Европа начало 20 века история. Культура западной Европы в XX веке - Реферат

Экономическое развитие стран Западной Европы 19-начало 20века?

Ответ:

Европа в конце 19 - начале 20 века К 60-70-м годам 19 века в Европе заканчивается содрогавший несколько десятилетий период национально-освободительных движений и революций. Несмотря на поражение некоторых выступлений по всей Европе прокатывается волна борьбы за устранение феодальных пережитков, национальную независимость. Мир, наступивший в странах Европы,дал толчок их политическому и социальному развитию. Особое место в государственной и общественной жизни заняла буржуазия. Начавшаяся индустриализация обеспечила выход из экономического кризиса и демографический рост населения Европы. Политическое развитие стран Европы в конце 19 - начале 20 векаК 70-м гг. завершаются национально-освободительные движения и революции в Западной Европе. Здесь сложились буржуазные национальные государства в форме конституционных монархий или республик. Стал преобладать эволюционный характер социально-политического развития. Формировалась парламентская система на двух- или многопартийной основе. Парламентская трибуна давала возможность заявить о требованиях и запросах широких слоев населения. Утверждалось гражданское общество с его знанием принципов права и управления, автономностью мышления. В политической жизни возрастала роль промышленной буржуазии, заинтересованной в покровительстве сильного государства для охраны ее собственности. Она поставила на службу государственный аппарат, партии, союзы предпринимателей, другие подсобные организации. В Англии действовали режим парламентской монархии и двухпартийная система. У власти поочередно сменялись либералы и консерваторы. Усилились исполнительная власть и ее административный аппарат в лице кабинета министров. Во Франции в 1870 г. установился республиканский строй, однако позиции монархистов еще были сильны. Французская буржуазия, побуждаемая демократическими слоями, повела длительную борьбу за упрочение республики. В 1875 г. была принята конституция Третьей республики, предусматривавшая создание двухпалатного парламента. Главой государства объявлялся президент, избираемый палатами парламента. Он обладал большими полномочиями. В борьбе за утверждение республики и ее демократизацию Франция пережила в конце XIX в. несколько серьезных политических кризисов. В Германии в 1871 г. была принята конституция, по которой исполнительная и частично законодательная власть сконцентрировалась в руках императора. Высшим представительным органом являлся рейхстаг, избираемый на основе всеобщего избирательного права. Законы, принимаемые нижней палатой парламента, подлежали утверждению в верхней палате и императором. Он назначал канцлера - союзного министра, ответственного только перед ним. В Пруссии сохранялся трехклассный избирательный закон на выборах в местный ландтаг. В Италии утвердилась буржуазная монархия. Законодательная власть принадлежала королю и парламенту, состоявшему из сената и палаты представителей. Король назначал и смещал высших должностных лиц государства, имел право роспуска парламента. Избирательное право получил крайне узкий слой имущих классов. Обострение социальных противоречий, рост массового движения вынудили правящие круги многих западных стран пойти на демократизацию политического строя, главным образом по пути расширения избирательных прав. В Англии реформа избирательного права 80-х гг. увеличила число избирателей в парламент за счет мелкой буржуазии и верхушки рабочего класса. Реформа избирательного права в Италии (1882) предоставила право голоса средним и даже мелким собственникам. В Германии велась настойчивая борьба демократических сил за отмену трехклассной избирательной системы в Пруссии. В начале XX в. к власти пришли политики новой формации, осознававшие необходимость применения новых методов руководства обществом. Они приступили к проведению реформ в социальных отношениях. Буржуазный реформизм проявился главным образом на почве либерализма, захватившего в период утверждения индустриального общества главенствующие позиции. Политические лидеры либеральной ориентации во Франции (Э. Комб, радикалы), Италии (Дж. Джолитти), в Англии (Д. Ллойд Джордж) провели некоторые реформы с целью снижения социальной напряженности. В Германии, где либерализм был слабее, но потребность в реформах ощущалась, реформизм был реализован на консервативной основе. Его проводником выступил имперский канцлер Б. фон Бюлов. Социальная структура стран Европы в конце 19 - начале 20 векаВ ходе индустриализации изменялась социальная структура европейского общества. В результате соединения промышленной и банковской деятельности сложилась финансовая аристократия, включавшая узкий круг лиц и семейств. Она составила элиту западного общества.

Похожие вопросы

Первая половина XX века в истории и культуре Западной Европы

Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само его существование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг. , потрясший западное общество до самых его оснований. Второго такого кризиса капитализм, скорее всего не выдержал бы. Во избежание его повторения капитализм был, подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно было проведено в США. Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но они существенно смягчили их, не позволяли противоречиям доходить до крайнего антагонизма, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия.

Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться уже в 40-е годы, но из-за Второй мировой войны оно сложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах - в 60-е годы. В целом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модус вивенди», при котором были бы и волки сыты, и овцы целы. К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы - капитализм и социализм, - противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.

Отмеченные и другие факторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первой половине XX века. По-прежнему наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности.

В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной - сжимающейся или разбегающейся - Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М.

Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри. В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которое в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ.

Все это усиливает тенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутри какой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов по поводу одного и того же явления. Что касается религии, то ее положение продолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной Запада. В отличие от религии философия находилась в лучшем положении.

Основными философскими направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представители Б. Рассел, Р.

Карнап, Л. Витгенштейн. Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего на проблемах свободы. Самым известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер. В течение рассматриваемого времени достаточно успешно развивалась художественная культура. Этот период оказался последним, когда Франция занимала ведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурной столицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар.

Первый создал ряд историко-философских романов, один из который - «Боги жаждут». Второму мировую известность принес роман-эпопея «Жан-Кристоф», повествующий об отношениях гения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа «Семья Тибо», дающего широкую панораму Франции. Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов - Ж.-П.

Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол» и «Господь Бог», а у Камю - романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе». Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура.

В данный период ее представляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого - «Геракл», «Пенелопа», «Сафо» - созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женские статуи второго - «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» - отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.

Значительных успехов достигла немецкая литература. Этим она обязана, прежде всего, творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М.

Ремарка. Главной фигурой немецкой литературы является Т. Манн, создавший фундаментальные философские романы «Волшебная гора», и «Доктор Фаустус», а также тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья». Фейхтвангер известен, прежде всего, своими историческими романами «Гойя», «Мудрость чудака» и др. В романах «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» и др.

Ремарк выразил мироощущение «потерянного поколения». Особого выделения заслуживает творчество Б. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность ему принесли пьесы «Матушка Кураж», «Добрый человек из Сезуана» и др. Настоящий подъем переживает английская литература.

Из множества великих имен следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первому мировую славу принесла трилогия «Сага о Форсайтах».

Второй известен как автор романа «Бремя страстей человеческих». Б. Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя во всех жанрах - драме, романе, новелле. На высоком уровне остается американская литература.

Этим она обязана в первую очередь таким писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своих романах «Шум и ярость», «Свет в августе» и др.

Фолкнер сочетает реалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбек известен, прежде всего, романом «Гроздья гнева», ставшим настоящей эпопеей жизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе «По ком звонит колокол» он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. В повести-притчи «Старик и море» жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.

Культура стран Европы (конец XIX - начало XX вв.)

в Конце XIX - начале XX века. общественное развитие большинства стран мира определялся достижениями науки и техники. На почве великих научных открытий менялись представления человека об окружающем мир, миропорядок, место в нем отдельного человека и народов. Революция в естествознании, ускоренное развитие новой техники и технологий способствовали формированию представлений о том, что все в мире определяется человеческим разумом. Однако такое рационалистическое світоуявлення не могло дать ответа на вопрос о сущности человеческой жизни, которое не поддается математическому программированию. Широкое применение новейшей техники и внедрения новых технологий не только делали жизнь людей лучше и комфортнее, но и порождали опасность возникновения новых кровопролитных войн с применением более эффективных видов вооружения. Не случайно пессимизм и разочарование, мистицизм, попытки поиска новых основ человеческого общежития доминировали в обществе и больше всего проявились в литературе и изобразительном искусстве, где развивались новые направления и стили. Еще одной важной чертой развития науки и культуры XX века. была интернационализация, поскольку научные открытия и культурные достижения отдельных народов использовались и становились общим достоянием всего человечества.

В фундаментальных и отраслевых науках первенство принадлежала странам Европы и Северной Америки. Английский физик Дж. Томсон в 1897 г. открыл первую элементарную частицу, входящую в состав атома - электрон. Эффект радиоактивности исследовали А.Беккерель, П. и М.Кюри. Немецкий физик Г. Планк и датский физик Н. Бор своими исследованиями положили начало новый раздел физики - квантовую механику. В 1901 г. М. Планк установил, что энергия выделяется не сплошным потоком, а отдельными пучками - квантами. В 1913 p. Н. Бор дополнил планетарную теорию атома английского физика Бы. Резерфорда и ввел понятие о скачкообразное движение электрона с одной орбиты на другую и об изменении структуры атома, который получает или забирает квант энергии. Российский физик А. Столетов исследовал фотоэлектрические явления, используемые для создания электронной техники.

А. Попов в 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Он продемонстрировал прибор, который по сути был первой в мире приемной радиостанцией. Его идеи использовали при создании радиотелеграфу.

1905 г. немецкий физик А. Эйнштейн заложил основы теории относительности, которая заставила пересмотреть традиционные представления о пространство, время и движение. Определяя движение света в вакууме, зависимость его направления и от скорости источника света, ученый пришел к выводу, что абсолютного, независимого от наблюдателя пространства и времени нет.

Открытие российских математиков 17. Чебышева и О. Ляпуно-ва основали ряд важнейших направлений математики. Этим ученым принадлежат крупные открытия в области математического анализа, теории чисел и теории относительности.

Открытие фундаментальных наук способствовали появлению новых междисциплинарных исследований и зарождению новых наук. Открыт в 1869 г. выдающимся русским химиком Д. Менделеевым периодический закон химических элементов был дополнен электронной теорией строения атома. Ученые установили, что порядковый номер элемента в периодической системе соответствует количеству элементов того или иного атома. Тесная взаимосвязь между физикой и химией способствовал рождению физической химии. Значительного развития приобрели электрохимия, фотохимия, химическая фармакология.

Работая в области биохимии, российский ученый В. Доку часе выяснил сложный и длительный процесс образования почв и заложил основы современного почвоведения. Используя достижения биологии, немецкий ученый А. Вейсман и американский ученый Т. Морган начали генетику - науку о передаче наследственных признаков у растений и животных.

Во всем мире были известны труды выдающегося русского физиолога /. Сеченова, ученика знаменитого немецкого ученого Г. Гельм-гольца, основателя первой в России физиологической лаборатории. Большое значение имели его лекции по биоэлектричества, труды по проблемам человеческой психики - "Рефлексы головного мозга" и "Психологические этюды". Российский ученый /. Павлов изучал влияние высшей нервной деятельности на ход физиологических процессов, разработал теорию условных рефлексов.

На достижения биологии опиралась медицина. Бактериологи, сотрудники Пастеровского института в Париже изготовили лекарства, которые предотвращали заболевание на сибирскую язву, холеру, бешенство и тому подобное. Долгое время одну из лабораторий Пастеровского института возглавлял выдающийся российский ученый-микробиолог /. Меч-ников. Немецкие ученые успешно испытали лекарство от туберкулеза, брюшного тифа, дифтерии, сифилиса. Успешно разрабатывались основы санитарии и гигиены, меры профилактики и предотвращения эпидемий.

Достижения фундаментальных и отраслевых наук способствовали ускоренному развитию новой техники и технологий, организации массового производства. Новейшие научные открытия применялись в машиностроении, электроэнергетике, металлургии, горном деле, на транспорте и в химической промышленности.

в Конце XIX века. немецкие изобретатели Н. Отто и Г. Дизель сконструировали новый тип моторов, которые работали на жидком топливе, были компактными и високоекономічними. Вскоре их использовали на первом автомобиле Г. Даймлера и К. Венца, первом самолете братьев. и О. Райт и в дизельных локомотивах. Дальнейшее развитие транспортного машиностроения был связан с изобретением котлов с высоким перегревом пара, автоматических тормозов и автоматической подачи угля в топку. Это дало возможность значительно увеличить скорость и тягу паровозов. Получение электроэнергии в больших масштабах с помощью сконструированной еще в конце XIX века. динамо-машины позволило сконструировать и начать производство электровозов. С внедрением крекинг-процесса - разложения сырой нефти на различные фракции под воздействием высокого давления и температур - получили жидкое топливо, прежде всего бензин, крайне нужный для автомобильной и авиационной промышленности.

Изобретение конверторного способа выплавки стали из чугуна дало возможность создавать различные сплавы, в частности алюминий. Революцией в металлургии был запуск в 1897 г. в Германии первого электрического прокатного стана. Широко использовалось электро - и газосварки. Качественные марки стали и железобетон начали применять в промышленном и гражданском строительстве, в сооружении транспортных объектов - мостов, тоннелей, высотных сооружений. Так, в 1905 г. в Альпах было проложено Симплонський туннель длиной 20 км.

Достижения химии позволили разработать новые способы получения аммиака и расширить производство азотной кислоты и ее соединений, необходимых для изготовления искусственных удобрений, разнообразных красителей и взрывчатых веществ.

в Конце XIX - начале XX века. в быт людей вошли телефон и фонограф, радиоприемники, сконструированные В. Поповым и Г. Маркони, кинематограф братьев Люмьер, трамвай, подземные железные дороги - метро, электрическое освещение городов, жилых домов и производственных помещений.

в то же Время совершенствовалась военная техника, появлялись новые виды вооружений, зарождалась химическое оружие. В производстве оружия наметилась тенденция к автоматизации, которой способствовало изобретение в 1883 г. пулемет X. Максима. В начале века был сконструирован новые автоматические винтовки и появились первые автоматические пушки. Англия, Франция и Россия разрабатывали проекты бронированных боевых машин на гусеничном ходу - танков. Первые шаги делала авиация - кроме выполнения разведывательных задач, самолеты оснащали автоматической оружием и бомбами.

Морские вооружения пополнились новыми типами кораблей - тяжелыми панцерниками с мощной артиллерией типа "Дредноут" (впервые построенных в Англии) и подводными лодками с дизельными и электрическими двигателями.

Внедрение в производство новой техники и технологий сопровождалось переходом производителей к поточно-массовому производству на основе конвейера. Его суть заключалась в том, что производственный процесс расчленялся на отдельные простые операции и осуществлялся непрерывно на основе расположения механизмов и рабочих мест по ходу технологического процесса. Впервые завершена организация труда для массового производства была осуществлена на автомобильных заводах американского предпринимателя Г. Форда, который в 1908 г. запустил в серию и сделал доступным по цене для широкого потребителя автомобиль "Форд-Т".

Итак, научно-технический прогресс создавал новые возможности в индустриальных обществах для улучшения условий жизни людей, открывал новые горизонты в использовании достижений человеческой мысли, однако неизбежно приводил к гонке вооружений и совершенствование средств уничтожения людей.

Конец XIX - начало XX века. ознаменовался крутым изломом в мировоззренческих ориентирах человека. Быстрое промышленное развитие на основе новейших научных достижений естественных наук, внедрения новой техники и технологий не только открывал новые горизонты перед человечеством, но и сопровождался обострением социальных противоречий в обществе, классовой борьбы, милитаризмом, разрушением природы. Нарушался взаимосвязь человека с природными условиями существования. В конце концов, новейшие научные достижения не только не подтвердили правильности материалистических мировоззренческих систем, но и опровергали их. На первый план выдвигались проблемы существования человека в новом индустриальном обществе.

