Поступление на журфак. Что будет на устном вступительном экзамене в мгимо? Как написать хорошее эссе на вступительных экзаменах в МГУ

Я стою возле стенда "Информация для абитуриентов" возле здания Факультета журналистики МГУ. Поворачиваюсь и смотрю на маму печаальными-печальными глазами. "Никогда, мама, я никогда не наберу 349 баллов по 4 предметам. Моя мечта не сбудется",- вот как я плакалась маме в День открытых дверей на факультете моей мечты. Сейчас все позади. Я поступила в 5 из 5 ВУЗов, в которые подавала документы.

Но все по порядку, дорогие абитуриенты. Я подавала документы с РГГУ, ГИРЯ, МГИМО, МГУ,ВШЭ. Подробно я расскажу лишь о последних трех (по моему ЛИЧНОМУ мнению лучших) ВУЗах.

Сразу хочу предупредить, что информации (букв) много. Если вам лень читать, то вы просто не так в этом заинтересованы. Я написала все так подробно, насколько я хотела бы прочитать в период своего поступления (а мне было интересно все до мельчайших деталей).


1) МГИМО .

В МГИМО я подавала документы в последнюю очередь. Как у многих людей у меня было боязнь решиться даже просто прийти туда. 377 балов (проходной прошлого года) и гул голосов вокруг о заранее купленных местах только усугубляли ситуацию. "Ну а что тебе терять? Будет лишняя репетиция перед МГУ", - сказала мне мама, и я поняла, что ведь терять мне действительно нечего.

6 июля я пошла на консультацию перед экзаменом (нужно отметить, что подобные консультации проводятся в каждом ВУЗе со вступительными испытаниями).

Толпу щебечущих абитуриентов собрали в одном большом, красивом и кондиционированном помещении в новом стеклянном корпусе. С нами беседовал сам декан факультета МЖ Скворцов Ярослав Львович. Веселый и добрый мужчина, который манерой речи и жестикуляциями напоминал мне Эрнста. Так как экзамен должен был быть сразу на след. день, то его открытость и юмор помогли мне (а я думаю и всем) успокоиться и сделать вывод о том,что никто завтра меня не съест. Вечер я провела в книгах, повторяя имена журналистов-международников, блоггеров, а также информацию о газетах и журналах (декан посоветовал).

7 июля в 9:00 я уже была на пороге здания МГИМО. Люди были абсолютно разные. Удивила определенная категория абитуриентов, которые почему-то решили, что их старые джинсы, яркая толстовка или люминесцентное платье - самое то для собеседования (а оно проводилось сразу же после письменного этапа). Я прекрасно понимаю, что в тот день было жарко, если не сказать душно, но как бы то ни было абитуриент безусловно должен соблюдать определенный дресс-код и проявить дань уважения экзаменаторам.

Ближе к десяти вышли сотрудники приемной комиссии и начали раздавать экзаменационные листы (без которых на экзамен не пустят) тем людям, которые не получили их заранее. После данной процедуры вышел молодой человек, который в громкоговоритель начал называть номер группы, которая может войти. Особой толпы я не заметила. Учитывая то, что в тот же день вместе с нами вступительные испытания для других факультетов писали крымчане, организация была на очень высоком уровне.

К каждой группе была прикреплена своя маленькая аудитория с кондиционерами, так что дискомфорта никто не испытывал. Мы сдали сумки. Следили за нами очень веселые и постоянно смеющиеся женщины. Их было трое. "Главное - не нервничать. И о-бя-за-тель-но проверьте грамматические и пунктуационные ошибки. За каждую снимается по одному, а иногда или два балла". Нам раздали листы с печатями МГИМО. Где черновик, а где чистовик мы могли решить самостоятельно. На выбор было достаточное количество тем, чтобы каждый из нас мог найти что-то по душе. НО большинство из них были на общественно-политическую тему. Единственная тема, которая могла бы дать волю выдумщикам была, насколько я помню, о людях, на на которых мы хотим быть похожи или же о тех, кто просто нас вдохновляет. Я выбрала другую тему, наболевшую: "За что стреляют в журналистов?". Позиция моя по теме была неоднозначная, я очень боялась попасть впросак (вдруг мнение экзаменатора не совпадет с моим?), хотя на консультации нас и уверяли, что писать можно абсолютно все. Времени было не так много - 3 часа. В черновике я решила написать лишь вступление, остальное - сразу в чистовик. За несколько минут до конца я сдала свою работу, вышла в большой общий зал, где бойкие студенты пихали абитуриентов в свободные аудитории. "Чтобы дело шло быстрее, распределите, кто когда пойдет!",- сказал молодой человек, пошутил о чем-то и вышел. Так и сделали. Я была в числе последних. Когда еще одну десятку вывели в общее помещение,где возле дверей аудиторий галтели будущие студенты, я судорожно пыталась разглядеть выражение их лиц: улыбаются - значит экзаменаторы добрые, трясутся - значит злые, - думала я. Точно знала, что в одной из комнат сидел Вяземский, но попасть к нему боялась, хотя и каждый раз смотрела его передачу, когда выдавалась свободное время. Где-то спрашивали совсем дикие вопросы: расскажите мне историю возникновения фресок, в каком году была проведена реформа патриарха Никона и каковы ее особенности.. Мне повезло. Я проводила беседу с двумя чудесными мужчинами, которые спросили обо мне, о моем выборе, о родителях, о городе Реутов (где я живу) и НПО "Машиностроение" - оборонное предприятие нашей страны, которое базируется в Реутове. По словам девочек возле аудитории, их вопросы были примерно о том же. Короче говоря, тут как повезет. Но, по словам других абитуриентов,в МГИМО был лишь один экзаменатор, который "валил". Кто он - никто не знает.

Из здания я выбегала оочень уставшая, но счастливая. Один экзамен был позади, мне показалось, что это не так уж и страшно.

2)Вышка

В Вышку, признаюсь, я шла вслепую. Тоесть, я до этого даже и не читала о процессе обучения на факультете медиакоммуникаций, не знала что там да как, поэтому решила, что даже если не пройду, то расстроюсь не сильно. К моменту письменного этапа я уже была сильно уставшей, как и многие ребята. На консультации я не была, ведь странным образом она проходила в 16:00 10 июля. (Напомню, что именно в этот день проходил письменный этап в МГУ). Короче, у меня не было ни физических, ни моральных сил, чтобы из Шуваловского корпуса со станции метро Университет ехать на консультацию. Да и после стольких пройденных этапов я решила, что уже "бывалая" в этом деле и рассказать мне мало что смогут.

Итак, письменный этап проходил 14 июля, но не на Мясницкой, а на Кирпичной. В Google данное здание значилось как Факультет менеджмента ВШЭ. Примечательно, что на сайте абитуриентам написали лишь время начала экзамена, хотя в других ВУЗах обычно писали и время, к которому все мы должны были подъехать. Но это не стало причиной массовых опозданий, ведь "бывалой" была не одна я. Сначала будущие студенты просто толпились у крыльца здания. Никаких признаков того, что сегодня тут будет экзамен не было. То и дело отовсюду доносились радостные приветствия ребят: многие даже успели сдружиться за время вступительных испытаний на журфаках."Я думала, что я не выживу...У меня была конкретная депрессия. Сначала МГИМО, потому МГУ и РУДН..Каждый день у меня были экзамены!",- жаловалась одна из абитуриенток, на что ее собеседница сочувственно и так понимающе кивала головой. В глазах девушек я видела вселенскую тоску и усталость.

