и поэтому может быть “медлительным” или “подвижным”, “рациональным” или “нерациональным” и т. д. Интегративные и операциональные возможности этой категории реализуются и проявляются в сопоставлении с такими понятиями, как “уровень жизни”, “качество жизни” и “стиль жизни”, которые можно рассматривать как конкретизацию и различные “срезы” этого весьма сложного по своему составу и структуре социального феномена. Именно социально-философский подход к пониманию образа жизни дает методологическую основу для социологического, экономического, социокультурного и любого иного “аспектного” (демографического, психологического, медицинского и т. д.) исследования реально функционирующих форм жизнедеятельности индивидов и групп.

В целостной системе и структуре образа жизни по-своему проявляется и проступает общего, особенного и единичного. Хотя образ жизни зависит от условий жизнедеятельности, вбирает в себя и отражает общие типологические черты данного социума, “порядка жизни”, он не может быть сведен к совокупности обстоятельств и синтезу неких “родственных” признаков (научная и эвристическая такой “собирательной” характеристики весьма относительна). Специфика и содержательная ценность понятия “образ жизни” обнаруживается тогда, когда предметом рассмотрения и оценки становятся именно формы человеческой жизни, т. е. формы существования и развития (производства и воспроизводства) индивида и социальных групп, формируемых обществом, исторической эпохой. Однако образ жизни не есть какой-то безличный экстракт общих условий, норм деятельности и поведения тех или иных социальных, культурных, профессиональных, этнических и т. п. групп и отдельных индивидов. Всеобщее определяет, но отнюдь не исчерпывает рамки и возможности выбора индивидами конкретных форм своего бытия и деятельности. Необходимо всегда учитывать также отношения индивида и общностей к условиям и образу жизни, которые они застают уже сложившимися. Важно учитывать существенные различия в образе жизни людей как на уровне особенного, в рамках данного социума, так и на уровне индивидуальности, внутри групповой общности, что сказывается, напр., на выборе основного занятия, или в предпочтении форм проведения досуга, в распределении внерабочего времени и т. д. М. Вебер, предпочитая вместо понятия “образ жизни” понятие “стиль жизни”, рассматривал последний в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества. В качестве единицы социального действия он выделяет Stand-общность людей, основанную на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, вкусов, представлений о чести и др. психологические . Каждому стилю жизни, согласно М. Веберу, соответствует более или менее высокая (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные представления и нормы поведения.

Как конкретных культурных форм общения образ жизни составляет необходимое звено во взаимосвязи сферы производства и потребления, с одной стороны, и собственно духовной, нравственной, эстетической и т. д. сферы человеческой жизнедеятельности - с другой. В процессе культурного развития общества вырабатывается определенное, присущее данной общности, социально типизированного и психологически индивидуального (неповторимого) поведения людей, формируется внутренний склад каждодневного бытия личности. Так, И. Кант считал “культуру воспитания” важнейшим элементом образа жизни, имея в виду привитие морально доброго образа , без чего создается лишь “видимость” культуры (см.: Кант И. Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966, с. 18). Зависимость образа жизни от характера и состояния культуры общества исторически конкретна. По К. Марксу, “жизненные средства, которые необходимы рабочему, для того чтобы он жил как ... различны в различных странах и при различных состояниях культуры...” (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47. М., 1973, с. 42). Характеристика культурного “фонда” общества, группы или отдельной личности позволяет не только раскрыть ценностное значение того или иного уклада и образа жизни, но и объяснить многие особенности и противоречия последнего, которые нельзя непосредственно вывести из социальноэкономических и политико-идеологических условий того или иного общества (напр., различия “западного” и “восточного” образов жизни в рамках однотипного общественного устройства, как в США и Японии).

Интерес к проблеме образа жизни заметно повысился в , когда в контексте глобализации мира со всей остротой встает о смене парадигмы и формировании “глобального стиля жизни”, активно обсуждается судьбы существующих образов жизни и жизненного мира постэкономического человека 21 в.

Лит.: Толстых В. И. Образ жизни: понятие , реальность, проблемы. М., 1975; Панин Л. Г. Социология культуры. М., 1996: Коз.ювски П. Культура постмодернизма. М.,1997.

