Меры профилактики наркомании среди молодежи. Профилактика наркомании

Профилактика развития наркозависимости среди несовершеннолетних не может обеспечиваться усилиями только медицинской службы. Необходима совместная деятельность врачей, педагогов, правоохранительных органов, широкой общественности. Следует признать, что до настоящего времени не выработано единой стратегии по данной проблеме. Для примера можно сравнить существующие точки зрения на пропаганду жизни без наркотиков.

Так, по данным одних авторов, 93% преподавателей средних школ считают медицинскую пропаганду в школе основным средством профилактики наркомании. Другие же исследователи утверждают, что эта пропаганда порождает у подростков нездоровый интерес к наркотикам и, если не способствует росту наркомании, то, во всяком случае, неэффективна.

Большое значение для профилактики наркомании имеет санитарно-просветительная работа среди детей и подростков. Однако до сегодняшнего дня на этот счет нет единой позиции. В отдельных работах высказывается мнение о том, что медицинская пропаганда в школе должна проводиться в течение всего времени обучения. Многие преподаватели считают целесообразным включить в учебную программу курс по профилактике наркомании. Представители наркологической службы должны проводить семинары и лекции по антинаркотической тематике среди преподавателей средних школ и высших заведений. Они обучают педагогический состав простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формируют соответствующую настороженность, рассказывают о тяжких социальных и медицинских последствиях наркомании. Эту пропаганду нужно вести умело, дифференцировано, без формализма, она ни в коем случае не должна стимулировать нездоровый интерес подростков к обсуждаемому предмету.

В тех случаях, когда врачи проводят беседы непосредственно в подростковой аудитории, необходимо помнить, что подростки являются весьма сложной аудиторией, как правило, они не прощают фальши, дилетантского подхода, при этом подростки стремятся уличить лектора в непрофессионализме и, однажды сделав это, в дальнейшем теряют доверие ко всей исходящей от него информации. Особенно трудно работать с теми группами подростков, которые в той или иной мере знакомы с действием наркотиков. Надо полагать, что профилактика наркомании наиболее эффективна среди школьников младших классов, поскольку у них отсутствует собственный опыт наркомании и слабо выражена реакция оппозиции.

Во время бесед и лекций целесообразно использовать конкретные примеры, свидетельствующие о тяжелых последствиях употребления наркотиков. Убедительно выглядят сообщения о тяжелых отравлениях, смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Обычно не оставляют равнодушными сообщения о направлении наркоманов в ЛТП, о других административных мерах воздействия. Необходимо акцентировать внимание слушателей на пагубном влиянии наркотиков на физическое развитие, интеллект, потомство. Практика показывает, что сообщения о патологическом воздействии наркотиков на морально-нравственную сферу человека и развитии десоциализации не вызывают глубокого эмоционального резонанса в подростковой аудитории.

К важным профилактическим мерам можно отнести создание и четкой системы взаимодействия подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД и комиссий по делам несовершеннолетних. В тех случаях, когда удается осуществить все медицинские мероприятия в полном объеме, участие правоохранительных органов может быть сведено к минимуму. Если же подросток под различными предлогами уклоняется от посещения наркологического диспансера, во время лечения нарушает режим, является лидером в группе наркоманов, совершенно не поддается психотерапевтическому воздействию, то в отношении таких подростков должны неукоснительно приниматься меры административного воздействия.

Глобальные масштабы приобретает наркотическая зависимость. Основными потребителями наркотиков являются люди в возрасте до 35 лет. Большинство школьников впервые пробуют наркотические вещества уже в 12-летнем возрасте. Ассортимент вредных препаратов на наркорынке увеличивается со скоростью математической прогрессии. Они не только вызывают быстрое привыкание, но и негативно воздействуют на здоровье детей, поэтому во всем мире огромное внимание уделяется внедрению различных мер, направленных на предупреждение наркозависимости и ее профилактики.

Характеристика заболевания

Наркомания – это зависимость человека от приема токсичных препаратов.

Наркотические средства опьяняюще воздействуют на психику личности, вызывая приятное чувство эйфории. Они имеют ряд побочных эффектов, которые разрушительным образом отражаются на состоянии человека, провоцируя как психологическое, так и физиологическое привыкание.

Перерыв в приеме препаратов вызывает у человека болезненное состояние – наркотическую ломку. Эйфория проходит быстро, вынуждая наркомана искать новую дозу. Иллюзия удовольствия и радости испаряется в течение нескольких часов, после чего больной впадает в состояние мнимого покоя.

Страдающий от наркотической зависимости все время находится в поисках источника удовольствия. Эта вредная привычка заставляет его забыть обо всем на свете и толкает на совершение страшных поступков, лишь бы как можно быстрее раздобыть наркотик. В этом состоянии больной забывает о родных и друзьях, бросает работу и учебу, теряет интерес ко всему, что его окружает, полностью разрушая свою жизнь.

Круг общения такой личности кардинальным образом меняется. Человек начинает вести асоциальный образ жизни, нередко попадает в дурную компанию, в результате чего оказывается в тюрьме. Некоторые наркоманы заканчивают жизнь самоубийством, поэтому важно с раннего возраста воспитывать правильное отношение к такому социально опасному явлению, как наркомания.

Основные причины

Говоря о профилактике наркомании, необходимо вспомнить основные причины, влияющие на ее появление. Понимание того, что толкает к приему запрещенных веществ, поможет эффективнее организовать борьбу с этим пагубным явлением. Выделяют 4 основные причины наркомании.

  1. Семейные проблемы. Подтолкнуть к наркотику могут неурядицы в семье и плохие взаимоотношения с родителями. Это может быть связано как с отсутствием должного внимания взрослых, так и с их чрезмерной опекой. Чтобы убежать от окружающей его действительности, человек начинает искать утешение в наркотических веществах.
  2. Любопытство и скука. Эти два чувства могут спровоцировать прием наркотиков. Такими мотивами руководствуются люди, которые легко поддаются чужому влиянию. Каждый, кто впервые пробует наркотик, считает, что от одного раза ничего ужасного не случится.
  3. Желание добиться интеллектуального и творческого успеха. Возникает оно у взрослых людей, которые имеют отношение к творчеству и искусству. Прием наркотических средств помогает им творить и реализовывать свои идеи.
  4. К другим причинам, провоцирующим распространение наркомании, можно отнести психологические проблемы и конфликты человека, желание походить на своего кумира, влияние плохой компании.

Субъекты и объекты профилактики

Наркомания и ее профилактика сегодня широко изучаются по всему миру. Чтобы побороть это опасное социальное явление, разрабатываются методы, которые используют различные службы. Это могут быть как государственные инстанции, так и волонтерские организации. Субъектами, принимающими участие в профилактике наркомании, являются:

  • антинаркотические ведомства;
  • органы внутренних дел;
  • образовательные учреждения;
  • социальные службы;
  • органы здравоохранения;
  • службы по вопросам молодежной политики;
  • общественные организации;
  • кризисные службы (в т. ч. негосударственные).

Объектами же профилактики являются лица с наркотической зависимостью, а также те, кто находится в категории риска – дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, люди, ведущие асоциальный образ жизни, вышедшие из мест лишения свободы, бывшие наркоманы.

Несмотря на то что в борьбе с распространением наркомании задействовано множество различных организаций и управлений, количество людей, поддающихся влиянию вредных препаратов, все время увеличивается.

Виды мероприятий

Всемирная организация здравоохранения уделяет огромное внимание проблеме наркомании и вопросам ее профилактики. Работа по предотвращению распространения этой пагубной зависимости ведется в трех основных направлениях.

  1. Работа с подрастающим поколением. Это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы для счастливой и полноценной жизни ребенку не были нужны дополнительные стимуляторы в виде запрещенных препаратов. Взаимодействие взрослых с детьми помогает им найти интерес в жизни и определиться со своими планами, благодаря чему у школьников не возникает желания попробовать наркотики. Для этого разрабатываются специальные программы, пропагандирующие здоровый образ жизни. Это могут быть занятия спортом, увлечение танцами и различными философскими школами. Первичная профилактика включает в себя санитарно-гигиеническое воспитание населения и борьбу общества с распространением запрещенных препаратов.
  2. Взаимодействие с людьми, знающими из собственного опыта, что такое наркотическая зависимость: встречи, открытые занятия, флешмобы, беседы и лекции, в ходе которых бывшие наркоманы рассказывают о своей жизненной истории и делятся опытом. Не стесняясь, молодые люди говорят о том, что им довелось пережить, делая акцент на вреде и последствиях наркотиков.
  3. Поддержка наркоманов, которые прошли реабилитацию и стремятся вернуться к нормальной жизни. Очень важна в этот период поддержка и понимание окружающих людей. Чтобы не случился рецидив и человек снова не вернулся к наркотикам, ему необходимо найти хорошую работу, завести друзей, поверить в себя. Третичная профилактика предполагает помощь, направленную на успешную социализацию человека.

Вопросы наркомании и меры ее профилактики охватывают разновозрастную аудиторию, хотя упор делается на работу с молодежью. Если подростки будут помнить о вреде запрещенных препаратов и знать, что в любой ситуации они не останутся без помощи взрослых, им вряд ли захочется пробовать наркотик.

Информируя о проблеме наркомании и ее профилактике, следует помнить, что мероприятия должны соответствовать принципам:

  • быть позитивными - негатив может содержаться лишь в описании последствий наркотической зависимости;
  • любая информация должна подкрепляться выводом, в котором рассказывается, как противостоять этой пагубной привычке и куда следует обращаться за помощью;
  • публикации разрабатываются с учетом определенной адресной аудитории;
  • подготавливается материал при участии соответствующих специалистов (медиков, психологов, правоохранителей, соцработников);
  • должно быть налажено сотрудничество со СМИ.

В обязательном порядке комплекс профилактических мер включает в себя телефонные консультации. Это могут быть горячие линии, специалисты которых оказывают анонимную психологическую поддержку и снабжают позвонивших информацией о центрах реабилитации, а также круглосуточные онлайн-службы. Существуют еще и телефоны доверия – к работе с наркозависимыми людьми подключаются профессиональные психотерапевты.

В учебных заведениях проводятся различные лекции, открытые уроки и встречи, демонстрируются фильмы и передачи, направленные на борьбу с наркоманией и пропагандирующие здоровый образ жизни. Если работа организована правильно, она обязательно даст положительный результат, и у ребенка не возникнет желания пробовать наркотики.

Самой эффективной будет работа с детьми, которые учатся в начальных классах: основные правила поведения, как и информация о том, что хорошо и плохо, заложенные в возрасте 7–12 лет, остаются в памяти навсегда и влияют на поступки человека. Лучше всего на детскую психику воздействуют фотографии с изображением людей, пострадавших от зависимости. Благодаря этому у детей создается негативный образ наркомана.

Для работы с подростками необходимо выбрать иные формы воздействия. Это могут быть беседы с врачом-наркологом, а также встречи с людьми, которые некогда испытали на себе пагубное воздействие токсических веществ. В этом возрасте молодежь нуждается в понимании взрослых, поэтому, кроме тематических мероприятий, направленных на профилактику наркомании, следует проводить различные встречи по интересам, концерты, выставки, соревнования.

Чтобы работа со школьниками имела постоянный характер, во многих общеобразовательных учреждениях в учебную программу включен специальный курс по профилактике наркозависимости и пропаганде активного образа жизни.

Подобная работа должна вестись и в студенческой среде. Часто встречаются ситуации, когда, поступив в высшие учебные заведения и стремясь не выпасть из компании, молодежь обращается к наркотикам. Преподаватели должны внимательно следить за изменением поведения своих студентов. Вредные вещества часто реализуются на территории вуза, поэтому необходимо вовремя выявить имеющиеся пункты распространения наркотических препаратов.

Не менее важно сотрудничество всевозможных структур в работе, направленной на профилактику наркозависимости. После выявления подростка, принимающего наркотики, необходимо оказать ему помощь, направить на лечение, предоставить психологическую реабилитацию и социальную защиту, если у ребенка неблагополучная семья.

Заключение

Понимание пагубного воздействия наркотических препаратов на организм человека должно формироваться в раннем возрасте.

Если вы узнали информацию о том, что ваш знакомый принимает наркотики, не теряйте время - сразу же обращайтесь за помощью в социальные службы и медицинские учреждения.

В этот период больной, как никогда, нуждается в вашем внимании и поддержке. Не теряйте веры в то, что у вас обязательно получится его вылечить. Важно найти общий язык и вызвать доверие с его стороны. Помните, если вы не поможете ему побороть эту пагубную привычку, то он сломает свою жизнь. Если же вы проявите терпение и любовь, то обязательно добьетесь успеха.

Читайте на этой странице:

Первичная профилактика наркомании тесно связана с духовно-нравственным воспитанием детей и молодёжи. Это звучит немного официально, поэтому в нашей статье мы расскажем простым языком о том, как обучение ребёнка этичным взаимоотношениям, умению видеть высокие цели в жизни убережёт его в последующем от пагубных пристрастий.

Зачем нужна профилактика наркомании?

Проблема наркотизации населения нашей страны активно заявила о себе в первые годы этого столетия, и до сих пор она так и не решена в нашем обществе. Ещё несколько лет назад мы могли себе позволить закрывать на неё глаза, будучи уверенными, что она касается только асоциальных, криминальных личностей или, напротив, «золотой молодёжи», к которой основная часть населения России не относится. Сегодня проблема постучалась во многие семьи, доступность наркотиков стала просто поразительной. Чтобы покурить спайс достаточно тех денег, которые родители выдают ребёнку на школьный завтрак. Для того, чтобы достать его нужен лишь мобильный телефон с выходом в интернет, сейчас он есть у каждого школьника.

Очевидно, что в подобной ситуации закрывать глаза на проблему употребления наркотиков и её профилактики становится невозможно. Это не только медицинская проблема, касающаяся узкого круга специалистов, а социально значимое заболевание, с которым призвано бороться всё общество в целом. Это вопрос, который касается всего мирового сообщества и каждого человека в отдельности. И похоже, что люди действительно прониклись этой идеей. Профилактика и лечение наркомании обсуждаются на Ассамблеях ООН, по всему миру, и в нашей стране в частности, создаётся большое количество социальных инициатив, которые занимаются вопросами профилактики, лечения, реабилитации, социализации наркозависимых.

Проблему борьбы с наркоманией решает всё общество в целом, объединяя свои ресурсы: законодательные, научные, технические и так далее. Профилактикой занимаются отдельные специалисты наркологических клиник и центров в качестве добровольной общественной работы.

Наркомания как политическая и социальная проблема

Если в стране, в России, становятся в год наркоманами почти девяносто тысяч человек, из которых до 70% дети и подростки, проблему наркомании можно смело называть государственной. И как таковая, она должна решаться на государственном уровне. Это создание соответствующей законодательной базы, касающейся наказаний за распространение наркотиков, это создание единых нормативов, регулирующих деятельность наркологических клиник и реабилитационных центров, и наконец, это организация профилактики наркомании в масштабах государства.

С другой стороны, наркомания - это проблема социальная, которая свидетельствует о том, что в обществе нет настоящих ценностей, у людей отсутствуют устойчивые моральные принципы, нет гармоничных и здоровых взаимоотношений. Так же очевидно, что необходима пропаганда здорового образа. Конечно, у нас, жителей России, есть причины для социальных проблем. Мало кто прошёл за последние сто лет такую вереницу потрясений и кризисов как российский народ. И это ещё одна причина быть более внимательным к себе, друг к другу, искать, находить и изменять те травматические переживания, которые сейчас мешают нам жить счастливо и в достатке.

Наркомания как лакмусовая бумажка показывает все боли общества, но и сама является большой болью. От наркотиков погибают тысячи детей и подростков, мужчин и женщин в расцвете сил. Это не должно оставлять равнодушными остальных.

Виды профилактики и лечения наркомании

Наркомания - проблема, которая существует уже давно, поэтому научным медицинским сообществом и социальными службами, работающими с наркоманами разработана довольно обширная методология как профилактики, так и лечения, реабилитации наркомании.

Есть три вида профилактики заболевания наркомания:

  1. Первичная профилактика наркомании представляет собой меры, не допускающие употребление наркотиков детьми и подростками, а так же взрослыми людьми, которые их никогда не использовали.
  2. Вторичная профилактика обращена к тем, кто употребляет наркотики эпизодически или входит в группы риска.
  3. Третичная профилактика наркомании фактически является профилактикой рецидивов заболевания у тех, кто страдал зависимостью, проходит лечение и реабилитацию.

Вторичную и третичную профилактику в данной статье мы рассматривать не будем, а поговорим более подробно о первичной.

Первичная профилактика наркомании

Первичная профилактика наркомании разделяется на несколько направлений:

  • Радикальная первичная профилактика наркозависимости направлена на изменение условий жизни населения. Это пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, просветительская деятельность относительно последствий заболевания. Иначе говоря, в этом случае работа направлена на постепенное изменение всей социально-культурной атмосферы.
  • Запрещающая первичная профилактика - это комплекс мер контроля и запрета на употребление наркотиков.
  • Ранняя первичная профилактика - это выявление самых первых случаев употребления наркотиков, когда зависимость ещё не успела сформироваться, и принятие мер по предупреждению развития наркомании.

В вопросах профилактики всё старо как мир, по сути она предлагает метод кнута и пряника. Вопрос только в том, как сделать вид пряника действительно привлекательным, а кнут - эффективным. Если обобщить, то профилактические меры можно разделить на систему наказаний и запретов, которая представлена, прежде всего, правоохранительными органами и законодательством. Сюда же можно отнести меры наркологического учёта, хотя они в последнее время вызывают двоякое отношение общества. Профилактика - это правда о наркомании, о её особенностях, о плачевных результатах употребления наркотиков.

С другой стороны, это пропаганда здорового образа жизни, переориентация социальных ценностей, это меры по формированию негативного отношения к наркомании.

Мероприятия по первичной профилактике создаются в основном для детей и молодежи. Важно, чтобы профилактика наркомании затрагивала семью, где воспитывается ребёнок. Ведь многие зависимости имеют свои корни именно в семейных отношениях, ценностях и традициях данной конкретной семьи.

Программы профилактики наркомании

Профилактическая работа проводится в различных формах. Это могут быть целые образовательные программы, отдельные занятия, периодические лекции, подготовленные специально для конкретного коллектива, класса, группы студентов. В нормальном случае эти программы должны учитывать возраст, культурные особенности аудитории, вид учебного заведения. Хорошо, если программа носит долгосрочный характер.

На сегодня такие программы разрабатываются специалистами научных центров, клиническими психологами, самостоятельно либо на базе профильных институтов, специалистами социальных инициатив. Над большими федеральными программами обычно работает целая команда специалистов: психиатры-наркологи, психологи, психотерапевты, социальные работники, аддиктологи.

Современная концепция первичной профилактики наркомании

Если говорить о концепции профилактики наркомании, то она основана на том, что в центре её находится личность. Эта личность проявляет себя в трёх основных сферах в процессе своей жизнедеятельности. Ближняя сфера - семья, чуть дальше находится образовательное учреждение (мы говорим о детях и подростках), и на периферии - досуг, хобби, развлечения.

Специалисты по профилактике основываются на том, что в каждом человеке есть естественная внутренняя потребность в здоровье, в отсутствии боли и страданий. И вот эту потребность быть здоровым нужно развивать с самого раннего детства.

У человека есть естественные потребности:

  • Базовые потребности в воде, пище, защите (тепло, жильё, одежда).
  • Социальные потребности в виде общения, дружбы, любви, то есть отношений.
  • Духовные потребности, которые выражаются в желании отдавать другим.

Если у человека нет психологических проблем, у него есть развитое желание быть здоровым и он умеет удовлетворять эти три потребности адекватными способами, то наркотики ему не нужны.

На базовом уровне наркотики не удовлетворяют потребности, напротив, их употребление приносит вред здоровью и лишает человека ресурсов для приобретения необходимого. На социальном уровне нам нужны семья, друзья, любимое дело, качественный отдых, чтобы мы чувствовали себя удовлетворёнными. Наркотики здесь так же делу не помогают, а только разрушают отношения. На уровне души человек имеет естественную потребность отдавать, чему наркотическая привязанность противоречит в корне.

Получается, что наркотики приходят в жизнь человека, когда он не может или не хочет удовлетворять свои потребности естественным путём. Фактически, наркомания - это способ забыться от страданий, которые приносят неудовлетворенные физические, социально-эмоциональные и духовные потребности.

Наркомания имеет историю, которая разворачивается на столетия назад, но никогда наркотики не имели столь широкого распространения как сегодня. С чем это связано? Потребительское отношение к жизни и духовная опустошенность подростков и молодежи приводят к тому, что они не умеют получать от жизни удовольствие естественным путём. Удивительное безразличие к собственной судьбе, к чувствам окружающих, отсутствие смысла жизни - это истинные причины, приводящие на путь наркомании и других зависимостей.

Современный человек (в большинстве своём) не желает тратить время на других, отдавать, принимать участие в социальной жизни. Безразличие к проблемам социума, убеждённость в бесполезности подобной активности вызывают развитие личного эгоизма, иждивенческого отношения к жизни. Общество перестаёт быть гуманным, люди становятся безвольными и апатичными, бездуховными. Из этого состояния уже полшага до криминала и употребления наркотиков.

Ценностная ориентация детей и подростков

Как вы видите, проблема профилактики наркомании гораздо глубже, чем просто сказать, что наркотики это плохо и вредно. Это вопрос настоящей переориентации, восстановления или воспитания системы ценностей, где наркотикам просто не будет места в жизни человека.

Просветительские лекции и меры пресечения имеют своё место, являются важной частью системы профилактики, но самое важное создать для детей и подростков такое воспитательное пространство, где они могли бы напитать свой внутренний мир правильными ценностями. Нужно помнить, что наркомания - это болезнь не только тела, но и души. Поэтому обойти вопрос духовно-нравственного воспитания в разговоре о профилактике наркомании у детей и подростков просто невозможно.

Сегодня система воспитания в детских садах и школах направлена совсем на другое: интеллектуальное, физическое, отчасти эмоциональное развитие детей. При этом вопрос личностного, нравственного, духовного развития, как правило, почти не затрагивается. Любовь, разумность, ответственность, сопереживание другому, верность и многие другие необходимые для гармоничного развития личности понятия иногда даже не упоминаются.

Так появляется взрослый человек, физически и интеллектуально развитый, реже развитый эмоционально, и имеющий большую червоточину внутри. Потому что ядро личности, её духовно-нравственная сторона не была сформирована. Сможет ли такой человек быть добрым, сострадательным, осмысленно относиться к жизни, испытаниям? Или при первых трудностях он найдёт «кривую дорожку» - решит сбежать от сложностей жизни в наркотические грёзы?

Заключение

Если подвести некий итог нашего небольшого разговора о первичной профилактике наркомании, то можно выделить ряд важных моментов. Напомним, что такая профилактика направлена на предотвращение начала употребления наркотиков и в основном работает с детьми и с подростками. Что необходимо, чтобы она была эффективной:

  • Помощь в масштабах государства: законодательные акты, госпроекты по профилактике наркомании.
  • Разработка методической базы, программ профилактики и подготовка специалистов, которые могли бы профессионально их реализовать на практике.
  • Создание и пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни.
  • Акцент в учебно-воспитательных программах на развитие духовно-нравственных качеств личности ребёнка и подростка.

России переживает сложный период: раскол общества, затянувшееся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту чувствительностью. Оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами. За последние пять лет по России число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло более, чем в 8 раз. Число смертных случаев от употребления наркотиков за последние десять лет увеличилось среди населения России в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.(2,4).Из зарегистрированных в 2000г. ВИЧ-инфицированных более 80% - наркоманы. По данным наркологического диспансера г.Рязани, за последние три года среднегодовой прирост больных наркоманией составил более 100% В 2000гду уровень заболеваемости наркоманией по сравнению с 1999 годом увеличился практически в 2 раза. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том, что более 17% их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4% подростков употребляют наркотики систематически. Есть такая статистика, что каждый наркоман в год в среднем приобщает к наркотикам до 10 человек из своего окружения. Исследование выявило, что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем – это 15-17 лет, однако есть много и таких, которые попробовали наркотики и до 14 лет, в целом по России возраст впервые попробовавших наркотики снизился уже до11 лет. Более 40% учащихся указали, что имеют в своем окружении потребителей наркотиков(друзей, родственников или соседей). Это не может не вызывать тревогу. Эти дети находятся в зоне риска: рано или поздно знакомые наркоманы предложат им попробовать наркотики.

Изменяется отношение к наркоманам, если в 1999 году осуждающе к наркоманам относилось 60% подростков, то в 2001 году – 39%. На вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вам предложили покурить травку?», учащиеся Пронской школы ответили: Положительно – 11%, Сомневался – 10% и Отказался – 79%.(2,54).

Наиболее популярными наркотиками являются препараты конопли – 55,7%, галлюциногены – 14,:%, психостимуляторы амфетоминового ряда – 10,8%, препараты опия – 5,4%, кокаин – 2,4%. В последние годы наркорынок пополняется в основном героином, вытесняя более легкие наркотики.

Для подростков характерны три личностно-психологических источника приобщения к наркотикам: стресс (32%); внушаемость, т.е. под влиянием других лиц (28%) и любопытство (39,5%).

Различают два основных типа наркоманов:

Экспериментаторы – люди, которым нравится экспериментировать с различными наркотиками и их эффектами, они употребляют наркотики эпизодически, анализируют испытываемые впечатления. Их интерес, как правило после окончания школы и выхода из юношеского возраста угасает и может исчезнуть полностью.

Люди, имеющие серьезные отклонения личности (но в пределах психологической нормы). По причине неразрешенных внутренних конфликтов, постоянного присутствия неуверенности и депрессии они употребляют наркотики чаще и в больших количествах. Их отличает от нормальных ровесников:

Постоянное присутствие легкой депрессии;

Беспокойство;

Подозрение, что никто не воспринимает их всерьез;

Эгоцентризм;

Частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью и свободой;

Постоянное возвращение к наркотикам;

Трудности в общении с окружающими.

Выделяют 5 способов употребления наркотических веществ:

Экспериментальное употребление;

Употребление в компании во время отдыха;

Ситуативно-обстоятельственное употребление;

Интенсивное употребление;

Вынужденное употребление.

Существует следующая классификация стадий развития наркомании, основанная на анализе проявления различных форм зависимости:

Социальная зависимость проявляется тогда, когда человек еще не начал употреблять наркотики, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Внутренне он готов употреблять наркотики. Единственный способ предотвращения дальнейшего развития заболевания – выявление и разрушение группы.

Психологическая зависимость начинает формироваться после начала употребления наркотиков. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние переживания ярких эмоций при наркотическом опьянении. На этой стадии ему уже нужна помощь специалистов – психологов, врачей, поддержка семьи.

Физическая зависимость возникает при более продолжительном приеме наркотических веществ. Наркотик включен в процесс обмена веществ, при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести (абстинентный синдром). Такому больному нужна серьезная мед. помощь.

Сигналы опасности – личностные изменения, изменения в привычках и образе жизни, изменения в физическом состоянии:

1. Резкие перепады настроения в короткий промежуток времени;

2. Раздражительность, скрытность, враждебность, замкнутость, угрюмость,подавленность, беспокойство;

3. Потребность в немедленном удовлетворении своих желаний;

4. Отказ обсуждать с родителями свои проблемы;

5. Нежелание знакомить своих новых друзей с родителями;

6. Все большее охлаждение к старым друзьям;

7. Равнодушие к учебе, спорту, прежним увлечениям;

8. Появление у подростков чувства ущербности, комплекса неполноценности;

9. Отрицание того, что наркотики могут приносить вред;

10. Лживость;

11. Потеря чувства времени;

12. Усиливающаяся импульсивность.

13. Игнорирование семейных праздников;

14. Неожиданный рост аппетита, как и его потеря;

15. Страстная потребность в сладком;

16. Изменения в режиме сна и бодрствования: человек спит днем и бодрствует ночью;

17. Кражи и распродажа домашнего имущества;

18. Вымогательство денег;

19. Частое проветривание своей комнаты;

20. Использование благовоний, освежителей, духов, дезодорантов (для устра

Нения наркотического запаха)

21. Ухудшение успеваемости;

22. Сонливость на уроках;

23. Потеря веса;

24. Утомляемость;

25. Частые простуды, грипп, желудочные боли и судороги;

26. Утренняя слабость на фоне вечерней активности;

27. Бессвязная, невнятная или быстрая, торопливая речь;

28. Обмороки, потеря сознания;

29. Воспаленные, налитые кровью. Отекшие или «стеклянные» глаза;

30. Расширенные или суженные зрачки;

31. Недостаточная подвижность глаз;

32. Нарывы и болячки вокруг ноздрей;

33. Чихание;

34.Сухость во рту;

35. Кашель;

36.Следы уколов;

37. Повышенная потливость;

38.Бесцветные пальцы;

39. Холодная липкая кожа;

40. Повышенная нервозность, сверхактивность;

41.Головокружение.

Профилактика

На первый план выступает профилактика наркомании из-за низкой эффективности лечения и отсутствия надежных социальных барьеров. Опыт показывает, что запретительными. Медицинскими и юридическими методами решить эту проблему невозможно, т.о. «внешних» антинаркотических барьеров недостаточно, необходимо формировать «внутренние» ограничители, т.е. воспитывать личную устойчивость к наркотикам.

Организация профилактической работы на уровне школы или микрорайона не даст ощутимых результатов. Профилактика будет эффективной, если она будет проводиться в масштабах города, области, а лучше всей страны.

При любом виде профилактической работы, необходимо учитывать возраст детей и подростков, первый уровень – младший школьный возраст, к 11-12 годам у ребенка должны быть привиты здоровые привычки, которые будут препятствовать развитию наркозависимости. Второй уровень – дети среднего и старшего возраста. Как правило, это уже коррекция поведения и привычек. Поэтому технологии работы с детьми старше 11 – 12 лет включает обучение способам преодоления конфликтов и кризисных ситуаций, помогает осознанно выбирать поведение, которое не вредит здоровью, учит справляться с эмоциональными проблемами.

Необходимо учитывать также уровень профилактики, который подразделяется на первичный, вторичный и третичный. Первичная профилактика – это работа с условно здоровыми людьми, среди которых существует определенное количество лиц из группы риска. В этот контингент могут входить молодые люди, которые уже пробовали наркотики или имеют друзей, употребляющих наркотики. Вторичная профилактика направлена на подростков, у которых поведение риска уже сформировано. К этой группе относятся лица, употребляющие наркотики, но без сформированной физической зависимости. Третичная профилактика – это профилактика рецидивов. Она направлена на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление.

Технологии первичной профилактики подразделяются на медико-психологические и социально-педагогические. Цель медико-психологических технологий – адаптация к требованиям социальной среды, формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, эффективного жизненного стиля и поведения. Цель социально-педагогических технологий – предоставление объективной информации, создание мотивации на здоровый образ жизни, создание сетей социальной поддержки. Они направлены на формирование на формирование стрессоустойчивой личности, способной выбирать рациональные формы поведения. Основная идея этих технология заключается в том, что человек, имеющий развитые личностные и средовые ресурсы, а также поведенческие навыки разрешения проблем, оказывается более защищенным перед лицом жизненных трудностей. Это уменьшает вероятность употребления наркотиков.