Через какое-то время я увидела, что будущие студентики ручейком стали двигаться в сторону дверей: нас начали запускать. Быстро проверили расписки, паспорта и направили в сторону вывешенных на стенах списков. Там были фамилии подавших заявления и аудитории, куда им следовало направиться. Кто-то ждал лифт (толпа образовалась конкретная) , а кто-то (и я в том числе) бодрым шагом отправились на лестницу. Когда я зашла в аудиторию, бодрого и местами чересчур "выпендрежного" вида девушка сказала оставлять сумки на партах первого ряда, получать бумаги и присаживаться. На часах было немного за 10 и девушка вместе с двумя помощниками начала разносить листы формата А4. По ее же команде все сидящие в аудитории одновременно их перевернули и пробе список тем, их было 10. Точный список я не передам, но точно помню, что на общественно-политическую тематику было 6 тем,4 - литературные (всегда ли автор любит своих героев, смешные герои...)Я же решила, что раз я пришла поступать на факультет журналистики, то я обязана писать именно на журналистскую тему. Мой выбор снова был неоднозначен: "Война в прямом эфире".Так как я не особо боялась не поступить в Вышку, потому что у меня уже было достаточно баллов в МГИМО, то решила писать все так, как думала, при этом "приперчив" блюдо достаточным количеством фактов. Из аудитории вновь уходила одной из последних. Позже на сайте Вышки я узнала, что набрала 62 балла из 70. Счастью не было предела, человек, проверяющий мою работу оказался моим единомышленником. Как бальзам на сердце! На устный этап я просто на могла не пойти, хотя я уже успешно сдала экзамен в МГУ.

Устный этап проходил в главном здании, на Мясницкой. Все абитуриенты вместились в одну аудиторию, в которой они могли находиться до вызова. Мамочек ребят на улицу не выгоняли, они стояли возле аудитории, а некоторые даже сидели с детьми. Чтобы более-менее распределить "наплыв" ребят, абитуриенты с фамилией с буквы А по К пришли в 11, а все остальные - к 14. Я села и вдруг услышала бодрый громкий голос, который решил "раскачать" толпу. "Ну что, вы готовы?Не боитесь?". Так как нервная система у абитуриентов расшатана, то некоторые лишь схватились за сердце, и нашлось лишь пару человек, которые вяло ответили, что в принципе может быть и не совсем боятся. В самом центре зала располагался стол, за которым сидели студенты, распределявшие всех нас на группы, которых в сопровождении других студентов сопровождались к двум большим аудиториям, в которых проходило собеседование. "Я называю первые десять фамилий, и вы, ребята, выходите к стенке.". "Как на расстрел..",- подумала я.

Первую партию увели и вернулись за второй минут через 20. Мне показалось это очень быстрым, я заволновалась, что чуть только человек не отвечает - его выгоняют. Но не убегать ведь теперь! Пару раз забежала и моя мама, которая поддерживала меня: сказала о том, что видела Светлану Сорокину, Феклу Толстую и вообще много известных журналистов, а также рассказывала, что выходящие из аудиторий ребята наперебой советовали не замолкать, потому что в этом случае экзаменаторы начинают задавать ужасные заумные вопросы. Так, к примеру, задавали много вопросов по истории и географии. (Но, как мне показалось, это было следствием того, что большинство писало на литературные темы) . Одному из молодых людей, по-моему, не повезло больше всех: его "засыпали" вопросами по истории, спросили дату создания первой римской газеты (не век!) , а также как он может доехать из Владимира в Санкт-Петербург, не проезжая Москву. Сильно, правда?

Вскоре подошла моя очередь. Вместе со мной оказалась знакомая девочка. Она услышала еще от одной девушки о том, что в один из экзаменаторов - драматург. Он задавал вопросы о критике. Искать информацию уже было поздно...(После от мамы я узнала, что одна из вышедших девочек рассказывала, как один из экзаменаторов задал ей вопрос о том, какой театр и какие спектакли она может ему посоветовать. Девушка не растерялась и ответила, что самое верное - посетить ТЮЗ, а спектакль может любой выбрать - все они просто супер:)) Пока я ждала своей очереди из аудитории вышла бледно-белая девочка, с загадочный видом взяла фотоаппарат и ушла. Я даже запереживала за самочувствие абитуриентки, ее будто пытали. (Я предупреждала, что нервная система у нас расшатана донельзя!)

От комиссии, к которой меня подвели только-только отходила Сорокина...За столом остались не менее известные люди Александр Архангельский и девушка, фамилию и имя которой я до сих пор мучительно вспоминаю. Я села напротив и отдала им мою работу, которую мне заранее дала девушка-студентка. (Следовательно, комиссия будет знать ваши баллы). Мы разговаривали ТОЛЬКО на тему моего эссе: что такое информационные войны, о крушении Боинга, о позднем обращении Путина и т.д. Напоследок меня спросили о моем любимом авторе. Периодически во время разговора они общались между собой, что делало нашу обстановку более непринужденной. Вскоре мне сказали, что я свободна. На этом закончились и мои вступительные испытания. Я была свободна, как птица в полете.

3)МГУ .

Письменный этап творческого конкурса из-за большого количества абитуриентов (самого большого из всех журфаков - 890 с лишним) проводился не во всеми любимом здании журфака (там, где из окна Площадь Красная видна), а Шуваловском корпусе МГУ. Хотя экзамен и начинался в 10:00, на сайте было написано, что подходить следует к 8-8:30. От станции метро Университет отходит целый ряд маршруток, сев на которые можно было быстро домчаться до места X.

Многие ребята встретили своих новых знакомых, с которыми их свела судьба на творческом конкурсе в МГИМО. Они, как братья и сестры по несчастью, наперебой рассказывали друг другу, как прошло ИХ собеседование. Говорили и о предстоящем испытании.Особенно мне запомнился следующий диалог между парой молодых людей, которые пришли вместе:-"Представляешь, все это огромное море студентов думает, что именно они достойны того, чтобы поступить на журфак, что их обязательно выберут!" - "А ты разве так не думаешь?Каждый надеется!"- " Я - нет.Я реально смотрю на вещи"

Вскоре на крыльцо вышел мужчина в форме охранника, который окинул своим взглядом внушительную толпу будущих студентиков. Затем вышла женщина, за которой стояло несколько молодых людей. В громкоговоритель она объявила, какие документы следует достать и предъявить при входе, где располагаются списки распределения, а также гардеробные, куда в обязательном порядке сдаются сумки с вещами во избежание списываний на испытании.

Ребят распределяли в большие аудитории. Мы подходили к доброй и улыбчивой женщине, которая находила нас в списке, вычеркивала и давала бумагу для работы. Если в МГИМО И ВШЭ мы садились через одного, то в МГУ все сидели на максимально приближённом друг к другу расстоянии. (скорее всего, опять-таки из-за большого количества абитуриентов) . Каждый третий ряд был свободен, и проверяющие (та самая женщина и мужчина) с легкостью могли подойти и ответить на любой вопрос. Когда последние абитуриенты наконец нашли места, которые были им по душе, мужчина взял листок и без микрофона, в лучших традициях дикторов Гостелерадио, зачитал наши права и обязанности. Сразу после в зал вошел еще один молодой человек, который с торжественным видом вручил проверяющим конверт, в котором были наши темы. А дальше началось ШОУ, в котором с радостью начали участвовать вмиг повеселевшие абитуриенты. "Кто хочет распечатать конверт и прочитать задания?" Многие студенты охотно подняли руки. В итоге к мужчине вышла девочка с седоватыми крашеными волосами, но прочитать удачно у нее не получилось, потому что таким громким голосом, как у нашего надсмотрщика она не обладала. В итоге он сам зачитал темы сочинений, а женщина ровным почерком вывела их на доске.

Темы было всего две: 1)"Интервью с классным руководителем" и 2) "Если друг оказался вдруг..." . По залу разнесся протяжный и глубокий вздох. Многие были недовольны.Я выбрала первую тему, но насколько я поняла из разговоров абитуриентов, многие выбрали все-таки вторую. Дабы "блеснуть" и запомниться ярким неординарным стилем экзаменаторам, как только не выкручивались бедные будущие студентики над второй темой. Писали далеко не только о своих друзьях и товарищах, но и об отношениях Украины и России, США и России, ЕС и России. Первая тема, по их мнению, не давала большого простора для мыслей.

Из моей аудитории начали уходить часа через три.Хотя мама, сидящая в кафе неподалеку, рассказала, как за 10 минут до начала экзамена к Шуваловскому корпусу подбегал мальчик в модном пиджаке с "заплатками" на локтях и мокасинах на босу ногу, а уже через полтора-два часа уже бежал в сторону метро.

Информацию о том, что я прошла во второй (устный) тур я нашла на сайте журфака МГУ. Как и во всех институтах, интернет - ин формирование происходит активно и четко. Единственное, что я заметила - в МГУ информацию выкладывают вечером, после 10 часов.

Если вы набрали минимальное количество баллов, напротив вашей инициалов будет стоять набранный балл. Далее ребят приглашают на показ работ. Признаюсь, я не ездила ни на один показ,кроме МГУ. Но не из-за того, что я такая ленивая, были свои причины.

Показ работ проходил в здании факультета филологии МГУ. Снова предъявляешь документы и тебя пропускают в зал, где стоит один большой стол, заваленный горами работ. Небольшой ручеек студентов быстро сменяется новым. Ребята получают свои работы и их ведут в одну из двух аудиторий, в который за длинными столами сидят теперь уже сами проверяющие. Один из них - твой. Далее тебе рассказывают и показывают, сколько баллов тебе поставили оба человека, сколько получилось в результате, говорят о плюсах и минусах твоего сочинения, а также просто отвечают на все интересующие тебя вопросы. Так как я получила достаточно хороший балл (54) и снизили мне его, если говорить грубо, за сюжетную линию, которую я намеренно не использовала, на аппеляцию подавать не стала. Хотя, уже выходя из корпуса, в одной из аудиторий, на которой был приклеен листок А4 с надписью "Апелляция" было достаточное количество человек.

Устный этап был уже в доме на Моховой улице, как раз напротив Красной Площади.Абитуриенты были распределены на 2 дня на разное время. Мне было назначено на 11. Когда я подходила, около памятника Ломоносову уже была толпа. Некоторым было назначено на 2, но они решили подойти заранее. На улице нас всех уже ждал список распределения по аудиториям. Насколько мне известно, максимум людей на одну аудиторию - человек 5.

Первой мне идти не хотелось и я надеялась, что пока поднимусь кто-нибудь уже будет сидеть возле и пойдет первым. Но оказалось, что расположение аудиторий лучше всех из моей группы знала я, поэтому оказалось первой. Но журналист должен быть смелым! Поэтому я первой переступила порог своей 315. Меня встретили четверо: 3 женщин (одну девушку я узнала) и 1 мужчина. (его не знала)За несколько минут до этого по аудиториям разнесли билеты с темами редакционных заданий. Так как я приходила во второй день, то я уже знала, какие темы попадались ребятам до меня: "Гаджеты", "Нанотехнологии", "Театры", "Оружие", "Полезные ископаемые" и т.д. Мне попалась "Современная литература".

Нам дается 20 минут на подготовку плана редакционного задания, после которых вызывают непосредственно к экзаменаторам. Что происходит дальше зависит от вашей удачливости. Вас могут прерывать во время рассказала и задавать дополнительные вопросы (на тему сказанного) или внимательно слушать и совсем не показывать свои эмоции. Но вопросы, не обольщайтесь, будут обязательно. Как ни крути. Мы большей частью разговаривали на тему запрета мата в произведениях искусства, а также об едином учебнике истории, литературных премиях. В конце меня спросили из каких литературных произведений были те или иные цитаты. Я ответила. Сказала, что мне было очень приятно с ними пообщаться и ушла.

Через несколько дней на сайте журфака я узнала, что за устный этап мне поставили 30 из 30.

На этом мое путешествие по журфакам закончилось. Оригинал моих документов я отдала в МГУ, хотя мне и звонили из всех 5ти ВУЗов. Решение далось мне непросто, было очень трудно отказывать институтам, зная, что они лучшие в стране. Надеюсь, я в своем выборе никогда не разочаруюсь.

А всем вам, будущим абитуриентам журфаков, хочу посоветовать как можно больше читать журналов и газет, смотреть новости и расширять свой кругозор. Главное - не бояться!:)

Поступить на журналиста не так просто, как кажется. Несмотря на то, что профессия эта гуманитарная, она еще и подразумевает, что человек обладает какими-то творческими задатками. И это придется показать и доказать на поступлении.

Какие предметы нужно сдавать для поступления на журфак

Естественно, для того чтобы учиться на будущую акулу пера, необходимо очень хорошо знать русский язык и уметь обращаться со словом, а значит . Сегодня в большинство вузов принимают по результатам ЕГЭ. Поэтому основное, что понадобится абитуриенту, - это результаты единого госэкзамена по русскому языку и литературе. Об этом стоит помнить, когда приходится выбирать в школе, по каким дополнительным предметам сдавать ЕГЭ.

Желательно, чтобы баллы были максимально высокие, т.к. журналист не просто должен, он обязан быть грамотным и знать родную литературу.

Есть вузы, которые не смотрят на результаты ЕГЭ. К числу таких, например, относится МГУ. Поступить в главное высшее учебное заведение страны хотят многие, поэтому конкуренция довольно высока. И если брать всех, у кого высокие баллы, просто не хватит мест. Поэтому в Московском госуниверситете проводят свои вступительные испытания. Они включают сочинение, которое одновременно покажет, как будущий журналист владеет словом, так и уровень его грамотности. А также может быть проведено тестирование на знание русского языка и литературы.

Кроме того, некоторые вузы могут дополнительно попросить результаты ЕГЭ по таким дисциплинам, как история, иностранный язык или обществознание. Связано это с тем, что журналист должен быть развитым и подкованным во всех жизненных сферах.

Дополнительное тестирование

Есть вузы, которые в дополнение к результатам экзаменов могут потребовать пройти собеседование в 2 этапа. Первый из которых предполагает именно собеседование, где педагоги смогут оценить широту кругозора абитуриента и умение ориентироваться в разных темах – от экономики до социальной сферы. Второй этап обычно подразумевает под собой творческий конкурс, во время которого абитуриенту предложат написать сочинение на определенную тематику. Это задание помогает оценить лексический набор студента, наличие литературных способностей и многое другое.

Наличие публикаций

Так творческая, а современная молодежь начинает работать с 16 лет, у многих к моменту поступления уже есть различные наработки в сфере журналистики: публикации, участие в программах в качестве корреспондента, выпуски школьных телестудий. Для такого творческого отбора подойдут даже статьи школьной стенгазеты. Главное, принести их побольше и показать, насколько активное участие было принято и как сильно абитуриенту хочется стать профессиональным журналистом.

Общий балл считается по совокупности всех пройденных испытаний.

Большинство государственных вузов в дополнение к стандартному набору документов требует от абитуриентов факультета журналистики пять публикаций в СМИ и характеристику-рекомендацию из редакции, с которой тот сотрудничает. А вступительные испытания обычно включают такую стадию, как творческий конкурс.

Вам понадобится

  • - пять публикаций в СМИ за вашей подписью, заверенных в соответствии с требованиями приемной комиссии вуза;
  • - характеристика-рекомендация из редакции СМИ, с которым вы сотрудничаете;
  • - документ о среднем образовании;
  • - медицинская справка формы 086У;
  • - другие документы в соответствии с требованиями приемной комиссии.

Инструкция

Получением необходимого количества публикаций и характеристики-рекомендации надо озаботиться как минимум за несколько месяцев до . Многие редакции неохотно сотрудничают с будущими журфака, но всегда можно найти и исключения.
Легче, если в вашем городе есть юных журналистов или нечто подобное. Те, если не имеют собственных зарегистрированных изданий, обычно стараются налаживать связи с изданиями (как правило, молодежными) для решения этой проблемы своих воспитанников.

Уточните в приемной комиссии выбранного вуза требования к оформлению публикаций. Как правило, из газеты должна быть наклеена на лист бумаги формата А4, заверена подписью редакции и ее печатью.

Соберите комплект прочих документов в соответствии с требованиями вуза и подайте их в приемную комиссию. Вам выдадут расписку об их получении и экзаменационный лист.

В положенный срок приступайте к вступительным испытаниям.

Пройти творческий вам придется, даже если сертификаты о сдаче ЕГЭ дают право на . Он, как правило, состоит из двух этапов. На первом комиссия оценивает ваши публикации, на втором проводит с вами собеседование, часть вопросов в ходе которого чаще всего на анализе представленных вами образцов своего творчества.
После успешного преодоления этого этапа вам при необходимости предстоит сдать вступительные . Если же наберете недостаточно баллов для зачисления на учебы за счет бюджета, придется решить вопрос оплаты обучения на контрактной основе.

Источники:

  • какие экзамены на журналиста

В наш стремительный век точная и своевременная информация становится одним из факторов, определяющих массовое сознание. Именно поэтому журналистику называют «четвертой властью», подчеркивая этим ее влияние на общество. Чтобы стать профессиональным журналистом, требуется целеустремленность, хорошее образование, широкий кругозор и некоторые другие навыки.

Вам понадобится

  • - блокнот;
  • - авторучка;
  • - диктофон;
  • - фотоаппарат;
  • - компьютер;
  • - литературные навыки;
  • - навыки общения.

Инструкция

Приняв решение выучиться на журналиста, постарайтесь получить специальное . Сегодня многие вузы готовят специалистов для средств массовой информации, но наиболее признанными в стране являются дипломы факультетов МГУ и Санкт-Петербургского университета. При поступлении потребуется пройти вступительные испытания по , литературе и принять участие в творческом конкурсе.

Если обучение на факультете журналистики по каким-то причинам недоступно для вас, используйте ранее полученное вами образование. Стать специалистом в области журналистики можно, имея любое специальное образование; желательно, чтобы оно было высшим. Будучи дипломированным специалистом, скажем, в области истории, языкознания или , вы можете получить недостающие знания и навыки в ходе практической журналистской работы.

Продумайте общую тему свои будущих журналистских работ, определите тематику, в которой вы чувствуете себя наиболее компетентным и над которой хотите работать. Это может быть культура, наука, образование, социальная сфера, здравоохранение, экономика и так далее.

Подготовьте список из нескольких тем. Напишите два-три материала, которые можно было бы показать редактору для оценки. Разумеется, это потребует не только навыков письменного изложения своих мыслей, но и владения темой. Именно в этот момент начинается настоящая . Не смущайтесь, если качество статей поначалу не будет соответствовать лучшим образцам. Мастерство и профессионализм приходят с опытом.

Выберите издание, с которым вам хотелось бы сотрудничать. Это может быть газета, журнал или интернет-издание. Напишите редактору или в службу по работе с персоналом, выразив свое желание работать в качестве журналиста. Договоритесь о встрече с лицами, принимающими решения о найме работников.

При встрече с редактором дайте ему понять, что ваше желание выучиться журналистике не является сиюминутным капризом. Покажите свои работы и попросите ознакомиться с ними. Будет хорошо, если у вас возникнут предложения относительно того, издание.

Начав сотрудничать с изданием, старайтесь сразу же включиться в общий творческий процесс, не пренебрегая самыми незначительными темами и сюжетами. Не стесняйтесь задавать вопросы более опытным коллегам. Помните, что самый глупый вопрос – тот, который вы не задали. Имея мотивацию и цель, со временем вы получите навыки и умения, способные сделать вас если не звездой журналистики, то, во всяком случае, крепким профессионалом.

Источники:

  • образование журналиста

Государственный экзамен – последний и самый сложный шаг на пути получения заветного диплома и звания специалиста в своей области. От того, как были сданы госы, во многом зависит судьба будущего выпускника. Это заключительный этап в обучении и стоит подойти к сдаче со всей ответственностью.

Инструкция

Не забывайте про позитивный настрой и веру в лучшее. Не стоит сразу отчаиваться, паниковать и думать о пересдаче, даже если вы большую часть учебного года недостаточно добросовестно готовились.

Без сомнений нужна психологическая подготовка. Если мысли о государственной итоговой аттестации вызывает страх, то успокойтесь и мысленно настройтесь, проигрывая сцену нахождения в аудитории на экзамене с родственниками или друзьями. Это можно сделать и не единожды, если требуется.

Самое основное – это поиск информации. Необходимо найти сам четко структурированный материал, вопросы и ответы, учебники, лекции, методички, интернет-ресурсы. Есть смысл не тратить кучу времени самому на обработку и фильтрацию огромного объема информации, а обратиться к однокурснику или одногруппнику за помощью.

Далее изучение самого материала, без этого никак не обойтись. Не нужно пытаться запомнить все и сразу. Составьте план на каждый день и осваивайте порцию из 4 - 7 вопросов. Тем более что определенная доля знаний все же имеется, ведь вы проходили эти темы в течение учебного года. Добудьте и прочтите конспекты лекций, стараясь систематизировать материал в голове. После каждого изученного пункта прокручивайте ответы про себя для более качественного закрепления информации.

Рационально распределяйте свое время. Не надо зубрить на износ. Поучили – отдохнули, поучили – отдохнули и так далее. Во время изучения материала будьте сосредоточены именно на нем, не отвлекаясь ни на что иное.

Подготовьте шпаргалки и непременно сами. Пока будете прорабатывать и записывать материал своей рукой, все самое нужное и основное запомнится автоматически. А шпорой скорее всего и воспользоваться не придется. Зато прибавятся знания и уверенность.

Не надейтесь полностью на списывание. Не стоит наивно полагаться на русское «авось» и пытаться учебники, лекции или смартфоны в аудиторию. Лучше полагаться на свои силы и знания и подкрепить все это шпаргалками, написанными на небольшом клочке бумаги.

Как следует выспитесь. Не нужно всю ночь истязать себя зубрежкой и пить кофе до 5 утра, а в 7:00 встать с тяжелой головой. Перед экзаменом необходим полноценный сон и отдых.

Соблюдайте полное самообладание. Будьте уверены в себе и сохраняйте спокойствие. Такое поведение меньше всего будет привлекать внимание приемной комиссии и значительно увеличит шанс вспомнить изученный материал.

Журналистика – очень востребованная среди абитуриентов вузов специальность. Конкурс на бюджетные места даже не в самых престижных вузах обычно довольно высок. Но даже тем, кто планирует учиться на контрактной основе, приходится бороться за место на студенческой скамье: ведь для поступления на журналиста недостаточно успешно сдать ЕГЭ, надо еще и пройти творческий конкурс.

Какие предметы ЕГЭ нужны для поступления на журналиста

Журналистика – творческая специальность, поэтому на поступающих далеко не всегда распространяется правило «трех ЕГЭ». Для того, чтобы подать документы на большинство журфаков страны, достаточно представить баллы ЕГЭ по двум предметам : русскому языку (обязательному для всех специальностей) и литературе.


Вместо третьего экзамена абитуриенты сдают творческие или профессиональные испытания , которые проводятся вузам самостоятельно, в очной форме.


Однако из правила «русский плюс литература» возможны и исключения: в некоторых учебных заведениях от абитуриента могут потребовать результаты ЕГЭ еще по одному предмету. Это может быть:


  • иностранный язык (в частности, он требуется при поступлении на МГУ),

  • обществознание,

  • история.

Какие предметы сдают при поступлении на журналистику на базе вуза

Программу проведения дополнительных творческих и профессиональных испытаний вузы разрабатывают самостоятельно, поэтому формат сдачи экзамена и требования могут сильно отличаться. Поэтому что конкретно вам предстоит сдавать – надо уточнять в том вузе, в который вы планируете поступать.


В большинстве случаев испытание делится на две части:

Это может считаться одним экзаменом, состоящим из двух частей (максимальная оценка – 100 баллов в сумме, причем «вес» каждой части определяется вузом) или же двумя отдельными испытаниями, каждое из которых оценивается по 100-балльной шкале. При формировании рейтинга поступающих баллы за ЕГЭ и творческие испытания суммируются.


При написании эссе абитуриентам обычно предлагается несколько тем на выбор, причем большинство вузов включает в список темы с «профессиональным» уклоном – общественно-политические, посвященные профессии журналиста или СМИ в современном мире и так далее. Достаточно частое требование – полное или частичное соответствие творческой работы какому-либо из журналистских жанров (репортаж, очерк, проблемная статья и так далее).


Собеседование может проходить в формате свободной беседы, цель которой как правило – составить мнение об общем уровне развития абитуриента и его кругозоре в области СМИ, предпочтениях в журналистике, отношения к выбранной профессии, осознанности решения стать журналистом.


Однако довольно часто собеседование превращается в своеобразный экзамен: абитуриенты тянут билеты с вопросами и отвечают на них. Программа испытания, вопросы и список рекомендованной литературы в таком случае заранее публикуется на сайте приемной комиссии, чтобы у абитуриента была возможность подготовиться. В большинстве случае вопросы посвящены:


  • истории журналистики

  • средствам массовой информации в современном мире,

  • особенностям СМИ разных типов,

  • характеристикам основных журналистских жанров и так далее.

При большинстве журфаков работают подготовительные курсы или «малые факультеты», ориентированные именно на подготовку к творческим испытаниям, и их посещение сильно повышает шансы на успешное поступление. Серьезным «плюсом» при подготовке к испытаниям станет и опыт работы в редакции подростковых или молодежных СМИ или опыт сотрудничества со «взрослыми» изданиями – это позволяет лучше узнать профессию и познакомиться с редакционным процессом «изнутри».


Обязательно ли портфолио при поступлении на журфак

У многих абитуриентов журфака к моменту поступления в вуз накапливается внушительная папка с публикациями, грамотами за победы в детских журналистских конкурсах и другими документами, подтверждающими успехи в выбранном направлении деятельности. Однако повлияет ли это на поступление – зависит от вуза.


Иногда портфолио рекомендуют приносить на собеседование – и оно влияет на итоговую оценку. Или же его может оценить приемная комиссия, выставив дополнительные баллы за индивидуальные достижения. В большинстве случаев «в зачет» индивидуальных достижений принимаются:


  • победы на всероссийских олимпиадах по профильным предметам или официальных олимпиадах по журналистике;

  • заверенные публикации в зарегистрированных СМИ;

  • победы на журналистских конкурсах или олимпиадах, проходивших на базе вуза, в который вы поступаете.

Кроме того, в зависимости от правил вуза, в составе портфолио могут быть рассмотрены и другие доказательства вашей готовности к обучению журналистике. Например:


  • публикации в незарегистированных СМИ (в том числе школьного уровня);

  • сертификаты участника и дипломы победителей детских журналистских конкурсов и других конкурсов «смежных» направленностей (литературных, фото- и видеотворчества, графического дизайна и т.д.);

  • характеристики-рекомендации от редакций СМИ, с которыми вы сотрудничали или руководителей детских журналистских кружков.

Для абитуриентов факультетов журналистики экзамены не заканчиваются со сдачей ЕГЭ. В каждом университете свой творческий конкурс, который требует особой подготовки. Сложность в том, что вступительное сочинение совсем не похоже на то, что мы привыкли писать в школе. А большинство столичных вузов проводят еще и устный экзамен.

Так как же научиться различать лид от введения и подзаголовки от заголовка? О том, чему не учат в школе и что спросить у Эйзенхауэра, рассказали студенты факультета журналистики МГУ.

«Для того чтобы поступить в МГУ, я готовилась с восьмого класса, долго и упорно. Сейчас кажется, это было так давно, что подробностей не вспомнить. Среди тем творческого конкурса было что-то о журналистике, об основании университета. Однако, тема сочинения «Женщины войны» врезалась в память. Тогда сразу почему-то подумала не только об известных женщинах-фронтовиках – Юлии Друниной, Зинаиде Самсоновой, но и о тех, чьи имена не найдешь в учебниках: прабабушки моих знакомых, друзей, которые ушли на войну и стали частью истории только их семей.

Для подготовки к творческому конкурсу я просто очень много читала, и не только по школьной программе, но и по зарубежной истории, по истории России.

Абитуриентам могу сказать, что не стоит бояться. Всегда нужно пробовать поступать, куда мечтаешь, но, быть может, не надеешься попасть. Поверьте, все невозможное может стать реальностью. Стоит только приложить чуть больше усилий».

«Я поступила в МГУ не сразу. В 2016 году, когда окончила школу, возможности поехать в Москву не было. Поступила на журфак КубГУ, но до бюджета не хватило двух баллов. Я тогда не совсем разбиралась в журналистских жанрах, и творческий конкурс написала слабо – на 54 балла.

За год учебы на факультете я работала в студенческой радиостудии, в пресс-центре ОСО КубГУ. Набрав должный опыт, решила рискнуть. Терять было нечего, я подкопила денег, забрала документы и отправилась в Москву.

В этот раз решила вооружиться на все сто, поэтому в течение нескольких месяцев я проходила дистанционные курсы МГУ. Документы больше никуда не подавала. Решила, либо все, либо ничего.

На курсах нам давали темы для сочинений, редакционные задания преподавателей. Все делала и отправляла по почте. Работы проверяли, указывали на ошибки. Все досконально, вплоть до знаков препинания, которые усиливают эмоциональный эффект той же проблемной статьи. Так можно набить руку и ознакомиться с требованиями именно того вуза, в котором планируешь учиться.

Результаты ЕГЭ были еще действительны, я ничего не пересдавала. Писала только творческий. Здесь все типично: темы, связанные с актуальными проблемами общества, будь то политика или социальная сфера, и, непосредственно, с журналистикой – образ современного журналиста и т.д. Устный экзамен содержал примерно такие же вопросы, там сложность в умение подать себя, грамотно выстроить речь. Мне, как радийщику, было не трудно.

Я осталась довольна собой – 93 балла. А с учетом индивидуальных достижений получилось 370 баллов. Для заветного бюджета этого хватило с головой. Проходной балл в 2017 годк – 343. С каждым годом, как и везде, эта цифра растет, но пока она не выше 347 баллов.

Абитуриентам я бы посоветовала получать практические журналистские навыки еще со школы. Сейчас для этого полно возможностей: те же школьные газеты, работа внештатником, копирайтинг в интернете. И главное – не бойтесь рисковать. Когда-то я тоже не верила, что буду студенткой МГУ».

«В начале 11 класса я стала выбирать вузы и смотреть, что нужно сдавать, чтобы туда пройти. На журфак МГУ были нужны ЕГЭ по литературе, русскому, английскому и творческий конкурс (ДВИ). В год, когда я поступала, не было устного собеседования. Но письменная работа оказалась не такой простой: включала в себя большое сочинение, ориентированное на знания литературы и истории, а также подготовку вопросов для интервью с исторической личностью. Но я весь одиннадцатый класс усиленно готовилась к ЕГЭ, в том числе, и по истории. Сдавала ее на всякий случай и даже не думала, что углубленные знания этого предмета мне так пригодятся при поступлении.

В официальный день ДВИ я не смогла прийти, заболела, и пришла в резервный день. Очень переживала по этому поводу, ведь вопросы отличались от предыдущих.

Помню, я писала сочинение о столицах мира. В качестве литературного аргумента для Москвы привела «Мастера и Маргариту» Булгакова и примеры из истории – централизация земель, революции. А в задание с вопросами для интервью я выбрала оттепель как исторический период и задавала вопросы Хрущеву, Эйзенхауэру и другим.

На самом деле, к ДВИ я почти не готовилась и смутно представляла, как это будет происходить. Даже не смогла прийти на консультацию из-за экзаменов в других вузах. Поэтому сдала экзамен не очень хорошо. Но на бюджет поступила благодаря высоким баллам ЕГЭ.

Ребятам советую как можно больше учить историю, литературу и русский именно для творческого экзамена, а не только тестов ЕГЭ, чтобы не плавать и не теряться в работе. Это я осознала уже во время учебы.

Еще хорошо бы в течение года ходить на подготовительные курсы к ДВИ. Так шансы поступить в желаемый вуз увеличатся. Ну и не волноваться, потому что это бессмысленно. А вот подавать документы в серьезные вузы имеет смысл. И пугаться этого не стоит».

«Изначально я для себя рассматривала два направления – журналистика и информационные технологии. Но в итоге поняла, что хочу на журфак. Кроме МГУ никуда документы не подавала. Решила, что если журфак, то только лучший.

К самому творческому конкурсу особо не готовилась. Знала, что нужно хорошо разбираться в истории, литературе, да и в других гуманитарных предметах. Просто читала учебники, повторяла основные моменты.

Как оказалось, общих знаний по истории России и капельки сообразительности хватает для 85 баллов. С творческим заданием повезло – попалась опричнина: можно было задавать вопросы теоретически существующим персонажам – купцу, молодому опричнику и т.д.

Сочинение тоже было не сильно сложным, на тему роль книг, образования в жизни дворянства пушкинского времени.

В целом, когда сейчас думаю про ДВИ, понимаю, что ничего страшного нет. Но в тот момент, конечно, очень волновалась. Давила организация процесса: рассадка по фамилиям, охрана, сдача всего, вплоть до электронных ручек и часов. Поэтому, могу только посоветовать бороться с волнением, высыпаться и верить в себя».

Между ЕГЭ в школе и моментом, когда становишься всемирно известным журналистом, существует один из самых значимых этапов – обучение в университете по соответствующему профилю. Журналистика в нашей стране считается творческой специальностью, поэтому для поступления в большинство вузов требуется сдать дополнительный экзамен.

По традиции самыми популярными вариантами для выбора университета являются те, которые у всех на слуху – МГУ, МГИМО, ВШЭ и так далее. В МГИМО журналистика тесно переплетена с дипломатией и коммуникациями – один из немногих по Москве профиль «международная журналистика», МГУ придерживается классического подхода к профессии и поощряет желание студентов практиковаться вне учёбы – даёт возможность совмещать обучение и работу, Высшая школа экономики, наоборот, позиционирует максимально современную журналистику.

Из этих трёх университетов первым дополнительное вступительное испытание проводит всегда МГИМО – в первых числах июня. Сперва всех собирают у нового корпуса, некоторые абитуриенты жмутся в кучку, другие – держатся особняком, пытаются надышаться перед смертью, повторяя фамилии главных редакторов, в последний раз пролистывая новостную ленту. Говорят, что, чтобы сдать на высокий балл здесь, нужно знать всё. Это не совсем так, нужно знать немного, но обо всём.

Девочка Лиза, стоящая прямо перед входом, очень громко похвасталась в ответ собеседнице, что у неё на ЕГЭ по литературе 100 баллов, и продолжила перечислять свои заслуги – вернувшись потом домой, я посмотрела по спискам: ни у одной Лизы по литературе 100 баллов не было. В этом, пожалуй, состоит самый главный пункт при поступлении: не нужно поддаваться на провокации, зазря принижать себя или чувствовать себя хуже кого-то другого. Много у кого при поступлении есть ещё и публикации. А у тебя, допустим, нет, и ты стоишь, со страхом глядя на девочку со стопкой своих статей в руках. Во-первых, даже тексты в «Российской газете» или сюжеты на «Первом» (что вряд ли) не дают абсолютно никаких гарантий: важно помнить, что в любом издании есть редакторы, которые правят недочёты перед публикацией материала, а на экзамене никто не поможет. Во-вторых, за публикации не добавляют баллов, разве что экзаменаторы у себя в голове поставят тебе плюсик – мол, молодец, уже есть, что показать, — но ничего более.

Какие темы эссе на творческом конкурсе в МГИМО?

Намного важнее всего этого написать хорошее эссе, которое даёт максимум 70 баллов от всего экзамена. Кто-то, у кого счастливая рука, выбирает конверт, в котором запечатано несколько тем; Ярослав Львович Скворцов, декан факультета международной журналистики, на консультации рассказывал, что темы он придумывает в ночь перед экзаменом, чтобы никто больше о них не узнал.

Темы для эссе традиционно затрагивают социальные вопросы, а так же важнейшие события последнего года. Можно выбрать любую, главное, написать как можно больше и лучше. То, в чём традиционно ошибаются абитуриенты, – приводят литературные аргументы. Журналистика в МГИМО, если судить по обучению, скорее, экономическая, политическая, но не культурная. Здесь много часов отводится литературе, культурологии и схожим предметам, но на профессиональных предметах тексты пишутся, скорее, по вышеупомянутым темам. В творческом эссе проверяются знания, и если написать один литературный или исторический аргумент, ничего плохого не будет, наоборот, покажет вас как разносторонне развитую личность, но основу текста должны составлять факты. Факты – это знание новостей, известных личностей. Надо всегда держать у себя в голове мысль: «Если я не покажу, что я это знаю, никто об этом не узнает» — ведь экзамен – это единственный шанс показать свои способности. Ограничений по объёму эссе нет, но для целостного текста потребуется четыре-пять фактов, а работа в одну страницу не вызывает особого радушия у проверяющего. Оригинальность ценится, но не нужно переходить границы разумного: Ярослав Львович всегда шутит про девушку, которая написала эссе исчезающими чернилами, а потом ставит в пример молодого человека, который оформил свою работу как письмо другу на фронт.

Что будет на устном вступительном экзамене в МГИМО?

Одна абитуриентка написала эссе буквально за полчаса, взяла сумку и пошла на выход; экзаменатор окликнул её, сказав, в каком кабинете ждать устной части. «Тут что, ещё и устная часть есть?» — искренне удивилась девушка. «Минус один», — засмеялся кто-то с заднего ряда, намекая на то, что конкурентом меньше. Таким абитуриентом быть не надо. Если идёте поступать, то нужно как минимум почитать о факультете, о преподавателях, об университете – о вступительных испытаниях и говорить не стоит. Перед устной частью всех собирают в одном кабинете, оттуда выводят пятёрками и распределяют по комнатам: их всего пять-шесть, в каждом по два экзаменатора. У всех свой подход и свои методы отбора: декан спросит, о чём вы писали эссе, Юрий Павлович Вяземский любит беседовать о театре и спрашивать цифры, кто-то будет допытываться, почему вы выбрали журналистику и именно этот вуз. Когда абитуриентов сажают в очередь перед определённой комнатой, многие стремятся поменяться – не надо. Если от одного экзаменатора все выходят счастливые, то это не значит, что на вас цепочка не кончится. От Вяземского многие выходили расстроенными: спрашивал о населении США и о размере долга Греции во время кризиса. Но тут туда входит Маша – с ней мы тесно общаемся, так как попали в одну языковую группу, и Маша – человек абсолютно театральный, ни капли не журналист – и выходит с высоким баллом, довольная: рассказывала про театр, спектакли, актёров, режиссёров. Мораль в том, что надо быть собой, показывать свои знания, держаться уверенно. Многих смущает то, что один из экзаменаторов всего что-то записывает – это не ошибки, он просто ведёт протокол.

Результаты устного экзамена сообщают сразу, письменного – вводятся в таблицу несколькими днями позже, и их можно оспорить на апелляции, но не стоит надеяться, что получится отвоевать много, обычно это 1-2 балла.

За два года до поступления абитуриенты могут дополнительно обучаться в школе журналистики при МГИМО, где раз в неделю пишут тренировочные эссе и обсуждаются вместе с квалифицированным преподавателем с кафедры журналистики.

Как пройти творческий конкурс МГУ на журфак?

Школа Юного Журналиста – или сокращённо ШЮЖ – при МГУ многим абитуриентам знакома не понаслышке, в том числе и поступающим в другие вузы. Школа готовит не только к дополнительному вступительному испытанию на журфак, но и к ряду других предметов, которые тем или иным образом также могут помочь на экзамене. Однако годы подготовки в ШЮЖ не дают никаких гарантий: десятки абитуриентов, посещавших её, получили в результате 0 или целый 1 балл.

Величественное высотное здание, известное всем и видное издалека почти отовсюду – вот что представляется, когда думаешь об МГУ. Но вступительное испытание проводится в Шуваловском корпусе, это несколько левее от главного. Учатся студенты факультета журналистики тоже, к слову, не в основном здании, а на Моховой улице, в центре – там же, где подаются заявления на зачисление. Огромная толпа абитуриентов жмётся поближе к входу и ждёт, когда же уже будет можно войти, чтобы всех сразить. Зал, в который приводят, возможно, будущих студентов, огромный, причём таких несколько, четыре или пять, по которым всех распределяют в алфавитном порядке по фамилиям. Совет: садиться лучше на первые парты, ведь списывать всё равно бессмысленно и прятать нечего, а огромного количества конкурентов за спиной не видно, так будет спокойнее.

Как написать хорошее эссе на вступительных экзаменах в МГУ?

Темы пишутся на доске. Вот, что требуют от абитуриентов при написании работы:

Умение творчески интерпретировать тему, демонстрация умений продемонстрировать свою позицию и аргументировать её, привлекая знания из смежных областей вроде истории и литературы.

Первая часть может принести 70 баллов, это сочинение. Даётся две темы на выбор, и абитуриенты пишут работы, приводя литературные или исторические аргументы, то есть, используя произведения отечественной литературы и факты из отечественной истории. МГУ славится патриотизмом и преданностью своей стране, и вступительное испытание – точно не то место, где нужно доказывать свою точку зрения, идущую вразрез с убеждениями университета. Поэтому если в правилах написано об отечественных произведениях, значит, лучше придерживаться этого.

Что такое «редакционное задание» на вступительных экзаменах в МГУ?

Вторая часть задания оценивается в 30 баллов, и это редакционное задание. Требуется представить, будто вы готовите материал, посвящённый одному из двух исторических событий, кратко описать предполагаемое содержание, выбрать трёх невыдуманных людей, свидетелей события, задать им по три вопроса. Это задание появилось сравнительно недавно, в этом году оно будет проводиться только второй раз. На сайте специально обозначен большой список литературы для качественной подготовки к первой части, и список в два раза длиннее – с произведениями по отечественной истории для подготовки к этой части.

Два года назад формат дополнительного вступительного испытания в МГУ был таким же, как и в МГИМО и ВШЭ, но, начиная с 2016 года, устную часть заменили редакционным заданием. Тогда на доске тоже были две темы, но аргументы не обязательно должны были быть литературными, можно было использовать и новостные факты – одна из тем, например, звучала так: «Мой плейлист». Написав эссе по второй теме за полчаса, я сидела и наблюдала за божьей коровкой, которая ползала под столом наблюдателей – это нередкое явление среди абитуриентов, многие боятся первыми идти сдавать работу, предполагая, что тогда его сочтут слишком легкомысленным и не поверят, что хорошую работу можно написать так быстро.

Устный вступительный экзамен на журфаке в МГУ

Вторая часть экзамена в МГУ была устной, проводилась в здании факультета журналистики примерно в том же формате, что и в МГИМО, но несколькими днями позже письменного испытания.

Это была настоящая лотерея. На билетах было написано одно-два слова – тема, по которой надо было рассуждать. Девочка, которая вышла одна из первых, разрыдалась прямо на ступенях: её, как она сказала, «завалили», а тема ей попалась «самая ужасная на свете» — тяжёлая промышленность. Понимая, что про тяжёлую промышленность я ничего не знаю, а прочесть уже не успею, я просто держала в голове мысль: «только не эта тема, только не эта тема», словно умоляла Распределяющую шляпу не отправлять меня на Слизерин. Мне попалась тема «астрология». На самом деле это пример того, что устное испытание намного лучше выявляет достойных будущих журналистов, чем историческое, то есть названное редакционным, задание. Ведь знание истории – большой плюс для журналиста, но не главный пункт, в то время как МГУ сделало его главным критерием отбора. Так вот, по теме астрологии мне пришлось говорить полчаса без остановки, и ведь действительно в голове случайно всплывали те или иные факты – понятное дело, никто в здравом уме при подготовке к экзамену не будет целенаправленно изучать новости об астрологии. По окончании моего монолога, который ни разу, ни кем не прерывался, меня удивлённо спросили: «Вы, правда, можете вот так говорить по любой теме?». И я, то ли помня правило, что надо позиционировать себя уверенной, то ли действительно чувствуя себя так, просто ответила: «Да». И в этот момент меня спросили про тяжёлую промышленность. Вышла я крайне довольная собой, но была встречена отчего-то почти плачущей мамой: оказалось, мама звонила папе и жаловалась, что видела, как передо мной выходят абитуриенты и все повально плачут – и тут я такая радостная. К слову, за устную часть мне поставили максимальный балл.

Результаты экзамена в МГУ тоже можно оспорить на апелляции, но здесь ещё меньше шансов, чем в МГИМО – добавляют баллы очень редко, бывает, что даже не показывают работы. Это становится обычно поводом для разногласий университета и родителей несчастных абитуриентов. Дело в том, что абстрактных критериев оценивания, помимо указанных выше, в МГУ нет – шутят, что их придумывают уже после проверки работ, – поэтому и складываются такие ситуации.

Как пройти творческий конкурс ВШЭ?

Высшая школа экономики тоже проводит дополнительное вступительное испытание на профиль журналистики и состоит из двух частей. Первый тур — написание журналистского материала в электронном виде в одном из предложенных жанров: информационная подборка, обзор, очерк по одной из тем на выбор, второй тур – устное собеседование. Начиная с 2017 года творческая работа в ВШЭ выполняется на компьютере. На сайте вуза значится: «При создании текста абитуриент может использовать любую доступную информацию из интернета. Персональный компьютер со стандартной клавиатурой предоставляется НИУ ВШЭ, использование собственных технических устройств абитуриентов — ноутбуков, PC, иных устройств — не допускается».

Все экзаменационные работы, однако, проходят проверку в системе «Антиплагиат» университета, и работы, в которых доля заимствований превышает 30%, выбывают из конкурса.

Нововведение испробуют только в этом году, поэтому пока что неизвестно, насколько это эффективно. С одной стороны, это странно и не имеет никакого смысла – искать информацию в интернете все умеют, журналистом для этого быть не надо. С другой – все в абсолютно равных условиях, проверяются навыки поиска и использования информации, и, в принципе, это реалии, в которых работают журналисты в изданиях. Даётся несколько тем на выбор, половина «журналистская», требующая использования новостных фактов, другая «литературная», аналог вступительного экзамена на филологию в МГУ.

Творческое испытание оценивается по 100-бальной шкале. За первый тур оценка составляет максимум 50 баллов, за второй, соответственно, также. К устному туру допускаются абитуриенты, набравшие на первом туре не менее 20 баллов из пятидесяти.

Ловушка ВШЭ: критерии оценки работ абитуриентов

Апелляция проводится, естественно, только к письменной части и всегда до устной. Здесь надо быть очень внимательным, потому что критериев оценки очень много. Среди них есть, например, разнообразие источников и корректность их использования, а так же богатство языка. Получив свою работу, я увидела, что за богатство языка балл у меня едва перевалил за половину возможных, и возмутилась настолько, что на устный экзамен даже не пошла. Но придётся признать, что экзаменаторы были в чём-то правы, мой материал был, пожалуй, слишком журналистским – слишком сухим и официальным. В этом заключается типичная ошибка абитуриентов: они пытаются позиционировать себя как состоявшиеся журналисты с многолетним опытом – никто при поступлении этого не требует. Поэтому если текст будет живым и неординарным, в этом и будет заключаться успех работы.

Важно отметить, что в ВШЭ ценятся публикации, а так же сертификаты и дипломы, связанные с медиа-сферой. Те, у кого нет публикаций, ничего не теряют, а для тех, у кого есть, они не станут соломинкой для утопающего при плохом результате собеседования. Однако Высшая школа экономики оставляет за собой право при наличии публикаций и при хорошем ответе повышать результат на пять баллов.

Эти три крупнейших университета Москвы не единственные, кто готовит будущих журналистов, есть не менее достойные вузы в других городах России, а так же не такие известные вузы столицы. Но важно помнить, что громкое имя университета никогда не обеспечит громкое имя каждому студенту – он должен добиваться успеха сам, а высшее образование даст ему необходимую базу знаний и станет основой его карьеры.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мой балл за три ЕГЭ и внутренний экзамен – 327. Проходной на журфаке МГУ – 250. Мама едет домой по Садовому, открыв в машине все окна, рыдает и кричит: «Я родила гения!» Я пытаюсь приглушить эти крики песнями Оксимирона в наушниках, но собой остаюсь крайне довольна.

На выпускном в начальной школе мой классный руководитель задавала всем один и тот же вопрос: «Кем вы хотите стать? » И если половина учеников четвертого класса все еще заявляла о космосе и президентстве, то я реально оценивала свои способности и ответила: «Студенткой журфака МГУ, Наталья Владимировна ». Семь лет пролетели незаметно, за плечами потерянное лето абитуриента, а впереди 31 августа – день, когда я стану счастливым обладателем студенческого билета. Теперь о том, как я прошла все круги ада и оказалась в списке зачисленных на факультет. Поступление – это ад хотя бы потому, что ЕГЭ по литературе состоит из пяти сочинений (четыре маленьких, одно большое ) и теста из 25 вопросов. На всё четыре часа. Времени на панику не отведено: ты или знаешь, или нет. Русский и английский – намного проще. Получаю отличные баллы и подаю документы в МГУ . А для подстраховки еще на два факультета Высшей школы экономики : журналистика и медиакоммуникации .

Вступительные испытания в ВШЭ в отличие от МГУ состоят из двух частей: письменной и устной. На журфаке ВШЭ пишу о своей рубрике « » (пытаюсь доказать, что иногда дети звезд – не просто наследники громкой фамилии, но еще и талантливые и целеустремленные ребята ), а на «Медиакоме » составляю рецензию на один известный интернет-портал. И ту и другую работу оценивают невысоко. На устное испытание я все равно прохожу и наспех собираю портфолио: , и многочисленные публикации в школьной газете «Контакт !» (она, кстати, восемь раз была признана лучшей в России ). Остается три вступительных испытания: два устных в ВШЭ и одно письменное в МГУ – как назло, последнее. Устное испытание журфака ВШЭ . Свою очередь я жду пять часов и все это время считаю людей, выбегающих из кабинетов после беседы с экзаменаторами в слезах и соплях. Пока мне задают банальные вопросы об аудитории PEOPLETALK , последних политических событиях в мире, столице и крупнейших европейских кинофестивалях, краем уха слышу, как другой экзаменатор просит мою знакомую перечислить художественных руководителей всех московских театров. «Ты хочешь в журнале работать или вести какую-то передачу по телевизору? » − подтрунивает надо мной мой мучитель. Отвечаю, что от практики на ТВ я не отказалась бы, и излагаю суть программы, которую хотела бы вести. Молодой человек саркастично улыбается и спрашивает: «Ну и как, по-твоему, почему такой передачи еще нет? Может, такое просто никому не интересно? » «Может, просто на ТВ еще нет меня? » − сходу отвечаю ему я. Больше вопросов он мне не задавал. За собеседование я получила 27 баллов из 30.
На факультете медиа атмосфера была менее напряженной – один координатор сравнивал другого с большим и злым покемоном, за которого дают много баллов. Со мной беседовали трое: выпускница факультета, с ней женщина, как две капли воды похожая на Анну Михалкову , и профессор ВШЭ Иосиф Михайлович Дзялошинский . Последний просит меня объяснить ему, почему «Омерзительная восьмерка » Тарантино на самом деле омерзительная. − Я считаю, что убить мексиканца только потому, что он мексиканец, или женщину из-за того, что она стоит у тебя на пути, – безнравственно. − Да? А вы слышали, что в Японии наездник имел полное право отрубить голову пешеходу, если тот преградил ему путь? Я вот, например, с этим полностью согласен.

Дальше Иосиф Михайлович улыбается и говорит: «Вы очень эмоциональная девушка. Я боюсь эксцентричных женщин ». − Ну что ж, грузинская кровь играет. − Не надо мне тут про крови, я сам азербайджанец… «Вы серьезно? » − думаю я про себя и начинаю рассказывать о том, что за переворот совершает Гоша Рубчинский в мире моды. Выпускница «Медиакома » понимающе кивает головой и улыбается. Под конец на примере «Бумажных городов » доказываю всем троим экзаменаторам, что Кара Делевинь – так себе актриса («Согласен », − говорит Дзялошинский ), и получаю максимальный балл: 50 из 50.
Дальше – день Х (в глубине души я надеялась, что он никогда не наступит ): внутренний экзамен в МГУ. По такому поводу мне приходится ехать в Шуваловский корпу с и стоять в стометровой очереди с остальными абитуриентами. Вообще, поступающие на журфак МГУ –отдельная тема для разговора. Здесь все: и девушки на «лабутенах » с «луивитонами » («Я хотела бы работать в Vogue , писать про тренды… »), и потные парни в спортивках и расшнурованных «ньюбелансах » («Сань, ты видел, как вчера «Мясо » «Коней » разнесли? »), и те, кого называют книжными червями («Да в «Вышке » было элементарно. Всего-то про «Антикоминтерновский пакт » спрашивали »). Я смотрю на этих людей и думаю: «Это со мной что-то не так или с ними? » Держусь особняком и краем уха слышу, как стоящие позади меня девушки перечисляют республики Советского Союза , вспоминают, при каком правителе отменили крепостное право, и спрашивают друг у друга столицы всех стран мира. Успокаиваю себя тем, что знаю столицу Сербии и понимаю, что перед смертью не надышишься.

Поступающих более полутора тысяч. Нас распределяют по нескольким гигантским аудиториям и раздают листочки с темами сочинений на выбор. Переворачиваю свой и вижу: «Женщины и война » и «Петербург в огне революции ». Половина людей в аудитории начинает биться головой о парту. Выбираю первую тему и расписываю ее на примерах «Войны и мира », «Жди меня » Симонова и старой, доброй народной «Катюши ». Самый страшный экзамен позади. Когда я узнаю свои баллы, понимаю, что прохожу в МГУ, и никакой другой ВУЗ меня больше не интересует.

А тем временем начинаются постоянные звонки из «Вышки » с настойчивыми просьбами учиться именно у них. «Здравствуйте, Алина. Факультет медиакоммуникаций вас беспокоит. Мы тут посмотрели ваши баллы в МГУ… Знаете, в ВШЭ у вас побольше шансов. Ну и скидка 50% », − заманивает меня человек по имени Никита на другом конце провода. «Прям как сетевой маркетинг », - думаю я и отказываюсь. Через месяц я буду подниматься по мраморной лестнице журфака МГУ. Правильно говорят, он – как мужчина мечты. Во-первых, его атмосфера неповторима. Во-вторых, здесь учились Влад Листьев, Анна Политковская, Владимир Орлов и еще десятки известных журналистов. А в-третьих, он расположен на Охотном ряду : окна выходят на Красную и Манежную площади , а Столешников , Камергерский и Брюсов − в двух шагах. Побывав однажды на журфаке, ты окончательно и бесповоротно в него влюбляешься, это факт.
Дальше, конечно, начинаются страшные будни абитуриента : отнеси документы, оставь оригинал аттестата, напиши заявление на согласие, напиши согласие, напиши согласие о согласии, и вот − ты уже готов послать все к черту и остаться неучем. Скажу честно, экзамены были для меня куда менее тяжким испытанием, чем вся эта рутина. «Сколько статей я могла написать, пока сидела в этих адских очередях? » − крутилось в моей голове.
Девушка, простите, я пропустила свою очеред ь», − тихо говорю я. «Ты вообще-то была за мной, ниче ты не пропустила », − слышу в ответ. Окружающая меня кучка людей даже напряглась от такой наглости. «Мы, вообще-то, на «ты» с вами не переходили. Будьте добры соблюдать дистанцию ». На этом разговор закончился, но именно тогда я поняла, насколько тяжело будет влиться в новый коллектив. Я с одноклассниками-то своими только к концу более-менее начала общаться, а тут такая смена обстановки!

Итак, документы сданы, договор подписан. Мой «мужчина мечты » надел мне на палец обручальное кольцо. Впереди у нас с ним бессонные ночи (в лучшем случае – вечеринки с однокурсниками в «Симаче » на соседней улице, в худшем – подготовка к сессиям ), долгие беседы с преподавателями (в лучшем случае – с Георгием Кушнаренко , солистом группы «Труд », в худшем – с любым другим ) и налаживание отношений с огромным количеством новых (иногда очень наглых ) людей. Осталось только позвонить классному руководителю и сказать, что я – студент журфака МГУ. Теперь мне предстоит с головой погрузиться в эту «». Здравствуй, лучший вуз страны!