Сборник упражнений для развития познавательных процессов "тренинг когнитивных способностей младших школьников". «Интересно, это кто?»

  • Поленичко Анастасия Васильевна , бакалавр, студент
  • Алтайский государственный педагогический университет
  • РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
  • ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ВООБРАЖЕНИЕ

В статье рассмотрены проблемы развития воображения у детей младшего школьного возраста. Так же представлен анализ уровней развития воображения у детей и приведены методические рекомендации по развитию воображения во внеурочной деятельности.

  • Взаимосвязь воображения и устойчивости к стрессу у лиц юношеского возраста
  • Формирование мотивации достижения у подростков во внеурочной деятельности
  • Деятельность управления образования городского округа Дегтярск по развитию системы общеобразовательных учреждений
  • Технологии развития межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Проблема воображения является одной из наиболее значимых в педагогике и психологии. И это понятно, значение процесса воображения в деятельности человека очень велико. Многие исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, И.М. Розет, К. Тейлор и др.) отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, а также в других видах человеческой деятельности. Однако, несмотря на то, что в последние годы интерес к проблеме воображения заметно возрос, она остается недостаточно изученной. Не случайно в трактовке воображения сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, с образным мышлением), так и с признанием его в качестве самостоятельной деятельности продуктивно-творческого характера. Существование полярных точек зрения на сущность одного и того же процесса свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования указанного феномена. Пока же педагоги и психологи могут сказать очень немногое о природных механизмах воображения, возможностях его формирования и связях с другими функциями.

Анализ литературы показывает, что слабо изученным является процесс развития детского воображения, хотя многие педагоги и психологи (Н.И. Непомнящая, Д. Родари, В. Левин, З.Н. Новлянская, Г.Д. Кириллова, Л.Н. Галигузов, О.М. Дьяченко, М.Е. Каневская, Н.Н. Палагина) отмечают важность его исследования в связи с тем, что воображение играет существенную роль в формировании способности к самореализации. В научно-педагогической литературе справедливо указывается, что в психологической науке особенно мало исследований, посвященных развитию воображения в младшем школьном возрасте. А ведь младший школьный возраст представляет собою такой период развития ребенка, в ходе которого формируются основные психологические новообразования личности и особенности познавательных процессов.

Воображение (фантазия) – психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Как и все психические процессы, воображение отражает объективную реальность, хотя и представляет собой как бы отлёт мысли от непосредственно данного, проникновение в будущее в виде замысла технических изобретений, научных открытий, новых образов искусства, новых жизненных ситуаций и т.д.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Одной из современных тенденций в деятельности учреждений образования является совершенствование внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется подготовка будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

При организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, должны быть выдержаны два обязательных условия:

  1. вариативность;
  2. учет уличных потребностей учащихся.

Нами был проведён эксперимент в ходе которого были изучены уровни развития воображения младших школьников. Были использованы следующие методики: «Нарисуй что-нибудь» методика психолога Т.Д. Марцинковской, методика «Исследование индивидуальных особенностей воображения», тест «круги». Исследование проводилось в 2014 году на базе МБОУ «Гимназия № 40» г. Барнаула на базе 2в класса. В исследовании участвовало 25 учеников.

В ходе проведённого эксперимента. Нами были получены следующие результаты.

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Методика направлена на выявление уровня воображения младших школьников.

Работа проводилась следующим образом. Каждому учащемуся даётся лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагается нарисовать всё, что захотят. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут. Обобщенные результаты методики представим в таблице 1.

Таблица 1. Результаты методики «Нарисуй что-нибудь»

Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 1).

Анализ полученных данных показывает, что большинство учащихся (40%) имеют низкий уровень развития воображения. Учащиеся нарисовали что-то очень простое и неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Многие из детей нарисовали солнце, цветы. У 20% испытуемых высокий уровень развития воображения, дети придумали и нарисовали что-то достаточно оригинальное, с хорошо проработанными деталями. Например. Дети нарисовали сюжеты из сказок или фильмов которые видели. Средний уровень развития воображения имеют 20% учащихся. Дети придумали и нарисовали то, что не является новым, но несёт в себе элемент творческой фантазии. Например, встречаются рисунки необычные цветы, сюжеты природы. У 16% испытуемых очень низкий уровень развития воображения. Дети не смогли справится с заданием и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии. Например, встречаются не законченные и не проработанные рисунки природы, цветы, дома. И только 4% учащихся имеют очень высокий уровень развития воображения. За отведённое время дети придумали и нарисовали что-то необычное, что свидетельствует о богатом воображении. Например, такие рисунки как звёздное небо с телескопом.

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения

Методика определяет уровни сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.

Так как данная методика проводится в три этапа, то перед каждым этапом, повторяется инструкция: «Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».

Затем проводится обработка результатов.

Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Обобщенные результаты методики представим в таблице 2.

Таблица 2. Результаты методики исследования индивидуальных особенностей воображения: уровень сложности воображения

Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 2).

Анализ полученных данных показывает, что большинство учащихся (68%) имеют второй уровень сложности воображения. Дети использовали контур фигур как часть рисунка, но с дополнениями. Например, дети нарисовали дома, колёса, солнце. У 24% учащихся третий уровень сложности воображения. Встречаются такие рисунки как, снежинки, узоры, были нарисованы животные при помощи контура фигур: зайцы, медведи. И у 8% учащихся первый уровень сложности воображения. Рисунки простые, представляют собой одну фигуру. Например, некоторые из детей дублировали фигуры.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Обобщенные результаты методики представим в таблице 3.

Таблица 3. Результаты методики исследования индивидуальных особенностей воображения: степень фиксированности воображения

Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 3).

У большинства (72%) учащихся воображение является гибким. Все рисунки на разную тематику. Например, в кругу нарисованы цветы или солнце, в квадрате нарисованы чаще всего дома, а в треугольнике рисовали знаки дорожного движения. У 16% учащихся средняя гибкость воображения. Два рисунка выполнено на одну тематику. Например, дети нарисовали в квадрате и треугольнике дом, а в кругу животное (заяц, медведь)

Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Обобщенные результаты методики представим в таблице 4.

Таблица 4. Результаты методики исследования индивидуальных особенностей воображения: уровень стереотипности воображения

Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 4).

Анализ полученных результатов показывает, что большинство учащихся имеют высокий уровень стереотипности воображения (64%). Рисунки выполнены на типичные сюжеты. Например, с контуром круга – солнце, с контуром треугольника – дома, а с контуром квадрата – телевизор. И только у 36% учащихся рисунок можно считать оригинальным, испытуемые выполнили рисунки на нетипичные сюжеты. Например, в квадрате нарисованы узоры, в контуре круга снежинка, а контур треугольника использовали как рамка картины, в которой изображена природа. Поэтому, можно считать, что в данном классе низкий уровень развития индивидуальных особенностей воображения.

Тест «Круги»

С помощью данной методики определяются индивидуальные особенности невербальных компонентов творческого воображения.

Учащимся предлагаются бланки с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Обговаривается инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Все рисунки испытуемых распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы.

Обобщенные результаты методики представим в таблице 5.

Таблица 5. Результаты теста «Круги»

Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 5).

Анализ полученных данных показывает, что высокий уровень творческого воображения имеют всего 12% учащихся, рисунки у этих детей отличаются оригинальностью. Например, в группе природа, где изображены явления, которые существуют без вмешательства человека, дети с высоким уровнем развития воображения, изобразили звёзды и звёздное небо. В то время когда большинство учащихся (52%) имеют средний уровень развития воображения. Дети изобразили пейзаж или животных. Низкий уровень присутствует у 36% учащихся. Например, типичным рисунком у детей был циферблат, очки и лица с различными эмоциями.

Таким образом, результаты диагностик свидетельствуют о невысоких показателях развития воображения у детей младшего школьного возраста. Большинство детей экспериментального класса имеют средний и низкий уровень развития воображения, а так же высокий уровень стереотипности.

Для решения данной проблемы мы предлагаем несколько игр и упражнений, направленных на развитие воображения, которые учитель может использовать во внеурочной деятельности.

Упражнение «Волшебная мозаика»

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Игра «Поможем художнику»

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

Игра «Чудесные превращения»

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

Игра «Чудесный лес»

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

Игра «Перевертыши»

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Игра «Разные сказки»

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

Упражнение «Придумай и свой конец сказки»

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93 с.
  2. Галигузов Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего, возраста//Вопросы психологии, 1993. №2. С. 17-26.
  3. Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников/Начальная школа, 1995. № 10. С.4-8.
  4. Коршунова Л.C. Воображение и его роль в познании. М., 1979.- 145 с.

Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать.

Упражнение № 1 « Фантастический образ» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: используется для развития воображения, мышления.

Возраст: предлагается для любого возраста.

Стимульный материал: карточки с изображенными элементами.

Ход проведения упражнения:

Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача - построить из этих элементов фантастический образ (существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает и как его можно использовать.

Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка.

Упражнение № 2 «Неоконченные рассказы» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: данное упражнение развивает творческое воображение.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: текст « Проделки белки»

Время проведения: 10-15 минут.

Ход поведения упражнения:

Инструкция: « Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется « Проделки белки».

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо - невидимо.

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. « Ладно!» - отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…»

Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.

Игра № 3 «Пантомима» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: используется для развития воображения.

Возраст: от 5 до 11 лет.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения игры:

Группа детей становится в круг.

Инструкция: «Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью пантомимы покажет какое-либо действие.

Например, представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, всё изображаем только движениями».

Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

Игра № 4 «Внутренний мультфильм» М.И. Битянова Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

Стимульный материал: текст рассказа.

Время проведения: 10 минут.

Ход проведения игры:

Инструкция: « Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок»

Игра № 5 «Нарисуй настроение» М.И. Битянова Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

Цель: используется для развития творческого воображения.

Стимульный материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти.

Время проведения: 20 минут.

Ход проведения:

Инструкция: «Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое-нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым способом, как тебе захочется».

Игра №6 «Сказка наоборот» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: герои любимых сказок.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения:

Инструкция: «Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было «наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».

Игра № 7«Соедини предложения» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: незаконченные предложения.

Время проведения: 15-20 минут.

Ход проведения:

Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.

Инструкция: «Прослушай два предложения, их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…» - «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.»

«По улице проехал грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

«Мама купила в магазине рыбу…» - «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Игра № 8«Превращения» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: игровые образы.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения:

Детям предлагается изобразить в движении игровые образы.

Инструкция: «Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях. Изобрази это в движении». После выполнения задания, даётся следующее: «робот», «орёл», «королева», «кипящая кастрюля».

Для исследования воображения разработано достаточно методов и методик. Для каждого возраста используется определённый набор психолого-диагностических методик. Для изучения воображения детей младшего школьного возраста можно использовать такие методики как: "Дорисовывание фигур", «Выведение следствий», «Как можно больше названий» и др.

Воображение можно развивать, используя специально подобранные упражнения и игры: « Пантомима», «Неоконченные рассказы», «Фантастический образ» Л.Ю. Субботиной; «Внутренний мультфильм», «Нарисуй настроение», «На что похоже?» М.И. Битяновой; «Сказки наоборот», «Соедини предложения» И.В. Вачкова.

Мы живем во времени стремительно развивающихся технологий, которые требуют от нас и детей особой концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой адаптации. Такой мир нуждается в нестандартных решениях и креативных подходах к развязке различных проблем. Поэтому важно у детей и взрослых.

Мы не рождаемся со способностью создавать объектные образы у себя в сознании. Эта способность приходит к нам в раннем возрасте, а способствуют этому сказки и стихи, рисование и лепка, танцы и музыка. Первые образы мышления у детей появляются в возрасте двух лет, а уже к трем годам с развитием речи, воображение становится более богатым.

Но до пяти лет они не могут фантазировать и не действовать при этом – каждая их фантазия воплощается в игру или рассказ. И только в старшем дошкольном возрасте дети начинают создавать объекты мышления у себя в сознании.

Очень важно поддерживать развитие воображения у дошкольников, помогать им фантазировать, например, в процессе чтения сказок и игры. Они дают необходимую базу для формирования воображения, учат принимать решения и нести ответственность за него.

Здесь необходим контроль за играми и воображаемыми сюжетами, поскольку детям тяжело отделять воображаемое от действительного. И главная задача родителей – различать фантазию от детской шалости и глупости, которая несет в себе негатив и вред, и будьте готовы к проявлению детской агрессивности. А также следует помогать создавать позитивные объекты воображения, которые помогут настроить ребенка на позитивные вещи, а также помогут решить ту или иную проблему.

Помогаем развивать воображение у дошкольников и школьников

Самостоятельно ребенку не под силу развить объектное мышление на должном уровне и помогать в этом процессе должны родители.

Презентация: "Развиваем воображение и внимание"

  • От богатства жизненного опыта зависит широта фантазий, поэтому нужно расширять кругозор детей, помогать им формировать представление о мире и событиях вокруг. Именно на основе имеющихся знаний происходит развитие воображения, особенно у младших школьников. Ни для кого не секрет, что эрудированный ребенок способен создать более яркий воображаемый мир.
  • Воображение может развиваться у дошкольников и на основе чужого опыта. Например, оно может базироваться на рассказе родителей или прочитанной сказки. Конечно, этому придется учиться и развивать такой навык;
  • Помните, что фантазии и эмоциональное состояние ходят рядом. В зависимости от настроения выдуманные предметы наделяются различными свойствами, поэтому так важно формировать положительный эмоциональный фон у детей.

Но бывает, что у ребенка и знаний хватает, и ярких впечатлений в жизни немало, а фантазировать и мечтать он не хочет. Здесь нужно помочь – подтолкнуть ненавязчиво его к этому:

  • придавайте различные мотивации, например, вместе придумайте, как вы проведете выходные и на основе этого составьте повесть, а потом воплотите этот рассказ в жизнь;
  • объясните, что в придуманных историях, какими бы они ни были, нет ничего зазорного, а наоборот это весело и интересно. Ребенок, которому нравится придумывать разные приключения для своих любимых героев, легче справляется с любыми жизненными ситуациями;
  • для развития воображения у дошкольников, важно доверие к родителям, ведь именно они учат фантазировать и мечтать;
  • если хотите чтобы ребенок развивал в себе творческий потенциал, начните и вы рассказывать ему придуманные сказки, делайте какие-то подделки. Ведь дети так любят копировать поведение взрослых.

Презентация: "Развитие и коррекция воображения у детей"

Помогаем детям открывать творческое начало

Детям в дошкольном возрасте можно помочь развить воображение следующими упражнениями:

  • читайте детям книги, рассматривайте с ними картинки, ходите в театр и на экскурсии;
  • предложите нарисовать то, что он увидел в спектакле, рассказать, что он делал в течение дня;
  • лепите и рисуйте различные сюжеты, которые можно заранее обговорить и помочь ребенку увидеть, что должно получиться;
  • хвалите за любые сочиненные рассказы, стихи, песни;
  • дошкольники должны проводить время за играми, а вот их выбор лежит на вашей ответственности, окружите ребенка конструкторами и головоломками по возрасту, используйте готовые развивающие игры и упражнения.

Если вам кажется, что младшим школьникам развивать воображение сложнее, то это ошибочное мнение.

У них больше знаний и жизненного опыта, а значит и материала для фантазий и воображений, но возможно сложнее найти подход, нужную игру или упражнение для развития этого умения. Как вариант, попросите представить и описать какой-то сюжет из прочитанной книги, предложите внести некоторые изменения в развитие событий в любимой сказке или мультфильме. Помните, что рисование, лепка, оригами и различные подделки, сделанные своими руками, а также различные яркие впечатления, которые хочется всем рассказать являются отличными инструментами для развития воображения школьников и дошкольников.

Презентация: "Развитие творческого воображения"

Развиваем играючи

Вот несколько вариантов игр и упражнений, стимулирующие развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста:

  • эффективное упражнение – предложите ребенку обвести свои ладошки карандашом или красками и пусть он вам расскажет, на что они похожи и дорисует на их основе картинку, например птицу, а рука это ее крыло или букет, где кисть будет ветвями цветов;
  • для развития художественных навыков, пусть ребенок выберет любые три цвета краски и зарисует ими весь лист бумаги, а затем расскажет на что это похоже;
  • отличная игра на воображение – поставьте большую кляксу краской на средину листа бумаги, согните его пополам и откройте. Предложите рассказать, на что или кого похожа клякса;
  • для многих из нас знакома простая игра, когда даются неоконченные рисунки и предлагается их дорисовать и рассказать о полученном результате, попробуйте это и со своими детьми;
  • нарисуйте два одинаковых силуэта волшебников, и пусть ребенок карандашами создаст одного доброго, а другого злого персонажа, а затем расскажет, что натворил плохой и как его победил хороший. Такое упражнение не только развивает фантазию, но помогает разграничивать добро и зло;
  • упражнения с танцами тоже весьма эффективны. Предложите станцевать радость или восторг, лисичку или только что распустившийся цветок;
  • вырежьте из бумаги различные кружки и полоски разной величины, пусть ребенок расскажет, на что они похожи – эта игра позволяет создавать новые образы;
  • предложите детям упражнение, в котором необходимо изменить конец знакомой им сказки;
  • еще одно упражнение – расскажите сказку, а потом вместе отделите фантастические события от тех, которые могут произойти в реальной жизни, таким образом, у вас выйдет два рассказа – один с реальными событиями, другой полностью фантастический.

Презентация: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий"

Помогаем фантазировать

Несколько упражнений, стимулирующих фантазию у детей:

    • Увеличение и уменьшение. Скажите, что у ребенка есть волшебная палочка с помощью, которой он может изменять размеры чего угодно, пусть расскажет, что он уменьши, а что увеличил и к чему это приведет;
    • Добавление выдуманных свойств людям. Предложите наделить человека новыми умениями и органами, создавая, таким образом, фантастического героя и строя сюжет вокруг него;
    • Оживите рисунок. Расскажите ребенку, что все нарисованное им, может оживать, пусть он придумает и зарисует, кого и для чего он хочет оживить;
    • Превращение в любой предмет. Пусть ребенок пофантазирует во чтобы он мог превратиться, в какой предмет, и пускай покажет, как бы он тогда выглядел;
    • Наделите предметы не свойственными им умениями и свойствами. Например, деревья научились разговаривать и что из этого вышло. Или представьте что палка, как лошадь может скакать;
  • Наделение неживых объектов новыми свойствами. Допустим, вода, которая лечит все недуги или заставляет говорить только правду;
  • Оживление умерших животных, людей, героев сказок и представление, как бы дальше развивались события;
  • Изменение привычных отношений между сказочными персонажами;
  • Предложите придумать названия различным рисункам и картинам известных художников;
  • Объединяйте несколько предметов в один и наоборот фантазируйте, что могло бы быть, если бы какой-то предмет разделился бы на несколько частей, каждая из которых ожила;
  • Игры со временем. Это упражнение позволяет представить, что время ускорилось и сутки пролетают за 5 часов или наоборот лето длится не три месяца, а полгода, а возможно изобрели машину времени;
  • Предложите придумать какой-нибудь дом или гаджет будущего;
  • Придумывайте новые праздники, конкурсы и сюжеты для утренников.
Таких игр и упражнений великое множество, вы можете и сами их придумывать на ходу. Здесь главное начать и идти к поставленной цели.

Развивая детей мы развиваемся сами

Постоянно придумывая новые игры и занятия для ребенка, родители тоже фантазируют и воображают, тем самым развивая в себе эти качества. И зачастую, сами того не замечая начинают генерировать креативные идеи простых решений. Это проявляется и в ответах на неожиданные вопросы детей, и в новой расстановке мебели и даже в приготовлении обычных блюд по-новому.

Играя в простые на первый взгляд игры по развитию воображения с ребенком, мы тоже начинаем воображать и фантазировать, помогая создать захватывающий сюжет.

Но можно начать развиваться в данном направлении и за долго до появления детей. Существует масса упражнений, которые разработанные специально для взрослых и направлены на раскрытие и развитие гибкости мышления. Конечно, некоторые из них, сначала могут показаться нелепыми или сложными, но не стоит бояться трудностей. Без таких тренировок ума нам тяжело воспринимать перемены и двигаться вперед, мы начинаем мыслить шаблонно.

Игры на развитие воображения и мышления

Составление рассказа
Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например:
а) девочка, дерево, птица;
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

"Волшебные кляксы"
Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Поиск аналогов
Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.

Способы применения предмета
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

"Ну-ка, отгадай!"

Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только "да" или "нет".
Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: "Оно живое?" Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да". Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: "Я его видел?" Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да" и т. д.
После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.
Примечания:

    Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: "Оно живое (или мертвое)?"; "Оно находится в доме?"; "Оно находится на улице?"; "Это животное?"; "Это - человек?" и т. п.

    Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.

"Картинки-загадки"

Цель игры: развитие мышления и речи.
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

"Парные картинки"
Цель игры: развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления).
Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.
После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

"Угадай игрушку"
Цель игры: развитие восприятия, наблюдательности и мышления.
Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т.д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".
Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

"Лишняя игрушка"
Цель игры: развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.
Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть "из одного класса", а третья - из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.
Входит первая группа и, посовещавшись, берет "лишнюю игрушку" - ту, которая, по их мнению, "не подходит". Так, в данном примере "лишняя игрушка" - это мячик (кукла и зайка - живые, а мячик - нет).
Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться "Лишняя картинка").

"Сочини предложение"
Цель игры: развитие мышления и фантазии.
Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:

    Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

    Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

"Противоположность"
Цель игры: развитие мышления и речи.
Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.
Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

"Определения"
Цель игры: развитие мыслительных ассоциативных связей.
Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

"Придумай загадку"

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т.д.
Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

"Пословицы"
Цель игры: развитие речи и мышления.
Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу "Тише едешь - дальше будешь" дети интерпретируют так: "Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь", "Это значит - нельзя спешить".
А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: "Семь раз отмерь, один отрежь".
Пословицы:

    "Дело мастера боится".

    "Всякий мастер на свой лад".

    "На все руки мастер".

    "Портной испортит - утюг загладит".

    "Картошка поспела - берись за дело".

    "Без труда и в саду нет плода".

    "Каков уход, таков и плод".

    "Больше дела - меньше слов".

    "Всякий человек у дела познается".

    "Горе есть - горюй, дело есть - работай".

    "Без дисциплины жить - добру не быть".

    "Заработанный хлеб сладок".

    "У кого сноровка, тот и действует ловко".

    "Без начала нет конца".

    "Без порядка толка нет".

    "Без работы пряников не купишь".

    "Глаза боятся - руки делают".

    "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".

    "Без труда нет добра".

    "Труд - лучшее лекарство".

    "Терпение и труд все перетрут".

    "Дом без книги, что без окон".

    "Хлеб питает тело, а книга питает разум".

    "Где ученье - там уменье".

    "Ученье и труд вместе живут".

    "Ученье - свет, а неученье - тьма".

    "Почитай учителя, как родителя".

"Сказочный чайнворд"
Чайнворд - это игра, в которой нужно придумывать слова, начинающиеся на ту букву, какой окончилось предыдущее слово. В предложенной игре нужно воспользоваться этим правилом и составлять фразы-чайнворды про героев сказок, но с одним условием: предложение должно состоять из пяти слов и начинаться с имени героя. Например, "Колобок":
ЛисА АккуратнО ОбошлА Арык.

"Ягодные сказки"
Можно придумывать сказки, которые объсняли бы явления из какой-либо области. Например:
Почему вишни растут парами?
Почему ежевика колючая?
Откуда у земляники крапинки?

"Буриме"
В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким:
- конь-гармонь-огонь-ладонь;
- бег-снег-век-человек;
- стакан-карман-обман-пан.
Победитель тот, кто первым придумал интересное стихотворение.

"Спрячь ноты"
Судья оглашает задание и засекает время. Нужно составить как можно больше слов, в которых были бы "спрятаны" загаданные судьей ноты:
- ля,ре;
- до,фа;
- соль,ми.

"Конец и начало"
Выбирается судья, который даёт задание и оценивает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
- Снег пошёл хлопьями... На кровати лежал отбойный молоток.
- Костёр разгорался сильнее... Паук поймал муху.
- Дятел выглянул из дупла... Балкон покрасили в синий цвет.

"История одной буквы"
Многим известная игра. Составьте самый длинный связный рассказ из слов, начинающихся на одну букву. например:
"Академик астрономиии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус апельсинов, а артист Алексей Антонович Ананасов арестован атаманом аборигенов."

"Мемуары"
Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь.
Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:
- старого прикроватного столика,
- старой платьевой вешалки,
- старой чайной чашки.
Мемуары должны быть небольшими и интересными, хорошо представленными.

"Расшифруй слова"
Представьте, что простые слова - аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки:
- ГАЗ, ВОДА, ЗЕМЛЯ;
- НЕТ, ДА, УРА;
- ЗАТО, ПОТОМ, ЧТО.

"Анонимка"
Это неподписаное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.

"Скороговорки"
Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать трудно произносимую фразу. Есть много скороговорок с именем Саша: "Шишкой Саша шапку сшиб", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "Маляр Шурик мешал сурик". Участникам игры предлагается составить смешные скороговорки со своими или другими именами. Побеждает тот, кто составит самое труднопроизносимое предложение, или кто составит больше скороговорок и т.д.

"Правила хорошего тона"
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:
- под кроватью,
- на вершине Эльбруса,
- в холодильнике,
- в избушке Бабы-Яги.
Можно предложить по написаным правилам угадать место.

"10 коротких советов"
В любом модном журнале есть страничка, где даются короткие советы, что делать в тех или иных ситуциях. Участникам игры предлагается придумать и записать советы, способные помочь людям в нестандартных ситуациях:
- ребёнок моет уши зубной пастой;
- мама каждый день моет квартиру, передвигая мебель;
- папа плачет над аргентинскими сериалами и т.д.

"Эврика!"
Участникам игры предлагатся попробовать открыть новый закон или вывести формулу, которая будет несколько необычной, но очень пригодится в жизни. Правила можно придумывать самые различные, например:
- как определить возраст соседской собаки;
- как измерить вес грозовой тучи;
- как рассчитать количество пчёл в улее.

"Инструкция"
Эта игра похожа на игру "Эврика" . Но в ней предлагается составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:
- как вынуть изюм из кекса;
- сделать маникюр кошке;
- выиграть в лотерею.

"Простые рисунки"
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смысл, отвечать на вопрос "Что это такое?".
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки.
Мы предлагаем вам для игры 40 простых рисунков.
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.
Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

Игры на развитие логической памяти

Для развития памяти младших школьников можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала, использование визуального кода. 7

"Запомни фразы"
Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.
Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:
- Лев, нападающий на антилопу.
- Собака, виляющая хвостом.
- Муха в супе.
- Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
- Молния в темноте.
- Пятно на любимой рубашке.
- Капли дождя, сверкающие на солнце.
- Крик ужаса в ночи.
- Друг, ворующий любимую игрушку.
После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы.

"Игра в волшебника"
Цель: развитие осознанного восприятия.
Ребенок становится волшебником, способным оживить при помощи волшебной палочки все, что угодно. Он касается своей палочкой любого предмета, предмет оживает (в воображении, конечно), затем волшебник рассказывает о том, что получилось, как начал вести себя оживший предмет.

"Придумай историю со словами"
Цель: развитие способности устанавливать связи между элементами материала (логических ассоциаций).
Ребенку предлагаются слова. Их необходимо перегруппировать, объединив по какому-нибудь признаку, чтобы было легче запомнить. Потом из всех этих слов надо придумать историю:
Медведь. Тележка. Пчела. Колокольчик. Ромашка. Воздух. Ваза. Кот. Солнце. Вода.

"Визуальный код"
Чтобы запомнить число предметов, нужно использовать визуальный код. Например, чтобы запомнить "одна корова", надо представить себе одну корову, привязанную к колышку. Попробуйте вместе с ребенком запомнить таким образом следующий материал:
- Одна корова.
- Две автомашины.
- Три рубашки.
- Четыре зеркала.
- Пять солдат.
- Шесть карандашей.
- Семь шариков.
- Восемь стульев.
- Девять колец.
- Десять стаканов.

"Игрушечная очередь"
"Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний - котенок". Вы выстраиваете 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помоги игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира".

1. Введение.

Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы дети смогли усваивать школьную программу без воображения?

Проще сказать – лишите человека воображения и прогресс остановится! Значит, развитие воображения у младших школьников является одной из важнейших задач учителя, так как особенно интенсивно воображение развивается в возрасте от 5 до 12 лет.

2. Что такое воображение?

Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Но бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда велика неопределённость ситуации. Это общее значение функции воображения у детей, и у взрослых.

Старший и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего представлять сказочные образы) , а затем творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ). Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребёнку тоже приходит воображение.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.

Схема воображения, его видов и способов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация , т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (Кентавр, Феникс). Второй способ – гиперболизация . Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер или Мальчик с пальчик. Третий способ создания образов фантазии – схематизация . В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвёртым способом является типизация . Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д. Пятый способ – акцентирование . В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия . Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдалённая аналогия с морским кораблём.

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами. Фантазирование значительно обогащает опыт ребёнка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребёнок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это даёт ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.

3. Залог успешной учёбы.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выгодский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:

Построение образа конечного результата его деятельности;

Создание программы поведения в ситуации неопределённости;

Создание образов, заменяющих деятельность;

Создание образов описываемых объектов.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, её силе и яркости.

Затухание функции воображения с возрастом – отрицательный момент личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним и мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т. е. имеющие не единственное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями. Ниже предлагается ряд заданий, позволяющих тренировать процесс воображения младших школьников.

4. Развитие воображения младших школьников.

Воображение тесно связано с личностью, её развитием. Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Упражнение «Составление изображений из объектов»

(на уроке математики или ИЗО)

Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур.

Объекты для рисования: лицо, домик, кошка, радость, дождь, клоун.

Каждую фигуру можно использовать многократно.

лицо дождь

Кошка

Упражнение «Домашние животные»

(на уроке «Окружающий мир»)

Детям показывают картинки с изображением домашних и диких животных. Картинки очень похожи, но при внимательном рассмотрении можно найти отличительные признаки. По каждой картинке ребёнок должен дать правильный ответ (один!) о принадлежности животного к домашним или другим видам.

Материал для картинок:

Свинья – кабан, собака – волк, кошка – тигр, индюк – павлин, гусь – дикий гусь, коза – горный козёл (лань).

После ответов детей попросить их рассказать о своих домашних питомцах, а далее определите общие характеристики домашних животных.

Упражнение «Нелепые картинки»

(на уроке «Окружающий мир»)

Это упражнение прежде всего на наблюдательность. Однако ребёнок может только в том случае выявить нелепицу в изображении, если у него, наряду с наблюдательностью, хорошо развито воссоздающее воображение. Так что косвенно это упражнение диагностирует и степень развития воображения. Предложите ребёнку рассмотреть приведённые ниже картинки и сказать, что в них неправильно или нелепо.

Игра «Использование предметов»

(на уроке русского языка)

Игра направлена на стимулирование фантазии ребёнка и общее развитие.

Эта игра не имеет возрастных ограничений. При повторении игры можно менять набор предметов, главное, чтобы они были знакомы ребёнку.

Последовательно предъявляйте ребёнку картинки: очки, утюг, стул, коньки, стакан и т. д.

Предлагается перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить.

Игра «Три слова»

(на уроке развития речи)

Эта игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме этого, она диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.

Ребёнку предлагается из трёх слов составить наибольшее количество осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.

Слова для работы:

ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН

РАЗБОЙНИК ЗЕРКАЛО ЩЕНОК

ТОРТ ОЗЕРО КРОВАТЬ

Пример выполнения данного текста:

«Бабушка пришла во дворец и увидела клоуна. Бабушка и клоун стали жить во дворце. Однажды клоун шёл по дворцу и запнулся о ногу бабушки. Клоун рассмешил бабушку. Бабушка стала работать во дворце клоуном.»

Упражнение «Бином»

(на уроке внеклассного чтения)

Впервые такое упражнение для развития творческого воображения детей использовал Дж. Родари.

В этом упражнении ярко проявляются творческие возможности ребёнка, его можно с успехом использовать не только для развития фантазии, но и абстрактного творческого мышления.

Каждому ребёнку необходимо придумать и написать на листке два столбика из четырёх слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных.

Теперь следующий этап. Для каждого из четырёх пар слов (по одному из каждого столбика) необходимо придумать связывающие их ассоциации, чем больше, тем лучше.

Например: если придуманы слова «кошка» и «лампочка», то ассоциации могут быть такими:

- кошка греется под лампочкой;

Кошка, круглая и тёплая, как лампочка;

Глаза у кошки горят, как лампочка;

Форма головы у кошки напоминает лампочку,

и т. д.

Тот, кто придумал больше ассоциаций из всех четырёх пар, тот и выиграл.

Упражнение «Три краски»

(на уроке изобразительного искусства)

Ребёнку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему трудно это сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку (с объяснениями).

Упражнение «Услышь и расскажи»

(на уроке музыки)

Игра развивает слуховое внимание, способствует выражению личностных особенностей ребёнка.

Приготовьте несколько предметов, способных издавать звуки, или из которых можно извлекать звуки. Дополнить звуковыми игрушками или музыкальными инструментами, деревянными ложками и т. п.

Ребёнку завязываются глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача воссоздать по звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он открывает глаза и рассказывает свою историю. Побеждает самая невероятная история.

ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования

МБОУ СОШ с. Талица

РЕФЕРАТ.

Тема: «Развитие воображения

У младших школьников».

Выполнила

Учитель

Начальных классов

Булавина И. А.

С. Черкассы, 2009г.

Творческое

(создание принципиально новых образов)

Воссоздающее

(создание образа по его описанию)

агглюти-нация

Воображение

психологическая функция,

направленная на создание новых образов

Схемати-зация

гипербо-лизация

Синтез

Аналогия

типизация

акценти-рование