В философии обострилась борьба между материализмом и идеализмом, столкнулись полярные взгляды. Классический позитивизм О. Конта и Г. Спенсера, признавал закономерность развития природы и общества, был бессилен создать удовлетворительную мировоззренческую концепцию и решить проблемы познания. На смену ему пришел эмпириокритицизм, основоположниками которого были Г, Авенариус и Бы. Мах. Они обратили внимание на относительность научного знания и пришли к выводу, что наука дает не истинную картину реальности, а лишь "символы, знаки, отметки для практики". Идеализм эмпириокритицизма проявлялся в том, что реальным признавали не материальный мир, а комплексы наших ощущений.

В борьбе со "старой" философией особенно заметным был американский прагматизм, основателями которого считают Ч. Пирса и В. Джемса. Прагматизм был "философией действия" и критерий истинности видел в непосредственной полезности. Идея истинна лишь в той мере, в какой приносит пользу, то есть насколько ее можно реализовать на практике. Однако прагматизм был чисто американской философией и имел немного сторонников в Европе, где преобладали идеалистические, ірраціоналістичні (учение, которое ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания) философские учения.

Несостоятельность прошлых господствующих философских систем построить общепризнанную мировоззренческую теорию заставили философию переориентироваться на проблемы познания. Заметное влияние имела баденська школа неокантіанетва, учредителями которой стали немецкие философы В. Віндельбанд и Г. Ріккерт. По их мнению, познание прошлого и настоящего должно основываться на ценностях - вечных нормах определенного общества, существующих вне сознания человека и общества.

Против рационализма выступала и "философия жизни" - "философия, вытекающая из полноты переживания жизни." ее основоположники - В. Дильтхей, Г. Зіммель, Ф. Ницше - вместо разума как орудия познания выдвигали интуицию, которая непосредственно проникает в предмет познания. Ф. Ницше критиковал рационализм и христианство за то, что они подавляют волю человека к жизни. "Воля к власти" должен освободить жизненные силы человека на пути к "сверхчеловека", которая стоит по "ту сторону добра и зла".

Названные философские учения оказали значительное влияние на многих деятелей науки, культуры и искусства, как и учение о психоанализе, основы которого разработал выдающийся австрийский ученый 3. Фрейд. Открыв неосознанные импульсы, мотивации, Фрейд создал психотерапевтический метод лечения неврозов, восстановление душевного состояния пациентов.

Значительных успехов достигла социология - наука о развитии общества. Одним из ее основоположников считают французского ученого Бы. Дюркгейма. В начале XX века. социология лишилась недостатков влиятельной в прошлом течения социального дарвинизма, по которому развитие общества определялся биологическими закономерностями естественного отбора. Большое зиачення для развития социологии имели труды выдающегося немецкого ученого М. Вебера - автора "теории рациональности" теории "идеальных типов", который пытался отыскать духовно-нравственные основы развития капиталистического общества. Его широкоизвестная книга "Протестантская этика и дух капитализма" посвящена влиянию протестантизма с его аскетизмом, дисциплинированностью, ответственностью личности на формирование духа предприимчивости, рационализации хозяйственной деятельности.

Иррационализм был стержнем культурного развития конца XIX - начала XX века. Поскольку разочарование в силе ума познать действительность было одной из основных причин возникновения в начале XIX века. романтизма, то подобные духовно-культурные процессы конца XIX - начала XX века. иногда называют неоромантизмом. Неоромантизм пытался синтезировать и переосмыслить европейскую культуру, найти идейные и психологические ориентиры для ее развития в условиях упадка художественной культуры, сознания и морали. Деятели культуры этого периода называли себя декадентами, то есть людьми, которые творят культуру упадка.

В пределах эпохи неоромантизма развивалась эстетическая и литературно-художественное течение - символизм, признанным лидером которого был известный французский поэт конца XIX века. С. Малларме. Для символизма главным было непознанное в окружающем мире и человеческой душе, которое можно отразить лишь в туманных символах, подобных которым нет в природе. Объект изображения - мир тайн и грез. В их творчестве удивительно сочеталось реальное и таинственное, мифологическое и мистическое.

Иррациональные принципы символизма особенно заметны в поэзии, живописи, театральном искусстве. Лидером немецких символистов был известный поэт С. Теоріє. Во Франции последователем Малларме стал поэт П. Фор, который в 1890 г. основал в Париже Художественный театр и в разнообразных спектаклях - от п"ес-феерий в литературных композиций - воплощал эстетические принципы символизма. В России это течение представляли поэты О. Блок, В. Брюсов, А. Бе-лей, композитор А. Скрябин.

В Англии символисты группировались вокруг журнала "Желтая книга". Последовательным символістом в английском искусстве был выдающийся режиссер Г. Крэг, постановщик известной оперы "Дидона и Эней". Близким к символизму был и писатель А. Уайльд.

Творчество выдающегося французского художника Е. Пройдет, автора известной картины "Завтрак на траве", завершила развитие классического искусства и стала началом новой эпохи в развитии живописи. Картины Моне не допускались в Салон - официальную выставку "бессмертных" академиков, которые формировали взгляды на искусство, тематику произведений и манеру письма согласно позиции, принятой в правительственных кругах.

Вокруг Моне объединилась группа молодых художников, которые искали новые пути в искусстве. Весной 1874 г. малоизвестные художники, называли себя "независимыми", организовали выставку в ателье фотографа Надара на бульваре Капуцинок в центре Парижа, их живопись вызвал смех посетителей и журналистов, которые назвали его "мазня" и "издевательства". За художниками закрепилось название, которое в насмешку дал один из журналистов, - импрессионисты - по названию картины К. Моне "Впечатление. Восход солнца" (с фр. impression - впечатление).

Импрессионисты были самобытными художниками. их объединяло желание воспроизвести изменчивость окружающего мира. Природа стала объектом их творчества. Они пытались передать в творчестве то, что видит человеческий глаз, - изменение цвета и формы предметов в зависимости от освещения, времени дня, цвета соседних предметов и тому подобное. С этой целью они изменили манеру письма: отказались от точного рисунка, заменив его несколькими штрихами, которые давали общее впечатление, от смешения красок на палитре мазки красок накладывали тесно друг к другу, которые на полотне сливались в нужную гамму.

В центре внимания А. Ренуара всегда был человек. Предпочтение он отдавал женщинам и детям, которых считал самым совершенным творением природы. Его не привлекали светские красавицы, а настоящие француженки - живые и веселые продавщицы, актрисы, белошвейки. Таковы, например, портрет актрисы "Комеди Франсез" Жанны Самари, дочери владельца пригородного ресторанчика ("Девушка с віером"). Мир людей привлекал также Е. Дега, создавшего непревзойденный пестрый мир балерин во время репетиции, жокеев на тренировке, прачек за тяжелой работой. Характерным признаком полотен Дега стали плавность и точность линий, утонченность движений его героев ("Голубые танцовщицы").

На рубеже веков сложился новый стиль модерн (фр. - новый, современный), который вступил утілеття во всех видах искусства. Это явление было неоднозначным, поскольку в модерне есть и декадентская претенциозность и стремление к единству стиля. Стиль модерн - это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств. В изобразительном искусстве этот стиль выражался символикой образов, аллегорией.

Стиль модерн пришел на смену импрессионизму, что упадок в последней трети XIX века, течения в изобразительном искусстве, которая пыталась обобщить, синтезировать восприятие объекта путем разложения красок на отдельные элементы. Уже в творчестве французского художника 17. Сезанна заметный отход от импрессионистического видения природы и пространства. Кроме оживления цвета и света в изображении, Сезанн будто "раздвигает" пространство, перенося в него зрителя. Кроме Сезанна, художников-постимпрессионистов относятся также. ван Тог, 17. Гоген.

П. Гогена считают лидером неопримитивистов, поскольку он в поисках нового художественного синтеза, путей возвращения человека к гармоничному слиянию с природой считал необходимым дотронуться до древних архаических культур Востока. В этом синтезе Гоген отвергал ненужные детали, упрощал модель для большей выразительности. Упрощение включало определенную деформацию, нарушение пропорций, что определялось художественными задачами, и мало раскрыть внутреннее содержание изображенного, его сущность.

