Что из себя представлял мир в XXI веке до нашей эры. Доисторическая и историческая эпохи

И был вечер и было утро: день первый.

(Бытие,1,5.)


Знойное африканское солнце сияло над саванной, над зеленой кромкой джунглей и песчаными отрогами Олдурвайского ущелья. То здесь, то там виднелись стада антилоп и жирафов; подобно движущимся холмам бродили гигантские носороги, не боявшиеся даже хозяев саванны - саблезубых тигров и пещерных львов. И где-то здесь, в саваннах и джунглях Восточной Африки, обитали предки людей, обезьяны-австралопитеки, умевшие одинаково ловко лазить по деревьям и передвигаться на двух ногах по земле. Они были низкорослые, коренастые, обросшие шерстью, с темной кожей и мощными челюстями. Они владели страшным для других зверей оружием - дубиной; удар зажатой в длинной руке дубины был подобен удару львиной лапы. Дубина была первым изобретением обезьян на их пути к власти над миром зверей. Затем появились копье и огонь, подарившие им господство над саванной. Размахивая копьями и факелами, стая загоняла обезумевших от ужаса антилоп к обрыву - туда, где, под кручей стояли самые опытные охотники, добивавшие покалеченных животных. Потом на месте побоища разводили костер, жарили на огне целые туши и рвали руками горячее мясо. Насытившись, забирались в свою пещеру и дремали до следующего дня, следующей охоты.

Ни носороги, ни обитавшие на севере огромные мамонты не могли противостоять стаям обезьян; опаснейшим врагом стаи были не носороги и львы, а другие стаи. В голодный год стаи шли облавою друг на друга, под каменными топорами хрустели черепа, и победители, привычно размахивая копьями, загоняли побежденных к обрыву. Под обрывом, как всегда, разводили костер и поедали добычу, а кости побежденных раскалывали и высасывали так же, как кости антилоп.

Так продолжалось из года в год и из века в век. Менялся климат, с севера наступали ледники, менялась окружающая природа, менялись и сами обезьяны; их руки стали короче, челюсти уменьшились, а голова увеличилась в размерах. Австралопитеков сменили питекантропы, а питекантропов - неандертальцы, но ни те, ни другие не были похожи на людей. Они были ширококостными и очень сильными, со скошенными челюстями и огромным нависающим над глазами валиком. Они оставались обезьянами - хотя эти обезьяны и научились одеваться в шкуры. Лишь чудо могло превратить обезьяну в человека.


СОРОК ТЫСЯЧ ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ

И сказал Бог: "Сотворим человека по

образу Нашему и по подобию Нашему…

(Бытие 1,2.)

Все так же сияло над саванной солнце; так же зеленели деревья и поблескивали вершины гор на горизонте. Все так же двигалась по равнине цепь загонщиков; но в этой цепи теперь шли не обезьяны, а люди. У них были те же каменные топоры и копья, но они совсем не походили на обезьян, они были высокими, стройными и умели говорить. Должно быть, какое-то чудо, какая-то случайная мутация привела к тому, что из чрева обезьяны появился первый человек. Какое-то время люди и неандертальцы жили рядом и, может быть, даже грелись у одного костра в хорошо известной археологам палестинской пещере Табун. Но потом произошло то, что должно было произойти: недостаток пищи породил между людьми и неандертальцами войну не на жизнь, а на смерть. Быстро размножавшиеся роды людей расселялись со своей прародины на новые земли и всюду сталкивались с неандертальцами - хозяевами этих мест. Двигавшиеся поперек саванны цепи охотников загоняли неандертальцев к обрыву; под обрывом добивали уцелевших и только молодых женщин оставляли себе. Новые поколения шли дальше на юг, запад, восток, им требовались все новые земли - и они прогоняли обезьян в леса и горы. Через десять тысяч лет с неандертальцами было покончено; человек завоевал свою планету. Лишь некоторые восточные народы, австралийцы и айны, сохранили небольшую примесь неандертальской крови - результат смешения побежденных и победителей.

Наступила эпоха господства человека; саванны, степи и тундры были поделены между охотничьими родами. Продвигаясь всё дальше на север, люди перешли скованный льдами пролив и оказались в Америке; они заселили огромный новый материк, на который не ступала нога их предков-обезьян. Даже самые сильные были не в состоянии сопротивляться новым властителям мира: огромных мамонтов и носорогов загоняли к обрыву точно так же, как антилоп. Охотники поджигали траву и обрекали на смерть все живое; их стойбища были буквально завалены костями многих тысяч бизонов и лошадей. Неуклюжие мамонты были истреблены до последнего; вместе с ними погибли мастодонты, американские лошади, верблюды, ленивцы, мускусные быки, пекари и десятки других видов животных. Люди убивали животных, чтобы насытиться, чтобы выжить: их становилось всё больше и им требовалось всё больше пищи; они заселили всю землю и взяли от нее всё, что могли. В поисках пропитания они - так же, как их предки-обезьяны, - собирали съедобные растения и выкапывали клубни палкой-копалкой. Затем они научились ловить рыбу, выжигать лодки-долбленки и использовать сети. Пятнадцать тысяч лет назад они изобрели лук, позволивший охотиться на птиц и мелких зверей. Эти открытия давали временное облегчение, голод отступал, но затем население увеличивалось - и голод возвращался. В конце концов, уничтожив десятки видов животных, люди обратились против самих себя: охотничьи группы стали загонять друг друга к обрыву точно так же, как это когда-то делали обезьяны. Рядом с аккуратно расколотыми и высосанными костями мамонта археологам стали попадаться столь же тщательно высосанные кости людей. Человек был частью природы - и природа диктовала ему свои жестокие законы.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Количество населения неизбежно

ограничивается средствами существования.

(Томас Мальтус.)

Задолго до того, как человек стал господином мира, хозяевами саванны были стаи львов. Львы тоже были охотниками и так же, как люди, охотились стаей. После охоты все вместе поедали добычу; все вместе воспитывали львят и жили одной большой семьей. Стая имела свою территорию и постоянно сражалась за нее с другими стаями; эти сражения были столь жестокими, что рано или поздно заканчивались гибелью стаи; победители убивали львов и забирали к себе молодых львиц.

Люди жили подобно львам и волкам - это был образ жизни охотников. Львица приносит каждый год по несколько львят, которые требуют пищи; женщина рожает детей, которые хотят есть. В последнее время численность населения Земли увеличивается на два процента в год, и можно предположить, что охотники размножались примерно так же. В таком случае численность охотничьего рода за полвека возрастет в 2,7 раза, а за столетие - примерно в 7 раз. Можете ли вы представить, что произойдет в следующие столетия? Через двести лет род вырастет в 52 раза, а еще через двести - в 2700 раз! Разумеется, этим бесчисленным новым поколениям не хватит пищи и места под солнцем. И они будут сражаться за эту пищу - так же яростно, как сражались львы.

Страшная сила, которая гонит людей на поле боя, называется ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ДАВЛЕНИЕМ . Попросту говоря, демографическое давление - это голод, это величина, обратная потреблению пищи на душу населения. К примеру, в Европе потребление пищи вдвое больше, чем в Индии, - это значит, что демографическое давление в Индии вдвое выше, и это значит, что Индия находится под постоянной угрозой голода и внутренних войн.

Представьте себе территорию, принадлежащую охотничьему роду: равнину с пасущимися на ней стадами, лес с его грибами и кореньями, богатую рыбой речку. Вся эта земля с её пищевыми ресурсами - это ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША рода, и когда род увеличивается в размерах, он давит на стенки этой ниши, пытается их раздвинуть. Экологическую нишу можно расширить, сделав какое-нибудь изобретение, смастерив гарпун,чтобы ловить рыбу - изобретения, расширяющие экологическую нишу, называются ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ ОТКРЫТИЯМИ . Можно сделать лук, напоить стрелы ядом и, уничтожив соседний род, захватить его земли - это тоже расширение экологической ниши. Дубина, огонь, копье, каменный топор, лук - всё это были Фундаментальные Открытия, позволявшие обезьянам и людям расширять свою экологическую нишу, постепенно овладевая всей планетой. Совершая эти открытия, человек вместе с тем изменял самого себя - и, хотя его внешность почти не менялась, но обычаи и поведение становились непохожими на унаследованные от предков. Иной раз эти перемены бывали столь велики, что можно говорить о рождении НОВОГО ВИДА людей - причем зачастую этот новый вид оказывался враждебен другим людям; овладев новым оружием и гонимый голодом, он начинал против них войну за жизненное пространство. С другой стороны, оказывая давление на стенки экологической ниши, человек, в свою очередь, ощущал ответное давление - это был голод, мор, это были нападения других родов, это было демографическое и военное давление извне. Общая сила этого давления измерялась теми потерями, которое оно наносило роду, - коэффициентом смертности взрослого населения. Демографическое давление, наряду с потреблением пищи, измерялось также коэффициентом голодной смертности; военное давление - коэффициентом военной смертности. Давление окружающей среды принимало облик смерти - и, чтобы противостоять ему, нужно было сплотиться в единый коллектив, род или стаю. НУЖНО БЫЛО ЖИТЬ ВМЕСТЕ.

Вместе собирайтесь! Вместе договаривайтесь!

Единым да будет ваш замысел, едиными - ваши сердца!

(Ригведа.)

Что значит жить вместе? Это значит вместе идти в цепи загонщиков и плечом к плечу стоять в сражении; это значит вместе есть у костра горячее мясо и в случае нужды без колебания отдавать свою долю попавшему в беду другу и брату. «Люди эскимосского стойбища, - писал известный полярник Расмуссен, - жили в состоянии столь ярко выраженного коммунизма, что не было даже никаких особых охотничьих долей. Все трапезы совершались вместе, как только было убито какое-либо животное…»

Коммунизм, Равенство, Братство были великими обычаями охотников всех времен. Охотник не мог жить в одиночку: источником пищи людей Каменного Века была коллективная загонная охота. Одиночка был обречен на смерть и, сражаясь за жизнь, люди сплачивались всё тесней и тесней - так, чтобы каждый чувствовал руку друга и брата рядом со своей рукой.

Род - так называлось то великое целое, которое появлялось от соединения тел и душ. Все мужчины рода считались братьями, и это братство не зависело от обстоятельств рождения. Братья-мужчины были неразлучны, они вместе охотились, вместе ели и вместе спали. Их единство доходило до самоотречения: скифские братья клялись, что в случае необходимости умрут один за другого. "И мы действительно так поступаем, - говорил скиф Токсарис, герой одного из древних писателей. - С того времени, как мы, надрезав пальцы, накапаем крови в чашу и, омочив в ней концы мечей, отведаем этой крови, ничто не может разлучить нас".

Единство не оставляло места для себялюбия и лукавства; прямота, честность, открытость были необходимыми качествами охотника. "Бог сотворил этих простых людей без пороков и хитрости", - писал испанский епископ Лас Касас об американских индейцах. Хитрость и обман порождали недоверие и несогласие, а малейшие разногласия перед лицом окружающих опасностей могли привести к гибели. Поэтому слово охотника было во все времена словом чести.

Люди Каменного Века не знали, что такое богатство и власть. Родовичи были равны друг другу и все вместе решали свои дела. Выборным вождям негде было проявить себя, потому что не было ни распрей, ни смут, не было тех, кого они должны были бы судить и наказывать. Тяжелейшим наказанием считалось публичное осмеяние виновного - и этого было вполне достаточно, чтобы он исправился или умер от стыда. Чувство стыда, боязнь публичного осмеяния, честолюбие - вот те качества, которые завещаны нам людьми Каменного Века. Честолюбие в те времена заменяло богатство, и люди были готовы пойти на риск, чтобы удостоиться сдержанной похвалы сородичей.

Единство и сплоченность ценились превыше всего, ничто не должно было разъединять мужчин рода: ни распри, ни доля добычи, ни соперничество из-за женщин. Брак формально существовал: каждый мужчина должен был привести в род женщину, которая считалась его женой - первой женой. Но, как это принято у австралийцев, у каждого мужчины были также вторые, третьи, четвертые жены - жены братьев и побратимов. Алеуты называли жену брата "аягань" ("моя жена") или "аягатанах" ("заместительница жены"). Мужчины часто обменивались женами и детьми - почти половина детей эскимосов, живших у залива Рипалс, воспитывалась в чужих семьях. Друзья, "товарищи по песне", даже формально имели общих жен, братство мужчин всегда выливалось в общность жен. Даже сейчас во многих азиатских странах ещё не забыт старинный обычай предоставления женщины гостю.

Постоянный обмен женщинами, детьми, пищей дополнялся обменом подарками - тем немногим, что составляло личную собственность охотников: каменными ножами, бумерангами, поясами из человеческих волос. Род был един и всё достояние его было общим, это особенно проявлялось во время родовых празднеств. Совместное угощение, молитвы общему предку, экстатические танцы и беспорядочная любовь символизировали единство рода. Род был олицетворением единства, и только единство могло спасти людей в час испытаний, единство, выносливость и терпение. Это было главное, и поэтому вся жизнь Рода была посвящена воспитанию сплоченности, выносливости и терпения в предвидении того рокового часа, когда всё это потребуется на охоте или в бою.

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

В одно время выпросили они у

матери младшего брата на охоту,

завели в лес и оставили там.

(Из русской сказки.)

Не так-то легко назвать человека братом и вручить ему свою жизнь. «Братья», мужчины рода, должны быть смелыми, выносливыми и сильными, должны быть настоящими товарищами на охоте и в бою. Они составляли ядро рода, «мужской союз» с его суровыми, таинственными обрядами. Вступить в этот союз, стать «братом» и полноправным мужчиной было дано не каждому, и подрастающих юношей ждал тяжелейший жизненный экзамен - инициация.

"Свожу-ка я каждого своего сына в лес, узнаю, к чему они способны", - говорит отец в русской сказке. Инициации обычно проводились в лесу, в особой хижине, внутри увенчанного черепами частокола. Из этой хижины суждено было вернуться не всякому, вход в неё изображал пасть чудовища, и вырваться из этой пасти могли лишь настоящие мужчины. Во время испытаний им запрещалось кричать, но всё же многие путешественники по Океании с ужасом описывали вопли, раздававшиеся из этой хижины. "Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз", - рассказывал один из очевидцев. Иногда под кожу пропускали ремни, на которых мальчиков подвешивали. В раны втирали перец, передние зубы выбивали, чтобы "придать лицу сходство с дождевыми тучами". Ногтями протыкали отверстие в носовой перегородке, потом заставляли танцевать на углях и обмазывали тело известью, чтобы оно имело вид трупа, проглоченного чудовищем.

"Тятенька, теперь прощай, я не ваш! - говорит мальчик, уводимый на инициацию. - Я теперь к чуду лесному отправляюсь на пожирание!". Женщины ложились лицом вниз и испускали крики отчаяния: некоторым юношам, действительно, не суждено было вернуться. У австралийцев ещё сохранились свидетельства тех времен, когда слабых убивали; другие погибали от ран. Трупы погибших рассекали, мальчиков заставляли проползти под ними, ослепляли с помощью перца и заставляли молчать. Перенесшие все это назывались у ариев "дваждырождёнными", что почти соответствовало действительности.

После окончания испытаний приходил черед тайной науки. Юношей учили обычаям рода, передаваемым по наследству охотничьим навыкам, "языку зверей". Они становились мужчинами-охотниками, но не могли жить вместе с родом, пока не женятся, не приведут в род женщину. Юноши-холостяки жили в "мужских домах" в глубине леса, сами охотились и сами готовили пищу. Это было продолжением жизненной школы - этап, на котором они должны были приобрести самостоятельность; лишь в случаях крайней необходимости им разрешалось красть продукты в роду. Фольклор сохранил множество воспоминаний об этих разбойниках, "семи богатырях", живущих в лесу. Сохранились и описания современных "мужских домов" в Океании: "Дом этот стоит на столбах; некоторые столбы вырезаны в виде мужских и женских фигур. Бревно, по которому забирались к входной двери, также представляло обнажённую мужскую фигуру. Входные двери были занавешены, чтобы ни одна женщина не могла заглянуть в глубь дома… и не подвергалась, таким образом, смерти".

Женщинам запрещалось подходить к мужскому дому, но в то же время там часто можно было видеть девушку, "Василису Прекрасную", живущую с "семью богатырями". Эта девушка принадлежала обычно к тому же роду, и ее отношения с "братьями" носили особый характер: она считалась для них не женой, а сестрой, и появлявшихся у нее детей сразу убивали. Холостяки должны были найти себе жен из других родов - таков был древний закон экзогамии, унаследованный людьми от их предков. В поисках невест юноши устраивали любовные экспедиции, которые в Океании назывались "улатиле": они прокрадывались к стоянкам другого рода и долго выжидали момента для знакомства. Девушки отвечали им взаимностью и иногда сами, тайком от матерей, группами приходили к стоянкам холостяков. Эти экспедиции были не вполне безопасны, особенно для юношей, ведь отношения между родами зачастую были враждебными. Любовные игры в кустах иногда прерывались нападениями отцов и братьев девушек. Иногда холостяки "умыкали" невест. Однако обычно дело решалось мирно, путем обмена: кто-нибудь из братьев похищенной невесты отвечал тем же и брал себе в жены сестру похитителя. И вот, приведя в стойбище свою невесту, "дваждырождённый" юноша, наконец, становился настоящим мужчиной, братом всех мужчин стойбища. Время обучения и испытания заканчивалось, и впереди открывалась новая жизнь, жизнь воина и охотника, хозяина лесов и степей.

ЖИЗНЬ РОДА

Будучи объединены общим скотом,

общими мыслями, они вместе боролись.

(Ригведа.)

Мужчины были хозяевами в этой жизни, потому что они кормили род - от их охотничьей удачи зависела жизнь каждого. Женщины лишь изредка принимали участие в больших охотах, основными их занятиями были собирательство и выкармливание детей. Мужчины погибали на охоте и в войнах - поэтому женщины должны были рожать каждый год, и самые плодовитые женщины пользовались наибольшим уважением у мужчин. Детей было очень много, но воспитывали далеко не всех: численность рода ограничивалась размерами его угодий. Дети подвергались жестокому естественному и искусственному отбору, и чем больше рождалось детей, тем более выносливыми и сильными были те, кто доживал до совершеннолетия.

Отбор начинался с момента рождения: еще недавно индейцы купали своих новорожденных зимой в холодной воде. Иногда в первые дни их не кормили и не одевали, зачастую дети ходили голыми до 10-12 лет. Отбор юношей завершался жестокими инициациями, и австралийцы откровенно объясняли эти обряды желанием уменьшить население. Отбор девушек производился менее строго: девушки предназначались для обмена и рано или поздно уходили от своих родителей. Поскольку их рождалось гораздо больше, чем требовалось для обмена, то большинство новорожденных девочек сразу же убивали. Заболевших девочек алеуты убивали вплоть до шестилетнего возраста.

Со временем девочка становилась девушкой, а потом - женой. Австралийские охотники всецело распоряжались своими женами, могли одалживать их другим мужчинам, обменивать на других женщин или на вещи. Муж мог оставить жену, не давая по этому поводу никаких объяснений. Но вместе с тем мужчина должен был заботиться о своей жене и защищать её, если же он отказывался это делать, то за женщину вступались родовичи. Вдовы и старухи находились на иждивении рода, который уважал их жизненный опыт. Мужчины обычно не доживали до старости, и хранителями преданий и мистических тайн, колдунами и шаманами часто были женщины. Женщины находились в какой-то непостижимой для мужчин связи с природой, своим колдовством старухи вызывали живительный дождь и побуждали животных плодиться. Таинственная колдунья, повелительница звериного племени, превратилась в русских сказках в Бабу-Ягу. “Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом - и вдруг, откуда только взялись - побежали всякие звери, полетели всякие птицы…” Старуха могла дать добрый совет, излечить от болезни, но могла и околдовать, наслать порчу, стоило ей только завладеть волоском или ноготком жертвы. В Австралии колдун привязывал этот волос к копьеметалке вместе с пером сокола и жиром человека, а потом пел, повторяя имя жертвы, пока волосок не падал на землю. Это страшное колдовство обычно губило человека, как только он узнавал о нем.

