Дефекты речи у взрослых исправление. Как исправить дефекты речи у детей дошкольного возраста: простые, но эффективные упражнения

В современном мире внешний облик человека напрямую связан с его успешностью в делах, личной и общественной жизни. Большинство из нас тратит немалые деньги и время на подбор качественного стильного гардероба, приобретение средств по уходу за телом, косметики. Мы получаем образование, стараемся следить за новинками кино и литературы, покупаем всё более новые гаджеты. Все эти атрибуты позволяют нам чувствовать себя более уверенно, воплощая образ успешного человека.

Важнейшим и неотъемлемым элементом внешнего облика человека является его речь. И если в речи присутствует заметный дефект – нарушение голоса, картавость, заикание, запинки, трудность произношения определённых звуков, проблемы темпа речи – ни дорогая одежда, ни самый навороченный смартфон не улучшат общей картины. Особенно важно иметь красивую, внятную, чёткую речь для людей, работающих в сферах преподавания, управления, юриспруденции, торговли и других, где требуется постоянное общение, и где успех зависит от впечатления, которое производит человек.

Бытует мнение, что если в детстве человек не занимался с логопедом, не исправил нарушения речи, то во взрослом возрасте скорректировать речь невозможно. Это не так. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки.

Как выбрать логопеда для взрослого человека?

  1. Обратите внимание на образование логопеда. Лучше, если это будет логопед-дефектолог, так как такая подготовка предполагает наличие качественных знаний в области нейрофизиологии, неврологии, психофизиологии, патопсихологии речи, то есть знания не педагогические, а медицинские. Это является гарантией того, что речевая диагностика и коррекция будут осуществлены качественно.
  2. Общий опыт работы логопеда должен быть не менее 2-3 лет.
  3. Важно, чтобы логопед имел опыт работы именно с Вашим типом нарушения речи (особенно если речь идёт о заикании у взрослых или афазии, нарушении голоса).
  4. Важно, чтобы у специалиста была возможность принимать Вас в удобное для Вас время, при необходимости — возможность выезда на дом (в офис), поскольку заниматься придётся регулярно на протяжении нескольких недель.

Как проходит первое занятие с логопедом?

На первом занятии обязательно проводится речевая диагностика . Логопед собирает необходимую информацию Вашего анамнеза, исследует особенности Вашей артикуляции, дыхания, тонуса прилегающих мышц. С использованием специальных логопедических методик выявляет причину нарушения речи.

После диагностики логопед рассказывает о выявленных дефектах и необходимых мерах по их устранению, а также определяет прогноз и режим последующих занятий. После этого начинается коррекционная работа, которая включает те методики, которые оптимально подходят клиенту с учётом результатов диагностики. Кроме того, специалист может давать домашние задания для закрепления новых речевых навыков, ведь важно не только «поставить» нужный звук, но и ввести его в речь, что требует постоянной практики.

Сколько занятий с логопедом потребуется?

К сожалению, заочно нельзя определить, сколько именно потребуется занятий в каждом конкретном случае. Очень многое зависит от анатомических особенностей артикуляционного аппарата и других индивидуальных причин нарушения речи. Как правило, в среднем курс включает 5-10 занятий с логопедом для коррекции нарушений звукопроизношения. Для более сложных нарушений речи (заикание, афазия, патологии голоса) необходимо больше времени. Достоверный ответ о количестве занятий даст специалист после проведения диагностики речи.

25 05.2016

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Давно ли вы просматривали видеозаписи с вашими детками, когда им было около 3 лет? Помните, как потешно было слушать их собственные слова, отдаленно напоминающие оригинал, и переводить для знакомых смешные выражения, которые могли понять только вы. Тогда вы этим умилялись, а когда малышу исполнилось 5-6 лет, вы занервничали. Его сверстники уже давно говорят чисто и понятно, а ваш карапуз коверкает слова, переставляет звуки, а некоторые вообще не выговаривает.

К сожалению, родители часто сталкиваются с такой проблемой, как дефекты речи у детей. Некоторых пугает сама формулировка – дефект. Мы привыкли вкладывать в это слово все самое плохое, что может быть. Давайте разберемся. Дефект – это некоторое нарушение целостности, чего-то присутствующего. Что касается речи, не будем усугублять положение своими домыслами. Это хорошо, что она (речь) есть в принципе. А устранить дефект – это работа по коррекции наличия, а не борьба за возникновение.

Дефекты речи чаще всего имеют место в дошкольном детстве, это возраст от 2,5 до 5 лет, когда у ребенка уже есть необходимость выражать свои мысли словами.


N . B . Прислушайтесь, как вы разговариваете с малышом. Чиста ли ваша собственная речь настолько, чтобы требовать от ребенка воспроизведения ваших слов верно с точки зрения фонетики? Если родители говорят на машину «масина», то ребенок и узнает ее как «масину». А машина становится новостью для него.