Постимпрессионизм начал новые художественные течения, для которых главным стал отказ от простого воспроизведения видимой поверхности реальных объектов и желание проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Новое искусство назвали авангардизмом, в котором выделялись абстракционизм и экспрессионизм.

Разновидностью абстракционизма был кубизм, учредителями которого считали испанского художника П. Пикассо, который с 1900 г. работал в Париже, и французского художника Же. Брана.

Кубисты отказались от свойственных импрессионистам форм передан цвета и света и пытались создать новые формы многомерной перспективы, раскладывая объект на геометрические формы (круги, полукруги, треугольники, кубы). Объект изображался с разных сторон, даже невидимых, что давало возможность понять его внутренний смысл. Примером кубизма есть картины П. Пикассо "Авиньонские девушки" и "Скрипка", Ж. Брака - "Дом в Эс-подносы".

Несколько выходил за рамки кубизма французский художник Г. Де-лонэ. В отличие от Пикассо и Брака, которые главное внимание уделяли рисунку, композиции, предусматривала геометрическую деформацию с незначительным использованием цвета, Делоне подходил к созданию геометрических изображений как колорист. С помощью цветных пятен, расположенных в определенном ритме, он пытался усилить эмоциональное воздействие своих полотен. Самая известная его картина - "Симультанные окна" (1912).

Абстракционистом был и известный русский художник. Кандинский, который почти всю жизнь прожил на Западе и на протяжении многих лет находился под влиянием немецкого экспрессионизма - течения в искусстве начала XX века, главной задачей которой было выражение духовного мира художника. В противовес кубістам, которые прославляли современный город, развитие техники, экспрессионисты видели в современной им урбанізованій цивилизации зло, что порождает бездуховность. Ужас перед грядущими природными и социальными катастрофами - главный лейтмотив экспрессионистов, который воплотился в сочетании хаотичности и безпредметності. Для композиций, импровизаций Кандинского характерно нагромождение цветных пятен произвольной конструкции, обломков кривых линий, подчинялись некотором нечетком ритма. "Сама форма, - писал Кандинский, - даже если она совершенно абстрактна и подобна геометрической, имеет свое внутреннее звучание, является духовным существом..." Первая известная абстрактная картина Каядінського - "Абстрактная акварель" (1910).

Наибольшей славы среди художников-абстракционистов приобрел А. Матисс. "Композиция - это искусство размещать декоративно различные элементы, которыми располагает художник для выражения своих чувств.*. Главное назначение цвета - обеспечивать максимальную экспрессию", - писал он. Для воплощения своего замысла художник выбирал яркие, чистые цвета, сочетая их в неожиданных соединениях, изображал предметы не в тех цветах, в которых они существуют на самом деле, смело деформировал человеческое тело, использовал плоскостное изображение. В самых известных картинах - "Танец" и "Музыка" - Матисс достиг идеального выражения своих творческих установок. Он создал идеальную триединую декоративную гармонию: голубых основ (неба, земли и человека), трех цветов (голубого, зеленого и оранжевого), трех состояний (статика, динамика и их сочетания в танке).

Представителями абстрактной живописи в России были К. Мале-вич, М. Шагал, Н. Ларионов, П, Филонов и др. Так, самые известные картины Шагала ("Я и деревня", "Над Витебском") обозначены ирреальным пространством, примитивизацией форм и яркими красками. Темой жанровых картин Ларионова были провинциальные городки, их быт. Его формы плоскостные и гротескные, будто намеренно стилизованные под детский рисунок.

Стиль модерн получил развитие не только в живописи и скульптуре, но и в искусстве мебели, тканей, предметов быта, керамики, витражей, мозаики и тому подобное. Его можно узнать везде за вытянутыми контурами и линиями, особой колоритной гаммой бледных, пастельных тонов и тому подобное.

Разнообразие форм в искусстве начала XX века. отражало сложную духовную атмосферу в тогдашнем европейском обществе.

Эпоха промышленного капитализма обусловила существенные изменения в архитектуре, прежде всего городов. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа - кинотеатры. Настоящий переворот в архитектуре сделали новые строительные материалы - железобетон и металлические конструкции, которые дали возможность перекрывать значительные пространства, делать огромные витрины и тому подобное.

В XIX ст. в архитектуре не выработался собственный стиль. Архитекторы преимущественно прибегали к комбинированию различных стилей - готики, барокко и классицизма. В начале XX века. перед архитекторами встала задача синтезировать то новое, что появилось в среде капиталистического города стремительно росло. Это был период господства в архитектуре стиля модерн. В Западной Европе он сформировался прежде всего в південнонімецькій и бельгийской архитектуре. Стиль модерн родился как бы на стыке двух тенденций - желание архитекторов рационально использовать новые строительные материалы (сталь, стекло, железобетон) и роскоши, изящества, декоративности. Важной чертой модерна в архитектуре было использование национальной специфики и ориентация на потребности определенных социальных слоев.

В Австрии представителем нового архитектурного стиля был. Весов пер, прославившийся сооруженной им станцией метро и церковью в Вене. В Бельгии в стиле модерн работал А. Ван дер Вельде - художник, архитектор, дизайнер, который в бельгийской столице построил Фолькваген-музеум, помещение художественной школы.

В России стиль модерн использовал элементы традиционной древнерусской и средневековой русской архитектуры. Такими были, например, Ярославский вокзал (архитектор Ф.Шех-тель) и Казанский вокзал (архитектор А.Щусев) в Москве. Там же представлен и типичный пример русского архитектурного модерна - построен архитектором Шехтелем дом предпринимателя Рябушинского вблизи Никитской ворот. На петербургский модерн значительно повлияли традиции монументального петербургского классицизма, что получило отображение в доме компании "Зингер" на Невском проспекте (архитектор П. Сюзор) и дома Половцовым на Каменном острове (архитектор И. Фомин).

Модерн был одним из самых значительных стилей начала XX века, который использовал все тогдашние достижения архитектуры. Начиная с классицизма, это был, по сути, последний архитектурный стиль по своим целостным подходом.

Литература и драматургия начала XX века. отражали сложность и противоречия духовной жизни общества, пыталась решить проблемы социальной несправедливости, колониализма и милитаризма. Как и в других видах искусства, в них развивались различные направления - декадентская, пессимистическая, психологическая, массовая литература, литература критического реализма и тому подобное.

Известным мастером психологических произведений был немецкий писатель Т. Манн. В психологических новеллах, самой известной среди которых была "Смерть в Венеции", он раскрывал сложные проблемы, которые вставали перед творческой личностью в условиях капиталистического развития. Пессимистическими настроениями проникнут его роман "Будденброки", рассказывает о вырождения бюргерского рода. Французский письменникР. Роллан в романе "Жан Крис-тоф" изобразил внутренний мир творческой личности, сложности духовной жизни и судьбе художника.

Французский писатель А. Франс в романах-памфлетах "Остров пингвинов", "Боги жаждут" и др. осуждал насилие, войны, религиозный фанатизм, лицемерную буржуазную мораль. В то же время его произведения проникнуты любовью к человеку и природе, уславленням красоты.

Стремление ответить на сложные социальные проблемы общества, предложить собственное решение проблемы несправедливости капиталистического общества породило великую литературу критического реализма, которая пыталась реалистично отразить социальную действительность. В центре ее внимания прежде всего тяжкий труд и жизнь рабочих, распространение в их среде социалистических идей. В западноевропейской и североамериканской литературе выдающимися произведениями критического реализма были романы Е.Золя "Жерминаль", Дж. Лондона "Железная пята" и "Мар-тин Иден", Ф.Норриса "Спрут", Ое.Синклера "Джунгли", пьесы Г. Гауптмана "Ткачихи" и Дж. Голсуорси "Борьба".

Развивались также литература массового спроса - приключенческая, детективная, фантастическая. Известными мастерами этого жанра были А.Конан Дойль, Ф.Купер, А.Дюма, Майн Рид, Жюль Берн, Г. Уэлле и др.

