Презентация по истории на тему македонское войско. Презентация на тему "восточные походы александра македонского"

«Македонские завоевания» - Упадок Греции в 4 в. до н.э. Аристотель. Усиление Македонии при царе Филиппе 11. Распад державы Александра Македонского. Демосфен. Македонские. Завоевания 4 век до н.Э. Образование державы Александра Македонского. Александр Македонский.

«История Александра Македонского» - План битвы при Гавгамелах. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, боятся ручейка. Первые победы 334 г. до н.э. Вавилонские жрецы провозгласили Александра царем Вавилона и четырех сторон света. Город возвышается над уровнем моря на тринадцать метров. Закрепление изученного по теме: Сопротивление персов было сломлено всего за два часа».

«Походы Александра Македонского» - Синтез политических, экономических и культурных элементов Запада и Востока привёл к рождению эллинизма. Цели проекта. К каким последствиям привели походы Александра Македонского на Восток? Выводы. Казаров Сергей Суренович, к.и.н.., доцент кафедры Всеобщей истории РГПУ. Этапы работы. Ход исследования.

«Македония Греция» - Города Эллады подчиняются Македонии. Македония. Кто такой Перикл? Какие изменения внес Перикл? Из-за чего начались междоусобные войны? Повторим изученное. Поработаем с учебником. План урока. Какие органы управления существовали в Афинах? Соотнесите имена и род деятельности.

«Завоевания Александра Македонского» - Начало войны. Граник. Конюхи Александра легко овладели повозками. Несколько персидских колесниц оснащенных косами прорвались сквозь строй лучников. Персы вновь были разбиты. Дарий предложил мир, по Александр ответил отказом. 1-я встреча Александра и Дария состоялась ок. г. Исса. Жрецы провозгласили Александра сыном бога Солнца.

«Александр Македонский» - Завоевание Александром Македонским Египта. Таис призывает поджечь Персеполь. Битва при Гавгамеллах 331 г. до н.э. Боевая колесница персов. Александр Македонский разрубает «Гордеев узел». Осадная башня македонцев. Походы Александра Македонского на Восток. Александрия Египетская. Всесильная македонская армия.

Всего в теме 17 презентаций













Включить эффекты

1 из 13

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Урок разработал и провёл учитель истории и обществознания МОУ « СОШ с Моховое» Ершовского района Саратовской области Елфимов Сергей Александрович

Слайд 2

План урока

Гибель Персидского царства. Поход на край земли.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Битва при Иссе

Слайд 6

Захват Тира и основание Александрии

Семь месяцев Александр осаждал город. Город взяли штурмом, разграбили, тысячи его защитников были казнены и проданы в рабство. На берегу Средиземного моря македонский завоеватель основал город, которому дал своё имя – Александрия Вопрос: На основание вышеизложенного, сделайте вывод о личных качествах полководца.

Слайд 7

Битва при Гавгамелах

Слайд 8

Захват Вавилона и Персеполя

Взяв Вавилон, который без боя сдал сатрап Вавилонии Мазей, Александр велел восстановить разрушенный персами храм главного божества Мардука, за что жрецы провозгласили его царем Вавилона. Персеполь, столицу Персидского царства, Александр объявил самым враждебным из азиатских городов и отдал на разграбление своим воинам. Источники единодушны в описании страшного разгрома, которому подвергся этот богатейший город.

Слайд 9

Поход на край земли

Поход начался весной 327 г. до н. э., продолжался более двух лет и завершился подчинением в той или иной форме обширных территорий по Инду. Но эти приобретения достались дорогой ценой. К началу 324 г. до н. э. остатки армии Александра соединились с флотом Неарха около Суз, Поход завершился. Согласно Плутарху, лишь четверть армии вернулась из похода.

Слайд 10

Слайд 11

Историческое значение восточного похода

На Восток хлынул большой поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся иные формы социальных отношений. Некоторые из построенных Александром городов становятся центрами политической и экономической жизни. В результате похода раздвинулись географические рамки тогдашнего мира, были проложены новые пути сообщения, расширилось судоходство - все это способствовало развитию экономики, торговых связей. Поход принес новые знания в области географии, биологии, этнографии и др. Он знаменовал начало нового этапа в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал,-эпохи эллинизма.

