Пауза, ее типы. Паузы в нормальной речи и при заикании

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семант

ически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами .

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп .

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия - движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительносгь их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его .

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности .

2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

2.1 Место взаимодействия в структуре общения

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы совместных действий .

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии .

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности .

Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие.

Почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг сделает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? Или он на что-то обиделся, или засомневался в правоте слов? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора. Действительно, пауза (лат. pausa, от греч. pausis – прекращение, остановка) – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза – это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Наука, изучающая паузы, называется паузологией. Первый паузолог США профессор О"Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40–50 процентов времени.

Среди пауз прежде всего выделяют так называемые пустые паузы, которые противопоставляются паузам значимым. Например, студент не подготовился к семинару, а его вызвали отвечать. Стоит он и мучается. Скажет несколько слов и… пауза, ждет подсказки. Бывают и другие ситуации. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разго – .вор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают.

С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, то есть паузы обдумывания, размышления. Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать; лучше сформулировать так; правильнее будет…; не так надо сказать. После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.

Важную роль в устной речи играют интонационно-синтаксические паузы, которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза – на месте запятой, а самой длинной паузы требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.

Есть пословица «За твоим языком не поспеешь босиком». Люди, которые быстро говорят, чаще всего неправильно распределяют паузы или вовсе их не делают, чем затрудняют восприятие речи. Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в предложении, правильно соединить слова в группы, то есть в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков, речевых тактов складывается фраза.

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются интонационно-логическими. Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл. Вот как изменится мораль басни И.А. Крылова, если сделать паузу там, где стоит (//):

А ларчик II просто открывался. При таком произнесении подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство. Отсюда мораль: человек иногда сам усложняет обстановку, ситуацию, отношения.

Если произнести: А ларчик просто Цоткрывался, то это будет означать, что он вообще не был заперт. Мораль: нечего ломиться в открытую дверь.

Пауза может сделать текст нелепым. Например, если в предложении От радости в зобу Ц дыханье сперло паузу сделать после сочетания в зобу. Ведь не радость находится в зобу, а дыханье в нем сперло. Пауза требуется после слова радости: От радости // в зобу дыханье сперло.

Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватившие говорящего: волнение, обиду, любовь, восторг, счастье и т.п. Такие паузы называются эмоциональными. Они обозначаются на письме многоточием.

Есть еще две разновидности пауз. Представим себе картину: идут вступительные экзамены, абитуриенты пишут диктант. Преподаватель читает текст медленно, повторяет части предложения и, повторяя, делает паузы. Или на плацу маршируют новобранцы. Раздается команда: «На…ле…во! Шагом…марш!»

Чем в данном случае вызваны паузы? Ситуацией. Какова их функция? Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы новобранцы успели приготовиться выполнить команду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, они называются ситуативными.

И, наконец, паузы физиологические. Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система, и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль.

В заключение приведем слова К.С. Станиславского: «Пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей».

Вот почему важно знать, какие разновидности пауз бывают, какова их функция, как следует ими пользоваться в речи.

Заикание, запинки и бормотание. О чем свидетельствуют паузы в речи.

Основные формы речевой дисфункции - это симптомы, с которыми все мы хорошо знакомы. Я говорю о заикании, запинках и бормотании. Заикание и запинки могут быть связаны с речевой патологией или речевыми расстройствами. До того момента, когда заикание и запинки проявятся или станут очень заметными, человек не демонстрировал такого поведения вообще или в течение данной беседы. Заикание может проявляться тогда, когда человек пытается говорить очень быстро. Запинки же возникают, когда человек пытается говорить еще до того, как окончательно решил и отредактировал то, что собирается сказать. Бормотание или невнятная речь может проявляться в тех случаях, когда человек не до конца обдумал то, о чем собрался говорить. Человек пытается оттянуть вербальную реакцию до того момента, когда его мысли придут в порядок. И снова хочу сказать, что все эти действия в большей степени говорят о том, что человек переживает стресс, а вовсе не собирается обманывать вас.

