Каковы цели совершенствования системы образования. Пути совершенствования российского образования

Понятие содержания образования, его научные основы и исторические тенденции развития

Компоненты содержания образования (См. схему 1).

Объективные факторы, влияющие на содержание образования:

– потребности общества (развитие производства, науки, техники, культуры);

– возрастающие духовные запросы людей.

Субъективные факторы:

– методологические позиции ученых.

Источники и принципы формирования общего среднего образования на современном этапе

Основные органично и диалектически взаимосвязанные источники содержания образования

– развитие науки, культуры; производство материальных благ; исторически опыт;

– развитие общественных отношений и духовных ценностей; содержание различных форм общественного сознания.

Современная школа преследует следующую тенденцию: от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению, формированию детской личности как целостного и гармоничного человеческого существа. В единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.

В педагогике существует система научных требований (принципов) к определению и совершенствованию содержания образования (по Б.Т. Лихачеву):

– общеобразовательный характер учебного материала;

– гражданская и гуманистическая направленность содержания образования;

– связь учебного материала с практикой;

– интегративность изучаемых курсов;

– развивающий характер учебного материала;

– воспитательный характер учебного материала.

4. Документы, определяющие содержание школьного образования.

Стандарт образования : вводный раздел, базовый компонент (обязательный минимум содержания образования), требования к уровню знаний и умений учащихся.



Учебный план – утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучяаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов. Отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. Составляются отдельно для дневных, вечерних. Заочных школ. Во времена СССР учебный план включал три компонента: союзный, республиканский, школьный. В современных учебных планах общеобразовательных школ нашей республики выделяются следующие три раздела:

Базовый компонент: обязательные предметы – русский и белорусский языки и литература, математика, физика, химия и др.

Дифференцированный компонент: предметы по выбору – иностранный язык и др.

Школьный компонент: предметы определяются Советом школы – этика, факультативы и др.

Учебная программа – утвержденный министерством образования документ. В котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Практических умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся при изучении данной учебной дисциплины. Учебная программа состоит из следующих подразделов:

Объяснительная записка , где определяются задачи данного предмета, особенности изучения отдельных тем и разделов применительно к историческим, национальным, географическим и др. условиям;

Перечень тем и количество часов на их изучение;

Обоснование практических занятий (лабораторные, демонстрационные и т.д.);

Указание на межпредметне связи , в соответствии с изучаемыми темами;

Перечень знаний и умений учащихся ;

Литературные источники для учителя и учащихся;

Критерии оценки знаний и умений учащихся.

Учебники, учебные пособия

Содержат указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, сводные хронологические таблицы, вопросы для самоконтроля. Содержание образования раскрывается в различных учебных пособиях: учебниках, хрестоматиях по литературе и истории, задачниках по математике, физике, химии, сборниках упражнений по языкам и т.д. названные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.

Пути совершенствования содержания образования

1. Общеобразовательная школа должна быть базовым звеном непрерывного образования

2.Интеграция учебных предметов в общеобразовательной школе

3.Усиление профессиональной ориентации и подготовки учащихся к выбору сферы труда.

4. Развитие индивидуальных способностей каждой личности, создание условий для творчества и практической деятельности учащихся

5. Организация дифференцированного обучения.

6. Укрепление материальной базы школ и других учебных заведений, внедрение новейших технических средств обучения, компьютеризация обучения



Дополнительная информация

Вольфганк Ратихий (1541 – 1633) – очень образованный человек, увлекался идеями Бэкона. Посетив Англию, познакомился с его сочинениями. Разработал свой новый метод, которым увлек многих коронованных личностей. Его приглашают обучать новому методу. Им было проведено множество экспериментов, но некоторые из них заканчивались неудачами и приписывались шарлатанству Ратихия. Его метод был направлен на обучение греческому, латинскому и др. языкам за короткое время. Ратихий держал свои методы в секрете от педагогов и говорил, что продаст их за большие деньги какому-нибудь королю с условием, чтобы ученые их защищали и пропагандировали.

