План лексических тем в подготовительной группе. Конспекты логопедических занятий по лексическим темам

В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по ней достаточно дидактического материала и методических разработок.

Каждая рабочая неделя посвящена определенной теме. Работают в рамках этой темы все специалисты: логопед, воспитатели, муз. руководитель и инструктор по физкультуре.

В начале недели дается речевой материал, который необходимо ввести в речь детей. Воспитатели на своих занятиях используют "Логопедические пятиминутки", которые включают в себя упражнения по общей, мелкой и артикуляционной моторике.

Один раз в две недели запланированны и проводятся интегрированные занятия по пройденным темам. Для проработки тем с родителями разработаны " Лексические темы для сайта". Они включают в себя не только речевой минимум и речевые игры, но и интересные факты по теме, картины великих художников, литературные произведения и мультфильмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема для разновозрастной группы от 5 до 7 лет МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Берёзка» на 2015 – 2016 год.

Логопед: Шихова В.С.

Сентябрь, 1-3 нед. Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт.

Сентябрь,4-я нед. Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Октябрь,1-я нед. Огород. Овощи.

Октябрь,2-я нед. Сад. Фрукты.

Октябрь,3-я нед. Лес. Грибы и лесные ягоды.

Октябрь,4-я нед. Насекомые.Подготовка насекомых к зиме.

Ноябрь,1-я нед. Перелетные и водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

Ноябрь,2-я нед. Осенняя одежда и обувь. Головные уборы.

Ноябрь,3-я нед. Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

Ноябрь,4-я нед. Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме.

Декабрь,1-я нед. Зима. Зимующие птицы.

Декабрь,2-я нед. Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

Декабрь,3-я нед. Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.

Декабрь,4-я нед. Новый год.

Январь,1-я нед. Зимние каникулы.

Январь,2-я нед. Грузовой и пассажирский транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.

Январь,3-я нед. Профессии взрослых. Трудовые действия.

Январь,4-я нед. Детский сад. Профессии.

Февраль,1-я нед. Стройка. Профессии строителей.

Февраль,2-я нед. Животные жарких стран.

Февраль,3-я нед. Наша армия.

Февраль,4-я нед. Комнатные растения. Размножение и уход.

Март,1-я нед. Весна. Приметы весны. Мамин день. Первые весенние цветы.

Март,2-я нед. Пресноводные и аквариумные рыбы.

Март,3-я нед. Наш родной край.

Март,4-я нед. Столица нашей Родины – Москва.

Апрель,1-я нед. Весенние работы на селе. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной.

Апрель,2-я нед. Космос.

Апрель,3-я нед. Правила дорожного движения.

Апрель,4-я нед. Почта. Мы читаем С.Я. Маршака «Ленинградский почтальон»

Май,1-я нед. Откуда хлеб пришел. Профессия хлебороба.

Май,2-я нед. Цветы на лугу. Лето. Летние месяцы.

Май,3-я нед. Скоро в школу. Школьные принадлежности.

Май,4-я нед. Мы читаем А.С.Пушкина.

Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Осень. Деревья осенью» (сентябрь 4 неделя)

Упражнения на общую моторику

«Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри. смотри! (Встают лицом в круг, выполняют ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивание кистями. Наклон, руки к полу)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей.

«Ветер и листья» (отрывок)

Ветер по лесу летал, (Бегут по кругу на носках и взмахивают руками)

Ветер листики считал.

Вот дубовый, (Встают лицом в круг,

Вот кленовый, загибают по одному пальцу на обеих руках

Вот рябиновый резной, на каждую строчку)

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Опускают руки приседают.

Ветер по лесу кружил, Бегут по кругу на носках и взмахивают руками)

Ветер с листьями дружил.

Упражнение на мелкую моторику

«Деревья» (Кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены.)

В поле дерево стоит, (Покачивать руками из стороны в сторону)

Ветер ветки шевелит.

Деревце качается, (Покачивать руками вниз –вверх не сгибая пальцы)

Дети улыбаются.

«Корни»

(Ладони опущены вниз. Пальцы разведены и напряжены. Удерживать положение на счет до 5 -10)

Высокие красивые

деревья здесь растут, (Показать руками деревья)

А корни под землею

для них водичку пьют. (Показать руками корни)

Упражнения на артикуляционную моторику

«Бегемотик» (рот открыть и закрыть как можно шире, удерживать на счет до 5-ти,повторить 3-4 раза)

«Змея» (улыбнуться,открыть рот,высунуть язычок изо рта,затем спрятать, повторить 3-4 раза)

«Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, покусать язычок зубами, пошлепать язычок губами, закусить язычок зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием)

Речевые игры

«Поймай и раздели» (деление на слоги названий деревьев)

«Четвертый лишний» (дифференциация признаков осени от других времен года)

Чистоговорка

«У бабы бобы, у деда дубы»

Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Огород.Овощи.» (октябрь,1-я неделя)

Упражнение на общую моторику

«Капуста»

Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребрами ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили, (Хватательные движения обеими руками.)

Перетерли, посолили

Вот какие заготовки!

Да набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)

«Сеял дедушка горох»

Сеял дедушка горох. (Стоят лицом в круг В центре круга «дед».)

Был горох совсем не плох. (Все вместе совершают прыжки на носках, руки на поясе.)

Круглый, звонкий, желтый, гладкий, (Попеременно топают ногами на месте.)

Очень ровный, очень сладкий. (Приседают.)

Вдруг упал мешок с горохом, (Совершая поскоки, дети разбегаются, на слово «избе»

Бедный дедушка заохал. «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный

Был горох, и на тебе- присоединяется к цепочке за «дедом».)

Раскатился по избе! («Дед» должен собрать весь «горох».)

«Заготавливаем капусту»

Мы капусту рубим! (2р.) (Прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения) топора: вверх – вниз.

Мы капусту режем!(2р.) (Энергичные движения ладонями вперед- назад.)

Мы капусту солим!(2р.) (Пальцы собраны щепотью, «солим капусту».)

Мы капусту жмем!(2р.) (Сжимаем пальцы в кулаки то одновременно, то поочередно.)

Мы капусту трём!(2р.) (Пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.)

«Хозяйка однажды с базара пришла…»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох! (Загибаем пальцы при перечислении овощей.)

«Лягушки» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Губы удерживать под счёт. Повторить 3-4 раза)

«Слон» (сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать под счёт.)

Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Фрукты.Сад.» (октябрь,2-я неделя)

Упражнение на общую моторику

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали. (Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы (Имитируют движение вверх - вниз.)

Известью. Белилами.

Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор: (Стоят лицом в круг. Один ребенок выходит в круг – садовник)

Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

Дам в награду (На каждое название загибают пальцы)

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных спелых яблок.

Вишен целый килограмм.

Вот что дам в награду вам!

Упражнение на мелкую моторику.

«Что в корзинку положу?» (отрывок)

Что я в корзинку свою положу? (Руками изображают корзинку)

Вы посчитайте, а я расскажу.

Груши, сливы и айву, (Загибают пальцы на каждое название.)

По порядку назову.

Абрикосы и гранат

Сосчитали все подряд?

Персик, спелый виноград,

Много яблок и гранат.

Очень спелую хурму

Тоже я с собой возьму.

Упражнение на артикуляционную моторику.

«Блинчик» (Ротик открыт. Язык широкий лежит на нижней губе. Держать под счет.)

«Вкусное варенье» (Язычком облизываем губы по кругу в одну, потом в другую сторону.)

Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Лес. Поздняя осень. Грибы, ягоды» (октябрь,3-я неделя)

Упражнение на общую моторику

«За грибами»

Все зверюшки на опушке (Идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки

Белочки скакали, (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)

Рыжики срывали.

Лисичка бежала, (Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, (Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.)

Искали опятки.

Медведь проходил, (Идут вразвалку, затем топают правой ногой)

Мухомор раздавил.

Н. Нищева

Упражнение на мелкую моторику.

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов, (Шагают пальцами по столу.)

В туесочке пять грибов. (Сцепляют пальцы как корзинку, большие пальцы – ручка.)

Мухомор красный – гриб опасный. (Загибают пальцы на каждое название.)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко. Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка тема «Насекомые и пауки.» (октябрь,4-я неделя)

Упражнение на общую моторику

«Мошкара и лягушка»

По- над речкой вечерами (Свободно двигаются по группе, изображая насекомых.)

Вьются мошки с комарами.

Слышен писк со всех сторон,

То ли писк, а то и звон.

Допищишь ли до утра?

Вышла погулять лягушка, (В центр круга прыгает ребенок – лягушка.)

Желтобрюхая квакушка (Начинает пятнать детей-мошкару.)

Улетай-ка от воды,

Чтобы не было беды!

Н. Нищева

«Мухи в паутине» Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри 3 ребенка. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда « Мухи!» дети – мухи пытаются вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.

Упражнение на мелкую моторику.

«Пчела»

Где сладко, там она кружит, (Рука в кулачке. Указательный палец отставлен и крутится по кругу)

Она и жалит и жужжит,

И попадается в компот,

Даёт нам сладкий, вкусный мёд.

Упражнение на артикуляционную моторику.

«Хомяк толстый и худой.» (Щечки надуваем, потом втягиваем.)

«Шарики» (Надуваем то одну, то другую щёчку.)

Скороговорка.

«У осы – не усы, не усищи, а усики.»


Уважаемые родители! Вам предлагаются игры в тематических карточках по всем лексическим темам , которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

35 тематических карточек для родителей по всем лексическим темам направлены на развитие лексико-грамматического строя речи детей, в которых предлагаются словесные игры и рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в соответствии с темой недели на весь учебный год в логопедической старшей группе.

