Боевые корабли 17 18 веков. Парусные линейные корабли, фрегаты, корветы и бриги

До конца XIV столетия коги и прочие суда имели то же вооружение, что и античные суда, но даже после распространения огнестрельного оружия их вооружение продолжало оставаться традиционным.

В « Imposicio Officii Gazariae» 1441 г. огова­ривается, что судно или ког с грузом в 20 000 кантаро (старая мера веса, колебавшаяся от пя­тидесяти до восьмидесяти килограмм, т.е. речь идет о грузе примерно в 1 500 тонн) должно иметь на борту восемь бомбард с двумя сотнями «камней» (круглые каменные ядра) и три бочон­ка с порохом, но добавляется, что на борту должно быть двадцать две кирасы, двадцать два стальных нагрудника, шесть боевых топоров, чтобы рубить такелаж и рангоут, три грапнеля с цепями, гвозди с широкой шляпкой, чаны с известью и жидким мылом, пики и стрелы.

Арсенал судна, естественно, включал в себя и обычное холодное оружие. Следует объяснить, что гвозди, рассыпанные по палубе, вместе с разлитым жидким мылом не давали возможнос­ти передвигаться по палубе; известь использова­лась для того, чтобы ослепить противника и заставить его задыхаться; а факт обязательного на­личия на борту кирас и пик свидетельствует о том, что исход морского сражения обычно решал­ся в рукопашной схватке. В качестве курьеза можно привести книгу, написанную в 1439 г. французским адмиралом по имени Жан де Бейль и озаглавленную « Iuvincel introduit aux armes», в которой греческий огонь, «дельфины» и даже ныряльщики, специально натренированные и обу­ченные разрушать днища судов противника, вклю­чаются в состав судового вооружения.

У галеонов XVI в. весь арсенал состоял поч­ти исключительно из огнестрельного, оружия. Декларация, выпущенная в 1584 г. французским королем Генрихом III, регламентировавшая, как должны быть вооружены суда определенных раз­меров (имелись в виду торговые, не военные суда), устанавливала, что суда с командой в сорок пять человек обязаны иметь две пушки «карди­нал», четыре дальнобойных кулеврины, двенад­цать «опорных» пушек и двенадцать огнеметов, но все еще предписывала иметь двадцать четыре пики и два серпа, чтобы резать такелаж, а так­же двенадцать арбалетов.

Описывая гребные суда, мы упоминали, что на галерах вся артиллерия находилась на носу, тогда как галеасы (большие трехмачтовые воен­ные галеры) имели пушки на корме, плюс не­сколько крупнокалиберных мушкетов и аркебуз по обеим сторонам квартердека, установленных на дубовых уключинах. В противоположность это­му на каракках, галеонах и более совершенных судах основная артиллерия размещалась вдоль бортов, и лишь несколько пушек могли стрелять вперед и назад. Такой порядок обуславливался

конструктивными особенностями: галеры и гале­асы не имели палубы, на которой могла бы быть установлена артиллерия, тогда как парусные суда имели одну, две и три палубы, являвшиеся частью конструкции судна и поэтому способные выдерживать вес большого количества пушек крупных калибров. Следует подчеркнуть, что по соображениям остойчивости и во избежание на­рушения прочности корпуса судна наиболее мощ­ные, тяжелые орудия размещались на нижней палубе и соответственно более легкие - на верх­них. Пушки на главной палубе, на баке и на юте могли стрелять сквозь отверстия в фальшбортах и ограждении. Эти отверстия не надо было за­крывать во время движения судна. Однако пуш­ки на нижних палубах должны были стрелять сквозь порты (отверстия в самих бортах судна). Когда судно находилось на марше, эти порты для безопасности должны были быть по возможности закрыты. Они имели четырехугольную форму, поч­ти квадратную, и появились на каракках около 1450 г. Говорят, их изобрел французский плот­ник по имени Дешарде в 1410 г., и во Франции они получили название « sabords» («пушечные пор­ты»). На фальшбортах галеасов уже практикова­лась установка аркебуз и прочего мелкого огне­стрельного оружия, но поскольку особенности кон­струкции планшира (деревянный брус, идущий по­верх фальшборта, или бульварка, или вдоль шлю­почного борта, где в нем крепятся уключины для весел) едва ли могли обеспечить достаточно проч­ную и надежную опору, то было невозможно на­гружать его оружием, более тяжелым, чем мог удержать человек с помощью железных скоб, на которые можно было опереть дуло.

Легкие пушки, размещавшиеся на носу га­лер, такие как фальконеты и кулеврины, имели деревянные стволы и лафеты без катков, и что­бы зарядить их, канониру необходимо было иметь к ним доступ спереди, со стороны дульного сре­за. В противоположность этому, орудия на ка­ракках и галеонах, а также на военных кораб­лях и фрегатах устанавливались на колесных ла­фетах. Перезарядка пушек предусматривала от­кат их назад и возвращение к прежнему месту у борта, так что их приходилось катать взад и вперед при помощи талей, прикрепленных к па­лубе и бортам.

Пушки со временем совершенствовались, и из предметов художественного мастерства - кото­рыми они также являлись, - украшенных вычур­ными рельефными орнаментами, превращались в простые бронзовые и стальные трубы. Камен­ные ядра были заменены на чугунные. Желез­ные ядра могли выпускаться из орудий связан­ными цепью попарно, чтобы причинить больший урон неприятелю, ломая рангоуты, или раска­ленными (так называемые «брандскугели»), что­бы вызвать на борту пожар. Даже к концу XIX столетия, когда начался век пара, корабельные пушки продолжали стрелять круглыми ядрами, не имели винтовой нарезки внутри ствола и за­ряжались с дула. Единственно заметным прогрес­сом было введение «карронад» - пушек, кото­рые вместо колесных лафетов устанавливались на неподвижных, а вместо наведения на цель с помощью деревянных клиньев, забиваемых меж­ду стволом и лафетом, имели вертикальный вин­товой подъемный механизм, расположенный меж­ду казенной частью орудия и лафетом. Название орудия происходит от городка Кар­рон неподалеку от Фолкерка (залив Ферт-оф­Форт) в Шотландии, где в 1774 г. были впер­вые отлиты орудия этого типа.

