Особенности новейшей истории. Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории, источники, основные этапы становления современного мира

Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран.

В 1933 году в Германии у власти оказались нацисты. В том же году Она заключила с Италией, Англией и Францией договор о сотрудничестве под эгидой Лиги наций. Но отказ Гитлера участвовать в работе комиссии по разоружению и выход Германии из Лиги наций привел к отмене договора. Но Англия и Францию продолжали политику умиротворения Германии.

В 1930-е Германии осуществляла давление на Австрию, стараясь ее подчинить. В 1934 они гарантировали неприкосновенность австрийских границ. В 1935 Германия, нарушив мирный договор, ввела всеобщую воинскую повинность. В том же году состоялась конференция по Германии. Франция и Италия осудили действия Германии, но Англия поддерживала Германию. Две этих страны заключили договор о морских вооружениях, который позволил Германии расширить строительство флота.

В 1936 был заключен союз между Италией и Германией. Причиной его была агрессия Италии в Северной Африки. Муссолини нужна была поддержка Гитлера. Он признал захват Италией Абиссинии, и обе страны сформировали общую линию в отношении гражданской войны в Испании. В ноябре 1936 к союзу подключилась Япония, и три страны заключили т.н. «Антикоминтерновский пакт». Через год Италия вышла из Лиги наций, так сформировался блок, противостоящий действующей системе международных отношений.

В 1938 Германия захватила Австрию, а австрийские войска пополнили армию Германии. В сентябре 1938 прошла Мюнхенская конференция по вопросу Чехословакии. По ее итогам Чехословакия должна была уступить Германии Судетскую область.

США. В 1930-е годы поддерживали принцип изоляционизма – отказ от сотрудничества с любыми странами Европы. В 1935 году был принят закон о нейтралитете. Он запрещал продажу оружия, амуниции и предоставление займов любой из воюющих стран. В 1939 году Германия расчленила Чехословакию на два государства и поставила под свой контроль. Затем Германия разорвала договор с Англией, Италия начала вторжение в Албанию. В мае 1939 году Германия и Италия заключили «Стальной пакт» о союзе в случае войны.

Во внутренней политике Великобритания придерживалась протекционизма. Это помогло развитию аграрного сектора. У власти была консервативная группировка Чемберлена. В 1932 начата программа перевооружения армии.

Во Франции в 1936 у власти оказалось левое объединение Народный фронт. «Матиньонские соглашения» между Всеоб­щей конфедерацией французских промышленников и объединен­ной Всеобщей конфедерацией труда – 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, обязательные коллективные договоры. Новый виток экономического кризиса привел к краху Народного фронта.

Советский Союз накануне Второй мировой войны.

В 1928-1937 годы в СССР были проведены две первые пятилетки по развитию экономики. Первая была выполнена досрочно к в 1933 году. В ходе нее были созданы авиационное строение, тракторостроение, автомобильная промышленность. В ходе 2-й пятилетки (1933-1937) в СССР открылось более 4500 новых предприятий. Промышленные предприятия строили в национальных окраинах: Казахстан стал центром химической промышленности, цветной металлургии и добычи угля, трикотажные и текстильные комбинаты ввели в строй в Ташкенте, Баку и Бухаре.

Рост промышленности был связан с перевооружением армии. К 1935 году в РККА было больше 7700 танков, 6500 самолетов, появились зенитки. Численность армии к 1937 году составила 1.5. миллиона человек. В 1936 году образован Наркомат оборонной промышленности.

В 1929 году началась массовая коллективизация и раскулачивание. 10% бывших кулаков отправляли в лагеря. Нежелание крестьян работать в колхозах и совхозах вынуждало их переселяться в город, но в 1932 году это было ограничено паспортной системой. В 1933-1937 годы коллективизация была завершена. Было раскулачено около 750 тыс. хозяйств. В около 200 тыс. хозяйствах владельцы сами продали имущество и переселились в город.

В 1936 году была принята Конституция СССР. Согласно ей, высшим органом власти был – Верховный Совет СССР. Она состояла из палат – Совет Союза и Совет Национальностей, который формировался из союзных и автономных республик.