Характеристика дефектов речи

Не будем утверждать, что вина за развитие дефектов речи заключена только лишь в родительском лепете. Конечно, многие и сами понимают, что для ребенка речь близких – пример, на который они равняются. Но есть случаи, когда у крохи развиваются дефекты речи по другим причинам. Рассмотрим, какие бывают дефекты речи у детей и их виды.

  • Дислалия или косноязычие. Это нарушение относят к возрасту более 4 лет. Оно характеризуется заменой звуков в словах при хорошем словарном запасе и отсутствии нарушений слуха. Такой малыш вместо «рыба» скажет «лыба» или, как маленькая героиня известного фильма, «селедка».
  • Ринолалия. Этот дефект связан с физиологическими нарушениями артикуляционного аппарата. Такое может случиться при расщеплении неба, мягкого или твердого, травмах носоглотки. При этом звуки как будто доносятся из глубины колодца, звучат гнусаво, слова трудно разобрать, изменен тембр голоса. Подобный дефект может быть установлен, если у малыша аденоиды, полипы или искривление перегородки носа.
  • Дизартрия. Из-за того, что мышцы лица малыша не обладают достаточной подвижностью, речь его замедленна, язык неповоротлив. Ему трудно произнести слово. Основой подобного дефекта считается нарушение центральной нервной системы и двигательных функций. Заболевание требует комплексной терапии.
  • Алалия. Такой дефект характеризуется частичным или полным отсутствием речи, при этом малыша отменный слух о ин проявляет желание общаться. Ведущую роль у такого ребенка играют жесты и мимика. Специалисты связывают это с нарушением речевых центров в левом полушарии головного мозга, которые имели место еще в период внутриутробного развития или в самом раннем младенчестве. Причем, течение подобной ситуации может разворачиваться по двум сценариям:
  1. Когда кроха понимает речь окружающих, но у него не получается воспроизвести ее – моторная алалия
  2. Когда понимание речи взрослых отсутствует, соответственно, воспроизведение исключено – сенсорная алалия

  • Тахилалия. Ребенок с таким дефектом обладает очень высоким темпом речи, он тараторит слова. При этом не допускает критичного количества ошибок в словах и предложениях.
  • Брадилалия. Антипод тахилалии. Речь малыша замедленная, он растягивает звуки, особенно гласные. Брадилалия отмечается у детей с общим нарушением некоторых познавательных процессов, мышления, внимания, нередко это случаи с отставанием в моторном развитии.
  • Заикание или логоневроз. К подобным проявлениям склонны дети в возрасте от 2 лет, когда овладение речью начинает стабильно набирать темп. Возникновение подобного симптома может быть результатом психологических проблем и нарушением комфортного климата в семье. Речь малыша характеризуется сложностью проговаривания всего слова целиком, вместо этого ребенок как будто застревает на первом слоге и повторяет его несколько раз, пока у него получится произнести слово полностью. Это еще связано с напряжением речевого аппарата. В спокойной обстановке заикание у ребенка пропадает, а некоторые жизненные ситуации заставляют малыша волноваться, и логоневроз проявляется снова.
  • Дисграфия и дислексия. Этот дефект может присутствовать у детей 5-6 лет, когда овладение письменной речью и чтением затруднено или не приносит никакого результата.
  • Афония и дисфония. Когда органы голосового аппарата подвергаются изменениям, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие или значительное изменение голоса.

N . B . Не примеряйте все на своего карапуза. Диагностику должен проводить только человек со специальным образованием, ваши диагнозы могут усугубить ситуацию. Если вы хотите оценить развитие речи вашего ребенка, воспользуйтесь услугами логопеда. Опасайтесь делать скоропалительные выводы и принимать необдуманные решения.

Чтобы не упустить драгоценное время, родителям следует знать, каковы особенности речи у детей разного возраста, и когда обратиться за консультацией к узкому специалисту.

Пора посетить логопеда

Развитию речи родители должны уделять должное внимание, начиная с первых дней жизни крохи.

Период раннего детства – это фундамент, который является основополагающим фактором для дальнейшего развития речевых навыков. В возрасте 12 месяцев малыш должен произносить несколько двусложных слов, как правило, до 10.

Но нередки случаи, когда малыши в 3 года практически не говорят. Этот факт обязательно должен насторожить родителей, ребенка необходимо показать специалисту с целью согласования дальнейших действий.

Чаще всего дефекты речи у малышей 3-4 лет возникают на фоне особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка – короткая уздечка языка, высоко расположенное небо или неправильно сформировавшийся прикус. Выявить причины и назначить курс коррекции родителям поможет визит в логопедический кабинет.

N . B . Какие смешные слова свои или своего ребенка вы можете вспомнить? Занимались ли вы лично с логопедами в детстве? В каком возрасте обратились за консультацией?

