Где строили немецкие лодки второй мировой войны. Для всех и обо всем

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной истории с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Боевые действия немецких подводных лодок
во время Второй мировой войны

Немецкие подводные лодки действовали в Атлантике с первых дней Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 г. немецкий подводный флот насчитывал всего 57 подводных лодок, из которых: 35 - небольшие лодки серии II прибрежного действия (водоизмещением 250 т) и 22 - океанские подводные лодки (водоизмещением 500 и 700 т). С такими малыми силами немецкий подводный флот начал битву за Атлантику .

Начало боевых действий
немецких подводных лодок на Атлантике

Сначала проблемами немецкого подводного флота были недостаточное количество подводных лодок и недостаточное их строительство (основные судостроительные мощности были заняты постройкой крейсеров и линкоров) и очень неудачное расположение германских портов. Немецким подводным лодкам приходилось идти в Атлантику через Северное море, в котором было много британских кораблей, минных полей, и которое тщательно патрулировала британская базовая и авианосная авиация.

Через несколько месяцев благодаря наступательным кампаниям вермахта в Западной Европе ситуация в Атлантике в корне изменилась.

В апреле 1940 г. немецкие войска оккупировали Норвегию и, таким образом, уничтожили противолодочный рубеж Шотландия – Норвегия. При этом немецкий подводный флот получил удобно расположенные норвежские базы в Ставангере, Тронхейме, Бергене и других портах.

В мае 1940 г. Германия оккупировала Нидерланды и Бельгию; под Дюнкерком были разгромлены англо-французские войска. В июне Франция была уничтожена как союзное государство, сражавшееся с Германией. После заключения перемирия Германия оккупировала северную и западную части страны, в том числе все французские порты на побережье Бискайского залива Атлантического океана.

Великобритания потеряла своего самого большого союзника. В 1940 г. французский флот был четвертым в мире. Только горстка французских кораблей присоединилась к силам Свободной Франции и боролась против Германии, хотя к ним позже присоединялись несколько построенных канадцами корветов, которые играли небольшую, но важную роль в борьбе с нацистской Германией.

Британские эсминцы были отведены из Атлантики. Кампания в Норвегии и немецкое вторжение в Бенилюкс и Францию потребовали от британских флотилий эсминцев большого напряжения и значительных потерь. Многие эсминцы были сняты с маршрутов конвоев, чтобы поддержать норвежские операции в апреле и мае, а затем отведены к Ла-Маншу, чтобы поддержать эвакуацию из Дюнкерка. Летом 1940 г. Великобритания находилась перед серьезной угрозой вторжения. Эсминцы были сосредоточены в Канале, где они готовились отразить немецкое вторжение. Здесь эсминцы тяжело пострадали от воздушных атак авиации немецкого командующего авиацией в Атлантике (Luftwaffe Fliegerführer Atlantik). Семь эсминцев были потеряны в норвежской кампании, еще шесть в боях у Дюнкерка и следующие 10 в Канале и Северном море в мае – июле, большинство из них от воздушных атак, потому что они испытывали недостаток в адекватном зенитном вооружении. Большинство других эсминцев было повреждено.

В июне 1940 г. Италия вступила в войну на стороне стран Оси. Был открыт Средиземноморский театр военных действий. Великобритания объявила войну Италии и усилила свой Средиземноморский флот (6 линкоров против 6-ти итальянских), разместив новую эскадру в Гибралтаре, известную как соединение «Эйч» (H) – новейший английский линкор «Худ» водоизмещением 42 000 т, два линкора «Резолюшн» и «Вэлиант», одиннадцать эсминцев и авианосец «Арк Ройял» – для противодействия французскому флоту в Западном Средиземноморье.

Все эти события кардинально изменили обстановку в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях.

Германия не имела возможности уничтожить союзные военно-морские флоты в прямом боевом столкновении, поэтому начала действовать на коммуникациях противника. Для этого она использовала: надводные корабли (крупные или катера), надводные коммерческие рейдеры, подводные лодки, авиацию.

«Счастливое Время» немецких подводных лодок

Завершение немецкой кампании в Западной Европе означало, что подводные лодки, которые были задействованы в норвежской кампании, были теперь освобождены от операций флота и возвратились к войне на коммуникациях, чтобы топить суда и корабли союзников.

Немецкие подводные лодки получили прямой выход в Атлантику. Так как пролив Ла-Манш был относительно мелок и с середины 1940 г. был блокирован минными полями, немецким подводным лодкам приходилось идти вокруг Британских островов, чтобы достичь самых выгодных «охотничьих угодий».

С начала июля 1940 г. немецкие подводные лодки после патрулирования в Атлантике начали возвращаться на новые базы в Западной Франции. Французские базы в Бресте, Лорьяне, Бордо, Сен-Назере, Ла-Паллисе и Ла-Рошеле были на 450 миль (720 км) ближе к Атлантике, чем немецкие базы в Северном море. Это очень расширяло диапазон действия немецких подводных лодок в Атлантике, позволяя им нападать на конвои намного западнее и проводить более длительное время на патрулировании, удваивая эффективное число подводных лодок.