Его метод заключался в следующем:

· Мальчики должны овладеть немецким языком, прежде чем начинать изучать латинский. Изучение проходит по книге Теренция. Учитель переводит каждое латинское слово буквально. В течении урока он должен перевести 2 раза три страницы, ученики следят по своим книгам, не задавая вопросов. Таким образом переводится вся книга.

· На втором этапе учитель один раз читает и переводит 3 страницы. Ученики повторяет эти же 3 страницы, а учитель исправляет ошибки. Таким образом, прочитывается весь Теренций вторично.

· На третьем этапе ученики по 2 раза читают таким же образом, а учитель поправляет.

· После приступают к изучению грамматики. Правила поясняются на немецком. Читается без перевода 10 раз.

· Затем, теоретическое усвоение правила закрепляется применительно к сочинению Теренция. Его снова читают с самого начал, и учитель делает применение правила. Надо отыскать 20 примеров, каждый из них повторить 6 раз.

Каптерев П.Ф. История педагогики: Курс лекций. Ижевск, 1996. С. 176 – 180


Практические задания

Задание 1

Вставьте нужные слова

Задачи дидактики заключаются в том, чтобы описывать и объяснять………………………………, разрабатывать более совершенную организацию……………………………..обучения, а также новые………………………………системы.

Идеальное представление о конечном результате обучения называется………………………………………………

Документ, который задает состав предметных знаний и уровень их предъявления учащимся, называется…………………………………………

Задание 2

Постройте логическую схему «Содержание образования»


Задание 3

Какие из документов, определяющих содержание образования, характеризуются ниже?

1. Содержит подлежащий усвоению учебный материал. Обеспечивает его научную достоверность, доступность, краткость, ясность, четкость, сжатость изложения, эстетическое оформление, наличие хороших рекомендаций об использовании рациональных приемов действий учащихся с учебным материалом, проверку и самопроверку результатов учения.

2. Определяет состав учебных дисциплин, количество часов, отводимых на изучение в каждом классе. Обозначает продолжительность учебного года, четверти, каникул.

3. Содержит объяснительную записку о целях, задачах изучения дисциплины, перечень ее разделов, тем, учебных вопросов, число часов, отводимых на их изучение, раскрывает особенности базисного и школьного учебного содержания, требования к знаниям, умениям и навыкам, формы, методы, средства преподавания данного предмета, перечень учебного оборудования, наглядных и технических средств обучения.

Задание 4

Установите соответствие

1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН А. Совокупность программно-методических учебных материалов, наглядных пособий, учебного оборудования и технических средств обучения, используемых в процессе преподавания учебного курса.
2.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Б. Книга для учащихся, в которой систематизированы основы знаний той или иной отрасли науки, техники, культуры.
3.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В. Нормативный документ, содержащий перечень изучаемых в учебном заведении предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.
4. УЧЕБНИК Г. Нормативный документ, который задает состав знаний, умений и навыков и уровень их предъявления учащимся.

Задание 5

Установите соответствие

1.ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ А. Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умениях и навыках, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности.
2.ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Б. Способы организации учебного процесса.
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В. Усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности.
4.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Г. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития.
5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Д. Исходные руководящие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников.

Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь во многом зависит от уровня и качества образования граждан, от их знания правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, и умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований.

Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигнет 7% от ВВП (1990г. – 4,4%, 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).

Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

    создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;

    обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;

    повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;

    обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования является повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по:

    завершению реформы общеобразовательной школы;

    последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;

    научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;

    внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;

    обновлению и расширению материально-технической базы;

    обеспечению широкою выбора образовательных программ и услуг;

    рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.

Намечается повысить индекс уровня образования в стране к 2010г. до 0,960, а к 2020 г. – до 0,980, против 0,950 в 2002 г.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны одним из ключевых вопросов на этом этапе должно стать повышение социального статуса учителя и его роли в обществе.

В 2011–2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Предстоит реализовать ряд организационных мер:

    оптимизировать сеть учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, не нарушая права граждан на получение образования;

    развивать сеть учреждений образования нового типа, создавать университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней;

    сформировать эффективный механизм трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и регионам;

    разработать системы дистанционного обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и воспитания учащейся молодежи;

    повысить квалификационный уровень преподавательского состава и эффективность использования кадров.

Особую значимость для Беларуси в этот период приобретает опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей постиндустриальной цивилизации. В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств личности, его способностей к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знаний и совершенствованию профессиональной компетенции.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач необходимо довести уровень общих расходов на его развитие к 2006 г. до 10% от ВВП, сохранив его и на период до 2020 г., создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Беларуси в мировой образовательный процесс.

Изменения в системе образования происходят под воздействием определенных факторов – причин или движущих сил определенного процесса. К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести:

а) политико-экономическую трансформацию страны , изменившую требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, а участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980 – начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ "Об образовании" и Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В период кризисного развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. В этой связи как фактор, тормозящий развитие образования, следует отметить хроническое его недофинансирование, требующее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;

б) социальную политику государства, в той или иной мере призванную учитывать интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие сети образовательных учреждений и системы образования в целом в той или иной стране происходит в ходе реализации государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер: одни учебные учреждения предназначены для представителей более обеспеченной части общества, другие – для сравнительно бедной.

В ближайшее будущее в условиях реально существующего демографического спада контингент обучающихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работников образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. В настоящее время произошел переход на новую систему оплаты труда педагогов: к основной базовой части зарплаты педагога, определяемой образовательным цензом работника и его педагогическим стажем, добавляются компенсирующие и стимулирующие надбавки, существенно дифференцирующие работников по их отношению к своей трудовой деятельности.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения;

  • в) исторический опыт и национальные особенности в сфере образования . Система образования каждой страны формируется под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, различной ступенчатости средней школы (в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса) и т.д. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в области образования. В частности, в нашей стране существует уникальная система дополнительного образования детей, призванная удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности будущих взрослых;
  • г) общие тенденции мирового развития – ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, как:
    • – переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
    • – возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
    • – динамичное, но не всегда поступательное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности ;
    • – возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;
  • д) педагогические факторы . Их влияние на развитие системы образования довольно многообразно. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. были сформулированы базовые параметры модернизации школы . Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа" . Ее составляющими стали пять направлений .

  • 1. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования, поэтому в сжатые сроки необходимо разработать новое поколение образовательных стандартов.
  • 2. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
  • 3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю, в этой связи возникает необходимость разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Причем новые кадры совсем не обязательно должны иметь только педагогическое образование.
  • 4. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно; если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Особое внимание Президент РФ обратил на то, что российская школа не имеет права быть "ветхой" – как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе должно быть комфортно и психологически, и физически.

5. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе: к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально-педагогическое сообщество, но и все социально ответственные граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

  • – обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • – достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • – формирование в системе образования нормативноправовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • – повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • – развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является ориентация на социальную адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации и дальнейшего развития образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению. Результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. В этой связи необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

В современных условиях все более значительную часть информации обучающиеся получают самостоятельно – в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за допущение фактов демонстрации и пропаганды насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

В рамках модернизации российского образования осуществляются меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы :

  • – разрабатывается механизм введения государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической);
  • – создастся нормативно-правовая база для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);
  • – отрабатываются механизмы соучредительства и софинансирования образовательных учреждений;
  • – обеспечивается расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;
  • – осуществляется поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;
  • – развивается система негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;
  • – обеспечивается повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

  • Под профессиональной мобильностью понимается переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую, осуществляемый двумя путями: но горизонтали – переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии, и по вертикали перемещение индивида из одного профессионального пласта в другой.