Одним из особых видов оружия, введенным в XVI св., был брандер. Собственно, это не было оружие как таковое, а просто небольшое судно (или большая лодка), нагруженное легковоспла­меняющимися материалами, которое пускалось по ветру в сторону неприятельских кораблей с целью поджечь их и вывести из строя.

Только из-за этого музея можно ехать в Стокгольм на выходные! Долго я писал этот пост, если вам лень читать, зацените фотографии)
Пролог
10 августа 1628 года из гавани Стокгольма отплыл большой военный корабль. Большой, наверное мало сказано, для шведов он был огромен. Редко они строили корабли такого масштаба. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 150 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Это был недавно построенный Vasa, названный так в честь правящей династии. В рамках торжественной церемонии был произведен салют из пушек, расположенных в отверстиях по обоим бортам корабля. Ничего не предвещало беды, корабль двигался ко входу в гавань. Налетел порыв ветра, корабль немного накренился но устоял. Повторный порыв ветра был посильнее и завалил корабль на бок, через открытые отверстия для пушек хлынула вода. С этого момента крушение стало неминуемым. Возможно на судне началась паника, не все успели добраться до верхней палубы и прыгнуть в воду. Но все же большая часть команды успела. На боку корабль продержался лишь шесть минут. Vasa стал могилой как минимум для 30 человек, и заснул на 333 года, прям как в сказке. Под катом вас ждут фотографии и рассказ о судьбе корабля.


02. Посмотрите на него поближе.

03. "Васа" был построен в Стокгольме по приказу Густава Адольфа II, короля Швеции, под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хибертсона. В общей сложности на постройке работали 400 человек. Его строительство заняло около двух лет. Корабль имел три мачты, мог нести десять парусов, его размеры составляли 52 метра от верхушки мачты до киля и 69 метров от носа до кормы; вес составлял 1200 тонн. К моменту завершения строительства это был один из самых больших кораблей в мире.

04. На корабль конечно не пускают, в музее есть локации которые показывают как там внутри.

05. Что же пошло не так? В 17 веке не было компьютеров, были лишь таблицы габаритов. Но корабль такого уровня нельзя строить "приблизительно". Высокий борт, короткий киль, 64 пушки по бортам в два яруса, Густав Адольф II желал иметь на корабле больше пушек, чем обычно устанавливалось. Корабль был построен с высокой надстройкой, с двумя дополнительными палубами для пушек. Это его и подвело, центр тяжести был слишком высоко. Днище корабля было заполнено большими камнями, которые служили в качестве балласта для устойчивости на воде. Но "Васа" был слишком тяжелым в верхней части. Как всегда наложились мелочи, балласта положили меньше (120 тонн это мало), чем нужно, так как боялись, что скорость будь мала, уменьшенную копию по каким-то причинам тоже не построили. В комментах подсказывают, что больше балласта положить было некуда.

06. "Васа" должен был стать одним из ведущих кораблей Шведского военно-морского флота. Как я уже говорил, он имел 64 орудия, большинство из них 24 фунтовые (они стреляли ядрами весом 24 фунта или свыше 11 кг). Есть версия, что делали его для войны с Россией. Но в ту пору у шведов было больше проблем с Польшей. Кстати, пушки умудрились достать практически сразу, уж очень ценны они были. Право на поднятие выкупила Англия. Если гид не приврал, эти пушки потом купила Польша для войны со Щвецией).

07. Почему же другие корабли не поднимают через 300 лет? А от них попросту ничего не остается. Секрет в том, что корабельный червь, Teredo navalis, который пожирает деревянные обломки в соленой воде, не очень распространен в слабо соленых водах Балтики, а в других морях он вполне способен сожрать обшивку действующего корабля за маленький срок. Плюс здешняя вода сама по себе - неплохой консервант, температура и соленость ее оптимальна для парусников.

08. Нос не вошел в объектив полностью.

09. Лев держит корону в лапах.

10. Рядом стоит копия, можно рассмотреть внимательнее.

11. Все лица разные.

12. Посмотрите внимательно на корму. Изначально она была цветной и в позолоте.

13.

14.

15.

16. Он был таким, такой он мне не нравится. Но в 17 веке были явно другие взгляды на кораблестроение.

17.

18. Жизнь матросов в разрезе, нет своих кают, все дела на палубе.

19. Что касается подъема корабля, тут тоже не все было просто. Нашел корабль Андерс Франзен, самостоятельный исследователь, с детства его интересовали обломки кораблей. И конечно он все знал про крушение. В течении нескольких лет при помощи лота и кошки осуществлялся поиск. "В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и мертвых кошек". Но в 1956 году "клюнуло". И для подъема корабля Андерс Франзен сделал все. И бюрократов в своей правоте убедил, и организовал кампанию "Спасите "Васу" и по портовым свалкам насобирал и починил кучу считавшегося негодным различного водолазного оборудования. Деньги начали поступать и дело пошло на лад, два года ушло на туннели под кораблем. Тунели в прямом смысле промывались под кораблем, опасная и мужественная работа. Туннели были очень узкие и водолазам приходилось протискиваться в них и при этом не запутаться. И конечно висящий над ними корабль под тысячу тонн не придавал смелости, Никто не знал выдержит ли "Васа" Никто еще в этом мире не поднимал до сих пор кораблей, затонувших так давно! Но "Васа" выдержал, не рассыпался при остропке, когда водолазы - в основном, археологи-любители - опутывали его корпус веревочками и прикрепляли к опущенным в воду гакам с кранов и понтонов, - чудо. Научное чудо.