Слайд 12

Сравните поход Александра Македонского с маршрутом, который вы проложили в контурной карте.

Слайд 13

Домашнее задание

Посмотреть все слайды

Конспект

Предмет: история 5 класс

Цели урока:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Умения выделять главное

Оборудование:

1. Медиапроектор

3. Учебник

4. Тетрадь

Ход урока.

II. Изучение темы по плану

Личность Александра Македонского.

Победы войска Александра Македонского. Важнейшие битвы.

Гибель Персидского царства.

Поход на край земли.

Основные сражения.

В 334.до.н.э.- начало похода.

2. Средства достижения целей

3. Результаты деятельности.

Текст документа

<...> <...>

<...>

200 000 персов при Гавгамеле?

Урок с применением информационно коммуникационных технологий

«Завоевания Александра Македонского».

Предмет: история 5 класс

Разработал учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ с Моховое» . Саратовская область Ершовский район Елфимов Сергей Александрович.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.

2.Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление у учащихся об основных датах, понятиях и личностях эпохи

Сформировать представления об основных процессах и причинно-следственных связях данного периода

Воспитательные:

Создать условия для того чтобы дети составили наиболее полное представление о добре и зле на примере личности Александра Македонского

Сформировать навык преодоления трудностей в процессе обучения при помощи ИКТ

Развивающие:

Создание условий для развития навыков логического мышления

Умения выделять главное

Оборудование:

1. Медиапроектор

2. Карта « Древняя Греция в V в.до н.э.

3. Учебник

4. Тетрадь

Исходя из требований программы, на уроках истории, дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому, на этом уроке целесообразно познакомить учащихся с памяткой, которая поможет им в этом.

Памятка для оценки государственного деятеля.

Интересы какого класса выражал? В чём состояли цели и стремления этого класса.

Какими личными качествами обладал? Насколько он подходили для решения поставленных целей?

Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.

Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока.

1. Актуализация полученных знаний организуется учителем в двух направлениях – фронтальный устный опрос и опрос по карточкам.

Фронтальный опрос затрагивает такие вопросы как сравнение государственного устройства греческих полисов и Македонии и анализ объединения Македонии и невозможности данного процесса в Греции. В итоге учитель еще раз обращает внимание на причины потери Грецией независимости.

1.Какие причины способствовали завоеваниям Филиппа II?

2.Расскажите о мощи македонской армии.

3.На пьедестале статуи Демосфена написана знаменитая эпиграмма: «Будь у тебя, Демосфен, столь же мощная сила, как разум, сам Македонский Арес греков бы не покорил». Объясните смысл эпиграммы.

Какие черты личности Демосфена в ней отражены?

4.Покажите на карте Македонию и место сражения, после которого Гре​ция потеряла свою свободу. Почему греки победили в V в. Персию, но были подчинены Македонии?

5.Опросная карточка. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос:

Почему Греция потеряла независимость, анализируя особенности вооружения македонян, взаимоотношения греческих городов, тактики Филиппа.

II. Изучение темы по плану

Личность Александра Македонского.

Победы войска Александра Македонского. Важнейшие битвы.

Гибель Персидского царства.

Поход на край земли.

Учитель: Филипп II Македонский задумал поход против Персид​ского царства и рассчитывал на широкую поддержку греческого населе​ния.

В середине IV в до н.э. Персидская держава, доходившая до реки Инд, объединившая силой оружия множество стран и народов, развалива​лась. Правители областей (сатрапы) воевали друг с другом и отказывались подчиняться Дарию III. Недовольство властью персов у завоеванных стран росло. Особенно часто волнения происходили в Египте.

Однако совершить этот грандиозный поход Филиппу II не уда​лось. Продолжателем его замыслов стал Александр Македонский.

