Объяснить выражение первый среди равных. История царского титула в россии

Царский титул

Как мы уже говорили, и Ивана III, и Василия III иногда называли царями. Но официально первым русским царем стал именно Иван Грозный.

Само слово «царь» происходит от латинского «цезарь» (от личного имени Гая Юлия Цезаря, которое постепенно превратилось в составную часть императорского титула). На Руси царями называли императоров Византии, именовали так и ханов Золотой Орды, а затем и выделившихся из ее состава ханств. Бытовавшее доселе в стране «великий князь» было ненамного выше по званию, нежели просто «князь». Но великих князей на Руси было достаточно, а вот своего официального царя еще не было. Если великий князь мог восприниматься как первый среди равных, то царю равных быть не должно. Это был качественно новый титул. В Византии, например, в серьезной богословской литературе немало места уделялось поучениям о том, как следует почитать царя, какие почести ему воздавать. Эти рекомендации как бы автоматически должны были перейти и в Московию.

Шапка Мономаха

В международных отношениях титул царя тоже давал определенные преимущества. Ведь и в Казанском, и в Крымском ханствах, с которыми Россия вела то войны, то переговоры, правили цари. И теперь московский государь становился с ними на одну ступень. В Западной Европе титул «великий князь» переводился как «принц», «герцог», но не как «король» или «император». А вот «царь» – ставился на один уровень с королем и императором. Так что со всех сторон принятие нового титула было выгодно и важно для государя.

…Венчание на царство происходило 16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля. Сюда сначала на золотом блюде торжественно принесли животворящий крест, венец и бармы. Затем пришел и сам Иван в сопровождении своего духовника, князей и бояр. Посреди храма на высоком постаменте (амвоне) с двенадцатью ступенями были сооружены два места, «одетые златыми паволоками, в ногах лежали бархаты и камки». На этих местах сели после молебна Иван IV и митрополит Макарий. Н. М. Карамзин пишет: «Перед амвоном стоял богато украшенный налой с царскою утварию. Архимандриты взяли и подали ее Макарию. Он встал вместе с Иоанном и, возлагая на него крест, бармы и венец, громогласно молился, чтобы Всевышний оградил сего Христианского Давида силою Святого Духа, посадил на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Обряд заключился возглашением нового многолетия государю… С сего времени российские монархи начали уже не только в сношениях с иными державами, но и внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул великих князей, освященный древностию…»

Митрополит Макарий

Крест

Держава – символ царской власти

Таким образом, принятие царского титула, в результате которого Иван IV был приравнен к западноевропейским императорам, было сделано прежде всего в целях укрепления центральной власти и подчеркнуло неограниченность власти монарха внутри государства.

Одновременно этот шаг имел и особое духовно-нравственное значение для России. Для государственной идеологии того времени и для мировоззрения простого люда была чрезвычайно характерна мысль об особой роли России как единственно уцелевшего независимого православного государства. Ведь после падения под ударами турок в 1453 году Константинополя только в Русском государстве осталось православие – христианство восточного образца. Это объясняли особым благочестием Русской Православной Церкви.

«Два Рима пали, Москва – Третий Рим. Четвертому не бывать». Это означало, что если рухнет Москва, хранительница православия, то погибнет, кончится и священная история. Такой рассматривалась особая мессианская роль Москвы перед православным миром. И государь российский обязан был главной своей задачей считать охрану православия и заботу о спасении душ православных – утверждении на земле «истинной правды».

Донская икона Божией Матери, перед которой молился Иван IV

Внутренний вид Успенского собора

Такая великая роль вполне была по душе молодому амбициозному Ивану IV. Вот что пишет Ключевский: «…его собственная особа в подобном отражении представилась ему озаренною блеском и величием, какого и не чуяли на себе его предки, простые московские князья-хозяева. Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное «я» сделалось для него предметом набожного поклонения. Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти. Тоном вдохновенного свыше и вместе с обычной тонкой иронией писал он во время переговоров о мире врагу своему Стефану Баторию, коля ему глаза его избирательной властью: „Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению“».

И, естественно, Церковь его активно поддерживала. Недаром именно митрополит Макарий, стремившийся укрепить самодержавие и покончить с боярским беспределом, задумал и провел ритуал венчания на царство.

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Царский титул Василий III велел боярам, как было отмечено выше, «беречь» сына до 15 лет, после чего должно было начаться его самостоятельное правление. 15 лет - пора совершеннолетия в жизни людей XVI столетия. В этом возрасте дворянские дети поступали «новиками» на военную

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора

1. Титул московского царя Что бы вы сказали, увидев, что герб некоего современного государства постоянно изображается в паре с гербом какого-то другого государства? Причем будучи заключен с ним в общую рамку. На монетах, грамотах, государственных бумагах и т. д. Наверное,

автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.13. Царский сад и город Давидов внутри Иерусалимской крепостной стены - Набережный Царский сад и Царский дворец в Кремле Рядом с воротами Источника крепостной стены Иерусалима Библия помещает царский сад, водоём Селах и «город Давидов». Библия говорит о том, что ТОТ ЖЕ

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.21. Царский дом и рядом «Высокий столп» внутри Иерусалимской крепости - это Царский дворец и колокольня Ивана Великого в Кремле Согласно Острожской Библии, при дальнейшем движении мы доходим «даже до УКЛОНЕНИЯ и даже до угла» (Неемия 3). В синодальном переводе вместо

