Лилипуты их быт и нравы. Cочинение «О чем узнали мы побывав в Лилипутии

Книга: Джанатан Свифт Мандри в разных далеких стран света Лемюэля Гулливера, сначала врача, а потом капитана нескольких кораблей Перевод Ю.Лісняка

Раздел VI О жителях Лилипутии; их наука, законы и обычаи; система воспитания детей. Как жил автор в этой стране. Реабилитация в наших глазах одной знатной дамы

Намереваясь подробно описать эту империю в отдельном трактате, я хочу, однако, уже сейчас удовлетворить любопытство читателя некоторыми сведениями общего характера. Средний рост туземцев немного меньший, чем шесть дюймов, и ему точно соответствует величина как животных, так и растений и деревьев. Например, крупнейшие лошади и быки не бывают там выше четырех или пяти дюймов, а овцы - полтора дюйма; гуси - величиной с наших воробьев, и так вплоть до мельчайших животных, которых я с трудом мог разглядеть. Но природа приспособила глаза лилипутов именно до таких размеров, и они видят прекрасно, но только вблизи. Вот пример, который у них острое зрение на близкие предметы: я с большим интересом наблюдал, как повар вырывал жаворонка, не большего за нашу муху, а девушка шила невидимой иглой с невидимой же шелковой нитью. Самые высокие деревья там достигают семи футов - я имею в виду те, что растут в большом императорском парке,- и я едва мог дотянуться рукой до их вершин. Остальные растений - соответственно ниже, и пусть уж читатель сам представит себе их истинные размеры.

Я пока не буду говорить много о науке лилипутов, которая уже целые столетия процветает у этого народа во всех ее отраслях, а остановлюсь лишь на своеобразной манере их письма: лилипуты пишут не так, как европейцы - слева направо, не так, как арабы - справа налево, не так, как китайцы - сверху вниз, а так, как английские дамы - наискосок, через страницу, от одного ее рожка до второго.

Мертвых они хоронят, ставя головой вниз, ибо придерживаются мнения, что через одиннадцать тысяч месяцев мертвецы воскреснут; и что в то время земля, которую лилипуты считают приплюснутой, якобы перекинуться низом вверх, то мертвецы, воскреснув, станут просто на ноги. Ученые, правда, считают эту доктрину ерундой, но такой обычай, несмотря на суеверия простого народа, сохраняется еще и до сих пор.

Некоторые законы и обычаи у них весьма своеобразные, и, если бы они не были совершенно противоположны законам моей милой родины, то я не устоял бы перед соблазном кое-что сказать в их оправдание. Желательно только, чтобы их соблюдали как следует. Прежде всего упомяну закон о викажчиків. За все преступления против государства караются здесь чрезвычайно строго, но если на суде будет доказана невиновность обвиняемого, ложного голову доносчика сразу отдают на позорную казнь; а с его движимого и недвижимого имущества взыскивают пеню в пользу невиновного, возмещая ему в четырехкратном размере потерянное время, опасности, которой он подвергался, и невзгоды, пережитые в тюрьме, и все его расходы на свою защиту. А если викажчикового имущества на это не хватает, то пострадавшего щедро награждает корона. К тому же император прилюдно проявляет к нему благосклонность, и о безобидности его объявляют во всем городе.

Мошенничество они считают за более тяжкое преступление, чем воровство, и потому редко не наказывают за него смертью; а объясняют это тем, что осторожность и бдительность, вместе с обычным здравым смыслом, могут уберечь имущество от вора, но против ловкого мошенничества честность нечем защищаться. А поскольку в коммерции позарез нужен кредит и доверие, то, когда потакать обману и не наказывать его законом, честный торговец всегда терпит ущерба, а мошенник будет иметь выгоду. Помню, как однажды я ходатайствовал перед монархом за одного преступника, который скрылся с крупной суммой денег, полученных по поручению его хозяина. Как обстоятельство, что уменьшало его вину, я привел его величества рассуждения о том, что здесь другое только о злоупотребления доверием; но император признал мой аргумент за позорный, потому что он, мол, только збілив вину обвиняемого. Правду говоря, мне оставляла ся только ответить трафаретной фразой, что у каждого народа - свои обычаи; должен признаться, мне было очень стыдно.

Хоть мы и говорим конечно, что награда и наказание - два шарниры, на которых вращается весь правительственный механизм, но нигде, кроме Лилипутии, я не видел, чтобы этот прибор был введен в жизнь. А там каждый, кто подашь достаточные доказательства, что в течение семидесяти трех месяцев ресницы точно выполнял все законы страны, получает право на определенные льготы согласно своего состояния и жизни и получает пре порционную сумму денег из специальных средств. Кроме того, ему дают титул снілпела, то есть законника, который прилагается к его имени, но не переходит к наследникам. Когда я сказал лилипутам, что у нас закон поддерживают только с помощью кар и нигде не упоминается о награде за его соблюдение, они сочли это за огромную порок нашего устройства. Через это статуя Правосудия в их судебных учреждениях имеет шесть глаз - двое спереди, двое сзади и по одному по бокам (что символизирует бдительность), в правой руке у нее - раскрытый мешок золота, а в левой - меч в ножнах, и это означает, что правосудие с большей охотой награждает, чем наказывает.

Назначая кого-либо на государственную должность, лилипуты больше внимания обращают на нравственные качества, чем на способности. По их мнению, когда уже власть позарез нужна человечеству, то каждый человек, обладающий обычным здравым смыслом, может занимать ту или иную правительственную должность, потому что провидение никогда не имело намерения делать из управления общественными делами некую тайну, приступну только для немногих великих гениев, которых вряд ли рождается трое на столетия. Они считают, что правдивость, справедливость, умеренность и другие подобные качества - под силу каждому и что эти добродетели, при опыте и добрых намерениях, делают каждого способным служить своей стране, кроме тех случаев, когда требуются специальные знания. По их мнению, наибольшая умственная одаренность не может наверстать нехватки моральных добродетелей и самая большая опасность - отдавать должности в руки недобросовестных людей, пусть даже самых способных; ведь ошибка, сделанная по незнанию, но с добрым намерением, никогда не будет иметь таких роковых последствий для общего блага, как поступки человека, склонного к нечестие и одаренной способностями скрывать, умножать и защищать его.

Неверие в божественное провидение так же делает человека непригодным для общественной должности; лилипуты считают, что раз монархи называют себя посланниками провидения, то было бы полным безрассудством назначать на государственные должности людей, отрицающих авторитет, руководствуясь которым действует обладатель.

Рассказывая о эти и другие законы, о которых речь будет дальше, я предупреждаю, что имею в виду только исконные институты страны, а не возмутительную сегодняшнюю порок - следствие вырождения человеческой природы. Например, позорный обычай назначать на высокие должности тех, кто хорошо танцует на канате, или давать награды за прыжки через палку и пресмыкательства под ней,- обычай, что его, когда читатель еще помнит, впервые ввел дед нынешнего императора, а нынешнего своего развития он достиг только через непрерывное размножение всевозможных партий и группировок.

Неблагодарность считается в Лилипутии уголовным преступлением (как известно, так же рассуждали и некоторые другие народы); по мнению лилипутов, тот, кто воздает злом своему благодетелю, есть враг и всем другим людям, которым он ничего не обязан, а поэтому он заслуживает смерти.

их взгляды на обязанности родителей и детей очень отличаются от наших. Поскольку связь самца и самки основывается на большом естественном законе, что имеет целью размножение и продолжение вида, то лилипуты думают, что мужчины и женщины соединяются, как и другие животные, побуждаемые сладострастием, и их любовь к своим детям вытекает из такого же естественного закона. Исходя из этого, они не признают никаких обязанностей ребенка ни в отношении отца за то, что тот зачал ее, ни в отношении матери за то, что та родила ее на свет; мол, когда взвесить на земные тяготы, родители, дав ребенку жизнь, не сделали ему никакого добра, и, в конце концов, не имели намерения дать ей жизнь, потому что, занимаясь любовью, думали совсем о других вещах. Опираясь на эти и похожие рассуждения, лилипуты полагают, что родителям меньше, чем любому другому, можно доверять воспитание их детей, и потому в каждом городе есть общественные воспитательные заведения, куда все родители, кроме крестьян и рабочих, должны отдавать своих детей обоих полов и где те дети выращиваются и воспитываются, как им исполнится двадцать месяцев, то есть в возрасте, когда, по мнению лилипутов, зарождаются определенные способности. Эти школы бывают нескольких видов - в зависимости от пола детей и состояния их родителей. Учителя там очень опытные и готовят детей к жизни в соответствии с общественного положения родителей и их собственных способностей и наклонностей Сначала я скажу немного о воспитательных заведениях для мальчиков, а потом о воспитательных заведениях для девочек.

В домах, где воспитываются сыновья вельмож и знатных дворян, работают уважаемые, высокообразованные педагоги и их многочисленные помощники. Детей там одевают и кормят очень просто. Прививают им правила чести, справедливости, отваги; в них развивают скромность, милосердие,; религиозные чувства и любовь к родине. За исключением короткого времени на еду и сон и двух часов на развлечения и физические упражнения, дети всегда чем-то заняты. До четырех лет их одевает прислуга, а старшие воспитанники, какого бы знатного рода они были, должны одеваться сами; приставленные к ним женщины-смотрительницы, что им, как на наш возраст, должно быть не меньше пятидесяти лет, только выполняют черную работу. Разговаривать с прислугой воспитанникам запрещено, а в часы досуга они играются вместе и всегда в присутствии воспитателя или его помощника; они защищены от ранних вредных впечатлений, глупости и разврата, которым отданы на растерзание наши дети. Родители могут видеться со своими детьми только два раза в год, каждый раз не больше часа. Целовать детей разрешают только при свидании и прощании, а воспитатель, который всегда бывает рядом, пристально следит за тем, чтобы детям ничего не шушукались, не говорили ласковых слов и не приносили игрушек, лакомств и т.д. Когда родители не платят вовремя за содержание и воспитание своих детей, то деньги взыскивают с них императорские чиновники.

Так же устроено и воспитательные заведения для детей обычных дворян, купцов и ремесленников; однако дети, предназначенные быть ремесленниками, от семи лет начинают изучать свое ремесло, тогда как дети знатных особ продолжают общее образование до пятнадцати лет, что соответствует в нас двадцать одному; однако строгости школьной жизни постепенно ослабляются в последние три года.

В женских воспитательных заведениях девочки знатного рода воспитываются почти так же, как и мальчики, только их одевают степенные сиделки, но всегда в присутствии воспитательницы или ее помощницы. Достигнув пятилетнего возраста, девочки одеваются сами. Когда заметят, что нянька рассказывает детям страшные или глупые сказки или развлекает их глупыми выходками (что нередко делают наши горничные) , ее прилюдно трижды бьют плетьми, бросают на год в тюрьму, а потом засылают доживать в самую глухую часть страны. За это молодые дамы в Лилипутии не меньше парней стесняются трусости и глупости и презирают все украшения, за исключением целомудрия и опрятности. Я не заметил никакой разницы в их воспитании, обусловленной различием пола; разве что физические упражнения для девочек не такие тяжелые и объем знаний чуть поуже, зато их обучают правилам ведения домашнего хозяйства. Лилипуты придерживаются точки зрения, что жена высокого рода должна всегда быть умной и приятной подругой мужа, потому что ее молодость быстро проходит. На двенадцатом году, когда для девушки, как они считают, наступает время брака, родители или опекуны, составив глубокую благодарность воспитателям, забирают ее домой, и нередко, расставаясь с подругами, молодая панна горько плачет вместе с ними. В воспитательных заведениях для девочек простого происхождения их учат всякой работы, согласно их пола и положения в обществе; девочек, предназначенных для ремесла, выпускают из заведения на девятом году, а остальные держать до одиннадцати лет.

Семьи из низших классов, кроме очень незначительной годовой платы за пансион, ежемесячно вносят казначею школы какую-то долю своего заработка на приданое дочери. Следовательно, расходы родителей ограничено законом, поскольку, по мнению лилипутов, было бы большой несправедливостью позволить человеку, в угождение своим инстинктам наплодить детей, а потом возложить на общество бремя содержания их. Что же касается знатных лиц, то они обязуются внести на каждого ребенка определенную сумму, согласно своего общественного положения; капиталы эти всегда добросовестно хранят и использует точно по назначению.

Крестьяне и рабочие держат детей дома, потому что им придется только пахать и обрабатывать землю и их воспитание не имеет большого веса для общества. Однако для старых и больных устроены приюты, и через это нищенства - ремесло, неизвестное в империи.

Возможно, пытливому читателю будет интересно узнать некоторые подробности моей жизни и быта в этой стране, где я пробыл девять месяцев и тринадцать дней. Имея природный талант ко всякого ремесла и движимый потребностью, я с крупнейших деревьев королевского парка смастерил себе довольно приличный стол и стул. Двум сотни швей поручили шить для меня рубашки, постельное столовое белье из найцупкішого и самого толстого полотна которое только можно было достать; но и его они мусс: складывать в несколько раз, потому что и самое толстое было тоньше наш батист. Свитки этого полотна имеют обычно три дюйма шириной, и три фута длиной. Я лег на подло гу, и швеи сняли с меня мерку веревкой, которую держали за концы, стоя одна у меня на шее, а вторая на колене, между тем как третья линейкой в один дюйм длиной в меряла длину веревки. Далее они измерили большой палец моей правой руки и на том удовлетворились, потому что в математически точно высчитано, что обвод большого пальца вдвое меньше окружности запястья, обвод запястья в два раза меньше окружности шеи, а обвод шеи вдвое меньше обвода состояния. Так вот, пользуясь этими расчетами те взяв за образец мою старую рубашку, которую я расстелил перед ними на земле, швеи сшили рубашки как раз ни мой рост.

Одежду шили мне триста портных, которые брали с меня мер; уже другим способом: я стал на колени, а они приставили к моей шее лестницу и, взобравшись на верхнюю ее ступень спустили от моего воротника до пола грузик на веревочке длина которого должна соответствовать длине моего камзола Пояс и руки я измерил сам. Работали портные в моем доме, потому что ни один другой дом во всей стране в вместил бы моего костюма. Когда он был готов, то походил на одеяла, которые шьют английские дамы из лоскутков материи, с той только разницей, что был весь одного цвета.

Триста поваров готовили мне еду в небольших удобных хижинах, построенных возле моего дома, где они жили вместе со своими семьями, готовя по два блюда на завтрак обед и ужин. Я брал в горсть двадцать лакеев и ставни их на стол, еще сотня лакеев прислуживала внизу, на полу: одни вносили блюда с кушаньями, другие подкатывали бочки с вином и всякими напитками. Те, что были на столе на мое требование поднимали их очень остроумным способом - с помощью ворота и веревки, как мы в Европе вытягиваем ведро из колодца. Одной тарелки хватало мне на одни глоток, как и одной бочки с вином. их баранина уступает нашей, зато говядина - просто замечательная. Как-то меня угостили таким огромным окороком, что его стало укусить аж на три раза, но это редкий случай. Слуги очень удивились, увидев, что я ем его вместе с костями, как едят у нас ножку жаворонка. Гуся или индюка я конечно глотал за одним разом, и, должен признаться, они были куда вкуснее наших. Мелкую птицу я брал штук по двадцать, а то и по тридцать на кончик ножа.

Однажды его величество, наслушавшись о моей жизни, заявил, что сочтет за счастье (именно так он изволил выразиться) пообедать со мной в сопровождении августейшей императрицы, молодых принцев и принцесс. Когда они появились, я разместил их как раз напротив себя на столе в парадных креслах, с личной охраной по обе стороны. Был с ними и Флімнеп, лорд-канцлер казначейства, с белым жезлом в руке. Я заметил, что он то и дело искоса поглядывает на меня, но делал вид, будто ничего не замечаю, и ел больше, чем обычно, желая поддержать честь моей любимой родины, а также для того, чтобы поразить двор. Я имею некоторые основания думать, что этот обед дал Флімнепові повод оклеветать меня перед его величеством. Хоть этот министр внешне вел себя со мной куда люб"язніше, чем можно было ожидать от его мрачной натуры, он всегда был моим тайным врагом. Флімнеп обрисовал перед императором затруднительное положение казны, вспомнил о том, что он вынужден был прибегнуть к займам под большие проценты, и о падении курса кредитных билетов на девять процентов ниже номинала; затем отметил, что мое содержание уже стоило его величеству более полутора миллиона спрагів (крупнейшая в Лилипутии золотая монета, размером с блискітку), и, наконец, посоветовал императору избавиться от меня при первой возможности.

