Аудио билеты по истории. Материалы, которыми можно пользоваться на экзамене

Сергей Вениаминович Панов

История Беларуси. Билеты. 11 класс

© Панов С. В., 2016

© Оформление. ОД О «Аверсэв», 2016

1. Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси

1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40–35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данного типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспособились к жизни в холодном климате, обусловленном нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки ) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24–21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника.

Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.

Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют присваивающим.

После отступления последнего ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака – первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную глиняную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол.

Незаменимым материалом для производства орудий труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах – вертикальных колодцах глубиной 3–5 м, найденных археологами у поселка Красносельский Волковысского района.

Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами , объединявшими 50–70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мнение о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.

3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. и до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от присваивающего к производящему хозяйству. При производящем типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем – подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду.

Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужской работы постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский род (патриархат ), или большая патриархальная семья.

Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы – многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.

4. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили это сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу – кричное железо. Постепенно развивалось пашенное земледелие. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.

Совершенствование орудий труда привело к возникновению излишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить укрепленные поселения – городища.

5. Первобытные верования и искусство. Невозможность объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породила у людей веру в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела, и в ее бессмертие. Поэтому возникли похоронные обряды, когда тело умершего закапывалось головой на запад, лицом к восходящему солнцу, либо сжигалось, так как огонь считался священной силой. Покойнику клали его вещи, будто бы необходимые в «загробном мире». Это были украшения, оружие, орудия труда и быта. Бытовал обычай насыпать над могилами курганы из песка или другого грунта, средняя высота которых составляла 1–2 м.

Возникновение религиозных верований, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на зарождение первобытного искусства. Первым его примером является скульптура - создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетельствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудки).

2. События Октябрьской революции 1917 г. и установление советской власти в Беларуси

1. Октябрьская революция. 25 октября 1917 г. (7 ноября по новому стилю) рабочие Петрограда и революционно настроенные солдаты свергли власть буржуазного Временного правительства. 26 октября II Всероссийский съезд Советов провозгласил советскую власть в центре и на местах. Были приняты Декреты о мире и земле. Предлагалось немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций. Упразднялась собственность помещиков на землю без всякого выкупа. Съезд образовал Временное рабоче-крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

2. Переход власти в руки Советов в Беларуси и на Западном фронте. В полдень 25 октября большевики Минска по военному радио получили сообщение о победе вооруженного восстания в Петрограде. Минский Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором преобладали большевики, объявил себя властью в городе. Противодействие большевикам в Минске оказал Комитет спасения революции. Он был создан в составе меньшевиков, эсеров, бундовцев и представителей белорусских национальных организаций. Комитет потребовал передачи ему власти в городе. Но, когда в Минск прибыли настроенные по-большевистски войска с Западного фронта, соотношение сил изменилось в пользу большевиков. 2 ноября 1917 г. власть в Минске окончательно взял в свои руки Военно-революционный комитет (ВРК) Западной области и фронта.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.
Адресуется учащимся 9 класса учреждений общего среднего образования для систематизации и закрепления содержания учебного материала и подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси на уровне общего базового образования.

Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси.
1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40-35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данного типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспособились к жизни в холодном климате, обусловленном нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселятся на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24-21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника.
Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.

СОДЕРЖАНИЕ
БИЛЕТ 1
1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
2. Внутриполитическое положение Великого Княжества Литовского в первой половине XVI в
БИЛЕТ 2
1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V-IX вв
2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси
БИЛЕТ 3
1. Полоцкое княжество в IX-XI вв. Княжеско-вечевой строй
2. Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI - начале XVII в
БИЛЕТ 4
1.Города на территории Беларуси в IX - середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан
2. Беларусь во время войн второй половины XVII - первой половины XVIII в 21
БИЛЕТ 5
1. Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели
2. Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси
БИЛЕТ б
1.Причины образования Великого Княжества Литовского
2. Культура Беларуси во второй половине XVII - первой половине XVIII в
БИЛЕТ 7
1. Укрепление великокняжеской власти в Великом Княжестве Литовском в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества
2. Культура Беларуси во второй половине XVIII в
БИЛЕТ 8
1.Государственный строй Великого Княжества Литовского в середине XIII - XIV в. Борьба за великие княжение
2. Попытки экономических реформ во второй половине XVIII в. Магнатское предпринимательство
БИЛЕТ 9
1. Сближение Великого Княжества Литовского с Польшей. Кревская уния 1385 г.: причины, условия и последствия
2. Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII - начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г
БИЛЕТ 10
1. Борьба с агрессией крестоносцев в XIII-XIV вв. Грюнвальдская битва 15 июля 1410 г.
2. Реформы в сельском хозяйстве Беларуси в середине XIX в
БИЛЕТ 11
1. Изменения в государственном строе Великого Княжества Литовского в XV - первой половине XVI в
2. Беларусь в период войны 1812 г. 49
БИЛЕТ 12
1. Сословия в Великом Княжестве Литовском в XIV - середине XVI в. Этапы закрепощения крестьянства
2. Общественно-политическое движение в первой трети XIX в
БИЛЕТ 13
1. Развитие городов на территории Беларуси в XIV - середине XVI в. Магдебургское право
2. Культура Беларуси в первой половине XIX в
БИЛЕТ 14
1. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»
2. Восстание 1863-1864 гг. в Беларуси. Взгляды и деятельность Кастуся Калиновского
БИЛЕТ 15
1. Культура Беларуси в XIV - первой половине XVI в
2. Условия и особенности отмены крепостного права в Беларуси
БИЛЕТ 16
1. Франциск Скорина - восточнославянский и белорусский гуманист, просветитель, первопечатник. Взгляды и издательская деятельность
2. Столыпинские реформы и их осуществление в Беларуси
БИЛЕТ 17
1. Причины и условия объединения Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Люблинская уния 1569 г.
2.Промышленное развитие и состояние городов Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в
БИЛЕТ 18
1. Политическое положение Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой в последней трети XVI - начале XVII в. Статут ВКЛ 1588 г
2. События Первой мировой войны на белорусских землях
БИЛЕТ 19
1. «Волочная помера» 1557 г. Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования
2. Условия и особенности формирования белорусской нации во второй половине XIX - начале XX в
БИЛЕТ 20
1. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI - первой половине XVIII в. Цеха. Возникновение мануфактур
2.Культура Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в
БИЛЕТ 21
1. Реформация и Контрреформация на территории Беларуси
2. События российских буржуазно-демократических революций 1905-1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси.

1.Беларусь накануне Октябрьской революции 1917 г.: социально-эко­номическая и политическая ситуация, белорусское национальное движение.

2.Народное хозяйство БССР во второй половине 1940-х - первой по­ловине 1950-х гг.: преодоление последствий войны и выход на новый уровень развития.

3.Характеристика творчества деятеля культуры

Охарактеризуйте роль Василия Быкова в освещении темы Великой Отечественной войны.

1. События Октябрьской революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и результаты преобразований в обществен­но-политической и социально-экономической сферах.

2. БССР в первое послевоенное десятилетие: направления и особенно­сти восстановления

На основе документа охарактеризуйте формы и роль партизанской борьбы в против оккупантов

Справка ЦК КП(б)Б об итогах боевых действий белорусских партизан

По поступившим сведениям на 15 января 1942 г. партизаны Белоруссии нанесли немецким оккупантам огромный урон в живой силе и боевой технике. Партизанскими отрядами за этот период уничтожено 8856 солдат, 274 офицера и 2 немецких генерала. Расстреляно 136 агентов гестапо и 180 шпионов и предателей.

Партизаны организовали ряд крушений поездов, в результате чего разбито 200 вагонов с боеприпасами , техникой и гитлеровскими солдатами, и потопили 2 грузо-пассажирских парохода с вооружением и боеприпасами.

3а это время партизаны разгромили 9 штабов воинских частей и соединений противника (включая штабы корпусов и дивизий), уничтожили 33 самолета, 78 танков и броневиков , 45 орудий, 137 мотоциклов, 973 автомашины, 5 моторных лодок и множество повозок с боеприпасами, продовольствием и военным снаряжением. Разрушены телефонная и телеграфная связь протяжением в 168 км.

Кроме того, белорусскими партизанами взорвано и подожжено 182 вагона с боеприпасами и продовольствием, 42 ж.-д. и 113 шоссейных мостов, взорвано складов с боеприпасами и горючим 63.

В боях с гитлеровцами партизаны захватили трофеи: орудий - 3, пулеметов – 133, автоматов – 124, винтовок – 1125, 3 радиостанции, свыше 30 тыс. ружейных патронов, 750 гранат и другое военное имущество.

Всенародное партизанское движение в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 – июль 1944). Документы и материалы в трех томах. Т.1. Мн.: Беларусь, 1967. – 744 с.

1. Беларусь в условиях германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и раздел территории.

2. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1940-х- первой половине 1950-х гг.: особенности послевоенного положения

3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории

1) Объясните, почему БССР в народе называли «сборочным и откормочным цехом Советского союза»? Какая роль отводилась экономике БССР как составной части экономики СССР

2) Каковы особенности установления Советской власти на территории Беларуси?

3) Индустриализация в БССР являлась частью единого процесса индустриализации в СССР. Вместе с тем она имела и свои особенности. В чем они заключались?

1. Белорусское национальное движение в декабре 1917 - марте 1918г. Провозглашение Белорусской Народной Республик.

2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоен­ного восстановления

1. Образование Советской Социалистической Республики Беларуси и Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси: особенности оформления белорусской советской государственности

2. Развитие литературы и искусства БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: особенности и темы творчества

3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Бе­ларуси по предложенным или самостоятельно определенным при­знакам

Заполните сравнительную таблицу “Процесс восстановления народного хозяйства Беларуси после гражданской и Великой Отечественной войн” и определите особенности послевоенного восстановления в БССР.

1. Беларусь в условиях польско-советской войны 1919- 1920 гг. Второе провозглашение Советской Социалйстйческой Республики Белару­си. Рижский мирный договор.

2. БССР во второй половине 1950-х -1980-е гг.: основные этапы и на­правления реформирования общества

3. Соотнесение исторического событий в Беларуси с общественно­-историческим процессом

Прочитайте документ. О каких исторических процессах в нем идет речь? Какие ошибки были допущены при проведении данных мероприятий?

“В деревню были отправлены ситни уполномоченных. Списки “желающих” вступать в колхозы они часто составляли под нажимом. Всех, кто сопротивлялся, раскулачивали. К маю 1930 г. было раскулачено 15629 хозяйств. Это дало свои результаты: в январе 1930 г 20,9 % хозяйств было объединено в коллективные хозяйства, а к марту того же года – уже 58%. Это вызвало недовольство и сопротивление крестьянских масс. Только за 3 первые месяца 1930 года в республике произошло более 500 крестьянских выступлений”.

1. Беларусь в межвоенный период: основные направления становления советского социалистического общества

2. Участие БССР в основании и деятельности ООН

Раскройте содержание следующих исторических терминов и определите, о какой политике они свидетельствуют: геноцид, остарбайтеры, план “Ост”, гетто.

Сравните социально-экономическое развитие Советской Беларуси и Западной Беларуси в 1920-30-ые гг по следующим критериям и сделайте соответствующий вывод:

1. Образование, наука и культура БССР в 1920-е гг.: условия развития и достижения

2. Народное хозяйство БССР во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг.: основные направления и пути развития

3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусской литературы

Определите, какому явлению посвящена картина художника В. Волкова”Минск 3 июля , созданная в 1947 г., и причины эмоционального состояния изображенных на картине людей.

1. Индустриализация в БССР: особенности проведения и результаты

2. Общественно-политическая система БССР во вторйй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг.: характерные черты и особенности

Прочитайте отрывок из предвыборной программы Президента РБ в августе 2001 г. и ответьте на вопросы к документу: «Мы не поддались искушению разрушить созданное поколениями, идти по крайне болезненному и опасному пути «шоковой терапии», на котором человека подстерегают безработица , нищета и отчаяние..

Цели – резкое повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств путем постепенного, эволюционного движения вперед, основанного на политической и социально-экономической стабильности общества. Встраивание белорусской экономики в систему всемирных хозяйственных связей под контролем общества и государства, поддержание научного потенциала».

- Какая модель экономического развития начала реализовываться в начале 21 века?

- В чем заключается главная стратегия социально-экономического развития Беларуси?

1. Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенно­сти, результаты

2. Белорусская литератураво второй половине 1950-х - 1980-е гг,: условия развитияи тематика творчества

1. Проанализируйте информацию, предложенную в таблицах 1 и 2. Какие отрасли промышленности развивались в 1945 – 1950 гг. более успешно? Чем это было обусловлено? Почему сельское хозяйство БССР в 1950 г. по основным показателям не вышла на уровень 1940 г.?

Таблица 1.

Темпы роста продукции отраслей промышленности Беларуси (в % к 1940 г.)

Таблица 2

Развитие сельского хозяйства

1. Общественно-политическая система БССР в конце 1920-х - 1930-е гг.: основные направления формирования

2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1950-х -1980-е гг.: вклад в формирование индустриального общества

3. Раскрытие содержания исторических понятий

Раскройте суть и определите признаки понятий «государственный суверенитет» и «правовое государство», используя выдержку из Декларации о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г.: «Верховный Совет БССР, выражая волю народа, осознавая ответственность за судьбу белорусской нации, подтверждая уважение достоинства и прав людей всех национальностей, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов СССР и мира, считая республику полноправным и независимым членом мирового сообщества, действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами, торжественно провозглашает полный государственный суверенитет БССР как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомерность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство».

1. Развитие образования и науки БССР в конце 1920-х - 1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции

2. Политика перестройки в БССРвовторой половине 1980-х гг.: ре­формы в общественно-политической сфере, их результаты

3. Соотношение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории

Определите и объясните, о каком историческом процессе свидетельствует проведение Народного собрания Западной Беларуси в Белостоке. Как это событие связано с внешнеполитической ситуацией в Европе в конце 30-х гг?

1. Литература и искусство БССР в конце 1020-х - 1930-е гг.: условия развития и основные направления творчества

2. Становление суверенной Республики Беларусь: основные этапы и направления развития

3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

Какой этап Великой Отечественной войны показан на карте. Назовите его хронологические рамки. Охарактеризуйте с опорой на историческую карту положение в Беларуси.

1. Западная Беларусь в составе Польши: политическая и социально - экономическая ситуация

2. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство БССР во второй половине 1950-х - 1980-е гг: отражение национально-куль­турных особенностей и исторического прошлого.

Прочитайте документ: «В 1941-1945 гг Беларусь оказалась в эпицентре трагических событий Великой Отечественной войны. Наш народ пережил тяжелые испытания, вызванные оккупацией, а затем восстановлением разрушенной войной экономики. Принимая во внимание сложность положения Беларуси, правительство СССР выделило ей в качестве дотации из союзного бюджета 120 млн. рублей. РСФСР и другие республики передали в 1944 -1945 гг более 3 тыс. автомобилей, 2 тыс. тракторов, 13 тыс. лошадей. Совет Народных комиссаров СССР выделил Беларуси для посевной кампании необходимое количество зерна, семян льна». На основании документа определите особенности восстановления народного хозяйства на территории БССР.

1. Состояние культуры в Западной Беларуси в 1920-1930-е гг.: харак­терные черты и особенности

2. Социально-экономическое и общественно-политическое положение в Республике Беларусь в первой половине 1990-х гг.

Охарактеризуйте научную и гражданскую позицию Президента Академии наук БССР в 1947 г. и его вклад в развитие белоруской науки.

Из протоколов заседания Президиума Академии наук БССР: «…Вопрос: Профессор Жебрак! Признаете ли Вы себя виновным, в том, что ваша статья, опубликованная в американском журнале «Наука» и ваш поступок является антипатриотическим, роняющим честь и достоинство советского ученого?

Ответ: В такой постановке я не признаю порочной свою статью и антипатриотическим свой поступок..

Вопрос: Когда вы говорите о построении мировой науки, с кем Вы предполагаете строить совместно мировую науку?

Ответ: Вопрос ясен, что только с прогрессивными учеными зарубежных стран. Эта статья писалась, когда наша армия сражалась вместе с американской против фашистской Германии. Такое выражение, что мы строим вместе мировую биологическую науку, тогда было вполне допустимо.

Вопрос: Вы сказали, что у вас были определенного рода разногласия и эти разногласия вы вынесли на мировую арену. Признаете вы это?

Ответ: От своих теоретических разногласий с представителями школы Лысенко я никогда не отказывался и не собираюсь отказываться.

1. Воссоединение Западной Беларуси с БССР: геополитические условия и историческое значение

2. Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. - начале ХХI в.

3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно - историческим процессом

О каком общественно-историческом процессе свидетельствуют следующие исторические факты: созыв Всебелорусского съезда в декабре 1917 г, провозглашение БНР, создание ССРБ и ЛитБел, принятие Декларации о независимости ССРБ?

1. Начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои на территории Беларуси и их результаты

2. Основы государственного строя Республики Беларусь и государст­венной идеологии: выбор модели управления и ориентиров развития.

3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусского искусства

Определите, какому историческому событию посвящено стихотворение Янки Купалы, и охарактеризуйте его отношение к этому событию:

Ты з Заходняй, я з Усходняй

Нашай Беларусі,

Больш з табою ўжо ніколі

Я не разлучуся...

Разам будзем араць поле

Трактарам сталёвым,

Сеяць жыта і пшаніцу

На загонах новых;.

В чем значение данного события для белорусского народа и государства.

1. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны

2. Основные направления социально-экономического развития Респу­блики Беларусь. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики

3. Характеристика творчества деятеля культуры.

Охарактеризуйте роль В. Короткевича в развитии исторического жанра в белорусской литературе, в осмыслении исторического прошлого белорусского народа.

1. Становление партизанского и подпольного движения против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси

2. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализа­ция многовекторного сотрудничества

3. Анализ исторического явления на основе статистических данных

Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они свидетельствуют.

1. Массовая народная борьба против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси: формы, методы, особенности сопротивления

2. Становление и развитие нациоиальной системы образования и науки в Республике Беларусь

3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)

1. Раскройте содержание исторических терминов и определите, о каких явлениях политического развития Беларуси они свидетельствовали: осадничество, пацификация, дефензиве, санация.

2. На основе данной исторической справки раскройте содержания понятия «экстенсивный путь развития экономики»: «В БССР показатели развития промышленности в 1970-х– перв. пол. 1980-х гг. были одними из самых высоких в СССР. За эти годы продукция промышленности республики увеличилась более чем в 3 раза. в годы 9-й пятилетки было введено в строй более 90 новых крупных промышленных предприятий».

1. Освобождение территории Беларуси от германских захватчиков. Операция «Багратион» и ее стратегическое значение

2. Достижения белорусского искусства и спорта на международном уровне

3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами)

Объясните причинно-следственную связь между принятием Декрета о мире и подписанием Брестского мирного договора.

1. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией: результаты и уроки Великой Отечественной войны

2. Развитие литературы и искусства в Республике Беларусь: отражение культурно- исторического наследия и современные достижения

3. Характеристика достижений деятеля науки

Охарактеризуйте деятельность ученого, уроженца Беларуси О. Шмидта и его роль в развитии науки.

Ответственный момент в жизни выпускника 11 класса — школьные экзамены. Не за горами устный экзамен по истории Беларуси. спешит рассказать, что и как учить, а также делится билетами по истории Беларуси.

Структура экзамена по истории Беларуси

Выпускнику предлагается 25 билетов, в каждом по 3 вопроса. Первый относится к периоду от Древности до 1917 года, второй — к отрезку от 1917 года до Новейшего времени. Третий пункт билета проверяет умения находить причинно-следственные связи в исторических событиях, раскрывать понятия и термины, анализировать исторические документы или характеризовать исторических личностей. Всё о содержании экзамена ты найдёшь .

Как проходит экзамен по истории Беларуси

После выбора билета вслепую, тебе дадут время на подготовку (30 минут). Экзаменаторы будут ждать устного развёрнутого ответа, который ты заранее можешь записать на листок. Каждый ученик имеет право перетянуть билет. Отметка снижается на балл по усмотрению экзаменационной комиссии.

Материалы, которыми можно пользоваться на экзамене

На экзамене по истории Беларуси ты имеешь право пользоваться только настенными картами, атласами, перечень которых указан в методической рекомендации , и репродукциями.


Что оценивают на экзамене по истории Беларуси

Если ты изучал историю на протяжении 5−11 классов, без труда расскажешь теоретический материал, проштудировав предложенные вопросы. На экзамене оцениют, как ты умеешь объяснять понятия, соотносить факты и процессы, разбираться в хронологии событий, формулировать выводы. Плюс ко всему проверяют и навык чтения карт, работы с историческими документами. Высшая отметка ставится за умение анализировать разные точки зрения на исторические события и высказывать собственное мнение.

Подготовка к экзамену по истории Беларуси

В твоём распоряжении учебники и хрестоматии по истории Беларуси (полный список ищи ). Посмотри сборник билетов по истории Беларуси, где на каждый вопрос составитель даёт развёрнутый ответ. Используй выжимку фактов при построении своего монолога. Эти пособия продаются в книжных магазинах. Рекомендации, , читай по ссылке.


Начинай подготовку уже сейчас и тебе будет по зубам любой билет по истории Беларуси!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях