Не прервется связь поколений максимальная оценка. — Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений!»

Патриотическое воспитание играет в становлении личности настоящего человека не меньшую, а то и большую роль, нежели общеобразовательные школьные предметы. В этой связи московский департамент образования проводит важный и нужный конкурс – «Не прервется связь поколений». Это метапредметная олимпиада, которая пройдет в 2019 году уже в шестой раз. Организаторы преследуют высокие цели: приобщение к основным национальным ценностным ориентирам Отечества – патриотическому отношению, социальной ответственности, гражданской позиции, сохранению ценного исторического наследия родной страны и поддержку детей, которые имеют выраженные социальные мотивы с помощью в их реализации.

«Не прервется связь поколений» – олимпиада, в которой в 2018 году поучаствовало более 15 000 школьников столицы, в 2019 она приобретет всероссийский масштаб. Рассказать о жизни и судьбе знакомого ветерана сможет практически любой школьник нашей огромной страны.

Как попасть на конкурс

Поучаствовать в олимпиаде смогут учащиеся школ и среднеспециальных учебных заведений 5-11 классов. Соревнование пройдет заочно одним туром. Положение о проведении, строках, требованиях и подведении итогов олимпиады «Не прервется связь поколений» в 2019 можно будет скачать на сайте столичного Департамента образования www.mos.ru/dogm/. Даты проведения – декабрь 2018 – март 2019.

Участникам необходимо зарегистрироваться по ссылке, которая появится на сайте Городского методического центра mosmetod.ru . На почту конкурсанта придется ссылка подтверждения, а затем – код участника, который надо будет сообщить локальному руководителю олимпиады (ответственному преподавателю). Затем ориентировочно до конца марта 2019 г. в надо будет разместить в Личном кабинете написанную работу (рассказ, сочинение) в формате pdf.

Требования к выполнению работы

Ребята должны быть лично знакомы с героями конкурсных рассказов, взять у них интервью, провести небольшое исследование и его результаты разместить в тексте в форме рассуждения. Размер работы – до 2-х страниц напечатанного текста. Сочинение должно быть написано с соблюдением этики, а также орфографических, синтаксических и стилистических норм и правил русского языка. Важно соблюсти историческую и логическую точность повествования. Приветствуются фотографии конкурсантов с ветеранами, а также снимки из личных архивов (не более 3-х штук). Немаловажно также упомянуть о взаимном влиянии конкурсанта на героя в процессе подготовки работы. Например, история о помощи пожилым людям освоить компьютер или пользование сетью Интернет, зарегистрировать их учетную запись на сайте оплаты ЖКУ и т.п.

Эксперты будут оценивать рассказы конкурсантов в нескольких номинациях:

  • Подвиг ветеранов в Великой отечественной войне.
  • Труд работников тыла.
  • Нелегкое детство детей войны.
  • Судьба ветеранов труда, Вооруженных сил, правоохранительных органов, служб экстренной помощи.
  • Организация волонтерской поддержки пожилым людям и ветеранам.

Полные требования и Положение об организации олимпиады будут размещены позднее на сайте департамента образования.

Подведение итогов

Каждая присланная на конкурс работа будет оцениваться как минимум двумя независимыми членами жюри с выставлением баллов по утвержденным критериям оценивания. Результаты разместят на сайте в течение месяца после завершения конкурса. Количество призеров и победителей будет определено организаторами в зависимости от числа обучающихся, принявших участие. Все участники получат памятные грамоты, а победители – призы и подарки от оргкомитета олимпиады. Награждение пройдет в очной и заочной формах.

С уверенностью можно говорить о том, что, на самом деле, в этой олимпиаде выиграет каждый, приславший свой рассказ. Память о страшных событиях и геройстве, о подвиге и жизни, несмотря ни на что, о взаимопомощи, спасении людей и мирной жизни будет жить в следующих поколениях. Даже если лишь один школьник задумается о великом подвиге прошлых поколений и одному-единственному ветерану станет легче и интереснее жить, это соревнование уже оправдает свою организацию. А если предположить, что каждый школьник вынесет для себя полезное из личной истории пожилого героя, то будущее поколение, сидящее сейчас на школьных партах, станет ответственнее за судьбу родной страны, на благо которой трудились его деды и прадеды.

Как проходила метапредметная олимпиада в 2018 году: видео

Приказ ДОгМ о проведении олимпиады (скачать в pdf)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения VI Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений – 2019» (далее – Олимпиада), правила участия и определения победителей и призёров Олимпиады.

1.2. Организатором Олимпиады является Департамент образования города Москвы.

1.3. Информационно-методическое сопровождение Олимпиады осуществляет Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ДПО ГМЦ). Информация о проведении Олимпиады публикуется на сайте .

1.4. Техническое сопровождение Олимпиады осуществляет Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Центр педагогического мастерства» (далее – ГАОУ ДПО ЦПМ).

1.5. Общее руководство и организационное обеспечение проведения Олимпиады осуществляет Организационный комитет.

1.6. Цель Олимпиады – мотивация обучающихся к проявлению социальной активности через приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким как гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, труд.

1.7. Задачи Олимпиады:

Приобщение обучающихся к истории страны через истории и судьбы конкретных людей;

Формирование чувства патриотизма, ответственности перед Родиной, гордости за настоящее, прошлое и будущее своей страны;

Развитие способности обучающихся к самостоятельной поисковой и информационно-познавательной деятельности;

Формирование умений обучающихся ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.

2. Участники Олимпиады

2.1. В Олимпиаде могут принять участие обучающиеся 5–11-х классов общеобразовательных организаций и обучающиеся профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории города Москвы. Обучающиеся принимают участие в Олимпиаде бесплатно и на добровольной основе.

2.2. Для участия в Олимпиаде участникам необходимо пройти регистрацию и загрузить сочинение в информационную систему по ссылке, опубликованной на сайте в разделе «Конкурсы». Ссылка для регистрации и загрузки работ доступна с 3 декабря 2018 года по 31 марта 2019 года .

3. Организация проведения Олимпиады

3.1. Олимпиада проводится с 3 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года в заочной форме в один этап.

3.2. Жанр олимпиадной работы: сочинение-рассуждение.

3.3. Тематические направления Олимпиады:

- «В строю «Бессмертного полка» – сочинение о боевом пути, конкретном эпизоде из жизни людей, прошедших Великую Отечественную войну 1941–1945 годов и внесших свой вклад в Победу над фашизмом;

- «Я родом не из детства – из войны» – сочинение о людях (членах семьи и близких участника Олимпиады), переживших в детстве и ранней юности тяготы военного времени;

- «Труд – главное достояние человека» – сочинение о героях и ветеранах труда;

- «Жить – Родине служить» – сочинение об участниках локальных войн и конфликтов, о ветеранах и действующих сотрудниках Вооружённых сил, правоохранительных органов, служб экстренной помощи;

- «Вспомним всех поимённо» – сочинение о деятельности поисковых отрядов (клубов), направленной на увековечивание памяти павших в годы Великой Отечественной войны;

- «Судьба и Родина едины» – сочинение о страницах истории семьи участника Олимпиады в контексте Отечественной истории.

3.4. Участник Олимпиады выбирает тематическое направление, в рамках которого самостоятельно формулирует тему сочинения.

3.5. Сочинение оформляется в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему Положению.

3.6. Жюри Олимпиады проводит экспертную оценку сочинений в период с 1 по 26 апреля 2019 года .

3.7. Каждое сочинение оценивается двумя членами жюри Олимпиады. Итоговым баллом признается средний балл, выставленный по итогам двух проверок.

3.8. Сочинения участников Олимпиады оцениваются в баллах, выставляемых на основании Критериев оценивания (приложение к настоящему Положению 3).

3.9. Победители и призёры Олимпиады определяются на основании результатов оценивания сочинений.

3.10. Победителем, призёром Олимпиады признается участник, набравший не менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов по итогам оценивания работ.

3.11. Количество победителей и призёров определяется исходя из квоты, установленной организационным комитетом Олимпиады.

4. Организационный комитети жюри Олимпиады

4.1. Состав Организационного комитета Олимпиады (далее – Оргкомитет) формируется из числа сотрудников ГБОУ ДПО ГМЦ, ГАОУ ДПО ЦПМ, представителей общественных организаций города Москвы и утверждается приказом Департамента образования города Москвы.

4.2. Оргкомитет:

Формирует и утверждает состав жюри Олимпиады;

Осуществляет информационно-методическую поддержку участников Олимпиады;

Обеспечивает работу информационной системы для регистрации и загрузки сочинений;

Устанавливает квоты победителей и призёров Олимпиады;

Организует проведение Торжественной церемонии награждения победителей;

Обеспечивает загрузку результатов участников Олимпиады в личные кабинеты участников;

Осуществляет подготовку и загрузку электронных дипломов в личные кабинеты призёров.

4.3. Состав Жюри формируется из числа сотрудников ГБОУ ДПО ГМЦ, представителей Совета ветеранов Великой Отечественной войны, Совета ветеранов педагогического труда.

4.4. Жюри Олимпиады:

– оценивает закодированные (обезличенные) сочинения участников Олимпиады в соответствии с критериями (приложение 3 к настоящему Положению);

– определяет победителей и призёров Олимпиады на основании квот, установленных Оргкомитетом Олимпиады.

5. Награждение победителей и призёров Олимпиады

5.1. Награждение победителей дипломами и памятными подарками Олимпиады осуществляется на Торжественной церемонии награждения. Церемония награждения проводится не позднее 8 мая 2019 года .

5.2. Призёры Олимпиады получают электронные дипломы, которые размещаются в личных кабинетах участников Олимпиады не позднее 20 мая 2019 года .

Приложение 1.

Требования к оформлению сочинения

1. Сочинение оформляется в виде единого файла в формате pdf, содержащего печатный текст и вставленные изображения, и размещается в информационной системе по ссылке, опубликованной на сайте в разделе «Конкурсы».

2. Указание персональных данных участника в тексте работы не допускается. Титульный лист не требуется. Данные об участнике вносятся на этапе регистрации в информационной системе. После загрузки в систему работа кодируется (обезличивается).

3. Сочинение оформляется на русском языке с обязательным указанием:
- названия тематического направления (п. 3.3 Положения о проведении VI Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений – 2019»);
- темы сочинения.

4. Объём сочинения – до 2 страниц печатного текста и не более 1 страницы, содержащей изображения.

5. Формат листа А4, ориентация листа книжная, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,5, левое поле – 20 мм; правое поле – 10 мм; верхнее поле – 10 мм; нижнее поле – 10 мм.

Приложение 2.

Требования к содержанию сочинения

3. Сочинение выполняется обучающимся индивидуально.

5. Сочинение пишется с соблюдением:
- орфографических норм;
- пунктуационных норм;
- языковых норм;
- речевых норм;
- этических норм;
- фактологической точности в фоновом материале.

Приложение 3.

Критерии оценивания работ

Наличие тезиса, аргумента, вывода

Отсутствие одного из элементов содержания (тезиса или вывода)

Отсутствие двух элементов содержания

Грамотность (максимальная оценка 2 балла)

Работа написана без орфографических и пунктуационных ошибок, в соответствии с речевыми и языковыми нормами

Допущены незначительные речевые, орфографические и пунктуационные ошибки

Допущены грубые нарушения грамматических норм русского языка

Оформление (максимальная оценка 2 балла)

Требования к оформлению соблюдены полностью

Допущены незначительные нарушения требований

Оформление работы не соответствует предъявляемым требованиям

Приложение 4.

Состав Организационного комитета
VI Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений – 2019»

Председатель:

Зинин Андрей Сергеевич

Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городского методического центра Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования города Москвы)

Заместители председателя:

Антонов Николай Викторович

Заместитель директора ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Теселкина Светлана Владимировна

Члены Организационного комитета:

Антонова Татьяна Константиновна

Член Президиума Городского Совета ветеранов педагогического труда при Департаменте образования города Москвы (ветеран труда) (по согласованию)

Козлова Тамара Сергеевна

Секретарь Московской городской общественной организации пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов (ветеран труда) (по согласованию)

Павлов Владимир Николаевич

Старший методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Камагина Ольга Евгеньевна

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Литовский Андрей Николаевич

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Ляхова Елена Владимировна

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Мелина Светлана Ивановна

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Шишкин Сергей Валерьевич

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Щербаков Сергей Николаевич

Методист ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Малиновский Роман Игоревич

Свирин Александр Викторович

Инженер ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Не прервётся связь поколений.

Время постоянно движется вперёд, а позади остаются значимые события как для каждого из нас, так и для народов. Есть такие праздники, о которых нельзя забывать, о них просто необходимо помнить, достойно отмечать и передавать будущим поколениям. Таким событием для нас является День Победы, и в этом году вся страна отметила 72 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда… Наш долг перед поколением победителей – сохранить историческую память о войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг живым ветеранам войны и трудового фронта, детям войны.

В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности обучающихся в ГБПОУ ДЗМ «Медицинском колледже №2» прошли мероприятия, посвященные этой знаменательной дате под девизом «Не прервётся связь поколений!»

Стало хорошей традицией в первые майские дни, накануне праздника Дня Победы, под девизом «Студенты-медики – ветеранам» посещать пациентов московских больниц. З мая наш творческий коллектив пришел в гости к пациентам Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения города Москвы, которым предстоит встретить праздник на больничной койке. Ребята подготовили для них небольшой концерт и чаепитие. После концерта студенты вместе с пациентами и сотрудниками Центра пели песни военных лет.

А 5 мая студенты Колледжа поздравили с Днем Победы ветеранов Великой Отечественной войны, находившихся на лечении в городской клинической больнице им. братьев Бахрушиных. От всего студенческого и педагогического коллектива ребята выразили слова благодарности людям, которые сохранили нашу Родину для будущих поколений.

Волонтёры Колледжа приняли участие в праздничном мероприятии, посвященном 72-й годовщине Великой Победы для жителей и ветеранов ВОВ района «Сокольники». Ребята вместе с военными дружно маршировали под звуки духового оркестра и исполняли песню «День Победы». Наши волонтёры встречали ветеранов у главного входа в парк “Сокольники” и сопровождали их до центральной сцены, где проходил праздничный концерт. Рядом со сценой располагалась военно-полевая кухня, и студенты третьего курса раскладывали гостям настоящую солдатскую еду и создавали теплую и добрую обстановку, напоминающую 9 мая 1945 года – долгожданный День Победы. Со сцены слова благодарности ветеранам и всем павшим в Великой Отечественной войне выразила Айгуль Халиуллина, студентка 2 курса нашего колледжа, исполнив песню “Обелиск”.

В преддверии праздника в память о павших в Великой Отечественной войне обучающиеся провели мемориально-патронатные акции : на братском захоронении воинов Алексеевского кладбища г. Москвы и на Преображенском кладбище. Ребята навели порядок на братской могиле воинов, провели митинги, возложили цветы и почтили память погибших Минутой молчания. Традиционно 5 мая студенты и преподаватели нашего образовательного учреждения проводят Вахту памяти Герою Советского Союза Николаю Францевичу Гастелло у мемориала в районе Сокольники. Одновременно с нашими студентами память Героя почтили военнослужащие Министерства обороны РФ и ветераны Великой Отечественной войны. Завершилась акция Минутой молчания и возложением к мемориалу цветов.

В память о тех, кто ценой собственной жизни приближал день Победы, 6 мая в структурном подразделении №1 прошла Вахта памяти, посвященная 17 гвардейскому минометному черкасскому краснознамённому орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого полку. На торжественном митинге звучали стихи о легендарной «Катюше». Со словами напутствия к будущим медицинским работникам обратился врач, краевед Евдокимов Фёдор Александрович. Завершился митинг Минутой молчания, и в небо взлетели воздушные шары в цветах георгиевской ленточки.

В День Победы сотрудники и обучающиеся Колледжа вместе с членами своей семьи приняли активное участие в акции «Бессмертный полк», с гордостью пронеся портреты свои предков, защитников Отечества.

В течение всего учебного года наши ребята встречались с Героями и родственниками ушедших Героев. 4 мая в Фонде Героев имени Е.Н. Кочешкова состоялось мероприятие на тему: подведение итогов реализации социально-значимого проекта «Возьми в пример себе Героя» и конкурс на знание военной истории. Наши студенты заняли почётное первое место. Мы активно принимаем участие в мероприятиях Фонда и Герои частые гости в Колледже.

И чтобы подтвердить все эти слова, 10 мая в стенах колледжа прошел праздничный концерт «У войны не женское лицо», на котором присутствовали: генеральный директор Фонда Героев, Герой Российской Федерации, полковник запаса Александр Сергеевич Астапов и Герой Советского Союза, полковник в отставке Александр Максимович Райлян. Со сцены актового зала прозвучали стихотворения о войне, песни военных лет, фронтовая переписка, были исполнены танцевальные номера, которые тронули сердца всех присутствовавших в актовом зале. Завершила праздничный концерт музыкальная композиция – «День Победы».

Прошло 72 года с победного мая 45-го года.

Поколение ветеранов сейчас уходит, и наш основной долг сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставив в забвении ни одного погибшего солдата, и отдать дань благодарности за героический подвиг живым. Мы заплатили слишком высокую цену за эту Победу и никому не позволим ни сегодня, ни впредь забывать об этом.

Вечная память Защитникам Родины!

Страшнее слова нету, чем «война»,

Которая уносит всё святое.

Когда зловеще давит тишина,

Когда не возвратился друг из боя…

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам! Мы очень любим Вас!

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Патриарх Кирилл: Уважаемый Сергей Семенович! Дорогие участники торжественного парада! С особым чувством я всегда обращаюсь к вам в День святого великомученика Победоносца Георгия, собравшимся здесь, на Поклонной горе, для того чтобы выразить свои патриотические чувства, засвидетельствовать вашу готовность не просто любить Родину, вашу готовность Родину защищать, вашу готовность следовать теми путями, которыми прошли ваши отцы, деды, прадеды, которые, совершив великий подвиг в жизни, остановили агрессора, защитили нашу страну, победили страшного врага.

Не может быть победы без подвига, и речь идет не только о подвиге воинском, и речь идет не только о победе в сражении, каждому человеку нужно обязательно одерживать победы в своей жизни, иначе мало чего достигнешь. Если говорить о том, какую победу каждый из нас должен одержать и какая победа является самой главной, то можно так ответить на этот вопрос: самая главная победа - это победа над самим собой. Эта победа начинается с младенчества, с отрочества, с юности, когда мы должны во имя более высоких целей и идеалов ограничивать себя, налагать на себя некие ограничивающие нас дисциплинарные рамки, когда мы должны воспитывать в себе силу духа. Это начинается с самого небольшого, и каждый из нас знает: многим трудно утром вставать, делать зарядку, кому-то трудно посидеть и внимательно работать над домашним заданием, когда очень привлекает хорошая погода на улице и гуляющие сверстники, но мы должны научиться совершать эти маленькие подвиги в своей жизни, ограничивая самих себя и воспитывая свою волю, свой разум, свои чувства.

С этого подвига в юношестве, в детстве и формируется способность человека совершать подвиги в жизни, самые великие подвиги, от которых зависит счастье и благополучие не только самого человека, но и, может быть, множества людей, всей страны, всего нашего народа. Ведь именно так совершали подвиги герои Великой Отечественной войны, имена которых мы вспоминаем в День Победы.

Итак, мои дорогие кадеты! Я от всего сердца желаю вам успехов в одержании самой главной победы - победы над самим собой, я желаю вам успехов в интеллектуальном, духовном взрослении, чтобы вы становились сильными, красивыми, умными, добрыми, чтобы хранилось неприкосновенно от всякого разрушения и от всякой деформации ваше нравственное чувство, без которого не может быть сильной личности. И вот тогда ваши мечты о подвиге осуществятся, вне зависимости от того, где и как вы будете трудиться, будь то служба в Вооруженных силах или в любых других областях жизни. Человек, способный на подвиг, способен сделать самого себя счастливым, способен сделать счастливой свою страну! С праздником вас, дорогие кадеты!

Сергей Собянин: Ваше Святейшество! Дорогие ветераны, кадеты! Дорогие москвичи! Поздравляю вас с Днем герба и флага города Москвы! Поздравляю с наступающим Днем Победы! Символы Москвы напоминают нам о героической истории города, о том, как важно сберегать нравственные ценности, быть стойкими в защите веры и правды!

Здесь, на Поклонной горе, собрались люди разных поколений, которых объединяет любовь к Отчизне и ее столице. Вместе с нами героические фронтовики и труженики тыла, спасшие родную землю и весь мир от фашистской чумы. Вместе с нами доблестные ветераны военной службы, отважные офицеры, приумножающие славные ратные традиции. Вместе с нами смелая и прекрасная молодежь - наследники Победы, достойные своих отцов, дедов и прадедов.

Стало доброй традицией в канун Дня Победы проводить парад кадет Москвы. Где кадеты - там победа! Вы ярко проявляете себя в учебе, спорте, творчестве, вы активно участвуете в общественной жизни города, несете вахту почетного караула у огня Памяти и Славы на Поклонной горе. Кадетские парадные расчеты печатают шаг по брусчатке Красной площади на торжественном марше 7 ноября, посвященном легендарному параду. Кадеты Москвы - это смелость и достоинство, дисциплина и выправка, здоровый и активный образ жизни, честность и патриотизм, это стремление приносить пользу обществу и служить Отчизне.

Поздравляю воспитанников, которые по результатам олимпиад, соревнований стали победителями городского конкурса «Лучший кадетский класс». Желаю вам и всем кадетам Москвы успешно учиться, ценить дружбу и вырасти настоящими гражданами нашей прекрасной и великой России.

Желаю вам, дорогие ветераны, бодрости духа, сердечного тепла, благополучия и долгих лет жизни! С праздником Победы!

Кадет: От имени кадет Москвы хочу заверить, что мы будем хорошо учиться, станем достойными гражданами России, всегда готовыми защитить Отечество. Мы продолжим традиции победителей - наших отцов, дедов и прадедов. Не прервется связь поколений! Гордимся и помним!

Владимир Долгих (председатель Московского городского совета ветеранов) : Наши кадеты! Я от имени десяти тысяч участников войны, живущих в Москве, от 80 тысяч тружеников тыла хотел обратиться к вам, дорогие кадеты. Наше поколение прошло через горькую дорогу к Великой Победе. Мы прошли через горечь поражений, но и через череду великих побед, разгромили германский милитаризм, фашизм и пришли к Великой Победе, сохранив нашу землю, предоставив жизнь будущим поколениям, к которым вы сегодня принадлежите!

Мне хотелось сказать о значении Великой Победы. Победа только у нас есть такая, у россиян. Другого народа нет, у которого была бы такая Победа. Эта Победа сегодня объединяет всех - независимо от принадлежности к политическим партиям, конфессиям и другим организациям. Она объединяет наш народ, она представлена уже материальной силой нашего общества. И главная задача нашей молодежи - понять значение этой Победы и беречь ее, беречь от фальсификаторов, от тех, кто стремится переписать нашу историю - историю Великой Отечественной войны.

Уважаемые кадеты, вы наше будущее! Мы, старшее поколение, передаем вам значение этой Победы, эту Победу и призываем вас внять тем словам, которые произнес здесь Святейший Патриарх, и беречь нашу Победу. Кадеты, вперед! Да здравствует наша Родина - Россия! Ура!​

А там рыбалка, соловьи, сено душистое-душистое, а небо черное, густое, как бархат. Опять же речка Воротня, купайся - не хочу, ребятня деревенская, озорная, вольная. Одним словом, пыхтел Колька над учебниками весь год. Не все, правда, получалось, но отец похваливал да по плечу похлопывал.
Кончилась школа... Разрывами бомб, заревами пожарищ, заполошными криками женщин, провожавших на фронт своих мужчин, - так начались каникулы Коли Хрущева. Отца проводили на фронт (погиб он подо Ржевом в 1942-м), мать с утра до ночи на заводе «Серп и молот» заготовки для бомб вытачивает, частенько с ночи до утра остается. Помаялся Коля с неделю и пошел на работу устраиваться. Взяли и карточки рабочие выдали. Ничего, что из-за малого роста он не доставал до рукояток станка. А ящики пустые на что? Не все сразу получилось, но старался он, ох как старался. На фронт не просился: обмануть военкома, как другим пацанам, рослым, здоровым, не удавалось. Ростом он и не вышел: метр сорок с табуреткой, как говорится. Особо не горевал - не до того было: план ого-го какой. Да еще по ночам зажигалки на крышах тушить надо было. До самой победы Колька Хрущев, парнишка с Рогожской заставы, работал на заводе «Серп и молот», даже орденом награжден, потом учился в ФЗУ, служил в армии, женился, родились дети.
А повоевать не пришлось! Разве только на трудовом фронте.
Так и текла жизнь, как речка Воротня, по светлым камушкам, в которой не довелось ему порыбачить летом 1941-го.
Не заметил, как пенсию заработал, сыновей вырастил, жену схоронил.
Но не сидится без дела. И пришел Николай Васильевич Хрущев к нам в школу рабочим по зданию. Все умеет: замки врезать, парты починить, доску повесить, смеситель установить.
Маленький, худенький, с потертым коричневым портфельчиком, где все прибрано, убрано, гаечка с шайбочкой по коробочкам разложены, ходит он, не торопясь, по школе, да везде успевает. Женщины-учителя не нарадуются: двери не скрипят, доски не трещат, да и мальчишки-сорвиголовы попритихли. Оказывается, Николай Васильевич бригаду организовал и стал всех желающих мужицкому делу учить.
Не только с молотком и отверткой лихо управляется Николай Васильевич. Он еще и на баяне играл, частушки пел и о своем детстве счастливом нам рассказывал. Да-да, счастливом! Ведь и его заслуга есть в том, что погнали наши доблестные бойцы поганую фашистскую нечисть с родной земли.
Сейчас Николаю Васильевичу 82 года. Он частый гость в нашей школе: приходит в музей «Родина», рассказывает о своем военном детстве, играет на баяне. Летом в деревне огородничает.
Язык не поворачивается сказать, что мы взяли над ним шефство. Он все умеет и любит делать сам. Мы с ним просто дружим и хотим быть такими же трудолюбивыми, добросовестными и ответственными, как наш дорогой дядя Коля.

Юлия БУНИНА, ученица 8-го класса школы №2087

Память сердца

Пожалуй, нет страшнее и тяжелее испытания для человека, чем война. Книги и фильмы... Они могут лишь чуточку приблизить нас к событиям того времени, но никогда не передадут во всей полноте тот ужас, который пережили наши предки. И как же жаль, что люди до сих пор не научились решать конфликты мирным путем, обрекая на смерть и страдания огромное количество невинных жизней!
Счастливцы те, кому удалось пережить горе войны и сохранить силы, веру в добро и, главное, желание к жизни. Таков и ветеран, которого я встретила в этом году: принимая участие в деятельности школьного музея, я познакомилась с замечательным человеком - Михаилом Михайловичем Крупенниковым. Это знакомство заставило меня иначе посмотреть на многие вещи: ценность дружбы, семьи, человеческой жизни. Меня поразило, что Михаилу Михайловичу, пережившему столько трудностей, увидевшему столько страшного на своем пути, удалось сохранить такое удивительное жизнелюбие и бодрость духа, которым я могу только позавидовать. Наверное, пройдя столь тяжкий путь, начинаешь по-настоящему ценить жизнь.
Благодаря автобиографическим рассказам Михаила Михайловича события военных лет стали мне ближе и понятнее. Я слушала ветерана, и мне казалось, что все, о чем он говорил, было еще вчера...
Родился Михаил Михайлович в 1926 году. Он помнит Москву еще с мощеными булыжником улочками, с невысокими деревянными зданиями, с мальчиками, играющими в тряпичный мяч и стреляющими из рогатки. В 1941 году Михаилу Михайловичу было всего пятнадцать лет, когда он, сидя в своей комнате, услышал по радио: началась война. Мальчишки тогда взрослели рано, так что Крупенников пошел работать: его устроила тетя на завод «Подъемник» (сейчас завод имеет название «Станколиния»), где Михаил Михайлович выпиливал ложа для винтовок. Потом предприятие было эвакуировано в Ташкент, а Крупенников устроился подшивать валенки для солдат. Дальше Михаила Михайловича ждали всеобуч, нехитрые сборы вещей, проводы, слезы родных, призывной пункт...
Крупенников прошел нелегкий военный путь: освобождал Белоруссию, прошел Восточную Пруссию и дошел до Берлина, в северо-восточной части которого, будучи связистом, услышал в наушниках: «На земле, на воде, в воздухе бои прекращены. Война окончена».
Из рассказов Михаила Михайловича мне особенно запомнился один случай - удивительный пример товарищеской взаимовыручки, без которой люди не смогли бы выжить на войне. Случай произошел с Михаилом Михайловичем на границе с Польшей, в ходе ночной переправы через реку Нарев. Ширина реки составляла примерно километр. Над рекой сохранился небольшой мост. Михаил Михайлович вспоминает: «Немец с воздуха этот мостик не разбомбил. На другом берегу реки мы заняли плацдарм, и пехоте надо было перейти через реку. Я ростом был маленьким и ходил последним. Пока ракеты со стороны немцев светят, видно мостик. Ружье у меня на плече. Как ракета погасла, в глазах темно, мост не видно. Неожиданно моя правая нога ушла под мост, я упал, успев зацепиться за деревянную балку. Течение реки было очень сильное. И что вы думаете, у меня в голове сразу? Семья! На мне 200 патронов. А за мной шел татарин. Он мне помог выбраться и подсказал, что надо идти, постукивая впереди прикладом винтовки. Так я и прошел. Когда мы перешли, все ячейки на берегу оказались заняты. Берег реки был очень крутой. Вдруг смотрю, песок на берегу сзади меня обрушился. А мой татарин оказался под песком. Я знал, что он там. У нас, у пехотинцев, была маленькая лопатка, я помог ему откопаться. Стукнул ему по каске, татарин пришел в себя. В этот момент я подумал: «Он спас меня на воде, а я его на суше». Позднее, когда дошли до траншеи, пропал татарин, больше его я никогда не видел».
Этот рассказ заставил меня задуматься о том, насколько хрупка человеческая жизнь, особенно на войне. До чего поразительно, что судьба человека решается каким-то случаем, удачей! А о чем думали люди, находясь на границе жизни и смерти? О любимых, близких, о семье! Думаю, во многом благодаря тому что люди шли в бой с мыслями о защите родных, наш народ смог одержать победу.
Михаил Михайлович подарил школьному музею ремень, с которым он прошел весь свой военный путь, и книжечку, где собраны его собственные стихи и рассказы. Как участник музея, я работаю над тем, чтобы творчество Крупенникова было опубликовано. Проводя в школе экскурсии, я всегда рассказываю о судьбе этого удивительного человека, отстоявшего вместе с нашим народом свободу Родины, право на жизнь, право на счастье детей и внуков - на наше с вами счастье.

Софья ЛУКАНОВА, ученица 10-го класса школы №1222

И не забыть нам годы эти...

Все дальше от нас во времени военные годы. Вот уже семьдесят лет минуло со Дня Победы - самого великого дня в жизни наших прадедов, но память о тех, кто ценой собственной жизни приближал этот день, завоевывал наше мирное настоящее, не померкнет.
Я хочу рассказать о моем прадедушке Николае Федоровиче Косове. Он родился в 1906 году в Киеве в семье рабочего. После окончания срочной службы в рядах Красной Армии прадедушка прошел обучение в кожевенном техникуме и получил специальность технолога коже-мехового сырья.
В течение почти десяти довоенных лет он работал на Дарницком мясокомбинате и к началу войны занимал должность заведующего производством. Мирная профессия, мирная жизнь... И вдруг война!
С начала Великой Отечественной войны Николай Федорович находился в действующей армии. У него было звание старшего лейтенанта, он умел руководить людьми, хорошо знал химию как технолог, так что прадед был назначен начальником службы химической защиты 339-го батальона аэродромного обслуживания, а 5 августа 1941 года - начальником группы по обеспечению боевой работы бомбардировочных полков зажигательными веществами на аэродроме «Острая могила» в Луганской области. (Сегодня на этой земле опять неспокойно!)
Аэродром подвергался массированным систематическим бомбардировкам фашистов. Но, несмотря на смертельную опасность, наши бойцы трудились круглосуточно: сбрасывали на днепровские переправы тонны зажигательного вещества, чтобы враг не прошел через Днепр. Кроме того, прадеду было приказано вывезти из-под удара противника четырнадцать вагонов авиационных химических бомб, находившихся на аэродроме. В течение трех суток без сна и отдыха, под непрерывным огнем противника работал личный состав под руководством старшего лейтенанта Косова. Как трудно было ему и его боевым товарищам! Ведь в любую минуту они могли погибнуть! Но боевое задание было выполнено.
В нашей семье хранится наградной лист с кратким изложением личного боевого подвига прадеда, за который он был удостоен ордена Красной Звезды. Командир характеризует Николая Косова как мужественного и отважного бойца, ответственного и опытного специалиста, грамотного наставника и авторитетного руководителя.
Шла война, продолжался боевой путь моего прадедушки. В 1942-1943 годах он принимал участие в битве за Кавказ. Нацистская Германия, Румыния и Словакия хотели завоевать Кавказ, поскольку он был основным источником нефти для всей территории СССР. Однако планы врага были разрушены благодаря героическим усилиям командования и бойцов Красной Армии, среди которых был и Николай Косов, награжденный за проявленное мужество и героизм медалью «За оборону Кавказа». Военную службу прадедушка закончил в 1956 году в звании майора, имея в числе боевых наград два ордена Красной Звезды и медали.
К сожалению, я не знал прадеда, он умер задолго до моего рождения. Но, изучая семейные архивы о боевом и послевоенном пути прадеда и слушая воспоминания деда о его отце, я понимаю, что история его жизни послужила примером для дедушки и определила его профессию. Мой дедушка Николай Юрьевич - профессиональный военный, полковник в отставке, посвятивший всю свою жизнь службе Отечеству.
Я горжусь историей своей семьи и ее героями. У большинства российских семей есть свои герои, победившие фашизм. Все они выполнили свой долг до конца, проявили мужество и отвагу. А мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить память о них и в честь этой памяти сохранить мир.

Егор ИВАНОВ, ученик 7-го класса школы №1359

И дни те в памяти храня...

В этом году отмечается знаменательная дата - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Война - это страшное слово, это тяжелейшее испытание для всех. Война несет боль и утрату, жестокость и разрушение, горе, смерть, страдание. Самыми беззащитными оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, на смену ему приходят потери, лишения. Дети, пережившие войну, никогда ее не забудут...
Мы размышляли на тему безрассудности войны на совете учащихся, и наша одноклассница вспомнила о своей соседке Вере Васильевне Судниковой. В этом году ей исполнится 89 лет, ее детство пришлось на тяжелые военные годы. Она видела суровое лицо войны, заглянула в ее безжалостные глаза. Вера Васильевна очень общительный, жизнерадостный человек. Мы решили встретиться с ней и побеседовать.
Во время нашего визита Вера Васильевна рассказала нам историю своей жизни. Прошло много лет после окончания войны, но вспоминать это страшное время ей очень тяжело.
«...Был летний солнечный день. Мы с подружками и младшими детьми играли во дворе. Взрослых не было дома, когда по радио объявили о начале войны. Никогда не забуду, как люди из нашей деревни, услышав сообщение о начале войны, вышли на улицу. Плакали старики, женщины и дети. Вскоре пришла наша мама с поля, и я вместе с сестрой и братом окружили ее и наперебой стали говорить о том, что началась война. Так мы впервые ощутили, что такое большое горе. В нашей деревне все меньше слышалось радостного смеха, все больше было плача и горьких слез, потому что каждый день мы все вместе кого-то провожали на фронт. Приходили повестки, и мужчины уходили на фронт. Мой отец, Василий Васильевич Мартынов, в конце августа 1941 г. ушел добровольцем на фронт. Очень скоро в нашей деревне остались только женщины, старики и дети. А в этот год выдался очень хороший урожай, и все заботы легли на плечи женщин и подростков. Мы молотили зерно, копали картошку, таскали мешки со свеклой. В конце октября начали призывать и подростков. В их числе оказалась и я. Мне тогда только исполнилось 15 лет, моей сестре было 11 лет, а младшему брату 8 лет. Меня, самую старшую, и еще несколько девочек из нашей и соседней деревень взяли рыть окопы.
Как сейчас помню, привезли нас в деревню Лебедянь, что на границе с Орловской областью. Нам, девочкам, пришлось очень трудно: мы никогда еще не уезжали так далеко из родного дома. Нас распределили по домам. Каждый день с утра и до вечера мы ходили в поле рыть противотанковые окопы шириной 3 метра, а глубиной в 1,5 метра. Почти каждый день над нами летали немецкие самолеты-разведчики, и хорошо, что они не бомбили. А спали мы где придется: кто в сарае, а кто просто на траве в саду. Врезалась в память эта Лебедянь тем, что в этой деревне было очень плохо с водой. Один колодец на всех, и то он наполнялся, когда дул сильный ветер, а в остальное время он был пуст. Помню эти длинные очереди за водой с бидонами, банками, ведрами, люди запасались водой впрок до следующего ветреного дня. Время стояло жаркое, безветренное. Мы приходили с поля после работы, а воды нет. Иногда, когда оставались силы, мы ходили к роднику, который располагался неподалеку. Это место, где всегда была вода, охранялось часовыми, чтобы никто не мог заразить воду. Очень боялись провокаций фашистов. Больше месяца мы рыли окопы, и наконец нас отправили домой, правда, ненадолго. Так мы, дети и подростки, делали все, что могли, для будущей Победы. Ох, как мы ее ждали и надеялись, что вот-вот кончится война, а она все длилась и длилась! Все это время мама с младшими детьми, да и все женщины и старики нашей деревни, своим посильным трудом старались приблизить победу. Мы пахали, сеяли, убирали урожай и все сдавали для фронта, оставляя себе малую часть, чтобы только дожить до весны. К счастью, до наших мест немцы не дошли, и мы выжили. Правда, с фронта почти никто не вернулся...»
Наш визит длился не очень долго, так как Вера Васильевна быстро устала, да и воспоминания были тяжелые. От предложенной помощи по дому Вера Васильевна отказалась, объяснив, что у нее много родственников, и они помогают ей и ухаживают за ней. Мы решили отблагодарить ее за гостеприимство и подарили плед и мягкую подушку для ног. В следующий раз мы старались вообще не говорить о военных годах, так это тяжело было не только для Веры Васильевны, но и для нас.
Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов... Но не могут они рассказать, что чувствовали, о чем думали, о чем мечтали наши деды и прадеды, те, кто на своих плечах вынес все тяготы той страшной, но ВЕЛИКОЙ войны. А что ты, живущий в XXI веке, сможешь рассказать друзьям, своим детям, всему человечеству?
Сегодня наши близкие, ровесники Веры Васильевны, - последние свидетели тех трагических дней. Мы должны сохранить их воспоминания как частицы истории, которые неотделимы от того, что было до нашего рождения.
Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям.

Анастасия КОЖЕВНИКОВА, ученица 8-го класса школы №2110 «МОК Марьино»