О юности Александра Македонского рассказывает сильный ученик (ему заранее даётся опережающееся задание)

Его сообщение может выглядеть таким образом.

Рассказывают, что Александр родился в тот самый день, когда грек Герострат, стремившийся хоть чем-нибудь прославить свое имя, сжег храм богини Артемиды, считавшийся одним из «семи чудес света» (356год до н.э.)

Александр считал себя потомком Геракла и Эака - деда знаменитого Ахилла,

самого доблестного из греческих воинов, сражавшихся под Троей.

С детства в Александре проявились честолюбие, смелость, вера в свои силы. В отличие от отца он стремился только к военной славе,

Александр был чрезвычайно высокомерен. Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, он ответил: «Охотно, если мне придется соревноваться с царями».

Каждый раз, когда приходило известие о новой победе македонян, одержанной Филиппом, Александр с беспокойством говорил товарищам: «Боюсь, что отец совершит все сам и не оставит на кашу долю ни одного славного подвига!»

Александр был очень отважен и решителен. Эти качества прояви​лись в нем с детства. Однажды Филиппу предложили купить коня, про​званного за сходство его головы с головой быка Буцефалом (или Букефал). Конь оказался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Филипп отка​зался от покупки, но Александр крикнул: «Вы все трусы, раз отказываетесь от такого великолепного коня!» Он смело направился к коню (Александру тогда было 14 лет), схватил его за узду и повернул против солнца, затем не​которое время оглаживал коня. Когда лошадь привыкла к мальчику, тот вскочил на нее верхом. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. «Дитя мое, - ска​зал Филипп II сыну, - ищи себе более подходящего царства. Македония для тебя слишком мала».

Александр получил прекрасное образование. Его учителем был ве​ликий ученый Аристотель. Он сумел привить способному мальчику не толь​ко интерес к военному делу и политике, но и увлечь его медициной и естест​венными науками. Впоследствии царь всегда сам лечил болезни своих при​ближенных и любил назначать им лекарства или диету.

С детства Александр пристрастился к чтению. С поэмой Гомера «Илиада» македонский завоеватель не расставался никогда.

Когда ему исполнилось 16 лет, Филипп, отправляясь в поход, пору​чил сыну управлять всей Македонией. Сын оправдал надежды отца.

В битве при Херонее (338 до н.э.) Александр командовал левым крылом македонской армии.

После гибели Филиппа на престол вступил 20-летннй Александр. В это время было неспокойно. Македонии со всех сторон грозили опасности. На севере восстали фракийские племена, на юге покоренная Филип​пом Греция готовилась вернуть былую свободу.

Александр усмирил фракийцев, затем осадил Фивы в Средней Греции, где собрались объединенные силы греков. Город был взят и раз​рушен, все жители проданы в рабство. Этим страшным примером Алек​сандр хотел запугать остальные греческие государства.

Александр готовился к походу в Персию и опасался, как бы в его от​сутствие греки снова не подняли восстание. Это побудило царя сменить сви​репую жестокость на иные методы воздействия. Он стал ласково принимать государственных деятелей и ученых, всячески стараясь расположить их к себе, и даже пощадил Афины, которым грозила участь Фив.

Александру предсказывали славную, участь героя и победителя -разрушителя великого Азиатского царства. Стремление к славе и великим подвигам наполняло его душу. Александр обладал тонким умом и гени​альным даром полководца. У него была и внешность героя: смелая по​ступь, горящий взгляд, сильный голос.

Александр совершил путешествие в город Кранию (возле Корин​фа), чтобы повидать жившего там философа Диогена. Множество греков собралось здесь, чтобы увидеть царственного юношу.

Один лишь философ не интересовался царем и спокойно сидел в своей бочке. (Он следовал правилу Сократа: чтобы быть счастливым и уподобиться божеству, человек должен довольствоваться малым, поэтому избрал себе жилищем бочку).