Внешняя политика . Заключение договоров о ненападении с Прибалстийскими странами, Финляндией и Польшей в 1932 году, в 1933 – с Италией. В 1934 году СССР вошел в Лигу наций и установил дипломатические контакты с большинством европейских стран. В это время шло укрепление Германии и разрушение Версальской системы. В 1936-1939 году СССР поддерживал испанских республиканцев в гражданской войне. Добровольцы сражались в интербригадах.

На Востоке – ожидание конфликта с Японией. В 1934 – договор о взаимопомощи с Монголией, в 1937 – с Китаем. СССР помогал Китаю в войне с Японией, в Китае было более 3500 советников и военспецов из СССР.

В апреле 1939 года советское правительство предложило договор о взаимопомощи Англии и Франции. Заключить договор не удалось. 23 августа 1939 – Советско-германский пакт о ненападении. Секретный протокол к нему предполагал разделение сфер влияния в Европе.

Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980гг.

Начало кризису положил «нефтяной шок» 1973 года. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) подняла цены за баррель до 11 долларов вместо прежних 3. ОПЕК продолжала такую политику и увеличила цену за баррель к 1984 году второе. Рост цен на нефть вызвал убытки, сокращение промышленного производства, уменьшению инвестиций. Он стимулировал переориентацию промышленной базы стран Запада.

Кризис грянул через год после нефтяного шока. Рост цен на нефть вызвал рост стоимости продукции почти всех хозяйственных отраслей. В США промышленные показатели упали на 15%, во Франции и Италии на 14%. Стала расти безработица.

В 1976-1979 продолжился рост экономики западных стран, но его темпы составляли около 2,4 % в год. В 1979 году после Иранской революции ОПЕК повысила цены на нефть вдвое и вызвала новый шок. В 1980-1981 рост производства вновь снизился. От повторного шока пострадали развивающиеся страны.

От последствий кризиса выиграли Европа, США и Япония. В США было отменено золотое обеспечение доллара. Кризис заставил искать новые методы развития, стимулировал компьютеризацию. Во многих странах сменилась политическая верхушка.

Вопросы к экзамену по истории

Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории, источники, основные этапы становления современного мира.

Новейшая история – это условный термин для периода XX века от 1918 года до современности.

В СССР началом Новейшей истории считали Октябрьскую революцию. Ход истории понимали как противостояние капитализма и социализма с усилением последнего. Сейчас Новейшую историю делят на три периода. Первый – от конца Первой мировой войны до начал Второй мировой (1918-1939). Иногда за начало Новейшей истории принимают рубеж XIX-XX веков. Он включает послевоенный кризис (1918-1923) всех сфер жизни, период стабилизации (1924-1929), период мирового экономического кризиса (1929-1933) и период кануна войны, который сопровождал усилением нацистской Германии (1933-1939). В период 1918-1939 предпринята первая попытка создания общемировой политико-правовой системы – Версальско-Вашингтонской.

Второй период включают Вторую мировую войну (1939-1945).Третий период 1945-1991 характеризуется биполярным миром – США и СССР. Развиваются межгосударственные организации (ООН, НАТО). Происходит понимание глобальных экологических проблем, и делаются шаги к их преодолению.

Источниковая база Новейшей истории обширна. Это официальные правительственные документы, законы, нормативные акты, делопроизводственные документы. Другая категория источников имеет личное происхождение – дневники, письма и воспоминания людей. Технологический прогресс XX века дал возможность использовать как источники фотографии, аудио- и видеозаписи, кинохронику тех лет.

В данной главе будет рассмотрено историческое и культурное развитие Европы с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. Этот период обычно называют Новым временем, новой историей. Понятия эти появились в европейской науке в эпоху Ренессанса, когда историю стали делить на древнюю (античность), среднюю (средневековье) и новую. Начало новой истории в XIV– XV вв. гуманисты Возрождения связывали с расцветом наук и искусств. В дальнейшем термин «Новое время» приобрел иные значения и продолжает использоваться с необходимыми уточнениями, которые касаются прежде всего основных, наиболее существенных черт Нового времени, его отличия от других исторических периодов, его хронологических и географических границ.

Проблемам истории и культуры Нового времени посвящена огромная, практически необозримая литература. Поскольку речь идет о сравнительно недавнем прошлом, объем информации необычайно велик. Помимо многообразия различных точек зрения, философских, исторических, культурологических, искусствоведческих теорий, в этой области гуманитарного знания как нигде сильно влияние идеологий, главная цель которых не объективное описание, а защита интересов определенной группы людей. Идеологические элементы содержит большинство концепций Нового времени, аих существует много десятков. Мы коснемся тех из них, которые сыграли главные роли в формировании современной картины Нового времени.

Некоторые ученые рассматривают Новое время как одну из стадий в эволюции человеческого общества. Так, в учении К. Маркса (1818-1883) история изображается как подчиненный объективным законам процесс смены общественно-экономических формаций. Его важнейшим фактором является классовая борьба. Суть новой истории марксизм видит в развитии капиталистической формации, где основными общественными классами становятся капиталисты (буржуа) и наемные рабочие (пролетариат). Маркс считал, что неустранимые (прежде всего – классовые) противоречия капитализма должны привести к его гибели. Выступая как идеолог революционного движения и пророк нового, коммунистического общества, Маркс в то же время был крупным экономистом, социологом, историком.

В 50–60-е годы XX в. Р. Арон и У. Ростоу создают теорию индустриального общества. Она описывает переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют сельское хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому обществу с массовым производством, рыночной экономикой и демократическим социальным строем. В основе этого перехода лежат технические нововведения в сочетании с духом предпринимательства и конкуренции. Индустриальное общество складывается в Европе в XVII–XIX вв.

Сегодня в западных и российских публикациях часто употребляется выражение «эпоха модерна» (от франц. модерн – новый, нынешний, современный). Под модерном понимается политическая и экономическая система, созданная в тех же XVII–XIX вв. в Европе и США, вместе с соответствующими ей формами культуры. Распространение норм эпохи модерна на другие регионы мира называется модернизацией. Общества, не пошедшие по пути модернизации, относятся сторонниками этой концепции к числу отсталых, примитивных, неразвитых и даже находящихся вне истории. Идеологическая направленность этих взглядов очевидна.

Немецкий социолог, историк и философ М. Вебер (1864-1920) считал, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантской этике, привившей людям такие черты, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. Термины «Новое время», «капитализм» Вебер, в отличие от Маркса, употреблял не в качестве названий реально существующих эпох или общественных формаций, а как схемы, удобные для упорядочения исторического материала. В. Зомбарт (1863–1941), немецкий экономист, социолог и историк, собрал и систематизировал огромное количество сведений о процессе возникновения капитализма, особо подчеркнув роль религиозных и идеологических течений. Тип мещанина, буржуа, капиталиста сложился в XIV в. в городах Италии. Это человек, желающий обогатиться с помощью методичного, каждодневного труда, чтящий бережливость, умеренность, солидность, честную конкуренцию. В XIX в. стиль поведения и образ жизни буржуа меняются. Тон теперь задают те, кто хочет добиться успеха любой ценой, кто постоянно демонстрирует свою силу и богатство.

Итак, можно видеть два подхода к изучению Нового времени. Один уделяет главное внимание появлению новой формы общества (капиталистического, индустриального, модернизированного), другой – формированию человека нового типа. К первому тяготеют многие историки, ко второму – культурологи и философы. Впрочем, большинство современных исследований и описаний Нового времени стремится дать его многомерное изображение, используя различные научные традиции. Наиболее интересны в этом смысле работы ученых французской исторической школы «Анналы», которые выступили за поворот к изучению длительных процессов, эволюции разного рода структур (демографических, рыночных, массового сознания), за введение в историю математических методов обработки данных. Таков трехтомный труд Ф. Броделя (1902–1985) «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв.».

Немало трудностей возникает при определении хронологических и географических границ культуры Нового времени. Выбор временных рамок периода зависит от выбора его определяющих признаков. Капиталистические тенденции в экономике прослеживаются уже в XV–XVI вв., буржуазный тип личности и образ жизни складываются в XV–XVI вв. Как в таком случае разграничить Новое время и позднее средневековье (XVI-XVII вв.), включать ли в эпоху модерна Возрождение (XIV-XVI вв.) и Реформацию (XVI-XVII вв.)? В 70-80-е годы нашего столетия ряд западных социологов (Д. Белл, А. Тофлер) и философов (Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон) стали утверждать, что во второй половине XX в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество, а модерн сменяется постмодерном (пост – «после»). Эти концепции вызвали возражения. Так, немецкий философ и социолог Ю. Хабермас не считает эпоху модерна завершенной. О конце Нового времени, новой истории и переходе к новейшей истории говорилось и в советской литературе в связи с революцией 1917 г.

Историко-культурные особенности Нового времени возникли в недрах средневековой европейской цивилизации. Поэтому их географическая локализация в целом совпадает (см. § 5.1). Вместе с тем в XV–XIX вв. европейцы колонизируют обширные территории в Америке, Азии, Африке и т.д. и включают покоренные страны в свою экономическую, политическую и культурную системы. В основном колонии играли подчиненную роль. Исключительное значение имели в истории Нового времени североамериканские колонии Англии и Франции (будущие США и Канада). Здесь влияние коренного населения и средневековых европейских традиций было крайне слабым, и особенности Нового времени смогли проявиться почти в «чистом виде». В XVII–XIX вв. происходит европеизация России, которая в свою очередь начинает заметно влиять на европейские дела. И все же культура Нового времени была по преимуществу западноевропейской.

Теперь необходимо уточнить позиции, с которых Новое время будет рассмотрено в данной главе. Для нас Новое время – историко-культурная система, сложившаяся и существовавшая в определенное время (начало XVII–80-е годы XIX вв.) в Западной Европе и Северной Америке. Эта система – неповторимое сочетание цивилизационных, экономических, социальных, политических, культурных явлений, исторических форм жизни человека. Выбор этих хронологических рамок объясняется следующим. Несомненно, возникновение многих важнейших элементов Нового времени связано с эпохами позднего средневековья, Возрождения и Реформации. Однако лишь в XVII в. они соединяются в одно целое и становятся определяющими факторами европейской истории. В XVII–XIX вв. новоевропейская цивилизация достигает расцвета, реализует заложенные в ней возможности. Конец XIX и XX в. – это уже период переосмысления и критики идей и ценностей Нового времени, поэтому о них целесообразно рассказать отдельно.

В новой истории Европы можно выделить два периода. Первый охватывает 1640–1789 гг. В эти годы буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые. Происходит революция в Англии (1640–1688): королевская власть ограничивается, законодательные функции и контроль за правительством переходят к выборному парламенту, юридически закрепляются права граждан. На континенте в этот период господствует абсолютная (неограниченная) монархия, хотя постепенно развивается сословное представительство. В 1776 г. принимается Декларация независимости США. В 1787 г. утверждается конституция США, провозглашающая создание демократической республики. В XVII–XVIII вв. происходят огромные изменения в науке и технике, формируется философия Просвещения, в искусстве складываются стили барокко, рококо, классицизм.

Второй период новой истории – с 1789 по 1880 г.– время победы и утверждения капитализма во всей Европе. Решающую роль в этом процессе сыграла Великая французская революция 1789–1799 гг. и последовавшее за ней правление Наполеона Бонапарта (с 1799 г.– первый консул, с 1804 по 1815 г. – император Франции). В государстве Наполеона экономическая, политическая и правовая системы буржуазного общества обрели свои классические формы, которые навязывались в ходе наполеоновских войн другим странам или добровольно ими заимствовались. Происходит промышленный переворот, возникает механизированное производство, резко ускоряется экономическое развитие Европы. К середине XIX в. обостряются классовые и национальные противоречия, что приводит к революциям 1848-1849 гг., целому ряду внутриевропейских войн, гражданской войне в США (1861-1865). К 80-м годам XIX в. в Европе устанавливается политическая стабильность, сохранявшаяся до первой мировой войны (1914-1918). В XIX в. продолжается бурное развитие науки, в искусстве появляются такие стили, как романтизм и реализм.

Развитие европейской цивилизации Нового времени сочетает в себе эволюционные и революционные моменты, медленное накопление определенных явлений и резкие болезненные скачки, приводившие к переворотам в экономике, политике, культуре.


Р-агрузка...

понятие "Новейшая культура " относится, в первую очередь, к культуре европейского типа. Однако в ХХ столетии центр культурного развития из Европы смещается в США, поэтому в контексте данной эпохи более точным представляется термин не "европейская", а "западная культура ".

