История фразеологизма проще пареной репы. Проще пареной репы - происхождение и значение фразеологизма

Проще пареной репы Фамильярн. Очень просто. Объясняя способ приготовления соли, Петин сказал: - Это же так просто! Тут же проще пареной репы! (Ю. Крымов. Инженер).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Проще пареной репы" в других словарях:

    проще пареной репы - очевидно, просто, раз плюнуть, элементарно, ватсон, раз чихнуть, легкий, элементарно, не фокус, плевое дело, не штука, и к бабке не ходи, яснее ясного, и к гадалке не ходи, ясно как день, ясно как божий день, прозрачно Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

    проще пареной репы - разг. Очень просто или очень простой. Задача проще пареной репы … Словарь многих выражений

    Проще пареной репы - Разг. О чём л. очень простом, несложном. ФСРЯ, 389; Жиг. 1969, 291; БМС 1998, 491; ФМ 2002, 385; Мокиенко 1986, 54; ЗС 1996, 114, 337 … Большой словарь русских поговорок

    проще пареной репы - разг. , шутл. очень просто. Собственно русский оборот, связанный с крестьянским бытом. До появления картофеля репа была самым распространенным в России овощем и входила в повседневный рацион населения. Репу ели в сыром виде, но чаще парили в… … Справочник по фразеологии

    проще простого - детская игра, легкий, без проблем, не большая хитрость, легче легкого, не велика хитрость, пара пустяков Словарь русских синонимов. проще простого прил., кол во синонимов: 24 без напряга (19) … Словарь синонимов

    проще не бывает - нареч, кол во синонимов: 18 без проблем (23) влегкую (15) ежу понятно (16) … Словарь синонимов

    проще некуда - нареч, кол во синонимов: 17 без проблем (23) в два счета (51) влегкую (15) … Словарь синонимов

    легкий - Легковесный, маловесный, воздушный, невесомый, эфирный; удобоисполнимый, сподручный; ручной, удобоносимый, портативный. Легче перышка. Это легче легкого. Книга для легкого чтения. Шуточное (плевое, пустое) дело! Мне это нипочем. Легкая вина. Не… … Словарь синонимов

    репа - ы; ж. Огородное растение сем. крестоцветных, овощ с утолщённым корнем, обычно белого или желтоватого цвета; съедобный сладковатый корнеплод этого растения. Сеять репу. Большая р. Съесть репу. // О глупой или плохо соображающей голове. Напряги… … Энциклопедический словарь

    па́реный - ая, ое. Приготовленный парением. Пареная репа. ◊ дешевле пареной репы прост. очень дешево или очень дешевый. проще пареной репы прост. очень просто или очень простой. Объясняя способ приготовления соли, Петин сказал: Это же так просто! Тут же… … Малый академический словарь

Книги

  • История. Путешествие в древнюю Русь , Александр Лукин. Издательство «АРДИС» представляет уникальную коллекцию аудиоспектаклей для детей. Легко, будто играя, дети погрузятся в яркий и увлекательный мир знаний. А помогут им в этом знаменитые… Купить за 189 руб аудиокнига

Незатейливое выражение «проще пареной репы» настолько прочно вошло в жизнь русского народа, что его применяет и стар и млад, независимо от того что саму репу уже давно никто в больших количествах не ест. А пареная вполне сойдет за экзотическое блюдо.

Народная мудрость гласит «неспроста и неспуста слово молвится и довеку не сломится». И, правда, ведь каждый фразеологизм берет свое начало в глубокой древности. Там и следует искать основы его появления и глубокий смысл. Хотя выражение «проще пареной репы» кажется простым и понятным, оно дошло до наших дней немного в другом словосочетании, да и значений имело несколько.

Из глубины веков

Этимологи утверждают, что изначально, вплоть до XX века, употребляли слово «дешевле», а не «проще», потому как сеяли репу на полях, и счет шел на возы. Стоимость тоже назначалась за воз. Репа появилась практически вместе с земледелием на Руси. Неприхотливая в агротехнике, холодостойкая культура всегда выращивалась в таких объемах, что недостатка в ней не было.

История свидетельствует, что в юности Петра I репой даже заряжали пушки для потешных боев. Бедняки, конечно, не позволяли себе такой расточительности, особенно если случался неурожайный год. Репа была основным продуктом крестьян: ее клали в суп, натирали и смешивали с крупой для объема каши, парили, ели в сыром виде.

Это было самое простое и незатейливое кушанье, поэтому выражение «проще пареной репы» применялось даже к характеристике человека. Доказательством тому служит произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души», где можно найти такое: «у вас душа человеческая все равно, что пареная репа».

Прародительница многих овощных культур – репа, так почитаемая древними славянами, сегодня незаслуженно предана забвению. Так, редкий человек может поведать, какова она на вкус. Встретить ее на прилавках современных торговых сетей или на рынке – большая удача. Хотя можно взяться и за выращивание, если есть где.

Проще не бывает

Возможно, поэтому современному молодому человеку трудно понять, что под выражением «проще пареной репы» подразумевается нечто простейшее. Даже если сам процесс приготовления репы прост, проблема сегодня в том, где ее раздобыть.
Во времена изобилия этого овоща с ее готовкой действительно не заморачивались. Достаточно было вымыть круглые желтые или белые корнеплоды и удалить глазки. Можно, конечно, очистить кожуру, но и это необязательно. Если репа была маленького размера, то ее даже не резали. Крупные корнеплоды можно нарезать кружочками или брусками.

После такой подготовки овощ помещался в глиняный горшок, а позже в чугунок и отправлялся в печь. Удивительно, но факт, что ни воды, ни соли, ни сахара не требовалось. Хотя, если репа не очень сочная, то можно плеснуть немного воды на дно посуды.

Печь тоже специально не растапливали, чтобы приготовить пареную репу. Горшок с репой отправлялся туда после выпечки хлеба, варки щей или каши, когда жар был уже на исходе. Нельзя сказать, что готовилась репа быстро, но о ней можно было не беспокоиться. Несколько часов при температуре 50-60 градусов и вкусное питательное блюдо готово – репа упрела. Действительно, проще некуда.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Репа довольно редко используется в кулинарии, между тем, из этого полезного корнеплода можно приготовить вкусные блюда - от рагу и салатов до супов и запеканок. Репу можно фаршировать, запекать, печь и жарить. Этот корнеплод богат эфирными маслами,…

Репа обладает специфическим вкусом. Из этого ингредиента можно приготовить множество блюд. Репа, фаршированная зеленым горошком, может стать настоящим праздничным блюдом, которое обязательно понравится всем гостям. Подберите свой рецепт Вам…

Фаршированную репу можно подать как основное горячее блюдо, так и в дополнение к овощному гарниру. Это блюдо не только вкусное, но и очень полезное и витаминизированное. Подберите свой рецепт Вам понадобится- 5-6 шт. репы;- 300 г белых грибов;- 1…

Репа - очень полезный корнеплод, богатый каротином, витаминами группы В, аскорбиновой кислотой, полисахаридами, микроэлементами и другими необходимыми для жизнедеятельности организма веществами. До насильственного внедрения картофеля в России репа…

Когда-то репа была основой рациона зимой, но со временем ее вытеснил картофель. К сожалению, сейчас блюда из репы подаются не везде, а многие даже не пробовали этот овощ. Поскольку репа может сочетаться с различными вкусами, попробуйте десерт из…

Репа - вкусный и полезный корнеплод - была широко распространена в Киевской Руси. Однако в XIX веке ее вытеснил со столов становящийся все более популярным картофель, и репу незаслуженно вычеркнули из повседневного меню россиян. Подберите свой…

Репа – очень полезный продукт. В ней содержится большое количество витаминов (особенно С) и минеральных веществ, необходимых организму человека. Репа хороша для салатов, ее можно отваривать, фаршировать, запекать. Она добавляется в русские щи и…

Репа – одно из древнейших культурных растений и важный продукт питания в древней Руси. В 18 веке в нашей стране она была вытеснена картофелем, и сегодня ее редко можно увидеть на столах. А ведь репа содержит массу витаминов и питательных веществ,…

Употребление репы отлично защитит ваш организм от различных инфекций и заменит вам многие лекарства, ведь в ней содержится большое количество витаминов, микроэлементов, кератина и эфирных масел. А блюда, приготовленные из нее, подойдут и придутся по…

С давних времен в кулинарии используется репа. Рецепт блюда (и не один), в состав которого входит этот овощ, предлагаем изучить в этой заметке. Рецепты с репой с фото и пошаговой инструкциейЧто только не готовят из репы - каши, супы, запеканки,…

В последнее время репа стала модным продуктом. Многие рестораны включили в состав своих меню блюда из этого овоща. О том, как приготовить пареную репу, мы поговорим в этой статье. Предлагаем рассмотреть оригинальные рецепты приготовления блюд, в…

Очень жаль, что такой популярный в давние времена на Руси корнеплод, как репа, незаслуженно забыт. Чего только из нее не готовили - кашу, щи, квас, пироги. В наше время многие даже не представляют, какой же вкус у этого продукта. В представленной…

Репа - это такой корнеплод, который был основой питания наших предков до того момента, пока Петр І не завез картофель.

А пока, вернемся в те времена, когда о картошке и слышать не слыхивали. Крестьяне питались кашами и репой. Выращивали ее не на огороде (как таковые, эти самые огороды тоже появились благодаря стараниям Петра І), а в поле. Ее сеяли наравне с пшеницей. Заготавливали в зиму.

Люди боялись неурожая репы, потому как это был почти голод. Поэтому, в качестве ключевого символа в известной сказки про Репку выбран именно этот корнеплод.

Круглый год репу варили (точнее сказать парили). И в таком виде употребляли в пищу.


Такая еда была очень простой, не изысканной, но при этом доступной и сытной. К тому же недорогой. Поэтому изначально выражение звучало, как "не дороже пареной репы".

Употребляют это выражение в следующем значении:

  • Очень просто.
  • Слишком просто.
  • Проблема, которая легко разрешима.

Репу в наши дни сложно встретить в меню, но при этом фразеологизм не утратил своей актуальности. Его с удовольствием употребляют в разговорной речи. Я думаю, что даже спустя столетия это выражение будет актуально. Про репку может и забудут, но жизненная ситуация вряд ли изменится.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Актуальность реализованного проекта:

В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Основополагающий вопрос проекта: зачем нужны фразеологизмы в языке?

Цель нашего проекта: проводя определённые исследования в области языкознания, изучать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи

Задачи проекта:

  • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  • составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о фразеологических оборотах, изучить историю появления в языке фразеологизмов, на какие группы по происхождению делятся фразеологические единицы языка. Необходимо было также познакомиться со словарями фразеологизмов. В содержание проекта входило знакомство с синонимами, антонимами, омонимами фразеологизмов. Учиться употреблять фразеологизмы в своей речи можно только на примере русских народных сказок и произведений русских классиков, поэтому решено было обратиться к творчеству И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова. Чтобы получить объективную картину использования фразеологизмов в нашей речи, был проведён социологический опрос взрослых и ровесников. Все учащиеся принимали участие в создании иллюстрированного словаря фразеологизмов.

Для достижения цели мы использовали методы исследования, наблюдения, сравнения, социологического опроса, анализа, обобщения.

Этапы подготовки и реализации проекта:

ЭТАП 1. Разработка проектного задания

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания

1 группа - исследовать данные науки о фразеологизмах; изучить источники фразеологизмов;

2 группа - социологический опрос учащихся, учителей, родителей;

3 группа - исследовательская работа ; объект исследования: русские народные сказки, произведения И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова;

4 группа - изучение словарей фразеологизмов; подбор фразеологизмов-синонимов, антонимов, омонимов.

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе, определение источников (найти в Интернете, спросить дома, воспользоваться энциклопедиями, хорошо подумать самому).

ЭТАП 2. Сбор и уточнение информации, анкетирование .

  1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации,
  2. Самостоятельная работа групп
  3. Консультации учителя.

ЭТАП 3. Осуществление результатов.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Консультации учителя.

ЭТАП 4. Оценка результатов (анализ выполнения проектных заданий)

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

ЭТАП 5. Проведение урока "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Итоги работы над проектом:

Учащиеся усвоили значение понятия "фразеологизм", познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, с фразеологическими словарями.

  • Создали презентацию о фразеологизмах.
  • Составили словарь фразеологизмов и продолжаем над ним работать.
  • Работали с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами. разнообразие.
  • Узнали историю происхождения многих фразеологизмов.

В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков "Фразеологизмы в рисунках"

Все участники проекта пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения фразеологизмов, формировать умения применять их в речевой ситуации; обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Ресурсы, задействованные для реализации проекта.

1. В.П. Жукова, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение". 1983.

2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.

4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ, 2008.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984.

Цели:

  • подвести итоги исследовательской работы над проектом;
  • показать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи, представить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; представить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Ход урока

1. Слово учителя:

Мы представляем исследовательский проект "Роль фразеологизмов в нашей речи". Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал... Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?

"Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его... богатство", - писал великий русский критик В.Г. Белинский Поэтому мы решили узнать о фразеологизмах всё и включились в проект "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Для работы над проектом мы создали рабочие группы. У каждой группы было своё задание.

2. Слово предоставляется учащимся 1 группы:

Исследуя разные информационные источники, мы познакомились с понятием "фразеологизм". Мы узнали, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Давайте сравним: на краю света (земли) - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький; зуб на зуб не попадает - замёрз; зарубить на носу - запомнить; как в воду глядеть - предвидеть и т.д. Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.

Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти "фразесы", "идиоматизмы", "речения", то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Мы познакомились с источниками фразеологизмов:

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица );

2) старославянские (ищите и обрящете );

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту );

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку )

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения "раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.", т е. делать несложное, нетрудное дело.

Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

  • Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
  • Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
  • Ахиллесова пята - уязвимое место.
  • Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.
  • Двуликий Янус - двуличный человек.
  • Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.
  • Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.
  • Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем невозмутимое.

Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:

  • Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.
  • Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.
  • Допотопные времена - доисторические времена.
  • Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.
  • Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

3. Слово предоставляется учащимся 2 группы:

Мы провели социологический опрос взрослых (родителей и педагогов школы) и детей. Респондентам были заданы такие вопросы:

4. Ваш любимый фразеологизм.

93% учителей знают, что такое фразеологизм, 7% не знают; 65 % родителей знают, а 35% - не знают, из детей - 83% знают, 17% не знают.

Чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети - в художественных произведениях и в баснях.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших респондентов звучали фразеологизмы бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу.

Респонденты-взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты-дети - в детском саду и в школе.

Среди респондентов-взрослых 58% не употребляют в своей речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 44%.

Происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным (83% и 78% соответственно), и только 17% взрослых назвали источником происхождения Библию и мифы и 22% детей назвали древнюю Русь.

Любимый фразеологизм учителей - ни свет ни заря, учеников - как с гуся вода, родителей - зарубить на носу.

4. Слово предоставляется учащимся 3 группы:

Нами была проведена определённая исследовательская работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 9 фразеологизмов:

- "Осёл и Соловей": на тысячу ладов, за тридевять земель

- "Тришкин кафтан": Тришкин кафтан;

- "Две собаки": ходить на задних лапах;

- "Обезьяна": мартышкин труд;

- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;

- "Демьянова уха": Демьянова уха;

- "Белка": как белка в колесе;

- "Ларчик": а ларчик просто открывался;

- "Волк на псарне": и волчью вашу я давно натуру знаю;

В рассказах Николая Носова был найден 20 фразеологизмов:

  • бежать во всю прыть,
  • бить баклуши
  • броситься наутёк
  • в два счёта,
  • в трёх соснах заблудились,
  • взять на буксир
  • вывести на чистую воду,
  • глядеть во все глаза,
  • засучив рукава
  • и дело с концом.
  • как в воду глядел
  • как в воду опущенные,
  • как с луны свалился,
  • калачом не заманишь,
  • накостылять по шее
  • намылить шею
  • не видать, как своих ушей
  • ни жив ни мёртв,
  • пойти на край света
  • с ног валиться

Знакомясь со сказками Салтыкова-Щедрина и русскими народными сказками, мы нашли фразеологизмы.

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

фразеологизм Лексическое значение фразеологизма Название сказки
держать камень за пазухой таить злобу "Дикий помещик"
ни пяди не уступить нисколько не отдать "Дикий помещик"
стоять на своём добиваться выполнения своих требований "Дикий помещик"
некуда носу высунуть некуда выйти "Премудрый пескарь"
ума палата иметь много ума "Премудрый пескарь"
гляди в оба будь бдителен "Премудрый пескарь"
сон в руку вещий сон "Премудрый пескарь"
ступай за семь вёрст киселя хлебать отправляться далеко за чем-либо "Премудрый пескарь"
нам ко двору к месту "Карась-идеалист"
держи карман шире надеяться на что-либо, чего не может быть "Карась-идеалист"

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

  • и я там был, мёд-пиво пил
  • избушка на курьих ножках
  • Кощей Бессмертный
  • Лиса Патрикеевна
  • ни в сказке сказать, ни пером описать
  • при царе Горохе
  • сказано - сделано,
  • сказка - ложь, да в ней намёк
  • сказка про белого бычка,
  • три дня и три ночи.

Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.

5. Слово предоставляется учащимся 4 группы:

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова "Школьный фразеологический словарь", А.И. Фёдоров "Фразеологический словарь русского литературного языка", А.И. Молотков "Фразеологический словарь русского языка", Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский "Учебный фразеологический словарь" и другие.

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов: Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха - это поджечь что-то.

А вот примеры фразеологизмов-синонимов: Ума палата - семи пядей во лбу

  • Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара - одного поля ягоды.
  • Перековать мечи на орала - вложить меч в ножны.
  • И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:

    • Хоть пруд пруди - кот наплакал.
    • Засучив рукава - спустя рукава.
    • Заварить кашу - расхлёбывать кашу.
    • Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

    Просмотр презентации, подготовленной учащимися.

    У: А теперь подведем итоги нашей работы. Каков же результат нашей работы? Что мы нового узнали в ходе работы над проектом?

    Приложения

    Анкета.

    1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

    2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?

    3. Приведите примеры фразеологизмов.

    4. Ваш любимый фразеологизм.

    5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

    6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

    Опросный лист для учеников и учителей

    Вопр. № №1 №2 №3 №4 №5 №6
    1
    2
    3
    4
    5

    Опросный лист родителей, бабушек и дедушек.

    мама папа бабушка дедушка
    №1
    №2
    №3
    №4
    №5
    №6

    Тема исследования группы

    Как фразеологизмы украшают нашу речь?

    Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

    Найти крылатые выражения, используемые в разговорной речи

    Цели исследования

    изучить словари фразеологизмов

    Результаты исследования

    Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило нас задуматься: что же такое фразеологизмы и для чего они нужны в речи? В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину. Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Значительная часть фразеологических оборотов относится к разговорному стилю, имеет нередко ярко выраженную окрашенность (кровь с молоком - здоровый, цветущий). Многие фразеологизмы свойственны книжным стилям и могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, иногда иронии, шутки (курить фиам -льстиво восхвалять). Чтобы речь была яркой, образной, а иногда и доступной, человек использует крылатые слова и выражения. Это говорит о знании языка, его истории, умении пользоваться речевыми возможностями, подчёркивает его самобытность, индивидуальность. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым. словарь фразеологизмов разговорного стиля Баклуши бить Баню задать Белая ворона Белены объесться Блоху подковать Бросить перчатку Буря в стакане воды Водить за нос Волк в овечьей шкуре Волынку тянуть (завести) Восьмое чудо света Вот где собака зарыта! Врет, как сивый мерин Всемирный потоп Сжечь корабли (мосты) Сиамские близнецы Скатертью дорога Сколько воды утекло Слепое счастье Слово знает! Со щитом или на щите Собаку съесть Иван, родства не помнящий Идти в гору Из порося в карася Из Савла Павлом (стать) Итальянская забастовка

    Образцы сочинений

    Роль фразеологизмов в речи

    Вариант 1.

    Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило меня задуматься: что же такое фразеологизмы и для чего они нужны в речи?

    Вариант 2.

    В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность.

    Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину.

    Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Понятно, что моё сочинение получит высокую оценку.

    Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык.

    Вариант 3.

    Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

    К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении.

    Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка.

    Значительная часть фразеологических оборотов относится к разговорному стилю, имеет нередко ярко выраженную экспрессивную окрашенность (кровь с молоком - здоровый, цветущий).

    Многие фразеологизмы свойственны книжным стилям и могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, иногда иронии, шутки (курить фиам -льстиво восхвалять).

    Для фразеологизмов характерна эмоциональная выразительность. Они не только называют явления действительности (называют через сопоставление, образно), но и передают отношение говорящего к названному явлению. Эмоциональность и образность фразеологизмов не всегда замечаются говорящими, но сопоставление фразеологизмов со словами и словосочетаниями оживляет их эмоциональность и образность.

    Чтобы речь была яркой, образной, а иногда и доступной, человек использует крылатые слова и выражения. Это говорит о знании языка, его истории, умении пользоваться речевыми возможностями, подчёркивает его самобытность, индивидуальность. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.

    Фразеологизм «(указать)», встречающийся в предложении (указать номер), выполняет следующую функцию: (указать функцию).

    Всё вышесказанное ещё раз подтверждает, что. .

    Вариант 4.

    Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов. Пример этому мы найдем в предложении прочитанного текста.

    В то же время писателей привлекает точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление. Например,

    Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.

    Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем если бы обратился к нему говорящий с речью безобразной, чисто логической.

    Что такое фразеологизмы?

    Напомню, что фразеологизмы - устойчивые выражения , которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Увидеть мы это сможем, если сравним такие словосочетания:

    Отсюда вывод:

    или делать из мухи жирафа .

    "На него все махнули рукой"

    Игра в слова

    Таким образом

    Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же нам нужны фразеологизмы.

    Что такое фразеологизмы?

    Напомню, что фразеологизмы - устойчивые выражения, которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Увидеть мы это сможем, если сравним такие словосочетания:

    Профессора слушали очень внимательно. - Профессора слушали затаив дыхание.

    Над этим стоит подумать. - Над этим надо пораскинуть мозгами.

    Они разговаривали. - Они точили лясы.

    Вторые предложения в этих парах дают больше информации, а именно:

    1. мы понимаем, что лекция профессора была действительно интересной;
    2. проблема, стоящая перед тем, кто собрался пораскинуть мозгами, действительно того стоит;
    3. разговоры, которые можно назвать точением лясов, пустые и бессмысленные.

    Отсюда вывод: фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.

    Главная особенность фразеологизмов

    По своим свойствам фразеологизмы не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить, переставить в другое место или дополнить другими произвольными словами. Например, мы не можем сказать на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа .

    С одной стороны получается, что фразеологизмы ограничивают творческие возможности языка, а с другой - они позволяют заменить одной ёмкой фразой многословное предложение. Одно дело сказать: "На него все махнули рукой" . И совсем другое - долго объяснять, что все перестали обращать внимание на слова и поступки определённого человека.

    Фразеологизмы на все случаи жизни

    Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А, как известно, человека хлебом не корми - дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить. Вот и говорим мы всем тунеядцам, что они бьют баклуши и работают спустя рукава, а себя подбадриваем пословицами типа "Волков бояться - в лес не ходить". Кстати, пословицы, поговорки, фразы из книг и кинофильмов - это тоже фразеологизмы. Так что словарь фразеологизмов не высечен на граните, а постоянно пополняется и обогащается.

    Игра в слова

    Фразеологизмы чем-то напоминают занимательную игру в слова. Современному человеку очень трудно иногда понять, почему именно так говорят, а не иначе. Многие слова теперь используются только в составе фразеологизмов. И вообще, многие устойчивые выражения запечатлели историю той или иной страны и языка.

