Тренировочные варианты впр по географии. Удачи вам при выполнении ВПР и отличных результатов! Советы по подготовке к проверочной работе

ВПР - аббревиатура, которая так настораживает сегодняшних школьников. В то же время В сероссийская П роверочная Р абота - прекрасная возможность оценить подготовку учащихся. Проект был запущен сравнительно недавно, например ВПР по географии в 2017 году проводится впервые и носит экспериментально-пробный характер. Стоит ли бояться такой проверки и как успешно её пройти?

Материалов и различных демоверсий ВПР для подготовки учеников 10 и 11 классов не так много, в связи с чем возникает множество вопросов. Сколько заданий в каждом варианте? Какие разделы курса географии охватывает работа? Как грамотно построить учебную деятельность, чтобы получить наилучший результат?

Отсутствие необходимой информации и новизна данного проекта не позволяют чувствовать уверенность в успешном прохождении испытания. Предлагаем вам решение, которое поможет не только познакомиться с требованиями в рамках ВПР по географии, но и освоить материалы, необходимые для успешного выполнения работы.

О тренажёре

Ресурс включает интерактивные задания в тестовой форме на отработку упражнений всех разделов:

  1. Источники географической информации.
  2. Население мира.
  3. Мировое хозяйство.
  4. Природопользование и геоэкология.
  5. Регионы и страны мира.
  6. География России.

Проверка осуществляется автоматически. Ученик получает возможность попробовать свои силы в режиме онлайн, родители видят уровень подготовки ребёнка, учитель экономит время на просмотре работ.

Кроме того, мы предлагаем материалы, полностью соответствующие по структуре, форме и последовательности заданий ВПР. Для ученика это возможность объективно оценить уровень своих знаний и психологически подготовиться к испытанию. Для лучшего закрепления навыков работы материалы представлены в трёх вариантах, решение которых придаст уверенности и поможет показать, насколько ученик готов к ВПР и ЕГЭ.

Тренажёр для ученика

Для ученика мы подготовили 3 бесплатных онлайн-тренажёра. Проверка выполнения тестовых заданий осуществляется автоматически. Предлагаем попробовать свои силы!

Кроме того, дополнительно разработаны 3 варианта проверочной работы , которые вы сможете распечатать и провести пробный ВПР в 10 или 11 классе: изучить формат, последовательность, время, отводимое на их выполнение; объективно оценить свой уровень знаний и уверенно себя чувствовать на аттестации.

Методические комментарии оснащены всей необходимой информацией для успешного выполнения заданий - что надо знать и уметь, какие дополнительные материалы разрешается использовать.

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- География 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по географии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий работы Вы можете использовать необходимые карты атласов.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов , во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Астрахань
Мурманск
Воронеж

Астрахань, Воронеж, Мурманск

2. На месторождении им. М.В. Ломоносова, расположенном в труднодоступном районе на севере Архангельской области, ежегодно добывается более 500 тыс. каратов алмазов. Добыча ведётся в гигантском карьере, глубина которого превышает 100 м. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы найти информацию, необходимую для определения географических условий добычи алмазов на территории Архангельской области?

Ответ: ____________________________________________________________

Европейский Север

3. В регионах, в которых работают крупные ГЭС, тарифы на электроэнергию для населения
иногда значительно ниже, чем в соседних с ними регионах.
В каких трёх из перечисленных регионов России построены крупные ГЭС? Запишите цифры,
под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Татарстан
2) Республика Коми
3) Иркутская область
4) Архангельская область
5) Амурская область
6) Тюменская область

4. На одном из сайтов в Интернете были размещены карта погоды на 12 апреля 2013 г. и
выдержки из прогноза погоды на этот день. Какие выводы о погоде на Европейской части
России и в Западной Сибири подтверждаются сведениями карты? Запишите номера
предложений, в которых указаны верные сведения.

1) 12 апреля на всей Европейской части России ночные температуры будут выше 0 °С.
2) На юге Западной Сибири возможны осадки в виде снега.
3) В Ростов-на-Дону пришла настоящая весна, даже ночью температура будет выше 10 °С.
4) На Пермь надвигается холодный фронт, на следующий день ожидается существенное похолодание.
5) Над Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами расположился антициклон.

Ответ: __________

5. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года
в значительной степени зависят от средних зимних температур. Запишите названия перечисленных городов России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

Нижневартовск
Усть-Илимск
Пермь

Ответ: ____________________________________________________________

Усть-Илимск, Нижневартовск, Пермь

6. Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала:
«Песчаные морские пляжи, расположенные на широте Сочи, и тёплое море (купальный сезон – до 100 суток). Три национальных парка, включая знаменитый «Зов тигра», шесть государственных природных заповедников и лечебные источники минеральных вод. Богатый подводный мир моря, водопады, древние потухшие вулканы, пещеры, туристические базы на островках и лёгкий доступ к большинству
достопримечательностей».

Ответ: ____________________________________________________________

Приморский край

7. На выборах депутатов Государственной Думы избирательные участки работают с 8
до 20 часов по местному времени.
Используя карту, определите, в каких из перечисленных
регионов к 15 часам московского времени голосование уже закончится. Запишите цифры,
под которыми они указаны.

1) Челябинская область
2) Астраханская область
3) Тюменская область
4) Иркутская область
5) Оренбургская область
6) Республика Саха (Якутия)

Ответ: __________

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

В Восточной Европе стремительно сокращается численность населения

По состоянию на 2015 год в Восточной Европе было зафиксировано 292 миллиона жителей. Это на 18 миллионов меньше, чем в начале 90-х годов. Восточные европейцы уезжали в Западную Европу, вдохновлённые возможностью заработать больше и жить лучше. То есть одной из причин сокращения численности населения стала _________(А) из Восточной Европы. К примеру, поляки, латвийцы и литовцы чаще всего уезжали в Великобританию и Ирландию. Эстонцы – в Финляндию; румыны – в Италию и Испанию. В последнее время популярной стала _________(Б) в Норвегию. Другая причина сокращения населения – это уменьшение _________(В). Экономическая и политическая неопределённость в постсоветскую эпоху сильно повлияла на естественный прирост в совокупности с отсутствием адекватной системы социального обеспечения.

Список слов (словосочетаний):
1) эмиграция
2) урбанизация
3) рождаемость
4) иммиграция
5) смертность
6) экономическая интеграция

А – 1; Б – 4; В – 3

9. На уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице,
в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Великобритании и России
в период с 2012 по 2014 г. Илья указал, что в Великобритании, в отличие от России,
ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства.

Динамика объёмов промышленного производства
(в % к предыдущему году)

Правильный ли вывод сделал Илья? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________

В ответе говорится о неправильном выводе Ильи.
В обосновании говорится, что в Великобритании в период с 2012 по 2014 г. ежегодно не происходило увеличение объёмов промышленного производства.
ИЛИ
Рост объёмов происходил только в 2014 г.
Пример ответа
В Великобритании рост объёмов наблюдался лишь в 2014 г.,
в 2012 и 2013 гг. наблюдался спад, так как показатели в эти годы
(в % к предыдущему году) не превышают 100%

10. Дмитрий включил радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о землетрясении.

Землетрясение магнитудой 6,6 произошло в префектуре Тоттори, расположенной на западе острова Хонсю. Об этом сообщило Национальное метеорологическое агентство страны. Очаг землетрясения залегал на глубине 10 км. Метеорологическое агентство изначально предупредило жителей об угрозе цунами, однако позднее отменило её. Между тем, предупреждают власти, сохраняется опасность обрушения зданий и возникновения пожаров.

Дмитрий не услышал начало сообщения и не понял, на территории какой страны произошло
землетрясение. Определите, о какой стране говорится в этом сообщении.

Ответ: ____________________________________________________________

11. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к
каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

А Б В

12. Цены на нефть, от которых в значительной степени зависит развитие экономики России,
определяются согласованностью позиций стран ОПЕК. Назовите три (любые) страны, являющиеся членами ОПЕК.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно указаны три страны – члены ОПЕК (Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла).
Примеры ответов
Саудовская Аравия, Эквадор, Нигерия
Иран, Алжир, Ангола

13. По радио прозвучало сообщение о том, что за последние 10 лет показатель
ресурсообеспеченности нефтью США возрос с 11,0 до 11,9. Используя данные таблицы,
объясните, с чем это связано.

Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Разведанные
запасы нефти,
млрд т
3,6 3,7 3,7 4,2 5,4 5,9 6,6
Добыча нефти,
млн т в год
377 412 445 493 498 522 566
Численность
населения, млн
человек
299 309 311 313 316 317 322

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что за указанный период страны разведанные запасы нефти в США увеличились в большей степени, чем возросли объёмы её добычи.
Примеры ответов
Запасы нефти возросли в 1,83 раза, величина добычи всего в 1,5 раза.
Темпы прироста запасов были выше, чем темпы роста добычи

Задания 14, 15 и 16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

ОХОТСКОЕ МОРЕ СТАЛО ПОЛНОСТЬЮ РОССИЙСКИМ

В ноябре 2013 года Россия доказала свои права на 52 тысячи квадратных километров акватории в центре Охотского моря. Комиссия ООН по границам континентального шельфа официально передала России документ о признании российским континентальным шельфом анклава площадью 52 тысячи квадратных километров в Охотском море. В состав российского шельфа был включён участок, который до сих пор не принадлежал ни одной из стран. Он считался «открытым морем», и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств. Теперь на его ресурсы распространяется исключительно юрисдикция России. Российское законодательство теперь распространяется и на ресурсы,
которые находятся под дном Охотского моря.

14. Назовите один (любой) субъект Российской Федерации, имеющий выход к Охотскому морю.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно называется один любой субъект РФ, имеющий выход к Охотскому морю (Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край, Сахалинская область)

15. Как изменилась государственная территория России в результате события, о котором говорится в тексте?

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе говорится о том, что государственная территория России увеличилась (указание на то, что она увеличилась на 52 тыс. кв. км не является обязательным)

16. Объясните, почему до 2013 года участок в центре Охотского моря считался «открытым
морем» и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых
государств.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что до 2013 г. этот участок не считался частью континентального шельфа России,
ИЛИ
о том, что центр Охотского моря находился на большом расстоянии от берегов России, за пределами её 200-мильной экономической зоны

17. Глобальные изменения климата, наблюдаемые на Земле, вызывают тревогу и находятся под пристальным вниманием учёных. Данные многолетних наблюдений свидетельствуют о повышении за последние 40 лет общепланетарной температуры и об изменении состава атмосферы.
Существуют разные точки зрения относительно причин происходящих изменений климата и состава атмосферы. Одни учёные считают их причиной хозяйственную деятельность человека, другие указывают на естественные природные факторы.
Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения относительно того, существует ли связь между человеческой деятельностью и глобальными климатическими изменениями.
Сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Наличие сформулированной точки зрения по вопросу
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по второму критерию.)
В ответе сформулирована точка зрения учащегося

Раскрытие причинно-следственных связей
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между деятельностью человека и глобальными изменениями климата:
причина – конкретный вид хозяйственной деятельности человека (тепловая энергетика, сельское хозяйство и т.п.) – и два следствия:
1) повышение содержания парниковых газов в атмосфере;
2) повышение общепланетарной температуры.
ИЛИ
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между естественными природными явлениями и глобальными изменениями климата: причина – увеличение солнечной радиации;
выбросы парниковых газов из вод и со дна Мирового океана, из толщ земной коры – и два следствия:
1) повышение общепланетарной температуры;
2) повышения содержания углекислого газа в атмосфере

Географическая грамотность
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по критерию К2)
Отсутствуют фактические и теоретические ошибки (ошибки в использовании географической терминологии, в демонстрации знаний о географических связях и закономерностях),
ИЛИ
присутствует не более одной фактической или теоретической ошибки

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

География. 10-11 класс.

Подготовка к ВПР, ЕГЭ. Определить страну по описанию

1 .Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между стра-ной и её сто-ли-цей.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам: АБВ

2 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта се-вер-ная ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Она вы-де-ля-ет-ся тем, что в пре-де-лах зна-чи-тель-ной части её тер-ри-то-рии при-род-ные ланд-шаф-ты со-хра-ни-лись не-тро-ну-ты-ми че-ло-ве-ком. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью её при-ро-ды яв-ля-ет-ся на-ли-чие дей-ству-ю-щих вул-ка-нов. Глав-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся про-дук-ция рыб-ной про-мыш-лен-но-сти и алю-ми-ний, вы-плав-ля-е-мый на базе ис-поль-зо-ва-ния дешёвых воз-об-но-ви-мых ис-точ-ни-ков энер-гии.

3 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в во-сточ-ной части ма-те-ри-ка и омы-ва-ет-ся во-да-ми морей Ти-хо-го оке-а-на. По раз-ме-рам тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью гео-гра-фи-че-ско-го по-ло-же-ния яв-ля-ет-ся на-ли-чие су-хо-пут-ной гра-ни-цы с че-тырь-мя стра-на-ми СНГ.

4 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в южной части ма-те-ри-ка и омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Её пе-ре-се-ка-ет Се-вер-ный тро-пик. Чис-лен-ность её на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 100 млн. че-ло-век. В на-сто-я-щее время в меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда стра-на вы-сту-па-ет в первую оче-редь как по-став-щик про-дук-ции ма-ши-но-стро-е-ния, од-на-ко нефть и неф-те-про-дук-ты оста-ют-ся важ-ной ста-тьей её экс-пор-та.

5 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Её тер-ри-то-рия с се-ве-ра омы-ва-ет-ся одним из морей Ат-лан-ти-че-ско-го оке-а-на. Го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Стра-на яв-ля-ет-ся чле-ном ОПЕК. Кроме нефти важ-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся бок-си-ты и алю-ми-ний.

6 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта не-боль-шая по тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Её тер-ри-то-рия пе-ре-се-ка-ет-ся эк-ва-то-ром, с за-па-да омы-ва-ет-ся Тихим оке-а-ном. Го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Стра-на яв-ля-ет-ся чле-ном ОПЕК. Кроме нефти важ-ной статьёй экс-пор-та яв-ля-ет-ся про-дук-ция тро-пи-че-ско-го зем-ле-де-лия — ба-на-ны, какао и паль-мо-вое масло.

7 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны пе-ре-се-ка-ет-ся Южным тро-пи-ком и омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Стра-на не имеет су-хо-пут-ных гра-ниц с дру-ги-ми го-су-дар-ства-ми. Боль-шая часть тер-ри-то-рии на-хо-дит-ся в при-род-ных зонах са-ванн, по-лу-пу-стынь и пу-стынь. По-ка-за-тель плот-но-сти на-се-ле-ния один из самых низ-ких в мире. Стра-на от-но-сит-ся к числу круп-ней-ших экс-портёров угля, же-лез-ной руды, гли-нозёма и шер-сти.

8 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

На тер-ри-то-рии этой стра-ны на-хо-дит-ся край-няя южная точка ма-те-ри-ка, на ко-то-ром она рас-по-ло-же-на. По форме го-су-дар-ствен-но-го прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Боль-шая часть на-се-ле-ния ис-по-ве-ду-ет ислам. Глав-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся бы-то-вая элек-тро-ни-ка, нефть и сжи-жен-ный при-род-ный газ, про-дук-ция тро-пи-че-ско-го зем-ле-де-лия.

9 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта по-лу-ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Её тер-ри-то-рия омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов, и в её пре-де-лах на-хо-дит-ся край-няя се-вер-ная точка той части света, в ко-то-рой рас-по-ло-же-на эта стра-на. В меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда она вы-де-ля-ет-ся как круп-ный про-из-во-ди-тель нефти и при-род-но-го газа.

10 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на не имеет су-хо-пут-ных гра-ниц с дру-ги-ми го-су-дар-ства-ми. Рос-сия имеет с ней мор-скую гра-ни-цу. По чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. По про-из-вод-ству мно-гих видов про-мыш-лен-ной про-дук-ции от-но-сит-ся к числу ми-ро-вых ли-де-ров.

11 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии и имеет выход к од-но-му из морей Ат-лан-ти-че-ско-го оке-а-на На её тер-ри-то-рии рас-по-ло-же-на край-няя се-вер-ная точка ма-те-ри-ка, на ко-то-ром на-хо-дит-ся эта стра-на. При-ро-да стра-ны край-не раз-но-об-раз-на — здесь можно уви-деть пу-стын-ные пей-за-жи, олив-ко-вые и апель-си-но-вые рощи, веч-но-зелёные леса. По форме гграв-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. В эко-но-ми-ке важ-ную роль иг-ра-ют сель-ское хо-зяй-ство и лёгкая про-мыш-лен-ность. Боль-шое зна-че-ние имеет и ту-ри-сти-че-ская от-расль

12 Опре-де-ли-те стра-ну по ее крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны, рас-по-ла-га-ю-щей-ся в Се-вер-ном по-лу-ша-рии, омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Офи-ци-аль-ный го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Глав-ны-ми при-род-ны-ми бо-гат-ства-ми яв-ля-ют-ся за-па-сы нефти, при-род-но-го газа и руд цвет-ных ме-тал-лов. Чис-лен-ность на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 100 млн. че-ло-век. Струк-ту-ра хо-зяй-ства пост-ин-ду-стри-аль-ная, — на долю сферы услуг при-хо-дит-ся более 60% ВВП.

13 Опре-де-ли-те стра-ну по ее крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на от-но-сит-ся к числу эко-но-ми-че-ски вы-со-ко-раз-ви-тых. Ее тер-ри-то-рия рас-по-ло-же-на в южном по-лу-ша-рии и омы-ва-ет-ся во-да-ми Ти-хо-го и Ин-дий-ско-го оке-а-нов. Зна-чи-тель-ную часть тер-ри-то-рии за-ни-ма-ют пу-сты-ни и по-лу-пу-сты-ни. В ми-ро-вом гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда стра-на иг-ра-ет роль круп-но-го по-став-щи-ка же-лез-ной руды, ка-мен-но-го угля и сжи-жен-но-го при-род-но-го газа, про-дук-ции жи-вот-но-вод-ства.

14 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на на-хо-дит-ся на одном из по-лу-ост-ро-вов Ев-ро-пы, имеет су-хо-пут-ную гра-ни-цу лишь с двумя стра-на-ми. Это одна из вы-со-ко-раз-ви-тых стран, по уров-ню и ка-че-ству жизни она за-ни-ма-ет одно из пер-вых мест в мире и вхо-дит в со-став ЕС. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся мо-нар-хи-ей. На её тер-ри-то-рии раз-ра-ба-ты-ва-ют-ся круп-ные же-ле-зо-руд-ные ме-сто-рож-де-ния (до-бы-тая руда вы-во-зит-ся на экс-порт), а также ме-сто-рож-де-ния мед-ных руд, свин-ца и цинка. В на-сто-я-щее время в стра-не на-блю-да-ет-ся по-ло-жи-тель-ный ми-гра-ци-он-ный и есте-ствен-ный при-рост на-се-ле-ния.

15 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на на-хо-дит-ся пол-но-стью в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. Имеет выход к двум оке-а-нам. Это вто-рая по чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на ма-те-ри-ка, на ко-то-ром она на-хо-дит-ся, треть на-се-ле-ния — дети и под-рост-ки. Для на-се-ле-ния ха-рак-тер-на ми-гра-ци-он-ная убыль. Сто-ли-ца — один из круп-ней-ших в мире го-ро-дов. Стра-на яв-ля-ет-ся круп-ным про-из-во-ди-те-лем и экс-портёром нефти. В стра-не про-из-во-дят-ся ку-ку-ру-за, пше-ни-ца, соя, рис, хлоп-чат-ник, кофе.

16 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в За-пад-ном и в Во-сточ-ном по-лу-ша-ри-ях. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Ве-ду-щим сек-то-ром эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся сфера услуг, на ко-то-рую при-хо-дит-ся более 70% ВВП стра-ны. В со-став тер-ри-то-рии вхо-дят ост-ров-ные тер-ри-то-рии, на одном из при-над-ле-жа-щих стра-не ар-хи-пела-гов име-ют-ся дей-ству-ю-щие вул-ка-ны.

17 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в За-пад-ном и в Во-сточ-ном по-лу-ша-ри-ях. По суше она гра-ни-чит толь-ко с одним го-су-дар-ством. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся пар-ла-мент-ской мо-нар-хи-ей. Ве-ду-щим сек-то-ром эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся сфера услуг, на ко-то-рую при-хо-дит-ся более 70% ВВП стра-ны. Сто-ли-ца стра-ны яв-ля-ет-ся одним из круп-ней-ших ми-ро-вых фи-нан-со-вых цен-тров.

18 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в Во-сточ-ном по-лу-ша-рии, она омы-ва-ет-ся во-да-ми не-сколь-ких морей Ти-хо-го оке-а-на. По раз-ме-рам тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. Важ-ной осо-бен-но-стью ЭГП яв-ля-ет-ся на-ли-чие су-хо-пут-ной гра-ни-цы со стра-на-ми СНГ. В пре-де-лах стра-ны можно встре-тить не-сколь-ко при-род-ных зон, для во-сточ-ной части тер-ри-то-рии ха-рак-те-рен мус-сон-ный кли-мат.

19 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта по-лу-ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Её тер-ри-то-рия омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов и в её пре-де-лах на-хо-дит-ся край-няя се-вер-ная точка той части света, в ко-то-рой рас-по-ло-же-на эта стра-на. В меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда она вы-де-ля-ет-ся как круп-ный про-из-во-ди-тель нефти и при-род-но-го газа.

20 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта вы-со-ко-раз-ви-тая стра-на по форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся мо-нар-хи-ей. Бóльшая часть её тер-ри-то-рии на-хо-дит-ся в За-пад-ном по-лу-ша-рии, на двух круп-ных ост-ро-вах, на одном из ко-то-рых стра-на имеет су-хо-пут-ную гра-ни-цу лишь с одним го-су-дар-ством. Чис-лен-ность на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 60 млн че-ло-век. В стра-не хо-ро-шо раз-ви-ты ма-ши-но-стро-е-ние, хи-ми-че-ская про-мыш-лен-ность, ме-тал-лур-гия. Ведётся до-бы-ча нефти и при-род-но-го газа, ка-мен-но-го угля. Около 2/3 про-из-во-ди-мой в стра-не элек-тро-энер-гии при-хо-дит-ся на долю ТЭС. Во-круг сто-ли-цы сфор-ми-ро-ва-лась самая круп-ная го-род-ская аг-ло-ме-ра-ция в той части света, где эта стра-на рас-по-ло-же-на.

21 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны на-хо-дит-ся на не-сколь-ких ты-ся-чах ост-ро-вов, рас-по-ло-жен-ных в ак-ва-то-рии двух оке-а-нов. Раз-ве-да-ны ме-сто-рож-де-ния нефти, при-род-но-го газа, угля, руд чёрных и цвет-ных ме-тал-лов. Бóльшая часть тер-ри-то-рии стра-ны рас-по-ло-же-на в при-род-ной зоне влаж-ных эк-ва-то-ри-аль-ных лесов. По чис-лен-но-сти на-се-ле-ния вхо-дит в первую пятёрку стран мира. Боль-шин-ство ве-ру-ю-щих ис-по-ве-ду-ют ислам. К ос-нов-ным сель-ско-хо-зяй-ствен-ным куль-ту-рам от-но-сят-ся зер-но-вые, ка-у-чу-ко-нос-гевея, чай, кофе, табак, какао, си-заль.

Результаты. Задание 24. Определить страну по описанию.

п/п

Правильный ответ

Исландия

Венесуэла

Австралия

Малайзия

Норвегия

Австралия

Великобритания

Норвегия

Великобритания

Индонезия

Среднее общее образование

Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

Линия УМК Атласы и контурные карты. «Роза ветров» (5-9)

Подготовка к ВПР по географии: опыт педагога

Разбираем тренировочные задания, готовясь к ВПР по географии.

Елена Давыдова, учитель географии МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска Челябинской области, Почетный работник общего образования РФ, действительный член РГО, делегат двух съездов учителей географии, двукратный победитель конкурса лучших учителей РФ (грант Президента РФ в 2006 и 2012 гг.), финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001».

«В 2017 году выпускникам школы впервые предстоит написать Всероссийскую проверочную работу по географии (ВПР). Некоторые школы, где изучение географии завершилось в 10 классе, могут делегировать эту работу 10-классникам. Так ли страшна ВПР? Давайте проанализируем задания и попробуем найти наиболее оптимальные алгоритмы решения некоторых из них.

Не стоит бояться ВПР. Практически все вопросы связаны с жизнью и, используя свой личный опыт, можно решить многие задачи. Кроме того, в распоряжении обучающихся будут школьные атласы, которые станут отличными помощниками (при условии, что выпускники не забыли как ими пользоваться, и какие именно карты использовать для ответа на каждое задание). Проанализировав несколько вариантов ВПР в тренажерах и методических рекомендациях, можно сделать некоторые выводы».

Задание 1
Предлагается расставить города в определенной последовательности: в порядке увеличения (уменьшения) продолжительности светового дня (ночи); увеличения (уменьшения) угла падения солнечных лучей (высоты солнца над горизонтом). Для выполнения этих заданий необходимо вспомнить, что продолжительность светового дня и угол падения солнечных лучей зависит от времени года (месяца), и градусной меры географической широты городов. Для выполнения этого задания надо вспомнить про 4 особых дня в году - 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия); 22 июня и 22 декабря (дни солнцестояния). В дни равноденствия солнце в зените над экватором. Продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам. Угол падения лучей больше в тех городах, что расположены ближе к экватору, а меньше - дальше от экватора. Если это дни солнцестояния, то здесь важно понимать какой именно это день: если 22 июня, то солнце в зените над северным тропиком - 23,5 0 с.ш., а на северном полярном круге - 66,5 0 с.ш. и к северу от него до полюса - полярный день; на южном полярном круге - 66,5 0 ю.ш. и южнее от него до южного полюса - полярная ночь. На что это влияет? Угол падения солнечных лучей больше всего в тех городах, которые ближе к северному тропику (там солнце в зените), а меньше - дальше от него. Продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных ближе к северному полярному кругу, т.е. в более северных городах. 22 декабря север и юг меняются местами (солнце в зените над южным тропиком), поэтому продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных южнее. Тот же принцип работает и для других дней года. Важно только понимать, в каком полушарии находится зенитальное положение солнца. С 22 марта до 22 сентября солнце в зените в северном полушарии, а это значит, что (в предлагаемые в этом временном промежутке дни) в более северных городах продолжительность дня больше (а ночи, соответственно, меньше), чем в городах, имеющих более южную географическую широту. А с 24 сентября до 20 марта солнце в зените в южном полушарии; значит, что в эти дни продолжительность дня больше будет в более южных городах.

Возможны задания по времени наступления нового дня (или нового года). Здесь надо вспомнить про линию перемены дат, которая находится на 180 меридиане в.д. (чем восточнее, тем раньше наступает новый день).

Задания к контурным картам переработаны с учетом обновленного содержания атласа. Систематическое использование контурных карт на уроке и при выполнении домашних заданий способствует более прочному усвоению учебного материала, формирует как целостное восприятие конкретной территории, так и умение выделять её специфические особенности. Издание прошло рецензирование Комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию. Содержание контурных карт разработано в соответствии с требованиями ФГОС. Контурные карты являются универсальным продуктом и могут использоваться как часть любого учебно-методического комплекта.

Купить

Задание 2
Здесь предлагаются развернутые текстовые задания, в которых речь идет о каком-либо городе России. Школьникам надо определить, в каком районе этот город расположен. Первое, на что надо обратить внимание - это какой именно район надо определить: географический район (природный регион) или экономический район. Так, например регион (природный или географический район) Европейский Север, а экономический - Северный район; Европейский Юг (Северный Кавказ) - Северо-Кавказский экономический район; Урал - Уральский экономический район и т.д. После того, как определились с типом района, надо найти город на карте, понять в каком субъекте РФ он находится (если об этом не говорится в задании), а потом сопоставить политико-административную карту России и карту районов, которые есть в атласах (природные - в 8 классе, а экономические - в 9 классе).

Задание 3
Предлагается выбрать три субъекта РФ из предложенных, в которых работают: либо металлургические предприятия, либо ГЭС, либо АЭС (или могут быть любые другие отрасли). Как выполнять подобные задания? Для этого необходимо сопоставить две карты: карту нужной отрасли (той, что указана в задании: если это ГЭС или АЭС, то нужна карта электроэнергетики; если металлургические предприятия, то нужна карта черной и цветной металлургии и т.п.) и политико-административную карту России (где указаны субъекты РФ).


Задание 4
Для решения этого задания нужно воспользоваться картой погоды. Вопрос усложнен тем, что количество правильных вариантов не известно: может быть 2, 3, 4 или 5 вариантов. Чтобы справиться с этими вопросами необходимо вспомнить основные закономерности по данной теме. Виды осадков, дневная и ночная температура, облачность показана рядом с городами. Область высокого давления и область низкого давления выделены на карте буквами В и Н соответственно. Вспомнить надо, что Н - это циклон, для которого характерен сильный ветер и осадки, а В - это антициклон с безветренной, ясной и солнечной погодой (жаркой летом и морозной зимой). Для теплого фронта характерны: обложные долговременные осадки (моросящий дождь, мелкий снег), потепление и отсутствие ветра. Для холодного фронта - похолодание, ветер, кратковременные и сильные осадки (метель зимой, грозы с градом и ливнями летом). Россия находится в умеренном климатическом поясе, для которого характерны ветры западного переноса (ветер дует с запада на восток), а значит все фронты, циклоны, антициклоны и пр. будут смещаться в последующие дни в том же направлении. Важно найти параллели, которые на карте России выглядят дугами (они указывают направление запад-восток, в отличие от прямых линий-меридианов, сходящихся в точке полюса и указывающих направление север-юг).

Задание 5
В этом задании предлагается разместить три города в порядке повышения (понижения) температуры воздуха в них, увеличения (уменьшения) годовой амплитуды температур; увеличения (уменьшения) увлажнения или количества осадков. Выполнять это задание поможет карта климата (где указаны пояса и области; изотермы со средними значениями температур января и июля, годовое количество осадков). Необходимо помнить, что самые теплые зимы - на западе, а самые холодные - на востоке страны (в области резко-континентального климата; главное не ошибиться с зимними температурами: -5 более высокая, чем -10; а -40 более низкая температура, чем -20); самое теплое лето на юге страны, а холодное на севере; с ростом континентальности климата (с продвижением на восток) возрастает годовая амплитуда температур (разница между максимальной и минимальной температурами); увлажнение территории больше на севере, чем на юге, а количество осадков на западе больше, чем на востоке. С учетом этих особенностей и следует давать ответы.

Задание 6
По предложенному тексту нужно определить и назвать субъект РФ. Важно читать внимательно и каждый указанный факт находить на нужной для этого карте атласа (8 или 9 класса). Для выполнения может потребоваться несколько карт. Задание станет проще, если сразу найти вид субъекта (область, край или республика) и другие особенности, которые сразу можно проверить на картах.

Задание 7
Это задание связано с часовыми зонами и выполняется с использованием данной карты и политико-административной карты РФ, по которой можно найти указанные в задании субъекты РФ, а затем по контурам найти эти субъекты на карте часовых зон. Вопросы могут быть самыми разными, но принцип выполнения остается тем же: на карте часовых зон указаны цифры и знаки, например -1; +2; +4 и т.д. Эти цифры показывают на сколько время в данной часовой зоне отличается от московского времени (если в Москве 10 часов утра, а в Республики Якутия в этот момент 16 часов, т.к. в часовой зоне Якутиистоит +6, т.е. время республики больше, чем в Москве на 6 часов и т.д.). А дальше необходимо проверить время всех субъектов, указанных в задании, по тому условию, которое предлагается выполнить. Еще одна сложность заключается в том, что количество верных вариантов не указано (их может быть 1, 2, 3, 4 или больше, поэтому необходимо определить время в каждом из них и записать его).


Задание 8
Здесь предлагается вставить в текст термины, подходящие по смыслу. Сложность в том, что падежные окончания не совпадают с текстом. Для качественного выполнения этого задания необходимо знать значения основных географических терминов и понятий (экстенсивность, интенсивность, эрозия, мелиорация, континентальность, умеренный (тропический, экваториальный), миграция, эмиграция, иммиграция, естественный прирост, миграционный прирост, депопуляция, рождаемость, смертность, урбанизация, агломерация, ресурсы, экономическая интеграция и др.), знать некоторые цифры (численность населения мира, России и др.). Чтобы хорошо выполнить данное задание, внимательно прочитайте заголовок текста (он поможет выбрать предложенные ниже термины и особенности, т.к. по названию будет понятно, какую территорию надо будет найти на карте и вспомнить некоторые ее отличительные черты, процессы, происходящие здесь.

Задание 9
Работа с таблицей, где даны выводы по ее сведениям. Необходимо эти выводы проанализировать и либо согласиться, либо нет, но кроме этого, нужно привести аргументы «за» или «против». Все предложенные таблицы связаны с динамикой каких либо показателей (темпов их роста) по трем разным годам, причем каждый год рассматривается в сравнении с предыдущим. Например, даны показатели за 2013, 2014 и 2015 годы. 2013 в сравнении с 2012, 2014 - с 2013 и т.д. В каждом из них указана цифра. Важно понимать, что эта цифра и есть показатель по отношению к предыдущему году, и если она равна 100, значит, что в этом году данный показатель остался неизменным, т.е. он такой же, как и годом ранее. Если цифра меньше 100, то показатель снизился, а если больше 100 - возрос. Допустим, в 2013 - 99,7; в 2014 - 101,3; а в 2015 - 101,5. Вывод написан, что с 2013 по 2015 наблюдался рост. В ответе следует указать, что вывод не верен, т.к. в 2013 был спад, а рост наблюдался только в 2014 и 2015 гг. В таблице приведены две строки и выбраны либо разные отрасли производства, либо разные страны и пр. Важно внимательно читать условие задания и проверять необходимую строку таблицы, а затем аргументировать свой ответ.

Контурные карты предназначены для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. В контурных картах отражены темы курса "География. Экономическая и социальная география мира": политическое устройство, население, природа и человек, мировое хозяйство, регионы. Карты снабжены заданиями. Работая с контурными картами, учащиеся научатся давать характеристики крупным регионам мира, находить примеры рационального природопользования, прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека, объяснять особенности хозяйства регионов мира и их экономические связи.

Купить

Задание 10
Дан текстовый фрагмент, в котором описано какое-то явление - наводнения, землетрясения, спортивного или другого события и т.д.. Указываются названия некоторых географических объектов (рек, озер, городов, островов, полуостровов, морей и пр., которые можно найти в картах атласов, чтобы проверить свою версию). Задание заключается в том, чтобы определить название страны, в которой это событие (явление) произошло.

Задание 11
Нужно соотнести названия стран с предложенными в задании особенностями. Как правило, предлагаются страны с разным уровнем социально-экономического развития, с разным уровнем рождаемости, с разной долей детей (пожилых), с разной продолжительностью жизни, миграционной привлекательностью (эмиграцией-выездом граждан, иммиграцией-въездом) и др. Для выполнения задания необходимы знания о типах стран мира и их отличиях.


Задание 12
Вписать названия любых трех стран по заданному условию. Например, лидеров по запасам угля, нефти, газа, железной руды (или по их добыче), по производству автомобилей и пр. Эти данные есть в картах атласа за 10 класс (карта минеральных ресурсов, мировой торговли и пр.). Другое направление - назовите любые три страны, расположенные в каком-либо регионе или субрегионе мира, например, в Северной Европе, Южной Азии, Восточной Африке и пр. Это задание выполняется с политической картой мира и не вызовет затруднений у подавляющего большинства школьников. Еще один вариант заданий - назвать любые три страны из любой международной экономической интеграции, например, СНГ, ОПЕК, ЕС, БРИКС, ЛАИ, АСЕАН, НАФТА и др. Для этого необходимо вспомнить основные интеграционные объединения и запомнить по три-пять любых входящих в них стран. Но при этом, не указывать те из них, которые недавно вышли из состава или собираются его покинуть (как Грузия и Украина из СНГ, Индонезия из ОПЕК, Великобритания из ЕС и др.).

Задание 13
Это задание связано с понятием ресурсообеспеченности, которое изучалось в 10 классе. Вспомните, что означает этот термин (это отношение количества ресурсов к размерам их использования). И главные его показатели (количество лет, на которые хватит ресурса и величина ресурса на душу населения, проживающего в стране). Как подсчитать на какое количество лет хватит данного ресурса? Для этого нужно запасы ресурса разделить на добычу (она как правило за год), получается величина ресурсообеспеченности страны (или отдельной территории). Для определения душевого показателя ресурсообеспеченности запасы делят на количество жителей (население), указанных в таблице. Очень важно использовать одни и те единицы измерения (например, запасы даны в триллионах или миллиардах, а добыча в миллионах или в тысячах (так же и по населению) и прежде чем вычислять, надо привести к одинаковому значению, вспомнив, как они соотносятся друг с другом. Внимательно прочитайте задание, чтобы понять, какую из величин надо найти. В объяснении нужно указать данные, которые получились у вас при расчетах.

Задание 14, 15 и 16 выполняются с использованием фрагмента одного и того же текста (внимательно его читайте и смотрите на заголовок, он может нести в себе информацию и подсказки)



Задание 14
Выполняется с картой атласа. Важно понять, какая нужна карта (поможет сам текст или его заголовок). Например, текст об открытии тоннеля в Швейцарии, а вопрос: назовите любую страну, которая граничит с Швейцарией. Текст о Байкальском ЦБК, а вопрос: назовите любой субъект РФ, который выходит к озеру Байкал и пр.

Задание 15 и задание 16
В этих заданиях предлагается дать развернутый ответ по тексту (причем, если его внимательно изучить, то ответы можно найти в нем же). Это как определение проблемы в предложенном тексте на экзамене по русскому языку (только проблемы географические и связанные с предложенным материалом, также надо найти местность, указанную в тексте, на карте и добавить еще некоторые мысли). Так, в 15 задании текста про тоннель предлагают найти экономические преимущества строительства железнодорожного тоннеля (ж/д транспорт дешевле, сквозь горы ехать быстрее). В 16 задании этого же текста надо найти преимущества для экологии (железные дороги экологически чище, чем автомобили).

Задание 17
Это заключительное задание ВПР. Здесь снова предлагается текст, но уже больший по объему и содержащий некую проблемную ситуацию или мнение, на которое нет единого ответа (есть разные позиции). Обучающимся предлагается сформулировать и обосновать свою точку зрения, записать свои рассуждения по этому поводу и привести доказательства своей позиции (опираясь на географические и другие знания, полученные в школе на разных предметах). Учитываться будет аргументация и отсутствие географических и грамматических ошибок. Здесь важно высказать свое мнение и подтвердить его конкретными примерами. Думается, что умение писать эссе и мини-сочинение на заданную тему наши выпускники умеют.

Удачи вам при выполнении ВПР и отличных результатов!

ВПР по географии состоит из семнадцати заданий, включающих в себя все аспекты школьного курса географии, а именно:

  1. География как наука - ее источники и методы
  2. Население мира
  3. Регионы и страны мира
  4. Мировое хозяйство
  5. Природопользование
  6. География России

Система оценок

Максимально возможный балл за работу – 22. На ее выполнение дается два урока (90 минут).

12 заданий относятся к базовому уровню, а 5 – к повышенному.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание ВПР по географии в 11 классе проверяет знание природы нашей страны. В нем нужно располагать три приведенных города в порядке, определяемом данным критерием – например:

  • В порядке увеличения длительности светового дня в первый день лета;
  • В порядке расположения выше по течению реки Дон.

Если города распределены правильно – ставится 1 балл, если нет – 0.

Задание 2

Во втором задании необходимо дать ответ на один вопрос – о том, карты какого экономического района России нужно использовать для нахождения определенной информации. Приводится ситуация – например:

  • Карты какого района понадобятся для поиска информации, нужной для оценки экономико-географических условий развития предприятий по переработке нефти в Татарстане?
  • Карты какого района понадобятся для поиска информации, нужной для определения географических условий добычи угля на территории Чукотского АО?

В ответе нужно указать только район – например, Поволжье или Дальний Восток. Для успешного выполнения данного задания надо хорошо знать экономические районы страны и входящие в них субъекты. За правильный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 3

Для того чтобы справиться с третьим заданием ВПР по географии, нужно разбираться в хозяйстве России – знать, где находятся основные морские порты, металлургические комбинаты, крупные АЭС и ГЭС.

Задается вопрос – например, в каких городах находятся крупнейшие сахарные заводы. Приводится перечень из 6 субъектов России, из которых для ответа нужно выбрать 3.

Верный ответ оценивается 1 баллом.

Задание 4

В четвертом номере необходимо работать с картой погоды – например, вот такой:

Далее приводится пять утверждений о погоде; необходимо выбрать только те, которые соответствуют карте, и записать их в ответ. Количество верных ответов не указано. Правильный ответ приносит одиннадцатикласснику 1 балл.

Задание 5

Данное задание также связано с темой «Природа России», однако оно связано с климатическими показателями – температурой, увлажненностью. В нем тоже нужно расставить три города в определенном порядке согласно условию. Приводим пример:

Для того чтобы рассчитать систему отопления, в России используется показатель «отопительный период» - та часть года, когда средняя температура воздуха за сутки не превышает +8 градусов Цельсия. Расставьте нижеследующие города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода (начните с того города, где его продолжительность минимальна): Ростов-на-Дону, Архангельск, Смоленск.

За верный ответ ставится 1 балл.

Задание 6

Шестой номер работы проверяет, как хорошо одиннадцатиклассники знают регионы России – ее субъекты, их достопримечательности, географические характеристики. В задании дается краткое описание какого-либо субъекта – например:

Эта область имеет большой потенциал для развития туризма, особенно таких его направлений, как промышленный (экскурсии на предприятия) и научно-познавательный. С точки зрения научно-познавательного туризма особенно интересны города Касли (центр художественного литья из чугуна) и Златоуст (исторический центр оружейного производства). Один из крупнейших промышленных комплексов страны – Магнитогорский металлургический комбинат – подходит для развития промышленного туризма.

В ответе нужно указать тот субъект, о котором идет речь. Если это сделано правильно – ученик получает один балл.

Задание 7

В этом задании проверяется, как хорошо ученики знакомы с системой часовых поясов России. Приводится карта часовых поясов и дается текст условия – например:

Во время выборов депутатов Государственной Думы избирательные участки начинают работу в 8 часов, а заканчивают – в 20 часов по местному времени. При помощи карты определите, в каких из указанных субъектов в 5 часов 30 минут утра по московскому времени голосование уже началось.

Задание 8

В восьмом задании ВПР по географии приводится текст, где пропущены некоторые слова (обычно пропущено 3 слова). Далее идет перечень из 6 слов, откуда надо выбрать те, которые можно вставить на месте пропусков. Каждое слово из этого перечня может быть использовано только один раз. Пример:

По данным на 1 января 2017 г., в Эстонии на постоянной основе проживало 1 317 800 человек, что на 1850 человек больше, чем в январе 2016 г. Основной прирост населения был обеспечен за счёт превышения числа _____________(А) над числом _____________(Б). При этом значение показателя_____________(В) населения по-прежнему остаётся отрицательным – показатель смертности (15 300 человек) превышает показатель рождаемости (13 900 человек). Ещё более заметной стала тенденция старения населения Эстонии.

Список слов:

  1. Урбанизация
  2. Миграционный прирост
  3. Естественный прирост
  4. Эмигранты
  5. Средняя продолжительность жизни
  6. Иммигранты

Если все три слова вставлены верно, ученик получает 1 балл, если же есть хотя бы одна ошибка – 0 баллов.

Задание 9

Данное задание предполагает анализ небольшой таблицы – например, вот такой:

В условии приводится вывод, сделанный на основе таблицы – для данной таблицы он такой:

В отличие от США, в Бразилии ежегодно происходило уменьшение объемов ВВП.

В ответе необходимо написать, является ли приведенное утверждение верным, и дать обоснование своему мнению. Если в ответе подробно и четко расписано, почему вывод является верным или неверным – ставится 1 балл.

Задание 10

Для того чтобы хорошо справиться с десятым заданием ВПР по географии и не потерять баллы, нужно иметь общее представление о различных странах мира. В условии приводится ситуация, когда кто-то включил радио, по которому передавалась новостная сводка о какой-либо стране, но, поскольку он слушал не сначала, то не понял, о какой стране идет речь. Пример новостной сводки:

Одним из последствий землетрясения стал прорыв дамбы на реке Кларенс. Власти обратились к жителям с призывом перебраться на возвышенности. Посольство России в Веллингтоне сообщает, что среди пострадавших при землетрясении граждан нашей страны нет.

Если страна определена правильно – ученик получает 1 балл.

Задание 11

Одиннадцатое задание также проверяет общие знания о странах мира и их географических и экономических характеристик. В нем нужно проводить соответствие между странами и ее особенностями, занося ответы в небольшую таблицу. Пример:

Установите соответствие между страной и особенностью ее хозяйства.

Как видно, цифры могут быть использованы более одного раза. Если соответствия проведены верно – ставится 1 балл, при наличии хотя бы одной ошибки баллы за это задание не начисляются.

Задание 12

Двенадцатое задание тоже связано со знанием мирового хозяйства – в основном международных организаций и отраслей специализации различных стран. Приводится описание какой-либо организации – например, БРИКС или форума стран-экспортеров газа; в ответе необходимо указать три страны (кроме России), которые входят в описываемую организацию.

Если три страны указаны правильно – ответ оценивается в 2 балла, если же одна из указанных стран не относится к организации – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Задание 13

Тематика тринадцатого задания аналогична предыдущим – мировое хозяйство. Необходимо проанализировать таблицу, связанную с добычей ресурсов в какой-либо стране, и ответить на вопрос, связанный с динамикой какого-либо показателя – например, для нижеприведенной таблицы вопрос звучит так:

За 11 лет показатель ресурсообеспеченности Австралии медными рудами возрос с 25,8 до 91,7 года. Опираясь на представленные в таблице данные, объясните, чем это обусловлено.

В ответе нужно провести краткий анализ таблицы – например, в данном случае можно написать, что разведанные запасы возросли в 3,6 раз, а добыча выросла всего на 30 тысяч тонн в год. За указанный период темпы прироста разведанных запасов выше, чем темпы роста добычи.

В последнем предложении обязательно нужно сделать вывод! Если в ответе говорится и об изменении запасов, и об изменении добычи с наличием вывода – ставится 2 балла, а если ученик просто констатирует изменения показателей и не пишет вывод – 1 балл. В других случаях баллы за задание не ставятся.

После этого в работе приводится небольшой текст, на основе которого составлены последующие три задания – например, вот такой:

В 2016 г. на одном из крупнейших предприятий Череповецкого района – ООО «Автоспецмаш» – ввели в эксплуатацию новый цех. Имеющееся оборудование позволило по индивидуальным заказам изготавливать уникальные крупногабаритные детали для техники, которая пользуется спросом у многих предприятий (в том числе местных). Завод известен производством различных видов продукции: роликов машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), электропечей и т.д. Одним из преимуществ ЭГП региона, в котором расположен г. Череповец, является его положение на границе трёх географических районов России.

Задание 14

В четырнадцатом задании ВПР по географии нужно определить географическое положение того, о чем говорится в тексте. В данном случае вопрос будет звучать так: «В каком субъекте РФ находится город Череповец?» . Однако вопрос не всегда о субъектах – например, если речь об островах, могут спросить, в каком океане они находятся, а если об Охотском море – какие субъекты РФ имеют к нему выход. Верный ответ оценивается одним баллом.

Задание 15

В данном задании тоже требуется дать ответ на вопрос по теме текста. Для приведенного выше текста он звучит так: «На границе каких географических районов России располагается та область, где находится город Череповец?» . Вопрос 15 задания может быть любым – как о географическом положении, так и о каких-либо процессах или явлений, изучающихся в школьном курсе географии. Например, для другого варианта он звучит так: «Назовите антропогенную причину маловодья на Байкале» . За правильный ответ ставится 1 балл.

Задание 16

В последнем задании, связанном с текстом, задается более сложный вопрос, требующий развернутого ответа размером в пару предложений. Для нашего текста он звучит так: «Объясните, какая особенность промышленности города Череповца поспособствовала созданию нового производства в этом городе» . Дать правильный ответ на вопрос можно только при наличии определенного багажа географических знаний; он приносит ученику 1 балл.

Задание 17

Заключительное задание ВПР по географии – самое «высокоценное»: максимальный балл за его выполнение – 4. В условии описывается некоторая ситуация, связанная с темой природопользования. Главное в ситуации – наличие нескольких точек зрения на проблему; учащемуся нужно сформулировать собственную позицию (чаще всего нужно выбрать одну из предложенных позиций) и записать ее, приводя обоснования. Ответ должен быть логичным и выглядеть как небольшой текст. Главное – указать собственную позицию и подкрепить ее аргументами, основанными на знании географии. Пример задания:

Существует несколько точек зрения относительно оценки последствий роста масштабов производства и использования биотоплива для окружающей среды. Согласно одной из них, увеличение масштабов производства и применения такого топлива полностью соответствует задачам сохранения окружающей среды. Согласно другой – увеличение производства биотоплива не отвечает этим задачам. Выберите одну из данных точек зрения и приведите два любых аргумента, подтверждающих ее.

Ответ оценивается по критериям:

К1 – Наличие сформулированной точки зрения. Если точка зрения сформулирована – ставится 1 балл, если нет – 0.

Баллы по данному критерию ставятся только в том случае, если по критерию К2 выставлен 1 или 2 балла!

К2 – Раскрытие причинно-следственных связей. 2 балла по этому критерию ставят в том случае, если в ответе приводится два грамотных аргумента, подтверждающих выбранную позицию, и четко прослеживается логическая цепочка, отображающая причинно-следственные связи – в нашем случае, между использованием биотоплива и состоянием окружающей среды. Если же логическая цепочка прослеживается не полностью, то есть причинно-следственные связи раскрыты только для одного аргумента – ставится 1 балл. Если же причинно-следственные связи не раскрыты вообще, ученик получает 0 баллов по данному критерию (и, соответственно, по предыдущему тоже).

К3 – Географическая грамотность. 1 балл ставится, если в работе отсутствуют ошибки в употреблении географических терминов, в демонстрации знаний связей и закономерностей и фактические ошибки, либо допущена 1 такая ошибка. В остальных случаях баллы по данному критерию не выставляются.

Получить положительный балл по этому критерию возможно только при наличии 1 или 2 баллов по критерию К2!