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История Петра Великого автора Брикнер Александр Густавович

ГЛАВА VII Императорский титул Россия при Петре сделалась великой державой. Общим итогом стараний его в области внешней политики было превращение чуждого Европе Московского царства в состоящую в самой тесной связи с Европой Всероссийскую империю. В 1715 году Петр уже писал:

Из книги Тайная канцелярия при Петре Великом автора Семевский Михаил Иванович

4. Новый титул 22 октября 1721 года, при торжественном праздновании Ништадтского мира, Феофан Прокопович сказал хвалебную речь. Вычисляя необыкновенно мудрые распоряжения и благодеяния его величества в пользу его подданных, архиепископ объявил, что государь заслужил

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги «Вдовствующее царство» [Политический кризис в России 30–40-х годов XVI века] автора Кром Михаил Маркович

1. Политический статус правительницы и ее титул Итак, к осени 1534 г. великая княгиня Елена сосредоточила в своих руках верховную власть. Отразилось ли как-то изменение ее статуса в источниках? Впервые в историографии этот вопрос поставил А. Л. Юрганов. Ученый обратил

автора Носовский Глеб Владимирович

4.13. Царский сад и город Давидов внутри иерусалимской крепостной стены - это набережный Царский сад и Царский дворец в Кремле Рядом с воротами Источника крепостной стены Иерусалима Библия помещает царский сад, водоем Селах и «город Давидов». Библия говорит о том, что ТОТ

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.21. Царский дом и рядом с ним «Высокий Столп» внутри Иерусалимской крепости - это Царский дворец и Колокольня Ивана Великого в Кремле Острожская Библия дает указание, что при дальнейшем движении мы доходим «даже до УКЛОНЕНИЯ и даже до угла» (Неемия 3). В синодальном

Из книги Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий автора Эрдёди Янош

Из книги Царь Иван Грозный автора Колыванова Валентина Валерьевна

Царский титул Как мы уже говорили, и Ивана III, и Василия III иногда называли царями. Но официально первым русским царем стал именно Иван Грозный.Само слово «царь» происходит от латинского «цезарь» (от личного имени Гая Юлия Цезаря, которое постепенно превратилось в

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Титул - Великий князь Великий князь - древнейший титул русских правителей. Когда род князя Рюрика разросся, старших князей стали отличать от младших титулом «великий князь». Первоначально этот титул имел лишь почетное значение.В дальнейшем «великий князь» - звание

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Титул - царь Царь - от латинского caesar - единовластный государь, император, а также официальный титул монарха. В древнерусском языке это латинское слово звучало как цесарь - «цьсарь».Первоначально так называли римских и византийских императоров, отсюда славянское

Первый среди равных

Первый среди равных
С латинского: Primus inter pares (примус интэр парэс).
Так себя называл римский император Октавиан Август (63 до н. э. - 14 н. э.). Некоторые исследователи приписывают авторство этого выражения Арпаду, герцогу Венгерскому (889-907), поскольку оно может служить характеристикой взаимоотношений монарха и крупных феодалов в средневековом обществе.
Шутливо-иронически: о ком-либо, кто руководит людьми при формальном равенстве с ними.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Первый среди равных" в других словарях:

    Главный, яркий, крупный, большой, блестящий, блистательный, видный, наибольший, незаурядный, недюжинный, выдающийся, замечательный Словарь русских синонимов. первый среди равных сущ., кол во синонимов: 12 блестящий (63) … Словарь синонимов

    1. Книжн. О главном, выдающемся среди остальных. 2. Публ. Устар. Патет. О русском народе по отношению к другим народам СССР. Хан Пира, 1999. /i> Калька с лат. primus inter pares. БМС 1998, 436 …

    первый среди равных - книжн. выдающийся, главный, ведущий, самый лучший. Выражение происходит от латинского Primus inter pares (первый между равными) – звание, которое носил Август до принятия им императорского титула. Этими словами создавалась видимость поддержания… … Справочник по фразеологии

    Первая, первое. 1. Числит. порядк. к один. Первый топ. Первый номер. Первая стадия. Первое января (подразумевается число). «Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была.» Пушкин. 2. только мн. Занимающий начальное место в… … Толковый словарь Ушакова

    - (разг. и поэт.) СРЕДЬ, предлог. кого чего 1. В части, более или менее одинаково удалённой от краёв чего л., в середине, в центре. Стоять с. комнаты, улицы. С. города разбит парк. Колодец расположен с. двора. С. реки остров. // В пределах какого л … Энциклопедический словарь

    Сюда перенаправляется запрос «Медицинский факультет Московского университета». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    среди - средь; (разг. и поэт.) 1) а) В части, более или менее одинаково удалённой от краёв чего л., в середине, в центре. Стоять среди/ комнаты, улицы. Среди/ города разбит парк. Колодец расположен среди/ двора. Среди/ реки остров. б) отт. В пределах… … Словарь многих выражений

    В первую. Новг. Первый раз, впервые. НОС 7, 116. Первый среди равных. 1. Книжн. О главном, выдающемся среди остальных. 2. Публ. Устар. Патет. О русском народе по отношению к другим народам СССР. Хан Пира, 1999. /i> Калька с лат. primus inter… … Большой словарь русских поговорок

    первый - В первинку кому чему с инф. (разг.) в первый раз, впервые (приходится что н. делать, испытывать; чаще с отриц.). Мне не в первинку дрова колоть. Первобытное состояние (шутл.) прежнее, бывшее состояние. Вернуть кого н. в первобытное… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Образы Ереси. В 2-х томах. Том первый. Артбук , Меррет Алан. Потрясающая книга, настоящая находка для всех поклонников "Ереси Хоруса"!Из праха Великого крестового похода зародилось предательство. Сверхчеловек, равных которому нет, первый среди…
  • Первый среди равных. , Светлов Д.Н.. Активировав по неосмотрительности свадебный подарок из Индии, который на самом деле оказался мобильным средством телепортации, адмирал граф Сергей Николаевич Алексеев оказался на безлюдной…

Значение ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ (КНИЖН.) в Справочнике по фразеологии

ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ (КНИЖН.)