«Гм-м-м», «а-а-а», «э-э-э» и другие подобные звуки не всегда сигнализируют об обмане.

О чем свидетельствуют паузы в речи. Паузы во время речи могут о многом сказать слушающему. Они способны говорить о том, что говорящий не до конца подготовился к разговору и нуждается во времени, чтобы лучше сформулировать свои замечания. Некоторые наблюдатели заметили, что обманщики делают большие паузы между концом вопроса и началом лживого ответа. Они же обнаружили, что обманщик делает много пауз в ответах. К сожалению, такое явление очень трудно точно определить, потому что длительность паузы воспринимается весьма субъективно. Кроме того, мы также должны учитывать нормальную манеру поведения собеседника, то есть то, как он говорит, когда не находится в состоянии стресса и говорит правду. Безопаснее всего предположить, что увеличенные паузы связаны с тем, что ваш собеседник раздумывает над тем, стоит ли ему лгать, или, по крайней мере, демонстрирует уклончивые реакции. Вы должны обратить особое внимание на эти аспекты и, анализируя честность собеседника, искать дополнительные подтверждения своим сомнениям.

Обычные звуки

Существует ряд речевых звуков, которые мы часто ассоциируем с обманом, но на самом деле они вовсе не являются надежными симптомами лжи. Среди наиболее распространенных обычных звуков - самые простые и удобные в использовании. То есть ваш собеседник перемежает свою речь «эканьем», «гмыканьем» и тому подобным. Скорее всего, он просто выигрывает время, чтобы собраться с мыслями. Люди, не имеющие сильно развитых вербальных навыков, пользуются такими звуками гораздо чаще тех, кто хорошо умеет быстро говорить экспромтом.

Логика устной речи

В.Є. Михайленко, В.В. Ванн, С.М. Ковалев « Інженерна графіка» ; Підручник, Київ, 2002, для студентів вищих навчальних закладів

Література

2.Морзе Н.В. Основи інформатики. Екзаменаційні білети: запитання та відповіді, Посібник для підготовки до іспитів з основ інформатики. середніх закладів освіти, ліцеїв та гімназій всіх типів, м Дніпропетровськ, “Технічна книга”, 2000 р.

Логика устной речи – развивает умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте, помогает организовать текст, чтобы точно и осмысленно воздействовать на зрителя.

В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики русского языка.

Произнося какой-либо текст, мы стремимся к тому, чтобы он был, прежде всего, понят адресатом, дошел смысл высказывания . Смысл высказывания это первичная логика текста, заложенная в интонировании. В письменной речи функцию интонирования выполняют знаки препинания. Они позволяют читателю понять первичную логику, уровень смысла текста. В этом разделе мы будем говорить только о первичной логике смысла, так как существует еще уровень значения текста – это подтексты, образы, скрытые не проявленные мысли автора. Пунктуация на письме в устной речи заменяется приемами голосового интонирования. Существуют определенные законы и правила устной речи, правила интонирования знаков препинания, которые усваиваются носителями языка вместе с языком. Когда мы говорим свой текст, мы не задумываемся над тем, где надо поставить паузу или повысить голос. Свой текст – это наша мысль, вербально озвученная. Логика этой мысли нам понятна, и наша интонация следует этой логике. Сложнее приходиться с чужими текстами, логика которых внутренне нами не присвоена. Учителю в своих уроках часто приходится использовать чужие тексты: читать отрывки из художественной литературы, публицистики, документов и т.д. Эти привнесенные тексты выступают как аргументы в речи учителя, и хотелось бы, чтобы их смыслы были понятны ученикам. Знание логических законов устной речи поможет педагогу наиболее эффективно применять цитирование авторских текстов, сделать их понятными и убедительными для ученика.

