Личная дисциплинированность. Преодоление новых маленьких изменений приводит к Огромным результатам

Когда люди сталкиваются со словом «дисциплина», их это возмущает. Многие проходили в своем детстве через попытку их дисциплинировать. Зачастую те, кто сопротивлялся, подвергался жестокому наказанию. Родители пытались привить нам хорошее качество, однако их методы были настолько неприятными и жестокими, что у всех выработалось негативное отношение к дисциплине – качеству, которое помогает в достижении целей. И здесь возникает вопрос, как дисциплинировать себя.

Начнем с определения дисциплины – что это такое? Это некое самоограничение, которое подразумевает придерживание некоторых правил. Человек занимает подчиняющуюся позицию по отношению к определенным алгоритмам, правилам, законам и т. д. Дисциплину можно сравнить с законопослушанием – когда человек знает законы и придерживается их, не нарушает. Однако за нарушение дисциплины не всегда следует наказание, особенно если речь идет о взрослом человеке.

На сегодняшний день распространенным стал культ свободы. Человек должен быть свободным.. Многие понимают под свободой возможность делать все, что они захотят. Однако психологи считают свободой способность человека жить в угоду своим желаниям, достигать их. Ощутите разницу между делать все, что взбредет в голову, и тем, чтобы реализовывать свои желания.

Возникает естественный вопрос: зачем становиться дисциплинированными? Данное качество, как утверждают психологи, помогает в реализации своих желаний. Другими словами, дисциплинированный человек становится успешным, счастливым. Он может достичь всего, чего пожелает, а не просто тратить время на то, чтобы доказывать наличие у себя свободы.

Дисциплинированный человек – свободный человек, поскольку может иметь все, что пожелает. Как раз те люди, которые избегают дисциплины, но кричат о своей свободе, являются несчастными и ограниченными. Они несвободны от своей свободы, в то время как дисциплинированный человек становится свободным, достигая своих целей путем использования дисциплины.

Что такое дисциплина? Это соблюдение конкретных правил, которые помогают достичь цели. Человек просто совершает те действия, которые приведут его к цели, и контролирует данный процесс. Это и является самодисциплиной.

Как дисциплинировать себя?

Чтобы себя дисциплинировать, нужно иметь цель. Желание дисциплинирует человека, поскольку заставляет его придерживаться конкретных правил, если он хочет чего-то достичь. Правила бывают внешними и внутренне установленными. Для дисциплинированного человека не имеет значения, кто их придумал. Если они помогают ему достигать целей, значит, их нужно придерживаться.

Дисциплинированные люди – это люди порядка. Они понимают, что все в этом мире закономерно. Если не соблюдать порядка, тогда все будет разрушаться, идти «кое как», не быть в зоне контроля. Люди, стремящиеся к свободе, живут кое как. А люди, соблюдающие порядок, постепенно достигают той жизни, которой желают жить.

Успешными становятся люди, которые умеют дисциплинировать себя. Они умеют контролировать процесс, переводить отрицательные события в выгодные для себя, сохранять равновесие и порядок. Это может показаться кому-то скучным. Однако мастерство достигается лишь путем установления определенных правил и соблюдения их. Здесь нужно уметь подчиняться тем законам, которые помогают в достижении целей.

Лидер, начальник, полководец, управляющий, президент и т. д. – это человек, который стоит во главе какой-то структуры, которая должна под его руководством работать и достигать определенных целей. Таким образом, лидер – это не просто возможность кем-то командовать (как многие люди мечтают, организовывая собственное дело), но и способность выстраивать планы, четко им следовать, нести ответственность за все действия своих подчиненных и соответственно получать те результаты, к которым он привел свою структуру. Умелый лидер должен обладать определенными качествами характера, знаниями и силой воли. Также лидер придерживается некоторых правил.

Самодисциплина – это верный помощник в достижении любых целей. Как ее воспитать в себе? Для этого не потребуется железная воля и нервы. Вам всего лишь нужно четко обозначить свои цели и планы по их достижению. Как только у вас на руках будет конкретная картина того, к чему вы собираетесь двигаться, тогда самодисциплина возникает как бы сама собой, а эмоции и желания заменяют железную волю. И тогда, когда вы ставите перед собой задачи, будьте уверены, что выполните их. Однако этот процесс нудно контролировать, так как человеку иногда хочется уйти от собственных дел, чтобы полентяйничать.

Будьте сами себе начальником и подчиненным. Будучи лидером, вы не должны думать, что вашу работу вместо вас будут делать другие, так как вы тогда оказываетесь лишним звеном. Вы должны уметь как разрабатывать стратегию, давать поручения и контролировать ход развития событий, так и претворять планы в жизнь, выполнять рутинную работу и подчиняться собственным указаниям. Любые отговорки и ссылки на трудности должны сразу же отсекаться вами, как у начальника. Вы должны контролировать, чтобы ваши старые привычки, которые присущи подчиненному, не позволяли вам отходить от дел. В ином случае, как вы можете управлять другими, если не способны управлять самим собой?

Лидер придерживается еще одного особого правила, который присущ не всем людям, — это быть честным перед самим собой. Если вы сами себе лжете и пытаетесь как-то оправдаться, то никаких конструктивных результатов вам данное занятие не принесет. До тех пор пока вы сами себя будете обманывать, вы не будете способны увидеть ситуацию в целом, что закроет от вас различные возможности достижения целей в любом деле. Вы можете делать вид, что целый день заняты, но если это не приводит к положительным результатам, значит, вы на самом деле обманываетесь. Лидер всегда придерживается правила быть честным перед самим собой, иначе он просто не сможет увидеть других возможностей для продвижения какого-либо дела, ведь он убегает от реальности в попытках самообмана.

Задавайте себе каждый вечер вопрос: «Что я сегодня сделал для конструктивных результатов?». Вы должны ориентироваться на сегодняшний результат, а не тот, который был 5-10 месяцев тому. Ответьте себе честно, насколько продуктивными вы были в настоящий день.

Самообмануться можно очень легко. Вы что-то себе обещаете, строите какие-то планы у себя в голове. Проходят дни, и ваша память стирает границы некоторых ваших обещаний в зависимости от того, придерживались вы их или нет. Вам будет казаться, что вы действительно сделали очень многое, хотя это всего лишь ваша память стерла некоторые невыгодные вам планы. Поэтому любой лидер ведет свои планы и цели в письменном виде. Именно ваши записи помогут вам реально посмотреть на то, каким образом вы выполняете собственные обещания. В данном случае вам уже не помогут самооправдания и отговорки, так как записанное и проделанное явно покажут результаты вашей деятельности или бездеятельности.

Самокритика и самопохвала присущи лидеру, который реально смотрит на положение дел в своей структуре. Критика позволяет ему самосовершенствоваться, а похвала – испытывать приятные чувства за проделанную работу. Но это лишь в том случае, когда оценка человека является объективной, а не надуманной.

Правила хорошего лидера доступны всем людям. Однако только от вас самих зависит, достигнете вы каких-либо высот в собственном деле или будете продолжать терпеть поражение в силу самообмана. Если вы действительно к чему-либо стремитесь, тогда вам придется занять позицию лидера, который придерживается определенных правил.

Как стать дисциплинированным?

Чтобы стать дисциплинированными, необходимо придерживаться определенного распорядка, который устанавливается исключительно вами в зависимости от целей, которые вы желаете достичь. Цель требует совершения определенных действий в конкретное время и при соблюдении условий. Если всего этого не придерживаться, тогда цель не будет достигнута. Если человек это понимает, тогда он сам устанавливает правила, которых будет придерживаться, были они придуманы им самим или взяты извне.

Для соблюдения дисциплины вам помогут письменные записи:

  1. Цель – обозначьте, что вы хотите достичь.
  2. Список действий, которые необходимо совершить для достижения цели.
  3. Время их свершения – когда вы начнете совершать нужные действия?
  4. Возможные трудности, которые могут вас настигнуть при совершении конкретных действий.
  5. Способы преодоления этих трудностей, если они возникнуть.
  6. Отчет – что вы сделали, что происходило, как вы с этим справлялись?

После составления плана необходимо перейти к его реализации. Совершайте действия, вносите пометки, перечитывайте свои записи. Если что-то идет не в направлении вашей цели, необходимо пересмотреть свой план действий. Возможно, что-то не было учтено, необходимо поступить по-другому. Соблюдайте план, но будьте гибкими, если ваша стратегия не срабатывает.

Если цели не удается достичь, не следует унывать. Дисциплина включает в себя контролирование собственных эмоций человеком, который не унывает, а пересматривает свою стратегию, чтобы составить новый план действий.

Чтобы себя дисциплинировать, следует придерживаться таких правил:

  • Отказаться от ненужных дел, которые отнимают силы и время.
  • Давать себе полноценный отдых, сон и питание, чтобы иметь достаточно энергии.
  • Хвалить себя за первые достигнутые результаты, чтобы отмечать правильность совершенных действий.
  • Придерживаться правил, которые говорят о том, что нужно сделать, чтобы достичь желаемого.
  • Учиться концентрировать свое внимание на важных и нужных моментах, отсекая все остальное.
  • Контролировать свои эмоции, не позволять себе вольностей и расслабления.
  • Управлять своей жизнью и ресурсами единолично, никому не позволяя делать это вместо вас.

Как дисциплинировать ребенка?

Дисциплина обычно прививается с детства. Все родители желают дисциплинировать своих детей. Однако, как уже писалось, многие делают это неправильно. Главной ошибкой в обучении ребенка является жестокое наказание его за непослушание и несоблюдение дисциплины. В итоге это приводит к негативному отношению ребенка к данному качеству.

Чтобы дисциплинировать ребенка, придерживайтесь следующих принципов:

  1. Хвалите ребенка за его достижения. Делайте это лишь по факту достигнутого.
  2. Давайте ребенку право выбора, чтобы он чувствовал себя независимым и ответственным за взятые на себя обещания.
  3. Создавать или обучать ребенка попадать в благоприятную обстановку, в которой выполнение запланированных действий приведет к желаемому результату.
  4. Создавать для ребенка правила и ограничения внутри семьи, придерживаясь которых он будет получать похвалу. Он должен понимать, что, лишь совершая «правильные» действия, достигнет желаемого результата. Здесь необходимо интересоваться тем, что ребенок хочет получить в той или иной ситуации.

Итог

Дисциплина – это состояние, которое выбирает сам человек, желающий жить так, как он того хочет. Свободные люди плывут по течению, а дисциплинированные личности приобретают лодку и весла и гребут в том направлении, куда они хотят попасть.

Если вы считаете, что у вас нет дисциплины, значит, она вам не нужна. Что вам нужно, так это цель, которая увлекает вас. Будет цель – будет время для её достижения, которое вы сами захотите грамотно и эффективно организовать. По этой причине я думаю, что значение дисциплины для достижения успеха, мягко говоря, преувеличено. Большинству людей не хватает мотивации: искреннего желания во что бы то ни стало достичь поставленной цели.

Многие думают, что дисциплина – это какое-то волшебное качество, с которым нужно родиться. Мол, кому-то дано, а кому-то, как ни старайся, — нет. Другие считают, что дисциплину можно выработать путём долгой муштры, причём как в прямом смысле (многие отмечают армейскую дисциплину), так и в переносном. Но всё же хотелось бы разобраться, что мы имеем в виду, когда произносим это слово, «дисциплина»?

Если каждое утро я рано просыпаюсь, чтобы заняться английским, это дисциплина? Большинство людей ответит: конечно. Я же скажу, что в последнюю очередь думаю о себе как о дисциплинированном человеке.

Дисциплина – закономерный итог мотивации

Каким же образом я объясняю факт подъёма в 5 утра с тем, чтобы заняться английским? Очень просто: у меня очень высокий уровень мотивации. Я просыпаюсь рано утром, потому что действительно хочу проснуться и заняться языком. Меня подстёгивает моё желание провести спокойные, свежие утренние часы за подготовкой к международным экзаменам. Я знаю, что на работе должна работать, а не учиться. И ещё я знаю, что после работы мои мозги оставляют желать лучшего: вся информация, которую они могут впитать, — это пара серий «Отчаянных домохозяек». Так когда же ещё заниматься, если не утром?

Вот и получается, что дисциплина – это такой странный термин, который, если разобраться, включает в себя предстоящую награду (я сдам экзамен!) и желание быть лучше в глазах других людей и показывать им пример (мои подруги крепко задумались о собственных целях, на которые нет времени, после месяца моих «подъёмов»). Что ещё входит в это понятие? Конечно, позитивное мышление и приверженность своим целям. Я говорю себе, что могу всё, и я действительно могу всё. Я сильно сомневаюсь, что без перечисленных пунктов у меня была бы какая-то «дисциплина». Ведь важен не сам факт раннего подъёма, жёсткого распорядка, постоянного выполнения каких-то дел, а то, для чего мы всем этим занимаемся.

Соответственно, верный путь к дисциплине – нахождение своей мотивации. Руководствуясь этим нехитрым выводом, я могу дать несколько советов тем, кто мечтает быть дисциплинированным.

Становимся дисциплинированными

  1. Первый совет: выберите одну привычку и вставьте её в свой график , ничего больше пока не меняя. Не старайтесь сразу стать образцом дисциплины и грамотного распорядка. Просто день ото дня выполняйте одно и то же действие в одно и то же время. Мечтаете похудеть? Делайте гимнастику. Хотите выучить язык? Займитесь, наконец. Пора накопить на ремонт? Найдите подработку, которой будете уделять один-два часа в день. Что угодно.
  2. Второй совет: «распишите» эту привычку . Что это значит? Это значит, что действия, которые вы делаете, вы делаете для достижения определённых целей. Каковы эти цели? Чего вы хотите добиться через неделю, через месяц, через год? Это нужно для того, чтобы вы сами ясно видели, почему занимаетесь, и держали свою мотивацию в тонусе. Вернёмся к примеру с иностранными языками. Если вы просто хотите «выучить», можете и не начинать: через неделю максимум ваши усилия сойдут на нет. Для чего вы хотите выучить? Что вам это даст? Только ответив на эти вопросы, вы сможете идти дальше. Ни один здравомыслящий человек не будет тратить своё время на то, чтобы что-то делать «просто». У всего должна быть причина.
  3. Третий совет: всегда помните о своей новой привычке . Не позволяйте текущим делам и неожиданностям помешать ежедневным занятиям. Если вы чувствуете, что мотивация падает, немедленно реанимируйте её. Напоминайте себе о целях, визуализируйте их (повесьте красивый постер с городом мечты перед столом, если хотите путешествовать, например). В конце концов, ведите блог. Вдохновляйте других и вдохновляйтесь сами.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы обнаружите, что дисциплина – не «волшебное средство» достижения целей, а закономерный результат правильной и неиссякаемой мотивации, и сделать себя дисциплинированным человеком совсем не сложно.

Самодисциплина – это очень важное качество для тех, кто хочет достичь успеха в жизни и бизнесе. Если человек вечно везде опаздывает, не вовремя сдает выполненные проекты, не может усилием воли выйти из социальных сетей и начать работать, то ему не хватает дисциплинированности и самоорганизации. К тому же, дисциплина важна не только в работе. Когда вы разовьете в себе это качество, вы сможете с легкостью ходить в спортзал и заниматься своим здоровьем, будете всегда своевременно решать все возникающие в жизни проблемы и не страдать от их последствий.

Слово «дисциплина» у многих вызывает неприятные ощущения и ассоциируется с каким-то насилием над собой. Такое отношение к дисциплине неправильно. Вместо того, чтобы думать о том, как же скучно и неинтересно будет делать то, что не хочется, но нужно, лучше подумайте о том, какую пользу принесет вам выполненное дело.

Мы собрали для вас ряд полезных советов, следуя которым вы поймете, что быть дисциплинированным перед самим собой не так уж и сложно. Но как полезно!

Сон по графику

Установите для себя оптимальное время для утреннего подъема и вечернего засыпания. Вы прекрасно знаете, во сколько вам нужно проснуться, чтобы спокойно собраться на работу и успеть туда вовремя. Также вы знаете, сколько часов вам нужно поспать, чтобы выспаться и хорошо себя чувствовать весь день. У каждого человека всё это индивидуально, поэтому составьте себе график, который будет наиболее удобен именно вам. И неукоснительно ему следуйте. Сложно будет только поначалу, затем соблюдение этих правил будет даваться вам очень легко.

Если вдруг вы нарушили расписание, то накажите себя – как бы смешно это ни звучало. Наказанием может быть всё, что угодно – тридцать отжиманий от пола, лишение себя любимого пирожного и так далее. И конечно, чем меньше вы будете нарушать установленные рамки, тем легче в дальнейшем вам будет их соблюдать.

Занятия спортом

Любой спорт дисциплинирует человека, если, конечно, серьезно к нему относиться. Найдите вид спорта, который вам по душе и запишитесь в соответствующую секцию. Вы будете посещать занятия, например, в понедельник, среду и пятницу, с 18.00 до 19.30. Если не будете пропускать занятия без уважительной причины, то соблюдение этого графика приучит вас к дисциплинированности и в других сферах жизни.

Можно также и самостоятельно заняться спортом, например, бегать по утрам определенное количество времени или выполнять комплекс упражнений. Однако, так заставить себя делать это регулярно будет несколько сложнее, так как вы знаете, что вас никто не проконтролирует и не поругает за плохие результаты, к тому же деньги за пропущенное занятие не пропадут, как в случае с посещением секции. Помимо развития в себе дисциплинированности, занятия спортом несут в себе еще одно неоспоримое преимущество – крепкое здоровье и красивое тело.

Ежедневное расписание

Заведите себе небольшой блокнот или ежедневник, куда записывайте все важные дела, которые вам необходимо сделать. Причем записывайте их в таком формате: задание – примерное время на выполнение – приоритетность. Если вы сможете с максимальной точностью определить, сколько времени вам потребуется на выполнение каждой задачи, то это поможет вам рассчитать, сколько заданий вы реально сможете сделать за один день. Приоритет задания нужно определять для того, чтобы понимать, какое задание можно перекинуть на следующий день в случае нехватки времени, а какое нельзя. Например, полочку можно прибить и завтра, а сегодня лучше съездить в гости к бабушке, ведь вы ей уже давно обещали.

Если речь идет о рабочих обязанностях, то учитывайте не только срочность задания, но и вероятность того, что вам возможно придется его переделывать или дорабатывать.

Всё перед глазами

Если вы работаете за компьютером, пишите на стикере текущие задачи и прикрепляйте его к монитору. Постоянно держа перед глазами список дел, они будут казаться вам вполне реальными и неизбежными, а не какими-то абстрактными и неважными. Захочется поскорее избавиться от этого чувства неизбежности, и работа пойдет бодрее и быстрее. Психологами доказано: если вы повесите перед глазами указание к действию, то сделаете его гораздо быстрее, чем если просто будете держать это в голове.

Концентрация внимания

Один из главных врагов дисциплины – это рассеянность. Вот вы работаете над проектом, а вот вы уже залезли в социальные сети, ведь оттуда пришло звуковое уведомление. Всё, концентрация внимания уже утрачена. Теперь, чтобы вернуться к проекту, вам нужно сделать над собой некоторое усилие, к тому же, не всегда получается быстро продолжить работать с того же момента, где вы остановились прошлый раз. Иногда может потребоваться какое-то время, чтобы просмотреть уже выполненную работу и понять, что же нужно делать дальше. Если бы в самом начале вы ни на что не отвлеклись, то не потеряли бы столько времени впустую.

Вы можете тренировать концентрацию внимания различными упражнениями, какие найдете и каким доверяете. И каждый раз, когда вы только-только отвлеклись от выполнения основного задания, мысленно поругайте себя и тут же вернитесь к работе. Внутреннее чувство стыда перед самим собой тоже будет делать свое дело, конечно, если в человеке заложено хоть немного ответственности.

Контроль финансов

Финансовая дисциплина – это отличный способ развить в себе дисциплинированность и других видов. Многие люди часто покупают абсолютно ненужные вещи, потому что захотелось именно в этот момент и именно здесь. Мы все подвластны импульсивным покупкам, но старайтесь хотя бы свести их к минимуму. Покупайте только то, что действительно необходимо. Приучите себя откладывать какую-то сумму с каждой заработной платы – когда возникнет непредвиденная ситуация, требующая срочного вливания денег, вы скажете себе за это «спасибо».

Записывайте все свои расходы и доходы. Видя эти цифры на бумаге или на экране планшета, вам будет легче управлять своими финансами и развивать в себе финансовую дисциплину.

Поощрения

На пути к дисциплинированности используйте не только кнут, но и пряник. Это не менее важно. Любите себя и награждайте за каждую, даже самую маленькую победу. Продуктивно провели день на даче, помогая родственникам сажать помидоры? По приезду домой побалуйте себя вкусным деликатесом. Смогли пробежать сегодня на два километра больше, чем обычно? Сходите вечером в кино. Если вы никак не можете приняться за сложное дело, пообещайте себе награду заранее: «Вот как оформлю эту стопку договоров, дома после работы закажу любимую пиццу и посмотрю наконец фильм, который уже давно лежит в закладках». Предвкушение приятного времяпрепровождения будет мотивировать вас начать работу прямо сейчас и сделать её как можно быстрее.

И последнее. Забудьте фразы «я слабовольный человек», «это слишком сложно для меня», «я слишком ленив и буду лениться всю жизнь». Всё это лишь отмазки для тех, кто не хочет ничего менять в своей жизни. И если вы будете повторять себе подобные фразы, то не ждите никакой внутренней мотивации и воли – они не появятся. Говорите себе, что всё, что вы наметили, у вас получится. И тогда увидите, как внутренняя сила воли начнет наполнять вас и вам не будет составлять никакого труда поддерживать самодисциплину.

Дисциплинированность важнейшее качество личности воина

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую, воинскую и т.п.

Сущность и содержание воинской дисциплины

Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.

Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:

во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;

во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.

Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Кроме этого, овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.

Сегодня быть дисциплинированным - значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.

Личная дисциплинированность каждого воина - это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В ней выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины.

Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, - это самодисциплина.

Правильное поведение война, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, - это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Понятие «воинская дисциплина» включает:

Обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;

Совпадение целей законности и воинской дисциплины;

Детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности

Повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

Обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;

Дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

Единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность - знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих

Дисциплинированность - это требования воинской дисциплины, исполнение которых является для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Это - проявление ответственности военнослужащего за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам его поведение в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение воинского порядка;

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

Бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

Образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:

Убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины

Знание уставов и наставлений, требований военной службы;

Умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

Навыки и привычки дисциплинированного поведения;

Самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение военнослужащим своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - «хорош я или плох» - военнослужащего не должна удовлетворять. Ему надо стремиться получить ответ, в чем он плох, почему так складывается, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ касался как отрицательных моментов служебной деятельности, так и положительных. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самому находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой большое значение имеет самоконтроль - умение критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше предъявляет ее к себе и каждый военнослужащий воинского коллектива. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

Анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

Выработка установки на действие;

Проигрыш действия про себя;

Выполнение его по частям или в целом;

Самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.

1. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, ВВ. Марущенко.

2. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ. -1998.

3. Общевоинские уставы ВС РФ. - М.: Воениздат. -1994.

4. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. -1993.

Подполковник
Алексей Никишов.
Майор
Олег Самосват

Дисциплинированность выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга.

Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу. Формирование дисциплинированности связано с выработкой определенных навыков дисциплинированного поведения.

Большое значение в воспитании дисциплинированности имеет самодисциплина. О самодисциплине говорят тогда, когда человек подчиняет свою деятельность разумным основаниям, сознательно борясь с влечениями и склонностями низшего порядка (например, со склонностью к лени), уводящими его в сторону от исполнения тех или иных обязанностей. Следование этим влечениям развивает слабость воли, ее вялость. Наоборот, в борьбе с ними человек закаляет свою волю и развивает чувство долга.

Самодисциплина предполагает наличие у человека более или менее сложившихся моральных убеждений. В детском возрасте сознательное подчинение своего поведения разумным основаниям, сознанию и чувству долга достигается только в процессе систематического воспитания, которое в начальной стадии проходит в рамках подчинения чужой воле. Подчинение определенным общественным требованиям, а в условиях детства - воле старших является необходимым для развития дисциплинированности.

Для воспитания дисциплинированности большое значение имеют соблюдение установленного режима, закрепление выработанных в течение жизни привычек и навыков дисциплинированного поведения и подчинение определенным правилам.

Режим. Его существенной стороной является строгое распределение во времени различных видов деятельности. Наличие режима вносит известную систему и порядок в деятельность человека, наоборот, его отсутствие приводит к разбросанности и случайности волевых усилий. Неорганизованность рабочего времени, беспорядочная работа урывками связаны с излишней затратой волевых усилий, так как в этих условиях приходится всякий раз заново, повторно приспособляться к работе.

Привычки и навыки дисциплинированного поведения. Выполнение режима содействует выработке ценных привычек: всегда быть активным, затрачивать в определенных условиях всегда строго необходимые волевые усилия, быть устойчивым в их проявлении, доводить начатое дело до конца, не бросая его на полпути, быть решительным, быстро и определенным образом действовать и т. д.

При воспитании этих привычек важно учитывать, что они формируются всегда через действие. Существенную роль при этом играет повторение действия или способа поведения, который необходимо превратить в привычку. Большое значение имеет фактор непрерывности в упрочении соответствующих привычек: воспитывая привычки, не следует упускать ни одного конкретного случая, в котором может проявиться интересующее нас поведение или проявление воли. Привычка к дисциплинированности не самоцель, а лишь средство для наилучшего осуществления общественно значимых действенных проявлений личности.

Правила поведения. Правила и нормы поведения и труда раскрывают или цели поведения («делай то», «не делай этого»), или средства для достижения этих целей («поступай так», «от таких действий воздерживайся»). И в том и в ругом случае правила достигают своей цели только тогда, когда они ясны и точны, легко понимаются н закрепляются в памяти. Сила их воздействия на поведение заключается в том, что они являются кратко выраженными положениями, за которыми стоят сложные представления, понятия и чувства.

Правила облегчают выполнение требуемой деятельности, делают ее определенной и точной. Если бы у нас не было таких правил и мы были бы вынуждены для обеспечения дисциплинированного поведения каждый раз поднимать сложный комплекс переживаний, который побуждает нас действовать так, а не иначе, наши волевые проявления были бы крайне затруднены.

Правила, направленные на воспитание дисциплинированности, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • Быть целесообразными, обеспечивать не слепое подчинение, а разумное следование им.
  • Непосредственно связываться с теми или другими определенными видами деятельности.
  • Быть краткими, ясно и точно формулированными и не допускающими разноречивых толкований.
  • Строго соблюдаться, иначе они теряют самое существенное свое качество - качество строгого императива, которому должен подчиняться воспитанник в своем поведении.