Эссе на тему условия образования. Эссе на тему «Образование в России: система, проблемы

Сегодня для разговора я выбрала тему: современное образование. Так как сама являюсь педагогом, то имею чёткое представление, что сейчас происходит в системе образования. О том, что в школах никто не хочет работать, говорит уже не приходится. Действительно, туда идут только люди, которые слишком сильно любят детей, с такими то зарплатами.

Складывается ощущение, что всех больше заботит обучение учителей, да, именно и, а не сами детей. Постоянные курсы, повышение квалификации, обучение – это, конечно, очень хорошо и полезно, а детей учить когда? Школьная программа с каждым годом становится слабее и слабее. Как будто бы детей бережём, но неужели лучше так, чем давать умеренную нагрузку, что бы вырастить достойное поколение?

Нельзя говорить, что: «Сейчас такое поколение, такие дети, в наше время такого не было». Дети, они и есть дети. А наша система образования, такое ощущение, пытается сделать из людей рабочий класс. Поступить в институт, если у родителей ребенка нет должных финансов, практически невозможно. Так и получается, что учатся во разные ПТУ, становятся слесарями и сантехниками. Конечно, может и грубо, но, я считаю, что детей «лишают мечты».

Высшее образование получают далеко не все, и не из-за того, что дети глупые, а просто потому что «дорого». Сложно учиться, когда понимаешь, сколько денег отдаётся на обучение, и потом, совсем не факт, что ты найдешь работу с достойным заработком. Начиная, со школы, детей мало дисциплинируют, то есть из-за маленькой нагрузки, у них много свободного времени. А свободный доступ в интернет вообще позволяет ничего не читать, не делать домашние задания, ведь всё можно найти в свободном доступе. Задали прочитать книгу – можно найти короткое описание .

Конечно, все дети ищут способ облегчить свою школьную жизнь. Но что будет дальше с образованием нашего будущего поколения? Вопрос, практически риторический и, должна отметить, грустный.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Сострадание - активный помощник

    В нашей быстротечной и суетливой жизни очень многие совсем забыли о сострадании. Они не видят или просто не хотят замечать тех, кто нуждается в помощи.

  • Сочинение Темное царство в пьесе Гроза Островского

    Произведение Гроза А. Н. Островского была написана накануне отмены крепостного права в 1859 году. И стала первым знаком изменения эпохи.

  • Сочинения про Осень (более 10 штук)

    Есть чудная пора - это осень. И в этой золотой поре можно играть до утра. Раскидывать листья в разные стороны. Вижу золотой листик. Он упал с клёна самым первым. Я подняла его и положила пакет, чтобы собрать гербарий.

  • Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

    Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду.

  • Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене (описание)

    В современном мире очень трудно найти человека, который не был бы знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Как известно, свое первое образование он получил в лицеи, который находился в Царском Селе.

ФГОУ СПО

Автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева

РЕФЕРАТ

По предмету: обществознание

На тему: «Образование в современном обществе»

Выполнил: Кондратьев Валерий

Проверила: Батенина М.Ю.

2006-2007 уч. г.

Образование в современном обществе

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В XXI веке человечество вынуждено будет решать новые глобальные проблемы. Это осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т.д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т.д. Правдоподобной гипотезой является то, что образование XXI века является ключом к решению этих глобальных проблем современного мира.

Нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Развитие экономики в предстоящие десятилетия, по мнению экспертов, будет определяться ресурсами, имеющие две разные окраски: “черное золото” и “серое вещество”. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития включают в их состав как одно из стратегических направлений - развитие национальных систем образования. Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики. Образование является важнейшей и поэтому наиболее приоритетной функцией государства. При этом государство не должно связывать стратегию развития России, опираясь только на ее природные ресурсы, образно говоря, оно не должно связывать судьбу России только с газовыми и нефтяными трубами.

Происходящая сейчас информатизация мирового сообщества является научным и реальным фактом. Этот объективный процесс характерен и для России. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информационного общества, становлении информационной цивилизации. Информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношении таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, потребность в их перманентном обновлении и развитии становится фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.

Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становиться важной компонентой экономического развития. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития, но для использования этих возможностей необходима активная деятельность по образованию граждан. В общественной структуре постиндустриального общества сфера образования оказывается тесно переплетена со всеми элементами этой структуры, и от состояния этой сферы во многом зависит ход общественного развития.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Социальную значимость образования в России можно определить следующими факторами, которые проблематичны, дискуссионны и, по – видимому могут быть:

 Понимание все большей частью общества, что в XXI в. то, что сегодня называется высшим образованием (15 лет учебы в формальной системе образования) будет являться базовым, минимально необходимым для творческой деятельности, приносящей человеку наибольшее удовлетворение;

 Повышение в глазах многих людей ценности образования, особенно его общекультурной составляющей, для саморазвития, обретения чувства собственного достоинства и самоуважения, расширения круга человеческого общения за счет понимания людей другого культурного менталитета;

 Надежда на возрождение экономики России, а в этой связи и повышение прагматической ценности полученных знаний, поскольку во всех развитых странах наблюдается прямая зависимость между уровнем образования и уровнем материального благополучия;

 Данные службы занятости, подтверждающие, что даже в наших алогичных условиях лица, имеющие высшее образование, больше социально защищены и востребованы, чем не имеющие его.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

«Проблемы образования в российских школах»

Качественное ли образование получают наши дети? Этот вопрос встал очень остро именно в последнее время.

Мы учителя, всегда говорим своим ученикам, да и своим детям дома: «Учитесь хорошо. Будете хорошо учиться - будете много знать. Это поможет вам получить хорошее образование и найти хорошую работу в будущем». Но так ли это?

Но мой взгляд, система образования в настоящее время имеет множество проблем.

Процесс формирования и воспитания общества нелегкий и требует много сил и затрат. На каждом этапе возникают сложности, которые необходимо преодолеть.

Во-первых, в образование пытаются внедрить новые стандарты, понятия, методы, технологии. В основном они заимствованы с Запада и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту и отсутствию эффективности. Все нововведения в образовании не тестируются, а сразу внедряются на практике в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям. Самый яркий пример стандарты второго поколения, которые внедрили в школы в 2011 году.

Во-вторых, остро стоит проблема получения хорошего образования. Еще в школе детей делят на учеников обычных школ, гимназий и лицеев. С лицеистами больше занимаются физикой, иностранными языками, математикой и другими предметами в зависимости от профиля. Общеобразовательные школы получают меньше финансирования и им сложнее дать достойное качественное образование, которое требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться и получить достойное образование, потому что у него недостаточно для этого денег. И даже если отлично окончить школу, успешно сдать ЕГЭ, это еще не значит, что дети смогут поступить и обучаться в Вузе. Это связано с тем, что затраты на обучение и проживание студентов несоизмеримы с доходами семьи. Выпускники школ сталкиваются с тем, что за высшее образование надо платить. Государство учит бесплатно только самых умных выпускников, инвалидов и сирот. Чем престижнее вуз, тем труднее в него поступить на «бюджет». И тем дороже в нем стоимость обучения. Если выпускник еще и приехал из другого города или села, ему придется решать проблемы с жильем. Примеров много, когда одаренные дети поступили на «бюджет» в престижные университеты нашей страны. Но им не дали общежития. И все они возвращаются домой, так как снимать квартиру в Москве или другом городе их родителям не по карману.

В-третьих, сложная программа обучения - еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходится достаточно сложно запомнить, усвоить учебный материал. Проблемой является и система оценки знаний путем тестирования и проведения контрольных, результаты являются не объективными (правильные ответы можно угадать). Еще одно проблема связана с тем, что появилось большое количество учебных программ и разнообразных линий учебников по одному и тому же предмету. Это ведет к отсутствию единых требований к оценке системы знаний.

В-четвертых, современные школы, не дают нужного объема знаний, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества, которые не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую. И это не значит, что в наших школах не дают нужных знаний, просто те требования, которые предъявляет наше государство (в лице Министерства образования) и те возможности, которыми располагает школа, не соответствуют друг другу. Простой пример, раньше в советские времена, на изучение предмета физики отводилось 4 часа в неделю, сейчас 2 часа, при больших требованиях. А физика необходимо при поступлении во все технические Вузы нашей страны.

В-пятых образование мало получить, его необходимо применить. Получаешь диплом, а работы нет. Или приходишь на работу, а тебе говорят: «Вот это умеешь делать? В этом разбираешься? Нет? Чему вас только учили?!». Или еще лучше: «Без стража не берем, без опыта не нужен».

Раньше, если человек получал образование, он был уверен в своем будущем, а теперь этого нет. Успех в жизни стал больше зависеть от денег и связей, чем от образования. Честно говоря, меня это пугает.

Образование делает человека умнее и дает профессию, хотя и не гарантирует «светлое будущее». В современном мире мало просто учиться по учебникам, надо самому проявлять инициативу в жизни, познавать новое и преодолевать препятствия.

Проблем в образовании много, но они все, на мой взгляд, решаемы.

Очень хотелось бы видеть во главе нашей системы образования человека опытного, компетентного, знающего все проблемы обычной школы изнутри, человека, который прошел сам этот нелегкий путь от простого учителя до директора школы и далее до министерства образования.

«В современном мире образованный человек
Должен адекватно ориентироваться в
Информационном пространстве».
Д. А. Медведев

Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России.
Реализация Государственных образовательных стандартов нового поколения, формирование единой системы оценки качества образования, модели инновационной деятельности педагогов высшей школыактуальные проблемы современного российского образования.
В Государственной программе четко определены основные приоритеты. Во-первых, это полное удовлетворение потребностей в дошкольных учреждениях. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет должны быть обеспечены качественной подготовкой для дальнейшей учебы в школе. Во-вторых, дети должны обучаться в хороших условиях, с использованием современного оборудования. Качество обучения должно соответствовать Государственным стандартам.

В-третьих, учебные заведения необходимо приспособить для полноценного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. А еще я думаю, одной важнейшей целью программы является повышение профессионального мастерства самих работников образования т. к. в конечном счете, успех образовательного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.
По моему мнению, современный педагог дошкольного образования – человек широкого кругозора, обладающий необходимыми компетентностями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.
Мир, в котором живет современное человечество, уже не может существовать без компьютерной техники и цифровых технологий. Поэтому современное образование не может существовать без внедрения информатизации в образовательный процесс.
Наш сегодняшний день – это быстро меняющийся калейдоскоп событий, дел, встреч, переговоров, обсуждений, принятия решения и прочих неотложных дел. Все нужно успеть. В таком активном ритме и темпе мы, педагоги, всё чаще используем новейших технических чудо-помощников, которые ежедневно служат нам.
Сегодня все мы и наши дети живем в век информатизации. Поэтому у нас формируются новые потребности и возникают новые возможности для развития и воспитания дошкольников. Продукты научно – технического прогресса стали повседневными средствами в моей педагогической деятельности.
«Ребенок — маленький исследователь», считал В. А.Сухомлинский, поэтому, на мой взгляд, дети, практически с маленького возраста начинают осваивать технические средства, так как они вызывают огромный интерес, особенно это заметно в процессе обучения по специальным учебно-развивающим программам. Постепенно дошколята становятся активными пользователями всех средств информационно-коммуникативных технологий.
В нашем детском саду широко используются мультимедийные технологии, которые, на мой взгляд, имеют преимущества перед традиционным обучением. Дети с удовольствием смотрят презентации, фильмы, слайды, которые позволяют расширить их кругозор и получить представление о целостной картине мира.
У ребенка повышается мотивация и интерес к окружающей жизни, новому, через использование современных технических мультимедийных средств.
Включаю в свою работу, я как педагог приобретаю много нового, повышаю уровень и качество своего мастерства. достижения научно-технического прогресса помогают мне в короткий срок сориентироваться в поиске нужной информации, в ее обработке и включении ее в образовательный процесс.
Дорогие коллеги!
Нам с вами посчастливилось жить в век стремительный, где технический прогресс диктует новые потребности: появляются и внедряются новые образовательные технологии, основанные на сочетании передовых научных идей и инновационной педагогической практики.
Давайте дерзать, творить, стремиться к совершенству, так как в области информатизации совершенству нет предела!

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 23rd Март, 2015
Вы находитесь:

Эссе «Образование в условиях кризиса: проблемы, пути решения, перспективы развития»

преподаватель МАУДО «ДШИ №2», пгт Зеленоборский, Мурманская область.
Описание материала: данная работа будет полезна тем, кто интересуется проблемами современного образования. Ее можно использовать для самообразования.
Цель: привлечь внимание к проблемам современного образования.
Задачи:
1. Обозначить актуальные проблемы образования.
2. Предложить варианты решения проблем.
3. Наметить перспективы развития образования.

Россия, как преемница Советского Союза, многое унаследовала от него, в том числе и систему образования. Советское образования, считавшееся в свое время одним из лучших в мире, сегодня безнадежно устарело. Знаниевая модель образования не способна в полной мере удовлетворять потребности быстро меняющейся действительности. Очевидно, что традиционная система образования находится в кризисе. Существует ряд нерешенных и нерешаемых проблем.
Одной из основных проблем российского образования является его низкая практическая направленность. Учащиеся школ, студенты вузов не умеют применять свои знания на практике. Головы студентов переполнены теоретическим материалом. В то же время многие из них имеют слабое представление о том, что конкретно они будут делать на своем рабочем месте.
Еще одной проблемой образования в России, на наш взгляд, является проблема слабой преемственности между различными уровнями образовательных учреждений. Детский сад не дает нужного для школы объема знаний. Для многих ДОУ основной остается так называемая функция призрения - главное, что дети накормлены и в безопасности, а задача обучения отходит на второй план. Во многих ДОУ наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Часто должность воспитателя занимают лица, не имеющие педагогического образования. Всё это негативно сказывается на качестве воспитания и обучения. В итоге детский сад не всегда создает ту платформу, которая необходима ребенку для успешного обучения в школе.
Школа, в свою очередь, также не дает нужного объема знаний, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Дети из небогатых семей не всегда имеют возможность воспользоваться этим. Следовательно, их шансы успешно сдать ЕГЭ и получить возможность поступить в престижный вуз, резко падают. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую.
Проблемой российского образования является слишком большой спрос на высшее образование и пренебрежение к среднему специальному образованию. Большая часть выпускников стремится поступить в вуз. Учреждения НПО (начального профессионального образования) и СПО (среднего профессионального образования) являются непрестижными. Учащиеся ССУЗ (средне специальных учебных заведений) воспринимаются, как неудачники. В результате на рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием и недостаток рабочей силы. Среди людей с высшим образованием высокий процент безработных.
Административный пресс «сверху» - еще одна существенная проблема российского образования. Усиление давления администрации, негативно сказывается на развитии системы образования. «Сверху» в административном порядке глушат инициативу «снизу». Работа педагога (начиная от воспитателя ДОУ и заканчивая преподавателем вуза) перегружена написанием всякого рода «бумажек». Требования, предъявляемые «сверху», толкают педагогов к формализации показателей. Звучат доклады, в которых произносится то, что хотят слышать руководители преобразований. При принятии управленческих решений, игнорируются рекомендации наук, связанных с образованием. Многие нововведения «реформаторов» непродуманны. Например, система ЕГЭ. Сама идея единого экзамена в рамках всей страны, достаточно продуктивна. Теоретически ЕГЭ должен дать выпускникам российских школ равные шансы на поступление в любой вуз страны. Но на деле эта система глубоко коррумпирована. Выбранный вариант проведения экзамена, критерии оценки знаний, умений, навыков не соответствуют современным представлениям о результатах образования. Система ЕГЭ возвращает к натаскиванию на выполнение тестовых заданий. Задачи развития и воспитания отходят на второй план.
Для преодоления вышеперечисленных проблем, на наш взгляд, необходимо, в первую очередь, внедрять компетентностный подход в систему образования. Этот подход позволит подготовить квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Необходима поддержка со стороны государства всех работников сферы образования – не только учителей, но и психологов, социальных педагогов, воспитателей, руководителей секций, кружков и т.д. Важно поднять престиж педагогических профессий, в первую очередь, пересмотрев уровень зарплат педагогов. Разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи. В противном случае в скором времени в школе будет некому работать или в педагогику придут те, кто не смог поступить в престижный вуз.
Для преодоления дисбаланса на рынке труда – слишком много специалистов с высшим образованием и недостаток лиц с рабочими специальностями, необходимо повысить престиж учреждений НПО и СПО. Сформировавшийся еще с прошлого века стереотип того, что данные учебные заведения – это сборище бездельников, хулиганов и тупиц, важно ломать. В школах для будущих выпускников надо вести просветительскую работу по поводу ССУЗ. Проводить презентации этих учебных заведений, объяснять перспективы трудоустройства и т.п.
Уменьшение давления на образовательные учреждения со стороны административной власти - необходимое условие для выведения системы образования из кризиса. Навязывание преобразований «сверху» неэффективно. Важно поддерживать педагогическую инициативу «снизу». Немаловажным является и учет рекомендаций наук, связанных с образованием. Игнорирование этих рекомендаций приводит к плачевным последствиям.
Необходимо серьезно реформировать систему ЕГЭ. Должна измениться форма проведения. Возможно введение двухуровневого экзамена – первый для всех выпускников, второй уровень для желающих поступить в вуз. Необходимо менять условия для поступления в высшие учебные заведения. Помимо результатов ЕГЭ ввести еще какой-то критерий. Важны продуманные меры для преодоления коррупции в сфере ЕГЭ.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что любые преобразования необходимо проводить с учетом мнения педагогической науки и других, смежных с ней наук. Если реформация проводится лишь «сверху» и в обязательном и безапелляционном порядке, то это ведет к недовольству, противостоянию и отчасти к саботажу.