Что такое школа? Научная школа.

Понятие «школа» существует в нашей жизни почти что с самого детства, сопровождает нас в отрочестве и юности. Система обучения, занятия, преподаватели и ученики. Что же такое школа в общепринятом понимании этого слова?

Ниже представлены происхождение термина, определение понятия и разновидности школ.

Происхождение термина

Первоначально в Древней Греции школа означала свободный досуг, препровождение времени. Затем - занятия на досуге, позже - философские беседы, учеба. В русскую речь слово пришло из польского, а в польский - от латыни - «schola».

Современное определение понятия

Сегодня понятие школа означает учебное общеобразовательное заведение. Оно может сопутствовать названию любого учреждения, где получают общее и специальное образование: музыкальная, художественная, спортивная школы. А также - школа танцев, школа боевых искусств и др.

Виды школьных заведений

Существуют школы: начального образования (с 1 по 4 классы), среднего, профессионального и специального образований. В этом контексте институты и университеты также образно называют - «высшая школа». Также во многих странах существуют частные и государственные школы.

Распределение времени

В школах обычно для учеников вводят четкое распределение учебного времени, которое помогает максимально плодотворному осуществлению занятий. В основном это: урок и перемена. Урок, как правило, длится до 45 минут, а перемена - 15 минут. Также в школах существуют факультативы и дополнительные занятия.

Придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы .

Взгляды внутри школы могут варьироваться, что создаёт предпосылки для появления фракций и раскола, что вызывает возникновение и развитие новых научных школ. Научные школы формируются в рамках кафедр, институтов, стран и объединений учёных любого уровня.

Понятие

Термин «научная школа» употребляется в двух случаях:

  1. Общие взгляды, идеи и интересы объединяют учёных, и приводят к тесному сотрудничеству. Это привлекает новые молодые таланты и на многие годы определяет пути и темпы развития новых областей науки. Рождение такой школы связано со счастливым стечением обстоятельств и требует внешней поддержки.
  2. Небольшой научный коллектив, объединённый организационно, конкретной темой, общей системой взглядов, интересов и традиций , которые сохраняются и развиваются при смене научных поколений.

Признаки научной школы:

Школ становится всё меньше и меньше, потому что все наши знания становятся всё более структурированными. Школы, возможно, остаются как организационные объединения – лаборатории, отделы, в которых вследствие малой текучести кадров сохраняются стабильные группы сотрудников в течение многих лет. У них вырабатывается некоторое сходство во взглядах, в критериях, и это, на мой взгляд, больше похоже на школы. Но в целом, по-моему, в иммунологии и вирусологии школы расплываются, растворяются в общей структуре знаний данной области.

Характеристика

Школа предполагает наличие научного лидера (учителя или идеи, после его смерти) и последователей (учеников) .

Несколько научных школ могут одновременно решать одни и те же научные задачи, однако при этом различаться в теоретических основах (принципах) и практических подходах к их решению, программах, методах и инструментах. Этим объясняется разнообразие результатов, достигнутых учёными разных школ.

Научные школы становятся очагами наиболее интенсивной концентрации творческой энергии, наиболее активно воздействуя на научный прогресс .

Школы - симптом незрелости науки. С утверждением парадигмы и переходом к "нормальной" науке школы сходят со сцены. Устанавливается общность теоретических и методических позиций всех представителей данной науки .

Научная школа характеризуется общими

  • научным языком
  • системой взглядов
  • методами исследований
  • научными ценностями

Научная школа стремится к пропаганде своей научной традиции и своих результатов. Её самоидентификация и обособленность достигается через определение границ исследований.

Этапы через которые проходят научные школы

  1. Исследовательская программа объединяет учёных.
  2. Исследовательский коллектив превращается в школу.
  3. Зарождение нового научного направления, раздела или дисциплины.
  4. Научно-образовательная школа для новых поколений учёных.
  5. Возникновение новых школ из предшествующих.
  6. Конкуренция школ в развитых науках.
  7. Исчерпанность исследовательской программы. Затухание и распад школы.

Вопрос о жизненных циклах научных школ менее всего разработан в научной литературе. Иногда они прекращают своё существование просто из-за нехватки финансирования. Однако, при определении ведущих школ часто не учитывается их жизненный цикл, поэтому зачастую получают поддержку именитые, но застывшие в своем развитии, а не становящиеся и весьма перспективные научные школы .

Вырождение научных школ (их угасание) происходит в двух основных формах: бюрократизации и коммерциализации . Обе эти формы связаны с модернизацией и модификацией уже имеющихся результатов, сводятся к управлению проектами вместо научного поиска, что убивает творчество, а следовательно саму научную школу .

это лестница, ступеньки, которые ведут вверх (лат.); дом радости в процессе познания мира (греч.); учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития подрастающих поколений. Школа - учебно-воспитательное учреждение; выучка, достигнутый в чем-то опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт; направление области науки, искусства; система обязательных учреждений; общеобразовательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе и основы художественной культуры. (1)

Отличное определение

Неполное определение

ШКОЛА

лат. schola, от греч. schole) учебно-воспитательное учреждение (см.Образовательные учреждения). Сложились различные точки зрения на определение понятия "Ш.". Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в Ш. личности, а саму Ш. рассматривают как "подготовку к взрослой жизни", другие специалисты подчеркивают образовательные функции Ш., ряд педагогов считает основными в Ш. воспитательные аспекты. В реальности Ш. объединяет в себе множество функций, включая и те, на которых сосредоточивают свое внимание приведенные точки зрения. Существует также большое число самых различных классификаций типов и видов Ш. Школы могут содержаться на средства государства или частных лиц и организаций (см. Негосударственные образовательные учреждения, Частные школы). По характеру сообщаемых знаний Ш. делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). По различным принципам организации образования и обучения выделяются: единая школа, трудовая школа (ее подвид - иллюстративная школа). Для детей, не имеющих условий для нормального воспитания, создаются школы-интернаты, для детей, нуждающихся в лечении, - санаторно-лесные школы и др. Получила развитие авторская школа, а также ее виды: адаптивная школа, школа "диалога культур", "школа самоопределения", вальдорфские школы (см. Вальдорфская педагогика), школы развивающего обучения и др. В современном мире Ш. играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование. На протяжении всей истории человечества одним из осн. вопросов педагогики было взаимодействие "школы и жизни". Уже в первобытном обществе в подготовке к инициации видны осн. черты формальной Ш., какой она сохранилась до настоящего времени: она дополняет стихийную, естественную, в частности семейную, социализацию. В повседневной жизни растущему человеку для приобретения необходимых ему и сообществу качеств недостаточно только практического показа и подражания. Для достижения этих целей нужно также сообщение и усвоение концентрированного, специально отобранного знания; нужны упражнения, чтобы овладеть сложными умениями. Отбор содержания школьного образования (см. Содержание образования) определяется более или менее осознанными его целями и принципами, т.е. предполагает осмысленный план или программу образования. Образование осуществляется в Ш. как институции, которая обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числа более совершенных и опытных людей (учителей, воспитателей) со многими менее совершенными и опытными (учащимися, воспитуемыми). Содержание образования сообщается и усваивается благодаря особому взаимодействию учителей и учащихся - преподаванию и обучению. Школьное образование признается успешным, когда завершается публичной демонстрацией приобретенных знаний и умений - экзаменами. Образование общества со времен первых цивилизаций осуществляется в рамках формального образования - теоретического образования с элементами стажировки, практики и с экзаменами. Система образования, выучка, приобретенный опыт. Направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством осн. взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов. См. также Негосударственные образовательные учреждения, Основная школа



Школа

Шко́ла

сущ. , ж. , употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? шко́лы , чему? шко́ле , (вижу) что? шко́лу , чем? шко́лой , о чём? о шко́ле ; мн. что? шко́лы , (нет) чего? шко́л , чему? шко́лам , (вижу) что? шко́лы , чем? шко́лами , о чём? о шко́лах

1. Школой называется учебное заведение, в котором дети в возрасте 6–17 лет получают общее образование, а также само здание этого учебного заведения.

Городская, сельская школа. | Поступить, ходить в школу. | Ученик, выпускник школы. | Окончить школу. | Физико-математическая, английская школа.

2. Школой-интернатом называется средняя общеобразовательная или специализированная школа, где дети живут и учатся.

3. Школой называется вся система общего образования.

Традиции русской школы. | В своём развитии современная российская школа столкнулась с целым рядом серьёзных трудностей, которые отрицательно повлияли на качество естественно-научного образования.

4. Заочную школу учащиеся посещают не каждый день, а только во время зачётов, экзаменов и т. п.

5. Вечерняя школа - это общеобразовательная школа для молодых людей, которые днём заняты на работе, или для тех, кто не мог посещать среднюю школу по причине болезни и т. п.

7. Музыкальной, художественной, спортивной и т. п. школой называется учебное заведение, где детям преподают специальные знания обычно в вечернее время, после окончания учебного дня в общеобразовательной школе.

8. Высшая школа - это система профессионального образования для тех, кто окончил среднюю школу, а также общее название для университетов, институтов и т. д.

об упражнениях, знаниях, умениях

9. Школой называют систему приёмов, обязательных упражнений, видов работ при овладении каким-либо мастерством, искусством.

Начальная школа игры на гитаре. | Композиция и натюрморт входят в школу графики.

10. Школой называют те знания, опыт, которые человек самостоятельно приобретает в течение жизни.

Пройти тяжёлую трудовую школу. | Иметь за плечами превосходную школу. | Служба в армии - это суровая школа.

11. Школой называется направление, течение в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т. п., которые имеют существенные отличия от других направлений, течений и т. д.

Шахматная школа. | Итальянская живопись делится на школы. | Литературные школы XVIII века. | Создать свою школу в науке.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "школа" в других словарях:

    школа - школа … Нанайско-русский словарь

    Школы, жен. [греч. schole]. 1. Низшее или среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ. 2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных). Сельская школа. Начальная школа. Народная школа.… … Толковый словарь Ушакова

    Основана: 1982 Директор: Багурина Светлана Александровна Тип: средняя общеобразовательная школа Адрес: Россия, 183053, Мурманск, ул. Героев Рыбачьего, д. 58 … Википедия

    , техникумы , училища и т. д.)

  • специального образования, в том числе высшего (технического, экономического, юридического,

    Распределение школьного времени

    Школьное время в общем и целом распределяется на три этапа: урок, перемена и «продлёнка». Урок и перемена чередуются между собой некоторое количество раз, а «продлёнка» завершает учебный день.

    • Урок - занятие школьников по предметам.
    • Перемена - отдых между уроками.
    • «Продлёнка» (полн. группа продлённого дня, ГПД) - нахождение ученика в школе после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность подготовки уроков), если нет возможности нахождения ребёнка дома.
    • Элективы (элективные курсы), факультативы (как правило, проводятся после основных занятий).

    Оценки

    В школах не различают оценки (как качественную информацию обратной связи при обучении) и отметки (количественное выражение оценки). Поэтому оценкой называют всё: и отметки, и собственно оценки. Оценки в российских школах ставятся, как правило, по пятибалльной системе (от 1 до 5).

    • Неудовлетворительными являются оценки 1 и 2 (официальное название - неудовлетворительно ).
    • Оценка 3 (официальные названия - удовлетворительно или посредственно ) является минимальной удовлетворительной оценкой и, как правило, считается недостаточно высокой.
    • Оценка 4 (официальное название - хорошо ) часто считается «выше средней».
    • Оценка 5 (официальное название - отлично ) является лучшей возможной.

    Уровень знаний в 3 балла и выше называется успеваемостью , в том числе в 4 балла и выше - качеством знаний (например, в официальных документах: «успеваемость по классу - 80 %, качество знаний - 70 %» - то есть 80 % учеников имеют оценку 3 балла и выше, из них 70 % - 4 балла и выше).

    Иногда к оценке добавляется плюс или минус. Например, оценка 4+ (4 с плюсом) выше, чем 4 , но ниже, чем 5− (5 с минусом), а 5− ниже, чем 5 . Как правило, плюсы и минусы в дальнейшем не учитываются. За четверть, за год и в аттестат оценки с плюсом или минусом не ставятся. К неудовлетворительным оценкам (1 и 2 ) плюсы и минусы практически никогда не добавляются. Оценка 1 ставится крайне редко. Существуют полуофициальные «правила», запрещающие в официальных документах (например, в классных журналах) употреблять плюсы и минусы.

    Кроме этого подразумевается определённая механика вывода «рубежной отметки» (за четверть, полугодие, семестр, триместр) из текущих отметок. Чаще всего этот механизм сильно похож на расчёт среднего арифметического с приоритетом последних значений.

    Есть и дифференцированная система оценок (10-балльная, 12-балльная и даже 20-балльная). 20-балльная является основной системой оценок в школах Франции , 12-балльная - в школах Украины , а 10-балльная - в школах Белоруссии , Молдавии , Латвии , Литвы , Грузии и Армении. Также существуют буквенные и иные системы оценивания знаний.

    Нововведения

    Проект внедрения электронных учебников

    Весной 2013 года в 75 школах был проведён эксперимент длительностью в 60 дней, на основании которого учителя смогли сделать вывод о положительной динамике использования электронных учебников в образовательном процессе. Однако было отмечено, что проект нуждается в доработке.
    До 2015 года было проведено ещё несколько стадий тестирования, по результатам которых согласно принятому закону с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на те учебники, для которых будет выпущена электронная версия.
    Электронный учебник является частью проекта «Электронная Образовательная Среда», инициированного мэром Москвы Сергеем Собяниным . Данный проект - это единое образовательное поле, в котором размещены различные идеи:

    • планшет учащегося;
    • планшет учителя;
    • электронный дневник;
    • информационная система «Посещение и питание».

    В настоящее время проект является пилотным - по данным на май 2015 года в нём участвует 2500 учащихся и 60 преподавателей.
    Электронный учебник как часть «Электронной Образовательной Среды» - это конструктор, используя который учитель собирает в единое целое текст учебника, интерактивное содержание и дополнительные материалы. Как и бумажный, он является индивидуальным инструментом каждого ученика. Посредством интернета, электронный учебник автоматически обновляется, а на сервер могут отправляться результаты тестов и контрольных работ .

    Изучение передовых технологий в рамках предмета «Технология»

    В 1943 году в СССР в семилетних и средних школах Москвы , Ленинграда , столиц союзных республик , областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров было введено раздельное обучение мальчиков и девочек, которое проводилось до 1954 года.

    Современная школа в различных странах

    В России

    В большинстве школ принята 5-дневная рабочая неделя (выходные - суббота, воскресенье) или 6-дневная (выходной - воскресенье), ежедневно по 4-8 уроков (согласно новым СанПиН, не более 5 в 1-4 классах, не более 6 в 5 и 6 и не более 7 в 7-11 классах). При такой системе приняты уроки длиной 45 минут (бывают короче, но, как правило, не менее 35 минут). Уроки разделяются переменами по 5-20 минут каждая. Кроме обучения в классах ученики выполняют домашние задания (для младших школьников задания на дом, по усмотрению учителя, может и не быть).

    профильные): с углублённым изучением ряда предметов - иностранного языка, физико-математические, химические, инженерные, биологические и т. п. От обычных отличаются дополнительной учебной нагрузкой по предметам специализации. В последнее время развивается сеть школ полного дня, где дети не только получают общее образование, но с ними проводится большой объём внеурочной работы, действуют кружки, секции и другие объединения дополнительного образования детей .

    Кроме общеобразовательных школ, в России есть и - музыкальные , художественные, спортивные

    Численность школ в РФ за 2005-2010 годы сокращена на 12377 единиц .

    Реформа образования

    8 мая 2010 года в России президентом был подписан Федеральный закон № 83, на основании которого с 1 января 2011 года большая часть школ перестала получать обязательное государственное финансирование. 29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. Согласно этому закону школы могут самостоятельно утверждать штатное расписание, распределять фонд оплаты труда и оказывать платные образовательные услуги школьникам . Как следствие, в Москве выросла средняя зарплата учителя. В 2010 году она составляла 39,2 тыс. рублей в месяц, а в 2013 уже 64,1. К концу 2014 года она достигла 70,2 тысяч рублей. Средняя зарплата учителя в Москве с 2010 года выросла на 79 % .

    С 1 октября 2014 года российские школы перешли на платную «продлёнку» . Согласно ФЗ об образовании, бюджетные организации самостоятельно принимают решение о переходе на платный режим, а также устанавливают плату, взимаемую с родителей учеников за оказанные дополнительные услуги .

    В Германии

    «Бисмаркшуле»

    Система оценок знаний в количественной форме в Германии прямо противоположна российской. Высшим баллом считается единица, наихудшим баллом шесть. По объёму предлагаемых знаний школы Германии отличаются весьма сильно. На первом месте стоит гимназия, на последнем - основные школы. Переход ученика из школы одного типа в школу с более высокими требованиями к знаниям чрезвычайно затруднён.

    В Швейцарии

    Все школы в Швейцарии делятся на 2 типа: государственные и частные. Все государственные учебные заведения бесплатные, в них учится большинство местных жителей. Все государственные школы работают по национальной системе образования - Matura , которая считается одной из самых сильных в мире. Её главной особенностью является обязательное изучение 3 языков - двух государственных на выбор и одного иностранного. Швейцария состоит из трёх частей - немецкой, французской и итальянской. Соответственно, в каждой части страны учебные заведения работают по различным вариантам национальной программы - франкоязычная Matura, немецкоязычная и италоязычная, каждая из которых максимально приближена к школьным стандартам соседних Германии, Франции и Италии. Соответственно, эти программы считаются эквивалентными друг другу.

    Частные школы рассчитаны на иностранцев, поэтому работают они фактически по всем международно признанным национальным стандартам школьного образования. Есть и ноу-хау: изобретённые именно в Швейцарии специальные школьные программы:

    • Международная программа IB (International Baccalaureate), призванная за 3-4 года подготовить ученика к поступлению в лучшие университеты мира.
    • Finishing School - школа для девушек, где помимо качественного образования научат и дипломатическому этикету, и хорошим манерам.

    Аттестаты о полном среднем образовании всех швейцарских школ, вне зависимости от программы обучения, признаются во всей Европе, а также Америке, Австралии и других странах. Для зачисления в любой вуз необходимо наличие проходного балла и подтверждение знания языка преподавания.

    В Туркменистане

    Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая, делится на четыре четверти . Между каждыми четвертями есть каникулы («летние», «осенние», «зимние» и «весенние»). В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года - годовая оценка. Иногда вместо или вместе с оценками за четверть ставятся и оценки за полугодие. При неудовлетворительных годовых оценках ученик может быть оставлен на второй год.

    В большинстве школ принята 6-дневная рабочая неделя (выходной - воскресенье), ежедневно по 4-7 уроков. При такой системе приняты уроки длиной 45 минут. Кроме обучения в классах ученики выполняют домашние задания (для младших школьников задания на дом может по усмотрению учителя и не быть).

    Общее среднее образование получают учащиеся 11-12 классов . Для поступления в высшее учебное заведение обычно требуется полное среднее образование: аттестат средней школы, либо документ об окончании среднего профтехучилища, либо диплом техникума.

    В системе общего образования могут также быть специализированные средние школы или отдельные классы (предпрофильные и профильные): с углублённым изучением ряда предметов - иностранного языка, физико-математические, химические, инженерные, биологические и т. п. От обычных отличаются дополнительной учебной нагрузкой по предметам специализации.

    Кроме общеобразовательных школ в Туркменистане есть и учреждения дополнительного образования детей - музыкальные , художественные, спортивные и т. д., которые не решают задач общего образования, а ориентированы на цели развития у детей творческого потенциала, выбора ими жизненного самоопределения, профессии.