Невидимая лояльность семье. «Я освободилась от своего страха»

Каждый из нас является звеном в цепи поколений, и порой нам приходится, к соб¬ственному удивлению, «оплачивать долги» наших предков. Эта своеобразная «невиди¬мая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению приятных си¬туаций или печальных событий. Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть воз¬можность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.
Эта книга во Франции выдержала 14 изданий. Она является результатом двадцатилетней научной-деятельности и клинической практики Анн Анселин Шутценбергер. Случаи, которые она приводит, по драматизму, эмоциональному накалу и таинственности превосходят самые смелые фантазии авторов готических романов. Иногда они шокируют, иногда пронзают острой болью и всегда напоминают о том, что каждый из нас является частью общей для всех истории и даже самые отдаленные события гораздо ближе к отдельному человеку, чем можно себе представить.
Исследовательский и терапевтический аспект книги представляет обоснования тех явлений, с которыми автор работает с помощью своего метода — трансгенерационной психогенеалогической концептуальной терапии. Один из основных его «инструментов» — геносоциограммы — позволяет распутать сложный клубок семейных историй, выявить связи между поколениями и прервать цепь бессознательных повторений, чтобы человек мог осознать собственное предназначение и использовать свой шанс в жизни.

СОДЕРЖАНИЕ
Предупреждение …10
Живущее прошлое. Попугай дедушки …11
От бессознательного к геносоциограмме …13
Уже Фрейд …14
Юнг, Морено, Роджерс, Дольто и другие …16
Мои профессиональные «родственные связи» …18
Этот незнакомец Морено …19
Генограмма и геносоциограмма …21
Фрейд и «тревожащая странность» …22
Семейная терапия и генограмма/геносоциограмма …2S
Группа Пало Альто …26
Стратегическая системная терапия …27
Структурная семейная терапия …27
Семейная психоаналитическая терапия …28
Невидимые лояльности …29
Концепция Ивана Бузормени-Надя …30
Парентификация …31
Семейный миф или сага о семье …32
Личный пример …34
Семейная «бухгалтерия». Базовая безопасность.
Несправедливость …35
Обида …38
Несправедливость судьбы …39
Трансгенерационный страх.
Травматизм «ветра пушечных ядер» …40
«Это несправедливо...». Пережитая несправедливость, «настоящая справедливость» …40
Пассивная агрессивность …41
Психосоматика/соматопсихика …42
«Body mind connection» …42
Трансгенерационные связи. «Бухгалтерия долгов и заслуг».
Пережитая несправедливость …43
«Зубастые подарки» …47
«Гроссбух» святого Николая …51
Мы все происходим из «смешанных пар» …52
Индивид и семья …53
Синхронная карта семейных событий …54
Контекстуальный и интегративный подход …56
Семейные правила …57
Быть лояльным членом группы …60
Контекст и классовый невроз. Провал в школьной учебе …61
Склеп и призрак …64
Непризнаваемая, неуловимая тайна …66
Охотник за бабочками …68
Происхождение и смерть …71
Эрже и Тентен …71
Семейные бессознательные повторения в день годовщин: несчастный случай со вдовцом …72
Болезнь приемного ребенка …73
Тайна смерти родителей и своего происхождения: дети депортированных …73
Случай Робера - разрывы и тайны …74
Геноцид и пережитая несправедливость: рабство, депортация, массовое бегство …76
Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины …82
Открытие синдрома годовщины …83
Обмены и взаимодействие …86
Мой стиль работы …87
Синдром годовщины …92
«Невидимые лояльности» и «фракталы» …96
Как строить геносоциограмму? …99
Условные обозначения …99
Биографическая реконструкция. Метки, ключи, границы памяти и ограничения метода …103
Основы идентичности: имя и фамилия.
Фамилия или отчество: «Как тебя зовут?» …106
Значимость имени. Нить Ариадны …109
Важность контекста (исторического, экономического, культурного) …11О
Жизненный контекст (учеба, путешествия, проживание в дальних краях). Имя-код, имя-травести, имя-криптограмма …112
Мы все метисы? Наследники двух культур …113
Внебрачные дети, побочные дети. Примеры социального и семейного «стыда» …114
Задачи геносоциограммы …115
Моя клиническая практика в трансгенерационном методе …117
Группа, Мари и другие …119
Вновь обрести свою идентичность. Передача …125
Запас прочности …126
Базовая безопасность. Жизненный порыв …126
Трансгенерационное и интергенерационное. Память, к которой вновь обращаются: живая память или провалы памяти …130
Клинические примеры с упрощенными геносоциограммами …131
Шарль: синдром годовщины и невидимая лояльность семье...131
Марк: семейное повторение несчастных случаев …135
Жаклин: армянский геноцид …139
Валери и Роже: существует ли «наследственная предрасположенность» к дорожно-транспортным происшествиям? …142
Семейная конфигурация и синдром «двойной годовщины» …145
Годовщина — период уязвимости, «стресс годовщины» …145
Два брата, выживший и умерший …147
Люсьен и мадам Андре: генеалогический инцест …149
Две молодые мадам Раванель: непроясненный генеалогический Инцест …151
«Цепочка» семейных союзов …155
Переданное наследство и структура семьи …157
Семья де Мортелак: смерть детей в раннем возрасте в нескольких поколениях …158
Предсказания и проклятия в истории …159
Эффект «сильного слова». Проклятие Катона: «Delenda Carthago est» …161
Священник: эффект неверно понятого «сильного слова» …163
Ван Гог, Дали и Фрейд: замещающий ребенок и ребенок восстанавливающий …167
Сандрина и другие: помечающая — помеченная годовщина.... 170
Четыре других примера: мусульмане; Жак/Жаклин; понедельник на Пасху 1965 г. — след Севастополя; Изабель... 173 Ноэль: конфликты пищевых привычек и «диетической
идентичности» …175
Выводы. Верхний ярус тропического леса и человек …179
Приложения …189
Определение «склепа» и «призрака» по Николя Абрахаму и Марии Гёрёк …189
Статистические исследования синдрома годовщины, проведенные Жозефиной Хилгард
(работы с 1952 по 1989 гг.) …192
О душе женщины …199
Пример субституционного инцеста, взятый из истории литературы …199
«Я припоминаю»: стигматы семейной памяти о несовершенном трауре …201
Травматизм «ветра пушечных ядер» …202
Инцест и инцест второго типа …203
Синдром годовщины …204
Два клинических случая «синдрома годовщины» …206
Фрейд, или «Оно говорит с другой сцены» …209
Синдром годовщины, «столкновение времен» и национальные трансгенерационные травмы в истории Косова: 28июня 1389г. - 28июня 1914г. - 28июня 1989г …210
Семейное и групповое со-бессознательное (Дж.Л. Морено).
Социальное и межличностное бессознательное (Эрих Фромм, Карен Хорни, С. X. Фулкс) …212
Типовая рамка для семейной геносоциограммы …213
Типовая рамка для генеалогического древа …214
Некоторые исторические даты, относящиеся к приводимым клиническим случаям …216
Библиография …219

Подводя итог многолетней работе, в которой были находки интуиции, изыскания и исцеления, создательницa психогенеалогии Анн Анселин Шутценбергер рассказывает о своем методе и о том, как непросто ему было завоевать признание.

Как вы придумали психогенеалогию?

Термин «психогенеалогия» я придумала в начале 1980-х, чтобы разъяснить своим студентам-психологам в Университете Ниццы, что такое семейные связи, как они передаются и как вообще «работает» цепь поколений. Но это уже был итог определенных изысканий и результат моего двадцатилетнего клинического опыта.

На самом деле нет. В начале 1950-х, закончив учебу в США и вернувшись на родину, я захотела пообщаться с антропологом. Я выбрала в качестве психоаналитика специалиста в этой области, директора Музея человека Робера Жессена, работавшего до этого врачом в экспедициях на Северный полюс. В каком-то смысле именно он приоткрыл мне дверь в мир межпоколенческих связей, рассказав о таком эскимосском обычае: если мужчина погибает на охоте, его часть добычи достается в наследство его внуку.

Робер Жессен рассказал, что однажды, войдя в иглу, с большим удивлением услышал, как хозяйка почтительно обратилась к своему малышу со словами: «Дедушка, если позволишь, мы пригласим этого чужестранца поесть с нами». А несколько минут спустя уже снова говорила с ним как с ребенком.

Эта история открыла мне глаза на те роли, которые нам достаются, с одной стороны, в нашей собственной семье, а с другой – под влиянием наших предков.

Все дети знают о том, что происходит в доме, особенно то, что от них скрывают

Потом, после Жессена, была Франсуаза Дольто : в то время считалось хорошим тоном, уже завершив свой анализ, заглянуть еще и к ней.

И вот я прихожу к Дольто, и она первым делом просит меня рассказать о сексуальной жизни моих прабабушек. Я отвечаю, что понятия об этом не имею, поскольку прабабушек застала уже вдовами. А она с укоризной: «Все дети знают о том, что происходит в доме, особенно то, что от них скрывают. Ищите…»

И наконец, третий важный момент. Как-то раз подруга попросила меня встретиться с ее родственницей, умиравшей от рака. Я пришла к ней домой и в гостиной увидела портрет очень красивой женщины. Выяснилось, что это мать больной, умершая от рака в 34 года. Женщине, к которой я пришла, тогда было столько же.

С этого момента я начала обращать особое внимание на даты годовщин, места событий, болезни… и на их повторяемость в цепочке поколений. Так родилась психогенеалогия.

Другие методы работы с семейной историей

Американский психотерапевт Вирджиния Сатир применяла метод семейной реконструкции, восстанавливающей связи и детали взаимодействия в трех поколениях.

Метод немецкого психотерапевта Берта Хеллингера – это психогенеалогическая терапия, которая помогает выявить семейные бессознательные сценарии. В ее основе – семейная расстановка: человек участвует в сценах, которые проясняют расхождение между структурой идеальной семьи и семейным мифом.

В психодраме известен жанр «драмы предка»: разыгрывая жизнь одного из своих родственников, идентифицируясь с ним, можно понять, как его (прежние) чувства и поступки влияют на нашу жизнь.

Какова была реакция психоаналитического сообщества?

Психоаналитики меня не знали, и кое-кто наверняка счел меня фантазеркой или сумасшедшей. Но это не имеет никакого значения. Я не считаю, что они мне ровня, – за немногими исключениями. Я занимаюсь групповым анализом, практикую психодраму – в общем, делаю вещи, которые они презирают.

Я не вписываюсь в их строй, но мне все равно. Я люблю открывать двери и знаю, что психогенеалогия еще покажет свою эффективность. И потом, ортодоксальный фрейдизм тоже меняется со временем.

В то же время со стороны публики вы встретили невероятную заинтересованность…

Психогенеалогия появилась в тот момент, когда все больше людей стали интересоваться своими предками и ощутили потребность отыскать свои корни. Однако я даже жалею о том, что все так увлеклись.

Сегодня кто угодно может заявить, что использует психогенеалогию, не имея при этом серьезной подготовки, которая должна включать и высшее специальное образование, и клиническую работу. Некоторые настолько невежественны в этой области, что совершают грубые ошибки в анализе и интерпретации, направляя своих клиентов по ложному пути.

Тем, кто ищет себе специалиста, нужно навести справки о профессионализме и квалификации людей, которые берутся им помогать, а не действовать по принципу: «все вокруг к нему ходят, пойду и я».

«Я перестала обвинять себя»

Карина, 36 лет, страховой агент

Спустя два года после рождения дочери я, не выдержав постоянных ссор, ушла от мужа. Как-то в случайном разговоре с тетей я узнала, что бабушкин муж не был настоящим отцом моей матери. Более того, уже в нескольких поколениях старшие дочери в нашей семье рождались вне брака. Я была потрясена этим открытием.

Специалист по психогенеалогии помог мне понять, что, расставшись с мужем, я невольно повторяю семейный сценарий. Пожалуй, я впервые задумалась о том, сколько ошибок совершила в своей семейной жизни. Не знаю, решусь ли поговорить об этом с бывшим мужем, но я перестала обвинять себя.

Вы чувствуете, что у вас отняли то, что принадлежит вам по праву?

Да. И еще меня используют те, кто применяет мой метод, не понимая его сути.

Идеи и слова, будучи пущены в оборот, дальше живут своей жизнью. Я никак не могу контролировать использование термина «психогенеалогия». Но я хотела бы повторить, что психогенеалогия – такой же метод, как и прочие. Она не является ни панацеей, ни отмычкой: это просто еще один инструмент для исследования своей истории и своих корней.

Не надо упрощать: психогенеалогия не сводится к тому, чтобы применять определенную матрицу или находить простые случаи повторяющихся дат, которые не всегда сами по себе что-то значат, – так мы рискуем впасть в нездоровую «манию совпадений». Трудно также заниматься психогенеалогией самому, в одиночку. Взгляд терапевта необходим, чтобы проследить за всеми хитросплетениями мыслительных ассоциаций и оговорок, как в любом анализе и в любой психотерапии.

Геносоциограмма Бернара, 33 года

Когда Бернару исполнилось 33 года, он стал болеть, попадал в дорожные происшествия.

Вместе с Анн Анселин Шутценбергер он составил свою геносоциограмму и обнаружил: его старший брат Люсьен умер в 33 года, а в четырех поколениях семьи девять детей (все их имена начинались на «Лю»: Люсьен, Люк, Люси или Люсьенна) скончались молодыми из-за несчастных случаев. Оказалось, что его прадедушка и прабабушка (Люсьен и Мария) были приемными детьми в одной семье, но, став взрослыми, поженились, совершив тем самым «генеалогический инцест ». С тех пор семья словно наказывала себя, «принося в жертву» потомков от этого брака.

Поняв, что сам он бессознательно пытался повторить их судьбу, Бернар освободился от семейного сценария.

Успех вашего метода показывает, что множество людей не находят своего места в семье и страдают от этого. Почему это так трудно?

Потому что нам лгут. Потому что какие-то вещи от нас скрывают, а умолчание влечет за собой страдание. Поэтому надо пытаться понять, почему мы заняли именно это место в семье, проследить цепь поколений, в которой мы – лишь одно из звеньев, и подумать, как нам освободиться.

Всегда наступает момент, когда нужно принять свою историю, ту семью, которая тебе досталась. Прошлое не изменишь. От него можно защититься, если знаешь его. Вот и все. Кстати, психогенеалогия интересуется и радостями, которые стали вехами в жизни рода. Копаться в своем семейном саду стоит не затем, чтобы накопать себе бед и страданий, а чтобы разобраться с ними, если этого не сделали предки.

«Я спокойна за своего ребенка»

Виктория, 42 года, психоаналитик

К моменту беременности я уже несколько лет проходила личный психоанализ. Было непонятно, почему меня вдруг настиг сильнейший страх за будущего ребенка. Более того: меня стали преследовать сны о мертворожденных детях. У меня не было проблем со здоровьем, ничто не беспокоило врачей, и я не могла понять причину того, что со мной происходит.

Изучая свою геносоциограмму, я заметила совпадения: в нескольких поколениях моей семьи рождались мертвые дети, а моя мать была ребенком, рожденным «на замену», вскоре после смерти ее брата. Этого оказалось достаточно для того, чтобы я перестала бояться. Мой сын родился благополучно, в свой срок. И у меня все хорошо.

Итак, зачем нам психогенеалогия?

Чтобы сказать себе: «Что бы там ни было в моем семейном прошлом, что бы ни натворили и ни испытали мои предки, что бы там от меня ни скрывали, мой род – это мой род, и я принимаю его, потому что не могу изменить». Работать над своим семейным прошлым – значит учиться отстраняться от него и брать в свои руки нить жизни, своей жизни. А когда настанет время – передать ее своим детям с более спокойной душой.

«Я освободилась от своего страха»

Наталия, 28 лет, секретарь

В 18 лет я решила научиться водить машину. Но мне мешал сильный иррациональный страх: я боялась, что, получив права, обязательно попаду в автокатастрофу. Специалист по психогенеалогии помог мне сопоставить факты и понять, что именно было причиной моего страха.

Только на геносоциограмме я увидела, что мою семью в нескольких поколениях преследовали смерти в результате автомобильных аварий. Мой отец, дед и прадед в разные годы погибли на дорогах, оставив после себя вдов и сирот. Поняв это, я почувствовала, какой груз свалился с плеч.

Я получила права, но водить все же не люблю. Думаю, это не связано с историей моей семьи: от своего страха я полностью освободилась.

Эта книга — одна из первых книг, изданных в России, посвященных работе семейного терапевта с семейной историей, трансгенерационными связями, синдромом годовщины, и семейными тайнами. Примеры из жизни, и из истории, которые Анна Шутценбергер приводит, заставляют задуматься — а так ли нужна индивидуальная терапия? Может быть, большинство проблем и сценариев привнесено в наши жизни семьей, как системой, а не папой или мамой, как отдельными людьми?

Например, живет человек, горя не знает. А в 29 лет — ломает позвоночник и не может передвигаться самостоятельно. При анализе генограммы выясняется, что его отец получил точно такую же травму в этом возрасте. А если заглянуть еще дальше, то и среди других предков были такие же травмы. И это вовсе не проклятье, а "синдром годовщины" — а один из ключевых феноменов. Информация о таких событиях, равно как и "программирование" членов семьи находится в коллективном бессознательном этой семьи.

Общеизвестно, что детей лучше не называть в честь родственников, чья судьба сложилось трагически, поскольку существует вероятность, что дети унаследуют их судьбу. Этому есть вполне материалистическое объяснение: если детей называют в чью-то честь, то на них проецируются ожидания, что они будут такими же, как и те родственники, кто отдал им свое имя.

"Николя Абрахам (1968) рассказывает историю об одном пациенте, который совершенно ничего не знал о прошлом своего деда. Этот господин был геологом-любителем. Каждое воскресенье он отправлялся искать камни, собирал их, раскалывал. Кроме того, он охотился за бабочками, ловил их и умерщвлял в банке с цианидом. Что может быть банальнее! Однако этот человек чувствовал себя очень некомфортно и старался найти способ справиться со своим состоянием. Он лечился у нескольких врачей, в том числе у психоаналитика, но без особого успеха. Ему было неуютно в жизни. Тогда он обратился к Николя Абрахаму, которому пришло в голову провести исследование его семьи, поднявшись на несколько поколений выше. И тут он узнает, что у пациента был дед (отец матери), о котором никто не рассказывал! Это было тайной. Терапевт посоветовал клиенту навестить родню своего деда. Тот выяснял, что дед совершал поступки, в которых невозможно признаться, — его подозревали в том, что он ограбил банк и, возможно, сделал еще что-то похуже. Его отправили в африканский батальон, в каменоломни, а затем казнили в газовой камере. И внук об этом ничего не знал. А чем занимался в выходные дни наш пациент? Он как геолог-любитель отбивал камни и, охотясь на крупных бабочек, умерщвлял их в банке с цианидом. Символический круг замыкается, он выражает тайну (принадлежавшую его матери), тайну, неизвестную ему самому."

Неписаные правила, по которым живут семьи, так же находятся внутри коллективного бессознательного. Более того, паттерны семейных отношений, могут передаваться из поколения в поколения, и сильно влиять на жизнь членов семьи. Отдельно следует упомянуть авторскую позицию по поводу неприглядных и трагических случаев в истории семьи. Шутценбергер считает, что замалчивание и избегание упоминания этих случаев приводит к тому, что следующее поколение в семье (внуки) будет расплачиваться за то, что было совершено их предками (дедами).

Из неоспоримых плюсов можно упомянуть примеры, и детальное описание генограмм. Анализ случаев очень подробен. Некоторые примеры настолько интересны и красочны, что временами понимаешь, что жизнь богаче и интереснее любой выдумки писателя.

Из недостатков — низкая структурированность материала, книгу сложно читать неподготовленному читателю. Книга содержит много примеров, которые интересно читать, однако, они не структурированы.

И будьте готовы к тому, что книга изменит ваше представление о собственной семье: у вас вполне может возникнуть желание познакомиться со своими предками поближе.

А. Шутценбергер. Синдром предков. Содержание

«Body mind connection»

Трансгенерационные связи. Бухгалтерия долгов и заслуг. Пережитая несправедливость http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#trans

Семейные бессознательные повторения в день годовщины: несчастный случай со вдовцом http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#anniversary

Тайна смерти родителей и своего происхождения: дети депортированных http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#deported

Геноцид и пережитая несправедливость: рабство, депортация, массовое бегство http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#genocide

Биографическая реконструкция. Метки, ключи, границы памяти и ограничения метода http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#biography

Основы идентичности: имя и фамилия. Фамилия или отчество: «Как тебя зовут?» http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#basics

Жизненный контекст (учёба, путешествия, проживание в дальних краях) Имя-код, имя-травести, имя-криптограмма http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#study

Трансгенерационное и интергенерационное. Память, к которой вновь обращаются: живая память или провалы памяти http://healthy-back.livejournal.com/296990.html#generation

Валери и Роже: существует ли наследственная предрасположенность к дорожно-транспортным происшествиям? http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#Roger

Две молодые мадам Раванель: непрояснённый генеалогический инцест http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#incest

Лже-братья и сёстры, воспитанные под одной крышей или расширенная семья http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#false

Семья де Мортелак: смерть детей в раннем возрасте в нескольких поколениях http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#death

Ван Гог, Дали и Фрейд: замещающий ребёнок и ребёнок восстанавливающий http://healthy-back.livejournal.com/298054.html#Dali

Четыре других примера: мусульмане; Жак/Жаклин; понедельник на Пасху 1965 г. - след Севастополя; Изабель http://healthy-back.livejournal.com/298054.html#four

Определение «склепа» и «призрака» по Никола Абрахаму и Марии Тёрёк

Статистические исследования синдрома годовщины, проведенные Жозефиной Хилгард (работы с 1952 по 1989 гг.) http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#statistic

Синдром годовщины, «столкновение времен» и национальные трансгенерационные травмы в истории (Косово - 28 июня 1389 г. - 28 июня 1914 г. — 28 июня 1989 г.) http://healthy-back.livejournal.com/298909.html#time

Семейное и групповое со-бессознательное (Дж.Л. Морено). Социальное и межличностное бессознательное (Эрих Фромм, КаренХорни, С.Х. Фулкс) http://healthy-back.livejournal.com/298909.html#unconscious

Типовая рамка для генеалогического древа

Типовая рамка для семейной геносоциограммы

«Мёртвые невидимы, но они не отсутствуют».

2 Rosny, Eric de. Les Yeux de ma chevre. Paris, Plon, 1981.

Те мнения, которые яростнее всего отстаивают, являются самыми сомнительными применительно к нашей системе воспитания детей. Догматизация фальшивых теорий защищает подвергавшихся в детстве жестокому обращению людей от осознания болезненной правды. Ту же функцию выполняют теории Фрейда об инфантильной сексуальности, Эдиповом комплексе и инстинкте смерти. Изначально Фрейд сделал открытие, отчасти благодаря технике гипноза, что все пациенты, как мужчины, так и женщины, подвергались в детстве жестокому обращению, о чём говорили и их симптомы. После того, как Фрейд сделал доклад о своем открытии в кругу коллег, он оказался в полной изоляции, поскольку никто из его соратников не был готов разделить его точку зрения. Фрейд не смог долго выдержать этой изоляции. Несколько месяцев спустя, в 1897 году, он описал признания своих пациентов о совершенном над ними сексуальном насилии, трактуя их как фантазии, возникшие под влиянием инстинктивных влечений. Человечество ненадолго обрело и вновь потеряло шанс проснуться и осознать реальность.

«Мы постулируем существование коллективной души (.) [и то, что] чувство как бы передаётся от поколения к поколению в привязке к той или иной ошибке, которую люди больше не держат в сознании и о которой вспоминают меньше всего» (Фрейд З. «Тотем и табу» , Petite Bibliotheque Payot, 180).

«Синдром предков»: когда прошлое семьи вредит вашему настоящему

История любого человека, который приходит на психотерапию, - история целого рода. Каждый из нас - часть большой семейной системы, все члены которой, даже те, с кем мы давно не общаемся или кого уже нет в живых, оказывают влияние друг на друга. Внутри нашего внутрипсихического поля нет времени: вся история семьи и рода передается и воспроизводится сквозь поколения.

Об этом впервые заговорила известный психолог Анн А. Шутценбергер. В книге «Синдром предков» она рассказывает о результатах двадцатилетних научных исследований в области психогенеалогии, невербальной коммуникации и семейных связей. Анн Шутценбергер составляла с клиентами геносоциограмму - дерево рода. На ней можно было увидеть, как связи между поколениями, семейные истории и давние трагедии влияют на всех членов семьи. Межпоколенческие связи нагружены огромным количеством информации: памятью о травматических событиях, конфликтах и потерях. Все это хранится в общем бессознательном поле, которое можно назвать родовой памятью.

Как это может проявляться в жизни?

Бывает, что бессознательное «напоминает» о важных событиях жизненного цикла повтором даты или возраста. Это могут быть повторы несчастных случаев, браков, разводов, рождения детей, болезней в одном и том же возрасте в двух, трех, пяти поколениях.

Некоторые из нас каждый год в один и тот же день чувствуют тревогу, подавленность, одиночество, но не могут понять, почему, пишет Анн Шурценбергер. Не знают они и о том, что на этот день приходится годовщина трагического события далекого прошлого. Такие совпадения встречаются тогда, когда связи между поколениями сильно заряжены эмоционально, много невысказанных слов и невыплаканных слез. Весь груз передается следующим поколениям.

«Провалы» в семейной истории

В истории семьи могут быть временные отрезки, о которых никто не знает или не принято говорить. В этом «семейном склепе» могут храниться целые десятилетия, пишет Анн Шутценбергер.

Возможно, среди ваших предков были репрессированные или без вести пропавшие. Об этом невыносимо было помнить, а говорить вообще невозможно. Такие тайны уходят вместе со старшим поколением, но продолжают влиять на судьбы детей. Например, в семьях, где бабушки или дедушки пережили блокаду, с особым трепетом относятся к еде, никогда не выбрасывают излишки. Это передается не только детям, но внукам, правнукам.

Во многих семьях есть родственники, о которых ничего не известно или которых сознательно вычеркнули из семейной истории. Как правило, это люди, ведущие маргинальный образ жизни, нарушившие моральные законы общества, те, за кого стыдно или в чьей жизни произошли трагические события - внезапная смерть, тяжелая болезнь.

Если такого человека «изгоняют», рано или поздно в семье обязательно родится ребенок со схожими чертами характера, а иногда судьбой «изгоя», пишет в своей книге Анн Шутценбергер. Все невысказанное и тайное бессознательно проявляется через жизнь потомков.

Имя как идентичность

Знаете ли вы, кому обязаны своим именем? Может, вас назвали в честь одного из родителей, бабушки или дедушки или в честь героя романа? А может, в вашей семье принято так называть детей? Какой смысл вкладывали в это имя родители?

Это может послужить разгадкой вашего поведения и событий, которые происходят в жизни. Например, вас назвали в честь дедушки, которым все гордились, и у родственников вы невольно с ним ассоциируетесь. От вас ждут таких же успехов в математике или незаурядных организаторских способностей. И вы всю жизнь пытаетесь достичь того, что не интересно и не близко.

Ощущение сиротства, отсутствия корней, связи с предками

© Getty Images «Синдром предков»: когда прошлое семьи вредит вашему настоящему

Бывает, что мы чувствуем оторванность, изолированность, не понимаем, какое место занимаем в роду, семье и вообще в жизни. Возможно, кто-то из ваших был сиротой, жил при семье родственников «из милости», чувствовал себя обузой. Это восприятие себя могло передаться через поколения и закрепиться как семейная черта характера.

Эти симптомы лишают жизненной энергии. Психика пытается справиться с чувствами, накопленными за много поколений до нас. Унаследованный груз печалей, тревог, скорби, чувства одиночества тянет назад. Мы можем не замечать его, но он оказывает на нас огромное влияние: нам трудно даются простые вещи, мы чувствуем себя неудачниками, теряем смысл жизни. Собственным желаниям нет места, их замещают стремления, предписания и установки предыдущих поколений нашего рода. В результате мы живем не своей жизнью.

Как избавиться от синдрома предков

Вернуть свою жизнь вполне возможно, но для этого нужно проделать работу. Вам придется:

Углубиться в семейную историю, поговорить с родственниками о жизни предков, понять, есть ли темы или люди, о которых не принято говорить, сделать запросы в архивы

Быть готовым к тому, что всплывут совершенно неожиданные факты из жизни семьи, не всегда однозначные и приятные.

Совместно с психотерапевтом, который работает в психогенеалогическом подходе, составить геносоциограмму вашей семьи.

При его поддержке переработать груз семейных тайн и тяжелых чувств, связанных с ними.

Эти шаги помогут озвучить то, что замалчивалось, прожить, что было не прожито, наладить эмоциональные связи между поколениями, улучшить отношения с родными и встретиться с самим собой.

Виктория Вдовых - психолог, работает в направлении парной и семейной психоаналитической психотерапии. Ее страница.

Синдром предков анн шутценбергер

Как излечить семейные раны и обрести себя? Думаю, мало для кого уже секрет, что мы в первую очередь замечаем то, что для нас актуально на данный момент. В частности, и в книгах.

Я бы не назвала данную книгу серьёзной монографией или путеводителем по методу. Для меня это, скорее, краткие заметки на тему. И даже, я бы сказала, не самые структурированные, а иногда, по ощущениям, и незавершенные, как бы оборванные.

Название, конечно, слишком многообещающее. Вряд ли по прочтении книги вы сможете исцелить душевные раны и обрести себя. Но направление, в каком смотреть, заметить можно. Что мне очень импонирует в текстах автора, что она не раз упоминает о необходимости трезво смотреть на вещи и не видеть в любом совпадении психологическую закономерность. Вызывает уважение и доверие рассказ автора о том, какая необходима работа по сбору фактов из своей семейной истории, и то, что для различения реальной семейной закономерности и простого совпадения, нужен скрупулезный подход и немалый опыт. Всё это, на мой взгляд, может помочь интересующимся спуститься с небес на землю и, возможно, хоть чуточку меньше мистифицировать в этой теме.

Думаю, это полезная и важная книга. Особенно в настоящее время, когда существует заметная тенденция и среди психологов, и просто интересующихся, интерпретировать происходящее с человеком через историю семьи, уходящую в далёкое прошлое, используя при этом не очень ясные и очевидные основания, и не особо заботясь при этом о поиске и сборе реальной информации из истории семьи. Также, на мой взгляд, книга будет интересна и полезна тем, кого интересует история семьи сама по себе, а не как средство решения психологических проблем. В частности, здесь можно взять для себя некоторые идеи для составления родового дерева, обозначения каких- то связей и событий в истории семьи. Аннотация к книге: Психотерапевт, групп- аналитик и всемирно известный психодраматист, создатель термина «Психогенеалогия», Анн Анселин Шутценбергер написала эту книгу как продолжение своей знаменитой книги «Синдром предков». Она рассматривает здесь самое существенное из того, что надо знать о незримой семейной лояльности, о синдроме годовщины и о памяти тела, и показывает, как создать и осмыслить свое генеалогическое древо. В своей работе она открывает возможности осознать все то хорошее, что нам досталось от предков, сбросить с себя груз прошлых ошибок, ран и страданий и избавиться от всего плохого, стыдного и невысказанного, что может храниться в семье, - чтобы, наконец, прожить свою собственную жизнь.

Шутценбергер Анн Анселин - «Синдром предков» (скачать). Шутценбергер Анн Анселин (посмотреть). Автор: Шутценбергер Анн Анселин Скачать: Каждый из нас является звеном в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, оплачивать «долги» наших предков. Она является результатом двадцатилетней научной-деятельности и клинической практики Анн Анселин Шутценбергер. Скачать эту книгу (400k) в формате: fb2, lrf, epub, mobi, txt, html.

Психотерапевт, групп-аналитик и всемирно известный психодрама-тист, создатель термина ‘психогенеалогия’, Анн Анселин Шутценбергер написала эту книгу как продолжение своей знаменитой книги ‘Синдром предков’. Психотерапевт, групп-аналитик и всемирно известный психодраматист, создатель термина «психогенеалогия», Анн Анселин Шутценбергер написала эту книгу как продолжение своей знаменитой книги «Синдром предков». Она является результатом двадцатилетней научной-деятельности и клинической практики Анн Анселин Шутценбергер. Полный текст книги (читать онлайн) Скачать эту книгу в формате: fb2 400k, lrf 432k, epub 415k, mobi 662k, txt, html.

Психотерапевт Семёнова Л.Ф. Краснодар

  • ЖИЗНЬ С ГЕШТАЛЬТПОДХОДОМ (406)
    • Гештальттуризм (3)
    • Мероприятия (15)
    • О жизни (29)
    • О книгах (330)
  • Судьба зависит от сознательного воспитания родителями и их бессознательной программы рода , «кармы рода».

    Яблочко от яблони недалеко падает?

    Программа судьбы – это постепенно развертывающийся бессознательный план полученный с генами от родителей и постоянно подкрепляемый информацией с раннего детства, в основном под влиянием образа жизни родителей. Программа судьбы - тот психологический импульс, который с большой силой толкает человека по пути ведения такого же образа жизни как у родителей. Как птицы учат летать птенцов, так и взрослые люди передают детям опыт в том как относится к себе, к людям, к проблемам и т.п. Но иногда ребенок получает программу в виде установок, не соответствующих тому, что он видит в жизни. Например, мать учит сына: «Не будь таким как отец! Не пей вина! Будешь пить – убью!». Сам сын, видя пьяного отца, может дать слово не пить.

    Несомненно, что на программу судьбы влияют убеждения, установки, заветы, которые ребенок получает от близких людей. Иногда бывают негативные установки даже на сознательном уровне (смотри судьба «Проклятый»)

    Есть и бессознательная программа, «карма рода», о которой написано в книге «Синдром предков».

    Отрывки из книги Шутценбергер А.
    Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны,

    и практическое использование геносоциограммы,

    2001.- 240 с.


    «Каждый из нас является звеном в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, "оплачивать долги" наших предков. Эта своеобразная "невидимая преданность семье" подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий. Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье. Эта книга во Франции выдержала 14 изданий. Она является результатом двадцатилетней научной деятельности и клинической практики Анн Анселин Шутценбергер. Случаи, которые она приводит, по драматизму, эмоциональному накалу и таинственности превосходят самые смелые фантазии авторов готических романов. Иногда они шокируют, иногда пронзают острой болью и всегда напоминают о том, что каждый из нас является частью общей для всех истории и даже самые отдаленные события гораздо ближе к отдельному человеку, чем можно себе представить. Исследовательский и терапевтический аспект книги представляет обоснования тех явлений, с которыми автор работает с помощью своего метода - трансгенерационной психогенеалогической концептуальной терапии. Один из основных его "инструментов" - геносоциограммы - позволяет распутать сложный клубок семейных историй, выявить связи между поколениями и прервать цепь бессознательных повторений, чтобы человек мог осознать собственное предназначение и использовать свой шанс в жизни.

    Анн Анселин Шутценбергер

    МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНОСОЦИОГРАММ
    И СИНДРОМА ГОДОВЩИНЫ

    Я начала интересоваться этой темой лет двенадцать тому назад под впечатлением от одного замечания, высказанного моей дочерью. Она сказала мне: "Мама, ты осознаешь, что ты старшая из двух детей (второй ребенок умер), и папа старший из двоих, второй ребенок умер, и я старшая из двоих детей, второй ребенок умер... и с тех пор, как умер дядя Жан-Поль, я в какой-то мере опасалась смерти моего брата..." (Так и случилось.)

    Я была в шоке. Это правда, и то, что речь шла о несчастных случаях, о дорожных происшествиях, дела не меняло, скорее наоборот.

    Тогда я стала перебирать в памяти всех родственников и обнаружила повторяющиеся случаи смертей: моя крестница - "сирота по наследственности". Ее мать уже в юном возрасте была сиротой, и ее дочь тоже. Мой любимый дед тоже рано остался сиротой, будучи старшим ребенком в семье.

    Потом я стала вести поиски среди родственников мужа в эльзасских архивах и на юге Франции, среди родни свекрови (она тоже была старшим ребенком в семье, где второй ребенок умер). Я привлекла себе в помощь семейное исследование, которое провел "кузен кюре" из Марселя в рамках своей диссертации, а затем - архивный поиск, выполненный в Провансе и в Париже настоящим специалистом в области генеалогии. И все для того, чтобы выяснить генеалогию бабушек и дедушек для моих внуков. Каким большим сюрпризом было обнаружить корни в Нормандии, возле того места, где родители мужа дочери случайно купили домик, "оказавшись там проездом". Там я нашла корни семьи моей свекрови - фамилии были сходны: сто лет назад обе семьи носили одну фамилию, вплоть до последней буквы - совпадение и случайность, конечно же.

    Другая причина такой ориентации моих исследований связана с письмом, которое я случайно получила, хотя оно мне не предназначалось. Моя свекровь писала своей лучшей подруге и "по ошибке" (по Фрейду) вложила письмо в конверт с моим именем и адресом. Поскольку письмо начиналось с обращения "Моя дорогая", то я дочитала его до конца, пока не поняла, что оно адресовано не мне. Моя дорогая свекровь писала, что женитьба сына на "чужой" ее удивила и что она чувствовала себя со мной как с "негритянкой с плато", поскольку мы очень далеки друг от друга с точки зрения культуры и среды. Меня это удивило, ведь мы обе парижанки, обе из семей медиков и преподавателей медицины в университете. Тогда я поняла, что такое "привнесенная деталь" в традиционной семье, предки которой участвовали в Крестовых походах.

    Невестка навсегда остается "привнесенной" (чужой). Это позволило мне заглянуть в устные традиции и неписаные семейные правила . Правда, я в конце концов все же стала "сыном" для моего свекра (в его семье было принято, что женщины не работают, а в моей * - работают) - я пошла по его стопам, получила от него “наследство”: тоже стала заниматься психотерапией и полюбила его Эльзас. Но от моей свекрови из Прованса я "переняла и приняла" только оливковое масло в салате, по-настоящему же меня так никогда и не приняли. Моя дочь (хоть и родилась в Париже) училась в университете Страсбурга, "вернувшись туда через сто лет” 1 .

    Открытие синдрома годовщины

    Другая причина моего обращения в исследованиях к личностному и семейному, к тому, что я как бы случайно назвала психогенеалогией 2 и, главным образом, синдромом годовщины 3 - это случай, который я констатировала лет пятнадцать тому назад. Тогда я только начинала работать с людьми, больными раком в финальной стадии по методу Симонтона - так, как я его понимала в 1975 г., пока не появилась его первая книга. Я с удивлением обнаружила тяжелейший рак у счастливой, цветущей новобрачной (она не переживала очень сильных стрессов) в том же возрасте (в тридцать пять лет), когда умерла от рака ее мать.

    С тех пор я всегда вела систематический поиск в истории семьи, когда занималась больным: нет ли повторяющихся событий или проявлений "неосознанной, скрытой лояльности семье", неосознанной идентификации себя с ключевым, важным членом семьи... И часто находила такие случаи - рак в том же возрасте, что и у матери, деда, тети по линии матери, крестной, когда те умирали от этой болезни или несчастного случая.

    Эти весьма многочисленные клинические замечания, эта интуиция были подтверждены статистическими исследованиями по синдрому годовщины, выполненными Жозефиной Хилгард. Я узнала об этих исследованиях в 1991 - 1992 гг.

    Жозефина Хилгард (врач и психолог), изучая карты всех больных , поступавших в одну американскую клинику в течение нескольких лет (1954 - 1957), доказала, что внезапное начало психоза у больных во взрослом возрасте могло быть связано с повторением в семье травмирующего события, перенесенного в детстве, - потерей матери или отца по причине ее (его) смерти, помещения в психиатрическую клинику или несчастного случая. При повторении контекста, когда ребенок взрослеет и ему самому исполняется столько же лет, сколько было его родителю (когда тот, например, попал в психиатрическую больницу), а его собственному ребенку исполняется столько же лет, сколько было ему самому, когда его мать, к примеру, умерла или попала в больницу (двойная годовщина), - госпитализация в лечебное учреждение повторяется, и это "статистически значимо".

    Я использовала одновременно генеалогическое древо и социометрические связи и то, что Морено якобы назвал геносоциограммой в давнем разговоре, который я плохо помню 4 (но зато его помнила студентка медицинского факультета, беседовавшая об этом в Дакаре с моим коллегой и другом профессором Анри Колломбом после возвращения из Америки). Некоторые из нас вернулись к этому наследию в Ницце в 1980 г., его также можно отчасти проследить в работе другого ученика Морено - Натана Аккермана, который занимается в Соединенных Штатах семейной терапией.

    "Дети и домашние собаки знают все..."

    Четвертая причина моего интереса - это первый очень давний разговор с Франсуазой Дольто, когда после окончания моей учебы в университете в Соединенных Штатах я попросила ее присутствовать в качестве супервизора на моих первых групповых занятиях психодрамой. Она спросила: "А ваша бабушка, прабабушка были раскрепощенными женщинами или же приличными и фригидными?” На мой протест, что я этого не знаю и знать не могу, она возразила: "В семье дети и собаки всегда знают все, особенно то, о чем не говорят".

    Это рассуждение Франсуазы Дольто стало моим первым введением в область "трансгенерационного метода" и непреднамеренной, неосознанной семейной “передачи”.

    Обмены и взаимодействие

    Увлекательнейшие дискуссии с Маргарет Мид (в 1956 г.) и Грегори Бейтсоном (в 1972 г.) раскрыли мне глаза на антропологический подход и метод наблюдения над естественным поведением , который развивался во Франции в ходе формальных и неформальных встреч по "человеческой этологии" с Юбером Монтанером, Жаком Коснье и, главным образом, с Борисом Цирюльником. Частые обеды (когда я делала крюк через Сан-Франциско) с Юргеном Руешем (между 1957 и 1975 гг.) раскрыли мне глаза на область "невербального", на язык тела, интеракцию и на то, как, наблюдая вблизи, можно почти угадать, что думают и чувствуют люди - по их невербальному поведению, мимике и жестам, кинестетике, проксемии, гармонии и синхронности движений.

    Эта работа по невербальной коммуникации углубила то, что я начала делать с 1950 г. в психодраме с Дж.Л. Морено и особенно с Джимом Эннейсом, наблюдая, имитируя и используя язык тела при отзеркаливании, а главным образом - метод дублирования протагониста, его "второго я", alter ego. Работа продолжалась в течение десяти лет путем поисков и наблюдений, изучения видеозаписей. Она стала темой моей докторской диссертации в Сорбонне по невербальной коммуникации (1975).

    Мой стиль работы

    Для меня геносоциограмма, трансгенерационная контекстуальная психогенеалогия - это клиническая работа по наблюдению и синтезу, которая проходит в тесном сотрудничестве между "клиентом" (в том смысле, в котором этот термин употребляет Роджерс) и доктором "пси" (психотерапевтом, психоаналитиком, психиатром и т.д.). Предполагается, что клиницист очень уважительно относится к прошлому своего клиента, имеет острое "слух - зрение" и способен одновременно сконцентрировать свой интерес на клиенте, его истории, его речи и других способах самовыражения (например, на невербальной коммуникации). Он слушает то, что говорит клиент, и наблюдает то, клиент “транслирует” через чувства и эмоции, и в то же время держит в центре внимания его мыслительные ассоциации, используя свой контрперенос и пережитое. Доктор должен одновременно держать в центре внимания другого (клиента) и слушать свой "персональный радар" - быстро размышлять, схватывать на лету свои собственные ассоциации, использовать знания в области социологии, экономики, истории, искусства, для того чтобы при необходимости выстроить гипотезы и задать вопросы и таким образом "раскрыть" и "разговорить" клиента. И все это для того, чтобы "ухватить и потянуть красную нить", структуру, конфигурацию, паттерн семейной жизни клиента и его личной жизни в том контексте и на том языке, который является характерным и отличительным для прошлого его семьи и для его мифов именно в данной семье в широком смысле слова.

    Я использую для этого свою клиническую практику психоаналитика (классическую, в духе Фрейда), групп-аналитика и психодрама-терапевта, мой “полевой” опыт психолога-социолога, клинициста и антрополога, работавшего на четырех континентах, свою привычку слушать, наблюдать, свой опыт в области вербальной и невербальной коммуникации - косвенного выражения чувств с помощью языка тела, позы, мимики и жестов, микросжатия мышц, ритма, остановки и возобновления дыхания, способа двигаться, садиться и вставать, предпочтений в цвете, одежде, украшениях, прическе, стрижке, ювелирных изделиях, синхронности жестов, открытия либо закрытия тела (когда руки скрещены или перед собой кладут портфель). И все это для того, чтобы как-то выявить то, что представляется мне значимым .

    И уже на основе этого значимого я пытаюсь “разговорить” клиента и побудить его к ассоциациям в процессе работы с собой и членами его семьи (в особом психотерапевтическом пространстве).

    На первом этапе я слушаю клиента, который рассказывает о себе и о своей семье, рисуя свое генеалогическое древо с комментариями на доске (при групповой работе) или на листе бумаги (при индивидуальной беседе и составлении анамнеза).

    Таким образом, я использую, методику, основанную на составлении генеалогического древа, дополненного важными жизненными событиями : брак, вдовство, развод, рождение ребенка, уход детей, переезд, смерть, разрыв, отрыв от своих (переезд, уход помощницы по дому/кормилицы/няни). Я использую опросник Холмса и Райх по основным жизненным событиям (life events) уже лет пятнадцать. За это время я дополнила его. С помощью опросника я устанавливаю "потерю объекта любви" и совпадения возрастов и дат, синхронию и диахронию (синдром годовщины либо двойной годовщины, например, возраст матери и возраст дочери в момент траура либо разрыва отношений), а также повторение этой конфигурации в следующем поколении или через одно поколение (работа ведется по трем - пяти поколениям), чтобы выявить болезнь или несчастный случай, особенно при хирургическом вмешательстве. Я использую методику психогенеалогии или геносоциограммы при подготовке к операции или для борьбы с тяжелой болезнью, а также для того, чтобы предупредить либо преодолеть отставание в школе.

    К слушанию я добавляю свой интерес к истории и историческим , художественным, социально-экономическим фактам , политическим, культурным, военным, даже спортивным событиям, важным для субъекта, событиям, которые помогают окрасить контекст и часто придают ему дополнительный смысл.

    Мне кажется важным слушать и смотреть , по выражению Фрейд, с "плывущим вниманием" и быть, как говорил Карл Роджерс, сконцентрированным на субъекте так, чтобы войти в его личный мир и видеть его, как говорил Морено, "его же глазами", а слышать "третьим ухом".

    Так можно услышать то, что говорит клиент, и помочь ему придать этому форму: прояснить его цели, жизненный путь, его трудности, идентичность или скорее идентификацию и контридентификацию, предпочтения и неприятия, его модель мира.

    Клиент оформляет это на доске или на листе бумаги, а мы ему помогаем, иногда расспрашивая в нужный момент и/или побуждая высказывать ассоциации, следуя за “красной нитью” его (наших) ассоциаций или связей (так мы используем со-бессознательное того, кому помогают, и того, кто помогает, а также группы).

    Геносоциограмма более сложна, чем генограмма. Она выявляет социометрические связи, контекст, важные события, задействуя помимо всего прошлый опыт и бессознательное терапевта и клиента (его сны, оговорки, ошибочные действия, свободные ассоциации).

    Я мыслю интегративным образом, поэтому использую одновременно несколько концептуальных моделей.

    1. Психоаналитический концепт скрытой лояльности семье Ивана Бузормени-Надя. В частности, выявление этой лояльности или неосознанной идентификации с членом семьи, часто трагически погибшим или пропавшим. Я следую также его идеям о "долгах и заслугах", о "книге семейных счетов" и “справедливости - несправедливости”.

    Это подводит меня к выявлению у клиентов затаенной злобы, обиды , связанных с тем, что кто-то из членов семьи или соседей отнял у них что-то …возможному восстановлению утраченного, особенно если речь идет о попытках вернуть себе статус, потерянный кем-то из родных (часть классового невроза) - родственником, дедом, прадедом. Это может быть образование, дом, ферма, завод и даже возвращение в тот или иной район, город или деревню.

    Это важно, даже через годы или века, как искупление геноцида армян или желание арабов-мусульман вернуть себе большую территорию: ведь спустя восемь веков об этом все еще говорят.

    2. Концепции Абрахама и Тёрёк, связанные со “склепом ” и “призраком ”, который “внедряется” в потомка вследствие травмы, часто обусловленной несправедливыми событиями (родственник, умерший под Верденом в войне 1914-1918 гг., или погибший от газов в окопах, или же оставшийся без погребения). “Склеп” и “призрак” часто связаны с семейными тайнами , которые рассматриваются как постыдные (убийство, инцест, тюрьма, помещение в психиатрическую клинику, разорение, внебрачные дети, туберкулез, рак или спид, проигрыш в карты, потеря семейного состояния).

    3. Семейные союзы с исключением некоторых членов (триангуляции Мюррея Боуэна).

    4. "Замещающие дети", т.е. дети, которые были зачаты, чтобы заменить умершего (обычно ребенка, умершего в раннем детстве, но иногда и близкого родственника). Я устанавливаю соответствие и отмечаю на геносоциограмме связи по дате, а также по возрасту, интересуюсь теми рождениями, которые связаны с трауром (обычно по отцу или по матери мамы). Иногда речь может идти о "несовершë нном трауре" (Андре Грин привел пример "мертвой матери", т.е. матери, пребывавшей в депрессии, либо трауре в момент рождения ребенка, а значит, для него она как бы отсутствовала, была как "мертвая".)

    Замещающие дети ” (несовершë нный траур) отличаются от “детей - восстановителей ”, которых принимают очень хорошо и в семье им отводится почетное место.

    5. Школьные неудачи у способных детей, связанные с классовым неврозом, т.е. страхом или двойственным отношением - превзойти обоих родителей и/или оторваться от них в социальном, а затем и в профессиональном плане. Эти неудачи часто бывают обусловлены трудностями, которые испытывают дети при достижении того культурного уровня, которого не достигли родители (например, не сдавшие экзамен на степень бакалавра), и неосознанным двойственным отношением родителей к их социальному продвижению, которое воспринимается как "предательство" своего класса или среды происхождения.

    6. Я уделяю особое внимание синдрому годовщины : рождение, свадьба, болезнь или смерть могут произойти в период (по возрасту и дате) годовщины события, важного для семьи или человека, - потери вследствие смерти, помещения в клинику или отдаления дорогого человека - члена семьи или друга, или любого другого "объекта любви". Это может быть и годовщина счастливого события (свадьба, рождение детей, получение призов, наград, праздник).

    Я вмешиваюсь в процесс и часто перехожу к действиям, используя четыре этапа:

    а) наблюдать, смотреть, очень внимательно слушать; давать слово клиенту, который по памяти строит свое генеалогическое древо, свою геносоциограмму;

    б) выявить важный признак - вербальный или невербальный, часто сублиминальный;

    в) придать смысл этому признаку, который рассматривается как значимый, важный (это работа со многими и разными референтами), затем задать ряд наводящих вопросов работающему субъекту;

    г) установить динамическую связь между значением и знаком, использовать эту связь для продвижения субъекта к его целям, желаниям, его модели мира. Для этого я перехожу от внимательного выслушивания к активному диалогу , чтобы "подключиться" к тому, что кажется действенным для субъекта и его окружения, использую различные “сетки” интерпретации. Другими словами, мы имеем дело с интегративной психотерапией и интеракцией .

    Материальные детали построения геносоциограммы

    Требуется определенное время, чтобы по памяти выстроить свою геносоциограмму на основе генеалогического древа.

    При нашем способе работы уделяют два-три часа на человека, чтобы "разобрать" ситуацию и представить ее графически (с момощью геносоциограммы), найти путеводную нить - “нить Ариадны”, за которую можно потянуть.

    Во время первого индивидуального разговора с человеком, имеющим проблему, которую нужно решить, или с тяжелобольным я принимаю его в конце первой половины дня или ближе к вечеру, чтобы предусмотренное время можно было превысить. Врачи, работавшие с нами, рассчитывают на час-полтора для первой беседы, например, с больным раком, и на возможность занять часть времени от своего обеденного перерыва.

    Синдром годовщины

    У бессознательного хорошая память и, как нам кажется, оно любит семейные связи и помечает важные события жизненного цикла повтором даты или возраста: это синдром годовщины .

    Мы нередко наблюдали, что рождение часто происходит тогда, когда как будто надо напомнить о важном событии в семье, грустном или веселом.

    Очень многие дети рождаются как бы для того, чтобы отметить годовщину (дня рождения или смерти) матери мамы, как бы напоминая о связи матери с ее собственной матерью (или отцом), о том же самом месте рождения, - как будто существовала договоренность между бессознательным матери и предсознанием ее будущего ребенка о том, чтобы эти даты рождения стали значимыми .

    Таким образом, часто можно расшифровать смысл преждевременного или запоздалого рождения по отношению к важному члену семьи - мертвому либо живому.

    Многие замещающие дети рождаются день в день в годовщину рождения, смерти или похорон предыдущего маленького ребенка, мать которого не совершила траур, не оплакала его. Напомним, что психоаналитик Андре Грин нашел очень много случаев шизофрении у замещающих детей, рожденных от "мертвой матери", т.е. грустной, подавленной, либо находящейся в трауре (А. Грин, “Мертвая мать” ). Ее присутствие мало ощущается (она как бы умерла). Достаточно часто встречаются люди, которые в конце жизни "ждут, чтобы проститься со всеми", своего дня рождения (скажем, 60, 80, 95 лет) и предусмотренного в связи с этим семейного праздника, или свадьбы внучки, или возвращения сына из путешествия.

    После события критического, печального, трудного или драматического, такого, как внезапная смерть молодых родителей в результате несчастного случая, или помещение матери в клинику, часто спустя несколько лет происходит несчастный случай, возникает серьезная физическая болезнь (например, рак), психотический приступ (дочь или сын заболевает, попадает в аварию, в психиатрическую клинику в том же возрасте, в котором был умерший родитель). Это может произойти в день годовщины (в том же возрасте), либо через десять или пятьдесят лет. Так часто и бывает в случае двойной годовщины : ребенок, ставший родителем и достигший того возраста, что и его умерший родитель, и в то же время его собственному ребенку исполняется столько же лет, сколько было ему самому в момент потери.

    Жозефина Хилгард использовала термин годовщина для обозначения этих специфических случаев психотических приступов, отмечающих возраст потери родителя идвойной годовщины при наличии ребенка того же возраста .

    Я намного шире понимаю термин синдром годовщины , так как часто наблюдала повторения несчастных случаев, браков, выкидышей, смертей, болезней, беременности... в том же возрасте в двух, трех, пяти, восьми поколениях (т.е. "углубляясь" в семейную историю примерно на двести лет).

    Легко перейти через два века, когда ребенок знает свою прабабушку и та рассказывает ему о своем детстве и о собственной прабабушке. Так рождаются живые рассказы о Революции или походах Наполеона - по рассказам пожилых родственников, портрету, медальону, картине, мебели, письмам, Библии...

    Я широко иллюстрирую свои рассуждения клиническими случаями и рассказами о жизни (см. ниже "Рассказы о жизни").

    Участие в событии даже через свою смерть 6 можно бессознательно проигрывать по-разному. Некоторые отцы и матери ждут возвращения сына или свадьбы дочери, чтобы разрешить себе умереть.

    Американские историки заметили, что второй и третий президенты США Томас Джефферсон (1743-1826) и Джон Адамс (1735-1826) умерли в один и тот же день (4 июля 1826 года), это пятидесятая годовщина подписания Декларации Независимости (4 июля 1776 года). Как будто они ждали этой даты, чтобы поучаствовать в событии празднования пятидесятилетия и затем уйти через "смерть".

    Некоторые семейные или исторические совпадения можно лучше понять как реакции на годовщины , как синдром годовщины и, я бы сказала, как выражение семейного и социального трансгенерационного бессознательного .

    Некоторые люди каждый год в одно и то же время испытывают чувство тревоги и подавленности - отчего, и сами не знают . Они не помнят, что это период годовщины смерти близкого человека - родственника или друга, и не могут установить сознательное соотношение между этими повторяющимися фактами.

    Многие люди перенесли операцию именно в день годовщины смерти или несчастного случая с отцом, братом, родственником. Это как бы случайное совпадение обнаруживается, например, после постоперационных осложнений.

    Вот почему я всегда считала важным рассказать о синдроме годовщины семейным врачам, хирургам, онкологам, психотерапевтам, социальным работникам, чтобы помочь в работе с их пациентам, поскольку очень часты случаи физической и психической уязвимости в периоды годовщины при мало понятных симптомах, неясных до тех пор, пока не выясняется их связь с годовщиной .

    Американский врач Джордж Энгель изучал это явление на себе (1975). Он описал, например, свой сердечный приступ в годовщину внезапной смерти его брата (сорока девяти лет) из-за остановки сердца. И в первую годовщину смерти у него самого был серьезный сердечный приступ. Можно высказать гипотезу о бессознательной идентификации с братом, вызвавшей ту же физическую реакцию на стресс годовщины (страх смерти). Он реагировал таким же образом, правда, в меньшей степени. Джордж Энгель выжил и рассказал нам об этом. Он опубликовал статью, где описал свою тревогу в тот период (ему тоже было сорок девять лет). Он пережил еще один тревожный период, связанный с синдромом годовщины, со страхом умереть в том же возрасте, что и отец (в пятьдесят восемь лет); бессознательно он "предпочел забыть" этот возраст, чтобы выжить.

    Именно этот тяжелый временной отрезок - тот же возраст, в котором умерли отец, брат, мать и другой близкий человек, я называю периодом уязвимости, связанным со "стрессом годовщины" (см. пример двух братьев, Бернара и Люсьена, выжившего и погибшего).

    Часто внезапная смерть в разных поколениях впоследствии дает о себе знать в семейной истории через несчастные случаи. Их серьезность убывает на протяжении ста - ста пятидесяти лет, как, например, в истории с несчастным случаем во время Севастопольской битвы, или в истории с мальчиком Роже и началом учебного года, или с рождением детей в тот же день в последующих поколениях (например, внуков у тех, кто бы ранен под Верденом ). Они родились 21 февраля 1996 или 11 ноября. Это форма невидимой лояльности .

    Таким образом, мы имеем дело с напоминанием о пострадавшем дедушке или двоюродном дедушке, раненом или убитом на войне. А муки и травмы войны и прекращения боев после перемирия 11 ноября 1918 г. дают о себе знать через рождение или непроизвольные выкидыши * .

    "Невидимые лояльности" и "фракталы"

    Как я уже уточняла, синдром годовщины может являться как случаем повторения того или иного семейного события в одну и ту же дату или в одном и том же возрасте, так и бесконечного повторения одного и того же в нескольких поколениях (а иногда на протяжении жизни одного человека). Иногда речь идет о счастливом событии, а порой - о травматизирующем и тяжелом для семьи. Иногда нам (мне самой - и кое-кому еще) удавалось прерывать цепочку событий (см. представленные клинические случаи). Однако остается проблема поиска ответов на вопросы почему? и как? Какое можно предложить объяснение?

    С 1950 г. я внимательно следила за работами Бенуа Мандельброта, и мне пришла в голову мысль о связи этих повторений с "фракталами". Более того, в 1999 г. ко мне обратились несколько специалистов по "теории хаоса" и "фракталам". Они полагали, что моя работа с носителями тяжелых заболеваний и синдромом годовщины являлась или могла являться умелым применением теории фракталов для решения проблем, связанных со здоровьем. Иван Геррини (профессор из штата Бразилия, специалист по теории хаоса) утверждает, что бесконечное повторение одного и того же является "фракталом", точно так же, как и извилистые очертания берегов Бретани, конфигурация снежинки, головка цветной капусты, биения нашего сердца (исследования Бенуа Мандельброта, 1975, 1959 - 1997). Конечно же, хорошо и естественно, когда происходят нескончаемые повторения биения сердца (это признак жизни) или воспроизводства клеток, но что же происходит, когда нечто вдруг разлаживается и начинается нескончаемое повторение раковых клеток (и это ведет к смерти)? Что изменилось? Хотя можно сказать, что ничего не изменилось.

    Именно теории хаоса и фракталов могут подсказать, что самое незначительное событие может "все" изменить (классический пример - приведенный в 1970 г. Эдвардом Лоренцем, изучавшим прогнозирование погоды, о взмахах крыльев бабочки (butterfly effect). Так вот, сам факт взмаха крыльев бабочки в Амазонии может привести к торнадо в Техасе, что подтверждалось на примерах явлений, имеющих как естественно-научную, так и комплексную природу: состояние биржи, движение на автомагистралях, динамика ионов и воды в почве, кровообращение человека, экономические кризисы и депрессии (в экономике), футбольные состязания и т.д. Мне бы хотелось привести ясный и очень простой пример.

    Я писала, что не верю в случайность (никакой психоаналитик в это не верит) и тем не менее... Однажды я сидела у себя дома перед экраном компьютера и выводила на принтер этот текст в одном экземпляре. Когда в приемнике кончилась бумага, компьютер выдал соответствующий сигнал. Не отворачиваясь от экрана, я протянула левую руку, заправила бумагу и... к моему великому удивлению, страницы начали переворачиваться, падая в корзину. Почему? Я не двигалась в своем кресле, вроде бы "ничего" не изменилось. И тем не менее что-то произошло, "остановив" одну последовательность и запустив другую. Но почему? "Ничего не изменилось", что могло бы мною осознаваться.

    В той области, где все мы (я вместе с дорогими читателями) являемся специалистами (речь идет о трансгенерационных явлениях), отмечались случаи прекращения тяжелейших болезней (так происходило в отдельных случаях рака на завершающей стадии: после определенной работы метастазы и раковые клетки исчезали) в результате “раскодирования” синдрома годовщины и лояльности семье или "травматизма ветра пушечных ядер", тяжелой травмы, несоверш? нного траура после нелепой смерти (человека или животного из своего круга или круга семьи). Для этого очерчивается круг того, который "притягивает" повторения ("attractor "), ту или иную тенденцию в поведении. Однако задача научного обоснования (с использованием последних достижений науки и междисциплинарных подходов) и более полного объяснения явлений повторения и "аттракторов" все еще не решена.

    Скачать книгу Шутценбергер А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны,
    синдром годовщины, передача травм
    и практическое использование геносоциограммы http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1452

    (для права скачивания необходимо зарегистрироваться на форуме http://psylib.myword.ru)

    Анн Анселин Шутценбергер (фр. Anne Ancelin Schützenberger, 29 марта 1919 — 23 марта 2018) — французский психолог, доктор психологических наук, профессор, основатель Международной ассоциации групповой психотерапии.

    Французский психолог, доктор психологических наук, почетный профессор университета Ниццы, где она более двадцати лет руководила лабораторией клинической и социальной психологии, автор более десятка книг по психотерапии.

    Анн Анселин изучала математику, философию и юриспруденцию в Парижском университете, но из-за начала Второй мировой войны была вынуждена прервать образование, которое продолжила сразу после окончания войны. Участвовавшая в военные годы в сопротивлении нацистской оккупации, Анн Анселин стала изучать психологию. В 1948 году она вышла замуж за Марселя-Поля Шутценбергера, в 1950 году у них родилась дочь Елена. В том же году Анн Анселин получила стипендию Фулбрайта и переехала в Америку, чтобы изучать процессы взаимодействия и групповой динамики у Курта Левина. Тогда же она познакомилась с Якобом Леви Морено.

    Основатель социометрии Морено был впечатлен личностью и работой Анн настолько, что называл её своей приемной дочерью, она была близка с ним до последних дней его жизни. Анн Анселин всю жизнь активно занималась психодрамой. Ученица Якоба Леви Морено и Франсуазы Дольто, она тесно сотрудничала с Грегори Бейтсоном и Карлом Роджерсом. Вклад Шутценбергер в групповую психотерапию и психодраму признан во всем мире: она была организатором Первого международного конгресса психодрамы в Париже в 1964 году, она является сооснователем, экс-вице-президентом и с 2003 года почетным архивариусом Международной ассоциации групповой психотерапии.

    В 1970 году Анн ввела практику дополнительных мер лечения больных раком и работы с их семьями, в 1985 году начала работать с раковыми пациентами с последней стадией болезни (некоторые из её тогдашних пациентов живы до сих пор).

    Работа Анн Анселин Шутценбергер направлена на изучение психогенеалогии, невербальной коммуникации и семейных связей. В своих исследованиях она развивает технику геносоциограммы: генеалогического дерева, которое учитывает не только существующие родственные связи, но и повторение частностей личного и социального развития внутри семьи, в том числе «передачу» психических и физических травм от поколения к поколению. Её исследования углубили осознание важности понимания жизни предков, роли бессознательной и непроизвольной связи между поколениями.

    В 1998 году она опубликовала книгу «Aie, mes aieux», выдержавшую более 15-и изданий только на французском языке. Эта книга переведена на многие языки, на русском она впервые выпущена в 2001 году под названием «Синдром предков» и с тех пор дважды переиздавалась.

    Глава 2. Синдром предков

    28 июня 1389 года сербы на Косовом поле потерпели сокрушительное поражение от турок. Был убит сербский принц Лазарь и, как считают ныне, именно в этот день настал закат Великой Сербии.

    28 июня 1914 года сербский студент Таврило Принцип убил в Са-раеве эрцгерцога Фердинанда, что послужило если не причиной, то поводом к началу Первой Мировой войны.

    28 июня 1919 года был подписан Версальский договор, заложивший основу практически всех межгосударственных проблем Европы в последующие годы и в конце концов приведший ко Второй Мировой войне.

    28 июня 1949 года тогдашний лидер Югославии Йошо Броз Тито был исключён из Коминтерна и тем фактически отрешён не только от влияния, но и от помощи Советского Союза.

    28 июня 1989 года новый югославский лидер Слободан Милошевич возвратил останки Святого Лазаря в Косово, где в результате этого деяния или нет, но произошла резня мусульман, произведшая крайне негативное впечатление на западные страны.

    28 июня 1992 года Франсуа Миттеран приезжает в Косово, чтобы остановить кровопролитие, но безуспешно. После этого Запад принимает решение о начале военных действий против Югославии, которые в конце концов привели к распаду этого когда-то единого государства.

    28 июня 2000 года Слободан Милошевич предстаёт перед Гаагским трибуналом в качестве военного преступника.

    Нет, все вышеописанное - не простое совпадение. А одно из явственных и ярких проявлений Синдрома Годовщины - одной из форм или ипостасей так называемого Синдрома Предков.

    Всех, кто желает познакомится с этой увлекательной темой, так сказать, теоретически, решительно отсылаю к ну очень популярной книге Анн Анселин Шутценбергер «Синдром предков». Потому что здесь я не собираюсь (да и не собирался) влезать в дебри этого сложнейшего феномена. Моя задача куда как проще: обучить вас нескольким (точнее - трём) способам работы над собой. Позволяющим если и не убрать, то значительно ослабить обусловливание вашей жизни вашими же предками со всеми их нерешёнными проблемами, закрытыми сценариями и прочими заморочками. Оттого и глава эта будет самой короткой в этой книге. Что вполне естественно, если учесть то, какой только хрени в чисто методологическом плане по поводу психогенетических проблем не навыдумывали как психогенетики, так и родственные им семейные расстановщики! Первые, например, до сих пор долго и нудно составляют всякие там генограммы, после чего, найдя предка с подобными клиентским проблемами в основном (до сих пор!) радостно кричат: «Теперь ты понял? Иди и не греши!». А вторые, используя для моделирования трансгенерационных проблем так называемых заместителей - случайных людей из зала, которые должны как бы исполнять роли чужих родственников и предков, - даже не подозревают (или не показывают, что и подозревают, и знают...), что результатом этого может стать серьёзное психическое одержание, а в случае замещения больных или умерших - болезнь и даже безвременная смерть!

    Нет, у нас всё и проще, и чище. Потому что при работе с клиентами и в демонстрациях на семинарах я свято блюду главный принцип медицины: «Не навреди!». И потому заниматься мы будет тремя вещами. Устранением созависимости от «некондиционных» предков. Уборкой последствий излишней семейной лояльности. И решением переданных вам по психосоматической линии проблем.

    Кстати, о пресловутой лояльности. Для того, чтобы, получив результаты, вы не погрязли в болоте псевдонаучных иллюзий оккультного толка, поясню, что в основу трансгенерационной психотерапии заложено вполне даже наукообразное понятие невидимой лояльности. Под которым в этой самой психогенетике понимается феномен подчинения собственных реакций на окружение, состояний, моделей поведения, убеждений и образов себя чему-то действительно не слишком очевидному. А именно, некоему социальному (ну, разумеется, семейному) единству, выражающему этакую системную (для искомой системы) справедливость. Как своеобразного баланса счетов. Мы как бы продолжаем цепь поколений и оплачиваем прошлые долги, обслуживая потребности сети социальных и семейных обязательств. И именно это - независимо от нашего желания - заставляет нас делать самые различные глупости. Отказываясь от собственного счастья и благополучия ради абстрактной верности предкам со всеми их ошибками и заблуждениями (ныне рассматриваемыми едва ли не как заслуги). Поскольку отношения якобы всегда должны учитывать дух закона правоты и справедливости внутри системы, в которой мы пребываем. И потому, например, в каждой семье, наряду со своим скелетом в шкафу (или в связи с ним) существует свой семейный гроссбух, где есть свой дебет и кредит: долги, обязанности и заслуги. А ещё в любой семье возможна парентификация: инверсия долгов и заслуг, предполагающая, что дети до скончания своего века обязаны расплачиваться со своими папами и мамами, фактически становясь родителями своих родителей!

    Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

    ВЛИЯНИЕ ПРЕДКОВ Задолго до рождения Истоки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя жизнь прародителей тех семей, у которых прослеживается в письменном виде вся история их предков наподобие того, как это делается у королей. Тогда можно заглянуть в глубь

    Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

    Глава 3. День защиты от предков Для взрослых детей …укрощение манипулямы(манипуляторши-мамы)……как стать папой своей мамы,дедушкой своей бабушки…Знаешь, что думал мальчик, которого ты вчера спрашивал, почему он грустный?Он подумал: «Да отстань ты от меня…»Януш

    Из книги Парадокс страсти - она его любит, а он ее нет автора Делис Дин К

    Глава 4. Синдром противоречий и обязательств (СПО) Ведущий в выжидательной позицииКогда пара обращается ко мне за помощью, во время первой встречи они оба говорят, что хотят спасти отношения. Однако с течением времени становится очевидным, что только подчиненный

    Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

    Глава 25. Большой Плохой Мир. Синдром «Бедный я». Она вошла ко мне в офис, опустив голову. Ей было около сорока, и она была прекрасно одета. После слабого рукопожатия она без сил опустилась в кресло. Я начал как обычно.ОФ:Итак, чем я могу вам помочь?Она тяжело вздохнула. Я

    Из книги Психологическая помощь близким автора

    Глава 1 СИНДРОМ УТРАТЫ Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») – это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или

    Из книги Сверхъестественное в первобытном мышлении автора Леви-Брюль Люсьен

    Глава IV. Культ предков и покойников 1. Мир покойников и мир живых Среди невидимых сил, относительно которых первобытный человек знает, что ему следует избегать их гнева и добиваться, если возможно, расположения и поддержки, преобладающее место занимают духи, предки и

    Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

    Глава 2 Синдром Маленького Цыпленка Когда Маленький Цыпленок из детской сказки получил орехом по голове, он немедленно сделал вывод, что небо падает на землю, и с криками ужаса помчался куда глаза глядят.Данный тип поведения можно назвать рассеиванием паники. Разум

    Из книги Дети и деньги. Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться автора Демина Катерина Александровна

    Глава первая, в которой рассматривается непростая история трех поколений наших предков, а также наши собственные иллюзии по поводу финансов Наши бабушки-дедушки. Они родились в 30-40-е годы прошлого века, и все страшные и трагические, так же как и победные и грандиозные,

    Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

    Анн Анселин Шутценбергер СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы (пер. с фр. И.К.Масалков) М: изд-во Института Психотерапии, 20011 (с.13) Можно с уверенностью утверждать, что в

    Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

    Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков - Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001 К терапевтам филадельфийской школы, которая внесла

    Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

    Глава 5 Синдром Ромео и Джульетты В случаях Даниила и Кости родители тинейджеров вели себя практически идеально. К сожалению, во многих случаях, если не сказать – в большинстве случаев, «подростковых любовей» поведение родителей оставляет желать лучшего: они критикуют

    Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

    Глава 1 Чем отличается страх божий, на котором основывалась жизнь наших предков, от наших бытовых и социальных страхов? Отправляясь в наше большое плавание к бесстрашию, мы прежде всего должны уточнить, что понимаем под страхом, от чего, собственно, мы хотим избавиться.

    Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

    Из книги О чем молчат предки автора Маркова Надежда Дмитриевна

    ГЛАВА 8 СИНДРОМ УТРАТЫ (Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») - это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или

    Из книги Хватит ныть! Действуй! автора Болотова Татьяна

    Глава 1. Дух предков Как ветвь не может существовать отдельно от дерева, так и человек не может жить без рода, давшего ему жизнь. (Автор неизвестен) Истоки Метод семейных расстановок был создан около тридцати лет назад немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером. С каждым

    Из книги автора

    Зов предков Однажды в марте месяце я имела возможность наблюдать за голубиной стаей, которая прописалась на моем балконе из-за дармовой кормежки. Будто за людьми подсматривала! Те же брачные игры, прихорашивание подруг, раздувание своего «Я» во избежание конкуренции.