выдающийся, главный, ведущий, самый лучший. Выражение происходит от латинского Primus inter pares (первый между равными) - звание, которое носил Август до принятия им императорского титула. Этими словами создавалось видимость поддержания престижа сената, магистров и судов.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ (КНИЖН.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРВЫЙ в Словаре экономических терминов:
    РИСК - в имущественном страховании: схема возмещения убытков, при котором ущерб, меньший, чем страховая сумма, возмещается в полном объеме, а …
  • СРЕДИ в Энциклопедическом словаре:
    , предлог с род. п. 1. кого-чего. Внутри, в центре какого-н. пространства. Лужайка с. леса. С. толпы. 2. чего. Между …
  • ПЕРВЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , "ая, -ое. 1. см. один. 2. Первоначальный, самый ранний; происходящий, действующий раньше всех других.. Первое впечатление. Первое время (сначала). …
  • ПЕРВЫЙ
    П́ЕРВЫЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОРКЕСТР МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ведущий штатный муз. коллектив Вооруж. сил Рос. Федерации. Созд. в 1935 как …
  • ПЕРВЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́ЕРВЫЙ АФИНСКИЙ МОРСКОЙ СОЮЗ, то же, что Делосский союз …
  • ПЕРВЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    пе"рвый, пе"рвая, пе"рвое, пе"рвые, пе"рвого, пе"рвой, пе"рвого, пе"рвых, пе"рвому, пе"рвой, пе"рвому, пе"рвым, пе"рвый, пе"рвую, пе"рвое, пе"рвые, пе"рвого, пе"рвую, пе"рвое, пе"рвых, …
  • ПЕРВЫЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. ‘первый в ряду последующих’ Syn: первоначальный (кн.), начальный, ранний Ant: конечный, заключительный 2. ‘первостепенной важности, имеющий наибольшее значение наивысший …
  • ПЕРВЫЙ в Тезаурусе русского языка:
    1. ‘первый в ряду последующих’ Syn: первоначальный (кн.), начальный, ранний Ant: конечный, заключительный 2. ‘первостепенной важности, имеющий наибольшее …
  • СРЕДИ
    см. …
  • ПЕРВЫЙ в Словаре синонимов Абрамова:
    главный, зачинщик, запевало, застрельщик, затейщик, передовой, инициатор, пионер. Ср. . См. главный, лучший || быть первым, выставить на первый план, …
  • СРЕДИ
    внутри, посреди, посредь, промеж, промежду, …
  • ПЕРВЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    первый в ряду последующих Syn: первоначальный (кн.), начальный, ранний Ant: конечный, заключительный первостепенной важности, имеющий наибольшее значение наивысший по степени …
  • СРЕДИ
    предлог (а также устар. средь) с род. пад. Употр. со значениями: 1) внутри, в центре какого-л. пространства; 2) между началом …
  • ПЕРВЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. разг. 1) Тот, кто или что начинает ряд однородных предметов, явлений. 2) Тот, кто или что упомянут, назван …
  • ПЕРВЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ПЕРВЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • СРЕДИ в Орфографическом словаре:
    сред`и …
  • СРЕДИ в Орфографическом словаре:
    сред`и и средь, …
  • ПЕРВЫЙ в Орфографическом словаре.
  • СРЕДИ...
    Образует прилагательные со знач. находящийся в середине, посередине средиземный, средидневный, …
  • СРЕДИ в Словаре русского языка Ожегова:
    Употр. при обозначении субъекта у кого-нибудь, в кругу кого-нибудь С. специалистов возникли сомнения. среди в числе других предметов, лиц, явлений …
  • ПЕРВЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= один первый лучший из всех в каком-нибудь отношении, отличный П. сорт. (лучший или следующий за высшим сорт товара, продукций; …
  • КНИЖН. в Словаре Даля:
    (abbreviation) литературно-книжное …
  • ПЕРВЫЙ в Словаре Даля:
    или южн. , зап. перший, счетом, по порядку счета начальный; один, раз, с которого идет счет. Первый, другой, третий - …
  • СРЕДИ
    и (устар., простореч.) середи, предлог с род. п. 1. В промежутке Между краями какого-н. пространства, преимущ. в равном расстоянии от …
  • ПЕРВЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    первая, первое. 1. Числит. порядк. к один. Первый топ. Первый номер. Первая стадия. Первое января (подразумевается число). - Три клада …
  • КНИЖН.) в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    действие по глаг. провидеть. Дар провидения. ПРОВИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей - действие верховного существа …
  • СРЕДИ
    среди предлог (а также устар. средь) с род. пад. Употр. со значениями: 1) внутри, в центре какого-л. пространства; 2) …
  • ПЕРВЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    первый 1. м. разг. 1) Тот, кто или что начинает ряд однородных предметов, явлений. 2) Тот, кто или что упомянут, …
  • СРЕДИ
    предл.; с род.; - средь Употребляется со значениями 1) внутри, в центре какого-либо пространства 2) между началом и концом какого-либо …
  • ПЕРВЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СРЕДИ
    предл. ; с род. ; = средь Употребляется со значениями 1) внутри, в центре какого-либо пространства 2) между началом и …
  • ПЕРВЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. разг. 1. Тот, кто или что начинает ряд однородных предметов, явлений. 2. Тот, кто или что упомянут, назван …
  • ЭСТОНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ). I. Общие сведения Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР
  • ЯПОНИЯ*
  • АСТРОНОМИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ГЕНДЕРНЫЕ КВОТЫ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    - узаконенный уровень представительства женщин и мужчин в органах власти. В основе квот лежит современная концепция равенства женщин и мужчин. …
  • БАБЕФ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • БАБЕФ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Франсуа-Ноэл (Babeuf, Francois-Noel) (1760-1797). Вождь крайне левого крыла плебейских сил в Французской революции, с самого начала французской революции принимает непосредственное …
  • ЯПОНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (япон. Ниппон, Нихон). I. Общие сведения Я. - государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СССР. ХРОНОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Хронология исторических событий 9-1 века до н. э. 9-6 вв. до н. э.- Государство Урарту. 7-3 вв. до н. э.- …
  • СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909-1914) Я. М. …
  • СОМНЕРА СПОСОБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    способ, способ определения географической широты и долготы местоположения наблюдателя по измеренным высотам небесных светил путём построения высотных линий положения. …

Совершенно ясно, что все пресвитеры равны между собой, но каждый обладает каким-то особым духовным даром или дарами. Церковное руководство не может быть безликой бюрократией. Особенности характера, дары и духовность каждого отдельного руководителя определяют облик всего руководящего органа церкви. Например, в исследуемом нами отрывке из Первого послания к Тимофею отдельные пресвитеры, которые трудились особенно усердно, выделяются из общей массы руководителей. Служители, обладающие даром учительства, воспринимаются как первые среди равных.

Люди имеют неправильное представление о коллегиальном управлении церковью. Они считают, что, трудясь в коллективе, талантливые люди не могут реализовать свои дары. Однако совместное руководство на самом деле только способствует развитию дарований талантливых руководителей. Несмотря на то что руководители действуют сообща и несут равную ответственность за руководство Божьим стадом, они не равны между собой в талантах, познаниях и способности руководить. Поэтому один или несколько пресвитеров естественным образом будут выделяться из общей массы и станут лидерами. Именно это подразумевают католики, говоря «первый среди равных» (primus inter pares), или «первые среди равных» (primi inter pares). Такой тип лидерства можно наблюдать среди двенадцати апостолов и новозаветных пресвитеров.

Среди первых апостолов Иисус выделил троих, и им уделял особое внимание. Это Петр, Иаков и Иоанн. Евангелия повествуют о том, что из этих троих, как и из двенадцати, Петр выделялся особенным образом, был «первым». Во всех четырех списках имен учеников Христа Петр всегда стоит на первом месте (см.: Мф. 10:2–4; Мк. 3:16–19; Лк. 6:14–16; Деян. 1:13). В Евангелии от Луки Иисус призывает Петра «утвердить братьев своих» (см.: Лк. 22:32).

Среди двенадцати, которые совместно осуществляли надзор за первой церковью (см.: Деян. 2:14, 42; 4:33, 35; 5:12, 18, 25, 29, 42; 6:2–6; 8:14; 9:27; 15:2–29), Петр был главным оратором и ведущей фигурой (см.: Деян. 1:15; 2:14; 3:1 и дал.; 4:8 и дал.; 5:3 и дал.; 5:15, 29; 8:14–24; 9:32 – 11:18; 12: 12:3 и дал.; 15:7–11; Гал. 2:7–14). Поскольку Петр был по природе лидером, проповедником и активным человеком, он побуждал к действию и остальных учеников. Без Петра двенадцать были бы намного слабее. В окружении одиннадцати учеников Петр и сам становился сильнее и был защищен от собственной импульсивности и страхов. Несмотря на признанное лидерство и ораторские способности, Петр не имел ни званий, ни титулов, которые возвышали бы его над товарищами, поскольку те никак ему не подчинялись. Они не были его работниками или его учениками. Петр был просто первым среди равных.

Такие же отношения наблюдаются и между семью диаконами, которые были назначены помощниками апостолов (см.: Деян. 6). Филипп и в особенности Стефан выделяются как выдающиеся фигуры среди остальных братьев (см.: Деян. 6:8 – 7:60; 8:4–40; 21:8). Но тем не менее они не имеют никаких титулов и не занимают особого положения в группе.

Тот же принцип primus inter pares действует и в совете пресвитеров. В любом церковном совете обязательно появится один или несколько лидеров. В каком-то смысле все пресвитеры - первые среди равных в собрании верующих (см.: Деян. 15:22). Но в самом совете пресвитеров также появится первый или первые среди равных, особенно среди тех, кто обладает духовными дарами пастырства и управления. В соответствии с нашим отрывком из Первого послания к Тимофею, пресвитеры, трудящиеся достойно (особенно трудящиеся в слове и учении), заслуживают сугубой чести (т. е.

материальной поддержки). Если церковь материально обеспечивает одаренных пресвитеров, эти пресвитеры могут посвятить часть своего времени или даже все свое время руководству церковью, что значительно укрепляет как совет пресвитеров, так и всю общину. Апостолы-лидеры не присваивали себе никаких титулов и не делали никаких различий между собой и другими апостолами. Так и пресвитеры, которые заслужили «сугубую честь», не могут образовать какой-то особый класс, присвоить себе звания или придумать новые, более высокие должности.

Всегда есть опасность, что члены совета пресвитеров переложат свои обязанности на плечи одного или нескольких одаренных служителей. Эта опасность будет существовать всегда по причине человеческого эгоизма и лени, особенно в духовных вопросах. Человек всегда неосознанно стремится к тому, чтобы кто-нибудь другой выполнил за него его работу. В христианских семьях, например, многие отцы переложили ответственность за духовное воспитание своих детей на своих жен или учителей воскресной школы. Возвышение епископа над пресвитерами, возникшее во II веке, несомненно, произошло по вине христиан, которые переложили свои обязанности и почетные права на плечи одного одаренного человека. Разве Израиль с радостью и готовностью не отказался от своей свободы, прав и привилегий, избрав себе царя и уподобившись окружавшим его народам (см.: 1 Цар. 8)?

В церкви, однако, одаренные учителя, пастыри и руководители не должны монополизировать служение или позволять возвысить себя над другими руководителями. Одаренные пресвитеры как смиренные слуги должны наставлять своих братьев по вере, чтобы каждый мог служить для созидания Тела Христова (см.: Еф. 4:11, 12). Принцип «первый среди равных» ни в коем случае не означает, что кто-то один, стоящий у власти, может взять на себя ответственность за принятие всех решений. Ни один человек из числа пресвитеров не должен вызывать огонь на себя. Все решения следует принимать сообща.

Поскольку все пресвитеры в равной мере несут ответственность за руководство церковью, каждый член общины также должен взять на себя ответственность за свое служение Господу и друг другу (см.: 1 Пет. 4:10, 11). Будучи свободными людьми во Христе, прихожане не должны быть пассивными. Иначе такое отношение породит подобных Диотрефу церковных диктаторов. Иоанн говорил: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Ин.

9, 10).

По замыслу Святого Духа все пресвитеры несут ответственность за руководство церковью. И хотя среди пресвитеров могут быть первые среди равных, Новый Завет не позволяет никому возвышаться над своими братьями. Таким образом, современное разделение на пресвитеров из мирян, с одной стороны, и рукоположенного пастора, с другой стороны, не было санкционировано Богом. Нет пресвитеров из мирян, есть только пресвитеры с возложенной на них Святым Духом ответственностью за это служение.

Новозаветное руководство церковью - это не просто членство в совете попечителей, куда люди выбираются для исполнения необходимой работы. Церковное руководство - это не организационная структура, позволяющая входящим туда людям принимать важные решения. Совет пресвитеров - это не определенное количество вакантных должностей, которые нужно занять, и не средство, при помощи которого можно заманить богатых и влиятельных людей в церковь. Совет пресвитеров - это руководящий орган, состоящий из преданных пастырей, поставленных на это служение Духом Святым (см.: Деян. 20:28). Это сплоченная группа руководителей, соответствующих своей должности, преданных и поставленных на служение Духом. Это не пассивный и бездействующий комитет. Руководство церковью, основанное на библейских принципах, - правильная форма руководства, которая позволяет избежать ошибок, характерных для единоличного правления, и беспорядка, который возникает в том случае, когда власть предоставляется всем членам общины.

Глава 17
Руководство церковью, основанное на принципе священства всех верующих

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья…

В отличие от равнодушного отношения к проблеме мирян, которое преобладало на протяжении практически всей церковной истории, в последнее время этот вопрос волнует многих. «В XX веке, - пишет Кеннет Чейфин, - богословы вновь открыли для себя учение о мирянах» 1 . Комментируя современное прочтение отрывка из Послания к Ефесянам (4:11, 12), Чейфин говорит: «Возникновение интереса к вопросу о мирянах представляет собой самое радикальное изменение, происшедшее в церкви за текущее столетие» 2 . Даже Римско-католическая церковь на II Ватиканском соборе отказалась от негативного отношения к мирянам, которое на протяжении многих веков было отличительной чертой католического богословия 3 .

И все же, несмотря на красивые слова, прозвучавшие на II Ватиканском соборе, между духовенством и мирянами, священниками и рядовыми членами церкви до сих пор лежит непреодолимая пропасть. К сожалению, это верно и для многих протестантских церквей. Даже в церквах, которые вроде бы не поддерживают разделение на священство и мирян, на практике существует ощутимая разница между рукоположенным служителем и нерукоположенными членами церкви. Как утверждает Робер Жирар, в наших церквах господствует двухкастовая система служения:

В наших церквах глубоко укоренилась двухкастовая система служения, не соответствующая библейскому учению. В этой двухкастовой системе существует клан священников, которых обучают и приглашают на приход. Их труд оплачивают, и от них ожидают достойного служения. Существует также каста мирян, которые обычно составляют аудиторию. Они с благодарностью платят за представления, которые устраивает священство, или жестко критикуют недостатки этих представлений (а недостатки есть всегда).