Смысл любого текста понимается нами не из отдельных слов, а из групп слов, которые называются речевыми тактами (звено, синтагма). Деление текста на речевые такты необходимо для оформления мысли, это способ организации устной речи, при котором максимально передается смысл высказывания. Слова в предложении группируются вокруг подлежащего, сказуемого, обстоятельств и т.д., образуя смысловые группы. Речевые такты могут состоять из одного или нескольких слов, дополняющих или относящихся к подлежащему, сказуемому и т.д., могут представлять собой законченную мысль или только часть мысли. Все слова в речевом такте произносятся слитно, на одном дыхании. Иногда речевой такт представляет собой законченную мысль. Значительно чаще оно является лишь частью мысли.

Речевые такты отделяются друг от друга логическими паузами соединительными и разделительными. Обычно, знаки препинания указывают на необходимость паузы, но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаков препинания. Логические паузы имеют большое значение для точности передачи мысли, и могут выражаться в виде просто остановки – пауза остановки , а могут быть выражены в виде изменения тона голоса – интонационные паузы . Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие речи. При логическом разборе текста, паузы на письме обозначаются:

· / - соединительная интонационная пауза ставится между речевыми тактами или тесно связанными по смыслу предложениями. Требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену».

· // - более длительная соединительно-разделительная пауза остановки. Тоже требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену, // она с тихим звуком таяла на горячем песке, / увлажняя его».

· /// - разделительная пауза остановки ставиться между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками. Требует понижения тона.

«С этими словами он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо».

· люфтпауза (воздушная) для добора воздуха. При помощи люфтпаузы выделяется смысловое слово, на которое хотят особо обратить внимание.

Обязательные логические паузы, не отмеченные знаками препинания :

1. Логическая пауза ставится между группой подлежащего и группой сказуемого, если подлежащее не выражено местоимением. В простых нераспространенных предложениях, которые состоят из подлежащего и сказуемого, пауза не нужна.

- «Притихшие ученики / слушали внимательно».

- «Они слушали внимательно».

- «Ученики слушали».

- «Идет дождь./ Колокол звонит./ Пришла Маша».

2. Между двумя подлежащими и двумя сказуемыми перед соединительным союзом «И», «ДА», разделительным союзом «ИЛИ», «ЛИБО».

- «Елена распечатала письмо / и прочла».

- «Полное разорение / да нищета царили вокруг».

- «Им оставалось погибнуть / либо сдаться на милость победителя».

3. В инверсированных предложениях. В русском языке обычный, прямой порядок слов в предложении таков: подлежащее перед сказуемым, определение перед определяемым словом, дополнение после слова, к которому оно относится. Нарушение прямого порядка слов называется - инверсией (обратным порядком, перестановкой), а предложение с нарушением порядка слов - инверсированным .

В инверсированных предложениях требуется иная расстановка логических пауз, чем в предложениях с прямым порядком слов.

Предложения с прямым порядком слов:

1 2 3 4 5

Вид городка / открывался за ближайшим курганом.

1 2 3 4 5

Продуктовый обоз / прибыл в конце недели.

Логическая пауза ставится на границе между группами подлежащего и сказуемого. При перестановке слов в этих фразах выделились пояснительные слова при глаголе, уточняющие место и время действия ("за открытым окном"), а подлежащее и сказуемое оказались в одном речевом такте.

Инверсированные предложения:

4 5 3 1 2

За ближайшим курганом / открывался вид городка.

4 5 3 1 2

В конце недели / прибыл продуктовый обоз.

Иногда в инверсированных предложениях не только изменяется место логических пауз, но и появляется необходимость в дополнительной паузе.

Предложение с прямым порядком слов :

1 2 3 4 5 6

Наш попутчик / занял место у окна не случайно.

Инверсированное предложение :

6 1 2 3 4 5

Не случайно / наш попутчик / занял место у окна.

4. На месте пропущенного слова, которое подразумевается и легко может быть восстановлено, требуется логическая пауза. Эта пауза необходима вне зависимости от того, имеется ли в тексте знак тире, указывающий обычно на такой пропуск. Длительность паузы зависит от протяженности пропущенного слова или слов.

- « Во всем доме / тишина».

- «Идет направо - / песнь заводит,

Налево - / сказку говорит».

5. На пояснительных словах при глаголах. Если имеется несколько групп пояснительных слов при глаголе, уточняющих место, время действия, то даже при отсутствии запятых каждая такая группа отделяется от следующей паузой.

- "Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри».

- «Хаджи Мурат / прожил неделю в укреплении / в доме Ивана Матвеевича».

6. Паузами и ударением выделяется слово, произносимое иронически, с обратным смыслом.

- «День выдался / на редкость / «удачным»».

7. Паузами и ударением выделяется цитата или название.

- «На двери / висела табличка /«Контора / Рога и копыта»».

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздох, шепот и т.д. Этим регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Паузы, молчание

Лучше хранить молчание и казаться дураком,

чем открыть рот и устранить все сомнения

С. Джонсон

Молчание бывает красноречивее слов

Паузы. В контексте экстралингвистики паузы наделяются функцией знака. С учетом коммуникативных ролей дифференцируется их значение в речевой деятельности. Одна из функций паузы заключается в группировке слов по логическим требованиям. Длительность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность. Длина пауз колеблется от миллисекунд до нескольких минут и зависит от индивидуальных различий говорящих, типа вербального задания, степени спонтанности и воздействия данной социальной ситуации.

Паузы во время разговора делают для того, чтобы предоставить партнеру возможность высказаться, выиграть время на размышления, придать силу словам, следующим за паузой, переждать отвлечение партнера, отреагировать на невербальные сигналы, свидетельствующие о желании партнера что-то сказать.

Умение держать паузу – порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание. Умение слушать паузу, интерпретировать причины молчания позволяет получить важную дополнительную информацию в процессе коммуникации.

Паузы можно разделить на два основных типа:

ü незаполненные паузы (молчание);

ü заполненные паузы включают в себя некоторые виды вокализаций наподобие «э-э-э», «м-м-м» и почти универсальные «понимаете» и «типа».



Голдман-Эйслер (Goldman-Eisler, 1961), проведя четыре исследования, обнаружил, что незаполненные паузы ассоциировались «с четким стилем речи и относительно непредсказуемыми словесными формулировками», в то время как более высокая скорость заполненных пауз связывалась «с менее четким стилем речи и большей предсказуемостью». Ливант (Livant, 1963) выяснил, что на решение дополнительной задачи требовалось значительно больше времени, если говорящий заполнял паузы в своей речи, чем, если он молчал. Лаллье (Lalljee, 1971) обнаружил, что если говорящий делает слишком много незаполненных пауз, он кажется слушателям тревожным, злым или высокомерным человеком; если в речи говорящего слишком много заполненных пауз, слушатели воспринимают его как тревожного и нудного.

Интересно, что заполненных пауз в мужской речи значительно больше, чем в женской. Обычно мужчин оценивают как более решительных, но Сигман (Siegman, 1987) обнаруживает, что большее количество заполненных пауз обычно ассоциируется с «осторожной и нерешительной речью». Возможно, мужчины испытывают более острый социальный дискомфорт, чем женщины. Однако может быть и так, что заполненные паузы в целом выполняют другие функции, например, помогают говорящему сохранить за собой слово и не передать его собеседнику (ведь таким образом мы указываем, что еще не закончили речь и что по-прежнему «наша очередь), что, вероятно, более характерно для мужчин.

Молчание. Большинство пауз, которые мы рассматривали, относительно коротки. Иногда молчание может затянуться. Молчание может означать практически все что угодно. Поэтому было бы абсурдом составлять список значений молчания. Хотя в некоторых источниках и выделяют некоторые виды молчания: молчание-внимание, молчание-невнимание, молчание-отчуждение, охлаждение отношений, ритуальное молчание (ритуальные паузы, которые подчеркивают серьезные события). Но все же значение молчания, как и значение слов, может быть выведено только после тщательного анализа характеристик взаимодействующих людей, предмета беседы, времени, места, культурных особенностей и т.д.

В число функций молчания входят следующие:

– подчеркивание или акцент, привлечение внимания к определенным словам или идеям;

– оценка поведения другого человека, которая указывает на благосклонность или неблагосклонность, согласие или несогласие либо на атаку (скажем, отсутствие реакции на критическое замечание, приветствие или письмо);

– раскрытие, позволяющее что-то узнать или что-то утаить посредством молчания;

– выражение эмоций – молчаливого отвращения, грусти, страха, гнева или любви;

– ментальная активность, показывающая работу мысли, рефлексию либо молчаливое игнорирование.

Вздохи, стоны, покашливания также представляют собой «говорящие» звуки. Их роль в общении сводится, прежде всего, к выражению определенных состояний (безысходности, нетерпеливости, недовольства и т.п.) и «заражению» окружающих путем вызывания у них аналогичных чувств.


Смех

Мы еще толком не знаем даже, почему

человек смеется, лишь человек и никто другой.

Если захотите рассмотреть человека и узнать его

душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как

он говорит, или как он плачет, или даже как

волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите

лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется

человек – значит, хороший человек… Смех есть

самая верная проба души.

Ф.М. Достоевский

Кто смеется последним, тот дурак

В. Лукьянов

Что касается смеха, то стоит отметить, что в социально-психологической литературе, и в частности в трудах по психологии невербальных коммуникаций, этот феномен экстралингвистической коммуникации либо совсем не рассматривается, либо предлагаются краткие и обрывчатые сведения о данном явлении, или же, что еще хуже, – популярные и околонаучные изыскания (например, если вы при смехе держитесь за подбородок, то вы независимо от возраста сохраняете черты юности; если вы прищуриваете веки, когда смеетесь, то это свидетельствует об уравновешенности, уверенности в себе, незаурядном уме ).

Обратимся для определения данного феномена к толковым словарям.

Смех – выражающие полноту удовольствия, радости, веселья или иных чувств отрывистые характерные звуки, сопровождающиеся короткими и сильными дыхательными движениями.

Смех – хохот, невольное гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа; но есть и смех осмеяния, смех презрения, злобы.

Функции смеха были найдены нами на философском сайте, в статье А.В. Комара «Функциональные особенности смеха в семиотике и философии психологии». Общие функции смеха, выделенные А.В. Комаром, таковы:

социализации – адаптация человека в процессе его становления предполагает усвоение общих схем поведения в типичных ситуациях, следовательно, развитие способности к смеху, и ее успешная реализация свидетельствует об успешной включенности человека в определенный социум. Эта функция выявляет себя также как функция конформизма, этим, в частности, объясняется феномен коллективного смеха (например, в зале кинотеатра). Смех является способом образования чувства общности, включенности в коллектив, где личные эмоции управляются коллективными. Эта функция удобно может быть описана бихевиоризмом, например, в случае, когда ребенок смеется вслед за взрослыми, не понимая самой шутки;

праксиологическая – смех как целенаправленное действие, способ оказать влияние на другого человека, принудить его к чему-либо. Например, саркастический, презрительный смех может быть не выражением отношения, но прямым средством обезоруживания, дезориентации оппонента, равным по силе воздействия выдвижению рациональных аргументом. Смеясь над противником, мы стремимся обесценить его позицию и поставить себя выше. Интересно, что смех осознается детьми в довольно раннем возрасте уже как средство манипуляции, причем важность этой функции переоценивается: усвоив, что смех вызывает позитивную реакцию взрослых, ребенок может пытаться аналогично воздействовать на предметы;

репрезентативная – смех является свидетельством понимания, смехом я подчеркиваю (опять же сознательно и целенаправленно), что «я вас понимаю». Так мы смеемся чьей-либо шутке не потому, что она смешная, а именно потому, что мы понимаем, почему она смешная;

демонстративная – в отличие от предыдущей, эта функция фиксирует непосредственно эмоциональную сторону смеха – смехом мы выражаем свои эмоции как сознательно (например, одобрение), так и несознательно (например, безудержный, заразительный смех есть выражение радостных эмоций; «нервный» смех непроизвольно показывает неуверенность и тревогу);

оппозициирования – если смех рассматривать в широком контексте, а не только в узко-ситуативном, то смех является также универсальным культурным концептом, часто используемым оппозиционным движением для противопоставления себя существующим системам. Прекрасный культурно-исторический анализ этой функции смеха можно найти, конечно же, у М. Бахтина.

Приведенный выше анализ функций смеха с очевидностью указывает на то, что смех определенно отличается от простых физиологических реакций, таких как чихание, тем, что всегда является указанием на эмоциональное или когнитивное состояние человека.

Смех рассматривается как универсальное средство для снятия напряжения в общении. Открытый, естественный смех (смех с широко раскрытым ртом) демонстрирует радость, удовольствие, одобрение. Смех, снимающий напряжение, разряжающий обстановку, чаще всего отражает естественную реакцию на что-то веселое, комичное, он не направлен на демонстрацию своего отношения к партнеру. Демонстративная реакция может сопровождаться язвительным, издевательским, злорадным, ироничным, циничным, смущенным смехом. Наконец, бывает смех искусственный, вымученный как выражение определенной игры, направленной на достижение личных целей.

Смех также является одной из выразительнейших характеристик личности. Наиболее ярко свое отношение к смеху выразил известный немецкий врач XVIII в. Кристоф Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех есть самое здоровое».

Если говорить о видах смеха, то создание его типологии является для психологии в настоящее время достаточно сложной задачей.

В исследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя далеко не все его варианты рождаются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другие оттенки смеха обычно сопровождаются искусственной мимикой. Поэтому целесообразно различать:

а) непроизвольный смех;

б) произвольный демонстративный смех;

в) непроизвольный, но контролируемый смех.

Достаточно интересная типология приводится в книге И.И. Аминова, в которой он рассматривает несколько вариантов смеха.

Смех на «а» (ха-ха) – совершенно открытый, идущий из сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека.

Смех на «э» (хе-хе) – не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, презрения он выражает.

Смех на «и» (хи-хи) – хихиканье, свидетельствующее о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек).

Смех на «о» (хо-хо) – звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым удивлением, протестом, в своей основе – издевательский и протестующий.

Смех на «у» (ху-ху) – указывает на скрытый страх, боязливость натуры.

Интересную попытку перечисления видов смеха сделал не психолог, а теоретик и историк советской кинокомедии Р. Юренев, который написал так: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот перечень веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех!» . Этот перечень интересен своим богатством, своей яркостью и жизнеспособностью. Он получен не путем отвлеченных размышлений, а жизненных наблюдений.

Если рассматривать еще одну классификацию видов смеха, предложенную В. Проппом, то можно отметить, что существует 6 разных видов смеха, определенных в основном по психологической окраске.

Насмешливый смех. Смеяться насмешливым смехом можно над человеком почти во всех его проявлениях. Исключение составляет область страданий, что замечено было еще Аристотелем. Смешными могут оказаться наружность человека, его лицо, фигура, движения; комическими могут представляться его суждения, в которых он проявляет недостаток ума; особую область насмешек представляет характер человека, область его нравственной жизни, его стремления, его желания и цели. Смешной может оказаться речь человека как проявление таких его качеств, которые были незаметны, пока он молчал. Короче говоря, физическая, умственная и моральная жизнь человека может стать объектом насмешливого смеха в жизни.

Исходя из наблюдений чисто количественного порядка, можно установить, что насмешливый смех встречается чрезвычайно часто, что это основной вид человеческого смеха и что все другие виды встречаются значительно реже. С точки зрения формальной логики можно чисто умозрительно прийти к заключению, что есть две большие области смеха или два рода их. Один включает в себя насмешку, другой этой насмешки не содержит. Такое распределение представляет собой классификацию по наличию и отсутствию одного признака. В данном случае она окажется правильной не только формально, но и по существу. Лессинг в «Гамбургской драматургии» пишет: «Смеяться и осмеивать – далеко не одно и то же».

Добрый смех. При добром смехе маленькие недостатки тех, кого мы любим, только оттеняют положительные и привлекательные их стороны. На общем фоне положительной оценки и одобрения маленький недостаток не только не вызывает осуждения, но может еще усилить наше чувство любви и симпатии. Таким людям мы охотно прощаем их недостатки. Такова психологическая основа доброго смеха. В отличие от элементов сарказма и злорадства, присущих насмешливому смеху, мы здесь имеем мягкий и безобидный юмор. Термин «юмор», – говорит Вульс, незаменим, когда автор на стороне объекта «смеха».

Злой смех . При злом смехе недостатки, иногда даже мнимые, воображаемые и присочиненные, преувеличиваются, раздуваются и тем дают пищу злым, недобрым чувствам и недоброжелательству. Таким смехом обычно смеются люди, не верящие ни в какие благородные порывы, видящие всюду одну только фальшь и лицемерие. Психологически злой смех близок к смеху циничному . И тот, и другой виды смеха порождены злыми и злобными чувствами. Но сущность их все же глубоко различна. Злой смех связан с мнимыми недостатками людей, циничный смех вызван радостью чужому несчастью.

Жизнерадостный смех. Все до сих пор рассмотренные виды смеха были прямо или косвенно связаны с какими-то действительными или мнимыми, большими или малыми недостатками тех, кто вызывал смех. Но есть и другие виды смеха – смех жизнерадостный, иногда совершенно беспричинный, или возникающий по любым самым ничтожным поводам, смех жизнеутверждающий и веселый. Таким смехом смеются люди от рождения веселые и жизнерадостные, добрые, расположенные к юмору.

Обрядовый смех. На заре человеческой культуры смех входил как обязательный момент в состав некоторых обрядов, отсюда известен так называемый обрядовый смех. На взгляд современного человека, нарочитый, искусственный смех есть смех фальшивый и вызывает осуждение. Но так смотрели не всегда. Смех в некоторых случаях был обязателен так же, как в других случаях был обязательным плач, независимо от того, испытывал человек горе или нет. Так бывает и в наших реалиях.

Разгульный смех – это смех, который не принимает наличие границ (некоторой сдержанности и чувства меры). Отсутствие границ, полная отдача себя тому, что обычно считается недопустимым и недозволенным и вызывает громкий хохот. На западе этот вид смеха отнесен к самым «низменным». Это смех увеселений, обжорства и пьянства.

Число видов смеха можно было бы и увеличить. Так, физиологи и врачи знают истерический смех. Также чисто физиологическое явление представляет собой смех, вызванный щекоткой. То, что возможны иные виды смеха, довольно очевидно. Рассмотренные виды дают очень приблизительное представление.

Стоит признать, что смех – это не только физиологическая реакция и не только реакция на смешное или комичное, это еще и определенный коммуникативный сигнал, а также невербальная стратегия установления и поддержания отношений, в том числе и интимно-личностных. В иронической поэме Овидия «Наука любви» среди советов девушкам и женщинам обольщения мужчин есть и умение соблазнительно смеяться:

Рот раскрывай не во всю ширину, пусть будут прикрыты

Зубы губами и пусть ямочкой ляжет щека.

Не сотрясай без конца утробу натужливым смехом –

Женственно должен звучать и легкомысленно смех.

А ведь иная, смеясь, неумело коверкает губы,

А у иной, на беду, смех на рыданье похож,

А у иной получается смех завыванием грубым,

Словно ослица ревёт, жернов тяжёлый взвалив.

Смех, действительно, многогранен и многофункционален, поэтому психологической науке еще предстоит детально раскрыть его психологическую сущность, функции, выявить основные виды, определить его роль и значение в процессе межличностного общения.