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

время обучения: 1 сессия: 02.06 – 06.06.2014 г.

2 сессия: 16.06 – 20.06.2014 г.

Выполнила

Данилова Лидия Андреевна,

Директор ГБОУ ООШ с. Чёрновка

муниципального района Кинель-Черкасский

Самара, 2014

1. Введение.

1.1. Управление качеством образования как педагогическая проблема____________________________________________ стр. 8

1.2. Сущность понятия «качество образования»____________ стр. 9

1.3. Специфика управления качеством образования__________ стр. 10

1.4. Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся________________________________ стр. 11

2. Выводы___________________________________________ стр. 12

3. Заключение________________________________________ стр. 13

4. Литература________________________________________ стр. 14

  1. Введение.

Проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования.

Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования дает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.

Стратегическая задача модернизации образования.

Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»

(Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.)

Противоречия управления качеством образования:

В связи с этим стали в большей мере осознаваться противоречия между: пониманием того, что приоритетным направлением в деятельности администрации современного общеобразовательного учреждения является управление качеством образования учащихся и недостаточностью его научного обоснования; объективной потребностью практики учебных заведений в создании внутришкольных систем управления качеством образования учащихся и отсутствием педагогического обеспечения, раскрывающего системный подход к решению проблемы.

Ожидаемые результаты:

Создание модели управления качеством образования в школе, включающей «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика;

Создание модели непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированной на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся;

Система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей);

Банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей;

Банк оценочных материалов для трёх ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 9, кл.).

Цель:

разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.

Основные задачи:

Разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества образования»;

Разработать новые параметры качества образования на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы;

Разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся (в соответствии с приоритетами программы развития школы);

Разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).

В Концепции развития под качеством образования понимается

«степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям».

(Комплексный проект модернизации образования).

Качество образования в школе

– это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне.

Основные направления управления качеством образования :

Качество управления школой;

Качество проводимых уроков;

Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости;

Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ГИА;

Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

Определение уровня воспитанности учеников;

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в классах и школе;

Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.);

Качество организации учебно-воспитательного процесса;

Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью:

- внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий;

Создания творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования;

Сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления;

Эффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.

Параметры качества на уровне школы на первом этапе:

  • обученность, обучаемость учащихся;
  • адекватность достигаемых результатов образования;
  • результаты ГИА;
  • уровень достижений в олимпиадах;
  • уровень спортивных достижений;
  • уровень участия в творческих конкурсах и выставках;
  • достижения и победы учителей школы;
  • воспитанность учащихся;
  • отношение к школе учеников;
  • показатели здоровья учителей и учащихся;

На уровне учителя:

  • психологический климат в классе;
  • качество проведения уроков;
  • качество проведения внеклассных мероприятий;
  • качество работы с документами;

На уровне ученика:

  • личная успеваемость и воспитанность;
  • победы в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях;
  • смотивированность учащихся на образование;
  • сформированность общеучебных умений и навыков;

Основные направления программы развития школы:

  • обеспечение качества и доступности образования;
  • совершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихся;
  • усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП;
  • повышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельности;
  • расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы.

1.1. Управление качеством образования как педагогическая проблема. Одной из ведущих тенденций модернизации образования в России является усиление внимания к проблеме совершенствования его качества, что требует разработки концептуальных подходов к нахождению путей ее решения. Модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер.