Новые тенденции проникали в драматургию. ее реформатором стал английский драматург Бы. Шоу - автор пьесы "Шгмаліон", поставленной на сценах всех ведущих театров мира. Автором проблемной драмы был выдающийся норвежский драматург Г, Ибсен. В Германии возникло массовое театральное движение, в рамках которого создавались Свободные народные сцены - зародыши самодеятельных театров. В Англии самодеятельные драматические коллективы возникали в рабочих клубах.

В начале XX века. большую популярность приобрел новый вид искусства - кинематограф. Немой кинематограф требовал от актеров, среди которых самыми популярными были Чарльз Чаплин, Анд-ре Дед и др., особого искусства мимики, понятных символов, юмора, сочетание декораций и натуры. Кинематограф стал массовым искусством. Так, в 1908 г. в Нью-Йорке 250 тыс. человек ежедневно посещали кинозалы. В США в то время их было 10 тыс, в Великобритании - 4 тыс, в Италии - 1,5 тыс.

Развитие музыкальной культуры связан с творчеством композиторов, которые испытывали на себе влияние художественных открытий конца XIX века. Импрессионисты стимулировали желание играть сменный вид природы, символисты пробудили интерес к миру загадочного и неосознанного.

Подлинным новатором в музыке был французский композитор К. Дебюсси, который открыл новую музыкальную эпоху. Его оркестровая прелюдия "Післяполуденний отдых фавна" переносит слушателя в атмосферу текучих образов, ощущений, впечатлений, порождает ассоциации. В симфоническом цикле "Ноктюрны", навеянному картинами К. Моне, заметно желание автора передать ощущение живой природы. Картины природы (поля, леса, равнинные пространства) воспроизводят большинство произведений Дебюсси ("Шаги под дождем", "Шаги на снегу", "Туманы" и др.), но исключительное место в них занимает тема морской стихии (триптих "Море")- любимая тема импрес-сионистов.

Корифеем символизма считается выдающийся немецкий композитор Г. Вагнер, который в "музыкальных драмах" соединил музыку, поэзию, живопись, архитектуру, танец и режиссуру. Он был новатором в области гармонии и оркестровки. Самые известные его твори_

оперы "Тристан и Изольда", "Летучий голландец", "Лоэнгрин" тетралогия "Кольцо Нибелунга"- "Золото Рейна", "Валькирия" "Зигфрид", "Гибель богов" и др.

Российский композитор А. Скрябин пытался воплотить идею преобразующей силы искусства. Для его произведений (симфонических поэм "Прометей", "Божественная поэма", сонат, прелюдий для фортепиано и др.) характернні напряженный динамизм, широкий диапазон образов (идеальных, витонченнях, героических). Скрябин был новатором музыкальных средств выражения, развивал идею светомузыки.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Культура и искусство


Новый Институт Социальных Коммуникаций

менеджмент организации

Экзаменационная работа

по культурологии

Тема: «Культура западной Европы в XX веке»

Студент: Шулешов К.Н.

г. Москва.

Введение 3

1. Культура западной Европы в XX веке 4

2. XX век и новые формы европейского искусства 13

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Введение

Культура Западной Европы второй половины XX века - это культура переходного периода, культу-ра смены парадигмы. Мир стоит перед выбором: либо погибнуть, не справившись со слож-нейшими проблемами, которые остро стоят перед человеком уже сегод-ня, либо осуществить прорыв в принципиально новые области духа и бытия, творческих возможностей личности, знаменуя этим открытие но-вых возможностей и перспектив человечества.

XX век - век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество. Это век пара-доксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производст-ве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушитель-ный заряд, угрожающий самому существованию человечества. Переходность культуры Западной Европы второй половины XX века, постепенная смена культурной па-радигмы прослеживаются на разных направлениях культуры, в разных ее сферах.

В начале XX века естествознание пережило подлинную революцию. В ее интерпретации мир предстает разнообразным, многомерным, неоднозначным. Если классическая картина мира представляла его ато-мистическим, фрагментарным, где объекты независимы и самостоятель-ны, люди индивидуализированы, явления дискретны, то к концу XX ве-ка выстраивается иная картина - мир холистический, взаимосвязанный, объекты и люди интегрированы в сообщество.

В начале XX веке уже с первых его десятилетий вызревали основные тен-денции, которые и определили культуру Западной Европы второй половины XX века как переходную, где происходит глубинная переоценка ценностей.

Специфика художественной культуры XX века в отличие от предшествующих периодов истории заключается в ее принципиальном переходном характере: формируется новое видение мира, новые подходы к языку и мышлению, а также новое самосознание человека в мире, его отношение к предметам искусства и реалиям бытия. Этот процесс характеризуется бурным поиском изобразительных приемов и экспериментальной попыткой создания нового стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению. XX век стал переломным также и вследствие мощного скачка научно-технического прогресса.

1. Культура западной Европы в XX веке

Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции (слияния), стали две НТР, которые не только необычайно увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне - цивилизаций Запада, Востока и Юга. Тенденция к сближению пробивалась через драматические военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные конфликты, блоковое противостояние), жесточайшие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины нашего столетия сближение становится необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в таких событиях, как крушение колониальной системы, окончание «холодной войны», а затем и разрушение системы блокового противостояния. Сегодня все страны мира поставлены перед глобальными проблемами, от эффективного решения которых зависит само выживание человеческой цивилизации.

Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направлений. Однако это вовсе не дает основания для вывода о деградации культуры в целом, об отсутствии всякой перспективы в направлении духовного самоусовершенствования человечества. Действительно, появление новых отраслей творчества, усиление его диверсификации, что также связанно с достижениями НТР, вовсе не свидетельствует о забвении вечных гуманистических ценностей культуры, созданных человеком. Напротив, традиционными, а также и новыми средствами культура призвана сегодня противодействовать вполне реальным глобальным угрозам жизни на планете. При этом мы убеждены, что только в опоре на вечные гуманистические ценности человечество способно решить глобальные проблемы, такие, как в отдаленном и недавнем прошлом оно оказалось в состоянии преодолеть негативные последствия собственного развития.

XIX в. был веком формирования индустриальной цивилизации. Конец XIX - начало XX вв. ознаменовался второй научно-технической революцией (НТР), давшей миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, конвейерную систему производства и другие достижения науки в техники. Безусловно, все эти и другие технические новшества оказали влияние на социально-экономическое развитие человеческого общества и его культуру.
Вторая НТР обусловила существенные изменения в материально-технической базе капиталистического общества, приведшие к переходу капитализма свободной конкуренции к монополистическому.

Социально-экономические факторы в любую эпоху имели важное значение для развития культуры, в свою очередь уровень развития культуры влип. на экономику, политику.

На вопрос о том, каким должно быть это взаимовлияние, ученые отвечают по-разному. Так, Макс Вебер (1864-1920) в работе «Протестантская этика и дух предпринимательства"» и в других выразил свой взгляд на природу западноевропейского капитализма. Бобер доказывал, что современный развитый капитализм возник не на притоке новых денег, а в результате «приток нового духа», т. е. особой психологической настроенности людей и специфических этических правил, которые родились вместе в протестантством. С эти тезисом ученого можно согласиться. В то же время Вебер предлагает Вове выйти из сферы экономики и политики, что нам представляется невозможным. Поэтому необходимо рассмотреть, как осуществлялось взаимодействии взаимовлияние фактора хозяйственной сферы с иными сферами человеческих отношений, совокупность которых и представляет социокультурный процесс в западноевропейских странах в XX в.

