Что из перечисленного было следствием осуществления. Укажите название сборника наставлений для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, созданного в XVI в

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) начало правления Бориса Годунова 2) начало регентства царевны Софьи

3) начало царствования Алексея Михайловича 4) свержение Василия Шуйского

8.Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь.

«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI "Суд о крестьянах" удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».

1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.

9.Что из перечисленного было следствием крещения Руси?

3) войны Руси с половцами 4) разгром Хазарского каганата

Ограничение срока перехода крестьян от одного землевладельца к другому правилом Юрьева дня было впервые закреплено

1) Русской Правдой2) Судебником Ивана III3) Судебником Ивана IV4) Соборным уложением

Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

1) Александра Невского 2) Ивана Калиты 3) Дмитрия Донского 4) Василия III

12.Что из перечисленного было следствием «стояния» на реке Угре в 1480 г.?

1) установление зависимости Руси от Орды

2) начало возвышения Москвы в качестве центра русских земель

3) освобождение Руси от ордынской зависимости

4) ликвидация политической раздробленности Руси

Укажите архитектурный памятник, сооружение которого относится ко времени правления Ивана III.

1) Софийский собор в Новгороде 2) Золотые ворота во Владимире

3) церковь Вознесения в Коломенском 4) краснокирпичный Московский Кремль

Укажите название сборника наставлений для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, созданного в XVI в.

1) «Четьи минеи» 2) «Домострой» 3) «Хронограф» 4) «Юности честное зерцало»

15. В каком из перечисленных сражений противником русского войска было шведское войско?

1) Невская битва2) Ледовое побоище 3) битва на реке Калке4) битва на реке Сити

16. Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬЯ СОБЫТИЯ

А) Иван Калита 1) подавление антиордынского восстания в Твери

Б) Дмитрий Донской 2) строительство белокаменного кремля в Москве

В) Юрий Долгорукий 3) победа над Дмитрием Шемякой

4) первое упоминание о Москве в летописи

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

17.Установите соответствие между событиями, явлениями XVII в. и историческими лицами, деятельность которых связана с этими событиями, явлениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ XVII в. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА

А) отмена местничества 1) царь Фёдор Алексеевич

Б) освобождение Москвы от польских интервентов 2) патриарх Никон

В) церковная реформа 3) Дмитрий Пожарский

4) Иван Болотников

18.Что из перечисленного относится к особенностям устройства Новгородской земли в период с 1130-х по 1470-е гг.? Выберите две особенности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Князь возглавлял городскую администрацию.

2) Власть князя передавалась по наследству, но была ограничена сильным боярством.

3) Верховной властью обладало вече. 4) Князя приглашало народное собрание.

5) Князь являлся крупным земельным собственником в Новгородской земле.

19 Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

2) экономическое разорение страны

3) формирование сословно-представительной монархии 4) учреждение патриаршества

| следующая лекция ==>

Основной государственный экзамен

По ИСТОРИИ

Вариант № -001-

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответами к заданиям 23-30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы,
а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 31-35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33-35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31-35 выполняются на бланке ответов № 2.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом к заданиям 1-22 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

Ответ:
4

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя,
о котором идёт речь.

«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь,
и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж
за "поганого", т.е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной».

Ответ:
8

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императрицу, о которой идёт речь.

«Июньский переворот 1762 г. сделал её самодержавной русской императрицей… В сочинениях [её] отразились и разнообразные интересы, и увлечения её возбуждённой мысли. Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию, она занимала видное место в ряду русских писателей XVIII в… Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками… Она признавалась, что не понимает, как можно провести день, не измарав хотя бы одного листа бумаги… Её переписка с Вольтером и заграничным агентом бароном Гримом - это целые томы».

15

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву,
о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля... Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём "концентрического наступления" в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий "Центр" и другой - из района севернее Харькова главными силами группы армий "Юг"».

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Сравните Ливонскую и Северную войну. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

Ответ: _________.

Ответ: _________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Каталог заданий.
Задания Д3. История VIII–XVII веков: причины, следствия

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Что из названного позволило Москве стать центром объединения русских земель?

1) утверждение республиканской формы правления

2) политика, проводимая московскими князьями по отношению к Золотой Орде и основным соперникам

3) союз московских князей с государствами Западной Европы в борьбе против монгольского владычества

4) отсутствие разрушений в Москве в ходе Батыева нашествия

Пояснение.

Гибкая и дальновидная, моментами хитроумная и коварная политика московских князей и по отношению к Орде и по отношению к своим соперникам позволила Москве стать центром объединения русских земель. Остальные высказывания неверны:

1) утверждение республиканской формы правления - В Москве не было республиканской формы правления;

2) союз московских князей с государствами Западной Европы в борьбе против монгольского владычества - Москва не заключала договоров с государствами Западной Европы для борьбы с Ордой;

3) отсутствие разрушений в Москве в ходе Батыева нашествия - Москва была сожжена и разрушена Батыем.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1301.

Что со-глас-но ле-то-пи-си стало одной из при-чин при-зва-ния ва-ряж-ских кня-зей в IX в.?

1) раз-гром Русью Ха-зар-ско-го ка-га-на-та

2) не-удач-ная война Руси с Ви-зан-ти-ей

3) на-бе-ги по-лов-цев на Русь

4) меж-пле-мен-ные усо-би-цы на се-ве-ре Руси

По-яс-не-ние.

По-пыт-ка се-вер-ных сла-вян из-ба-вить-ся от вла-сти за-мор-ских ва-ря-гов в 862 г. при-ве-ла к меж-до-усо-би-цам и за-кон-чи-лась при-зва-ни-ем ва-ря-гов. Рус-скую землю ос-но-ва-ли три брата Рюрик (Ла-до-га), Тру-вор (Из-борск) и Си-не-ус (Бе-ло-озе-ро). Вско-ре Рюрик стал еди-но-лич-ным пра-ви-те-лем стра-ны.

Ответ: 4

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

Что из на-зван-но-го стало ре-зуль-та-том ре-форм Ни-ко-на в XVII в.?

1) учре-жде-ние пат-ри-ар-ше-ства в Рос-сии

2) из-ме-не-ние цер-ков-ных об-ря-дов

3) от-де-ле-ние церк-ви от го-су-дар-ства

4) пе-ре-да-ча цер-ков-ной зе-мель-ной соб-ствен-но-сти го-су-дар-ству

По-яс-не-ние.

Цер-ков-ная ре-фор-ма пат-ри-ар-ха Ни-ко-на - пред-при-ня-тый в 1650-х−1660-х годах ком-плекс бо-го-слу-жеб-но-ка-но-ни-че-ских мер в Рус-ской церк-ви и Мос-ков-ском го-су-дар-стве, на-прав-лен-ных на из-ме-не-ние су-ще-ство-вав-шей тогда в Москве (се-ве-ро-во-сточ-ной части Рус-ской Церк-ви) об-ря-до-вой тра-ди-ции в целях её уни-фи-ка-ции с со-вре-мен-ной гре-че-ской.

Пра-виль-ный ответ ука-зан под но-ме-ром 2.

ПРАВИТЕЛИ

В)Дмитрий Донской

СООРУЖЕНИЯ

1)Петропавловская крепость

2)Успенский собор Московского Кремля

3)храм Христа Спасителя

4)белокаменный Московский Кремль

· Задание 17. В 1327 г. возмущённые поборами и насилием ордынского сборщика дани Чолхана (Щелкана) жители одного из русских городов подняли восстание и перебили ордынцев. На усмирение горожан направился московский князь. Восстание было подавлено ордынско-московским войском.

1. Укажите город, где произошло восстание.

2. Назовите московского князя, принимавшего участие в подавлении восстания.

3. Какое последствие для московского князя имело его участие в подавлении восстания?

· Задание 19. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное название периода российской истории.

«В недрах русского общества всегда дремлют разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так и случилось во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, имя которой ».

o 1)опричнина

o 3)междуцарствие

o 4)раскол

· Задание 21. Установите соответствие между монархами и произошедшими в период их правления войнами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

МОНАРХИ

В)Михаил Фёдорович

ВОЙНЫ

1)Смоленская война

2)Семилетняя война

3)Северная война

4)Ливонская война

· Задание 23.

Запишите название, пропущенное в схеме.

· Задание 25. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

o 1)восстание под предводительством Степана Разина

o 2)избрание царём Михаила Романова

o 3)гибель царевича Дмитрия в Угличе

o 4)начало церковной реформы патриарха Никона

· Задание 27. Установите соответствие между войнами, которые вела Россия в XVII в. и их итогами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВОЙНЫ

А)Смоленская война

Б)русско-польская война 1654–1667 гг.

В)русско-турецкая война 1676–1681 гг.

ИТОГИ

1)вхождение в состав России Запорожья

2)присоединение Крыма к Российской империи

3)вхождение в состав России Левобережной Украины и Киева

4)отказ польского короля Владислава IV от претензий на российский престол

· Задание 29. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского».



· Задание 31. Какое из перечисленных событий относится к XVII в.?

o 1)введение заповедных лет

o 2)учреждение стрелецкого войска

o 3)создание полков «нового строя»

o 4)созыв первого Земского собора

· Задание 33. Что из перечисленного явилось следствием процесса укрепления и централизации Российского государства в конце XV – начале XVI в.?

o 1)появление постоянно действующих центральных органов управления

o 2)роспуск Боярской думы

o 3)прекращение деятельности Земских соборов

o 4)введение бессрочного сыска крестьян

· Задание 35. Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?

o 2)фабрики

o 3)мануфактуры

o 4)ремесленные мастерские

· Задание 37. Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

o 1)окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

o 2)экономическое разорение страны

o 3)формирование сословно-представительной монархии

o 4)учреждение патриаршества

· Задание 39. Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.