Лучше всего такого рода работу проводить в форме тренингов. Упражнения, включенные в тренинг, направлены на развитие и формирование этих навыков, на то, чтобы помочь человеку усвоить формы поведения, способствующие здоровью, научиться преодолевать стрессы, жить полной жизнью и получать удовольствие без использование наркотиков и других психоактивных веществ,

Формирование жизненных навыков:

1. Умение отказываться от рискованных предложений;

2. Видеть положительные и отрицательные стороны явлений;

3. Взаимодействие со сверстниками;

4. Правильное выражение своих чувств;

5. Обучение эффективному общению;

6. Развитие уверенности в себе;

7. Управление своими чувствами;

8. Укрепление связи с семьей;

9. Развитие критического мышления;

10. Формирование навыков принятия решения;

11. Осознание негативных влияний, давлений и манипуляций со стороны других.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: Профилактика наркомании среди подростков

План доклада

Введение

1. Причины наркомании: социальные и биологические

2. Наркомания - болезнь или порок?

3. Кто употребляет наркотики

Заключение

Литература

Введение

В наши дни общество находится в страшной опасности. Эта опасность-наркомания. Она подстерегает нас в каждом дворе, в каждом подъезде. Сегодня наркотики свободно продаются в школах и на дискотеках.

Сегодня дети уходят из реального мира в мир иллюзий. Завтра они уйдут из реального мира навсегда. Организм молодого человека в среднем выдерживает потребления наркотиков не более 7 лет. Детский организм -намного меньше. Средняя продолжительность жизни наркомана -25 лет… Уже сегодня существует реальная опасность проникновения наркотиков в армию и другие силовые структуры, что может создать серьезную угрозу для обороноспособности страны. Хотя, на мой взгляд, во главу угла ставить нужно в первую очередь человеческую жизнь, а уж потом обороноспособность, товарооборот и прочее. Стремительный рост наркотизации, алкоголизма среди детей и подростков влияет на здоровье нации. Падает уровень культуры -разве дети наркоманы будут восхищаться Бахом и Моцартом? К отрицательно сказывающейся на нашем здоровье экологии прибавились наркомания и алкоголь, постепенно убивающие не только нервные клетки, печень и сердце - убивающие личность, что не менее страшно… Люди, которые сталкивались с наркоманами, как правило, считают их бессовестными эгоистами, выродками, которые ради наркотиков готовы на все. Это так и не так. Болезнь заставляет наркомана совершать ужасные поступки, но не значит, что он от этого не страдает.

1. П ричины нар комании

Стремительный рост наркомании за последние несколько лет свидетельствует не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество и государство оказались неспособными противостоять этому явлению. В настоящее время существует явно недостаточное количество институтов, вплотную занимающихся организацией досуга и решением специфических для молодежной среды задач. Подростки чаще предоставлены сами себе, их воспитанием некогда заниматься ни школе, ни семье, в результате чего подрастающее поколение ищет способы самореализации в уличных компаниях, непременным атрибутом которых является алкоголь и наркотики. Биологические причины возникновения наркомании.

На сегодняшний день насчитывается не менее десятка основных теорий о причинах возникновения наркомании.

Самыми первыми были теории дегеративные: наркомания - порок, свойственный вырождающимся личностям. В конце 19 начале 20 века среди психиатров и других врачей было модно связывать различные заболевания с ухудшением наследственности в семьях от поколения к поколению. Голландские психиатры утверждают что предрасположенность к наркомании может возникнуть в результате психических стрессов. Родственная к биологическим является «психиатрическая» теория, особенно широко распространенная в России, ее суть заключается в том, что наркоманией заболевают только люди, уже имеющие какое либо психическое заболевание, например, шизофрению.

Следующую группу теорий можно отнести к социо психологическим. Эпидемические теории гласят, что пристрастие к наркотикам, распространяется от человека к человеку на подобии инфекционного процесса, легко возникает в социально неустойчивой среде, если туда попадает наркотик, типичный пример - героиновая наркомания среди молодежи, здесь наркотики являются чем-то вроде моды.

2. Наркомания - болезнь или порок?

Наркомания - это не болезнь в обычном смысле этого слова. Но это и не просто порок из числа тех, что присущи здоровым людям. Наркомания - тотальное поражение личности, в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья.

Человек, идущий по пути наркомана, постоянно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически не вполне нормальным, теряет друзей, семью, не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел, остается без работы, приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно разрушает свое тело.

Еще одна особенность наркомании состоит в том, что она как патологическое состояние в значительной степени необратима, и негативные изменения, которые произошли в душе человека в результате злоупотребления наркотиками, остаются с ним навсегда.

Наркомания похожа на увечье. Самое страшное в ней то, что наркоманы слишком поздно понимают, что они не просто “балуются наркотиками”, а уже не могут без них. Иногда пристрастие развивается через полгода и даже год, чаще через 2-3 месяца, но нередко человек становится зависимым после первой же инъекции.

Средняя продолжительность жизни человека, принимающего наркотики, примерно 7 -10 лет непрерывного злоупотребления. Но есть такие, которые погибают из-за них через 6-8 месяцев после начала регулярного приема.

3. Кто принимает наркотики?

Неверно считать, что наркотики используются только членами так называемых «групп риска». Большинство родителей уверены, что их дети никогда не прибегнут к наркотикам, однако это настолько тонкая и сложная вещь, что даже многие дети с хорошим воспитанием попадают в прочный круг наркомании.

Статистика показывает, что 90% использующих наркотики - это лица в возрасте до 25 лет. А это значит, что чудовище разрушает главным образом силу молодости, самого созидательного, творческого, продуктивного периода жизни.

Более всего склонны к употреблению наркотиков молодые люди, испытывающие стресс или чувство одиночества.

4. Практика борьбы с наркоманией

Основными задачами в области профилактики нарко - и алкогольной зависимости является:

Формирование у подростков и молодежи адекватной самооценки;

Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе, противостояние давлению сверстников;

Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.

Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или более старших ребят. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитеты взрослых, а общение со сверстниками происходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, идея привлечения к проведению профилактической работы подростков необходимо реализовывать в виде создания волонтерской службы.

Свидетельством распространения идей здорового образа жизни и ответственного поведения, результатом которого является воздержание от употребления алкоголя и отказ от употребления наркотиков, является то, что число ребят, желающих заниматься волонтерской работой постоянно увеличивается.

Основными разделами деятельности подростковой волонтерской службы могут быть следующие:

1) антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда

Разработка наглядных материалов;

Подготовка аудио - и видеоматериалов;

Массовые шествия, акции;

Театрализованные представления;

2) работа с группами подростков в учебных заведениях.

3) Освещение своей деятельности в средствах массовой информации, связь с общественностью.

4) Привлечение новых добровольцев, их отбор и подготовка.

Заключение

наркомания молодежь профилактика зависимость

«Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» - так писал в довоенные годы Бруно Ясенский.

Над этими словами стоит задуматься. Почему борьба с наркоманией не дает эффективных результатов?

Потому что бороться нужно не только с наркодельцами, но и с причинами, порождающими стремление к употреблению наркотиков.

Общество должно повернутся лицом к проблеме наркомании, выработать не только тактику борьбы, но и определить стратегическую линию. К данной ситуации подходит следующая притча: "Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь,но он не обращая внимания на призывы ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить"

Данная притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами и т.д. Однако, существующие темпы роста детско-поростковой наркомании, высокая стоимость лечения и низкая эффективность существующих методов лечения делают такую работу мало результативной. Задача родителей, педагогов, специалистов -«добежать до поворота реки и не дать детям упасть в реку».

Словом, надо как можно быстрее наладить всестороннее изучение проблемы с выходом на практическое использование полученных результатов для борьбы с наркоманией и токсикоманией. Требуется серьезная социально-психологическая служба, нацеленная на профилактику недуга в школьных коллективах, неформальных объединениях по месту жительства.

Речь идет о здоровье не отдельных граждан, а общества, которое не может считать себя в безопасности, пока не будет решена эта новая для нас и действительно сложная проблема.

Итак, подведем итог размышлений о наркомании. Информация обогатила мои знания и я стал лучше понимать опасность «белого яда» и представляю себе, в чем коренятся подлинные истоки порочного пристрастия. Появилась уверенность, что человечество не беспомощно перед наркоманией.

Список используемой литературы

1) Т.Г Кобякова, О.А Смердов «Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичнойпрофилактике нарко и алкогольной зависимости.»

2) С.Б Белогуров «Популярно о наркомании и наркотиках.»

3) В.в Дунаевский В.Д Стяжкин «Наркомании и Токсикомании.»

4) Тимоти Димофф Стив Карпер «Как уберечь детей от наркотиков»

5) статьи ИНТЕРНЕТ.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Причины и факторы распространения наркотиков среди молодежи. Профилактика наркомании с помощью общественности. Деятельность педагога по профилактике наркомании среди подростков. Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Анализ понятия "наркомания" в психолого-педагогической литературе. Характеристика факторов и причин распространения наркомании среди подростков. Особенности и методики деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди подростков.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2010

    Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами как социальная проблема. Направления социальной работы по профилактике наркомании среди подростков. Рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками в школе.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Наркомания: ее общественная опасность. Рост наркомании среди учащейся молодежи: причины и тенденции. Реабилитация и социальная адаптация наркоманов. Технологии решения проблем наркомании среди молодежи в Алтайском краевом наркологическом диспансере.

    Исторический аспект распространения наркомании. Развитие наркомании в России. Причины употребления наркотиков подростками. Роль общественности в профилактике наркомании. Наблюдение за детьми, склонными к антисоциальному поведению и гиперактивности.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Наркомания как условие преступности в молодежной среде. Факторы, приводящие к наркозависимости в молодежной среде и их взаимосвязь с правонарушениями и преступлениями. Взаимосвязь преступности и наркомании. Профилактика наркотизма современной молодежи.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2013

    Понятие, причины наркомании и ее профилактика. Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика. Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи. Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголем.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2008

    Изучение наркомании, как вида девиантного поведения подростков и молодежи. Причины развития и уровни наркотизации. Виды ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Работа классного руководителя с подростками-наркоманами.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2011

    Факторы и причины наркозависимости, пути преодоления ее среди подростков. Формы и типы наркоманий, их развитие и последствия. Реабилитация и социальная адаптация молодежи, страдающей наркотической зависимостью. Роль семьи и общества в ее профилактике.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2013

    Основные аспекты проблемы наркомании среди несовершеннолетних, ее социальные последствия. Определение главных и эффективных путей решения проблемы наркомании несовершеннолетних в современном российском обществе, методы и инструменты ее профилактики.