Кому принадлежит идея создания царскосельского лицея. Первый выпуск царскосельского лицея

Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся Ликеем или Лицеем. Русский Царскосельский Лицей – это элитное учебное заведение, стремившееся быть подобным образцу высокой античности, проникнутое духом романтизма и свободной мысли. Лицей дал России множество великих имен. Он был основан в 1810 году в Царском Селе и открыт 19 октября 1811 года. Создатели Лицея обращались не только к идеалу античности, но и к русским традициям: не случайно среди попечителей учебного заведения числился выдающийся историк Карамзин.

Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся Ликеем или Лицеем. Русский Царскосельский Лицей – это элитное учебное заведение, стремившееся быть подобным образцу высокой античности, проникнутое духом романтизма и свободной мысли. Лицей дал России множество великих имен. Он был основан в 1810 году в Царском Селе и открыт 19 октября 1811 года. Создатели Лицея обращались не только к идеалу античности, но и к русским традициям: не случайно среди попечителей учебного заведения числился выдающийся историк Карамзин.

"Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной", - гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания Лицея М.М.Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницы говорил об обязанностях гражданина и война, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: "Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями".

В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). В продолжение 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 - 4 класса по полтора года) в Лицее изучались науки: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам "нравственным", под которыми, как гласил лицейский устав, "...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно - понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих". Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа. Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус.

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы.

В первые годы существования (1811-1817) в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы "Лицейский мудрец", "Вестник", "Для удовольствия и пользы" и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы ("Вестник Европы", "Российский музеум", "Сын отечества"). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.

Воспитанники много читали. "Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов", - вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой Совета Лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до Лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: "Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? спрашиваешь ты меня; можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...". Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: "...до самого вступления в Лицей я не видел ни одного писателя - но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова". Порфессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. "Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами".

Лицей помещался в Царском Селе во флигеле Екатерининского дворца. Здание Лицея простых, строгих форм, традиционных для русского классицизма, образует вместе с церковным флигелем Большого (Екатерининского) дворца единый архитектурный ансамбль, необычный и по своему композиционному построению и своеобразной красоте. Строил здание при Екатерине II архитектор Илья Неелов. Главный фасад здания, обращенный в сторону дворца, имеет портик из четырех колонн коринфского ордера, над окнами третьего этажа находится декоративный фриз. Лицейский и церковный флигели соединяет узкий переход, стены которого, прорезанные внизу арками, как бы пропускают сквозь себя улицу. По сторонам средней арки находились ниши для декоративных статуй, над которыми помещались круглые барельефы, исполненные царскосельским лепщиком Григорием Макаровым. Восточный фасад Лицея с его парадным крыльцом наиболее эффектен. С этой стороны трехпролетная арка, связывающая лицейский корпус с церковным, гармонично замыкает перспективу набережной канала, отделяющего Екатерининский парк от городских кварталов. Сквозь арку видны поворот улицы и Александровский парк. С западной стороны Лицея из-под арок открывается перспектива на спускающуюся под гору улицу и Екатерининский парк.

Лицей был наиболее современным учебным заведением своего времени, в силу чего многие его воспитанники разделяли радикальные политические взгляды, участвовали в движении декабристов. После попытки восстания 1825 года правительство пошло на реорганизацию Лицея, установив в нем ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. В конце 1843 года Лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 переведен в Петербург. В 1917 года лицей был закрыт в связи с отменой сословных привилегий.

За 33 года существования Царскосельского Лицея его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Многие из них пополнили ряды чиновной знати Российской империи, становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета (князь Горчаков, будущий министр иностранных дел, Н. Корсаков и другие). Чиновной карьере предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Лицею принесли прежде всего выпускники 1817 - А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Великий русский поэт Александр Пушкин в подлинном смысле прославил Лицей на весь мир.

Попечителями Лицея были император Александр I, великие русские поэты Державин и Жуковский, выдающийся русский историк Карамзин, М.М. Сперанский, министр народного просвещения А.К. Разумовский, директор Департамента народного просвещения И.И. Мартынов.

Первым директором лицея был Василий Федорович Малиновский (1765 - 23.III.1814) - выпускник Московского университета, дипломат, литератор, руководивший заведением с момента открытия до 1814 года. Василий Федорович был автором одного из первых проектов отмены крепостного права (1802), являлся сторонником, государственных преобразований М.М. Сперанского. В семье директора лицея лицеисты первого курса проводили "часы досуга". В конце марта 1814 лицеисты присутствовали на похоронах В.Ф. Малиновского на Охтинском кладбище. В "Программе автобиографии" Пушкина среди лиц, оказавших влияние на его воспитание будущего поэта, упомянут и В. Ф. Малиновский. Малиновского сменил Федор Матвеевич фон Гауеншильд (1780 - 18.XI.1830) - профессор немецкого языка и словесности в Царскосельском лицее, австрийский подданный, живший в России в 1809 - 1829 гг. Благодаря протекции С.С. Уварова был не только профессором, но с января 1814 г. был назначен директором Благородного пансиона при лицее. Кроме того, в 1814-1816 гг. исправлял должность директора лицея. Гауеншильд, человек образованный, быстро изучил русский язык и перевел с рукописи на немецкий язык "Историю" Карамзина. Третьим директором был Егор Антонович Энгельгардт (1775-1862) - педагог и администратор. В 1812 г. он был назначен директором Педагогического института, в этой должности пробыл неполные четыре года. С марта 1816 - директор Лицея. В октябре 1823 г. уходит в отставку.

Среди первых учителей лицея - Александр Иванович Галич (1783 - 9.IX.1848) - профессор российской и латинской словесности, впоследствии профессор Петербургского университета (1819 - 1837); Иван Кузьмич Кайданов (2.II.1782 - 9.IX.1845) - заслуженный профессор истории Царскосельского лицея, члена-корреспондента Академии наук, в 1814 - 1816 гг. конференц-секретарь лицея: автор ряда учебников по всеобщей и русской истории и нескольких исторических исследований по древней и всеобщей истории; Александр Петрович Куницын (1783 - 1.VIII.1840) - адъюнкт-профессор (1811 - 1816), преподаватель нравственных и политических наук в 1814-1820 гг. в Царскосельском лицее. Закончил свое образование в Гейдельберге, был одним из лучших преподавателей своего времени: самостоятельным теоретиком права. В 1838 г. Куницын был председателем Комитета для надзора за печатанием полного собрания законов и избран почетным членом университета. В 1840 г. он был назначен директором Департамента иностранных исповеданий.

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Пожалуй, самой яркой характеристикой Лицея был его девиз - «Для Общей Пользы».

Русская Цивилизация

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

История учреждения лицея

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», - гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».


По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года - так называемый начальный курс - изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года - окончательный курс - содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».


Традиции образования в лицеи

Одна из главных задач лицейского образования - развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, - подчеркивалось в лицейском уставе, - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.


Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей - считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.


Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.


В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения.


Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы.


В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику - значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.


Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.


Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», - вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? - спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...»


Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».


Одно из любимых занятий лицеистов - собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать - выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.


Известные ученики лицея

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, - «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея - Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

А.А. То н. Царское Село. Лицей. 1822

В конце XVIII – начале XIX веков дворянские дети учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам. В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.
На государственную службу приходили люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал Карамзин – пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве.
В начале царствования Александра I вся Россия желала перемен. В 1802 году учреждено Министерство народного просвещения. Началась реформа образования.

По воле императора Александра I были открыты учебные заведения для представителей разных сословий: приходские и уездные училища, гимназии. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, и в каждом из них образованием руководил университет. Кроме Московского и немецкоязычного Дерптского университетов были открыты университеты в Петербурге, Казани, Харькове и в Вильне, где преподавание велось на польском языке.
По университетскому уставу ректора, деканов и профессоров выбирал профессорский совет. Университеты получили право на свободное преподавание. Они были открыты для всех: и для студентов, и для вольных слушателей (возраст и сословие не имели значения).

Реформа образования столкнулась с рядом трудностей: недостатком финансов; отсутствием собственных научных кадров; высокой платой за обучение (2300 рублей в год платили студенты, 2000 рублей в год платили за пансионат); и с отсутствием желающих получить университетское образование. В самом большом университете, Московском в 1811 году училось 215 студентов. Дворяне традиционно предпочитали военное образование для своих сыновей. Желающие получить научное образование отправлялись в Германию или Англию. Терялись родной язык и историческая память.

Все эти преграды правительству необходимо было преодолеть. Для этого приняли «Общие правила народного просвещения», по которым люди без свидетельства об окончании учебного заведения не могли поступить на службу в качестве чиновника.

В этих условиях передовыми представителям общества выдвигается идея организации учебного заведения нового типа для поднятия крайне низкого образовательного уровня чиновничества и улучшения работы государственного аппарата. Инициатива создания Лицея - привилегированного образовательного учреждения принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М. М. Сперанскому.

Название учебного заведения происходит от древнегреческого Ликея. Ликей - так называлась философская школа на окраине Афин, у храма Аполлона Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам.
В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации. Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить без пощады «ерунду наук», сократить учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.

Он создавался как высшее учебное заведение для высокоодаренных детей всех сословий. Предполагалось, что Лицей будет доступен всем желающим, но царское правительство оставалось осторожным в своих нововведениях, и пункты о приеме детей всех сословий и равенстве учащихся были изъяты из устава. Однако обучение осталось бесплатным.

В правилах о приеме было записано: прежде чем попасть в списки избранных, дети должны быть представлены лично министру народного просвещения А. К. Разумовскому, и, кроме того, пройти ряд экзаменов.

В объявлении к 55-му номеру "Санкт-Петербургских ведомостей", который вышел в июле 1811 года, было написано: "Вступающие в лицей должны иметь некоторое грамматическое познание российского и французского либо немецкого языков, знание арифметики, по крайней мере, до тройного правила, понятие об общих свойствах тела".

Обучение в Лицее, рассчитанное на 6 лет, состояло из двух курсов по 3 года в каждом.
Первый курс назывался начальным, гимназическим и включал в себя следующие предметы:
грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого),
науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики),
науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика),
науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология),
первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики),
изящные искусства и гимнастические упражнения.

Лицеисты с большим интересом занимались рисованием, музыкой, пением и гимнастическими упражнениями. Уроки танцев и фехтования давали иностранцы, специально приглашенные в лицей.

Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора.

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль.

Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.

По окончании начального курса в лицее устраивали публичный экзамен. О нем заранее объявлялось в газете: «Императорский царскосельский лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 числа января месяца от 10 часов утра до 3 пополудни имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст».

На переводном экзамене Александр Пушкин в присутствии самого Державина прочитал свои знаменитые стихи «Воспоминания в Царском Селе». Стихи вызвали общий восторг. Державин со слезами на глазах бросился целовать мальчика. Смущенный Пушкин убежал, а великий старик сказал, что «скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в лицее перещеголял всех писателей».

Репин Илья Ефимович. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года. 1911

Второй курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.
Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и прочее.

В отличие от большинства учебных заведений того времени, в Царскосельском Лицее был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе. В наказание оставляли за обедом без третьего блюда, или заставляли за утренними и вечерними молитвами стоять на коленях.

Кроме того, были еще наказания, которые делились на четыре степени:
1 - Отделение провинившегося за особый «черный» стол в классе.
2 – Имя провинившегося писалось на «черную» доску
3 – Провинившегося оставляли на хлебе и воде не долее двух дней.
4 - Заключение в карцер. Уединенное заключение, в течение которого провинившегося посещает директор, который делает ему увещания. Это наказание не должно продолжаться более трех дней.

Но, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».

За отличные успехи и примерное поведение существовали в Лицее меры поощрения:
1 - имя отличника изображали на белой доске золотыми буквами и выставляли в классе.
2 - отличившемуся ученику давали книгу с надписью директора и профессора той науки, в коей он показывал отличные успехи.
3 - При испытаниях отличившимся определяли золотые и серебряные медали.
Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.
Шесть дней в неделю делались учебными. Обычно уроки были сдвоенными: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд. При этом занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не возникало ощущения перегруженности.

6.00 подъем, утренняя молитва. Чай с крупитчатой булкой
7.00– 9.00 – занятия
9.00- 10.00 - прогулка в любую погоду
10.00- 12.00 – занятия
12.00 -13.00 –прогулка в любую погоду.
13.00 - обед.
14.00 -15.00 – занятия чистописанием или рисованием.
15.00- 17.00 – занятия
17.00 – чай с булкой, прогулка в любую погоду.
18.00 - уроки к следующему дню
20.30 – ужин, личное время
22.00 - молитва, сон

Вот как об этом писал 26 апреля 1812 года другу Павлу Фуссу Алексей Илличевский: «Что же касается до нашего Лицея, уверяю тебя, нельзя быть лучше: учимся только 7 часов, и то с переменами, которые по часу продолжаются; на местах никогда не сидим; кто хочет учится, кто хочет гуляет; уроки, сказать правду, не весьма велики; а нынче ж начинается лето, и мы с утра до вечера в саду, который лучше всех летних петербургских. Ведя себя скромно, учась прилежно, нечего бояться. Притом родители нас посещают довольно часто, а чем реже свидание, тем оно приятнее».

В мае 1817 года «Санкт-Петербургские ведомости» пригласили публику и родителей на первые выпускные экзамены Царскосельского Лицея. 15 экзаменов были распределены на 17 дней.
Каждый день испытания проводились с 8 до 12 часов утра и с 4 до 8 вечера.

15 мая – латинский язык.
16 – закон божий; на обоих экзаменах присутствует министр и другие важные лица.
17 – российская словесность.
18 – немецкая словесность.
19 – французская словесность.
21 – иностранная география и статистика.
22 – всеобщая история «с особенным вниманием к трем последним векам». Среди гостей на экзамене присутствуют Карамзин и Вяземский.
23 – политэкономия и финансы.
24 – естественное, частное и публичное право.
25 – уголовное и гражданское право.
26 – отечественная география и статистика.
28 – чистая математика.
29 – прикладная математика.
30 – фортификация и артиллерия. Среди гостей на экзамене снова присутствуют Карамзин и Вяземский.
31 – физика.

Прочитаем свидетельство выпускника Александра Пушкина:
«В течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в законе божьем и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве хорошие;
в латинской словесности, в государственной экономии и финансах весьма хорошие;
в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные.
Сверх того, занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком».

Ура! Экзамены позади! Впереди ждала долгожданная Свобода!

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

Наступили дни прощания. 9 июня состоялась скромная церемония выпуска первых лицеистов в присутствии Александра I. Директор Энгельгардт прочитал коротенький отчет за весь шестилетний курс, Куницын провозгласил утверждение о выпуске. После этого каждого воспитанника представили императору с объяснением чинов и наград. Александр I поблагодарил директора и весь штат педагогов, тепло напутствовал воспитанников.

Потом хор лицеистов исполнил прощальную песню Антона Дельвига, музыку к которой написал Теппер де Фергюсон, преподаватель музыки и хорового пения. Эту песню, ставшую лицейским гимном, будут исполнять в дальнейшем на всех лицейских встречах.

Шесть лет промчались, как мечтание,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: Шествуйте сыны!

Тебе, наш Царь, благодаренье,
Ты сам нас юных съединил,
И в сем святом уединеньи
На службу музам посвятил.

Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости Твоей.

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, съединила нас!

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о, друзья, храните
Ту ж дружбу, с тою же душой,
То ж к правде пылкое стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь,
В несчастье гордое терпенье,
А в счастье всем равно любовь.

Глаза воспитанников и наставников наполнились слезами. В тот же день, после обеда, начали разъезжаться: прощаньям не было конца.

Директор Егор Антонович Энгельгардт напутствовал своих воспитанников такими словами:

«Идите вперед, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

Тогда же выпускники дали клятву: « …и последний лицеист один будет праздновать день открытия лицея 19 октября».

Одна из самых известных традиций в Лицее – традиция после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия.

Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.
Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца.

Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Эти кольца директор надел выпускникам лицея - и они стали «чугунниками».

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е.А. Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали.

Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея.

Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии.

Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Большую золотую медаль получил Владимир Вольховский, вторую золотую медаль - Александр Горчаков.
Серебряные медали получили Вильгельм Кюхельбекер, Дмитрий Маслов, Николай Корсаков, Семен Есаков и Сергей Ломоносов. С правом на серебряную медаль окончили курс Модест Корф и Петр Саврасов.

9 выпускников лицея получили звание титулярного советника - чиновника IX класса, 7 выпускников зачислили прапорщиками в гвардию. Прежде чем стать офицерами, им предстоит еще пройти пятимесячный фрунтовой курс.

Гражданский чин титулярного советника соответствует военному рангу гвардейского прапорщика. В первую очередь IX класс получили золотые и серебряные медалисты и имеющие право на серебряную медаль.

Ученики послабее получили чин коллежского секретаря – чиновника X класса, или первый офицерский чин прапорщика, но не в гвардию, а в армию. Совсем не плохое начало карьеры для нигде не служивших юношей, потому что низший класс в «табели о рангах» - XIV.

Вот строки из письма Федора Матюшкина к другу Созоновичу:

«Вчера, любезный Сережа, был у нас выпуск:

Государь на оном присутствовал, посторонних никого не было:

все сделалось так нечаянно, вдруг;

я выпущен с чином коллежского секретаря;

ты конечно поздравишь меня с счастливым началом службы.

Еще ничего не сделавши – быть X класса.

Конечно это много, но мы судим по сравнению: некоторые выпущены титулярными советниками, но об этом ни слова”.

Александр Горчаков, Сергей Ломоносов, Николай Корсаков, Вильгельм Кюхельбекер, Павел Юдин, Павел Гревенец и Александр Пушкин пойдут служить по дипломатической части в Коллегию иностранных дел.

В Департаменте народного просвещения ждут Федора Стевена, Сергея Комовского и Аркадия Мартынова.
В Министерство Финансов определились Алексей Илличевский, Антон Дельвиг и Константин Костенецкий.

Модест Корф и Михаил Яковлев найдут применение в Министерстве юстиции, а Дмитрий Маслов будет работать в государственной канцелярии.

Гвардейскими прапорщиками станут Владимир Вольховский, Семен Есаков, Петр Саврасов, Иван Пущин, Александр, Корнилов, Александр Бакунин и Иван Малиновский;

армейскими прапорщиками – Константин Данзас, Николай Ржевский, Павел Мясоедов, Александр Тырков и Сильверий Броглио;

на флоте будет служить Федор Матюшкин.

Царь Александр Павлович распорядился выделить из казны по 10 тысяч рублей на экипировку тех лицеистов, которые победнее, и выплачивать каждому стипендию не менее 700 рублей ассигнациями, пока тот не станет работать.

Если вы приехали в Пушкин (Царское село) с желанием посетить Екатерининский дворец и парк, выберите 40 минут на посещение музея Царскосельского Лицея. Скорее всего вы купите билеты в Екатерининский дворец не на ближайшее время, поскольку желающих посетить императорские покои великое множество, и у вас будет время для посещения воспетого Пушкиным учебного заведения.

Царскосельский Музей-Лицей находиться в 30 метрах от касс дворца, в четырехэтажном флигеле.

На входе есть информация о стоимости билетов:

билет для взрослых – 150 рублей;

билет для школьников – 70 рублей;

билет для студентов – 90 рублей;

билет для пенсионеров – 50 рублей.

Фотосъемка в музее – 200 рублей. (В музее можно фотографировать без использования вспышки бесплатно).

Музей работает с 10-30 до 17-00. Выходной-вторник.
Последняя пятница месяца – санитарный день.

В музей пускают группами. Поэтому подходите к крыльцу около входа в Лицей и ждите, когда соберется не менее 15 человек. Затем вас проводят к кассе для покупки билетов. Буквально через несколько минут в холле, где располагается памятник юному Пушкину, подходит экскурсовод и начинается экскурсия.


Вам расскажут о создании в 1811 году лицея, о первых 30 воспитанниках, среди которых был 14-летний Пушкин.

Детей из дворянских семей по протекции известных российских деятелей брали в лицей в возрасте от 12 до 14 лет. Интересно, что первые воспитанники узнали, что они будут находиться в течение шести лет безвыездно в учебном заведении только вечером в день поступления, после вечернего десерта. Представьте реакцию совсем еще детей на эту новость.


Хотя все ученики были дворянами, в лицее были спартанские условия для проживания. В комнатах поддерживалась температура 14-17 (!) градусов. Дети вставали ежедневно в шесть утра. В течение часа нужно было провести утренний туалет, одеться, помолиться и повторить вчерашние уроки.

В семь утра начинались первые два часа занятий. Затем завтрак («чай с белой булкой») и небольшая прогулка. Два часа занятий, прогулка и повторение уроков. Обед из трех блюд в половине второго дня.

После обеда 3 часа занятий в классной комнате. Вечером снова прогулка и физические упражнения и ужин полдевятого.


Ежедневно юные воспитанники занимались не менее семи часов.

Учеба продолжалась с 1 августа по 1 июля. Месяц каникул лицеисты также проводили в Царском селе.

В Лицее было заведено, что на каждом уроке самые успевающие ученики сидели ближе всех к учителю. Юный Пушкин мог похвастаться первой партой на уроках русской и французской словесности.


Также Александр Сергеевич, благодаря своей врожденной активности, преуспел в плавании, фехтовании, верховой езде, катанию на коньках.


Несмотря на сложную программу, ученики успевали заниматься выпуском собственной газеты, где от руки писали свои эпиграммы, стихи, рассказы и рисовали безобидные карикатуры на своих друзей.


Один свободный час с девяти до десяти вечера многие воспитанники использовали на чтение и изучение иностранных языков. Замечательная библиотека находилась в арке-переходе в императорский дворец.


В лицее на занятиях обучали французскому, немецкому и латинскому языку. Были дни, когда можно было говорить только на заданном преподавателями языке.

Ученикам выставляли оценки по европейской системе. Лучшая оценка – 1, неудовлетворительно – 4. Интересно, что если ученик «не проявлял какого-либо интереса к предмету», ему ставили «0» и не заставляли учить предмет через силу. Однажды Александр Пушкин получил «0» по алгебре, но учитель лишь махнул рукой: «Иди лучше пиши свои стихи».

Ученики лицея вместе всей душой переживали за судьбу отечества в 1812 году. Под аркой, соединяющей Екатерининский дворец и флигель лицея, проходили гренадерские полки на войну. По воспоминаниям самих лицеистов, они плакали, бежали вслед, крестили уходящих солдат и офицеров.


В 1815 году был проведен первый публичный экзамен, на котором присутствовал Державин. Стихотворение Пушкина «Воспоминание о Царском Селе» разбудило дремлющего Державина. Сам Пушкин видел реакцию на его стих, разволновался, убежал, спрятался. В тот день просьбу Державина привести к нему юного поэта для объятий не выполнили. Впоследствии Александр Сергеевич Пушкин был благословлен Гаврилой Романовичем в свои преемники и продолжатели русской поэзии.


Каждый курс Царскосельского лицея придумывал себе на общем собрании девиз, который вел через все годы учебы. Девиз пушкинского курса «Для общей пользы» до сих пор считается самым лучшим за всю историю лицея до 1918 года.


В учебной программе было много времени посвящено описанию жизнедеятельности великих людей прошлого. Преподаватели считали, что живой исторический пример должен подвигнуть юношей к желанию стать лучше. В лицее были запрещены телесные наказания – это прямо было записано в уставе. С первых дней лицеисты были равны меж собой не смотря на звания, заслуги предков и вероисповедание (в первом выпуске была половина православных, остальные католики и лютеране). Нельзя было кричать на крепостных, которые опекали учеников.


Возможно все это повлияло на то, что все выпускники первого выпуска Императорского лицея прославляли Россию. Из наиболее известных нам: Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский, Канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков, декабрист Иван Иванович Пущин.

Комната номер четырнадцать, в которой 2060 дней жил, учился, сочинял Пушкин, выглядит как каморка. Небольшого размера, две стены не доходят до потолка, кровать, конторка и стол для умывания.

Спасибо реставраторам, воссоздавшим к 150-летию Великого русского поэта Царскосельский лицей. Спасибо экскурсоводам за увлекательный рассказ о лицее и его первых выпускниках с цитированием стихов Александра Сергеевича.

…Куда бы нас ни бросила судьбина,

и счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Поводом к открытию Лицея стало стремление Александра I создать особое учебное заведение, в котором совместно с несколькими сверстниками могли получить всестороннее образование малолетние великие князья, братья императора — Николай и Михаил. Однако, в итоге было принято решение о расширении состава учащихся, образование которых в конечном счете сводилось к воспитанию всесторонне развитых, широко эрудированных молодых людей, предполагающих выстроить свою карьеру в сфере государственной службы. Сам формат образовательного учреждения — лицей — был выбран неслучайно: он апеллировал к давней исторической и культурной традиции, базировавшейся на моделях античных учебных заведений, в том числе и на основанный учителем Александра Македонского Аристотелем в IV веке до н. э. Ликей.

В Лицее действовал запрет телесных наказаний

Концепция уникального образовательного учреждения была разработана в 1808 году при непосредственном участии М. М. Сперанского, а потому она предлагала новую модель не только воспитательного процесса, но и была призвана сформировать новый тип личности, соответствующий высоким идеалам русской культуры начала XIX века. Кстати, по изначальной мысли Сперанского в учебное заведение должны были приниматься одаренные представители разных сословий, без каких-либо имущественных цензов, однако в конечном уставе 1810 года положения о равенстве обучающихся были ликвидированы. Лицею отводилось особое место в системе народного просвещения — он фактически был уравнен в правах и привилегиях с университетами, к началу столетия их насчитывалось шесть: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский. Идея коллективной общности легла в основу лицейской философии — Лицей воспринимался как дом-семья, особое объединение единомышленников-адептов, отобранных для обучения по строгим критериям: «Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностию своею общее доверие заслуживающих».

22 сентября 1811 года Александр I подписал «Грамоту Царскосельскому лицею», после чего представители самых знатных российских фамилий жаждали устроить своих сыновей в это учебное заведение. Первые вступительные экзамены проводились в три этапа, а допущены к ним были 36 из 50 претендентов на высокое звание будущих лицеистов. По итогам испытаний 30 человек были приняты на обучение. Кстати приемные экзамены проводились в усадьбе министра народного просвещения графа А. К. Разумовского, что призвано было подчеркнуть особое, привилегированное положение Царскосельского лицея, коль скоро контроль за отбором обучающихся был доверен высшему лицу в российском образовании. Абитуриенты различались по возрасту: так, барону Модесту Андреевичу Корфу, будущему директору Императорской публичной библиотеки, было при поступлении 11 лет, а Ивану Васильевичу Малиновскому, близкому другу Пушкина — 16. Стоит отметить, что до поступления в Лицей дети проходили обучение в самых разных форматах: в пансионах (в частности, при Московском университете), гимназиях (например, знаменита была Санкт-Петербургская) или домашнее образование.

Среди первых 29 выпускников: А. Дельвиг, А. Горчаков, В. Кюхельбекер

Воспитанию новой породы граждан был подчинен весь уклад жизни воспитанников Царскосельского лицея. Это касалось даже введения особого распорядка дня, однажды утвержденного и практически не изменявшегося, пытаясь гармонично сочетать время отдыха и часы учебы. В 6 утра ученики просыпались и шли на молитву. С 7 до 9 проходили первые утренние занятия. В 9 часов — перерыв на чаепитие, после которого до 10 отправлялись на прогулку. С 10 до 12 — снова «классы». Потом опять часовая прогулка. Обед приходился на час дня, а с двух до пяти следовали уроки чистописания или живописи, а также другие дополнительные занятия, в зависимости от наклонностей учеников. В 5 часов снова чаепитие, а потом прогулка, после которой воспитанники принимались за выполнение домашних заданий и повторение пройденного в течение дня материала. В 8.30 — ужин, а затем до 10 вечера отдых или, как это называлось по уставу, «рекреация». В 10 часов ученики уходили на вечернюю молитву, после которой отправлялись ко сну.


Комната № 14, где жил Александр Сергеевич Пушкин

Учитывая, что целью создания Царскосельского лицея было воспитание будущих государственных деятелей, выполнение столь важной задачи было поручено большому, по нашим современным представлениям, штату руководителей, профессоров, гувернеров, надзирателей и других сотрудников. Определяя главную идею содержания образования, директор Лицея Василий Федорович Малиновский, подчеркивал, что старается делать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие», чтобы воспитанник чувствовал в педагогах не начальников, а друзей. Необходимо отметить, что Лицей тогда был единственным учебным заведением в Российской империи, где детей не секли.

Обращение с учениками было исключительно вежливое и тактичное. Учителя и гувернеры называли их по фамилии, с прибавлением слова «господин». Кстати, первый директор Лицея, Василий Федорович Малиновский, знаменитый русский дипломат и публицист, проповедовал исключительные принципы гуманизма и просвещения. Особое внимание в создании уникальной концепции воспитания он уделял вопросам войны и мира, считая, что в борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать всё человечество. Будучи человеком весьма прогрессивных взглядов, он разделял теорию естественного права и идею общественного договора, выдвинутую европейскими философами-просветителями XVIII века. Интересно отметить, однако, что он был убежден в сакральности монархического правления, хотя предлагал меры, способные при помощи определенных конституционных статей ограничить абсолютистскую тиранию в России, говоря о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением всеобщей воли народа.


Современная фотография Царскосельского лицея

Самым знаменитым выпускником Царскосельского лицея был, разумеется, Александр Сергеевич Пушкин. Он больше всего общался с наиболее «неспособным и ленивым», по отзывам педагогов, Антоном Дельвигом, чем со старательным и прилежным Александром Горчаковым. Любопытно, что в Лицее первое время действовал «запрет на сочинительство», было для воспитанников чем-то вроде «запретного плода». Естественно, лицеисты все равно сочиняли украдкой. И только позже по специальному разрешению профессора Н. Ф. Кошанского запрет был снят. Многие педагоги отмечали способности Пушкина, но не возлагали на него особых надежд. Один из любимых педагогов лицеистов профессор Александр Петрович Куницын записал в ведомостях об успехах Пушкина по логике: «Хорошие успехи. Не прилежен. Весьма понятен». Кстати, среди лицейских стихотворцев Пушкин не сразу был признан первым. Пальму первенства успешно держал Алексей Демьянович Илличевский, который писал басни, эпиграммы (особенно на Кюхельбекера), послания. Пушкин называл его «остряком любезным» и предлагал вылить сотню эпиграмм «на недруга и друга». Кроме того Илличевский обладал удивительным талантом рисовать карикатуры, сохранившиеся в виде иллюстраций, к различным «злобам дня» в школьном сборнике.

Примечательно, что все профессора Лицея, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми, едва достигшими тридцатилетнего возраста. По оценкам современников, в частности, первого биографа Пушкина Павла Васильевича Анненкова, лицейские профессора Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов, Яков Иванович Карцев, Николай Федорович Кошанский «должны были считаться передовыми людьми эпохи на учебном поприще». Куницын, Кайданов и Карцев окончили Петербургский педагогический институт и, как особо отличившиеся, были отправлены для продолжения образования за границу. Их «усовершенствование» проходило в Геттингене, Иене, Париже — в крупнейших культурных и образовательных центрах того времени. Важным считался принцип, чтобы педагоги, работающие с одаренными учениками, сами создавали программы, учебные пособия, а также занимались научными изысканиями. Так, профессор Кошанский, до Лицея преподававший в Московском университетском Благородном пансионе и имевший степень доктора философии и свободных искусств, активно сотрудничал с журналами, публиковал статьи, переводы, собственные стихи, издал несколько учебников и хрестоматию «Цветы греческой поэзии». Работая в Лицее, он написал латинскую грамматику, перевел и напечатал огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота — всем этим пользовались лицеисты в процессе обучения.