Количество потопленных судов союзников начало быстро расти. В июне 1940 г. общий тоннаж потопленных судов союзных и нейтральных флотов составил 500 тыс. тонн. В последующие месяцы англичане теряли транспортные судна общим водоизмещением около 400 тыс. тонн ежемесячно. Великобритания оказалась в крайне тяжелом положении.

Число подводных лодок, находящихся на патрулировании в Атлантике, начало увеличиваться. В свою очередь состав эскортов союзников, доступных для конвоев, которые состояли из 30 – 70 главным образом невооруженных торговых судов, был значительно уменьшен. Единственным утешением для британцев было то, что большие торговые флоты оккупированных Норвегии и Нидерландов оказались под британским контролем. Великобритания заняла Исландию и Фарерские острова (Faeroe Islands), чтобы получить для себя базы и воспрепятствовать переходу их в руки противника после занятия немецкими войсками Дании и Норвегии.

Во французских атлантических базах началось строительство бетонированных бункеров, доков и верфей для подводных лодок, которые были непробиваемы для бомбардировщиков союзников, пока Бэйрнс Воллис (Barnes Wallis) не разработал свою высокоэффективную бомбу «Тэллбой» (tallboy).

База немецких подводных лодок в Лорьяне, Западная Франция

С июня по октябрь 1940 г. было потоплено более 270 судов союзников. Период с июня 1940 г. по февраль 1941 г. вспоминался командами немецких подводных лодок как «Счастливое Время » (Die Glückliche Zeit). 1940 и 1941 гг., когда немецкие подводные лодки при сравнительно небольших потерях добились на коммуникациях союзников огромных успехов, экипажи подводных лодок назвали еще «жирными годами ».


которое было торпедировано, но осталось на плаву


Collections IWM. Photo No.: MISC 51237.

Первоначальные действия немецких подводных лодок с французских баз были достаточно эффективны. Это было время расцвета командиров подводных лодок, таких как Гюнтер Прин (U-47), Отто Кречмер (U-99), Йоахим Шепке (U-100), Энгельберт Эндрас (U-46), Виктор Оерн (U-37) и Генрих Блейхродт (U-48). На счету каждого из них было по 30-40 потопленных судов союзников.

Самым известным из всех немецких подводводников был Гюнтер Прин (1909-1941), командир подводной лодки U-47, первый кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями среди подводников. Он был одним из самых результативных командиров подводных лодок. Прин получил прозвище «Бык Скапа-Флоу», которое он получил после торпедирования британского линкора «Ройал Оук», который находился на охраняемом рейде в гавани Скапа-Флоу. Гюнтер Прин пропал без вести в Атлантическом океане вместе со своей подводной лодкой и всем экипажем 8 марта 1941 г. после атаки на конвой OB-293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс.

U-47

Самой большой трудностью для подводных лодок было найти конвои в необъятности океана. Немцы имели горстку самолетов дальнего действия «Фоке-Вульф-200 Кондор» (Focke-Wulf 200 Condor), базируемых в Бордо (Франция) и Ставангере (Норвегия), которые использовались для разведки, но являющихся по существу переделанным гражданским авиалайнером. Этот самолет был временным решением. Из-за продолжающихся трений между военно-воздушными силами (Luftwaffe) и военно-морским флотом (Kriegsmarine), первичным источником наблюдений за конвоями были непосредственно подводные лодки. Поскольку мостик субмарины расположен очень близко к воде, диапазон визуального наблюдения с подводных лодок был весьма ограничен.

Дальний морской разведчик «Фоке-Вульф-200» (Focke-Wulf FW 200)


Источник: Aircraft of the Fighting Powers , Vol II. Ed: H J Cooper, O G Thetford and D A. Russell,
Harborough Publishing Co, Leicester, England 1941.

В 1940 г. – начале 1941 г. половину судов торгового флота союзников потопили подводные лодки. К концу 1940 г. британский флот и авиация потопили 33 лодки. Но в 1941 г. германские судоверфи довели производство подводных лодок до 18 единиц в месяц. В августе 1941 г. немецкий подводный флот имел на вооружении уже 100 подводных лодок.

«Волчьи стаи» подводных лодок Дёница

В феврале – марте 1941 г. немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» во время рейда в Северной Атлантике уничтожили 22 транспортных судна союзников общим водоизмещением в 115 600 тонн. Однако в мае 1941 г. британцы потопили самый большой немецкий линкор «Бисмарк», и с лета 1941 г. Германия отказалась от использования крупных надводных кораблей против коммуникаций союзников. Подводные лодки остались единственным средством боевых действий на дальних коммуникациях. При этом катера и авиация действовали на ближних коммуникациях.

Командующий немецким подводным флотом вице-адмирал Карл Дёниц разработал тактику атаки подводных лодок на конвои судов союзников (тактика «волчьих стай» ), когда группа подводных лодок совершала нападение одновременно. Карл Дёниц организовал систему снабжения подводных лодок непосредственно в океане вдали от баз.

