Происхождение слова чур. 'Чур' как защита от нечистой силы

Вот нашел о чур и спустя столько лет это слово не перестаёт вызывать улыбки.

Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) так описывал захоронения у славян: "Обоготворенный предок чествовался под именем чура в церковно-славянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: « » - т. е. «храни меня дед!». Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние... Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом «чересчур»...


А также выражение "Чур меня!" обозначало - "защити меня предок!". Потому что наши предки знали, что смерть это не конец жизни... Подробнее на встрече с Николаем Левашовым 4 декабря 2010 года.

Исследователи прошлого века ввели в славянский пантеон еще одно родовое божество - Чур а. А.Н. Афанасьев определял его как божество пылающего в очаге огня, охранителя родового достояния, почти домового. Ему вторил знаменитый историк В.О. Ключевский: "Обоготворенный предок чествовался под именем Чур а... Охраняя родичей от всякого лиха, Чур оберегал и их родовое достояние".

Чур - имя древнего славянского бога сохранилось в обиходе до наших дней. Чур был покровителем подземельных владений, всякого имущества, охраняя дома от нечистой силы, а потому, найдя что-то, надо сказать: «Чур, моё !», а если тебе говорят что-то неприятное, необходимо зачураться: «Чур тебе на язык!». Ну, а если испугался или что-то ужасное покажется, нужно, конечно, перекреститься, но не помешает и древнего Чур а помянуть, сказавши: «Чур меня, чур !» [один из ортодоксальных вариантов]


ЧУР - стар. грань, граница, рубеж, межа; и поныне || край, предел, мера. Не ступай за чур , за черту. Не лей, через чур ; это чересчур много, мало, против нужного, должного. По чур наше! || Арх. хрящеватая отмель, коса, гряда; нвг. чур а, хрящ, крупный песок, дресва. || Чур нар. и мжд. выражает условие, уговор, запрет, требование, постановляя что правилом, законом, мерилом, пределом. «Чур меня !» въ играх, «не трогай меня, я в стороне». «Чур меня от него!» нвг. смл. «не хочу его». «Чур молчать!» «Чур пополам», о находке. «Чур ъ одному» - не давать никому! то же. «Цур ему», юж. «ну его, чур с ним». «Чур б!» тер. «чур , стой» или «не тронь более» в играх. Чур бть, кричать «чур », оговаривая что хочешь. Чурай скорее находку, поколе кто не увидал! Чур аться, ограждаться словом чур , зачурать себя самого. Чур айся от вражьей силы. Черти круг да чурайся, кричи: «чур меня !» || Быть чур аему. || Уговориться в чемъ, и связать слово чуром. || Чураться чего, кого, юж. зап. удаляться, не любить, не хотеть, ненавидеть. Чураюсь я его, бегаю, удаляюсь, ненавижу. Чур бнье, действ. по гл. Чурбтель, -Чурбтельница, чурбла об. кто зачурал что. Чур овуй, к чуру относящ. Если верно, что в Сиб. местами говор, чурить, вм. чурать, то вероятно чурила, чурилья отъ этого. Чуровбться каз. зачураться заговором от чего, заговориться, дать себя заговорить. Чурукать вор. чурать и чураться. || Чурукать, чурюкать, вор. кур. вор. чирикать, свирестъть, откуда чурюкан, сверчекъ. Вычурать находку или зачурать ее. Насилу отчурался от него. Мы с ним почурались, уговорились. Перечурай снова.

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. M., 1955.

Мужские гениталии при защите от нечистой силы могли заменяться жестом - положением кисти левой руки на сгиб правой и поднятием последней вверх или называнием фаллоса. Есть основания предполагать, что таким защитительным словом было у вост. славян и у болгар слово чур , имевшее древнее значение "penis". Этимологию этого слова, в котором начальное č могло чередоваться с k (ср. *kurъ "penis" и *kurъ "петух"), подтверждают фольклорно-этнографические данные. (В статье: Гениталии )

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. M., 1955.

ЧУР стар. грань, граница, рубеж, межа; и поныне || край, предел, мера. Не ступай за чур , за черту. Не лей, через чур; это чересчур много, мало, против нужного, должного. По чур наше! || Арх. хрящеватая отмель, коса, гряда; нвг. чура , хрящ, крупный песок, дресва. || Чур , нар. и мжд. выражает условие, уговор, запрет, требование, постановляя что правилом, законом, мерилом, пределом. Чур меня! въ играх, не трогай меня, я в стороне. Чур меня от него! нвг. смл. не хочу его. Чур молчать! Чур пополам , о находке. Чуръ одному - не давать никому! то же. Цур ему , юж. ну его, чур с ним. Чурá ! тер. чур, стой или не тронь, более в играх. Чурá ть , кричать чур , оговаривая что хочешь. Чурай скорее находку, поколе кто не увидал! Чураться , ограждаться словом чур , зачурать себя самого. Чурайся от вражьей силы. Черти круг да чурайся, кричи: чур меня! || Быть чураему. || Уговориться в чемъ, и связать слово чуром . || Чураться чего, кого, юж. зап. удаляться, не любить, не хотеть, ненавидеть. Чураюсь я его , бегаю, удаляюсь, ненавижу. Чурá нье , действ. по гл. Чурá тель , -Чурá тельница , чурá ла об. кто зачурал что. Чуровó й , к чуру относящ. Если верно, что в Сиб. местами говор, чурить , вм. чурать , то вероятно чурила , чурилья отъ этого. Чуровá ться каз. зачураться заговором от чего, заговориться, дать себя заговорить. Чурукать вор. чурать и чураться. || Чурукать . чурюкать, вор. кур. вор. чирикать, свирестъть, откуда чурюкан , сверчекъ. Вычурать находку или зачурать ее. Насилу отчурался от него. Мы с ним почурались , уговорились. Перечурай снова .

Словарь славянской мифологии

Чур , в славянск. мифол. божество пограничн. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ - чурки и чурбаны, то есть межевые знаки.

У наших предков-язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.

Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.

Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На. нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка.

чур , межд. (разг. ).

1. Возглас, означающий запрет касаться чего-нибудь, переходить за какую-нибудь черту, за какой-нибудь предел (в заклинаниях против "нечистой силы", в играх и т.п. ). Чур! здесь дом! (в игре). «Чур! наше место свято.» А.Островский . (первонач. чур, чура, муж. - предел, граница, межа.; срн. ).

| в знач. повел. , кого-что . Не трогай, не касайся. Чур меня! (условие в играх: произнесшего эти слова нельзя хватать, салить). "Чур меня, сила нечистая!" шепчет: "рассыпься!" Некрасов.

2. Возглас, означающий требование соблюсти какое-нибудь условие, уговор. Чур, пополам! (при находке чего-нибудь вдвоем). Может быть, он подстережет вора и накроет его, либо закричит ему: чур, вместе!

Фразеологический словарь русского языка

Чур меня ! - возглас, запрещающий касаться чего-либо, переходить какие-либо границы (Первоначально в заклинаниях. Чур - граница, межа, предполагаемый бог границ и основатель рода, прародитель, почитавшийся в древности у славян как божество, к которому обращались с просьбами и призывали в спорах)

Цыганско-русский словарь

коса (женская) (ж. Р.)

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Чур (Щур) - в славянской мифологии бог-покровитель рода, охранитель границ его владении.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Словарь языческих понятий и богов

(Цур) - древний бог очага, оберегающий границы земельных владений-межей. Его просили о сохранении межей на полях. Слово чур и ныне употребляется в значении запрещения. К нему взывают во время гаданий, игр и т.д. (Чур меня! ). Чур освящает право собственности (Чур мое! ). Он же определяет количество и качество необходимой работы.(Через чур! ). Чурка - деревянное изображение чура. Чур - древнее мифическое существо. Чур - одно из древнейших названий, какое давалось домовому пенату, т.е. пылающему на очаге огню, охранителю родового достояния. Белорусы рассказывают, что у каждого хозяина есть свой Чур - бог, оберегающий границы его поземельных владений; на межах своих участков они насыпают земляные бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не посмеет разрыть из опасения разгневать божество.

Словарь Ожегова

ЧУР, межд. (разг.).

1. Возглас (обычно в детских играх), к-рым запрещают касаться чегон., переходить за какойн. предел [первонач. в заклинаниях, где слово «чур» обозначает границу, межу]. Ч. меня!

Мы, современные люди, произнося определенные слова, даже не представляем, насколько тесно они связывают нас с духами предков. Это касается большого количества слов и фразеологизмов, пропитанных славянской мифологией и глубоким смыслом. Историки и лингвисты утверждают, что ветви славян до сих пор используют массу заговоренных или волшебных слов, которые имеют сакральный смысл. Темой нашей статьи стало таинственное слово "чур", прочно вошедшее в нашу жизнь. Что оно значит? И в каком смысле применяется?

Мифология древних славян

Наши предки жили на земле и получали от нее практически все блага жизни. Поэтому не удивительно, что многие природные явления они обожествляли и приносили им жертвы в разные праздники. Особым почетом пользовались охранительные домашние духи. Самым известным является домовой. Он следил за порядком в избе, гнал за порог чужих людей и присматривал за маленькими детишками. Считалось, что в чистом и хлебосольном доме домовой всегда будет помогать хозяевам не только охраной, но и поступками. Может молоко от прокисания сберечь или вещь дорогую потерянную отыскать. А вот когда в доме все кувырком, это свидетельствовало о гневе домового на нерадивых хозяев. Тут все домочадцы старались духа задобрить, а иначе покоя и мира в семье не видать.

Помимо всем известного домового, были и другие охранительные духи, они жили в бане, на скотном дворе и в птичнике. К сожалению, их имена современным людям неизвестны. А вот чур и сейчас упоминается весьма часто. Что же это за божество, которое сохранило свое значение в веках?

Чур - это что за "зверь"?

Историки насчитывают более десяти охранных духов, не последнее место среди которых занимал чур. Данное божество почиталось всеми хлебопашцами без исключения, ведь именно земля находилась в ведении данного духа. В дословном переводе слово "чур" - это "граница", "межа" или "черта". Она четко отделяет хозяйские владения от всего остального враждебного мира. Поэтому в славянской мифологии чур - это божество, охраняющее границы двора. Этот дух постоянно обходит земельный надел по периметру и оберегает земли своего хозяина от соседских поползновений или случайных вмешательств со стороны приходящих чужих людей.

Культ чура в древнеславянской мифологии

Конечно, нельзя сказать, что чур - это божество высокого ранга, но его значение в жизни наших предков трудно переоценить. Ведь в силу этого духа верили абсолютно все славяне без исключения. Считалось, что тот, кто нарушит охраняемую чуром территорию, незамедлительно получит наказание. Оно могло выразиться во внезапной болезни, неурожае или большом количестве неприятностей, буквально сваливающихся на голову нарушителю.

Чтобы каждый видел, где проходит граница охраняемых земель, славяне рыли на меже несколько небольших земельных холмиков, которые огораживали тонкими кольями. С этого мгновения территория считалась охраняемой, и если кто-то из соседей случайно затрагивал такой холм, то старался сразу же вернуть все в первоначальное состояние.

В некоторые дни старейший мужчина в семье обходил территорию по периметру, прославляя чура и прогоняя впереди себя животных, которых приносили в жертву. Часто на земельной границе устанавливали большие камни и обтесанные бревна. Для их установки рыли глубокие ямы, их наполняли зерном, вином или медом. Данная жертва должна была понравиться чуру, и только в этом случае он выполнял свой долг по охране земель.

Чур: как изображалось божество

У славян не принято было наделять языческих духов человеческими чертами. Поэтому их внешний вид имеет весьма отдаленное сходство с людьми. Статую чура изготавливали из небольшого деревянного обрубка толщиной с руку взрослого человека. В верхней части вырезалось что-то похожее на мужские черты лица, потом идола ставили у ворот, чтобы он всегда находился в поле видимости соседей и прохожих.

Некоторые лингвисты утверждают, что именно от данного идола пошло слов "чурка" и словосочетание "чурбан бесчувственный", ведь, несмотря на свои небольшие размеры, дух был весьма злопамятным и грозным хранителем хозяйских границ.

"Чур меня!": что значит это выражение?

В повседневной жизни мы часто зовем древнее божество, не отдавая себе отчета в поступках. Судите сами. Когда мы узнаем какие-то вести, которые могут нанести нам вред, то часто неосознанно произносим: "Чур меня!" Что значит эта фраза? Что мы хотим ею сказать и почему повторяем ее в разных жизненных ситуациях?

Дело в том, что славяне считали чура не только хранителем границ дворовой территории, но и духом, который может уберечь от многих неприятностей. Поэтому в случае опасности всегда призывали на охрану именно его. Заветной фразой, вызывающей духа, было всем известное восклицание "Чур меня!" Произнося его, вы просите духа оградить вас от грозящей опасности и не впустить ее в вашу жизнь.

Удивительно, что спустя века потомки древних славян подсознательно обращаются к вере предков в самых трудных ситуациях. Это доказывает версию лингвистов о коллективной памяти народа, которой наделены все мы. Именно в ней содержится самая важная информация, позволяющая сохранить нацию.

Слово "чересчур": значение и история возникновения

Часто, когда мы хотим сказать, что что-то становится для нас слишком тяжелым или невыполнимым, мы используем слово "чересчур". Каждому понятно, что оно означает крайнюю степень тяжести. Можно сказать, что это грань, которая уже перейдена. Лингвисты не могут определить, откуда пришло в наш язык данное слово. Само по себе оно не несет никакой смысловой нагрузки. Но только до той поры, пока вы не разделите его на две части. Тогда все мгновенно встает на свои места. Давайте проверим.

Если вместо привычного "чересчур" мы скажем "через чур", то смысл фразеологизма становится предельно ясным. Ведь чур, воспринимаемый в качестве сторожа определенной границы, не позволяет переходить через нее никому постороннему. Несанкционированное вторжение является чем-то невероятно страшным, это невообразимый поступок для древних славян. Поэтому и слово "чересчур" обозначает меру проступка или какого-либо действия с ярко негативной окраской.

Использование слова в игре

Вы когда-нибудь наблюдали, как проходит детская игра? "Чур, не трогать!", "Чур, не ходить за мной!" - эти фразы довольно часто слышатся в процессе. Причем игра может быть абсолютно любой, а вот слова не меняются. Что они значат в данном случае?

Когда слов "чур" используется в таком контексте, то оно имеет запрещающий смысл. Ребенок будто ставит невидимую границу и обозначает ее с помощью сакрального слова, он заключает устный договор с другим участником игры, и свидетелем здесь незримо выступает древнее божество. После произнесенной фразы граница становится нерушимой, в случае несоблюдения условий игра мгновенно прекращается. Ее смысл полностью теряется.

Сегодня мы свято верим в то, что весьма отличаемся от наших предков. Мы кажемся себе умнее и просвещеннее, но в трудные моменты в нас почему-то просыпается нечто древнее, готовое призвать всех языческих духов, которые могут помочь абсолютно в любой ситуации. Так, может, не стоит терять связь с пращурами?

27 липня (26.07) праздник Чура — Бога оберегания, охраны собственности, сторожа РОДовых обычаев, покровителя границ, домашнего очага. Славяне вспоминают своих чуров-пращуров, чтобы заботились о нашем хлебе, хранили не только наши снопы, но и нашу Русь и многовековую великую культуру. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находится у себя во дворе, тем самым почитая Чура.


Чур у наших предков-язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений.

На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.

Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.

Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоеванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких к своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.
Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На. нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка,
чурбашка.

Когда великий Дый создал землю, повелел он одному из богов — его звали Чур — наделить людей угодьями. Вот прилетает Чур в какую-то местность к жилью человеческому, ведет толпу людей к роще или долине и вопрошает:

— Эти угодья — кому?

А в ответ ему наперебой раздаются десятки голосов:

— Чур, мне! Чур, мое!

Тогда велит бог вытесывать чурбаки и вбивать их в землю на границах владений, дабы не было впредь споров и междоусобиц.

С той поры мы и говорим, подобно нашим предкам:

— Чур, мне! Чур, мое!

Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!", то есть попросить:
"Чур, побереги меня!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

Один из ключевых богов Славянского пантеона, чье истинное значение уничтожено христианской традицией и может быть восстановлено лишь частично по обрывкам былин и пословиц. Корень «чур» в Русском языке известен хорошо. Деревянными чурбаками обозначались границы племенных и родовых владений. В первобытном сознании Славян они получали магическое значение и кратко именовались «чурами». В словаре В.Даля это означает грань, граница, рубеж, межа, край, передел, мера (наречие чересчур, т. е. «сверх меры», еще недавно писалось «через чур» ). Еще более архаичен заклинательный смысл слова «чур», когда с его помощью пытались отвести нечистую силу: «Чур, меня!», «Чур-чура!», «Чур, не я!» К Чуру обращались и как к божеству меры и справедливого дележа: «Чур, пополам!», «Чур, вместе!» и т. п.

В настоящее время Чур известен как Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага. В его обязаности входила охрана межей, границ земельных да и вообще границ. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы. На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой «порчи» , «Нечистой силы».
Однако менее известно, что Чур — одно из немногих сохранившихся имен древнего славянского бога, функции которого в точности соответствовали греческому Гермесу. П.А.Бессонов ((4 (16) июня 1828, Москва, Российская империя — 22 февраля (6 марта) 1898, Харьков) — русский филолог-славист, фольклорист, издатель сборников болгарского, сербского, русского фольклора. Принадлежал к «западнорусскому» историческому направлению.)совершенно точно указывал на несомненный факт сходства между русским заклинанием при объявлении личных прав на находку или добычу — «Чур, вместе» — и его древнегреческим смысловым эквивалентом, дословно переводимым как «Гермес общий!» По мнению специалистов-филологов, «слово «чур» у восточных славян и болгар означало penis, что равнозначно истинному первоначальному смыслу итифаллического культа Гермеса». В Древней Греции точно так же устанавливали пограничные и путевые столбы, так называемые гермы.