Сравнение данко и лары. «Сравнительная характеристика Ларры и Данко

(«Старуха Изергиль»)

Карточка-информатор.

В чём сходство и различие Ларры, старухи Изергиль и Данко?

(«Старуха Изергиль»)

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - рассказ размышление над смыслом жизни. Это произведение относится к раннему периоду творчества писателя. В нём Горький – романтик, влюблённый в красивых, гордых, смелых людей, которым «воля ведома», «ширь степная понятна», а «говор морской волны веселит сердце». Поэтому-то Горький и делает своих героев людьми исключительными, заостряя в характере каждого из них какую-то одну, ведущую черту: Ларра, например, живёт только для себя; Данко, наоборот, всё отдаёт другим.

Композиционно рассказ строится таким образом, что повествование старухи Изергиль о своей жизни оказывается между двух легенд, рассказанных ею. Словно два полюса, две противоположности возникают перед нами образы Данко и Ларры.

Ларра, «красивый и сильный», - сын орла и земной женщины. У этого человека «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»; он не похож на окружающих его людей: он не хочет жить, как они, он хочет быть свободным. Но свободу Ларра понимает по-своему: делай, что хочешь, бери, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен: «Он хочет сохранить себя целым».

Данко, как и Ларра, красив и смел, «но в очах его светилось много силы и живого огня». Он тоже мечтает о свободе, но о свободе не только для себя, но, прежде всего, для людей. Поэтому-то он и ведёт их, жертвуя счобой из тёмного леса, из смрада страшных болот на простор степей, к «золотой сияющей» реке.

Ларра считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего, и это, по его представлениям, даёт ему право презирать остальных и властвовать над ними.

Данко – «лучший из всех», и именно поэтому он берёт ответственность за жизнь соплеменников. («Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»)

Но, как бы ни были различны герои, результат одинаков – одиночество. Ларра, противопоставив себя окружающим людям, считая себя выше всех, этим-то себя на одиночество о обрекает. Не случайно мудрейший говорит: «наказание ему в нём самом!» Но отверженный, «выкинутый вон» Ларра только смеётся вслед людям, приговорившим его к самому страшному на свете наказанию, - наказанию одиночеством и .

Проходят десятилетия, и Ларра возвращается к людям, надеясь принять от них смерть, но теперь они смеются над ним, радуясь, что он не может умереть. Ларре « нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

За что был наказан Ларра, - понятно. Но почему же и Данко, пожертвовавший жизнью своей во имя свободы других людей, тоже наказан? Его «гордое сердце» растоптано ногой «осторожного» человека, испугавшегося «чего-то». Дело в том, что толпа никогда не прощает превосходства над собой. Слабые и ничтожные всегда жаждут одного: найти виновного в том, что они таковыми оказались, ведь легче быть рабом и идти со всеми вместе, «как стадо овец». А если тебе прямо в лицо осмеливаются бросить упрёк в слабости и трусости, то плохо придётся этому человеку: его разорвут на куски, не будет ему жалости и пощады. Это и произошло с Данко. Его, как и Ларру, «поразили за гордость».

Но перед тем, как умереть, Данко смеётся «гордо»; Ларра же перед тем, как уйти от людей навсегда, смеётся 2громко». От Ларры осталась лишь тень, бродящая по степи; от «гордого сердца Данко» остались искры, появляющиеся перед грозой.

Судьба старухи Изергиль во многом сходна с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, так же, как и они, она прожила «мятежную» жизнь и «не была никогда рабой, ничьей». Подобно Ларре, она жила «жадно», беря от людей всё, что они могли ей дать, но, в отличие от него, она платила за это собой, «тратила» себя, не жалея, отдавая себя без остатка. А это уже делает её жизнь похожей на жизнь Данко.

Кроме того, итог её жизни – одиночество, она «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век. Но всё-таки жизнь её не прошла бесследно: она приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать жизнью (вспомните, как она спасает от гибели Аркадэка).

Люди, среди которых живёт в старости Изергиль, любят её, им нужны её рассказы; ведь в их сегодняшней жизнинет той силы и того огня, которые раньше были в людях. Теперешние люди «не живут, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!» - говорит Изергиль.

И она, и Ларра, и Данко свои судьбы творили сами, и, каким бы горестным ни был итог их жизни, они всё-таки жили, а «не примерялись».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Дайте краткую характеристику раннего периода творчества М. Горького.

2.Какое место занимает в творчестве Горького рассказ «Старуха Изергиль»?

3. Заполните сопоставительную таблицу.

5. Чем теперешнее поколение отличается от Ларры, Данко, Изергиль?

6. Сделайте вывод о том в чём сходство и различие Данко, Ларры, Изергиль.

Карточка-информатор.

Есть ли в пьесе основания для веры Сатина в огромные возможности человека?

(«На дне»)

Трудно говорить об огромных возможностях человека в применении к людям, являющимися героями пьесы М. Горького «На дне». Сама обстановка ночлежки, похожей на пещеру, с низкими потолками, нехваткой воздуха и света, словно давит на людей, не даёт им возможности жить по-человечески. Перед нами не столько люди, сколько то, что от них осталось. Не случайна одна из ремарок, сопровождающих слова Сатина в первом действии, - «рычит». Люди дошли до предела, многие потеряли даже имена, остались лишь клички (Актёр, Татарин, Барон). Практически все герои пьесы, за редким исключением, ничего не делают. Они только пьют, играют в карты, дерутся, ругаются. Уж какие тут огромные возможности человека!

И всё-таки даже в этих опустившихся людях осталось что-то человеческое, что даёт основание для веры в их возрождение. Вот умирает Анна, жена Клеща. Своим постоянным кашлем она давно мешает всем, но всё-таки некоторые из ночлежников заботятся о ней: Квашня угощает пельменями, Актёр выводит её подышать свежим воздухом. Значит, сердца этих людей ещё не совсем зачерствели, остались в них доброта и сострадание. А у Актёра есть мечта: он хочет вылечиться от алкогализма. Согласитесь, когда человек способен о чём-то мечтать, это уже немало.

Мечтает и Настя, мечтает о любви. По её представлениям, любовь непременно должна быть роковой, как в книгах, которые она читала. Настя отстаивает своё право на то, чтобы у неё было прошлое, а в этом прошлом – любовь к Раулю или Гастону. И когда озлобленный Барон бросает ей в лицо: «Не было! Не было у тебя никакой любви!», она кричит: «Была!». В этой готовности бороться за своё выдуманное прошлое, за свою мечту, ощущается сила, а сильные многое могут.

Васька Пепел, «вор и воров сын», искренне любит Наташу. Он ещё способен чувствовать. Клещ, уверен, что вырвется со дна, что для этого нужно только работать, и он постоянно твердит о себе: «Я – рабочий человек!» Как видно, во многих обитателях ночлежки ещё не утеряно до конца то, что должно быть присуще людям.

И вот в ночлежку приходит удивительный человек – Лука. Он странник, много ходил по земле, много видел. Лука искренне любит людей, желает им добра, для него важен каждый человек. До появления Луки в ночлежке никому не приходило в голову задумываться над смыслом своего существования: жили люди, словно «озябшие», а появился Лука и немножко их отогрел. После первого разговора со стариком Актёр, например, чувствует, что в его душе пробуждается что-то забытое. Горький показывает это скупыми ремарками: «задумавшись», «улыбается», смеётся», говорит «как бы проснувшись». Актёр вспоминает своё имя, потом своё любимое стихотворение, а ведь «в любимом – вся душа». И, может быть то, что он добровольно уходит из жизни, означает, что проснувшийся в нём Человек ужаснулся тому, как живёт Актёр, и не захотел больше жить так.

Сатин, в уста которого Горький вкладывает знаменитые слова о Человеке, говорит о том, что Лука «проквасил сожителей», то есть заставил их задуматься, разбудил в душах этих людей давно забытое, открыл для них какой-то выход. «Старик прав, - говорит Сатин. – Он для вас же всё делал, он подействовал на меня, как кислота на ржавую монету.» Вера Сатина в огромные возможности человека была взращена Лукой, который утверждал: «Человек может добру научить очень просто».

1. Дайте общую характеристику обитателей ночлежки.

2. Что в них осталось человеческого и как это проявляется?

3. Каковы мечты ночлежников?

4. Чем в своих мечтах отличается Настя от остальных?

Сочинение

Герои ранних произведений Максима Горького - люди гордые, красивые, сильные и смелые, они всегда в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений это рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ знакомит нас с двумя романтическими легендами, действие в которых происходит многие тысячи лет назад.
Данко был представителем одного из древних племён, Лappa - сыном женщины и орла. Сходство героев - в их красивой внешности, смелости и силе, в остальном же они являются полной противоположностью друг другу, то есть антиподами. Однако и во внешности героев есть серьёзное различив. Взор Ларры был холоден и горд, как у царя птиц. Во взгляде Данко, напротив, «светилось много сипы и живого огня». Люди племени Ларры ненавидели его за чрезмерную гордость. «И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как! с равными себе». Ларра фал и убивал, нисколько не жалея об этом, и за это люди ненавидели его ещё в больше. «...А он ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу». Люди племени также понимали, что Ларра ничем не лучше их, хотя он считал, что таких, как Я он больше, нет, то есть был индивидуалистом. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает. «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и нога, а владеет он животными, женщинами, землей... и еще многим».
Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени! осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыраэимой тоски. «В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».
Гордость, по мнению автора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным и сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который,! будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде! всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.
Люди же племени, в котором жил Данко, наоборот, «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех» за его высокую силу духа, мужество и способность повести за собой людей. Ведь именно Данко не побоялся провести своё племя через лесную чащу, и на всём протяжении пути он сохранял веру в лучшее. Люди, глядя на него, верили в своё спасение. Даже когда люди племени озлобились на него, «стали, как звери», из-за своей усталости и бессилия, хотели убить его, Данко был неспособен! ответить им тем же. Его любовь к людям погасила в нём раздражение и злобу. И ради этих людей Данко пожертвовал своей жизнью, вырвав из груди своё сердце, освещавшее им путь, как факел. Умирая, он не жалел о своей жизни, а радовался от того, что довел людей до цели. В образ Данко Максим Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все свои силы отдает служению народу. И вот его молодое и очень горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени,вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его

над головой, освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца Данко смело повел их вперед. И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха». «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его» и забыли о нём, как забывается обо всём на свете. Ларра тоже готов был умереть, но не ради людей, а ради себя, потому что одиночество, на которое его обрекли люди, было для него невыносимо. Но, даже скитаясь в одиночестве, Ларра не мог раскаяться и попросить прощения у людей, потому что он остался таким же гордым, высокомерным и эгоистичным.
Рассказ «Старуха Изергиль» посвящён проблеме цели и смысла жизни. Высокомерному, гордому
и жестокому человеку не место среди людей. Но и человеку с высокой силой духа, «горящим» сердцем, полным любви К ЛЮДЯМ и желания им помочь, тоже трудно жить среди них. Люди боятся той силы,
которая исходит от таких людей, как Данко, и не ценят её. В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека - дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! - выше! все - вперед! и - выше - вот кредо настоящего Человека».

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль"

В легендах, которые рассказывает автору старуха Изергиль в одноимённом произведении М.Горького, два центральных образа – Данко и Ларра. Сопоставление этих образов даёт понимание разнообразия человеческих натур, ценностей и взглядов, которые движут людьми. В статье представлена сравнительная характеристика Данко и Ларры.

Два противоположных взгляда на жизнь

Данко смел и красив, как и Ларра, но его душа полна любви, сочувствия, желания служить людям. Данко не ищет любви, он является её источником, стремиться принести людям радость, пользу. Герой видит смысл своей жизни в том, чтобы спасти свой народ, дать ему шанс на жизнь. Его смелость, отвага, вера в себя – ключ к успеху. Данко деятелен, “бодр и ясен”, он идёт к цели без колебаний, потому что видит в ней своё предназначение.

Другой персонаж не ищет смысла в жизни. Ларра, прозванный людьми отверженным, не хочет платить собой, своими чувствами и силами ни за что в жизни. Его цель – “сохранить себя целым”, жить без обязательств, для себя. Ларра не боится одиночества, его натура горда до предела, он не в силах совладать с собственной природой. Холодное высокомерие и безграничная гордость – главные черты героя.

Таблица “Сравнение Ларры и Данко”

Данко Ларра
внешность героя Красив, взгляд “полон живого огня”. Красив, имеет “ледяной взгляд”.
отношение к людям всепоглощающая любовь к людям, желание помочь им, стремление презирает людей, считает себя выше всех, не нуждается в обществе
что символизирует образ Гуманизм, самопожертвование, страстное желание помочь людям, смелость. одиночество, высокомерие, нежелание считаться с окружающими, жить в согласии с ближними.
поступки персонажа Данко выводит людей из непроглядного дремучего леса ценой своей жизни. Разрывает грудь, достаёт сердце и освещает им путь своему народу. Ларра убивает девушку, дочь старейшины, которая оттолкнула его. Он не понимает ценности человеческой жизни. Не желает жить по законам общества. Обрекает себя на вечное презрение и одиночество.
смысл жизни помогать людям, вести их за собой. получать от жизни удовольствия, брать то, чего хочется, не “тратя себя”.
судьба героя погиб, отдав жизнь за будущее своего народа, пожертвовал собой сознательно. за убийство девушки был приговорён к вечному одиночеству людьми и высшими силами. Обречён на вечное одиночество и страдания. Невозможность умереть – его наказание.

Необходима сравнительная таблица этих героев, причём в каждой строке - отдельный критерий сравнения. Я пониманию, что таблицей не ответите, но приветствуются ссылки, сплошной текст (Ваш личный) . Буду благодарен.

2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ-размышление о смысле жизни

Главный герой - исключительная личность
Особенности композиции:
1состоит из трех самостоятельных частей
2сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования
3первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию
4центральная часть - рассказ о старухе Изергиль

Сравнение двух главных героев:
Параметры для сравнения
Ларра
Данко

Внешность
«красивый и сильный» , «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»
красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»

Жизненная позиция
♦ он не похож на других людей - не хочет жить, «как они» , хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым» ;

♦ «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего» , это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени - «наказание ему в нем самом»
♦ «лучший из всех» , «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» , мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке» ;

♦ «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугав­шимся «чего-то» . Люди не прощают превосходства над собой. Сопле­менники «наказывают» Данко за гор­дость

Итог жизни
одиночество

Послесловие
от Ларры осталась только тень, бродящая по степи
от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой

Вывод
крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

Антиидеал
романтический идеал

Старуха Изергиль
Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко) .
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.

Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:
1
Ларра и Данко
Старуха Изергиль

Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.

2
Данко
Старуха Изергиль

Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.

3
Ларра
Старуха Изергиль

Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно» , беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры) , она платила за это, «тратила» себя, не жалея.

4
Ларра и Данко
Старуха Изергиль

Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.

5
Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой.

И – персонажи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Эти образы являются героями-антиподами.

С образом Ларры рассказчик и читатель знакомится тогда, когда старуха Изергиль рассказывает легенду о гордом сыне орла, с образом Ларры – когда героиня повествует о смелом и способном к самопожертвованию человеке. Эти две легенды уже противопоставляют героев: Ларра олицетворяет эгоизм и гордость, Данко является воплощением альтруизма и самопожертвования.

Несмотря на противоположные черты характера и взгляды на жизнь, Данко и Ларра имеют и определенные сходства. Оба персонажа отличались своей красивой внешностью. Однако Данко было красив и смел, а Ларра – красив и холоден. В Ларре тоже можно отметить смелость, которая проявляется в общении со старейшинами племени, как с равными себе. Однако это больше иллюстрирует горделивость, чем смелость.

Ларра считает себя лучше других, первым на всем свете. Эта вера сделала героя эгоистичным и равнодушным к окружающим. Ларра привык делать все, что ему хочется, он привык жить лишь для самого себя. Данко же, наоборот, стремится жить ради благополучия окружающих его людей, поэтому он жертвует собственной жизнью ради спасения своего народа от тьмы. Так, Ларра становится причиной гибели многих людей из племени его матери, а Данко становится тем, кто прекращает все несчастия в судьбе его народа.

Все поступки Ларры основаны на желании добиться собственных целей любым путем, даже самым жестоким. Герой убивает девушку, которая не захотела ему принадлежать. Поступки же Данко построены на искреннем желании помочь людям, даже если для этого придется пожертвовать своими устремлениями. Данко не боится отдать собственную жизнь, чтобы принести своему племени покой и тишину.

О противоположности образов говорит и наружность Ларры и Данко. Взгляд сына орла отличался своей холодностью и гордостью, а глаза Данко воплощали силы и «живой огонь». Так, холод Ларры противопоставлен огню Данко.

Оба персонажа оказались непонятыми окружающими людьми. Однако Ларра был отвергнут племенем за его безнравственные поступки. На Данко же люди ополчились из-за неспособности признать свое собственное бессилие. Данко сделал все ради своего племени, однако люди не поняли его истинных намерений. Это стало причиной ожесточенного конфликта между толпой и Данко. Герой умирает как настоящий герой, совершивший подвиг ради всего человечества. Ларра же обречен на вечное одиночество, он не имеет права на смерть. Герой находится между жизнью и смертью, тело его превратилось в тень, которая не понимает ни поступков людей, ни ей речи.

Примечательно, что к понятию гордости обращается старуха Изергиль и при рассказе о Ларре, и при рассказе о Данко. Но гордость персонажей отличается. Гордость Данко – это его сила, храбрость, смелость и мужественность, которые поспособствовали спасению всего народа от тьмы. Гордость Ларры, а точнее гордыня, заключается в высокомерном отношении к окружающим людям, в уверенности в том, что он является лучшим на свете.

Таким образом, Ларра и Данко – олицетворения противоположных человеческих качеств.