Социальный аспект решения названной проблемы раскрывается в соответствии качества образования запросам общества, страны и жизненным потребностям людей. Это предъявляет особые требования к современной школе, которая должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями социальных навыков и умений, что, в свою очередь, обусловливает усиление внимания к результативному поиску педагогических решений. В педагогическом плане качество образования рассматривается с двух позиций: во-первых, как степень соответствия образовательной системы установленным требованиям и качеству предоставляемых учебным заведением образовательных услуг; во-вторых, как результативность образовательного процесса, отвечающая запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей. Решение проблемы повышения качества образования учащихся связано с организацией учебно-воспитательного процесса в современной школе и особенностями осуществляемого в ней управления. В сущности, речь идет о наличии связи между качеством образования как результата и качеством организуемого в учебном заведении образовательного процесса, благодаря которому при определенных условиях этот результат достигается. Иными словами для достижения качества образования управление должно быть также качественным, что предполагает поиск, разработку и практическое внедрение новых форм и методов управленческой деятельности, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата.

1.2. Сущность понятия «качество образования». Вместе с тем проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования. Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования детерминирует необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.

1.3. Специфика управления качеством образования.

Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности оперативного характера, имеющих определенное функциональное назначение, и обусловливающих достижение прогнозируемых результатов, отвечающих требованиям социального заказа общества.

Качественная специфика результатов образовательного процесса определяется степенью обученности (успеваемостью) и личностным ростом учащихся, под которым подразумевается развитие их личностных функций, включающих мотивацию и самореализацию.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы управления качеством образования учащихся определила выбор темы итоговой работы «Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе».

  1. Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся.

Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий. Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей, качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами,

для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом, для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников, для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

Проектирование эффективной действующей системы управления качеством определяется множеством условий и факторов, создающих дискомфорт или, напротив, обеспечивающих адаптивность.

Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

1). Квалифицированный педагогический состав;

2). Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;

3). Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

4). Благоприятная среда общения со сверстниками.

Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем; развитие рынка образовательных услуг: неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др. Все эти причины, бесспорно, являются предпосылками, дающими достаточные основания ученым и практикам для поиска эффективных механизмов управления качеством.

Выводы.

На основании вышесказанного делаем вывод, что качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.

Для задач управления качество образования рассматривается как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. И вот в этом направлении очень важно владеть навыками управления учителю – предметнику, классному руководителю, специалисту- работнику школы.

Заключение.

Новые социально-экономические условия развития России влияют на современные тенденции образования, что проявляется в социальном заказе на выпускника современной школы, в высоких требованиях к качеству его образования.

В научной литературе последних лет уделяется значительное внимание вопросам повышения качества образования, которое рассматривается, во-первых, как результат учебной деятельности школьников; во-вторых, как показатель организации учебно-воспитательного процесса. Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса закономерно обусловливает привнесение соответствующих изменений в управленческую деятельность администрации образовательного учреждения.

Основной целью управления в традиционном плане было повышение успеваемости и уровня воспитанности учащихся. В условиях действия личностно ориентированной парадигмы образования этого оказалось недостаточно, т.к. необходимо добиваться не только повышения степени обученности учащихся, но и содействовать их личностному росту.

На основе анализа и обобщения мнений различных исследователей в работе предлагается следующее определение этому понятию. Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности, обусловливающих достижение качественной специфики результатов образовательного процесса, определяемой уровнем обученности и личностным ростом учащихся.

Эффективность управления качеством образования учащихся характеризуется совокупностью таких показателей, как целенаправленность (ориентированность на результат); системность управления, раскрывающаяся во взаимосвязи и взаимодействии его разноплановых функций; оперативность, предусматривающая своевременное внесение необходимых корректив; инновационность, основанная на творческом подходе к организации процесса управления.

Список литературы:

1. Абдрахманова Г.С. Качество образования / Г.С. Абдрахманова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003.- С. 253-254.

2. Бермус А.Г. Управление качеством образовательных процессов / А.Г. Бермус // Народное образование. 2003. - № 2 . - С.45- 46.

3. Бордовский Г.А. и др. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб.: Нева, 2001.-359 с.

4. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении /В.Г. Быкова // Завуч. 2004. - № 6, 7. - С.87-106.

5. Муратова В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся / В.К. Муратова. Саратов: Заволжье, 1994. -22 с.

6. Управление качеством / Ред. С.Д. Ильенкова. М., 2000 - 199 с.

7. Управление качеством образования / Ред. М.М. Поташник. М., 2000.-444 с.

8. Управление качеством образования / Сост. О.Е.Лебедев. М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с.

9. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой Л.И. коллектив / Р.Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -207 с.

10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. - 354 с.


Качество образования в школе - важнейший показатель успеха школы и важнейшая задача внутришкольного управления.

Данное понятие в настоящее время трактуется по разному, неоднозначно, т.к. управляемый объект (качество образования) еще недостаточно изучен и описан, а сама его сущность вызывает споры и дискуссии.

Одни сводят качество образования к качеству обучения (когда под качеством образования понимается % учащихся, закончивших отчетный период на “4” и “5”)

Другие под качеством образования понимают качество обучения и всего воспитания , а потому буквально за все спрашивают со школы. Директору часто приходится оправдываться за те или иные вещи (пьянство, наркомания,
воровство). Хотя всем ясно, что ребенок формируется не только школой, но и семьей, социумом, СМИ. И школа, хоть и значима, но не всесильна и за отрицательное воздействие на школьников всех факторов воспитания не может нести ответственность.

Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности . Правда никто точно не знает, как эту развитость измерить, описать, охарактеризовать.

Четвертые под качеством образования понимают количество выпускников, поступивших в вузы . Это застарелая ошибка и школьных педагогов, и управленцев, и родителей. Дело в том, что у нас в стране ежегодно в вузы поступают около 30% выпускников школ. А что остальные - отбросы общества? Они не смогут создать хорошей семьи или производить материальные блага?

В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании “Качество образования выпускников” трактуется как определенный уровень знаний, умений и навыков; умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательных учреждений в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Качество образования увязано с планируемыми целями, т.е. под “определенным уровнем” всех этих показателей понимаются показатели, спрогнозированные в зоне потенциального развития конкретного выпускника.

Другое определение: “Под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и планируемыми целями воспитания и обучения”.

Какие же задачи призвано решать каждое образовательное учреждение в связи с качеством образования?

  1. Моделирование (на основе анализа существующих достижений, проблем, прогноза перспектив) желаемого уровня качества образования. Что фактически означает построение моделей выпускников школы.
  2. Обеспечение такого функционирования и таких инноваций, которые бы обеспечивали заданный, смоделированный вами уровень качества.
  3. Постепенное обеспечение повышения качества (смена требований к результатам образования, перевод их в новое качество с изменением требований внешних заказчиков)
  4. Диагностику, мониторинг имеющегося уровня качества образования.

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Главный приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Одна из задач модернизации образования: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому образовательными учреждениями и ограниченностью применяемых методик и технологий в процессе управления. Чтобы проанализировать вопрос об условиях управления качеством образования, необходимо, прежде всего, рассмотреть сам управляемый объект. Главным объектом в школе выступает образовательный процесс, протекающий как на учебных занятиях, так и в системе воспитательной работы. Анализируя этапы развития школы, мы попытались ответить на три основных вопроса. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? /Из опроса и соответствующей литературы./

Государство - хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной,мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование /концепция модернизации Российского образования/.

Макросоциум - хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе.

Микросоциум - хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный /100% опрошенных/.

Родители - хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ /65% опрошенных/

  • чтобы ребенок получил образование в профильном классе /60% опрошенных/
  • чтобы ребенок просто находился в школьном пространстве до16 лет, потому что куда ему еще деваться /26% опрошенных/
  • чтобы ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе /52% опрошенных/ в связи с отдаленностью школы от центра досуговой деятельности; а то, что есть в микрорайоне, не полностью их удовлетворяет.

Ученики - хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, иметь учебный успех, получить качественное образование.

Анализ итогов социальной диагностики микрорайона школы показывает:

  • недостаточно высокий уровень образованности,
  • достаточно высокий процент неблагополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка,
  • вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям.

Картина довольно пестрая: от детей с высоким уровнем развития, обладающими интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способности нашего ученического контингента определил приоритеты нашей школы.

Приоритетные направления работы школы.

1. Усиление личностной направленности образования /новые технологии/.

2. Обновление содержания образования /введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов/.

3. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни /медико-психологическая служба, программа “Здоровье”/.

Школа находится в состоянии функционирования и развития. Создана нормативно-правовая база в школе: программа развития, образовательные программы, сквозные программы по предметам, локальные акты школы, приказы, распоряжения муниципальных и региональных органов власти, соответствующий учебный план.

Для учащихся начальной школы введены уроки информатики, иностранного языка, курсы “Математика и жизнь”, “Математика для всех”, “Флора и здоровье”, “Экология для младших школьников”, “Развивающие игры”. В среднем звене - пропедевтические курсы “Наглядная геометрия” (5- 6 класс, Шарыгин), “Физика, химия” (5-6 класс, Гуревич), “Химия” (7 класс), “География родного города”, практикум по решению задач и дидактическая система развивающего обучения Занкова в среднем звене. В старшей школе наряду с традиционной системой обучения открыты классы углубленного изучения математики, физики, химии, биологии и практические курсы повышенной сложности, которые ведут преподаватели Анжерского филиала Кемеровского университета.

Серьезной вехой в развитии школы стало участие в федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержание общего образования, где отрабатывается модель профильной школы. Для учащихся нашей школы осуществляется программа “Школа в школе” - это экологическая школа и летняя естественно-математическая школа на базе загородного лагеря “Арчекас”. Все это дает возможность поднять на новый качественный уровень наши воспитательно-образовательные возможности, преподавательское мастерство и увидеть педагогические перспективы.

Школа получила признание в общероссийском масштабе: она трижды лауреат премии “Школа года” - 2001, 2002, 2003 г., является “Школой высшей категории – 2004”, “Академической школой-2004”, “Академической школой-2006”, “Школой России-2006” и входит в состав Академии творческой педагогики под руководством Рувинского Л.И.. В 2006 году удостоена гранта 10000 лучших школ России.

Качество образование учащихся есть результат воспитательно-образовательного процесса, который зависит от таких условий, как кадровая, научно-методическая, материально-техническая, мотивационная, финансовое обеспечение школы. И в этих условиях на первом месте стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качества преподавания. Область кадровой политики - основа основ школы. Это не только создание благоприятного микроклимата в трудовом коллективе, но и постоянный профессиональный рост учителя, и внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Способность учителей работать с новыми технологиями.

Педагогов школы отличает творчество и высокий профессионализм, благодаря которым они являются постоянными участниками и дипломантами различных конкурсов и фестивалей российского, областного и районного уровней. 4 педагога занесены в российскую энциклопедию “Одаренные дети”. В 2006 году 15 педагогов школы получили грант “50 лучших учителей города и района”, 1 педагог - грант “100 лучших учителей Кузбасса” и 8 педагогов - грант “10 000 лучших учителей России”.

Школьные педагоги-исследователи возглавили кафедры, творческие лаборатории, научное общество учащихся. Они ведут постоянно действующие семинары, которые являются научно-методической мастерской. Наша школа, строя идею образовательного пространства, реализует личностно-ориентированную технологию. По Кларину мы применяем в воспитательно-образовательном процессе более эффективные подходы - это проблемно-поисковый, деятельностный, коммуникативный, игровой.

Важную роль в профессиональном становлении педагога играет методическая служба, которой руководит методический совет. Это важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива. Для повышения профессионального роста учителя используются следующие формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, получение второго образования, постоянно действующие семинары, школа молодого учителя, педсоветы, работа в методических объединениях, кафедрах, творческих лабораториях. Более подробно с методической работой школы вы познакомитесь на секциях. Какова роль руководителя в профессиональном становлении педагога? Как отследить эффективность управленческой деятельности в этом направлении? Для этого проводим отслеживание, как идет процесс творческого развития коллектива, как члены коллектива оценивают себя и каковы их проблемы, как их решить, каков морально-психологический климат, т.е. мониторинг управленческой деятельности.

Показателями эффективности системы управления являются:

  1. Результативность обучения, воспитания, развития.
  2. Рациональные затраты времени учителя.
  3. Появление потребности в самообразовании, в творческом поиске
    учителя.

Чем выше профессионализм учителя, тем значительнее изменения в основных результатах воспитательно-образовательного процесса. Это один из важных показателей эффективности управления качеством образования. Одним из условий эффективного и грамотного управления является умение простроить оптимальную структуру управления. Административно-управленческая работа школы обеспечивается следующим кадровым составом:

  • директор,
  • зам. директора по контрольно-инспекционной деятельности,
  • зам. директора по научно-методической работе,
  • зам. директора по организационной работе,
  • зам. директора по воспитательной работе,
  • зам. директора по БЖ,
  • зам. директора по административно-хозяйственной деятельности.

Высшим органом управления в школе является педагогический совет, при необходимости созываются малые педсоветы. Важным элементом демократизации школы является делегирование функций управления членам педагогического коллектива, т.е. переход от вертикального управления к горизонтальному. Коллегиальное управление коллективом выражается в активных функциональных и общественных помощников администрации школы, заинтересованных в общем деле, в сотрудничестве:

  • научно-методический совет,
  • аттестационная комиссия,
  • руководители методических объединений,
  • зав.кафедрами и лабораториями,
  • родительский совет,
  • медико-психологическая служба школы,
  • совет школьного музея,
  • кураторы вузов, с которыми школа сотрудничает по договорам /ТУСУР, СМГУ, АФ КемГУ/.

Делегирование ряда прав и полномочий учителю превращает школу в самоуправляющуюся систему. Делегирование прав и полномочий в каждом звене управления - это рациональное использование сил и времени руководства. В летний период исполняющим обязанности директора традиционно назначается педагог, кроме того, учителя руководят пришкольным лагерем, летней естественно-математической школой, учебной практикой, методобъединениями, экологической школой, заведуют кафедрами, творческими лабораториями, руководят проектами и программами. Это очень дисциплинирует педагогический коллектив, повышает ответственность и стимулирует профессиональный рост.

Центральное место в процессе решения вопросов принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Итак, чтобы грамотно и оперативно управлять, необходимо владеть точной информацией о деятельности школы. Для этого необходимо внедрять систему педагогического мониторинга в управление школой. Фундаментальной основой механизма управления качеством образования должен выступать психолого-педагогичекий, медицинский и социальный мониторинг. Нашей аналитической группой разработана структура педагогического мониторинга, которая есть в ваших папках, и вы с ней познакомитесь на секции.

Проанализировав ресурсное обеспечение школы пришли к выводу, что школа готова принять социальный заказ, обеспечив успешность обучения и качественность образования, максимально способствовать социальной адаптации учащихся.

Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит, прежде всего, от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовного и творческого потенциала. Для этого принципиально должен измениться взгляд на образование: не овладение учащимися Зунами, а становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности .

И это может быть обеспечено школой, если ее сущностью станет качество образования. Необходимыми условиями для освоения системы качества образования является:

  • осознание педагогическим коллективом новой парадигмы образования - личностно-ориентированного подхода;
  • изменение отношения к процессу и результатам своего труда всех членов педагогического коллектива /мерой оценки деятельности педагога становится развитие конкретного ученика; результаты измеряются не относительно других учеников, а в сравнении с предыдущим результатом/;
  • эффективная система информационного обеспечения /мониторинг требует компьютеризации управления/.

Качество преподавания, качество знаний, качество развития, качество воспитания личности - ключевые понятия внутришкольного менеджмента. В его основе заложено: “Качество знаний, воспитания и развития личности - это не проблема. Это результат разрешения всех проблем школьной жизни!”.