А османов м селимов партизаны крым. Советские партизаны и крымско-татарское население

Сейчас женщина за рулем – это не редкость.

Сейчас женщина за рулем – это не редкость . В автошколах ВАО, а также в автошколах Москвы все чаще проходят именно женщины, так как с каждым годом количество прекрасных дам, которые увлекаются автомобилями, только увеличивается. Кто-то выбирает машину для работы, кто-то – для развлечений, а еще кто-то – для того и другого. Для комфортной езды нужно не только выбрать подходящую машину из тысяч других, но и уметь с ней правильно обращаться.

Стоимость машины.

Не все женщины знают, что стоимость автомобиля – это первоначальная сумма денег за покупку плюс расходы на запчасти, топливо. Поэтому следует хорошо подумать, чтобы не ошибиться в выборе машины. В большом городе за месяц набегает 2 тысячи километров на спидометре. Получается, что за год количество километров увеличится на 20-25 тысяч (при условии, что владелица машины ездит на ней только на работу и за покупками). Если это перевести на деньги, то за год накопится приличная сумма.

Многое зависит и от аппетита железного коня, и от дорог, по которым предстоит ездить. Конечно, по трассе автомобиль берет меньше топлива, чем по городу. По этой причине нужно понимать, что при покупке машины ориентироваться лишь на то, сколько бензина ей нужно по трассе, не всегда правильно.

Покупая автомобиль, нужно знать, что в нем надо время от времени менять масло и шины. Масло необходимо менять каждые 10 тысяч километров (в некоторых случаях это делают даже чаще), а вот шины придется менять дважды в год. Дополнительно придется потратить деньги на замену колодок. Если это не сделать вовремя, то потом проблем станет значительно больше. Чтобы выбрать хорошие тормозные колодки, нужно выложить немалую сумму денег. Такой запчасти хватает в среднем на 40 тысяч километров. Отдельный пункт – это замена свечей зажигания.

Правда, тратиться на них нужно только тем владелицам авто, на которых есть бензиновый двигатель. Свечи зажигания, как и другие запчасти, бывают дешевые и дорогие. Лучше покупать дорогие, потому что дешевые быстро износятся и не оправдывают свою цену.

Если при торможении слышно шуршание справа, то необходимо менять ремни и протяжные механизмы. Ремень генератора можно подтянуть самостоятельно на некоторое время, а вот ремень газораспределительного механизма нужно срочно менять.

Если ремень ГРМ оборвется, то он выведет из строя двигатель, а последствия от этого могут быть плачевными. В автомобиле, который уже был в использовании, первым делом нужно поменять этот ремень (если прежний владелец не поменял ремень ГРМ перед продажей машины).

Что выбрать женщине: «механику» или «автомат»?

Этот вопрос достаточно сложный, ответить на него однозначно просто невозможно. Но все-таки решение нужно принимать, при этом не помешает взвесить все «за» и «против».

Некоторые девушки считают, что знать все характеристики автомобиля им вовсе не нужно . Но это ошибочное мнение. Чтобы правильно управлять железным конем, нужно знать его особенности. Это касается и коробки передач. Коробка переключения передач – это посредник между «сердцем» автомобиля и колесами.

Механическая коробка передач потребует больших усилий со стороны женщины-водителя по сравнению с «автоматом». Но выбрав первый раз «механику», женщина запросто потом сможет управлять машиной, на которой стоит «автомат». А вот сделать наоборот – это не всегда получится. «Автомату» необходимо задать нужное направление движения, а с «механикой» придется управлять вручную, при этом думать, чтобы включить правильную передачу.

Автоматическая КПП хороша тем, что на ней удобно ездить по пробкам, не нужно каждый раз включать передачу самостоятельно. Основные минусы: машина с такой коробкой передач стоит гораздо дороже, ремонт «автомата» обойдется недешево, ломается АКПП чаще, чем «механика».

На «автомате», в случае отсутствия горючего в бензобаке, женщина не сможет доехать даже до ближайшей заправки. Но она сможет это сделать, если ее автомобиль имеет механическую КПП. В таком случае можно завестись с буксира и двигаться несколько километров.

Можно долго перечислять плюсы и минусы как «автомата», так и «механики», но в любом случае каждая женщина выбирает автомобиль по своему вкусу. Кто-то говорит, что АКПП – это круто, а кто-то – доверяет только машинам с «механикой».

Правила выбора СТО

Какой бы ни был автомобиль, всем его владельцам рано или поздно приходится обращаться на СТО. Там специалисты помогут разрешить многие проблемы: поменять шины, масло, сделать диагностику авто, «вылечить» железного коня. Для этих целей можно выбрать авторизированные центры, которые занимаются послепродажным обслуживанием машин. Но их специфика работы такая, что специализируются эти центры только на одной марке авто. Там работают высококвалифицированные автомеханики, они обучаются всем тонкостям ремонта на заводе-изготовителе.

В авторизированных центрах стоимость выполняемых работ довольно высокая, а записываться на ремонт нужно заранее. Чтобы избавиться от неисправностей машины, можно обратиться на частную СТО. На такой станции качество работ, как правило, на высоком уровне, а цены ниже, чем в авторизированных центрах. Тем женщинам, которые не связаны гарантийными обязательствами, отлично подойдет этот вариант технического обслуживания автомобиля.

Если заедает дворник или нужно поменять масло в двигателе, можно обратиться к мастеру, который занимается ремонтом автомобилей дома. Есть такие умельцы, которые даже без специального оборудования могут найти поломку или же осуществить замену любой запчасти на дому.

Однако, такие автомобильные экстрасенсы – большая редкость, а найти их довольно-таки сложно. Но если женщина знакома с хорошим мастером, то не стоит отказываться от его услуг по ремонту авто.

Независимо от марки и пробега машины, ее нужно регулярно осматривать, проходить ТО , следить, чтобы все было в порядке. Только так можно получить удовольствие от езды на собственном автомобиле, почувствовать себя уверенным водителем, не создавать проблем себе и окружающим.

Вконтакте

Автомобиль перестал быть чудом. И это, с одной стороны, печально, а с другой стороны - прекрасно, потому что он настолько слился нашей непростой жизнью, что мы не мыслим без автомобиля ни дня в каких-бы то ни было ситуациях. В трудные моменты автомобиль приходит на помощь, автомобиль дарит незабываемые минуты покорения скорости и заставляет бурлить кровь, порой он завораживает своей оригинальностью, а порой поражает возможностями. Строение автомобиля еще для многих может оказаться табула раса, но мы постараемся восполнить этот досадный пробел. В меру своих скромных сил разберем конструкцию автомобиля для начинающих, чтобы после этого радиатор не путался с акселератором, а гипоидная передача с передачей сигналов из космоса.

Автомобиль для чайников. Терминология

Правильные термины - это ключ к пониманию конструкции любого устройства, особенно такого сложного, как автомобиль. Термины - это язык автомобиля. Без них просто никуда. В автомобиле нет:

  • пимпочек;
  • болтиков и гаечек;
  • хреновин;
  • дырочек;
  • шпунтиков;
  • и прочих глупостей.

Колесики, палочки и тому подобные стучалки, царапалки и крутилки остались в детском саду. В автомобиле просто так ничего не давит, не выезжает и не прячется, это замкнутая система и само по себе здесь ничего не происходит. В автомобиле все взаимосвязано, как в любой замкнутой системе.

Видеоурок по теме «Автомобиль для чайников»

Теперь о сокращениях и аббревиатурах. Уважайте автомобиль. Удивительная тяга к сокращениям, доставшаяся нам от отечественных коммунистических предков, вносит только непонимание и разночтения. ГПУ, КПСС, ОБХСС, КГБ и ВКПБ не имеют ничего общего с головкой блока цилиндров, которую стараются переименовать в гбц, шарнир равных угловых скоростей, ставший шрусом, прочие дурацкие сокращения вроде «обороты хх», дмрв, кшм, цпг могут использоваться только в узкопрофильной литературе для общения в узком кругу инженеров или в популярной литературе для запутывания публики.

Конечно, автослесарь с опытом работы 30 лет может себе позволить назвать раздаточную коробку раздаткой, а полуось привода переднего колеса в комплекте с шарниром равных угловых скоростей от Форд Фокус 2 «гранатой от Фокуса». Разница в том, что он понимает, о чем говорит, а публика - нет. После этого ищут под капотом Форда осколочные гранаты. Есть общепринятые сокращения - КПП, любому второкласснику понятно, что речь идет о коробке передач, а не о коалиции патологических психопатов, к примеру.

Автомобиль — замкнутая система и в нем само по себе ничего не происходит

И еще несколько уточнений, касающихся терминологии:

  • Деталь - это изделие, выполненное из одного куска материала определенным способом. Деталь неразъемная по определению. Базовая деталь - это деталь, с которой начинается сборка узлов, механизмов и агрегатов.
  • Узел - несколько деталей, соединенные между собой любым способом: резьбовым, сварным или заклепочным.
  • Механизм - это подвижное соединение узлов и деталей, производящее определенные, заранее запрограммированные действия.
  • Агрегат - это несколько механизмов, узлов и деталей, собранных в одном корпусе на основе базовой детали.
  • Система - это несколько агрегатов, узлов и механизмов, которые путем взаимодействия выполняют определенную функцию.

Теперь можно перейти к рассмотрению устройства автомобиля. В картинках, конечно.

Как устроен двигатель автомобиля

Какой бы ни был высокотехнологичный и современный автомобиль, сам ехать он не может. Только с горки, и то не с каждой. Как ни странно, первым претендентом на роль движущей силы в автомобиле выступило электричество. Причем настолько успешно, что электромобили уверенно лидировали и по техническим показателям, и по удобству в эксплуатации. Более того, первый рекорд скорости на суше принадлежит именно электромобилю. В 1899 году рыжим бельгийцем Камилем Жентаци был установлен абсолютный рекорд скорости в 105,7 км/ч. Так что если бы не нефтяные магнаты, ездили бы мы на электромобилях.

Тем не менее, история распорядилась по-другому. Двигатель внутреннего сгорания вытеснил бесшумный и динамичный электромотор. Современный автомобильный двигатель внутреннего сгорания - это преобразователь энергии химической реакции сгорания топлива в механическую энергию, благодаря которой автомобиль может двигаться. Бензин и дизельное топливо - два основных источника энергии для автомобиля. Топливо сгорает в камере сгорания, приводя в движение поршни. Возвратно-поступательное движение поршня преобразуется во вращение коленчатого вала, а дальше - дело техники. Осталось заставить колеса крутиться, но об этом позже.

Двигатель во время работы выделяет слишком много тепла, поэтому металл, из которого он сделан, может потерять свои свои свойства. Для того, чтобы мотор не расплавился во время работы, придумали систему охлаждения. Она устроена таким образом, что двигатель или обдувается встречным воздухом, тогда такая система называется воздушной, или охлаждается жидкостью. В этом случае систему называют жидкостной. Жидкостная система охлаждения более эффективна, но несравнимо сложнее воздушной. Радиатор - главный герой этой системы и он всегда на виду. Вплоть до середины ХХ века пробки радиаторов выполняли в виде логотипов фирм-производителей или устанавливали логотипы прямо на решетке радиатора, что и делают до сих пор.

Система питания автомобильного двигателя обеспечивает подачу горючего в камеры сгорания, дозирует его и смешивает с воздухом. Этим непростым делом занимаются карбюраторы или форсунки. Сейчас на легковых автомобилях наиболее распространены бензиновые двигатели с впрыском топлива. На грузовых машинах продолжают устанавливать дизельные двигатели. Но это не значит, что дизелей нет на легковых машинах. Технологии последних 30 лет позволили сделать дизельный мотор не менее экономичным и компактным, чем бензиновый, поэтому каждая модель легкового автомобиля, как правило, имеет дизельную модификацию.

Для того, чтобы топливо загорелось, кто-то должен его поджечь. Это не касается дизельных моторов, потому что там солярка загорается автоматически, под давлением, и в этом дизельный мотор в какой-то степени проще. В бензиновых моторах все обстоит совсем по-другому. Поджечь топливо, как оказалось, целая история. Причем поджечь его вовремя. Этим и занимается система зажигания. Бензиновый мотор работает корректно только тогда, когда искра подается в камеру сгорания в строго определенный момент. Сложность состоит в том, что для образования искры необходимо несколько тысяч вольт напряжения. Но и с этим инженеры справились остроумно - кратковременные высоковольтные импульсы вырабатывает маленькая электростанция - катушка зажигания. А распределяет ток высокого напряжения по цилиндрам распределитель - трамблер. Для образования искры под воздействием импульса высокого напряжения служат свечи зажигания.

В принципе, мотор, который мы только что придумали, уже может крутиться, но шуметь он будет так, что нас выселят из города. Именно по этой причине и был изобретен глушитель - подавитель звуков, которыми грешит мотор при работе. В каждом из цилиндров происходят взрывы топлива по сто раз в секунду. Естественно, что слушать такую канонаду приятно не каждому, да и вредно это, по правде говоря. Вежливые парни из гаража Панар-Левассор еще в начале века пытались предотвратить конфликтные ситуации с горожанами, поэтому прикрутили к своему грохочущему автомобилю кусок трубы. С развитием автомобиля развивался и глушитель. Пик эволюции глушителей звука двигателей пришелся на середину ХХ века. Тогда, благодаря стараниям инженеров Шевроле, добились практически бесшумного выхлопа. Да и сегодня появляются всякие катализаторы и лямбда-зонды для уменьшения уровня шума и выброса вредных газов.

Трансмиссия и ходовая часть

Ну вот, наш двигатель крутится и даже не шумит. Осталось придумать, куда его поставить и как всем этим управлять. Инженеры устанавливают двигатель на шасси. Это целый комплекс агрегатов и узлов, которые обеспечивают непосредственно движение и управление им. Шасси автомобиля состоит из несущей силовой системы, которая держит все агрегаты вкупе, ходовой части, трансмиссии и органов управления.

Двигатель на шасси мы установили, но для того, чтобы передать крутящий момент на ведущие колеса, необходима трансмиссия. В трансмиссию входит сцепление, коробка передач, механизм передачи вращения от коробки передач на ведущий мост и главная передача, которая связана напрямую с ведущими колесами. Сцепление нам пригодится для того, чтобы временно отключать мотор от ведущих колес во время переключения передач и при торможении. При торможении двигатель будет только мешать, а при переключении передач он не даст шестерням коробки передач по-человечески зацепиться между собой. Сцепление состоит из ведущего и ведомого диска, а также привода, при помощи которого мы можем его отключать легким движением ноги. В автомобилях с автоматической коробкой передач педаль сцепления отсутствует, но это не значит, что его нет. Сцепление есть, и оно работает точно так же, только автоматически.

Ехать нам нужно с разной скоростью и в разных условиях, а диапазон оборотов двигателя не настолько широк, чтобы обойтись прямой передачей вращения от вала мотора на ведущие колеса. Для преобразования частоты вращения коленчатого вала мотора в большую или меньшую сторону существует коробка передач. Пять ступеней - стандарт для легкового автомобиля. На грузовых автомобилях передач может быть и десять и пятнадцать. Все зависит от условий, в которых работает грузовик. От коробки передач крутящий момент передается на главную передачу, на ведущий мост. Если привод у автомобиля задний, то вращение передается карданным валом. Если передний, то главная передача смонтирована прямо в КПП, а оттуда через систему приводов вращение передается на колеса.

Рулевое управление и тормоза современных автомобилей тоже довольно сложные системы ходовой части. Гидравлическая система тормозов обеспечивает эффективное торможение и замедление машины. Рулевое управление, как и подвеска, может быть как самым простым, так и сложным, с массой гидравлических и электронных систем. Рулевое и тормоза, как правило, оборудованы усилителями, чтобы уменьшить усилие на рулевом колесе и на педали тормоза, сделать управление автомобилем более комфортным и безопасным.

Есть масса конструкций и принципиально разных схем кузова автомобиля, оптики, внешних подсветок и звуковых сигналов, куча опций для создания комфорта в салоне автомобиля, кондиционеров, электронных систем безопасности и вспомогательных систем, но самое главное, мы разобрались в основном устройстве автомобиля, фундаментальных понятиях. И теперь никакой инжектор или перепускной клапан не сможет нас испугать, потому что мы будем знать, для чего он предназначен.

  • Новости
  • Практикум

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

Владельцы Mercedes забудут, что такое проблемы с парковкой

По словам Цетше, которые приводит Autocar, в ближайшем будущем автомобили станут не просто транспортными средствами, а персональными помощниками, которые здорово упросят жизнь людям, перестав провоцировать стрессы. В частности, гендиректор Daimler заявил, что вскоре на автомобилях Mercedes появятся специальные датчики, которые «будут отслеживать параметры организма пассажиров и корректировать ситуацию...

Объявлены российские цены на Infiniti Q30

Автомобиль в базовой комплектации City Black, оснащенный 1,6-литровым 149-сильным двигателем (250 Н∙м) и системой переднего привода, обойдется в 2 299 000 рублей. За эти деньги покупатель получит сиденья, обитые кожей Nappa, панели и подлокотники, отделанные материалом Alcantara, а также светодиодные адаптивные фары, системы ABS+EBD, систему динамической...

Mercedes выпустит мини-Гелендеваген: новые подробности

Новая модель, призванная стать альтернативой изящному Mercedes-Benz GLA, получит брутальную внешность в стилистике «Гелендевагена» - Mercedes-Benz G-класса. Немецкому изданию Auto Bild удалось разузнать новые подробности об этой модели. Итак, если верить инсайдерской информации, то Mercedes-Benz GLB будет отличаться угловатым дизайном. С другой стороны, полного...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

Каждое четвертое ДТП в Москве происходит из-за плохих дорог

Об этом рассказал заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Москве, подполковник полиции Алексей Диокин, сообщает агентство «Москва». Также Диокин также добавил, что с начала 2016 года сотрудники ГИБДД выдали 6406 предписаний на устранение недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог и нарушений требований нормативных документов. Кроме того, внесено 788 ...

В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

В новом календаре Pirelli снимется профессор МГУ

В съемках культового календаря приняли участие голливудские звёзды Кейт Уинслет, Ума Турман, Пенелопа Круз, Хелен Мирен, Леа Сейду, Робин Райт, а специально приглашенным гостем стала профессор МГУ Анастасия Игнатова, сообщает Mashable. Съемки календаря проходят в Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе и французском городке Ле Туке. Как...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Либерализация ОСАГО: решение отложено

Как пояснил зампред Центробанка Владимир Чистюхин, двигаться в данном направлении нельзя, поскольку вначале требуется решение других важных проблем страховой отрасли, сообщает ТАСС. Кратко напомним: подготовка «дорожной карты» по либерализации тарифов ОСАГО началась в ноябре 2015 года. Предполагалось, что первым этапом на этом пути должно стать...

1941-1945

Из докладной записки руководства партизанским движением в Крыму Командующему Северо-Кавказским Фронтом С.М. Будённому о боевой деятельности партизан с 1 ноября 1941 года по июль 1942 года.

(орфография и пунктуация сохранены)

Крымским обкомом ВКП(б) было поручено городским и районным комитетам ВКП(б) производить набор добровольцев в партизанские отряды, которые в случае оккупации немцами Крыма должны перейти в лес и действовать в тылу фашистов. Наряду с этим Наркому Внутренних Дел Крымской АССР поручено произвести набор диверсионных групп для оставления их в тылу оккупантов.

Вскоре после этого секретарь ОК ВКП(б) Крыма т. Булатов поручил т. Мокроусову наметить схему организации, расположения и боевой деятельности отрядов. Кроме этого, обком обязал наркома внутренних дел, районные и городские комитеты партии заготовлять продовольствие и обмундирование, свозить все это в лес и там забазировать. Базой, откуда вербовались добровольцы, служили истребительные батальоны, партийный и советский актив.

Численность партизан определялась географическими условиями, т.е. бралась величина лесной площади, которая смогла бы более или менее безопасно укрыть партизан. Предполагалось, что в крымских лесах могли разместиться и активно действовать от 5000 до 7500 человек. Из этого расчета строился план завоза продовольствия, обмундирования и оружия. Предполагалось, что немцы дальше мая в Крыму не продержатся, поэтому план завоза был построен на шесть месяцев: ноябрь-апрель.

Партизаны должны идти в лес из всех районов и городов, кроме районов - Ленинского, Маяк-Салынского и г. Керчи, которые должны остаться в каменоломнях Керченского полуострова. По плану крымские леса разбивались на пять районов: 1-й район Восточный край леса - Орталан, Капсихор; 2-й район Орталан-Капсихор, шоссейная дорога Симферополь-Алушта.

3-й район шоссейная дорога Симферополь-Алушта, Мангуш исключительно Гурзуф. 4-й район Мангуш-Гурзуф, Биюк-Каралез, Мухалатка. 5-й район от этой линии до западной границы леса. В 1-ом районе должны базировать продовольствие и разместить отряды: Феодосия, Кировский район, Старый Крым и Судак.

2-й район намечен для районов Ички, Колай, Сейтлер, Джанкой, Биюк- Онлар, Карасубазар, Зуя.

3-й район - два Симферопольских отряда городских, Симферопольский сельский, Алуштинский, Евпаторийский, Тельманский, отряд из сотрудников НКВД 4-й район - Бахчисарайский, Красно-Перекопский, Лариндорфский, Ялтинский, Ак-Шеихский, Ак-Мечетский, Куйбышевский.

5-й район - отряды Севастопольский, Балаклавский, Фрайдорфский и Сакский. Итого должно прибыть 29 отрядов. В конце октября бюро обкома ВКП(б) утвердило: командующим партизанским движением Крыма т. Мокроусова, комиссаром секретаря Симферопольского ГК ВКП(б) т. Мартынова, начальником штаба майора Сметанина, начальником первого района т. Сацюка, комиссаром секретаря Судакского РК ВКП(б) т. Османова, начальником штаба - капитана Захаревича; начальником второго района т. Генова, комиссаром секретаря Джанкойского РК ВКП(б) т Фруслова, начальником штаба т. Макаль; начальником третьего района ст. политрука Северского, комиссаром секретаря Центрального РК ВКП(б) г. Симферополя т. Никанорова, начальником штаба т. Селезнева;

начальником четвертого района т Бортникова, комиссаром секретаря Ялтинского РК ВКПб) т. Селимова, начальником штаба т. Вергасова; начальником пятого района т. Красникова, комиссаром т. Соболева, начальником штаба т. Иваненко. Командиров и комиссаров отрядов утверждали горкомы и райкомы ВКП(б).

К 1 ноября отряды в количестве 24 прибыли в лес и заняли участки, намеченные начальниками районов. В лес не прибыли отряды: Красно-Перекопский, Лариндорфский, Фрайдорфский и Куйбышевский, отряд работников НКВД, вместо которого пришел комендантский взвод штаба главного руководства в количестве 20 человек, укомплектованный из тюремных работников. Из товарищей, утвержденных ОК ВКП(б), не явились по неизвестным для нас причинам Соболев, Фруслов, Османов, Селимов, Зекирья, на место которых были назначены: в 1-й район - Вялков из 48-й кавдивизии, в район Василенко, во 2-й район - полковой комиссар Попов, начальником штаба вместо Макаля был назначен полковник т. Лобов, в 4-й район комиссаром Амелинов. Численность в отрядах была от 100 до 150 человек. Впоследствии было сформировано из остатков воинских частей и одиночных групп оставшихся в лесу красноармейцев и комполит состава три отряда - Городовикова, Куракова, Аединова численностью 100 -120 человек в отряде. Кроме того, остальные отряды также пополнялись за счет групп и одиночек военнослужащих. В итоге в ноябре партизанских отрядов было 27 с общей численностью 3456 человек.

Как видно из изложенного, основной массой были не военные. Как сказано выше, в лес не пришли отряды: Красно-Перекопский, Фрайдорфский и Лариндорфский и отряд работников НКВД. 2 ноября Гринберг увел в Ялту Тельманский отряд, а Красников распустил Сакский отряд, который ушел в Севастополь, объясняя это разложением отряда. Бежали из леса, но потом возвратились комиссар 1-го района Османов, комиссар Сейтлерского отряда Пузакин, комиссар Карасубазарского отряда Каплун, и не возвратился командир Сейтлерского отряда Евстафьев.

Часть людей ушла из Сейтлерского отряда, который вскоре был пополнен военными. Командиром отряда назначен Верещагин. В ноябре-декабре дезертирство приняло угрожающий характер. За этот период дезертировал 891 человек, в основном татары. Всего по июль 1942 г. дезертировало около 1(200 чел. главным образом из 5-го, 4-го, 3-го и 1-го районов. Причины дезертирства заключались в нестойкости некоторых элементов, резкий переход татарского населения к фашистам, стремление некоторых соединиться с Красной Армией (Севастопольский отряд, Феодосийский - комиссар Якубовский, Кировский - командир Алдаров, нач. штаба Панарин).

Страшным явлением в жизни партизан был голод. Как было сказано выше, завоз продовольствия планировался на шесть месяцев. Фактически было завезено больше, но в результате многих причин много продовольствия не успели вывезти в лес с перевалок, и оно попало в руки фашистов или было разобрано местным населением, а те продукты, что были забазированы, также в большинстве были разграблены фашистами. В этом им помогали предатели, главным образом из татар, принимавшие участие в перевозке и базировании. Больше всего пострадали 5-й, 4-й и 3-й районы.

5-й район, базы которого были на Мекензиевых горах и в районе деревни Айтодор, потерял базы в первые дни, как только туда подошли фашисты. Вскоре та же участь постигла 4-й и 3-й районы. К январю все отряды, кроме Евпаторийского и Ак-Мечетского, баз не имели, питались за счет диких животных заповедника, лошадей и захваченных продуктов у местного профашистского населения, а иногда получали от колхозников (дер. Лаки). Все попытки захватить продовольствие у противника успеха не имели, по той причине, что транспортировка войск, продовольствия и боеприпасов производилась и теперь производится под сильным охранением, часто с участием танков или танкеток.

Были сотни случаев, когда партизаны не смогли ничего взять с подбитых машин или повозок, потому что группы партизан подверглись нападению со стороны конвойных групп или же групп, быстро прибывших к месту нападения из ближайших гарнизонов. Трудность добывания продовольствия в окружающих селах заключалась в том, что отряды расположены в окружении татарских сел, а татарское население враждебно относилось к партизанам и вооружено немцами.

В русские или другие села трудно было проникнуть, а особенно вывезти продукты, потому что во всех селах стояли гарнизоны и имелись отряды местных фашистов.

Севастополь (зам. наркома НКВД Крыма т. Смирнов) знал, через рацию Красникова и через живую связь, о голоде в партизанских отрядах, однако мер не принимал, и лишь после того, как Северский написал т. Октябрьскому, тогда в апреле 1942 г. начали подавать небольшое количество продуктов. Другие районы были в лучшем положении, однако многие отряды полуголодали, и их спасло то, что туда начали сбрасывать продукты в начале марта.

Мы просили Военный Совет Кавказского, а затем Крымского фронта сбрасывать продукты Северскому, нам обещали, но этого не было до конца апреля. В результате всего этого в трех районах погибло от голода 250 человек, а это способствовало дезертирству. Несмотря на трудности, переживаемые партизанами, окружение местными фашистами, наличие больших гарнизонов, усиленную охрану дорог, отряды действовали активно, кроме десантной группы Селихова, которая плелась в хвосте. Помимо многих боев в лесу, а также за деревни Коуш, Орталан, Баксан и Суук-Су, отрядами проведена 631 операция, в том числе 124 продовольственных, уничтожено солдат и офицеров 7984, грузовых автомашин 787, легковых 36, обозов небольших (по 15-20 повозок) - 31, танкеток 3, мотоциклов 23, автоцистерн 22, тягачей 6, взорвано 2 воинских железнодорожных эшелона, взорвано 25 мостов, повреждено железнодорожного полотна 400 метров, вырезано кабеля 40 км., расстреляно фашистов и разных предателей 441 человек.

Наши потери: убитых - 341 человек раненых - 241 человек, пропало без вести - 110 человек. В связи с тем, что архивы центрального штаба зарыты в лесу, не позволяет сейчас описать боевую деятельность каждого отряда, поэтому мы вынуждены ограничиться суммарными данными.

За 8 м-цев произведено несколько слияний отрядов, а также смещение и перемещение командно-политического состава. Были смещены за бездеятельность, трусость и др. проступки начальник и комиссар 1-го района Сацюк и Вялков; начальник 5-го района Красников; командир Зуйского отряда Литвиненко; командир и комиссар Карасубазарского отряда Тимохин и Каплун; расстрелян за разложение и дезертирство командир Кировского отряда Алдаров; смещен комиссар 2-го района Попов; командир Евпаторийского отряда Калашников; командир 1-го Симферопольского отряда Солдатченко; комиссар Сейтлерского отряда Пузакин; командир 1-го Симферопольского отряда Щетинин переведен в рядовые, а потом назначен начальником штаба 4-го района. Расстреляны по приговору ревтрибунала за убийство раненого бойца, убийство двух лейтенантов и за разоружение и непринятие в свой отряд 15 красноармейцев, впоследствии убитых румынами, командир Колайского отряда Губарев и комиссар Штепа.

Расстрелян начальник штаба 5-го района Иваненко, перешедший на службу в гестапо; смещен Военным Советом Кавфронта начальник 2-го района Генов. Заменен генерал-майором Аверкиным начальник 4-го района Бортников; смещен НКВД Крыма комиссар Биюк-Онларского отряда Фельдман. В связи с назначением Городовикова и Фурика перемещены на отряд начальник 1- го района Мокроус, комиссар Пономаренко. Впоследствии производились перемещения в связи с ликвидацией 4-го и 5-го районов, а также в связи с слиянием отрядов по малочисленности Ичкинского с Колайским, Зуйского с Сейтлерским. Лучшими отрядами надо считать:

Феодосийский - командир Мокроус, комиссар Пономаренко; отряд Городовикова, Джанкойский отряд - командир Рюмшин, комиссар Клеветов; Ичкинский - командир Чуб, комиссар Бедин; отряд Куракова 4-й Красноармейский; Алуштинский - командир Иванов, комиссар Еременко; Ялтинский - командир был Кривошта, комиссар Кучер; красноармейский - командир Аединов, комиссар Сухиненко; Бахчисарайский - командир Македонский, комиссар Черный; 2-й Симферопольский - командир Чусси, комиссар Третьяк; Зуйский отряд - командир Каменский, комиссар Луговой стоит на первом месте по связи с населением, по разведке и обеспечению продовольствием, а также отряды Чуба и Куракова. Из всех отрядов хуже всех 1-й Красноармейский - командир Смирнов, комиссар Полянский. 4-й Красноармейский - командир Незамов, комиссар Сидоров.Эти два отряда сформированы из десантной группы Селихова.

В настоящее время, в связи с упразднением 4-го и 5-го районов, а также слиянием некоторых отрядов, количество отрядов и численность бойцов составляет: 1-й район - начальник района Чуб, комиссар Фурик, отрядов 4, численность 517 человек 1) Красноармейский № 2 - командир Исаев, комиссар Свинобоев, 2) Карасубазарский - командир Зарецкий, комиссар Каманский, 3) Кировский - командир Позываев, комиссар Крюков, 4) Феодосийский - куда влит Судакский - командир Мокроус, комиссар Пономаренко.

2-й район - начальник района Кураков, врид. комиссара Луговой, отрядов 7, общей численностью 950 человек, 1) Джанкойский отряд, командир Шашлык, комиссар Киселев, 2) Красноармейский № 4 - командир Митько, комиссар Сидоров, 3) Красноармейский № 3 - командир Барановский, комиссар Егоров, 4) Красноармейский № 1, командир Смирнов, комиссар Полянский, 5) Ичкино-Колайский, - командир Юрьев, комиссар Бедин, 6) Зуйский - командир Каменский, комиссар Мозгов, 7) Биюк-Онларский - командир Соловей, комиссар Орлов.

3-й район - начальник Северский, комиссар Никаноров, отрядов 6, общая численность 560 человек, Симферопольский № 1 - командир Селезнев, комиссар Филиппов, 2) Симферопольский № 2 - командир Чусси, комиссар Третьяк, 3) Евпаторийский - командир Ермаков, комиссар Фартушный, 4) Алуштинский - командир Амелинов, комиссар Еременко, 5) Севастопольский - командир Зинченко, комиссар Кривошта, 6) Бах- чисарайский - командир Македонский, комиссар Черный.

Взвод при штабе командующего 38 человек, командир Федоренко, комиссар Бойко. Итого по состоянию на 1 июля 1942 числится 2125 человек. Продовольствием отряды обеспечены на 7-8 дней. Винтовками отряды обеспечены полностью. Патронов имеется примерно по 200 штук на бойца, станковых пулеметов - 8, Дегтярева - 23, автоматов -56, но не все имеют патроны, минометов ротных -16, батальонных -1, орудий 46 мм - 88 2,76 мм -2, взрыв. веществ около 130 кг, ручными гранатами обеспечены не все, обмундированы хорошо, но не все имеют шинели.

Связь между главным штабом и районами, а также штабов районов с отрядами исключительно живая. Штабы районов имеют связных, с которыми направляют почту в соседние районы, а если почта предназначена для Главного штаба, из района, близко расположенного от штаба, почта несется связными этого района. Например, отряд имеет своих связных, которые несут почту в штаб района и обратно, связные района несут почту в соседний или руководству района, или главному штабу, если он расположен в этом районе. Примерно - связные первого района, доставляет почту во второй район, передают ее начальнику связи района, а он передает в главный штаб через связных последнего, находящихся при нем.

Самая трудная - связь велась 3-м, 4-м, 5-м районами тогда, когда штаб перешел во 2-й район, а когда штаб находился в третьем районе - эта же картина была с первым и вторым районами. В силу того, что дороги Симферополь - Алушта, Кара- субазар - Ускут усиленно охраняются, связь весьма затруднительна.

Были случаи, в особенности зимой, когда связь нарушалась по месяцу, а в первые дни, не дождавшись связных из 1-го и 2-го районов, нам пришлось выделить специальную группу, которая с большим трудом добралась до этих райо- нов, потеряв двух человек (один убит, один пропал без вести) и один ранен.

За все время с ноября по июль погибло связных, поддерживающих связь с Главным штабом - 21 человек, и между районами - 10. Связь с Большой землей поддерживалась с Севастополем через рацию Красникова, связных из главного штаба и 5-го района и связных, посылаемых севастопольцами. Радиосвязь была установлена Военным Советом Кав. фронта, который бросил во 2-й район пять радистов с двумя станциями, первый район получил одного радиста в феврале и одного в марте, который пришел с рацией из степи.

Хуже всего было в 3-м районе. Несмотря на наши неоднократные просьбы - только в мае месяце прибыл радист в Зуйский отряд для Северско- го, которого держал уполномоченный ОО по Зуйскому отряду Харченко больше месяца, ссылаясь на распоряжение Капалкина, и только лишь после нашего категорического приказа радиста в первых числах июня отправили к Северскому. Кроме этого, связь поддерживается самолетами, а однажды группа людей прибыла в 3-й район из Севастополя катером.

Как было видно выше, основным ядром партизан являлись добровольцы. Предполагалось, что при отступлении Красной Армии из Крыма не все части успеют переправиться на кавказское побережье и оставшиеся в Крыму должны осесть в лесу. Поэтому еще при составлении схемы выплыл вопрос о подчиненности и возможных недоразумениях на этой почве, в особенности зная о том, что дисциплина требует при потере связи с непосредственными начальниками подчинения младшего по званию старшему, было опасение, как бы не нашлись такие начальники, которые не признают начальников, утвержденных обкомом, вздумают подчинить себе всех военных, в результате чего мог бы получиться ералаш.

Поэтому схемой и нашим приказом предусматривалось подчинение всех начальников, попавших в лес, руководству партизан. Впоследствии в этом духе был отдан приказ по погранвойскам и по 51 армии. Мы об этом узнал уже будучи в лесу и то не официально, а со слов майора Изугенева и после генерал-майора Аверкина. К сожалению, многие командиры и комиссары этот приказ не захотели выполнить, стремились пробиться в Севастополь, в результате кадры сдавались в плен, и только небольшим группам удалось добраться до Севастополя.

Случаев насильственного присоединения остатков частей не было, но были случаи, когда партизаны, зная, что эти остатки не пробьются в Севастополь, а попадут к фашистам, обезоруживали не желавших остаться в лесу. Мокроусов и Мартынов сами митинговали с Изугеневым и командиром погран-полка (нумерацию не помню) Мартыненок, но ни Изугенев, ни Мартыненок не остались. В результате, как нам стало известно, после они пришли в Севастополь с небольшой группой, состоящей исключительно из начполитсостава. Все остальные сдались фашистам.

На наших глазах остатки одного полка, отходившего через заповедник, пачками сдавалась в плен. А за два дня до этого Мокроусов говорил командиру полка, что если ему невозможно будет пробиться на Ялту, надо остаться в лесу. На это комполка майор (фамилию не помню) ответил: «Фашисты перейдут этот рубеж только через мой труп».

Несмотря на стремление командиров и комиссаров пробиться, в лесу осело примерно около 1 000 человек, в том числе остатки 48 кав. дивизии в количестве 100-120 человек из полка Городовикова. Во главе этих остатков стояли комиссар Попов и начальник штаба Лобов. Генерал Аверкин при весьма загадочных обстоятельствах отбился на Демерджи- яйле от этих остатков, пробрался в штаб главного руководства и получил командование над 4-м районом и в декабре был убит фашистами в районе Узенбаша.

Партизаны военных товарищей встречали как родных, оказывая им всемерную помощь продовольствием, одеждой и боеприпасами. Кроме случаев в Колайском отряде, где командир отряда Губарев и комиссар Штепа обезоружили группу военных в количестве 13 человек и выгнали из отряда, в результате чего группа погибла, за что Губарев и Штепа расстреляны. Командно-политический состав Красной Армии, попавшие в лес, получал назначения взамен невоенных выше было указано, что начальники штабов, Центрального штаба и районов были военные.

Впоследствии военные возглавляли отряды, назначались на ответственные должности в районы. Попов, Лобов, Вялков, генерал-майор Аверкин, Аединов, начальник штаба Северского капитан Калугин, подполковник Шетинин и т.д., а теперь на отрядах большинство военных. Взаимоотношения с военными весьма хорошие, за исключением с Лобовым, Поповым и Селиховым. Причем когда дошли до нас слухи о плохих взаимоотношениях Попова и Лобова с бывшим начальником 2-го района Геновым, мы написали им об этом. В ответ получили от Попова и Генова опровержение и подтверждение весьма хороших отношений.

