Чертежи подводных лодок второй мировой войны. Немецкая подводная лодка «Бибер» бобр

Большие подводные лодки I серии «U-25» и «U-26» были построены на верфи «Deschimag» и приняты в строй в 1936 г. Обе лодки погибли в 1940 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 862 т, подводное – 983 т.; длина – 72,4 м, ширина – 6,2 м; высота – 9,2 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,1/1 тыс. л.с.; скорость – 18,6 узл.; запас топлива – 96 т. соляра; дальность плавания – 7,9 тыс. миль; экипаж – 43 человека. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие; 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 4-6– 533-мм торпедных аппарата; 14 торпед или 42 мины.

Серия больших океанских подводных лодок типа «IX-A» состояла из 8 единиц («U-37» – «U-44»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1938-1939 гг. Все лодки погибли в годы войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,5 м, ширина – 6,5 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 154 т. соляра; дальность плавания – 10,5 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Серия больших океанских подводных лодок типа «IX-В» состояла из 14 единиц («U-64» – «U-65», «U-103» — «U-124»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1939-1940 гг. Все лодки погибли в годы войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,5 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 165 т. соляра; дальность плавания – 12 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.


Серия средних подводных лодок типа «IX-С» состояла из 54 единиц («U-66» – «U-68», «U-125» — «U-131», «U-153» – «U-166», «U-171» – «U-176», «U-501» – «U-524»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1941-1942 гг. 48 лодок погибло в годы войны, 3 – затоплено экипажами, остальные капитулировали. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,8 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 208 т. соляра; дальность плавания – 13,5 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: до 1944 г. 1х1 — 105-мм, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; после 1944 г. — 1х1 – 37-мм и 1х4 или 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Серия средних подводных лодок типа «IX-С/40» состояла из 87 единиц («U-167» – «U-170», «U-183» — «U-194», «U-525» – «U-550», «U-801» – «U-806», «U-841» – «U-846», «U-853» – «U-858», «U-865» – «U-870», «U-881» – «U-887», «U-889», «U-1221» – «U-1235»), построенных на верфях «Deschimag», «Deutsche Werft» и принятых в строй в 1942-1944 гг. В годы войны погибло 64 лодки, 3 – затоплено экипажами, 17 — капитулировали, остальные были повреждены и не ремонтировались. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,3 тыс. т.; длина – 76,8 м, ширина – 6,9 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс. л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 214 т. соляра; дальность плавания – 13,9 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 2х1 и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Средние подводные лодки «U-180» и «U-195» относились к типу «IX-D» — высокоскоростных субмарин. Они были построены на верфи «Deschimag» и приняты в строй в 1942 г. С 1944 г. лодки были преобразованы в подводные транспорты. Они перевозили 252 т. соляра. Лодка «U-180» погибла в 1944 г, а «U-195» в 1945 г. захвачена японскими войсками и служила под обозначением «І-506». ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, высота – 10,2 м; ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 6 дизельных двигателей и 2 электродвигателя; мощность – 9/1,1 тыс. л.с.; скорость – 21 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 9,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение до 1944 г.: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 24 торпеды или 72 мин.; после 1944 г. — 1х1 – 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата.

Серия средних подводных лодок типа «IXD-2» состояла из 28 единиц («U-177» – «U-179», «U-181» — «U-182», «U-196» – «U-200», «U-847» – «U-852», «U-859» – «U-864», «U-871» – «U-876»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1942-1943 гг. Лодки предназначались для действия в Южной Атлантике и Индийском океане. 21 лодка погибла в годы войны, 1 – затоплена экипажами, 7 — капитулировали. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 основных дизельных двигателя, 2 вспомогательных дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4+1.2/1 тыс. л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 31,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм и 2х1 и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 72 мины. В 1943-1944 г. некоторые лодки оснащались буксируемым автожиром «FA-330».

Из серии больших подводных лодок типа «IX-D/42» была построена только одна субмарина «U-883» на верфи «Deschimag» и принята в строй в 1945 г. В этом же году лодка капитулировала. В процессе строительства она была перепрофилирована в транспорт. Лодка перевозила 252 т. соляра. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 основных дизельных двигателя, 2 вспомогательных дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4+1.2/1 тыс. л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 31,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед.

Серия больших подводных лодок типа «XXI» состояла из 125 единиц («U-2501» — «U-2531», «U-2533» — «U-2548», «U-2551», «U-2552», «U-3001» — «U-3044», «U-3047», «U-3501» — «U-3530») построенных на верфях «Blohm & Voss», «Deschimag» и принятая в строй в 1944-1945 гг. В период войны погибла 21 лодка, 88 – затоплено экипажами, остальные — капитулировали союзникам. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 76,7 м, ширина – 8 м; осадка – 6,3 м; глубина погружения – 135 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 основных электродвигателя и 2 электродвигателя бесшумного хода; мощность – 4/4,4 тыс. л.с. + 226 л.с; запас топлива – 253 т. соляра; скорость – 15,6 узл.; дальность плавания – 15,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 2х2 – 20-мм или 30-мм зенитных автомата; 6 — 533-мм торпедных аппаратов; 23 торпеды или 29 мин.

Серия средних подводных лодок типа «VII-А» состояла из 10 единиц («U-27» – «U-36»), построенных на верфях «Deschimag», «Germaniawerf» и принятых в строй в 1936 г. В период войны 7 лодок погибло, 2 – затоплено экипажами, 1 – капитулировала. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 626 т, подводное – 915 т.; длина – 64,5 м, ширина – 5,9 м; осадка – 4,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,1-2,3/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 67 т. соляра; дальность плавания – 6,2 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: до 1942 г. 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм или 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 11 торпед или 24-36 мины.

Серия средних подводных лодок типа «VII-В» состояла из 24 единиц («U45» — «U55», «U73 — U76», «U-83» — «U-87», «U-99» — «U-102»), построенных на верфях «Vulcan», «Flenderwerft», «Germaniawerf» и принятых в строй в 1938-1941 гг. В период войны 22 лодки погибло, 2 – затоплено экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т, подводное – 1 тыс. т.; длина – 66,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17-18 узл.; запас топлива – 100 т. соляра; дальность плавания – 8,7 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: до 1942 г. — 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм и 1х1 — 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 6 торпед или 24-36 мины.

Серия средних подводных лодок типа «VII-С» состояла из 663 единиц (обозначение находилось в рамках «U-69» — «U-1310») и строилась в 1940-1945 гг. на верфях «Neptun Werft», «Deschimag», «Germaniawerft», «Flender Werke», «Danziger Werft», «Blohm + Voss», «Kriegsmarinewerft», «Nordseewerke», «F. Schichau», «Howaldtswerke AG». Известны две модификации лодки: «VIIC/41» и «U-Flak». Тип «VIIC/41» имел увеличенную толщину корпуса с 18 до 21,5 мм. Это позволило увеличить рабочую глубину погружения с 100 до 120 метров, а расчётную глубину разрушения корпуса - с 250 до почти 300 метров. Всего было построено 91 лодку («U-292» — «U-300», «U-317» — «U-328», «U-410», «U-455», «U-827», «U-828», «U-929», «U-930», «U-995», «U-997» — «U-1010», «U-1013» — «U-1025», «U-1063» — «U-1065», «U-1103» — «U-1110», «U-1163» — «U-1172», «U-1271» — «U-1279», «U-1301» — «U-1308»). Одной из модификаций типа «VII-C» были лодки ПВО, которые обозначались как «U-Flak». Было переоборудовано 4 лодки: «U-441», «U-256», «U-621» и «U-951». Модернизация заключалась в установке новой ходовой рубки с двумя счетверёнными 20-мм и одной 37-мм зенитными установками. Все лодки к 1944 году были возвращены в первозданное состояние. В 1944-1945 гг. многие лодки оснащались шноркелем. Лодки «U-72», «U-78», «U-80», «U-554» и «U-555» только два носовых торпедных аппарата, а «U-203», «U-331», «U-35», «U-401», «U-431» и «U-651» не имели кормовых аппаратов. В период войны 478 лодок погибло, 12 – повреждено и не ремонтировались; 114 – затоплено экипажами; 11 лодок в 1943 г. было передано Италии, остальные лодки капитулировали в 1945 г. и почти все в конце года были затоплены. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т, подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 67,1 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4,7 — 4,8 м; глубина погружения – 100 — 120 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 — 18 узл.; запас топлива – 114 т. соляра; дальность плавания – 8,5 тыс. миль; экипаж – 44 — 56 человек. Вооружение: до 1942 г. — 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм и 1х1 — 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 6 торпед или 14-36 мины.

Серия подводных минных заградителей типа «Х-В» состояла из 8 единиц («U-116» – «U-119», «U-219», «U-220», U-233», U-234»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1941-1944 гг. Для размещения мин было предусмотрено 30 вертикальных труб. Лодки в большинстве случаев использовались в качестве транспортов. Лодки «U-219» и «U-234» капитулировали в 1945 г., остальные погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т, подводное –2,2 тыс. т.; длина – 89,8 м, ширина – 9,2 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,2-4,8/1,1 тыс.л.с.; скорость – 16 — 17 узл.; запас топлива – 338 т. соляра; дальность плавания – 18,5 тыс. миль; экипаж – 52 человека. Вооружение: 1х1 — 37-мм и 1х1 или 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 15 торпед; 66 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «VII-D» состояла из 6 единиц («U-213» – «U-218»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1941-1942 гг. Лодка «U-218» капитулировала в 1945 г., остальные погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т, подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77 м, ширина – 6,4 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 155 т. соляра; дальность плавания – 11,2 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 – 88-мм орудие; 1х1 — 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 26 — 39 мин.

Серия транспортных подводных лодок типа «VII-F» состояла из 4 единиц («U-1059» – «U-1062»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1943 г. Лодки предназначались для перевозки 26 торпед и передачи их в море другим подлодкам. Однако по прямому назначению субмарины не использовались, а служили для перевозки грузов. Лодка «U-1061» капитулировала в 1945 г., остальные погибли в 1944 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 77,6 м, ширина – 7,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 198 т. соляра; дальность плавания – 14,7 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 — 37-мм и 1х2 — 20-мм зенитных автомата; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 14 торпед или 36 мин.

Серия транспортных подводных лодок типа «ХIV» состояла из 10 единиц («U-459» – «U-464», «U-487» – «U-490»), построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятых в строй в 1941-1943 гг. Лодки перевозили по 423 т. соляра и 4 торпеды. Все лодки погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т., подводное –1,9 тыс. т.; длина – 67,1 м, ширина – 9,4 м; осадка – 6,5 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 15 узл.; запас топлива – 203 т. соляра; дальность плавания – 12,4 тыс. миль; экипаж – 53 человека. Вооружение: 2х1 — 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитный автомат или 1х1 — 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата.

Лодка «Batiray» была построена на верфи «Germaniawerft» по заказу Турции, однако была реквизирована германскими войсками и в 1939 г. принята в состав ВМС под обозначением «UA». Субмарина погибла в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1.4 тыс. т.; длина – 86,7 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,1 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки –2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,6/1,3 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 250 т. соляра; дальность плавания – 13,1 тыс. миль; экипаж – 45 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудия; 2х1- 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед или 36 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-A» состояла из 6 единиц («U-1» — «U-6»), построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1935 г. В 1938-1939 гг. лодки прошли перевооружение. Лодки «U-1» и «U-2» погибли в 1940 и 1944 г., «U-3», «U-4» и «U6» — в 1944 г. затоплены экипажами, а «U-5» — капитулировала в 1943 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 254 т, подводное – 303 т.; длина – 40,9 м, ширина – 4,1 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/360 л.с.; запас топлива – 12 т. соляра; скорость – 13 узл.; дальность плавания – 1,6 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-B» состояла из 20 единиц («U-7» — «U-24», «U-120», «U-121») построенных на верфях «Germaniawerft», «Deutsche Werke», «Flenderwerft» и принятая строй в 1935-1940 гг. В период войны 7 лодок погибло, остальные были затоплены экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 279 т, подводное – 328 т.; длина – 42,7 м, ширина – 4,1 м; осадка – 3,9 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/360 л.с.; запас топлива – 21 т. соляра; скорость – 13 узл.; дальность плавания – 3,1 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-С» состояла из 8 единиц («U-56» — «U-63») построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1938-1940 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные были затоплены экипажами.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-D» состояла из 16 единиц («U-137» — «U-152») построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1940-1941 гг. В период войны 3 лодки погибло, 4 – капитулировали в 1945 г., остальные были затоплены экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 314 т, подводное – 364 т.; длина – 44 м, ширина – 4,9 м; осадка – 3,9 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/410 л.с.; запас топлива – 38 т. соляра; скорость – 12,7 узл.; дальность плавания – 5,6 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых подводных лодок типа «XXIII» состояла из 60 единиц («U-2321» – «U-2371», U-4701- U-4712), построенных на верфях «Deutsche Werft», «Germaniawerft» и принятая строй в 1944-1945 гг. В период войны погибло 7 лодок, 32 – затоплено экипажами, остальные — капитулировали союзникам. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 234 т, подводное – 258 т.; длина – 34,7 м, ширина – 3 м; осадка – 3,7 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 580-630/35 л.с.; запас топлива – 20 т. соляра; скорость – 10 узл.; дальность плавания – 4,5 тыс. миль; экипаж – 14 человек. Вооружение: 2 — 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

В 1944 г. на верфи «Deschimag A.G. Weser» было построено 324 сверхмалые подводные лодки типа «Biber». В качестве базы для проектирования была взята британская лодка «Welman». ТТХ лодки: водоизмещение полное подводное – 6,5 т.; длина – 9 м, ширина – 1,6 м; осадка – 1,4 м; глубина погружения – 20 м; энергетические установки – бензиновый двигатель и электродвигатель; мощность – 32/13 л.с.; скорость – 6,5 узл.; запас топлива – 110 кг; дальность плавания – 100 миль; экипаж – 1 человек. Вооружение: 2 — 533-мм торпеды или мины.

Серия сверхмалых подводных лодок типа «Hecht» состояла из 53 единиц: «U-2111» – «U-2113», «U-2251» – «U-2300». Лодки были построены на верфях «Germaniawerft» и «CRDA» в 1944 г. на основе захваченной британской сверхмалой подводной лодки «Welman». ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 11,8 т, подводное – 17,2 т.; длина – 10.5 м, ширина – 1,3 м; осадка – 1,4 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки — электродвигатель; мощность – 12 л.с.; скорость – 6 узл.; дальность плавания – 78 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 533-мм торпеда или мина.

В 1944-1945 гг. на верфях «Deschimag» и «AG Weser» было построено 390 одноместных лодок, представляющих собой увеличенную в размерах электроторпеду. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное подводное – 11 т.; длина – 10,8 м, ширина – 1,8 м; осадка – 1,8 м; глубина погружения – 30 м; энергетические установки — электродвигатель; мощность – 14 л.с.; скорость – 5 узл.; дальность плавания – 60 миль; экипаж – 1 человек. Вооружение: 2 – 533-мм торпеды.

В 1944-1945 гг. на верфях «Howaldtswerke», «Germaniawerft», «Schichau», «Klöckner» и «CRDA» было собрано 285 сверхмалых подводных лодок типа «Seehund» (XXVII-B) из которых 137 единиц («U-5001» — «U-5003», «U-5004» — «U-5118», «U-5221» – «U-5269») было принято на вооружение. Лодки оснащались автомобильным дизельным двигателем для надводного хода. Собирались на верфях из трех готовых секций. В период войны 35 лодок погибло. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 14,9 т, подводное – 17 т.; длина – 12 м, ширина – 1,7 м; осадка – 1,5 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки — дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 60/25 л.с.; скорость – 7,7 узл.; запас топлива – 0,5 т. соляра; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 2 – 533-мм торпеды.

«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха Громов Алекс

Тактико-технические характеристики наиболее распространенных типов подлодок

Вооружение и оборудование немецких подводных лодок, в первый год войны имевшее множество изъянов и часто дававшее сбои, постоянно совершенствовалось, помимо создания новых более надежных модификаций. Это являлось «ответом» на появление у противника новых средств противолодочной обороны и способов обнаружения субмарин.

Лодки типа II-B («Einbaum» - «каноэ») были приняты на вооружение в 1935 г.

Было построено 20 субмарин: U-7 - U-24, U-120 и U-121. Экипажи насчитывали 25–27 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 42,7 х 4,1 х 3,8 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 283/334 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 13 узлов, в подводном - 7 узлов.

Надводный радиус действия - 1800 миль.

На вооружении находились 5–6 торпед и одно 20-мм орудие.

Лодки типа II-C вошли в строй в 1938 г.

Было построено 8 субмарин: U-56 - U-63.

Экипаж насчитывал 25 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 43,9 х 4,1 х 3,8 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 291/341 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 12 узлов, в подводном - 7 узлов.

Надводный радиус действия - 3800 миль.

На вооружении находились торпеды и одно 20-мм орудие.

Лодки типа II-D введены в строй в июне 1940 г.

Было построено 16 субмарин: U-137 - U-152.

Экипаж насчитывал 25 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 44,0 х 4,9 х 3,9 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 314/364 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 12,7 узла, в подводном - 7,4 узла.

Надводный радиус действия - 5650 миль.

На вооружении находились 6 торпед и одно 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 80/120 м.

Лодки типа VII-A вошли в строй в 1936 г. Было построено 10 субмарин: U-27 - U-36. Экипаж насчитывал 42–46 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 64 х 8 х 4,4 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 626/745 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 17 узлов, в подводном - 8 узлов.

Надводный радиус действия - 4300 миль.

На вооружении находились 11 торпед, одно 88-мм и одно зенитное 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 220/250 м.

Лодки типа VII-B были более совершенными по сравнению с лодками типа VII-A.

Было построено 24 субмарины: U-45 - U-55, U-73, U-74, U-75, U-76, U-83, U-84, U-85, U-86, U-87, U-99, U-100, U-101, U-102, среди них легендарные U-47, U-48, U-99, U-100. Экипаж насчитывал 44–48 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 66,5 х 6,2 х 4 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 753/857 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 17,9 узла, в подводном - 8 узлов.

На вооружении находились 14 торпед, одно 88-мм и одно 20-мм орудие.

Лодки типа VII-C были самыми распространенными.

Было построено 568 субмарин, в том числе: U-69 - U-72, U-77 - U-82, U-88 - U-98, U-132 - U-136, U-201 - U-206, U-1057, U-1058, U-1101, U-1102, U-1131, U-1132, U-1161, U-1162, U-1191 - U-1210…

Экипаж насчитывал 44–52 человека.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 67,1 х 6,2 х 4,8 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 769/871 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 17,7 узла, в подводном - 7,6 узла.

Надводный радиус действия - 12 040 миль.

На вооружении находились 14 торпед, одно 88-мм орудие, количество зениток варьировалось.

Лодки типа IX-A явились дальнейшим развитием менее совершенного типа субмарин I-A.

Было построено 8 субмарин: U-37 - U-44.

Экипаж насчитывал 48 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина /осадка): 76,6 х 6,51 х 4,7 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1032/1152 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 18,2 узла, в подводном - 7,7 узла.

Надводный радиус действия - 10 500 миль.

На вооружении находились 22 торпеды или 66 мин, палубное 105-мм орудие, одно зенитное 37-мм орудие, одно зенитное 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа IX-B во многом были идентичны субмаринам типа IX-A, отличаясь в первую очередь бо льшим запасом топлива и, соответственно, дальностью плавания в надводном положении.

Было построено 14 субмарин: U-64, U-65, U-103 - U-111, U-122 - U-124.

Экипаж насчитывал 48 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 76,5 х 6,8 х 4,7 м.

Максимальная скорость в надводном положении - 18,2 узла, в подводном - 7,3 узла.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1058/1178 т (или 1054/1159 т).

Надводный радиус действия - 8700 миль.

На вооружении находились 22 торпеды или 66 мин, одно палубное 105-мм орудие, одно зенитное 37-мм орудие, одно зенитное 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа IX-C имели бо льшую длину по сравнению с предыдущими модификациями.

Было построено 54 субмарины: U-66 - U-68, U-125 - U-131, U-153 - U-166, U-171 - U-176, U-501 - U-524. Экипаж насчитывал 48 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 76,76 х 6,78 х 4,7 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1138/1232 т (часто 1120/1232 т).

Максимальная скорость в надводном положении - 18,3 узла, в подводном - 7,3 узла.

Надводный радиус действия - 11 000 миль.

На вооружении находились 22 торпеды или 66 мин, одно палубное 105-мм орудие, одно зенитное 37-мм орудие, одно 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа IX-D2 обладали самой большой во флоте Третьего рейха дальностью плавания.

Было построено 28 субмарин: U-177 - U-179, U-181, U-182, U-196 - U-199, U-200, U-847 - U-852, U-859 - U-864, U-871 - U-876.

Экипаж насчитывал 55 человек (в дальних походах - 61).

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина /осадка): 87,6 х 7,5 х 5,35 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1616/1804 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 19,2 узла, в подводном - 6,9 узла.

Надводный радиус действия - 23 700 миль.

На вооружении находились 24 торпеды или 72 мины, одно палубное 105-мм орудие, одно зенитное 37-мм орудие, две сдвоенные 20-мм пушки.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа XIV («Milchkuh» - «дойная корова») - дальнейшая разработка типа IX-D, были способны перевозить свыше 423 т дополнительного топлива, а также 4 торпеды и довольно большой запас продовольствия, в том числе на борту субмарин была даже собственная пекарня.

Было построено 10 субмарин: U-459 - U-464, U-487 - U-490.

Экипаж насчитывал 53–60 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 67,1 х 9,35 х 6,5 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1668/1932 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 14,9 узла, в подводном - 6,2 узла.

Надводный радиус действия - 12 350 миль.

На вооружении находились лишь два зенитных 37-мм орудия и одно зенитное 20-мм орудие, торпед не имели.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа XXI являлись первыми сверхсовременными субмаринами, при серийном производстве которых использовались готовые модули. В этих субмаринах были установлены системы кондиционирования воздуха и удаления отбросов.

Было построено 118 субмарин: U-2501 - U-2536, U-2538 - U-2546, U-2548, U-2551, U-2552, U-3001 - U-3035, U-3037 - U-3041, U-3044, U-3501 - U-3530. На момент окончания войны в боевой готовности было 4 лодки этого типа.

Экипаж насчитывал 57–58 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 76,7 х 7,7 х 6,68 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1621/1819 т, с полной загрузкой - 1621/2114 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 15,6 узла, в подводном - 17,2 узла. Впервые была достигнута столь высокая скорость лодки в подводном положении.

Надводный радиус действия - 15 500 миль.

На вооружении находились 23 торпеды и две сдвоенные 20-мм пушки.

Лодки типа XXIII («Elektroboot» - «электролодки») были ориентированы на постоянное нахождение под водой, став таким образом первым проектом не ныряющих, а действительно подводных лодок. Были последними из построенных Третьим рейхом во время Второй мировой войны полноразмерных субмарин. Их конструкция - максимально упрощенная и функциональная.

Спущена на воду 61 субмарина: U-2321 - U-2371, U-4701 - U-4707, U-4709 - U-4712. Из них только 6 (U-2321, U-2322, U-2324, U-2326, U-2329 и U-2336) приняли участие в боевых действиях.

Экипаж насчитывал 14–18 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 34,7 х 3,0 х 3,6 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 258/275 т (или 234/254 т).

Максимальная скорость в надводном положении - 9,7 узла, в подводном - 12,5 узла.

Надводный радиус действия - 2600 миль.

На вооружении находились 2 торпеды.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 180/220 м.

Из книги Портреты революционеров автора Троцкий Лев Давидович

Опыт характеристики В 1913 году в Вене, в старой габсбургской столице, я сидел в квартире Скобелева за самоваром. Сын богатого бакинского мельника, Скобелев был в то время студентом и моим политическим учеником; через несколько лет он стал моим противником и министром

Из книги Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы автора Осипенко Леонид Гаврилович

Тактико-технические данные подводного ракетоносца США “Огайо” Водоизмещение: подводное 18700 т надводное 16600 т Длина 170,7 м Ширина 12,8 м Осадка 10,8 м Мощность ядерной энергоустановки 60000 л.с. Скорость хода в подводном положении 25 узлов Глубина погружения 300

Из книги Загадка Скапа-Флоу автора Корганов Александр

Тактико-технические данные атомного подводного ракетоносца СССР (России) “Тайфун” Водоизмещение: подводное 50000 т надводное 25000 т Длина 170 м Ширина 25 м Высота с рубкой 26 м Число реакторов и их мощность 2?190 МВт Число турбин и их мощность 2?45000 л.с. Мощность

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

II Тактико-технические данные П/Л U-47 (Подводная лодка VII В серии) Прибытие U-47 в Киль.ТИП VIIBЛодки типа VIIB стали новым шагом в развитии типа VII. Они оснащались парным вертикальным рулем (по перу позади каждого винта), что позволило сократить диаметр циркуляции под водой до

Из книги Авиаконструктор А. С. Москалёв. К 95-летию со дня рождения автора Гагин Владимир Владимирович

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГЕРМАНСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, ДЕЙСТВОВАВШИХ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Из книги Реквием линкору «Тирпиц» автора Пиллар Леон

Лётно-технические характеристики самолётов конструкции А.С. Москалёва (по данным книги В.Б. Шаврова «История конструкций самолётов в СССР) Год выпуска Самолет Назначение самолета Двигатель Длина самолета, м Размах крыла, м Площадь крыла, м. кв. Масса,

Из книги Зодиак автора Грейсмит Роберт

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

I. Тактико-технические характеристики «Тирпица» Водоизмещение:максимальное 56 000 тонн типовое 42 900 тонн.Длина:общая 251 метр по ватерлинии 242 метра.Ширина: 36 метров.Глубина осадки: от 10,6 до 11,3 метра (в зависимости от загруженности).Артиллерия:калибр 380 миллиметров - 4 башни по 2

Из книги Автомат Калашникова. Символ России автора Бута Елизавета Михайловна

РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗОДИАКА 22 октября 1969 г., управление полиции Окленда - голос явно немолодого человека.5 июля 1969 г., 0.40, управление полиции Вальехо (беседа с Нэнси Словер) - речь без акцента; впечатление того, что текст зачитывается по бумажке либо отрепетирован.