Вице-адмирал Карл Дёниц (Karl Dönitz),
командующий подводным флотом в 1935-1943 гг.,
главнокомандующий военно-морским флотом Германии в 1943-1945 гг.

В марте 1941 г. немецкий подводный флот впервые понес значительные потери, когда он потерял трех своих лучших командиров подводных лодок. Погибли вместе с экипажами Г. Прин и Й. Шепке. О. Кречмер попал в плен.

В 1941 г. британцы стали чаще применять систему конвоев, позволявшую большим организованным группам транспортных судов пересекать опасный для них Атлантический океан под охраной эскортов из военных кораблей – крейсеров, эсминцев и эскортных авианосцев. Это значительно снизило потери транспортных судов и вызвало рост потерь немецких подводных лодок.

С начала 1941 г. активное участие в атаках на немецкие подводные лодки стала принимать британская авиация. Однако самолеты еще не имели достаточного радиуса действия и были эффективным противолодочным средством лишь на малых дистанциях.

«Волчьи стаи» подводных лодок Дёница наносили конвоям союзников большой урон. До конца 1941 г. немецкий подводный флот был главенствующей силой в Атлантике. Великобритания с большим напряжением сил защищала свое транспортное судоходство, жизненно важное для метрополии.

11 декабря 1941 г. Германия объявила войну Соединенным Штатам, и сразу же немецкие подводные лодки стали топить американские торговые суда у берегов США. Американский торговый флот оказался не готов к войне, его одиночные транспорты были беззащитны. Немецкие подводные лодки истребляли их без особого труда. Прошло несколько месяцев, прежде чем американцы начали использовать эффективную английскую систему конвоев, сразу снизившую потери американских транспортных судов.

С декабря 1941 г. по март 1943 г. произошло сокращение авиационной поддержки «волчьих стай» подводных лодок. За этот период немецкий военно-морской флот потерял 155 подводных лодок. За этот же период было потоплено транспортных судов и боевых кораблей противника и нейтральных стран общим водоизмещением около 10 млн. тонн, из них 80 % подводными лодками. Только за 1942 г. немецким подводным лодкам удалось потопить транспортов водоизмещением около 7,8 млн. тонн.

1942–1943 гг. были критическими в битве за Атлантику. Британцы стали использовать систему подводного обнаружения Асдика, радары, авиацию дальнего действия. Эскортирование конвоев осуществлялось флотскими «группами поддержки». Защита союзных коммуникаций начала улучшаться, стала падать эффективность немецких подводных лодок, возросло количество их потерь.

За первое полугодие 1942 г. потери транспортов союзников от «волчьих стай» подводных лодок достигли максимального числа в 900 судов (водоизмещением 4 млн. тонн). За весь 1942 г. было потоплено 1664 судна союзников (водоизмещением 7 790 697 тонн), из них 1160 судов – подводными лодками.

Вместо использования рейдов надводного флота Германия перешла к неограниченной подводной войне (uneingeschränkter U-Boot-Krieg), когда подводные лодки стали топить гражданские торговые суда без предупреждения и при этом не пытались спасти команды этих судов.

17 сентября 1942 г. командующий подводным флотом военно-морского флота Германии Карл Дёниц отдал приказ Тритон Нуль или «приказ Лакония» (Laconia-Befehl), который запрещал командирам подводных лодок оказывать помощь экипажу и пассажирам потопленных судов. Это было необходимо, чтобы избежать преследования подводных лодок противолодочными силами союзников.

До сентября 1942 г. согласно правилам ведения войны немецкие подводные лодки после атаки судов союзников оказывали помощь морякам потопленных судов и кораблей. 12 сентября 1942 г. подводная лодка U-156 потопила британское транспортное судно «Лакония» и оказала помощь в спасении экипажу и пассажирам. 16 сентября 4 подводные лодки (одна итальянская), имевшие на борту несколько сотен спасённых, были атакованы американскими самолётами, пилоты которых знали, что немцы и итальянцы спасали англичан. В результате авиа-налета подводная лодка U-156 была сильно повреждена.

На следующий день, узнав о случившемся, командующий подводным флотом адмирал Дёниц издал приказ: «Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов ».

В 1942 г. боевые действия в Атлантике шли с переменным успехом. Немецкие подводные лодки направлялись к берегам Северной и Южной Америки, Центральной и Южной Африки, некоторые – в Индийский и Тихий океаны. Однако добиться полного уничтожения атлантических коммуникаций союзников немецкий подводный флот не смог.

Перелом в Битве за Атлантику.
Потери немецкого подводного флота в 1943 г.

30 января 1943 г. гросс-адмирал Редер снят с поста главнокомандующего военно-морским флотом Германского рейха и на его место назначен Карл Дёниц, которому было присвоено воинское звание гросс-адмирал.

В начале 1943 г. против 100-130 немецких подводных лодок, ведущих поиск на коммуникациях, действовало около 3 тыс. кораблей и до 2 700 самолетов союзников.

К началу 1943 г. союзниками были созданы новые типы самолетов с большим радиусом действия, а также новые радиолокаторы. Союзные флоты усовершенствовали свою противолодочную тактику. С апреля 1943 г. в Атлантике начали действовать американские и британские ударные противолодочные группы, которые возглавляли эскортные авианосцы.

В 1943 г. количество немецких подводных лодок достигло 250 единиц. Однако в марте – мае союзниками было потоплено 67 немецких подводных лодок – максимальное количество.

Всего за май 1943 г. немецкий подводный флот потерял от глубинных бомб самолетов и эсминцев союзников в основном в Центральной Атлантике 41 подводную лодку и более тысячи человек экипажей, среди которых был Петер Дёниц – младший сын главнокомандующего военно-морским флотом Германии.

В 1943 г. немецкие подводные лодки потопили в Атлантике транспортные суда союзников общим водоизмещением в 500 тыс. тонн. Однако потери торговых флотов союзников стали снижаться. В июне они снизились до 28 тыс. тонн. Строительство в США большой серии транспортных судов типа «Либерти» позволили к концу 1943 г. восполнить потери.

С мая 1943 г. произошли большие изменения. Самолеты союзников начали осуществлять постоянные полеты над Бискайским заливом, где на база французского побережья располагались основные базы немецких подводных лодок. Многие из них стали погибать еще до выхода на атлантические коммуникации союзников. Поскольку подводные лодки того времени не могли находиться постоянно под водой, их на пути в Атлантику постоянно атаковали самолеты и корабли союзных флотов. Небольшому числу немецких подводных лодок удавалось подойти к усиленно охраняемым конвоям. Уже не помогали ни собственные радиолокаторы подводных лодок, ни усиленное зенитное вооружение, а при атаках на конвои – самонаводящиеся акустические торпеды.

В 1943 г. наступил перелом – на каждое потопленное судно союзников немецкий подводный флот стал терять одну подводную лодку.

Немецкая подводная лодка под огнем самолета союзников в Южной Атлантике в 1943 г.

The Collection Database of the Australian War Memorial under the ID Number: 304949.

5 ноября 1943 г. немецкая подводная лодка U-848 типа IXC отражает воздушное нападение в Южной Атлантике. В боевой рубке подводной лодки – спаренная 20-мм зенитная артиллерийская установка Flak 38, на палубе – 105-мм пушка SKC /32.

Окончание битвы за Атлантику.
Поражение немецкого подводного флота

С апреля 1943 г. по июнь 1944 г. произошел окончательный перелом в битве за Атлантику . Союзники перешли в наступление. В этот период происходил качественный и количественный рост противолодочных сил и средств союзных флотов. Союзниками были расшифрованы коды радиосвязи немецких подводных лодок, были разработаны радары нового типа. Шло массовое строительство эскортных кораблей и эскортных авианосцев. Для поиска подводных лодок выделялось все больше авиации. Как следствие происходило сокращение потерь в тоннаже транспортных судов, и значительно увеличились потери немецкого подводного флота. Союзники не только защищают свои коммуникации, но и атакуют базы немецких подводных лодок.

После выхода из войны Италии, Германия потеряла свои базы в Средиземном море.

Немецкий военно-морской флот и его подводный флот окончательно проиграли битву за Атлантику к концу 1944 г. Союзники к тому времени имели абсолютное превосходство на море и в воздухе.

30 января 1945 г. советская подводная лодка С-13 (командир Александр Маринеско ) потопила в Балтийском море немецкий пассажирский лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 484 тонны. За уничтожение лайнера «Вильгельм Густлов» Александр Маринеско попал в список личных врагов Адольфа Гитлера. На «Вильгельме Густлове» эвакуировалась из Данцигского порта (Гданьск) элита немецкого подводного флота: 100 командиров подводных лодок, окончивших курс усовершенствования по управлению лодками с единым двигателем системы Вальтера, 3700 унтер-офицеров подводного флота – выпускников школы подводного плавания, 22 высокопоставленных партийных чиновника из Восточной Пруссии, несколько генералов и старших офицеров главного управления имперской безопасности (РСХА), батальон СС вспомогательной службы Данцигского порта (300 чел.). Всего погибло около 8 тыс. человек. В Германии был объявлен траур, как после капитуляции 6-й армии в Сталинграде.

Капитан 3-го ранга А. И. Маринеско, командир советской подводной лодки С-13

В марте 1945 г. в Атлантику вышла последняя специальная группа немецких подводных лодок (6 единиц) – отряд «Морской волк». Группа направлялась в сторону Соединенных Штатов. Американцы получили ложные сведения о том, что на борту немецких подводных лодок находятся баллистические ракеты «Фау-2» (V-2) для обстрела городов на атлантическом побережье США. На перехват этих подводных лодок были брошены сотни американских самолетов и десятки кораблей. В итоге были уничтожены пять из шести подводных лодок.

За последние пять недель войны немецкий подводный флот потерял 23 подводные лодки с экипажами, потопив при этом 10 судов водоизмещением 52 тыс. тонн.