20. Еще два года он провисел в таком состоянии, пока водолазы готовили его к подъему, затыкая тысячи дыр образовавшихся от металических ржавых болтов. и 24 апреля 1961 года все получилось. В том почерневшем призраке, что был извлечен на поверхность, никто бы не опознал того самого "Васу". Предстояли годы работы. Первоначально корабль обдавался струями воды, а в это время специалисты разрабатывали надлежащий метод консервации. Выбранным предохранительным материалом оказался полиэтиленгликоль, растворимое в воде вязкое вещество, которое медленно проникает в дерево, заменяя воду. Распыление полиэтиленгликоля продолжалось в течение 17 лет.

21. На поверхность было поднято 14 000 утраченных деревянных предметов, включая 700 скульптур. Их консервация выполнялась в индивидуальном порядке; затем они заняли свои первоначальные места на корабле. Задача была похожа на мозаичную головоломку.

22. Рукоятка клинка.

23.

24. Обитатели корабля. Кости были извлечены вперемешку, без современных технологий ничего бы не получилось.

25.

26. Сотрудники музея пошли дальше, чем просто показать посетителям скелеты. С помощью "спектрального анализа" они восстановили лица некоторых людей.

27. Выглядят очень близко к живым.

28. Пугающий взгляд.

29.

30.

31.

32.

33. Вот пожалуй и все, что я хотел вам рассказать. Кстати, корабль оригинал на 98%!

34. Спасибо за внимание.

Голландия вышла в океан позже других могущественных держав. Уже была открыта Америка, весь Новый Свет Папа Александр VI разделил между Испанией и Португалией и над заокеанскими землями занесли руку английские и французские монархи, а Голландия, находившаяся под пятой испанцев, все еще не имела собственного судостроения.

Толчком к его созданию, пожалуй, стал первый крупный бунт нидерландской буржуазии, которую испанские наместники обложили непосильными налогами. В 1567г. воцарившийся на испанском престоле Филипп II направляет в Нидерланды войско во главе с беспощадным герцогом Альбой, который жестоко расправляется с восставшими, казнив свыше восьми тысяч человек Ответную волну народного гнева испанцам не удалось сдержать.

На водные дороги вышли гезы - первые бесстрашные мореходы Голландии, стремительно бравшие один прибрежный город за другим. Нельзя сказать, что вождь голландского дворянства Вильгельм Оранский, в основном полагавшийся на наемные войска, был в стороне от великих битв за независимость своей страны. Но только ратные успехи морских гезов и их выносливые суда позволили свершиться главному - в 1582г.

Нидерланды наконец-то объявляют короля Филиппа низложенным. Одним из первых детищ свободной республики стала Ост-Индская компания, основанная в 1602г. с разрешения Генеральных штатов.

Голландские суда XVII в.

Благодаря собственному флоту добротной и прочной постройки, компания, получившая монополию на торговлю с азиатскими странами, вскоре становится одной из самых богатых в мире. Появляется новый тип торгового судна.

Эти суда имели три мачты и вооружались 16-20 небольшими пушками, хотя и не были предназначены для боевых действий. Водоизмещение ост-индских судов в среднем составляло порядка 600 тонн. Отношение длины корпуса к ширине у судов этого типа было даже больше, чем у галиона.

Для придания кораблю прочности, шпангоуты ставили на небольшом расстоянии друг от друга, а в местах установки мачт их делали двойными. Набор подкреплялся горизонтальными и вертикальными кницами. Корпус судна изготовляли из дубовой древесины - всего для его постройки требовалось не менее двух тысяч хорошо высушенных дубов.

При разделке дерева тщательно следили, чтобы изгиб волокон соответствовал форме вырезаемой детали. Деталь, выполненная таким способом, становилась «вечной». Дубовые доски обшивки предпочитали крепить к шпангоутам с помощью деревянных шипов - слишком быстро ржавели железные гвозди в соленой морской воде.

Между тем гвозди использовали для крепления менее ответственных элементов конструкции корабля. Так, чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков-древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Гвозди, крепившие эту «вторую кожу», располагались так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие.

Голландский гукор XVII в.

Кница - деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами.

Кат-балка - балка для подъема якоря от клюза до верхней палубы с помощью талей.

Камбуз -место на корабле для приготовления пищи.

Просторная палуба ост-индских судов была свободной, а в носовой части ограничивалась поперечной переборкой (бикгедом). Выступающую носовую оконечность - гальюн, устройство которого было перенято от галер, ограничивали плавно изогнутые рейки (регели). В невысоком квартердеке на корме размещались офицерские каюты с широкими светлыми окнами.

Под баком обычно оборудовался камбуз. Появилось много новых технических приспособлений, которые облегчили нелегкий труд команды. Например, для подъема якоря начинают использовать специальную кат-балку. Помпа помогает морякам быстро откачивать воду, просочившуюся в трюмы. А для погрузки товара на торговых судах устанавливались горизонтальные лебедки - брашпили.

Японский рисунок XVII в., изображающий судно голландской Ост-Индской компании

Суда голландцев - пинасы и флейты, - часто мелькавшие в средиземноморских водах, во многом превосходили своих южных конкурентов. Флейт длиной 30-40 метров имел закругленную корму с надстройкой. Борта в верхней части были чересчур завалены внутрь, а палуба флейта была очень узкой.

Вероятно, на такое конструктивное решение повлиял размер пошлины, взимаемой в те времена Зундской таможней: он устанавливался в зависимости от ширины палубы проходящего судна. Голландские корабли чувствовали себя вполне уверенно и на тихоокеанских просторах. А после того, как Голландия устанавливает монополию на торговлю с Японией, около ста лет подряд ни одно европейское судно под другим флагом не входило в японские порты.

Флейт голландский

Тали - грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков, через которые проходит трос. Тали дают выигрыш в силе за счет снижения скорости подъема.

Дек - орудийная палуба на парусном корабле.

Проходит пару десятков лет, и в Англии, не пожелавшей смириться с утратой титула «королевы морей», начинают строить военные фрегаты. Прародителем первого фрегата, построенного в 1646 г. известным британским корабелом Питером Петтом, был голландский пинас с его высокими кормовыми надстройками, блинд-стеньгой и богатым декором. Но более стройный, чем у пинаса, корпус фрегата оказался и гораздо более мореходным.

В XVII в. это однодечное судно обладало самой высокой скоростью и часто использовалось для крейсерства - фрегаты состояли при многих флотах как посыльные и разведывательные корабли. Во время боя они поддерживали другие суда артиллерийским огнем или шли на абордаж. Фрегаты, сперва уступавшие по размерам линейным кораблям, постепенно становятся все массивнее и несут уже до шестидесяти артиллерийских орудий.

Наиболее крупные пушки начинают устанавливать на четырехколесных лафетах, пришедших на смену старым двухколесным. Наряду с железными все шире применяются орудия из бронзы, хотя и дорогие, но куда более легкие и надежные (железные пушки нередко разрывались при выстреле, не выдержав ударной волны). Одновременно предпринимаются попытки, поначалу не очень удачные, заменить бронзовые пушки чугунными. Пушки начинают унифицировать в зависимости от веса ядер (так, например, полуторатонная кулеврина была причислена к 18-фунтовым орудиям).

Корма голландского флагманского корабля «Зеландия», 1668г.

Пока Англия совершенствуется в постройке военных кораблей, торговый флот Голландии растет как на дрожжах. К 1643 г. он насчитывал целых 34 тысячи судов! Эта с трудом укладывающаяся в сознании, но тем не менее совершенно достоверная цифра - лучшее свидетельство огромного опыта, накопленного к этому времени голландскими мастерами-корабелами. Недаром для постижения судостроительного искусства царь всея Руси Петр I выбирает именно Голландию, где около года работает плотником на саардамских верфях Ост-Индской компании под именем Петра Михайлова.

Кстати, свой первый 44-пушечный фрегат русский царь заказал тоже в Голландии. Судно, созданное знаменитым Николосом, получило очень символичное название - «Святое Пророчество». Впрочем, не будем забегать вперед, ведь история русского регулярного военного флота берет свое начало с еще более ранних времен.

«Принц», 100-пушечный английский корабль 1672г.

Юферсы - деревянные блоки без шкивов, имеющие три отверстия для прохода троса. Служили для обтягивания стоячего такелажа.

Брам-стеньга -рангоутное дерево, являющееся продолжением стеньги.

Брам - слово, прибавляемое к названию всех парусов и снастей, принадлежащих брам-стеньге.

Бак и квар-Модель линейного корабля «Ройял Соверин», XVII в.

Английский линейный корабль конца XVII в.

К концу XVII столетия галион окончательно уступает место более совершенным по конструкции корпуса судам тердек уменьшаются по высоте. Украшения, дабы не перегружать нос и корму, упрощаются и теперь больше гармонируют с общим обликом и характером судна. Не стоит на месте и парусная оснастка кораблей.

Потомки нефов поголовно вооружаются тремя мачтами с марселями и брамселями. На каждой мачте, поддерживаемой вантами и штагами, уже четко различимы три части: нижняя мачта, стеньга и брам-стеньга. Ванты набиваются талями, в которых вместо обычных блоков начинают применять юферсы. Появляются дополнительные паруса: лисели и ундерлисели. На бизань-мачте прочно обосновывается латинская бизань, а под бушпритом - прямой блинд.

Английский линейный корабль «Соверин оф зе Сиз», 1637г.

Брамсель - третий снизу прямой парус, к его названию прибавляется название мачты, к которой он принадлежит.

Лисели - добавочные паруса на судах с прямым вооружением. Ставили в помощь прямым парусам в слабый ветер, крепили по двум сторонам рея к выдвижным рангоутным деревьям - лисель-спиртам.

Ундерлисели - нижние лисели.

Основой всех военных флотов XVII в. становятся линейные суда. Почему, собственно, линейные? Название это дала им практикуемая в то время тактика ведения морского боя. В сражении суда старались выстроиться в одну линию (кильватерную колонну) так, чтобы во время стрельбы оказаться повернутыми к вражескому флоту боком, а при ответном залпе противника успеть развернуться к нему кормой. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп из всех бортовых орудий линейного корабля.

Шведский военный корабль «Ваза», 1628г.

На линейных кораблях, убедительно демонстрировавших друг другу огневую мощь своих держав, обязательно присутствовали батарейные палубы. В зависимости от водоизмещения и числа таких палуб англичане начинают делить свои корабли на восемь рангов. Так, судно первого ранга имело водоизмещение 5000 тонн и три палубы со 110 орудиями, а более легкое 3500-тонное судно 2-го ранга несло 80 пушек на двух батарейных палубах. Позже английская система ранжирования кораблей почти без изменений перекочевала в остальные европейские флоты - разделить линейные суда по другому признаку попросту не представлялось возможным, слишком уж разными создавали их корабелы.

Интересным образцом голландской судостроительной архитектуры является 100-пушечный трехдечный корабль «Королева Екатерина», спущенный на воду в 1664г. При длине 82м и ширине около 18м «Королева Екатерина» считалась одним из самых крупных судов голландской постройки. На палубу судна (на шканцы) впервые был вынесен штурвал, управлять которым становится намного проще, чем румпелем. Корабль имел короткий бак, на который вело два трапа - по правому и левому борту.

На баке, неподалеку от фок-мачты, висел судовой колокол, который задавал «темп жизни» корабля. Между баком и грот-мачтой располагался шкафут, на котором был установлен шпиль для подъема якоря. В этой же части судна устроили трюм, а на рострах стояли четыре небольшие шлюпки - барказа. По боевой мощи корабль не уступал настоящей военно-морской базе. Его вооружение включало 60 тяжелых 42-фунтовых пушек, тридцать 24-фунтовых и десять 6-фунтовых орудий. Самая тяжелая судовая артиллерия размещалась на нижних деках. Как и все корабли голландцев, судно «Королева Екатерина» имело широкий нос, округлую корму и могло похвастать богатыми украшениями.

Один из этапов операции по подъему «Вазы»

Ростры - часть верхней палубы между фок,- и грот-мачтами, где размещались шлюпки и запасной рангоут.

Трап - название любой лестницы на корабле.

Шлюпка -малое судно, является вспомогательным и (или) спасательным средством на корабле.

В те времена все еще сильно увлекались декором больших военных кораблей, что иногда даже приводило к трагическим последствиям, особенно если корпус судна строился «на глазок». Нелишне вспомнить историю знаменитой шведской «Вазы». Этот корабль, построенный по приказу короля Густава II Адольфа, не только должен был носить почетный титул королевского флагмана, но и превзойти по своим размерам все остальные суда шведского флота.

Выйдя в августе 1628г. в свое первое плавание, корабль, несший около 700 разнообразных украшений и скульптур, всего в миле от берега черпнул пушечными портами воду, накренился и, опрокинувшись из-за плохой остойчивости, на глазах у зевак затонул в Стокгольмской бухте. Ни одному члену экипажа спастись не удалось.


В парусном флоте (конец XVII ? cередина XIX в.) наиболее крупным боевым кораблем стал линейный корабль? трехмачтовое судно с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек).

В зависимости от водоизмещения, размерений и, в первую очередь, от числа пушек, в соответствии с “Табелем о рангах кораблей” (XVII в.) корабли разделялись на шесть рангов. К середине XIX века водоизмещение линейных кораблей достигало 5000 т, вооружение? 130 пушек, экипаж? 800 человек.

Тенденции развития военных кораблей от галиона к линейному иллюстрирует английский военный корабль постройки 1637 года “Соверен оф зе Сиз” (“Владыка морей”) ? рис 9.1. Его водоизмещение 1530 т, наибольшая длина 71 м, ширина 14,2 м, глубина трюма 5,9 м, наибольшая осадка 6,75 м. Дальнейшее дробление (по сравнению с галионами) вплоть до четвертого яруса получила общая парусность. Впервые в истории судостроения артиллерийские орудия на нем размещались на трех палубах.
Этот корабль считается первым парусным линейным кораблем в истории судостроения. На трех сплошных батарейных палубах и занимавшей четвертый ярус батареи на шканцах было установлено
126 орудий, из них 20 тяжелых 60-фунтового калибра, восемь? 38-фунтового. Экипаж? 800 человек. Корабль был украшен многочисленными скульптурами и резьбой по дереву в стиле барокко. Стоимость корабля была грандиозной: за нее можно было построить десять обычных 40-пушечных кораблей. В вину английскому королю Карлу I, по приказу которого был построен этот корабль, ставилось неоправданное расточительство при финансировании строительства военно-морского флота. Политические страсти тех лет привели к тому, что король был казнен (в 1649 году) по приказу Оливера Кромвеля. Корабль же прожил долгую жизнь? три раза перестраивался и был на плаву
60 лет. Принимал неоднократно участие в морских сражениях, но погиб не в морской баталии, а сгорел на стоянке в Чатеме (под Лондоном) от огня опрокинувшейся свечи.

К первой трети XVII века относится вхождение Франции в состав великих морских держав. Это связано с именем герцога Ришелье, по инициативе которого началась реконструкция морских портов Франции, были куплены у Голландии несколько парусников, ставших первыми большими боевыми кораблями военно-морского флота. В 1636 году был спущен первый линейный корабль собственной постройки “Ле
Корона” (Корона) (водоизмещение? 2100 т, длина по ватерлинии?50,7 м, высота борта? 10,5 м, рот-мачта от киля до клотика? 57,6 м, вооружение? 72 пушки на трех палубах, экипаж? 604 человека). Корабль строил Шарль Морье.

Примером совершенного для того времени линейного корабля 1-го ранга может служить французский трехдечный 120-пушечный “Солей Ройял” (“Король-солнце”), построенный в 1690 году (рис. 9.2). Его размерения были близки к табелю о рангах и составляли: длина? 55 м, ширина? 15,5 м, углубление трюма? 6,7 м; экипаж? 875 человек. “Солей Ройял” в течение длительного периода по своим ходовым качествам, огневой мощи, декору считался самым лучшим среди линейных кораблей ведущих морских держав мира. Другим известным линейным кораблем 1-го ранга был испанский “Сантисима Тринидад” (рис. 9.3), построенный в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). Корпус и палуба изготовлены из кубинского красного дерева, мачты и реи? из мексиканской сосны. Толщина бортов? 0,6 м. Впервые судно такого класса имело четыре орудийные палубы, на которых было установлено 144 орудия, 30 из них калибра 32 фунта располагались на нижней палубе. Дальность стрельбы этих орудий? 1,5 мили. На второй палубе были установлены два 18-фунтовых и двадцать шесть 8-фунтовых орудий и мортир. Остальные орудия занимали третью и четвертую палубы. Несмотря на многочисленные попадания в этот линейный корабль со стороны английских кораблей в Трафальгарском сражении в 1805 году, он
не был потоплен. Во время сражения на корабле находились 1200 моряков и солдат морской пехоты.

Участвовавший в Трафальгарском сражении английский линейный корабль “Виктори” сохранился до настоящих дней (рис. 9.4). Он стал кораблем-памятником и с 1922 года стоит в Портсмутском сухом доке в честь победы английского флота над объединенными военно-морскими силами Испании и Франции. Место на палубе, где упал смертельно раненный адмирал Нельсон, отмечено мемориальной пластиной. Линейный корабль был построен корабельными мастерами Д. Локом и Э. Алланом еще в 1765 году в Чатаме близ Лондона. Имел три палубы и три мачты. Для постройки “Виктори” было израсходовано 2,5 тыс. деревьев, главным образом дуба. Киль составлен из нескольких стволов вяза, шпангоуты обтесывались топором по чертежам, которые были изготовлены в натуральную величину. Борта толщиною 0,6 м состояли из внешней и внутренней обшивки, скрепленной стальными болтами и дубовыми нагелями. Водоизмещение? около 3,5 тыс. т, длина? 57 м, ширина? около 16 м, экипаж? 850 человек. Был вооружен 104 пушками, из которых более половины тяжелые? 32- и 24-фунтовые.

С конца XVII века для дальней разведки и крейсерской службы (самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью захвата и уничтожения вражеских торговых судов)в военно-морских флотах разных стран появляется новый тип корабля? фрегат? с достаточно мощным артиллерийским вооружением, но более быстроходный, чем линейные корабли. От последних он отличался меньшими размерами (водоизмещение 700?-1000 т и больше) и меньшим числом пушек. Среди фрегатов были и крупные, имевшие до 60 пушек, которые включались в боевую линию и носили название линейных фрегатов. Вот несколько характерных кораблей данного типа. Французский фрегат “Флора” (рис. 9.5), построенный в 1780 году, имел наибольшую длину?
47 м, по килю? 38 м, максимальную ширину? 11,6 м, осадку? 5 м, вооружение? 30 9-фунтовых орудия, экипаж?около 300 человек. Американский фрегат “Конститьюшн” (рис. 9.6), построеный в Бостоне в 1797 году, был предназначен для защиты американских судоходных путей от пиратов в Карибском и Средиземном морях. Длина его 62,2 м, ширина 13,6 м, высота борта 6,85 м. Вооружение доходило до 55 пушек, двадцать восемь из которых 24-фунтовые, а десять 12-фунтовые. Экипаж? 400 человек. Фрегат находился на плаву 150 лет, его неоднократно реставрировали, а с 1947 года он на вечной стоянке в Бостоне как судно-памятник.

Интересна история развития фрегатов. Первоначально, в
XIII?-XVI веках, фрегат (парусно-гребное судно при галерах) имел 4?5 пар весел, косой парус. В дальних походах буксировался флагманской галерой. Фрегатом также назывался наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота, кроме парусов он имел 12…18 пар весел, на вооружении у него было до 38 пушек. Пройдя ряд изменений, фрегаты как класс судов возродились и в современных военно-морских флотах разных стран (название было дано во время второй мировой войны). Ныне своей боевой задачей они имеют поиск и уничтожение подводных лодок противника, противолодочную и противоракетную оборону кораблей и транспортов при действиях в составе поисковых групп и сил охранения.

Корветы XVII-?XVIII веков? корабли водоизмещением 460 т и более; они имели такое же, как фрегаты, прямое парусное вооружение и 18?30 орудий на верхней палубе и использовались главным образом
для разведывательной и посыльной службы (рис. 9.7,а). Корвет “Астроляб” (Франция, 1811 г.) имел длину 101,04 фута (30,08 м), ширину по палубе 28,54 фута (8,7 м), осадку 11,97 фута (3,65 м), водоизмещение 380 т.

Бриги были существенно меньших размеров, чем фрегаты, их водоизмещение? 200?400 т, длина? до 32 м, ширина? 8…9 м, прямое вооружение на двух мачтах, на второй грот-мачте помимо прямых парусов ставился еще один косой. Экипаж? до 120 человек, артиллерийское вооружение? до 24 пушек. Они появились в XVIII веке и использовались не только как крейсерские, дозорные, но и как посыльные (рис. 9.7,б).

Общая площадь парусов, поднимаемых на 120-пушечном линейном корабле, доходила до 3140 м2, на фрегатах? 2500 м2, на бригах?760 м2, что на одну тонну водоизмещения давало соответственно 0,65;
1,0; 1,9 м2. Удельная парусная вооруженность определяла и скоростные качества кораблей. Бриги и фрегаты, скорость которых достигала 10 узлов, а масса парусов? 4 т, были более быстроходными, чем линейные корабли. Стремление ограничить разнообразие военного флота, внедрить проверенные конструкции кораблей привело к тому, что во всех флотах мира установилась практика составления корабельных штатов (упоминавшиеся выше табели о рангах). Наиболее полно были разработаны и неоднократно обновлялись штаты в Англии и Франции, а затем и в России. Они определяли иерархию боевых кораблей, а также основные характеристики и спецификационные требования к постройке. Представление о таких штатах начала XVIII столетия дает табл. 9.1, заимствованная из работы Р.М. Мельникова). Сведенья относятся к вооружению и комплектации английских кораблей по адмиралтейским правилам 1709?-1727 годов. Военный парусный флот сохранился до первой половины XIX века. Последней войной, в которой парусники принимали участие как главная вооруженная сила воюющих сторон, была Крымская. Она же и показала, что долгий век парусных военных кораблей закончился.

29.04.2015 23 331 0 Jadaha

Наука и техника

Считается, что как класс военных судов линейные корабли появились только в XVII веке, когда сформировалась новая тактика морских сражений.

Эскадры выстраивались друг против друга и начинали артиллерийскую дуэль, финал которой определял и исход битвы.

Однако если подразумевать под линейными крупные боевые суда с мощным вооружением, то история таких кораблей уходит вглубь тысячелетий.


В античные времена боевая мощь судна зависела от количества воинов и гребцов, а также метательных орудий, которые на нем помещались. Название кораблей определялось количеством рядов весел. Весла, в свою очередь, могли быть рассчитаны на 1-3 человек. Гребцы размещались в несколько этажей, друг над другом или в шахматном порядке.

Самым распространенным типом крупных судов считались квинквиремы (пентеры) с пятью рядами весел. Однако в 256 году до н. э. в битве с карфагенянами при Экноме в состав римской эскадры входили две гексеры (с шестью рядами весел). Римляне еще неуверенно чувствовали себя на море и вместо традиционных таранов завязывали абордажный бой, устанавливая на палубах так называемые «вороны» - устройства, которые, обрушившись на вражеский корабль, намертво сковывали его с нападающим судном.

По мнению современных специалистов, самым крупным судном могла быть септирема (семь рядов весел) длиной около 90 метров. Корабль большей длины просто переломился бы на волнах. Тем не менее, в античных источниках содержатся упоминания об октерах, энерах и децимремах (соответственно, восемь, девять и десять рядов весел). Скорее всего, эти суда были слишком широки, а следовательно, тихоходны и использовались для обороны собственных гаваней, а также при взятии вражеских прибрежных крепостей как передвижные платформы для осадных башен и тяжелых метательных устройств.

Длина - 45 метров

Ширина - 6 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - около 250 человек

Вооружение - абордажный «ворон»


Распространено мнение, что защищенные броней суда появились во второй половине XIX века. На самом деле местом их рождения была средневековая Корея...

Речь идет о кобуксонах, или «кораблях-черепахах», созданных, как считается, знаменитым корейским флотоводцем Ли Сунсином (1545-1598 гг.).

Первые упоминания об этих кораблях относятся еще к 1423 году, но возможность опробовать их в деле появилась только в 1592 году, когда 130-тысячная японская армия попыталась завоевать Страну утренней свежести.

Потеряв значительную часть флота из-за внезапного нападения, корейцы, располагая вчетверо меньшими силами, стали наносить удары по вражеским судам. Линейные корабли самурайского флота - секибунэ - имели экипажи не более 200 человек и водоизмещение 150 тонн. Перед вдвое большими по размерам и наглухо защищенными броней кобуксонами они оказывались беззащитными, поскольку взять таких «черепах» на абордаж было невозможно. Корейские экипажи сидели в похожих на сундук казематах из дерева и железа и методично расстреливали противника из пушек.

В движение кобуксоны приводились 18-20-одноместными веслами и даже при попутном ветре вряд ли могли развивать скорость более 7 километров в час. Но их огневая мощь оказывалась сокрушающей, а неуязвимость доводила самураев до истерики. Именно эти «черепахи» принесли корейцам победу, а Ли Сунсин стал национальным героем.

Длина - 30-36 метров

Ширина - 9-12 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - 130 человек

Количество орудий - 24-40


Правители Венецианской республики, пожалуй, первыми поняли, что господство над морскими коммуникациями позволяет контролировать мировую торговлю, а с таким козырем в руках даже крохотное государство может стать сильной европейской державой.

Основой морской мощи Республики Святого Марка были галеры. Суда этого типа могли двигаться и на парусах, и на веслах, но были длиннее своих древнегреческих и финикийских предшественников, что позволяло увеличивать их экипажи до полутораста моряков, способных выступать и в качестве гребцов, и в качестве морских пехотинцев.

Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров, но этого хватало для загрузки необходимых припасов и даже небольших партий, предназначенных на продажу товаров.

Основным элементом судна были изогнутые шпангоуты, определявшие форму и влиявшие на скорость галеры. Сначала из них собирали каркас, а затем обшивали досками.

Такая технология была революционной для своего времени, позволяя соорудить длинную и узкую, но при этом жесткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн.

Венецианские верфи были государственным предприятием, окруженным 10-метровой стеной. Трудились на них более 3000 профессиональных мастеров, которых называли арсенолотти.

Несанкционированное проникновение на территорию предприятия каралось тюремным заключением, что должно было обеспечить режим максимальной секретности.

Длина - 40 метров

Ширина - 5 метров

Двигатель - парус, весла

Скорость - б узлов

Грузоподъемность - 140 тонн

Экипаж - 150 гребцов


Самый крупный парусный линейный корабль XVIII века, неофициально прозванный El Ponderoso («Тяжеловес»).

Его спустили на воду в Гаване в 1769 году. Он имел три палубы. Корпус корабля толщиной до 60 сантиметров изготавливали из кубинской красной древесины, мачты и реи - из мексиканской сосны.

В 1779 году Испания и Франция объявили войну Англии. «Сантисима Тринидад» отправился в Ла-Манш, но вражеские суда просто не вступали с ним в бой и ускользали, пользуясь преимуществом в скорости. В 1795 году «Тяжеловеса» переоборудовали в первый в мире четырехдечный корабль.

14 апреля 1797 года в битве при мысе Сан-Винсенте британские суда под командованием Нельсона подсекли нос колонне, возглавлявшейся «Сантисима Тринидадом», и с удобной позиции открыли артиллерийский огонь, что, и решило исход сражения. Победители захватили четыре корабля, но гордость испанского флота сумела избежать пленения.

Британский флагман «Виктория», на котором находился Нельсон, атаковал вместе с семью другими британскими кораблями, каждый из которых имел не менее 72 орудий, «Сантисима Тринидад».

Длина - 63 метра

Водоизмещение - 1900 тонн

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 144


Самый мощный парусный линейный корабль русского флота был спущен на воду в 1841 году на Николаевской верфи.

Строился он по инициативе командующего Черноморской эскадрой Михаила Лазарева с учетом новейших разработок британских корабелов. Благодаря тщательной обработке дерева и проведению работ в эллингах срок службы судна превысил стандартные восемь лет. Внутреннее убранство было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В 1849 и 1852 годах со стапелей сошли еще два аналогичных корабля - «Париж» и «Великий князь Константин», но с более простым внутренним убранством.

Первым командиром корабля стал будущий вице-адмирал Владимир Корнилов (1806-1854 гг.), погибший во время обороны Севастополя.

В 1853 году «Двенадцать апостолов» осуществили перевозку почти 1,5 тысячи пехотинцев на Кавказ для участия в боях против турок. Однако когда против России выступили англичане и французы, стало очевидно, что время парусных судов ушло в прошлое.

На «Двенадцати апостолах» устроили госпиталь, а снятые с него пушки использовали для укрепления береговой обороны.

В ночь с 13 на 14 февраля 1855 года корабль затопили, чтобы укрепить размытые течением подводные заграждения у входа в бухту. Когда после войны начались работы по расчистке фарватера, поднять «Двенадцать апостолов» не удалось и судно взорвали.

Длина - 64,4 метра

Ширина - 12,1 метра

Скорость - до 12 узлов (22 км/ч)

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 130


Первый полноценный броненосец российского флота, строившийся на Галерном острове в Петербурге по проекту контр-адмирала Андрея Попова (1821-1898 гг.), первоначально носил имя «Крейсер» и предназначался именно для ведения крейсерских операций. Однако после переименования его в 1872 году в «Петр Великий» и спуска на воду концепция изменилась. Речь стала вестись уже о судне линейного типа.

Довести до ума машинную часть не получалось; в 1881 году «Петра Великого» перевели в Глазго, где его реконструкцией занялись специалисты компании Randolph and Elder. В результате корабль стал считаться лидером среди судов своего класса, хотя блеснуть мощью в настоящих боевых действиях ему так и не пришлось.

К началу XX века кораблестроение ушло далеко вперед, и очередная модернизация дела уже не спасала. В 1903 году «Петра Великого» переоборудовали в учебное судно, а с 1917 года использовали в качестве плавучей базы подводных лодок.

В феврале и апреле 1918 года этот ветеран поучаствовал в двух тяжелейших ледовых перехода: сначала из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт, избежав пленения немцами или белофиннами.

В мае 1921 года экс-броненосец разоружили и переформировали в минный блокшив (плавучую базу) Кронштадтского военного порта. Из списка флота «Петра Великого» исключили только в 1959 году.

Длина - 103,5 метра

Ширина - 19,2 метра

Скорость - 14,36 узла

Мощность - 8296 л. с.

Экипаж - 440 человек

Вооружение - четыре 305-миллиметровых и шесть 87-миллиметровых пушек


Имя собственное этого корабля стало именем нарицательным для целого поколения боевых судов, отличавшихся от привычных линкоров большей броневой защитой и мощью орудий, -именно на них был реализован принцип «аll-big-gun» («только большие пушки»).

Инициатива его создания принадлежала первому лорду британского Адмиралтейства Джону Фишеру (1841 -1920 гг.). Спущенный на воду 10 февраля 1906 года корабль построили за четыре месяца, задействовав почти все судостроительные предприятия королевства. Мощь его огневого залпа равнялась мощи залпа целой эскадры броненосцев недавно закончившейся Русско-японской войны. Впрочем, и стоил он в два раза дороже.

Таким образом, великие державы вошли в очередной виток гонки морских вооружений.

К началу Первой мировой войны сам «Дредноут» уже считался несколько устаревшим, и ему на смену шли так называемые «сверхдредноуты».

Единственную победу этот корабль одержал 18 марта 1915 года, потопив таранным ударом германскую субмарину U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводник капитан-лейтенант Отто Веддинген.

В 1919 году «Дредноут» перевели в резерв, в 1921 году продали на слом, а в 1923 году разобрали на металл.

Длина - 160,74 метра

Ширина - 25,01 метра

Скорость - 21,6 узла

Мощность - 23 000 л. с. (расчетная) - 26350 (на полном ходу)

Экипаж - 692 человека (1905 г.), 810 человек (1916 г.)

Вооружение - десять 305-миллиметровых, двадцать семь 76-миллиметровых противоминных пушек


Самый крупный (наряду с «Тирпицем») германский линкор и третий по размерам в мире представитель этого класса боевых кораблей (после линкоров типа «Ямато» и «Айова»).

Спущен на воду в Гамбурге в День святого Валентина - 14 февраля 1939 года - в присутствии внучки князя Бисмарка Доротеи фон Левенфельд.

18 мая 1941 года линкор вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышел из Готенхафена (современная Гдыня) с целью нарушить британские морские коммуникации.

Утром 24 мая после восьмиминутной артиллерийской дуэли «Бисмарк» отправил на дно британский линейный крейсер «Худ». На линкоре вышел из строя один из генераторов и были пробиты две топливные цистерны.

Британцы устроили на «Бисмарк» настоящую облаву. Решающего попадания (приведшего к утрате судном управления) добился один из пятнадцати торпедоносцев, поднявшихся с авианосца «Арк Ройял».

На дно «Бисмарк» отправился 27 мая, подтвердив своей гибелью, что теперь линкоры должны уступить место авианосцам. Его младший брат «Тирпиц» был потоплен 12 ноября 1944 года в норвежских фьордах в результате серии британских авианалетов.

Длина - 251 метр

Ширина - 36 метров

Высота - 15 метров (от киля до верхней палубы)