В. И. Толстых

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ОБРАЗ ЖИЗНИ" в других словарях:

    Системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования, Как правило, в понятие О.ж. не включается специализир. (производств, трудовая) деятельность человека. О.ж.… … Энциклопедия культурологии

    Понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60 х 20 в., активно использовался на протяжении 70… … Новейший философский словарь

    Англ. way of living; нем. Lebensweise. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, соц. полит. и культ.), типичные для конкретно истор. соц. экон. отношений. см. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ … Энциклопедия социологии

    Философско социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, труд,… … Большой Энциклопедический словарь

Из всех лекарств лучшее — отдых и воздержание.
Б. Франклин

Здоровье гораздо более зависит от
наших привычек и питания,
чем от врачебного искусства

Д. Лебок


Экологическим фактором стало увеличивающееся потребление населением лекарств. Большинство синтетических медикаментов, нормализуя одну физиологическую реакцию, функцию органа, могут незаметно изменить состояние других органов и систем, вплоть до их заболевания, о котором говорят как о побочном действии лекарств.

Следовательно, надо помнить и о болезнях фармакологической агрессии». Так, некоторые лекарственные препараты способны вызывать поражения печени. На IV международной конференции по сердечно-сосудистой терапии (1991) указывалось, что применение фармакологических препаратов, снижающих уровень жира в крови, может приводить к повышению числа опухолевых заболеваний. Все больше появляется в обществе людей, страдающих «лекарственной аллергией».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала правительства развитых стран оказывать содействие в возрождении народной медицины с рекомендацией научного изучения ее потенциала. Наблюдается долгожданный отход от противопоставления народной медицины и официальной. То, что «неофициальные» лекарственные средства могут оказывать оздоравливающее воздействие, не вызывает сомнения.

Здоровый образ жизни — непременное условие здоровья человека. Отмечается большая зависимость между заболеваемостью и образом жизни человека.

К сожалению, здоровье занимает у человека далеко не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни. Конечно, здоровье в большой степени зависит от благосостояния. Но что понимать под благосостоянием, разве только вещи? Неограниченный рост материального потребления становится для человека вредным и тормозит его духовное развитие. Это затмевает важность главных целей жизни — физического и духовного совершенствования и гармоничного развития личности.

Если раньше одновременно человек был и производителем, и потребителем, то теперь эти функции четко распределились. Так же, по-видимому, произошла и со здоровьем. Человек, «потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда. Таким образом, здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого труженика. Все представляется заботам государства, медицине, которые, как, вероятно, думают многие, должны поставлять здоровье так же, как продукты питания, промышленные товары и платные услуги. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, а не его «производителем».

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Под культурой понимается особого рода отношение — отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура — это не только сумма нравственных начал. Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни.

Образ жизни — это комплекс наиболее существенных и типичных характеристик способа трудовой, общественной, познавательной, культурной и других видов деятельности (активности) людей, непосредственно воздействующих на их здоровье. В научное определение организма должна входить и среда, так как без последней существование организма было бы невозможным. Один из мудрецов Древней Индии провозгласил: «Каков микрокосмос, таков и макрокосмос».

Хотя образ жизни находится в неразрывном единстве с условиями жизни, следует отличать эти понятия. Условия жизни — это, по существу, все опосредующие и обусловливающие образ жизни факторы, его определяющие или ему сопутствующие. В их числе материальные и нематериальные факторы (социальные, духовные, культурные и др.) и природные факторы. Образ жизни в виде деятельности, активности людей связан с условиями жизни, поскольку люди реагируют на условия жизни, используют их, проявляют к ним определенное отношение. Надо понять, «что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье и как равновесие, согласие стихий его поддерживают, а их раздор его разрушает и губит» (Леонардо да Винчи).

Еще более 2000 лет тому назад великий врач Гиппократ подчеркивал роль здорового образа жизни для предупреждения заболеваний. В это понятие он включал: соблюдение диеты соответственно возрасту, времени года, конституции, прогулки, купания, гимнастические упражнения.

Философ Сократ, живший в V в. до нашей эры, считал, что осмысленная жизнь ведет к духовному и физическому здоровью, гармонии внутренних сил и внешней деятельности, к нравственному удовлетворению своим поведением. Знание самого себя, по его мнению, является высшим человеческим достоинством и благом. Для того чтобы быть здоровым, надо иметь большую силу воли, не угодничать прихотям и желаниям собственного тела. Еще древний философ Сенека писал по этому поводу: «Угождайте телу лишь столько, сколько нужно для поддержания его крепости, и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным, держите тело в строгости».