Из книги Максимализмы [сборник] автора Армалинский Михаил

Первые жертвы немецких подлодок Все больше немецких лодок топили чужие транспорты. В мире кайзеровская Германия приобрела имидж «злобного агрессора», однако так и не смогла взять под контроль морские вражеские коммуникации. 7 мая 1915 г. на линии Ливерпуль - Нью-Йорк

Из книги Вселенная Алана Тьюринга автора Ходжес Эндрю

Немецкие запчасти для советских подлодок Необходимо уточнить, что в 20–30-х годах XX века Германия не только заказывала комплектующие для своих подводных лодок, но и продавала их за рубеж, в частности - в СССР. Так, военный историк А. Б. Широкорад («Россия и Германия. История

Из книги автора

Задачи немецких подлодок Они были сформулированы К. Дёницем накануне его вступления в должность командующего первой флотилией подлодок «Веддиген» в конце сентября 1935 г. За несколько лет до начала неограниченной подводной войны он предусмотрел ее возможность:

Из книги автора

Роль немецких подлодок в Норвежской операции Это была первая операция командования рейха, в которой большую роль играли все три вида вооруженных сил - армия, флот (в том числе и подводный) и авиация, - поэтому организации взаимодействия разных родов войск придавалось

Из книги автора

Из книги автора

Характеристики

Из книги автора

Немцы топят английские суда: Расшифровка позывных германских подлодок Капитуляция под Сталинградом ознаменовала для Германии начало конца. Ход войны был переломлен. Хотя на юге и западе успехи союзников еще выглядели недостаточно убедительными. На Африканском

В этой заметке, предлагаю вашему вниманию огневые средства, которыми располагали лодки. Тема снова рассмотрена мною бегло, без приведения подробностей и нюансов, так как при подробном освещении данного вопроса потребуется написать минимум большую обзорную статью. Для начала, чтобы было понятно, как немцы выдели вопрос в необходимости наличия на борту орудия и его применения, приведу выдержку из "Наставления командирам подлодок", где об этом сказано следующее:

"Раздел V Артиллерийское оружие подводных лодок (подводная лодка как носитель артиллерии)
271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведения артиллерийского огня.
Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.
При артиллерийском сражении подводная лодка, в противоположность надводному кораблю, должна сразу же ввести в действие все свои силы, т.к. даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели. Поэтому возможность артиллерийского сражения торпедной подводной лодки с военными надводными кораблями исключается.
272. Для подводных лодок, используемых для торпедных атак, артиллерия является как бы условным и вспомогательным оружием, ибо применение артиллерии над водой противоречит всему существу подводной лодки, т. е. внезапной и скрытной подводной атаке.
На основании этого можно сказать, что на торпедной подводной лодке артиллерия находит свое применение только в борьбе с торговыми кораблями, например, для задержки пароходов или для уничтожения невооруженных или слабо вооруженных кораблей (§ 305)."
(с)

Палубная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

105 мм SK C/32U - U-boоt L C/32U Одиночными 15 35° 12.000 м 6 чел.
105 мм SK C/32U - Marine Pivot L Одиночными 15 30° 12.000 м 6 чел.
88 мм SK C/30U - U-boоt L C/30U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.
88 мм SK C/35 - U-boоt L C/35U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.


Из всех типов немецких подлодок, спроектированных и построенных с 1930 по 1945 палубной артиллерией калибра свыше 88 мм были вооружены лодки I, VII, IX и X серий. При этом орудие калибра 88-мм несла на себе только VII серия, остальные указанные серии лодок имели 105-мм орудие. Пушка располагалась прямо на верхней палубой перед рубкой, боезапас хранился частично там же в надстройке лодки, частично внутри прочного корпуса. Палубная артиллерия находилась в ведомстве второго вахтофицера, который исполнял на лодке обязанности старшего артиллериста.
На "семерках" орудие было установлено в районе 54 шпангоута на специально укрепленной в надстройке пирамиды, которая была усилена продольными и поперечными балками. В районе орудия верхняя палуба была расширена до 3.8 метров в длину, образуя тем самым место для артрасчета. Стандартный боезапас на лодку составлял 205 снарядов - 28 из которых в специальных контейнерах в надстройке рядом с орудием, 20 снарядов в рубке, остальные в "оружейке" внутри прочного корпуса во втором с носа отсеке.
105-мм орудие было также установлено на пирамиде, которая была приварена к прочному корпусу. В зависимости от типа лодки боезапас к орудию колебался от 200 до 230 снарядов, из которых 30-32 хранились в надстройке рядом с орудием, оставшиеся в "оружейке" расположенных в ЦО и камбузе.
От воды палубное орудие со стороны ствола защищала водонепроницаемая заглушка, со стороны казенной части в специальной гильзой-заглушкой. Хороша продуманная система смазки орудия позволяла сохранять орудие в рабочем состоянии при различных температурах.
О различных случаях применениях палубного орудия мною было упомянуто и .
К концу 1942 года командование подводными силами пришло к выводу, что палубные орудия на лодках, участвовавших в боевых действиях на Атлантическом ТВД, должны быть демонтированы. Таким образом практически все "семерки" типа В и С лишились подобной артиллерии. Пушки были оставлены на подводных крейсерах типа IX, минзагах типа VIID и X. Но к концу войны уже было трудной найти немецкую лодку любого типа, которая несла бы палубную артиллерию.

88-мм орудия U29 и U95. Хорошо просматривается водонепроницаемая заглушка.


Угол подъема 88-мм орудия на U46. Кажется он все-таки превышает те 30 и 35 градусов указанных в ТТХ. Орудие было необходимо задирать стволом вверх при загрузке торпед в носовой отсек. На фото ниже показано, как это происходило (U74 готовиться принять торпеду)



105-мм орудие на "единичке" U26


105-мм орудия U103 и U106


Общий вид 105-мм орудия с его креплениями.

Артиллеристы U53 и U35 готовятся к практическим стрельбам




Артрасчет U123 готовиться открыть огонь. Прямо по курсу виден танкер. Цель будет потоплена артогнем.Завершение операции "Паукеншлаг" февраль 1942.

Но иногда орудия использовались не по назначению:-)
На снимках ниже U107 и U156

Зенитная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

37 мм SK C/30U - Ubts. LC 39 Одиночными 12 85° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм M42 U - LM 43U Автомат (8 зарядов) 40 80° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм Zwilling M 42U - LM 42 Автомат (8 зарядов) 80 80° 2.500 м 3/4 чел.
30 мм Flak M 44 - LM 44 Автомат (точные характеристики неизвестны. Для подлодок типа XXI)
20 мм MG C/30 - L 30 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм MG C/30 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak C/38 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 220 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Zwilling C/38 II - M 43U Автомат (20 зарядов) 440 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Vierling C38/43 - M 43U Автомат (20 зарядов) 880 90° 1.500 м 2/4 чел.
13.2 мм Breda 1931 Автомат (30 зарядов) 400 85° 1.000 м 2/4 чел

Красным цветом выделены счетверенные установки, синим сдвоенные.

Из огневых средств, которыми располагали немецки подлодки наиболее интересно зенитное вооружение. Если палубные орудия были изжиты к концу войны, то эволюция зенитного огня у немцев наглядно видна из вышеуказанной таблицы.

К началу войны немецкие субмарины обладали лишь минимумом зенитных стволов, так как считалось угроза с воздуха явно недооценивалась командованием флота. В результате, конструкторы в проектах предусматривали не более одной зенитки на лодке. Но в течении войны ситуация изменилась и доходила до того, что некоторые субмарины были буквально утыканы зенитными стволами, типа "зенитных лодок" (флакботы).
Основным оружием лодок изначально были признаны 20-мм 20-зарядные зенитные автоматы, которые устанавливались на всех типах лодок за исключением II серии. На последних они также предусматривались, но не входили в типовое вооружение лодок.