Никто не ждет многого от низшей касты мирян (кроме «посещаемости, десятины и свидетельства»). Но все ожидают чего-то необыкновенного от высшей касты священников (включая самих священников)!

Вся беда в том, что подобная система абсолютно противоречит библейскому взгляду на служение. Поэтому перед нами стоит невыполнимая задача - попытаться достичь библейских идеалов служения при помощи небиблейских методов, абсолютно непригодных для осуществления этой цели! И неважно, как высоко мы поднимаем планку требований, предъявляемых к священству, поскольку оно никогда не сможет соответствовать тем требованиям, которые представлены в Библии! 4

Более того, даже ученые, которые исследуют эту проблему и пытаются исправить положение, лишь реформируют то, что необходимо полностью искоренить. Джон Стотт, например, правильно говорит о недостатках в системе клерикализма:

…Истинная неприглядность клерикализма видна только на фоне равенства и единства Божьего народа. Клерикализм всегда стремится сосредоточить всю власть в руках священства, и это по меньшей мере препятствует единению Божьего народа… Осмелюсь заявить, что восприятие Церкви как привилегированной священнической касты или иерархической структуры искажает новозаветное учение о Церкви.

…Другими словами, Новый Завет, раскрывая природу и действие Церкви, основное внимание уделяет не статусу священства, не отношениям между священством и мирянами, но всем детям Божьим в их отношении к Богу и друг к другу. Согласно Новому Завету, Божий народ - это уникальное сообщество людей, призванных по милости Божьей стать Его наследием и Его посланниками в этом мире 5 .

К сожалению, Стотт в своей критике клерикализма не доходит до логического конца. Указывая на явные злоупотребления, свойственные клерикализму, Стотт все же поддерживает разделение церкви на духовенство и мирян и использует, по собственному признанию, небиблейскую терминологию: «Итак, перед нами стоит вопрос: каковы взаимоотношения представителей этих двух групп, учителей и учеников, пастырей и паствы, или, говоря современным, небиблейским языком, „священства“ и „мирян“?» 6 .

Если термины «священник» и «мирянин» действительно небиблейские, тогда почему такой выдающийся исследователь Библии, как Джон Стотт, продолжает пользоваться ими? Не следует забывать, что наименования, которые общество дает своим руководителям, во многом говорят о характере и убеждениях самого общества. Зная это, новозаветные авторы тщательно подбирали соответствующие наименования для церковных руководителей. Слова «священство» и «миряне», которыми мы пользуемся сегодня, искажают как новозаветный язык, так и сущность христианского братства.

На каждом учителе Слова лежит священная обязанность выявлять и исправлять все, включая использование неудачной терминологии, что представляет в искаженном свете драгоценные истины Писания. Хотя Стотт утверждает, что священники лишь слуги мирян, на практике он оправдывает клерикализм с его небиблейским разделением Божьей семьи и установлением класса священников, стоящего над мирянами: «Конечно, мы должны сохранить за священством исключительное право учить Слову и совершать таинства. Нельзя допускать, чтобы кто-либо читал проповеди или совершал таинства в церкви, не будучи призванным в соответствии с правилами к исполнению этих обязанностей» 7 . Эти слова противоречат принципам апостольской, новозаветной христианской общины, они представляют клерикализм, который, в дополнение к неправильному разделению святого братства, намного больше, чем любое другое учение, ослабил церковное руководство. Более того, сторонники клерикализма, используя новозаветные тексты для подтверждения своей позиции (см.: 1 Тим. 5:17, 18), только еще более искажают библейское учение о Церкви.

Для того чтобы полностью восстановить институт пресвитеров и отвести ему его законное место в церкви, мы должны признать существование дихотомии священства и мирян и категорически отказаться от подобного противопоставления двух частей одного целого. Если мы хотим быть верными Слову Божьему и Иисусу Христу, нам следует избегать употребления слов «священник» и «мирянин», потому что эти термины выражают понятия, чуждые новозаветной церкви. Но что еще важнее, мы должны противостоять любым действиям, которые разделяют Божий народ на мирян и священство, на служителей и неслужителей, на рукоположенных и нерукоположенных христиан. Мы должны смело следовать учению Христа, в соответствии с которым мы все братья, и неважно - учителя или ученики, пастыри или паства, ведущие или ведомые.

Шапка Мономаха

В эпоху татаро-монгольского ига и до него старший среди удельных князей носил титул Великого князя. Я. Н. Щапов отмечает, что упоминание князей как царей относится к двум крупным деятелям Руси XII-XIII вв.: Мстиславу Великому и Андрею Боголюбскому.

После попадания Руси в зависимость от Золодой Орды царём (производное от лат. caesar) стали называть великого хана Золотой Орды. Титул царь в первую очередь указывал на то, что его обладатель является полностью суверенным правителем и ни от кого не зависит. То есть великий князь, будучи данником Орды, в иерархии, естественно, стоял ниже.

Стоит, кстати, отметить, что до определённого момента (до правления Дмитрия Донского) легитимность великого хана как начальника над русскими князьями на Руси не подвергалась сомнению, а само татаро-монгольское иго воспринималось как наказание божье за грехи, которое нужно смиренно терпеть.

К эпохе Ивана III, когда Русь освободилась от ига и стала полностью независимым государством, относятся и первые случаи использования великим князем титула «царь» (или «кесарь») в дипломатической переписке, — пока только в отношениях с мелкими германскими князьями и Ливонским орденом; царский титул начинает широко использоваться в литературных произведениях.

Можно было принять какой угодно титул, но иностранные правители могли его не признать — именно поэтому Иван III и пробует царское звание в дипломатической переписке с более мелкими государствами.

В 1489 году посол императора Священной Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена предложил Ивану III королевский титул. Великий князь отказался, указав, что «мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».

Стоит отметить, что, производя слово «царь» от caesar, русские правители считали этот титул тем же самым, что и император («кесарь» в Византийской империи), ну а после падения Византии под натиском турок в 1453 году, Русь воспринималась как её наследница и единственный оплот православия (или шире — всего христианства, т. к. остальные христианские конфессии считались «неправильными»). Отсюда и известное «Москва — Третий Рим».

Аналогично этот титул трактовали и западные монархи — но не всегда, а когда им это было выгодно.
В договоре Московского государства с Данией 1493 г. Иван III был назван «totius rutzci Imperator». Императором был назван и Василий III в договоре с императором Максимилианом I, заключенном в Москве в 1514 г.: «Kayser und Herscher alter Reussen». В латинской грамоте Альбрехта Бранденбургского 1517 г. Василий III также был назван «Imperator ас Doniinator totius Russiae».

Официально принять на себя царский титул решился только внук Ивана III, Иван Грозный. 16 января 1547 г. великий князь Московский и Всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя. В речи при царском венчании митрополит охарактеризовал высоту полномочий царского сана словами Иосифа Волоцкого: «Слышате царие и разумейте, яко от бога дана бысть держава вам и сила от Вышняго, вас бо Господь в Себе место избра на земле…».

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора.

Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения.

Иван Грозный

Венчался на царство Иван Грозный в 1547 году, но его иностранные коллеги не сразу признали за ним этот титул. Через 7 лет, в 1554 году, безоговорочно признала его Англия. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой «священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе, тем более, что ещё Максимилиан I признал царский титул за Василием III, именуя его «божиею милостью цесарем и обладателем всероссийским и великим князем».

Гораздо упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа «единой империи». В этой непримиримой позиции папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством за Иваном IV титула «Царя всея Руси» приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам «русинами», и привлечёт на его сторону молдаван и валахов. Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в течение всего XVI века так и не согласилась на его требование.

Известно, что в переписке 1580 г. знаменитого фламандского картографа Г. Меркатора с английским географом Р. Гаклюйтом русский монарх назывался «le grand emperior de Moscovie».

Итак, титул «царь» воспринимался русскими правителями как равный императорскому. Правда, не все их зарубежные коллеги были с этим согласны — в то время в Европе была только одна империя — Священная Римская и император, значит, тоже должен был быть только один.

Лжедмитрий I

Ориентированный на Польшу Лжедмитрий I захотел именоваться императором. В письме польскому королю Сигизмунду III Лжедмитрий I, «по древнему обычаю у великих и могущественных королей и императоров», сообщал о своем воцарении. Он указывал, что получил благословение как наследник от «светлейшей родительницы нашей». Затем следовало необычное для предшествующей традиции объяснение нового монаршего титула: «мы венчаны и священным миром помазаны святейшим нашим патриархом не только в сан императора обширных наших владений, но и в сан короля всех царств татарских, которые с давних времен повинуются нашей монархии».

Изучив все формулы титулатуры Лжедмитрия I в иностранной корреспонденции (послания к Папе, польскому королю и вельможам), Н. Н. Бантыш-Каменский указывал, что с осени 1605 г. в них присутствует однообразная символика названий: «Мы, Пресветлейший и Непобедимейший монарх, Димитрий Иванович, Божиею милостию цесарь и Великий Князь всея России, и всех татарских государств, и прочих многих земель, к монархии Московской принадлежащих государь и король». Все перечисленные титулы претендовали на признание власти Лжедмитрия I наивысшей и наимогущественной среди земных монархов и указывали на ее Божественный аналог — Царя царей.

Ясно, что указанные символы-названия сразу породили резко отрицательную реакцию при западных дворах, среди заграничных политических деятелей и дипломатов. Негативно оценивались они и современниками в России. Конрад Буссов отмечал реакцию иностранцев в Москве: «тщеславие ежедневно возрастало… у него… оно проявлялось не только в том, что во всякой роскоши и пышности они превзошли всех других бывших царей, но он приказал даже именовать себя «царем всех царей». Интересно, что этот титул Самозванец первоначально распространял только для внутреннего употребления (то есть при дворе). Станислав Борша, говоря об убийстве Лжедмитрия I, резюмировал: «Видно так угодно было Богу, не хотевшему долее терпеть гордости и надменности этого Димитрия, который не признавал себе равным ни одного государя в мире и почти равнял себя Богу».

Поляки, естественно, императорский титул Лжедмитрия отвергли.

Как известно, полный царский титул («Большой титул») включал в себя перечень земель, подвластных царю. В 1645 году, то есть во время кончины первого государя из династии Романовых царя Михаила Федоровича и прихода к власти его сына царя Алексея Михайловича, «Большой титул» звучал следующим образом: «Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея России самодержец, Владимирский, Московский и Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовския земли, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея северныя страны повелитель и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкаских и Горских Князей и иных многих государств государь и обладатель».

Упоминание неподчинённого на тот момент Кавказа и Закавказья в титуле царя может вызвать удивление. В данном случае желаемое выдавалось за действительное.

Этот вопрос был изучен Г. К. Котошихиным в сочинении «О России в царствование Алексея Михайловича». Включение неподвластных территорий в царский титул означало незаконные претензии на чужие прерогативы. Подобные действия могли грозить дипломатическими осложнениями. В силу этого царский двор был вынужден идти на хитрости. В грамотах, адресованных христианским государям, большой царский титул воспроизводился полностью с перечислением восточных земель, в грамотах в «бусурманские государства» и, в первую очередь, к персидскому шаху «восточные» титулы не указывались. В противном случае «как бы он писался теми титлами всеми …и на него б за то все бусурманские государства подняли войну».

Котошихин указывает на то, что к турецкому султану и к персидскому шаху русский царь писался «болшою титлою не всею, толко по «повелителя». То есть конечной фразой в титуле оставалась «и всея северныя страны повелитель», фраза же «Иверския земли Карталинских и Грузинских царей, Кабардинския земли Черкасских и Горских князей, и иных многих государств государь и обладатель» снималась. Если задаться вопросом, о причинах последовательности перечисления территорий в царском титуле XVII века, то можно предположить, что не только значимость и статус земель или их последовательность вхождения в состав государства предопределяли ее, но и практические соображения: в конец стоит поставить то, что наиболее спорно, что при необходимости всегда можно убрать.

Учитывая этот факт, можно говорить о том, что большой титул в XVII в. — не столько отражение в сознании права на территории или выражение представлений о территориальной целостности государства, сколько средство дипломатической игры в ситуации при которой определенная разрозненность Запада и Востока, существование двух миров, недостаточно хорошо осведомленных друг о друге из-за относительно слабого интереса друг к другу и неразвитости дипломатических и торговых связей, давали России шанс поднимать престиж власти своих царей за счет одной части Евразии в отношениях с другой.

Как уже отмечалось выше, не все в Европе признавали равенство императорского титула царскому, и такого равенства не было в отношениях между Русью и Священной Римской империей. В «Записи, учиненной в Москве между Российским и Цесарским дворами» цесарские чрезвычайные посланники явственно указывали на то, что существующая в XVII в. традиция закрепляет более высокий статус императора по отношению к другим государям и выражается в том, что не только к русскому царю, но и к другим европейским королям от императора всегда пишется титул «пресветлейшество».

В сознании российских дипломатов и российского двора Алексея Михайловича задача добиться для своего государя признания Империей его титула «величество» означала возможность поставить русского царя вровень с императором. Фактически в международной практике того периода термин «царь» = «король» = «пресветлейшество»; термин же «император» = «величество».

Задача была решена только после резкого усиления России на международной арене после победы над Швецией в Северной войне. Впрочем, стоит отметить, что Петра I именовали императором и до 1721 года. Во время пребывания в Англии в 1698 г. имперский резидент Гофман сообщал, что русского монарха все «называют здесь императором России», а после посещения царём парламента кто-то пустил шутку, что видел «короля на троне и императора на крыше» — Пётр через окно наблюдал, как английский король утверждал билль о поземельном налоге. Императором именовали Петра I и выходцы из Западной Европы, служившие в России. Только так к нему, например, обращался в многочисленных письмах и проектах блистательный французский архитектор Ж. Б. А. Леблон.

Петр I

18 октября 1721 года члены Синода «имели секретное рассуждение». Рассмотрев «дела», «труды» и «руковождения» его царского величества в связи с «вечным миром», заключённым со Швецией после Северной войны, они решили, что следует «изобрести приличное» для монарха «от общего для всех подданных лица». Этим «приличным» стало решение «молить царя» «прияти титул Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского».

Понимая, что речь идёт о деле государственном, члены Синода «рассудили» сообщить о нём «секретно» светской власти — Сенату. 19 октября это было сделано через вице-президента Синода Феофана Прокоповича. 20, 21 и утром 22 октября прошли совместные заседания Сената и Синода в аудиенц-камере, то есть в парадном тронном зале Петербурга, находившимся в здании «мазанковых коллегий» на Троицкой площади. 22 октября 1721 года (по новому стилю — 2 ноября) в Петербурге в Троицком соборе царю Петру I был поднесён титул «император». Принято считать, что именно в этот день Российское царство, Московия, официально превратились в Российскую империю и начался отсчёт нового, имперского периода в истории страны.

Известно, что перед этим актом состоялись переговоры царя с некоторыми сенаторами и архиепископами Новгородским и Псковским, Феодосием Яновским и Феофаном Прокоповичем. Переговоры с монархом оказались необходимы, так как царь «долго отрекался» принять титул и приводил к тому многие «резоны». Однако «важные представления» сенаторов и архиереев взяли верх и Пётр «склонился на то».

Возможно, такое поведение царя было не более чем данью традиции и некоей театральной скромностью — не сразу принимать предлагаемое. А, возможно, для возражений Петра были более веские мотивы. Ведь введение различий между титулом «император» и «царь» означало, что Россия признаёт, что императорский титул выше царского — вопреки представлениям, которые бытовали на Руси со времён Ивана Грозного. Вполне вероятно, что это было не совсем по душе Петру I.

Надо отметить, что Феофан Прокопович в «Слове на похвалу… памяти Петра Великого», отмечал, что и до принятия в 1721 г. звания «великий император» титул этот «и прежде был и от всех нарицался».