Во время Второй мировой войны боевые потери подводного флота Германии составили 766 подводных лодок. В 1939 г. было потоплено – 9, в 1940 г. – 24, в 1941 г. – 35, в 1942 г. – 86, в 1943 г. – 242, в 1944 г. – 250 и в 1945 г. – 120 подводных лодок.

В конце войны большое число немецких подводных лодок было уничтожено во время массированных бомбардировок военно-морских баз и стоянок подводных лодок.

Из 39 тыс. моряков, членов экипажей подводных лодок, погибло около 32 тысяч человек. Подавляющее большинство – в последние два года войны.

30 апреля 1945 г. гросс-адмирал Карл Дёниц отдал приказ о начале операции «Регенбоген», в ходе которой все немецкие корабли, в том числе и подводные лодки, кроме необходимых для рыболовства и послевоенного разминирования, должны были быть уничтожены. Однако по требованию союзников 4 мая в Дениц отдал приказ об отмене операции «Регенбоген». Экипажи 159 подводных лодок сдались в плен. Но командиры подводных лодок в Западной Балтике не выполнили последний приказ Дёница. Ими было затоплено 217 боеготовых подводных лодок, 16 выведенных из эксплуатации и 5 подводных лодок, находящихся на стапелях.

Уже после капитуляции Германии союзниками была проведена операция «Дэдлайт» («Смертельный огонь»). С ноября 1945 г. по январь 1946 г. у западного побережья Великобритании союзники потопили 119 захваченных боеспособных немецких подводных лодок, сбрасывая на них бомбы с самолетов.

Канадские моряки на захваченной немецкой подводной лодке U-190, июнь 1945 г.


Edward W. Dinsmore / Canada. Dept. of National Defence. Library and Archives Canada № PA-145577.

Канадские моряки поднимают свое знамя выше немецкого флага над захваченной немецкой подводной лодкой U-190, Ст.-Джон, Ньюфаундленд (St.John"s, Newfoundland), июнь 1945 г.

Немецкие подводные лодки потопили в общей сложности 2 828 союзных или нейтральных судов – всего водоизмещением в 14 687 231 тонну. По подтвержденным данным было потоплено 2 603 транспортных суда и боевых корабля союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн, из которых 11,5 млн. тонн потери британского флота. При этом погибло 70 тысяч военных моряков и 30 248 моряков торгового флота. Британский военно-морской флот потерял 51 578 человек убитыми и пропавшими без вести.

Немецкие подводные лодки добились наибольшего успеха по сравнению с надводными кораблями и авиацией. На их долю пришлось 68 % потопленных транспортных судов и 37,5 % потопленных боевых кораблей союзников.

Из общего количества судов, потопленных подводными лодками, 61 % составляют одиночные суда; 9 % – суда, отставшие от конвоев, и 30 % – суда, шедшие в составе конвоев. Соотношение потерь и побед составило 1:3,3 в пользу подводных лодок по англо-американским данным и 1:4 по немецким данным.

Германия начала войну, имея 57 подводных лодок, из которых 35 были малыми прибрежными субмаринами типа II. Затем Германия развернула большую программу по строительству океанского подводного флота. За время Второй мировой войны (5 лет и 8 месяцев) на верфях Германии было построено 1157 подводных лодок. Всего, таким образом, подводный флот Германии имел на вооружении 1214 подводных лодок, из которых было уничтожено 789 (по англо-американским данным) или 651 (по немецким данным).

После потери передовых, а затем и некоторых основных военно-морских баз, Германия лишилась выгодных условий для боевых действий на море. К концу войны промышленность США и Великобритании строила новые транспортные суда и боевые корабли быстрее, чем союзники несли потери. В итоге Германия понесла поражение в битве за Атлантику.

Недалеко от немецкого города Киль, в небольшом населённом пункте Лабё, находится уникальный музей. Музей этот уникален тем, что представляет собой немецкую подводную лодку времен Второй Мировой войны типа VII, которая осталась в мире в единственном экземпляре.

Фото 1. U 995 - немецкая субмарина-музей

Этот населенный пункт для установки музея был выбран не просто так - дело в том, что в Лабё располагается военно-морской мемориал, который по началу был посвящен погибшим немецким морякам на полях сражений Первой Мировой войны, затем стал считаться мемориалом посвященным всем немецким морякам, погибшим в ходе Первой и Второй Мировых войн, а в итоге Немецкий морской союз переквалифицировал его в памятник всем погибшим морякам всех наций и является призывом к миру в море.

Фото 2. Военно-морской мемориал

История U 995

Вернёмся к подводной лодке.