    Таким образом , фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы

    • выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью;
    • украсить нашу речь и сделать её образнее;
    • поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа.

    Что может быть “проще пареной репы”? Репа - самый древний овощ на Руси. Наши предки ели и сырую, и варёную, и пареную репу. Именно пареная репа готовилась элементарно, когда репа в горшках ставилась в печь и томилась. Не нужно ни помешивать блюдо во время приготовления, ни следить за ним. С тех пор и пошло выражение “проще пареной репы”.

    Квас

    А знаете ли вы, что в русской кухне насчитывается более 500 сортов кваса: сладкий, кислый, мятный, изюмный, лимонный, окрошечный, с хреном… Он считается самым древним русским напитком, чей рецепт был известен восточным славянам еще до образования Киевской Руси.

    Почему борщ?

    Почему борщ называют “борщом”? Раньше основным ингредиентом этого супа было растение “борщевик” или просто “борщ”, молодая зелень которых и употреблялась в пищу. По одной из версий, такое название было дано растению за форму листьев. Если бы наши земляки, жившие лет так эдак 200 тому назад, попробовали современный борщ, то и вовсе не узнали бы вкус этого блюда. Современные хозяйки щеголяют составом ингредиентом борща – чем больше, тем лучше.

    Зачем варили кашу

    Откуда пошло выражение “С ним каши не сваришь”? Тот, кто полагает, что каша – заурядное блюдо, глубоко ошибается. В давние времена у славян даже существовал обычай при заключении мирного договора вместе с неприятелями готовить кашу и съедать ее в знак примирения. Без каши перемирие считалось недействительным. Отсюда и берет свое происхождение поговорка: “С ним каши не сваришь”.

    Щи

    А вот слово щи в первоначальном варианте было “съти” восходящее к древнерусскому «съто» – пропитание. По-видимому, прообраз современных щей возник не ранее IX века, то есть когда крестьянами стала выращиваться капуста. О большом значении щей в питании русских говорит и неисчислимое количество пословиц и поговорок, где упоминается блюдо: «Щи да каша - пища наша», «Где щи, там и нас ищи», «Тех же щей, да пожиже влей», «Это тебе не лаптем щи хлебать», «Поучи жену щи варить» и т. д.

    Пельмени

    А знаете ли вы, что слово «пельмень» означает «хлебное ухо»? Этимологические словари указывают, что русское слово пельмень является заимствованием из финно-угорских языков, возводя его к слову «пельнянь»: пель – ухо + нянь – хлеб.

    Гороховый шут

    Почему если шут, то “гороховый”? Все знают, что “шут гороховый” - это чудак, выставивший себя на всеобщее посмешище. Но почему именно горох, а не какая-то другая крупа? Потому что во время святочных обрядов, на Масленицу и в другие гулянья на Руси ряженые и скоморохи окутывали себя гороховой соломкой.

    Сколько лет блинам?

    А знаете ли вы, что русские блины имеют уже тысячелетнюю историю? Предтечей современного блина, как ни странно может показаться, был овсяный кисель, который однажды кто-то решил подогреть на огне. Человек этот, по-видимому, зазевался и кисельная гуща поджарилась, подрумянилась и вот так получился первый готовый блин.

    Несолоно хлебавши

    Откуда пошло выражение “несолоно хлебавши”? Несолоно хлебавши, уходят те, кто не получил того, что хотел, а также те, кого не ждали. Крылатая фраза прилетела из далекого прошлого. На Руси соль была продуктом дорогим и труднодобываемым. Хозяин ставил солонку на стол только званому гостю, которому рады.

    Кто выедал яйца?

    “Выеденного яйца не стоит”. Мы употребляем в пищу белок и желток яйца – в сыром, вареном или жареном виде. Если яйцо вареное, то можно его просто очистить от скорлупы, а можно с помощью ложки, аккуратно выесть все внутреннее содержимое яйца. Останется одна скорлупа, которую можно выбросить за полной ненадобностью. Выражение “выеденного яйца не стоит” подразумевает, что предмет или какое-то событие в отношении которого применяется выражение – совершенно не заслуживает внимания и уж точно не стоит переживать по его поводу.