Однако после этого нам писал командир Джанкойского отряда Рюмшин, храбро погибший в бою, о нездоровых взаимоотношениях этой тройки. Когда мы в феврале пришли в штаб 2-го района, оказалось, что эта «дружная» тройка на ножах, причем Лобов, Попов в эту склоку втянули Селихова и ряд другие товарищей. Заработала рация Селихова, и вскоре последовал приказ об отстранении Генова и о назначении на его место Селихова, безвольной и бездарной личности.

Мы с Мартыновым вызвали Лобова, Попова и Генова с целью разобраться и примирить их, но увидели, что из этого ничего не выйдет. Генова обвиняли в неспособности, называли открыто чабаном, что он военным не дает продовольствия (на проверке оказалось, что продовольствие военные получали в равной мере с партизанами) и еще в каких-то мелких грехах. Если бы Лобов и Попов не преследовали бы какой-то цели, они могли бы помогать Генову в ликвидации его недостатков военных знаний и хорошо работать.

Для того, чтобы разрядить эту атмосферу и укрепить руководство 1-го района, мы назначили Лобова начальником штаба туда, он дипломатически заболел. Заработала рация Селихова, и через три дня последовал приказ Командующего фронтом об оставлении Лобова начальником штаба 2-го района. Получив этот приказ, Лобов моментально выздоровел.

Для того, чтобы познакомиться с комполитсоставом и выявить взаимоотношения, мы собрали всех их на совещание. Здесь нас встретили в штыки все командиры и политработники остатков 48 дивизии. Больше всего придирались к словам Мокроусова, который сказал: «Что вы носитесь с паршивой кав.дивизией» и сказал, что поведение Попова и Лобова двурушнически граничит с троцкизмом.

Причем выражение «паршивая дивизия» относилось не к 48 дивизии, а не к существующим остаткам, которые Лобов и Попов отождествляли с бывшей дивизией. О Городовикове как о хорошем командире мы знали из рассказов его однополчан, находившихся в отрядах 3-го района, и из донесений Генова, поэтому имели в виду дать ему 4-й район. Когда об этом зашла речь, Городовиков подчинился.

Тут выступил Попов и отрекомендовал себя командиром дивизии, которая подчиняется только ему и без его ведома никто ею распоряжаться не может. Однако мы с этим заявлением не согласились и назначили Городовикова начальником 4-го района.

По-видимому, опять заработала рация Селихова, и на 3-й день мы получили приказ о создании военной группы, куда входил отряд Городовикова с подчинением этой группы Селехову. При проверке отрядов оказалось, что Попов держал на должности комиссара Карасубазарского отряда Каплуна, выбросившего партбилет.

При проработке приказа нашего об активизации действий стал заниматься тихой склокой, обострял отношения между военными и невоенными, имел наложницу, бездельничал. Все это заставило нас поставить вопрос о его замене, что и произошло, на его место Военный Совет назначил Бускадзе. После его смещения он вместо того, чтобы честно работать, - бездельничал (донесение Бускадзе), собрал обиженных (Квашнев, Касьянов, Егоров, Полянский и другие), интриговал и занимался прожектерством. Получив назначение комиссара II-го района, он, придя в Штаб, начал матерно ругать начальника района Куракова, руководство партизанским движением, написал приказ о переводе переводчицы Беллы Трахтенберг, наложницы Лобова, из нашего отряда в свое распоряжение, написал приказ о снятии с работы уполномоченных ОО, назначенных нами, и о назначении на их место других, в том числе бездельника Касьянова, а придя на посадку на посадплощадку, пытался насильно посадить вне очереди Квашнева на самолет, угрожал при этом палкой и ругал матерно зам. Мартынова, уполномоченного нами по эвакуации, Домнина (См. материал, направленный нами в Особый отдел фронта). Этот открытый бунт Попова возмутил нас, Мокроусов арестовал Попова и передал военному трибуналу, о чем сообщил Вам телеграммой в тот же день.

Лобов неуловимый интриг, если не хуже. Вся его работа направлена на подсиживание и сделать как бы хуже. Он клеветал на нас Военному Совету Крым. Фронта, обвинил нас в гонении на военных, придерживался и внушал командирам больше времени уделять разведке, что по существу сводилось к срыву операции. Придерживался тактики держать отряды кучно, при перемещении нашего штаба гнал, вопреки нашему приказу, вслед за нами отряды Селихова. По приказу из района Кокасана должны отойти на Терке отряд Городовикова, Куракова, а он пригнал этот отряд и военных.

При переходе нашего штаба в мае из района Кокасан Селихов сам подал мысль о проведении продоперации в деревнях, расположенных севернее Казанлы.

Мы этот план одобрили. Вместо этого Селихов 2-го отряда пригнал в район Терке, а когда Мокроусов давал Селихову нагоняй за это, он сказал, что получил на это приказ Лобова. Полковник Лобов от этого отказался. Когда заболел Селихов, Мартынов с Лобовым пошли к нему поговорить о его и Бускадзе эвакуации, он дал согласие при условии вашего разрешения, а когда Лобов написал приказ о временном освобождении Селихова в связи с болезнью, то Лобов стал говорить Мокроусову, что неправильно написан приказ, так как не было рапорта от Селихова.

На замечание Мокроусова, что вы же сказали, что говорили с ним, «нет, я этого не говорил» - врал Лобов. Это Мокроусова вывело из себя, и он его покрыл матом и сказал в порыве раздражительности: «Т. Сорока, расстреляйте Лобова». Но никто его не стрелял, да и Мокроусов не допустил бы этого. Нужно признаться, что Мокроусов здесь поступил очень и очень нехорошо.

Т. Булатов поставил вопрос, какое наше мнение, если партизанские от- ряду разделить на два самостоятельных района с непосредственным подчинением Большой земле. Мы пишем Большой земле потому, что еще до сих пор не знаем, кому мы подчиняемся. Нам слали директивы Военный Совет Крымского фронта, Крымский обком партии, Приморская Армия, НКВД Крыма, а теперь Военный Совет Кав. фронта. Все это ошеломляло нас, и мы не знали «какому богу молиться»! С этим нужно покончить и подчинить партизанское движение одному руководству.

Вопрос о разделении для нас трудно разрешимый. Конечно, при наличии хорошей регулярной связи по рации и воздуху с органом, которому подчинены партизаны, и трудности связи между районами, разделенными шоссейной дорогой Симферополь-Алушта, расчленение было бы, пожалуй, полезным, а так как на это надеяться у нас нет оснований, то упразднение единого руководства в Крыму может пагубно отразиться на деле, да еще если во главе управления самостоятельными районами попадут такие люди, как Лобов и Попов. По этим причинам мы не можем ничего предложить.

Перспективы пополнения людьми и снабжения отрядов К сожалению, с населением степных районов мы начали устанавливать связь только с апреля месяца. До этого было почти невозможно, так как мы не имели ни одежды, ни документов, с которыми могли бы ехать из леса наши люди, а зимой ходить по сотне верст с ночевкой в поле нельзя. По этим причинам мы только понаслышке знали о жизни и настроении крестьян.

Что же касается татарского населения горных районов, то оно с первых дней занятия Крыма фашистами пошло в подавляющей массе своей за фашистами, что исключало возможность вести нам работу кроме агентурной. После установления связи с селом было установлено, что подавляющая масса крестьян настроена советски, но террор настолько придушил ее, что люди боятся друг друга и даже близких родственников.

Еще до этого Зуйский отряд, благодаря энергии и популярности комиссара отряда т. Лугового, имел тесную связь с колхозниками Зуйского района, в особенности с деревней Барабановка, откуда он черпал разные сведения и продовольствие, а впоследствии почти все жители этой деревни ушли в лес к Луговому. Когда мы установили связь с степными районами, о чем смотри ниже, то оказалось, что крестьяне не прочь партизанить и уйти в лес, но боязнь за семьи, которых фашисты уничтожают, если их родственники уйдут в партизаны, сдерживала их.

В ту пору фашисты еще не успели догола обобрать деревню, и там было продовольствие, которое дали бы партизанам, но организовать доставку его в лес не представлялось возможным в силу сильного развитого шпионажа, отсутствия лошадей и трудностей, связанных с перевозкой, особенно через шоссе Симферополь-Феодосия, усиленно охраняемого, и проезда мимо татарских деревень. Теперь это положение ухудшилось в связи с усилением надзора и террора, неимением у колхозников продуктов и на урожай нет надежды, так как урожай может дать только семена, поэтому единственный источник - это доставка продовольствия в Крым с Кубани.

Колхозники в лес пойдут с семьями, что допускать нельзя. В частности наш агент в июле приходил к нам из деревни Бешеран и ставил вопрос, можно ли вести людей в лес. Мы сказали - только без семей. Ушел договариваться с ними. Как будет разрешен этот вопрос - трудно сказать. Наше мнение сводится к тому, что приток населения в партизанские отряды будет, и можно его организовать при условии эвакуации членов семьи из леса на Большую землю и увеличения сброски продовольствия.

Таким образом население будет действовать против фашистов также и в степи. Кадры партизан, пережив голодную зиму, в подавляющей массе больны и измотаны. По этим причинам вряд ли люди долго выдержат, в особенности если Крым не будет освобожден до зимы. Поэтому напрашивается вопрос о замене их новыми, свежими людьми, что практически можно сделать без особых затруднений. Смену людей можно производить воздухом с посадкой ТБ на Караби яйле и морем с подходом катера между Отузы-Козы, Новым Светом, Капсихором и у Семидворья. В районе Северского таких возможностей нет. Эти пункты разведаны, и теперь только нужно разрешить этот вопрос практически.

Наше мнение в данном случае сводится к следующему: а) Кураков и Чуб дают порядок подхода катеров. б) Катера идут к этим пунктам с людьми и продовольствием. в) На берегу встречают их вооруженные люди с вьюками плюс подлежащие эвакуации. г) Высадившиеся люди и отряды поднимают на себя и на вьюках груз и идут с ним в лагери.

Организовывать подпольную работу в Крыму начали в апреле м-це. Для этого были подобраны политически грамотные и обладающие организационными способностями товарищи и посланы в районы в качестве партийных уполномоченных. Мы решили, что во избежание возможности провокаций и предательства сразу партийных групп не создавать, а начали с создания групп советских патриотов и только после того, как товарищи на конкретных делах покажут свою преданность нашему делу, из их числа создавать партийные группы...

Организованные группы развернули агитационную работу среди населения и используя для этого газеты и журналы, доставляемые нам в лес. Перед группами поставлены задачи: проводить агитационно-массовую работу среди населения, организовывать и проводить работу по срыву различного рода мероприятий противника, совершать диверсионные акты, вербовать новых членов и т. д.

По данным, полученным от райуполномоченных, видно о новом усилении гнета и террора со стороны фашистов над населением. У населения забирается все продовольствие, скот, птица и одежда. От «добровольных» методов изъятия населения для вывоза в Германию оккупанты перешли к методам ничем не прикрытого насилия. Дают разверстку на населенный пункт, староста поставляет обусловленное количество людей для вывоза. Для населения создались нетерпимые условия, и если они не идут в партизанские отряды, то, оказывается, из-за того, что гестапо развернуло демагогическую агитацию о расправе партизанами с каждым, кто появится в лесу.

А желающие уйти к партизанам есть. Это при наличии еще не крепко поставленной нашей агитации. Мы дали указания райпартуполномоченным противопоставить фашистской демагогии нашу советскую правду. Организовать разъяснения населению о действительном состоянии войны, о зверствах оккупантов, о фактах политического и экономического бесправия населения, о том, что партизаны расправляются и будут расправляться с оккупантами и предателями нашего народа и что партизаны с радостью встретят всех, кто хочет им помочь в их самоотверженной борьбе. Следовательно, база для пополнения партизанских отрядов имеется.

Надо только путем умело и энергично поставленной агитации будить мысль у населения о необходимости беспощадной борьбы с оккупантами, любыми средствами и в любых условиях показывать населению на конкретных фактах зверства фашистов, что единственный выход для наших людей из бесправия. Об агентурной и разведывательной деятельности докладывает особо т. Давыдкин.

В основном работа заключалась: давали разведывательные данные, по которым командование Крымфронта могло вполне определять намерения противника и строить свои оперативные планы. В частности из наших донесений о группировке танковых соединений в треугольнике Коктебель - Феодосия - Старый Крым, можно было безошибочно судить, что противник нацеливает свой главный удар на наш левый фланг. Так было перед Керченской катастрофой и перед падением героя - Севастополя. К сожалению, как до нас доходили слухи, многие наши радиограммы, в которых давались важные разведданные о подготовке противника к наступлению на Керчь, были расшифрованы после падения Керчи. Так это было или нет, необходимо проверить.

В марте месяце мы по требованию Военного Совета Крымфронта представили список особо отличившихся партизан к награде. Всего было представлено 67 человек, причем Военный Совет не требовал характеристик на представляемых. До сих пор представление не состоялось. В то же время все представленные Селиховым к награде уже награждены.

Командующий партизанским движением Крыма полковник (Мокроусов)

Комиссар секретарь Симферопольского ГК ВКП(б) Ст. батальонный комиссар (Мартынов)

Миллий арекетнинъ башында тургъан Джеббар Акимов, Бекир Османов, Мустафа Селимов, Мухсим Османов, Амза Аблаев, Мустафа оджа Халилов, Осман оджа Эбасанов ве башкъалары бугуньки куньлерни халкъымызгъа косьтермеге – Ватанымызгъа къайтмагъа котерильген курешнинъ садыкъ аскерлери эдилер ве ойле де олып къалдылар. Бугунь оларны хатырламасакъ, оларгъа халкъымызнынъ севги ве урьметини бильдирмесек, ольгенлернинъ джанларына бирер ясин окъумасакъ, сагъ къалгъанларгъа узакъ омюрлер тилемесек, айып олур…»

Мустафа Селимов родился сто лет назад в горно-лесном крымском селе Коккоз, расположенном на берегах одноимённой речки, которая является притоком Бельбека. В то время в Коккозе, состоявшем из пяти кварталов (маале) проживало около 1600 жителей (по переписи 1897 г.- 1687 человек). В 1830-е годы это селение, состоявшее из 230 дворов, славилось мастерами по изготовлению телег и повозок (в нём проживало около 300 тележников).

В 1928 году Мустафа окончил семилетнюю школу в родном селе и до 1931 года учился в десятилетке в Бахчисарае, одновременно работая заведующим районной библиотеки. После окончания школы по сентябрь 1931 года работал секретарём Коккозского сельсовета и заместителем председателя колхоза «Социализм». Вступив в ВКП(б), с 1931 по 1935 годы работал управляющим делами Бахчисарайского райкома партии, а в 1935-1936 гг. учился на партийных курсах в Симферополе. В 1936-1937 гг. работал инструктором Бахчисарайского райкома ВКП(б), с 1937 до мая 1939 – секретарём райкома комсомола, с мая по сентябрь 1939 г. – заведующим бахчисарайским райземотделом.

Как указано в автобиографии М. Селимова, он «с сентября по ноябрь 1939 г. состоял в составе действующей армии в качестве политрука». Вернувшись в Бахчисарай, проработал там заведующим отдела кадров райкома партии по февраль 1940 года. С февраля 1940 по июнь 1943 М.В. Селимов – первый секретарь Ялтинского райкома ВКП(б), в том числе – с ноября 1941 по июнь 1943 «в резерве при эвакуированном Крымском обкоме ВКП(б)».

Как только началась война М.В. Селимов добивался отправки на фронт, но был оставлен в резерве Крымского обкома и эвакуирован. В начале 1942 г. принимал участие в Керченско-Феодосийской десантной операции и в первом освобождении Керчи.

С мая 1942 находился сначала в Краснодаре, затем в Сочи в составе резерва. В своей автобиографии Мустафа Веисович отметил, что в июне 1943 года «авиадесантом был заброшен в тыл врага – в Крымский лес, на партизанский Баксанский аэродром с Большой земли прибыло 50 человек, отобранных обкомом»…

Мустафа Селимов был назначен комиссаром первого партизанского отряда (которым командовал М. Македонский). О боевых буднях отряда (с июня и до 7 ноября 1943г.) подробно рассказано в газете «Арекет» №2(99) от 27.02. 2001 г. В блокноте комиссара среди фамилий, отличившихся в операциях партизан, мы встречаем и наших соотечественников Мемета Аппазова, Асана Мамутова, Ваапа Джемилева, Сеитамета Ислямова…

В первые четыре месяца М. Селимов установил регулярную связь с действовавшими подпольными группами, организовывал новые группы в городах и районах Крыма.

7 ноября 1943 г. М. Селимов был назначен комиссаром 4-й партизанской бригады, состоявшей сначала из четырёх отрядов, а с 9.11. 1943 г.- уже из шести отрядов. О боевых делах бригады (на основе записей в блокнотах комиссара Селимова) рассказано в очерке «Хроника 4-й бригады партизан Крыма» (см. «Арекет», №3 (100) от 27.03. 2001г.). К середине января 1944 г. в бригаде было 1944 партизана, в том числе крымских татар – 501 человек (24% от всего личного состава). Среди тех, кто воевал в бригаде Селимова, был и старший брат Сеит-Бекира Османова (1911-1985) учёный-ихтиолог Сейтумер Османов (1907-2008). (Об этом см. в книге: Сейтумер Османов. Дорога длиною в век.-Симферополь: «Доля», 2007)

В конце января 1944 г. из разросшейся бригады Приказом Крымского Штаба партизанского движения было сформировано Южное соединение (ЮС), комиссаром которого назначили М.В. Селимова. Это было по численности самое крупное из трёх Соединений крымских партизан (были ещё Северное и Восточное), которое базировалось и действовало в районе наиболее компактного проживания крымских татар – в горно-лесной части Крыма, расположенное юго-западнее Чатырдага. О боевых делах Южного соединения рассказано в очерке, опубликованном в газете «Арекет» №4 (101) от 28.04.2001 г. Отмечу особо, что 14 апреля 1944 г. 6-я бригада ЮС с боями заняла город и железнодорожную станцию Бахчисарай. Часть её отрядов блокировала станцию Альма и продвигалась к Симферополю с юга и юго-востока. Отряды 7-й бригады ЮС очистили от противника Бельбекскую долину от Коккоза до Сюйреня и участвовали в освобождении Ялты. (Обращаю внимание читателей на материал «Достойный памяти народа сын», опубликованный в газете «Голос Крыма» (15.01. 2010 г.) и содержащий текст докладной записки М. Селимова от 15.04.1944 г., в которой приводятся цифры и факты участия крымских татар в сопротивлении оккупантам.)

18 мая 1944года Мустафа Селимов, как и весь народ, был выслан из Крыма. До апреля 1945 г. работал заместителем председателя Бекабадского райисполкома, затем по август 1948 – директором Среднеазиатского филиала Всесоюзного НИИ Виноделия и Виноградарства «Магарач». После шесть лет проработал во Всесоюзном Институте Растениеводства. С 1955 по 1959 Селимов был заместителем директора Союзного научно-исследовательского хлопководческого института, а с 1959 по 1961 – заместителем Президента Академии Сельскохозяйственных наук Узбекской ССР.

В 1961-1963 гг. М.В. Селимов – заместитель начальника Главного Управления науки и пропаганды Министерства Сельского хозяйства УзССР. В 1963-1966 он работал начальником отдела Госкомитета по хлопководству Средней Азии, а с 1966 г. – заместителем директора Узгипроводхоза. Был награждён медалью «За трудовую доблесть». С 1955 г. – пенсионер республиканского значения.

Мустафа Селимов многие годы сотрудничал с газетой «Ленин байрагъы», был одним из главных консультантов рубрики «Джесарет» («Мужество»), посвящённой участию крымских татар в Великой Отечественной войне.

Кстати, обстоятельный очерк Аблязиза Велиева « Федакярлыкъ», опубликованный в газете «Ленин байрагъы» (№ 78 (3175) от 01.07. 1980г.) был приурочен к семидесятилетию М.В. Селимова и явился поздравлением ему от имени десятков тысяч соотечественников – читателей газеты.

Мустафа Веисович СЕЛИМОВ был одним из инициаторов Национального Движения Крымских Татар, созданного и действовавшего как широкая внутренняя народная инициатива.

О таких, как Селимов, вспоминал в 1992 г. Юрий Бекирович Османов (1941-1993): «Инициаторами Движения были исключительно мужественные, прошедшие машину сталинских репрессий и провокаций, и глубоко осмыслившие опыт предшествовавшей истории народа люди с широким кругозором и мощной теоретической базой. Перед ними стояла задача не только развенчать преступления и преступника, но необходимость того, чтобы этим пониманием вооружить народ» (Ю. Османов. Антикнига к часу «Икс».- «Арекет», №15 от 15.12. 1992 г.)

М.В. Селимов активно, без афиширования, участвовал во всех инициативах Движения: организации инициативных групп и налаживании связей между ними, в составлении документов и работе делегаций представителей народа. В марте 1957 г. он, наряду с такими ветеранами войны как Аметхан Султан, Рефат Мустафаев, Бекир Османов, И. Хайруллаев, С. Халилов и другими, подписал ОБРАЩЕНИЕ к 1-му секретарю ЦК КПСС Н. Хрущёву… Позже подобных обращений и обстоятельных документов, дававших анализ осуществлённого против народа государственного преступления, были десятки.

«2 августа 1957г. Мустафа Селимов и Джеббар Акимов организуют выезд в Москву первой группы для решения национального вопроса. С ними вместе прибыли Б.Османов, В. Муртазаев, И. Мустафаев, С.Эмин, С. Асанов, З. Ниязиева и другие…» (Т. Дагджи. С чего начиналась дорога домой. «Голос Крыма», №16 (698) от 13.04. 2007 г.). Считаю нужным обратить внимание читателей на процитированный выше рассказ-воспоминание, опубликованный три года назад, но ставший сегодня, в дни столетнего юбилея М. Селимова, ещё более актуальным.

12 марта 2010 г. в «Голосе Крыма» опубликовано воспоминание Р. Эминова (г. Севастополь) «Он из тех, на кого равняется народ», в котором показаны характер и роль М.В. Селимова в национальном движении, подчёркнуто, что «авторитет Мустафы Селимова среди всех крымских татар был наивысочайший».

Мустафа Селимов был убеждён, что возвращение в Крым народа и восстановление его попранных прав неизбежны. Но ему не суждено было увидеть начало массового возвращения крымских татар на родину. Он умер на чужбине 25 лет назад.

В июне 2010 г. исполнится 45 лет со дня принятия Наказа крымскотатарского народа, являющегося программой и уставом Национального движения. М.В. Селимов – один из тех, кто активно участвовал в его выработке и формулировании.

Вспоминая события первой половины 1960-х годов Ю.Б. Османов в 1993 г. отметил следующее: «Успех НДКТ был обусловлен тем, что крымскотатарский народ в чудовищных условиях распотрошения, расчленения и жесточайшего гнёта проявил себя как действительно устойчивая историческая общность, обладающая огромной живучестью, стойкостью к лишениям. Во-вторых, тем, что в момент зарождения Движения он обладал подлинно золотой «элитой», обладавшей всеми необходимыми качествами для выработки, формулирования принципов Движения и заложения его основ: стойкостью, мужеством и преданностью народу, идеалам справедливости, демократии, бескорыстных и беззаветных».

Эти слова адресованы и к Мустафе Веисовичу СЕЛИМОВУ. Вечная ему память во всех поколениях нашего народа.