Из истории известно, что человека нередко губили излишества — переедание, переутомление в работе, половая невоздержанность, применение возбуждающих средств в больших дозах. Здоровье — это здоровый образ жизни, утверждение которого неотделимо от борьбы с вредными привычками. «Образ жизни — определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» (Ю.П. Лисицын).

Обобщая ряд классификаций, Ю.П. Лисицын включает в образ жизни четыре категории: «... экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни». При прочих равных первых двух категориях (экономической и социологической) здоровье людей зависит также от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей, определяющем их поведение. Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой ритм жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.

Основные сферы, где реализуется образ жизни человека:

— труд, его организация, формы удовлетворения материальных и культурных потребностей;
— быт, как сфера обслуживания и как совокупность обычаев, традиций, норм общежития, которые характерны для жизни вне производства, в свободное время;
— формы участия людей а политической и общественной жизни;
— элементы, относящиеся к общественному сознанию, нравственности, морально-этические, психологические и общекультурные.

Устойчивое здоровье достигается соблюдением принципов здоровой, разумной жизни, обеспечивающей в конечном итоге активное долголетие. В понятие «здоровый образ жизни» входят: рациональный режим труда, отдыха и питания, активный отдых, полноценный сон, закаливание организма, решительная борьба с вредными привычками.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

Содержание понятий и практическое значение. Перечисленные выше факторы не всегда напрямую влияют на принятие человеком того или иного образа жизни в рамках отношения к здоровью. Установки людей часто расходятся с их реальным поведением. Придавая большое значение здоровью, индивид может и не поддерживать его. И наоборот, бывает, что глубоко не задумываясь о своем отношении к здоровью, человек принимает и поддерживает достаточно здоровый образ жизни. Следовательно, вступая в общение с конкретным пациентом, врач должен оценивать его отношение к здоровью не только по словам, которыми он описывает свои намерения, но и ориентируясь на анализ формальных факторов (пол, семейное положение и пр.) и, главное, представляя себе всю картину реальных условий жизни данного человека.

Попытаемся разобраться в содержании понятия «образ жизни» и некоторых ориентирах и нормах, задающих современное представление о здоровом образе жизни.

«В словаре понятий Всемирной организации здравоохранения образ жизни - это взаимодействие условий жизни индивида в широком смысле с индивидуальной моделью поведения, которая определяется социокультурными факторами и личностными особенностями». Применительно к здоровью понятие «образ жизни» можно определить как систему трудовой, бытовой, рекреационной (области отдыха и досуга) деятельности, от которых зависит здоровье человека. Многие ученые считают нужным дополнить данное понятие факторами мировоззренческой устремленности человека, духовным здоровьем.

Достаточно обобщенно и в целостном единстве образ жизни можно рассматривать как поведение, жизнедеятельность человека в определенных условиях. Это общепринятое понятие, распространенное не только среди медиков, социологов или педагогов. Родственными, близкими к нему по смыслу являются такие понятия, как «условия жизни», «жизненный уклад», «способ жизнедеятельности». Важно подчеркнуть, что образ жизни, с одной стороны, регламентируется обществом, а с другой - оказывается проявлением индивидуального выбора. С развитием цивилизации выбор различных моделей расширяется, что имеет с точки зрения медицины и негативный, и позитивный характер.

Понятие «здоровый образ жизни» более узкое по отношению к образу жизни в целом. «Здоровый образ жизни - это деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья людей. Он формируется двумя путями: во-первых, через уменьшение и элиминирование факторов риска; во-вторых, через создание условий для сохранения и укрепления здоровья индивидом».

Сегодня общепризнанным является положение о том, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85 % связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. Одна из первейших задач социальной политики - формирование здорового образа жизни. По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определять как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении надо особенно выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что образ жизни не тождествен ее материальным условиям: последние лишь опосредуют и обусловливают его.

Для описания образа жизни группы людей можно воспользоваться различением, которое вводит Ю. П. Лисицин. Он включает в образ жизни четыре категории: экономическую - уровень жизни, социологическую - качество жизни, социально-психологическую - стиль жизни, социально-экономическую - уклад жизни. Для описания образа жизни индивидуального человека важно учитывать его личностно-мотивационные качества и жизненные ориентиры. Здесь большее значение приобретают две последние из указанных категорий - стиль и уклад жизни. При более или менее равных экономических и социальных условиях люди часто по-разному удовлетворяют свои потребности в здоровье. Проявляется это в их поведении, предпочтениях и приоритетах, и в первую очередь определяется воспитанием и во вторую - унаследованными в ходе родовой передачи традициями.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Каждая из них широко и многообразно представлена в жизни современного человека. Мы выделим только те моменты, которые наиболее вероятно могут стать предметом обсуждения врача и пациента. Целью такой беседы будет выявление образа жизни, который ведет конкретный человек, и оценка врачом возможности (или необходимости) изменения его жизнедеятельности.

Рациональное питание. Современный человек из-за легкой доступности пищи без значительных энергозатрат все в большей степени превращает ее не в необходимость, а в удовольствие.

В филогенезе организм человека мог получать пищу только благодаря тому, что двигался в ее поисках, добыче. Но сегодня пища перестает быть компенсацией уже сделанных усилий, она становится средством удовлетворения аппетита как субъективного фактора, а не голода как фактора, физиологически объективного.

Поэтому человек во многом стал строить свой режим питания в расчете на якобы предстоящие усилия, которые, как правило, в силу профессиональной и бытовой гиподинамии оказываются значительно меньшими.

Под рациональным питанием принято понимать правильно подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям конкретного организма, учитывает характер труда, половые и возрастные особенности человека, климатогеографические условия проживания. В основу рационального питания положены следующие основные принципы.

1. Обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности. При расчете энергии учитываются расходы в ходе основного обмена (в состоянии полного покоя), в ходе утилизации пищи и мышечной деятельности. Среднесуточный расход энергии для работников умственного труда составляет у мужчин - 2550 - 2800 ккал, у женщин - 2200 - 2400 ккал, для работников, занятых тяжелым трудом (шахтеры, грузчики, металлурги), - 3900-4300 ккал. Считается, что если суточная калорийность пищи превышает энерго затраты на 300 ккал (это 100-граммовая сдобная булочка), то накопление резервного жира может увеличиться в день на 15 - 30 г и в год составить 5-10 кг. Для здоровья небезразличен как избыток пищевых калорий, так и их недостаток.

    Удовлетворение потребности организма в определенных пищевых веществах. Пища является источником необходимых человеку веществ - белков, жиров и углеводов, причем они требуются организму в определенных количествах и соотношениях. Так, известный продукт водка обладает калорийностью в 235 ккал, но не может обеспечить потребность в пищевых веществах. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе должно составлять 1:1,2:4. При интенсивном физическом труде доля белков в рационе может быть снижена до 11 %, а жиров повышена, учитывая высокую энергетическую ценность последних.

    Соблюдение режима питания. Этот принцип держится на четырех «китах»: регулярность питания предполагает прием пищи в одно и то же время и обусловлена условно-рефлекторными реакциями организма на выделение слюны, желудочного сока, желчи, ферментов и пр.; дробность питания в течение суток означает прием пищи три-четыре раза в день; рациональный подбор продуктов основан на соотношении в рационе основных необходимых пищевых веществ; разумное распределение пищи в течение дня предполагает, что завтрак и обед обеспечивают более двух третей рациона, а ужин - менее одной его трети.

Оптимальный двигательный режим. В настоящее время в разных областях знаний о человеке накоплены многочисленные факты благотворного влияния двигательной активности на уровень обменных процессов, на функционирование внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы и т.д. Общепризнанно, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций ЦНС и восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособность человека на высоком уровне.

Процесс цивилизации сопровождается все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности. «Недостаток движения - гипокинезия - вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию... Гипокинезия уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, уменьшает объем мышечной массы, красных и белых мышечных волокон, ухудшает координацию движения, приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшается ударный и минутный объем кровообращения, а также объем циркулирующей крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется время общего круговорота крови».

Существуют данные о том, что максимальное употребление кислорода организмом человека в возрасте старше 25 лет каждые 10 лет уменьшается на 8 %, что обусловлено главным образом снижением естественной физической активности. У людей, практикующих в той или иной форме физические нагрузки, этот показатель составляет половину указанной цифры. Следовательно, у таких людей процессы старения протекают иначе, «тормозятся». Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15 -25 %, а также уменьшить в 2 -4 раза число обращений за медицинской помощью по сравнению с остальной частью населения. Для механизма адаптации к физическим нагрузкам имеют значение усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной адаптации к устойчивой, долговременной, неспецифической.

Оценка активности человека предполагает учет всех видов его деятельности - профессиональной, бытовой, досуговой, физкультурной и пр. Имеет значение и соотношение объема выполняемой нагрузки и периода, отведенного на восстановление, причем не только пассивное, но и активное. Для составления картины образа жизни своего пациента врач должен обязательно выявить, какие формы активного движения использует человек, и разграничить их на формы напряжения и расслабления. Кроме общих физических упражнений - гимнастики, бега, плавания, спортивных игр - в настоящее время широко распространены занятия на тренажерах, дыхательные упражнения, различные комплексы движений по системам йоги, ушу и др. Следует помнить, что и такие вспомогательные процедуры, как пешая прогулка, душ, массаж, растирания также являются важными элементами повседневной физической культуры человека.

В детском и подростковом возрасте - периодах интенсивного развития и роста человека - участие в различных формах физической культуры определяет становление двигательных навыков, способствует координации движений, расширяет резерв адаптации функциональных систем организма, создает волевой и соревновательный настрой. Между тем у современных детей отмечается выраженная двигательная недостаточность. «Потребность детей в движении удовлетворяется в условиях школы самостоятельными движениями на 18 - 20 %. В дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания дети недополучают до 40 %, а без таких уроков - до 80 % движений... Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что для удовлетворения естественной потребности в движении младших школьников суточный объем их активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный - не менее 14 часов».

Рациональный режим дня. Рациональный режим дня - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности человека. Его назначение в том, чтобы нормировать и рационально чередовать различные виды деятельности и отдыха для сохранения высокой работоспособности и здоровья организма. Все элементы режима дня проводятся в одно и то же время, что способствует выработке стереотипов, способствующих приспособлению человека к окружающей среде.

Готовясь к беседе с пациентом о его образе жизни, врачу следует помнить, что одинаковой схемы распорядка дня нет и не может быть ни для отдельного человека, ни для группы людей. Хотя понятно, что современный человек ориентирован на согласование своего режима с жизнедеятельностью других людей, с которыми он связан совместной профессиональной общностью, или узами семьи, или общим местом пребывания, и пр. Возникающие нарушения здоровья и самочувствия как раз и могут оказаться проявлениями «несостыковки» индивидуального режима жизни человека и того, который принят в данной группе или в данном месте. Такими проявлениями чаще всего бывают утомление, нарушения сна, повышенная раздражительность.

Человек как часть природы более всего подвержен влиянию циркадных (околосуточных) процессов: большинство показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем днем имеют максимальное значение, а ночью - минимальное. В течение дня работоспособность повышается с 10 до 12 ч пополудни, снижается в период от 14 до 16 ч, вновь повышается с 17 до 19 ч, а затем опять резко снижается. Существует и зависимость человека от сезонных и годовых изменений в природе. Если режим дня более-менее совпадает с индивидуальным типом суточной работоспособности, а начало деятельности с функциональным подъемом важных систем организма, то, скорее всего, сохранение работоспособности будет обеспечено на высоком уровне. В противном случае возникают десинхронозы, которые могут привести к различным нарушениям здоровья.

Значительную часть картины образа жизни человека, как известно, составляет зависимость или, напротив, отказ пациента от ряда вредных привычек. Такими признаны табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, различные типы наркомании. Не вызывает сомнения необходимость активизации работы по предупреждению и искоренению вредных привычек, в основе которой сегодня, безусловно, лежит не только участие медиков, но и общественные санкции, просветительская и воспитательная работа.

Образ жизни это стабильные формы индивидуальной либо групповой деятельности людей.

Понятие образа жизни

Образ жизни характеризуется особенностями поведения, общения и мышления человека в различных ситуациях. Это понятие находит свое отображение в деятельности человека, а также в его социальной активности, в выражении интересов и убеждений.

Образ жизни имеет свои индивидуальные черты ля каждого поколения, так как на него влияют социально-экономические аспекты разных временных периодов. Основными составляющими образа жизни являются труд (учеба для молодежи), быт, а также система поведенческих привычек.

Многие ученые рассматривают это понятие как синтез четырех категорий: экономической (уровень жизни), социально- экономической (уклад жизни), социологической (качество жизни) и социально-психологической (стиль жизни).

Образ жизни человека является главным фактором, который воздействует на состояние его физического и психологического здоровья.

Образ жизни человека, семьи, народа

Образ жизни зачастую рассматривают как поведенческий тип определенного индивида: его деятельность, особенности его мировоззрения, бытовые привычки и т.д.

Однако в более широком смысле образ жизни присущ и таким социальным группам как семья и народ. Образ жизни семьи, как правило, обоснован на общих интересах супругов, на обобщенности в ведении быта, на предпочтениях в видах отдыха.

Образ жизни семьи имеет в своей основе психологическую близость членов семьи. Образ жизни определенных народов – понятие, которое сложилось в ходе исторического процесса.

Основой его выступают традиции и нормы, которые передавались каждому новому поколению. Именно традиции и нормы влияют на поведенческие особенности представителей народа, а также их социальное и экономическое восприятие.

Факторы, влияющие на образ жизни

На образ жизни человека влияют такие факторы, как уровень социально – экономического развития в государстве, уровень медицинского обслуживания, уровень экологической безопасности, а также психологические факторы.

На образ жизни индивида также влияет образ жизни народа, к которому он принадлежит, в частности уклад жизни и традиционная культура.

Образ жизни народа и человека часто зависит от политической идеологии государства. Так во времена СССР, именно коммунистическая идеология определяла все составляющие образа жизни человека, в частности на стиль жизни.

Данные, приводимые всемирной организацией здравоохранения, свидетельствуют о том, что здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни.

Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, быте, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, в нормах общения и поведения. Образ жизни включает в себя три составляющих: уровень, качество и стиль жизни.

Качество жизни характеризует степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (то есть является преимущественно социологической категорией). В специальной литературе словосочетание «качество жизни» начало появляется после 1975 года. Его общепринятое определение пока не найдено. Качество жизни трактуется как довольно широкое понятие, охватывающие многие стороны жизни человека, связанные не только с состоянием его здоровья. К ним можно отнести: условия жизни; удовлетворенность учебой или (и) работой; семейные отношения; социальное окружение; политическая и экономическая ситуация в стране.

Субъективные стороны качества жизни находят отражение в следующих факторах:

Состояние личности, позволяющее ей безболезненно преодолевать противодействие (борьбу, агрессию, конкуренцию) внешнего мира;

Способность адекватно решать поставленные задачи;

Возможность жить полной жизнью в тесном контакте со всем, что любит человек;

Способность быть всем, чем в состоянии стать(самореализация);

Возможность находится в физическом и психическом равновесии с природой и социальной средой, с самим собой.

Вся совокупность известных методик оценки качества жизни по предмету исследования может быть рассредоточена на пять основных групп 46 .

Физическое состояние (состояние физического здоровья, физические способности, физические ограничения, временная нетрудоспособность).

Психическое состояние (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, самоконтроль эмоций и поведения, познавательные функции).

Социальное функционирование (межличностные контакты, социальные связи, социальная поддержка: пособия, льготы и т.д.)

Ролевое функционирование (на работе, дома).

Общее субъективное восприятие состояния своего здоровья (оценка настоящего состояния и его перспективы, оценка болевых ощущений).

Согласно Н.М. Амосову, здоровье с позиций категории качества жизни есть выбор такого образа жизни, при котором человек получает удовольствие от здоровья, а его устойчивое наличие обеспечивает долголетие с высоким уровнем душевного комфорта.



Стиль жизни – категория социально-психологическая. Она характеризует особенности повседневной жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и физиология личности. Стиль жизни – это существенный признак индивидуальности, проявления ее относительной самостоятельности, способности сформировать себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни. Здоровье человека в существенной мере зависит от стиля жизни, который обусловлен менталитетом (национальной культурой и традициями) и личностными наклонностями.

Здоровый образ жизни – понятие комплексное, но более узкое, чем собственно образ жизни. Большинство исследователей определяют здоровый образ жизни как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

Образ жизни человека в решающей степени обусловлен его отношением к своему здоровью.

Отношение к здоровью является одним из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится в своей сущности к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути. На самом деле, формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд причин 39 . Ниже раскрыто их содержание.

Одна из проблем в том, что здоровый человек не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным (поскольку и так все хорошо) предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению своего здоровья.

Как правило, здоровье привлекает к себе внимание, когда с ним возникают какие-то проблемы. Здоровье приобретает актуальную жизненную необходимость, особую значимость тогда, когда оно уже нарушено.

В основе нездорового поведения нередко лежит феномен «нереалистичного оптимизма», неоправданного, ничем не обоснованного. Его формированию способствуют определенные психологические факторы:

отсутствие личного опыта болезни;

вера в то, что если проблема (заболевание) еще не появилась, то она и не появится в будущем;

вера в то, что если проблема со здоровьем и появится, то с ней можно будет справиться, предприняв соответствующие действия.

Довольно типичной является ситуация, когда люди, отягощенные болезнями, остро их ощущая, тем не менее, не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение.

Одна из причин пассивного отношения к здоровью кроется в недостатке необходимых знаний о нем, о способах его формирования, сохранения и укрепления.

Неоднократное нездоровое поведение в ряде случаев может приносить мгновенное удовольствие (выпить водки, выкурить «хорошую» сигарету, и т.д.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными.

Нередко люди просто не осознают, с какой опасностью сопряжено то или иное нездоровое поведение (нарушение в сфере питания, личной гигиены, режима труда и отдыха, бытовой культуры).

Значительная часть самосохранительного поведения человека определяется его представлением о здоровье. Если рекомендации по укреплению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают, расходятся с его представлениями, вероятность того, что он станет выполнять данные рекомендации, будет невысокой.

Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще всего отмечается представлениями среднего и особенно старшего поколения. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага, карьера. Его они и уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей. В понимании молодежи роль психического и социального здоровья не находит должного места.

Социальное давление зачастую заставляет людей осуществлять нездоровое поведение (например, роль референтных групп у подростков в плане их приобщения к курению, алкоголю, наркотикам).

Существует эффект задержанной обратной связи: люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием дают ощутимый позитивный результат далеко не сразу, через несколько дней, а чаще через месяцы и даже годы.

Люди этого не понимают, им это зачастую просто не объясняют. Их не настраивают на терпеливую систематическую работу над собственным здоровьем. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди бросают упражнения и могут не вернутся к ним уже никогда.

Эффект задержанной обратной связи – одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни.

Время от времени появляется мода на здоровье, но нет попыток поставить эту проблему на долгосрочную перспективу в качестве государственной.

В1965 году американские ученые Беллок и Бреслау начали исследовать влияние образа жизни на состояния здоровья человека (по книге: Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002. 256с.) Ими было опрошено 7000 людей в возрасте от 25 до 75 лет. С помощью одного перечня вопросов выяснялся характер присутствия в образе жизни респондентов семи факторов: сон, завтрак, перекусывание между приемами пищи, поддержание оптимального веса, курение, употребление алкоголя и физические нагрузки. Другой перечень вопросов был направлен на выяснения состояния здоровья опрашиваемых в течении последних двенадцати месяцев: например приходилось ли им брать больничный лист по болезни; бывали ли у них периоды пониженной энергии; были ли они вынуждены отказаться от некоторых видов деятельности и др. Сравнение различных возрастных групп по итогам исследования показало, что в каждой из них совокупный уровень состояния здоровья повышался по мере «оздоровления» образа жизни. Причем те, кто соблюдал все семь правил здорового образа жизни, показали такие же результаты по здоровью как и те, кто был на 30 лет моложе, но этих правил не соблюдал вовсе или отчасти. В последующем эти семь факторов стали рассматриваться как основа здорового образа жизни. Сюда относятся:

Сон (7-8 часов),

Регулярное питание,

Отказ от дополнительного приема пищи (то есть в перерывах между ее приемами),

Вес, не превышающий 10% от оптимального (в зависимости от возраста),

Регулярные занятия физическими упражнениями,

Ограничение алкоголя,

Отказ от курения.

Разумеется, этим не исчерпывается все реальное многообразие факторов здорового образа жизни, которое постоянно уточняется опытным путем и еще не является окончательно установленным перечнем. Приведем наиболее известные факторы здорового образа жизни и сопроводим их комментарием разной степени подробности.