Также не стоит пренебрегать посещением логопеда, когда в возрасте 4-5 лет у вашего малыша отмечаются дефекты речи, которые выражаются в плохом произношении отдельных звуков или некоторые из них отсутствуют в речи вовсе. Обычно у детей возникают проблемы с произношением шипящих, свистящих и сонорных звуков, в формировании которых участвуют небо, зубы и кончик языка.

Логопед решает задачу постановки звуков, а родителям предстоит поддержка и закрепление материала, проведение упражнений ежедневно и контроль выполнения всех требований специалиста.

Если у ребенка в 5-6 лет возникают дефекты речи, то это повод задуматься родителям о существующей проблеме. Конечно, время несколько упущено, но попытаться наверстать стоит. Ведь малышу предстоит поступать в 1 класс, а там будут новые знакомства, новый коллектив, новые требования. И вряд ли некоторые дети смогут промолчать, чтобы не поддразнить вашего ребенка за неправильное произношение.

Дефекты в речи 7 летних детей уже не поддаются слишком глубокой коррекции, ведь артикуляционный аппарат уже достаточно сформирован, и переустановить язычок довольно сложно.

N . B . Не допускайте насмешек со стороны детей или взрослых, если ваш ребенок заикается или не выговаривает все звуки. Будьте поддержкой для своего чада, он должен знать, что в любой ситуации может к вам обратиться за помощью и советом. И это не будет воспринято как ябедничество.

Тренируем речевой аппарат

Чтобы исправить дефекты речи у детей, логопедами разработаны общие рекомендации и упражнения, призванные помочь детскому речевому аппарату стабилизировать состояние и наладить процесс передачи речи.

Самые распространенные проблемы у детей возникают, как уже говорилось, с произношением свистящих, шипящих и носовых звуков. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно исправить дефекты речи вашего малыша.

Чтобы эффект закрепился, ежедневно делайте с ребенком артикуляционную гимнастику. Упражнения проводятся в форме игры, чтобы малыш ожидал от упражнений интересного времяпрепровождения, а не скучных сухих заданий.

Дудочка . Это полезное занятие, когда вы вытягиваете губы вперед как можно дальше, а потом расслабляете их. Зубы при этом должны быть сомкнуты.

Лопатка . Пусть малыш представит свой язычок в виде лопатки, вытянет его изо рта и уложит на нижние зубки. Нужно постараться продержаться около 10 секунд.

Съел варенье . Попросите ребенка облизать верхнюю губу расправленным язычком, будто на губе осталось варенье. Для начала можно действительно нанести немного варенья или меда на нужное место.

Красим пещеру . Язык – это кисть, а щеки и неба – пол и потолок. Нужно выкрасить кисточкой всю пещерку. Пусть малыш водит во рту языком в произвольном порядке, а вы подсказывайте ему, где он пропустил.

Посмотрите это небольшое видео, где наглядно увидите описанные выше и другие несложные упражнения.

N . B . Вы можете придумать много разных упражнений для тренировки речевого аппарата. Лучше всего, если вы будете это делать вместе с малышом. Обязательно практикуйте игры перед зеркалом. Это хороший помощник. А также будьте зеркалом друг для друга. Это интересно, полезно и весело.
Такой дефект речи, как заикание, тоже исправляется с помощью простых упражнений. Но, в любом случае, не забывайте, что любую проблему легче предупредить, чем потом исправлять. Так и с логоневрозом. Есть некоторые особенности, которые следует учитывать родителям, если вы замечаете, что ваш малыш иногда делает запинки, похожие на заикание:

  1. Вы должны говорить не спеша, отчетливо произнося каждый;
  2. Следите, чтобы в окружении ребенка не было людей, которые заикаются;
  3. Дети тяжело переживают ссоры родителей, если вам непременно нужно поспорить, сделайте это в отсутствии ребенка;
  4. Обеспечьте малышу безопасность с точки зрения травматизма, как физического воздействия (особенно это касается головы), так и психологического;
  5. Не давайте малышу слишком много информации, следите, чтобы психика не подвергалась перегрузке;
  6. Не увлекайтесь использованием методик раннего развития, позвольте малышу развиваться в удобном темпе;
  7. Избегайте физического наказания и психологического прессинга;
  8. Читайте с малышом добрые сказки с позитивными героями. Если в истории присутствует нечистая сила, пусть ее побыстрее победит добро;
  9. Не используйте в качестве наказания действия, которые наверняка испугают малыша (закрытое пространство, темное помещение и пр.)

Чтобы облегчить малышу задачу, начните заниматься с ребенком, пока ему еще не исполнилось 3 года. Придумывайте разные игры, в которых участвуют губы, зубы и язык. Это различные дыхательные упражнения (мыльные пузыри, игра на дудочке, на трубе, вертушки и пр.), игры на повторение и воспроизведение звуков, музыкальные разминки, песни и стишки для детей. Все эти меры будут полезны каждому ребенку в будущем, и это поможет ему преодолеть или вовсе избежать проблем с нарушением артикуляции и речи, в общем.

Купить водяную дудочку для игры в ванной в «Жили-были », музыкальную дудочку в « », в «My-shop », на «Ozone »

Не забывайте хвалить ребенка после каждого занятия. Вы-то знаете, что это было занятие, а для малыша ваша похвала – это стимул еще больше стараться и учиться выговаривать все слова и звуки так, как это делают взрослые.

Благодарю вас за то, что отнеслись к нашей теме со вниманием и дочитали статью до конца. Надеюсь, наши советы помогут вам и вашим детям с достоинством и радостью оставить позади период коррекции, и вступить в новый этап с чистой и красивой речью, богатым словарным запасом.

Чтобы вы не пропустили важные особенности на каком-то возрастном этапе развития вашего карапуза, предлагаем вам подписаться на обновления блога. Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях, там вы сможете обсуждать волнующие вас вопросы со своими знакомыми и друзьями.

В надежде на скорую встречу, сегодня прощаюсь с вами и благодарю всех за внимание.

Дефекты речи - это неправильное произношение вследствие нарушения речевого аппарата. К этим дефектам относят заикание, шепелявость, картавость. Дефекты речи у взрослых обычно являются следствиями травм, операций или тяжелых эмоциональных потрясений (например, потеря близкого человека, развод). Таким образом, дефект речи может возникнуть в результате травм основных органов речи: голосовых связок, мышц гортани, неба, языка, губ и зубов, а также при повреждении центра речи в коре головного мозга. Сильное постоянное эмоциональное напряжение может явиться причиной нарушения произношения звуков.

Речь человека наиболее интенсивно развивается на 2-5 году жизни. До трех лет ребенок способен правильно произнести 30-700 слов, на третьем голу жизни он начинает говорить сложными предложениями. В 4 года словарный запас ребенка составляет около 1500 слов. Развитие речи зависит от внутренних и внешних факторов. Дети подражают родителям, перенимают их манеру говорить. В процессе произнесения речи участвует много разных органов: центры головного мозга (например, речевые) и выходящие из него нервные пути, мышцы лица и языка, а также дыхательные мышцы. Под нормальной речью подразумевается внятное и четкое произношение каждой буквы. Речь должна быть ритмичной, плавной. Когда она неразборчива, невнятна и непонятна, то в этом случае говорят о нарушении речи. Существует много разных дефектов речи, например, неспособность правильно произносить некоторые буквы, заикание, немота.

Признаки

  • Паралалия - привычное неправильное произношение звуков при говорении.
  • Шепелявость.
  • Неспособность правильно произносить некоторые звуки.
  • Недавно перенесенный испуг, эмоциональное потрясение, травма, несчастный случай.

Причины дефектов речи

В процессе воспроизведения речи участвует много органов. Нарушения и дефекты речи могут проявиться из-за врожденных аномалий, например, незаращения верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильного прикуса, глухоты , дефектов челюстей, зубов, языка и губ («заячья губа»), а также болезней мышц. Подобные нарушения бывают при психических болезнях, болезнях нервной системы. Они могут быть также следствием болезней речевого аппарата или носа.

Дефекты речи бывают при болезнях губ, языка и гортани, а также вследствие операций на этих органах или при нарушении функций мышц неба и носоглотки. При наличии редких зубов человек не может правильно произносить согласные звуки. Речь невнятна и у людей с очень кривыми зубами, с зубами разной величины, неправильным строением челюстей. Внезапная потеря способности к речи (афазия) наблюдается при болезнях или поражении головного мозга . Иногда встречается дизартрия - нарушение произношения. Нарушения речи могут быть временными, из-за поражения центров головного мозга.

Дисфазия - общее название всевозможных расстройств речи любого происхождения. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата.

Повреждение основных речевых органов

Если расстройство речи возникло в результате травмы или несчастного случая, то пациент, прежде всего, проходит лечение в стационаре, затем врач направляет пациента в специальную реабилитационную клинику. Во время реабилитации продолжается лечение полученной травмы, на помощь приходит логопед, больной заново учится правильно говорить. В этом случае крайне важна личная инициатива самого человека. В реабилитационном центре следует поинтересоваться о возможности участия в терапии речи и дыхания.

После реабилитации пациент должен продолжить лечение последствий травмы в домашних условиях. В лечении должен принимать участие опытный логопед. Кроме того, пациенту рекомендуется освоить несколько упражнений на расслабление.

Психологические проблемы

Человек с дефектом речи должен делать все возможное, чтобы восстановить правильное произношение, а не впадать в депрессию. Обязательно проконсультируйтесь с врачом общей практики или отоларингологом и вместе составьте план дальнейшей реабилитации, затем рекомендуется пройти курс терапии по коррекции речи с логопедом. Врач может порекомендовать логопеда или другого специалиста.

Если дефекты речи возникли из-за психологических проблем, то в этом случае необходима помощь не только логопеда, но и психолога или психотерапевта, а также проведение групповой или индивидуальной терапии.

Существуют специальные центры, которые предлагает услуги юриста, консультации психолога, дефектолога-логопеда, социального работника, организуют контакты с другими семьями, группами взаимопомощи и психотерапии, вовлекают в дневные центры занятости.

Исправление дефектов речи

Причины нарушений речи многообразны, столь же многообразны и методы их лечения. Очень важно установить истинную причину и лечить основную болезнь, вызвавшую проблемы с произношением. Если после излечения болезни нормальная речь не восстанавливается, то применяется дыхательная или речевая терапия. Последнюю назначают после травм, инсульта или операции, в результате которых у пациента произошло нарушение речи. Аномалии прикуса исправляют с помощью пластин и других методов восстановления правильной формы челюстей. Нередко челюсти приходится оперировать, имплантировать искусственные зубы или ставить зубные коронки. Операция показана также при раковой опухоли, полипах, искривлении носовой перегородки или «волчьей пасти». После операции на гортани пациента заново учат говорить, обучая так называемой пищеводной речи.

Человек с нарушением речевой функции не должен избегать людей. Боязнь, что окружающие не поймут и будут смеяться, зачастую необоснованна. Необходимо как можно больше общаться с людьми и постоянно совершенствовать свое произношение. Человек, избегающий общения, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.

Нарушение речи не является опасным для жизни заболеванием, но оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного переживания по поводу дефекта речи у человека может развиться депрессия или другие болезни. Поэтому нарушения речи необходимо лечить. В первую очередь пациент должен обратиться к отоларингологу. Нередко в устранении нарушений речи помогает стоматолог или ортодонт. При подозрении на нервную болезнь необходимо обратиться к неврологу.

Нельзя смеяться над невнятной речью ребенка, т.к. это может привести к развитию невроза или другим психологическим расстройствам. При проблемах с произношением звуков следует обратиться к врачу.

Работники различных логопедических центров и центров, предоставляющих услуги психологов, логопедов, помогают родителям понять проблемы ребенка, консультируют по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, проводят занятия с детьми и взрослыми по улучшению дикции и техники речи. Консультация включает в себя полное обследование специалистами и подбор индивидуальной коррекционной программы. Консультации и коррекционные занятия логопеды проводят в центрах или логопеды выезжают на дом. Квалифицированную коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников проводят в специализированных детских садах, детей готовят к школе, развивают их познавательные способности.

«А как вас зовут?» — спросил один из членов приемной комиссии Школы-студии МХАТ. Выдержав паузу, молодой человек по имени Юрий ответил: «Куценко. Гоша…"

Причиной заминки стало нежелание демонстрировать комиссии дефект своей речи. Абитуриент понимал, что взрослого человека, который не умеет чисто выговаривать звук« р», вряд ли примут в школу-студию. Но его взяли. Более того, именно благодаря этому дефекту речи и родился актер, которого все знают как Гошу Куценко, даже теперь, когда его логопедическая проблема далеко в прошлом.

Эта история со счастливым концом, но, к сожалению, таких не так уж много. Большинство взрослых людей стесняются своих речевых расстройств и даже не пытаются по мере возможности изменить ситуацию. А ведь решить« детские» проблемы, которые не по-детски отравляют жизнь, часто бывает проще, чем кажется, достаточно только обратиться к специалисту.

Дислалия

ЧТО ЭТО?
К дислалии относят стойкие нарушения произношения, выражающиеся в искажении звуков, их заменах или полном отсутствии. Грассирующий звук« р», межзубный« с» или произнесение« в» вместо« л» — это все дислалия.

КТО ВИНОВАТ?
У взрослых причиной дислалии могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата(укороченная подъязычная связка, неправильный прикус, высокое небо) или общий тонус его мышц, а также неправильный выбор артикуляции.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Компенсаторные возможности организма позволяют получать один акустический эффект разными путями. Иными словами, логопед поможет добиться правильного звукопроизношения даже при аномальном строении речевого аппарата. Правда, в этом случае потребуется также помощь хирурга и ортодонта. Если же органических нарушений в строении органов речи нет, тебе предложат комплекс артикуляционной гимнастики. Она поможет овладеть движениями, необходимыми для правильного произношения звука, с которым ты не справляешься. Когда навыки сформируются, придет черед тренировочных упражнений — они учат автоматизировать звук и включать его в речь. Приготовься подружиться с чистоговорками и гимнастикой для губ и языка.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Александр Вертинский, Гоша Куценко, Уинстон Черчилль, Иосиф Бродский, Олег Даль, Сильвестр Сталлоне.

Дислексия и дисграфия

ЧТО ЭТО?
Эти две проблемы — нарушение чтения и письма — часто появляются вместе, или одно расстройство влечет за собой другое. Для обозначения нарушения чтения используются термины« алексия»(при полном отсутствии умения читать) и «дислексия»(при частичном расстройстве процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся ошибках); по аналогии специфическое и стойкое нарушение письма называют дисграфией, а полную неспособность им овладеть — аграфией.

КТО ВИНОВАТ?
Люди, страдающие дислексией , с трудом опознают буквы. Им сложно соотносить букву и звук, который она передает на письме, сливать их в слоги, а затем в слова. Дисграфика же можно узнать по смешениям, пропускам или вставкам лишних букв и искаженному написанию последних. И в том и в другом случае иногда встречается явление« зеркальности»: чтение или письмо справа налево.
У людей, страдающих дислексией и дисграфией, нормально развит интеллект. Более того, наличие у человека подобных расстройств порой считается признаком гениальности! Причины возникновения этих дефектов колеблются в зависимости от особенностей в развитии полушарий мозга до леворукости, и в точности их назовет только специалист на приеме.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Коррекцию дисграфии и дислексии следует доверять исключительно логопеду. Тебе порекомендуют упражнения на развитие речевого слуха и анализа. Также необходимо пройти обследование у невролога, оториноларинголога и окулиста.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Альберт Эйнштейн, Киану Ривз, Дастин Хоффман, Том Круз, Уолт Дисней, Владимир Маяковский.

Заикание

ЧТО ЭТО?
Заикание относят к нарушениям темпа и ритма речи, возникающих из-за судорог мышц речевого аппарата. Происходит« застревание» на отдельных звуках и непроизвольное их повторение. Также нарушается дыхание, словесное ударение и интонация.

КТО ВИНОВАТ?
Причинами заикания могут быть как психические травмы или невротические расстройства, так и органические поражения головного мозга. Леворукие люди, которых усердно переучивали в детстве, тоже в группе риска по этому дефекту речи. Если заикание носит невротический характер, то оно усиливается, когда человек беспокоится.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Справиться с заиканием самому чрезвычайно сложно, необходима помощь специалиста. Чаще всего для избавления от этого недостатка логопедических занятий мало, необходим комплексный подход: психотерапия, физиотерапия, медикаментозное лечение. Что касается непосредственно работы над речью, то врач посоветует упражнения, которые по максимуму уменьшат речевую судорожность, а также предложит занятия логопедической ритмикой и, может быть, даже пением, потому как давно замечено благотворное влияние этого вида деятельности на речевое дыхание.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Мэрилин Монро, Льюис Кэрролл, Жерар Депардье, Чарльз Дарвин, Роберт Рождественский, Наполеон.

Акцент

ЧТО ЭТО?
Особенность произношения, проявляющаяся в отступлении от нормы. Конечно, этим никого не удивишь, но, согласись, не слишком приятно чувствовать себя иностранцем, если живешь в стране уже не первый год.

КТО ВИНОВАТ?
Каждый язык специфичен: например, в русском межзубное произношение звука« з» считается поводом для похода к логопеду, а в английском не стоит и пытаться прочитать сочетание th как звонкое русское« з». То же самое и с другими звуками, в том числе и гласными. Естественно, что у носителя языка возникают привычные артикуляционные уклады, которые изменить тем сложнее, чем старше человек.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Необязательно обращаться к логопеду, чтобы избавиться от акцента, можно попытаться сделать свою речь чистой и самому. Для начала необходимо свести к минимуму разговоры на родном языке и сосредоточиться на том, который« омрачен» акцентом. Также надо все время осознанно контролировать речь. В этом помогут аудионосители — записывай на них свой голос с целью самоконтроля. И не забывай, что чувство ритма и чистота речи очень сильно связаны. Поэтому больше пой и слушай песни на изучаемом языке.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Михаил Горбачев, Эдита Пьеха, Ингеборга Дапкунайте, Арнольд Шварценеггер, Пенелопа Крус.

Проговори проблему

Артикуляционная гимнастика — это результат различных комбинаций базовых упражнений. Но если ты просто хочешь придать речи большую четкость и плавность, можно воспользоваться нашими советами:
медленно открой рот, подержи его открытым и медленно закрой;
вытяни сомкнутые губы вперед, будто готовишься сказать« у»(это называется« хоботок»), а затем широко открой рот, как будто произносишь звук« а».
вытяни губы« хоботком», а затем широко открой рот, как при звуке« и»;
открой рот, подними язык на верхнюю губу, а затем опусти на нижнюю;
открой рот и двигай языком влево и вправо, как маятником, стараясь не касаться губ;
широко открой рот, оближи верхнюю, а затем нижнюю губу(если логопед работает с ребенком, он просит его« слизать варенье»);
широко открой рот и коснись языком попеременно верхних и нижних резцов, а затем неба;
положи расслабленный язык на нижнюю губу и похлопай по нему верхней(это упражнение логопеды называют« накажи непослушный язычок», оно пользуется невероятной популярностью и среди профессионалов, и среди пациентов. Выполняя его, нужно дать себе волю и говорить« пя-пя-пя» — веселье гарантировано).
Артикуляционную гимнастику для общего развития выполняют каждый день по 3−5 мин. В более сложных случаях число подходов возрастает до четырех, но частоту занятий определяет логопед.

Друг и врач

О чем нужно помнить, обращаясь к логопеду
1. ОН НЕ СТАНЕТ НАД ТОБОЙ СМЕЯТЬСЯ. Поверь, в его практике наверняка встречались куда более сложные и запущенные случаи, чем твой.
2. ТЕБЕ НЕЧЕГО СТЫДИТЬСЯ. Ты взрослый человек, который хочет улучшить качество не только своей речи, но и жизни. Что в этом плохого? Многие известные актеры и телеведущие, даже не имеющие явных проблем с речью, занимаются с логопедом и не стесняются говорить об этом в интервью.
3. ВЫ ОДНА КОМАНДА. Логопед не меньше заинтересован в положительном результате занятий и сделает все, что от него зависит, чтобы тебе помочь. Не забывай только, что и ты должна ему помогать.
4. У ТЕБЯ ЕСТЬ ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ, И ИМЯ ЕМУ — ОСОЗНАННОСТЬ. Безусловно, переучивать всегда труднее, чем обучать чему-то с нуля. Но ребенку часто сложно понять, зачем его регулярно приводят в кабинет к незнакомой тетеньке, которая заставляет делать язык« чашечкой» или показывать, как« киска сердится». Взрослый же прекрасно знает, к какому результату стремится.
5. ЕСЛИ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ ИЛИ НОВАТОРСКИЕ МЕТОДЫ ТВОЕГО ЛОГОПЕДА, лучше найти другого специалиста. Часто бывает так, что в корне нарушения речи лежат психологические проблемы, которые лучше не усугублять.

Екатерина Сметанина, логопед

Здравствуйте, дорогие друзья!

Речь — характеризует человека. Его способность мыслить, выражать и чувства по отношению к происходящему. Благодаря словам мы способны более красочно и эффектно доносить к слушателям свою позицию, размышления или информацию.

Именно по этой причине люди стремятся избавиться от возможных дефектов в произношении, чтобы максимально соответствовать норме и стандарту речи. И при этом, не всегда есть возможность во взрослом возрасте исправить укоренившуюся проблему.

Чаще всего людям попросту некогда заниматься усовершенствованием, они ленятся или не могут найти оптимальную систему занятий. Некоторые могут испытывать серьезные из-за присутствия в их жизни характерного отличия.

Речевые дефекты ребенка или подростка — более податливы и исправимы. Но не всегда техники, применяемые специалистами, имеют долгожданный результат. В сегодняшнем материале мне хотелось бы рассказать вам о существующих упражнениях исправления дефектов в домашних условиях. И, как говорят, дома могут лечить даже стены! Но каковы причины возникновения щепетильной проблемы?

Особенности развития дефектов речи

Нарушение произношения слов может возникнуть в процессе искаженного выговаривания звуков. Это выражается в картавости, шепелявости и заикании.

Зачастую, у взрослых развивается подобные особенности из-за перенесенного шока или стресса. Также влияют сложные операции, травмы или эмоциональные потрясения в виде смерти близкого или разрыва отношений.

Дефект может развиться благодаря полученной травмы речевого аппарата: языка, неба, челюстей, лицевых мышц, губ или даже зуба. Но особое место занимает нарушение работы головного мозга, а именно той его части, что ответственна за речь.

Я хочу отметить риск получения нарушений при ситуациях, которые личность может добровольно себе воссоздать. Речь идет о систематичном, нервном перенапряжении, что выливается в легкую форму заикания или невозможности четко построить предложения.

Пик развития речи приходится на возраст в области 3-6 лет. Именно к этому моменту мы получаем возможность использовать словарный запас более 1500 слов.

Способность говорить четко и понятно всегда зависит от нескольких факторов, а именно от внутренних и внешних. Нужно понимать, что в раннем возрасте у детей открывается способность копировать манеру разговора своих родителей. И если вы нашли у себя нарушения построение звуков, то стоит не игнорировать ситуацию, а скорее взяться за решение вопроса.

От этого зависит не только ваш уровень комфорта, но и отношения членов семьи друг к другу. Всем хочется быть понятым и услышанным правильно. Особенно важно это как раз в детстве во имя избежания насмешек и подколов со стороны одноклассников.

Что такое нормальная речь? Это четкое и абсолютно внятное произношение всех букв алфавита родного языка. В процессе воспроизведения слов люди задействуют речевые органы: , нервные соединения, дыхательные мышцы, все лицо и язык. Только в случае сбалансированной работы этих органов, речь особи будет ритмичной, плавной и сбалансированной. Но как исправить нарушения дома?

Планирование тактики

В этом вопросе результативней всего себя рекомендуют игры на коррекцию речи. При таком формате подхода личность полностью вовлекается в процесс и воспринимает задания, как интересную игру, в которой могут участвовать все члены семьи одновременно!

Вам не нужно ехать в другой конец города и записываться к логопеду на сеанс. Вы сможете обеспечить лечащий курс в окружении родных стен! Уделяя игровым занятиям достаточное количество минут, а особенно при систематическом подходе, вы сможете заметить долгожданные изменения в ближайшее время.

На сегодняшний день подобных игр существует великое множество. Упражнения рассчитаны на стимулирование органов речи и построение правильного выговаривания звуков и букв.

Отмечу то, что сам принцип работы с детьми и взрослыми людьми - идентичен. Просто отличие формируется принципом подхода к детской психике через призму игры.

Предлагаю вам ознакомиться с наиболее успешными методиками для тренировок, чтобы получить максимальный результат от такого полезного времяпрепровождения.

Проблемы и их устранение

1. Техника

Упражнения на технику помогают маленькому человечку обрести и почувствовать свой голос.

  • Обеспечьте себе и ребенку удобное положение, сделайте глубокий вдох через нос. Предложите ему сделать упражнение, как будто он - это маленький шарик! Нужно максимально наполнить диафрагму и легкие воздухом, а после сделать выдох через нос (7 подходов);
  • аналогичное упражнение с первым, но с задержкой дыхания на 3-5 секунд. Подготовить малыша к нему можно с помощью игры в «аквалангистов» под водой;
  • игра в мычание прекрасно тренирует технику и заряжает позитивом. Вам нужно набрать полные легкие воздухом, а на выдохе начать рассказывать стишок, петь любимую песенку или зачитывать скороговорку.

В момент, когда воздух станет заканчиваться - выбросьте оставшийся с резким звуком «хааа»!

2. Работа с дикцией

Пять минут в день такой зарядки обеспечивают , расслабляя нужные мышцы.

  • опустите нижнюю челюсть вниз и осуществляйте движения вниз-вверх, право-влево (12 раз);
  • предложите ребенку представить себя оперным певцом. Для этого нужно занять исходное положение стоя и положить руки на грудь. При наклоне вперед требуется воспроизводить протяжные гласные звуки максимально низким голосом (2-3 мин.);
  • расплывшись в улыбке нужно двигать язычком от одного уголка губ к другому, не нужно при этом двигать челюстями или открывать рот.
    Предложите ребенку продемонстрировать голливудскую улыбку! Для этого нужно улыбаться с открытым ртом, а после облизать губы языком (по 1 подходу 12-15 раз);
  • пусть покажет язычок, пытаясь достать к подбородку и носу. Но смотрите за тем, чтобы язык не сворачивался в трубочку и максимально избегал зубов и губ.

3. Устраняем дефекты посвистывания, шепелявости и букв «р» и «л»

  • Дудка
    Плотно сжимаем губки, а затем вытягиваем их, как при игре на трубе;
  • блюдце
    Широко открывайте рот, представляя, что наш язык - это круглое блюдечко, высовываем его вперед;
  • бокс языком
    Фантазируем, что язык - это спортсмен в боксерской перчатке и вам нужно ударять им по небу и ряду верхних зубов. Обязательное условие произносить при этом звук «д»;
  • пианино
    Думаем о том, что верхние и нижние зубы - это пианино, а вам нужно языком провести по «ноткам-зубам».

4. Боремся с заиканием

  • Веселый шаг
    Вам нужно устроить веселый хоровод и двигаться по кругу. На каждый шаг произносите фразу: «Мы весело шагаем в хороводе опа-опа-па-па, нати-нати-тата»;
  • прыгуны
    Организуйте прыжки на каждой ноге поочередно, произнося: «Прыг-скок-прыг-скок, уф-уф, аф-аф, тап-тап, пап-пап, тат-пап, пап-тап»;
  • весело поем
    Активно двигайте руками в образе дирижера, проговаривая слова стихотворения на распев.

На этом точка! Дополняйте свой арсенал упражнений и делитесь своими в комментариях!

Заботьтесь о речи и занимайтесь ежедневно, только в таком случае эффект не заставит себя ждать долго!

Не забудьте подписаться на обновления, до встречи на блоге, пока-пока!