Фото 3. Вход в субмарину

Историческая справка:
В конце 42-го года на верфи Гамбурга началось изготовление новой субмарины типа VII, которая была спущена на воду в середине 43-го года.
Базировалась новая подлодка в Киле, что неподалеку от Лабё, где экипаж проходил обучение, а после отправилась на военно-морскую базу в норвежском Тронхейме, где с лета-осени 1944-го года начала нести службу. За оставшееся время войны U 995 совершила 9 боевых выходов, основной целью которых были конвои союзников. На момент окончания войны подводная лодка оказалась в неисправном состоянии, что и послужило причиной того, что силы союзников не стали её уничтожать в ходе операции "Дэдлайт". После окончания войны она попала под юрисдикцию Норвегии, была отремонтирована и прослужила еще около 10 лет, а затем отдана считай за бесплатно властям ФРГ, которые отбуксировали её в Киль и провели ремонтные работы, чтобы превратить её в музей. В начале 70-х состоялось торжественное открытие музея, где первым из посетителей был небезызвестный адмирал Дёниц. На сегодняшний день подлодку ежегодно посещают десятки тысяч человек.

Вот такая информация была представлена в информационном буклете на английском языке, который можно взять при покупке билета.

Внутри субмарины

Входим внутрь и видим кормовой торпедный отсек и комнату управления электрическими двигателями.

Фото 4. Кормовой торпедный отсек

Электрические двигатели использовались во время подъема. Благодаря им подводная лодка продолжала движение без погружения в воду, но это заметно сказывалось на скорости.

Фото 5. Комната управления электрическими двигателями

В комнате с электрическими двигателями можно увидеть приборы и узел управления с пунктом связи, куда отправлялись приказы старшего офицерского состава с мостика.

Комната управления электрическими двигателями

Комната с дизельным двигателем - сердце субмарины. Здесь расположен дизельный двигатель, за которым следит инженер-механик (обычно 1-2 человека). Эти моряки пользовались большими привилегиями и им отводилось больше времени для отдыха.

Сердце субмарины

Вы все еще жалуетесь на размеры собственной кухни? Тогда посочувствуйте местному "шеф-повару", который должен был на маломощной электроплитке из двух конфорок приготовить обед на команду из 40-50 человек. Развернуться в этом пространстве весьма затруднительно. Вдобавок еще слабое освещение. Кастрюля примотана цепью с замком - видимо были прецеденты её вынести.


Фото 6. Обед от шеф-повара

Фото 7. Комната отдыха рядового состава

Количество кроватей всегда было меньше, чем количество экипажа и зачастую одну кровать делили два человека. Это не вызывало никаких неудобств по причине того, что существовал вахтовый метод, по которому получалось так, что один из моряков на посту, а второй отдыхает, спит, обедает и занимается прочими личными делами.

Фото 8. Полка рядового солдата

Самое большое помещение на подлодке - центр управления и рубка.

Фото 9. Люк в центр управления подводной лодкой

Отсюда отдавались приказы, прокладывался маршрут и кипела активная жизнь. Помимо выполнения приказов сверху, каждый офицер отдавал себе отчет о том, что он должен сохранить жизнь своей команде. Здесь расположены навигационные карты, перископ, радиорубка и другие приборы для осуществления контроля за движением субмарины.


Сразу после центра управления располагаются радиорубка и приемный пункт, они расположены параллельно спальным местам офицерского состава подводной лодки - тем самым выходит, что даже во время отдыха они должны первыми получать сведения об обстановке в данном районе, либо приказы сверху, плюс перехваты радиосигналов союзников. Перехват - ответственная задача, которую, как правило, выполняли люди с отличным слухом и хорошей реакцией, чтобы как можно раньше поймать сигнал врага. Во многом благодаря расшифровке кода "Энигма" силами союзников, было утрачено немецкое превосходство в Атлантике.

Радиорубка - помимо связи с берегом и другими субмаринами большое внимание уделялось перехвату сигналов противника

Офицеры - единственные у кого была собственная полка, плюс немного личного пространства. Личное пространство выражалось в шкафчике и отсеках под ключ, где они могли хранить парадную форму, личные вещи, письма из дома.

Личное пространство офицерского состава

Обо всем вроде рассказал, но остается главным еще один вопрос - как насчет гальюна? Гальюн, конечно же, есть. У офицерского состава он личный - с умывальником, у остальной части экипажа - общий. Предоставляю фотографию офицерских удобств, жаль, что через стекло.

Фото 10. Офицерская уборная

Последней комнатой, и пожалуй самой боевой частью субмарины, является торпедный отсек.

Фото 11. Торпедная комната

Одна из наиболее ответственных задач стояла у обслуживающего персонала торпедного отсека. В основном в субмарине имелось 5 торпед - 4 были заряжены в торпедные отсеки, а одна была для перезарядки.

Торпедный отсек

Торпеды для U 995 весили около 300 кг, обладали электрическим двигателем и при выстреле развивали скорость около 30 км в час. Перезарядка торпедного отсека была, пожалуй, самой ответственной работой рядового состава.

Торпедная комната была последней в музее U 995. На выходе можно встретить автомат, как во многих местах Европы, который может за 1 евро превратить вашу 5-центовую монетку в медальончик с изображением достопримечательности. Не являясь особым поклонником данного антуража я всё-таки сделал себе на память медальончик.

