Лучшие подлодки второй мировой войны. Немецкие подводные лодки второй мировой

Точкой отсчета в истории подводного флота Германии стал 1850 год, когда созданная по проекту инженера Вильгельма Бауэра двухместная субмарина «Брандтаухер» была спущена на воду в гавани Киля, которая при попытке погружения тут же утонула.

Следующим знаковым событием стал спуск на воду подводной лодки U-1 (U-boat) в декабре 1906 года, которая стала родоначальницей целого семейства субмарин, на чью долю выпало лихолетье Первой мировой войны. Всего до конца войны германский флот получил более 340 лодок. В связи с поражением Германии 138 субмарин так и остались недостроенными.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось строить субмарины. Все изменилось в 1935 году после установления нацистского режима и с подписанием Англо-германского морского соглашения, в котором подводные лодки… признавались устаревшим оружием, что снимало все запреты на их производство. В июне Гитлер назначил Карла Деница командующим всеми подводными лодками будущего Третьего Рейха.

Гросс-адмирал и его «волчьи стаи»

Гросс-адмирал Карл Дениц – фигура выдающаяся. Свою карьеру он начал в 1910 году, поступив в военно-морское училище в Киле. Позже, в годы Первой мировой войны он показал себя отважным офицером. С января 1917 года и до разгрома Третьего Рейха его жизнь была связана с подводным флотом Германии. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции подводной войны, которая сводилась к действию устойчивыми группами субмарин, получившими название «волчьи стаи».

Основные объекты «охоты» «волчьих стай» — транспортные суда противника, обеспечивающие снабжение войск. Основной принцип – топить судов больше, чем противник может построить. Очень скоро такая тактика стала приносить свои плоды. Уже к концу сентября 1939 года союзники потеряли десятки транспортов общим водоизмещением около 180 тыс. тонн, а в середине октября лодка U-47, незаметно проскользнув в базу Скапа Флоу, отправила на дно линкор «Ройал Оук». Особенно доставалось англо-американским конвоям. «Волчьи стаи» свирепствовали на огромном театре от Северной Атлантики и Арктики до Южной Африки и Мексиканского залива.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Kriegsmarine — подводного флота Третьего Рейха — составляли субмарины нескольких серий – 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23-й. При этом особо стоит выделить лодки 7-й серии, отличавшиеся надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особо успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них был впервые установлен шноркель – воздухозаборное устройство, позволяющее лодке подзаряжать аккумуляторы, находясь в подводном положении.

Асы Kriegsmarine

Немецким подводникам были свойственны храбрость и высокий профессионализм, поэтому каждая победа над ними доставалась дорогой ценой. Среди асов-подводников Третьего Рейха самыми известными были капитаны Отто Кречмер, Вольфганг Лют (каждый по 47 потопленных кораблей) и Эрих Топп – 36.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море резко активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радарами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок – радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Совершенствовалась тактика, улучшилось взаимодействие.

Разгром

Kriegsmarine ждала та же судьба, что и Третий Рейх – полный, сокрушительный разгром. Из 1153 субмарин, построенных за годы войны, было потоплено около 770. Вместе с ними пошли ко дну около 30000 подводников или почти 80 % всего личного состава подводного флота.


Более 70 тыс. погибших моряков, 3,5 тыс. потерянных гражданских судов и 175 военных кораблей у союзников, 783 затонувшие подлодки с совокупным экипажем в 30 тыс. человек у нацистской Германии - продолжавшаяся шесть лет битва за Атлантику стала крупнейшим морским сражением в истории человечества. «Волчьи стаи» немецких U-boat уходили на охоту за союзными конвоями из грандиозных сооружений, возведенных в 1940-е на Атлантическом побережье Европы. Авиация Великобритании и США годами безуспешно пыталась разрушить их, но и сейчас эти бетонные колоссы устрашающе громоздятся в Норвегии, Франции и Германии. Onliner.by рассказывает о создании бункеров, где когда-то от бомбардировщиков прятались подлодки Третьего рейха.

Во Вторую мировую войну Германия вступила лишь с 57 подводными лодками. Значительную часть этого флота составляли устаревшие малые лодки типа II, рассчитанные на патрулирование лишь прибрежных вод. Очевидно, что в этот момент командование кригсмарине (немецкого ВМФ) и высшее руководство страны не планировали разворачивать крупномасштабную подводную войну против своих противников. Впрочем, вскоре политика была пересмотрена, и не последнюю роль в этом кардинальном повороте сыграла личность командующего подводным флотом Третьего рейха.

В октябре 1918 года, на исходе Первой мировой, во время нападения на охраняемый британский конвой немецкая подводная лодка UB-68 была контратакована и повреждена глубинными бомбами. Семь моряков погибли, остальной экипаж попал в плен. В его составе был и обер-лейтенант Карл Дениц. После освобождения из плена он сделал блестящую карьеру, дослужившись к 1939 году до звания контр-адмирала и командующего подводными силами кригсмарине. В 1930-е годы он сконцентрировался на разработке тактики, позволившей бы успешно бороться с конвойной системой, жертвой которой он стал на заре своей службы.


В 1939 году Дениц выслал командующему ВМФ Третьего рейха гросс-адмиралу Эриху Редеру меморандум, в котором предложил использовать для атаки на конвои так называемую Rudeltaktik, «тактику волчьих стай». В соответствии с ней предполагалось нападать на морской конвой противника заранее сконцентрированным в районе его прохождения максимально возможным количеством субмарин. При этом противолодочный эскорт распылялся, а это, в свою очередь, повышало эффективность атаки и снижало возможные жертвы со стороны кригсмарине.


«Волчьи стаи», по мнению Деница, должны были сыграть существенную роль в войне с Великобританией, основным соперником Германии в Европе. Для реализации тактики, предполагал контр-адмирал, достаточно будет формирования флота из 300 новейших лодок типа VII, способных, в отличие от своих предшественников, на далекие океанские походы. В рейхе немедленно развернулась грандиозная программа строительства подводного флота.




Ситуация принципиально изменилась в 1940-м. Во-первых, к концу года стало ясно, что «Битва за Британию», целью которой было склонить Соединенное Королевство к капитуляции лишь посредством авиационных бомбардировок, была нацистами проиграна. Во-вторых, в том же 1940 году Германия осуществила стремительную оккупацию Дании, Норвегии, Нидерландов, Бельгии и, что было самым главным, Франции, получив в свое распоряжение практически все Атлантическое побережье континентальной Европы, а вместе с ним и удобные военные базы для рейдов по океану. В-третьих, в состав флота стали массово вводиться требуемые Деницом U-boat типа VII. На этом фоне они приобретали не просто существенное, а решающее значение в стремлении поставить Британию на колени. В 1940 году Третий рейх вступает в неограниченную подводную войну и поначалу достигает в ней феноменальных успехов.




Целью кампании, впоследствии с подачи Черчилля получившей название «Битва за Атлантику», было разрушение океанских коммуникаций, которые связывали Великобританию с союзниками за океаном. Гитлер и военное руководство рейха прекрасно понимали степень зависимости Соединенного Королевства от импортируемых товаров. Срыв их поставок справедливо виделся важнейшим фактором для вывода Британии из войны, а главную роль в этом должны были сыграть «волчьи стаи» адмирала Деница.


Для их сосредоточения прежние военно-морские базы кригсмарине на территории собственно Германии с выходом в Балтийское и Северное моря оказались не слишком удобными. Зато территории Франции и Норвегии позволяли получить свободный доступ на оперативный простор Атлантики. Основной проблемой при этом стало обеспечение безопасности подлодок на их новых базах, ведь они находились в пределах доступности британской (а позже и американской) авиации. Разумеется, Дениц прекрасно понимал, что его флот станет немедленно подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, выживание в которых стало для немцев необходимым залогом успеха в «Битве за Атлантику».


Спасением для U-boat стал опыт германского бункеростроения, в котором инженеры рейха знали толк. Им было ясно, что обычные бомбы, которыми в начале Второй мировой только и обладали союзники, не могут нанести существенного урона зданию, укрепленному достаточным слоем бетона. Проблему с защитой подлодок решили пусть и затратным, но достаточно простым в реализации способом: наземные бункеры стали строить и для них.




В отличие от подобных сооружений, рассчитанных на людей, U-Boot-Bunker возводился с тевтонским размахом. Типичное логово «волчьих стай» представляло собой огромный железобетонный параллелепипед длиной 200-300 метров, внутри разделенный на несколько (до 15) параллельных отсеков. В последних и осуществлялось текущее обслуживание и ремонт подлодок.




Особое значение придавалось конструкции кровли бункера. Ее толщина в зависимости от конкретной реализации достигала 8 метров, при этом крыша не была монолитной: укрепленные металлической арматурой бетонные прослойки чередовались с воздушными. Такой многослойный «пирог» позволял лучше гасить энергию ударной волны в случае прямого попадания в здание бомбы. На крыше же располагались средства ПВО.




В свою очередь, толстые бетонные перемычки между внутренними отсеками бункера лимитировали возможные разрушения даже в случае, если бомба все-таки пробьет крышу. В каждом из таких изолированных «пеналов» могло находиться до четырех U-boat, и в случае взрыва внутри его жертвами стали бы только они. Соседи при этом пострадали бы минимально или не пострадали вовсе.




Сперва относительно небольшие бункеры для подводных лодок начали возводить в Германии на старых военно-морских базах кригсмарине в Гамбурге и Киле, а также на островах Гельголанд в Северном море. Но настоящий размах их строительство приобрело во Франции, ставшей основным местом дислокации флота Деница. С начала 1941 года и в течение следующих полутора лет на Атлантическом побережье страны сразу в пяти портах появились гигантские колоссы, из которых «волчьи стаи» стали отправляться на охоту за конвоями союзников.




Крупнейшей передовой базой кригсмарине стал бретонский город Лорьян на северо-западе Франции. Именно здесь находилась ставка Карла Деница, здесь он лично встречал каждую возвращавшуюся из похода субмарину, здесь возвели сразу шесть U-Boot-Bunker для двух флотилий - 2-й и 10-й.




Строительство продолжалось год, контролировала его «Организация Тодта», а участвовало в процессе в общей сложности 15 тыс. человек, в основном французов. Бетонный комплекс в Лорьяне быстро показал свою эффективность: авиация союзников не смогла нанести ему сколь-нибудь значимый урон. После этого англичане и американцы решили перерезать коммуникации, с помощью которых осуществлялось снабжение морской базы. За месяц, с января по февраль 1943 года, союзники сбросили несколько десятков тысяч бомб собственно на город Лорьян, в результате чего он был на 90% разрушен.


Впрочем, не помогло и это. Последняя U-boat ушла из Лорьяна только в сентябре 1944-го уже после высадки союзников в Нормандии и открытия в Европе второго фронта. После окончания Второй мировой бывшая нацистская база стала успешно использоваться французским ВМФ.




Аналогичные сооружения меньшего масштаба появились также в Сен-Назере, Бресте и Ла-Рошели. В Бресте разместились 1-я и 9-я подводные флотилии кригсмарине. Общий размер этой базы был скромнее «штаб-квартиры» в Лорьяне, но зато здесь был построен крупнейший одиночный бункер во Франции. Он был рассчитан на 15 отсеков и имел габариты 300×175×18 метров.




6-я и 7-я флотилии базировались в Сен-Назере. Для них построили 14-пенальный бункер длиной 300 метров, шириной 130 метров и высотой 18 метров, истратив на него почти полмиллиона кубометров бетона. 8 из 14 отсеков являлись по совместительству сухими доками, что позволяло осуществлять и капитальный ремонт субмарин.



В Ла-Рошели разместили всего одну, 3-ю, подводную флотилию кригсмарине. Ей оказалось достаточно бункера из 10 «пеналов» с габаритами 192×165×19 метров. Крыша из двух 3,5-метровых бетонных слоев с воздушной прослойкой, стены минимум в 2 метра толщиной - всего на здание было истрачено 425 тыс. кубометров бетона. Именно здесь снимался фильм Das Boot - вероятно, самое известное кино о немецких подводниках времен Второй мировой.




В этом ряду некоторым особняком стоит морская база в Бордо. В 1940-м здесь была сосредоточена группировка субмарин, но не германских, а итальянских, основных союзников нацистов в Европе. Тем не менее и тут по приказу Деница программу строительства защитных сооружений осуществляла все та же «Организация Тодта». Особыми успехами при этом итальянские подводники похвастать не могли, и уже в октябре 1942-го их дополнила специально сформированная 12-я флотилия кригсмарине. А в сентябре 1943 года после выхода Италии из войны на стороне «Оси» база под названием BETASOM была полностью занята немцами, оставшимися здесь ещё почти на год.




Параллельно со строительством во Франции командование немецкого ВМФ обратило свое внимание и на Норвегию. Эта скандинавская страна имела для Третьего рейха стратегическое значение. Во-первых, через норвежский порт Нарвик осуществлялась поставка в Германию жизненно важной для ее экономики железной руды из остававшейся нейтральной Швеции. Во-вторых, организация военно-морских баз в Норвегии позволяла контролировать Северную Атлантику, что стало особенно важно в 1942 году в условиях начала проводок союзниками арктических конвоев с товарами по ленд-лизу в Советский Союз. Вдобавок на этих базах планировали обслуживать линкор «Тирпиц» - флагман и гордость Германии.


Норвегии уделялось столь пристальное внимание, что Гитлер лично приказал превратить местный город Тронхейм в одну из Festungen - «Цитаделей» рейха, специальных немецких квазиколоний, с помощью которых Германия могла бы дополнительно контролировать оккупированные территории. Для 300 тыс. экспатов - переселенцев из рейха рядом с Тронхеймом планировали построить новый город, который должен был получить название Нордштерн («Северная звезда»). Ответственность за его проектирование была возложена лично на любимого архитектора фюрера Альберта Шпеера.


Именно в Тронхейме создавалась и основная североатлантическая база для дислокации кригсмарине, включая подлодки и «Тирпиц». Начав здесь осенью 1941 года строительство очередного бункера, немцы неожиданно столкнулись со сложностями, невиданными ранее во Франции. Сталь приходилось привозить, бетон на месте также производить было не из чего. Растянувшаяся логистическая цепочка постоянно разрывалась усилиями по обыкновению капризной норвежской погоды. Зимой строительство вынужденно замирало из-за снежных заносов на дорогах. К тому же оказалось, что местное население с куда меньшей охотой трудилось на великой стройке рейха, чем, например, это делали французы. Приходилось привлекать подневольную рабочую силу из специально организованных рядом концлагерей.


Бункер «Дора» размерами 153×105 метров всего на пять отсеков был с большим трудом достроен только к середине 1943 года, когда успехи «волчьих стай» в Атлантике стали все быстрее сходить на нет. Здесь разместилась 13-я флотилия кригсмарине с 16 U-boat типа VII. «Дора-2» осталась незавершенной, а от «Доры-3» и вовсе отказались.


В 1942 году союзники нашли ещё один рецепт борьбы с армадой Дёница. Бомбардировки бункеров с готовыми лодками результата не давали, зато судостроительные заводы, в отличие от военно-морских баз, были защищены куда слабее. К концу года благодаря этой новой цели темпы строительства субмарин существенно замедлились, и искусственная убыль U-boat, все ускорявшаяся усилиями союзников, уже не восполнялась. В ответ немецкие инженеры, казалось бы, предложили выход.




На незащищенных предприятиях, рассредоточенных по всей стране, теперь планировалось изготавливать лишь отдельные секции лодок. Окончательная их сборка, испытания и спуск на воду производились на специальном заводе, который представлял собой не что иное, как все тот же знакомый бункер для подводных лодок. Первый такой сборочный завод решили построить на реке Везер недалеко от Бремена.



К весне 1945 года силами 10 тыс. строителей - узников концлагерей (6 тыс. из которых в процессе погибли) на Везере появился крупнейший из всех U-Boot-Bunker Третьего рейха. Огромное здание (426×97×27 метров) с толщиной крыши до 7 метров внутри было разделено на 13 помещений. В 12 из них осуществлялась последовательная конвейерная сборка подлодки из готовых элементов, а в 13-м уже завершенная субмарина спускалась на воду.




Предполагалось, что завод под названием Valentin будет производить не просто U-boat, а U-boat нового поколения - тип XXI, очередное чудо-оружие, которое должно было спасти нацистскую Германию от неминуемого поражения. Более мощная, более скоростная, покрытая каучуком, чтобы затруднить работу радиолокаторов противника, с новейшим гидроакустическим комплексом, позволявшим атаковать конвои без визуального контакта с ними, - это была первая действительноподводная лодка, которая могла провести весь боевой поход без единого подъема на поверхность.


Рейху, впрочем, она не помогла. До конца войны лишь 6 из 330 находившихся в процессе строительства и в разной степени готовности субмарин были спущены на воду, и только две из них успели выйти в боевой поход. Завод Valentin так и не был закончен, в марте 1945 года подвергнувшись серии бомбовых ударов. На германское чудо-оружие у союзников появился свой ответ, также невиданный ранее - сейсмические бомбы.




Сейсмические бомбы были ещё предвоенным изобретением британского инженера Барнса Уоллеса, которое нашло свое применение только в 1944 году. Обычные бомбы, взрываясь рядом с бункером или на его крыше, не могли нанести ему серьезный урон. Бомбы Уоллеса были основаны на ином принципе. Мощнейшие 8-10-тонные снаряды сбрасывались с максимально возможной высоты. Благодаря этому и особой форме корпуса в полете они развивали сверхзвуковую скорость, что позволяло им углубляться в грунт или пробивать даже толстые бетонные крыши укрытий подлодок. Оказавшись в глубине конструкции, бомбы взрывались, в процессе производя небольшие локальные землетрясения, достаточные для того, чтобы нанести значительные повреждения даже самому укрепленному бункеру.



Из-за большой высоты их сброса с бомбардировщика снижалась точность, однако в марте 1945 года две из таких бомб типа Grand Slam угодили в завод Valentin. Углубившись в бетон крыши на четыре метра, они сдетонировали и привели к обрушению значительных фрагментов конструкции здания. «Лекарство» для бункеров Деница было найдено, вот только Германия уже и так была обречена.


В начале 1943-го «счастливым временам» удачной охоты «волчьих стай» на союзные конвои пришел конец. Разработка американцами и англичанами новых радиолокаторов, расшифровка «Энигмы» - главной немецкой шифровальной машины, установленной на каждой их подлодке, усиление конвойных эскортов привели к стратегическому перелому в «Битве за Атлантику». U-boat стали гибнуть десятками. Только в мае 1943-го кригсмарине потерял их 43 штуки.


«Битва за Атлантику» стала крупнейшим и самым продолжительным морским сражением в истории человечества. За шесть лет, с 1939 по 1945 год, Германией было потоплено 3,5 тыс. гражданских и 175 военных кораблей союзников. В свою очередь, немцы лишились 783 подлодок и трех четвертей всех экипажей своего подводного флота.


Лишь с бункерами Деница союзники так и не смогли ничего сделать. Оружие, которое могло разрушить эти сооружения, появилось лишь под конец войны, когда почти все они уже были оставлены. Но даже после окончания Второй мировой избавиться от них не получилось: слишком много усилий и затрат потребовалось бы для сноса этих грандиозных конструкций. Они до сих пор стоят в Лорьяне и Ла-Рошели, в Тронхейме и на берегу Везера, в Бресте и Сен-Назере. Где-то они заброшены, где-то превращены в музеи, где-то их заняли промышленные предприятия. Но для нас, потомков солдат той войны, эти бункеры имеют прежде всего символическое значение.







В этой заметке, предлагаю вашему вниманию огневые средства, которыми располагали лодки. Тема снова рассмотрена мною бегло, без приведения подробностей и нюансов, так как при подробном освещении данного вопроса потребуется написать минимум большую обзорную статью. Для начала, чтобы было понятно, как немцы выдели вопрос в необходимости наличия на борту орудия и его применения, приведу выдержку из "Наставления командирам подлодок", где об этом сказано следующее:

"Раздел V Артиллерийское оружие подводных лодок (подводная лодка как носитель артиллерии)
271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведения артиллерийского огня.
Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.
При артиллерийском сражении подводная лодка, в противоположность надводному кораблю, должна сразу же ввести в действие все свои силы, т.к. даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели. Поэтому возможность артиллерийского сражения торпедной подводной лодки с военными надводными кораблями исключается.
272. Для подводных лодок, используемых для торпедных атак, артиллерия является как бы условным и вспомогательным оружием, ибо применение артиллерии над водой противоречит всему существу подводной лодки, т. е. внезапной и скрытной подводной атаке.
На основании этого можно сказать, что на торпедной подводной лодке артиллерия находит свое применение только в борьбе с торговыми кораблями, например, для задержки пароходов или для уничтожения невооруженных или слабо вооруженных кораблей (§ 305)."
(с)

Палубная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

105 мм SK C/32U - U-boоt L C/32U Одиночными 15 35° 12.000 м 6 чел.
105 мм SK C/32U - Marine Pivot L Одиночными 15 30° 12.000 м 6 чел.
88 мм SK C/30U - U-boоt L C/30U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.
88 мм SK C/35 - U-boоt L C/35U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.


Из всех типов немецких подлодок, спроектированных и построенных с 1930 по 1945 палубной артиллерией калибра свыше 88 мм были вооружены лодки I, VII, IX и X серий. При этом орудие калибра 88-мм несла на себе только VII серия, остальные указанные серии лодок имели 105-мм орудие. Пушка располагалась прямо на верхней палубой перед рубкой, боезапас хранился частично там же в надстройке лодки, частично внутри прочного корпуса. Палубная артиллерия находилась в ведомстве второго вахтофицера, который исполнял на лодке обязанности старшего артиллериста.
На "семерках" орудие было установлено в районе 54 шпангоута на специально укрепленной в надстройке пирамиды, которая была усилена продольными и поперечными балками. В районе орудия верхняя палуба была расширена до 3.8 метров в длину, образуя тем самым место для артрасчета. Стандартный боезапас на лодку составлял 205 снарядов - 28 из которых в специальных контейнерах в надстройке рядом с орудием, 20 снарядов в рубке, остальные в "оружейке" внутри прочного корпуса во втором с носа отсеке.
105-мм орудие было также установлено на пирамиде, которая была приварена к прочному корпусу. В зависимости от типа лодки боезапас к орудию колебался от 200 до 230 снарядов, из которых 30-32 хранились в надстройке рядом с орудием, оставшиеся в "оружейке" расположенных в ЦО и камбузе.
От воды палубное орудие со стороны ствола защищала водонепроницаемая заглушка, со стороны казенной части в специальной гильзой-заглушкой. Хороша продуманная система смазки орудия позволяла сохранять орудие в рабочем состоянии при различных температурах.
О различных случаях применениях палубного орудия мною было упомянуто и .
К концу 1942 года командование подводными силами пришло к выводу, что палубные орудия на лодках, участвовавших в боевых действиях на Атлантическом ТВД, должны быть демонтированы. Таким образом практически все "семерки" типа В и С лишились подобной артиллерии. Пушки были оставлены на подводных крейсерах типа IX, минзагах типа VIID и X. Но к концу войны уже было трудной найти немецкую лодку любого типа, которая несла бы палубную артиллерию.

88-мм орудия U29 и U95. Хорошо просматривается водонепроницаемая заглушка.


Угол подъема 88-мм орудия на U46. Кажется он все-таки превышает те 30 и 35 градусов указанных в ТТХ. Орудие было необходимо задирать стволом вверх при загрузке торпед в носовой отсек. На фото ниже показано, как это происходило (U74 готовиться принять торпеду)



105-мм орудие на "единичке" U26


105-мм орудия U103 и U106


Общий вид 105-мм орудия с его креплениями.

Артиллеристы U53 и U35 готовятся к практическим стрельбам




Артрасчет U123 готовиться открыть огонь. Прямо по курсу виден танкер. Цель будет потоплена артогнем.Завершение операции "Паукеншлаг" февраль 1942.

Но иногда орудия использовались не по назначению:-)
На снимках ниже U107 и U156

Зенитная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

37 мм SK C/30U - Ubts. LC 39 Одиночными 12 85° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм M42 U - LM 43U Автомат (8 зарядов) 40 80° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм Zwilling M 42U - LM 42 Автомат (8 зарядов) 80 80° 2.500 м 3/4 чел.
30 мм Flak M 44 - LM 44 Автомат (точные характеристики неизвестны. Для подлодок типа XXI)
20 мм MG C/30 - L 30 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм MG C/30 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak C/38 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 220 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Zwilling C/38 II - M 43U Автомат (20 зарядов) 440 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Vierling C38/43 - M 43U Автомат (20 зарядов) 880 90° 1.500 м 2/4 чел.
13.2 мм Breda 1931 Автомат (30 зарядов) 400 85° 1.000 м 2/4 чел

Красным цветом выделены счетверенные установки, синим сдвоенные.

Из огневых средств, которыми располагали немецки подлодки наиболее интересно зенитное вооружение. Если палубные орудия были изжиты к концу войны, то эволюция зенитного огня у немцев наглядно видна из вышеуказанной таблицы.

К началу войны немецкие субмарины обладали лишь минимумом зенитных стволов, так как считалось угроза с воздуха явно недооценивалась командованием флота. В результате, конструкторы в проектах предусматривали не более одной зенитки на лодке. Но в течении войны ситуация изменилась и доходила до того, что некоторые субмарины были буквально утыканы зенитными стволами, типа "зенитных лодок" (флакботы).
Основным оружием лодок изначально были признаны 20-мм 20-зарядные зенитные автоматы, которые устанавливались на всех типах лодок за исключением II серии. На последних они также предусматривались, но не входили в типовое вооружение лодок.

Изначально на первых "семерках" в довоенное время 20-мм зенитный автомат типа MG C/30 - L 30 предполагалось устанавливать на верхней палубе за рубкой. На примере U49 это хорошо видно. Позади открытого люка просматривается лафет для зенитки.

Но уже в военное время 20-мм зенитку перенесли на площадку расположенную за мостиком. На фото он хорошо просматривается. Поочередно, зенитные площадки U25, U38 (на мостике лодки сам Карл Дениц), U46





"Двойки" в зависимости от типа и назначения лодки получали зенитное вооружение, как предвоенное время, так и во время войны. Орудие располагалось перед рубкой. Либо для него был установлен лафет, либо он устанавливался там же на водонепроницаемый контейнер (виде бочки) в котором автомат и хранился в разобранном состоянии).
U23 до войны


Водонепроницаемый "бочонок", он же лафет на U9 (Черное море)


Тоже самое на U145


А это уже в готовом виде. U24 (Черное море)


Вариант установки зенитного автомата на лафете. U23 (Черное море)


"Двойки", действовавшие на Черном Море подвергли некоторой модификации. В частности, рубка была видоизменена в сторону стандартных океанских лодок путем добавления к ней площадки для установки дополнительных огневых средств. Вооружение лодок данного типа на ЧМ ТВД за счет этого выросло до 2-3 стволов на субмарину. На фото U19 в полном вооружении. Зенитка впереди рубки, спарка на площадке за мостиком. Кстати, по бокам рубки видны установленные пулеметы.

Рост угрозы с воздуха заставлял немцев принимать меры по увеличению зенитного вооружения. Лодка получила дополнительную площадку для размещения огневых средств, на которой могли размещаться два спарки 20-мм автоматов и один (либо спарка) 37-мм автоматов. Эта площадка получила прозвище "Зимний сад" (Винтергартен). Ниже фото лодок сдавшихся союзникам U249, U621 и U234




Как вершина эволюции зенитного вооружения немецких лодок счетверенная зенитная установка Flak Vierling C38/43 - M 43U, которую получили так называемые "зенитные лодки". Как пример U441.

На Средиземном море "семерки" получали дополнительное вооружение за счет установки итальянских пулеметов "Бреда" в виде спарок. Как пример U81

Отдельным словом стоит упомянуть такое "чудо"-оружие, как 37 мм зенитку SK C/30U - Ubts. LC 39, которая вела огонь одиночными. Это орудие устанавливалось на более поздние типы подводных крейсеров типа IX (B и С) и подводные танкера типа XIV. "Дойные коровы" несли два орудия такого типа по обеим сторонам рубки. "Девятки" имели одно, установленное позади рубки. Ниже примеры такого орудия на U103.


Так как я не ставил перед собой задачи проводить полное и детальное описание зенитного вооружения, такие нюансы, как боезапас и другие характеристики данного вида вооружения, опускаю. О подготовке зенитчиков на ПЛ я когда-то упоминал и . Примеры противостояния между подлодками и авиацией можно получить, если смотреть темы моего тега .

Огнестрельное и сигнальное оружие
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

7.92 мм MG15 Автомат (50/75 зарядов) 800-900 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG34 Автомат (50/75 зарядов) 600-700 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG81Z Автомат (Лента) 2.200 90° 750 м 1-2
По мимо этого в распоряжении экипажа подлодки имелось 5-10 пистолетов Маузер 7.65 мм, 5-10 винтовок, автоматы МР-40, ручные гранаты и две сигнальные ракетницы.

MG81Z на U33

В целом хочу отметить, что немецкие подлодки обладали достаточно современными на тот момент огневыми средствами, которые хорошо зарекомендовали себя во время боевых действий. В частности, англичане отметили после испытаний артиллерии, захваченной ими U570, что по сравнению с 3-х дюймовым орудием образца 1917 года, установленным на лодках типа S, 88-мм немецкая пушка превосходит британскую. 20-мм зенитный автомат был признан ими превосходным и эффективным оружием, который к их удивлению, не вибрировал при стрельбе и имел хороший магазин.

Ресурс использованных для иллюстрации заметки фото http://www.subsim.com

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Минуло без малого 70 лет, как отгремела Вторая мировая война, но и сегодня далеко не все известно нам о некоторых эпизодах ее завершающего этапа. Оттого-то вновь и вновь в прессе и литературе оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего рейха, всплывавших у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргентина.

ДОСТАТЬ СО ДНА!

Для подобных историй, реальных или вымышленных, имелись основания. Всем известна роль немецких подводных лодок в войне на море: 1 162 субмарины сошли со стапелей Германии за годы Второй мировой войны. Но не только этим рекордным количеством лодок мог по праву гордиться немецкий ВМФ.

Немецкие субмарины той поры отличались самыми высокими техническими характеристиками — скоростью хода, глубиной погружения, непревзойденной дальностью плавания. Неслучайно самые массовые советские ПЛ довоенного периода (серия С) строились по немецкой лицензии.

А когда в июле 1944 года в Выборгском заливе на небольшой глубине была потоплена немецкая лодка U-250, советское командование потребовало от флота любой ценой поднять ее и доставить в Кронштадт, что и было выполнено, несмотря на упорное противодействие противника. И хотя лодки VII серии, к которой принадлежала U-250, в 1944 году уже не считались последним словом немецкой техники, но для советских проектантов в ее конструкции было немало новинок.

Достаточно сказать, что после ее захвата появился специальный приказ главкома ВМФ Кузнецова о приостановке начатых работ по проекту нового подводного корабля до детального изучения U-250. В дальнейшем многие элементы «немки» перешли в советские лодки проекта 608, а позднее и проекта 613, коих более сотни было построено в послевоенные годы. Особенно высокие показатели имели лодки XXI серии, одна за другой уходящие в океан начиная с 1943 года.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Аргентина, выбрав нейтралитет в мировой войне, тем не менее занимала явно прогерманскую позицию. Многочисленная немецкая диаспора была весьма влиятельна в этой южной стране и оказывала посильную помощь своим воюющим соотечественникам. Немцы владели в Аргентине множеством промышленных предприятий, огромными земельными угодьями, рыболовецкими судами.

Действующие в Атлантике немецкие ПЛ регулярно приближались к берегам Аргентины, где их снабжали продуктами, медикаментами и запчастями. Нацистских подводников как героев принимали хозяева немецких поместий, в большом количестве разбросанных вдоль аргентинского побережья. Очевидцы рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме устраивались настоящие пиры — жарились барашки и поросята, выставлялись лучшие вина и бочонки с пивом.

Но в местную прессу сообщения об этом не попадали. Немудрено, что именно в этой стране после разгрома Третьего рейха находили прибежище и спасались от возмездия многие видные нацисты и их приспешники, такие как Эйхман, Прибке, доктор-садист Менгеле, фашистский диктатор Хорватии Павелич и другие.

Ходили слухи, что все они попадали в Южную Америку на борту подводных лодок, особая эскадра которых, состоящая из 35 ПЛ (так называемый «Конвой фюрера»), имела базу на Канарах. До наших дней не опровергнуты сомнительные версии о том, что таким же путем нашли спасение Адольф Гитлер с Евой Браун и Борман, а также о якобы созданной с помощью подводного флота в Антарктиде секретной немецкой колонии Новая Швабия.

В августе 1942 года к воюющим странам антигитлеровской коалиции присоединилась Бразилия, принявшая участие в боях на суше, в воздухе и на море. Самую большую потерю она понесла, когда война в Европе уже закончилась, а на Тихом океане догорала. 4 июля 1945 года в 900 милях от родных берегов взорвался и почти мгновенно пошел на дно бразильский крейсер «Байя». Большинство специалистов считают, что его гибель (вместе с 330 членами экипажа) — дело рук немецких подводников.

СВАСТИКА НА РУБКЕ?

Переждав смутное время, неплохо заработав на поставках обеим воюющим коалициям, на самом излете войны, когда ее конец был всем ясен, 27 марта 1945 года Германии объявила войну Аргентина. Но после этого поток немецких лодок, похоже, только вырос. Десятки жителей прибрежных деревень, а также рыбаки в море, по их словам, не раз наблюдали ПЛ в надводном положении, чуть ли не в кильватерном строю двигающиеся в южном направлении.

Наиболее глазастые очевидцы даже разглядели на их рубках свастику, которую, кстати, немцы никогда на рубки своих лодок не наносили. Прибрежные воды и побережье Аргентины теперь патрулировались армией и флотом. Известен эпизод, когда в июне 1945 года в окрестностях города Мардель-Плата патруль наткнулся на пещеру, в которой в герметичной упаковке находились различные продукты. Кому они предназначались, осталось невыясненным. Также трудно понять, откуда взялся этот нескончаемый поток ПЛ, якобы наблюдаемых населением после мая 1945 года.

Ведь еще 30 апреля главком немецкого ВМФ гросс-адмирал Карл Дениц отдал распоряжение о проведении операции «Радуга», в ходе которой все оставшиеся субмарины рейха (несколько сотен) подлежали затоплению. Вполне реально, что до части этих кораблей, находившихся в океане или в портах разных стран, директива главкома не дошла, а некоторые экипажи просто отказались ее выполнять.

Историки сходятся на том, что в большинстве случаев за ПЛ, наблюдаемые в океане, принимались различные болтающиеся на волнах суденышки, в том числе рыбацкие, либо сообщения очевидцев были просто плодом их воображения на фоне общей истерии в ожидании ответного удара Германии.

КАПИТАН ЧИНЗАНО

Но все-таки как минимум две немецкие ПЛ оказались не фантомами, а вполне реальными кораблями с живыми экипажами на борту. Это были U-530 и U-977, вошедшие в порт Мардель-Плата летом 1945 года и сдавшиеся властям Аргентины. Когда ранним утром 10 июля на борт U-530 поднялся аргентинский офицер, он увидел выстроенный на палубе экипаж и его командира — совсем юного обер-лейтенанта, который представился как Отто Вермут (позже аргентинские моряки называли его Капитан Чинзано) и заявил, что U-530 и ее команда из 54 человек сдается на милость аргентинских властей.

После этого флаг подводной лодки был спущен и передан аргентинским властям вместе со списком экипажа.

Группа офицеров военно-морской базы Мардель-Плата, выполнившая осмотр U-530, отметила, что ПЛ не имела палубной пушки и двух зенитных пулеметов (они были сброшены в море перед сдачей в плен), а также ни одной торпеды. Вся корабельная документация уничтожена, как и шифровальная машинка. Особо было отмечено отсутствие на ПЛ надувного спасательного бота, что навело на мысль, не был ли он использован для высадки на берег каких-то нацистских деятелей (возможно, самого Гитлера).

В ходе допросов Отто Вермут сообщил, что U-530 вышла из Киля в феврале, 10 дней скрывалась в норвежских фьордах, после чего курсировала вдоль побережья США, а 24 апреля двинулась на юг. Никаких внятных объяснений по поводу отсутствия бота Отто Вермут дать не смог. Были организованы поиски пропавшего бота с привлечением кораблей, самолетов и морской пехоты, однако результатов они не дали. 21 июля корабли, участвующие в этой операции, получили приказ вернуться на свои базы. С этого момента уже никто немецкие подводные лодки в водах Аргентины не искал.

СКАЗ О ПИРАТЕ

Завершая рассказ о похождениях немецких ПЛ в южных морях, нельзя не упомянуть некоего корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, ставшего благодаря журналистам широко известным как командир U-2670. Он, якобы находясь в мае 1945 года в Атлантике, отказался затопить свою ПЛ или сдаться и попросту начал пиратствовать у берегов Африки и Юго-Восточной Азии. Новоявленный флибустьер будто бы сколотил себе огромное состояние. Горючее для своих дизелей, воду и продукты питания он пополнял за счет своих жертв.

Оружие практически не применял, т. к. мало кто решался сопротивляться его грозной ПЛ. Чем кончилась эта история, журналистам неизвестно. Зато доподлинно известно, что ПЛ за номером U-2670 в составе немецкого флота не числилась, а сам фон Реттель в списке командиров не значился. Так что, к разочарованию любителей морской романтики, его история оказалась газетной уткой.

Константин РИШЕС

Подводные лодки Типа VII

Исторические данные

Энергетическая установка

Вооружение

U-Boot Type VII - серия средних дизель-электрических немецких подводных лодок. Состояли на вооружении Кригсмарине . Всего было построено 703 лодки в семи модификациях. Принимали активное участие во Второй мировой войне . В сумме, субмарины Типа VII потопили 6 авианосцев (два были сданы на слом из-за серьёзных повреждений), 2 линкора, 5 крейсеров, 52 эсминца и эскортных миноносцев, а так же десятки других боевых кораблей и тысячи транспортных судов. Всего было потеряно 546 лодок, не считая затопленных своими экипажами в конце войны.

Общие сведения

История создания

На стратегию борьбы на море, повлияло использование подводных лодок в Первой Мировой войне. Урон, нанесенный торговому судоходству стран Антанты от немецких подлодок был огромен. Из-за атак подводных лодок Германии, страны Антанты потеряли 12 миллионов тонн транспортного тоннажа. По Версальскому мирному договору Германии запрещалось иметь подводные лодки, но в середине 20-х годов XX века, руководство рейхсмарине начало строительство средних и малых субмарин. В планах было использовать наиболее удачные проекты подлодок Первой мировой - тип UB III, UC II и UB II.

В 1922 году фирмами «Вулкан», «Германия» и «Везер» создаётся конструкторское бюро под руководством Г.Техеля и штатом в 30 инженеров. Задача этого бюро- создание новых типов подлодок. Рассматривалась возможность создания минных заградителей, которые кроме торпед несли бы и мины. Так же, рассматривалось строительство субмарин водоизмещением 1500 тонн, плавмастерских и лодок с двигателем Вальтера. В этот перечень была включена однокорпусная субмарина с внутренним расположением топливных баков, этой серии было присвоено наименование VII. 10 января 1935 года был утвержден заказ на разработку новой подлодки. Характеристики VII типа:

  • Надводное водоизмещение - 550 т.
  • Глубина погружения - 100 м.
  • Двигатели - 2 дизеля по 1050 л.с каждый.
  • Макс. скорость надводного/подводного хода - 16-17/8-9 узлов.
  • Дальность плавания надводная/подводная - 6000 миль при 8 узлах/75 миль при 4 узлах.

Постройка и испытания

В середине 1935 года случилось сразу два знаменательных события, 18 июля было подписано англо-германское соглашение и в январе 1936 года на пост главнокомандующего подводным флотом был назначен Карл Дёниц . Строительство немецкого подводного флота стало узаконенным, но при этом получило ограничение не более 45 % от тоннажа субмарин вo флоте Великобритании .

Описание конструкции

Модификации

Субмарины Типа VII существовали в семи модификациях:

Тип субмарины Тип VIIA Тип VIIB Тип VIIC Тип VII/C 41 Тип VII/C 42 Тип VIID Тип VIIF
Годы проектирования 1933-1934 гг. 1934-1935 гг. 1937-1938 гг. 1941 гг. 1942-1943 гг. 1939-1940 гг. н.д.
Годы постройки 1935-1937 гг. 1937-1941 гг. 1938-1944 гг. 1941-1945 гг. н.д. 1940-1942 гг. 1941-1943 гг.
Водоизмещение т, надводное/подводное 626/915 753/1040 769/1070 759/1070 999/1369 965/1285 1084/1345
Размеры в м, длина/ширина/осадка 64,5/ 5,9/ 4,4 66,5/ 6,2/ 4,7 67,1/ 6,2/ 4,7 67,23/ 6,2/ 4,7 68,7/ 6,9/ 5,1 76,9/ 6,4/ 5 77,6/ 7,3/ 4.9
Прочный корпус, длина/диаметр в м. 45,5/ 4,7 48,8/ 4,7 49,4/ 4,7 49,4/ 4,7 50,9/ 5 59,8/ 4,7 60,4/ 4,7
Толщина прочного корпуса в мм 16 16 18,5 21,5 28 20,5 20,5
Мощность в л.с., дизелей/электромоторов 2320/ 750 2800/ 750 2800/ 750 2800/ 750 4400/ 750 2800/ 750 2800/ 750
Скорость хода, надводная/подводная 16/ 8 17/ 8 17/ 7,6 17/ 7,6 18,6/ 7,6 16/ 7,3 16,9/ 7,3
Глубина погружения в м, рабочая/предельная 100/ 100 100/ 100 100/ 165 120/ 200 300/ 300 100/ 100 100/ 100
Время погружения в с., срочное/нормальное 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50
Запас топлива в т., нормальный/полный 58,6/ 67 99,7/ 108,3 105,3/ 113,5 105,3/ 113,5 105/ 159 155,2/ 169,4 198,8/ -
Дальность плавания маршевой скоростью в милях 6200 8700 8500 8500 12 600 11 200 14 700
Экипаж, чел. 44 44 44 44 45 44 46

Вооружение

Артиллерийское вооружение

На начало войны артиллерийское вооружение состояло из 88 мм пушки SKC/35 с длиной ствола в 45 калибров и одноствольная зенитная пушка Flak 30 на установке C30/37. Боекомплект для SKC/35 состоял из 220 снарядов, из артпогреба снаряды подавались на палубу вручную, по цепочке. Боезапас для Flak 30 состоял из 1500 снарядов.

В первые месяцы войны, когда немецкие подводники пытались действовать в соответствии с призовым правом, активно использовалась артиллерия субмарин. Но уже 26 сентября 1939 года, британское адмиралтейство объявило об планах установки артиллерии на все торговые суда. Спустя месяц, была введена инструкция, в соответствии с которой, экипажу лодки не следовало досматривать торговое судно, а после изучения бумаг доставленных на шлюпке, при наличии контрабанды топить остановленный корабль торпедой.

К тому же, сведение торговых судов в конвои, лишало артиллеристов показать свои навыки стрельбы. В последующем применение артиллерии было разовым. Последний такой случай произошёл 19 сентября 1942 года. У мыса Гаттерас лодка U-701 в ожесточённом надводном бою, потопила американский вооружённый траулер YP-389. 14 ноября 1942 года поступило распоряжение о демонтаже 88 мм орудий.

Это распоряжение было выполнено не сразу и не во всех флотилиях. В первую очередь, модернизации зенитного вооружения со снятием палубной пушки, подвергались лодки дислоцированные на Западе Франции. Многие лодки которые находились на испытаниях и действовали в Норвегии, сохраняли свои орудия до конца 19944 года. Известен такой случай, когда в августе 1944 года, U-745 прибыла из Киля для действий в Финском заливе и ей пришлось вернуться в Готенхафен для демонтажа палубного орудия.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение субмарин Типа VII постоянно наращивалось. На первых модификациях зенитный автомат располагался на палубе позади рубки, но уже в первые месяцы войны он был поднят за ограждение рубки. В начальный период войны авиация союзников не представляла угрозы для немецких подлодок, до конца 1941 года она смогла потопить всего лишь 4 лодки.

В связи с началом воздушного патрулирования Бискайского залива британцами, летом 1942 года были предприняты первые шаги по наращиванию зенитного вооружения на подлодках. Позади стандартного ограждения рубки монтировалась невысокая дополнительная платформа (у немецких подводников она получила прозвище Wintergarten ) для размещения спаренной Flak 30 . Одноствольное орудие на верхней заменялось на двух ствольный 20 мм зенитный автомат MG 151/22 , он отличался меньшими габаритами, начальной скоростью и дальностью стрельбы.

Но с декабря 1942 года, Командование подводного флота, убедившись в не эффективности MG 151/20, отдало распоряжение устанавливать более скорострельные 20 мм пушки Flak 38 . Такая конструкция получила название «рубка 2», («рубка 1»- так именовалась схема с одинарными зенитными автоматами Flak 30 ) одновременно с этим, на релингах мостика монтировались четыре обычных пулемёта MG 34 калибра 7.92 мм.

Уже первые поединки подлодок с самолётами показали, что обилие стволов малого калибра не гарантирует победы над четырёхмоторной летающей лодкой или бомбардировщиком. Новые надежды связывались с поступлением на вооружение 37 мм автоматических пушек, спаренных и счетверенных пушек Flak 38 . В 1943 году был утвержден состав зенитного оружия под названием «рубка 4», он предусматривал установку двух спаренных Flak 38 на верхней платформе и Flakvierling 38 на нижней.

8 июня 1943 года лодка U-758 с «рубкой 4» выиграла бой у восьми самолётов с американского авианосца, хотя субмарина получила серьезные повреждения и 11 членов экипажа были убиты и ранены, американцам не удалось ни загнать лодку под воду, ни потопить её. 30 июня Командование подводным флотом издали приказ, согласно которому в поход выпускались только те субмарины, которые получили «рубку 4».

Пока обычные подлодки ожидали переоборудования, было решено создать специальные «зенитные» лодки-ловушки для самолётов. Первой такой лодкой-ловушкой стала U-441. Она получила два Flakvierling 38, спереди и позади рубки и 37 мм полуавтомат SKC/30 в «зимнем саду» . 24 мая на вторые судки похода вела бой с британской летающей лодкой, и потеряв одну из счетверенных установок, смогла сбить её. После этого лодка отправилась на 2-ух месячный ремонт. И уже 12 июля U-441 вышла в Бискайский залив, в бою с британскими самолётами лодка потеряла весь личный состав верхней вахты. В конце 1943 года Командование подводным флотом отдало распоряжение на переоборудование лодок-ловушек в обычные.

В боях весны-лета 1943 года выяснилось что 20 мм автоматы могут причинить фатальные повреждения патрульному самолёту, но не раньше его атаки, которая при упорстве пилота, могла стать фатальной для субмарины. Для того чтобы остановить атакующий самолёт требовалось более дальнобойное оружие. И этим оружием стала автоматическая 37 мм зенитная пушка Flak 42 , она поступила на вооружение в середине 1943 года.

К 1 декабря 1943 года 18 подлодок сменили Flakvierling на Flak 42. Боекомплект к 37 мм пушке составлял 1195 снарядов, к 20 мм- 4260 снарядов. Дальнейшее совершенствование вооружение прекратилось после принятия на вооружение шнорхеля. На этом противоборство субмарин с самолётами закончилось. Наибольших успехов в борьбе с самолётами добились U-333, U-648 которые сбили по 3 самолёта каждая и U-256 которая одержала победы над 4 самолётами.

Торпедное вооружение

Главным оружием субмарин Типа VII являлись торпеды . Для их пуска имелись четыре носовых и один кормовой торпедный аппарат диаметром 533 мм каждый. Лодки модификации А в запасе имели 6 торпед, на следующих модификациях запас торпед возрос благодаря размещению одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и ещё двух торпед в надстройке, но от них отказались в начале 1943 года по причине их частого повреждения в результате атак эскортных кораблей союзников.

Сами торпедные аппараты имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них производилось с помощью специального пневматического поршня, а не сжатого воздуха, это значительно упрощало систему беспузырной стрельбы. Так же, изменение глубины ходи и поворота гироскопа торпед могло осуществляться прямо в торпедных аппаратах через СРП в командной рубке. Ещё одна особенность этих торпедных аппаратов- возможность постановки из них неконтактных мин.

Конструкция аппарата обеспечивала выход торпед на глубинах до 22 метров. Перезарядка аппаратов занимало сравнительно не много времени, всего от 10 до 20 минут для торпед которые хранились внутри прочного корпуса.

Основные модификации торпед подлодок Типа VII

Название Дата поступления на вооружение Взрыватель Прибор самонаведения или маневрирования Прочие изменения
G7a Т1 Начало 20-х годов KHB Pi1 (могла оснащаться KHB Pi3 с октября 1943 по октябрь 1944 года) Могла оснащаться ПМ FAT I (с ноября 1942 года) или LUT (с лета 1944 года) Нет
G7e Т2 1929 год KHB Pi1 Нет Нет
G7e Т3 Декабрь 1942 года KHB Pi2 Могла быть оснащена ПМ FAT II (с мая 1943 года) Нет
G7e Т3а Середина 1943 года KHB Pi2 Могла оснащаться ПМ с FAT II (с мая 1943 года) или LUT (с мая 1944 года) Дальность хода 7,5 км при 29 узлах
G7e Т4 Falke Февраль 1943 года KHB Pi2 ПС Вес 1937 кг. Дальность хода 7,5 км при 20 узлах.
G7e Т5 Zaunkönig Октябрь 1943 года KHB Pi4 ПС «Амсель» Вес 1497 кг, вес ВВ 274 кг. Дальность хода 5,7 км при 24-25 узлах.
G7e Т5b Начало 1944 года KHB Pi4 ПС «Амсель» Дальность хода 8 км при 22 узлах
G7e T11 Zaunkönig II Апрель 1944 года KHB Pi4 Усовершенствованный ПС «Амсель» Нет

Коротковолновое считалось важнейшим, поскольку оно обеспечивало связь со штабом. Оно включало в себя приемник Е-437-S и два передатчика, 200 ваттный S-400-S и запасной 40 ваттный 40-К-39а, и выдвижную антенну в левом крыле ограждения мостика, если антенна отсутствовала, то роль антенн выполняли оцинкованные сетеотводы, изолированные от корпуса и натянутые талрепами. Приёмник Е-437-S использовался и для приёма СДВ сигналов.

Средневолновое оборудование предназначалось для связи между подлодками. Оно состояло из приемника E-381-S, 150 ваттного передатчика Spez-2113-S и небольшой выдвижной антенны с круглым вибратором в правом крыле мостика. Это же антенна была пеленгатором СВ диапазона. Для кодирования и декодирования использовалась шифровальная машинка «Энигма».

Гидроакустическое оборудование

Наиболее важной составляющей гидроакустического оборудования лодок Типа VII являлась аппаратура GHG , представлявшая из себя 11, а позднее 24 гидрофона, они размещались в носу легкого корпуса полукругом вокруг баллера носовых горизонтальных рулей и соединялись с приёмником во втором отсеке субмарины.

Для повышения точности пеленгования в начале войны использовалась система KDB, из себя она представляла вращающеюся Т-образную антенну с 6 гидрофонами, антенна размещалась на верхней палубе, но поскольку была мало живучей к середине войны от неё отказались. На некторых лодках построенных в последние месяцы войны схема размещения гидрофонов усовершенствовали. 24 гидрофона размещались на выдвигаемой снизу круглой платформе в носовой части. Это схема имела большую точность пеленгования источника шума,(она даже была механически присоединена к СРП) кроме узкого 60 градусной области прямо по корме. Но эта схема не была распространена на Тип VII, поскольку разработана была для лодок Типа XXI .

Радиолокационные станции

Радарами поступавшими во флот, в весьма ограниченном количестве, в первую очередь оснащались лодки типа IX , поэтому их получили считанные лодки Типа VII. Первая РЛС испытанная в Германии в начале 1939 года- FuMO29 «Гема».

Длина волны станции FuMO 29- 80 см., перед рубкой размещалась специальная мачта с антенной матрасного типа в 2х3 м., но от установки такого громоздкого радара на серийных лодках отказались. К этой идеи вернулись в 1941 году, антенные диполи монтировались уже на саму рубку в два ряда по шесть диполей, верхний ряд- приёмный, а нижний передающий. Дальность обнаружения корабля станцией FuMO29- 6-8 км, самолёта на высоте в 500 м- до 15 км.

В 1942 году начался выпуск FuMO-30 усовершенствованной версии FuMO-29, от последней она отличалась антенной матрасного типа в 1х1,5 м, антенна находилась в левом крыле рубки на месте выдвижной антенны КВ диапазона. В 1944 году на вооружение поступила FuMO-61, которая являлась морским вариантом радара ночных истребителей FuMG-200 «Хохентвиль». Имея несколько меньшую длину волны в 54-58 см и антенну, почти идентичную антенне станции FuMO-30, станция имела дальность обнаружения кораблей 8-10 км,а самолётов в 15-20 км.

Станции радиотехнической разведки

Весной 1942 года на территории французского Туниса разбился английский патрульный самолёт, у немцев полностью отпали сомнения в том, что британцы могут использовать для поиска лодок радары. В обломках этого самолёта был обнаружен малоповрежденный комплект станции ASV I. Участившиеся ночные атаки на лодки самолётами Берегового командования заставили Командование Кригсмарине искать выход.

К июлю 1942 года немцы получили первый образец станции радиотехнической разведки FuMB1, в честь французской фирмы сконструировавшей эту станцию её назвали «Метокс» . 26 августа Командование Кригсмарине приказало оснастить этими станциями все лодки.

Сам «Метокс» представлял из себя простейший приёмник, он фиксировал сигнал с длиной волны 1,3-2,6 метра. Он соединялся со внутрилодочной системой связи и сигнал тревоги слышал весь экипаж, немного позднее появился экран показывавший направление на источник излучения. Вращение антенны по горизонтали осуществлялось вручную, к тому же установка этой станции не предусматривалась изначально, поэтому антенна хранилась внутри прочного корпуса и при всплытии выносилась на мостик и подключалась к приёмнику кабелем. Применение «Метокса» позволило на полгода лишить эффективности британский противолодочный рубеж.

13 августа 1943 года, Командование Кригсмарине запретило использование «Метоксов», потому как новая британская РЛС ASV III фиксировала излучение «Метокса». Одновременно в производство была пущена станция FuMB9 «Ванц», антенна этой станции представляла собой цилиндр диаметром 20 см и высотой 10 см., она фиксировала излучение во всех направлениях. В ноябре 1943 года появилась вторая неизлучающая модификация FuMB9, и станция FuMB10 «Боркум». Рабочий диапозон РЛС ASV III был закрыт станцией FuMB7 «Наксос».

В дальнейшем на лодках устанавливали «Наксос» и «Боркум» (либо «Ванц»). В апреле 1944 года их заменила FuMB 24 «Фляйге». Из-за появления американских летающих лодок с радарами APS-3 и APS-4, была создана станция FuMB25 «Мюке». В мае 1944 года станции FuMB24 и FuMB25 были объединены в комплекс FuMB26 «Тунис». Но со внедрением шнорхелей, необходимость в станциях радиотехнической разведки отпала.

Командиры

Асы-подводники воевавшие на Типе VII и потопившие более 100 000 тонн транспортного тоннажа:

Имя, Фамилия Даты боевой деятельности Подлодка Количество боевых походов Кол-во потопленных кораблей/ тоннаж Повреждено кораблей/ тоннаж
Отто Кречмер U-99 16 40/ 208 954 5/ 37 965
Эрих Топп Июнь 1940 - Август 1942 года U-552 12 35/ 197 4/ 32 217
Генрих Лемман-Виленброк Ноябрь 1939 - Апрель 1942 года, Сентябрь - Ноябрь 1944 года U-96, U-256 10 24/ 170 237 2/ 15 864
Герберт Шульце Сентябрь 1939 - Июнь 1942 года U-48 8 26/ 169 709 1/ 9456
Гюнтер Прин Сентябрь 1939 - Март 1941 года U-47 10 30/ 162 769 8/ 62 751
Иоахим Шепке Сентябрь 1939 - Март 1941 года U-100 14 36/ 153 677 4/ 17 229
Генрих Блейхродт Сентябрь 1940 - Январь 1943 года U-48 8 24/ 151 260 2/ 11 684
Роберт Гисайе Ноябрь 1940 - ноябрь 1943 года U-98 8 24/ 136 266 1/ 2588
Ганс Йениш Февраль 1940 - Ноябрь 1940 года U-32 6 17/ 110 139 2/ 14 749

Известные лодки

Самые результативные подлодки Типа VII :

Подлодка Даты боевой деятельности Кол-во походов Дней в море всего Потоплено судов всего/ тоннаж Повреждено кораблей/ тоннаж
U-48 Сентябрь 1939 - Июнь 1944 года 12 314 51/ 306 875 3/ 20 480
U-99 Июнь 1940 - Март 1941 года 8 119 35/ 198 218 5/ 37 965
U-96 Декабрь 1940 - Март 1943 года 11 414 27/ 181 206 4/ 33 043
U-552 Февраль 1940 - Апрель 1944 года 15 600 30/ 163 756 3/ 26 910
U-47 Сентябрь 1939 - Март 1941 года 10 228 30/ 162 769 8/ 62 751
U-94 Ноябрь 1940 - Август 1942 года 10 358 26/ 141 852 1/ 8022
U-100 Август 1940 - Март 1941 года 6 106 25/ 135 614 4/ 17 229
U-32 Сентябрь 1939- Ноябрь 1940 года 9 172 20/ 116 836 U-96