Изначально на первых "семерках" в довоенное время 20-мм зенитный автомат типа MG C/30 - L 30 предполагалось устанавливать на верхней палубе за рубкой. На примере U49 это хорошо видно. Позади открытого люка просматривается лафет для зенитки.

Но уже в военное время 20-мм зенитку перенесли на площадку расположенную за мостиком. На фото он хорошо просматривается. Поочередно, зенитные площадки U25, U38 (на мостике лодки сам Карл Дениц), U46





"Двойки" в зависимости от типа и назначения лодки получали зенитное вооружение, как предвоенное время, так и во время войны. Орудие располагалось перед рубкой. Либо для него был установлен лафет, либо он устанавливался там же на водонепроницаемый контейнер (виде бочки) в котором автомат и хранился в разобранном состоянии).
U23 до войны


Водонепроницаемый "бочонок", он же лафет на U9 (Черное море)


Тоже самое на U145


А это уже в готовом виде. U24 (Черное море)


Вариант установки зенитного автомата на лафете. U23 (Черное море)


"Двойки", действовавшие на Черном Море подвергли некоторой модификации. В частности, рубка была видоизменена в сторону стандартных океанских лодок путем добавления к ней площадки для установки дополнительных огневых средств. Вооружение лодок данного типа на ЧМ ТВД за счет этого выросло до 2-3 стволов на субмарину. На фото U19 в полном вооружении. Зенитка впереди рубки, спарка на площадке за мостиком. Кстати, по бокам рубки видны установленные пулеметы.

Рост угрозы с воздуха заставлял немцев принимать меры по увеличению зенитного вооружения. Лодка получила дополнительную площадку для размещения огневых средств, на которой могли размещаться два спарки 20-мм автоматов и один (либо спарка) 37-мм автоматов. Эта площадка получила прозвище "Зимний сад" (Винтергартен). Ниже фото лодок сдавшихся союзникам U249, U621 и U234




Как вершина эволюции зенитного вооружения немецких лодок счетверенная зенитная установка Flak Vierling C38/43 - M 43U, которую получили так называемые "зенитные лодки". Как пример U441.

На Средиземном море "семерки" получали дополнительное вооружение за счет установки итальянских пулеметов "Бреда" в виде спарок. Как пример U81

Отдельным словом стоит упомянуть такое "чудо"-оружие, как 37 мм зенитку SK C/30U - Ubts. LC 39, которая вела огонь одиночными. Это орудие устанавливалось на более поздние типы подводных крейсеров типа IX (B и С) и подводные танкера типа XIV. "Дойные коровы" несли два орудия такого типа по обеим сторонам рубки. "Девятки" имели одно, установленное позади рубки. Ниже примеры такого орудия на U103.


Так как я не ставил перед собой задачи проводить полное и детальное описание зенитного вооружения, такие нюансы, как боезапас и другие характеристики данного вида вооружения, опускаю. О подготовке зенитчиков на ПЛ я когда-то упоминал и . Примеры противостояния между подлодками и авиацией можно получить, если смотреть темы моего тега .

Огнестрельное и сигнальное оружие
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

7.92 мм MG15 Автомат (50/75 зарядов) 800-900 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG34 Автомат (50/75 зарядов) 600-700 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG81Z Автомат (Лента) 2.200 90° 750 м 1-2
По мимо этого в распоряжении экипажа подлодки имелось 5-10 пистолетов Маузер 7.65 мм, 5-10 винтовок, автоматы МР-40, ручные гранаты и две сигнальные ракетницы.

MG81Z на U33

В целом хочу отметить, что немецкие подлодки обладали достаточно современными на тот момент огневыми средствами, которые хорошо зарекомендовали себя во время боевых действий. В частности, англичане отметили после испытаний артиллерии, захваченной ими U570, что по сравнению с 3-х дюймовым орудием образца 1917 года, установленным на лодках типа S, 88-мм немецкая пушка превосходит британскую. 20-мм зенитный автомат был признан ими превосходным и эффективным оружием, который к их удивлению, не вибрировал при стрельбе и имел хороший магазин.

Ресурс использованных для иллюстрации заметки фото http://www.subsim.com

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Итог любой войны зависит от многих факторов, среди которых немалое значение имеет, конечно же, вооружение. Несмотря на то что абсолютно все немецкие были очень мощными, поскольку лично Адольф Гитлер считал их наиболее важным оружием и уделял немалое внимание развитию этой промышленности, им не удалось нанести противникам урона, который бы значительно повлиял на ход войны. Почему так произошло? Кто стоит у истоков создания подводной армии? Были ли на самом деле германские подводные лодки Второй мировой войны столь непобедимыми? Почему такие предусмотрительные нацисты так и не смогли одолеть Красную армию? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в обзоре.

Общая информация

В совокупности вся техника, стоявшая на вооружении Третьего рейха в течение Второй мировой войны, носила название «Кригсмарине», а подводные лодки составляли значительную часть арсенала. В отдельную отрасль подводное оборудование перешло 1 ноября 1934, а расформирован флот был уже после того как война окончилась, т. е. просуществовав менее десятка лет. За столь короткий промежуток времени немецкие подводные лодки Второй мировой войны принесли немало страха в души своих противников, оставив свой огромный след на кровавых страницах истории Третьего рейха. Тысячи погибших, сотки потопленных кораблей, все это осталось на совести выживших нацистов и их подчиненных.

Главнокомандующий Кригсмарине

Во времена Второй мировой войны у руля Кригсмарине стоял один из самых известных нацистов - Карл Дениц. Немецкие во Второй мировой войне сыграли, безусловно, важную роль, но без этого человека этого бы не произошло. Он лично занимался созданием планов по атаке противников, участвовал в атаках на множество кораблей и добился успехов на этой стезе, за что и был награжден и - одной из самых значительных наград нацистской Германии. Дениц был почитателем Гитлера и являлся его преемником, что немало ему навредило во время Нюрнбергского процесса, ведь после смерти фюрера он считался главнокомандующим Третьего рейха.

Технические характеристики

Несложно догадаться, что за состояние подводной армии отвечал Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне, фото которых доказывают их мощь, обладали впечатляющими параметрами.

В общем, на вооружении Кригсмарине стоял 21 вид подлодок. Они обладали такими характеристиками:

  • водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
  • надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
  • подводная скорость: от 6,9 до 17,2;
  • глубина погружения: от 150 до 280 метров.

Это доказывает, что немецкие подводные лодки Второй мировой войны были не просто мощными, они были наиболее мощными среди вооружения стран, воевавших с Германией.

Состав Кригсмарине

К военным лодкам флота Германии относилось 1154 субмарины. Примечательно, что вплоть до сентября 1939 года подводных лодок было всего 57 штук, остальные были построены специально для участия в войне. Некоторые из них являлись трофейными. Так, насчитывалось 5 голландских, 4 итальянских, 2 норвежских и по одной английской и французской субмарин. Все они также находились на вооружении Третьего рейха.

Достижения ВМФ

Кригсмарине на протяжении всей войны наносил немалый ущерб своим противникам. Так, например, наиболее результативный капитан Отто Кречмер потопил почти пятьдесят вражеских судов. Есть свои рекордсмены и среди судов. Например, германская подлодка U-48 потопила 52 судна.

На протяжении всей Второй мировой войны удалось уничтожить 63 миноносца, 9 крейсеров, 7 авианосцев и даже 2 линкора. Самой крупной и примечательной победой для германской армии среди них можно считать затопление линкора «Роял Оук», экипаж которого состоял из тысячи человек, а его водоизмещение составляло 31200 тонн.

План Z

Поскольку Гитлер считал свой флот крайне важным для торжества Германии над другими странами и испытывал к нему исключительно положительные чувства, то он уделял ему немалое внимание и не ограничивал финансирования. В 1939 году был разработан план по развитию Кригсмарине на ближайшие 10 лет, которому, к счастью, так и не удалось воплотиться в жизнь. Согласно этому плану, должны были быть построены еще несколько сотен самых мощных линкоров, крейсеров и подводных лодок.

Мощные немецкие подводные лодки Второй мировой войны

Фото некоторой сохранившейся германской подводной техники дают представление о мощности Третьего рейха, но лишь слабо отражают, насколько сильной была эта армия. Больше всего в немецком флоте было подлодок типа VII, они обладали оптимальными мореходными качествами, имели средние размеры, а главное, их строительство было относительно недорогим, что немаловажно в

Они могли погружаться на глубину до 320 метров при водоизмещении до 769 тонн, экипаж составлял от 42 до 52 служащих. Несмотря на то что «семерки» были довольно качественными лодками, со временем вражеские Германии страны улучшали свое вооружение, поэтому немцам тоже пришлось поработать над модернизацией своего детища. В результате этого у лодки появилось еще несколько модификаций. Наиболее популярной из них была модель VIIC, которая стала не только олицетворением военной мощи Германии во время нападения на Атлантику, но и была значительно более удобной, нежели предыдущие версии. Внушительные габариты позволили установить более мощные дизельные двигатели, а последующие модификации отличались еще и прочными корпусами, что позволяло глубже погружаться.

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны подвергались постоянному, как сейчас бы сказали, апгрейду. Одной из наиболее инновационных моделей принято считать тип XXI. В этой подлодке была создана система кондиционирование воздуха и дополнительное оборудование, которое было предназначено для более длительного пребывания команды под водой. Всего было построено 118 лодок этого типа.

Результаты деятельности Кригсмарине

Подводные лодки Германии Второй мировой войны, фото которых довольно часто можно встретить в книгах о военном оборудовании, сыграли очень важную роль в наступлении Третьего рейха. Их мощь нельзя недооценивать, но стоит учитывать, что даже при такой протекции со стороны самого кровавого фюрера в мировой истории немецкому флоту так и не удалось приблизить свою державу к победе. Вероятно, недостаточно лишь хорошего оснащения и сильной армии, для победы Германии не хватило той смекалки и храбрости, которой обладали храбрые воины Советского Союза. Всем известно, что нацисты были невероятно кровожадными и на своем пути мало чем гнушались, но не помогла им ни невероятно оснащенная армия, ни отсутствие принципов. Бронированная техника, огромное количество боеприпасов и новейшие разработки не принесли Третьему рейху ожидаемых результатов.

Во время Первой мировой войны начали производиться подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим - для движения под водой. Уже тогда они были чрезвычайно грозным оружием. Немецкая подводная лодка SM UB-110, стоившая 3 714 000 марок, правда, не успела показать свою мощь, прожив всего пару месяцев.

SM UB-110 класса прибрежных торпедных лодок Type UB III была построена в гамбургских доках Blohm & Voss для нужд Кайзерлихмарине и спущена на воду 23 марта 1918 года. Через четыре месяца, 19 июля 1918 года, её потопили британские корабли HMS Garry, HMS ML 49 и HMS ML 263. 23 члена экипажа были убиты. Чуть позже подлодку извлекли на сушу, чтобы починить в доках Swan Hunter & Wigham Richardson в Уолсенде, однако проект не был завершен и её продали как металлолом.

Едва ли не самым уникальным приобретением XX столетия в части морских вооружений стали подводные лодки (ПЛ). Не успев появиться, они породили массу сбывшихся и несбывшихся надежд. Полагали, что новые боевые средства произведут переворот в войне на море, нивелируя «прежние ценности» в виде армад линейных кораблей и броненосных (линейных) крейсеров; сведут на нет генеральные сражения как основное средство решения военного противостояния на море. Теперь, более чем через 100 лет, интересно оценить, насколько подтвердились столь смелые прогнозы.

На самом деле, ПЛ наиболее эффективно проявили себя в борьбе с торговлей, где добились действительно впечатляющих результатов. С позиций высокой стратегии это не входит в противоречие с представлениями о достижении главных целей в войне. «Разрушение торговли» особенно больно бьет по островным, высокоразвитым государствам, традиционно и сильно зависящим от экспорта и импорта; кроме того, дискредитируется само понятие «господство на море», считавшееся прерогативой великих морских держав и великих флотов. В первую очередь речь идет о противоборстве Германии с Англией и ее союзниками в мировых войнах и о США против Японии. Эти самые масштабные и поучительные примеры легли в основу обширного и глубокого анализа, поиска закономерностей, вплоть до выработки мотивированных взглядов на применение ПЛ в будущем.

Что касается возможностей ПЛ против военных флотов, их главных сил, этот раздел раскрыт менее подробно и оставляет много вопросов.

Примечательно, что и сегодня это не какой-нибудь рутинно-схоластический вопрос военно-морской истории или прикладных разделов развития боевого использования торпедного оружия (БИТО). Он актуален в определении перспектив строительства и развития флота. Повышенный интерес к нему возбуждает объективно существующий национальный аспект проблемы. Не секрет, что ВМФ, особенно в послевоенный период, имел хорошо заметную подводную направленность. И это при том, что обе мировые войны завершились официальным поражением идеи подводной войны. После Первой мировой – введением системы конвоев и «Асдиком», во Второй – внедрением радара и самолетов. Вообще, следуя подобной логике, делать ставку на ПЛ в будущем казалось бессмысленным. Тем не менее мы ее сделали, как до нас это сделали немцы во Второй мировой войне. До сих пор не затихают споры о правомерности такого шага и действительном облике ВМФ в годы холодной войны: насколько оправданным оказался подобный шаг в сложившихся условиях? Вопрос непростой, ждущий еще своего компетентного исследователя.

Самым «тонким» местом в объективном анализе, а следовательно, в формировании конкретного ответа является неподкрепленность его боевым опытом. К счастью для человечества и неудобству для специалистов, возможность опереться на таковой вот уже 67 лет отсутствует. Речь идет об аксиоме: только практика – критерий истины, в военном деле во всяком случае. Поэтому столь ценным и уникальным считается опыт Фолклендского кризиса 1982 года между Великобританией и Аргентиной. Но он только укрепляет в уверенности, что, как бы далеко ни ушли подводные лодки в своем развитии – вплоть до оснащения их ЯЭУ, космической связью и навигацией, совершенной электроникой и ядерным оружием, – они не смогли полностью освободиться от присущего этому роду сил груза особенностей и ограничений. Фолклендский «подводный опыт» оказался интересен вдвойне. Это опыт боевых действий против надводных кораблей (НК) противника. Однако будем придерживаться хронологии и начнем с участия ПЛ в мировых войнах.

Подводным лодкам как роду сил флота чуть более 100 лет. Начало широкого боевого применения и их интенсивного развития как раз и относится к периоду Первой мировой войны. Этот дебют в целом можно признать удачным. Около 600 ПЛ (372 из них были немецкими ПЛ, но и потеряли немцы больше всех – 178 ПЛ), состоявших тогда на вооружении воюющих сторон, отправили на дно более 55 крупных боевых кораблей и сотни эсминцев общим водоизмещением более 1 млн. т и 19 млн. б.р.т. (брутто-регистровая тонна – единица объема, равная 2,83 куб. метра, в настоящее время не применяется) торгового тоннажа. Наиболее массовыми и результативными оказались немцы, записавшие на свой счет более 5860 потопленных судов общим водоизмещением 13,2 млн. б.р.т. торгового тоннажа. Удар в основном пришелся по торговле Англии и был чрезвычайно действенен.

Рекорд потопленного тоннажа будет повторен, но не превзойден в ходе Второй мировой войны и, что характерно, гораздо большим количеством ПЛ. А вот принадлежащий германскому командиру Aрно де ла Перьер личный рекорд – более 440 тыс. б.р.т. – никем не достигнут. Лучший из подводников Второй мировой войны, тоже немец, Отто Кречмер сойдет с арены со счетом 244 тыс. б.р.т. и 44 потопленными судами еще весною 1941 года.

Если обратиться к результативности ПЛ против военного флота противника, успехи гораздо скромнее даже там, где такие действия специально планировались. Это трудно сообразуется с надеждами и ожиданиями от первых громких успехов Отто Веддигена, который уже в первые дни войны на примитивной U-9 за час с небольшим утопил три броненосных крейсера. Известны и другие громкие достижения немецких подводников в части поражения крупных НК противника, но это будет позже. А пока «мобилизация» почти всех имевшихся (около 20 единиц) ПЛ на прочесывание Северного моря, якобы кишащего дредноутами, не принесли никакого результата. Заранее узнав об операции, англичане убрали из Северного моря все ценные НК.

Участие ПЛ в Ютландском сражении, на которое возлагались большие надежды – ведь к 1916 году ПЛ уже исподволь успели себя проявить, – вообще обескураживают. Они там даже никого не обнаружили. Главные силы флотов развернулись и сошлись в величайшем в истории морском сражении, не будучи даже замечены. Косвенным успехом ПЛ, правда, считают гибель военного министра Великобритании фельдмаршала лорда Китченера на крейсере «Хемпшир», подорвавшегося на минах, но это не более чем утешительный «бонус».

Строго говоря, недостигнутыми оказались цели и в борьбе с торговлей. Блокада Англии, поспешно декларированная германским руководством в начале войны, оказалась не достигнута, ибо не была подкреплена реальными силами. Затем последовала череда запретов из-за международного скандала по поводу «Лузитании», сопутствующие им спады в подводной войне, возвращение к принципу призового права. Не помогло и запоздалое объявление неограниченной подводной войны в 1917 году: противник успел подготовиться.

Однако вернемся к несбывшимся надеждам в части борьбы ПЛ с НК. Следует заметить, что в межвоенный (1918–1939 годы) период не было недостатка в анализе, исследователях и теориях на этот счет, более глубоких и заинтересованных, чем в Германии. Если во всем многообразии причин и объяснений выделить главные и отбросить частные, предвзятые и второстепенные, имеющие, кстати, широкое хождение на «школярско-кадетском» уровне, в сухом остатке – отсутствие в основе действий германского флота в Первой мировой войне соответствующей его задачам и материальному уровню стратегии.

В кои-то веки Германии огромным напряжением всех своих сил удалось построить второй в мире флот. В сочетании с признанно лучшей армией это порождало надежды занять доминирующее положение в Европе, и не только в ней. К тому же столь серьезные военные приготовления, согласно законам стратегии, имеют необратимый характер. Но вот соответствующих стратегических установок, касающихся войны на море, у военно-политического руководства и морского командования Германии не оказалось. Это признают в первую очередь их же исследователи-специалисты. Следуя от общего к частному, уместно распространить эту проблему и на счет подводного флота, тогда совсем молодого рода сил. В этом, видимо, и приходится искать главную причину недостижения целей в войне подводным флотом Германии.

В этом можно усмотреть и достаточно глубокие общие оперативно-стратегические последствия. Не будем забывать, что британский Гранд Флит был почти на треть сильнее германского Флота Открытого моря, и вступать при таком соотношении сил в генеральное сражение было по меньшей мере безрассудно. Исходя из этого, замысел германского морского командования состоял в том, чтобы предварительно ослабить Гранд Флит, выманив англичан в море частью сил и подловив их там превосходящими силами, сравняв силы для будущего генерального сражения. После того как адмирал Гуго фон Поль 14 декабря 1914 года упустил подобную уникальную возможность, надежды уравнять силы сосредоточились преимущественно вокруг успехов подводных лодок. 200 из более чем 5000 транспортов погибли на минах (1,5 млн. т), выставленных ПЛ.

Что касается иных причин, принято говорить: во Вторую мировую войну немцы вошли со стратегией и прекрасно отработанной системой подготовки и применения подводных сил. По сравнению со Второй Первая мировая война без преувеличения была битвой талантливых, дерзких и предприимчивых подводников-одиночек. Это и понятно, молодой род сил имел мало опытных специалистов, ПЛ имели ограниченные до самой войны тактико-технические характеристики. У самого командования флотом отсутствовали четкие и ясные взгляды на применение ПЛ. Молодые командиры ПЛ со своими скромными капитан-лейтенантскими нашивками и подчас ценными предложениями на фоне блестящих и маститых флагманов и командиров кораблей Флота Открытого моря просто терялись. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основные решения о ведении подводной войны принимались без учета и глубокого знания особенностей использования субмарин. В течение всей войны ПЛ для флотских операторов и высшего командования так и оставались вещью в себе.