В карточках подобран речевой для развития мелкой моторики, мышления, зрительного внимания согласно лексической теме.

Родители дома вместе с детьми могут заучивать стихи, выполнять игровые упражнения в стихотворной форме. Логопед дает карточку родителям домой. Логопед вечером объясняет родителям методику выполнения игр и игровых упражнений, какой материал необходимо выполнить в логопедической индивидуальной тетради ребенка. Работать по тематическим карточкам родители с детьми могут в выходные дни дома.

Таким образом, родители систематически знакомятся с той работой, которая проводится в группе, и могут закреплять знания, полученные в детском саду.

Темы и задания карточек:

Тема: «Дикие животные»

1. Посмотрите внимательно на картинку-загадку и найдите на ней изображения диких животных, назови их, назови жилище где живут эти животные. Раскрасьте их.

1. Упражнение « Дорисуй картинку и раскрась». Надо дорисовать вторую половину елки и раскрасить весь рисунок.

2. Рассмотри картинки, раскрась их. Расставь картинки по порядку и составь рассказ на тему «Новый год» по плану:

Какой праздник наступил? Что дарят на этот праздник?
- Кто должен принести подарки?
- Для кого были предназначены подарки?
- Что взял Дед Мороз для того, чтобы положить подарки?
- Какие подарки положил Дед Мороз в мешок? Какой был мешок и сколько в нем подарков?
- На чем Дед Мороз отвез подарки детворе? Какое удовольствие получили дети от подарков?

1. Пусть ребенок вырежет все фигуры и соберет из них фигуру снеговика. Наклейте фигуру снеговика в тетрадь для логопедических занятий.

2.Раскрасьте только те картинки, которые относятся к зиме. Объясните, почему?

1. Посмотрите внимательно на картинку, назовите птиц и корм. Проведите карандашом линию от птицы к тому корму, которым питается птица.

2. Посмотрите внимательно на картинку-загадку и найдите на ней изображения всех зимующих птиц. Раскрасьте их. Назови всех птиц.

1. Обведите на картинке любой из предметов мебели, а потом раскрасьте его.

2. Расскажите, какая мебель у вас получилась. Сначала подберите для ее характеристики слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Рассказывайте по плану, который вы составили с Ириной Владимировной. Например: Я раскрасила диван. Он новый, мягкий, удобный, полосатый. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На нем лежат подушки. На диване можно посидеть и почитать книгу.

Тема: «Транспорт»

1. Назови весь транспорт, который ты видишь на картинке. Раскрась каждый транспорт в один цвет.

2. Упражнение «Что лишнее?» Определить, какое из слов лишнее:

Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. Что лишнее? Объяснить стой ответ.
- Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? Объяснить стой ответ.
- Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее? Объяснить стой ответ.

3. Вы будете двигать свою машинку по игровому полю и рассказывать, что она делает. Например: Моя машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя машина поехала по улице и подъехала к магазину. Моя машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.

Старайтесь не повторяться. Пусть ваша машина совершает самые разные действия.

4. Пусть ребенок ответит на вопросы.

Что такое транспорт?
- Назови транспорт.
- Найди в своих книгах / журналах картинки с транспортом.
- Для чего человеку нужен транспорт?
- Игра «Хлопни, если услышишь название транспорта» (взрослый называет: самолет, автобус, ковер – самолет, электричка, газонокосилка, поезд)

5. Отгадай и выучи загадку:

Что за чудо – синий дом! Носит обувь из резины
Ребятишек много в нем. И питается бензином! (Автобус)

Тема: «Профессии»

1. Посмотрите на рисунок. Найдите изображение швеи, обведите его и все, что нужно швее, а потом раскрасьте рисунок.

2. Свяжите картинки парами с помощью линий и составьте предложения со словами «для того чтобы». Например: Медсестре нужны шприцы, чтобы делать уколы, и йод, чтобы смазывать царапины.

3. Выучить любое по выбору стихотворение.

Каменщик
В переулке дом растет,
Стены каменщик кладет.
С ним помощник - мастерок,
Мастерок-лопатка.
Будет дом построен в срок.
Прочной будет кладка.

Маляр
В новый дом маляр пришел,
Красит стены, двери, пол?
А наличник на окне
Он доверил красить мне.

Плотник
Он бревно отешет ловко,
Рамы сделает, навес.
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.

Крановщик
Ходит, ходит кран стальной
Над кирпичною стеной.
За стрелой его ажурной
Крановщик следит дежурный.
Нажимает неустанно
Он в кабине рычаги.
Разговаривает с краном;
«Ты рабочим помоги.
Поддержи людей трудом.
Люди людям строят дом».