Когда Александр прибыл в Кранию, Диоген по обыкновению ле​жал посредине площади перед своей бочкой и грелся на солнце. Услышав шум, философ повернул голову, взглянул на приближающегося царя и его многочисленную свиту, но даже не пошевелился. Александр приветство​вал Диогена и спросил его, не нуждается ли он в чем-либо: все его желания будут немедленно исполнены.

«У меня одно желание, - ответил мудрец, - чтобы ты отошел в сторону и не заслонял мне солнца». С этими словами Диоген повернулся к Александру спиной и подставил солнцу другой бок. Положение царя было нелепым. Однако Александр сумел найти выход из глупого положения. Вместо того чтобы наказать, дерзкого, создав ему тем самым славу муче​ника, Александр улыбнулся и сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном!».

Таким образом, случай свел двух людей, стремления которых бы​ли совершенно противоположными:

Диоген ради истины отказывался от всего, лишая себя всего.

Александр хотел все подчинить себе.

Вопрос: Какие же черты характера и качества личности повлияли на становление великого полководца?

Убедившись, что греки примирились с македонским владычест​вом, Александр собрал всех представителей греческих государств и пред​ложил им объявить войну персам.

Эту войну Александр объявил общегреческим делом, связанным с возмездием за поругание эллинских святынь во время нашествия Ксеркса.В ходе беседы учитель подводит учащихся к провозглашаемой (отомстить персам за разрушения в рамках Греко-персидских войн) и реальной (захват территорий и грабеж) целям похода, которые фиксируются в тетрадях.

Итак, Александр, став царем после своего отца, продолжил его дело. Завоевал Фессалию и Фракию. А затем решил пойти на Восток. Что могло его привлекать на Востоке?

О Персии мы уже знаем как о могущественной державе. Давайте, сравним армии македонян и персов. Данные занесем в таблицу.(По ходу урока учащиеся добавляют соотношения сил в решающих сражениях)

Анализируя внутреннее положение Персии, учитель подводит учащихся к выводу, что ее ослабляли: восстания покоренных народов и междоусобицы.

Основные сражения.

В 334.до.н.э.- начало похода.

Работая с материалом учебника (стр.192-197) и картой на стр. 199, учащиеся прослеживают продвижение македонского войска и фиксируют в тетради даты и места сражений - р. Граник, Исс, Тир, Египет. Попутно учитель обращает внимание на появление новых черт характера Александра.

Говоря о Египте, учитель останавливается на причинах столь воодушевленной встречи там Александра и его армии.

Сражение у Гавгамелл учащиеся просматривают видиоролик, при этом учитель обладает возможностью останавливать происходящие события и давать дополнительную характеристику или вовлекать в анализ учащихся.

Изучая захват Вавилона и Персеполя, уничтожение прекраснейшего здания дворца, учитель возвращает учащихся к провозглашенной цели похода.

Поход в Индию и причины возвращения учитель предлагает изучить учащимся самостоятельно. Делая вывод, учащиеся отмечают усталость армии, долгую оторванность от родных мест, пресыщенность некоторых полководцев награбленным (реализация их целей), назревание бунта.

По возвращении Александр умирает в 323 году на 33 году жизни и после 12 лет и 8 месяцев царствования.

3.Эволюция личности Александра.

Сегодня мы узнали о такой личности как Александр Македонский. Людей невозможно оценить только с одной стороны – в них есть и плохое и хорошее. У выдающихся личностей и то и другое еще заметнее, потому что они могут влиять на судьбы других людей и даже стран. В итоге мы можем проследить то, как менялся Александр как личность. Вопросы для анализа:

1. Каковы его личные качества (работа с документом и в свете изученных событий – поведение в Египте, убийство Клита и др.). Подходят ли они для поставленных целей.

2. Средства достижения целей

3. Результаты деятельности.

Текст документа

ЮСТИН. «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА». (ОТРЫВОК)

<...> После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей: Александр как будто заимствовал законы у тех, кого победил. Чтобы эта одежда, если он станет носить ее один, не показалась от этого особенно ненавистной, он и друзьям своим приказал одеваться в длинные пурпурные одежды, расшитые золотом. <...>

Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царственной роскошью справлять пиры с играми, совершенно забыв, что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.

В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению с отцом своим, Филиппом, что даже отрекся от своей родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. <...>

В итоге делается общий вывод, что Александр Македонский выдающийся полководец, создавший обширную державу, но, начав свою деятельность, как просвещенный монарх закончил ее как деспотичный правитель. Плюсом его достижений является попытка объединить достижения Запада и Востока в различных сферах человеческой деятельности, а минусом - то, что он так и не сумел создать эффективную систему управления обширным государством, и его держава повторила судьбу многих изученных нами подобных государственных образований.

4. Закрепление изученного материала.

1.Учебной рефлексией является работа с контурной картой. Учащиеся, пользуясь цветными ручками чертят путь армии Александра, затем сравнивает проложенный ими маршрут с картой. (данный вид деятельности вызывает интерес учащихся и позволяет закрепить полученные на уроке знания в большем объеме).

2. Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку)

Итоги урока. Выставление оценок.

Для любознательных! Как могли 40 000 македонцев разгромить

После смерти Филиппа II на престол вступил его сын Александр, в ту пору ему исполнилось всего лишь 20 лет. Родился он в 356 г. до н. э. Был очень честолюбив, смел, стремился к военной славе, очень боялся, что на его долю не останется ни одного славного подвига. Был отважен и решителен: чего стоит одно укрощение строптивого коня Буцефала, после чего отец воскликнул: «Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!» На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с удивительной судьбой величайшего полководца древности Александра Македонского.

Предыстория

В IV в. до н.э. царь Македонии Филипп II предпринял завоевательный поход против Греции и покорил ее (см. урок ). После его смерти царем Македонии становится Александр, который продолжил завоевательную политику отца.

События

334 г. до н.э. - Александр вторгся в Малую Азию. В битве с персами на реке Граник Александр одерживает победу.

333 г. до н.э. - битва близ города Исс. Закончилась разгромом персидского войска во главе с Дарием III.

Александр покоряет Финикию, Сирию, Палестину.

332 г. до н.э. - Александр завоевывает Египет и основывает город Александрию.

331 г. до н.э. - битва с персами у селения Гавгамелы. В ответ на предложение полководца напасть на врага ночью Александр говорит: «Я не краду побед». Царь персов Дарий III и его войско бежали с поля боя.

325 г. до н.э. - Александр вернулся в Вавилон, который стал столицей царства Александра.

323 г. до н.э. - смерть Александра. В результате начавшейся после его смерти борьбы за власть огромная держава была разделена на несколько царств.

Участники

Царь Македонии, полководец, воспитанник Аристотеля.

Дарий III - царь Персии из династии Ахеменидов.

Заключение

После смерти Александра единая держава распалась на отдельные государства. Среди возникших государств: Сирийское, Египетское и Македонское. Царями в этих государствах стали военачальники Александра.

Рис. 1. Александр Македонский ()

Александр (рис. 1) получил прекрасное образование, его учитель был сам Аристотель. Говоря о нем, Александр замечал: «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно».

Весной 334 г. до н. э. небольшое войско под предводительством юного царя перешло Геллеспонт и подошло к р. Граник. Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстояло угощаться припасами врага. Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: «Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки». Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но в этот момент подоспел друг царя - Клит - и пронзил врага копьем. Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.

Наряду с приморскими городами Александр утвердил свою власть и в глубине полуострова. Побывал он и в городе Гордий, столице Фригии. Здесь царю показали колесницу, дышло которой соединял ярмом чрезвычайно запутанный узел. Александру рассказали предание: кто развяжет этот узел, тот станет владыкой Азии. Царь попробовал развязать узел, но тот не поддавался, и тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил сплетение.

Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. С большим войском он двинулся навстречу Александру. Войска встретились около г. Исса. И здесь молодому полководцу улыбнулась удача. Дарий завел свои войска в теснины, где персидская конница не могла развернуться. Александр не дал неприятелю окружить себя, и во главе своей гвардии он прорвался к колеснице персидского царя. Дарий испугался и бежал с поля боя. Сопротивление персов было сломлено за два часа. Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя - мать, жену и двух дочерей. Однако Александр велел им сказать, что он воюет с Дарием, а им будут оказаны такие же почести, к каким они привыкли на свободе.

Разгромив персидского царя, войска Александра заняли страны, лежащие на восточном побережье Средиземного моря: Сирию, Палестину, Финикию.

Многие покорились без сопротивления. Отпор лишь дал финикийский город Тир, в руках которого находилась морская торговля с Персией. Он был расположен на неприступном скалистом острове и окружен мощными стенами. Более полугода длилась его осада. Наконец, македоняне построили дамбу через пролив и ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, многие его жители были убиты, а тысячи обращены в рабство.

В эти дни Александр получает письмо от Дария, где тот предлагает ему половину своей империи. Полководец Парменион, узнав об этом, воскликнул:

Если бы я был Александром, я бы согласился!

И я бы согласился, если бы я не был Александром!

В 332 г. до н. э. Александру с легкостью удалось завоевать Египет, т. к. египтяне видели в македонцах избавление от персидского ига. В оазисе Сива Александра провозгласили богом и сыном бога Амона. Это решение жрецов очень понравилось царю. Он разослал гонцов во все покоренные страны, чтобы и там его признали богом. Успехи Александра, всеобщая лесть и заложенное в нем с детства тщеславие привели к тому, что он и сам уверовал в свою божественность и могущество.

В Египте Александр на берегу моря, напротив острова Фарос, повелел заложить новый город, который назвал своим именем (рис. 2).

Рис. 2. Александрия Египетская ()

Однако война заставила Александра покинуть Египет и направиться на север. Здесь, у селения Гавгамелы, в октябре 331 г. до н. э. и произошло еще одно сражение с персами. Дарий ждал Александра на удобном для действий его боевых колесниц поле. Парменион уговаривал царя напасть на врага ночью, рассчитывая, что внезапный удар приведет врага в смятение. «Я не краду побед, - отвечал Александр, - мне подобает воевать честно, без хитростей и уловок». Несмотря на подходящую местность, а также на численное превосходство, Дарий был разбит. В сражении Дарий проявил поразительную слабость духа: он обратился в бегство, когда возникла угроза его безопасности, в то время, когда можно было ещё сопротивляться и при некоторых условиях даже изменить ход событий в свою пользу. Вскоре Дарий был убит своими приближенными.

Города Персидской державы сдавались один за другим. В Персеполе, древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.

Завоевание Персии казалось Александру началом великого похода. Но для осуществления задуманных им планов завоевания Азии македонского войска было недостаточно. Поэтому он приказал набирать 30 тыс. персидских мальчиков и обучать их военным приемам.

326 г. до н. э. - Александр достиг территории Индии. Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов. Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы царь основал город Никею («победа»), на реке Гидаспу - город Буцефалия (в честь своего коня, который к этому времени издох от старости).

Рис. 3. Держава Александра Македонского ()

Битва с Пором подорвала мужество македонян. В Индии было много непокоренных племен, и македонянам приходилось вести ожесточенные бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспощадной строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже нельзя было заставить воевать, ни угрозами, ни обещаниями, после чего Александру ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столицей своей империи Александр сделал город Вавилон.

Здесь в 323 году 13 июня, под тенью «висячих садов» Семирамиды на 33-м году жизни он скончался от лихорадки. Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там погребено. А огромная империя, созданная им, распалась.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Topwar.ru ().
  2. Historic.ru ().
  3. Zoroastrian.ru ().

Домашнее задание

  1. Сколько лет длился поход Александра на Восток?
  2. Какие страны и народы подчинил своей власти македонский правитель?
  3. Какие известные афоризмы связаны с именем Александра Македонкого?

Разделы: История и обществознание

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с восточным походом греко – македонских войск.
  • Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. Слайд №2.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания по теме: «Возвышение Македонии при царе Филиппе».

Письменно: 2 карточки.

Карточка №1

Дать определение понятиям: граждане, верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.

Карточка №2

б) Для этого вспомнить:

  • Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?
  • Почему греки жили недружно и воевали между собой?
  • Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

в) Сделать вывод.

Устно:

  1. Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)
  2. Как звали македонского царя? (Филипп II)
  3. Каким был Филипп II?
  4. Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?
  5. Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца – царя Филиппа)

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.

Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.

Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

IV. Изучение новой темы.

План. Слайд №3.

  1. Личность Александра Македонского.
  2. Первые победы.
  3. Битва при Иссе.
  4. Гибель Персидского царства.
  5. Окончание похода.

Записываем в тетрадях тему и план урока.

Записи на доске:

334 г. до н. э. – битва на реке Граник,

333 г. до н. э. – битва близ города Исс,

331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,

330-327 гг. до н. э. – походы Александра в Среднюю Азию,

325 г. до н. э. – завершение похода в Вавилоне.

Сообщение ученика об Александре Македонском (учащиеся знакомятся с личностью Александра Македонского, с качествами, которые были присущи для этого полководца). Слайд №4.

Рассказ учителя: В 334 г. до н.э. состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы), отделяющий Европу от Азии. На берегу горной реки Граник стояли отряды персов. Надвигался вечер. И один из полководцев предложил дождаться утра, но Александр ответил словами… (слайд №5, №6). Битва завершилась победой македонян. Был открыт путь в Малую Азию.

Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. Слайд №7, №8.

Работа с текстом учебника по вариантам: абзац 3, с. 191-192, I-В.

Как была завоевана Финикия?

3 абзац, с. 192-193, II-В.

Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. Слайд №9, №10.

Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11, №12). Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.

Александру был дан такой совет – напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.

Характеристика битвы:

  • Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).
  • Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.
  • За конницей – фаланга.
  • Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.
  • Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.
  • Дария III убивают его же приближенные.
  • Войско провозгласило Александра «царем Азии».

Рассказ учителя: Слайд №13, №14. Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.

325 год до н. э. 10 – летний поход завершился.

323 год до н. э. Александр заболел и умер (от лихорадки – это болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). Слайд №15 . Задание для учащихся:

Когда Александр родился?

V. Закрепление. Слайд №16.

  1. Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций; полководческий талант Александра сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы).
  2. Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем?

VI. Итог урока. Домашнее задание: § 42, вопрос 1,4.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В 334 году армия македонского царя переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) В 334 году армия македонского царя переправились через Геллеспонт (современные Дарданеллы), началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии.

3 слайд

Описание слайда:

333 г до н.э. Битва на реке Граник На первом этапе военных действий Александру Македонскому противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 году в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены.

4 слайд

Описание слайда:

Битва при Иссе Битва при Иссе. Копия картины Филоксена Эритрейского. Мозаика из Помпей. Неаполь, Национальный музей. Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами. Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии (район современного Искандеруна, Турция) его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством.

5 слайд

Описание слайда:

Штурм города Тир Александр Македонский подошел с войском к богатейшему финикийскому городу Тиру. Завоеватель предложил городу добровольно подчиниться его власти. Овладеть Тиром для македонян было жизненно важно. На гавани Тира базировались главные силы персидского флота, который в любой момент мог прервать сообщение македонян с их царством.

6 слайд

Описание слайда:

Основание Александрии Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 года греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном).

7 слайд

Описание слайда:

331 г до н.э. Битва при Гавгамелах Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно; 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах

8 слайд

Описание слайда:

Вавилон и Персеполь Таис призывает поджечь Персеполь. Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе. Держава Ахеменидов перестала существовать.

9 слайд

Описание слайда:

Поход в Индию В 325 году до н. э., возвращаясь из похода в Индию, Александр Македонский пересёк пустынные районы Гедросии. По данным историков, здесь из-за неблагоприятного климата он потерял три четверти своих солдат. После того как греко-македонские войска вышли в долину Инда, между ними и воинами индийского царя Пора произошла битва у Гидаспа (326). Индийцы были повержены. Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад.