Все карты для сдачи егэ по истории. Исторические карты для подготовки к егэ

Четыре вопроса из заданий ЕГЭ по истории посвящены работе с картой. Часто ученики, с легкостью справившиеся с предыдущими задачами, «застревают» на этих пунктах. Как правило, ответом на вопрос этого раздела является имя деятеля, связанное с изображенными историческими фактами, географическое название или соответствующий временной период.

Зачем нужны исторические карты?

Школьный курс истории не может изучаться в отрыве от географии, ведь у каждого случая, повлиявшего на человечество, есть не только свое время, но и место. Вопрос о сути события «что?» не имеет смысла без сопутствующего «где?». Задача школьника – с помощью схемы своими глазами «увидеть» события на местности.

1. Изображения исторических событий позволяют наглядно проследить перемещения людей. К ним относятся миграции, исследовательские походы, экспедиции. Сюда же относятся войны: мы видим перемещения войск, расположения противоборствующих сил, направления атак, раздел территорий.

2. Здесь наглядно прослеживаются единые причины, последствия и механизмы происходящих исторических явлений.

3. Выводы, сделанные после изучения карт различных эпох, помогают составить общую картину развития человечества или его отдельной части: возникновение, угасание государств, смена цивилизаций.

Карты различаются:

  • по пространственному признаку: схематические изображения городов, районов, государств, мира;
  • по временным периодам, эпохам.

По темам делятся на:

  • археологические – отображают места расселения, маршруты миграций первобытных племен;
  • историко-этнографические – схемы расселения народов по земному шару,
  • историко-политические – с изображениями границ государств различных эпох;
  • военно-исторические – отображают ход военных действий любых масштабов.

Помните, что в заданиях ЕГЭ встречаются все виды перечисленных карт, а не только военно-исторические.

Как работать с картой на экзамене?

Одиннадцатикласснику предстоит проанализировать изображение и ответить на четыре вопроса, посвященных истории России определенного периода. Главная сложность заключается в том, что на ней могут отсутствовать названия основных населенных пунктов, но изображены ключевые точки какого-то события. Выпускник должен по условным изображениям понять, какой эпохе она посвящена.

У каждой карты есть легенда – список условных обозначений с расшифровкой их значения. Обычно ее нужно искать в углах, где нет риска закрыть основные точки, либо на последних страницах атласов. Информация из легенды тоже может подсказать школьнику, с каким периодом он имеет дело – об этом намекнут названия территориальных единиц (например, княжества вместо областей), населенных пунктов, которые менялись со временем.

Разберемся, как работать с картами по истории на ЕГЭ, проанализировав итальянский и швейцарский походы Суворова.

1) Итак, перед нами схематическое изображение без названий ключевых пунктов. Анализируем легенду, географию участка, фиксируем внимание на основных объектах – больших городах, реках, горах, рельефных особенностях. Начинаем с самых крупных, постепенно двигаясь к меньшим. Достаточно опознать несколько опорных точек. Обычно этого хватает, чтобы дать событию название и выяснить, о каком периоде какого региона идет речь.

2) Чтобы не ошибиться, проверяем себя по соседним объектам. Любой историко-географический пункт нужно соотносить с другими объектами. Например, опознав какой-то город, связываем его с рекой, морем, другими городами. Здесь ученик должен не только найти Милан, Брешиа, но идентифицировать реку Адда, на берегах которой развернулись ожесточенные бои.

3) Определяем вид деятельности человека – война, походы, торговые миграции. Помните, движение всегда обозначается стрелкой;

4) Соотносим свои исторические знания с изображенной территорией. Вспомним, что 16 апреля 1799 года под городом Кассано около Милана произошел бой, в котором Суворов захватил более 5000 французов. После этого события командующему северной французской армией Моро пришлось отступить за реку Адда, очистить Милан и прикрыться крепостями городов Тортона, Алессандрия. Обозначаем все эти точки.

5) Мы выяснили главное – какому противостоянию посвящена карта. Теперь возвращаемся к заданиям, вспоминая ключевые даты, точки, поворотные моменты походов Суворова.

Важно помнить, что обозначенная тема может затрагивать множество соседних или удаленных друга от друга территорий, связанных между собой единой нитью событий.

Типичные ошибки

Экзаменаторы отмечают, что школьники не приучены выходить за рамки одного предмета и использовать свои знания из других областей – например, математики или химии в физике и биологии. Однако, на практике это мешает выпускнику: выполнить задание по истории невозможно, если знаний географии недостаточно. Фактически такой «симбиоз» выручает учеников: географическая эрудированность помогает, если в исторических знаниях есть пробел.

Вторая ошибка – спешка и невнимательность. Экзаменующиеся пытаются делать выводы по очень ограниченному количеству информации, игнорируют детали. В некоторых вопросах детали определяют его сущность. Обратите внимание на направление стрелок атаки, расположение войск или последовательность осад городов. Не упускайте из вида ни одно из условий, которое авторы предусмотрительно отметили на карте, чтоб паззл сложился в целую, а главное, верную картину.

Географию каких регионов нужно знать?

Чтобы вам было легче ориентироваться, перечислим основные территории, чаще всего попадающие в списки экзаменационных задач:

  • европейская часть России – от Баренцева моря на севере до Черного и Каспийского на юге, от Уральских гор до границ с Польшей;
  • в частности, Владимиро-Суздальское княжество, Ростово-Суздальское княжество. Здесь запоминаем расположения столиц, а также Дмитрова, Юрьев-Польского, Переславль-Залесского;
  • Северо-Запад России и Прибалтика: эти пункты легче всего опознать по расположению Балтийского моря и Финского залива. Запоминаем расположение Ладожского, Чудского озер, оз. Ильмень и Ловать. Эти места в разное время были отмечены походами Александра Невского, боевыми действиями двух войн, революцией 1917 года. Повторяем год основания Санкт-Петербурга, запоминаем даты, когда он менял название – это поможет опознать эпоху;
  • Южная часть страны: Азов, Черное море, Крымский полуостров, дельты и устье Дуная. Здесь же запоминаем границы Османской и Византийской империи, расположение Стамбула-Константинополя, даты его переименований;
  • очертания и прилегающие территории Волги.

Материалы для подготовки

При подготовке к ЕГЭ по истории работе с картой стоит посвятить чуть больше времени, нежели стандартным вопросам. Когда школьник поймет алгоритм и «набьет руку», эти вопросы перестанут его пугать. Найти всю нужную информацию и потренироваться можно с помощью сборников карт для ЕГЭ по истории и атласов, которые можно найти на профильных сайтах или в печатных вариантах.

Среди них экзаменаторы выделяют три варианта тренировочных сборников:

  • тренинг С.А. Маркина для подготовки к ОГЭ 9 класса. В бумажном варианте этого пособия собрана крупная коллекция заданий с качественными подробными изображениями;
  • сборник типовых экзаменационных заданий с иллюстрациями под ред. Д.И. Полторака. Эти материалы подойдут для тренировки в условиях жесткого цейтнота. Бонусом стала подборка исторических карт и описание всех схем в конце сборника;
  • подборка заданий ФИПИ. Если времени на решение тестов из многочисленных сборников у вас нет, то вам стоит познакомиться с материалом, размещенном в открытом доступе официального сайта Федерального института педагогических измерений.

Также школьнику понадобятся контурные карты, любые атласы, в том числе географические, а также методические пособия по вопросам, как выучить карты по истории для успешной сдачи ЕГЭ.

Исторические карты – помощники в анализе политических, экономических, общественных событий.

Они помогают оценить их в тесной связи с географией, дать более точную оценку, представить динамику и механику процессов. Схематические изображения способствуют лучшему пониманию сценариев и сюжетов, и освобождает выпускников от бездумной зубрежки.

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовится к ЕГЭ по истории и сегодня мы отойдем от каких-то теоретических материалов и задач и начнем говорить на тему обязательных для самоподготовки к ЕГЭ материалов, сторонних знаний, а также я научу Вас решать задания по истории с картой) Сразу скажу, что материал данной статьи и собственно следующих будет основан на самых часто задаваемых вопросах, поэтому возможно в некоторых моментах Вы сможете узнать себя.


Нужно ли знать все даты из карманных справочников и учебников?

Часто, мне пишут люди с вопросом: «Иван Сергеевич, начал (-а) учить XX век и в учебниках вижу подобную картину, что мне учить чтобы тест написать, потому что кроме прошлого столетия есть еще периоды, которые требуют внимания и бросать все силы на работу чисто с советской историей я не могу?!».

Так вот, отвечаю для всех) Фактически несколько лет назад ФИПИ публиковал обязательный перечень дат и событий к ним, необходимых для написания экзаменационной работы. Сейчас данные материалы по каким-то причинам из пакетов с демоверсией не прикладывают из-за чего и возникает подобная шумиха, но пытливые и любопытные дети =) при условии что залезут в материалы прошлых лет для экспертных комиссий, этот перечень найдут. В этом году на КПК этот документ как дидактический материал нам посоветовали и соответственно я делюсь им с Вами, вот он:

Там есть практически все, что необходимо знать по хронологии событий...касаемо дат, исключение, как мне кажется, составляют лишь революции 1905—1907 / 1917 гг., в остальном же эта таблица полная и отражает все события, которые необходимо учитывать для успешного выполнения тестов ЕГЭ по истории.

Как работать с исторической картой?

Также «больная тема», хоть материал в виде карт у меня и выложен в открытом доступе, дети недоумевают: «Как с этим вообще работать?». Объясняю 🙂

Первым делом топаете к этой статье и скачиваете себе пакет карт на компьютер. Затем, если лень копаться в справочниках ЕГЭ прошлых лет и тонне информации с этим связанной, качаете вот эту подборку:

  • Базовые исторические карты для выполнения заданий №29-32

Банк заданий по исторической карте: 1200 заданий:

Как с этим работать? Предупреждаю, приступать к данной «процедуре» рекомендуется только тем, кто уже что-то шарит в истории, а ребятам кто идет по нашим урокам, дальше этот пункт читать не стоит, а тем, кто уже как бы в теме, загружаете себе документ, в нем содержатся все задания с картой вариантов ЕГЭ прошлых лет. Заданий около 1200, с телефона не качайте, все повиснет 😀


Практикум по разбору карт

Здесь Вам представлена контурная карта, которую необходимо распечатать и соответственно заполнить, если это для Вас не составляет труда, переходите к карте №2. При успешном выполнении всех карт и заполнении на них примерно 70% информации, можно начинать работу с самим банком, при условии, повторюсь, что знания курса в голове так же имеются.

Что делать если все плохо?))) Информации с уроков географии с тех карт, что представлены выше ХВАТИТ для успешного написания любого теста по истории! Вывод очевиден — учить, дорогие друзья! Садитесь. печатаете себе десяяяток этих карт, находите в Интернееете САААМИ местоположение каждого объекта, зарисооовываете его, в итоге зубрите, потом берете вторую карту и на память пытаетесь заполнить, есть ошибки, не беда, проверяете, исправляете, берете карту №3 и так далее... Заодно и географию подтянете и кретинизм излечите, а далее приступаете к банку

Clear strategy and solutions for business leadership symbol with a straight path to success as a journey choosing the right strategic path for business with blank yellow traffic signs cutting through a maze of tangled roads and highways.

Задача первая

Что делать с ним? Берете себе 4 первые карты — 20 заданий, берете бумажку и решаете исходя из своих знаний (я предупреждал)

Как решать такие задания?? Инструкция «для самых маленьких» на примере реального задания КИМ 🙂

Итак, перед нами какой-то «бардак» по версии, я уверен, 80% читателей нашего сайта) Смотрим, что здесь и как...для начала дам четкий алгоритм действий при работе с заданиями такого типа:

1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки
2. Найти (если есть) на карте даты
3.1. В случае явного положения на карте какой-то войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события
3.2. В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории/название нашего государства на карте (это может помочь с определением периода)/прочие неестественные объекты (любые стрелки и точки)

Идем по алгоритму:
1. Смотрим сюда, вот эта табличка называется «легендой карты», что можно из нее извлечь?

  • Здесь показана Русь в период раздробленности, т.к. ключевое слово — КНЯЖЕСТВА
  • Границы нам пока ничего не дают...
  • А вот на осаду городов обратим внимание, осадили города:

Толковым мальчишкам и девчонкам Козельск уж явно что-то скажет, но у нас есть еще несколько пунктов))

Пункт 2. Попробуем найти на карте даты...облом, такого нет 🙁 Печально, идем дальше((

Пункт 3. Попробуем выделить опорные точки на основе стрелок на карте. С какой стороны идут войска? А ответ Вы узнаете только после рекламы...шучу 😀 С Востока конечно!

Давайте группировать: осада Козельска, Коломны, Суздаля, заход явно не на чай в Москву, войска идут с Востока — конечно это поход Батыя на Русь!

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

  • Здесь Вам поможет только лишь знание тех самых контурных карт... Суздаль входил во Владимиро-Суздальское кн-во, которого так на карте и нет. Логично, что под «1» скрывается Владимир.

На­пи­ши­те цифру, ко­то­рой обо­зна­че­на сто­ли­ца земли, где в пе­ри­од дан­но­го по­хо­да су­ще­ство­ва­ла рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния.

  • Тут чисто знание карты и самого курса прошлых уроков с нашего сайта, толковые дети сразу назовут Новгород и по знанию контурной карты определят точку «2»

Еще совет — обращать внимание сразу на задание 32, так как там Вы сможете почерпнуть «варианты ответа» для работы с этим заданием.

Профильное задание с картой

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.
1) за­во­е­ва­те­ли вторг­лись в пре­де­лы Руси в зим­ний пе­ри­од — это тоже может натолкнуть на мысль 🙂
2) ни один из го­ро­дов, за­хва­чен­ных за­во­е­ва­те­ля­ми, не вы­дер­жал осады более одной не­де­ли
3) поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми, длил­ся около трёх лет — как бы тоже никак:/
4) одним из по­след­ствий со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, было на­ча­ло раз­дроб­лен­но­сти Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства — ну тут нам ничего не поможет:/
5) в ре­зуль­та­те со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, рус­ские земли по­па­ли в за­ви­си­мость — это может навести на мысль 🙂
6) пол­ко­во­дец, поход ко­то­ро­го обо­зна­чен на схеме, яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем го­су­дар­ства — основатель государства либо Рюрик, либо Олег, это бред, так как период раздробленности, соответственно кроме ордынского хана Батыя вариантов работы нет

Как Вы видите стыкуются под одно время здесь только 3 события, остальные как-то хаотично разбросаны по истории, что быть не должно, так что вариант «спасательного круга» №32 так же имейте ввиду

Похожие материалы

В сборнике представлены задания типовых экзаменационных вариантов ЕГЭ по истории, предполагающие работу с исторической картой (схемой) и иллюстративным материалом, сгруппированные по тематическому принципу в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения ЕГЭ.
В издании приводятся ответы и критерии оценивания выполнения заданий.
Пособие позволит обучающимся качественно подготовиться к выполнению заданий с картами (схемами) и иллюстрациями, присутствующими в контрольных измерительных материалах ЕГЭ, а учителям эффективно организовать тематический и итоговый контроль в 10-11 классах.

Примеры.
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
1) На схеме обозначены районы расселения народов Восточной Европы в IX в.
2) С народами, проживавшими на территориях, обозначенных на схеме цифрой «6», славянам приходилось постоянно воевать.
3) Союзы племён, чьё расселение отмечено на схеме цифрами 1, 2, 3, 4 и 5, относились к западным славянам.
4) Стрелками на схеме обозначены маршруты проникновения норманнов в Восточную Европу.
5) Территория, обозначенная на схеме цифрой «7», была местом обитания тюркских кочевых племён (например, печенегов).
6) На схеме обозначена территория Византийской империи.

Какие суждения об отражённом на схеме периоде являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
1) В отражённый на схеме период происходил расцвет культуры и рост городов.
2) Ярослав Мудрый правил в период, отражённый на схеме.
3) В представленный на схеме период происходит формирование всероссийского рынка.
4) К периоду, отражённому на схеме, относится первое упоминание о Москве.
5) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в середине XII в. потерял своё значение политического и торгового центра Руси.
6) В период, отражённый на схеме, произошло усиление обороноспособности страны.

Содержание
Введение
Тема 1. От Древней Руси к Российскому государству
Народы и древнейшие государства на территории России
Русь в IX - начале XII в
Русские земли и княжества в XII - середине XV в
Тема 2. Россия в XVI - XVII веках: от великого княжества к царству
Российское государство во второй половине XV - XVII в.
Тема 3. Россия в конце XVII - XVIII в.: от царства к империи
Россия в конце XVII - XVIII в
Тема 4. Российская империя в XIX - начале XX в.
Россия в первой половине XIX в
Россия во второй половине XIX - начале XX в.
Тема 5. Россия в годы «великих потрясений:». 1914-1921 гг
Россия в Первой мировой войне.
Революция и Гражданская война в Pосии
Тема 6. СССР накануне войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
СССР в 1922-1945 гг
Тема 7. СССР в 1945-1991 гг. Апогей и кризис советской системы
СССР в 1945-1991 гг.
Ответы и критерии оценивания
Приложения
Список карт и cxeм использованных в издании
Список иллюстраций, использованных в издании
Исторические карты, использованные в заданиях.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, История, Учебный экзаменационный банк, Типовые задания с картами и иллюстрациями, Полторак Д.И., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

История. Картографический тренинг. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Маркин С.А.

Р. на Д.: 2016. - 159 с.

Пособие предназначено как для учащихся средней школы при подготовке к ЕГЭ по курсу отечественной истории, так и для преподавателей общеобразовательных учреждений при организации изучения данного курса, его повторении и обобщении. Пособие включает карты и задания к ним по всем периодам отечественной истории, что поможет ученикам систематизировать имеющиеся знания и, в случае необходимости, своевременно восполнить обнаружившиеся пробелы.
Пособие является универсальным подспорьем в процессе формирования и совершенствования у учеников базовых картографических знаний, которые обеспечат успешную сдачу ЕГЭ по истории.

Формат: pdf

Размер: 45 ,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

Содержание
Предисловие
Раздел 1. Рекомендации по выполнению заданий на умение работать с исторической картой, схемой (В8, В9, BIO, B11)
Раздел 2. Тренировочные задания
Тема 1. История России с древнейших времён до середины IX в
Тема 2. Русь во второй половине IX - начале XI в
Тема 3. Русь в XI - первой трети XII в
Тема 4. Русские земли в первой трети XII - первой трети XIII в
Тема 5. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII-XTVBB
Тема 6. Борьба Руси за единство и независимость в ХГУ-XV вв
Тема 7. Россия в XVI в
Тема 8. Смутное время (1598-1613)
Тема 9. Правление Михаила Фёдоровича (1613-1645)
Тема 10. Правление Алексея Михайловича (1645-1676)
Тема 11. Правление Федора Алексеевича (1676-1682) и Софьи Алексеевны (1682-1689)
Тема 12. Правление Петра I (1689-1725)
Тема 13. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762)
Тема 14. Россия в царствование Екатерины II (1762-1796) и Павла I (1796-1801)
Тема 15. Россия в царствование Александра I (1801-1825)
Тема 16. Россия в царствование Николая I (1825-1855)
Тема 17. Россия в царствование Александра II (1855-1881)
Тема 18. Россия в царствование Александра III (1881-1894)
Тема 19. Россия в царствование Николая II (1894-1917)
Тема 20. Великая российская революция (1917-1922)
Тема 21. СССР в период новой экономической политики (1921-1928)
Тема 22. СССР в период индустриализации (1929-1941)
Тема 23. Великая Отечественная война (1941-1945)
Тема 24. СССР в период послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-1953)
Тема 25. СССР в период «оттепели» (1954-1964)
Тема 26. СССР в период «частя» (1964-1984)
Тема 27. Перестройка в СССР (1985-1991)
Тема 28. Российская Федерации » 1991-2014 гг.
Теми 29. Экономическое развитие России в разные периоды
Ответы на тренировочные задания.