«Лихие» русские подводники против беспечных «америкосов. Подводные лодки тип «К» серия XIV – «Катюша

подводная лодка XIV серии.

    Заложена 5 января 1938 года на заводе № 196 (Судомех) в Ленинграде под стапельным номером 109 (ошибочно проходит по документам как «К-21»). 4 ноября 1938 года подводная лодка спущена на воду. В ходе строительства корабля в сентябре 1939 в VI отсеке из-за вышедшего из строя реле произошел пожар, который удалось погасить с большим трудом. В результате из-за полного выгорания часть электрооборудования отсека пришлось заменить. Из личного состава пострадал, вероятно, только что вступивший в должность инженер-механик И.С. Синяков, у которого временно упало зрение. 15 июля 1940 года «К-22» вступила в строй, и 7 августа 1940 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Командовал кораблем капитан 3 ранга И.Н. Тузов ; 5 января 1941 года он получил новое назначение, и до начала мая, пока на субмарину не пришел капитан 3 ранга Котельников Виктор Николаевич , корабль оставался без командира. Подводной лодке предстояло в составе «ЭОН-11» убыть на Север, чтобы затем Северным морским путем перейти на Тихий океан.

    Еще 17 января 1941 года командир тихоокеанской «С-55» капитан-лейтенант Л.М.Сушкин , обратился письмом к И.В.Сталину с предложением альтернативного пути перевода подводных лодок типа «К», предназначавшихся для Тихоокеанского флота, из Полярного во Владивосток. Предполагаемый маршрут (Полярный – Атлантика – через мыс Доброй Надежды в Индийский океан – через Зондский пролив в Яванское море – Южно-Китайское море – Желтое море, затем через Корейский пролив в Японское море). Путь протяженностью 16.500 миль подводные лодки должны были преодолеть за 68 дней 10-узловой скоростью. Руководство страны внимательно отнеслось к предложению, но после предпринятых расчетов, оказалось, что для такого плавания необходимо еще 100 т топлива (без учета усиленного запаса, который составлял 240 т), поэтому предложение было отклонено.

    22 июня 1941 года «К-22» встретила в составе Учебной бригады ПЛ КБФ в Ораниенбауме, готовясь к переходу на Северный флот. С началом войны подлодку было решено оставить на Балтике; на ней начался монтаж снятых для перехода на Север приборов и механизмов. Вечером 23 июля в стоящую на якоре на Восточном Кронштадском рейде «катюшу» врезалась проводящая испытания после ремонта «Щ-319» . К счастью, удар обошелся без серьезных последствий; прочный корпус не пострадал, лишь заклинило переднюю крышку торпедного аппарата № 3, легкие повреждения получили надстройка и балластная цистерна № 1. Уже 4 августа подлодка вышла из дока.

    Неблагоприятная обстановка на сухопутном фронте под Ленинградом вновь заставила командование пересмотреть планы; «К-22» было решено перевести на Север. 14 августа 1941 года подлодка перешла в село Рыбацкое, где вступив в состав Учебной бригады ПЛ Беломорской флотилии начала подготовку к переходу по Беломорканалу. 20 августа она отправилась в путь, и 4 сентября прибыла в Беломорск, где на подлодку установили все то, что было снято с нее для обеспечения перехода. 8 сентября «К-22» перешла в Архангельск, где подлодка провела профилактический ремонт и прошла отработку задач курса боевой подготовки, в ходе которой 25 сентября субмарина села на мель в Уньской губе.26 октября 1941 года «К-22» перешла в Полярное, и в этот же день вошла в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ Северного флота.

«К-22» на ходу. Снимки сделаны с площадки носового 45-мм орудия.

    В свой первый боевой поход «К-22» отправилась на исходе 30 октября 1941 года. Ей предстояло действовать в наиболее удаленном районе, куда посылались подводные лодки СФ, в Вест фьорде между портами Буде и Нарвик (позиция № 1). Обнаружив 3 ноября одиночное судно, которое подлодка не сумела атаковать из-за большого курсового угла цели и плохой видимости, подлодка больше никого не встретила. Весь поход проходил в борьбе со штормами и повреждениями, которые произошли по вине личного состава. Днем 6 ноября при погружении из-за неправильных действий трюмного, забывшего перекрыть клапан цистерн осушения гидромуфт и балластной цистерны № 11, вода стала заливать трюм VII отсека, выведя из строя электромотор дистанционного управления горизонтальными рулями. Подлодка стала проваливаться на глубину с дифферентом на кому. Только своевременные и правильные действия командира корабля позволили субмарине всплыть. В итоге, весь следующий день пришлось проводить устраняя неисправности. В дальнейшем «К-22» сопровождали шторма, из-за которых субмарина не сумела выполнить дополнительную задачу по артобстрелу радиостанции на острове Ренё. В ночь на 15 ноября подводная лодка направилась в базу, и днем 18 ноября прибыла в Полярное.

    В следующий боевой поход «К-22» вышла днем 6 декабря. На борту подлодки в качестве обеспечивающего находился командир бригады ПЛ капитан 1 ранга Николай Игнатьевич Виноградов . Субмарина направилась к Хаммерфесту для действий в пределах позиции № 2а. Утром 9 декабря «К-22» установила три минных банки (всего 12 мин) в проливе Ролвсё-сунд (заграждение № 29) и две банки (8 мин) в проливе Соммель-сунд (заграждение № 30). Едва последняя мина была сброшена, как подлодка обнаружила одиночное судно, которое было атаковано. Торпеда прошла мимо, поэтому, не тратя напрасно время «К-22» открыла огонь из 45-мм орудий. С четвертого залпа с подлодки наблюдали накрытие цели и пожар на ней. Сделав 24 выстрела, подлодка прекратила огонь, так как по наблюдению подводников судно окуталось дымом и начало тонуть. Дальнейшему его преследованию помешали только что установленные подлодкой мины. По данным противника безуспешному обстрелу подверглась норвежская шхуна «Вейдинг» (160 брт), которая, вовремя выключив огни, пропала из видимости.

    Вечером 9 декабря в направлении недавно установленных мин с «К-22» был зафиксирован взрыв и отмечен высокий столб пламени, что дало основание считать постановку успешной. По данным противника заграждение № 29 было обнаружено по всплывшим минам 11 декабря, а заграждение № 30 вытралено 18 декабря 1941 года. Часто указываемые в качестве жертв мин транспорт «Штайнбек» (2184 брт) погиб в районе Гамвика 9 декабря 1941 в результате ошибочной атаки «U-132», а пароход «Николае Шиаффино» (4974 брт) 15 марта 1942 сел на камни в районе Тормсё и в итоге был окончательно разбит штормом.

Подводная лодка «К-22» на ходу.

    11 декабря в районе Рольвсесунд – остров Квалё «К-22» обнаружила 2-х мачтовый дрифтербот, тянувший на буксире баржу шедший в сопровождении мотобота. Подлодка всплыла, и артогнем уничтожила лихтер, который уходя на дно, затянул с собой баржу. После этого огонь был перенесен на мотобот, который не дали добить появившаяся пара охотников «Uj-1212» и «Uj-1211». За 25 минут подлодка выпустила 20 100-мм и 54 45-мм снаряда, прекратив огонь только после того, как была обнаружена противолодочными кораблями, которые безуспешно сбросили на срочно погрузившуюся подлодку 28 глубинных бомб. Результатом артобстрела подлодки стали пара норвежских мотоботов «Альфар» (T29SA) и «Богар» (F76G), оба водоизмещением около 15-20 брт; из числа их экипажей повезло выжить лишь двум морякам.

    Окончание похода «К-22» провела в борьбе со штормом. Вскоре на субмарине через трещины в топливных цистернах № 1 и № 2, образовавшихся от ударов стихии, в аккумуляторную яму стал поступать соляр, волной залит электродвигатель командирского перископа, несколько раз от сильных кренов из аккумуляторов выливался электролит. Днем 23 декабря подлодка направилась в базу, и к вечеру 25 декабря была в Полярном.