На мне лежит обязанность защитить честь одной достопочтенной леди, которая невинно пострадала из-за меня. Канцлеру казны пришло в голову приревновать ко мне свою жену, потому что какие-то злые языки наплели ему, будто ее превосходительство до беспамятства влюбилась в мою личность; при дворе даже распространилась скандальная молва, будто однажды она тайно приезжала ко мне. Я торжественно заявляю, что все это - подлейших ложь, единственным поводом к которой стали невинные знаки искренней приязни, которыми ее сиятельство одаривала меня. Она действительно часто під"їздила до моего дома, но никогда не пряталась, и в карете с ней всегда было еще три человека: как правило, сестра, дочь и подруга; но так же посещали меня и другие придворные дамы. Пусть мои многочисленные слуги скажут, видели ли они когда-нибудь у моих дверей карету, не зная, кто в ней сидит. В таких случаях, как только слуга сообщал мне, я конечно сейчас же подходил к двери и, засвидетельствовав свое почтение гостям, осторожно брал в руки карету с двумя лошадьми (когда она была запряженная шестерней, форейтор всегда випрягав четырех) и ставил ее на стол, который огородил переносным барьером в пять дюймов высотой, чтобы предотвратить несчастным случаям. Часто на моем столе стояли вместе четыре запряженные кареты, полные пышно одетых дам, Я сидел в кресле, наклонив к ним голову, и, пока разговаривал так с одной каретой, кареты других медленно кружили по моему столу. В таких разговорах я провел немало очень приятных послеобеденных часов. Но ни канцлеру казначейства, ни двум его ищейкам Кластрілеві и Дренло (пусть себе делают что хотят, а я назову их имена) никогда не удастся доказать, что кто-нибудь прибывал ко мне инкогнито, кроме государственного секретаря Релдресела, посланного ко мне по специальным приказом его величества, как рассказано об этом выше. Я не задерживался так долго на этих подробностях, если бы здесь не шла речь о репутации достопочтенной дамы, не говоря уже о моей собственной, хотя я имел честь носить титул нардака, которого не имел сам канцлер казначейства. Все ведь знают, что он только гламглам, а этот титул на одну ступень ниже моего - как в Англии титул маркиза ниже титула герцога; однако я согласен признать, что его должность ставит его надо мной. Эти оговора, о которых я узнал впоследствии при одной не стоящей упоминания случае, на определенное время озлобили канцлера казны Флімнепа против его жены, а еще больше против меня. Хоть он наконец убедился, что его обмануто, и помирился с женой, но я навсегда потерял его уважение, а вскоре заметил, что теряю благосклонность его величества, ибо император был под большим влиянием своего фаворита.

1. Джанатан Свифт Мандри в разных далеких стран света Лемюэля Гулливера, сначала врача, а потом капитана нескольких кораблей Перевод Ю.Лісняка
2. Раздел VI. Дальнейшее описание Академии. Автор предлагает некоторые усовершенствования,...
3. ИЗДАТЕЛЬ К ЧИТАТЕЛЮ Автор этих путешествий мистер Лемюэль...
4. Раздел II Император Лилипутии в сопровождении многих вельмож...
5. Раздел III Автор очень своеобразным способом развлекает...
6. Раздел IV Описание Міддендо, столицы Лилипутии, и...
7. Раздел V Автор чрезвычайно остроумным способом предотвращал...
8. Раздел VI О жителях Лилипутии; их наука, законы и...
9. Раздел VII Автор, получив известие о намерении обвинить...
10. Раздел VIII Автору случается счастливая возможность покинуть...
11. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ПУТЕШЕСТВИЕ В БРОБДІНГНЕГУ
12. Раздел II Портрет фермерової дочери. Автора везут...
13.

В этой империи существуют весьма своеобразные законы и обычаи, и, не будь они полной противоположностью законам и обычаям моего любезного отечества, я попытался бы выступить их защитником. Желательно только, чтобы они строго применялись на деле. Прежде всего укажу на закон о доносчиках. Все государственные преступления караются здесь чрезвычайно строго; но если обвиняемый докажет во время процесса свою невиновность, то обвинитель немедленно подвергается позорной казни, и с его движимого и недвижимого имущества взыскивается в четырехкратном размере в пользу невинного за потерю времени, за опасность, которой он подвергался, за лишения, испытанные им во время тюремного заключения, и за все расходы, которых ему стоила защита. Если этих средств окажется недостаточно, они щедро дополняются за счет короны. Кроме того, император жалует освобожденного каким-нибудь публичным знаком своего благоволения, и по всему государству объявляется о его невиновности.

Лилипуты считают мошенничество более тяжким преступлением, чем воровство, и потому только в редких случаях оно не наказывается смертью. При известной осторожности, бдительности и небольшой дозе здравого смысла, рассуждают они, всегда можно уберечь имущество от вора, но у честного человека нет защиты от ловкого мошенника; и так как при купле и продаже постоянно необходимы торговые сделки, основанные на кредите и доверии, то в условиях, когда существует попустительство обману и он не наказывается законом, честный коммерсант всегда страдает, а плут окажется в выигрыше. Я вспоминаю, что однажды я ходатайствовал перед монархом за одного преступника, который обвинялся в хищении большой суммы денег, полученной им по поручению хозяина, и в побеге с этими деньгами; когда я выставил перед его величеством как смягчающее вину обстоятельство то, что в данном случае было только злоупотребление доверием, император нашел чудовищным, что я привожу в защиту обвиняемого довод, как раз отягчающий его преступление; на это, говоря правду, мне нечего было возразить, и я ограничился шаблонным замечанием, что у различных народов различные обычаи; надо признаться, я был сильно сконфужен.

Хотя мы и называем обыкновенно награду и наказание двумя шарнирами, на которых вращается вся правительственная машина, но нигде, кроме Лилипутии, я не встречал применения этого принципа на практике. Всякий представивший достаточное доказательство того, что он в точности соблюдал законы страны в течение семи лун, получает там право на известные привилегии, соответствующие его званию и общественному положению, и ему определяется соразмерная денежная сумма из фондов, специально на этот предмет назначенных; вместе с тем такое лицо получает титул снильпела, то есть блюстителя законов; этот титул прибавляется к его фамилии, но не переходит в потомство. И когда я рассказал лилипутам, что исполнение наших законов гарантируется только страхом наказания и нигде не упоминается о награде за их соблюдение, лилипуты сочли это огромным недостатком нашего управления. Вот почему в здешних судебных учреждениях справедливость изображается в виде женщины с шестью глазами - два спереди, два сзади и по одному с боков, - что означает ее бдительность; в правой руке она держит открытый мешок золота, а в левой - меч в ножнах в знак того, что она готова скорее награждать, чем карать.

При выборе кандидатов на любую должность больше внимания обращается на нравственные качества, чем на умственные дарования. Лилипуты думают, что раз уж человечеству необходимы правительства, то все люди, обладающие средним умственным развитием, способны занимать ту или другую должность, и что провидение никогда не имело в виду создать из управления общественными делами тайну, в которую способны проникнуть только весьма немногие великие гении, рождающиеся не более трех в столетие. Напротив, они полагают, что правдивость, умеренность и подобные качества доступны всем и что упражнение в этих добродетелях вместе с опытностью и добрыми намерениями делают каждого человека пригодным для служения своему отечеству в той или другой должности, за исключением тех, которые требуют специальных знаний. По их мнению, самые высокие умственные дарования не могут заменить нравственных достоинств, и нет ничего опаснее поручения должностей даровитым людям, ибо ошибка, совершенная по невежеству человеком, исполненным добрых намерений, не может иметь таких роковых последствий для общественного блага, как деятельность человека с порочными наклонностями, одаренного уменьем скрывать свои пороки, умножать их и безнаказанно предаваться им.