Помимо западной к данному типу относится также советская или социалистическая культура.

Важнейшей чертой всей Новейшей культуры является ее крайняя политизация. непримиримое политическое противостояние между советским Союзом и капиталистическим западным миром вылилось в жесткое соперничество двух культурных систем ― социалистической и западной . Если научно-техническое развитие этих двух культур во многом шло параллельными путями, то в вопросах идеологических и социально-экономических они радикальным образом отличались. Поэтому короткая Новейшая эпоха ― это, по сути, история жесткой конкуренции двух систем, что дало основание говорить о "двухполярности "культурного мира ХХ века.

После второй мировой войны 1939-45 гг. мир окончательно разделился на два враждебных лагеря во главе с СССР и США . Наступила эпоха "холодной войны " 1946-89 гг. Даже такие величайшие события мирового значения из области науки и техники, как эксплуатация атомных источников энергии и первые космические экспедиции, "прочитывались" современниками в контексте "соревнования двух систем ".

Начатая в 80-е гг. в СССР политика "перестройки " привела к смягчению политического противостояния. Разрушение в 1989 г. Берлинской стены было воспринято как символическое падение "железного занавеса" и завершения "холодной войны" ― информационного, политического и пограничного барьера, 70 лет разделявшего народы соцлагеря от Запада.

распад Советского Союза в 1991 г. создал новую политическую ситуацию - в условиях отсутствия противовесов установилась мировая гегемония США, одним из проявлений которой стала активная американизация мировой культуры . Человечество вступило в следующую фазу своего культурно-исторического развития, суть и значение которой мы сможем оценить лишь по прошествии времени.

Таким образом, в истории Новейшей культуры можно выделить такие этапы:

« период между Первой и Второй мировыми войнами (1915-39 гг.) - модернистский этап западной культуры и становление социалистической культуры , и формированием в связи с этим двухполярного мира;

« 1939-45 гг. ― период Второй мировой войны - битва за мировое господство ;

« 1945 - 50-е гг. ― "холодная война" - обострение политического и культурно-идеологического противостояния между странами социалистического содружества и "западным миром";

« 1960-е - 80-е гг. ― постмодернистский этап западной культуры , с одной стороны, и трансформация социалистической культуры , связанная с "оттепелью" и "перестройкой", с другой;

« период с 90-х гг. ХХ ст. по настоящее время оценивается как переходный , отмеченный глобальным кризисом культуры .

· мировая культура в целом неоднородна . Часть населения земного шара все еще существует в условиях архаичной первобытной культуры; другая значительная часть остается носителем традиционной культуры средневекового типа. И только западное сообщество поднялось за последние три-четыре столетия от аграрной культуры до культуры индустриального и постиндустриального типа.

При этом западная культура является единственной культурой, которая на протяжении последних столетий успешно транслирует свои достижения и культурные образцы на все континенты, что породило "евроцентристское " сознание. В ХХ веке на смену евроцентризму пришла двухполярность , а к концу столетия ― многополярность культурного мира. Сегодня Запад вынужден считаться с исламским сообществом, набирают политический, экономический, культурный вес азиатские гиганты Китай и Индия. А Япония давно уже заявила о себе на международной арене как об одном из мировых лидеров.

ХХ столетие породилототалитарные политические системы с идеологически обусловленным и строго регламентированным образом жизни, при которых жизнь людей всецело регулируется государственным аппаратом принуждения. Катастрофический провал тоталитарных систем , которые считались эффективными, с хорошим будущим ― важный урок Новейшего Времени.

Понадобились две мировые войны для того, чтобы извлечь еще один урок ― в сознании прогрессивного человечества идея национальной принадлежности человека, как высшей ценности , уступила место иным ценностям, прежде всего, ― уважение к достоинству каждой личности и высокое качество жизни, которое оценивается такими критериями, как комфорт, здоровье и долголетие, образованность.

Главный урок культуры ХХ ст. ― это осознание того, что прогресс цивилизации двойственен. Благодаря талантам и усилиям людей он несет избавление от известных бед и проклятий человечества, но он же создает новые, не менее серьезные проблемы