Какие народы ссср. Какие народы ссср испытали на себе ужасы депортации? Какие народы ссср и россии не призывали в армию

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту
Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе
В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу
Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца
«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

Почётная обязанность защищать Россию всегда лежала на плечах её народов. Основную нагрузку несла титульная нация – русские. Другие народности, особенно живущие на окраинах страны, пользовались послаблениями.

Царская Россия

В царской России всеобщая воинская повинность законодательно была введена в 1874 году. Согласно программе реформирования, в каждом военном подразделении должно было быть как минимум 75% русских военных. Но некоторые народности получили поблажки.

Например, финны, имеющие собственное военное законодательство и собственные вооруженные силы. В 1899 году автономия Финляндии была упразднена, однако набор в русскую армию новобранцев встретил там сопротивление. В 1903 году по призыву явилось только две трети новобранцев. Через два года под воздействием революционных событий правительство снова предоставило финнам автономию. Правда, теперь они обязались нести финансовые расходы на содержание российской армии: 12 миллионов марок ежегодно.

Не призывали в царскую армию представителей тех национальностей, которые проживали в дальних краях: на полуострове Камчатка, на острове Сахалин, в трех округах Якутии - Среднеколымском, Верхоянском и Вилюйском; на севере Енисейской и Томской губерний, в тобольских уездах Берёзовский и Сургутский.

От службы в армии Российской империи освободили коренные народы Сибири, Астраханской губернии и всей Средней Азии. Не подлежали призыву самоеды Мезенского уезда Архангельской губернии и Печоры.

Поблажки были даны коренным народам Кавказа: курдам, абхазам, ногайцам, азербайджанцам, черкесам и многим другим. Освобождалось от службы мусульманское население Терской и Кубанской областей. Вместо этого все они платили особый денежный налог.

От армии освобождались иркутские и енисейские казаки - они несли повинность на местах.

В Советской России положение не изменилось, коренным народам окраин было дано много прав, вплоть до самоуправления. Однако в 1939 году был принят закон «О воинской повинности», который сделал её всеобщей. В годы войны сразу выяснилось, что выходцы с Кавказа и из Средней Азии зачастую не могут воевать. Они не понимали языка, не обладали нужными знаниями и навыками, некоторые из них просто сбегали, истосковавшись по дому.

30 июля 1942 года Государственный комитет обороны СССР был вынужден запретить призыв в армию представителей горских народов, живущих на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Не призывались на фронт узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, грузины, армяне, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы и осетины.

Во время войны был приостановлен призыв немцев, поляков, сванов и хевсур.

Правда, эти меры не запрещали приток в армию добровольцев.

После войны с 1948 по 1953 год был отменен призыв некоторых категорий граждан, и это затронуло многие национальности, в первую очередь русских. Юношей отправляли в школы фабрично-заводского производства, и отказаться от учёбы они не могли под страхом уголовного наказания.

Позже была введена всеобщая воинская обязанность, отдать свой долг Родине должен был каждый советский гражданин, независимо от национальности. Поэтому в позднем СССР в одной казарме можно было встретить дагестанцев, русских, якутов и казахов.

Совет министров СССР определял категории граждан, которые могут получить отсрочку от призыва. Однако фактически не призывались только представители действительно малых народов.

Россия

В современной России малочисленным коренным народам (тех, чья численность не превышает 50 000 человек) предоставляется право выбрать альтернативную службу. Они могут остаться работать на родной земле в традиционных отраслях. В перечень таких народов вошли абазины (их численность составляет 43 341 человек), алеуты (482 человек), бесермяне (2 201), вепсы (5 936), водь (64), долганы (7 885) ижорцы (226), ительмены (3193), камчадалы (1927), кереки (4), кеты (1219), коряки (7953), алтайские кумандинцы (2892), манси (12 269), нагайбаки (8 148), нанайцы (12 003), нангасаны (862), негидальцы (513), ненцы (44 640), нивхи (4 652), ороки (295), орочи (596), саамы (1 771), секульпы (3 649), сету (214), сойоты (3 608), тазы (274), телегиты (3 712), телеуты (2 643), тофолары (762), тубалары (1965), тувинцы-тоджинцы (1858), удэгейцы (1496), ульчи (2765), ханты (30 943), челканцы (1 181), чуванцы (1002), чукчи (15 908), чулымцы (355), шапсуги (3882), эвенки (38 396), эвены (21830), энцы (227), эскимосы (1738) и наконец юкагиры (1603).

По факту не служат и представители других народов, живущих на просторах Сибири и Дальнего Востока. Это связано с тем, что призывники находятся на дальних стойбищах, и нет возможности организовать их явку на призывной пункт.

Выбрать альтернативную службу вольны и народы Дагестана. Право составлять их перечень имеет Государственный совет Республики.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

Любопытно, что в данном списке нет словаков, хорватов и итальянцев, чьи государства также воевали с СССР, а также испанцев. Дело в том, что первые две национальности рассматривались в СССР как такие, чьи государства оккупированы фашистами. В СССР в 1942 году была сформирована чехословацкая воинская часть (сначала бригада, в конце войны – корпус). Хорваты не отделялись от прочих югославов. Итальянцы же и испанцы, принявшие подданство СССР, могли быть только убеждёнными антифашистами. Особенно много оказалось в СССР испанцев, эмигрировавших после поражения Республики в гражданской войне 1936-1939 гг.

Они подлежали призыву на общих основаниях; кроме того, среди них был очень сильный приток добровольцев. В ходе войны по тем же соображениям политической неблагонадёжности, а также из-за выявившейся недостаточно высокой боеспособности массы призывников в целом, был отсрочен призыв представителей ещё целого ряда национальностей. Так, 13 октября 1943 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) постановил освободить от начинавшегося 15 ноября 1943 года призыва молодёжи 1926 года рождения представителей коренных национальностей всех союзных республик Закавказья и Средней Азии, Казахстана, а также всех автономных республик и автономных областей Северного Кавказа. На следующий день ГКО постановил начать их призыв с ноября следующего, 1944 года, причём в резерв, а не в действующую армию.

Нередко эти постановления неверно трактуют как прекращение призыва данных национальностей вообще. Однако в них ясно сказано, что отсрочка призыва касается только молодёжи указанного года рождения. На все более старшие возрасты она не распространялась.

В довольно двусмысленных условиях происходил призыв среди коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До принятия закона СССР о всеобщей воинской обязанности от 3 сентября 1939 года их представители не призывались в вооружённые силы. Осенью 1939 года прошёл их первый призыв. В некоторых источниках можно встретить утверждения, что с первых дней Великой Отечественной войны представителей коренных народов Севера стали призывать на фронт. Этому противоречат указания на постановление ГКО, изданное в первые недели после начала войны, об освобождении коренных народов этих регионов РСФСР от призыва. Правда, точные указания на дату и номер такого постановления отсутствуют. Поиск его по названиям не дал результатов. Впрочем, не все названия постановлений ГКО за 1941 год опубликованы.

Те же авторы сообщают, что в ряде случаев к призыву коренных народностей Севера подходили формально, и там имели место многочисленные факты дезертирства призывников. Кроме того, в Ненецком национальном округе Архангельской области в январе 1942 года были сформированы оленно-транспортные батальоны. Есть указания на подобные формирования и в других регионах Севера. Известны имена многих представителей коренных народов Севера, воевавших в рядах Красной Армии в Великую Отечественную войну и награждённых орденами и медалями СССР. Среди них – пехотинцы, снайперы, лётчики и др.

Исполняется 67 лет с момента депортации чеченского и ингушского народов с территории Северного Кавказа в . Но, кроме чеченцев и ингушей, в СССР в разные годы были выселены еще... два десятка этносов, о которых почему-то не принято широко говорить в современной истории. Итак, кто, когда и за что из народов Советского Союза насильственно переселялся и почему?

Депортация целого народа - это печальная страница СССР 1930-1950-х гг., "ошибочность" или "преступность" которой вынуждены признать практически все политические силы . Аналогов подобному злодеянию в мире не было. В древние времена и в период средневековья народы могли уничтожить, согнать с насиженных мест с целью захвата его территорий, но организованно переселить его в другие, заведомо худшие условия, не додумался никто, как и ввести в пропагандистскую идеологию СССР такие понятия, как «народ-предатель», «наказанный народ» или «поруганный народ».

Какие народы СССР испытали на себе ужасы депортации?

Депортации были подвержены два десятка народов, населявших СССР, пояснили эксперты академии и биржевой торговли Masterforex-V. Это: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, балкарцы, калмыки, чеченцы, ингуши, крымские татары и турки-месхетинцы, болгары Одесской области, греки, румыны, курды, иранцы, китайцы, хемшилы и ряд других народов. Семь из вышеперечисленных народов при этом еще и лишились своей территориально-национальной автономии в СССР:

1. Финны . Первыми попали под репрессии, так называемые, «некоренные» народы СССР: сначала, еще в 1935 году, все финны были выселены из 100-километровой полосы в Ленинградской области и из 50-километровой полосы в Карелии. Уехали они довольно далеко - в Таджикистан и Казахстан.

2. Поляки и немцы . В конце февраля того же 1935 года с территории приграничных Киевской и Винницкой областей вглубь Украины было переселено более 40 тысяч поляков и немцев. «Иностранцев» планировалось выселить из 800-киллометровой приграничной зоны и из мест, где планировалось строить стратегические объекты.

3. Курды . В 1937 году советское руководство приступило к «очистке» приграничных территорий на Кавказе. Оттуда в Казахстан в спешном порядке были выселены все курды.

4. Корейцы и китайцы . В том же году из приграничных районов на Дальнем Востоке были выселены все местные корейцы и китайцы.

5. Иранцы . В 1938 году из находящихся возле границы районов в Казахстан депортировали иранцев.

6. Поляки . После раздела в 1939 году с новоприсоединенных территорий на север были переселены несколько сотен поляков.

Довоенная волна депортаций: что характерно для подобного выселения?

Для нее было характерно:

. удар наносился по диаспорам , имеющим свои национальные государства за пределами СССР или компактно проживающим на территории другой страны;

. люди выселялись только из приграничных районов ;

. выселение не напоминало спецоперацию , не проводилось молниеносно, как правило, людям давалось на сборы около 10 дней (это предполагало возможность незаметно уехать, чем и воспользовалась часть людей);

. все довоенные выселения были лишь превентивной мерой и не имели под собой никаких оснований , кроме надуманных опасений высшего руководства в Москве в вопросе "укрепления обороноспособности государства". То есть репрессированные граждане СССР, с точки зрения УК не совершили ни какого преступления, т.е. само наказание последовало еще до самого факта преступления.

Вторая волна массовых депортаций приходится на Великую Отечественную Войну

1. Немцы Поволжья. Первыми пострадали советские немцы. Они в полном составе были отнесены к потенциальным «коллаборантам». Всего в Советском Союзе насчитывалось 1 427 222 немцев, и в течение 1941 года подавляющее большинство их было переселено в Казахскую ССР. Автономная ССР Не?мцев Пово?лжья (существовала с 19 октября 1918 года до 28 августа 1941 года) была срочным образом ликвидирована, ее столица город Энгельс и 22 кантона бывшей АССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. были разделены и включены в состав Саратовской (15 кантонов) и Сталинградской (Волгоградской) (7 кантонов) областей РФ.

2. Греки, румыны, болгары и финны . Кроме немцев, другими превентивно переселенными народами стали греки, румыны, болгары и финны. Причины: союзниками гитлеровской Германии, напавшими на СССР в 1941 г, были Венгрия, Румыния, Италия, Финляндия и Болгария (последняя не посылала войска на территорию СССР)

3. Калмыки и карачаевцы. В конце 1943 - начале 1944 годов были подвержены наказанию калмыки и карачаевцы. Они были первыми, кого репрессировали в наказание за реальные действия.

4. Чеченцы и ингуши 21 февраля 1944 года был издан указ Л. Берии о депортации чеченцев и ингушей. Тогда же произошло принудительное выселение балкарцев, а через месяц за ними последовали кабардинцы.

5. Крымские татары. В мае-июне 1944 года преимущественно в были переселены крымские татары.

6. Турки, курды и хемшили . Осенью 1944 года с территории Закавказских республик в Среднюю Азию были переселены семьи этих народностей.

7. Украинцы . После окончания боевых действий на территории СССР частичной депортации подверглись сотни тысяч украинцев (из западной части республики), литовцев, латышей и эстонцев.

Что было характерным для второй волны депортаций?


. внезапность . Люди не могли даже догадываться, что завтра их всех выселят;

. молниеносность . Депортация целого народа происходила в предельно короткие сроки. Люди просто не успевали организоваться для какого-либо сопротивления;

. всеобщность . Представители определенной национальности выискивались и подпадали под наказание. Людей отзывали даже с фронта. Именно тогда граждане стали скрывать свою национальность;

. жестокость . Против тех, кто пытался бежать, применялось оружие. Условия транспортировки были ужасными, людей везли в товарных вагонах, не кормили, не лечили, не обеспечивали всем необходимым. На новых местах ничего не было готово для жизни, депортированных часто высаживали просто в голой степи;

. высокая смертность. По некоторым данным, потери в пути составляли до 30-40% от числа вынужденных переселенцев. Еще 10-20% не удавалось пережить первую зиму на новом месте.

За что же Сталин репрессировал целые народы?

Инициатором большинства депортаций был нарком НКВД Лаврентий Берия, именно он подавал главнокомандующему докладные с рекомендациями. Но решение принимал и ответственность за все, что происходило в стране, нес лично он. Какие же причины считались достаточными, чтобы лишить родины целый народ, бросив его вместе с детьми и стариками в безлюдной, холодной степи?
1. Шпионаж . В этом обвиняли без исключения все репрессированные народы. «Некоренные» шпионили в пользу своих метрополий. Корейцы с китайцами в пользу Японии. А коренные сообщали информацию немцам.

2. Коллаборационизм . Касается выселенных во время войны. Имеется в виду служба в армии, полиции и других структурах, организованных немцами. Например, немецкий фельдмаршал Эрих фон Манштейн писал:"…Большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан". В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва. К ноябрю 1942 г было создано 8 батальонов, в 1943 г еще 2. Численность крымских татар в составе фашистских войск в Крыму, по данным Н.Ф. Бугая, состояла более 20 тыс. человек.

Аналогичная ситуация прослеживается по ряду других депортированных народов:
. Массовое дезертирство из рядов Красной Армии. Добровольный переход на сторону противника.

. Помощь в борьбе с советскими партизанами и армией. Могли служить у немцев проводниками, снабжать информацией и продовольствием, всячески помогать. Выдавать врагу коммунистов и антифашистов.

. Диверсии или подготовка диверсий на стратегических объектах или коммуникациях.

. Организация вооруженных отрядов с целью нападения на советских граждан и военнослужащих

. Предатели. Причем процент предателей среди представителей депортированного народа должен быть очень высок - намного выше 50-60%. Только тогда имелись достаточные основания для его принудительного выселения.

Естественно, это не касается наказанных до войны народов. Их репрессировали только за то, что они в принципе могли бы совершить все вышеперечисленные преступления.

Какие еще мотивы мог преследовать «Отец всех народов»?

1. Обезопасить важнейшие для страны регионы в преддверье возможной Третьей мировой войны. Или «подготовить» место для какого-то важного события. Так, крымских татар выселили как раз перед Ялтинской конференцией. Никто даже гипотетически не мог допустить, чтобы на Большую Тройку немецкие диверсанты совершили покушение на территории СССР. А насколько обширную агентурную базу имел Абвер среди местных татар, советские спецслужбы знали очень хорошо.

2. Избежать возможности крупных национальных конфликтов , особенно на Кавказе. Народ, в большинстве своем сохранявший верность Москве, после победы над гитлеровцами мог начать мстить народу, многие представители которого сотрудничали с оккупантами. Или, например, потребовать для себя награды за свою верность, а награда - это земли «предателей».

Что обычно говорят «защитники» Сталина?

. Депортации советских народов принято сравнивать с интернированием. Последнее является обычной практикой, причем оформленной на уровне международного законодательства. Так, согласно Гаагской конвенции 1907 года, государство имеет право население, принадлежащее к титульной нации(!) противостоящей державы, «…водворить, по возможности, далеко от театра войны. Оно может содержать их в лагерях и даже подвергнуть заключению в крепостях или приспособленных для этой цели местах». Так поступали многие страны-участники Первой мировой войны, так поступали и во Вторую мировую (например, англичане по отношению к немцам или американцы по отношению к японцам). В связи с этим стоит сказать, что И.Сталина никто бы не обвинил, если бы его репрессии ограничились только немцами. Но прикрываться Гаагской конвенцией, оправдывая наказание двух десятков этнических групп, по меньшей мере, нелепо.

. Османский след . Еще часто пытаются проводить параллели между сталинской политикой и действиями колониальных администраций западных стран, в частности и . Но аналогия снова хромает. Европейские колониальные империи лишь наращивали присутствие представителей титульной нации в колониях (пример - Алжир или Индия). Правительственные круги Великобритании всегда выступали против изменения этноконфессиональной расстановки сил в своей империи. Чего стоит препятствование британской администрации массовой эмиграции евреев в Палестину. Единственной империей, практиковавшей использование народов в качестве шахматных фигур, была Османская империя. Именно там придумали переселять мусульманских беженцев с Кавказа (чеченцев, черкесов, аварцев и других) в , на Балканы и в арабские страны Ближнего Востока. Сталин, возможно, учился национальной политике именно у турецких султанов. В данном случае гневные обвинения в адрес Запада абсолютно беспочвенны.

журнала "Биржевой лидер" на форуме трейдеров: как вы думаете, можно ли оправдать подобную политику Сталина?

Да, для победы все средства хороши. Надо мыслить государственно.
. Нет,система коллективной ответственности характерна только для далекого от цивилизации мира.