На выходе из музея

Послесловие

Поход в музей завершился. Посещение подобных мест для меня всегда было в приоритете, потому что всегда интересовало - каким образом осуществлялся быт во время одного из самых крупных и кровопролитных конфликтов XX века. Музей подводной лодки U 995 не самый большой, но он уникальный. Уникальный тем, что здесь в полной мере можно погрузиться в атмосферу, царящую на глубине сотен метров под водой - когда не можешь точно знать, всплывешь ты завтра или так и останешься на дне морских глубин: без точных координат места твоей гибели и без могилы, которую смогли бы посещать родственники.

Как добраться:

Из города Киль на автобусе номер 100 до Лабё - выходим на остановке гавань и идём вдоль берега до монумента.
Стоимость посещения музея - 4,5 Евро.

Если вам доведётся путешествовать по северу Германии - обязательно посетите здешние места и проникнитесь духом истории.


До свидания, Лабё!

В декабре 1941 года немецкие субмарины вышли в море с секретным заданием - незамеченными они пересекали Атлантику и заняли позиции в нескольких милях от восточного побережья США. Их целью были Соединенные штаты Америки. План германского командования получил кодовое название «Барабанный бой», который состоял в нанесении внезапного удара по американскому торговому судоходству.

В Америке никто не ожидал появления немецких субмарин. Первая атака состоялась 13 января 1942 года, и Америка оказалась совершенно неготовой. Январь превратился в настоящую бойню. Обломки кораблей и трупы людей прибивало к берегу, нефть покрывала воду у побережья Флориды. В этот период военно-морской флот США не потопил ни одной немецкой субмарины - враг был невидим. В самый разгар операции казалось, что немцев уже нельзя остановить, но произошел необычный разворот - охотники превратились в добычу. Через два года после начала операции «Барабанный бой» - германские стали нести ощутимые потери.

Одной из таких потерявшихся немецких субмарин была U869. Она относилась к германским подводным лодкам 9 серии, которые маркировались как IX-C. Именно эти подводные лодки с большим запасом хода использовались для патрулирования удаленных берегов Африки и Америки. Проект был разработан в 1930 годы в ходе перевооружения Германии. Именно на эти лодки адмирал Карл Дённиц возлагал большие надежды с их новой групповой тактикой.

подводные лодки класса IX-C

Всего в Германии был построено более 110 подводных лодок класса IX-C. И только одна из них осталась целой после войны, и выставлена в Музее науки и промышленности (Museum of Science and Industry) в Чикаго. Подводная лодка U-505 была захвачена кораблями американского флота в 1944 году.

Технические данные подводной лодки класса IX-C:

Водоизмещение - 1152 тонн;

Длина - 76 м;

Ширина - 6,7 м;

Осадка - 4,5 м;

Вооружение:

Торпедные аппараты 530 мм - 6;

Орудие 105 мм - 1;

Пулемет 37 мм - 1;

Пулемет 20 мм - 2;

Экипаж - 30 человек;

Единственное предназначение этой подводной лодки уничтожать. Взгляд снаружи почти не дает представления о том, как она действовала. Внутри подводная лодка представляет собой тесную трубу заполненную оружием и техническими устройствами. Торпеды весом 500 кг, наводившиеся на цель, были основным оружием подводных лодок. Около 30 подводников жили в тесноте иногда по три месяца. В надводном положении, благодаря двум 9-цилиндровым дизельным двигателям подлодка развивали скорость 18 узлов. Запас хода составлял 7552 мили. Под водой германская подводная лодка шла на электрических двигателях, которые питали аккумуляторные батареи, расположенные под полом отсеков. Их мощности было достаточно, чтобы пройти около 70 миль со скоростью 3 узла. В середине германской подводной лодки находилась боевая рубка, под ней центральный пост с множеством различных приборов и панелей управления движением, погружением и всплытием. Единственным средством защиты немецкой подводной лодки были глубины мирового океана.

Командующий подводным флотом Карл Дённиц планировал войну только против Британии, но не мог предположить, что придется одновременно противостоять и США. К концу 1943 года присутствие над океаном авиации союзников полностью изменило ситуацию. Теперь опасно было даже ночью в густом тумане, ведь самолет оснащенный радиолокатором мог обнаружить немецкую субмарину на поверхности воды.

немецкая субмарина U869

После нескольких месяцев подготовки U869 была готова для выхода в море. Ее командир 26-летний Гельмут Новербург впервые был назначен капитаном. 8 декабря 1944 года U869 покинула Норвегию и вышла в Атлантику. Это было ее первое патрулирование. Через три недели командование флотом отправило радиограмму с боевым заданием - вести патрулирование к подходам в бухте Нью-Йорка. Подводная лодка U869 должна была подтвердить получение приказа. Прошло несколько дней, а командованию ничего не было известно о судьбе субмарины. На самом деле подлодка U869 отвечала, но ее не слышали. В штабе начали понимать, что у лодки вероятнее всего заканчивается топливо, и ей назначили новый район патрулирования Гибралтар - это было почти возвращением домой. Немецкое командование ожидало возвращение лодки U869 к 1 февраля, но она так и не получила новый приказ. В отделе шифрования предположили, что U869 не приняла радио и продолжает идти прежним курсом на Нью-Йорк. Весь февраль командование пребывало в недоумении, где вела патрулирование подлодка U869. Но куда бы не шла подводная лодка, в отделе дешифровки решили, что немецкая субмарина следует домой.

8 мая 1945 года война в Европе закончилась. Германское командование подписало акт о капитуляции, а немецкие подводные лодки в море получили приказ всплывать и сдаваться.

Сотни немецких лодок так и не смогли вернуться на родную базу. И U869 считается потерянной с 20 февраля 1945 года. Причиной гибели подлодки мог стать взрыв собственной торпеды, которая описала круг и вернулась. Эту информацию и сообщили семьям членов экипажа.

схема расположения на дне погибшей подводной лодки U869

Но в 1991 году проводя вылов рыбы в 50 км от Нью-Джерси, местный рыбак потерял свою сеть, которая зацепилась за что-то на дне. Когда дайверы обследовали это место, обнаружили пропавшую подводную лодку, которой оказалась немецкая субмарина U869.

Также существует еще один удивительный факт про эту субмарину. Один из подводников, состоявших в команде U869, остался жив, и проживает в Канаде. Из 59 человек входивших в команду подлодки остался в живых благодаря неожиданному повороту судьбы. Незадолго до выхода в море Герберт Дишевский был госпитализирован с пневмонией и не смог участвовать в походе. Как и семьи погибших подводников, он был уверен, что его подводная лодка затонула у берегов Африки, пока не узнал об истинных фактах.

Для большинства из нас Вторая мировая война это фотографии и кадры кинохроники. Очень далекие события во времени и пространстве, но война продолжает предъявлять счеты и сегодня, тому, кто выжил, родственникам погибших, тем, кто был еще тогда ребенком и даже тем, кто еще не родился когда бушевал чудовищный ураган. Шрамы Второй мировой войны такие как U869 все еще скрыты под поверхностью, но гораздо ближе чем мы думаем.

Точкой отсчета в истории подводного флота Германии стал 1850 год, когда созданная по проекту инженера Вильгельма Бауэра двухместная субмарина «Брандтаухер» была спущена на воду в гавани Киля, которая при попытке погружения тут же утонула.

Следующим знаковым событием стал спуск на воду подводной лодки U-1 (U-boat) в декабре 1906 года, которая стала родоначальницей целого семейства субмарин, на чью долю выпало лихолетье Первой мировой войны. Всего до конца войны германский флот получил более 340 лодок. В связи с поражением Германии 138 субмарин так и остались недостроенными.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось строить субмарины. Все изменилось в 1935 году после установления нацистского режима и с подписанием Англо-германского морского соглашения, в котором подводные лодки… признавались устаревшим оружием, что снимало все запреты на их производство. В июне Гитлер назначил Карла Деница командующим всеми подводными лодками будущего Третьего Рейха.

Гросс-адмирал и его «волчьи стаи»

Гросс-адмирал Карл Дениц – фигура выдающаяся. Свою карьеру он начал в 1910 году, поступив в военно-морское училище в Киле. Позже, в годы Первой мировой войны он показал себя отважным офицером. С января 1917 года и до разгрома Третьего Рейха его жизнь была связана с подводным флотом Германии. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции подводной войны, которая сводилась к действию устойчивыми группами субмарин, получившими название «волчьи стаи».

Основные объекты «охоты» «волчьих стай» — транспортные суда противника, обеспечивающие снабжение войск. Основной принцип – топить судов больше, чем противник может построить. Очень скоро такая тактика стала приносить свои плоды. Уже к концу сентября 1939 года союзники потеряли десятки транспортов общим водоизмещением около 180 тыс. тонн, а в середине октября лодка U-47, незаметно проскользнув в базу Скапа Флоу, отправила на дно линкор «Ройал Оук». Особенно доставалось англо-американским конвоям. «Волчьи стаи» свирепствовали на огромном театре от Северной Атлантики и Арктики до Южной Африки и Мексиканского залива.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Kriegsmarine — подводного флота Третьего Рейха — составляли субмарины нескольких серий – 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23-й. При этом особо стоит выделить лодки 7-й серии, отличавшиеся надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особо успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них был впервые установлен шноркель – воздухозаборное устройство, позволяющее лодке подзаряжать аккумуляторы, находясь в подводном положении.

Асы Kriegsmarine

Немецким подводникам были свойственны храбрость и высокий профессионализм, поэтому каждая победа над ними доставалась дорогой ценой. Среди асов-подводников Третьего Рейха самыми известными были капитаны Отто Кречмер, Вольфганг Лют (каждый по 47 потопленных кораблей) и Эрих Топп – 36.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море резко активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радарами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок – радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Совершенствовалась тактика, улучшилось взаимодействие.

Разгром

Kriegsmarine ждала та же судьба, что и Третий Рейх – полный, сокрушительный разгром. Из 1153 субмарин, построенных за годы войны, было потоплено около 770. Вместе с ними пошли ко дну около 30000 подводников или почти 80 % всего личного состава подводного флота.