Шаманки могли многое: “вынюхать преступника”, узнать волю предка, превратиться в ворону и отогнать птиц - злых духов. Но ритуалы охотничьего культа обычно выполняли шаманы-мужчины. Они рисовали на земле контуры зверей и, распевая заклятия, метали в них копья. Иногда охотники разыгрывали целые спектакли в шкурах животных с танцами и песнями. На стенах пещер они рисовали пораженных копьями лошадей и бизонов, эти рисунки образовали целые галереи, наподобие знаменитой галереи в пещере Монтеспан. Изображения бизонов, лошадей, мамонтов, сцены загонной охоты, пронзённый копьём бизон и распростертый рядом охотник, утыканный копьями макет медведя - все это говорит о том, что пещеры были охотничьими храмами рода. Люди молились неведомому богу удачи, молились исступленно, выпрашивая для себя добычу и жизнь.

Наутро они выходили на охоту, одинаково рослые и сильные, похожие на американских индейцев, хозяев прерии. Рядом с охотниками бежали полудикие собаки - их друзья и помощники, тоже знавшие толк в загонной охоте. Пятнадцать тысяч лет назад человек заключил союз с собакой-волком, и они стали охотиться вместе, помогая друг другу. Люди и волки обладали одинаковыми качествами хищников: быстротой и выносливостью, зоркими глазами, тонким слухом и чутким обонянием. Они одинаково привыкли таиться в засадах, выслеживать, убивать и, вероятно, чувствовали себя сродни друг другу. Вьетнамские тахтай считали волков своими младшими братьями, а обитавшие в Великой Степи арии называли себя Народом Волка. И недаром образ Древнего Человека, сохранившийся в глубинах нашей памяти - это фигура одетого в шкуры охотника, стоящего рядом с собакой-волком. Этот образ господствовал над миром, пока снова не пришла эпоха чудес. В девятом тысячелетии до нашей эры наступило время перемен - таких, каких ещё не случалось пережить человеку и его предкам…

Подвиги героев древнего мира до сих пор будоражат воображение потомков, а имена величайших полководцев древности по-прежнему на слуху. Выигранные ими сражения остаются классикой военного искусства, и на их примерах учатся и современные военачальники.

Рамзес II (XIII век до н.э.)

Фараон Рамзес II, правивший Египтом более 60 лет, недаром упоминался в древнеегипетских текстах с титулом «Победитель». Он одержал множество побед, самая важная из которых – над Хеттским царством, долгое время бывшим главным противником Египта.

Её самым известным эпизодом стала битва при Кадеше, в которой участвовало по несколько тысяч колесниц с обеих сторон.

Битва шла с переменным успехом. Сначала успех был на стороне хеттов, заставших египтян врасплох. Но вовремя подошедшие резервы переломили ход сражения. Хетты оказались прижаты к реке Оронт и понесли при поспешной переправе большие потери. Благодаря этому Рамзес сумел заключить с ними выгодный мир.

В войнах египтян и хеттов одной из основных ударных сил были колесницы. Иногда к их колёсам прикреплялись ножи, буквально выкашивающие ряды противника. Но при обращении в бегство или потере контроля над лошадьми, это страшное оружие порой невольно оборачивалось против своих. Колесницы хеттов были мощнее, и воины на них чаще сражались копьями, а на более маневренных колесницах египтян располагались лучники.

Кир Великий (530 до н.э.)

Когда Кир II стал вождём персидских племён, персы были разобщены и находились в вассальной зависимости от Мидии. К концу правления Кира персидская держава Ахеменидов простиралась от Греции и Египта до Индии.

Кир гуманно относился к побеждённым, оставлял завоёванным областям существенное самоуправление, с уважением относился к их религиям, и, благодаря этому, избегал серьёзных восстаний на покорённых территориях, а некоторые противники предпочитали войне подчинение на таких мягких условиях.

В битве с легендарным лидийским царём Крёзом Кир применил оригинальную военную хитрость. Впереди своего войска он выставил взятых из обоза верблюдов, на которых сидели обстреливающие противника лучники. Лошади противника испугались незнакомых животных и внесли сумятицу в ряды вражеского войска.

Личность Кира овеяна многочисленными легендами, в которых трудно отличить правду от вымысла. Так, по преданию, он знал в лицо и по именам всех солдат своего многочисленного войска. После 29 лет царствования Кир погиб во время очередного завоевательного похода.

Мильтиад (550 до н.э. – 489 до н.э.)

Афинский полководец Мильтиад прославился, в первую очередь, победой в легендарной битве с персами при Марафоне. Позиции греков были таковы, что их войско перекрывало путь к Афинам. Персидские военачальники решили не вступать в сухопутный бой, а сесть на корабли, обойти греков по морю и высадиться возле Афин.

Мильтиад улучил момент, когда большая часть персидской конницы уже была на кораблях, и атаковал персидскую пехоту.

Когда персы пришли в себя и перешли в контрнаступление, греческие войска умышленно отступили в центре, а затем окружили врагов. Несмотря на превосходство персов в численности, греки одержали победу. После битвы греческое войско совершило 42-километровый марш-бросок до Афин и не позволило оставшимся персам высадиться у города.

Несмотря на заслуги Мильтиада, после другой, неудачной военной экспедиции против острова Парос, где сам полководец был ранен, он был обвинён в «обмане народа» и приговорён к огромному штрафу. Мильтиад не смог выплатить штраф, и был зачислен в несостоятельные должники, которым было запрещено заниматься государственной деятельностью, а вскоре умер от ран.

Фемистокл (524 до н.э. – 459 до н.э.)

Фемистокл, величайший афинский флотоводец, сыграл ключевую роль в победах греков над персами и сохранении Грецией независимости. Когда персидский царь Ксеркс пошёл войной на Грецию, города-государства объединились перед лицом общего врага, и приняли для защиты план Фемистокла. Решающая морская битва состоялась у острова Саламин. В его окрестностях есть множество узких проливов и, по мысли Фемистокла, если бы удалось заманить в них персидский флот, большое численное преимущество противника было бы нивелировано. Устрашённые размерами персидского флота, другие греческие военачальники склонялись к бегству, но Фемистокл, заслав в лагерь персов своего гонца, спровоцировал их немедленно начать сражение. Грекам не оставалось ничего другого, как принять бой. Расчёт Фемистокла блестяще оправдался: в узких проливах большие и неповоротливые персидские суда оказались беспомощными перед более маневренными греческими. Персидский флот был разбит.

Заслуги Фемистокла вскоре забылись. Политические противники изгнали его из Афин, а затем и вовсе заочно приговорили к смертной казни, обвинив в государственной измене.

Фемистокл был вынужден бежать к своим бывшим врагам, в Персию. Царь Артаксеркс, сын разбитого Фемистоклом Ксеркса, не только пощадил давнего противника, но и дал ему в управление несколько городов. По легенде Артаксеркс хотел, чтобы Фемистокл участвовал в войне против греков, и полководец, не имея возможности отказаться, но и не желая наносить вред неблагодарной родине, принял яд.

Эпаминонд (418 до н.э. – 362 до н.э.)