Точно так же неверие в божественное провидение делает человека непригодным к занятию общественной должности. И в самом деле, лилипуты думают, что раз монархи называют себя посланниками провидения, то было бы в высшей степени нелепо назначать на правительственные места людей, отрицающих авторитет, на основании которого действует монарх.

Описывая как эти, так и другие законы империи, о которых будет речь дальше, я хочу предупредить читателя, что мое описание касается только исконных установлений страны, не имеющих ничего общего с современною испорченностью нравов, являющейся результатом глубокого вырождения. Так, например, известный уже читателю позорный обычай назначать на высшие государственные должности людей, искусно танцующих на канате, и давать знаки отличия тем, кто перепрыгнет через палку или проползет под нею, впервые был введен дедом ныне царствующего императора и теперешнего своего развития достиг благодаря непрестанному росту партий и группировок.

Неблагодарность считается у них уголовным преступлением (из истории мы знаем, что такой взгляд существовал и у других народов), и лилипуты по этому поводу рассуждают так: раз человек способен платить злом своему благодетелю, то он необходимо является врагом всех других людей, от которых он не получил никакого одолжения, и потому он достоин смерти.

Их взгляды на обязанности родителей и детей глубоко отличаются от наших. Исходя из того, что связь самца и самки основана на великом законе природы, имеющем цель размножение и продолжение вида, лилипуты полагают, что мужчины и женщины сходятся, как и остальные животные, руководясь вожделением, и что любовь родителей к детям проистекает из такой же естественной склонности; вследствие этого они не признают никаких обязательств ребенка ни к отцу за то, что тот произвел его, ни к матери за то, что та родила его, ибо, по их мнению, принимая во внимание бедствия человека на земле, жизнь сама по себе не большое благо, да к тому же родители при создании ребенка вовсе не руководствуются намерением дать ему жизнь, и мысли их направлены в другую сторону. Опираясь на эти и подобные им рассуждения, лилипуты полагают, что воспитание детей менее всего может быть доверено их родителям, вследствие чего в каждом городе существуют общественные воспитательные заведения, куда обязаны отдавать своих детей обоего пола все, кроме крестьян и рабочих, и где они взращиваются и воспитываются с двадцатилунного возраста, то есть с того времени, когда, по предположению лилипутов, у ребенка проявляются первые зачатки понятливости. Школы эти нескольких типов, соответственно общественному положению и полу детей. Воспитание и образование ведутся опытными педагогами, которые готовят детей к роду жизни, соответствующей положению их родителей и их собственным наклонностям и способностям. Сначала я скажу несколько слов о воспитательных заведениях для мальчиков, а потом о воспитательных заведениях для девочек.

Воспитательные заведения для мальчиков благородного или знатного происхождения находятся под руководством солидных и образованных педагогов и их многочисленных помощников. Одежда и пища детей отличаются скромностью и простотой. Они воспитываются в правилах чести, справедливости, храбрости; в них развивают скромность, милосердие, религиозные чувства и любовь к отечеству. Они всегда за делом, кроме времени, потребного на еду и сон, очень непродолжительного, и двух рекреационных часов, которые посвящаются телесным упражнениям. До четырех лет детей одевает и раздевает прислуга, но начиная с этого возраста, то и другое они делают сами, каким бы знатным ни было их происхождение. Служанки, которых берут не моложе пятидесяти лет (переводя на наши годы), исполняют только самые низкие работы. Детям никогда не позволяют разговаривать с прислугой, и во время отдыха они играют группами, всегда в присутствии воспитателя или его помощника. Таким образом, они ограждены от ранних впечатлений глупости и порока, которым предоставлены наши дети. Родителям разрешают свидания со своими детьми только два раза в год, каждое свидание продолжается не более часа. Им позволяется целовать ребенка только при встрече и прощанье; но воспитатель, неотлучно присутствующий в таких случаях, не позволяет им шептать на ухо, говорить ласковые слова и приносить в подарок игрушки, лакомства и тому подобное.

Если родители не вносят своевременно платы за содержание и воспитание своих детей, то эта плата взыскивается с них правительственными чиновниками.

Воспитательные заведения для детей рядового дворянства, купцов и ремесленников устроены по тому же образцу, с тою разницею, что дети, предназначенные быть ремесленниками, с одиннадцати лет обучаются мастерству, между тем как дети знатных особ продолжают общее образование до пятнадцати лет, что соответствует нашему двадцати одному году. Однако строгости школьной жизни постепенно ослабляются в последние три года.

В женских воспитательных заведениях девочки знатного происхождения воспитываются почти так же, как и мальчики, только вместо слуг их одевают и раздевают благонравные няни, но всегда в присутствии воспитательницы или ее помощницы; по достижении пяти лет девочки одеваются сами. Если бывает замечено, что няня позволила себе рассказать девочкам какую-нибудь страшную или нелепую сказку или позабавить их какой-нибудь глупой выходкой, которые так обыкновенны у наших горничных, то виновная троекратно подвергается публичной порке кнутом, заключается на год в тюрьму и затем навсегда ссылается в самую безлюдную часть страны. Благодаря такой системе воспитания молодые дамы в Лилипутии так же стыдятся трусости и глупости, как и мужчины, и относятся с презрением ко всяким украшениям, за исключением благопристойности и опрятности. Я не заметил никакой разницы в их воспитании, обусловленной различием пола; только физические упражнения для девочек более легкие да курс наук для них менее обширен, но зато им преподаются правила ведения домашнего хозяйства. Ибо там принято думать, что и в высших классах жена должна быть разумной и милой подругой мужа, так как ее молодость не вечна. Когда девице исполняется двенадцать лет, то есть наступает по-тамошнему пора замужества, в школу являются ее родители или опекуны и, принеся глубокую благодарность воспитателям, берут ее домой, причем прощание молодой девушки с подругами редко обходится без слез.

В воспитательных заведениях для девочек низших классов детей обучают всякого рода работам, подобающим их полу и общественному положению. Девочки, предназначенные для занятий ремеслами, остаются в воспитательном заведении до семи лет, а остальные до одиннадцати.

Семьи низших классов вносят казначею, кроме годовой платы, крайне незначительной, небольшую часть своего месячного заработка; из этих взносов образуется приданое для дочери. Таким образом, расходы родителей ограничены здесь законом, ибо лилипуты думают, что было бы крайне несправедливо позволить человеку, в угождение своим инстинктам, производить на свет детей и потом возложить на общество бремя их содержания. Что же касается знатных лиц, то они дают обязательство положить на каждого ребенка известный капитал, соответственно своему общественному положению; этот капитал всегда сохраняется бережно и в полной неприкосновенности.

Крестьяне и рабочие держат своих детей дома; так как они занимаются лишь возделыванием и обработкой земли, то их образование не имеет особенного значения для общества. Но больные и старики содержатся в богадельнях, ибо прошение милостыни есть занятие, неизвестное в империи.

Гулливер в стране лилипутов

Герой романа — Лемюэль Гулливер, хирург и путешественник, сна чала судовой врач, а потом и «капитан нескольких кораблей». Первой удивительной страной, куда он попадает, стала Лилипутия.

После кораблекрушения путешественник оказывается на берегу. Его связали крошечные человечки, размером не больше мизинца.

Убедившись в том, что Человек-Гора (или Куинбус Флестрин — так называют малютки Гулливера) настроен миролюбиво, ему находят жилье, принимают специальные законы безопасности, обеспечивают его питанием. Попробуйте прокормить великана! Гость в день съедает столько, сколько 1728 лилипутов!

С гостем приветливо беседует сам император. Выясняется, что лили путы ведут войну с соседним государством Блефуску, населенным тоже крошечными человечками. Видя угрозу гостеприимным хозяевам, Гулливер выходит в залив и притягивает на веревке весь флот Блефуску. За этот подвиг ему жалуют титул нардака (самый высокий титул в государстве).

Гулливера радушно знакомят с обычаями страны. Ему демонстрируют упражнения канатных плясунов. Самый ловкий плясун может получить освободившуюся должность при дворе. Лилипуты устраивают церемониальный марш между широко расставленных ног Гулливера. Человек-Гора приносит присягу на верность государству Лилипутия. Насмешкой звучат ее слова, перечисляющие титулы малютки-императора, который именуется «отрадой и ужасом Вселенной».

Гулливера посвящают в политическую систему страны. В Лилипутии существуют две враждующие партии. Что же служит причиной серь-раной вражды? Сторонники одной являются приверженцами низких каблуков, а приверженцы другой — только высоких.

Лилипутия и Блефуску в своей войне решают не менее «важный» «опрос: с какой стороны разбивать яйца — с тупого или же с острого.

Став неожиданно жертвой императорского гнева, Гулливер убегает в Блефуску, но и там все рады от него поскорей избавиться.

Гулливер сооружает лодку и отплывает. Случайно встретив английское купеческое судно, он благополучно возвращается на родину.

Гулливер в стране великанов

Неугомонный судовой врач вновь отправляется в плавание и попадает в Бробдингнег — государство великанов. Теперь он сам чувствует себя лилипутом. В этой стране Гулливер тоже попадает к королевскому двору. Король Бробдингнега, мудрый, великодушный монарх, «презирает Всякую тайну, утонченность и интригу как у государей, так и у министров» . Он издает простые и ясные законы, заботится не о пышности своего двора, а благополучии подданных. Этот великан не возвышает себя над другими, как король Лилипутии. Великану незачем возвышаться искусственно! Жители Великании кажутся Гулливеру людьми достойными и почтенными, хотя и не слишком умными. «Знания этого народа очень недостаточны: они ограничиваются моралью, историей, поэзией и математикой».

Гулливер, волей морских волн превращенный в лилипута, становится любимой игрушкой Глюмдальклич — королевской дочки. Эта великанша обладает нежной душой, она заботится о своем маленьком человечке, заказывает для него специальный домик.

Лица великанов долгое время кажутся герою отталкивающими: норы — как ямы, волоски — как бревна. Но потом он привыкает. Умение привыкать и приспосабливаться, быть терпимым — одно из психологических качеств героя.

Королевский карлик оскорблен: у него появился соперник! Из ревности подлый карлик подстраивает Гулливеру множество гадостей, так, например, засовывает его в клетку гигантской мартышки, которая едва не уморила путешественника, нянча и запихивая в него еду. Приняла за своего детеныша!

Гулливер простодушно рассказывает королю об английских обычаях того времени. Король не менее простодушно объявляет, что вся эта история — скопление «заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, злобы и честолюбия».

Герой рвется домой, к своим родным.

Случай помогает ему: гигантский орел подхватывает его игрушечный домик и относит в море, где Лемюэля вновь подбирает корабль.

Сувениры из страны великанов: обрезок ногтя, толстый волос...

Долго еще доктор не может вновь привыкнуть к жизни среди нормальных людей. Они кажутся ему слишком маленькими...

Гулливер в стране ученых

В третьей части Гулливер попадает на летающий остров Лапуту. (острова, парящего в небе, герой спускается на землю и попадет в столицу — город Лагадо. Остров принадлежит тому же фантастическому государству. Невероятное разорение и нищета просто бросаются в глаза.

Существуют и немногочисленные оазисы порядка и благополучия, Это все, что осталось от прошлой нормальной жизни. Реформаторы увлеклись переменами — и забыли о насущных нуждах.

Академики Лагадо далеки от реальности настолько, что некоторых из них приходится периодически хлопать по носу, чтобы они очнулись от своих мыслей и не упали в канаву. Они «изобретают новые методы земледелия и архитектуры и новые орудия и инструменты для всякого рода ремесел и производств, с помощью которых, как они уверяют, один человек будет исполнять работу за десятерых; в течение недели можно будет воздвигнуть дворец из такого прочного материала, что он простоит вечно, не требуя никакого ремонта; все земные плоды будут созревать во всякое время года по желанию потребителей...»

Проекты остаются только проектами, а страна «приведена в запустение, дома в развалинах, а население голодает и ходит в лохмотьях».

Изобретения «улучшателей жизни» просто смехотворны. Один во семь лет разрабатывает проект извлечения солнечной энергии из... огурцов. Потом можно будет пользоваться ею для согревания воздуха в случае холодного и дождливого лета. Другой придумал новый способ постройки домов, начиная с крыши и кончая фундаментом. Разработан и «серьезный» проект по превращению человеческих экскрементов вновь в питательные вещества.

Экспериментатор в области политики предлагает для примирения враждующих партий разрезать головы противостоящих лидеров, меняя местами их затылки. Это должно привести к доброму согласию.

Гуингнмы и йеху

В четвертой, заключительной части романа в результате заговора на корабле Гулливер попадает на новый остров — в страну гуингнмов. Гуингнмы — это разумные кони. Их наименование — авторский неологизм, передающий ржание лошади.

Постепенно путешественник выясняет моральное превосходство говорящих животных над его соплеменниками: «поведение этих животных отличалось такой последовательностью и целесообразностью, такой обдуманностью и рассудительностью». Гуингнмы наделены человеческим разумом, однако не знают людских пороков.

Лидера гуингнмов Гулливер называет «хозяином». И, как и в предыдущих путешествиях, «гость поневоле» рассказывает хозяину о пороках, существующих в Англии. Собеседник не понимает его, потому что ничего этого нет в «лошадиной» стране.

В услужении у гуингнмов живут злобные и мерзкие существа — йеху. Они внешне совершенно похожи на человека, только... Голые, Грязные, жадные, беспринципные, лишенные гуманных принципов! В большинстве стад йеху бывают своего рода правители. Они всегда являются самыми безобразными и злобными во всем стаде. У каждого такого вожака бывает обыкновенно фаворит (любимчик), обязанность которого заключается в том, что он лижет ноги своего господина и всячески прислуживает ему. В благодарность за это его иногда награждают куском ослиного мяса.

Этого фаворита ненавидит все стадо. Поэтому для безопасности он всегда находится возле своего господина. Обыкновенно он держится у власти, пока не найдется еще худший. Как только он получает отставку, тут же все йеху обступают его и обдают с головы до ног своими испражнениями. Слово «йеху» стало у культурных людей обозначением дикаря, не поддающегося воспитанию.

Гулливер восхищается гуингнмами. Они же относятся к нему настороженно: он слишком похож на йеху. А раз он — йеху, то и жить ему следует рядом с ними.

Напрасно герой подумывал остаток дней своих провести среди гуингнмов — этих справедливых и высокоморальных созданий. Главная идея Свифта — идея толерантности оказалась чуждой даже им. Собрание гуингнмов принимает решение: изгнать Гулливера как принадлежащего к породе йеху. И герой в очередной — и последний! — раз возвращается домой, в свой садик в Редрифе — «наслаждаться размышлениями».

Сочинение-изложение сюжета по произведению «Путешествие Гулливера». Вообразите себе, что вы каким-то волшебным способом, оказываетесь в незнакомой крае. Здесь все странное, и, прежде всего - жители этой страны. Высочайшие на рост из них не достигают вашего колена. Деревья напоминают обычные для нас травы. Дома жителей разноцветные и так же миниатюрные. Надо прибавить немало усилий, чтобы не наступить на помещение лилипутов - так носит название народ этой страны. А как же все другое - школы, официальные учреждения, отношения между гражданами? Всем чем отличается от других государств, которые населяют обычные люди. Первое, что нас приведет в удивление, - способ письма: лилипуты пишут от одного угла к другому углу - так, оказывается, писали английские дамы. Интересно, что в городе учебные заведения, куда должны ходить дети, которым уже исполнилось двадцать месяцев. Здесь есть школы для мальчиков и девочек, школы для детей знати, богатых родителей, но есть и такие, где учат дети ремесленников и бедных горожан. Отданные своему делу педагоги готовят детей к той деятельности, которая отвечает их социальному положению, собственным способностям и благосклонностям. Интересно, что воспитание и образование детей из благородных семей отличается от той, что приобретают дети ремеслиников, которые уже из одиннадцати лет учат ремесла.

Что меня поразило в отношениях между детьми благородного или знатного происхождения и их прислужниками, это то, что им не разрешают общаться, а с родителями дети видятся дважды на год и общение их ограниченное двумя часами, мне вообразить тяжело, что же за внутренний мир у этих детей! Ведь родительская любовь, общение с теми, кто помогает тебе в быту, воспитывают тебя чуткой, Я добрый человек, и никогда не совершу зла, так как чужая боль будет моей. Кроме того, дети, к которым приезжали родители, были под надзором воспитателей, которые пристально прислушивались, или не жалуется их чадо на условия школы; или не принесли родители игрушки или что-то сладкое. Ужасная жизнь!

Интересно, что граждане, которые придерживаются законов своей страны на протяжении семи месяцев, получают право на некоторые привилегии. Из государственных средств таким людям выплачивается денежная премия, а свыше этого они получают титул снильпела, т.е. охранника законов. Я задумываюсь: что же выходит? Если я не принимаю законов, то мне не платят за это? А как же сознание? Как же человеческие цености, без которых человека вообще не существует? Неужели за то, что я не поднимаю закона, а кому-то делаю добро, мне надо получать деньги? Это дикость, ведь человеческие отношения на доверии, отношения с властью не должны строиться таким образом. А Гулливер рассказал, что в его стране соблюдения гражданами законов обеспечивается только страхом наказания. Это сообщение очень удивило лилипутов. Гулливеру интересно было узнать (и мне также), что люди, которые имеют среднее развитие, способны занимать ту или другую должность. На их взгляд, высочайшие дарования не могут заменить моральных качеств.

Я задумался. Если дети воспитываются в жестоких условиях, они лишены общения, в них спартанское воспитание, то может такой человек быть чутким? Нет, он жесток. Еще моральное воспитание? Здесь есть какое-то разногласие в воспитании. Так, интересно в Лилипутии, но мы бросаем эту страну и отправляемся дальше: Гулливеру надо убегать в Блефуску, чтобы не погибнуть.

    Великий английский писатель XVIII века Джонатан Свифт (1667-1745) завоевал мировую известность своим сатирическим романом «Путешествия Гулливера». В этой гневной и страстной книге писатель жестоко высмеивает и бичует государственное устройство, общественные...

    ГУЛЛИВЕР (англ. Gulliver) - герой романа Дж.Свифта «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726). Роман Свифта написан в традиции мениппеи, в которой абсолютная свобода...

    Гулливер Лемюэль - заурядный человек, хирург и отец семейства, неожиданно круто меняющий свою жизнь; он отправляется в морское путешествие сначала в качестве судового врача, а затем «капитана нескольких кораблей». Г. предстает и как персонаж, «путешественник»,...

    Творчество Джонатана Свифта приходится на тот период, когда в литературе активно происходило переосмысление прошлого опыта и зарождение новых идей. В жизни писателю часто приходилось встречаться со слабостью, ограниченностью, подлостью и лживостью, что...

  1. Новое!

    Но Свифт противопоставил разумным обитателям страны гуигнгнмов неразумных представителей человеческого рода. Попав на территорию страны гуигнгнмов и еще не поняв толком, где он находится, Гулливер подвергается нападению стада отвратительных животных...

ГЛАВА VI

О жителях Лилипутии; их наука, законы и обычаи; система воспитания детей. - Образ жизни автора в этой стране. Реабилитирование им одной знатной дамы.

Хотя подробному описанию этой империи я намерен посвятить особое исследование, тем не менее для удовлетворения любознательного читателя я уже теперь выскажу о ней несколько общих замечаний. Средний рост туземцев немного выше шести дюймов, и ему точно соответствует величина как животных, так и растений: например, лошади и быки не бывают там выше четырех или пяти дюймов, а овцы выше полутора дюймов; гуси равняются нашему воробью, и так далее вплоть до самых крохотных созданий, которые были для меня почти невидимы. Но природа приспособила зрение лилипутов к окружающим их предметам: они хорошо видят, но на небольшом расстоянии. Вот представление об остроте их зрения по отношению к близким предметам: большое удовольствие доставило мне наблюдать повара, ощипывавшего жаворонка, величиной не больше нашей мухи, и девушку, вдевавшую шелковинку в ушко невидимой иголки. Самые высокие деревья в Лилипутии не больше семи футов; я имею в виду деревья в большом королевском парке, верхушки которых я едва мог достать, протянув руку. Вся остальная растительность имеет соответственные размеры; но я предоставляю самому читателю произвести расчеты.
Сейчас я ограничусь лишь самыми беглыми замечаниями об их науке, которая в течение веков процветает у этого народа во всех отраслях. Обращу только внимание на весьма оригинальную манеру их письма: лилипуты пишут не так, как европейцы - слева направо, не так, как арабы - справа налево, не так, как китайцы - сверху вниз, но как английские дамы - наискось страницы, от одного ее угла к другому.
Лилипуты хоронят умерших, кладя тело головою вниз, ибо держатся мнения, что через одиннадцать тысяч лун мертвые воскреснут; и так как в это время земля (которую лилипуты считают плоской) перевернется вверх дном, то мертвые при своем воскресении окажутся стоящими прямо на ногах. Ученые признают нелепость этого верования; тем не менее в угоду простому народу обычай сохраняется и до сих пор.
В этой империи существуют весьма своеобразные законы и обычаи, и, не будь они полной противоположностью законам и обычаям моего любезного отечества, я попытался бы выступить их защитником. Желательно только, чтобы они строго применялись на деле. Прежде всего укажу на закон о доносчиках . Все государственные преступления караются здесь чрезвычайно строго; но если обвиняемый докажет во время процесса свою невиновность, то обвинитель немедленно подвергается позорной казни, и с его движимого и недвижимого имущества взыскивается в четырехкратном размере в пользу невинного за потерю времени, за опасность, которой он подвергался, за лишения, испытанные им во время тюремного заключения, и за все расходы, которых ему стоила защита. Если этих средств окажется недостаточно, они щедро дополняются за счет короны. Кроме того, император жалует освобожденного каким-нибудь публичным знаком своего благоволения, и по всему государству объявляется о его невиновности.
Лилипуты считают мошенничество более тяжким преступлением, чем воровство, и потому только в редких случаях оно не наказывается смертью. При известной осторожности, бдительности и небольшой дозе здравого смысла, рассуждают они, всегда можно уберечь имущество от вора, но у честного человека нет защиты от ловкого мошенника; и так как при купле и продаже постоянно необходимы торговые сделки, основанные на кредите и доверии, то в условиях, когда существует попустительство обману и он не наказывается законом, честный коммерсант всегда страдает, а плут окажется в выигрыше. Я вспоминаю, что однажды я ходатайствовал перед монархом за одного преступника, который обвинялся в хищении большой суммы денег, полученной им по поручению хозяина, и в побеге с этими деньгами; когда я выставил перед его величеством как смягчающее вину обстоятельство то, что в данном случае было только злоупотребление доверием, император нашел чудовищным, что я привожу в защиту обвиняемого довод, как раз отягчающий его преступление; на это, говоря правду, мне нечего было возразить, и я ограничился шаблонным замечанием, что у различных народов различные обычаи; надо признаться, я был сильно сконфужен.
Хотя мы и называем обыкновенно награду и наказание двумя шарнирами, на которых вращается вся правительственная машина, но нигде, кроме Лилипутии, я не встречал применения этого принципа на практике. Всякий представивший достаточное доказательство того, что он в точности соблюдал законы страны в течение семи лун, получает там право на известные привилегии, соответствующие его званию и общественному положению, и ему определяется соразмерная денежная сумма из фондов, специально на этот предмет назначенных; вместе с тем такое лицо получает титул снильпела, то есть блюстителя законов; этот титул прибавляется к его фамилии, но не переходит в потомство. И когда я рассказал лилипутам, что исполнение наших законов гарантируется только страхом наказания и нигде не упоминается о награде за их соблюдение, лилипуты сочли это огромным недостатком нашего управления. Вот почему в здешних судебных учреждениях справедливость изображается в виде женщины с шестью глазами - два спереди, два сзади и по одному с боков, - что означает ее бдительность; в правой руке она держит открытый мешок золота, а в левой - меч в ножнах в знак того, что она готова скорее награждать, чем карать .
При выборе кандидатов на любую должность больше внимания обращается на нравственные качества, чем на умственные дарования. Лилипуты думают, что раз уж человечеству необходимы правительства, то все люди, обладающие средним умственным развитием, способны занимать ту или другую должность, и что провидение никогда не имело в виду создать из управления общественными делами тайну, в которую способны проникнуть только весьма немногие великие гении, рождающиеся не более трех в столетие. Напротив, они полагают, что правдивость, умеренность и подобные качества доступны всем и что упражнение в этих добродетелях вместе с опытностью и добрыми намерениями делают каждого человека пригодным для служения своему отечеству в той или другой должности, за исключением тех, которые требуют специальных знаний. По их мнению, самые высокие умственные дарования не могут заменить нравственных достоинств, и нет ничего опаснее поручения должностей даровитым людям, ибо ошибка, совершенная по невежеству человеком, исполненным добрых намерений, не может иметь таких роковых последствий для общественного блага, как деятельность человека с порочными наклонностями, одаренного уменьем скрывать свои пороки, умножать их и безнаказанно предаваться им.
Точно так же неверие в божественное провидение делает человека непригодным к занятию общественной должности . И в самом деле, лилипуты думают, что раз монархи называют себя посланниками провидения, то было бы в высшей степени нелепо назначать на правительственные места людей, отрицающих авторитет, на основании которого действует монарх.
Описывая как эти, так и другие законы империи, о которых будет речь дальше, я хочу предупредить читателя, что мое описание касается только исконных установлений страны, не имеющих ничего общего с современною испорченностью нравов, являющейся результатом глубокого вырождения. Так, например, известный уже читателю позорный обычай назначать на высшие государственные должности людей, искусно танцующих на канате, и давать знаки отличия тем, кто перепрыгнет через палку или проползет под нею, впервые был введен дедом ныне царствующего императора и теперешнего своего развития достиг благодаря непрестанному росту партий и группировок .
Неблагодарность считается у них уголовным преступлением (из истории мы знаем, что такой взгляд существовал и у других народов), и лилипуты по этому поводу рассуждают так: раз человек способен платить злом своему благодетелю, то он необходимо является врагом всех других людей, от которых он не получил никакого одолжения, и потому он достоин смерти.
Их взгляды на обязанности родителей и детей глубоко отличаются от наших. Исходя из того, что связь самца и самки основана на великом законе природы, имеющем цель размножение и продолжение вида, лилипуты полагают, что мужчины и женщины сходятся, как и остальные животные, руководясь вожделением, и что любовь родителей к детям проистекает из такой же естественной склонности; вследствие этого они не признают никаких обязательств ребенка ни к отцу за то, что тот произвел его, ни к матери за то, что та родила его, ибо, по их мнению, принимая во внимание бедствия человека на земле, жизнь сама по себе не большое благо, да к тому же родители при создании ребенка вовсе не руководствуются намерением дать ему жизнь, и мысли их направлены в другую сторону. Опираясь на эти и подобные им рассуждения, лилипуты полагают, что воспитание детей менее всего может быть доверено их родителям, вследствие чего в каждом городе существуют общественные воспитательные заведения, куда обязаны отдавать своих детей обоего пола все, кроме крестьян и рабочих, и где они взращиваются и воспитываются с двадцатилунного возраста, то есть с того времени, когда, по предположению лилипутов, у ребенка проявляются первые зачатки понятливости . Школы эти нескольких типов, соответственно общественному положению и полу детей. Воспитание и образование ведутся опытными педагогами, которые готовят детей к роду жизни, соответствующей положению их родителей и их собственным наклонностям и способностям. Сначала я скажу несколько слов о воспитательных заведениях для мальчиков, а потом о воспитательных заведениях для девочек.
Воспитательные заведения для мальчиков благородного или знатного происхождения находятся под руководством солидных и образованных педагогов и их многочисленных помощников. Одежда и пища детей отличаются скромностью и простотой. Они воспитываются в правилах чести, справедливости, храбрости; в них развивают скромность, милосердие, религиозные чувства и любовь к отечеству. Они всегда за делом, кроме времени, потребного на еду и сон, очень непродолжительного, и двух рекреационных часов, которые посвящаются телесным упражнениям. До четырех лет детей одевает и раздевает прислуга, но начиная с этого возраста, то и другое они делают сами, каким бы знатным ни было их происхождение. Служанки, которых берут не моложе пятидесяти лет (переводя на наши годы), исполняют только самые низкие работы. Детям никогда не позволяют разговаривать с прислугой, и во время отдыха они играют группами, всегда в присутствии воспитателя или его помощника. Таким образом, они ограждены от ранних впечатлений глупости и порока, которым предоставлены наши дети. Родителям разрешают свидания со своими детьми только два раза в год, каждое свидание продолжается не более часа. Им позволяется целовать ребенка только при встрече и прощанье; но воспитатель, неотлучно присутствующий в таких случаях, не позволяет им шептать на ухо, говорить ласковые слова и приносить в подарок игрушки, лакомства и тому подобное.
Если родители не вносят своевременно платы за содержание и воспитание своих детей, то эта плата взыскивается с них правительственными чиновниками.
Воспитательные заведения для детей рядового дворянства, купцов и ремесленников устроены по тому же образцу, с тою разницею, что дети, предназначенные быть ремесленниками, с одиннадцати лет обучаются мастерству, между тем как дети знатных особ продолжают общее образование до пятнадцати лет, что соответствует нашему двадцати одному году. Однако строгости школьной жизни постепенно ослабляются в последние три года.
В женских воспитательных заведениях девочки знатного происхождения воспитываются почти так же, как и мальчики, только вместо слуг их одевают и раздевают благонравные няни, но всегда в присутствии воспитательницы или ее помощницы; по достижении пяти лет девочки одеваются сами. Если бывает замечено, что няня позволила себе рассказать девочкам какую-нибудь страшную или нелепую сказку или позабавить их какой-нибудь глупой выходкой, которые так обыкновенны у наших горничных, то виновная троекратно подвергается публичной порке кнутом, заключается на год в тюрьму и затем навсегда ссылается в самую безлюдную часть страны. Благодаря такой системе воспитания молодые дамы в Лилипутии так же стыдятся трусости и глупости, как и мужчины, и относятся с презрением ко всяким украшениям, за исключением благопристойности и опрятности. Я не заметил никакой разницы в их воспитании, обусловленной различием пола; только физические упражнения для девочек более легкие да курс наук для них менее обширен, но зато им преподаются правила ведения домашнего хозяйства. Ибо там принято думать, что и в высших классах жена должна быть разумной и милой подругой мужа, так как ее молодость не вечна. Когда девице исполняется двенадцать лет, то есть наступает по-тамошнему пора замужества, в школу являются ее родители или опекуны и, принеся глубокую благодарность воспитателям, берут ее домой, причем прощание молодой девушки с подругами редко обходится без слез.
В воспитательных заведениях для девочек низших классов детей обучают всякого рода работам, подобающим их полу и общественному положению. Девочки, предназначенные для занятий ремеслами, остаются в воспитательном заведении до семи лет, а остальные до одиннадцати.
Семьи низших классов вносят казначею, кроме годовой платы, крайне незначительной, небольшую часть своего месячного заработка; из этих взносов образуется приданое для дочери. Таким образом, расходы родителей ограничены здесь законом, ибо лилипуты думают, что было бы крайне несправедливо позволить человеку, в угождение своим инстинктам, производить на свет детей и потом возложить на общество бремя их содержания. Что же касается знатных лиц, то они дают обязательство положить на каждого ребенка известный капитал, соответственно своему общественному положению; этот капитал всегда сохраняется бережно и в полной неприкосновенности.
Крестьяне и рабочие держат своих детей дома ; так как они занимаются лишь возделыванием и обработкой земли, то их образование не имеет особенного значения для общества. Но больные и старики содержатся в богадельнях, ибо прошение милостыни есть занятие, неизвестное в империи.
Но, быть может, любознательному читателю будут интересны некоторые подробности относительно моих занятий и образа жизни в этой стране, где я пробыл девять месяцев и тринадцать дней. Принужденный обстоятельствами, я нашел применение своей склонности к механике и сделал себе довольно удобные стол и стул из самых больших деревьев королевского парка. Двум сотням швей было поручено изготовление для меня рубах, постельного и столового белья из самого прочного и грубого полотна, какое только они могли достать; но и его им пришлось стегать, сложив в несколько раз, потому что самое толстое тамошнее полотно тоньше нашей кисеи. Куски этого полотна бывают обыкновенно в три дюйма ширины и три фута длины. Белошвейки сняли с меня мерку, когда я лежал на земле; одна из них стала у моей шеи, другая у колена, и они протянули между собою веревку, взяв каждая за ее конец, третья же смерила длину веревки линейкой в один дюйм. Затем они смерили большой палец правой руки, чем и ограничились; посредством математического расчета, основанного на том, что окружность кисти вдвое больше окружности пальца, окружность шеи вдвое больше окружности кисти, а окружность талии вдвое больше окружности шеи, и при помощи моей старой рубахи, которую я разостлал на земле перед ними как образец, они сшили мне белье как раз по росту. Точно так же тремстам портным было поручено сшить мне костюм, но для снятия мерки они прибегли к другому приему. Я стал на колени, и они приставили к моему туловищу лестницу; по этой лестнице один из них взобрался до моей шеи и опустил отвес от воротника до полу, что и составило длину моего кафтана; рукава и талию я смерил сам. Когда костюм был готов (а шили его в моем замке, так как самый большой их дом не вместил бы его), то своим видом он очень напоминал одеяла, изготовляемые английскими дамами из лоскутков материи, с той только разницей, что не пестрел разными цветами.
Стряпали мне триста поваров в маленьких удобных бараках, построенных вокруг моего дома, где они и жили со своими семьями, и обязаны были готовить мне по два блюда на завтрак, обед и ужин. Я брал в руку двадцать лакеев и ставил их себе на стол; сотня их товарищей прислуживала внизу на полу: одни носили кушанья, другие таскали на плечах бочонки с вином и всевозможными напитками; лакеи, стоявшие на столе, по мере надобности очень искусно поднимали все это на особых блоках, вроде того как у нас в Европе поднимают ведра воды из колодца. Каждое их блюдо я проглатывал в один прием, каждый бочонок вина осушал одним глотком. Их баранина по вкусу уступает нашей, но зато говядина превосходна. Раз мне достался такой огромный кусок филея, что пришлось разрезать его на три части, но это исключительный случай. Слуги бывали очень изумлены, видя, что я ем говядину с костями, как у нас едят жаворонков. Здешних гусей и индеек я проглатывал обыкновенно в один прием, и, надо отдать справедливость, птицы эти гораздо вкуснее наших. Мелкой птицы я брал на кончик ножа по двадцати или тридцати штук зараз.
Его величество, наслышавшись о моем образе жизни, заявил однажды, что он будет счастлив (так было угодно ему выразиться) отобедать со мною, в сопровождении августейшей супруги и молодых принцев и принцесс. Когда они прибыли, я поместил их на столе против себя в парадных креслах, с личной охраной по сторонам. В числе гостей был также лордканцлер казначейства Флимнап, с белым жезлом в руке; я часто ловил его недоброжелательные взгляды, но делал вид, что не замечаю их, и ел более обыкновенного во славу моей дорогой родины и на удивление двору. У меня есть некоторые основания думать, что это посещение его величества дало повод Флимнапу уронить меня в глазах своего государя. Означенный министр всегда был тайным моим врагом, хотя наружно обходился со мною гораздо ласковее, чем того можно было ожидать от его угрюмого нрава. Он поставил на вид императору плохое состояние государственного казначейства, сказав, что вынужден был прибегнуть к займу за большие проценты; что курс банковых билетов упал на девять процентов ниже альпари; что мое содержание обошлось его величеству более чем в полтора миллиона спругов (самая крупная золотая монета у лилипутов, величиною в маленькую блестку) и, наконец, что император поступил бы весьма благоразумно, если бы воспользовался первым благоприятным случаем для высылки меня за пределы империи.
На мне лежит обязанность обелить честь одной невинно пострадавшей из-за меня почтенной дамы. Канцлеру казначейства пришла в голову фантазия приревновать ко мне свою супругу на основании сплетен, пущенных в ход злыми языками, которые говорили ему, будто ее светлость воспылала безумной страстью к моей особе; много скандального шума наделал при дворе слух, будто раз она тайно приезжала ко мне. Я торжественно заявляю, что все это самая бесчестная клевета, единственным поводом к которой послужило невинное изъявление дружеских чувств со стороны ее светлости. Она действительно часто подъезжала к моему дому, но это делалось всегда открыто, причем с ней в карете сидели еще три особы: сестра, дочь и подруга; таким же образом ко мне приезжали и другие придворные дамы. В качестве свидетелей призываю моих многочисленных слуг: пусть кто-нибудь из них скажет, видел ли он у моих дверей карету, не зная, кто находится в ней. Обыкновенно в подобных случаях я немедленно выходил к двери после доклада моего слуги; засвидетельствовав свое почтение прибывшим, я осторожно брал в руки карету с парой лошадей (если она была запряжена шестеркой, форейтор всегда отпрягал четырех) и ставил ее на стол, который я окружил передвижными перилами вышиной в пять дюймов для предупреждения несчастных случайностей. Часто на моем столе стояли разом четыре запряженные кареты, наполненные элегантными дамами. Сам я садился в свое кресло и наклонялся к ним. В то время, как я разговаривал таким образом с одной каретой, другие тихонько кружились по моему столу. Много послеобеденных часов провел я очень приятно в таких разговорах, однако ни канцлеру казначейства, ни двум его соглядатаям Клестрилю и Дренло (пусть они делают что угодно, а я назову их имена) никогда не удастся доказать, чтобы ко мне являлся кто-нибудь инкогнито, кроме государственного секретаря Рельдреселя, посетившего меня раз по специальному повелению его императорского величества, как рассказано об этом выше. Я бы не останавливался так долго на этих подробностях, если бы вопрос не касался так близко доброго имени высокопоставленной дамы, не говоря уже о моем собственном, хотя я и имел честь носить титул нардака, которого не имел сам канцлер казначейства, ибо всем известно, что он только глюм-глюм, а этот титул в такой же степени ниже моего, в какой титул маркиза в Англии ниже титула герцога; впрочем, я согласен признать, что занимаемый им пост ставит его выше меня. Эти наветы, о которых я узнал впоследствии по одному не стоящему упоминания случаю, на некоторое время озлобили канцлера казначейства Флимнапа против его жены и еще пуще против меня. Хотя он вскоре и примирился с женой, убедившись в своем заблуждении, однако я навсегда потерял его уважение и вскоре увидел, что положение мое пошатнулось также в глазах самого императора, который находился под сильным влиянием своего фаворита.

«...закон о доносчиках.» - Шпионаж широко насаждался в Англии в царствование Георга I из страха перед якобитами, стремившимися свергнуть короля.
«...меч в ножнах...» - Обычно богиня правосудия изображалась с обнаженным мечом, грозящим карой преступникам.
«...неверие в божественное провидение...» - Лица, состоявшие на государственной службе и занимавшие общественные должности, обязаны были в Англии посещать церковь и совершать все религиозные обряды.
«...дедом ныне царствующего императора...» - Имеется в виду король Иаков I, при котором награждение орденами и титулами угодных ему лиц достигло скандальных размеров.
Воспитательные заведения. - В Лилипутии осуществляются педагогические идеи древнегреческого философа Платона, полагавшего, что молодому поколению надо прививать высокие представления о нравственности и гражданском долге.
«Крестьяне и рабочие держат своих детей дома...» - Во времена Свифта только очень немногие из «низших» классов получали образование.