Уходящее столетие было периодом существенных изменений в культурной жизни народов стран Западной Европы. Уже в последние десятилетия XIX в. на смену классическому капитализму, основанному на принципе максимально полной свободы действий хозяйственного субъекта в его стремлении увеличить прибыль (режим совершенного рынка), приходит капитализм монополистический, характеризующийся сокращением свободы хозяйственного субъекта, диктатом монополий, существенным усилением государственного регулирования (режим несовершенного рынка). При этом принцип максимизации прибыли остался неизменным, но процесс реализации этого принципа был поставлен под контроль монополий и государства, и эпоха экономического либерализма сменилась периодом господства монополий и этатизма, которая растянулась вплоть до конца 60-х годов XX в. (Этатизм (от франц. еtat - государство) - политика государственного вмешательства в экономическую жизнь.)

Таким образом, вступление западноевропейских стран в XX в. совпало с кризисом системы экономического либерализма. Это было связано с существенными изменениями в сфере материальной культуры прежде всего под влиянием феномена научно-технической революции конца XIX - начала XX вв. Новые открытия в области различных отраслей научных знаний нашли применение в технике и технологии производства, сфере повседневного быта и т. д. НТР являлась прямым продолжением бурного развития науки, технического прогресса XIX в., индустриализации производства, придания ему все более массового, стандартизированного характера. В свою очередь прогресс в индустрии сопровождался известными изменениями в области организации производства, финансово-кредитной сферы, социальной структуры общества и др. Тенденция в сторону монополизации противоречила распространенным в то время представлениям о свободном характере хозяйственной жизни, о неограниченных творческих потенциях индивида. Эти представления уходили корнями в эпоху западноевропейского Ренессанса и Просвещения.

Кризис либерализма в экономической сфере был частным, хотя и весьма важным фактором общего кризиса либерализма как мировоззренческой основы культурологических западноевропейских концепций. Главным образом это касается гуманистического представления о роли индивида, о свободе личности, демократии, возможностях научно-технического прогресса.

Культурологические концепции. Охарактеризуем наиболее яркие культурологические концепции рассматриваемого периода. Крупнейший немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) одним из первых уловил кризисные явления в западноевропейской культуре, констатировав, что она «как бы направляется к катастрофе».

По его мнению, борьба двух начал - аполлонического (критического и рационального) и дионисийского (чувственного, иррационального) в искусстве привела в XIX в. к упадку духовной жизни, к нигилизму. Нигилизм же - прямой продукт критического, рационалистического мышления. Отсюда Ницше негативно относится к науке, считая ее источником заблуждений. Воля, как основа жизни, познается лишь с помощью искусства (т. е. чувственного, иррационального). Однако на пути воли (свободы личности) стоит мораль. По мнению философа, следует освободиться от морали и прежде всего от коллективистских ее элементов, порожденных рациональным началом. Освобожденный от общественного влияния и морали сверхчеловек - идеал Ницше. Таким образом данная концепция не только затрагивает проблему двойственности научно-технического прогресса, но и отстаивает принципы индивидуализма, свободы личности, как основных ценностей цивилизованного общества.

Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в работах экзистенциалистов, полагающих, что техногенное общество приводит к уничтожению внутренней свободы человека, присущей ему от рождения.

Кризис гуманизма, принципа свободы личности, кризис буржуазной демократии ярко обнаружили себя в годы Первой мировой войны.

Некоторые взгляды Ницше получили развитие в концепции его соотечественника О. Шпенглера (1880-1936). Наиболее известный труд философа с весьма симптоматичным названием «Закат Европы (очерки морфологии мировой истории)» увидел свет в мае 1918 г. От Шпенглера ведется отсчет развития пессимистического взгляда на будущее западной культуры. В его работе обосновывается тезис об умирании западноевропейской цивилизации как результате победы техники над духовностью. При этом философ различает понятия культуры и цивилизации. По Шпенглеру, цивилизация - последняя фаза всякой культуры, фаза умирания (по аналогии с человеческим организмом). Вдобавок, Шпенглер одним из первым подвергает сомнению европоцентристскую концепцию как универсальную для мировой культуры.

Ученый оценивает схему европоцентризма «Древний мир - Средние века - Новое время» как бессмысленную. В творчестве Шпенглера обозначилась одна из мегатенденций в культуре XX в., а именно: понимание исторической относительности культуры.

Весьма прозорливым было отношение Шпенглера к феномену формировавшегося в то время массового духовного производства цивилизации (массовой культуры), враждебного, по его мнению, культуре.

Изгнанный из Советской России в 1922 г. крупнейший русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948) еще в 20-е гг., как и Шпенглер, констатировал глубочайший кризис западной культуры. В частности, он писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира... Все привычные категории мысли и формы самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего... Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни - все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы. Машины, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фанатизм, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление нереальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения».

Не менее тяжелый диагноз опасного кризиса ставил для западной культуры русский эмигрант, крупнейший мыслитель П. А. Сорокин» (1889-1968). Обнаруживая те же причины кризиса, Сорокин тем не менее полагал, что культура не погибнет до тех пор, пока жив человек. Критикуя пессимистов, Сорокин доказывал, что «мнимая смертная агония (имеется в виду кризис западной культуры - авт.) была не чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил». Рождение новой формы культуры (идеальной культуры), по Сорокину, возможно на основе бескорыстной любви и социальной солидарности.

Большую роль в анализе кризиса западной культуры сыграли концепции испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, который видел ее спасение в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействии массовой, обывательской псевдокультуре.

Известное распространение среди исследователей левой ориентации получает марксистско-ленинская концепция кризиса буржуазной культуры, основанная на принципах классового подхода- к оценке всех явлений жизни общества. В. И. Ленин (1870-1924) накануне Первой мировой войны высказал предположение о фактическом распаде каждой национальной культуры империалистических стран на «две культуры» - господствующую буржуазно- аристократическую и демократическую, которая содержит более или менее развитые социалистические элементы. По сути своей данная концепция при всех ее недостатках выявила наличие не только глубокого кризиса европейской культуры, но и рассматривала его как переход к новой форме культуры. Однако ленинская концепция кризиса носила не столько научный, аналитический характер, сколько политический - выявление противников и союзников пролетариата в будущей революции, что предопределило ее ограниченность.
Таким образом можно констатировать, что крупнейшие мыслители не сомневались в наличии глубокого кризиса, поразившего западную культуру в начале XX в. Однако они по-разному определяли причины кризиса, разными были точки зрения и на пути выхода из него.

Едва ли можно отрицать, что на вершине иерархии в системе культуры XX в. достаточно прочно находится научно-техническая сфера. Это определяется решающей ролью науки в развитии техники и технологий - прежде всего мощного источника прибыли, одного из основных путей ее максимизации в системе рыночных отношений. Кроме того, научные достижения оказали существенное влияние на развитие культуры в нашем веке, изменив место и роль техники в повседневной жизни людей. Так, за первые два десятилетия XX в. в странах Запада нашли широкое применение электрическое освещение, электро- и автомобильный транспорт, бытовые электроприборы, средства связи, звукозапись, печать, фотография, кино и т.д.

Однако нельзя не согласиться с утверждением о том, что «если техника - законное достояние всей культуры, каждый народ в той или иной степени создал соответствующие своим возможностям и потребностям технические средства, то только - западноевропейская культура обогатила себя культом техники».
Как мы уже видели, многие крупнейшие мыслители отмечали этот факт, напрямую связывая технократизм, сциентистско-прагматический* тип культуры с кризисом западноевропейской цивилизации.

Это доказывают, в частности, защитники культа техники, среди которых одним из первых был французский философ Анри Бергсон (1859-1941), кстати, удостоенный в 1927 г. Нобелевской премии по литературе как блестящий стилист. Среди его последователей можно выделить Э. Жадна, А. Дюбуа-Реймона, Ф. Дауэсса и многих других, внесших значительный вклад в формирование западноевропейского культа техники в первой половине нашего столетия.

Элитарное искусство и массовая культура. Влияние технического прогресса затронуло и сферу художественной культуры, что выразилось в возникновении новых и «модернизации» уже существовавших ее видов, революционном перевороте в области распространения художественных произведений. Решающую роль здесь сыграли изобретения радио, звука- и видеозаписи, фотографии, кинопроекции и др. Следует отметить и активное включение художественного творчества непосредственно в процесс создания предметов материальной культуры, ярким выражением чего является Дизайн. В целом можно говорить не только об увеличении разнообразия в сфере художественной культуры, но и о расширении границ искусства в рассматриваемый период. Однако, несколько упрощая образ, на наш взгляд, следует выделить два главных уровня в этой сфере культуры - высокое (элитарное) искусство и массовую культуру.

Мощный рост пласта массовой культуры был вызван прежде всего техногенными процессами в обществе, унификацией, стандартизацией условий труда и быта, достаточно быстрым ростом народонаселения и некоторыми другими факторами. Немецкий теолог Р. Гвардини (1885-1968) не без основания полагал, что в центре техногенного общества, оказывается «человек массы». Масса же - это множество людей, каждый из которых сам по себе способен к развитию, но в условиях индустриального общества они подчинены структуре и закону, функционирующим по образцу машины. Информационные системы, единая система образования стандартизируют повседневную жизнь и штампуют «людей массы».

Высокая способность массовой культуры к экспансии (ее доступность, демократичность, относительная дешевизна и в то же время высокая доходность для ее создателей и пр. факторы) обусловливает напряженное состояние в ее отношениях с высокой культурой. Уже в первой половине XX в. выявились тенденции массовизации высоких форм, впрочем, как и элитаризации массовых форм культуры.

Внутри же элитарной художественной культуры «творческая и личностная» установка, уже к началу века была доведена до крайнего выражения. Ценностная оппозиция академического традиционализма и конформизма, с одной стороны, и авангардизма, с другой, - стала нормативной. Так, например, представители эстетики авангардизма есть в литературном творчестве всех западноевропейских стран, например, во Франции - это Андре Жид, в Англии - Дэвид Герберт Лоуренс и Томас Стерна Элиот, в Германии - Альфред Деблин, в Италии - Луиджи Пиранделло и Габриэль Д"Аннунцио и т.д. Их творчество отражает утрату веры в прогресс, в гармонию мироздания, в возможность ясного и разумного устройства человеческой жизни. В то же время авангардистские направления, такие, как, например экспрессионизм, создали художественную литературу, не только в новых формах вскрывавшую современные явления жизни, но и обогащавшую приемами и техникой художественную культуру.

Наряду с авангардистским или модернистским направлением в литературе сохранялось реалистическое направление, представленное творчеством широко известных литераторов (Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен» Роллан, Стефан Цвейг и др.), а также более молодыми реалистами (Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон и др.).

Аналогичный процесс выделения двух основных направлений произошел и в театральном творчестве. Наряду с реалистическим театром достаточно успешно развивалось условное или экспрессионистское направление, представленное в Германии М. Рейнгардтом, Э. Пискатором и др., во Франции - объединением театральных коллективов «Картель», в Италии - Л. Пиранделло и У. Бетти.

Весьма отчетливо происходила поляризация в области изобразительного искусства и архитектуры. В первой половине XX в. развивались различные направления, такие, как кубизм, футуризм, примитивизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др.

В музыке также прогрессирует модернистское направление, представленное экспрессионизмом, конструктивизмом, импрессионизмом.

Тенденции, развивавшиеся в культуре западноевропейских стран в первой половине XX в., получили продолжение после Второй мировой войны. Однако следует подчеркнуть, что господствующая культура, гибель которой предрекали многие культурологи в начале века, сохранила собственное ядро, хотя и вобрала в себя элементы модернистских направлений.

Несмотря на то, что научно-техническая сфера продолжает сохранять лидерство в иерархии современной культуры Запада, возникновение и чрезвычайное обострение глобальных проблем заставляют возвращаться на новом уровне к утраченным духовным ценностям.

И в то же время нельзя не обратить внимания на весьма опасное развитие на новом витке научно-технической революции тенденций дальнейшей технократизации культуры, ее массовизации и т.д.

Во всяком случае сегодня можно выделить несколько мегатенденций в современной западноевропейской культуре, определяющих не только ее нынешний облик, но и возможные пути ее развития, трансформации уже за пределами XX в. Так, не вызывает сомнения, что сегодня все более утверждается понимание исторической ограниченности современной культуры на основе отхода от европоцентризма. Весьма явным остается наличие полярных точек зрения (пессимистической и оптимистической) на будущее западноевропейской цивилизации, которые основаны на вполне реальных противоречивых по своей сути социокультурных процессах. Наконец нельзя отрицать и еще одну мегатенденцию, выражающуюся в постоянном появлении и формировании наряду с традиционным образом культуры нового образа, связанного с глобальными общечеловеческими идеями. Сегодня, все более выдвигаются на передний план общепланетарные категории наряду с этическими, что является основой возникновения нового типа культуры.

Конец формы

2. XX век и новые формы европейского искусства



В истории мировой культуры встречается часто понятие «кризис». Не обошло оно и XX век. Но на это столетие приходятся величайшие достижения не только в технике и науке, но и в живописи, музыке, литературе, философии. Как же тогда понять утверждения о «кризисе»?

По-видимому, понятие «кризис» относится не к культуре как таковой, а к тем процессам, которые в условиях кризисных явлений возникают в обществе (тоталитаризм, технократизм, экономический кризис и депрессия, война) и порождают серьезные проблемы человеческого бытия и существования, бросают вызов культуре.

Культура отвечает на этот вызов, как правило, в новых формах, которые с точки зрения традиции непривычны и потому воспринимаются как «кризисные». Такими формами в европейской культуре XX в. были набизм (от евр. наби - пророк), представители которого пытались в живописи синтезировать литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм (Донор, Дени, Вилар), фовизм (от франц. дикий), в работах которого чувствуется стремление к эмоциональной силе и стихийной динамике (Матисс, Руо, Дюфи и др.), а также кубизм.

Представители кубизма под влиянием Всемирной выставки 1900 г. попытались свести сложную реальность к простейшим геометрическим формам.
Сам термин «кубизм» придумал критик Вексель, указав тем самым, что индустриализация и механизация современного мира дают новое направление искусству, которое вскоре проявится и в поэзии Аполлинера, Салмона, Жакоба. Заговорят даже о «кубистской философии», принципы которой «перевернут мысль».

Один из первых теоретиков и практиков кубизма Ж. Брак (1882-1963) писал: «Искусство призвано тревожить, наука - внушать чувство уверенности».

Машины, техника, захлестнувшие Европу с начала века, делают жизнь монотонной, одноцветной, неприветливой. И такую же «серую поэзию актуальности» рисует названная «аналитической» первая фаза кубизма: инертные и повседневные предметы, геометрические конструкции современности, из которых изгнана вся музыка. Этой «толпой предметов абсурда», типа велосипедного руля, деталей различных механизмов и машин, которые художники и скульпторы вводят в мир искусства, чувствуется желание «захватить врасплох», даже эпатировать. И эта скрипящая ирония, близкая мистификации, приобретет, по словам Жана Тораваля, в дадаизме и сюрреализме измерения огромного фарса.

Пабло Пикассо (1881-1973) - французский живописец, испанец по происхождению. Вместе с писателем Дж. Джойсом и композитором И.Ф. Стравинским открывает культуру XX в. своими картинами «голубого периода» и становится живописным летописцем. В своих обостренно-выразительных произведениях, написанных в стиле кубизма, неоклассицизма, сюрреализма, художник-гуманист выразил протест против нового варварства XX в.

Картина «Герника» создана под впечатлением бомбежки Герники в период Гражданской войны в Испании. Картина, выполненная маслом в черных, белых и серых тонах, стала признанным шедевром и символом бессмысленных разрушений войны. Художник писал: «Искусство - это ложь, которая помогает понять нам правду».

Дадаизм и его последующая форма - сюрреализм были отражением послевоенного мироощущения абсурдности любой системы и самого человеческого бытия. Искусство рассматривалось как средство высвобождения подсознательного в целях преобразования мира. (Дадаизм - от франц. dadaisme, от dada - конек, деревенская лошадка, детский лепет. Авангардистское направление, зародившееся в Швейцарии (А. Бретон, М. Дюшан, Т. Тзара - автор термина «дадаизм» и др. Сюрреализм - от франц. surrealisme - сверхреализм. Направление, провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения и др.).

Возникнув в Швейцарии в 1916 г., дадаизм вскоре переместился в Париж, к нему примкнули художники Дюшан, Миро, Пикабия и поэты Арагон, Элюар, Бретон. Это было кратковременное (дадизм просуществовал до 1922 г.), пестрое и хаотичное направление, охарактеризованное самими дадаистами как лишенное логики. Его авторы на выставках представляли различные коллажи в виде, например, наклеенных на холст окурков, газет, опилок. При этом демонстрация подобных «произведений» сопровождалась под стать им «музыкой» - ударами в ящики и банки, танцами в мешках. Дадаисты откровенно презирали традиционное искусство. Так, в «Мане Лизе» Дюшана (1919) к знаменитому портрету Леонардо были добавлены усы и борода.

На почве дадаизма в 20-е гг. во Франции возник сюрреализм. Сам термин ввел поэт Г. Аполлинер в 1917 г., принципы направления были сформулированы в «Манифесте сюрреализма», написанном поэтом А. Бретоном и опубликованном в журнале сюрреалистов «Ля революсьон сюррэалист» («Сюрреалистическая революция»). Возникнув в литературе, сюрреализм перешел в живопись, театр и кино.

Сюрреализм - это не просто творческий метод одного из видов искусства, это целая философия, что и позволило сюрреализму на довольно длительный период стать методологией всей европейской культуры. Эта методология основана на интуитивизме Бергсона, психоанализе Фрейда, герменевтических принципах Дильтея. (Герменевтика (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) - искусство толкования текстов (классической древности. Библии и др.). Фантазия, интуиция, бессознательное синтезируются в творческий акт, который, в свою очередь, допускает «соединение несоединимого», «правило несоответствия», «свободные ассоциации». Первым сюрреалистом в живописи был Андре Массон (1896-1987). Заинтересовавшись проблемой бессознательного. Массон занялся рисунками пером, произвольно водя по бумаге, позднее он стал наклеивать на бумагу различные кусочки ткани, песок и т. д. М. Эрнст экспериментировал в технике коллажа, фотомонтажа, прибегая к сюрреалистическим образам.

Но самым главным представителем этого течения был Сальвадор Дали (1904 - 1989). В начале своего творчества Дали под влиянием теории психоанализа 3. Фрейда использовал в своих картинах ошеломляющие фантастические образы. Он называл их «рисованными фотографиями снов». Вот название одной из картин Дали: «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон».

Дадаисты не претендовали на разрушение литературы, как считают многие, они только говорили о преобразовании самой идеи литературы, искусства, понимания красоты.

Конец формы

Заключение

В панораме культурной жизни Западной Европы второй половины XX века выделяется направление, где силен порыв к духовности. Художественно-эстетические искания Западной Европы второй половины XX века представляли собой ценный опыт человечества по осознанию себя в новых социокультурных условиях. Этот опыт помогает современному человеку выйти из мира - «музея», где все разложено по полочкам, где каждый экспонат описан, пронумерован, изучен и «оправдан», в мир креативный, мир творчества, где человек в большей степени проявляет свою свободу, самостоятель-ность и творчество.

В культуре Западной Европы второй половины XX века сильны акценты духовности культуры, и потому все ее концепции заинтересованно относятся к личности, творе-ния ее как незаурядной, непохожей на другие. Отмечается, что культур-ная практика многообразна, она может быть и не духовна, а утилитарна, прагматична, но приоритет принадлежит духовной культуре. Культура должна стремиться к идеалу - одному из проявлений ее духовности. Наличие духовности - это непременное условие саморазвития, самосо-вершенствования личности.

Главная же идея, к которой приходит культура Западной Европы второй половины XX века, и ко-торая, вероятно, будет доминировать в культурной парадигме XXI века - это ценность всякой культуры, равноправность существования и раз-вития этих культур, если они несут в себе гуманистические ориентиры.

Для культуры Западной Европы второй половины XX века важна идея плюрализма культур. В мно-гообразии культурных традиций видится достоинство и высшая цен-ность ее существования.

КультураЗападной Европы второй половины XX века подвела человечество к осознанию необхо-димости преодоления евроцентристских подходов, колониальных по су-ти принципов отношения к культурам разных народов. На повестку дня встал вопрос осознания многоцентричности культуры, представляющей широчайший спектр разных культур. Многоцветие культур - это вели-чайшая ценность человечества.

Общекультурные ориентиры не могли не повлиять на состояние ху-дожественной жизни бурного переходного периода в истории человече-ства, именуемогоXX век.

Художественно-эстетическая системаЗападной Европы второй половины XX века вобрала в себя всю полноту духовных исканий общества. Художественная картина мира - отражение экспериментаторства человека в сфере искусства. Открытая, неравновесная и незавершенная, быстро меняющаяся, подвижная систе-ма объединяет множество относительно самостоятельных художествен-ных направлений: от реализма до модернизма, включающего в себя экс-прессионизм, супрематизм и авангардизм, сюрреализм и формотворчество в начале века до постмодерна со второй половины и до концаXXвека.

Каждое из направлений имеет свою художественно-культурную спе-цифику, свои цели и ценностные критерии. Но есть некая принципи-альная общность этого художественного калейдоскопаXX века: поиски новых ценностей, переоценка традиционных художественных систем.

Культурный опыт Западной Европы второй половины XX века позволил в конце столетия осознать при-оритетные направления существования человека, актуальные и перспек-тивные для третьего тысячелетия. Это проблемы: глобализация - как новая мера культуры; гуманизация - как главное направление и смысл развития культуры; гармонизация, коэволюция природы и общества - как главное условие выживания и дальнейшего развития человечества.

Человечество на исходе XX века готово выбрать одну из альтерна-тив будущего существования: встать на путь самоуничтожения, само-истребления, повторив ошибки прошлого, или осуществить прорыв в принципиально новые области человеческого духа, творческих возмож-ностей. Выбор в XXI век открыт.

Список использованной литературы

    Введение в культурологию. Учебное пособие (под ред. Попова Е.В.). - М.: БЕК. 1995.

    Гуревнч П.С. Культурология. – М.: Просвещение. 1996.

    Елисеев А. Л. Тюрин Е.А. Культурология. Учебное пособие для технических университетов. - Орел: Издательство Орел ГТУ, 1998.

    Иванчук А.П. Культурология. Курс лекций. Часть 1. - Орел: Издательство Орел ГТУ. 1997.

    История и теория мировой и отечественной культуры. учебное пособие (под общ. ред. проф. Прудникова М.Н.). - М.: Труд. 1997.

    Культурология: Учебное пособие для студ. техн. Вузов. Колл. авторов под ред. Н.Г. Багдасарян. - М.: Высш шк.. 1998.

    Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие. - М.: Наука. 1998.

    Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М.: 1992.

    Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М.: Наука. 1990.

    в средние века . 5.1.Теократические теории в средние века …………………….…6 – 9 5.2. ... особенности политической культуры граждан формировавшегося западного демократического общества... характер. Политическая история XX в. в этом...
  1. Культура Возрождения в Западной Европе (2)

    Реферат >> Культура и искусство

    Дученто - XIII век , треченто XIV век , кватроченто - XVI век . 1. Эпоха Возрождения... , но влияние Ниеронимуса Босха XX в. ощутит в творчестве сюрреалистов... в плоть и кровь культуры Западной Европы . Литература Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984 ...

  2. Политические и правовые учения в Западной Европе в средние века (1)

    Контрольная работа >> Государство и право

    ... «Политические и правовые учения в Западной Европе в средние века» Хабаровск 2009 План Введение 1. Основные... аргументацию, интерес к наследию античной культуры . Однако от соединения науки... и церковью. Католическая теория права XX в, во-первых, восприняла идею...