    Кампанию 1942 года «К-22» открыла вечером 13 января выходом в район Конгс-фьорда (позиция № 4а). В этот раз действия субмарины обеспечивал командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга М.И. Гаджиев . Пять суток подлодка провела в поиске противника вдоль побережья, пока не решено было провести осмотр прибрежных бухт. Скоро близ Берлевога в бухте Стурстейбукт обнаружилась цель – стоящий без движения транспорт. Приблизиться к судну не давали малые глубины, поэтому пуск торпед производился с дистанции 12 кбт. Без видимого эффекта подлодка в четыре захода потратила на цель 6 торпед, пока не обнаружила у входа в бухту камуфлированный рыболовный траулер, после чего «К-22» всплыла, и открыла по «сторожевику» артиллерийский огонь. После того как траулер загорелся, стрельба была перенесена на транспорт, который, по наблюдению подводников, стал медленно погружаться в воду с креном на правый борт. Вскоре за тонущим судном было обнаружено еще одно, которое так же было потоплено артиллерийским огнем. За 12 минут «К-22» израсходовала полсотни 100-мм снарядов.

    Итогом атаки подводники посчитали уничтожение двух транспортов и корабля противника, хотя в реальности был потоплен лишь норвежский каботажник «Вааланд» (106 брт), перевозивший штучный груз и почту из Тромсё в Вардсё; среди его пассажиров и экипажа 1 человек погиб. Второй целью стал выброшенный на камни еще 11 января 1942 года норвежский транспорт «Мимона» (1919 г., 1147 брт). Спасение судна было признано судовладельцем невыгодным, и вскоре оно было исключено из списков, а в результате обстрела с «К-22» пароход полностью выгорел, но не затонул, так как 6 февраля по нему потратила две торпеды «С-101» . Третьей целью подлодки, вероятно, стал так же сидящий на камнях транспорт «Андромеда» (658 брт), потерянный 19 октября 1941 года.

    Вечером 31 января «К-22» начала возвращение в Полярное, но еще до прибытия подлодки в базу там перехватили немецкие переговоры, в которых высказывалось недовольство по поводу недопоставки 30 тысяч полушубков для мерзнувших в окопах солдат Лапландской группировки. Это сообщение было сопоставлено с победным докладом «К-22» и было отнесено на счет атаки подлодки; в итоге, субмарина была представлена к гвардейскому званию.

    После навигационного ремонта и докования, которые длились весь февраль и добрую часть марта, «К-22» вышла в четвертый боевой поход, который проходил в районе Тана-фьорда (позиция № 4). Вечером 27 марта субмарина прибыла в район действий восточнее мыса Нордкин. Днем 28 и 29 марта подводная лодка подверглась настойчивому преследованию сторожевых катеров противника, сбросивших соответственно 72 и 193 глубинных бомбы. Вероятно, подводники приняли на свой счет бомбы, проходящего мимо каравана «PQ-13»; как те, что были сброшены на конвой немецкой авиацией, так и те, что сбрасывали корабли эскорта, отгоняя германские подлодки. Наконец, вечером 3 апреля у берега северо-западнее мыса Слетнес «К-22» обнаружила, по оценке командира подлодки, конвой, состоящий из транспорта в 8000 тонн под охраной трех сторожевых кораблей. Атака подлодки проводилась таким образом, чтобы одним торпедным залпом уничтожить сразу две цели. Субмарина стреляла с дистанции 8-10 кбт, и через 75 секунд на ней было отмечено три глухих взрыва. После пуска торпед подводная лодка не удержалась на глубине, показав из под воды рубку, чего было достаточно для проводящей контрольное траление группы тральщиков («М-1505», «М-1506» и «М-1508»). Один из них, находящийся всего в 1500 м от подлодки пошел на таран, на ходу обстреливая место погружения субмарины из 20-мм автоматов, и сбросил наугад, так как не обладал гидроакустикой, 34 глубинных бомбы. На основании того, что на «К-22» были слышаны взрывы, на ней посчитали пораженными обе цели. От вражеского преследования на подводной лодке вышел из строя радиопередатчик, который через сутки удалось ввести в строй.

    Пока «К-22», выполняя боевое задание, находилась в море, 3 апреля 1942 года Приказом Народного Комиссара ВМФ корабль был удостоен гвардейского звания.

    Рано утром 9 апреля «К-22» была отозвана с позиции, получив приказ оказать помощь подводной лодке «Щ-421» , накануне подорвавшейся на мине в северной части Порсангер-фьорда. «К-22» пришла в указанную ей точку, но никого не обнаружила, а так как видимость в районе из-за снежных зарядов была плохая, «Катюша» запросила «Щ-421» по УКВ, но ответа не получила. Тогда на аварийную подлодку был сделан еще один запрос по радио на указание своего места. На этот раз аварийная субмарина отозвалась. К полудню «К-22» наконец-то обнаружила «Щ-421». Все попытки буксировки «Щуки» завершились неудачей: буксирные концы рвались, а после второй попытки вырвало еще и кнехты. Через полтора часа спасательные работы прекратили, так как с подводных лодок был обнаружен самолет, сбрасывающий сигнальные ракеты, «К-22» ничего не оставалось, как принять на бот экипаж «Щ-421» (43 человека) во главе с командиром 3-го дивизиона ПЛ СФ И.А. Колышкиным , перешедший на подлодку через откинутые горизонтальные рули. Аварийная субмарина была потоплена в 13.43 в точке в точке 71°12" с.ш./ 26°22" в.д. всего в 7 милях от вражеского берега. Для этого «К-22» пришлось израсходовать торпеду из кормового аппарата № 7. Вечером 9 апреля «К-22» начала возвращение в базу и днем 10 апреля прибыла в Полярное, доставив туда экипаж «Щ-421».

    Вечером 28 апреля «К-22» снова вышла в боевой поход с задачей прикрытия судов союзных конвоев «QP-11» и «PQ-15». Подводной лодке предстояло действовать севернее острова Серё (позиция № 11-в). Прибыв в назначенный район, подлодка вскоре была вынуждена повернуть в базу, так как на ней выявилась поломка румпелей носовых горизонтальных рулей, полученная в предыдущем походе из-за ударов о корпус «Щ-421». Поход мог пройти без происшествий, если бы утром 2 мая, когда «К-22» находилась в 60 милях севернее Вардё, на субмарине не отметили удар о левый борт в районе Центрального поста с характерным металлическим скрежетом, после чего в 5 м от борта корабля была замечена мина, которая чудом не взорвалась.

    Следующий боевой выход в район позиции № 10-в в 90 милях севернее острова Фуглё состоялся 26 июня 1942 года. «К-22» своими действиями должна была прикрывать суда печально известного каравана «PQ-17». Предотвратить участь большинства из них подлодка не смогла (с 4 по 10 июля немецкая авиация и подводные лодки уничтожили 24 транспорта из состава конвоя общим водоизмещением в 142.518 брт и 99.316 тонн груза, находившегося на их борту). Несколько раз «К-22» сама могла стать жертвой дрейфующей мины, вражеской авиации или подлодки. Утром 30 июня субмарина подверглась штурмовке немецкого самолета, который обстрелял подлодку из пулеметов, оставив в легком корпусе несколько пробоин. Вечером 6, утром 8 и днем 10 июля «К-22» имела опасные контакты с вражескими субмаринами, как раз в тот момент, когда советская подлодка находилась в надводном положении. Вечером 11 июля «К-22» начала возвращение в базу, в пути встретив шлюпку с экипажем одного из английских судов из состава конвоя. По координатам переданных с подлодки, высланное на помощь терпящим бедствие брандвахтенное судно «БС-3» спасло 28 человек.

    Прибыв в Полярное, подлодка встала на текущий ремонт, в ходе которого на корабль установили новую аккумуляторную батарею. Кроме того, подлодку оснастили гидролокатором «Дракон». 12 октября 1942 года вместо В.Н.Котельникова, ставшего командиром 1-го дивизиона ПЛ, в командование лодкой вступил капитан 3 ранга Кульбакин Василий Федорович .

    В первый поход с новым командиром «К-22» отправилась в предновогоднюю ночь 1942/1943 года с задачей перехвата крупных кораблей противника у мыса Нордкап (позиция № 15). Незадолго до этого попытка немцев атаковать союзный конвой «JW-51В» крупным соединением в составе тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» и карманного линкора «Лютцов» в сопровождении шести эсминцев, известная как «Новогодний бой», завершилась печально для нападавших. Они были отогнаны с потерями значительно уступавшим им силами в составе британских легких крейсеров «Ямайка» и «Шеффилд» и шести эсминцев; все суда конвоя прибыли по назначению. Впрочем, к тому времени (вечер 1 января), как подлодка заняла назначенный район, бой уже закончился, корабли противника вернулись в базы.

    В связи с появлением на флоте ленд-лизовских гидролокаторов «ASDIC» (советский аналог «Дракон-129») у командования созрел план группового использования подводных лодок в составе тактических групп. Субмарины должны были совместно патрулировать один большой район, координируя свои действия с помощью звукопроводной связи гидролокаторов. В конце января 1943 года на Кильдинском плесе с участием «К-3» и «К-22» были проведены учения по отработке элементов совместных действий подводных лодок. После этого было решено опробовать новый метод в боевых условиях. Интерес командования к этому опыту объясняется тем, что на «К-22», помимо штатного экипажа днем 3 февраля 1943 года вышли в море начальник политотдела бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга Радун Р.В. , командир 1-го дивизиона ПЛ и бывший командир подлодки капитан 1 ранга Котельников В.Н., дивизионный связист капитан-лейтенант Гусев В.А. Подводной лодке предстояло действовать совместно с «К-3» в районе Вардё – мыс Нордкин. В ночь на 6 февраля подлодки обнаружили конвой, но из-за плохой организации управления, атаке «К-22» помешали маневры флагманской «К-3», которая закрыла цель. Подлодки потеряли друг друга, и встретились лишь днем 6 февраля. Утром 7 февраля «К-22» в районе мыса Харбакен погрузилась для дневного поиска противника. До середины дня подлодки обменивались сообщениями по звукопроводной связи, но вскоре акустик «К-3» зафиксировал четыре громких щелчка, В 19.37 с флагманской «К-3» на «К-22» передали приказ перейти в надводное положение, на что субмарина ответила молчанием. Правда. Позже выяснилось, что на «К-3» в этот момент был неисправен гидролокатор, но больше «К-22» на связь не выходила; в базу она так и не вернулась.

    Вероятно, «К-22» погибла на мине заграждения «Sperre-III», но, так как взрыва мины на «К-3» никто не слышал, возможна гибель подлодки в результате аварии. Вместе с «К-22» погибло 77 моряков .

8 боевых походов
30.10.1941 – 18.11.1941
06.12.1941 – 25.12.1941
13.01.1942 – 01.02.1942
26.03.1942 – 10.04.1942
28.04.1942 – 02.05.1942
26.06.1942 – 13.07.1942
31.12.1942 – 07.01.1943
03.02.1943 – +

Потопила артиллерией 1 транспорт (106 брт) и 2 мотобота.

11.12.1941. мотобот «Alfar» (15 брт).
11.12.1941. мотобот «Bogar» (15 брт).
19.01.1942. ТР «Vaaland» (106 брт).

Экипаж подводной лодки «К-22». 1942 г., фотограф Н. Веринчук.

На мостике «К-22». Слева у носового 45-мм орудия командир торпедной группы старший лейтенант Тищенко.
Командир БЧ-5 подводной лодки «К-22» старший инженер-лейтенант Минкевич.

Обед в кают-кампании «К-22». Крайний справа командир подлодки В.Н. Котельников, рядом с ним военком Л.Н. Герасимов; в центре, с вилкой в руке, штурман В.П. Чурипа.
1-й (торпедный) отсек «К-22». Слева (с секундомером) командир БЧ-2-3 старший лейтенант Г.И. Сапунов.

В отсеке «К-22».(1, 2)

В опытно-конструкторском бюро Челомея в конце 1950-х гг. на базе РК П-5, основным предназначением которого была стрельба по береговым целям, разработали ПРК П-6. Работы над противокорабельным , имеющим систему конечного самонаведения, в СССР начались ещё в 1948 году, но дальность стрельбы первых противокорабельных ракет составляла несколько десятков километров. При этом основные надводные цели – американские авианосцы – имели глубину всесуточной и всепогодной противоракетной (противовоздушной) обороны около 150…200 километров. В начале 1960-х годов на вооружении американских ВМС появились новые истребители-перехватчики F-4 «Phantom», оснащенные всеракурсными ракетами AIM-7 «Sparrow» класса воздух–воздух и палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Hawkeye». Поэтому глубина обороны увеличивалась до 250…300 километров. Это требовало принятия ответных мер – создания противокорабельных ракет, имеющих большую дальность (около нескольких сотен километров).


Под руководством Челомея В.Н. в подмосковном Реутово ещё в 1956 году начались исследовательские работы по формированию облика противокорабельной ракеты большой дальности. Максимальная дальность стрельбы крылатой ракеты, входящей в состав комплекса, должна была составлять более 300 километров, для обеспечения возможности поражения авианосных ударных соединений и групп противника без вхождения в зону их противокорабельной и противолодочной обороны. Противокорабельная ракета должна была иметь систему управления, обеспечивающую поражение надводных целей почти всех классов, осколочно-фугасную и ядерную боевые части большой мощности. Ракетная и корабельная аппаратура системы управления комплексом были разработаны НИИ-49 (в дальнейшем – научно-производственное объединение «Гранит»), возглавляемым Чариным Н.А.

Создание «противоавианосной» системы для использования на подлодках было невозможным без обеспечения надежного сбора разведданных и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи под руководством главного конструктора Кудрявцева И.В. в киевском НИИ радиоэлектроники (сегодня НПО «Квант») создали авиационную разведывательную систему «Успех», размещённую на разработанных специально для этой цели носителях Ту-95РЦ и Ту-16РЦ. На носителях была размещена авиационная РЛС обнаружения морских целей с дальнейшей передачей сигналов на корабли для обработки данных и выдачи целеуказаний ракетному комплексу. Таким образом, в Советском Союзе впервые в мире разрабатывалась РУС (разведывательно-ударная система), состоящая из средств разведки, ударного оружия и их носителей (как морских, так и воздушных).

Корабельной автоматизированной системой «Аргумент» решалась задача управления полётом нескольких крылатых ракет во время залпового старта, а также наведения ПРК на цели с помощью радиолокационного визира. При обнаружении нескольких целей существовала возможность их избирательного поражения за счет трансляции на борт подлодки радиолокационного изображения цели с борта ракеты и передачи с судна команд о выборе конкретной цели.

Существенным недостатком РК П-6 был старт ракет из надводного положения. При этом время нахождения атомных подлодок с крылатыми ракетами оснащенных комплексом П-6 в сравнении с субмаринами, имеющими на борту П-5, возросло, поскольку требовалось управление полётом до момента захвата цели ракетной головкой самонаведения. Несмотря на данный очевидный недостаток, считали, что П-6 давал ВМФ СССР ощутимые преимущества против крупных надводных кораблей потенциального противника. Кроме того, программу активно поддерживал и лично Хрущев Н.С. В результате, 17.07.1956 вышло постановление СМ СССР о начале работ по атомным ракетным подлодкам проекта 675, оснащённых ПКР П-6, и стратегическими КР П-5М, которые предназначались для уничтожения береговых целей.

Проектирование атомной подлодки началось под руководством главного конструктора Пустынцева П.П. в ЦКБ МТ «Рубин». Главным наблюдающим от военно-морского флота назначили капитана 1-го ранга Фадеева М.С., которого сменил капитан 2-го ранга Иванов В.Н. ПЛАРК предназначалась для ударов по судам и кораблям противника ракетами П-6 при действиях на морских и океанских коммуникациях, а также для уничтожения военно-морских баз, административных и промышленных центров противника с помощью крылатых ракет П-5М.

Конструктивно ПЛАРК 675-го проекта – двухкорпусная двухвальная подлодка с развитым ограждением надстройкой и боевой рубки. Прочный корпус, имеющий на большем протяжении цилиндрическую форму, выполнялся из 22-35-миллиметровой стали АК-25. Оконечностям была предана форма усечённых конусов.

Прочный корпус был разделен на 10 отсеков:
Первый – торпедный;
Второй – аккумуляторный и жилой (в нём же была размещена кают-компания);
Третий – пост управления ракетами;
Четвертый – центральный пост;
Пятый – дизель-генераторный отсек;
Шестой – реакторный;
Седьмой – турбинный;
Восьмой – турбогенераторы, распределительные щиты, электродвигатели;
Девятый – жилой;
Десятый – кормовой торпедный.

Для изготовления межотсечных переборок использовалась 10 миллиметровая сталь АК-25. При ракетном огне компенсация массы стартующих ракет производилась приемом воды в спец. цистерны замещения. Набор лёгкого корпуса и обшивка и выполнялись из стали ЮЗ, толщина которой составляла от 4 до 16 миллиметров. Поверхность корпуса была покрыта противогидроакустическим покрытием.

Энергетическая установка (суммарная мощность на двух валах 35 тыс. л.с.) состояла из двух реакторов типа ВМ-А (70 мВт каждый), двух паровых турбин и двух главных турбозубчатых агрегатов 60-Д1. Также имелись два дизель-генератора ДГ-400 (дизельные двигатели М-860) и два 900-сильных электродвигателя подкрадывания ПГ-116. Аккумуляторная батарея «38-СМ» – свинцово-кислотная, две группы по 112 элементов в каждой. В целом, энергоустановка практически идентична субмаринам 627-го, 658-го и 659-го проектов.

Антенну управления ракетным оружием системы «Аргумент» установили на поворотной мачте в передней части рубки. В нерабочем положении несущие излучатели крупногабаритной антенны заводились в ограждение рубки так, что обтекатель, размещенный с задней стороны антенны, «превращался» в переднюю стенку ограждения рубки.

Основное вооружение подлодки – 8 крылатых ракет П-6 (инд. 4К88) – размещались в контейнерах, которые поднимались на угол 14 градусов в стартовое положение. Контейнеры жёстко скреплялись попарно и в нерабочем положении располагались в надстройке лодки горизонтально. Стрельба, как и на подлодках 659-го проекта, была возможна только в надводном положении.

Габариты ракеты П-6 составляли: длина – 10800 мм, диаметр – 900 мм, размах крыла - 2500 мм и стартовую массу – 5300 кг. Ракета снабжалась стартовыми РДТТ и маршевым ТРД. Диапазон дальностей стрельбы – от 35 до 380 километров, максимальная скорость полета – М=1,3. Высота полёта ракеты – 400–7500 метров, перед атакой цели противокорабельная ракета снижалась до 100 метров.

На атомных подлодках с крылатыми ракетами 675-го проекта впервые в мире реализовали возможность залпового ракетного огня с избирательным поражением судов противника, находящихся в соединении. Атомная подлодка могла выполнить в течение 15 мин. четырёхракетный залп, два залпа – в течение 20-30 мин. с учётом времени, необходимого для всплытия, подготовки к пуску, запуска и полёта ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели с различных носителей 12-ю ракетами П-6, что обеспечивало преодоление самой плотной противовоздушной обороны авианосных соединений, используемой в 1960-х годах. Для приёма данных о целях от авиационной системы разведки и целеуказания была предусмотрена радиолокационная система «Успех-У» (приём осуществлялся в надводном или подводном положении). Однако к моменту постройки подлодок она не успела и была смонтирована на одной подлодке после модернизации по проекту 675-МУ. Остальные ПЛАРК оснащались системой «Касатка», предназначенной для приёма целеуказаний со спутников (10 подлодок модернизированы по проекту 675-К и 675-МК).

ПЛАРК пр.675 с поднятыми контейнерами крылатых ракет

Разведывательно-ударный комплекс использовался следующим образом: подлодка, которая находилась в заданном районе, получив боевое распоряжение на применение ракетного вооружения, поднималась на перископную глубину для установки связи с самолетом разведки и целеуказания, передающего на борт атомной подлодки с крылатыми ракетами радиолокационную информацию о целях противника. Данная информация отображалась на экране пульта оператора комплекса целеуказания подлодки. Командир судна анализировал целевую обстановку назначая цель, по которой нужно было определить координаты (дальность и пеленг). Затем эти данные вводили в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществляли оценку досягаемости оружия и ожидаемую вероятность обнаружения цели ракетным радиолокационным визиром. На основе этих данных принималось окончательное решение на открытие огня. Лодка ложилась на курс, выполняла предстартовую подготовку, всплывала в надводное положение и осуществляла ракетный залп (максимальное количество противокорабельных ракет в залпе – четыре). Управление полётом ракеты в залпе относительно плоскости огня осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. При отклонении отметки от заданного направления противокорабельная ракета возвращалась оператором в плоскость стрельбы. При достижении расчётной дальности (вырабатывалась корабельной системой управления) операторы давали команду на включение радиолокационных визиров ракет и передатчиков радиоканала для трансляции информации полученной визирами. После захвата радиолокационным визиром ПКР цели ракета, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (изначально ракета самонаводилась только в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось пологое пикирование ПКР, за несколько км до цели вводился режим вертикального самонаведения).

Торпедное вооружение лодки состояло их четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (максимальная глубина ведения огня 100 метров) и двух кормовых 400-миллиметровых торпедных аппаратов (максимальная глубина применения – 250 метров). Боекомплект состоял из 20 торпед. В качестве системы управления торпедным оружием использовалась «Ладога».

Подлодка оснащена комплексом навигационных систем «Сила Н-675», ГАК «Арктика-М», гирокомпасом «Маяк», РЛС «Альбатрос», астронавигационной системой «Лира-11» и др. оборудованием.

На западе лодки 675-го проекта посчитали модернизированным вариантом ПЛАРК проекта 659 и присвоили обозначение «Echo-II class».

Модификации

Лодки 675-го проекта являлись одними из наиболее активно модернизировавшихся судов советского флота. В значительной степени это обуславливалось быстрым совершенствованием основного противника субмарин – авианосцев Военно-морских сил США. Так, ракета П-6 была модернизирована в П-6М (4К48).

Под руководством Цветкова А.П. в НИИ-49 с 1959 года велись работы по станции «Молния», которая обеспечивала автономное загоризонтное целеуказание с использованием явления тропосферного рассеивания сверхвысокочастотных-радиоволн. Станцию «Молния» в декабре 1969 года приняли на вооружение военно-морского флота для установки на атомные ракетные подлодки проекта 675 и на дизельные ракетные подлодки проекта 651. На некоторых кораблях ГАК «Арктика-М» заменили более совершенным гидроакустическим комплексом «Керчь».

Проектом 675-К предусматривалась установка аппаратуры «Касатка», обеспечивающей приём и обработку информации по целеуказанию от спутников. По этому проекту модернизировали одну атомную подводную лодку с крылатыми ракетами – К-48.

В 1960-70-е годы 10 подлодок 675-го проекта прошли модернизацию по проекту 675-МК (К-23, -57, -56, -94, -104, -128, -175, -184, -189) и проекту 675-МУ (К-28 со станцией «Успех-У»). Субмарины оснащались новыми ПКР П-500 «Базальт» (такие же как на ракетных крейсерах проекта 1164). На модернизированных подлодках кроме новых противокорабельных ракет разместили аппаратуру системы приёма космического целеуказания «Касатка-Б» (кроме одной проекта 675-МУ). Водоизмещение лодок при этом увеличилось на 600 тонн.

Модернизация атомных подлодок с крылатыми ракетами по проекту 675-МКВ началась в конце 1980-х гг. Подлодки были оснащены новым ракетным комплексом П-1000 «Вулкан», обладающим значительно увеличенной дальностью ведения огня, а также современным ГАК «Керчь». В ходе модернизации ПЛАРК получили переносной зенитный комплекс «Стрела-3» обеспечивающий оборону в надводном положении от воздушного противника. Водоизмещение кораблей проекта 675-МКВ увеличилось на 1000 тонн. Всего по проекту 675-МКВ было модернизировано пять кораблей – К-1, К-22, К-35, К-34 и К-10 (последнюю списали до окончания модернизации).

В 1986 году К-86 – одна из ПЛАРК проекта 675 – прошла модернизацию по проекту 675-Н и была превращена в носитель сверхмалой подлодки и боевых пловцов. С субмарины демонтировали ракетное оружие, а также приборы управления ракетным огнем, установили спецаппаратуру, оборудовали необходимые помещения для размещения пловцов и их выхода под водой, а также шлюз и крепления для СМПЛ проекта 1861 («X-Ray class»).

Программа строительства

Строительство субмарин 675-го проекта велось на СМП в Северодвинске и СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре. К-166 - головной северодвинский корабль – в состав Северного флота был принят в 1963 году. Этому предшествовали гос. испытания, успешно завершившиеся четырёхракетным залповым огнем. Всего в 1963-1968 гг. военно-морской флот получил 29 субмарин 675-го проекта (13 корпусов было построено на СЗЛК, 16 – на СМП).

Статус на 2007 год

Подлодки проекта 675 стали поступать в состав советского военно-морского флота в 1960-х году: 16 субмарин на Северный флот (одну в 1966 году перевели на ТОФ), 13 судов на Тихий океан. Все суда этого проекта 25 июля 1977 года отнесли к подклассу БПЛ, а 15 января 1978 года их вновь вернули в подкласс КрПЛ.

Лодки 675-го проекта активно использовались на Тихоокеанском и Северном флотах. Субмарины несли боевую службу в Индийском океане и Средиземном море. В ноябре 1965 года директивой главкома Военно-морского флота командующему СФ была поставлена задача подготовить два атомохода для перехода на Тихоокеанский флот через один из южных маршрутов. Для участия в переходе было решено выделить ракетоносец К-166 и торпедную лодку проекта 627-А. Корабли начали движение 2 февраля 1966 года. Дистанция между судами, следовавшими в подводном положении, равнялась 60 милям. Иногда подводные лодки сближались для связи на ультракоротких волнах или по каналу звукоподводной связи. Преодолев почти 25 тыс. миль 20 марта 1966 года подлодки вошли на Камчатке в бухту Авача. Переход, умело поданный официальной пропагандой СССР, получил значительный политический резонанс. Всех членов экипажей наградили медалями и орденами, а пяти участникам присвоили звание Герой Советского Союза.

Для расширения зоны действия советских подлодок вели поиск новых манёвренных пунктов базирования. В 1967 году с этой целью в экваториальные воды Атлантики направили комплексную экспедицию «Прилив» под руководством адмирала Владимирского Л.А. В ней участвовала и атомная подводная лодка К-128.

В период с 01 марта по 31 декабря 1969 года, подлодка К-131 находясь в Средиземном море в зоне военных действий, осуществляла помощь египетским вооружённым силам.

Для несения боевой службы в Индийский океан в 1970 году направили первую советскую АПЛ – К-7. Эта лодка там же по уголковым отражателям осуществила ракетные стрельбы (для обеспечения целеуказания задействовали самолет Ту-95РЦ). В течение трёх месяцев 1971-го года в Индийском океане службу несла и подлодка К-31.

Лодки 675-го проекта задействовались не только в слежении за надводными кораблями, но иногда «портили кровь» американским подводным лодкам, нёсшим боевое дежурство. Так, например, в 1967 году К-135 в течение 5,5 часов непрерывно следила за атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами «Патрик Генри».

ПЛАРК проекта 675 в 1989-92 гг. стали активно выводиться из состава флота. Первыми флот в 1985 году покинула К-116, а в 1987 году К-431 (бывшая К-31) из-за аварий в главных энергоустановках. Самыми последними в 1994 году ушли: Б-47 (К-47), Б-22 (К-22) и К-131.

Основные тактико-технические характеристики атомной подлодки с крылатыми ракетами проекта 675:
Надводное водоизмещение – 4450 тонн;
Подводное водоизмещение – 5760тонн;
Наибольшая длина – 115,4 м;
Наибольшая ширина – 9,3 м;
Осадка по КВЛ – 7,8 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора ВМ-А, суммарной мощностью 140 мВт;
- 2 ГТЗА-601;
- 2 ППУ ОКА-150;
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 35000 л.с. (29400 кВт);
- 2 турбогенератора ГПМ-21, мощность каждого 1400 кВт;
- 2 дизель-генератора ДГ-400, мощность каждого 450 кВт;
- 2 вспомогательных ЭД ПГ-116, мощность каждого 140 л.с.;
- 2 вала;
- 2 гребных винта;
Надводная скорость хода – 14...15 узлов;
Подводная скорость хода – 29 узлов;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 137 человек (в том числе 22 офицера);
Ракетное вооружение:
- пусковые установки ПКРК П-6/П-6М – 8 Х 1;
- противокорабельная ракета 4К88/4К48 (SS-N-3B «Sepal») или крылатая ракета П-5Д (SS-N-3C «Shaddock») – 8;
Торпедное вооружение:
Торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
533-миллиметровые торпеды СЭТ-53М и 53-61 – 8;
Торпедные аппараты калибра 400 мм – 2 (кормовых);
400-миллиметровые торпеды СЭТ-40 – 4;
Минное вооружение - может нести вместо части торпед мины;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – нет данных;
Радиолокационная система общего обнаружения – РЛК-101 «Альбатрос» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
- МГ-200М «Арктика-М»;
Радиолокационная станция управления огнем – «Аргумент» (Front Piece/Front Door) для ПКРК П-6;
Средства радиоэлектронной борьбы:
- «Накат-М» (Quad Loop D/F) РТР
- «Ван» (Stop Light) РЭБ (Brick Pulp)
Навигационный комплекс:
-«Сила Н-675»;
- «Лира-11» астронавигационная система;
- «Маяк» гирокомпас;
Комплекс радиосвязи – набор средств;
Радиолокационная станция госопознавания – МРП.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Отрывок из воспоминаний подводника-североморца
В. М. Мелехова «Служба на Севере»

В январе 1976 года я приехал в гарнизон Западная Лица и направился в губу Нерпичья, где в то время базировалась седьмая дивизия на знакомую мне уже лодку «К-22». Начались рабочие будни: тщательное изучение устройства ПЛ (подводной лодки), ракетного комплекса. Вскоре стало известно, что в конце лета предстоит боевая служба. Был назначен новый командир - капитан 1 ранга Н. И. Максимов (В. М. Черникова назначили командиром части в Росту). Запомнилось знакомство с новым командиром. Экипаж располагался на финской ПКЗ (плавучей казарме). Сначала представили офицеров и мичманов. Все стояли в парадной форме, а в конце строя стоял мичман Ю. Н. Колпаков - старшина команды мотористов в старом поношенном кителе. Командир дошел до него, мичман представился. Командир спрашивает: «Товарищ мичман! Судя по возрасту, вы уже служите давно. Где же ваши медали?» Мичман запустил руку в карман и достал горсть медалей. Пауза, потом хохот офицеров и мичманов…

Выполнили все курсовые задачи и в начале августа ушли в плавание. Благополучно пришли в район боевой службы в Средиземном море, начали патрулирование, все проходило в штатном режиме. Всему экипажу запомнилась дата - 28 августа 1976 года. День заканчивался, предстоял сеанс связи, а потом ужин. Внезапно прозвучала команда: «Срочное погружение!» Лодка начала погружаться, через некоторое время мы почувствовали сильный толчок, я свалился с ЗИПовского ящика на палубу (ЗИП расшифровывается как запасные части и принадлежности). Вахтенный поста микроклимата ракетного комплекса объявил: «Аварийная тревога! Поступление забортной воды в первый контейнер!». Вскоре заметили поступление воды в отсек по системе газоанализа пусковых установок, объявили аварийную тревогу, доложили в центральный пост, погружение подводной лодки остановили. С наступлением темноты всплыли в надводное положение, наверх вышел командир, заместитель, командир БЧ-2 (ракетной боевой части), осмотрелись, насколько это было возможно, потом снова погрузились на небольшую глубину. На следующий день всплыли в заданном квадрате, разрешили выход наверх. Я вышел наверх и опешил. Обтекатель рубки с антенной «Аргумент» отсутствовал, несколько обломков потом нашли в кормовых газоотбойниках. В носовой части легкого корпуса в районе торпедных аппаратов были рваные отверстия, а также обнаружили повреждение правого бортразъема первого контейнера, через который и была затоплена ракета. При осмотре бортразъема нашли несколько обломков инородного материала. Мы уже знали, что произошло столкновение с американским надводным кораблем, в бортразъеме остались обломки его винта. Я хотел оставить один обломок себе на память, но он был изъят оперуполномоченным особого отдела КГБ.
Наше всплытие обеспечивали два надводных корабля Черноморского флота: ПКР (противолодочный корабль) «Москва», а название второго - не помню. С другого борта можно было наблюдать американский фрегат, периодически над нами пролетал натовский самолет. На борт был доставлен командир седьмой дивизии капитан 1 ранга В. С. Калашников. Вскоре подошел спасатель «Бештау», тамошние специалисты наварили нам подобие обтекателя на рубку. Погрузились, провели ходовые испытания. Когда всплыли, от наваренного железа ничего не осталось. Провели еще раз сварочные работы, погрузились, походили в подводном положении, всплыли, на этот раз сварка выдержала. Со стороны обтекатель выглядел непривычно: с острыми углами. В общей сложности провели в надводном положении около 10 суток, успели и загореть, и получить солнечные ожоги, купались в притопленных кормовых газоотбойниках. Личный состав ракетной боевой части в напряженном режиме занимался восстановлением ракетного комплекса, так как помимо затопленной пусковой установки морская вода проникла и в значительное количество корабельной аппаратуры. Сменившись с вахты, мы вскрывали приборы и тщательно промывали их спиртом и, в конце концов, смогли привести часть ракетного комплекса в рабочее состояние. Пополнив запас продуктов, погрузились и находились в районе, пока нам на замену не пришла ПЛ «К-47», после чего своим ходом пошли на Север. Вернулись в базу в начале октября, лежал снег. Пришли ночью. Торжественной встречи, как бывает после возвращения с боевой службы, не было. Когда пошли на выгрузку оружия, приезжал командующий Северным флотом адмирал Егоров, так как поврежденная ракета была с ЯБП (ядерным боеприпасом). После этого восемь месяцев находились в Росте на СРЗ-35 (судоремонтном заводе). Были восстановлены обтекатель с антенной «Аргумент», легкий корпус подлодки. Поврежденную пусковую установку восстанавливать не стали, приварили носовую крышку, а заднюю демонтировали. И стал «Красногвардеец» семиракетным.
Вернулись после ремонта в дивизию, командование корабля к этому времени уже сменилось. Командиром был назначен капитан 3 ранга Г. И. Шевченко, заместителем командира по политчасти капитан-лейтенант Н. А. Пиньков. Экипаж начал отрабатывать курсовые задачи и готовиться на боевую службу. Проходили они, как правило, без приключений, поставленные задачи выполнялись успешно. Хотя одна автономка (длительное плавание) запомнилась очень нервным началом. Шла первая неделя похода, был обед. И вдруг: «Аварийная тревога! Задымленность в первом отсеке!». Быстро разобрались, в чем дело, провентилировали. Как выяснилось, кто-то пошел в гальюн, включил вентилятор, а реостат был оставлен во включенном положении предыдущим посетителем. Он-то и задымился. Народу в отсеке в обед обычно много, все включились в ПДУ (портативное дыхательное устройство). Пришлось начхиму (начальнику химической службы) после аварии выдать им новые.
На второй неделе похода, когда уже находились в Атлантике, специалисты электротехнического дивизиона проводили ремонт насоса в трюме девятого отсека. Слили масло в банку из-под регенерации и поставили на камбузе рядом с электроплитой, оставили вахтенного для присмотра. Тому через какое-то время наскучило там стоять, и он отлучился. Шов банки от нагревания начал плавиться, масло попало на нагревательный элемент и воспламенилось, началось задымление отсека. Объявили аварийную тревогу, рабочий по камбузу схватил огнетушитель, направил на горящую банку, она опрокинулась на плиту, задымление усилилось. Вентилирование по замкнутому циклу ощутимых результатов не давало, было принято решение всплывать в надводное положение и вентилировать в атмосферу, что и было сделано. Нам повезло: пока шло вентилирование аварийного отсека, поблизости не оказалось ни одного корабля, ни самолета. По окончании вентилирования погрузились и пошли дальше. ПДУ на всех уже не хватало, кому-то пришлось ходить с ИП-46 (изолирующим противогазом), а несколько человек были вынуждены ходить с ИДА-59 (индивидуальным дыхательным аппаратом). Постепенно успокоились, дальше уже все шло в штатном режиме. Вернувшись с боевой службы в 1985 году, узнали, что подводная лодка пойдет в Северодвинск на модернизацию, что вскоре и произошло. С дивизией расставаться не хотелось, поэтому в начале 1986 года я перевелся на подводную лодку «К-131»…
P.S. Осенью 2016 года планировалась встреча членов экипажа ПЛАРК «К-22» и фрегата ВМС США «Voge», столкнувшихся 28 августа 1976 года в Средиземном море. Инициатива исходила от американцев. Но, в силу непростых отношений, сложившихся между РФ и США в последнее время, эта встреча, скорее всего, не состоится…

Совет Западнодвинского местного отделения Союза ветеранов ВМФ Тверской области поздравляет западнодвинцев, проходивших службу в Подводных Силах СССР и РФ, со 110-й годовщиной Подводного флота России, желает всем крепкого флотского здоровья, успехов, счастья!

В ветеранских организациях

6 марта 2016 г. прошли отчетно-выборные собрания в Западнодвинском местном отделении Тверской региональной общественной организации Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский Союз ветеранов» и в Западнодвинском местном отделении Тверского регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации. В объединенный Совет были избраны ветераны: В. С. Беляев, А. С. Зябкин, В. В. Израелев, В. М. Мелехов, Ю. К. Орлов, В. Н. Антонов, В. В. Чижевский. Председателем Западнодвинского местного отделения избран В. М. Мелехов, ревизором - ветеран Н. Я. Нестеров.
31 марта 2016 г. состоится Конференция Тверского областного союза ветеранов, посвященная 60-летию образования Российского Союза ветеранов. Делегатами на конференцию избраны ветераны В. М. Мелехов и Ю. К. Орлов.

В. М. МЕЛЕХОВ, председатель Западнодвинского местного отделения ТРОО ОООВ «Российский Союз ветеранов», председатель Комитета Западнодвинского местного отделения ТРО Общероссийской общественной организации ветеранов ВС РФ

Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейская подводная лодка «К–22» XIV серии

Гвардейская подводная лодка «К–22» XIV серии

Заложена 5 января 1938 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), 3 ноября 1938 г. спущена на воду. 7 августа 1940 г. вошла в состав КБФ.

Водоизмещение: надводное 1490 т, подводное 2104 т; длина 97,65 м, ширина 7,41 м, осадка 4,06 м; мощность дизелей 8400 л.с., электродвигателей - 2400 л.с., скорость хода максимальная надводная 21,1 уз., подводная - 10,3 уз.; дальность плавания надводная 14 040 миль, подводная - 176 миль (экономическим ходом); максимальная глубина погружения 100 м; автономность 50 суток; вооружение 10 (6 носовых и 4 кормовых) 533–мм торпедных аппаратов, 2 - 100–мм и 2 - 45–мм орудия, 3 - 7,62–мм пулемета, 20 мин; экипаж 66 человек.

Герой Советского Союза, знаменитый подводник И.В. Травкин вспоминает, что, впервые увидев крейсерскую подводную лодку, он «… невольно залюбовался ее мощным и в то же время легким изящным корпусом. Массивная рубка, широкий мостик, четыре орудия, в том числе две могучих «сотки» . Я знаю, что у «катюши» десять торпедных аппаратов, большой запас торпед, превосходная скорость - в надводном положении она может помериться в быстроте хода с некоторыми миноносцами».

О действиях подводных лодок типа «К» во время войны другой Герой Советского Союза, подводник–североморец И.А. Колышкин писал: «За Нордкапом, в Норвежском море, действуют рыцари дальних коммуникаций - подводные крейсера. Они выходят туда в грозном триединстве своего оружия - торпедного, минного и артиллерийского».

22 июня 1941 г. «К–22» встретила под командованием капитана 3–го ранга (впоследствии капитана 2–го ранга) В.Н. Котельникова в составе Учебной бригады подводных лодок КБФ, где отрабатывала боевые задачи после вступления в строй. Свернув боевую подготовку, корабль был экстренно подготовлен для перевода по Беломорско–Балтийскому каналу на Северный флот. 14 августа лодка ушла из Кронштадта и 4 сентября прибыла в Молотовск. 17 сентября 1941 г. «К–22» официально вошла в состав СФ.

После завершения курса боевой подготовки она 26 октября перешла в Полярный и была включена в 1–й дивизион бригады подводных лодок.

Первый поход с 30 октября по 18 ноября 1941 г. на самую удаленную позицию - устье Вест–фьорда перед входом в Нарвик - был, по сути, учебным и безрезультатным.

Во второй поход лодка вышла 6 декабря. 9 декабря она поставила минную банку (20 мин) в проливе Рольвсёсунд. В тот же день, позже, у острова Лоппа из надводного положения безрезультатно атаковала торпедой одиночный транспорт «Вейденген» (210 брт), после чего все же потопила его огнем 45–мм орудий. В ту же ночь на выставленных лодкой минах подорвался и затонул транспорт «Штейнбек» (2185 брт). 11 декабря «катюша» потопила артиллерией два мотобота и третий повредила. К месту боя подошли немецкие «охотники» и сбросили на погрузившуюся лодку 28 глубинных бомб. 25 декабря «К–22» вернулась в Полярный.

13 января 1942 г. лодка вышла в очередной поход. 19 января 1942 г. в Тана–фьерде она обнаружила стоявший на якоре транспорт и последовательно произвела по нему три залпа, однако попаданий не добилась и от дальнейшей атаки отказалась. Через 10 минут в перископ были обнаружены сначала вооруженный траулер, а затем еще один стоявший на якоре транспорт. Лодка всплыла и атаковала их артиллерией. Израсходовав 48100–мм снарядов и убедившись, что транспорт «Вааланд» (106 брт) тонет, «К–22» погрузилась. 21 января она потопила артиллерийским огнем мотобот. Спустя 10 дней лодка вернулась в базу. По позднейшим данным, на транспорте находилось 30 000 полушубков для немецких солдат.

26 марта «К–22» вышла в район Тана–фьорда 28 марта, следуя под перископом, она подверглась атаке и преследованию группой охотников за подводными лодками, за пять часов на нее было сброшено 72 глубинные бомбы. 29 марта «катюша» опять подверглась атаке и преследованию противолодочных кораблей. За 4 часа 45 минут вокруг нее разорвались 193 глубинные бомбы. 9 апреля «К–22» пришла на помощь подорвавшейся на мине «Щ–421». Из?за невозможности буксировки «щуки» «катюша» сняла экипаж с поврежденной подлодки и потопила ее торпедой. 10 апреля «К–22» вернулась в базу.

Следующие три похода (30 апреля - 1 мая, 28 июня -13 июля, 31 декабря 1942 - 7 января 1943 г.) выполнялись для прикрытия союзных конвоев PQ–15, PQ–17, QP–13 и JW–51, встреч с противником не было.

3 февраля 1943 г. «К–22» вышла в совместный поход с «К–3». Предусматривалось их тактическое взаимодействие с помощью гидроакустической аппаратуры «Дракон–129». Старшим на борту «К–22» вышел командир дивизиона капитан 1–го ранга В.Н. Котельников. 5 февраля лодки обнаружили конвой, но из?за плохой организации управления «К–22» в атаке не участвовала. Вскоре лодки потеряли друг друга. «К–22» больше на связь не выходила и в назначенное время в базу не возвратилась, предположительно она подорвалась на мине и погибла между Вардё и м. Нордкин.

«К–22» совершила 8 боевых походов (111 суток), 5 торпедных атак, артиллерийским огнем уничтожено 2 транспорта и 3 мотобота. 1 минная постановка 20 мин. Предположительно на минах, выставленных «К–22», погибли транспорты «Штейнбек» (2185 брт) и «Николо Сяффино» (4974 брт).

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Д–3» («Красногвардеец») I серии Заложена 5 марта 1927 г. на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. 12 июля 1929 г. спущена на воду и 14 ноября 1931 г. вошла в состав МСБМ. Водоизмещение надводное 932,8 т, подводное - 1353,8 т; длина 76,0 м,

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–171» XII серии Заложена 10 сентября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–87». 10 июля 1937 г. спущена на воду, а 11 декабря 1937 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение надводное 206,5 т, подводное - 258,1 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–174» XII серии Заложена 29 мая 1937 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–91». 12 октября 1937 г. лодка была спущена на воду, а 21 июня 1938 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «М–171».19 мая 1939 г. «М–91» ушла по

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–205» («Нерпа») V–бис 2–й серии Заложена 5 января 1934 г. в Николаеве на Заводе № 200 им. 61–го коммунара 6 ноября 1934 г. она спущена на воду и 2 сентября 1936 г. вошла в состав ЧФ.Водоизмещение надводное 617,5 т, подводное - 721,1 т, длина 58,8 м, ширина 6,2 м,

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–303» («Ерш») III серии Заложена 5 февраля 1930 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод), 6 ноября 1931 г. спущена на воду и 25 ноября 1933 г. вошла в состав МСБМ.Водоизмещение надводное 578 т, подводное - 704,5 т; длина 57,0 м, ширина 6,2 м, осадка 3,8 м;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–309» («Дельфин») V–бис 2–й серии Заложена 6 ноября 1933 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово»), 10 апреля 1934 г. спущена на воду. 20 ноября 1935 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «Щ–205».«Щ–309» участвовала в Советско–финляндской войне 29 ноября

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка (подводный минный заградитель) «Л–3» «Фрунзевец» 2–й серии Заложена 6 сентября 1929 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод), 8 марта 1931 г. спущена на воду. 9 ноября 1933 г. вошла в состав МСБМ.Водоизмещение надводное 1051 т, подводное - 1327 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–35» XII серии Заложена 22 февраля 1939 г. в Горьком на Заводе № 112 «Красное Сормово», 20 августа 1940 г. была спущена на воду и 24 февраля 1941 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см. «М–171».22 июня 1941 г. «М–35» встретила под командованием старшего лейтенанта

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Щ–402» X серии Заложена 4 декабря 1934 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод) под обозначением «Щ–314», 28 июня 1935 г. спущена на воду. 29 сентября 1936 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение надводное 590 т, подводное - 707,8 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–422» X серии 15 декабря 1934 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово») была начата сборка корпуса лодки под обозначение «Щ–314», из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева, 12 апреля 1935 г. лодка была

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «М–172» XII серии Заложена 17 сентября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–88». 23 июля 1937 г. спущена на воду, а 25 декабря 1937 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «М–171».19 мая 1939 г. лодка

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–215» X серии Заложена 27 марта 1935 г. в Николаеве на Заводе № 200 (имени 61 коммунара). 11 января 1937 г. спущена на воду. 10 апреля 1939 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см. «Щ–402».22 июня 1941 г. «Щ–215» встретила под командованием капитан– лейтенанта В.Я.

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–62» XII серии Заложена 20 января 1938 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово»), 5 октября 1939 г. спущена на воду и 31 августа 1940 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см «М–171».22 июня 1941 г. «М–62» встретила под командованием старшего лейтенанта А.А.

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «С–33» IX–бис серии Заложена 16 ноября 1937 г. в Николаеве на Заводе № 198 (им. А. Марти), 30 мая 1939 г. спущена на воду и 18 декабря 1940 г. вошла в состав ЧФ.Водоизмещение надводное - 856 т, подводное -1090 т; длина 77,75 м, ширина 6,4 м, осадка 4,0 м; мощность

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «С–56» IX–бис серии Заложена 24 ноября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 194 (Адмиралтейском), а затем секциями перевезена во Владивосток на Завод № 202 («Дальзавод»), где производилась её сборка. 25 декабря 1939 г. лодка была спущена на

Из книги автора

Гвардейская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «К–22» (с 1993 г. - «Б–22») пр. 675 Она была заложена 14 октября 1963 г. на Северном машиностроительном предприятии. 22 октября 1964 г. лодке присвоено гвардейское звание, она унаследовала Гвардейский Военно–морской флаг

1963 год 14 октября
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ. Экипаж подчинен 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1964 год 22 октября
Присвоено почётное Гвардейское звание. Унаследовала гвардейский Военно-морской флаг от ПЛ К-22 XIV-й серии ;

1965 год 7 августа
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний;

1965 год 6 сентября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1965 год декабрь
В пункт базирования прибыл сформированный 225-й экипаж (резервный экипаж АПЛ);

1966 год
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.1р. Поникаровский В.Н.) продолжительностью 49 суток;

1967 год 23 октября
В связи с 50-летием Великого Октября награждена Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР;

1967 год 3 ноября
Приказом командующего Северным флотом № 400 от 03.11.1967 г. ПЛАРК присвоено почетное наименование "Красногвардеец" ;

1967 год - 1970 год
Занималась отработкой задач БП;

1968 год 15 мая
255-й экипаж АПЛ переформирован во второй гвардейский экипаж АПЛ К-22 ;

1970 год ноябрь - 1973 год июль
Находилась в среднем ремонте на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск);

1973 год май
При нахождении в ремонте на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) была посещена секретарем ЦК КПСС Д.Ф. Устиновым;

1973 год
Перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица);

1973 год 29 сентября
Второй гвардейский экипаж КрПЛ К-22 переформирован в 351-й экипаж ПЛ 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1974 год июль - сентябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Черников В.Г.) в Средиземном море продолжительностью 76 суток;

1975 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1975 год сентябрь - ноябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Черников В.Г.) в Средиземном море продолжительностью 100 суток;

1976 год июль - сентябрь
Выполнила задчи БС (командир - кап.2р. Максимов Н.И., второй командир - кап.2р. Шварц Т.Я.) в Средиземном море. 8 августа было обнаружено поступление забортной воды через съемный лист II отсека. Неисправность была ликвидирована личным составом путем обжатия съемного листа в надводном положении;

1976 год 28 августа
На БС при проведении срочного погружения столкнулась с фрегатом ВМС США USS FF-1047 "Voge". Во время несения службы в районе острова Крит в Средиземном море, при подвсплытии был обнаружен фрегат ВМС США DE-1097 "Моинестер". Командир решил потренироваться в учебных целях. В результате при маневрировании в очередном подвсплытии в 18.26 ударил снизу в днище левого борта на скорости 18 узлов второй фрегат, который не обнаружил при маневрировании. Удар был двойным, сначало носовой частью ПЛ, а затем ограждением рубки. С палубы фрегата за борт вылетело несколько человек, которых потом подобрали вертолеты. Удар был настолько сильным, что фрегат получил повреждения кормовой части, потерял ход и был отбуксирован на остров Крит, а затем на ремонтную базу, где его ремонт обошелся в 600000$. Лодка также получила серьезные повреждения. Поврежден ракетный контейнер № 1, некоторые выдвижные устройства, корпусные конструкции ограждения рубки и надстройки. Имело место поступления забортной воды в прочный корпус через внутреннюю полость подъемно-мачтового устройства "Аргумент" в количестве 2-3 т/час. КР "Жданов" совместно с БПК "Смелый" экстренно прибыл в район столкновения, и в их охранении лодка своим ходом перешла в точку 5 (Китира, остров в Эгейском море, входит в число Ионических островов), где ей была оказана помощь. После чего ПЛ досрочно вернулась своим ходом в базу. Командир ПЛ был с должности снят и назначен заместителем НШ флотилии в Гремихе. ПЛ перешла в Росту (Мурманск) и встала в ремонт на СРЗ-35 для восстановительного ремонта;

1977 год
Находилась в ремонте на СРЗ-35 в Росте (г.Мурманск);

1978 год сентябрь - декабрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Шевченко Г.И., второй командир - кап.1р. Беляков В.В.) в Средиземном море;

1979 год ноябрь - декабрь

1980 год
В составе дивизии перебазирована в губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1980 год август - октябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Шевченко Г.И.) в Средиземном море;

1982 год 22 июня - август
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Шевченко Г.И.) в Средиземном море;

1984 год июль
Экипаж принял и перегнал аварийную КрПЛ К-131 на СРЗ-35 (Роста, г.Мурманск);

1984 год ноябрь - 1985 год январь
Выполнила задачи автономной БС с экипажем КрПЛ К-111 (командир - кап.1р. Севастьянов А.П.) в Средиземном море;

1985 год август - сентябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Безумов Б.Н.) в Средиземном море;

1974 год - 1985 год
Выполнила 9 автономных походов на БС общей продолжительностью 398 суток;

1985 год декабрь - 1990 год декабрь
Прошла средний ремонт и модернизацию по проекту 675МКВ на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). В период ремонта произведена перезарядка активных зон реакторов. Предположительно была произведена замена реакторов. Старые реакторы без ОЯТ были погружены на выведенный из состава вспомогательного флота "Лихтер-4" и затоплены в заливе Течений в Карском море на глубине 50 метров;

1990 год
Отнесена к проекту 675МКВ ;

1990 год - 1994 год
Занималась отработкой задач БП в море и в базе;

1994 год 1 октября
Исключена из боевого состава ВМФ (в некоторых сточниках - 15 июля 1994 года). Поставлена на прикол в пункте временного хранения в губе Ара (Видяево, Мурманская область). Перечислена в состав 346-го дивизиона ПЛ Видяевского района базирования;

1997 год 4 декабря
Гвардейский флаг К-22 унаследовала АПЛ К-335 "Гепард" 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ (проект 971 );

2000 год
Хранилась на плаву в пункте временного хранения в губе Ара (Видяево, Мурманская область);

2001 год лето
С помощью плавучей технологической базы "Имандра" проведена выгрузка отработанного ядерного топлива;

2002 год 12 февраля
Окончательно передана на СРЗ-35 (Роста, г.Мурманск) для утилизации;

2002 год 30 октября
Согласно данным активиста российско-норвежской экологической организации "Беллуна" Игоря Кудрика при разделке на металл на СРЗ-35 (Роста, Мурманск) на ПЛ Б-22 возник пожар. Причиной инцидента стало неосторожное проведение сварочных работ. Возгорание началось в сухом доке, где вспыхнули деревянные леса. Позднее загорелась и обшивка находящейся в утилизации АПЛ. Ликвидация пожара на территории завода и на корпусе ПЛ происходила в промежутке между 9 и 11 часами утра. Пожару была присвоена вторая категория сложности. На место пожар выезжали 6 пожарных машин. Возможно речь шла о ПЛ Б-235 ;

2004 год весна
Находилась в акватории СРЗ-35;

2006 год (предположительно)
Утилизирована на СРЗ-35 с формированием реакторного блока, который в дальнейшем был переведен для временного хранения на плаву, и с последующей установкой на стапельное основание в ПДХ "Сайда" в губе Сайда.

Всего с момента постройки "К-22" выполнила задчи 10 БС и прошла 223108 миль за 26834 ходовых часов.