Врач
Все болезни лечит врач,
Он уколет - ты не плачь.
Веселей смотри вокруг:
Детский врач - ребятам друг.
А.Степанов

Дворник
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе.
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед.
В.Статное

Логопед
Чтоб здоровыми мы были.
Звуки все произносили,
Кто заботится о нас?
Логопеды - это раз,
Массажисты, медсестра
И, конечна, доктора.
Н.Нищева

Воспитатель
Кто улыбкой нас встречает,
На вопросы отвечает,
Учит нас считать, лепить
И поделки мастерить?
Наши воспитатели -
Нам друзья приятели.

Тема: «Наша Армия»

1. Составьте с ребенком предложения о людях военных профессий, так чтобы количество слов в нем соответствовало схеме предложения, и сосчитайте слова в предложении. Например: Танкист стоит около танка.

2. Выучите с ребенком одно стихотворение.

Танкист
Я сегодня был танкистом,
В танке мчался в поле чистом,
По оврагам, по холмам.
Управлял я танком сам.
Ничего, что это ящик.
Танк совсем как настоящий,
Я немного подрасту,
В армию служить пойду.
И. Нищева

На границе
На ветвях застыли птицы,
Звезды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
У границы сторожат.

Моряк
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на просторе
Наш родной российский флаг.

Тема: «Домашние животные»

1. Игра «Угости животных»
Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Соедините линиями животное и чем оно питается. Расскажите, кого и чем вы угостили.

Тема: «Посуда»

1. Игра «Помоги Пете». Вы должны помочь нашему Пете. Помогите ему найти и показать посуду. Раскрась посуду. Только ее нужно не просто показать, но и разделить названия на слоги. Например: На столе стоит чаш-ка. В этом слове два слога
На шторе висит лож-ка. В этом слове тоже два слога.

2. Рассмотрите посуду дома с ребенком, пусть ребенок расскажет, для чего нужна эта посуда, что можно делать с этой посудой. Подберет как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?» Например: У меня сковорода. На ней можно жарить котлеты и блины. Ее можно мыть, чистить.

3. Игра «Что с чем?»

чайник с носиком;
терка с дырками;
сковородка с ручкой;
кастрюля с крышкой;
тарелка с донышком и т.д.

Тема: «Игрушки»

1. Упражнение «Помоги Пете»

Помогите нашему знакомому Пете. Видите, какой беспорядок у него в комнате? Он никак не может найти свои игрушки. Давайте покажем и назовем все игрушки, которые есть в комнате.

2. Составь рассказ об игрушке по плану:

Как она называется?
- Какого она цвета?
- Какая она по размеру?
- Из чего она сделана?
- Какая она по цвету?
- Какая она на ощупь?
- Из каких деталей она состоит?
- Как можно с ней играть?

3. Игра «Из чего сделана игрушка?» Взрослый называет, из чего сделана игрушка, а ребенок говорит какая она.

машина сделана из железа, она - железная;
самолет сделан из пластмассы, он…;
матрешка сделана из дерева, она…;
мишка сделан из плюша, он…;
кукла сделана из резины, она… и т.д.

1. Посмотрите на картинку. Тени, каких предметов вы видите? Какая тень лишняя и почему?

2. Выучить с ребенком стихотворение:

Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.

3. Игра « Один-много»: сапог – сапоги, ботинок – ботинки, туфля – туфли, тапок- тапочки и т. д.

4. Игра «Скажи наоборот». Усвоение антонимов:

большой - маленький,
детский - взрослый,
короткий - длинный,
чистый - грязный,
сухой - мокрый
высокий – низкий и т.д.

Тема: «Одежда»

1. Упражнение «Собери матрешку». Раскрась матрешку. Посмотрите на матрешку и расскажите об одежде, которую вы на ней видите. Например: У матрешки красивый красный сарафан, белая кофта и разноцветный платок. Соберите такую же матрешку из частей. Вначале вырежи их и наклей в логопедическую тетрадь.

2. Найти в шкафу одежду. Перечислите названия одежды, которую вы видите.

3. Загадайте ребенку загадки об одежде, а он пусть их отгадает.

Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
(Плащ)

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежки)

Пять чуланов, одна дверь.
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
По чуланчикам сидят.
(Перчатки)

Что за друг, без которого
Зимой из дому не выйдешь?
(Шапка)

Дождик, посильнее плачь,
Я надену новый… (плащ).
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
А на самом деле - вошел.
(Рубашка)

Тема: «Лес, грибы, ягоды»

1. Какие грибы ты увидел на картин¬ке-загадке. Назови их.

2. Игра «Назови много». Дети должны закончить предложение: «В лесу много…»(грибов, ягод, животных, деревьев, листьев и т.д.)

3. Игра «Что это?» Дети должны закончить предложение, а потом повторить его полностью.

Береза, осина, дуб -это… (деревья).
Сирень, орешник, шиповник -это… (кусты).
Ромашка, василек, незабудка - это… (цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор - это… (грибы).
Комар, кузнечик, жук - это… (насекомые).
Кукушка, сова, орел - это… (птицы).
Заяц, лиса, волк -это… (дикие животные).
Земляника, черника, брусника – это (ягоды)

Тема: «Фрукты»

1. Ребенок перечисляет названия фруктов и обводит контур назван¬ного фрукта пальцем. Раскрась картинку.

2. Игра «Назови ласково». Взрослый называет большой фрукт, а ребенок маленький.

яблоко - яблочко;
апельсин - апельсинчик и т.д.

3. Игра « Что приготовим?». Взрослый называет фрукт, а ребенок что из него можно приготовить.

Из яблока - яблочное повидло;
из банана - банановое пюре;
из лимона -лимонный сок;
из груши- грушевый компот.

Тема: «Весна»

1. Раскрась картинку весны.

2. Игра «Почему?» Составление предложений с союзом «потому что».

Почему снег тает?
Почему бегут ручьи?
Почему журчат ручьи?
Почему набухают почки?
Почему прилетают птицы?
Почему появляются насекомые? И т. д.

3. Игра «Хлопни в ладоши»

Взрослый произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши.

4. Игра «Скажи правильно»:

Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Набухают почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лед или ледоход?

1. Игра картинка-загадка «Что ты видишь?» Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.

2. Ребенок должен усвоить: основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг).

3. Игра «К нам пришла осень». Поиграйте с ребенком со словом «осень».

Мы ждали… (осень).
Долго не было… (осени).
Мы рады… (осени).
Мы одеваемся тепло… (осенью).
Мы поем песни об… (осени).
Мы любим… (осень).

Тема: «Овощи»

1. Вы должны рассмотреть картинку, назвать и показать все овощи, изображенные на ней.
Раскрасьте картинку.

2. Игра «Составь предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Помидор круглый, а морковка…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковка в земле, а помидор…

3. Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем». Выучить с ребенком наизусть.

Собрала урожай Зина и сложила его в корзину:
Вот помидор красный - овощ прекрасный,
Вот овальный огурец - зеленый молодец,
Вот морковка-краса - длинная коса,
Вот вкусная картошка - для супа и окрошки,
Вот крупная свеклуша - мы любим ее кушать.

4. Чиполлино с друзьями пришли к тебе в гости, они очень хотят посмотреть, какой ты умный. Они будут играть с тобой, и задавать тебе очень трудные вопросы. Будь внимателен, за хорошую работу они тебя наградят!

Зачем человеку нужны овощи?
Что можно готовить из овощей?
Как люди заготавливают овощи на зиму?
Расскажи о моркови все, что знаешь
(монологический рассказ не мене 6 предложений)
Объясни поговорку: Лук спасет от семи недуг!

5.С помощью чашки нарисуй круг в логопедической тетради. На что он похож?

Это Синьор Помидор. Закрась его красным карандашом.

Попробуй вместе с родителями сделать вот такие веселые, вкусные и очень полезные бутерброды:

Тема: «Насекомые»

1. Упражнение «Что спрятал художник?»

Посмотрите на рисунок. Что спрятал худож¬ник в этом рисунке? (Соты, горшок с медом, ложку и двух пчел) .Обведи пчел по контуру, а потом раскрасьте их.

2. Игра с мячом «Закончи предложение»

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…
У жука усы толстые, а у бабочки…
У шмеля спина широкая, а у водомерки…

3. Составьте предложения сразу о двух насеко¬мых. Например: Разноцветная бабочка вьется над веткой липы, а желтая бабочка кружится над цветком клевера.

Мохнатый шмель собирает нектар с цветка клевера, а пчела хочет взять нектар из цветка ландыша.

Тема «Наш дом»

1. Дорисуй красивый дачный домик. Ребенок дорисовывает другую половину дома и раскрашивает весь дом.

2. Выучить наизусть стихотворение «Новый дом»

Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.

Тема «Цветы»

1. Посмотрите внимательно на эту картинку. Найди¬те на ней полевой цветок, обведите и правильно раскрасьте его.

2. Выучить наизусть одно из стихотворений.

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые эти ромашки
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Е. Серова

Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Ветер дунет - шапки нет.
Л. Аграчева

Тема: «Деревья»

1. Повторите с ребенком:

что растет в лесу;
кто в нем обитает;
строение дерева, изменение его в зависимости от времени года;
для чего нужны деревья.

2. Поиграйте с ребенком в игру «Соберем гербарий»

Сорву с дуба дубовый лист.
Сорву с клена кленовый лист.
Сорву с березы березовый лист и т.д.

3. Назови и покажи на рисунке части дерева: корни, ствол дерева, ветви, листья, крона, макушка дерева.

Тема: «Части тела»

1. Игра на внимание «Найди ошибку». Взрослый произносит предложение, а ребенок находит ошибку и повторяет правильно предложение.

Руками прыгают, а ногами трогают;
- глазами нюхают, а носом смотрят;
- ушами едят, а ртом слушают;
- ногами хлопают, а руками топают;
- ногтями берут, а руками царапают.

2. Игра «Ответь на вопросы»

Сколько у тебя ног (рук; пальцев на руке, на двух руках, на ноге; глаз; ушей; носов; волос)?
- Сколько лап у курицы (у собаки)?

3. Игра «Один - много»

Взрослый называет одну часть тела, а ребенок много.
Например: лоб - лбы, рот - рты, локоть - локти,
нос -носы, глаз -глаза, ухо -уши, щека -щеки,
бровь - брови, бок -бока, ноздря - ноздри, палец - пальцы.

4. Игра «Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными: один палец, два пальца и т.д.,

рука, ухо, нос, глаз.

5. Дорисуй лицо человека.

Тема: «Животные севера»

1. Игра « Чьи детеныши?»

Составление сложных предложений с союзом «а».

Взрослый начинает предложение, а ребенок должен закончить предложение и затем повторить его полностью.

У медведя медвежонок, а у кошки … .
У тюленя тюлененок, а у коровы … .
У пингвина пингвиненок, а у волка ….
У оленя олененок, а у лисы … .

2. Составление загадок о животных севера. Например: Он большой, не лапах большие когти, шерсть у него белая. Он ловит рыбу в проруби. Кто это?

3. Игра «Накормим зверей». Усвоение категории дательного падежа.

Мишке белому-медка,
Рыбку дам -тюленю,
Травку дам - оленю.

4. Дорисуй животное севера.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

1. Игра « Четвертый лишний»:

Слон, лев, собака, тигр;
- крокодил, кенгуру, жираф, кошка;
- заяц, зебра, кобра, пантера.

2. Игра «Скажи правильно». Образец: «Кобра быстрее черепахи».

Кто быстрее? {черепаха или кобра)
Кто тяжелее? {крокодил или кенгуру)
Кто сильнее? {тигр или зебра)
Кто больше? {слон или лев)
Кто выше? {жираф или тигр)

3. Игра «Зачем?»

Зачем обезьянке хвост?
Зачем слону хобот?
Зачем тигру клыки? и т.д.

4. Раскрась картинку и нарисуй животное Африки.

Тема: «Наш город»

1. Игра «Где ты живешь?»

Каждый ребенок должен знать свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывать, какие учреждения находятся рядом с его домом.

2. Игра «Какое слово короче?» Взрослый говорит два слова, а ребенок определяет какое слово короче.

Дом - домик;
светофор - трамвай;
город - перекресток;
дорога - магазин;
квартира - этаж.

3. Рассказ по опорным словам «Дети на прогулке».

Детям предлагаются слова из которых они составляют связный рассказ на заданную тему.
Примерный словарь: дети, прогулка, гулять, подъемный кран, новый дом, строить, светофор, красный свет, остановиться, машины, грузовик, автобус, троллейбус, пожарная машина, желтый свет, зеленый свет, люди.

4. Раскрась картинку города.

Тема «Продукты питания»

1. Игра «Чем угостишь друга?» Усвоение категории творительного падежа.
Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу…»

2. Игра «Что из чего?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из:

сыр делают из молока;
хлеб делают из теста;
компот варят из фруктов;
суп готовят из овощей и т.д.

3. Дорисуй фигуры так, чтобы получились продукты питания.

Тема: «Семья»

1. Игра «Что изменилось?»

Перед ребенком раскладывают несколько мелких предметов (очень хорошо могут подойти для этой игры фигурки из шоколадных яиц), просят его внимательно посмотреть и запомнить предметы. Затем предлагают малышу закрыть глаза или отвернуться. В это время взрослый убирает или меняет местами фигурки. Открыв глаза, ребенок отвечает на вопрос взрослого: «Что изменилось?»

2. Игра «Кто без чего не обойдётся»

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый, зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из этих слов самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?»

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания: Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище); Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода); Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед); Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила); Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово); Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты); Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради).

3. Игра «Опиши»

Перед ребенком ставится любой предмет, обладающий как можно большим количеством признаков — например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот — мягкий, шершавый.

Машинка — большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Ребенок должен назвать как можно больше признаков.

Тема «Домашние птицы»

1. Игра «Назови птенца ласково». Например: цыпленок - цыпленочек;

2. Игра «Кем был». Например: Курица была цыпленком.
Цыпленок был яйцом и т.д.

3. Составить рассказ о домашней птице по плану и нарисовать в логопедической тетради описываемую птицу.

Почему этих птиц называют домашними?
- Чем питается домашняя птица?
- Где можно увидеть домашних птиц?
- Как называется семья домашней птицы? (Например: селезень, утка, утенок).
- Назовите характерные особенности внешнего вида птицы.
- Какую пользу домашняя птица приносит человеку.

4. Объясните ребенку значения пословиц: «Бывает, что и курица петухом поет»; «Дожидаясь гуся, не упусти утку», «Цыплят по осени считают».

Тема: «Мамин праздник»

1. Составление рассказов о международном женском дне по представлению с опорой на картинный план.

Тема: «День Победы»

1. Составление рассказов о защитниках нашей Родины по плану.

Тема: «Рыбы»

1. Игра«Вспомни и назови». Игра с мячом. Взрослый предлагает ребенку, передавая мяч друг другу, называть речных рыб. Следить за тем, чтобы ребенок не повторялся. Например: Окунь, щука…

2. Игра«Назови ласково». Игра с мячом. Взрослый называет любую рыбу, например: «Быстрая щука», и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет эту рыбу ласково: «Быстренькая щучка», и возвращает мяч взрослому. Игра продолжается.

3. Игра«Скажи наоборот». Игра с мячом. Ребенок стоит перед взрослым. Взрослый называет словосочетание и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч. Игра продолжается. Например: Медлительная рыбка. - Шустрая, быстрая рыбка.

(9 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Татьяна Газенкампф
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»

Тема занятия «Лексические игры и упражнени

Образовательная область «Речевое развитие»

Возрастная группа подготовительная

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

1. Развивать умение подбирать антонимы;

2. Развивать связную речь.

3. Развивать двигательную и познавательную активность;

4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Оборудование: презентация, проектор

Ход занятия:

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на занятие к нам гости пришли. Что же мы с вами сказать им должны?

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Ребята! Вы любите фантазировать, играть в различные игры?

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А в какую именно, вы сейчас узнаете.

Живут на свете шарики,

Шарики-Смешарики.

Вот баран, зовут Бараш.

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошка кролик, зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

Кругленькая хрюша

По прозванью Нюша.

Это – страна Смешариков.

Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье, и она вручит вам ордена Мудрецов Красивой речи. Ну что отправляемся?

II. Основная часть занятия

Кто же нам первый встретится?

Вот мы видим чей-то домик,

Он стоит на берегу,

И частенько ходит кролик,

В гости к другу своему.

Друг его, он очень умный,

Носит круглые очки,

Собирает раритеты,

Кто же это сообщи?

Ребята, а вот и домик Ежика. Ежик просит вас помочь ему разобраться со словами «день и лень».

Произнесите про себя эти слова. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Кто сможет эту разницу найти.

Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

Произнесите еще два слова: сын-сон. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

Вот мы видим дом красивый,

А вокруг растут цветы,

А хозяйка то ну просто

Королева красоты.

Нет, ещё не королева,

Но принцесса, это да,

Вдохновляет всех знакомых,

На великие дела!

Кто же это неуклюже,

Кто же это всех быстрей,

Собирал к себе гостей?

Ну конечно это Нюша!

Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.

Как вы думаете, что такое КОСА.

Правильно, это и прическа и рабочий инструмент.

Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много.

Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ.

Как называется слово у которого несколько значений?

Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.

Попробуйте объяснить значения слова КРАН.

Как называются слова у которых несколько значений?

Молодцы! С заданием Нюши справились.

Отправляемся в гости к следующему герою.

Этот домик разноцветный,

Как хозяин длинноух!

И издалека заметный,

И доносится бу-бух!

Из него ну очень часто,

Потому что не поймёшь,

Почему так непоседлив,

Этот милый кролик Крош!

Крош предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка «Смешарики».

Мы шагаем, как Совунья

Приседаем мы как Пин.

Делаем наклон как Ёжик.

Вместе с Крошем мы бежим.

Пудрим носики как Нюша.

Мы с Лосяшем, вдаль глядим.

Роем грядки как Копатыч.

Машем крыльями как Карыч.

Вместе с Барашем сесть хотим.

Чей же следующий домик?

Перед нами дом зелёный

Он такой из-за травы,

Проживает там учёный,

Он ценитель красоты!

В этом доме много книжек,

И планеты сей муляж,

Называет его глобус.

Кто же это?

Ну конечно же – Лосяш!

Что же для нас приготовил Лосяш? А он просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.

ВСТАТЬ – ЛЕЧЬ

МИРИТЬСЯ- ССОРИТЬСЯ

СНИМАТЬ-ОДЕВАТЬ

ХМУРИТЬСЯ- УЛЫБАТЬСЯ

Какие вы у меня молодцы!

Слушаем загадку. О следующем герое.

А вы знали, на деревьях

Тоже можно строить дом?

В этом доме есть варенье,

Чай лечебный в доме том.

Очень мудрая хозяйка,

Энергична хохотунья,

Если кто-то заболеет,

То идёт всегда к Совунье!

Ну вот мы и пришли к Совунье, значит мы все задания выполнили. Совунья все м вам вручает медали за хорошую работу.

III. Заключительная часть занятия

Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов. Скажите трудные были задания? А какое задание вам больше всего понравилось? Спасибо вам за занятие!

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Игры в стране сказок» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Игры в стране сказок» Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей.

«Занимательные игры и упражнения по развитию речи» "Занимательные игры и упражнения по развитию речи" Рекомендует воспитатель Черненко М. Н. У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии.

Игры и упражнения для развития речи детей с двух до трёх лет 1-й-подготовительный (с момента рождения до1года); 2-й-преддошколъный (от1 года до 3 лет); 3-й-дошкольный (от3до7лет); 4-й-школьный (от7до17лет).

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей первой младшей группы Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей 1 младшей группы. Сентябрь. Тема: «Про девочку Катю и волчок серый бочок» Цель:.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе Дидактический материал Существительные. Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже,.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Колокольчик» ЯНАО, Тюменская область, город Ноябрьск
Полякова Людмила Ивановна,
учитель-логопед,
первая квалификационная категории

Лексическая тема: «Наша Родина – Россия»
Новая лексика
Существительные: Родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село.
Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.
1. Выучить чистоговорк:.
Жура-Жура-Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
П. Воронъко

2. Игра: « Подбери признаки к нашей Родине, России» Родина - какая?
(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная)
3. Игра «Какое слово не подходит?»:
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
4. Игра «Города России» (разделить на слоги, слова - названия городов России): Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков,
Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень,Но-ябрьск.
7. Сделать звуковой анализ слов: Москва, Ноябрьск.
8. Выучить стих наизусть:
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть и клёны, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
В. Гусев
Лексическая тема: «Наш город, наша улица, наш дом».
Словарь по теме:
Существительные: Россия, Москва, Ноябрьск, ноябрянин, горожанин, адрес, улица, переулок, тротуар, газон, подъезд, балкон, библиотека, музей, памятник, киоск, вокзал, парк, фонтан, здание, церковь, мечеть, цирк, театр, стадион,
Прилагательные: городской, ноябрьский, широкий, узкий, прямой, одноэтажный, многоэтажный, новый, старый, деревянный, кирпичный.
Глаголы: жить, строить, переезжать, благоустраивать.

1. Продолжи предложение:
В нашем городе много улиц (домов, людей…)
Дома бывают одноэтажные (многоэтажные, деревянные, кирпичные, большие, новые, маленькие…)
«Улицы бывают широкие (узкие, ровные, прямые, новые…)»

2. Сосчитай до десяти и обратно
Один большой город, два больших города...
Одна красивая улица…
Один высокий дом…

3. Что лишнее и почему?
Дом, домашний, дым, домовой.
Город, городской, горох, горожанин.
Улица, переулок, улочка, улитка.

4. Назови как можно больше улиц в нашем городе.

5. Исправь предложения:
Дома стоят над улицей
Мы живем на домах
С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего

6. Составь рассказ о своем городе по плану:
1. Как называется страна, в которой ты живешь?
2. Как называется столица нашей Родины
3. Как называется твой город?
4. Назови свой домашний адрес
5. Что расположено на твоей улице (магазины, другие учреждения?)
6. Чем тебе нравится твой город?
7. «Что бы ты показал гостям нашего города?» (достопримечательности города).
Лексическая тема: «Защитники Отечества».
Словарь по теме:
Существительные: солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, полководец,
ракета, танк, десантник, летчик, пограничник, моряк, парашютист, вертолетчик,
пулеметчик, герой, парашют, бомба, отвага, противник;
Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, сражаться, ранить, вылечить;
Прилагательные: военный, храбрый, мужественный, отважный, смелый, трусливый…

Отработка словаря, грамматического строя речи:
1. Побеседуйте с ребенком о предстоящем празднике «День Защитника Отечества», о том, кого поздравляют в этот день. Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах. Посмотрите по телевизору программу «Служу Отечеству», проведите с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитниками Отечества.
2.«Как называется военный», который:

летает на вертолете -
ездит на танке -
служит в пехоте -
прыгает с парашютом - охраняет границы Родины
служит на корабле -
управляет самолетом -

3.«Продолжи предложения»:
В армии служит много (солдат, танкистов, пограничников, летчиков, десантников...)
Наши защитники умеют (воевать, сражаться, защищать, побеждать….)
Наши солдаты (какие?) (храбрые, смелые, отважные, мужественные…)
Наши солдаты сражаются (как?) (храбро, мужественно, смело, отважно)
4.«Что делают»:
летчик -
вертолетчик- танкист -
парашютист- пограничник -
моряк -
5.«Сосчитай до пяти»:
Один легкий танк, два легких танка, пять легких танков
Одна подводная лодка, две подводных лодки, пять подводных лодок
Один танкист, два танкиста, пять танкистов
6.«Объясни словечко»:
пограничник
военный
7.«Какое слово не подходит?»: Таня, танк, танкист, танковый.
Пограничник, граница, граната