Великий фиванский полководец Эпаминонд большую часть жизни сражался против спартанцев, доминировавших в то время в континентальной Греции. В битве при Левктрах он впервые разгромил спартанское войско, до сей поры считавшееся непобедимым в сухопутном бою. Победы Эпаминонда способствовали возвышению Фив, но вызвали опасения других греческих городов-государств, объединившихся против них.

В своей последней битве при Мантинее, также против спартанцев, когда победа была уже практически в руках фиванцев, Эпаминонд получил смертельное ранение, а растерявшееся без полководца войско отступило.

Эпаминонд считается одним из величайших новаторов в военном искусстве. Именно он впервые начал неравномерно распределять силы по фронту, концентрируя главные силы в направлении решающего удара. Этот принцип, названный современниками «тактикой косого порядка», до сих пор является одним из основополагающих в военной науке. Эпаминонд один из первых начал активно использовать кавалерию. Большое внимание полководец уделял воспитанию боевого духа воинов: он побуждал фиванских юношей вызывать на спортивные состязания молодых спартанцев, чтобы они поняли, что этих противников можно побеждать, причём не только в палестре, но и на поле боя.

Фокион (398 до н.э. – 318 до н.э.)

Фокион был одним из самых осторожных и рассудительных греческих полководцев и политиков, и в сложные для Греции времена эти качества оказались наиболее востребованными. Он одержал ряд побед над македонянами, но впоследствии, понимая, что раздробленной Греции не по силам противостоять сильной македонской армии и считая, что только Филипп II может прекратить греческие усобицы, занимал умеренную позицию, которая казалась знаменитому оратору Демосфену и его сторонникам предательской.

Благодаря уважению, которым пользовался Фокион у македонян, в том числе у Александра Великого, ему удалось добиться лёгких для афинян условий мира.

Фокион никогда не стремился власти, но афиняне избирали его стратегом 45 раз, причём порой против его воли. Последнее избрание закончилось для него трагически. После того, как македонцы взяли город Пирей, восьмидесятилетний Фокион был обвинён в измене и казнён.

Филипп Македонский (382 до н.э. – 336 до н.э.)

Филипп II, македонский царь, более всего известен как отец Александра Македонского, однако основу для будущих побед сына заложил именно он. Филипп создал хорошо обученную армию с железной дисциплиной, и с ней сумел покорить всю Грецию. Решающим сражением стала битва при Херонее, в результате которой объединённые греческие войска были разбиты, и Филипп объединил Грецию под своим началом.

Главное военное нововведение Филиппа – знаменитая македонская фаланга, которую впоследствии так умело применял его великий сын.

Фаланга представляла собой тесный строй воинов, вооружённых длинными копьями, причём копья последующих рядов были длиннее, чем у первых. Ощетинившаяся фаланга могла успешно противостоять кавалерийским атакам. Часто он применял и различные осадные машины. Впрочем, будучи хитрым политиком, сражению он по возможности предпочитал подкуп и говорил, что «осёл, гружённый золотом, способен взять любую крепость». Многие современники считали такой метод ведения войны с уклонением от открытых сражений недостойным.

Во время своих войн Филипп Македонский потерял глаз и получил несколько тяжёлых ран, в результате одной из которых остался хромым. Но погиб он в результате покушения одного из придворных, возмущённого несправедливым судебным решением царя. При этом многие историки считают, что руку убийцы направляли его политические враги.

Александр Македонский (356 до н.э. – 323 до н.э.)

Александр Македонский, наверное, самый легендарный в истории полководец. Вступив на престол в двадцатилетнем возрасте, он за неполные тринадцать лет сумел завоевать большую часть известных в то время земель и создать огромную империю.

С детства Александр Македонский готовил себя к тяготам военной службы, ведя суровую, совсем не характерную для царского отпрыска жизнь. Главной его чертой было стремление к славе. Из-за этого он даже огорчался победам отца, опасаясь, что тот всё завоюет сам, а на его долю ничего не останется.

По преданию, когда его учитель, великий Аристотель, рассказал юноше, что могут существовать и другие обитаемые миры, Александр с горечью воскликнул: «А я ещё не владею и одним!»

Завершив начатое отцом завоевание Греции, Александр отправился в восточный поход. В нём он разгромил казавшуюся долгое время непобедимой Персидскую империю, покорил Египет, дошёл до Индии и собирался захватить и её, но измотанное войско отказалось продолжать поход, и Александр вынужден был вернуться. В Вавилоне он тяжело заболел (скорее всего, малярией) и умер. После смерти Александра империя распалась, а между его полководцами, диадохами, началась многолетняя война за обладание её частями.

Самая знаменитая битва Александра – сражение с персами при Гавгамелах. Армия персидского царя Дария была на порядок больше, однако Александр сумел разорвать её переднюю линию изящными манёврами и нанёс решающий удар. Дарий бежал. Эта битва стала концом империи Ахеменидов.

Пирр (318 до н.э. – 272 до н.э.)

Пирр, царь небольшого государства Эпир на Балканах, дальний родственник Александра Македонского, считается одним из величайших полководцев в истории, а Ганнибал даже ставил его на первое место, выше себя.

Ещё в молодости Пирр получил боевую закалку, участвуя в войнах диадохов за раздел наследства Александра Македонского. Изначально он поддерживал одного из диадохов, но вскоре стал вести собственную игру и, несмотря на сравнительно небольшие силы своей армии, едва не стал царём Македонии. Но основные, прославившие его сражения, Пирр вёл против Рима. Воевал Пирр и с Карфагеном, и со Спартой.

Одержав победу над римлянами в ходе двухдневной битвы при Аускуле и осознав, что потери слишком велики, Пирр воскликнул: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска!»

Отсюда пошло выражение «Пиррова победа», означающее успех, доставшийся слишком большой ценой.

Великий полководец был убит женщиной. Во время штурма Пирром города Аргос завязались уличные бои. Женщины, как могли, помогали своим защитникам. Кусок черепицы, брошенный с крыши одной из них, угодил Пирру в незащищённое место. Тот упал без сознания и был добит или задавлен толпой на земле.

Фабий Максим (203 до н.э.)

Квинт Фабий Максим вовсе не был воинственным человеком. В молодости за свой мягкий характер он даже получил прозвище Овикула (овечка). Тем не менее, в историю он вошёл как великий полководец, победитель Ганнибала. После сокрушительных поражений от карфагенян, когда судьба Рима висела на волоске, именно Фабия Максима римляне ради спасения отечества избрали диктатором.

За свои действий во главе римской армии Фабий Максим получил прозвище Кунктатор (медлитель). Избегая, насколько возможно, прямых столкновений с войском Ганнибала, Фабий Максим изматывал армию противника и отрезал ей пути снабжения.

Многие упрекали Фабия Максима в медлительности и даже в измене, но он продолжал гнуть свою линию. В результате, Ганнибал вынужден был отступить. После этого Фабий Максим отошёл от командования, и войной с Карфагеном на вражеской территории занимались уже другие полководцы.

В 1812 году тактикой Фабия Максима пользовался Кутузов в войне с Наполеоном. Аналогично действовал и Джордж Вашингтон во время американской войны за независимость.

Ганнибал (247 до н.э. – 183 до н.э.)

Ганнибала, карфагенского полководца, многие считают величайшим полководцем всех времён и иногда именуют «отцом стратегии». Когда Ганнибалу было девять лет, он поклялся в вечной ненависти к Риму (отсюда выражение «аннибалова клятва»), и всю жизнь следовал этому на практике.

В 26 лет Ганнибал возглавил карфагенские войска в Испании, за которую у карфагенян шла ожесточённая борьба с Римом. После ряда военных успехов, он со своей армией совершил тяжелейший переход через Пиренеи и неожиданно для римлян вторгся в Италию. В его войске были боевые африканские слоны, и это один из немногочисленных случаев, когда этих животных удалось приручить и использовать в военном деле.

Стремительно продвигаясь вглубь страны, Ганнибал нанёс римлянам три тяжелейших поражения: на реке Треббия, у Тразименского озера и при Каннах. Последняя, в которой римские войска были окружены и уничтожены, стала классикой военного искусства.

Рим был на грани полного поражения, но Ганнибал не получивший вовремя подкрепления, был вынужден отступить, а затем и вовсе покинуть Италию со своей измотанной армией. Полководец с горечью говорил, что его победил не Рим, а завистливый карфагенский сенат. Уже в Африке Ганнибал был разбит Сципионом. После поражения в войне с Римом некоторое время Ганнибал занимался политикой, но вскоре был вынужден отправиться в изгнание. На Востоке он помогал военными советами врагам Рима, а когда римляне потребовали его выдачи, Ганнибал, чтобы не попасть к ним в руки, принял яд.

Сципион Африканский (235 до н.э. – 181 до н.э.)

Публий Корнелию Сципиону было всего 24 года, когда он, во время войны с Карфагеном, возглавил римские войска в Испании. Дела у римлян там шли настолько плохо, что других желающих занять эту должность не нашлось. Используя разобщённость карфагенских войск, он наносил им чувствительные удары по частям, и, в конце концов, Испания перешла под контроль Рима. Во время одного из сражений Сципион использовал любопытную тактику. Перед битвой он несколько дней подряд выводил войско, построенное в одном и том же порядке, но сражения не начинал. Когда противники к этому привыкли, Сципион в день битвы поменял расположение войск, вывел их раньше обычного и начал стремительную атаку. Враг был разгромлен, а эта битва стала переломной в войне, которую теперь можно было перенести на территорию противника.

Уже в Африке, на территории Карфагена, Сципион применил в одной из битв военную хитрость.

Узнав о том, что союзники карфагенян, нумидийцы, живут в тростниковых шалашах, он послал часть войска, чтобы поджечь эти шалаши, а когда карфагеняне, привлечённые зрелищем пожара, утратили бдительность, другая часть войска напала на них и нанесла тяжёлое поражение.

В решающей битве при Заме Сципион встретился на поле боя с Ганнибалом, и одержал победу. Война завершилась.

Сципион отличался гуманным отношением к побеждённым, и его великодушие стало излюблённой темой для художников будущего.

Марий (158 до н.э. – 86 до н.э.)

Гай Марий происходил из незнатной римской семьи, возвышения он достиг благодаря военным талантам. Он очень удачно действовал в войне против нумидийского царя Югурты, но настоящую славу заслужил в битвах с германскими племенами. В этот период они настолько усилились, что для Рима, ослабленного многочисленными войнами в разных концах империи, их вторжение стало реальной угрозой. Германцев было значительно больше, нежели легионеров Мария, однако на стороне римлян были порядок, лучшее вооружение и опыт. Благодаря умелым действиям Мария сильные племена тевтонов и кимвров были практически уничтожены. Полководца провозгласили «спасителем отечества» и «третьим основателем Рима».

Слава и влияние Мария были так велики, что римские политики, опасаясь его чрезмерного возвышения, постепенно оттёрли полководца от дел.

В это же время шла в гору карьера Суллы, бывшего подчинённого Мария, ставшего его врагом. Обе стороны не брезговали никакими средствами, от клеветы до политических убийств. Их вражда привела в итоге к гражданской войне. Изгнанный из Рима Суллой, Марий долго скитался по провинциям и едва не погиб, однако сумел собрать армию и взять город, в котором оставался до конца, преследуя сторонников Суллы. После смерти Мария его сторонники продержались в Риме недолго. Вернувшийся Сулла разорил могилу своего врага, а его останки выбросил в реку.

Сулла (138 до н.э. – 78 до н.э.)

Римский полководец Луций Корнелий Сулла получил прозвище Феликс (счастливый). Действительно, удача сопутствовала этому человеку всю жизнь, как в военных, так и в политических делах.

Военную службу Сулла начал во время Нумидийской войны в Северной Африке под командованием Гая Мария, своего будущего непримиримого врага. Он повёл дела так энергично и был настолько удачлив в сражениях и дипломатии, что народная молва приписывала ему большую часть заслуг в победе в Нумидийской войне. Это вызвало ревность Мария.

После успешных военных кампаний в Азии Сулла был назначен командующим в войне против Понтийского царя Митридата. Однако после его отбытия Марий добился, чтобы Суллу отозвали, а командующим назначили его.

Сулла, заручившись поддержкой войска, вернулся, захватил Рим и изгнал Мария, положив начало гражданской войне. Пока Сулла воевал с Митридатом, Марий вновь захватил Рим. Сулла вернулся туда уже после смерти своего врага и был избран бессрочным диктатором. Жестоко разделавшись со сторонниками Мария, Сулла некоторое время спустя сложил с себя диктаторские полномочия и до конца жизни оставался частным лицом.

Красс (115 до н.э. – 51 до н.э.)

Марк Лициний Красс был одним из богатейших римлян. Впрочем, большую часть своего состояния он нажил во время диктатуры Суллы, присваивая конфискованное имущество его противников. Своё высокого положения при Сулле он достиг благодаря тому, что отличился в гражданской войне, воюя на его стороне.

Уже после смерти Суллы Красс был назначен командующим в войне с восставшими рабами Спартака.

Действуя, в отличие от предшественников, очень энергично, Красс заставил Спартака принять решающее сражение и разбил его.

С побеждёнными он обошёлся крайне жестоко: несколько тысяч пленных рабов были распяты вдоль Аппиевой дороги, и их тела оставались висеть там много лет.

Вместе с Юлием Цезарем и Помпеем Красс стал участником первого триумвирата. Эти полководцы фактически поделили между собой римские провинции. Крассу досталась Сирия. Он планировал расширять владения и повёл завоевательную войну против Парфянского царства, но неудачно. Красс проиграл битву при Каррах, был вероломно захвачен в плен во время переговоров и жестоко казнён, ему влили в горло расплавленное золото.

Спартак (110 д.н.э. – 71 д.н.э.)

Спартак, римский гладиатор родом из Фракии, был предводителем крупнейшего восстания рабов. Несмотря на отсутствие опыта командования и соответствующего образования, он стал одним из величайших полководцев в истории.

Когда Спартак с товарищами бежал из гладиаторской школы, его отряд насчитывал несколько десятков плохо вооружённых человек, укрывшихся на Везувии. Римляне перекрыли все дороги, но восставшие совершили легендарный манёвр: они спустились с крутого склона по верёвкам, сплетённым из виноградных лоз, и ударили врагам с тыла.

Римляне поначалу отнеслись к беглым рабам с презрением, посчитав, что их легионы легко разгромят восставших, и жестоко поплатились за своё высокомерие.

Высылаемые против Спартака сравнительно небольшие силы были поочерёдно разгромлены, а его армия, тем временем, укреплялась: в неё стекались рабы со всей Италии.

К несчастью среди восставших не было единства и общего плана дальнейших действий: одни хотели оставаться в Италии и продолжать войну, а другие – успеть уйти до вступления в войну основных сил римлян. Часть войска откололась от Спартака и была разбита. Попытка уйти из Италии морем окончилась неудачей из-за предательства нанятых Спартаком пиратов. Полководец долго уклонялся от решающего сражения с превосходящими его армию легионами Красса, но, в конце концов, вынужден был принять битву, в которой рабы потерпели поражение, а сам он – погиб. По преданию Спартак продолжал сражаться, уже будучи тяжелораненым. Его тело было буквально завалено трупами убитых им в последней схватке римских легионеров.

Помпей (106 до н.э. – 48 до н.э.)

Гней Помпей известен, прежде всего, как противник Юлия Цезаря. Но своё прозвище Магн (Великий) он получил совсем за другие сражения.

Во время гражданской войны он был одним из лучших полководцев Суллы. Затем Помпей успешно воевал в Испании, на Ближнем Востоке, на Кавказе и существенно расширил римские владения.

Ещё одним важным делом Помпея стала зачистка Средиземного моря от пиратов, которые обнаглели настолько, что Рим испытывал серьёзные трудности с подвозом продовольствия по морю.

Когда Юлий Цезарь отказался подчиниться сенату и начал тем самым гражданскую войну, командование войсками республики поручили Помпею. Борьба двух великих полководцев долгое время шла с переменным успехом. Но в решающем сражении при греческом городе Фарсале Помпей потерпел поражение и вынужден был бежать. Он пытался собрать новую армию для продолжения борьбы, но был вероломно убит в Египте. Голову Помпея поднесли Юлию Цезарю, но тот, наперекор ожиданиям, не наградил, а казнил убийц своего великого противника.

Юлий Цезарь (100 до н.э. – 44 до н.э.)

Гай Юлий Цезарь по-настоящему прославился как полководец, когда покорил Галлию (сейчас это, в основном, территория Франции). Он сам составил подробный отчёт об этих событиях, написав «Записки о Галльской войне», которые до сих пор считаются образцом военных мемуаров. Афористичный стиль Юлия Цезаря проявлялся и в донесениях сенату. Например, «Пришёл. Увидел. Победил» вошло в историю.

Вступив в конфликт с сенатом, Юлий Цезарь отказался сдать командование и вторгся в Италию. На границе он с войсками пересёк реку Рубикон, и с тех пор выражение «Перейти Рубикон» (означающее совершить решительное действие, отрезающее путь к отступлению) стало крылатым.

В последовавшей гражданской войне он разбил войска Гнея Помпея при Фарсале, несмотря на численное преимущество противника, а после походов в Африку и Испанию вернулся в Рим диктатором. Несколько лет спустя он был убит заговорщиками в сенате. По преданию окровавленное тело Юлия Цезаря упало к подножию статуи его врага Помпея.

Арминий (16 до н.э. – 21 н.э.)

Арминий – вождь германского племени херусков, известен, в первую очередь, тем, что своей победой над римлянами в битве в Тевтобургском лесу развеял миф об их непобедимости, чем вдохновил другие народы на борьбу с завоевателями.

В юности Арминий служил в римской армии и хорошо изучил будущего врага изнутри. После того, как на его родине вспыхнуло восстание германских племён, Арминий возглавил его. По некоторым данным он и вовсе являлся его идейным вдохновителем. Когда направленные на восставших три римских легиона вошли в Тевтобургский лес, где они не могли выстраиваться в привычном порядке, германцы под предводительством Арминия напали на них. После трёх дней битв римские отряды практически полностью уничтожили, а голову незадачливого римского полководца Квинтилия Вара, зятя самого императора Октавиана Августа, показывали по германским селениям.

Зная, что римляне обязательно попытаются отомстить, Арминий попытался объединить германские племена для отпора им, но не преуспел в этом. Он погиб не от рук римлян, а в результате внутренних распрей, убит кем-то из приближённых. Однако дело его не пропало: по итогам войн с римлянами германские племена отстояли независимость.

Историческая хронология, как понятно, делится на два периода. Сначала было время, которое современники именуют шагом до нашей эпохи. Оно завершается с пришествием первого года. В это время началась наша эпоха, которая до нынешнего денька и продолжается. И хотя сейчас, называя год, люди не молвят “н. э.”, все же, это предполагается.

1-ые календари

Процесс эволюции человека сделал необходимость упорядочить даты и время. Старому землепашцу необходимо было очень точно знать, в какое время ему лучше засевать семечки, животноводу-кочевнику - когда перебегать на другие местности, чтоб успеть обеспечить собственный скот кормом.

Так стали появляться самые 1-ые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У различных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. Например, римляне вели свое летоисчисление со денька основания Рима – с 753 года до нашей эпохи, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари делали и многие религии. К примеру, в исламе новенькая эпоха начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.


Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эпохи Гай Юлий Цезарь основал собственный календарь. В нем год начинался с первого января и длился двенадцать месяцев. Этот календарь окрестили Юлианским.

Тот, которым пользуемся сейчас мы, был введен в 1582 году Отцом Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось убрать некие значимые некорректности, накопившиеся с первого Вселенского собора. Тогда они составляли целых 10 дней. Разница меж Юлианским и Грегорианским календарями возрастает приблизительно на день за каждое столетие, и сейчас составляет уже тринадцать суток.

В истории летосчисление всегда играет огромную роль. Ведь принципиально представлять, в какой период времени происходило важное в жизни населения земли событие, будь это создание первых орудий труда либо же начало Столетней войны. Молвят, что история без дат похожа на арифметику без цифр.

Религиозная форма летосчисления

Так как начало нашей эпохи исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте нередко употребляется соответственная запись: от Рождества Христова и до него. До сего времени нет совсем четких исторических данных о том, когда на нашей планетке появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических реликвиях, ученые могут делать заключения о том, когда приблизительно вышло то либо другое событие. При всем этом года до нашей эпохи указываются в хронологически оборотном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела меж временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, изготовленным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень всераспространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном эталоне, выданном таковой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, также даются советы для их внедрения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эпохи» получило свое распространение в летоисчислении после использования его Достопочтенным Неудачой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из собственных трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эпохи и после нее. Равномерно фактически все страны в Западной Европе стали перебегать на этот календарь. Самой последней из их стала Португалия. Вышло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Наша родина воспользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эпохи. За начальную точку в ней была принята христианская эра «от сотворения мира». По сути, в базе многих эр было заложено соотношение меж «деньками творения мира» и всей длительностью его существования. А Константинопольская была сотворена при Констанции, и летоисчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эпохи. Но так как этот правитель не являлся «поочередным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются без охоты.

Доисторическая и историческая эры

История - это доисторическая и историческая эры. 1-ая из их начинается с момента возникновения первого человека, а завершается тогда, когда появилась письменность. Эра доисторическая разбита на несколько временных периодов. Основой их систематизации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эпохи изготавливали орудия труда, период, когда они ими воспользовались, легли в базу воссоздания не только лишь временных рамок, да и заглавий шагов доисторической эры.

Историческая же эпоха состоит из периодов Античности и Средневековья, также Нового и Нового времен. В различных странах они наступали в различные времена, потому ученые не имеют способности определять их четкие временные рамки.

Начало нашей эпохи

Общеизвестно, что новенькая эпоха в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, к примеру, начиная от первого года и до, представим, сегодняшнего. Ее хронология началась еще позднее, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, другими словами спустя более чем 5 сотен лет после датируемого действия. Чтоб получить итог, Дионисий поначалу отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Отпрыск Божий был распят на 30 первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это 20 5-ое марта 5539 года по летосчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, как следует, стал 5508-й по византийской эпохе. Нужно сказать, что вычисления Дионисия прямо до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

История до нашей эпохи

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эпохи на планетке была эра неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а конкретно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец 4-ого - начало первого тысячелетия до нашей эпохи: на планетке царствует Бронзовый век. Получает распространение железное и бронзовое орудие, возникают бродячие скотоводы. Бронзовый век сменился Стальным. В это время в Египте правили 1-ая и 2-ая династии, объединившие страну в единое централизованное правительство.

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й подымается Эгейская, либо культура Старой Греции. Практически в то же время в равнине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет королевства Трои.

Около 1190 года до н. э. упала мощная Хеттская держава. Спустя практически четыре 10-ка лет Эламский правитель захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. пришло правление вавилонского сударя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось 1-ое правительство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период вышло сильно много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход Марка Антония на парфян, правление правителя Августа.

И, в конце концов, меж восьмым и четвертым годами до нашей эпохи родился Христос.

Новое летосчисление

У различных народов понятие о летосчислении всегда было неодинаковым. Каждое правительство решало данную делему без помощи других, при всем этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И только к девятнадцатому веку все христианские страны установили единую точку отсчета, применяемую и доныне под наименованием “наша эпоха”. Календарь старых майя, византийская эпоха, древнееврейское летосчисление, китайское - они все имели свою дату сотворения мира.

К примеру, японский календарь начинался в 660 году до нашей эпохи и обновлялся после каждой погибели правителя. Буддистская эпоха скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летосчисление раз в 1454 года, после погибели и возрождения Солнца. Потому если б их цивилизация не погибла, для их сейчас был бы всего 546 год новейшей эпохи

Старая карта мира

До нашей эпохи путники тоже интересовались миром и составляли картинки собственных маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок либо папирус. 1-ая карта мира появилась еще за много 1000-летий до новейшей эпохи. Конкретно наскальные картинки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали в особенности заинтересовывать древнейшие карты былых эпох. Одни из их представляют нашу планетку как омываемый океаном большой полуостров, на других уже можно узреть очертания материков.

Вавилонская карта

Самой первой картой, сделанной до нашей эпохи, была маленькая глиняная табличка, отысканная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого – началом седьмого веков до нашего летосчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, нареченными «соленой водой». За водой – треугольники, обозначающие, разумеется, горы дальних земель.

На этой карте обозначено правительство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, в центре которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже античные греки представляли Землю сферой и очень роскошно аргументировали это. Пифагор, к примеру, гласил, что все гармонически в природе, а самая совершенная форма в ней – шар, в виде которого существует наша планетка. 1-ая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в 3-ем веке до нашей эпохи в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял Александрийскую библиотеку, и вымыслил таковой термин, как «география». Конкретно он в первый раз еще до нашей эпохи расчертил мир на параллели и меридианы и именовал их «идущими рядом» либо «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один полуостров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан – сегодняшний Цейлон.

При всем этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых нереально. Ведь люди тогда, в том числе и древнейшие греки, задумывались, что у экватора так горячо, что море там бурлит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

В протяжении нескольких веков основной числилась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Сделанная около 100 пятидесяти лет до нашей эпохи, она была частью восьмитомника “Управление по географии”.

У Птолемея Азия занимала место от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при всем этом Африка плавненько перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была сказочная Гиперборея, а об Америке либо Австралии не было сказано ничего. Конкретно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при всем этом на запад. И даже после открытия Америки еще некое время продолжали воспользоваться картой от Птолемея.

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.


Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 - международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. Бронзовый век сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход Марка Антония на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял Александрийскую библиотеку, и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Сейчас мы живем по григорианскому календарю. В нашей стране он введен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 января 1918 года. В Декрете было сказано, что новый календарь вводится в гражданский обиход с целью «установления в России…

В ночь с 31декабря на 1 января мы привычно поднимаем бокалы и отмечаем наступление Нового Года. Нашему веселью и небольшому праздничному бесчинству очень бы порадовался Петр I, благодаря которому мы и отмечаем этот поистине всенародный праздник –…

Сегодня большинство людей на планете пользуются современным григорианским календарем и ведут отсчет времени от даты Рождества Христова. Но остались еще и такие календари, которые продолжающие вести отсчет от, к примеру, сотворения мира. Еврейский…

Алфавит появился не сразу после изобретения письма, долго время письменность была иероглифической, произошедшей от ранних пиктограмм. Потребность записывать звуковое содержание слов появилась в 2700 году до нашей эры у древних египтян. Но первым…

Самой древней правящей по сей день династией является японская, но если учитывать только королевские фамилии, то старейшими следует назвать Бернадотов или Бурбонов в Европе. Среди несохранившихся династий древнейшая в Европе – Каролинги, а самой…

Одним из главных достижений древней китайской науки является создание лунного календаря. Официально, конечно, Китай живет по григорианскому календарю, как и другие страны, но одновременно используется и национальный лунный календарь, известный во…

Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон Крузо практически сразу взялся вести календарь. Без этого невозможно представить жизнь сегодня. Ведь люди ориентируются по нему в днях недели, месяцах, годах. На разных отрезках истории человечество…